Основная религия США. Преобладающие религии в США

21 ноября 1620 г. у мыса Код в Северной Америке бросил якорь корабль с названием «Мэйфлауэр». На берег сошли несколько десятков человек, которые станут основателями новой нации.

Лидеры семей подписали соглашение: отныне все члены общины будут сообща строить свой собственный мир со своими собственными законами. 25 декабря, в Рождество, поселенцы начали строить деревню. Так началась история Соединенных Штатов Америки.

В Новом Свете спасались от религиозных преследований

В XVI-XVII вв. Европа горела в огне религиозных войн. Людей преследовали за убеждения. Пылали костры инквизиции.

Реформация ‒ движение за перестройку католической церкви

Отколовшиеся от католической церкви религиозные движения стали назваться протестантскими. Несмотря на единую антикатолическую позицию, протестанты не смогли договориться друг с другом и начали с азартом преследовать не только католиков, но и всех тех, кто не принадлежал к конкретному протестантскому движению.

в этом году Колумб открыл Америку, новый континент начали осваивать

Неизвестно, как бы сложилась судьба преследуемых, но в 1492 г. Колумб открыл Америку. В течение XVI в. новый континент начали осваивать.

Угнетенные люди, не желающие жить в постоянном страхе и борьбе за свои убеждения, увидели возможность построить свое общество и жить так, как считали нужным.

История США началась с маленьких религиозных общин.

Америка населялась приверженцами самых разных религий

Большая территория Нового Света позволила урвать свой кусок разным по культуре и религии странам. Переселенцы приносили свои традиции, обычаи и веру. Это наложило отпечаток на распространение религии в Соединенных Штатах.

Восток и Северо-Восток США заселяли бежавшие от религиозных преследований протестанты. Юго-Запад и Юго-Восток получил в наследство от Испании и Франции католицизм. Северо-Запад долгое время был православным. Пустынные районы в центре страны стали удобной средой для роста различных христианских сект.

Бежавшие от преследований евреи принесли иудаизм. Нестабильность на Ближнем Востоке во второй половине XIX в. принесли на американскую землю ислам. Вместе с негритянскими рабами пришли культы вуду.

Ничтожное число оставшихся в живых индейцев исповедуют древние анимистические верования.


В США полная свобода вероисповедания, а церковь отделена от государства

Отношение церкви и государства были заложены сразу после победы США в войне за независимость. Первая поправка к конституции 1791 г. гласит:

Церковь в Америке отделена от государства. Государственной религии в США не существует. Государственная статистика по количеству верующих и их конфессиональной принадлежности отсутствует, ответ на вопрос «Какая вера в США имеет больше всего последователей» дают частные социологические фирмы.

Половина населения страны исповедает протестантизм

Белый англосаксонский протестант ‒ WASP ‒ синоним понятию «настоящий американец»

В Новом Свете нашли убежище сторонники первых протестантских конфессий. Сейчас их счет идет на уже десятки: англикане, лютеране, пятидесятники, пресвитириане, баптисты, адвентисты, квакеры, методисты, перфекционисты…

человек протестантской веры, сегодня живут в США

В своей массе протестанты отрицают Священное Предание, иконы, святых, мощи, церковную организацию, священничество, Таинства кроме крещения и причастия.

Больше всего в Америке баптистов: 50 млн. человек, треть от общей численности всех протестантов. Баптисты выступают за отделение церкви от государства, свободу совести, не пьют, крестятся только во взрослом возрасте, являются активными противниками контрацепции и абортов. В баптистских семьях обычно много детей.

Крупнейшая баптистская организация в США ‒ Южная баптистская конвенция.


Быстро растет число представителей так называемых не деноминационных церквей. По воззрениям это типичные протестантские церкви, которые довели до абсолюта принцип конгрегационализма – учения об автономии каждой отдельной общины верующих.

Деноминация ‒ промежуточное положение между церковью и сектой

Всего в США 20-25 млн. прихожан не деноминационных церквей.


За баптистами идут методисты и пятидесятники. Каждая из конфессий насчитывает по 15-20 млн человек.

Методисты утверждают о возможности спасения в земной жизни, говорят о добрых делах как о плодах веры. Добрые дела надо делать для людей, поэтому методисты активно участвуют в общественной жизни.

На базе учения методистов возникли пятидесятники. Они ввели в богослужение практику глоссолалии. Позднее от пятидесятников откололись харизматы, в своем учении делающие упор на чудесах и призывающие осовременить богослужение. Название взяли от праздника Пятидесятницы.

Глоссолалия ‒ произнесение во время молитвы нечленораздельных звуков


Крепко свои позиции держат самые первые протестантские конфессии: лютеранство, кальвинизм (в форме пресвитерианства) и англиканство.


Многие протестантские церкви выступают за экуменизм ‒ максимальное сближение и объединение всех христианских конфессий.

Католики держат уверенное второе место

Христианство в США не ограничивается протестантизмом. Массовая иммиграция ирландцев, поляков и итальянцев в XIX-XX вв. вывела католицизм из маленькой обособленной группы верующих в серьезную общественно-религиозную силу.

Католики

на сегодняшний день в США, являются католиками 22% населения

Сейчас Католическая церковь в Америке состоит из 33 архиепархий и 145 епархий с общей численностью прихожан в 70 млн. человек, или 22% населения. Из-за четко проводимой работы по миссионерству приверженцы католической церкви равномерно распределены по всей территории Штатов.


Либерализм в вопросах вероисповедания позволяет существовать самым разным учениям

Протестантизм отрицает Священное Предание. Источником является только Священное Писание. Толковать Писание можно только на основе самого Писания. Это породило массу толкований и религиозных организаций, которые эти толкования проповедуют.

Секта ‒ религиозное течение, отличающееся от официального

В США нашли убежище сторонники самых различных идей. Сами США стали родиной множества христианских сект, самыми известными из которых стали мормоны и печально известные Свидетели Иеговы.

Мормоны ‒ одна из самых влиятельных сект в США

Глухая отдаленная пустыня штата Юта стала гнездом одной из наиболее известных, влиятельных и богатых сект ‒ Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней.


Секту основал Джозеф Смит в первой четверти XIX в. Он утверждал, что после Вавилонского пленения еврейское колено Манассии переехало за океан. Сначала люди жили хорошо и счастливо, но потом рассорились, разделились на два лагеря, развязали войну.

В такой войне победителей быть не может: Бог наказал грешников и сделал их краснокожими. Так появились индейцы.

Джозеф Смит в первой четверти XIX в. основал секту и выпустил в свет священную Книгу мормонов

Смит утверждал, что ему явился ангел и указал место, где зарыты писания некоего древнего летописца Мормона и велел Смиту перевести их. Через некоторое время Смит выпустил эти писания в свет ‒ так появилась главная священная книга мормонов ‒ Книга мормона.

Мормоны не пьют кофе и чай, не смотрят телевизор. У них большие семьи: мормоны чтят традиции и преемственность поколений. Ярые противники абортов.

Ведут активную миссионерскую деятельность: мормонские проповедники действуют по всему миру.

Раньше среди мормонов было распространено многоженство

Мормоны официально владеют массой недвижимости и, несмотря на свою относительно небольшую численность (6,5 млн. человек или около двух процентов) обладают огромным влиянием в Соединенных Штатах.


В Америке есть и православные христиане

В Америке много православных христиан. Большинство из них ‒ примерно 500 тысяч человек ‒ принадлежит к Константинопольской православной церкви.

1 млн. ‒ такое количество православных насчитывают американские социологи

Вторая по численности ‒ получившая автокефалию в 1970 г. от Московского патриархата Православная церковь в Америке. Она окормляет почти 90 тысяч человек.

Две другие православные церкви ‒ Антиохийская и Сербская ‒ обслуживают арабские и сербские православные общины и насчитывают по 70 тысяч человек.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет иностранных языков

Р оль р елиги и в США

Архангельск

Введение

Религия в той или иной степени связана с духовной жизнью общества в целом: с конечным смыслом бытия, вопросами жизни и смерти и с регуляцией повседневного поведения. Все религии учили любви к ближним, свободе от рабства вещей, умению владеть собой, твердо верить в истину и моральные ценности.

Религия в США традиционно играет большую роль. Во все времена Америка являлась девственной землей для многих религий, а также в силу невмешательства государства в религиозную практику, США стали весьма удобным приютом для небольших иностранных сект.

Тема религии в США является и будет являться актуальной, так как религиозные организации активно участвуют в решении социальных и общественных проблем, кроме этого религия оказывает огромное влияние на политическую жизнь страны.

Яркой особенностью религиозной культуры США является разнообразие религий, что тесным образом связано с историей страны.

1. Из истории американской церкви

Многообразие религий в США тесным образом связано с религиозной жизнью коренных жителей Америки, колониальным прошлым и потоком переселенцев.

Основная масса индейцев Северной Америки ко времени колонизации достигли сравнительно высокого уровня культурного развития. Сведения о религиозных обрядах североамериканских индейцев очень обширны: от сообщений ранних путешественников и миссионеров- иезуитов 17-18 вв. до систематических исследований этнографов.

Говоря о родовых формах культа у американских индейцев, следует подчеркнуть, что он почти не у одного племени не был культом предков. С элементами родового культа тесно связаны пережитки тотемизма. В Америке мы уже не находим тотемизма в его классической форме.

Господствующей формой культа у индейцев Америки был не родовой, а племенной культ. Содержанием этого племенного культа было по преимуществу почитание сил и стихий природы. В числе сил природы на первом месте стояло солнце, так например, существовал праздник посвященный солнцу, который торжественно и пышно отмечался и назывался «пляской солнца». К нему приурочивалось выполнение всех главных обрядов. Важнейшую часть обрядов составляли изуверские действия вроде самоподвешивания на ремнях, продетых сквозь кожу и мускулы. Кроме того, по этому моменту велось летоисчисление.

Настоящих жертвоприношений в собственном смысле слова индейцы почти не знали. Некоторые исследователи прямо указывали, что индейцы слишком бедны, чтобы приносить ценные жертвы. Зато жертвы заменялись широкораспространненым обычаем самоистязаний, которые и рассматривались, как жертвы божеству. Наиболее изуверские самоистязания применялись иногда в качестве угодных духам обрядов. Сравнительно редко, но все же бывали случаи, когда североамериканские индейцы приносили в жертву стихиям и явлениям природы не только свои вещи, но и людей.

Формы погребения в Америки весьма разнообразны. С ними связаны тоже довольно разнообразные представления о загробной жизни. Местами отмечена вера в перерождение. Но преобладающей была вера в то, что люди в загробном мире будут продолжать ту же жизнь, которую они вели до смерти. Эти идеи о загробной жизни, хотя они и довольно определены, не играли первостепенной роли. Религиозные верования ориентировались не на будущую, а на эту жизнь. Вся цель культовой практики – обеспечить успех в земной жизни.

Резюмирую обзор религии большинства американских индейских племен, можно сказать, что характерная ее черта – идея сверхъестественного, которое близко каждому человеку, но уже довольно резко отделено от материального мира. Не было святилищ, храмов, особенно постоянных. Для периодически совершавшихся празднеств служили временные культовые хижины и шалаши. Не было оформленного жречества, роль его выполняли шаманы и знахари; принятие этой профессии было делом нерегламентированным, а добровольным. Совершенно не было культа вождей, в этом сказался особый демократизм всего уклада жизни индейцев.

Жестокости, которые совершались американскими колонизаторами, выливались в своеобразные формы религиозно-реформатских движений. Суть этих религий состояла в стремление возродить старые обряды индейцев, дополнив их некоторыми идеями, заимствованными из христианства или других религий. Центральное место в проповеди этих пророков занимала идея мессии, избавителя индейских племен от чужеземного ига. Во многих случаях эта идея дополнялась учением о воскресении, воспринятым из христианства. Разумеется, эти попытки религиозно-обновленческого движения, имевшие политическую подкладку, были совершенно безнадежны. Но они чрезвычайно интересны как явление, характерное не только для Америки. Стихийный протест против колониального угнетения на первых порах принимает форму религиознообновленческого движения.

Большинство колонистов были протестантами, именно их традиции и оказали существенное влияние на американское общество. Хотя возникало немало конфликтов между религиозными организациями, так например, население Верджинии включало в себя членов англиканской церкви. Англиканская церковь упрекала икономыслящих, живших в колонии.

Другая крупная группа, прибывшая в 1630, были пуританами, которые хотели очистить церковь. Они были более толерантны и верили, что вера в Бога – это путь к спасению души.

Первые католики прибыли в Америку в 16 веке, это были миссионеры из Испании, Португалии и Франции. Они основали церкви на юге и западе страны. В 18 веке происходит смена акцента, что было связано с новой волной эмигрантов. Именно в это время большинство американцев стали активно посещать церковь.

Религиозное множество возросло в США в конце 19 и 20 века за счет эмигрантов, прибывших из Европы, Латинской Америки и Азии. Появились такие религии как индуизм и ислам. Западная православная церковь была основана эмигрантами из России, Греции и Армении. Но их строгие правила были не приняты американцами, что привело к неприязни к новоприбывшим.

2. Религиозные течения

Большинство верующих в США - христиане разных конфессий. Протестанты составляют 56% верующих, католики 28%, иудаисты 2%, другие религиозные общины составляют 4%. Число мусульман быстро увеличивается за счет афроамериканцев.

«Религии Нового века» - симптоматический и характерный продукт духовной жизни современного Запада. В 60-е годы произошел подлинный бум религиозных организаций. Так в США их число уже далеко перевалило за тысячу. В деятельности этих «культов» принимает участие от 3 до 5 миллионов американцев – преимущественно молодежь. И так, США стали родиной многих церквей и сект. Из наиболее известных можно назвать церковь Учеников Христа (основана в начале 19 в.), Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны, основана в 1830 г.), адвентистов Седьмого дня (основана в 1863), «Свидетелей Иеговы » (основана в 1872).. И все же большинство протестантских общин европейского происхождения - баптисты, методисты, лютеране. В религиозной жизни США представлены пресвитерианская, епископальная, меннониты (в т. ч. амиши), реформисты, унитарии, квакеры, различные братства. Есть православные церкви.

МОРМОНЫ , общераспространенное название Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В научной и богословской литературе получила противоречивые, порой и взаимоисключающие характеристики, начиная от определений мормонизма как неопротестантской церкви консервативного толка, и заканчивая характеристиками мормонской организации как синкретической неоязыческой оккультной секты с хилиастическим уклоном, или же как новой религии, обогащенной оккультным храмовым ритуалом, в которой обращение к христианско-библейскому началу носит лишь внешний декоративный характер. Родиной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является США; главный центр находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.

Мормонизм занимает положение маргинала среди традиционных христианских конфессий. Особое положение мормонов в религиозном движении, их отношение к христианскому миру и ответное отношение христианских конфессий к мормонской общине определяются историей создания Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и характерными чертами ее вероучения.

Мормонизм осмысливает себя в контексте теологических концепций, в соответствии с которыми именно он является главным исполнителем провиденциального плана распространения христианства с Востока на Запад. Все остальные религиозные вероучения продолжают находиться в плену ложных пророков и стремлений. Мощная мессианская идея мормонов подкреплена, во-первых, функционально развитой организационной структурой церкви, основанной на принципах «всеобщего священства» (отвергает традиционное деление на мирян и клир) и равенства всех перед Богом, во-вторых, миссионерской программой: практически каждый мормонский прихожанин - проповедник.

Миссией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней провозглашается стремление помочь людям прийти к Богу. Осуществлению миссии подчинена организационная структура церкви. Основной структурной единицей церкви мормонов выступает приход. Его численность как правило не превышает 250-500 человек. Работа на местах - самая главная задача миссионерской работы приходов. Как только приход разрастается и достигает такого предела, когда им оказывается трудно руководить, он автоматически делится пополам. И так повторяется несколько раз. Глава прихода - президент и два советника президента. Как только количество приходов на данной территории значительно увеличится, то возникает особая организационная единица, получившая название «кол». Во главе кола стоит также президент и его два помощника. В тех местностях, где не было мормонских структур, первоначально образуется миссия с ведущими пропаганду старейшинами, целью которой выступает организация приходов, а затем - и «колов».

- Когда мы приехали в США, обжились немного и перезнакомились с соседями, Мелани, новая соседка и подруга, спросила меня: «Таня, а почему вы не ходите в церковь? Давайте встретимся там в воскресенье». Больше всего меня поразило, насколько весело и доброжелательно она это сказала. Таким же тоном можно было бы позвать с собой на пляж или по магазинам. Тогда я поняла, что церковь для американцев - это не то же, что для нас. Они своей совсем не боятся.

Татьяна Евстигнеева, иммигрировала в США 4 года назад

Ни в одной стране мира нет такого религиозного разнообразия, как в США. Религиозными себя считают 76,6% населения. Больше всего христиан. Есть группы иудеев и мусульман, но не такие большие как может показаться по фильмам и сериалам. А еще представители новых религий, например, друиды, викка, движение «Новая мысль», пастафарианцы и другие.

Во что верят люди?

Самая большая религиозная группа - это протестанты, которыми считает себя почти половина населения США. Протестантизм - ответвление христианства. Отличается более современным подходом к священным текстам и вообще основам христианской религии. Протестанты переосмысливают догмы и адаптируют их к реальной современной жизни.

Евангелистские протестанты составляют четверть населения США, от них по количеству немного отстали католики. Есть еще протестанты основного курса, это три человека из двадцати жителей США. Заметное движение у исторически черных протестантов и мормонов.

Если взять сотню жителей США, то они распределятся таким образом: самая большая группа - христиане, потом атеисты с агностиками, представители других религий, иудеи и мусульмане.

Сила церкви

Церковь - важная часть общественной жизни для американцев. Жениться до сих пор принято в церкви (право на регистрацию брака имеют священники и представители светской власти в мэриях). По выходным многие семьи ходят на службы. Церковь финансирует молодежные проекты, помогает бездомным, вовлекает в это волонтеров-прихожан, открывает больницы и приюты, собирает использованную одежду для гуманитарной помощи.

В последние годы в США стали популярнее нехристианские религий: во многих кампусах университетов появились места для мусульманской молитвы, зоны для занятий йогой. В США зарегистрированы множество организаций и клубов для буддистов, индуистов, кришнаитов, синтоистов и т.д.

Большинство частных школ в США спонсируются и де факто находятся под влиянием христианской церкви. Другое дело, это не означает бесконечные уроки религиозного воспитания и исключение из школьной программы темы о сексе. Нет, популярная церковь не навязывает устаревшие шаблоны, а развивается вместе с людьми, формирует общину.

К примеру, растет число женщин-священников. 30 лет назад женщины составляли одну пятую студентов религиозных учебных заведений, сейчас их треть. Или ещё пример. До принятия закона об однополых браках по всей стране, число церквей, соглашающихся женить гомосексуальных людей росло по мере того, как тема набирала резонанс в обществе.

В 60-х годах в США было всего несколько мегацерквей, которые отличаются от обычных огромной толпой прихожан - по 2000 человек на каждую воскресную службу (и это не предел), а ещё харизматичный священник, ощущение общности внутри. Сейчас таких церквей 1600 по стране. Проповедь напоминает концерт, но в очень духовном жанре.

Контакт с религией

Если у нас на родине верят почти все, а в церковь ходят только на Пасху (ситуация другая с мусульманами и буддистами), то в США церковь поддерживает постоянный диалог с верующими, организовывает их досуг, общение, помогает. В США мало православных христиан-ортодоксов, которые больше других склонны запрещать и обвинять, поэтому средний американец легче относится ко греху и требует к себе уважения в церкви.

Церковные организации не противопоставляют себя обществу: нет большой разницы между священником и обычным человеком, если говорить об общих правах. Получить священнический сан можно даже по интернету, поэтому в священники идут и задерживаются на этой работе те, кому действительно удаётся зажигать людей и помогать им верить. Если церковь вовлекается в скандал, вы наверняка не услышите «Да все эти священники такие!».

В каждом крошечном городе есть церковь, в больницах обязательно есть часовни. Крупные церкви в больших городах не закрываются на ночь, да и вообще в США чаще остаются открытыми.

Церквям охотно жертвуют, поэтому нет надобности торговать свечами и иконами, это не слишком распространено. В церковь приходят в любой одежде и за это никто не ругает, однако воспитанные люди стараются одеваться прилично, в официальном стиле. Женщины-католики часто надевают шляпки. В церкви не стыдно выглядеть хорошо, но и за бедные одежды никто косо не взглянет.

Привилегии религиозности

Религиозность даёт дополнительные права. Например, заключенные в тюрьмах могут образовывать свои религиозные группы и им предоставят место и время для богослужений - разрешат чаще выходить из камер, могут изменить меню, если религия запрещает есть определённые продукты.

При этом причастность к церкви не означает каких-то решительных привилегий для человека. Если ему хочется получить особое отношение на основании религии, это решается через светский суд, который с религией связан, по большому счету, только в момент клятвы на священном писании.

Неважно, какая именно религия исповедуется, законы США защищают право людей на свободный выбор бога и связанные с этим права.

Церковь слабеет

Вы до сих пор можете найти «Библию» в тумбочке отельного номера, и это говорит о многом, но надо признать, что позиции церкви понемногу слабеют. С 1990 года до 2008 в США прибавилось 20 миллионов атеистов, теперь их больше 35 миллионов по всей стране. Преимущественно это молодые люди.

Все популярнее становится «духовность без религиозности», когда человек считает себя духовным, признает, что ему близка философия гуманизма, старается уважать людей и не вредить им, однако вся та часть религии, которая объясняет, кто мы, откуда пришли и как должны молиться, с годами уходит на второй план.

Конфликты между религиями

После 11 сентября 2001 года в США выросло количество гонений на мусульман. Время от времени вспыхивают скандалы, когда стюардесса боится пассажира-мусульманина, говорит ему, что следит за ним, и затем суд разбирается, было ли её замечание дискриминацией.

Такие случаи имеют локальный характер, а США в целом доброжелательно настроено к представителям других религий, пока те не начинают требовать не продавать свинину рядом с их домом или запретить открытые купальники на пляже. Впрочем, и тогда американское общество доверяет суду - решение проблемы кулаками непопулярно.

Политика страны неоднозначна в отношении мусульман. В частности Дональд Трамп неоднократно резко высказывался о мусульманах, предлагая радикально предотвращать любые возможные проблемы, и у части населения эти слова находили поддержку, но с другой стороны, есть огромная часть общества, которая готова бороться за свободу, в том числе и свободу ислама в США.

В отдаленных городах и городках, где население исповедует одну религию и придаёт церкви много значения, чужаку может быть непросто со своей колокольней. И опять же это проблема вливания в общество. Уважительное отношение к чужому выбору наверняка сгладит углы в таком конфликте, если не решит его полностью. Тем не менее, есть закрытые сообщества, скрепленные религией, куда чужим дороги нет. Это селения амишей, некоторые индейские резервации и подобные общины.

Верующие по штатам

Верующие люди распределены по стране более-менее равномерно. В 2016 году 63% населения Миссисипи считают себя очень религиозными (посещают храм своей веры раз в неделю) С таким показателем штат признали самым религиозным в стране. В то время в Нью-Гемпшире очень религиозными себя считают только 20% населения, и это самый низкий показатель из всех штатов.

Вот штаты, где больше всего представителей основных религий:

1. Мусульмане: Арканзас, Округ Колумбия, Нью-Джерси, Нью-Йорк.

2. Иудеи: Нью-Йорк, Нью-Джерси, Округ Колумбия, Мэн, Мериленд, Массачусетс, Флорида, Коннектикут, Делавэр

3. Не религиозные: Аляска, Мэн, Массачусетс, Монтана, Нью-Хэмпшир, Орегон, Вермонт, Вашингтон

4. Больше 80% христиан в Теннесси, Миссисипи, Луизиане, Алабаме.

Паломничество

В США популярны паломнические туры для иностранцев и своего населения. У каждой религии есть что посмотреть, путешествуя по штатам, и туроператоры, церкви и даже светские власти охотно устраивают такие путешествия для верующих за символические деньги или бесплатно. В маршрут обычно добавляют осмотр достопримечательностей, как Ниагарский водопад или Большой Каньон, развлекательную программу, вечера у костра, активный отдых.

Подход к религии в США очень изменился с момента переселения колонистов до наших дней. Церковь успевает идти за людьми и развиваться, поэтому её уважают и ценят.

Соединенные Штаты Америки – передовая страна с высокоразвитой промышленностью и наукой. Здесь берут начало ведущие бренды мира в области электроники, информационных технологий, во множестве других областей.

Казалось бы, в таких условиях не остается времени и места религиозным воззрениям. Тем не менее, религиозный состав США достаточно объемен и многообразен, и даже до такой степени, что Америку вполне можно назвать страной верующих людей.

Религиозная ли страна Америка?

Церковь в Америке отделена от государства еще с 1791 года, когда была введена в действие поправка к Конституции (15 декабря). Согласно этой поправке никакая из конфессий не может считаться государственной, то есть официальной, как в Великобритании. Так вполне справедливо считали отцы-основатели страны. Такая поправка играет важную роль в Америке – стране, где постоянно проживают выходцы из самых разных стран мира.

Возведение какой-либо из религий в ранг государственной создало бы множество трудностей для огромной части населения страны.


Америку заселяли приезжие из многих стран мира. Каждая диаспора привнесла в страну особенности своей культуры, обычаи и, конечно же, религию. В этой стране каждой народности удалось бережно сохранить свою самобытность, и это при том, что все они вместе составляют новую историческую общность – американский народ.

Так и на вопрос «Какая религия в США?» точного, однозначного ответа быть не может, и сам этот вопрос будет некорректным, поскольку религия в Америке – явление необыкновенно многообразное и уникальное.

Тем не менее, открытым остается другой вопрос: насколько религиозны жители Северной Америки.


В жизни американцев религия занимает особое и очень прочное место. Они постоянно ходят в церковь всей семьей, принимают Причастие, бракосочетание, похороны происходят с участием священника.

Но для большинства американцев церковь – это что-то вроде клуба по интересам. А потому верующих людей нужно отличать от религиозных.

А вообще религиозность в Соединенных Штатах по сути закреплена, правда, на не совсем официальном уровне. Достаточно лишь вспомнить долларовую купюру, на которой есть очень характерная, о многом говорящая надпись In God We Trust. Это официальный девиз страны, Республиканской партии и штата Флорида.

Религиозный состав населения Америки


Итак, официальной, то есть государственной религии в Штатах нет – это закреплено Конституцией страны, к тому же религиозный состав населения настолько разнообразен, что введение государственной религии наверняка вызвало бы много недовольства среди населения.

А раз так, то, как и предполагали основатели, никаких межрелигиозных конфликтов в городах страны не возникает. Мирно соседствуют:

  • религиозные общины афроамериканцев, индейцев;
  • различные течения псевдопротестантского и неопротестантского толка;
  • небольшие замкнутые общины в маленьких уединенных городках, в которых словно остановилось время;
  • крупные религиозные направления – вроде протестантских, православных или католических;
  • довольно многочисленная (по количеству членов) церковь сатаны;
  • и многие другие.

Если верить Википедии, то можно сказать, что основная, крупнейшая религия в стране – все же христианская.

То есть большинство населения исповедуют своим Спасителем Иисуса Христа. Живут в стране и представители иных крупных мировых религий – иудеи, мусульмане, кришнаиты, буддисты и даже синтоисты, но эти религиозные направления малочисленны.

А вот христианские конфессии весьма разнообразны, множественны и многочисленны:

  • Основным, то есть самым крупным, считается здесь протестантское вероисповедание – протестантизм исповедует более половины населения США.
  • Около четверти населения – католики.
  • Довольно заметную роль в духовной жизни страны играет Русская Православная церковь – в Штатах проживает много выходцев из СССР, России и других стран постсоветского пространства, и они тоже имеют возможность отправлять свои религиозные надобности.

Большим спросом среди них пользуются православные храмы в Нью-Йорке – в них проводятся богослужения в чисто православных традициях, принятых в России. Адреса русских церквей в различных городах страны при необходимости можно найти в любом специализированном справочнике, так что жители страны, имеющие славянские корни, вполне могут получить для себя возможность посетить одну из них.

Да и вообще – православная Америка и церковь занимает довольно прочные позиции и играет важную роль в формировании духовной жизни Америки, а Епархия Православной церкви достаточно влиятельна.

Католицизм в Америке

Как уже говорилось выше, католиков в Америке – около четверти всего населения. Религиозный состав страны несколько неравномерен по штатам, и меньше всего католиков на юге. Большинство они составляют только в Луизиане (это потомки переселенцев из Франции), в Техасе, то есть там, где постоянно проживает много выходцев из Латинской Америки, и Кентукки.

А вот в северных штатах католиков много. Особенно заметно их влияние в крупных городах – в Бостоне, Нью-Йорке и Чикаго. Но это еще не значит, что в других регионах страны католиков нет – католические храмы имеются повсюду, и многие из них представляют собой значительную архитектурную и историческую ценность.

Протестантизм – многочисленность и многообразие

История говорит, что Новый Свет заселяли в основном те, кто по религиозным убеждениям не мог более оставаться в Европе, то есть в Старом Свете. В основном это были люди активные, предприимчивые, не согласные с бюрократизацией традиционной католической церкви тех времен – протестанты. Их преследовали церковные власти, имеющие огромную силу и влияние в то время, а потому они весьма охотно принимали участие в экспедициях за море, переселялись в Америку, осваивали новые земли. Строго говоря, именно им Америка обязана своим процветанием – они были первыми.

Неудивительно, что первые религиозные общины были именно протестантскими, а теперь основное религиозное течение в Америке – протестантизм.

Богослужение в американской армии

Для Америки характерны весьма прочные и давно устоявшиеся религиозные традиции, а потому военное командование стремится к созданию всех условий для отправления религиозных потребностей военнослужащих. Американские вооруженные силы ввели специальный институт капелланов, и богослужение в армии давно уже стало совершенно обыденным, повседневным явлением.

Для отбора военнослужащих в войсках нет ограничений по расовым, религиозным признакам.

Именно поэтому считается, что удовлетворение потребностей военнослужащих в общении с Богом весьма важно, а присутствие капеллана способно поддерживать в войсках боевой дух, так что численность священников практически во всех родах войск стараются поддерживать в достаточном для отправления религиозных потребностей военнослужащих количествах.

Особенности протестантских богослужений

Для тех, кто привык посещать православную церковь, богослужения в протестантских приходах могут показаться несколько непривычными и необычными. Типичное богослужение в одной из протестантских церквей Сан-Франциско или в любом другом городе страны в обязательном порядке включает исполнение религиозных гимнов в сопровождении настоящей музыкальной группы. Стили исполнения могут быть различными.

Баптистская русскоязычная церковь, например, отличается некоторой строгостью стиля, и это не только пение гимнов, но и манеры поведения, отношения между людьми – короче говоря, весь стиль жизни. Такова, например, славянская баптистская церковь Спасение в Сиэтле. Поражает некоторая строгость богослужений, атмосфера смирения и хорошо развитая работа с молодежью.

Среди баптистских русскоязычных церквей можно назвать также:

  • церковь Вефиль;
  • церковь Благодать в Ванкувере;
  • церковь на горе Спокен США;
  • церковь Пилигрим (Спокен);
  • многие другие.

Некоторые баптистские приходы распространили свое влияние на другие страны. Церкви Благодать, например, имеются в Европе, России, Белоруссии и во многих других местах.

Кроме баптистской, в стране действуют епископальная церковь, методистская, пресвитерианская и некоторые другие.

Иное дело – приходы неопротестантской волны, список которых в Америке не так уж и мал. Главное их отличие от баптистов – всеобъемлющая радость от того, что каждый уверовавший в Иисуса и принявший Его Крестную Жертву как великий дар, будет спасен. В таких приходах всегда царит оживление, люди радуются общению друг с другом. В этой среде Иисуса почитают живым и радуются тому, что Он присутствует среди тех, кто собрался на богослужение, которое стало максимально близким к большинству людей.

Прославление Иисуса – важнейшая часть традиционных богослужений в неопротестантских церквях. Служение в группе прославления считается почетным и важным и доверяется далеко не каждому, пусть даже профессиональному музыканту.

Церковь, бизнес и телевидение

В основном религия в США – весьма развитый и продвинутый бизнес с многомиллионными доходами. Этим она отличается от церкви в России. Известные деятели от религии ведут телевизионные проповеди, устраивают своеобразные игровые шоу. Но цель телевизионных проповедников – вовсе не в том, чтобы примирить людей с Богом, а поощрить их к совершению пожертвований, то есть «заплатить» за свое спасение.

Некоторые предприимчивые люди специально основывают какие-либо религиозные организации, которые по американскому законодательству полностью освобождаются от налогов. Принято считать, что это – один из самых быстрых и надежных способов стать богатым человеком.

Воскресные школы и другие образовательные программы

Религиозная жизнь за границей, особенно в Америке, буквально бурлит. Во многих городах страны, особенно небольших, практически каждый житель посещает церковь, желающие ходят на занятия в воскресной школе.

Повсеместно церковные приходы становятся своеобразными центрами общения и социальной жизни. Устраиваются религиозные праздники, пользующиеся огромной популярностью среди населения.

В детских садах тоже работают воскресные школы, многие колледжи активно сотрудничают с религиозными организациями.

Широко развито в Штатах религиозное образование, правда, преобладающее большинство таких учебных заведений – христианские. И самое интересное: гражданская позиция среднестатистического американца не вступает в противоречие с его религиозными воззрениями.

5 мая 2018

Религия в Соединенных Штатах характеризуется многосторонним разнообразием конфессий, убеждений, направлений. Их многочисленность и равноправие сложились в силу исторических особенностей, которые следует учитывать, чтобы понять, какая вера у американцев доминировала в тот или иной период и превалирует сегодня. С ранних колониальных дней, когда английские и немецкие поселенцы прибывали на поиски новой жизни и духовной свободы, Америка была глубоко подвержена влиянию религии, которое и сейчас в значительной мере ощутимо в культуре и социальной жизни страны.

Религия колониального периода

Какая вера у американцев появлялась на протяжении столетий и почему возникло богатое религиозное разнообразие? С началом колониального освоения заокеанских земель англиканцы, католики, протестанты, евреи, прибывая из Европы, сохраняли, а заем распространяли свою веру в Новом Свете. Появлялись регионы, где доминировало одно религиозное направление. К примеру, присутствие православной церкви обусловлено русским заселением Аляски.

Многие протестанты были не согласны с церковной ситуацией у себя на родине. Прибыв со своим видением вероисповеданий в Америку, они довольно сильно разнообразили религиозный ландшафт, основав совершенно отличительные направления. Уже к началу XVIII века в Новой Англии на базе протестантизма распространились многочисленные христианские общины, продолжавшие долгое время развиваться в отдельные церковные ответвления такие, как англиканство, методизм, лютеранство, пресвитерианство, баптизм, конгрегационализм, квакерство, другие. Охватившее в конце XVIII века Северную Америку религиозное движение, названное Великим Пробуждением, породило многочисленные евангельские протестантские деноминации, то есть христианские организации промежуточного между церковью и сектой характера.

Потому большинство историков, религиоведов, публицистов характеризует население Соединенных Штатов как протестантскую нацию или основанную на протестантских принципах, особо подчеркивая ее кальвинистское наследие.

Религиозные направления XVIII-XX века

В XVIII веке среди американских прогрессивных мыслителей и высшего класса нашел поддержку деизм. Епископальная английская церковь распространилась в период американской революции, после чего стали появляться новые протестантские ветви, такие как адвентизм, реставрационизм, Свидетели Иеговы, Движение Святых последних дней, а также унитарные и универсалистские общины, которые распространились в XIX веке.

Начало 1920-х годов ознаменовалось основанием пятидесятничества. В 1950-х годах появилась саентология. Унитарный универсализм был результатом слияния унитарных и универсалистских церквей XX века. С 1990-х годов религиозная доля христиан уменьшилась из-за секуляризации, в то время как начали распространяться буддизм, индуизм, ислам и другие религии. Протестантизм, исторически доминирующая вера американцев, в начале 2010 года перестал быть религиозной категорией большинства.

Видео по теме

Положение религиозных организаций в колониальной Америке

Некоторые из первых тринадцати колоний были учреждены поселенцами, желавшими исповедовать свою религию в сообществе единомышленников. Так, Массачусетс был образован английскими пуританами (конгрегационалистами), Пенсильвания - британскими квакерами, штат Мэриленд - английскими католиками, а Виргиния - английскими англиканцами. Разногласия в отношении церковных вопросов и непримиримое предпочтение английских традиций привели к религиозным распрям. В результате Plantation Act (1740) или первого в Соединенных Штатах закона по регламентации предоставления американского гражданства была установлена официальная политика для новых иммигрантов, приезжающих в Британскую Америку, о равном положении всех вероисповеданий.

Именно в середине XVIII века руководство страны избрало направление равноправия вероисповеданий и несущественности того, какая вера в Америке будет доминировать. Даже в Трипольском договоре 1797 года, подписанном президентом Джоном Адамсом при единогласной поддержке Сената, упоминалось о том, что правительство Соединенных Штатов Америки ни в каком смысле не основано на христианской религии.


Конституционная свобода вероисповедания

В тексте первой поправки конституции США говорится, что Конгресс не принимает никаких законов, касающихся установления религии либо запретов их свободного осуществления, сокращения свободы слова и печати, права людей мирно собирать и подавать прошение правительству о возмещении жалоб. Это означает, что неважно, какая вера или религия у американцев, конституция гарантирует ее свободное осуществление, а также препятствует правительству отдавать предпочтение одной из них на государственном уровне. Однако ряд штатов не был связан этим положением, например, в 1830 годах правительство Массачусетса, сделав привилегированным одно вероисповедание, предоставляло налоговые деньги местным общинным церквям. Верховный суд с 1940-х годов интерпретировал четырнадцатую поправку, дававшую возможность для подобных ситуаций в отдельных штатах, и применил первую поправку к общегосударственным и местным органам власти. Потому вопрос, какая вера в Америке самая влиятельная, звучит некорректно, поскольку никакая из религиозных организаций не может оказывать политическое действие, согласно Конституции страны.


Позиция правительства

Первая поправка гарантирует как свободную практику и вероисповедание любой религии, так и запрет на ее агитацию и популяризацию федеральным и региональным правительством. В 1954 году в США была изменена клятва верности стране в связи с добавлением фразы «под Богом», чтобы подчеркнуть отличие от государственного атеизма, поддерживаемого Советским Союзом.

Различные президенты США часто заявляли о важности религии. 20 февраля 1955 года президент Дэвид Эйзенхауэр заявил, что признание Высшего существования является первым, самым основным выражением американской нации. Президент Джеральд Форд повторил это заявление в 1974 году.


Исследовательские данные

Какая вера у американцев наиболее распространена в наши дни? Большинство взрослого населения США отождествляет себя с христианами, а около 20-25% не претендуют ни на какую религиозную принадлежность. Согласно исследованию, проведенному Общественным научно-исследовательским институтом религий в 2017 году, примерно 69% американцев назвали себя христианами, из них 45% — приверженцы различных церквей, которые можно считать протестантскими, и 20% исповедуют католические убеждения. В том же исследовании говорится, что последователи других не христианских религий, включая иудаизм, буддизм, индуизм, ислам, в совокупности составляют около 7% населения.

Согласно опросу института Гэллапа в 2016 году, Миссисипи является самым религиозным штатом в стране. 63% совершеннолетнего населения этого южного региона считает себя традиционно верующим и посещает церковные службы почти каждую неделю. В Нью-Хэмпшире только 20% среди взрослых относят себя к числу действительно верующих, и штат считается наименее религиозным. Согласно показаниям той же компании за 2016 год, 73,7% американцев религией для себя признали христианство. Из этого количества 48,9% — протестанты, 23% — католики и 1,8% — мормоны. Из общего населения безучастны к любой религии — 18,2%, а 5,4% связаны с другими вероисповеданиями.


Подробная статистика христианских организаций

При переписи населения США не разрешено спрашивать о вере исповедания американцев. Различные социологические группы организовывали опросы, чтобы определить приблизительные проценты тех, кто и с какой религией себя соотносит. Public Religion Research Institute в 2017 году, проведя по Соединенным Штатам исследования, опубликовал данные, в соответствии с которыми 24% американцев считают себя не религиозными, а 1% населения отказались отвечать. Среди всех опрошенных 69% исповедуют одно из христианских направлений. При этом цифры распределились таким образом:

  • 45% всего количества христиан — протестанты. Среди них 17% белых евангелистских христиан. 13% белых, причисляющих себя к «Протестантскому мейнстриму» или «традиционным протестантам». 8% составляют члены «Черного протестантизма» или афро-американской церкви. 4% латиноамериканских и 3% других небелых протестантов.
  • 20% христиан исповедуют католичество, включая 11% белого, 7% испаноязычного и 2% другого населения.
  • по 1% мормонов, свидетелей Иеговы и православных.

Статистика крупнейших нехристианских вероисповеданий

Какая вера или религия у американцев наиболее распространена после христианства? Иудаизм является следующей крупнейшей религиозной группой в США, хотя эта идентификация не обязательно свидетельствует о религиозных убеждениях или практиках. Значительное число людей (около шести миллионов) считают себя американскими евреями по этническим и культурным мотивам, а не религиозным, из них 19% не верят, что Бог существует. Однако 2,83 млн совершеннолетних евреев (1,4% взрослого населения США) оцениваются как приверженцы иудаизма. Ислам считается третьей по величине религией в Соединенных Штатах, после христианства и иудаизма и составляет примерно 1% населения по данным 2017 года.

Буддизм появился в стране с XIX века, лишь только прибыли иммигранты из Восточной Азии. Первый буддийский храм был основан в Сан-Франциско в 1853 году. В конце XIX века в США начали приезжать буддийские миссионеры из Японии, а философия этой религии всегда подогревала любопытство американских интеллектуалов и творческой богемы. Согласно исследованию 2017 года, буддисты составляют примерно 1% населения США. Индуизм является четвертой по величине верой в Соединенных Штатах, также составляя около 1% населения по данным за 2017 год.


Другие ведущие движения, основанные в США

Пятидесятничество — направление, которое акцентирует роль Святого Духа, основано Чарльзом Пархемом с 1904 по 1906 год.

Адвентизм начался как межконфессиональное движение. Самая выдающаяся современная группа, которая исходит из этого движения, — адвентисты седьмого дня.

Святые последних дней (церковь LDS) — реставрационистское движение, основанное в 1830 году Джозефом Смитом, является второй по величине деноминацией в США.

Свидетели Иеговы изначально были известны как ученики Библии, обнаруживая слабую связь с адвентизмом, с которым и сейчас наблюдается некоторое сходство. Направление образовано в конце 1870-х годов Чарльзом Расселом.

Церковь христианской науки появилась в конце XIX века. Ее основательница Мэри Бейкер Эдди также учредила в 1908 года одноименную газету с религиозными статьями на последней полосе. Сейчас это международное ежедневное издание выходит в Интернете.

Церковь Христа или ученики Христа — реставрационное движение без руководящего органа, которое закрепилось как историческое явление в 1832 году, когда произошло слияние двух других крупных движений.

Городская церковь сообщества, основанная Тройем Перри в Лос-Анджелесе 1968 года.

Унитаризм создан в Бостоне из конгрегационалистских церквей. В 1825 году была образована Американская унитарная ассоциация в Массачусетсе.

Универсальная церковь первой региональной конференции Америки основана в 1793 году.

Но это далеко не полный список. Еще множество крупных и незначительных религиозных организаций, движений и церквей различного направления зарегистрировано на территории США.


Сравнительная статистика

На вопрос, какая религия у американцев наиболее распространенная, в 1963 году 90% взрослых американцев утверждали, что они христиане, и только 2% не придерживались какого либо исповедания. В 2017 году 69% назвали себя христианами, а 24% оставалось без религиозной принадлежности.

Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром Pew в 2002 году, около 6 из 10 американцев заявили, что религия играет очень важную роль в их жизни, по сравнению с 33% в Великобритании, 27% в Италии, 21% в Германии, 12% в Японии, и 11% во Франции. В исследовательском докладе результаты показали, что Америка, по сравнению с другими развитыми государствами, где вера играет незначительную роль, имеет больше сходства с развивающимися странами, в которых намного выше показатель религиозного населения.

Какая вера у американцев?

Без цифр и ссылок на этот вопрос можно ответить: глубокая и полная убежденности у почти половины населения. При социологическом исследовании Gallup International 2009 года 41,6% американских граждан сказали, что они посещали церковь, синагогу или мечеть раз в неделю либо с редкими пропусками. Этот процент выше, чем в других западных странах. Показатель значительно колеблется в зависимости от штата и региона. Обновленные в 2014 году цифры варьировались от 51% в Юте до 17% в Вермонте. И возможно не зря официальный современный девиз Соединенных Штатов значится в законе от 1956 года: In God We Trust, то есть, «В Бога мы верим». Эта фраза впервые прозвучала в тексте американского гимна в 1814 году, затем появилась в 1864 году на монетах США, а теперь печатается на однодолларовых купюрах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.