27.06.2020
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха в условиях массовой общеобразовательной школы. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха в специальных (коррекционных) детских учреждения
Дети с нарушениями слуха подразделяются на две группы: тугоухие и глухие. Тугоухость разделяется на три степени 1:
I - порог восприятия не выше 50 дБ;
II - порог восприятия от 50 до 70 дБ;
III - порог восприятия в среднем 75-80 дБ в речевом диапазоне.
В соответствии с международной классификацией выделяется еще IV степень тугоухости с потерей слуха до 90 дБ.
Для психического развития слабослышащего ребенка важное значение имеет развитие у него речи. Поэтому воспитание и обучение слабослышащих детей дифференцируется не только в зависимости от степени нарушений слуха, но и с учетом наличия или отсутствия у ребенка речи.
Среди причин нарушения слуха большую роль играют наследственные факторы - 30-50% от всех случаев. Следует иметь в виду, что некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. В 30% случаев они могут сочетаться с другими нарушениями, например: дефектами зрения, интеллекта, заболеваниями и пороками развития внутренних органов, кожи, костно-мышечной системы.
Нарушения слуха могут возникать и под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих внутриутробно, в момент родов или после рождения. Среди причин, повреждающих слуховую систему плода, наибольшее значение имеют внутриутробные вирусные инфекции, особенно краснуха, перенесенная матерью в первые месяцы беременности, корь, грипп, а также такие заболевания, как врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.
Важную роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорожденных, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору или групповой принадлежности крови. При ядерной желтухе возникает били-рубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В этих случаях может развиваться неврит слухового нерва. Неврит слухового нерва может также возникать при многих инфекционных заболеваниях, при применении больших доз некоторых лекарств (например,
1 Нейман Л.В., Богомильстй М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., 2001.
некоторых групп антибиотиков). Неврит может также входить в симптомокомплексы различных наследственных заболеваний ЦНС.
Неврит обычно характеризуется прогрессирующим снижением слуха, иногда до полной глухоты. При этом в первую очередь нарушается восприятие высоких тонов. Двустороннее врожденное снижение или отсутствие слуха нарушает психическое развитие ребенка и особенно формирование речи и логического мышления.
Детей, страдающих тугоухостью, принято называть слабослышащими, в отличие от глухих, которые даже при применении звукоусиливающей аппаратуры не воспринимают речь на слух.
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи, а также имеют место специфические трудности формирования логического мышления. Основные направления коррекционной работы по речевому и умственному развитию детей с недостатками слуха разработаны Е.П. Кузьмичевой, Л.П. Нос-ковой, Л.И. Тиграновой, Л.А. Головиц, Н.Д. Шматко, Т.В.Пелым-ской и многими другими. Основоположниками этих современных исследований являлись такие ведущие специалисты, как Ф.Ф. Рау, Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г.Коровин.
Одной из основных задач лечебно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления. Особенно важное значение имеет раннее начало лечебно-коррекционной работы (Е.П. Кузьмичева, Л.П. Нос-кова). В настоящее время доказана эффективность ранней коррекционной работы с глухими детьми. В отечественной сурдопедагогике накоплен опыт такой работы, начиная с первых месяцев жизни (Е.П. Кузьмичева, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.).
В настоящее время разработана оригинальная система ранней коррекционной работы, которую проводят, начиная с тем: «Части тела. Лицо», «Помещение», «Мебель». Ребенка учат путем зрительно-тактильного восприятия познавать окружающий мир, для стимуляции ранней коммуникативной деятельности особое внимание обращается на лицо человека, ребенок соотносит фотографии с реальным человеком (членом семьи), дорисовывает недостающие части лица. Вся эта деятельность сопровождается расчлененной речевой инструкцией.
Важное значение уделяется обучению ребенка освоению нового пространства (ориентации в собственной квартире, а также в новом помещении). Занятия проводятся по специальной програм-
М е с последовательным изучением различных тем: «Одежда», «Продукты питания», «Посуда» и т. д. 1
Стимуляция речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установления коммуникативной связи. По мере формирования коммуникативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речевым действиям взрослого в процессе совместной предметно-практической деятельности.
На следующем этапе у ребенка формируют мотив достижения успеха в словесном обозначении окружающих предметов. И, наконец, на последнем этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности.
Для стимуляции речевого развития глухого ребенка важное значение имеет создание для общения естественных ситуаций.
При обучении языку глухого ребенка дошкольного возраста важное значение отводится строгому разграничению методов обучения детей шести и семи лет.
Выделяют три основных направления работы по развитию речи глухих дошкольников: формирование и развитие языковой способности; развитие речевой деятельности; подготовка к усвоению основных закономерностей языка".
Особенно серьезное внимание уделяется развитию языковой способности глухого ребенка, для этого ведущее значение придается раннему началу специальной педагогической коррекционной работы 4 .
Известно, что развитие языковой способности наиболее интенсивно проявляется в раннем возрасте, поэтому важно как можно раньше начинать коррекционную работу с детьми с нарушениями слуха 5 .
Для развития языковой способности большое значение имеет подражание. Поэтому при работе с детьми раннего возраста с нарушениями слуха необходимо стимулировать подражательную деятельность. Кроме того, при обучении глухих детей языку ши-
1 Носкова Л.П. О методических путях обучения языку глухих детей старшего дошкольного возраста // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. М., 1990. С. 5-30.
2 Там же. С. 30-59. " Там же.
В процессе деятельности, то есть активного взаимодействия человека с окружающей действительностью, происходит совершенствование психических процессов, обогащение и усложнение форм познания, усвоения социального опыта.
Развития предметной деятельности предшествует длительный период овладения действиями с предметами - хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями, использованием предметов по их функциональному назначению и овладением определенным способом действий с предметами, закрепленным в социальном опыте.
У детей с нарушениями слуха переход от неспецифических манипуляций к специфическим, к собственно предметных действий происходит медленнее, чем в слышащих. В глухих детей без специального обучения это развитие идет медленно и неравномерно. По данным А. Венгер, Г. Выготского, Э. Леонгарда, некоторые виды действий появляются в них только после двух - двух с половиной лет и даже в дошкольном возрасте. Дети выполняют только некоторые действия, чаще всего с хорошо знакомыми предметами.
Развитие предметных действий глухих детей продолжается в дошкольном возрасте, когда меняются их способы ориентировочной деятельности. На протяжении дошкольного возраста у глухих детей происходит переход от примитивных способов ориентирования ко все более сложным. Однако, по данным А. Венгер, у них нет достаточного обобщения собственного опыта действий с предметами. Поэтому дети с нарушениями слуха не осознают необходимости использования орудия в новой ситуации. Они пытается достичь цели непосредственно, прибегая к неадекватным проб (например, пытаются перебросить стол, столкнуть мяч, лежащий на его противоположном конце) и не обращая внимания на предметы, которые можно использовать в качестве орудия (например, палку). В случаях, когда глухие дошкольники понимают необходимость применить оружие, они не всегда могут найти его в окружающей обстановке. Это происходит из-за низкого уровня ориентировки, недостаточное выделение свойств объектов, трудности их соотнесения.
Благодаря предметной деятельности развиваются все виды восприятия, в глухой ребенка в первую очередь зрительное, на которое она опирается при осуществлении предметных действий; развиваются и усложняются движения, формируется генетически исходный вид мышления - наглядно-действенное.
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте. В развитии сюжетно-ролевой игры у детей с нарушениями слуха наблюдается целый ряд особенностей.
По содержанию сюжетно-ролевые игры глухих дошкольников схожи с играми слышащих детей (Г. Выгодская). В играх глухих детей отражается жизнь взрослых, их деятельность и взаимоотношения в ходе этой деятельности. Глухие дети играют, используя круг впечатлений, получаемых ими из окружающей жизни. Но поскольку восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, нельзя ожидать полного сходства в содержании игр глухих и слышащих детей. Глухие дошкольники дольше, чем слыша задерживаются на этапе предметно-процессуальных игр, а их сюжетные игры одинаковые и простые, чем у их сверстников с сохраненным слухом. Глухие дети не всегда могут самостоятельно осознать скрытый смысл, зато наглядные предметные действия отражают в играх. Глухим дошкольникам свойственна склонность к педантичного, буквального отражения в игре действительности. Из-за задержки речевого развития способности к обобщению и творческого отражения действительности в игре оказывается довольно ограниченной.
Чаще всего в играх глухих детей можно выявить тенденцию к стереотипности действий. Дети механически повторяют одни и те же действия, слова и роли. Они стремятся воссоздать те условия, в которых эта игра протекала раньше.
В играх глухих детей наблюдается механическое подражание действиям. Стоит одному ребенку затеять какую-то игру, как сразу же в нее находится несколько "последователей", которые начинают ей слепо подражать. Следуя, ребенок обычно не вносит в игру от себя ни одной детали. Особенно ярко проявляется подражание у детей, но от элементов подражания не лишена и игра старших дошкольников.
Глухие дети испытывают трудности при замещении предметов. Даже предмет, функционально пригоден на роль заменителя, не всегда используется глухой ребенком. Если взрослый назвал карандаш ложкой или кубик утюгом и ребенок согласилась так называть этот предмет, это еще совсем не значит, что она начнет «есть» карандашом или "гладить" кубиком. Слово (новое название) для глухого ребенка еще не диктует способа действия с предметом. Формально принимая новое название предмета, предложенную взрослым, глухие дети в ряде случаев действуют не в соответствии с этой новой названием предмета, а сообразуясь с его особенностями.
Для глухих детей характерно, что в процессе овладения игровой деятельностью их действия становятся более развернутыми, полными, наполненными подробностями, деталями. Так, кормя куклу, ребенок уже не ограничивается тем, что преподносит ложку к ее рту. Предварительно она наливает пищу из кастрюли в тарелку, помешиваем пищу, дует на нее, чтобы не обжечь куклу, наливает добавку из кастрюли и снова кормит и т.п.
Поскольку глухой ребенок отстает в развитии воображения, она не может творчески войти в роль. В младшем школьном возрасте у детей формируется учебная деятельность. Особенности становления учебной деятельности в глухих младших школьников представлены в работах Е. Речицкий. По ее данным, в глухих детей наблюдаются все виды мотивов учебной деятельности. Особенно значимой для глухих школьников мотивация, связанная с получением высоких оценок. Под влиянием обучения происходит возрастание роли учебно-познавательной мотивации в глухих младших школьников, в III-IV класса она занимает второе ранговое место.
В связи с особенностями умственного развития глухих детей, в том числе с отставанием в развитии мышления и речи, значительные трудности наблюдаются в формировании всех учебных действий. Один из существенных недостатков учебной деятельности глухих детей заключается в том, что они часто выполняют такие учебные действия, которые диктуются стремлением удовлетворить требования учителя. В связи с отставанием в развитии основных мыслительных операций у глухих детей медленнее формируются учебные действия недоразвитие анализа и синтеза приводит к трудностям преобразования условий задачи, недоразвитие абстракции - к трудностям моделирования выделенного отношения. Учебные действия формируются на суженной, недостаточно обобщенной основе, поэтому глухие дети испытывают трудности при переносе учебных действий в новые условия, на новые учебные задачи.
Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни является привлечение людей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии.
Через такие особенности умственного развития детей и подростков с нарушениями слуха, как замедленное развитие умственных операций, в частности анализа и синтеза, абстрагирования, у них наблюдаются трудности в выделении и осознании цели. В процессе трудовой деятельности они стремятся как можно быстрее получить результат, то есть достичь цели. Но им не хватает ловкости, сосредоточенности, умения соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, умение анализировать причины трудностей. Иногда подростки и юноши в стремлении быстро получить результат пренебрегают важными трудовыми операциями. У подростков с нарушениями слуха часто формируется осознание обязательности достижения поставленной цели. Поэтому для полноценного формирования этих качеств трудовой деятельности необходимо воспитание положительного отношения к труду, формирование соответствующей мотивации.
На начальных этапах трудовой деятельности возникают большие проблемы у лиц с нарушениями слуха, особенно с осознанием межличностных производственных отношений. Это связано с замедленным формированием межличностных отношений и механизмов межличностного восприятия, о чем говорилось выше. У подростков и юношей недостаточно сформированы оценочные критерии межличностных отношений, они часто допускают крайности в оценке точуючих, с которыми сталкиваются в рабочей обстановке, недостаточно дифференцируют личные и деловые отношения.
Особенности в развитии двигательной сферы, характерные для лиц с нарушениями слуха определяют круг профессий, которые им можно рекомендовать. К этим особенностям относятся такие, как недостаточно точная координация и неуверенность движений, трудности сохранения статической и динамической равновесия, относительно низкий уровень пространственной ориентировки, который замедленный по сравнению с слышащими по скорости выполнения отдельных движений, также замедленный темп деятельности в целом, относительная замедленность овладения двигательными навыками (А. Розова).
Анализ особенностей психического развития лиц с нарушениями слуха представлен в работах А. Розов, позволил определить ограничения в подборе и рекомендации профессий: непригодны профессии, в которых при работе необходим слуховой контроль (например, настройка аппаратуры) не рекомендуются производства и соответствующие им профессии с акустической сигнализацией опасности; наличие нарушений вестибулярного аппарата свидетельствует о невозможности рекомендаций профессий, связанных с работой на высоте; многим глухим не рекомендуются профессии, требующие постоянного речевого контакта с окружающими; следует подбирать профессии, соответствуют тому уровню образования, имеет конкретный человек с нарушением слуха.
Трудовая деятельность, в которую включают школьников с нарушениями слуха, должна иметь нравственную основу, социальную значимость и педагогическую ориентацию на достижение конкретного результата в производительном труде.
РЕФЕРАТ
Дети с нарушением слуха. Особенности обучения и воспитания
1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
обучение воспитание ребенок слух
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих - так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными.
В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии - тональной (с применением аппаратуры), речевой - для первичной проверки слуха.
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В. Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75-80 Децибелл. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000)
По классификации
Л.В. Неймана
(1961): слабослышащие дети,
в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц, могут быть отнесены к одной из следующих степеней тугоухости:
степень - не превышает 50 дБ;степень - от 50 до 70 дБ;степень - более 70 дБ;
глухие дети,
в зависимости об объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп:
группа - 125-250 Гц;группа - 125-500 Гц;группа - 125-1000 Гц;- 125-2000Гц и выше.
Условная граница между тугоухостью и глухотой - 85 дБ. Помеждународной классификации
(1988) в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 Гц выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:
степень - 26-40 дБ;степень - 41-55 дБ;степень - 56-70 дБ;степень - 71-90 дБ; глухота - более 90 дБ.
Глухота
- стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. Дети с приобретенной глухотой - это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.
Тугоухость
- стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.
Тугоухие - это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью. Рахиль Марковна Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения нарушения слуха. Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:
глухие без речи (ранооглохшие); глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышащие с развитой речью; слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и от времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен после 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь. Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики). Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего. Помимо специфического нарушения речи у детей с нарушениями слуха встречаются и другие речевые нарушения, например ринолалия. При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии - это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снижения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух. По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп: дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии; дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Итак, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: степенью (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота) и характером (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) нарушения слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития, наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Успешность коррекционной работы с детьми, страдающими тугоухостью и глухотой, зависит от ряда благоприятных факторов: интенсивного систематического и адекватного состоянию ребенка обучения; активного участия семьи в его воспитании и обучении; потенциальных возможностей самого ребенка, его физического состояния и личностных качеств (активности, коммуникабельности, физической выносливости, работоспособности и т.п.); использования сурдотехнических средств.
. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в условиях специальных дошкольных учреждений и школ
Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях системы здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при ЛОР-отделениях крупных больниц) и в системе образования. Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие детей раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: детский сад компенсирующего вида для глухих и/ или для слабослышащих детей; детские сады комбинированного вида; дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. В дошкольные отделения и группы при детских садах могут приниматься дети с 1,5-2-х летнего возраста при наличии условий для их воспитания. образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад» компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре данных образовательных учреждений могут быть группы детей преддошкольного и дошкольного возраста, а также либо начальное звено, либо начальная и основная школа (с первого по 10-12 классы) для слабослышащих или для глухих детей. Научно-методические основы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха заложены в трудах P.M. Боскис, Г.Л. Выгодской, Л.А. Головчиц, Г.Л. Зайцевой, С.А. Зыкова, Б.Д. Корсунской, Е.П. Кузьмичевой, Э.И. Леонгард, Е.А. Малхасьян, Л.П. Носковой, Н.Д. Шматко и др.
Раздел «Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной); отработка различных видов речевой деятельности, проведение элементарных языковых наблюдений. Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению. Целью этой работы является формирование и развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха: дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развивающегося слухового восприятия создается и совершенствуется слухозрительная основа восприятия устной речи, формируются навыки речевой коммуникации. Таким образом работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена на решение следующих задач: обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний; создание и совершенствование слухозрительной основы восприятия устной речи; формирование навыков речевой коммуникации. Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи; широкое использование различной звукоусиливающей аппаратуры. Так же как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Особое значение в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр. В ходе целенаправленного развития и обогащения изобразительной и конструктивной деятельности создаются условия для эстетического, познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Важной задачей, связанной с развитием изобразительной и конструктивной деятельности, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы по ознакомлению с окружающим миром. Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости. Дети, воспитывающиеся дома, могут получать коррекционную помощь: в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по месту жительства; в стационарах при отделениях отоларингологии крупных больниц по месту жительства; в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах; в центрах медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации системы социальной защиты. Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является поиск моделей интегрированного воспитания и обучения. Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида. Возможны следующие формы интеграции:
временная интеграция,
при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
частичная интеграция,
при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются по 1-2 человека лишь на часть дня в массовые группы;
комбинированная интеграции,
при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1-2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы;
при полной интеграции
ребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду;
- смешанные дошкольные группы,
где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1-2 неслышащих ребенка, а группа из 4-5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.
Организация коррекционного обучения и воспитания в специальных школах для детей с нарушениями слуха
ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет, в зависимости от учебных предметов, или 6-7 лет, с учетом подготовительного класса); ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет) ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). В первый класс, как правило, принимаются дети с 7 лет. Для детей, не прошедших дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. Наполняемость классов 6 человек. В составе школ 1 вида организуются классы для глухих детей с комплексными нарушениями (умственной отсталостью, ЗПР), работа в которых организуется по специальным учебным планам и программам. Наполняемость таких классов 5 человек. В современной сурдопедагогике, как отечественной, так и зарубежной, применяются две системы обучения глухих: на основе билингвистического подхода; на основе словесной речи. Перед отечественной сурдопедагогикой в настоящее время стоит проблема разработки новой концепции специального образования детей с недостатками слуха, основанной (по определению А.А. Комаровой) на множественности подходов, на сотрудничестве и взаимообогащении всех существующих направлений в обучении и воспитании. Билингвистический подход основан на том, что равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются: словесная речь и жестовая речь, что стало основополагающим принципом билингвистического подхода. Жестовая речь
- способ межличностного общения, лишенных слуха людей, посредствомсистемы жестов. Лексические и грамматические закономерности жестовой речи обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением. Использование жестовой речи в обучении глухих способствует:
устранению коммуникативных барьеров между педагогами и учащимися; созданию доверительных отношений между детьми и взрослыми; эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса; увеличению объема учебной информации, ускорению ее передачи; коррекция процесса восприятия учащимися; усвоению программы общеобразовательной школы в полном объеме. Билингвистическая система обучения глухих функционирует в странах Скандинавии, в Великобритании, Швейцарии, Канаде, США и др. В России билингвистическая школа создана профессором Г.Л. Зайцевой. Коммуникационная система
обучения глухих на основе словесной речи была разработана в 1950-х гг. XX в. отечественными учеными-сурдопедагогами под руководством проф. С.А. Зыкова. Ее основные принципы:
потребность в общении возникает и развивается в связи с широким использованиемразличных видов педагогически организованной деятельности; в целях активизации речевого общения эффективна дактилъная речь (своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки) в сочетании с устной и письменной речью. Л.П. Носкова обосновала структурно-семантический принцип специального изучения языка, в основе которого использование предложения как материала для системного овладения языком. В соответствии с генетическим принципом сурдопедагог соотносит речевые достижения глухого ребенка с нормой в целях языковой компенсации и программирования. Деятельностный принцип отражает предметно-практическую деятельность учащихся, в процессе которой словесная речь и освоение языка становятся потребностью. При работе с глухими учащимися по системе их обучения на основе словесной речипроисходит практическое овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Предметно-практическая деятельность учащихся рассматривается как база для формирования у них понятий; развития речи как средства коммуникации; воспитания у детей активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. Развитие технических возможностей слухопротезирования значительно повысило эффективность обучения глухих детей на основе словесной речи и максимальной опоры на остаточный слух. С конца 1950-х гг. в западноевропейских странах и в США стала постепенно развиваться система ранней диагностики и ранней педагогической помощи, которая включала и раннее слухопротезирование детей. В Хорватии разработана верботональная методика обучения неслышащих для развития их слухового восприятия и речи (оригинальная педагогическая технология с применением сурдотехнических достижений). Проблемы раннего слухоречевого развития активно разрабатывали в НИИ дефектологии Т.А. Власова, Е.П. Кузьмичева Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Pay, А.Д. Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др. Коррекционные учреждения II вида создаются для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей. Цензовый уровень общеобразовательной подготовки выпускников специальной школы II вида отвечает нормативным требованиям государственного общеобразовательного стандарта. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: отделение - для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха, наполняемость классов - 10 человек; Е отделение - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, наполняемость классов - 8 человек. Образовательный процесс осуществляется также в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начального, основного и среднего (полного) общего образования. В первый класс 1-го и 2-го отделений зачисляются дети с 7 лет, во 2 отделении может быть организован подготовительный класс. Педагогический процесс, основа которого - коррекционно-развивающий принцип обучения, имеет особую содержательную и методическую направленность. Своеобразие содержания специального образования детей с частичным нарушением слуха обусловлено педагогически адаптированной к особым образовательным потребностям данной категории учащихся системой знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Образование слабослышащих детей строится на полисенсорной основе, которая обеспечивается системой специальных занятий, в процессе которых происходит: формирование навыков чтения с губ; овладение техникой речи (формирование двигательной, кинетической базы речи в единстве с развитием оптико-акустических речевых представлений); использование и развитие остаточного слуха. Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, СЛ. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Согласно этим теориям, ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его перцептивным действиям, с помощью которых ребенок исследует предмет и воспринимает в нем новые качества и свойства. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования у ребенка с нарушенным слухом операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных операций. Обучение языку построено таким образом, чтобы преодолеть имеющиеся отклонения, вызванные дефектам слуха. Первостепенными являются задачи: накопление словаря; уточнение звукового состава речи; усвоение грамматической системы языка; овладение разными видами и формами речевой деятельности. Письмо и чтение - основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих. Важная роль в этом процессе отводится средствам наглядности, применение которых должно решать прежде всего задачи, связанные с освоением содержания учебного материала, а не только с его иллюстрированием. Развитию представлений и понятий (от конкретных до абстрактных и переносных) способствуют такие наглядно-образные средства и приемы, как инсценировка, драматизация, пантомима и др. Даже незначительная степень понижения слуха может служить препятствием к усвоению чтения и письма в обычных условиях обучения. Слабослышащему ребенку, обучающемуся в массовой школе, должна быть предоставлена педагогическая помощь специалиста-сурдопедагога, поскольку такие дети испытывают затруднения: в процессе усвоения чтения и письма; при написании диктанта и выполнении самостоятельных письменных работ; в понимании объяснений учителя; при чтении учебного и художественного текста (из-за его недостаточного понимания). У слабослышащих детей наблюдаются характерные ошибки в письменных работах: смешение сходных по звучанию и месту образования звуков; отсутствие смягчений; пропуски согласных при сложных стечениях; пропуски безударных частей слова.
. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают различные специальности: на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих; в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах; непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных. Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах. В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.
Список литературы
1. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М.: Просвещение, 1985. - С. 88-97. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С. 3-45.
Наталья Ложенко
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
В настоящее время, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилось количество детей со сложными (комплексными) недостатками развития. В нашем детском саду существует группа комбинированного вида для слабослышащих детей.
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде . Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
Коррекционно-развивающая работа , со слабослышащими детьми строится с учетом следующих нормативных документов :
Конвенция о правах ребенка
Декларация о правах ребенка
Декларация о правах инвалидов
Гарантии прав ребенка
Конституция РФ
Приказ о внедрении ФГОС ДО
В работе , мы используем следующие программы :
Основные –
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду. От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
«Программа воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития » под ред. Головчиц Л. А.
Парциальные –
«Примерная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи » под ред. Л. В. Лопатиной
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 3-7 лет» Н. В. Нищева;
«Программа коррекционно -развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» под ред. С. Г. Шевченко
Система коррекционно-развивающей работы построена с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей дошкольного возраста, особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями развития в возрасте 4-5 лет, обусловленных характером и структурой нарушений ; требованиями ФГОС ДО.
Коррекционно-развивающая работадолжна обеспечить целостность, комплексность, и всестороннее развитие ребенка.
Коррекционно -развивающее воздействие осуществляется через коррекционный комплекс , который состоит из 5-ти блоков :
1 блок – диагностический – первичное обследование, систематические этапы наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития.
Включает :
психологический аспект – изучение уровня умственного, речевого, моторного развития; особенности гнозиса и праксиса; межанализаторного взаимодействия; пространственно-временных отношений; характера произвольной деятельности дошкольника.
педагогический аспект – выявление трудностей формирования ЗУНов, определение этапа, на котором эти трудности возникли, определение условий их преодоления.
2 блок - коррекционно -развивающий –представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
3 блок – аналитический – обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценить эффективности коррекционного воздействия
4 блок – консультативно-просветительский и профилактический – оказание помощи педагогам и родителям ввопросам обучения и воспитания ребенка.
5 блок – организационно-методический – работа с документацией .
Нашу группу комбинированного вида составляют 12 воспитанников : 4 ребенка с нарушением слуха , 2 – ОНР, 6 – норма.
Система работы построена в соответствии с нагрузкой и графиком работы . (сетка занятий)
При организации коррекционно - педагогического процесса в группе
учитываются особенности психофизического состояния
воспитанников и обращаем внимание на внешние признаки утомления : подавленность, вялость, раздражительность либо повышенную возбудимость и т. д.
С целью профилактики переутомления детей чередуем
занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями
физкультурно - оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В середине каждого занятия, проводим физкультминутку.
В течение дня необходимо предусматриваем сбалансированное
чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей.
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится с детьми каждый день .
На индивидуальных занятиях выноситься материал из разных разделов работы , вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы чередуются. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем - дефектологом в зависимости от уровня усвоения воспитанников программного материала
Вся работа проводится в тесном взаимодействии учителя-дефектолога с воспитателями.
«Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы , так как его задачи связаны с преодолением специфического для слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются : развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова .
Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, целью этой работы является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха : дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Обучение произношению предполагает : создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;
Так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Особое значение придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.
Важной задачей, связанной с художественно-эстетическим развитием, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия : зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы .
Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы со слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.
Помимо занятий, ребята каждое утро занимаются дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, артикуляционной гимнастикой, су-Джок терапия.
В обязательном порядке утренняя гимнастика и физкультурно-оздоровительные игры.
Занятия на свежем воздухе, подвижные игры, трудотерапия.
В нашей группе так же проводится кружковая работа :
«Лопотушки» - логоритмика
«Бумажное волшебство» - оригами
«Приключение Свотофора» - ПДД
В настоящее время мы ведем работу над проектом «В гостях у сказки» .
Не смотря на то, что слабослышащие дети имеют свои особенности , они испытывают значительные затруднения в общении с окружающим их миром, они принимают активное участие во всех мероприятиях проводимых в детском саду.
Глухота - полное отсутствие слуха или такая форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов.
Тугоухость - снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.
Одной из основных задач коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха является развитие речи и логического мышления.
Выделяют три основных направления работы по развитию речи глухих дошкольников:
Формирование и развитие языковой способности;
Развитие речевой деятельности,
Подготовка к усвоению основных закономерностей языка.
Коррекционная работа направлена также на развитие фонематического слуха. Работа по развитию фонематического слуха проводится совместно с коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса и предупреждениями аграмматизмов.
Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи, вот почему центральное место отводится логопедической работе.
А.А Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И Леонгард разработали программу проведения занятий с глухими и слабослышащими детьми. Эта программа предусматривает работу по следующим направлениям:
1. Физическое воспитание. Направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, развитие их ориентирования в пространстве.
Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия. Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателем. В процессе физического воспитания у детей развивается произвольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, а затем и самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Достигается благодаря: утренняя гимнастика,подвижные игры,физминутки, свободная дея-ть,музык.занятия,физ-ра
2. развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины, пространственных представлений); Зрит.восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности
3. развитие слухового восприятия (восприятие звучания музыкальных инструментов, слов).Задача: развитие остаточного слуха.
Занятия делятся на две части:
а) работало развитию слухового восприятия;
б) обучение произношению.
Развитие речевого слуха(учат реагировать на речевые звучания, различать, опознавать, распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты),
Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, что способствует лучшему ориентированию в окружающей обстановке, регуляции движений.
4. Умственное развитие:
Развитие восприятия тесно связано с формированием речи(с детьми нужно группировать предметы по определенным признакам (форме, цвету, величине), а затем с учетом нескольких признаков) предполагает разноаспектную работу: соотнесение парных предметов и их изображений, свойств и качеств (цвета, формы, величины, качества, вкуса, запаха, звучания, материала, из которого изготовлен предмет); формирование целостных образов предметов; восприятие действий и их изображений, последовательности действий на картинках, мимики лица и эмоциональных состояний и др.
Развитие восприятия и формирование представлений тесно связаны с развитием зрительного внимания .Работа предполагает фиксацию внимания на предметах и игрушках, слежение за действиями с ними, перемещением их в пространстве, исчезновением и появлением игрушек за ширмой сначала в одном, затем - в других местах. Для развития произвольного запоминания организуются игры, в которых необходимо отыскать спрятанный предмет или картинку через некоторое время
Для развития словесной памяти , запоминания графических образов слов используется лото, в котором дети соотносят картинки и таблички со словами или фразами
наглядно-действенное мышление. Развитие связанос употреблением различных предметов, имеющих фиксированный способ назначения в жизни человека
Развитие наглядно-образного мышления протекает в разных условиях: это сюжетные игры, в которых ребенок начинает использовать предметы-заместители, переносить ряд предметов и действий, хорошо знакомых в реальной жизни, в воображаемый план, используя усвоенные речевые средства.Рисование, лепка,дидактические игры и т.д.
Для развития словесно-логического мышления необходимо проводить классификации на словесном материале, используя устную и письменную формы речи. Проводятся многочисленные игры, в которых необходимо подобрать слова по принципу «частное - общее» и «общее - частное».
5. формирование речи (понимание устной речи и мимико-жестовой речи); Основной целью работы по развитию речи в детских садах для глухих или слабослышащих детей является формирование речи как средства общения.
Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения; овладения разными формами речи; развития связной речи.
Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. (формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения, применять их, несмотря на несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами)
Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения. Специальная отработка разных видов речевой деятельности (устной и письменной, устно-дактильной)
Работа над значением слов и накопление речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности. Программа по развитию речи предлагает 25 тем, которые в совокупности охватывают основные сферы деятельности дошкольника.
Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов, овладения звуко-буквенной структурой, грамматической формой слов в составе целых предложений
6. Формирование деятельности:
Формирование игровой деятельности. Развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр.
Обучение изобразительной деятельности. Формирование мотивационно-потребностного плана: формирование интереса и желания рисовать, лепить, конструировать. Формирование восприятия, сенсорное воспитание детей. в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно слепить, а также обыгрывание уже готовых изображений, лепных поделок, построек.