Период рабства в америке. Краткая история американской работорговли с картинками и фотографиями

Еще в 1619 году английские колонисты завезли в Виргинию африканских невольников. Так описывал прибытие первого судна с рабами американский автор Джей Сондерс Реддинг:

«С убранными парусами и опущенным флагом на округлой корме оно пришло вместе с морским приливом. По словам всех, это и в самом деле было странное, пугающее, таинственное судно. Никто не знает, был ли то торговый, пиратский или военный корабль. Порт назначения — английское поселение Джеймстаун, что в колонии Виргиния. Судно прибыло, с него велась торговля, и вскоре оно исчезло. Возможно, ни один корабль в современной истории не перевозил более зловещего груза. Какой же был груз? Двадцать рабов».

В первое время рабы получали свободу за примерное поведение и хороший труд.

Например, в 1635 году невольник Антонио Джонсон из Анголы освободился, изменил имя на Энтони и сам стал рабовладельцем — причем в его подчинении оказались даже белокожие рабы из стран Европы.

Однако вскоре положение невольников стало резко ухудшаться. Некоторые историки отмечают, что в середине XVII века из-за цвета кожи африканцев черный начал считаться признаком безвкусицы — в противовес белому, символизирующему красоту. А в 1691 году в Виргинии был принят закон, говоривший о том, что белые мужчины и женщины должны быть немедленно изгнаны, если они «вступают в брак с негром, мулатом, индейским мужчиной или женщиной, зависимым или свободным».

Рабы бегут

Среди рабов существовало огромное количество мятежников. Например, в газетных объявлениях за 1736-1801 годы содержатся сведения о побегах 1138 мужчин и 141 женщины. В связи с этим в виргинских кодексах о рабах было зафиксировано:

«Ввиду того что невольники часто убегают и прячутся, притаившись на болотах, в лесах и в других укромных местах, убивая свиней и нанося иной ущерб жителям...

если раб не возвращается немедленно, то любой может убить или уничтожить таких рабов теми методами и способами, которые он... сочтет нужным. ...Если же раб будет пойман... должно быть... признано законным суду графства назначить такое наказание указанному рабу, будь то расчленение или иное... какое они (эти суды) сочтут уместным, в целях перевоспитания любого такого неисправимого раба и устрашения прочих от подобных деяний».

Север упраздняет рабство

В 1776 году была принята Декларация независимости — исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании. Томас Джефферсон, третий президент США и один из авторов Декларации независимости, внес в документ пункт, предусматривающий уничтожение рабства. Однако богатые плантаторы добились исключения этого пункта из окончательного текста — таким образом в молодом свободном государстве сохранилось рабство.

Однако вскоре рабство было запрещено на севере США. Вместе с тем

на юге эксплуатация невольников достигла пика своей изощренности — плантаторы «разводили» темнокожих рабов для последующей продажи.

В 1808 году в США был введен запрет на ввоз рабов извне. В то же самое время внутренняя работорговля стала одной из самых престижных профессий — она приносила больше прибыли, чем, например, производство и экспорт хлопка.

В 1850 году в США был принят закон, разрешавший поиск и задержание беглых рабов на территориях, где рабство было уже отменено. Один из виднейших мыслителей и писателей США Ральф Эмерсон воскликнул: «Подумать только, этот грязный закон принят в XIX веке людьми, умеющими читать и писать. Клянусь небом, я не стану выполнять его!»

Преступления греховной страны

В 30-е годы XIX века активизировались американские аболиционисты — сторонники ликвидации рабства. Аболиционисты были разбиты на две группы: первую возглавлял поэт и публицист Уильям Ллойд Гаррисон, вторую — писатель и оратор Фредерик Дуглас. Гаррисон выступал за ликвидацию рабства без применения силы, Дуглас же считал, что нужно спасать невольников вооруженным способом.

Одним из первых белых аболиционистов, боровшихся за отмену рабства, был Джон Браун. Он предпринял неудавшуюся вооруженную попытку освободить рабов в 1859 году и был обвинен в измене штату Виргиния, убийстве белых людей и подстрекательстве черных к бунту.

«Я должен сказать несколько слов, — заявил Браун в своей последней речи на суде. — Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, то есть моего намерения освободить негров. Я верю, что мои действия… были правильными».

Аболициониста признали виновным, и через 42 дня Браун был казнен. В последний день жизни он написал: «Я, Джон Браун, ныне совершенно уверен, что преступления этой греховной страны не могут быть смыты ничем иным, кроме как кровью».

Либерия — земля свободы

Американские аболиционисты в 1816 году купили земли на побережье Африки и основали государство Либерия — «Землю свободы» в переводе с латыни. В эту страну перевозились невольники, выкупленные борцами с рабством. Впрочем, уровень жизни в Либерии не самый высокий: с 1990 года эта страна регулярно входит в список наименее развитых стран мира ООН .

Рабы и Fallout 4

В компьютерной игре Fallout 4 действует организация «Железная дорога», помогающая сбегать разумным киборгам от их хозяев. Это — аллюзия на «подземную железную дорогу» — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски невольников из рабовладельческих штатов Юга на Север. «Подземная железная дорога» имела «кондукторов» — сопровождающих беглых рабов, и «станции» — жилье, предоставляемое сочувствующими для отдыха и укрытия.

Особенно отличилась американская аболиционистка и беглая рабыня Гарриет Табмен — она совершила 19 «путешествий по дороге» и освободила примерно 300 невольников.

Кстати, когда Табмен было 13 лет, надсмотрщик потребовал ее помощи в избиении беглого раба.

Девушка отказалась и стала на пути надсмотрщика — и тогда тот метнул в ее голову двухфунтовую гирю.

Как появился «Анти-Том»

«Негр сдох — подумаешь, какая важность», — утверждал работорговец с Юга Саймон Легри, антигерой знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», написанного в 1852 году. Кстати, после публикации книги, направленной против рабовладения в США, Бичер-Стоу получила не только огромное количество писем с угрозами, но и посылку с отрезанным ухом чернокожего человека.

Показательно, что книготорговец из города Мобил штата Алабама, выставивший «Хижину дяди Тома» на продажу, вынужден был покинуть родные места под давлением общественности.

Хотя на сегодняшний день раб Том занимает 11-е место в американском списке «101 самая влиятельная несуществующая личность», в те годы возник целый жанр литературы «Анти-Том». Романы этого жанра защищали позицию, что рабы не могут жить без надзора хозяев.

Война за уничтожение рабства

В 1861 году в США началась Гражданская война между Севером и Югом. Главной причиной конфликта было рабство и стремление южных штатов распространить его на северные вопреки желанию последних. Авраам Линкольн, шестнадцатый президент США, понял, что страна станет или полностью рабовладельческой, или полностью свободной. Если раньше политический деятель выступал за постепенное освобождение рабов, то теперь он пришел к выводу, что рабство следует упразднить раз и навсегда.

Вскоре Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов», объявившую невольников, проживающих на находящихся в состоянии мятежа против США территориях, свободными. Так Гражданская война превратилась в войну за уничтожение рабства.

Полностью рабство было отменено после завершения Гражданской войны и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Текст Тринадцатой поправки звучит следующим образом:

«Раздел 1. В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено.

Раздел 2. Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства».

Интересно, что в штате Кентукки поправка была ратифицирована лишь в 1976 году.

Американские рабы и российские крепостные

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Американские аболиционисты тут же начали проводить параллели между российскими крепостными и рабами в США, утверждая, что последних тоже нужно немедленно освободить. Более того, западные журналисты активно писали, что еще Александр Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» называл крепостных рабами, тем самым сравнивая положение невольников в двух странах.

«Царский престол, коего сила во мнении граждан коренится, отличествовати долженствует внешним блеском, дабы мнение о его величестве было всегда всецело и нерушимо, — утверждал российский прозаик в анонимно изданном романе. — Оттуда пышная внешность властителей народов, оттуда стадо рабов, их окружающих. Согласиться всяк должен, что тесные умы и малые души внешность поражать может. Но чем народ просвещеннее, то есть чем более особенников в просвещении, тем внешность менее действовать может».

Российские издания того времени были проникнуты антирабовладельческими настроениями.

«Эмансипация негров, считавшаяся в прошлом году утопией или преступлением, является теперь искренним желанием значительной части северных граждан, — писал петербургский ежемесячный журнал «Русское слово» в ноябре 1861 года. — Уже теперь никто не подвергает сомнению справедливость этой меры».

Кстати, «Прокламацию об освобождении рабов» издание встретило следующими строками: «Наконец наступил великий день для Америки — и эдикт об эмансипации негров, ожидаемый с таким нетерпением, был обнародован в Вашингтоне. Что же касается до мнения света, Линкольн смело может рассчитывать на сочувствие всех благомыслящих современников и быть уверенным, что потомство глубоко будет уважать его память».

У многие есть страсть к азартным играм. Она может превратить человека в раба, но если есть сила воли, то ты можешь её побороть. Если постепенно слезаешь с зависимости, то можешь перейти на бесплатные азартные игры в avtomaty-vulkandeluxe , главное контролируй себя.

Одним из наименее известных аспектов истории рабства в Америке является роль, которую в ней сыграли небелые люди, ведь они также владели и торговали рабами, правда, неизвестно, в каком масштабе. По словам историка Ричарда Халлибертона-младшего, свободных темнокожих рабовладельцев можно было найти в разные периоды времени «в каждом из тринадцати оригинальных штатов, а после в каждом штате, где одобрялось рабство». Тот факт, что эти темнокожие люди покупали и продавали других темнокожих людей, вызывает ряд «неприятных вопросов» у американцев, живущих в ХХI веке. К ним относится и афроамериканский автор Генри Луис Гейтс-младший, который пишет, что это изобличает классовые различия, которые всегда существовали в «чёрной общине». Другие считают, что таким образом кто-то хочет отвлечь всеобщее внимание от белых людей, на которых лежит вина за появление рабства в Америке.

Ниже представлен список из девяти правдивых и ложных фактов о рабстве в Америке, которые развенчают мифы, связанные с этой темой.

1. Первым легальным рабовладельцем в американской истории был чернокожий табачный фермер по имени Энтони Джонсон.

Возможно, это правда. Формулировка утверждения очень важна. Энтони Джонсон не был первым рабовладельцем в истории Америки, однако он был, по мнению историков, одним из первых, кто законным образом – через суд – получил в собственность пожизненного раба.

Энтони Джонсон сам когда-то был рабом. Получив свободу в начале 1650-х годов, он приобрёл ферму со 100 гектарами земли в штате Вирджиния и заключил договор с пятью слугами. Один из них, чернокожий мужчина по имени Джон Кейзор, утверждал, что когда срок службы истёк, Джонсон удерживал его незаконно в течение нескольких лет. В 1654 году гражданский суд оставил за Джонсоном право на пожизненное использование услуг Кейзора. Этот инцидент историк Халлибертон-младший называет «одним из первых известных случаев санкционированного рабства».

2. Самым крупнейшим рабовладельцем в Северной Каролине 1860-х годов был владелец «чёрной плантации» по имени Уильям Эллисон.

Частично верно. Уильям Эллисон действительно был очень богатым владельцем «чёрной плантации» и производства хлопка, однако жил он не в Северной, а Южной Каролине. Согласно переписи 1860 года, в которой его фамилия была указана как «Эллерсон», он владел 63 чернокожими рабами, что делало его самым крупнейшим рабовладельцем в Южной Каролине, но не во всём штате.

3. Американские индейцы владели тысячами чернокожих рабов на рубеже XIX века.

Правда. Об этом говорит историк Тия Майлз. Она утверждает, что численность рабов, которые принадлежали индейцам чероки, на рубеже XIX века составляла 600 человек и около 1500 во время перемещения на Запад в 1838-1839 годах. По словам Майлз, рабство постепенно входило в жизнь индейцев чероки. Когда белый человек переезжал на землю коренных американцев, чтобы стать торговцем или индейским агентом, ему предоставляли в собственность африканских рабов, которые могли передаваться по наследству (равно как и право на использование племенных угодий) в том случае, если он заключал брак с представительницей племени чероки, что было не редкостью в то время. Эти преимущества позволяли таким людям накапливать и приумножать своё богатство, покупая фермы и плантации.

4. По состоянию на 1830-й год, в собственности 3775 свободных чернокожих людей находилось 12740 чернокожих рабов.

Приблизительно верно. Если верить историку Ричарду Халлибертону-младшему, по состоянию на 1830-й год, в Соединённых Штатах насчитывалось примерно 319 599 свободных темнокожих (13,7% от общего числа). Из них, согласно переписи населения 1830 года, 3 775 человек владели 12 760 чернокожими рабами.

5. Многим темнокожим рабам разрешалось иметь работу, собственное дело и недвижимость.

Ложь. Были исключения, но если говорить в целом, то чернокожим рабам в США по закону не разрешалось иметь собственное дело и недвижимость, особенно после 1750 года, когда в юридической литературе большинства колоний появились «рабские» кодексы.

Согласно таким кодексам, у рабов в большинстве регионов не было практически никаких юридических прав. Их казнили за преступления, которые не считались тяжкими среди белых людей. Показания чернокожих рабов почти ничего не значили и не могли использоваться в пользу или против белых. Они не имели право на владение собственностью, передвигаться без согласия своих владельцев или вступать в законный брак.

6. В Африке вид рабства «темнокожий хозяин – темнокожий раб» существовал в течение нескольких тысяч лет.

Правда, в том смысле, что феномен порабощения одними людьми других насчитывает тысячи лет, и это касается не только чернокожих или Африки.

7. Большинство рабов, завезённых в Америку из Африки, были приобретены у чернокожих рабовладельцев.

Отчасти это правда. Историк Стивен Минц очень точно описывает ситуацию в предисловии к своей книге «Афроамериканские голоса: документальный читатель, 1619-1877 года».

Защитники африканской работорговли давно утверждали, что европейские торговцы никого не порабощали: они просто покупали африканцев, которые уже были рабами, обречёнными на смерть. По сути, работорговля фактически спасли им жизнь. Такие заявления представляют собой грубое искажение фактов. Некоторые независимые работорговцы в действительности совершали набеги на незащищённые африканские деревни и похищали их жителей. Однако большинство профессиональных работорговцев (в основном из Англии, Франции, Дании, Голландии и Португалии) организовали невольничьи фактории вдоль западного побережья Африки, где они приобретали рабов у африканцев в обмен на огнестрельное оружие и другие товары.

Утверждение, что европейцы покупали людей, которые уже были порабощены, серьёзно искажает историческую действительность. Работорговля в Африке существовала ещё до прихода европейцев, однако именно массовый спрос Европы на рабов и появление огнестрельного оружия радикально изменили общество Западной и Центральной Африки. Африканцы попадали в рабство за долги или мелкие уголовные и религиозные преступления, а также после неспровоцированных налётов на незащищённые деревни.

8. Рабство существовало в течение нескольких тысяч лет.

Правда. «Общее» рабство существовало в течение нескольких тысяч лет, однако его специфические особенности менялись в зависимости от времени и места.

9. Белые люди положили конец рабству.

Утверждение, что «белые люди» положили конец рабству в Соединённых Штатах, является слишком голословным. После так называемой «отмены» рабства подавляющее большинство чернокожих в США по-прежнему не имели права голоса, не могли баллотироваться на политические должности и прочее. Более того, когда одни белые люди работали над тем, чтобы положить конец рабству, другие боролись за то, чтобы его сохранить.

Рабство было отменено в Америке благодаря усилиям людей различных национальностей, в том числе и белокожих, которые подхватили знамя аболиционистского движения. Имена белых лидеров этого движения, как правило, известны лучше, чем имена чернокожих лидеров, среди которых стоит отметить Дэвида Уокера, Фредерика Дугласа, Соджорнер Трут, Дреда Скотта, Гарриет Табмен, Нета Тёрнера и многих других.

По материалу сайта

Английскими колонистами в 1619 году . По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами . Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокие прибыли. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда . За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. - на территорию современных США.

Источники

См. также

  • Рабство в Новом Свете

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рабство в США" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рабство (значения). Запрос «Раб» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Рáбство исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого… … Википедия

    Форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, является собственностью хозяина рабовладельца (говорящее орудие). Древнейшие государства, основу которых составляло рабство, образовались на рубеже 4 го и 3 го тыс. до н.э.… … Исторический словарь

    РАБСТВО, исторически первая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью хозяина рабовладельца (говорящее орудие). Древнейшие государства, основу которых составляло рабство, образовались на рубеже 4 … Современная энциклопедия

    - (slavery) Условия, при которых жизнь, свобода и судьба личности находятся в руках другого человека. Английский термин. Происходит от корня Slav – славянин (в средневековье славяне часто были рабами). Впервые вызов рабству был брошен еще в Древней … Политология. Словарь.

    Согласно Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г., положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности. Р. является одной из древнейших форм… … Юридический словарь

    рабство и работорговля - >). Гравюра. XVI в. /> Испанцы хозяйничают на Эспаньоле (). Гравюра. XVI в. Испанцы хозяйничают на Эспаньоле (). Гравюра. XVI в. рабство и работорговля форма эксплуатации, при которой раб, наряду с орудиями производства, является собственностью… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Первая исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к рой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина рабовладельца. В наиболее отчетливых формах Р. раб не имел никаких прав и считался вещью, к… … Советская историческая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Рабство (значения). Рабство Trade … Википедия

    РАБСТВО - (slavery) институциализированное господство над людьми, не имеющими никакой собственности или прав по рождению. С ними часто обращаются как с собственностью, и их жизнь контролируется в неограниченных пределах во всех аспектах. Система господства … Большой толковый социологический словарь

Книги

  • Исторический опыт США , В. В. Согрин. В монографии исследуются экономические, социальные и политические тенденции и изменения в четырехвековой американской истории. Автор, опираясь на разнообразные теоретические подходы, среди…

В американском Интернет-пространстве очень популярен список из девяти исторических «фактов» о рабстве, которые касаются участия свободных темнокожих жителей в работорговле в США. Является ли он правдивым? Ответ: 50 на 50.


Одним из наименее изученных аспектов истории рабства является участие небелых жителей ранней Америки в работорговле. Как отмечает историк Р. Халлибертон-младший, свободных темнокожих рабовладельцев можно было найти «в каждом из тринадцати существовавших на тот момент штатах, а позднее - в каждом штате, который выступал против рабства». Эти темнокожие люди покупали и продавали других темнокожих людей, что привело к появлению в XXI веке «наболевших вопросов» у таких граждан США, как афроамериканский писатель Генри Луи Гейтс-младший. Он пишет, что это является признаком классового разделения, которое всегда существовало в «чёрном сообществе». Для других это повод указать на то, что в развитии института рабства в Америки были виноваты не только белые люди.

Итак, список из девяти скрываемых фактов о рабстве в Америке содержит как правдивые, так и ложные исторические утверждения. Ниже мы подробнее рассмотрим каждое из них.

1. Первым законным рабовладельцем в американской истории стал темнокожий табачный фермер по имени Энтони Джонсон

Возможно, это правда. Формулировка утверждения имеет очень большое значение. Энтони Джонсон не был первым рабовладельцем в американской истории, однако он, по словам историков, был одним из первых, кто имел санкционированное судом пожизненное право на владение слугой.

Энтони Джонсон, который когда-то также был слугой, являлся «свободным негром», владевшим 250 акрами земли в штате Вирджиния в 1650-х годах. На него работали по договору пять слуг. Один из них, темнокожий мужчина по имени Джон Касор, утверждал, что срок его службы истёк годами ранее, и Джонсон удерживал его незаконно. В 1654 году гражданский суд постановил, что Джонсон фактически может пожизненно пользоваться услугами Касора. Историк Халлибертон-младший называет это «одним из первых известных санкционированных случаев рабства - не считая наказания за преступление».

2. Крупнейшим рабовладельцем в Северной Каролине в 1860 году был темнокожий владелец плантаций по имени Уильям Эллисон

Ложь. Темнокожий Уильям Эллисон был очень богатым плантатором и производителем хлопкоочистительных машин, который проживал в Южной (не Северной) Каролине. По данным переписи 1860 года (в которой он значится как «Эллерсон»), он владел 63 темнокожими рабами. Он был одним из крупнейших темнокожих рабовладельцев в Южной Каролине (их здесь насчитывалось порядка 170 человек).

3. Американские индейцы владели тысячами темнокожих рабов

Правда. В январе 2016 года историк Тия Майлз прислала редакторам сайта Slate фотографию коренного американца, владевшего темнокожими рабами на рубеже XIX века.

Согласно оценкам Майлз, в начале XIX века число рабов, удерживаемых чероки, достигало 600 человек. Во время переселения на запад в 1838-1839 годах количество порабощённых людей составляло 1500 человек. (По её словам, крики, чокто и чикасо владели 3500 рабами к началу XIX века.) «Рабство медленно проникло в жизнь племени чероки, - сказала Майлз. - Когда белый человек прибывал в поселение коренных индейцев, чтобы, как правило, работать торговцем или индейским агентом, он становился собственником [африканских] рабов». Если этот человек вступал в брак с женщиной из числа коренного населения, и у них рождался ребёнок (что было не редкостью в то время), то, став взрослым, этот ребёнок, который был наполовину европейцем, наполовину коренным американцем, получал в наследство всех рабов (включая их детей), согласно белому закону, а также имел право пользоваться племенными землями, в соответствии с законодательством племени. Это позволяло таким людям расширять свои богатства и со временем превращаться в крупных фермеров и плантаторов.

4. В 1830 году насчитывалось 3775 темнокожих человек, владевших 12740 темнокожими рабами

Скорее, правда, по мнению историка Халлибертона-младшего. В 1830 году в Соединённых Штатах насчитывалось примерно 319 600 свободных людей. Около 13,7 процента от общей численности темнокожего населения были свободными. Большинство из них владели рабами. Согласно переписи 1830 года, 3375 свободных негров владели в общей сложности 12 760 рабами.

5. Многим темнокожим рабам разрешали работать, развивать собственное дело и владеть недвижимостью

В некоторой степени это правда. Были исключения, но в целом говоря - особенно после 1750 года, когда рабовладельческие кодексы были включены в книги с законами в большинстве американских колоний - темнокожим рабам не разрешалось владеть собственностью или бизнесом.

В соответствии с этими ранними кодексами, рабы практически не имели законных прав в большинстве регионов. Их могли казнить за преступления, которые не были смертельно наказуемыми для белых. Их свидетельские показания в суде нельзя было использовать ни в пользу, ни против белых. Дела рабов обычно рассматривали специальные суды. Рабы не могли владеть собственностью, передвигаться без согласия своих хозяев или законно вступать в брак.

6. Жестокое «чёрное рабство» было распространено в Африке на протяжении нескольких тысяч лет

Правда, в том смысле, что явление, когда люди порабощают себе подобных, насчитывает тысячи лет. И это касается не только темнокожих людей и не только Африки.

7. Большинство рабов, привезённых в Америку из Африки, были приобретены у темнокожих рабовладельцев

Отчасти правда. Историк Стивен Минц более подробно описывает эту ситуацию во вступлении к своей книге «Афроамериканские голоса: документальный очерк», 1619-1877 года: «Апологеты африканской работорговли долго утверждали, что европейские торговцы никого не порабощали: они просто покупали африканцев, которые уже были порабощены и которые в противном случае были бы преданы смерти. Таким образом, по их словам, работорговля фактически спасала жизни. Такие заявления представляют собой грубое искажение фактов. Некоторые независимые работорговцы на самом деле совершали набеги на незащищённые африканские деревни и похищали и порабощали их жителей. Однако большинство профессиональных работорговцев создавали базы вдоль западного побережья Африки, где они приобретали рабов у африканцев в обмен на огнестрельное оружие и другие товары. К концу XVII века Англия, Франция, Дания, Голландия и Португалия создали невольничьи фактории на западном побережье Африки.

Утверждение, что европейцы приобретали людей, которые уже были порабощены, серьёзно искажает историческую реальность. И хотя работорговля существовала в Африке ещё до прихода европейцев, массовый европейский спрос на рабов и появление огнестрельного оружия коренным образом изменили общества западной и центральной Африки. Всё большее число африканцев порабощали за мелкие долги или незначительные уголовные или религиозные правонарушения либо в результате неспровоцированных набегов на незащищённые деревни. Росло количество религиозных войн с целью захвата рабов. Изобретение огнестрельного оружия облегчило это дело.

8. Рабство было распространённым явлением на протяжении тысяч лет

Правда. Об этом речь шла выше. Специфический характер рабства варьировался в зависимости от времени и места.

9. Белые люди положили конец рабству

Довольно своекорыстно утверждать, что «белые люди» положили конец рабству в США, учитывая, что подавляющее большинство темнокожих жителей Америки не могли голосовать, баллотироваться на политические посты и всячески исключались из институциональной власти. Более того, в то время как одни белые люди выступали за отмену рабства, другие боролись за его сохранение.

Рабство было ликвидировано в США благодаря усилиям людей разных национальностей, включая белых. Имена белых лидеров движения за отмену рабства более известны, чем имена темнокожих лидеров, среди которых были Дэвид Уокер, Фредерик Дуглас, Дред Скотт, Гарриет Табмен, Соджорнер Трут, Нат Тёрнер и многие другие. Когда Конгресс принял 13-ю поправку к Конституции в 1865 году, это стало кульминацией многолетней работы мультирасового движения за отмену рабства.

До определенного момента проблема расового неравенства вовсе и не считалась таковой - угнетение человека за другой цвет кожи было обыденной вещью, которую принимали как данность, а зачастую даже выставляли напоказ. Сегодня же этот этап истории человечества считается едва ли не одним из самых трагичных и неприемлемых с точки зрения морали и этики. О нем снимают фильмы, пишут книги и музыку, стараясь тем самым закрепить в памяти поколений несправедливость подобного устройства жизни.

Масштабы проблемы

Прежде всего, конечно, угнетение темнокожих заключалось в самом факте существования рабства в любом его проявлении. Люди негроидной расы приравнивались к вещи, а чаще всего ценились еще меньше. До 1860-х годов такая тема, как отмена рабства в США, даже не поднималась.

Территориальная расположенность

Следует отметить, что на территории США данное явление было распространено не повсеместно, а только в южной части, где основным источником дохода господ были бесчисленные плантации, на которых и использовался труд темнокожих.

Предпосылки

По сути, отмена рабства в США тесно связана с гражданской войной, развернувшейся в Америке между севером и югом. Напряжение нарастало еще с 1850-х годов и вылилось в итоге в четырехлетнее сопротивление между разными культурами и миропониманиями.

Следует отметить, что отмена рабства в США не была основной причиной развернувшегося противостояния, несмотря на то, что для северян такое явление было совершенно чуждым.

Отношения, сложившиеся между двумя частями страны, не могли рано или поздно не привести к открытому столкновению. Рабовладельческий юг, по сути, находился в полной зависимости и подчинении у севера, что и было своего рода яблоком раздора. Начиная с 1850-х годов, напряжение постепенно нарастало, и в 1861-м нашло выход в четырехлетней гражданской войне, за которой последовала отмена рабства в США.

Внутреннее сопротивление

Вполне очевидно, что гражданская война на территории Америки не была единственной предпосылкой к отмене рабовладельческого уклада. Прежде всего, источником противостояния были сами люди, чей труд и жизни безжалостно эксплуатировались. Не только побеги, но и активные восстания становились все более и более частыми, пока не переросли в открытое противостояние.

Исторический парадокс

Как ни странно, причины отмены рабства в США напрямую связаны с самим этим явлением. Плантаторы не только активно занимались торговлей людьми, но и приравнивали это к основополагающей особенности устройства страны, называли рабовладельческий строй источником процветания и величия Америки. Именно стремление к угнетению другого человека и подкосило сложившийся за долгие годы уклад на территории юга.

Желание плантаторов превратить присоединенный Канзас в рабовладельческую территорию получило отпор, дав толчок более активному сопротивлению. Насаждение данной политики в виде избрания Бьюкенена на пост президента и подавляющее большинство приверженцев рабовладельческого строя в составе Верховного суда вызывали все больше и больше негодования.

Первое движение сопротивления

Отмена рабства в США (дата приходится на 1865 год) была еще далека, когда произошло первое серьезное восстание, давшее толчок полноценному противостоянию. Джон Браун, возглавивший после серьезной подготовки отряд из 22-х человек, был впоследствии казнен, что вызвало большой резонанс среди противников эксплуататорской политики и самих рабов. За серьезным, пусть и жестоко подавленным восстанием в Миссури последовали многочисленные митинги и акции протеста, а уже через год в поддержку отмены рабовладельческого строя поднялись даже не сотни, а тысячи американских фермеров.

Избрание Линкольна

Это событие стало, можно сказать, определяющим в истории сопротивления рабовладельческому строю. Избрание на пост президента выходца из простого народа и его стремление к сохранению единства США, недовольство сепаратистским настроением юга и общий настрой не нравились плантаторам, и в скором времени, начиная с Южной Каролины, южные штаты начали выходить из состава страны.

В 1861 году началась знаменитая гражданская война в Америке, которая и стала в итоге освободительной в отношении угнетенных темнокожих.

Можно говорить о том, что к такому событию, как отмена рабства в США, Линкольн имеет самое непосредственное отношение, поскольку именно его действия привели в итоге к 13-й поправке в Конституции, давшей людям свободу.

Не первая попытка

Отдавая дань истории, следует отметить, что новые правила удалось ввести далеко не сразу. Официальный год отмены рабства в США - 1863-й, поскольку именно тогда была принята Декларация независимости, согласно которой темнокожие подлежали немедленному освобождению. Сопротивление южан тем не менее продолжалось еще 2 года, и бесплатный труд на плантациях оставался практически безнаказанным.

Последствия

Отмена рабства в США 1865 года действительно официально положила конец эксплуатации темнокожих на территории юга Америки. Штаты один за другим постепенно отказывались от каких-либо форм принудительной работы в отношении кого-либо.

Тем не менее это не значит, что будто по мановению волшебной палочки явлению торговли людьми был положен в одночасье конец. Случаи такого рода все еще встречались на территории США вплоть до начала ХХ века, становясь, впрочем, все более и более редкими.

Отражение в культуре

Как уже говорилось ранее, отмена рабства в США (дата все отодвигалась из-за сопротивления южан) стала одним из самых важных событий в американской культуре.

На данный момент существует бесчисленное множество картин, фильмов, а тем более книг об эксплуатации труда темнокожих как таковом и освобождении их от гнета в частности.

Однако не все знают, что уже сама борьба за отмену рабства была подкреплена изнутри с культурологической точки зрения. В данном случае имеется в виду книга американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», которую Авраам Линкольн провозгласил манифестом освободительного движения. Именно это литературное произведение вдохновляло солдат на сражения и вселяло абсолютную, непоколебимую веру в необходимость очищения Америки от славы угнетателей и работорговцев.

Не все сразу

Разумеется, с принятием 13-й поправки не закончилась сразу эра неравенства американцев. Несмотря на то что рабы были официально освобождены, темнокожие еще долго подвергались расовой дискриминации и сегрегации, которые Америка сумела преодолеть сравнительно недавно.

Одним из самых известных борцов за права темнокожих считается и по сей день Мартин Лютер Кинг, речь которого под названием "У меня есть мечта" знакома сегодня с детства едва ли не каждому американцу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.