Организация работы скорой медицинской помощи. Организация скорой и неотложной медицинской помощи населению, станция скорой медицинской помощи (СМП) (структура, функции, оснащение)

Неотложная медицинская помощь населению в крупных городах Российской Федерации оказывается отделениями (кабинетами) неотложной медицинской помощи АПУ. Отделение неотложной медицинской помощи является структурным подразделением АПУ, предназначенным для оказания круглосуточной медицинской помощи в местах постоянного и временного проживания взрослого и детского населения, при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства. Неотложная медицинская помощь на дому оказывается по территориальному признаку круглосуточно выездными бригадами отделений неотложной медицинской помощи, организованными в одной или нескольких поликлиниках для населения данного административного района. Границы зоны обслуживания отделений неотложной медицинской помощи утверждаются органом управления здравоохранением административного района.

Основными задачами отделения неотложной медицинской помощи являются:

Круглосуточное оказание своевременной медицинской помощи в местах постоянного и временного проживания взрослому и детскому населению, при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства;

Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся самостоятельно непосредственно в отделение (амбулаторным больным);

Выполнение активных вызовов к больным, нуждающимся в динамическом врачебном наблюдении, обеспечение преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями города по оказанию неотложной медицинской помощи населению;

Извещение органов управления здравоохранением территории и соответствующих административных органов обо всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания отделения;

Доставка пациентов в учреждения социального профиля (дома-интернаты и т.п.) по направлениям врачей территориальных поликлиник;

Транспортировка пациентов на консультации, обследования, проведение гемодиализа в учреждения здравоохранения и др.

Отделение неотложной медицинской помощи возглавляет заведующий отделением, назначаемый и освобождаемый от должности главным врачом лечебно-профилактического учреждения, структурным подразделением которого является отделение неотложной медицинской помощи.

Основной функциональной единицей отделения неотложной медицинской помощи является выездная бригада (врачебная, санитарного транспорта по транспортировке больных). В составе врачебной бригады работают врач по специальности «Скорая медицинская помощь», фельдшер (медсестра), санитар и водитель. В составе фельдшерской бригады по транспортировке больных работают фельдшер и водитель. Количество смен работы выездных бригад, их профиль, режим (график) работы определяются вышестоящей организацией по подчиненности с учетом обращаемости населения в отделение, плотности почасового потока вызовов, количества вызовов по дням недели, месяцам года, численности больных, подлежащих экстренной и плановой госпитализации.

Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляются фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче вызовов диспетчерского отделения неотложной помощи медицинской помощи. Пострадавшие (больные), доставленные выездными бригадами отделения неотложной медицинской помощи, должны быть безотлагательно переданы дежурному персоналу приемного отделения стационара с отметкой в «Карте вызова» времени их поступления.

Отделение неотложной медицинской помощи не выдает документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность и судебно-медицинские заключения, не проводит экспертизу алкогольного опьянения, однако дает устные справки при личном обращении населения или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших. При необходимости выписывает справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной медицинской помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению.

  • Глава 7. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
  • Глава 8. Медицинские кадры со средним профессиональным образованием
  • Глава 9. Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях
  • Глава 10. Организация работы среднего медицинского персонала в больничных учреждениях
  • Глава 12. Особенности организации работы среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения в сельской местности
  • Глава 14. Роль средних медицинских работников в организации медицинской профилактики
  • Глава 15. Этика в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала
  • Глава 16. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке
  • Глава 17. Организация здравоохранения в зарубежных странах
  • Глава 11. Организация работы среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи

    Глава 11. Организация работы среднего медицинского персонала скорой медицинской помощи

    11.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Скорая медицинская помощь (СМП) оказывается гражданам при обстоятельствах, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), она осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и гражданам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

    В структуру службы СМП входят станции и подстанции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи в составе больниц, больницы скорой медицинской помощи. Станции скорой медицинской помощи как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек. В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций (в зоне двадцатиминутной доступности). В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных, районных и других больниц.

    11.2. ЗАДАЧИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    Учреждения скорой медицинской помощи предназначены для решения следующего комплекса медицинских задач:

    Оказания круглосуточной своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, а так же при катастрофах и стихийных бедствиях;

    Осуществления своевременной транспортировки больных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;

    Оказания медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию и отделения СМП.

    В 2008 г. в Российской Федерации функционировало около 3300 станций и отделений скорой медицинской помощи. Примерная организационная структура станции (подстанции) скорой медицинской помощи представлена на рис. 11.1.

    Рис. 11.1. Примерная организационная структура станции (подстанции) скорой медицинской помощи

    Возглавляет работу станций скорой медицинской помощи главный врач, а подстанций и отделений - заведующий. В работе им помогает, соответственно, главный фельдшер станции (подстанции, отделения).

    Основная функциональная единица станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи - выездная бригада, которая может быть фельдшерской или врачебной. Фельдшерская бригада включает в свой состав 2 фельдшеров, санитара и водителя. Во врачебную бригаду входят 1 врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медицинская сестра-анестезистка), санитар и водитель.

    Кроме того, врачебные бригады делятся на общепрофильные и специализированные. Выделяют следующие виды специализированных бригад: педиатрическая, анестезиолого-реанимационная, неврологическая, кардиологическая, психиатрическая, травматоло-

    гическая, нейрореанимационная, пульмонологическая, гематологическая и др.

    В настоящее время идет постепенный переход с оказания медицинской помощи общепрофильными врачебными на фельдшерские бригады, основная задача которых - проведение ургентных, в том числе противошоковых, мероприятий и транспортировка пострадавших в специализированные медицинские учреждения, где им должна быть оказана необходимая помощь в полном объеме.

    Выездная бригада скорой медицинской помощи решает следующие задачи:

    Немедленный выезд и прибытие к пациенту (на место происшествия) в пределах норматива времени, установленного для данной административной территории;

    Установление диагноза, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния здоровья пациента и, при наличии медицинских показаний, транспортировка его в стационар;

    Передача пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу стационара;

    Обеспечение сортировки больных или пострадавших и установление последовательности оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и при других чрезвычайных ситуациях;

    Проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на месте вызова.

    При выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады фельдшер является ответственным исполнителем, а в составе врачебной бригады он действует под руководством врача.

    Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи обязан:

    Обеспечивать немедленный выезд бригады после получения вызова и прибытие ее к пациенту на место происшествия в пределах норматива времени, установленного на данной административной территории;

    Оказывать скорую медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары в соответствии с утвержденными правилами и стандартами;

    Обеспечивать эпидемиологическую безопасность: при выявлении у больного карантинной инфекции оказать ему необходимую меди-

    цинскую помощь, соблюдая меры предосторожности, и информировать старшего врача смены о клинико-эпидемиологических и паспортных данных больного;

    По требованию сотрудников правоохранительных органов остановиться для оказания медицинской помощи независимо от места нахождения больного (пострадавшего) и др.

    При обнаружении трупа умершего или погибшего бригада обязана срочно известить об этом органы внутренних дел и зафиксировать в «Карте вызова скорой медицинской помощи» (ф. 110/у) все необходимые сведения. Эвакуация трупа с места происшествия не допускается. В случае смерти больного в салоне санитарного автомобиля бригада обязана сообщить фельдшеру оперативного отдела о факте смерти и получить разрешение на доставку трупа в судебно-медицинский морг.

    Оперативный отдел (диспетчерская) обеспечивает круглосуточный централизованный прием обращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад на место происшествия, оперативное управление их работой. В его структуру входят диспетчерская приема и передачи вызовов и стол справок. Дежурный персонал оперативного отдела имеет необходимые средства связи со всеми структурными подразделениями станции СМП, подстанциями, выездными бригадами, лечебно-профилактическими учреждениями, а также прямую связь с оперативными службами. Отдел должен иметь автоматизированные рабочие места, компьютерную систему управления.

    Оперативный отдел выполняет следующие основные функции:

    Прием вызовов с обязательной записью диалога на электронный носитель, подлежащий хранению 6 мес;

    Сортировка вызовов по срочности и своевременная передача их выездным бригадам;

    Осуществление контроля над своевременной доставкой больных, рожениц, пострадавших в приемные отделения соответствующих стационаров;

    Сбор оперативной статистической информации, ее анализ, подготовка ежедневных сводок для руководства станции СМП;

    Обеспечение взаимодействия с УВД, ГИБДД, управлением по чрезвычайным ситуациям (ЧС) и другими оперативными службами.

    Прием вызовов и передача их выездным бригадам осуществляется дежурным фельдшером (медицинской сестрой) по приему и передаче

    вызовов оперативного отдела (диспетчерской) станции скорой медицинской помощи.

    Дежурный фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов, находящийся в непосредственном подчинении старшего врача смены, обязан знать топографию города (района), дислокацию подстанций и учреждений здравоохранения, места нахождения потенциально опасных объектов, алгоритм приема вызовов.

    Санитарный автотранспорт бригад скорой медицинской помощи должен систематически подвергаться дезинфекционной обработке в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической службы. В случаях, когда транспортом станций скорой медицинской помощи перевезен инфекционный больной, автомашина подлежит обязательной дезинфекции, которая осуществляется персоналом больницы, принявшей больного.

    Станция (подстанция, отделение) скорой медицинской помощи не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, и судебно-медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения. Однако при необходимости может выдавать справки произвольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной медицинской помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению. Станция (подстанция, отделение) СМП обязана выдавать устные справки о месте нахождения больных и пострадавших при личном обращении населения или по телефону.

    Оказание специализированной экстренной и плановой консультативной помощи пациентам, находящимся на лечении в муниципальных учреждениях здравоохранения (центральной, городской, районной, участковой больницах), возложено на отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которые создаются в структуре областных (краевых, окружных, республиканских) больниц (подробнее см. раздел 12.3).

    Основные формы первичной учетной медицинской документации станции (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи и отделений экстренной и планово-консультативной помощи:

    Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи, ф. 109/у;

    Карта вызова скорой медицинской помощи, ф. 110/у;

    Сопроводительный лист станции скорой помощи с талоном к нему, ф. 114/у;

    Дневник работы станции скорой медицинской помощи, ф. 115/у;

    Журнал регистрации приема вызовов и их выполнения отделением экстренной и планово-консультативной помощи, ф. 117/у;

    Задание на санитарный полет, ф. 118/у;

    Задание врачу-консультанту, ф. 119/у;

    Журнал регистрации плановых выездов (вылетов), ф. 120/у. Медицинские работники скорой медицинской помощи должны

    уметь вычислять и анализировать основные статистические показатели:

    Обеспеченности населения СМП;

    Своевременности выездов бригад СМП;

    Расхождения диагнозов СМП и стационара;

    Удельного веса госпитализированных больных;

    Удельного веса повторных вызовов;

    Удельного веса успешных реанимаций;

    Удельного веса летальных исходов;

    Удельного веса «ложных» вызовов.

    Обращаемость населения за скорой медицинской помощью характеризуется показателем обеспеченности населения СМП, нормативное значение которого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2010 г. установлено на уровне 318 вызовов на 1000 населения.

    Оценкой оперативности работы СМП служит показатель своевременности выездов бригад СМП, который рассчитывается как процентное отношение числа выездов СМП в течение 4 мин с момента вызова к общему числу вызовов СМП. Значение этого показателя не должно опускаться ниже 98%.

    Показатели, характеризующие преемственность в работе СМП и стационаров больничных учреждений, - это расхождение диагнозов СМП и стационара и удельный вес госпитализированных больных.

    Качество работы бригад СМП можно оценить при помощи показателей удельного веса повторных вызовов, удельного веса успешных реанимаций и удельного веса летальных исходов. Рекомендуемые значения этих показателей соответственно 1%, 10%, 0,06%.

  • 8. Здравоохранение. Определение. Современные системы здравоохранения, их характеристика. Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
  • 9. Руководство и управление здравоохранением в республике беларусь
  • 10, 11. Научные основы управления. Управленческий цикл. Стиль руководства. Роль руководителя в повышении эффективности работы коллектива.
  • 18. Инвалидность населения как медико-социальная проблема.
  • 20. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 21. Проблемы здоровья детского населения.
  • 22. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению.
  • 23. Диспансерный метод.Применение в деятельности врача-педиатра.
  • 24.. Организация специализированной лечебно-профилактической помощи населению (смп).
  • 25. Демография.Значение демографических данных для здравоохранения
  • 26. Статика населения. Переписи населения, значение для органов здравоохранения.
  • 27, 28. Динамика – движение населения.
  • 29,30, 31. Общие и специальные показатели рождаемости.Основные причины снижения рожд.
  • 32.Смертность населения.
  • 36. Неонатальная смертность
  • 37. Материнская смертность
  • 38. Мкб-10
  • 39. Методы изучения заболеваемости, их сравнительная характеристика.
  • 40. Методика изучения заболеваемости по обращаемости за мед. Помощью.
  • 41. Методика изучения инфекционной заболеваемости.
  • 42. . Изучение заболеваемости детей и взрослого населения по данным проф. Осмотров.
  • 43. Изучение заболеваемости по причинам смерти.
  • 44. Заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности
  • 45. Организация лечебно-профилактической помощи детям.
  • 47. Амбулатория общей практики:
  • 48. Детская поликлиника, структура, функции.
  • 49. Разделы работы врача-педиатра:
  • 50. Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Патронаж новорожденных. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники, содержание работы. Профилактические осмотры.
  • 51. . Диспансеризация больных и здоровых в поликлинике. Контрольная карта диспансерного наблюдения. Показатели, характеризующие качество и эффективность диспансеризации.
  • 52. Содержание противоэпидемической работы участкового врача-педиатра. Прививочный кабинет детской поликлиники, его задачи, организация работы. Связь в работе с центром гигиены и эпидемиологии.
  • 54. Стационар детской больницы,структура,особенности работы. Показатели.
  • 55. Лечебно-охранительный режим в стационаре детской больницы. Профилактика вби.
  • 56. Женская консультация. Структура, функции и организация работы.
  • 57. Родильный дом. Структура, управление, задачи, организация работы
  • 58.. Организация скорой медицинской помощи населению.
  • 59. Организация медицинской помощи сельскому населению
  • 62. Областная больница.
  • 63.. Модель конечных результатов.
  • 65, 66. Санитарно-эпидемиологическая служба в Республике Беларусь
  • 67. Нетрудоспособность,определение,виды.
  • 68. Обязанности лечащего врача по экспертизе нетрудоспособности и вкк.
  • 69. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Листок нетрудоспособности (лн), его назначение, правила хранения и выдачи, порядок оформления.
  • 73. Порядок направления больных на мрэк
  • 74. Организация экспертизы инвалидности. Виды, состав мрэк
  • 75. Порядок освидетельствования больных во мрэк
  • 76.Особенности экспертиз инвалидности у детей
  • 77 . Реабилитация,виды реабилитации.
  • 80. Планирование здравоохранения. Основные принципы и методы планирования. Виды планов.
  • 81. Методы планирования:
  • 82 Госуд. Миним. Соц. Стандарты(гмсс)
  • 83. Разделы при составлении планов:
  • 88.Организация статистического исследования, этапы, характеристика. Содержание плана и программы статистического исследования.
  • 89 Виды статистических величин. Абсолютные и относительные величины.
  • Абсолютные величины
  • 90 Средние величины. Вариационный ряд, элементы ряда. Практическое использование средних величин в деятельности врача-педиатра.
  • 91 Средняя ошибка средней величины. Методика расчета при большой и малой выборке.
  • 92 Среднее квадратичное отклонение. Методика вычисления, применение в деятельности врача.
  • 93 Определение доверительных границ средних величин. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
  • 94 Оценка достоверности разности средних величин. Критерий “t” (Стьюдента).
  • 95 Средняя ошибка относительной величины. Методика расчета при большой и малой выборке.
  • 96 Определение доверительных границ относительных показателей. Понятие о вероятности безошибочного прогноза.
  • 97 Оценка достоверности разности относительных величин. Критерий “t” (Стьюдента).
  • 98 Статистический анализ.
  • 99 Динамический ряд. Определение. Методы выравнивания динамического ряда.
  • 100 Методика вычисления показателей динамического ряда.
  • 101 Стандартизация, ее сущность, виды. Прямой метод стандартизации Применение стандартизованных показателей в практике здравоохранения
  • 102 Рынок: сущность, функции, структура и инфраструктура.
  • 103 Роль госуд в рыночной экономике, методы регулир рынка.
  • 104 Рынок мед услуг и его особенности в рб.
  • 58.. Организация скорой медицинской помощи населению.

    Скорая и неотложная медицинская помощь городскому и сельскому населению оказывается по единому принципу.

    Скорая и неотложная медицинская помощь организуется для срочного оказания медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных тяжелых заболеваниях, возникших дома, на улице, во время работы и ночью при массовых отравлениях и других угрожающих жизни состояниях.

    Скорая и неотложная помощь - один из важнейших видов внебольничной помощи. Поэтому оперативность, объем и качество ее оказания являются серьезными критериями для оценки организации и доступности медицинской помощи в целом.

    Основные задачи станций скорой и неотложной медицинской помощи:

    1) оказание срочной медицинской помощи при несчастных случаях и внезапных заболеваниях в возможно максимальном объеме на месте и во время транспортировки больного в медицинское учреждение;

    2) экстренная перевозка больных в стационары по заявкам лечебно-профилактических учреждений:

    а) нуждающихся в сопровождении медицинского персонала;

    б) нуждающихся в транспортировке на санитарных носилках;

    в) нуждающихся в срочном оперативном вмешательстве (острый аппендицит, ущемление грыжи, прободная язва желудка и т. д.);

    3) госпитализация рожениц и гинекологических больных в родильные дома и стационары.

    Во всех ЦРБ республики организованы отделения скорой медицинской помощи. В крупных районных центрах с населением свыше 50 000 человек созданы самостоятельные станции скорой медицинской помощи. Согласно нормативам, на каждые 10 000 жителей выделяется одна санитарная машина и утверждается 0,8 врачебной или фельдшерской бригады. Машины скорой помощи оснащены комплектом шин для иммобилизации конечностей при переломах и другим необходимым медицинским инструментари­ем и оборудованием. На станциях и в отделениях скорой медицинской помощи организуются врачебные или фельдшерские бригады. Бригады могут быть линейными или специализированными (травматологические, психоневрологические, педиатрические, интенсивной терапии). В состав врачебной бригады входят врач, средний медицинский работник (фельдшер) и санитар. В состав фельдшерской бригады входят фельдшер и санитар.

    Машины скорой помощи радиофицированы, имеют соответствующие надписи и оборудованы сиренами. Врачи и фельдшера выездных бригад оснащаются врачебными или фельдшерскими сумками (укладками), в которых имеется набор медицинских инструментов и лекарственных средств. Их перечень и количество утверждаются приказом органа управления. Вызов бригады скорой помощи осуществляется по единому для всей республики телефону - 103. Бригады скорой помощи в обязательном порядке направляются на роды, при кровотечениях, травмах, несчастных случаях, при наличии у больных острых болей в брюшной полос­ти и в области сердца, а также к больным детям первого года жизни.

    В республике функционирует 201 станций и отделений скорой помощи (из них 24 самостоятельные станции).

    59. Организация медицинской помощи сельскому населению

    Стационарная помощь:

    На селе – 400 учреждений (11 тыс. коек)

    В городах – 409 учреждений (107 тыс. коек)

    Мах – фельдшерско-акушерский здравпункт, фельдшерские здравпункты, необъединенные поликлиники и амбулатории.

    В селе наблюдаются тенденции изменения общественного здоровья:

    Повышается распространенность инфекционных заболеваний (tbs) – 70,1 случаев на 100 тыс;

    Повышается заболеваемость злокачественных новообразований – 394 случая на 100 тыс. (286 в городе);

    Заболеваемость хроническим алкоголизмом – 160 на 100 тыс;

    Продолжительность жизни на селе – у мужчин – 60 лет (в городе – 63), у женщин – 73 (74);

    Идет остарение населения;

    Идет хронизация патологии;

    Сверхсмертность у мужчин начиная с 40 лет.

    В РБ проживает 24,1% жителей на селе.

    Мед. обслуживание на селе: -ФАП; -Сельские врачебные амбулатории;-Сельские участковые больницы; -ЦРБ.

    Для села характерна: невысокая плотность жителей – 49 чел на1 кв. км.; от 400 и больше жителей создаются ФАП, там работает средний медицинский персонал, но может работать и врач стоматолог. Оказывается доврачебная помощь.

    Участковые больницы создаются на территории больше 1000…1500 жителей. Здесь оказывают первичную врачебную помощь, коек может быть до 100. Врачи: терапевт; педиатр; стоматолог.

    Слабое место в организации здравоохранения на селе – отсутствие специальных помещений. Они появляются в ЦРБ. ЦРБ предлагает квалифицированную и специализированную помощь по основным видам (хирургия, невропатология, инф. и т.д.). Должно быть приблизительно 20 специалистов в ЦРБ.

    Социально-экономические особенности связаны со способом сельскохозяйственного производства, показатель людности (приблизительно 200 жил. на населенный пункт мал). Социально-гигиенические факторы – образ жизни, привычки, традиции и обычаи сельского жителя.

    В основе оказания помощи лежит принцип участковости(административная территория района делится на сельские врачебные участки).

    Главная особенность в организации мед-сан помощи сельским жителям – этапность оказания помощи. Она состоит в том, что есть 3 этапа: СВУ; ЦРБ; Обл.

    Этапность – это вынужденная мера, она не означает уход от главной цели. Цель здравоохранения на селе состоит в приближении врачебной помощи к месту жительства, и обеспечить доступность и качество медицинской помощи.

    Отличие сельского врачебного участка – большой радиус обслуживания (расстояние от медицинского учреждения до самого отдаленного хутора). На территории района все сельские врачебные участки вместе с ЦРБ объединяются в ТМО. Им руководит главврач ЦРБ. В ЦРБ создается институт районных специалистов. Получает обязанности районного врача (хирурга, педиатра и т.д.) Они обязаны обеспечить доступность и качество медицинской помощи сельским жителям. С этой целью в ЦРБ создают организационно-методические кабинеты. Там работает врач-методист. А руководит один из заместителей главного врача. Он –заместитель по медицинскому обслуживанию населения района. Задача кабинета – обеспечить своевременные и качественные виды помощи населению района.

    Областные лечебные учреждения предназначены для оказания сельским жителям высококвалифицированной и специализированной медицинской помощи по всем ее видам. В областной больнице организуют отделение плановой и экстренной консультативной помощи (сан. авиация). По вызову из СВУ или ЦРБ специалисты из области приезжают и оказывают помощь. 45% жителей села получают помощь на I и II этапах (стационарная помощь). 1089 коек имеют областные больницы.

    Пути повышения помощи (факторы):

    Факторы, зависящие от врача – качество медицинских услуг, зависит от уровня квалификации врача. Ввести врача общей практики – он не будет направлять на осмотр, он сам этим владеет (специализированная помощь).

    Зависящие от лечебного учреждения – доступность медицинской помощи, четкость в организации учреждений зависит и конечный результат (объем, виды, показатели состояния здоровья).

    Зависящие от правовой базы (нормативов) льготы на коммунальные услуги, на жилье. Есть нормативы нагрузки на врачебную должность – труд регламентируется приказами.

    Факторы, зависящие от населения – образ жизни и авторитет врача (его имидж, репутация.)

    60. Центральная районная больница: является основным учреждением для оказания квалифицированной медицинской помощи. Одновременно ЦРБ - центр организационно-методического руководства здравоохранением района.

    По мощности ЦРБ делятся на 5 категорий:

    Мощность ЦРБ и других структурных лечебных учреждений определяется среднегодовым количеством развернутых коек. Независимо от коечной мощности, численности обслуживаемого населения и радиуса обслуживания ЦРБ должна иметь определенный перечень структурных подразделений:

    1)поликлиника;

    2) стационар с лечебными отделениями по основным медицинским специальностям;

    3) приемное отделение;

    4) лечебно-диагностические отделения (кабинеты) и лаборатории;

    5) организационно-методический кабинет;

    6) отделение скорой и неотложной медицинской помощи;

    7) патологоанатомическое отделение (морг);

    8) хозяйственный блок (пищеблок, прачечная, гараж и т. д.).

    Если в районном центре нет самостоятельной детской больницы с консультацией и молочной кухней, родильного дома с женской консультацией, то женская и детская консультации и молочная кухня на правах структурных подразделений включаются в поликлинику ЦРБ.

    Задачи ЦРБ:

    1) обеспечение населения района квалифицированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;

    2) оперативное и организационно-методическое руководство, а также контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, находящихся на территории района;

    3) планирование, финансирование и организация материально-технического снабжения учреждений здравоохранения района;

    4) разработка и проведение мероприятий по повышению качества медицинского обслуживания, снижению заболеваемости, инвалидности, младенческой и общей смертности и укреплению здоровья населения;

    5) внедрение в практику работы всех лечебно-профилактических учреждений района современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения;

    6) разработка, организация и осуществление мер по расстановке, рациональному использованию и повышению квалификации медицинских кадров учреждений здравоохранения района.

    Руководит ЦРБ главный врач, он же - главный врач района. На него возложена ответственность за состояние медицинского обслуживания населения района. У главного врача ЦРБ имеются заместители по поликлинике, по медицинской части, медицинскому обслуживанию населения района, медицинской экспертизе и реабилитации, по административно-хозяйственной части.

    Непосредственной организацией квалифицированной и специализированной медицинской помощи занимаются районные специалисты. Как правило, это заведующие соответствующими отделениями ЦРБ. Районный педиатр занимает штатную должность, все другие районные специалисты работают внештатно. В районах с численностью населения 70 000 человек и более вместо штатной должности районного педиатра введена должность заместителя главного врача по родовспоможению и детству.

    Руководитель ЦРБ осуществляет управление и контроль за деятельностью участковых больниц и других медицинских учреждений района,… и т.д. и т.п.

    61. Сельский врачебный участок - это территория с проживаю­щим населением, обслуживаемая врачами расположенного на ней медицинского учреждения. Территория СВУ обычно соответст­вует границам сельских административных единиц (одного, реже двух сельских Советов). На СВУ организуются либо сельские участковые больницы с амбулаториями, либо самостоятельные сельские врачебные амбулатории. Работой этих учреждений ру­ководят главные врачи - соответственно главный врач сельской участковой больницы или главный врач сельской врачебной ам­булатории. Им подчинены все сельские медицинские учрежде­ния, развернутые на сельском врачебном участке (ФАПы).

    Село, в котором находится участковая больница (амбулато­рия), называется пунктовым. Расстояние наиболее отдаленного селения от пунктового села называется радиусом участка.

    Задачи сельской участковой больницы (сельской врачебной амбулатории);

    1) планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению общей и инфекционной заболеваемости населения, заболеваемости с ВУТ, отравлений и травматизма;

    2) проведение лечебно-профилактических мероприятий по ох­ране здоровья матери и ребенка;

    3) внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, прогрессивных форм и методов работы медицинских учреждений;

    4) организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных ФАПов;

    5) обеспечение стационарной (амбулаторной) врачебной по­мощью населения участка.

    В соответствии с этими задачами разработаны обязанности врача (врачей) сельского врачебного участка:

    1) ведение амбулаторного приема населения;

    2) стационарное лечение больных в сельской участковой больнице;

    3) оказание помощи на дому;

    4) оказание медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;

    6) проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдача листков нетрудоспособности;

    7) организация и проведение профилактических осмотров;

    8) своевременное взятие на диспансерный учет больных;

    9) проведение комплекса лечебных и оздоровительных меро­приятий, обеспечение контроля за диспансеризацией;

    10) активный патронаж детей и беременных женщин;

    11) проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактические прививки, участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями и объектами, водоснабжением, очисткой населенных мест и т. д.);

    13) проведение санитарно-просветительной работы;

    14) подготовка санитарного актива;

    15) организация и проведение плановых выездов врачей на ФАПы.

    Особое место в профессиональной деятельности врача сельского врачебного участка занимают вопросы охраны материнства и детства. При наличии в сельской врачебной амбулатории или сельской участковой больнице двух и более врачей приказом главного врача на одного из них возлагается ответственность за медицинское обслуживание детей на участке.

    Обязанности врача по обслуживанию детей на сельском врачебном участке:

    1) периодический врачебный осмотр детей раннего возраста, особенно детей 1-го года жизни;

    2) непрерывное профилактическое наблюдение за детьми раннего возраста;

    3) активное выявление больных и ослабленных детей, взятие их на диспансерный учет в целях динамического наблюдения и оздоровления;

    4) своевременный и полный охват детей профилактическими прививками;

    5) активное выявление заболевших, своевременное оказание им медицинской помощи и обеспечение, в случае необходимости, госпитализации;

    6) обеспечение регулярного медико-санитарного обслуживания детей в организованных коллективах, наблюдение за правильным нервно-психическим и физическим развитием детей;

    7) контроль за работой ФАПов по медицинскому обслуживанию детей;

    8) организация и проведение широкой санитарной пропаганды по вопросам охраны здоровья матери и ребенка, оздоровлению внешней среды и быта семьи;

    9) консультации всех беременных для выявления акушерской и экстрагенитальной патологии, их своевременная госпитализация.

    ОРГАНИЗАЦИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

    Ы В 1933 г. XX века в России вышло «Положение о станциях скорой медицинской помощи». В 30-70-е годы экстренная вне-больничная помощь оказывалась, как амбулаторно - поликлини­ческими учреждениями, так и станциями скорой медицинской помощи (СМП).

    В 1978 г. эти службы были объединены. Скорая и неотлож­ная медицинская помощь стала оказываться станциями скорой медицинской помощи. В 1991 г. скорая и неотложная вновь были разъединены: скорая помощь должна оказываться станциями СМП, неотложная - амбулаторно-поликлиническими учрежде­ниями.

    Станция СМП может функционировать как самостоятельное Учреждение при количестве вызовов более 25 тыс. в год. При меньшем количестве вызовов станции СМП являются структур­ными подразделениями других ЛПУ (больниц, поликлиник), осо­бенно в сельской местности.

    Возглавляет станцию СМП главный врач (а подстанции - за­ведующие), каждую смену возглавляет старший врач. Структура стации СМП:

    Административно-хозяйственная часть;

    Оперативный отдел (заведует приемом вызовов и их пере­дачей);

    Отдел госпитализации (ведет учет свободных мест в ста­ционарах);

    Транспортный отдел (обеспечивает станцию автотранспор­том из расчета - одна автомашина на 10.000 городских и 15.000

    сельских жителей, при числе вызовов более 75.000 в год добавля­ется машина для контрольных выездов);

    Отдел статистики.

    Основным структурным подразделением является выездная бригада. Выделяют: бригады скорой медицинской помощи (включающие врача, фельдшера, санитара); бригады по перевозке (включающие фельдшера или фельдшера-акушера).

    Кроме того, бригады делят на линейные и специализирован­ные (появились в 50-е годы XX в. и включают врачей соответст­вующей специализации).

    Виды специализированных бригад: педиатрическая (созда­ется при численности населения свыше 100.000); анестезиолого-реанимационная (при численности населения свыше 500.000), неврологическая, кардиологическая, психиатрическая, травмато­логическая, нейрореанимационна:*, пульмонологическая, гемато­логическая и др. Врач, работающий в специализированной бри­гаде, должен иметь стаж работы по специальности не менее трех лет.

    Основные задачи скорой помощи:

    Оказание экстренной медицинской помощи (в т.ч. специа­лизированной) пострадавшим и больным, в кратчайшие сроки на месте и при транспортировке;

    Максимально быстрая транспортировка больных и постра­давших, рожениц, недоношенных детей (в т.ч. по заявкам лечеб­но-профилактических учреждений);

    Изучение причин, вызывающих необходимость оказания скорой медицинской помощи, и разработка мер по их устране­нию;

    Осуществление методического руководства выездных бри­гад амбулаторных ЛТТУ по соответствующим направлениям;

    Оказание консультативной помощи;

    Совершенствование методов экспресс-диагностики и ока­зание неотложной помощи на догоспитальном этапе.

    Показания для вызова СМИ:

    Внезапные заболевания, угрожающие жизни, которые раз­вились на улице, общественных местах, учреждениях и т.д., ост­рые нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной и других органов и систем;

    Роды, произошедшие вне стационара;

    Непосредственное обращение пациента на станцию;

    Консультативная и практическая помощь врачам неотлож ной помощи (в необходимых случаях других ЛПУ).

    Вызов принимает диспетчер (с момента звонка все разгово ры фиксируются на магнитной ленте), передает на соответст вующую подстанцию или непосредственно бригаде. При этот фиксируется время приема вызова, его передачи, приезда брига ды.

    Вызов специализированной бригады осуществляется через дежурного врача (в центральной диспетчерской). При этом суще­ствует перечень показаний для вызова каждой из бригад.

    Например, нейрореанимационная бригада выезжает в случа­ях комы неясной этиологии; быстро прогрессирующей невроло гической патологии (с нарушением жизненно важных функций); подозрения на внутричерепное кровоизлияние; эпилептическо­го статуса; острого нарушения мозгового кровообращения (при требующихся реанимационных мероприятиях); остро протекаю­щей нейроинфекции.

    Обязанности врача СМП:

    Оказание неотложной помощи;

    Текущая дезинфекция салона;

    При бессознательном состоянии пациента - опись докумен­тов и ценностей с указанием в сопроводительном листе;

    Своевременное пополнение медицинской сумки, израсхо­дованного кислорода, закиси азота.

    Врач СМП по требованию пациента (или его родственни­ков) должен назвать свою фамилию, номер вызова. Он обязан знать дислокацию лечебно-профилактических учреждений, район обслуживания. В компетенции врача находится вопрос о сопро­вождении пациента родственниками.

    Неотложная помощь - это система экстренной медицин­ской помощи, оказываемой больным при внезапных острых и обострении хронических заболеваний в местах проживания (на дому, в общежитиях, гостиницах и т.д.).

    Она оказывается специальными бригадами, работающими в отделении неотложной помощи (поликлиники, территориально-медицинского объединения). Существуют раздельные системы

    оказания неотложной помощи взрослым и детям. Задачи неотложной помощи:

    Оказание экстренной медицинской помощи (в т.ч. реани­мационных мероприятий);

    Вызов по показаниям скорой помощи;

    Госпитализация (осуществляется через диспетчерскую службу скорой помощи);

    Обеспечение преемственности с поликлиникой;

    Обеспечение взаимосвязи с территориальным управлением Роспотребнадзора;

    Оказание неотложной помощи больным, непосредственно обратившимся в поликлинику;

    Обеспечение работы стационара на дому (при его наличии). Оснащенность бригад неотложной помощи не уступает (а

    нередко превосходит) таковой для бригад скорой помощи.

    Основными задачами скорой помощи на современном этапе являются:

    1. Оказание больным доврачебной и экстренной медицинской помощи.

    2. Доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.

    В структуру скорой помощи входят станции и подстанции скорой помощи, отделения скорой помощи в составе больниц, больницы скорой помощи.

    Станции скорой медицинской помощи как самостоятельные ЛПУ создаются в городах с населением свыше 50 тыс. человек.

    В городах с населением более 100 тыс. человек, с учетом протяженности населенного пункта и рельефа местности, организуются подстанции скорой медицинской помощи как подразделения станций (в зоне 15-минутной доступности).

    В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуются отделения скорой медицинской помощи в составе городских, центральных, районных и других больниц.

    Станция скорой медицинской помощи - лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

    Подстанция скорой помощи является структурным подразделением городской станции скорой помощи, а отделение скорой помощи - структурным подразделением больницы (городской, центральной районной и т. д.).

    Возглавляют работу станций СМП главные врачи, а подстанций и отделений - заведующие. Каждой сменой руководит старший врач.

    В структуре станции , как и подстанции, скорой медицинской помощи предусмотрены:

    1) оперативный отдел (на подстанции - диспетчерская на 1-2 круглосуточных поста); 2) отдел связи;

    3) отделение медицинской статистики с архивом;

    4) кабинет для приема амбулаторных больных;

    5) помещение для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских укладок;

    6) помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией;

    7) комнаты отдыха для врачей, среднего медперсонала, водителей санитарных автомашин; 8) помещение для приема пищи дежурным персоналом;

    9) административно-хозяйственные и другие помещения;

    10) гараж, крытые стоянки-боксы, огороженная площадка с твердым покрытием для стоянки автомашин, соответствующая по размерам максимальному числу автомобилей, работающих одновременно;

    11) при необходимости оборудуются вертолетные площадки.

    Функции станции СМП:

    1. Круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений при катастрофах и стихийных бедствиях;

    2. Своевременная транспортировка больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи.

    3. Оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию;

    4. Обеспечение преемственности в работе с ЛПУ города по оказанию скорой медицинской помощи населению;

    5. Организация методической работы, разработка и проведение мероприятий по оптимизации оказания скорой медицинской помощи на всех этапах;

    6. Взаимодействие с органами местной власти, управлением внутренних дел, ГИБДД, пожарными частями и другими оперативными службами города;

    7. Проведение мероприятий по подготовке к работе в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянного неснижаемого запаса перевязочного материала и медикаментов;

    8. Извещение органов управления здравоохранением административной территории и соответствующих органов о всех чрезвычайных происшествиях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции;

    9. Равномерное комплектование выездных бригад медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно табелю оснащения;

    10. Выполнение норм и правил санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов;

    11. Контроль и учет работы санитарного автотранспорта.

    Основной функциональной единицей станций, подстанций и отделений скорой помощи является выездная бригада (фельдшерская или врачебная).

    В состав фельдшерской бригады входят 2 фельдшера, санитар и водитель;

    Врачебной бригады - 1 врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и медсестра-анестезистка), санитар и водитель

    Различают: линейные и специализированные бригады. В составе специализированной бригады должен быть врач со стажем работе не менее 3 лет.

    Станция не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и судебно-мед. заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения, однако при необходимости выдает справку с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных исследований и рекомендации по дальнейшему лечению.

    Показатели деятельности:

    1. Обеспеченность населения СМП = число вызовов СМП/ среднегодовая численность населения *1000 (318 вызовов на 1000 населения);

    2. Своевременность выездов бригад СМП = число выездов бригад СМП в течение 4 мин с момента поступления вызова/ общее число вызовов СМП *100 (не менее 99,0%);

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.