Основные формы движения и модели развития. Движение и развитие

Движение - любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение - абстракция, отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в мышлении, в реальности же существует только движущиеся материальные объекты. Не может быть абсолютно неподвижного материального объекта. Покой - противоположно движению (отсутствие движения). Любой движущийся предмет до определен. времени сохраняет свою качественную определенность, стабильность внутренней структуры, т.е некоторое постоянство, неизменность. Это непременное условие существования любой вещи. Т.о. движение и покой диалектически противоречивые свойства материального объекта.
Развитие - необратимое качественное изменение. Оно бывает прогрессивным – проистекающим с нарастанием сложности и упорядоченности объекта и регрессивным – деградация объекта, его распад, гибель. Энгельс выделил 5 основных форм движения :
1. Механическая
2. Физическая
3. Химическая
4. Биологическая
5. Социальная
Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.
Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.
Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.



38). Понятие пространства и времени в философии. Современные научно-философские представления о пространстве и времени.

Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.
Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время - это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.
Пространство и время - это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они - формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.
В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому, как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц. Он настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.
Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики XX века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.
Специальная теория относительности, построение которой было завершено А. Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.
Оказалось, что только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.
Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.



39). Понятие диалектики в истории философии. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

Диалектика представляет собой теорию и всеобщий метод познания и преобразования действительности. Диалектика в познании не подменяет специальных методов конкретных наук, а является их общей основой, выступает как способ воспроизведения в мышлении наиболее общих законов, свойств и отношений объективной реальности. В качестве элементов диалектики выступают ее принципы, категории и законы. Элементы диалектики могут быть присущи различным, в том числе противоположным, философским направлениям: материализму и идеализму.
Противоположностью диалектического метода является метафизика (напомним, что этот термин используют и как синоним онтологии или понятия философии вообще). Для метафизического метода характерно тяготение к построению однозначной и статичной картины мира, односторонность трактовки явлений, редукция (сведéние) сложного к простому.
Одним из основных принципов диалектики является принцип всеобщей связи. Связь – это состояние взаимообусловленности явлений и процессов, зависимость одних явлений и процессов от других в каком-либо отношении. В мире все взаимосвязано. Связи могут быть существенные и несущественные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, прямые и обратные и др.
Всеобщая связь явлений в наше время признается практически во всех философских системах. «Новая» метафизика также признает наличие всеобщей связи, но характеризуется субъективистским выхватыванием отдельных сторон и свойств объекта и их произвольным механическим соединением. Это - упрощенный подход, проявление эклектики, т. е. бессистемного сочетания различных сведений и знаний.
Важнейшим атрибутом (неотъемлемым свойством) бытия является движение, включающее в себя все происходящие в мире процессы. Философское понимание движения охватывает всякое взаимодействие любых объектов. Движение - это изменение вообще. Движение абсолютно, всеобще, в то время как покой относителен. Так, тело, покоящееся на поверхности Земли, находится в движении вместе с Землей вокруг Солнца, а вместе с Солнечной системой тело, покоящееся на Земле, движется вокруг центра Галактики и т. д.
Частным случаем движения является развитие. В ходе развития имеет место возникновение принципиально нового, переход вещей и явлений в другое качественное состояние. В процессе становления нового находит своеобразное отражение единство существующего и несуществующего, бытия и небытия. Новое возникает на базе старого по мере складывания предпосылок и условий перехода от старого к новому.
Движение может осуществляться как по восходящей, так и по нисходящей ветвям. В первом случае это будет прогрессивным развитием, а во втором - регрессивным.
Напомним, что под материей понимается вся объективная реальность, которая дается человеку в его ощущениях. Закономерные и многообразные переходы от старого качества к новому ведут к тому, что в мире существуют качественно различные типы объектов и процессов. Основные типы движения и взаимодействия объектов, существующих в мире, получили название форм движения материи . В соответствии с данными современной науки выделяют три основные группы форм движения материи: в неорганической природе, в живой природе, в обществе. С учетом принятой классификации наук обычно рассматривают физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения.
Взаимосвязь всех существующих форм движения свидетельствует о материальном единстве мира. Как уже отмечалось, указанная взаимосвязь характеризуется сочетанием и сложным взаимодействием прогрессивных и регрессивных тенденций. Прогрессивная тенденция изменений предполагает повышение степени организации систем. В наиболее общей форме она проявляется в последовательном переходе в процессе эволюции Вселенной от физической к химической, биологической и социальной формам движения. Такая последовательность свидетельствует об определенной направленности изменений в объективном мире, подтверждая применимость принципов развития к наблюдаемому нами миру в целом.
Ф и з и ч е с к и е изменения присущи любым объектам природы и, в первом приближении, могут конкретизироваться через известные типы взаимодействия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное) и слабое. Источником взаимодействия служат соответственно: электрический заряд, масса, световой заряд, слабый заряд. Электромагнитное и гравитационное взаимодействия имеют бесконечный радиус, сильное и слабое взаимодействия проявляются только в микромире.
Х и м и ч е с к а я форма движения возникает на определенной стадии эволюции Вселенной, когда происходит генезис химических элементов и возникают различные атомно-молекулярные структуры. Процесс синтеза химических элементов в природе происходит и в нашу эпоху. Так, звезды типа «красный гигант» и так называемые сверхновые звезды являются настоящими «фабриками по производству элементов».
Усложнение химических соединений и возникновение высокоорганизованных надмолекулярных структур (химическая эволюция) обеспечили закономерный переход к более высокой, связанной с жизнью форме движения материи - б и о л о г и ч е с к о й . Жизнь реализуется в отдельных организмах и в их совокупностях (популяциях, видах и др.). Согласно данным генетики, воздействия внешней среды (например, радиоактивное или ультрафиолетовое излучения) приводят к мутациям и могут сопровождаться появлением качественно новых организмов. Благодаря естественному отбору наиболее приспособленные к условиям среды обитания организмы выживают и дают начало новым биологическим видам.
На вершине биологической эволюции находятся высшие обезьяны. Ближайшие предки человека, австралопитеки, несколько миллионов лет назад перешли к наземному образу жизни и употреблению естественных предметов в качестве орудий. Систематическое употребление орудий сопровождалось зачатками общественного производства, а в дальнейшем трудовая деятельность создала предпосылки появления сознания и речи. Процесс становления человека и общества привел к возникновению с о ц и а л ь н о й формы движения материи.
Эволюционные изменения в обществе, т. е. увеличение или уменьшение того, что существует, подготавливают революционные процессы - возникновение качественно нового. Эволюционные и революционные процессы диалектически взаимосвязаны. Новое не может появиться из ничего. Новое – результат развития на основе старого, существующего, хотя и не является его повторением в главном и основном. Здесь налицо диалектическое отрицание, о чем речь пойдет ниже.
Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде низшие формы. Вместе с тем высшие формы движения несводимы к низшим. Так, явления жизни нельзя полностью объяснить и предсказать, исходя из законов, описывающих физические и химические процессы. Точно так же социальное не сводится к природному. Например, нравственность, любовь, патриотизм и т. п. невозможно объяснить исходя из анатомии, физиологии, генотипа или любых других биологических характеристик человека.

И, наконец, самое, на мой взгляд, странное качество сил инерции. Это единственный вид сил, не подчиняю­щийся, оказывается, третьему закону . Когда брошенное копье сворачивает в сторону от прямой, про­веденной по дну , оно не воспринимает никакого противодействия, потому что ни с чем как будто не связано.

Тут стоит вспомнить, что в прошлом веке австрийский физик Эрнст Мах сделал на этот счет одно очень заманчивое предположение. Вот что он допустил (без всякого доказательства): через свойство инерции любое тело соединено какими-то невидимыми «нитями» или «пружинами» со всей, пусть даже безмерно удаленной, материей Вселенной. Бесчисленные звезды - это, как говорил Мах, «не бумажные фонарики». Разбросанные тут и там в безграничном мире, они каким-то способом сообща действуют на каждую звезду или планету, на каждый камень, копье, пушинку - и заставляют их хра­нить покой или равномерное прямолинейное движение относительно инерциальных систем отсчета.

Или, если хотите, сообщают им ускорения в неинерциальных системах, порождая силы инерции.

Окажись этот «принцип Маха» справедлив, силы инерции стали бы подчинены третьему закону меха­ники. Как и все прочие силы. Действие звезд на копье - вот что сдвигало бы его с прямого пути в неинерциаль­ной системе отсчета. И вся материя мира поворачивала бы плоскость качаний маятника Фуко над полом Исаакиевского собора. Наоборот, копье, «привязанное» принципом Маха к звездам, оказывало бы при ускорениях противодействие на звезды.

Выходит, бросая мяч, вы толкали бы в обратную сторону всю Вселенную? Вроде того. Это, пожалуй, приятно - быть в силах толкнуть весь мир!

Но я снова вынужден предостеречь своих читате­лей от поспешности. Верен или неверен принцип Маха, можно будет судить только в самом конце этой книжки. Все-таки я не стерплю и уже сейчас скажу вам: увы, в современной науке принципу Маха места пока не на­шлось. Надеюсь, это признание не охладит читатель­ский интерес. Я ведь старался, чтобы сильнее всего вы удивились не инерции, а тяжести. Чуду падающих ядер и пуль, пушинок и сосулек. Именно от этого удивления нам предстоит попытаться убежать.

Таким образом, об основаниях классической меха­ники сказано уже довольно много. Разобрано поведение падающих тел, объяснены все три закона, отмечены некоторые тонкости.

Пора кое-что сказать о конкретных делах , о ее замечательных достижениях в объ­яснении природы.

За неинерциальной системой отсчета совсем не обя­зательно отправляться в космос. Не требуется никаких межзвездных кастрюль и «летающих тарелок». Можно остаться на Земле, пойти в городской сад и покататься на «колесе смеха» - горизонтальном скользком вра­щающемся диске. Вы на себе почувствуете неинерциальность системы отсчета, связанной с диском,- очень быстро окажетесь отброшенным прочь от центра вра­щения.

Можно поехать в Ленинград и посетить Исаакиевский собор. Там ясно видно, что и система отсчета, свя­занная с Землей, тоже неинерциальна.

Все остальные системы отсчета физики называют неинерциальными .

Читатель уже вобрал в свою голову столько пре­мудрости, что я задам ему сейчас глубочайший фило­софский и физический вопрос: что есть движение?

В самом деле, что? Мы все время говорим «движет­ся», а понимаем ли, что значит это слово?

У Пушкина:

Движенья нет,- сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Иначе (и длиннее) говоря, мудрец стал с течением времени менять свое пространственное положение но отношению к «брадатому» коллеге. Этим было без слов сказано все. Этим была определена сущность механиче­ского движения - именно так, как она понимается в физике.

Запомните: движение есть изменение с течением вре­мени положения тела в какой-либо системе отсчета . По­следние слова совершенно обязательны. Очень важно четко представить себе: без системы отсчета простран­ства и времени движения не существует.

Для «брадатого мудреца» системой отсчета служи­ла, видимо, скамья и земля, на которой он сидел, плюс удары его сердца, игравшие роль часов. В этой системе второй мудрец менял свое положение. А значит, дви­гался. Ничего иного в понятие механического движения физик не вкладывает.

Система отсчета - это некая материальная основа для измерения расстояний и длительностей. Скажем, набор скрепленных линеек, угломерных инструментов, часов. Даже если их нет, их всегда можно домыслить, вообразить, когда речь идет о движении. Так мы и де­лали раньше, рассуждая о и . Так будем делать и впредь - и часто с большей определенностью и конкретностью.

Сказанное сейчас дает пищу для сложных и глубо­ких раздумий. Мы займемся ими позже, в следующих частях этой книжки. Но самые существенные особен­ности систем отсчета, их связь с законами движения надо отметить сразу.

Во исполнение третьего закона произойдет отдача , то самое, что толкает приклад выстрелившего ружья в плечо охотника и движет космическую ракету. Когда оторванный нос лодки ринется вперед, корма ее отско­чит назад. Выбрасывая мощный поток раскаленных газов, реактивный двигатель поднимает и разгоняет космический корабль.

И не только космический.

«ТУ-104» - это атмосферный реактивный самолет. Его двигатель схож с ракетным. Но вот это любопытно. Не только он, но и все прочие самолеты, в том числе и винтовые, тоже, строго говоря, реактивные. Да и авто­мобили, паровозы, пароходы, велосипеды, брички, дили­жансы, пешеходы опять-таки реактивны. Таковы, по сути дела, почти все окружающие нас движения. Все, которые подчинены третьему закону и обязаны ему своим существованием. Ракета отличается лишь тем, что сама готовит реактивное «рабочее тело» - рас­каленные газы, которые она выбрасывает прочь и про­тиводействие которых ее движет в обратную сторону. А для винтового самолета, автомобиля, парохода реак­тивное «рабочее тело» уже готово - воздух, дорога, во­да. «Отбрасывая» их назад, экипаж движется вперед. Действует третий закон.

Я иду по планете потому, что своими ногами толкаю ее назад. Планета, правда, не спешит разгоняться в об­ратную сторону. Потому что обладает колоссальной массой. Будь на моем месте белка, а на месте планеты колесо, реактивность движения стала бы очень замет­на - масса колеса сравнительно невелика, а значит, и его инерционность.


Рефлексы головного мозга

В данном произведении И.М. Сеченов утверждает свой тезис о том, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение . (Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение).

Это произведение И.М. Сеченова является вводной частью в его, так называемую, теорию. Именно в ней он делит по происхождению все мышечные движения на две группы - невольные и произвольные, именно им он посвятит свои последующие главы, где он даст им более полный и точный анализ.

Невольные движения

Три вида невольных движений:

1) Рефлексы (в тесном смысле) на обезглавленных животных, движения у человека во время сна и при условиях, когда его головной мозг, как говорят, не действует

2) Невольные движения, где конец акта ослаблен против начала его более или менее сильно-задержанные невольные движения

3) Невольные движения с усиленным концом - испуг, элементарные чувственные наслаждения. - Случаи, где вмешательство психического момента в рефлекс не изменяет природы последнего. - Сомнамбулизм, опьянение, горячечный бред и пр.

Основная теоретическая часть по теме невольных движений доказывается И.М. Сеченовым через примеры экспериментов на обезглавленной лягушке.

Невольные движения И. М Сеченов описывает как простейший механизм: от кожи к спинному мозгу тянутся чувствующие нервные нити, а из спинного мозга выходят к мышцам нервы движения; в самом же спинном мозгу обоего рода нервы связываются между собою при посредстве так называемых нервных клеток. Благодаря этой связи происходят отраженные движения - возбуждение чувствующего нерва отражается на движущем.

Но и головной мозг может действовать по принципу машины. И.М. Сеченов приводит в пример нервную даму, которая вздрагивает от ударов кулака по столу при определенной силе удара. Со временем она вздрагивать перестает. При увеличении силы удара опять вздрагивает, а при его повторении - перестает. В этом явлении проявляется детерминированность поведения, которую И.М. Сеченов формулирует в закон: если возбуждение чувствующего нерва сильнее того, какое ему когда-либо случалось выдерживать, то оно при всевозможных условиях вызывает роковым образом отраженны, т.е. невольные движения .

Но при этом если человек подготовлен к внешнему воздействию, то независимо от окончательного эффекта, в нем всегда родится противодействие этому влиянию. Это происходит благодаря функционированию головного мозга.

Кроме того головной мозг регулирует отношение между силой раздражения и его эффектом.

При внезапности действия раздражителя у человека возникает испуг. Высшая степень испуга - обморок и окаменелость. Эти явления родственны. Обморок происходит вследствие отражения с чувствующего нерва на бродящий. Возбужденный, тот ослабляет или даже приостанавливает биение сердца. Окаменелость выражается обыкновенно усиленным и продолжительным сокращением мышц лица и некоторых из других мышц туловища.

сеченов рефлекс головной мозг

Потом Сеченов плавно переходит к раскрытию сочетания деятельности отдельных отражательных элементов в сложное отраженное действие.

Он логически выводит так называемую необходимость: вне межклеточной связи нельзя было бы объяснить способа происхождения даже самого элементарного рефлекса .

Но сочетаются ли все отражательные элементы тела равномерно между собой?

Ответ: все тело животного можно разделить на 4 главных отражательных группы: головную - кожи и мышцы головы с их отражательной связью, туловищную - кожу и мышцы туловища с их нервной связью, группу верхних конечностей и такую же группу нижних. Каждая группа отделена от прочих и может действовать самостоятельно, но в то же время она связана со всеми остальными.

Механизм группирования отражательных элементов заключается:

1. Вообще в сочетании нервных клеток между собою отростками

2. В связи некоторых отражательных элементов, из общей суммы их в теле, с изолированными от прочих центральными механизмами в продолговатом мозгу (а может быть и в др. частях головного мозга).

Главнейшие характеры невольных движений:

1. Движение происходит быстро вслед за чувственным раздражением.

2. И то и другое более или менее соответствуют друг другу.

3. Невольные движения всегда целесообразны. Они направлены на выживание (в некоторых из случаев целесообразность доведена до такой степени, что движение перестает казаться наблюдателю автоматичным и начинает принимать характер разумного).

Рассмотрим такое сложное поведение человека, как пьяное состояние и поведение лунатика. При анализе данных примеров получаем:

1. Невольные движения могут сочетаться с движениями, вытекающими из определенных психических представлений

2. Невольные движения могут представлять целый ряд актов

3. Бывают случаи невольного движения, где присутствие чувственного возбуждения, начало всякого рефлекса, хотя и понимается, но не может быть определено с ясностью.

Так у лунатика эквилибристика невольное движение может сочетаться с ходьбой, - актом, вытекающим из какого-нибудь психического представления, с движением неинстинктивным.

Все движения по механизму своего происхождения всегда невольны, если происходят без участия рассуждающей способности.

Этим и исчерпывается сфера невольных движений.

Произвольные движения

Основными свойствами произвольных движений И.М. Сеченов считает:

1. В основе движения не лежит ощутимого чувственного возбуждения

2. Движения определяются лишь самыми высокими психическими мотивами, самыми отвлеченными представлениями, например, мыслью о благе человеческого рода, любовью к родине и пр.

3. Колебания внешней деятельности вниз до совершенного бесстрастия подчиняется воле; усиление же движений возможно лишь до известной степени

4. Время наступления внешнего акта, если психический мотив его не осложнен страстностью, лежит в воле человека (и это осложнение вытекает преимущественно из самосознания)

5. Продолжительность внешнего движения опять до известной степени подчинена воле (по самосознанию); предел ей кладет большее или меньшее утомление нервов и мышц. Высшая страстность психического мотива всегда доводит внешнюю деятельность до возможных, лежащих в организации мышц и нервов, пределов

6. В высшей степени произвольные движения идут часто наперекор чувству самосохранения. Они целесообразны только с точки зрения обуславливающего их психического мотива

7. Группированием отдельных произвольных движений в ряды управляет воля (по самосознанию). Условие здесь опять - отсутствие страстности в психическом мотиве

8. Произвольное движение есть всегда сознательное.

Но действительно ли в основе произвольного движения нет чувственного возбуждения? Если же есть, то почему в типической форме этого явления оно замаскировано?

Пример: человек рождается на свет с очень незначительным количеством инстинктивных движений и ощущений. В том числе и зрительные ощущения у новорожденного слабы. У ребенка перед глазами держат обыкновенно предметы ярких цветов. Глаз его, блуждая в разные стороны, получает различной силы световые ощущения, но сильнее всего, когда зрительная ось упала на предмет. Мозг ребенка так устроен, что свет, чем ярче, тем больше ему нравится. Ясно, что при этом условии ребенок без всякого рассуждения, т.е. невольно, будет стремиться удержать глаз в том положении, в каком ощущение приятнее. История повторяется не раз, не два, а тысячу, и ребенок выучивается смотреть. Мышечное движение, играющее здесь главную роль, есть акт всегда невольный, развивающийся в данном направлении под влиянием привычки.

Таким образом, путем совершенно непроизвольного изучения последовательных рефлексов во всех сферах чувств у ребенка является тьма более или менее полных представлений о предметах - элементарных конкретных знаний. Последние в цельном рефлексе занимают то же место, что и ощущения страха в невольном движении; соответствуют деятельности центрального элемента отражательного аппарата . Огромную роль играет тут и активность самого новорожденного.

Теперь о новой сущности: человек, как известно, обладает способностью думать образами, словами и другими ощущениями , не имеющими никакой прямой связи с тем, что в это время действует на его органы чувств. В его сознании рисуются, следовательно, образы и звуки без участия соответствующих внешних действительных образов и звуков. Но поскольку все эти образы и звуки он прежде видел и слышал в действительности, поскольку и способность думать ими, без соответствующих внешних субстратов, называется воспроизводящею ощущения способностью .

Получается, что звук, образ и всякое ощущение сохраняются в нервных аппаратах в скрытом состоянии между действительным ощущением и моментом его воспроизведения. Речь идет о памяти. Без нее каждое действительное ощущение не оставляло б о себе следа и в миллионный раз воспринималось как в первый.

След ощущения остается долгое время и по исчезании сопровождающего его начала ясного субъективного ощущения, совершенно естественна. Ощущение сохраняется в скрытой форме.

Если же сохранение ощущения в скрытой форме в течении ночи объяснимо, то становится объяснимым и сохранение его на годы. Так при запоминании однажды встретившегося человека бывает получено множество разнородных дискретных ощущений: движение и черты лица, поза, походка и манера говорить, звук голоса, предмет разговора - все остается в памяти более или менее долго, смотря по силе впечатления, но, наконец, все следы начинают постепенно ослабевать. Вдруг встречается другой человек, между дискретными ощущениями от которого есть одно очень схожее с соответствующим от первого. Последнее оживает, освежается; как будто вновь стоишь перед старым ощущением. Если такого рода условия время от времени повторяются, то след не исчезает.

Итак, от частоты повторения реального ощущения или рефлекса ощущение делается яснее, а через это и самое сохранение его нервным аппаратом в скрытом состоянии становится прочнее. Скрытый след сохраняется долее и долее, ощущение труднее забывается.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственной .

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Покажем, как сливаются ассоциированные ощущения в целое.

Условия: ассоциация - последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени и упрочнение этой ассоциации - это частота повторений ассоциации в одном и том же направлении. При ее образовании малейший внешний намек на ее часть влечет за собой воспроизведение целой ассоциации.

Между действительным впечатлением с его последствиями и воспоминании об этом впечатлении, со стороны процесса, в сущности, нет ни малейшей разницы. Это тот же самый психический рефлекс с одинаковым психическим содержанием, лишь с разностью в возбудителях. Я вижу человека, потому что на моей сетчатой оболочке действительно рисуется его образ, и вспоминаю потому, что на мой глаз упал образ двери, около которой он стоял.

Сеченов делает вывод: все без исключения психические акты, не осложненные страстным элементом, развиваются путем рефлекса. Стало быть, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые, обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные.

И рядом с тем, как человек, путем часто повторяющихся ассоциированных рефлексов, выучивается группировать свои движения, он приобретает (тем же путем рефлексов) и способность задерживать их. Отсюда и вытекает тот громадный ряд явлений, где психическая деятельность остается, как говорится, без внешнего выражения, в форме мысли, намерения, желания…

А что ж тогда размышление? Сеченов отвечает так: мысль есть первые две трети психического рефлекса .

Еще одно свойство мысли - она одарена в высокой степени характером субъективности.

Но то, что мысль является причинной поступка - заблуждение, ведь первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна.

Один из особых актов сознательной жизни - страсть . Сеченов считал ее усиленным рефлексом .

Страстность порождает неудовлетворенная потребность. Чаще всего это очень яркая привлекающая нас вещь и, обязательно, редкая. Так как все, даже малозначимое новое, нас заинтересовывает - а постоянно встречающееся, даже изысканное, надоедает и притупляется. Также и в нравственных идеалах - мальчик, увидев на картине рыцаря в яркой одежде, овладел страстью идеала. Он начал внешне подражать ему. Потом он узнал о нравственных ценностях рыцаря и стал подражать в первую очередь им, считая, что именно в них и кроется основная сущность рыцаря. Потом, повзрослев, мальчик забыл о рыцаре, а прошлые нравственные суждения превратились в стереотипную привычку и стали неотъемлемой частью личности.

Любовь к женщине проявляется подобным образом. Мальчик влюбляется в девушку всегда не своего круга - так как те женщины, какие окружают его с детства, вызывают в нем иные ассоциации. Он влюбляется в смутный образ, который наделяет только лучшими качествами, а потом, встретив, по его мнению, похожую девушку, он переносит свой идеал женщины на нее и любит в ней этот идеал, а не ее реальную, по сути. Потом он открывает в ней много нового, разгорается пламя страсти, но по истечении двух - трех лет страсть угасает (не любовь, а страсть). Так как по законам любого рефлекса - при постоянном проявлении раздражителя его эффект угасает, из-за утомления рецепторов. Но если идеал женщины был близок к идеалу, то любовь продолжается в форме дружбы. И редко возможно проявление такой страсти повторно, потому что идеал найден и эта девушка стала уже неотъемлемой частью его идеала девушки. Повторное зарождение страсти говорит о каком-то неудовлетворении.

Оканчивает главу Сеченов доводом, что без внешнего чувственного раздражения возможна хоть на миг психическая деятельность и ее выражение - мышечное движение. Ведь если у человека забрать чувствующие нервы, лишить слуха и зрения ничто не повлияет на его покой, и он будет спать вечно - до смерти.



Механическим движением тела (точки) называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Виды движений:

А) Равномерное прямолинейное движение материальной точки: Начальные условия


. Начальные условия



Г) Гармоническое колебательное движение. Важным случаем механического движения являются колебания, при которых параметры движения точки (координаты, скорость, ускорение) повторяются через определенные промежутки времени.

О писания движения . Существуют различные способы описания движения тел. При координатном способе задания положения тела в декартовой системе координат движение материальной точки определяется тремя функциями, выражающими зависимость координат от времени:

x = x (t ), y =у(t ) и z = z (t ) .

Эта зависимость координат от времени называется законом движения (или уравнением движения).

При векторном способе положение точки в пространстве определяется в любой момент времени радиус-вектором r = r (t ) , проведенным из начала координат до точки.

Существует еще один способ определения положения материальной точки в пространстве при заданной траектории ее движения: с помощью криволинейной координаты l (t ) .

Все три способа описания движения материальной точки эквивалентны, выбор любого из них определяется соображениями простоты получаемых уравнений движения и наглядности описания.

Под системой отсчета понимают тело отсчета, которое условно считается неподвижным, систему координат, связанную с телом отсчета, и часы, также связанные с телом отсчета. В кинематике система отсчета выбирается в соответствии с конкретными условиями задачи описания движения тела.

2. Траектория движения. Пройденный путь. Кинематический закон движения.

Линия, по которой движется некоторая точка тела, называется траекторией движения этой точки.

Длина участка траектории, пройденного точкой при ее движении, называется пройденным путем .

Изменение радиус- вектора с течением времени называют кинематическим законом :
При этом координаты точек будут являться координатами по времени:x = x (t ), y = y (t ) и z = z (t ).

При криволинейном движении путь больше модуля перемещения, так как длина дуги всегда больше длины стягивающей её хорды

Вектор, проведенный из начального положения движущейся точки в положение ее в данный момент времени (приращение радиус-вектора точки за рассматриваемый промежуток времени), называется перемещением . Результирующее перемещение равно векторной сумме последовательных перемещений.

При прямолинейном движении вектор перемещения совпадает с соответствующим участком траектории, и модуль перемещения равен пройденному пути.

3. Скорость. Средняя скорость. Проекции скорости.

Скорость - быстрота изменения координаты. При движении тела (материальной точки) нас интересует не только его положение в выбранной системе отсчета, но и закон движения, т. е. зависимость радиус-вектора от времени. Пусть моменту времени соответствует радиус-вектордвижущейся точки, а близкому моменту времени- радиус-вектор. Тогда за малый промежуток времени
точка совершит малое перемещение, равное

Для характеристики движения тела вводится понятие средней скорости его движения:
Эта величина является векторной, совпадающей по направлению с вектором
. При неограниченном уменьшенииΔt средняя скорость стремится к предельному значению, которое называется мгновенной ско­ростью :

Проекции скорости.

А) Равномерное прямолинейное движение материальной точки:
Начальные условия

Б) Равноускоренное прямолинейное движение материальной точки:
. Начальные условия

В) Движение тела по дуге окружности с постоянной по модулю скоростью:

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕНИЕ

ДВИЖЕ́НИЕ , движения, ср.

1. только ед. Состояние, противоположное покою и состоящее в перемещении предмета или его частей (книжн. научн.). Вращательное движение. Поступательное движение. «Находиться в состоянии движения. - форма бытия материи.» Ленин . «Он (Ленин) немыслим без движения, он немыслим без труда.» Безыменский .

|| перемещение предмета или его частей в пространстве в определенном направлении. Движение планет. Движение поезда. «С балкона кафе, которое создано снобизмом и прихотью, я смотрю на великое движение тысяч (демонстрацию).» Ленин .

2. Переход, перемещение с места на место, непрестанное изменение положения чего-нибудь в пространстве. Движение паровоза. Движение неприятельских войск.

|| Действие, работа какого-нибудь механизма. Наблюдать движение машины.

3. Изменение положения тела или его отдельных органов в пространстве, жест. Движение руки. Ритмические движения. Аудитория следила за всеми движениями оратора. В гневе он сделал резкое движение. Изящное движение. Неловким движением он разбил стакан. Лежать без движения.

4. перен. Внутреннее побуждение, изменение в душевном состоянии (книжн.). Душевное движение. Движение жалости.

5. только ед. Действие того или иного вида транспорта, перевозка пассажиров и грузов, езда. Открылось автомобильное движение. Товарное движение. Трамвайное движение.

|| Езда и ходьба в разных направлениях (на улицах и дорогах). На площади оживленное движение. Регулирование уличного движения.

6. перен., только ед. Оживленность. быстрота и напряженность действия (книжн.). В пьесе много движения.

7. перен., только ед. Общественное возбуждение, волнение, брожение, проявляющееся в каких-н. фактах социальной жизни (книжн.). Движение умов. В 1905 г. в массах обнаружилось сильное движение против правительства.

8. перен., только ед. Общественная деятельность, ставящая себе какую-н. определенную цель (книжн.). История революционного движения. Аграрное движение. Профессиональное движение. Колхозное движение. Рабочее движение. Движение в пользу ликвидации неграмотности.

9. только ед. Переход из одной инстанции в другую (офиц.). Движение бумаг. Движение сумм. Повышение с одной должности на другую, более высокую (офиц. дорев.). Движение по службе.

10. только ед. Прохождение, течение, перемещение, развитие во времени. Движение событий.

11. только ед. Количественное изменение чего-нибудь во времени. Диаграмма показывает движение народонаселения. Движение цен.

❖ Вольные движения (спорт.) - особого рода гимнастические упражнения без приборов. Приходить в движение - см. приходить . Приводить в движение - см. приводить . Служба движения (ж.-д.) - отдел железнодорожного управления, ведающий движением поездов.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ДВИЖЕНИЕ" в других словарях:

    В широком смысле всякое изменение, в узком изменение положения тела в пространстве. Д. стало универсальным принципом в философии Гераклита («все течет»). Возможность Д. отрицалась Парменидом и Зеноном из Элей. Аристотель подразделил Д. на… … Философская энциклопедия

    ДВИЖЕНИЕ - ДВИЖЕНИЕ (греч. κίνησις, лат. motus), любое изменение вещи, предполагающее ее переход из одного состояния в другое. Видами движения являются: качественное и количественное изменение, изменение положения в пространстве (перемещение) и… … Античная философия

    См. ход приводить в движение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. движение перемещение, ход, передвижение, продвижение, перестановка; процесс, течение, тенденция, общее… … Словарь синонимов

    движение - структурная единица деятельности результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой. В движении проявляется физиологическая активность… … Большая психологическая энциклопедия

    Движение - Движение ♦ Mouvement Перемена места, состояния, положения или расположения. Аристотель («Физика», III, 1 и VIII, 7) различал четыре вида движения, которые на современном языке лучше назвать изменениями. Главные изменения соответствуют… … Философский словарь Спонвиля

    Группа художников, возродившая традицию конструктивизма и обосновавшая принципы кинетизма в русской культуре 1960 70 х гг. Ее лидером был Л. В. Нусберг, активными участниками Ф. Инфанте, В. Ф. Колейчук и др. Движение стремилось вывести… …

    В философии способ существования материи, в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного … Большой Энциклопедический словарь

    В техническом анализе изменение величины или цены. По английски: Movement См. также: Графики движения рынка Классические фигуры технического анализа Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Движение Э.Т.И. российская арт группа, созданная Анатолием Осмоловским в Москве в конце 80 х годов. Содержание 1 История создания 2 Участники … Википедия

    движение - ДВИЖЕНИЕ, передвижение, перемещение ДВИГАТЬСЯ/ДВИНУТЬСЯ, передвигаться/ передвинуться, перемещаться/переместиться, подвигаться/подвинуться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Движение к здоровью, молодости и долголетию. Сам себе доктор (комплект из 2 книг) , Юрий Тангаев, Евгений Шереметьев. Вашему вниманию предлагается комплект из 2 книг: Юрий Тангаев "Движение к здоровью, молодости и долголетию", Евгений Шереметьев "Сам себе доктор"…
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.