Определение слова разум и чувства. Значение слова разум

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова разум

разум в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

разум

м. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу. Разум, смысл, intellectus, Verstand; ум, ratio, Nernunft. Дух человека двуполовинчат: ум и воля; ум самое общее, а в частном значении самое высокое свойство первой половины духа, способное к отвлеченным понятиям; разум, которому можно подчинить: понимание, память, соображенье, рассудок, разуменье, сужденье, заключенье и пр., ближе подходит к смыслу, рассудку, применяясь к обиходному и насущному. Малый да юродивый не в разуме, сами не понимают, что делают.

Разум чего, смысл, значенье, толк, сила. Разум закона, противопол. мертвое слово, буква; истинный смысл и цель. Разум сочинения, речи, перечневое содержанье, сущность, не по букве, а по духу. Ты не в том разуме понял это слово. Разумец, небольшой обиходный, здравый; разумишка, тесный, ненадежный; разумища, грубый, уродливый. Красно на вид яблоко (породы козлец), да разума-то в нем мало, толку, вкуса, сути. Время разум дает. Птице крылья, человеку разум. От великого разума с ума сошел. Разум - душе во спасенье, а Богу на славу. Смешай Господь ум с разумом. Я на чужом разуме не бывал. Дай Бог гостя доброго, да с худым разумом. Говорить было немало, да разума не стало. Не будь дураков на свете, не стало б и разума. Где ума не хватит, спроси разума. Разума много, да денег нет. Я у него на разуме не бывал. Разум не велит - ума не спрашивайся. Первое худо - худой разум (т. е. худая воля, худое дело). Разумный, одаренный разумом; в низшем знач. рассудительный, толковый, здравомыслящий.

Вообще к разуму относящ., принадлежащий, умственyый.

Разумно бысть всем, церк. ведомо, известно, знамо; в сем же значении говорят (твер.) разумно! конечно, правда, да, так, и ведомо. Есть умные животные, но разумен только человек; здесь ум означает не высшую, а низшую познавательную силу; догадку, хитрость, степень пониманья, а разумный поставлено в высшем значении своем. Рассуди разумненько, неопрометчиво. Разумность, качество, свойство по прилаг. Разумие, разумность, состоянье разумного. Разумивый или разумливый, разумный, в меньшей степени, рассудительный, толковый, толковитый;

понятливый, умный в низшем знач. Один разумный согрешит, да многих глупых соблазнит. Разум(л)ивость ж. свойство, состоянье по прилаг. Разумитый пск. твер. разумный, рассудливый, толковый. Разумительный, ясный, понятный, постижимый, постигаемый. Разумник, -ница, умник, человек умный, сведущий, ученый; рассудительный и правый; мудрый. Разумщик, -щица, мнимый разумник, пересудчик, краснобай и пустобай. Разумником поп окрестил, да не тем он слывет. Разумевать или разуметь что, понимать, постигать, знать, усвоить себе разумом или наукой. Девка-немка: говорить не умеет, а все разумеет. Разумейте, языцы, яко с нами Бог! Молиться умею, а Божьих дел не разумею. Под словом дух, говоря о человеке, разумеют душу, или союз ума и воли, что в животном слито в одно и разумеется под словом побудка. Иной отказ разумей приказом. Дитя не плачет - мать не разумеет. О чем дитя плачет - и мать не разумеет. Пить пей, только дело разумей (ума не пропей). Дай Бог самому не разуметь, а людей не слушать. -ся, страдат. Под словом харч разумеется пища, понимается. Само собой разумеется, конечно, очевидно. Разуменье, уразуменье, знанье, пониманье, постиженье и понятие, умственное (но не нравственное) усвоенье. Разуметельный, способный уразумевать что;

понятный. Разумничать, умничать, считать себя разумником, умнее всех, толковать или делать что превратно, по своему разуму; -ся, расходиться умничая, пересуживая, перетолковывая прочих. Разумничанье, действ. по глаг. Разумствоваться, расходиться умствуя, размечтаться. Разумнеть, поглупеть. Разумлять что чем, пск. твер. промышлять, добывать.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

разум

разума, м.

    только ед. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая Смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Человек наделен разумом. Животные лишены разума. Да здравствуют музы, да здравствует разум! Пушкин.

    Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания. Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов ("Интернационал"). действовать в согласии с разумом.

    только ед. Уменьш.-ласкат. к, интеллект, в противоп. чувству. Разбиты все привязанности, разум вступил в свои права. Некрасов.

    Смысл, идейное содержание, значение чего-н. (перевод. фр. raison) (книжн. устар). Разум слова. Разум закона. Разум истории. Ум за разум заходит у кого - поговорка о том, кто не в состоянии соображать, разумно рассуждать или действовать. Просто у меня с горя ум за разум зашел. Чехов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

разум

    Способность человека логически и творчески мыслить обобщать результаты познания, ум (в 1 знач.), интеллект.

    Ум (во 2 знач.), умственное развитие. Ни ума, ни разума у кого-н. (совсем глуп; разг.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

разум

    1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

      Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи.

  1. Разумность.

устар. Смысл, идейное содержание.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

разум

ум, способность понимания и осмысления. В ряде философских течений высшее начало и сущность (панлогизм), основа познания и поведения людей (рационализм). Своеобразный культ разума характерен для эпохи Просвещения. также Логос, Нус, Интеллект, Рассудок и разум.

Разум

см. в ст. Рассудок и разум.

Википедия

Примеры употребления слова разум в литературе.

При всем могуществе и ясности его разума , при всей зоркости его трансфизического зрения, антихристу будет свойственна та же аберрация, которая свойственна всем демоническим существам: вера в свою конечную победу.

Всякий абсолют, как личный, так и абстрактный, представляет собой способ увильнуть от проблем, причем не только от самих проблем, -- это способ забыть об их корнях, то есть о панике разума .

С другой стороны, когда Шестов противопоставляет абсурд обыденной морали и разуму , он называет его истиной и искуплением.

Если мы не в состоянии сделать все ясным, если отсюда рождается абсурд, то это происходит как раз при встрече эффективного, но ограниченного разума с постоянно возрождающимся --42 иррациональным.

Молодой девушке пришло в голову спуститься вниз и поискать возможности пробраться в сад, чтобы поговорить с этой красавицей с золотыми волосами, удостовериться, действительно ли это была мадемуазель де Кардовилль, и, если она теперь находится в здравом разуме , передать, что Агриколь имеет сообщить ей нечто очень важное, но не знает, как это сделать.

Чтобы разобраться в этом, надо создать такую критическую ситуацию, когда остаются два решения: одно увеличивает адаптивность, но противоречит Разуму , а второе - больше соответствует некой идее, но уменьшает адаптивность.

Опыт Азарова никак с этим согласиться не мог, но разум говорил: возможно, многое возможно, и неизвестно еще, что может случиться в следующую минуту.

Я всегда удивлялся тому, что Высший Разум , решив создать алкалоиды в океане, выбрал для этого именно бром, которого здесь в сотню раз меньше, чем хлора.

У господина Алфа силы поболе, чем у десяти молодцов, а разума - чем у дюжины.

Гартли, сменивший медицину на теологию, стремится рассматривать альтруизм как происходящее под воздействием соответствующего разуму мышления целесообразное облагораживание первоначального эгоизма.

В начале рассказа дается рассуждение на типичную для карнавализованной мениппеи тему об относительности и амбивалентности разума и безумия, ума и глупости.

Кто внемлет дивов мерзостным приказам, Утратит, как и я, покой и разум , Получит вместо амбры и алоэ -- Песок пустыни, дерево гнилое.

Это понимал уже Анаксагор, которого Аристотель называет единственным трезвым среди пустословов за то, что он первым указал на космический Разум как на причину мирового порядка.

Их путешествие в антимир должно подтвердить теоретические расчеты человеческого разума .

Ах, теперь я понял, что так угнетало отцов церкви, а особенно Августина - эту непостижимость, унизительную не только для здравого рассудка, но и для чувств, они не смогли понять, упрятали свое изумление в догматы, отказались от собственного разума , не зная, что им явилась антиномия, заключенная в технике, а не в этике творения.

Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг. Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости. Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.

Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.

Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.

Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.

Существует масса примеров, когда люди страдали из-за своих чувств. Они ярко описаны в русской и мировой литературе. В качестве примера можно избрать произведение Льва Толстого «Анна Каренина». Если бы главная героиня не влюбилась безоглядно, а доверилась бы голосу разума, она бы осталась жива, а детям не пришлось бы переживать смерть матери.

И разум, и чувства должны присутствовать в сознании в приблизительно равной пропорции, тогда есть шанс на абсолютное счастье. Поэтому не следует отказываться в некоторых ситуациях от мудрых советов старших и более умных наставников и родственников. Существует народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих». Если извлечь правильный вывод из этого выражения, можно смирить порывы своих чувств в некоторых случаях, которые могут пагубно отразиться на судьбе.

Хотя иногда сделать усилие над собой очень сложно. Особенно, если симпатия к человеку переполняет. Некоторые подвиги и самопожертвования совершены от большой любви к вере, стране, собственному долгу. Если бы армии пользовались только холодным расчетом, они вряд ли бы поднимали свои знамена над покоренными высотами. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не любовь русского народа к своей земле, родным и близким.

Сочинение 2 вариант

Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.

Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.

Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.

Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

Краткое сочинение

Многие считают, что разум и чувства две вещи совсем не совместимые друг с другом. Но как по мне это две части одного целого. Не бывает чувств без разума и наоборот. Все что чувствуем, мы обдумываем, и порой когда мы размышляем, появляются чувства. Это две части создающие идиллию. Если хотя бы один из составляющих отсутствует, то все действия будут тщетны.

Например, когда люди влюбляются, они обязательно должны включать свой разум, так как именно он может оценить всю ситуации и подсказать человеку правильный ли он сделал выбор.

Разум помогает не ошибиться в серьезных ситуациях, а чувства порой способны интуитивно подсказать нужную дорогу, даже если она кажется нереальной. Овладеть двумя составляющими одного целого не так то и просто как звучит. На жизненном пути придется столкнуться с немалыми трудностями, пока сам научишься контролировать и находить нужную грань этих составляющих. Конечно же, жизнь не идеально и порой необходимо выключать что – то одно.

Нельзя постоянно держать баланс. Порой необходимо доверится своим чувствам и сделать рывок вперед, это будет возможностью почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет.

Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Что такое Семья (рассуждение 9 класс 15.3)

    Еще с древних времен люди старались держаться вместе для достижения поставленных целей и решения общих задач, в частности, для того чтобы выжить и пропитаться

  • Люблю я много чего! Родителей, конечно, а ещё брата с сестрой. Кошку нашу люблю. И это нормально. Ещё очень люблю хорошую погоду. Когда просыпаешься, а сквозь ещё закрытые веки солнечные лучи

    Моя деревня называется Мартын. Она красива, в ней очень много домашних животных. Это куры, овцы, коровы, козы. Сейчас весна, но летом весь скот кроме коз и куриц будет выводиться в поле. Я помогаю бабуле приводить скот домой

  • Характеристика и образ Анны в рассказе Чехова Анна на шее

    Главной героиней рассказа Чехова «Анна на шее» является, конечно, сама Анна.

  • Сочинение эссе Труд души 7 класс

    Труд души - само по себе необычное понятие. Как душа может трудиться? Хотя сказал поэт, что душа должна трудиться и день, и ночь. (Не помню, кто именно сказал, так как по программе мы еще не проходили это.)

Разум

(Λυγος, ratio). - Кроме значения Р. как особого вида мыслительной деятельности по соотношению с рассудком (см. Рассудок-разум), под Р. в более широком смысле понимается существенная для человека , как такого, способность мыслить всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно, включает в себя и рассудок, в силу чего в некоторых языках, напр. французском, коренного различия между Р. и рассудком вовсе не полагается (raison - raisonnement) Действие Р., как мышление всеобщего, теснейшим образом связано с человеческой речью, закрепляющей одним словесным значком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших, настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собой. Если брать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается или изрекается, то должно признать, что в слове и словах дана действительная сущность разумного мышления (греч. λογος - слово = Р.), из которой рассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы (см. Философия). В древней философии после того, как Аристотель (определивший Божество как самомышление - τής νοήσεως νοήσις) и стоики (учившие о мировом Р.) признали за разумным мышлением абсолютную ценность, скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем Р. и умственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение со стороны объективной - за сверхразумным Благом или безразличным Единством, а со стороны субъекта - за умоисступленным восторгом (έχστασις). Более определенное и умеренное выражение такая точка зрения получила в общепризнанном средневековом различении между Р. как светом естественным (lux naturae) и высшим божественным, или благодатным, просвещением (illummatio divina s. lux gratiae). Когда это различение переходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и в средние века , и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оно становится логически нелепым, потому что божественное просвещение для принимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющих сознание определенным содержанием, тогда как Р. (вопреки Гегелю) не есть источник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была его существенная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение Р., как чему-то ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сорт вина сосуду вообще. Столь же неосновательно противоположение, делаемое в новой философии между Р. и естественным опытом, или эмпирией. Оно имело бы смысл лишь при отождествлении Р. с панлогизмом Гегеля (см.), утверждавшего, что наше разумное мышление создает из самого себя, т. е. из себя как формы, все свое содержание. Но так как это учение, единственное по смелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так как наш Р. получает свое содержание из опыта, то прямого противоположения между ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремление - выводить самый Р. или самую идею всеобщности из единичных фактов опыта (см. Эмпиризм). О Р. в других отношениях см. Рационализм и Философия.

Что такое Разум? Значение слова «Разум» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Разум. Структура Познавательных Способностей В Античности

Античная философия стоит на том, что только разум выявляет - не только показывает, но и доказывает - абсолютную достоверность и непреложность, т.е. истину, только разум сверхсубъективен в человеке и универсален, т.е. всеобщ. Только разум постигает вещи такими, какие они суть в действительности, в своем вечно-сущем прообразе. Только разум причастен наиболее устойчивому, тому, в чем нет постоянной смены состояний. Только разумно выверенное и рационально оправданное может быть допущено в мир, только на нем зиждется точное умозрение-эпистеме. (Ясно, что это относится к тем более поздним периодам, когда в античную философию входит тема "разума" и начинаются дискуссии о нем.) Одним из важнейших основоположений античной философии является, как сказано, тезис, который в более поздней формулировке именуется тезисом о тождестве бытия и мышления. Разум - это совокупность или система идеальных форм-сущностей, образующих умопостигаемый или поэтический бытийный неизменный космос, устроенный по принципу всеединства, в котором, как говорит Прокл, "все проникает все", все идеи находятся каждая в другой и каждая притом отдельно, в котором мыслящее в действительности неотличимо от мыслимого («Начала Теологии», 176; ср. Плотин, «Эннеады» V, 5, 1 слл.). Умопостигаемый этот мир есть чистая энергия, т.е. действителен и деятелен, и есть бытие, подлинное есть. В соответствии с общеантичным принципом иерархии (зрелая) греческая философия выстраивает и иерархически расчлененную структуру разумных познавательных способностей. При этом, как говорит Платон в «Государстве» (VI, 511d-e), следует, с одной стороны, различать способности, относящиеся к познанию умопостигаемых предметов (а только здесь и возможно подлинное познание) - ум (, или мышление -) и рассудок. Разум, вторит ему Аристотель, - "высшее в нас, а из предметов познания высшие те, с которыми имеет дело ум" («Никомахова этика» Х 7, 1177а21). С другой стороны, следует выдлить постижение, смутное и неверное, телесных и преходящих вещей мнением и уподоблением, дающее лишь более или менее правдоподобное представление о том, что не является непреложным и может происходить и так, и иначе. Платон подчеркивает, что четыре указанные способности соотносятся между собой как высшие и низшие, разнящиеся по степени достоверности и точности, отражения и восприятия самодеятельных идеальных сущностей: чем меньше инаковости (проявления действия принципа неопределенной двоицы), тем выше стоит предмет познания в общекосмической иерархии, тем выше соответствующая ему способность познания. И конечно, в такой структуре выполняется принцип телеологии, ибо низшее всегда существует ради высшего как своей цели (Аристотель, «Большая этика», II 10, 1208а 13-15). Очень важно здесь различение ума-нуса и рассудка-дианойи. Наивысшая из всех познавательных способностей - разум, ибо он в наибольшей мере причастен бытию, он и есть само бытие, само чистое мышление, идеальный космос объективных телосов-целей, - только в разуме и для разума выполняется тождество бытия и мышления. Разум ни с чем не смешан, запределен, трансцендентен миру и есть чистая и последняя данность и деятельность (Аристотель, «О душе» III 5, 430а17-19). Разум и рассудок последовательно различаются в античности как созерцательная - разум и есть созерцание (одновременно постижение предмета мысли в мысли через их совершенное отождествление) - и дискурсивная (имеющая дело с последовательностью сознательных актов) способность; соответственно этому разделению Плотин различает два вида самопознания: разумное и дискурсивное («Эннеады», V, 3, 4). Разум беспредпосылочен (ср. Платон, «Государство», VI 510е), ибо опирается в безопорном Благе, бытийно же зависит только от самого себя. Рассудок предпосылочен и зависит в мышлении от идеальных форм-эйдосов. Разум - это созерцание, как бы единомгновенный целокупный охват всех прообразов сущего; рассудок - это рассуждение, последовательное связывание образов по логическим правилам и канонам, своего рода распутывание по закону логоса единого клубка цельного знания, представленного в разуме. Разум всеобщ, он есть актуальная, полиостью завершенная энергийная данность, чистый акт; рассудок - всегда частичен, причастен полноте и возможности. Разум - познание самих принципов, первоначал; рассудок - познание на основе знания принципов. Разум пребывает в сфере вечного и неизменного (Платон, «Федон» 79с -d), рассудок - в сфере длительного и временного. Разум связан прежде всего с актом понимания, рассудок - с процессом объяснения. Разум - это как бы прыжок через пропасть, рассудок - предваряющий разбег. При этом из уже понятого можно post factum выстроить логически оправданную непротиворечивую цепь рассуждений, содержание которых не следует со всей необходимостью из акта разумного понимания, хотя оно и невозможно без предыдущего подготовительного дискурсивного рассуждения и размышления. Если продолжить аналогию, то разбежавшийся не обязательно должен перепрыгнуть через пропасть (а полет - не то же самое, что разбег), хотя перепрыгнувший обязательно должен предварительно разбежаться. Поэтому разум - это синтетическая единораздельность и простота тождественного объединения, тогда как рассудок - аналитическая разделенность, сведенная рассуждением в единство. Разум - наиболее ценное из того, чему причастен человек, некая абсолютная бытийная данность, не сводимая к одной только индивидуальной субъективности, - потому что разум есть чистое недискурсивное мышление, являет подлинную мудрость, цель стремления философа, в котором он только и обретает покой и пребывание. И это знание, мудрость, постижимая одним только разумом, есть самое точное и достоверное умозрение (Аристотель, «Никомахова этика» VI 7, 1141а17 слл.), ничего не производящее, не конструирующее, но только открывающее - созерцающее и затем доказывающее, в созерцаемом же уже все есть. Потому и говорит Аристотель, что "ум направлен на первоначала вещей умопостигаемых и сущих; ...ум имеет дело с первоначалами. Мудрость же сложена из знания и ума. Ведь мудрость имеет дело и с первоначалами, и с тем, что происходит из первоначал и на что направлено знание; поэтому в той мере, в какой мудрость имеет дело с первоначалами, она причастна уму, а в той, в какой она имеет дело с вещами доказуемыми, существующими вслед за первоначалами, - она причастна [дискурсивному] знанию" («Большая этика» I 34, 1197а21-29). Разум как всеединая совокупность идеальных форм - первообразов - это своего рода линза, собирающая, фокусирующая божественный свет разума воедино, в пучок, так что идея, эйдос вещи - это как бы фокус, в котором в познании и является сам предмет. Повсюду - не только в космосе, но и в устройстве души и в работе ума - античная философия обнаруживает ту же иерархичность устроения и твердое отделение бытия от небытия, тождественного от инакового. Структура рациональных способностей предстает в античности в общепринятом, находящем продолжение в византийской и схоластической психологии учения о "частях души" - ее способностей познания, проявляющихся в созерцательной и деятельной жизни (хотя сама душа проста и бесчастна). Учение это представлялось во многих, зачастую значительно разнящихся теориях, опиравшихся на трехчленное либо двухчленное (соответственно четырехчленное) деление способностей души (ср. Ксенофонт, «Киропедия» 6, 1, 41). Платон утверждает наличие бессмертной разумной и смертной частей души, из которых последняя делится на аффективную и вожделеющую («Тимей» 69с слл.; «Федр» 24ба слл.; «Государство» IV, 435Ь; «Филеб» 22с). Аристотель же, принимая двухчленную формулу (впрочем, в другом месте Аристотель следует платоновскому троичному делению душевных способностей - «Топика» II 7, 113а36 слл.; IV 5, 126а8-10), различает разумную, причастную логосу часть души, и неразумную: „Существуют две части души: наделенная суждением и лишенная его; теперь нужно предпринять разделение в той, что обладает суждением. Предположим, что частей, наделенных суждением, тоже две: одна - та, с помощью которой мы созерцаем такие сущности, чьи начала не могут быть инакими; другая - та, с помощью которой [понимаем] те, [чьи начала] могут [быть и такими, и инакими]" («Никомахова этика» VI 2, 1139а5 слл.; ср. I 13, 1102а29; VI 6,1140Ь26-28; 13, 1144а10-12, Ь14-17; «Большая этика» I 5, 1185ЬЗ). В итоге насчитывается четыре части, способности единой души. Первая из них - 1) научная, ее добродетель - мудрость, с ее помощью познаются первые начала, осуществляется познание и мышление, что соответствует платоновским разуму и рассудку; вторая часть души - 2) рассчитывающая, или составляющая мнение, ее добродетель - рассудительность, что, пожалуй, соответствует платоновским мнению и уподоблению. Не обладающих же суждением частей также две: 3) стремящаяся, или влекущаяся, ей соответствуют нравственные этические добродетели, эта часть отвечает скорее платоновскому "страстному", аффективному началу души; наконец, это 4) "питательная" часть, или растительная, вегетативная, у которой нет добродетели и которая отвечает вожделеющей части души по Платону. Как сказано, идея или эйдос для Платона - это вечносущий парадигматический формальный прообраз вещи, во-первых, наделяющий ее бытием и определенностью и, во-вторых, позволяющий знать ее как таковую, т.е. не путать ни с какой другой. Идея - сущая, вещь - не вполне сущая, существующая только по причастности своему бытию-идее, и познание вещей - возвращение к их первообразам, к их сущим истокам. Поэтому Платон вводит учение о припоминании-анамнесисе и врожденных идеях: здесь, в мире находящаяся душа, сталкиваясь с предметом, имеет повод "вспомнить" об уже виденном, уже знаемом ею в качестве прообраза, которому она причастна (ведь она сама - из "того", т.е. умопостигаемого мира), затемненного и затуманенного сумраком здешнего текучего мира. "Если, - говорит Платон, - рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему, познавать означает восстанавливать знание, уже тебе принадлежавшее. И, называя это припоминанием, мы бы, пожалуй, употребили правильное слово" («Федон» 72е-76с; ср. «Федр» 249b-250d; «Менон» 81b-d; «Филеб» 34b-с). Врожденные идеи - это boga-4990.html">присутствие бытия в человеке, которое в нем не зависит от него самого, - от человека зависит только усилие разглядеть в себе нечто большее самого себя. Вслед за Сократом Платон указывает здесь на то обстоятельство, которое затем станет определяющим в новоевропейской трансцендентальной философии: для того чтобы действительно, т.е. точно что-то знать, надо уже заранее это знать. Скажем, из эмпирического наблюдения трех лошадей, трех деревьев и т.д. мы никогда не извлечем понятие числа "три" - ни как математического, ни как идеального. Чтобы знать строго, иметь возможность обосновать свое знание с помощью формально-логических выводов и рефлексивных, обращенных на себя процедур, необходимо, чтобы разум уже был причастен неким априорным, доопытным структурам, присутствующим также и в природных предметах познания. Эти доопытные формы-структуры разума существуют действительно, объективно (т.е. независимо от нашего произвола и желания), так что одни и те же идеальные формы в виде законов мира (физических), души (психологических), общения и поведения (нравственных), общества (культурно-исторических и политических) разум открывает как в себе, так и в самих вещах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Подготовка к итоговому сочинению Направление «Разум и чувство» Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. Белинский Виссарион Григорьевич

3 слайд

Описание слайда:

Нравственность - это разум сердца. Гейне Генрих Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность - это разум воли. Гегель Георг Вильгельм Фридрих

4 слайд

Описание слайда:

"Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». Тит Лукреций Кар "Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни». Август Платен "Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь». Л. Фейербах

5 слайд

Описание слайда:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. Пришвин Михаил Михайлович Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Шиллер Фридрих

6 слайд

Описание слайда:

(Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Разум и чувство С давних времен в человеке разум и чувства играют совсем разные роли.Хотя одни идут рука об руку, но разум предупреждает человека, в отличии от чувства.Чувства ведут человека не смотря ни на что, не важно, что за этой стеной. А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же как без разума, так и без чувств человек просто превратился бы в животное. И как мы наблюдаем и у животных есть чувства. Противоречия между разумом и чувством как были так и будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы он не хотел, не удастся управлять своими чувствами, если они искренни. А разум как обычно, если его не затмят чувства, будет противоречить чувствам.

7 слайд

Описание слайда:

(Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Чувства и эмоции Люди часто говорят: «Я чувствую…». Например, я чувствую любовь к своей девушке, я чувствую злость на хама, чувствую грусть, когда друзья долго не звонят и не пишут. Это так, для примера – обычно друзья всегда звонят мне вовремя или я сам им звоню. Просто чувств так много, они настолько разнообразны! Что же такое чувства? Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать.

8 слайд

Описание слайда:

Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи. Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки. За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась. Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция. Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

9 слайд

Описание слайда:

Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода. На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения. Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации. Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова. "Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания." (Примеры, мысли, советы сверстников)

10 слайд

Описание слайда:

"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). || Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием." Словарь Д.Н. Ушакова (он-лайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения. (Примеры, мысли, советы сверстников)

11 слайд

Описание слайда:

Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие: "Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о Боге и дьяволе") "Разум есть способность создавать принципы." (И. Кант). "Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер) "Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак) "Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." (М. Пришвин) (Примеры, мысли, советы, размышления сверстников)

12 слайд

Описание слайда:

В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее - разум или чувства, что нужно для их развития.

13 слайд

Описание слайда:

Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это: - Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны); - А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны), - А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства); - В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум); - А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта)флап.рф/Книги/Пикник_на_обочине/Отзывы/6686667 ; - Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе" (см. цитату выше) флап.рф/Книги/Сон_о_Боге_и_дьяволе/Отзывы/7781794 ; - Л. Улицкая "Дочь Бухары" (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом) флап.рф/Книги/Дочь_Бухары/Отзывы/7785316 ; - Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы) флап.рф/Книги/До_встречи_с_тобой/Отзывы/7779844 .

14 слайд

Описание слайда:

Список не окончательный! Можно облегчить себе жизнь и вместо прочтения посмотреть фильмы. По отношению к литературе нехорошо, но лучше, чем ничего. Главное, выучить имя автора и жанр произведения.

15 слайд

Описание слайда:

Примерные темы итоговых сочинений 2016-2017 года Тематическое направление «Разум и чувство» 1.Разум-путеводитель жизни. Согласны ли вы с этим? 2.Сложный выбор между сердцем и разумом. 3.Мы приходим в этот мир наслаждаться жизнью, а не страдать. 4.Когда человек приходит к внутренней гармонии? 5.Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё уже потеряно. 6.Душа и разум-средства управлять собой. 7.Как сложно найти равновесие между чувствами и разумом… 8.Чувства вызываются не фактами, а мыслями. 8.За криком души не слышно голоса разума. 9.Чувство-нравственная сила, которая без помощи разума выносит суждения. 10. Что преобладает в душевной организации человека-чувства или разум? 11.Что преобладает в юном возрасте, когда человек стремится самоутвердиться? 12.Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

16 слайд

Описание слайда:

Как написать сочинение на тему "Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека" (Л. Н. Толстой)? О чем писать сочинение на тему "Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека" (Л. Н. Толстой)? Какие аргументы можно привести в сочинении? Раскрывает суть фразы произведение Л. Н. Толстого "Война и мир", писать сочинение о разуме и чувствах, как о двух важнейших категориях можно на примере героев произведения. В качестве примера вы можете привести Соню, довольно благоразумную девушки и чувственную Наташу.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

«В романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой пишет о человеческой сущности, которую определяют такие важные категории, как разум и чувство. Причём, и разум и чувство не должны категорично превалировать друг над другом. Иначе быть беде. Всё должно быть в меру. Хотя на примере Наташи Лев Толстой показывает, что человек, который живёт чувствами, ему ближе. Таких людей он называет прекрасными. И, чтобы человек в полной мере ощутил гармонию мира, разум ему просто мешает. Любимые герои Льва Николаевича Толстого без слов говорят о своём душевном состоянии. Они это выражают глазами, жестами, движениями». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

20 слайд

Описание слайда:

Лев Толстой показывает, что человек, который живёт чувствами, ему ближе. Таких людей он называет прекрасными. Свое душевное состояние выражают глазами, жестами, движениями.

21 слайд

Описание слайда:

«Несмотря на свою животную сущность, человек наделён высоким уровнем интеллекта, который призван контролировать проявления самых разных чувств и эмоций. Отсутствие разума привело бы его к полному подчинению собственным инстинктам, а неспособность чувствовать превратило бы его в холодный и равнодушный механизм, унылый и несчастный... Лев Николаевич Толстой говорит о том, что обе категории - и разум, и чувство - это две стороны одной медали, которые определяют личность человека, дают ему право называться "человеком". В сочинении можно рассказать о том, что бывает, если чувства начинают преобладать над способностью размышлять. Либо, наоборот, описать ситуацию, когда холодному рассудку удаётся задушить зарождающееся чувство. В каком случае человек ощущает себя счастливым? Что делать, чтобы научиться подчинять свои чувства рассудку, при этом не подавляя их? На эти вопросы нужно постараться ответить в сочинении». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

22 слайд

Описание слайда:

Человек обретет гармонию с природой, с другими людьми и с самим собой только в том случае, если будет помнить, что очень важно удерживать баланс между такими категориями, как "разум" и "чувства". Без разума человеку не обойтись: тогда он будет сродни животному, которого ведет по жизни один лишь инстинкт. Многого можно лишиться, многое можно потерять, совершив неверный расчет. Важно не учиться на ошибках других, важно понимать, какое действие будет являться ошибочным именно для вас. Без чувств человек словно мертвое стекло, ему не услышать ни зов собственного сердца, ни тихих подсказок окружающего мира. Так и будет слоняться он, выбирая должные пути и направления, иногда забывая о том, что разуму свойственно ошибаться. Как говорил Лис из "Маленького Принца": «Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь» Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

23 слайд

Описание слайда:

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке.

24 слайд

Описание слайда:

«Лев Толстой считал, что человек должен жить чувствами, разум ему лишь вредит. Именно поэтому повезло Наташе, которая не особо утруждала себя лишними рассуждениями, а готова была сбежать с первым же симпатичным мерзавцем. А вот Соня, которая в первую очередь руководствовалась рассудком, потерпела полное фиаско в жизни. В то время остаться старой девой, да еще и нищей - было самым худшим вариантом для женщины. Сам писатель тоже руководствовался скорее чувством, чем разумом. Достаточно вспомнить хотя бы его последний уход из дома. Увы, но жизнь сама все рассудила - чувства оказались не лучшим советником в случае, когда разум отключился». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

«В романе Л. Толстого "Война и мир" разумная Соня противопоставлена живущей чувствами и эмоциями Наташе, и видно, что Толстому симпатизирует Наташа, а потому она находит свое счастье, в то время как Соня остается одна. Однако разум и чувства должны быть сбалансированы, и Толстой показывает в романе, что Наташа, поддавшись сиюминутному порыву, страсти, готова убежать с Анатолем Курагиным. То есть жить только чувствами опасно, как и анализировать и подчинять все разуму. В сочинении нужно раскрыть, в каких ситуациях важны чувства, а в каких важен разум, и как сделать их гармоничными и взаимодополняющими друг друга». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

27 слайд

Описание слайда:

«Разум и чувство - как два крыла, которые держат человека, не давая упасть и позволяя балансировать в этом сложном и многогранном мире. Взлёты и падения, горение и холодный расчёт, рассудочное препарирование и интуитивное предчувствие - мозаика, из которой складывается наша жизнь. Кто определит правильные пропорции, кто решает, когда поддаться чувствам, а когда их взять в жёсткую узду разума? Интересно, стал ли человек двадцать первого столетия более рассудочным по сравнению со своим дедом и прадедом?» Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

28 слайд

Описание слайда:

«Посмотрите на себя: как вы живете, разумом или чувствами? Когда человек руководствуется только умом, он часто поступает слишком разумно, пытается во всем найти логику, он бывает сух и холоден, его лицо не выдает его чувства. Когда человек живет только чувствами, он бывает излишне эмоционален и вспыльчив, ему сложно принять правильное решение, потому что он в плену эмоций, и такой человек способен на импульсивные поступки. Например, когда Наташа Ростова влюбляется, то готова бежать с Анатолием. Интересно, почему Лев Толстой не позволил ей это сделать? Ведь так романтично убежать с возлюбленным, даже если ты потом будешь страдать. А вы бы убежали? Или приняли бы решение, руководствуясь разумом? А что скажут родители? А свет? Я бы убежала. Жизнь должна быть яркой, как брызги шампанского. Надо жить сердцем». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

29 слайд

Описание слайда:

Не только Л.Н. Толстой в произведении "Война и мир" затронул борьбу разума с эмоциями и чувствами. Подобную войну каждый переживал, и каждый устанавливал, кто же на их корабле жизни капитал - ум или сердце. Герой Андрей Болконский разум возвышал над чувствами. При этом, в романе чувственную сторону больше раскрывают представительницы женского пола, к примеру, Наташа Ростова или княжна Марья.

30 слайд

Описание слайда:

В сочинении можете указать, что разум управляет телом, но иногда уступает чувством. Ведь у каждого человека есть момент, когда возникает мимолетный порыв и человек устремляется к нему забывая про разум. Пример - Из произведения Бунина «Темные аллеи», Надежда - чувства, а Николай Алексеевич - разум.

31 слайд

Описание слайда:

Великолепный пример русской классики – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.

32 слайд

Интересное воплощение получают две эти категории втворчестве А.П. Чехова. Например, в «Даме с собачкой», где провозглашается всепоглощающая сила любви, показано, насколько сильно это чувство может повлиять на жизнь человека, буквально перерождая людей к новой жизни. Показательны в этом плане финальные строки рассказа, в которых констатируется, что разумом герои понимали, сколько впереди их ждет препятствий и трудностей, но их это не страшило: «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

34 слайд

Описание слайда:

Или противоположный пример – рассказ «Ионыч», в котором герой заменяет духовные ценности – а именно желание любить, иметь семью и быть счастливым – материальными, холодным расчетом, что неизбежно приводит к моральной и духовной деградации Старцева. Гармоничное единство разума и чувства продемонстрировано в рассказе «Студент», в котором Иван Великопольский приходит к осознанию своего предназначения, обретая тем самым внутреннюю гармонию и счастье. Литература ХХ века представила также множество произведений, в которых категории «разум» и «чувство» занимают одно из первостепенных мест.

35 слайд

Описание слайда:

Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Эрих Мария Ремарк) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум. Примерное сочинение

36 слайд

Описание слайда:

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

37 слайд

Описание слайда:

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье. Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

38 слайд

Описание слайда:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.