По какому мазхабу живут в чечне. Ислам на Кавказе: история и современность

Дагестанские богословы призвали мусульман не вступать в брак с православными женщинами

Алимы (богословы) канонического отдела Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМ РД) вынесли и распространили в исламских СМИ фетву (религиозное установление), согласно которой правоверным следует проявлять осторожность, выбирая себе в жены русских девушек. Согласно Корану мусульманам дозволено жениться на женщинах из так называемых народов Писания, исповедующих иудаизм или христианство. Но ситуация, сложившаяся в последнее время в России, по мнению дагестанских алимов, во многом уникальна. Активная миграция из кавказских республик в Центральную Россию привела к большому количеству межнациональных браков. В подавляющем большинстве случаев женихами выступают мусульманские мужчины, а невестами – православные девушки. Давно замечено, что эта практика лишает надежды на семейное счастье многих представительниц кавказских народов, которым просто «не хватает» мужчин, а выходить замуж за иноверцев запрещают как Коран, так и кавказские обычаи.

Сложно сказать, этими ли житейскими соображениями или чисто богословскими мотивами руководствовались дагестанские алимы, вынося свою фетву. Руководитель канонического отдела ДУМ РД Магомед-хаджи Магомедов сообщил корреспонденту «НГР», что поводом для постановления стали неоднократные обращения в адрес алимов от мусульман, выезжающих на заработки в европейскую часть страны.

«Обращаю ваше внимание на то, что указанная фетва распространяется на последователей богословско-правовой школы имама Мухаммада аш-Шафии, – подчеркнул Магомедов. – В Дагестане более 90% мусульман следуют этому мазхабу. Другие три богословские школы, приверженцы которых проживают в России, придерживаются по этому поводу другого мнения». Шафиитского мазхаба (богословско-правовой школы) придерживаются многие народы Дагестана, Чечни и Ингушетии. В Поволжье и среди тюркских народов Северного Кавказа (кумыков и ногайцев) распространен ханафитский масхаб, менее строгий во многих вопросах. Для последних дагестанская фетва не предназначена.

«В шафиитском масхабе существуют определенные условия, при которых христиане или иудеи считаются людьми Писания, – говорит Магомед-хаджи Магомедов. – Если народ, к которому принадлежит девушка, исповедует одну из этих религий с тех времен, когда еще не был ниспослан Коран, то их можно брать в жены. А если народ принял их после возникновения ислама, шариат представителей этих народов не считает людьми Писания».

Шафиитский мазхаб распространен во многих арабских странах. Известно, что мусульмане брали в жен христианок и во времена Халифата, и в наши дни. Но тогда речь шла об арабках-христианках или, допустим, грузинских пленницах (вспоминается «Бахчисарайский фонтан» Пушкина), чьи предки приняли христианство задолго до миссии Пророка Мухаммада. Славянский мир, в том числе и Россия, – совершенно другое дело.

Вот как об этом говорится в фетве ДУМ Дагестана: «Хотелось бы особо обратить внимание на мусульман, живущих в России, которые, слепо ссылаясь на то, что разрешается брать в жены женщин Писания, женятся на христианках из России и союзных государств, тогда как Россия приняла христианство в 988 году по Григорианскому календарю. Это спустя 397 лет после того, как был ниспослан Пророк Мухаммад, то есть после того, как эта религия была отменена».

«Мы не можем утверждать, что в России нет коренных христиан, Россия – страна большая, – добавляет Магомедов. – Мы призываем в этой фетве людей, которые, ссылаясь на разрешение жениться на девушках из народов Писания, не знают, соответствует ли ее народ этим критериям. И если есть сомнения, то лучше воздержаться, чем делать это слепо».

Чтобы получить более широкое представление о взглядах исламских законоведов на эту проблему, «НГР» обратились за разъяснениями к ведущему научному сотруднику Института востоковедения РАН, председателю Российского общества исламоведов профессору Тауфику Ибрагиму. В тексте дагестанской фетвы дается ссылка на сочинение «Му’ни аль-Мухтадж» шафиитского законоведа XVI века Хатиба аш-Ширбини. По нашей просьбе профессор Ибрагим изучил нужный фрагмент книги. «Хатиб аш-Ширбини приводит одно из мнений шафиитских богословов по данному вопросу, – пояснил исламовед. – Но сказать, что это общепринятая среди шафиитских законоведов точка зрения, будет натяжкой. Ширбини приводит и другие мнения, хотя сам и склоняется к вышеуказанному мнению, но не категорично. Это нормальное для исламского права явление, когда отдельные законоведы высказывают особое суждение по тому или иному каноническому вопросу, но оно не становится преобладающим», – добавил Тауфик Ибрагим.

«Эта фетва ничего нового в себе не несет, – заявил в разговоре с корреспондентом «НГР» исламовед Роман Силантьев. – Известно, что только ханафитский мазхаб суннитского направления в исламе позволяет мусульманам жениться на христианках, не принуждая их к принятию ислама».

Однако обоснование фетвы, данное каноническим отделом ДУМ РД, может иметь развитие, далеко выходящее за пределы мусульманского семейного права.

«Возникает целый ряд богословских казусов, – заметил Роман Силантьев. – Если большинство населения России составляют, согласно этому мнению, не люди Писания, то российские мусульмане живут в государстве язычников. Возникает вопрос: а как себя надо вести мусульманам в такой ситуации? Ваххабиты считают, что надо воевать против такой страны. Пользуясь такой же аргументацией, они уничтожают христиан и евреев как язычников. С подобного рода обоснованиями, на мой взгляд, надо быть осторожными, поскольку тем самым умеренные мусульмане льют воду на мельницу ваххабитов», – уверен исламовед.

Роман Силантьев в своих исследованиях часто отмечает роль ДУМ Дагестана в борьбе с радикальными приверженцами «чистого ислама». Тем большее удивление у него вызывает фетва, в которой русское православие называется «искаженным» христианством. Хотя это религиозное постановление предназначено лишь для части мусульман, но дагестанское Духовное управление – одно из самых влиятельных в российской умме, а дагестанские мусульмане известны своей ревностью в соблюдении религиозных традиций. По количеству входящих в него общин ДУМ РД уступает лишь Казанскому муфтияту. «Надеюсь, что это имеет случайный характер, потому что не хотелось бы видеть среди дагестанских приверженцев традиционного ислама врагов христиан», – заключил Роман Силантьев.

В фетве дагестанских алимов прослеживаются следы того противоречия, которое пронизывает жизнь религиозных общин в наше время. С одной стороны, истоком для любого вероисповедания служит традиция, уходящая корнями во времена и обстоятельства глубокой древности. С другой стороны, верующие живут в условиях современного мира, построенных в основном на универсальных принципах международного права. Поэтому, отвечая на запросы мусульман, отправляющихся на заработки в современный мегаполис и сталкивающихся с реалиями сегодняшнего дня, алимы решают их проблемы, опираясь на книжную традицию. Отсюда в тексте фетвы, предназначенной для российских граждан, появляются упоминания о неконституционной возможности многоженства, «разделении ночей» между женами, лишении жены наследства или принуждении ее к отказу от употребления в пищу свинины. Появляются и некорректные суждения о представителях других религий, возможно, безупречные с точки зрения шариата, но режущие глаз и ухо человека иной традиции. Тесное сожительство различных народов требует от религиозных лидеров особой осторожности в заявлениях и тем более в поступках.

Андрей Мельников

Оригинал взят у mehdi_shams в "Хукм" сокрытия лица и кистей рук в шафиитском мазхабе

Говорит шейх Мухаммад Адиб аль-Кялькаль аш-Шафии, да хранит его Аллах Таала, в книге "Хукмуль ислам фи нназари валь аура" (стр. 30)

"Согласно мнению шафиитов, при рассмотрении вопроса об обнажении женщиной лица и кистей рук следует рассмотреть три возможных ситуации:

1. При взгляде на эти обнаженные лицо и кисти рук существует серьезная опасность впадения в смуту, которая может привести к недозволенной половой связи или к желанию уединиться с посторонней женщиной. В таком случае и взгляд, и обнажение указанных частей тела является абсолютно запретным согласно единодушному мнению исламских ученых, как указал на это имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах Таала.

2. При взгляде на открытые лицо и кисти рук мужчина испытывает сексуальное наслаждение, которое, впрочем, не настолько сильно, чтобы ввергнуть человека в смуту. Однако и в этом случае на женщине лежит обязанность сокрытия лица и рук от кончиков пальцев и до самого запястья, как с внешней, так и внутренней стороны.

3. При взгляде на указанные части тела мужчина не испытывает полового влечения, равным образом не существует ни малейшей опасности впадения в смуту. Относительно такой ситуации шафииты высказывают следующих два мнения:

а. Согласно верному мнению, не дозволяется смотреть на обнаженные лицо и кисти рук женщины в любом случае, даже когда мужчина не опасается смуты и не испытывает сексуального наслаждения во время обращения взгляда. Данное мнение высказали следующие шафиитские ученые:

ан-Навави в книге "аль-Минхадж";

аль-Истахри;

Абу Али ат-Табари;

Абу Мухаммад;

Абу Исхак аш-Ширази;

ар-Раваяни;

И имам аль-Джувайни, да будет доволен им Аллах Таала, подтверждая истинность сей позиции, ссылается на согласие исламских шейхов относительно того, что женщинам не дозволяется покидать свои дома, обнажив лица свои. Также взгляд на женское лицо способствует возникновению полового влечения и сопряжен с возможностью впадения в смуту, которое может привести к прелюбодеянию. Ведь сказал Всевышний Аллах: "Скажи (о, Пророк) верующим, дабы потупляли они очи свои" (сура ан-Нур, 30-ый аят).

Кроме того, стремление предотвратить пагубные последствия, а также отстранение от детального рассмотрения сих состояний (т.е. со страстью ли смотрят или без нее), как в случае уединения с посторонней женщиной (что есть "харам" в любом случае), более соответствует заложенным в Шариате высшим принципам нравственности и справедливости.

Сказал имам Такиюддин ас-Субки, да будет доволен им Аллах Таала:

"То что лицо женщины и кисти рук её являются "ауратом", с точки зрения взгляда на них (со стороны постороннего мужчины), но не с точки зрения условий действительности "ас-солята", более всего соответствует фикховым правилам (аль-Каваид), разработанным шафиитскими учеными".

б. Данная позиция состоит в дозволенности взгляда на лицо и кисти рук, а также в дозволенности обнажения их перед посторонним мужчиной при условии отсутствия полового влечения и опасности впадения в смуту. Сказал Всевышний Аллах в суре "ан-Нур" (31-ый аят):

"И пусть не показывают они (женщины) свои красоты, кроме того, что явлено из них". По мнению толкователей Курана, под словами Аллаха Таала "кроме того, что явлено из них" следует понимать дозволенность открытия лица и кистей рук. Данное мнение о дозволенности их обнажения имамы ан-Навави и ар-Рафии, да будет доволен ими обоими Аллах Таала, отнесли к большинству шафиитских шейхов. Сказано в книге "аль-Мугиммат":

"Это мнение - истина в виду того, что большинство шейхов разделяет его..."

Сказал имам аль-Булькыни, да будет доволен им Аллах Таала:

"Предпочтение одного мнения перед другим зависит от силы "далиля" из Курана и Сунны по степени явности указания на "хукм". Поэтому, если будешь исходить из слов Всевышнего Аллаха: "Скажи (о, Пророк) верующим, дабы потупляли они очи свои" (сура ан-Нур, 30-ый аят), а также из шариатского принципа предотвращения дурных последствий (садду ззараиа), придешь к предпочтению мнения о запретности обнажения лица и кистей рук. Если же будешь исходить из слов Аллаха Таала: "И пусть не показывают они (женщины) свои красоты, кроме того, что явлено из них". (сура "ан-Нур", 31-ый аят), придешь к предпочтению мнения о дозволенности обнажения сих частей тела. Однако "фетва" мазхаба Шафии основывается на том, что говорит имам ан-Навави в книге "аль-Мингадж"".

То есть первое мнение, указывающее на недозволенность обнажения лица при любых обстоятельствах, есть самое предпочтительное мнение в шафиитском мазхабе".

(Здесь кончаются слова из книги "Хукмуль ислам фи нназари валь аура", стр. 30)

В конце следует сказать, что, хотя "фетва" в шафиитском мазхабе состоит в запретности взгляда на лицо и кисти рук, а также обнажения их при любых обстоятельствах, шафииту разрешено следовать второму мнению, состоящему в дозволенности открытия сих частей тела при обязательном условии отсутствия полового влечения и опасности впадения в смуту. Все это вследствие необходимости, состоящей в том, что большинство женщин сегодня выходит из дома на улицу и в общественные места. По этому вопросу имам Ибрагим аль-Байджури, да будет доволен им Аллах Таала, в "аль-Хашия" (том I, стр. 181) говорит:

"Дозволяется следование второму мнению особенно в наше время, когда многие-многие женщины выходят из дому на улицу и рынки".

Шафи‘и́тский мазха́б (ар. ُّاَلْمَذْهَبُ الشَّافِعِي [аль-маз̱хаб аш-ша̄фи‘ийй]‎) - одна из правовых школ в суннитском исламе, основателем которой является Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и. Согласно многим источникам, имам аш-Шафи‘и основал свой мазхаб после глубокого изучения ханафитского, маликитского и других мазхабов своего времени .

Основатель

Имам аш-Шафи‘и родился в Газзе (Палестина), в 767 году, в год кончины имама Абу Ханифы. Имам аш-Шафи‘и является курайшитом, а его родословная восходит к роду пророка Мухаммада ﷺ и пересекается с ним на Абд Манафе. Аш-Шафи‘и рано осиротел и рос Мекке, куда он пе­ре­ехал со своей матерью в возрасте двух лет. В семь лет он выучил наизусть Коран , а в 13 лет - книгу аль-Муватта имама Малика, а также получил глубокие религиозные знания у мек­кан­ских учёных. После этого он с матерью переехал в Медину, где учился у имама Малика око­ло десяти лет .

Согласно некоторым источникам, имам аш-Шафи‘и обучался у многих шейхов из Мекки, Ме­ди­ны, Йемена, Ирака и получил глубокие знания об исламе и арабском языке. Более известными среди них являются двадцать наставников - пять из Мекки, наиболее известными среди которых являются великий хадисовед Суфйан ибн ‘Уйайна и муфтий Мекки Муслим аз-Занджи; шесть из Медины, наиболее известный среди них - основатель маликитского мазхаба Малик ибн Анас; четыре из Йемена, наиболее известный среди них - судья Саны Мутарраф ибн Мазин ас-Са­н‘а­ни; и пять из Ирака, а наиболее известный среди них - ученик имама Абу Ханифы Му­хам­мад ибн аль-Ха­сан аш-Шай­ба­ни . Он умер на 54 году жизни в последнюю ночь месяца раджаб 204 года по хиджре (820 г.).

Мусульманские богословы высоко ценили вклад имама аш-Шафи‘и в развитие исламского права. Дауд Али аз-Захири сказал: «Аш-Шафи‘и обладал такими достоинствами, которыми не объединились ни в ком другом: благородный род, правильная религия и убеж­де­ния, великодушие, знания о достоверности и слабости хадисов, об отменённых и отменяющих хадисах, знание Корана и сунны, жиз­не­о­пи­са­ния халифов, хорошие книги». Ахмад ибн Ханбаль сказал про него: «От Пророка ﷺ передается, что Всевышний Аллах по­сы­ла­ет этой общине в начале каждого сто­ле­тия человека, обновляющего религию. ‘Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз был в начале первого сто­ле­тия, и я надеюсь, что аш-Шафи‘и является обновителем другого столетия». Также имам Ахмад сказал: «Аш-Шафи‘и был как солн­це для этого мира, и как здоровье для тела. Разве существует им замена?» .

Имам аш-Шафи‘и оставил после себя огромное наследие по исламским наукам, наиболее яркими из его достижений считаются знания по фикху. Он также основал науку усуль аль-фикх , которую изложил в книге «ар-Рисаля» . Имам аш-Шафи‘и оставил после себя много учеников, которые систематизировали его мазхаб и распространяли его в разных уголках мусульманского мира. Их имена будут упомянуты далее, в разделе «Авторитетные учёные шафи‘итского мазхаба». Стоит также отметить, что наиболее известным учеником имама аш-Шафи‘и является великий хадисовед и основатель ханбалитского мазхаба Ахмад ибн Ханбаль .

Образование мазхаба

Имам аш-Шафи‘и объединил фикх Хиджаза (школа правовой мысли маликитов) с фикхом Ирака (школа правовой мысли ханафитов) и создал новый мазхаб, положения которого он диктовал своим ученикам в виде книги, называющейся «аль-Худжа» («Свидетельство»). Книга эта диктовалась в Ираке в 810 году и ряд его учеников (среди этих учеников были Ахмад ибн Ханбаль, а также Абу Саур, ос­но­ва­тель собственного мазхаба) запомнили её наизусть, пересказывая содержание другим. Эту книгу и начальный период преподава­ния аш-Шафи‘и обычно называют аль-мазхаб аль-кадим («старая школа мысли»), чтобы разграничить её со вторым периодом, начавшимся после прибытия аш-Шафи‘и в Египет . Здесь он впитал фикх имама аль-Ляйса ибн Са‘да и продиктовал своим ученикам аль-мазхаб аль-джадид («новая школа мысли») в виде другой книги, которая называется «аль-Умм» («Сущность»).

Благодаря его контакту с совершенно новой совокупностью хадисов и рассуждений по правовым вопросам, который он имел в Египте, аш-Шафи‘и в своей новом видении, аль-мазхаб аль-джадид пересмотрел и изменил многие из своих мнений по вопросам права, ко­то­рых он придерживался в Ираке. Имам аш-Шафи‘и знаменит ещё и тем, что он был первым имамом, систематизировавшим ос­но­во­по­ла­гаю­щие принципы фикха, которые он изложил в своей книге под названием ар-Рисаля .

Начальное распространение мазхаба

Имам аш-Шафи‘и оставил после себя множество учеников, которые после него начали усердно распространять шафи‘итский мазхаб. Однако так получилось, что вначале наибольшее распространение мазхаб получил в Ираке и Хорасане . Два этих направления в даль­ней­шем получили названия: «Иракская ветвь» и «Хорасанская ветвь». Обе эти мини-школы шафи‘итского мазхаба имели не­боль­шие разногласия между собой, но все они завершились в эпоху имама ар-Рафи‘и .

Имам ар-Рафи‘и и появившийся вслед за ним имам ан-Навави считаются реформаторами шафи‘итского мазхаба. Благодаря их ста­ра­ни­ям шафи‘итский мазхаб стал единым и прочным, так как они окончательно объединили иракскую и хорасанскую ветви, а также де­та­ль­но разобрали большинство вопросов шафи‘итского мазхаба, с последующим вынесением своих суждений по многим воп­ро­сам .

Источники права, используемые мазхабом шафи‘итов

Правоведы шафи‘итского мазхаба при вынесении правовых суждений опираются на следующие источники:

  • Коран . Имам Аш-Шафи‘и ничем не отличается от всех имамов суннитских мазхабаов в плане бескомпромиссной позиции от­носительно первенства Корана среди всех источников исламского права. Он в огромной мере полагался на Коран, как, впро­чем, и все до него, добавляя только те новые мысли, знания и понимание которые возникали у него в результате глубокого изучения смысла Корана.
  • Сунна . Имам аш-Шафи‘и заложил лишь одно условие приемлемости хадисов, а именно - их достоверность (сахих ). Он отверг все другие условия, установленные имамами Абу Ханифой и Маликом. Он также выделялся своим огромным вкладом в такую область науки, как критика хадисов.

Отдельно стоит отметить, что Коран и Сунну правоведы шафи‘итского мазхаба, подобно всем суннитским мазхабам, рассматривают как две части Божественного Откровения (вахй ). И они апеллируют к сунне для лучшего понимания Корана .

Аш-Шафи‘и отвергал принцип истихсан , применявшийся Абу Ханифой, и принцип истислях , применявшийся Маликом, ибо, по его мнению, они основываются главным образом на субъективных рассуждениях человека там, где уже есть законы Божественного От­кро­ве­ния .

Согласно некоторым источникам, также среди особенностей шафи‘итского мазхаба можно выделить следующее:

Авторитетные ученые шафи‘итского мазхаба

Ученые шафи‘итского мазхаба получили широкую известность по причине своих огромных знаний. Многие из них были известны всем мусульманам, а их труды стали книгами, которые заучивали наизусть представители всех мазхабов. Также следует отметить, что среди шафи‘итских учёных больше всего муджтахидов-мутляк , муджтахидов мазхаба, учёных усуль аль-фикха и так далее. Без сомнений, большинство этих имён известно не только студентам, приобретающим шари‘атские знания, но и простым мусульманам, читающим исламскую литературу. Все они оставили весомый вклад в развитии исламской уммы в общем и исламского права (фикх ) в частности .

У имама аш-Шафи‘и были ученики в Ираке, Хиджазе и Египте. К наиболее известным ученикам имама аш-Шафи‘и, передавшим его аль-мазхаб аль-кадим относятся:

  • аз-За’фарани;
  • аль-Карабиси;
  • Хармаля аль-Мисри;
  • Абу Саур.

А его аль-мазхаб аль-джадид передали:

К наиболее известным ученым шафи‘итского мазхаба относятся:

  • Абу Хамид Мухаммад аль-Газали;
  • Имам аль-Харамайн аль-Джувайни;
  • ‘Абд аль-Карим аль-Казвини ар-Рафи‘и;
  • Мухйи ад-дин ан-Навави;
  • Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни;
  • Джамаль ад-дин аль-Иснави;
  • Ибн Хаджар аль-Хайтами и многие другие.

Известные труды шафи‘итского мазхаба

Ареал

На сегодняшний день шафи‘итский мазхаб распространён почти во всех странах, где проживают мусульмане, и занимает второе место по численности последователей после ханафитского. Он распространён в таких странах как Сирия, Палестина, Ливан, Иордания, Ирак, Иран, Египет , Йемен, Оман, Малайзия, Индонезия, Бруней, Таиланд, Филиппины, Сомали, Коморские острова, Индия, Па­ки­с­тан, Турция и многих других уголках исламского мира. В некоторых странах, как в Брунее, идеология шафи‘итского мазхаба стала го­су­дар­ст­вен­ной. В России шафи‘иты в основном живут в Дагестане, Чечне и Ингушетии .

Данный мазхаб имел очень большую популярность в Египте в начале девятого века. В Мавераннахаре и Ираке, по своей популярности, шафи‘итский мазхаб спорил с ханафитским. На сегодняшний день число шафи‘итов составляют 80 % курдов, мусульмане Юго-Вос­точ­ной Азии и большинство арабов на Ближнем Востоке . Согласно некоторым источникам, шафи‘итов насчитывается около 15 % от общего количества мусульман .

Примечания

  1. Schafiiten // Eslam.de . (нем.)
  2. الفرق بين المذاهب الأربعة في الإسلام // Mawdoo3.com . (ар.)
  3. من سيرة الإمام الشافعي // Saaid.net . (ар.)
  4. Альфия Аматуллах Краткая биография имама аш-Шафии // islamcivil.ru . (рус.)
  5. المذهب الشافعي.. الوسطية بين أهل الحديث وأهل الرأي // Islamist-Movements.com . (ар.)
  6. تعريف المذهب الشافعي // Ye1.org . (ар.)
  7. نبذة عن الإمام أحمد بن حنبل // IslamQA.info . (ар.)
  8. Шафиитский мазхаб // Mazhab.kz . (рус.)
  9. التعريف بالشافعية ومؤلفاتهم // AlUkah.net . (ар.)

Слово «мазхаб» образовано от арабского глагола «идти» или «выбрать своим путем». На сегодняшний день существует четыре мазхаба, и они названы по именам своих основателей:


  • Ханафитский (мазхаб имама Абу Ханифы),
  • Шафиитский (мазхаб имама аш-Шафии),
  • Маликитский (мазхаб имама Малика),
  • Ханбалитский (мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля).

Мазхаб - это путь понимания Шариата. И вправду, как понять, что нам делать в каждом конкретном случае? В одном хадисе говорится, что в молитве руки надо складывать на груди, в другом - что надо держать их по швам. Как совместить это в одном намазе? Выход есть. Нужно следовать одной из правовых школ - мазхабов. Тогда, чтобы понять, как делать, например, омовение перед молитвой, простому мусульманину не надо изучать полностью Коран со всеми толкованиями и все хадисы по этой теме со всеми цепочками передачи. За него это уже сделали великие ученые прошлого, значение которых признала вся исламская община.

Как уже было сказано, правом толкования Корана и хадисов обладают только великие ученые, которых называют муджтахидами. Сейчас таких нет. А обычный мусульманин не имеет права толковать самостоятельно Коран и хадисы и выводить из них, как надо поступать в той или иной ситуации. Это запрещено! Те, кто не обладает достаточными знаниями, обязаны следовать за теми, кто имел право на толкование. Следование за кем-либо называется таклид. Таклид в вопросах исламского права - это обязанность для всех, кроме тех, кто имеет право на толкование.

В наши дни часто говорится, что можно самому прочитать Благородный Коран и сборник хадисов и, опираясь на прочитанное, вывести решение. Но разве получится правильно это сделать без знаний?! А ведь иногда заблудшие толкуют Слово Аллаха на основе приблизительного перевода смыслов Корана на русский язык!

Еще можно услышать, как предлагают использовать мнения разных правовых школ, самостоятельно выбирая из них то, что больше соответствует Шариату. Это ловушка. Выбрать лучшее из нескольких мнений точно так же требует высочайшего статуса. Почему? Потому что мнение мазхаба - это то, что великие ученые выбрали в качестве наиболее соответствующего Шариату. Выбирая одно из нескольких мнений как правильное, ты тем самым говоришь: «Вот этот имам был прав, а вот те три имама - не вполне». Но как может простой человек сказать так про ученых, которые гораздо лучше него разбирались в источниках?

Может возникнуть вопрос: «Почему же, если Ислам один, так много разных мнений? Не лучше ли привести все к единому знаменателю?» Почему нельзя просто, без мазхаба, «следовать Корану и Сунне»? Тут важно понять два момента:

1) Все мазхабы восходят к мнениям сподвижников. Это абсолютно законно в Исламе, и в этом - милость от Аллаха. Уже сподвижники понимали некоторые вещи в Шариате по-разному, о чем есть достоверные сообщения. Если сподвижники, лучшее поколение мусульман, понимали по-разному какие-то положения, разве мы можем предположить, что они тем самым грешили? Нет, просто наличие отдельных расхождений в вопросах права - это нормально. Это не ошибки в Шариате, это разное понимание.

2) Различия между мазхабами обычно касаются деталей. Общее в мазхабах составляет примерно 75 процентов. Нет такого, чтобы один мазхаб дозволял прелюбодеяние (да убережет нас от этого Аллах!), а другой - запрещал. По ключевым вопросам все мазхабы совпадают.

Отказ от мазхабов - это новая идея, которая появилась среди заблудших примерно 100-200 лет назад и была введена в религию. Не поддавайтесь обману, не дайте себя сбить - следуйте мазхабу.

В разных местностях традиционно приняты разные мазхабы. В России (например) распространены два мазхаба: шафиитский и ханафитский. Выбирать мазхаб правильнее всего по тому, насколько легко будет получить ответы на вопросы, согласно этой правовой школе.

Например, если вы живете в Махачкале, где в мечетях имамы следуют шафиитскому мазхабу, и все ваши знакомые - шафииты, логично будет выбрать шафиитский мазхаб. В Казани же, к примеру, ханафитов подавляющее большинство, так что там резонно выбрать мазхаб имама Абу Ханифы. В Казахстане подавляющее большинство придерживается ханафитского мазхаба. По этому мазхабу читаются намазы в мечетях, выносятся фетвы и рассматриваются различные жизненные ситуации.

Вопрос:

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Хукм бороды в шафиитском мазхабе (это зависит от местности): не понимаю, почему многие шафииты говорят, что из-за уподобления сектантам можно не носить бороду. Вы могли бы уточнить этот вопрос у муджтахида шафиитского мазхаба? Насколько важна борода? Все знают, что имам Шафии (рахимахуллах) имел мнение, что борода – ваджиб. Также известно мнение имама ан-Навави (рахимахуллах), что основное мнение в мазхабе: борода – сунна. Но их отношение к бороде было не такое, как сейчас у многих шафиитов. Потому что они носили бороду и не говорили о том, что из-за уподобления сектантам можно убирать бороду и всё в таком роде. Если я ошибаюсь, поправьте, пожалуйста. Всем также известно, что место самое важное, это - сердце. Но насколько внешний вид играет роль? Разъясните, инша Аллах. Баракаллаху фикум! (Россия, Калининградская обл., Светлый)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Каждый имам из четырех исламских правовых школ соглашается с тем, что, согласно Сунне, у мужчин должна быть борода достаточной длины. Нет оснований заявлять о необходимости ее укорачивания из-за длинных бород ваххабитов. Любой, кто заявляет об этом, просто не разбирается в исламском праве. Нужно отметить, что если человек укоротил бороду из-за риска преследования его или его семьи, то такой поступок можно понять. Но укорачивать бороду или рекомендовать это делать только ради отличия от другой группы людей – это результат полного непонимания исламского права.

Если говорить о шафиитской точке зрения, то далее мы приводим ответ шейха Таха Карана (да хранит его Аллах) из Мусульманского судебного комитета г. Кейптаун (ЮАР), известного корифея и высококвалифицированного специалиста по шафиитскому праву:

«Каждый из четырех мазхабов говорит, что наличие у мужчин бороды является хорошим и образцовым поступком. Ни один из мазхабов не говорит, будто борода нежелательна. Ни один из них не поощряет ее сбривание. Все они с неодобрением относятся к укорачиванию и сбриванию бороды. Единственное отличие между мазхабами – степень осуждения за сбривание бороды.

Именно в этом моменте и имеется некоторое послабление со стороны преобладающего («раджих») мнения шафиитского мазхаба по сравнению с другими правовыми школами. Если другие мазхабы, а также менее веское («марджух») мнение шафиитского мазхаба считают удаление бороды запретным действием и грехом, то раджих-мнение шафиитов говорит лишь о порицаемости («карахат») такого поступка. То есть, согласно данному мнению, этот поступок не одобряется и порицается, но не настолько, чтобы он был приравнен к греху.

Вы правы, говоря, что борода – это символ ислама. Но не о каждом символе мы можем сказать, что соблюдать его строго необходимо («ваджиб»), а отказываться от него категорически нельзя. В качестве примера можем привести ношение мужчинами головного убора. И еще один момент: не каждый символ ислама требует его введения через угрозу греха. Вместо этого нужно создавать любовь к Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы люди охотно и с любовью соблюдали не только сунну бороды, но и другие сунны, касающиеся как внешности, так и характера.

С огромным уважением относясь к сунне бороды, не следует совсем уж зацикливаться на этом, когда речь заходит о других людях. То есть не следует при этом забывать о тех хороших качествах, которые есть у людей, пренебрегающих ею, и тех не очень хороших качествах, которыми обладают некоторые из соблюдающих ее мусульман. Нужно помнить, что задача теологов и исламского кодекса в целом – отнюдь не только в том, чтобы у людей была борода. Если специалисты исламского права разошлись во мнениях относительно степени осуждения несоблюдения сунны бороды, то, как мне кажется, людям, следующим мнению с послаблением, нужно позволить следовать этому мнению.

Но при этом можно обратить их внимание на то, что ошибочно полагать, будто тот или иной мазхаб безразлично относится к вопросу о бороде. Нигде и ни в каких мнениях нет безразличного отношения к данному вопросу. Шафиитский мазхаб не говорит: «Сбривайте бороду» или «Борода не нужна». Наоборот, он говорит, что борода – это великая сунна, и ее соблюдение чрезвычайно полезно, а сбривание – явно не по душе пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому отказ от соблюдения данной сунны – это отвратительный поступок, чуть-чуть не дотягивающий до греха. Если кто-то придерживается данного мнения шафиитского мазхаба и решает удалить свою бороду, он должен понимать, что у него есть все причины, пусть и не связанные с грехом, чувствовать себя виноватым».

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр выдачи фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.