Освященная еда – прасад.

Когда вы что-то получаете в дар, вполне естественно, что вы благодарите дарителя за его щедрость, верно? Освящение пищи (приготовление прасада) – это выражение благодарности Богу за Его милость к вам. Увы, современные люди погрязли в гордыне. Ну да, заработали же на эту еду сами, купили сами и сами же приготовили… Но кто дает вам возможности?

Люди считают, что сами всего добиваются, сами строят свою судьбу. Отчасти они правы – у каждого из нас есть право выбора: жить ли по судьбе и страдать или менять ее, делать свою жизнь счастливой, а это и значит быть вместе с Богом.

Быть с Богом - это значит быть благодарным Ему во всем каждую минуту своей повседневной жизни, в том числе, и во время приготовления пищи.

В Ведической традиции был очень естественный и, на мой взгляд, закономерный обряд предложения пищи Богу. Люди готовили с мыслями благодарности Ему за пищу на своем столе, предлагали Богу вкусить ее, а затем только принимались за трапезу сами. Такая пища, предложенная Богу, называется прасадом и считается освященной. Она освобождает человека от негативного влияния судьбы, улучшает его жизнь и здоровье.

Как я пришла к этому?

Да просто я неожиданно оказалась в таких жизненных условиях, когда не знала, сможем ли завтра купить что-то покушать и чем мне завтра кормить ребенка… Работа, доходы и деньги просто обходили нашу семью стороной! И вот тут-то до меня дошло, что нужно быть благодарной за каждый кусок пищи, за каждую крошку, за любую возможность быть сытыми.

Постижение истин приходит к человеку, как правило, в период испытаний. Но ведь можно и не дожидаться, пока вам нечего будет кушать, а начать благодарить за каждый кусок пищи Бога уже сегодня. И тогда вам точно голодать не придется!

Было и еще одно обстоятельство более практического характера. Я некоторое время пыталась пить на ночь горячее молоко со специями – оно и вкусное, и для ума полезное. Однако наутро даже от 100 граммов молока у меня случалась повышенная сопливость.

Я то начинала пить молоко, то вновь прекращала. И хотелось, и кололось! Когда я только начинала готовить прасад, я решила сделать горячее молоко, как обычно, и предложила его Богу.

Стоит ли говорить, что на следующее утро у меня не было никаких соплей? Иногда я могу выпить до полулитра молока за один вечер, и все равно у меня все в порядке! Какие еще нужны доказательства?!

Я неоднократно убеждалась, что нет на Земле сил более могущественных, чем Любовь и Благодарность. На них и строится человеческое счастье. А на пище, приготовленной в Любви и Благодарности, строится крепкое и здоровое человеческое тело.

Пища для предложения Богу ставится на специальный алтарь с изображениями Бога в вашей религиозной традиции.

У меня это маленькая подвесная полочка на кухонном окне за шторой, долгое время бывшая без изображений. Теперь я определилась, и там находится изображение Святой, которой я молюсь, и Богини процветания и красоты Лакшми. Обычно алтарь украшается цветами.

Посуда для прасада должна быть чистой – то есть, никто никогда не должен есть из нее. Лучше купить набор посуды специально для освящения пищи.

У меня это – красивая стеклянная креманка. Также я завела отдельную чистую губку для мытья этой посуды и отдельное полотенце. После освящения пищи я мою посуду, вытираю ее насухо, кладу в пакетик и убираю в шкаф – туда, где никто не посягнет на нее!

Правила приготовления прасада

    Приготовление пищи для Бога подразумевает чистоту кухни – стола, плиты, посуды. Это очень хорошее правило, которое поможет хозяйкам содержать свое рабочее место в идеальном порядке!

    Прежде, чем приступить к приготовлению Божественной пищи, нужно помыть тело и переодеться в чистую одежду. Руки всегда должны быть чистыми. Старайтесь не прикасаться ими к своему телу, к мусору, к полу. Если все же прикоснулись, тщательно вымойте руки прежде, чем продолжить готовить.

    Во время приготовления еду, предназначенную для Бога, нельзя пробовать. Также в это время нельзя жевать и перехватывать куски пищи.

    И самое главное – все то время, что вы готовите, с благодарностью думайте о Боге, о том, что вы действительно можете поблагодарить Его этим блюдом, выразить свою любовь к Нему. Можно напевать мантры, слушать духовную музыку, молиться.

    После того, как пища будет приготовлена, положите ее небольшую часть на специальную тарелочку и со словами благодарности предложите ее Богу.

    Минут через 15 возьмите прасад, снова поблагодарите и разложите его по тарелкам каждому участнику трапезы, часть прасада положите в кастрюлю с оставшимся блюдом – так освятится вся приготовленная вами пища.

    Кушать прасад нужно правой рукой в тишине, в спокойствии, в состоянии благодарности.

Предлагать Богу можно только то, что вы приготовили сами, магазинное нельзя. Однако освящаются не только приготовленные блюда, но также вода, свежевыжатый сок, фрукты, зелень. Главное, чтобы продукты были качественными и свежими.

Нельзя предлагать Богу продукты насилия - мясо, рыбу, яйца, а также невежественную пищу - с грибами, с луком и чесноком. Нельзя освящать кофе, чай, шоколад, какао, алкоголь.

Конечно, высший пилотаж – питаться только прасадом, но я пока не настолько в благости. Бывает, ем и магазинное, и приготовленное не очень-то верующими людьми, и ресторанное случается… Однако дома я всегда стараюсь благодарить Бога за то, что Он дает мне и моей семье. Я слишком хорошо почувствовала на себе, как это, когда пищи в доме катастрофически мало и взять ее неоткуда!

Всех благ вам, Божественной пищи и крепкого здоровья!

Освященная еда – прасад

Приготовление, освящение, раздача, вкушение

1. Философия и метафизика прасада

Прасад, прасадам - происходит от санскритского prasāda - «божественная благодать, милость», «божественный дар» - это пища или любой другой объект, предложенный на алтаре ритуально, как подношение божеству и раздаваемый после этого как символ нисхождения божественной благодати (ануграхи, шактипатхи) на тех, кто приобщается к этой мистерии.

Прасад - это пища, приготовленная с любовью к Богу, божествам и святым традиции и Прибежища (сампрадайи) из саттвичных продуктов и освященная на алтаре.

Прасад - это то, что сначала предложено Богу в форме Тримурти, Брахману, ишта-дэвате а затем возвращается нам в виде благословения (ануграхи, шактипатхи).

В духовном смысле пища различается на приготовленную для себя (бхога) и приготовленную для Бога и святых (прасад).

Важны ведь не только продукты но и разные виды мотиваций и санкальп (намерений), с которыми она готовится.

Духовные люди (садху) многих традиций, всегда употребляют в пищу прасад, стараясь не есть неосвященную пищу, тем самым очищая свой ум и защищая себя от влияния материального омрачения и иллюзии сансары.

Обычно считается, что освященная пища - это пища, которую ритуально освятили где-то на алтаре, но алтарь часто воспринимается как нечто материальное, состоящее из дерева или камня.

Но истинный алтарь для садху пребывает внутри - это алтарь нашего ума, который состоит из желаний, мотивов и намерений и настоящее освящение пищи происходит на алтаре ума, в сознании.

Садху если позволяют условия, следует есть только прасад.

Если таких условий нет то садху пытается создать их.

В идеале, садху ест пищу, которая:

  • приготовлена другими садху, брахмачари, санньяси, карма-санньяси, или прнинявшими обеты Дхармы мирянами-грихастхами,
  • предложена Богу верными дхарме, гуру, и ишта-девате садху,
  • раздавалась руками садху.

За исключением случаев, когда это необходимо для поддержания гармонии в обществе, миссии проповеди и служения, следует избегать есть пищу, приготовленную не садху, теми кто не следует дхарме, поскольку любая пища содержит в себе вибрации влияющие на ум и это влияние должно быть духовным.

Отношение к прасаду как к обычной пище, является формой неведения и неуважением, непониманием мистерии преображения прасада в процессе его подношения.

Прасад преображается из обычной еды в прасад через таинство, мистерию, теургию его подношения и приготовления.

Прасад - это подношение божествам делаемое силой мысли и ритуала.

Бог, святые всегда самодостаточны, пребывают в блаженстве и вечно удовлетворены.

Им ничего не нужно, они не питаются человеческой пищей, зачем же мы тогда делаем им подношения?

Наше подношение Богу, божествам, святым - это способ установления духовной мистической связи с ними, выражения нашей любви к ним, преданности, веры, и благодарности.

Это наш призыв к ним о благословениях.

Мистерия приготовления и преображения прасада

Следует всегда готовить, и раздавать, и принимать прасад с подобающим пиететом, настроем, благоговением, уважением.

Если человек готовит еду в вере и преданности, в настроении божественного присутствия, брахма-бхаве, в глубоком единстве с Богом, или с искренним желанием сделать подношение, доставить Богу, ишта-дэвате удовольствие, с пониманием, что эти продукты даны ему от Бога, ишта-дэваты с любовью, как благословение, то такая еда становится прасадом даже без ритуала.

Настрой веры, чистоты и поклонения открывает «дева-вахини» - духовный канал ануграхи, нисхождения благословений божеств и она освящается.

Ее освящение на материальном алтаре уже является как бы формальностью, хотя ритуал тоже важен так как состояние ума - вещь непостоянная, а едим мы ежедневно.

Богу и святым Прибежища нельзя предлагать ничего нечистого, поэтому старайтесь содержать кухню в чистоте.

2. Общие правила приготовления прасада

Для приготовления прасада нельзя использовать: мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, грибы и другие тяжелые продукты.

Несвежая и испорченная, забродившая пища так же не подойдет.

Во время приготовления прасада должна соблюдаться внешняя и внутренняя чистота которая включает:

Чистый ум,

Чистая речь,

Чистые руки,

Чистая посуда,

Чистое место.

1. Прежде чем начать готовить, следует ополоснуть рот и вымыть руки.

2. Во время приготовления пищу никогда не пробуют, на нее не следует пристально смотреть, медитируя исключительно на то, как доставить удовольствие своим подношением Богу, святым Древа Прибежища.

Готовя пищу, традиционно, мы не пробуем ее, потому что приготовление - это часть ритуала почитания, и мы вы готовим пищу не просто для себя, но для того, чтобы доставить удовольствие Богу в форме Тримурти, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею, поскольку он первый и главный вкущающий и первый наслаждающийся.

3. Не следует готовить прасад в удрученном, смущенном, разгневанном, обиженном или напуганном состоянии, т. е. в в раджасе или тамасе, в любом кроме умиротворенного (саттвы).

Пища впитывает вибрации нашего ума.

4. Женщины во время «особых дней» не должны готовить прасад.

5. Желательно не пустословить во время приготовления прасада.

3. Ритуальные предметы, необходимые для освящения прасада

1. Сам алтарь

2. Новый поднос для предлагаемой пищи

3. Новая посуда (тарелка глубокая, мелкая, чашка, ложечка)

4. Специальные отдельные чистые куски ткани для мытья этой посуды.

6. Колокольчик.

7. Столик для размещения подноса у алтаря(поднос ставим не на алтарь а на специальный столик рядом)

8. Подстилка для подноса и подстилка для сидения.

9. Тексты с молитвами.

4. Предложение приготовленной пищи Богу и божествам на алтаре

Нужно помнить, что истинная цель всего этого ритуала прасада - выразить нашу преданность и благодарность Абсолюту, Богу в форме Тримурти и ишта-дэваты, святых, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для всю вашу преданность и любовь к Нему, и ваше подношение будет принято.

Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Богу в форме Тримурти-Брахмы, Вишну Шивы, в форме Даттатреи, в форме Древа прибежища, или в форме трех шакти-Сарасвати, Лакшми, Парвати.

1. Для освящения пищи должен быть специальный новый чистый поднос и посуда-тарелки, чашки и т. д. , которые никем больше не используются и не используются более ни для чего другого. Хранятся такой поднос и посуда отдельно, в чистом месте, не смешиваясь с другими предметами. Моются, после еды, протираются они также специальными отдельными средствами предназначенными только для них.

2. Когда еда готова, ее раскладывают на этом специальном подносе, по возможности красиво сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами.

Можно положить в эту особую посуду понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения - это просто сказать: «Дорогой Господь, Даттатрея, святые пожалуйста, примите эту пищу».

3. На подносе должен быть стакан чистой свежей воды.

Разные блюда кладем в разную посуду.

Жидкие блюда следует наливать в глубокую посуду, твердые - раскладываются в мелкую, хлеб можно класть прямо на поднос.

4. Соль, специи, приправы кладутся отдельно.

5. Этот специальный поднос с посудой ставится на алтарь.

6. После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик для прасада, надо сесть на коврик и, звеня в колокольчик, произнести трижды следующие мантры:

Гурур Брахма гурур вишну гурур дева махешвара…

Шлоки из Авадхута гиты

Даттатрея стотра

Даттарея гаятри

Предложив, нужно в течение нескольких минут повторять: ОМ Драм… или гуру-мантру.

Затем выждав 15 минут прасад можно подавать на стол, т. е. раздавать.

который можно использовать в дороге.

(полный вариант)

Зажечь свечу или лампу. Прочитать на выбор:
- Гуру мантру
- Мантру Гурур Брахма…
- Шлоки из «Авадхута гиты»
- Даттатрейя стотру
- Мантру Даттарейя-гаятри
После этого в течение нескольких минут повторять мантру: «ОМ ДРАМ ДАТТАТРЕЙЯЯ НАМАХА» или Гуру-мантру.
Оставить прасад на 15 минут на алтаре, после этого можно снять и раздавать.

(краткий вариант)

Раздача прасада

Раздача прасада бывает обычная и массовая - во время праздников и фестивалей садху.

Раздавать прасад особенно если раздача - массовая, как на бандаре, должны садху, знакомые с правилами ведического этикета. Они должны быть саттвичны, чисты, умиротворены и удовлетворены.

Желательно, чтобы раздающие прасад приняли прасад до начала его раздачи другим садху и гостям. Во время раздачи прасада не следует шуметь.

Каждое блюдо следует класть в небольшом количестве, в небольшие чашечки, предлагая впоследствии добавку до полного удовлетворения вкушающих. Прасад традиционно раздается в следующем порядке:

  • вода или напиток,
  • чапати или хлеб,
  • рис, чатни и дал,
  • горькие блюда (такие как горькая дыня и т. д.),
  • шпинат и вяжущие блюда,
  • жареные блюда,
  • овощи,
  • кислые блюда
  • сладости.

В первую очередь следует обслуживать старших садху. Грихастхи (домохозяева в своем доме) должны в первую очередь обслуживать пожилых людей и детей.

Нельзя касаться раздаточной ложкой тарелок вкушающих. Если это произошло, ложка считается оскверненной, и ее следует заменить или вымыть.

Раздавать прасад желательно из специальной раздаточной посуды, а не из посуды которая используется для предложения на алтарь. Нельзя касаться прасада стопами, или наступать или перешагивать через него. Нельзя позволять смотреть на прасад животным и тем более касаться его. Нельзя кормить животных там и тогда где вкушают прасад и из той же посуды.

5. Таинство вкушения прасада

Прасад - это освящённая пища, предложенная Богу и всем святым Прибежища.

Вкушение - это мистерия приобщения к таинству Бога и святых. Простая еда алхимически чудесно преображается в очищающий нектар, благодаря нисхождению благословений божеств и святых - вот в чем суть прасада.

Спустя 15 минут после предложения, прасад может быть снят с алтаря и подан на стол.

Принятие прасада - это сакральная мистерия приобщения к Божественному. Прасад - это дар милости, благословения Бога, его ануграха проявленная в пище.

Его принятие - это мистический акт, теургия нисхождения божественного света, мистерия.

С каждым кусочком прасада человек углубляется в божественном присутствии, чистом видении, едином вкусе, божественном величии, очищается становится немного ближе к Богу, к пробуждению.

Материальные иллюзии и желания, кармы, самскары и васаны человека поглощенного подношением и вкушением прасада понемногу тают, а изначальная связь с чистым измерением Абсолюта и святой Дхармой святых пробуждается в сердце того, кто вкушает освященную пищу.

В Кали югу из сострадания и из своей спонтанной игры Брахман проявился как Брахма, Шива, Вишну, Даттатрея и воплотился в своих божественных формах, а, по молитвам святых и садху, он через мистерию освящения также принял форму прасада, чтобы очистить нас.

В «Бхагавад-гите» говорится, что, не предлагая пищи Богу и святым, человек ест одну только карму, принимая же остатки предложенной Богу пищи, он освобождается от всех карм.

Если человек ест предложеннный Древу Прибежища, избранному божеству прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Божественном присутствии, Брахмане, Бхагаване Даттарейе и святых своего Прибежища.

Такое постоянное памятование и есть смысл прасада и само является благословением, нисходящей мислостью - ануграхой.

Принимайте прасад внимательно, молча, радостно, в благоговении, в состоянии божественного присутствия и единства.

Прасад непосредственно со специального подноса, предложенного на алтаре, называется маха-прасадом или «великим благословением».

На самом деле все едино, и нет никакой разницы между прасадом и маха-прасадом, тем не менее маха-прасад особенно уважается всеми садху, так как устанавливает персональную связь с Богом и божествами Прибежища благодаря мистерии преображения на алтаре.

Прасад - это остатки пищи, ритуально предложенной Богу, избранному божеству, древу Прибежища, если перевести буквально это означает «милость Бога». Прасад это Брахман, он не отличен от Брахмана, Шивы и Ишта-дэваты. И мы оказываем почитание ему в форме прасада, раздавая его и вкушая его.

6. Молитвы, читаемые перед вкушением прасада

Перед принятием прасада садху произносят следующие молитвы:

Поется мантра ОМ.

Ом - самая великая из всех мантр, прямо указывающая на четыре стопы Брахмана (вишва, тайджас, праджня и турья).

Медитируя на Ом мы устанавливаем непосредственную связь с Богом, Брахманом.

Молитва и подношение перед едой

Читается мантра освящения пищи:

«Аннам брахма, расо вишну, бхокта дева махешварах,

Ом праная сваха,

Ом апаная сваха,

Ом вьяная сваха,

Ом уданая сваха,

Ом саманая сваха»

(Пища - это Брахма, вкус - это Вишну, наслаждающийся едой - Махешвара. ОМ, почтение пране, почтение апане, почтение вьяне, почтение удане, почтение самане).

Затем взять в правую ладонь несколько капель чистой воды, провести над едой круг, смотрящей вверх ладонью с водой искренне в преданности мысленно читая предлагая мантру или молитву своему ишта девате (Даттатрее) как к изначальному источнику и настраиваясь на его благословение.

После этого вылить воду из ладони слева от себя.

7. Этика садху

Общие правила, связанные с самим принятием прасада.

Вспомните о духовных свойствах прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Прасад - это божественное благословение, ананда. Поэтому им следует наслаждаться.

Не отказывайтесь от прасада если вам предлагают. Это не только еда, но и мистерия.

Если мы отказываемся есть предлагаемый нам прасад, объясняя свой отказ отсутствием аппетита, сытостью, занятостью - это является непониманием. Необязательно есть много. Почтить прасад можно и в очень небольшом количестве, символически. Главное - дух уважения и почитания.

1. До и после еды следует сделать неполное омовение - вымыть руки и ополоснуть рот, (иногда в индии еще омывают и стопы если ходят босиком).

2. Для еды и питься в основном следует пользоваться правой рукой (в особенности, если вы едите только руками - левая рука используется для омовения, для западных искателей это по желанию). Левой рукой можно брать стаканы с напитками.

3. Прасад нельзя выбрасывать (если остался лишний прсад то в крайнем случае остатки можно скормить животным или положить в реку, где их доедят рыбы).

4. Если вы сидите на земле вкушая прасад, нельзя касаться к прасаду стопами, вытягивать ноги к тарелкам с прасадом.

5. Не пейте холодного после еды.

6. Будьте внимательны: Не следует переедать.

Согласно аюрведе: «Одна четверть желудка должна быть наполнена водой, половина пищей, а оставшаяся четверть - воздухом».

7. Во время вкушения прасада не следует обсуждать дела, лучше соблюдать мауну - молчание.

Во время больших праздников можно слушать бхаджаны. Иногда можно слушать священные писания - Шри Шанкарачарью, Йога Васиштху, Упанишады, Трипура Рахасью и т. д.

8. Следует быть «в настроении вкушения прасада», медитировать на то, что Бог форме Тримурти, Даттатрея, святые прибежища только что пробовали это подношение.

9. Самое главное - помнить о принципе Единой самаи, пребывании в присутствии и осонанности, можно просто быть в неизмышленном естественном присутствии вне ума, и единстве со святыми или медитировать на то, как Даттатрея в форме Тримурти по своей милости дает нам этот прасад. Можно вспоминать игры Шивы, Вишну, Брахмы, Даттатрейи, а также святых, описанные в Пуранах.

Тот, кто подлинно пребывает в единой самае освящает прасад одним этим фактом пребывания даже не нуждаясь во внешних ритуалах, хотя и делает их для других.

10. Следует брать прасад в том количестве, которое вы сможете съесть. Лишний прасад нужно переложить в другую тарелку до того, как вы начали есть.

11. Когда в дом приходят гости, маха-прасад от домашних Божеств алтаря или божеств ашрама нужно раздать понемногу всем присутствующим. Всем гостям, включая гуру и санньяси, нужно раздавать свежий, горячий прасад в необходимом количестве, кому сколько требуется.

12. Маха-прасад не следует есть прямо из тарелки из которой он предлагается алтарным божествам. Перед тем, как есть, его нужно переложить в другую посуду или к себе в тарелку.

13. Когда присутствуют старшие садху, мы должны уважительно подождать, когда они первые начнут есть, и только тогда следует начинать есть самим (если от них до этого не было других указаний).

14. После того, как вы уже начали принимать прасад, не желательно больше ни к чему прикасаться правой рукой.

15 После того как все в семье или ашраме поели, если ещё остался прасад, его можно сохранить до следующего принятия или кому-нибудь раздать.

16 Нельзя выбрасывать прасад. В самом крайнем случае, остатки прасада можно скормить животным или рыбам в реке (кошкам, собакам и т. д.).

17 Прасад следует принимать в умеренных количествах и предпочтительнее в установленное время дня.

18 Поев, следует вставать тогда, когда все закончат есть (за исключением случаев, когда есть разрешение присутствующих старших садху).

19 Не следует принимать прасад на виду у не садху, т. е. идя по улице, в людных местах, если это не специальные места для еды. (Это не касается правил для неосвященной еды). Насколько возможно, прасад следует принимать либо в уединённом месте, либо там, где принимают прасад другие садху.

20 Закончив принимать прасад, если нет специально назначенных для этого людей, необходимо вымыть или протереть то место, на котором вы сидели, а также ополоснуть руки, рот.

21. Если прием прасада делается в алтарной комнате, то алтарь на это время закрывается.

И сердце и ум садху-повара также должны быть в идеальной чистоте.

1. Кухня - как считается это продолжение алтаря, т. к. всё, что там готовится, будет предлагаться Божествам Древа Прибежища и святым. На кухне стараниями поваров обычная еда становится прасадом, поэтому, что бы человек ни делал на кухне, нужно делать это внимательно и с почтением к Божественным энергиям.

2. Там, где Божества формально установлены, например, в храме, ожидаются довольно высокие и строгие стандарты. По отношению же к домашним Божествам, для которых невозможно поддерживать строгие правила, могут быть быть сделаны упрощения.

Например, существует традиционное правило, что нельзя есть на кухне или перед Божествами. Однако, во многих домах алтарь, кухня и обеденный стол находятся в одной комнате, поэтому может оказаться невозможным соблюдать вышеупомянутое правило.

3. Тем не менее, практикующие домохозяева должны держать в уме идеальный стандарт и стараться подойти к нему как можно ближе, насколько это возможно в их ситуации. Нужно всегда помнить, что мы готовим для Божественных сил. Чем тщательнее человек относится к этим маленьким правилам, тем в большей степени он может осознать, что он готовит не для себя, а для Бога и святых.

4. На кухне можно носить только чистую, неоскверненную одежду. Нельзя приходить в одежде, в которой вы были на улице или в туалете.

5. Ногти поваров должны быть чистыми и подстриженными.

При входе на кухню нужно вымыть руки перед тем, как начать готовить.

В ашраме, перед тем как начать готовить, необходимо принять омовение. Дома предпочтительнее делать то же самое.

6. На кухне нельзя класть ничего в рот. Не следует полоскать рот над кухонной раковиной. Также нельзя пробовать приготовленное.

7. На кухне нежелательно есть и пить. Если же это неизбежно, занавеску перед Божествами следует опускать.

8. Посуду, в которой готовится еда для Божеств, в особенности, те тарелки и чашки, в которых она предлагается, следует хранить и мыть отдельно от тарелок, чашек и стаканов, из которых едят и пьют члены семьи.

9. Если у человека инфекционное заболевание, то он не должен работать на кухне, иначе он может осквернить еду и посуду.

10. Если человек прикоснётся к полу, к мусорному ведру или к нижней части своего тела, то он должен вымыть руки.

11. На кухне не должно быть пустословия, ненужных разговоров.

12. Кухонный стол, плиту, раковину и т. д. нужно мыть до и после приготовления пищи.

14. Любую вещь, упавшую на пол, нельзя сразу класть на стол. Если овощ падает на пол, его можно помыть и затем использовать. Если он коснулся чьих-либо стоп, его нужно выбросить.

15. Нельзя заходить на кухню после туалета, не совершив омовения.

16. Садху должны быть очень внимательными, чтобы в подношение не попало никаких волос и не осквернило его.

В этом отношении должна быть проявлена абсолютная предусмотрительность.

Во время приготовления пищи садху-повара должны держать свои волосы тщательно завязанными и покрытыми чем-либо сверху.

(по материалам наставлений гуру)

Освященная снедь – что это? Для чего мы периодически устраиваем освящение яств и праздничные трапезы, в которых они играют кулинарнообразущую роль? Не возникают ли порой ассоциации с идоложертвенным?..

Протоиерей Игорь Прекуп

Предвижу позывы кого-то из читателей возмутиться таким «кощунственным» сравнением (уж не пахнет ли здесь иконоборчеством: те, вот, тоже с подозрений в идолопоклонстве начинали, а? ).

Ну, во-первых, не лишне будет сказать, что и в самом деле могло бы и не случиться в истории Церкви, если бы не в богослужебную жизнь, когда и краску с икон скребли в евхаристическую Чашу, и брали иконы в восприемники и т.п.

Вообще, ересь или раскол – это, как правило, неадекватная реакция на неадекватную же интерпретацию Священного Писания и Предания в повседневной церковной жизни: будь-то поклонение иконе вместо почитания посредством нее того, кто на ней изображен, будь-то еще какие-нибудь «местночтимые» извращения типа современных «чугунков», «земелек» и прочих атрибутов псевдоправославного фетишизма, будь-то распространение в церковной среде культа силы и богатства или ослабление в ней нравственных устоев и т.д. – это и многое другое вполне может спровоцировать впадение в противоположную крайность по принципу: мне в такой «Церкви» не место, потому что там Христа нет… А нет Его там потому, что Его не может быть там, где есть (тут можно начать вставлять хоть имена личные, хоть нарицательные, хоть наименования категорий лиц и сообществ – чье «облико морале» не соответствует нашему представлению о Церкви).

Так вот, хочу сразу сказать, что ни к чему подобному не призываю, и нисколько в эту сторону даже не «дрейфую».

А во-вторых, вовремя обнаружить языческую примесь и научиться ее отфильтровывать – самое что ни на есть православное дело. Язычество ведь не в конкретных культах состоит. Думаете идола Перуна пустил в свободное плавание по Днепру, так он и уплыл? «Выдибай, господарю наш боже, выдибай* !» – кричали ему язычники; это же крик души, а не помраченного сознания… Т.е., конечно же, крик души, помраченной языческим заблуждением , не спорю, но именно души, которой язычество мило . И сколько княжеские дружинники не отталкивали идолище поганое от берега своими копьями, оно все же зацепилось за корягу, в честь чего и назвали это место Выдубицами.

Однако то же самое происходит и в наших душах. Вроде бы мы приняли Христа. Идола в своей душе сбросили, объявив ее престол посвященным Христу… да только никак мы Его туда не интронизируем, потому что не всей душой этого желаем. Есть в нас и княжеские воины, стремящиеся сплавить идола по течению, но есть и те, кто тоскует не столько по идолу, сколько по тому духу, по жизненному укладу, который идол собой символизировал и поддерживал.

И вот, в ком-то идол таки выплыл, и человек, отвергая чуждую ему христианскую веру, сознательно остается язычником (атеистом, агностиком, оккультистом, позитивистом, коммунистом, фашистом, демократом и пр. – какая разница, из чего делать культ, какого идола себе для поклонения вместо Бога выбрать и как его назвать?); для кого-то идол уплыл и тоски по нему нет, потому что человек всей душой принял Христа; а иной… внешне-то он идола по волнам отпустил и вдоль берега за ним не побежал (зачем нарываться на неприятности), и «по слову князя вошел в воды Днепра», то есть вступил в новое общество, признав его постулаты и культ, но не для того, чтобы «облечься во Христа», а чтобы безопасно внутренне оставаться прежним.

Что ему остается? Внешне признавая, исповедуя принятую веру, продолжать жить в прежнем духе, используя для отвода глаз новую атрибутику и новые поводы. А чтобы подмена не бросалась в глаза, надо постараться такой подход распространить как можно шире. Не секрет ведь, что распространенное воспринимается как норма. Некоторые люди, спекулируя на поверхностном (а то и вовсе не-) знании канонического права, заявляют, что обычай, просуществовавший свыше 30 лет, становится нормой , хотя на самом деле зачастую это не более, чем укоренившаяся порочная практика.

Обнаруживать такие «кривые дорожки», уводящие от «простоты во Христе», следует и в своей душе, и в окружающей нас жизни: мы же единая семья во Христе – нам и заботиться о том, чтобы порядок в доме поддерживался тот, который угоден Домовладыке. Это касается в первую очередь пастырей, но и мирян тоже. Мы ведь во Христе все друг другу – братья и сестры. Просто некоторые из нас поставлены «во образ» Отца. Но с остальных тоже никто ответственность не снимал за происходящее в доме, за нравы в нем, за соблюдение традиций, заложенных нашим Родоначальником, по Завету Которого мы, вроде как, пытаемся жить.

Поэтому такая культурная область как не может быть обойдена вниманием, если нам дорого сохранение в Церкви Божией единства во Христе, а не абы какого, лишь бы инфраструктура цвела.

“Освящение куличей”. Андрей Лысенко

Объявив трапезу областью культуры, вспомним для начала, что «культ» и «культура» – слова однокоренные. Культура вырастает из культа, но она, в свою очередь, если можно так сказать, в форме обратной связи формирует культ. Это значит, что христианские обряды как культурная форма, произошедшая из христианского почитания Бога, как бы возвращается к своему источнику, внося в понимание этого почитания новые нюансы. Что это за нюансы, за счет чего они образовались? Являются они следствием развития христианской мысли в определенных культурных и исторических условиях, или они – дань «миру сему» и не что иное, как заимствование чего-то чуждого по духу?

Итак, что же нам делать с трапезой-то? «Взять и отменить»?!.. Отнюдь.
Во-первых, необходимо позаботиться, чтобы ритуальные яства не превратились в некий суррогат Трапезы божественной. Вдумаемся: что происходит в день-деньской? Народ несет в храмы и выносит еду. Вносит и выносит, вносит… выносит. А взмыленный батюшка все это освящает, освящает, а народ вносит-выносит, и народу-то, народу!!!.. И все радуются. И правильно радуются: ! Наконец-то человек в храм пришел, чай не басурманин какой! Даст Бог через год снова придет, а сейчас отпразднует Пасху, чокнувшись яичком, отведав кулича да вкусив пасхи…

Нет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой).

Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: …

Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?..

Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так.

Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает , и «нечего меня парить !..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем).

Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г.

Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали ** . После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого…

Разумеется, я не берусь утверждать, что это трапеза бесовская (хотя иной раз…), но, что при этом происходит какое-то уклонение в сторону от Христа – несомненно. «Их бог – чрево» (Флп. 3; 19)

Для многих людей любой праздник – просто повод получить удовольствие. Кто и к Празднику праздников так относится, тот служит идолу наслаждения под видом поклонения Христу, да, впрочем, и вида зачастую не делает, просто пользуется христианскими ритуальными атрибутами за неимением других.

Ну, а во-вторых?

А во-вторых, избегая вышеописанного мрака и верно расставляя приоритеты, следует проявить осторожность в том, чтобы не превращать освященные пасхальные яства в подобие кошерной пищи. Безусловно, хорошо, что к освященным снедям отношение несколько иное. Несомненно, большое воспитательное значение имеет традиция не выбрасывать кожуру пасхальных яиц, а сжигать, но… когда из этого делают культ, когда тем же пасхальным яйцам приписывают особые благодатные свойства: типа, пожар потухнет, если бросить в огонь пасхальное яйцо (пример из этнографической копилки автора) – это опять же начинает попахивать язычеством.

Достойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение » (курсив мой – И.П.), а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их . То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т.е. на разговение . Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.

Сноски:

* «Выплыви, выйди на берег».

** Из молитвы на Литургии свт. Василия Великого.

*** Кстати, если сыр и яйца положено освящать в притворе храма, то мясное даже в притвор не положено вносить, но освящается оно во дворе священника.

Новая статья: молитва на освящение пищи мирянами на сайте сайт - во всех подробностях и деталях из множества источников, что удалось нам найти.

Православные молитвы перед едой

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Вариант молитвы перед едой:

Молитва на благословение еды и пития мирянам

Молитва после вкушения пищи

Молитва на принятие просфоры и св. воды

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Спорительница хлебов»

О, Пресвятая Дево Богороди­це, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждаю­щихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов на­ших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благосло­вение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с бла­гоговейным трепетом и сокру­шенным сердцем смиренно мо­лим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, муд­рая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители на­шей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы до и после еды

Перед едой

Молитва пред вкушением пищи

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Oтче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

На благословение пищи и пития мирянам

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, яко благословен во веки веков. Аминь. (И перекрестить пищу и питие.)

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды) Благослови.

Прасад или Как правильно освящать пищу в Христианстве и Ведической культуре

Освященная пища (прасад) – приносит счастье, любовь и способна изменить судьбу как нашу, так и тех, кого вы угощаете. Освященная пища, меняет свои свойства, тем самым приобретая неповторимый вкус и становится целебным нектаром для нашего организма и сознания. Регулярное употребляете освященной пищи, может лечить очень многие тяжелые проблемы, даже алкоголизм и наркоманию, т.к. очищает тонкое тело и дает более высокий и сладкий вкус. В статье вы найдете информацию о том, как правильно освящать пищу в Христианской и Вайшнавской традиции.

Подробные описания, как правильно освящать пищу в Ведической культуре:

Продукты для освященной пищи:

Прасад начинается с покупки продуктов. Для прасада не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь. Т.к. это продукты в гуне невежестве, они не могут давать любовь, которая, как известно, в гуне благости. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.

Процесс приготовления освященной пищи:

  • Готовить лучше всего, стоя на восток. Поскольку, еда готовится для Бога, прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о Всевышнем. В этом случае, ваши мысли и энергиялюбви будут передаваться пище. Я, например, во время приготовления слушаю лекции своего духовного учителя, который с любовью говорит о Боге.
  • Еду в процессе приготовления не пробуют.
  • Во время приготовления пищи не допускайте, чтобы на кухне находились домашние животные (кошки, собаки).
  • От каждого блюда, что вы приготовили, возьмите порцию и положите на красивые тарелочки (или на одну тарелку). Эти тарелочки должны быть новыми и предназначены только для освящения, и никто другой никогда не должен ими пользоваться. И затем поставьте эти тарелочки на алтарь перед Божеством.
  • Во время прочтения мантры хорошо звонить колокольчиком (держите в левой руке), т.к. это дает дополнительные очень очищающие и благотворные вибрации.

Чтение Мантр для освещения пищи:

Освящение пищи простым способом:

Когда поставите пищу на алтарь, произнесите:

«Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту еду»

А затем в течение нескольких минут повторяйте маха-мантру:

Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама,

Рама Рама, Харе Харе.

Также есть такая мантра, которой можно очищать пищу, воду и любые предметы:

Бхункте бходжайатхе харих

Так же в Бхагавад-гите (24:4) есть мантра, которую можно использовать для очищения и освящения пищи.

Эта мантра очищает пищу с помощью благословения Бога, причем очищает любую, даже не очень чисто приготовленную пищу, удаляя все ее недостатки и несовершенства, включая ингредиенты пищи и даже посуду для ее приготовления.

Мантра гармонизирует состояние пяти пран человека и освящает вообще любые предметы, над которыми она читается. Поэтому, если вы хотите всегда быть здоровым, возьмите за правило каждый прием пищи представлять актом, предлагающим эту пищу Богу, а не актом простого поглощения еды. Для этого разучите эту мантру и всегда ее повторяйте (вслух, шепотом или «про себя») перед едой. Через некоторое время вы сами ощутите чудесные изменения в состоянии вашего здоровья.

Брахма Арпанам Брахма Хавир

Брахмаагнау Брахманаа Хутам

Брахмайава Тена Гантавйам

Брахма Карма Самаадхинаха

Ахам Вайшваанаро Бхутва

Праанаапаана Самаа Юктаха

Пачаамйанам Чатур Видам

Ом Шанти Шанти Шантихи

Значение данной мантры:

Брахман – это акт приношения.

Брахман, есть сама суть приношения.

Брахманом и предлагается это приношение.

Воистину тот достигает Бога,

Кто видит Бога во всех Его деяниях.

Брахман – это священный огонь,

И всепроникающая космическая энергия

Пребывающая во всех живых существах.

Освящение по всем правилам, принятым в обществе вайшнавов:

Для этого вам необходимо устроить алтарь с изображениями Господа Кришны, Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады, ачарьи-основателя Общества сознания Кришны. Тарелку с едой ставят перед изображением Шрилы Прабхупады. На тарелочку Кришны положите листочек туласи, если у вас есть такая возможность. Также хорошо на поднос, где уже находятся тарелочки Кришны положить немного соли и пару долек лимона, поставить стаканчик с водой. Разница между упрощенным вариантом поднесения пищи и полным ритуалом заключается еще и в произносимых при этом мантрах. Во время предложения по всем правилам склонитесь перед алтарем и три раза читайте вслух, напевайте или прошепчите приведенную ниже мантру:

Намо Ом Вишну падайя

Кришна прештайя бхутале

Шримате бхакти веданта

Свамин ити наминэ

Намастэ сарасвати дэвэ

Гаура Вани прачаринэ

Пашчатья деша таринэ

Нама маха ваданьяйя

Кришна према прадайа те

Кришнайя Кришна Чайтанья

Намнэ гаура-твише намах

Говиндайя намо намах

Харе Кришна, Харе Кришна,

Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама,

Рама Рама, Харе Харе.

Завершающий этап освещения пищи:

В любом из вариантов, после прочтения мантры принесите свои поклоны и оставьте еду на 5-15 минут, чтобы Господь вкушал ее.

После этого нужно переложить прасад что буквально означает «милость Господа» в кастрюли, сковородки, в которых у вас находится приготовленная еда или на отдельную тарелку, а посуду Кришны тщательны вымыть.

Вся приготовленная еда считается теперь освященной, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, почитается особо и называется Маха-прасадом. «Маха» на санскритском языке означает большой, огромный маха-прасад – великая милость. Каждый должен кроме всего остального получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада.

В “Бхагавад-гите”, одном из ведических писаний, Господь Кришна говорит, что если кто-то с любовью и преданностью предложит Ему вегетарианскую пищу, будь то всего-навсего листок, плод или вода, Он примет ее. По Своей непостижимой милости Господь пробует пищу, предложенную Ему, и тем самым одухотворяет ее. Так обычная еда становится прасадом Кришны, милостью Господа Кришны, а обыкновенный прием пищи превращается в трансцендентный акт поклонения Господу и общения с Ним.

Вкушая Кришна-прасад, мы очищаемся и избавляемся от последствий своей кармы.

Как мыть посуду предназначенную для освещения:

Желательно не делать это тем губками и тряпками для мыться посуды, которыми Вы пользуетесь обычно, а иметь для этих целей специальные, или же просто мыть руками. Также не стоит ставить посуду Кришны в раковину, где вы моете свою посуду, т.е. просто держите тарелочки в руках когда моете, не ставьте их в раковину, а тем более если там лежит ваша невымытая посуда. Вымыв посуду Кришны уберите ее в специально отведенное для этого место.

«Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы…”

Подробные описания, как правильно освящать пищу в Христианстве:

Отличие процедуры предложения или освящения пищи в Христианстве и Вайшнавизме, не носит принципиальных различий. Но в Вайшнавизме гораздо более жесткие требования, при несоблюдении ритуала можно нанести оскорбление Божеству неправильным Служением.

Для освещения пищи в христианстве самый простой вариант, это когда семья садится за стол, глава семьи или духовный наставник читает молитву (при этом все берут друг друга за руки). Тем самым пища на столе освящается. Даже такой, казалось бы простой ритуал способен освятить пищу, причем качества этой, освященной, пищи будут принципиально отличаться от ЕДЫ. Это уже прасад (как говорят в традиции Вайшнавизма), пища предложенная Господу. А еще желательно для него и приготовленная. Освещение очищает и трансформирует энергетику пищи, насыщая ее энергиями и качествами Бога. Таким образом, происходит ежедневная работа и трансформация сознания людей Личностью Бога.

Причем, не важно, если уровень духовного развития людей не позволяет фиксировать, ощутить или почувствовать это. Трансформация все равно идет и работает над нами через пищу.

Процесс освящения пищи в православии:

Поставьте приготовленную с любовью к Богу пищу на алтарь перед иконой и произнесите молитву. Так как требования к освещению пищи в христианстве менее строгие, я просто даю несколько молитв.

Молитва перед едой

Отче наш (3 раза),

Очи всех на Тя, Господи, уповают,

и Ты даеши им пищу во благовремении,

отверзаеши Ты щедрую руку Твою

и исполнявши всякое животное благоволения

Молитва на благословение пищи и пития мирянам

Господи Иисусе Христе, Боже наш,

благослови нам пищу и питие

молитвами Пречистыя Твоея Матери

и всех Святых Твоих,

яко благословен еси во веки. Аминь.

И перекрестите пищу и питие 3 раза

Молитва после еды

Благодарим Тя, Христе Боже наш,

яко насытил еси нас земных Твоих благ;

не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия,

но яко посреде учеников Твоих пришел еси,

Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Молитва Иисусу на освящение пищи (не каноническая).

Иисус, Пастырь наш!

Приди к нам, в сердца наши!

Будь же меж нами за этим столом!

Раздели с нами хлеб наш насущный!

Даруй нам Свет Осознания и дай нам от Силы Твоей!

Защити нас от Злого и очисти от Скверны и всякого Лукавства.

Другие МОЛИТВЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ И ОСВЯЩЕНИЯ ПИЩИ

Молитва на освящение пищи до еды

Господи, благодарим Тебя за все, что Ты нам посылаешь!

Да выполнит эта пища свое божественное предназначение,

преобразуя свет солнца в свет наших клеток.

Наполни ее светом и радостью святой!

Благословенно Небо, благословенная Земля,

благословенна пища сия,

а также приготовляющий и вкушающий ее.

Благодарим, Тебя, Отче,

за благодатную пищу сию.

Прикоснись же дыханьем Твоим

и освяти всю эту пищу.

Дабы мы могли после ее вкушения

Воспринимать энергии не только земные,

но и божественные.

Дабы мы могли достойно и с новою силою

творить Божественную волю Твою.

Молитва перед едой

ОТЕЦ ЕДИНЫЙ И ВСЕВЫШНИЙ,

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, БЫТИЯ,

БЛАГОСЛОВИ НАМ ЭТУ ПИЩУ,

ПУСТЬ НАПИТАЕТ СУТЬ ТВОЯ

ЕЁ МЕЛЬЧАЙШИЕ ЧАСТИЦЫ

ЛЮБОВЬЮ, СВЕТОМ, КРАСОТОЙ!

СВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ДЕСНИЦЕЙ ОЧИСТИ,

ЗАРЯДИ СВЯТОЙ ЭНЕРГИЕЙ И БЛАГОДАТЬЮ,

И ЧЕРЕЗ ПИЩУ ДАЙ НАМ СВЕТ,

БЛАГОСЛОВИ НАС, БОЖЬЯ МАТЕРЬ,

И УКРЕПИ ЛЮБВИ ЗАВЕТ! ОМ Ра!

Молитва после еды

Благодарим, Тебя, Отче,

за благодатную пищу сию.

Дыхание, любовь и энергии

Твои снизошли на нас

и укрепляют тело, силы и дух.

И дух наш возликовал.

Надеемся и верим, Отче,

что так же как насытил нас,

голодающих и жаждущих.

Надеемся и верим, Отче,

что так же как Ты спас нас,

отчаявшихся и заблудших.

Стоит отдельно уточнить, что между прочтением молитвы и вкушением пищи, должно пройти не менее 3 минут.

Вообще, мы часто забываем молиться. Поэтому все нижеприведенные молитвы надо распечатать и приклеить на стене прямо перед обеденным столом. Тогда меньше шансов забыть. И даже само их присутствие тоже будет дополнительно очищать и пищу и помещение.

В индийской ведической традиции есть практика освящения пищи. Освященной становится пища, предложенная Богу. Она благотворно влияет на здоровье человека и помогает очистить сознание.

Согласно Ведам, приготовление еды — одна из важнейших обязанностей женщины, и она должна знать, как с помощью пищи можно влиять на здоровье тела и разума. Считается, что еда питает не только физическое, но и психическое тело человека. Она должна быть наполнена любовью. А поскольку источник любви — это Бог, принято предлагать пищу Богу. Делается это в знак благодарности Ему за то, что Он заботится о нас и служит нам. Такая предложенная пища называется «прасад».

Приготовление и предложения прасада — это один из видов жертвоприношений, и очень важно понять его смысл. Мы предлагаем пищу не потому, что Бог нуждается в ней, а потому, что Он сам в «Бхагавад-Гите» объяснил, что для нас это способ обретения отношений с Ним. Веды говорят, что смысл жизни человека в материальном мире — восстановить потерянные отношения с Богом, вспомнить о Нем, полюбить Его и научиться бескорыстно служить Ему. Сложно любить того, кого не знаешь. И вот как раз для того, чтобы сблизиться с Богом, почувствовать связь с Ним, мы начинаем готовить для Него еду.

Ритуал предложения пищи Богу может соблюдаться последователями любой религии. В любой вере есть практика освящения пищи с помощью молитв, принесение пищи в храм для освящения. Ведическая традиция просто более детально описывает этот ритуал и предлагает совершать его дома каждому, при каждом приготовлении пищи.

Пища предлагается следующим образом.

Приготовьте блюдо. Оно может быть любым, главное, чтобы в составе не было мяса, рыбы, яиц. Во время приготовления пищу не пробуют, считается, что первым ее должен попробовать Бог. Готовьте в хорошем настроении, сосредоточьтесь на Боге, читайте про себя молитву или мантру. Наденьте чистую одежду, волосы заплетите или спрячьте под косынку Еще лучше — полностью омыться перед приготовлением еды, как минимум — вымыть ноги, руки, лицо, промыть глаза и прополоскать рот. Во время приготовления держите кухонные поверхности чистыми. Если вам пришлось дотронуться до мусорного ведра или до животных — вымойте руки.

Когда блюдо будет готово, положите немного на маленькую тарелочку, приготовленную специально для этой цели, и поставьте ее на алтарь рядом с изображением Бога. Это может быть не только изображение Кришны, но и образ Святой Троицы или Иисуса Христа, можно предлагать пищу святым. Прочитайте мантру «Харе Кришна» или любую другую молитву, прося Бога принять эту пищу, поблагодарите Его. Через 5−10 минут выложите пищу обратно в кастрюлю, где она готовилась, и разложите в тарелки уже для тех, кто будет кушать. Предложенная пища насыщается энергией Бога, приобретает необыкновенный вкус и силу менять сознание тех, кто ее ест. После предложения, вымойте сначала ту посуду, в которой был предложен прасад, и лишь затем приступайте к еде.

Прасад нельзя выбрасывать, остатки нужно либо доесть самим, либо отдать животным.

В «Бхагавад-Гите» Господь сказал, что с радостью примет любое подношение, сделанное Ему с любовью. Поэтому в процессе приготовления прасада самое главное — помнить о Боге, с любовью готовить для Него. Даже если вам трудно выполнять все описанные выше требования, все равно предлагайте пищу. Нет возможности вымыться полностью — просто помойте руки, нет возможности поставить пищу на алтарь — предложите ее Богу в уме. Ваша искренность важнее ритуалов.

Подробнее о ведической практике предложения пищи вы можете прочитать в книгах «

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.