Он нашел тебя заблудшим и повел прямым.

1. Клянусь утром!

2. Клянусь ночью, когда она густеет!

3. Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел.

4. Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее.

5. Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен.

6. Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют?

7. Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем?

8. Он нашел тебя бедным и обогатил?

9. Посему не притесняй сироту!

10. И не гони просящего!

11. И возвещай о милости своего Господа.

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 93 АД-ДУХА «УТРО» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура мекканского происхождения. Она состоит из 11 айатов. Сура начинается с двух клятв: с клятвы временем активности и временем спокойствия и тишины в том, что Аллах не покинул Своего посланника и не

Из книги Священное Писание Ветхого Завета автора Милеант Александр

Сура 98 АЛЬ-БАЙЙИНА «ЯСНОЕ ЗНАМЕНИЕ» (Мединская сура) Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Медине. Она состоит из 8 айатов. Людям Писания (евреям и христианам) было известно из своих Писаний, какими качествами будет обладать последний пророк -

автора Мухаммед

Утро человечества (Протопресвитер Михаил Помазанский)Вторая и третья главы книги Бытия открывают новую тему, начинают, можем сказать, другую книгу: историю человечества. Понятно, почему Моисей говорит дважды о сотворении человека. Он непременно должен был сказать о

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

Сура 93 Утро 1. (1). Клянусь утром2. (2). и ночью, когда она густеет!3. (3). Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел.4. (4). Ведь последнее для тебя - лучше, чем первое.5. (5). Ведь даст тебе твой Господь, и ты будешь доволен.6. (6). Разве не нашел Он тебя сиротой - и приютил?7. (7). И нашел

Из книги Коран [поэтический перевод] автора Мухаммед

93.Утро Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Клянусь светлым утром,2. клянусь ночью и мраком ее,3. что твой Господь не покинул тебя и не питает [к тебе] ненависти.4. Ведь будущий мир [, о Мухаммад,] для тебя лучше, чем этот мир.5. Ведь вскоре твой Господь одарит тебя, и ты

Из книги Разочарование в Боге автора Янси Филипп

Сура 93 Утро Во Имя милосердного милостивого Бога И утренним светом, и сумраком ночи клянусь: Напрасно ты думал, что Я от тебя отвернусь! Господь не покинул тебя, возродил для добра, И это прекрасней того, что имел ты вчера. Придет от Создателя все, чтобы счастлив ты

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Воскресное утро Спустя два дня, с громом, подобным землетрясению, и блеском, подобным молнии, приходит Воскресение. Разве это последнее чудо - не утверждение правоты Бога? Разве оно не разрешает раз и навсегда проблему разочарования?Но Он вновь упустил возможность! Вот

Из книги 33 простых способа создания зон здоровья и счастья у вас дома и на даче автора Блаво Рушель

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Тревожное утро Настя исчезает, а Мессинг строит ипсилон А утром мы обнаружили, что Насти Ветровой нет. Ни в палатке, ни у костра, ни на берегу озера, ни в лесу, - нигде. Мы искали ее, звали, пока наконец не поняли, что это совершенно бессмысленно, «бесполезняк», как

Из книги Рождественские рассказы автора Черный Саша

Зимнее утро в Вязёмах Почтенный замок был построен, Как замки строиться должны: Отменно прочен и спокоен, Во вкусе умной старины. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Рассвет покрыл малиновым румянцем Наплывы снежные на древних куполах. Тумана лёгкие протуберанцы Витают

Из книги автора

Сельское утро Солнце на холстине синевы. Чуть колышутся, проснувшись, нивы. Слышен шелест шёлковой листвы - Шепчутся взволнованные ивы. У природы лживых нет речей: Всё здесь просто, чисто и красиво. Пред иконой болдинских полей Приклонюсь смиренно, молчаливо. На душе

Из книги автора

Апрельское утро Снег выпал ночью, а к утру растаял, Зазеленела свежая трава, Сквозь листья прелые свободно прорастая, Весна вступила в прежние права. Звенит синицы песенка простая И на заре светлеет старый сад. И облаков алеют паруса. Свет утра – вешней радости

Из книги автора

Майское утро Майским утром лучезарным Блещет влагою янтарной На листве берёз роса, Голубеют небеса, Тает лунный серпик тощий. У пруда в заветной роще Дружно птичьи голоса Чистой трелью, звонкой песней Прославляют май чудесный, Свежесть утренних ветров И надежд

Из книги автора

Сентябрьское утро На излёте сентября Бледно – алая заря Тихо дремлет. Иней, травы серебря, Лёг на землю. Солнце из – за облаков, Как из сумрачных оков, Выплывает. Ночи призрачный покров Истлевает. На осинах и дубах Листья в парках и лесах Бронзовеют. В затуманенных

Из книги автора

Утро воспоминаний Возле дома старая берёза На заре дрожит, почти нагая, Бронзово – лиловым наважденьем. Ветер вкруг неё гудит нервозно, Фугу ре – минорную слагая… Утра мрачноватого рожденье Тонкое лелеет наслажденье, И воспоминаний нежных стая Овевает разум сладкой

Из книги автора

Рождественское утро Льется звучными волнами Звон колоколов, В Божий храм валит толпами Люд со всех концов. И богатый и убогий, Пробудясь от сна, Все спешат одной дорогой, Мысль у всех одна: Звон торжественный почуя, Все во храм идут, И с молитвой трудовою Лепту в дар

بسم الله الرحمن الحيم

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

وَالضُّحَى (1) Клянусь утром!

وَاللَّيْلِ إِذَا سَجَى (2) Клянусь ночью, когда она густеет!

مَا وَدَّعَكَ رَبُّكَ وَمَا قَلَى (3) Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел.

(4) Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее.

(5) Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен.

(6) Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют?

وَوَجَدَكَ ضَالًّا فَهَدَى (7) Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем.

(8) Он нашел тебя бедным и обогатил.

فَأَمَّا الْيَتِيمَ فَلَا تَقْهَرْ (9) Посему не притесняй сироту!

(10) И не гони просящего!

(11) И возвещай о милости своего Господа.

Имам Ахмад передал, что Джундуб ибн Абдулла сказал:

«Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заболел

и не вставал на ночной намаз одну или две ночи. К нему пришла женщина и сказала:

«О, Мухаммад, я вижу, что шайтан покинул тебя». В этот момент Аллах ниспослал :

﴿ وَالضُّحَى وَاللَّيْلِ إِذَا سَجَى مَا وَدَّعَكَ رَبُّكَ وَمَا قَلَى «Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она густеет! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел»

(х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и ан-Насаи).

В другом предании рассказывается, что Джибриль долго не являлся к Посланнику

Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и язычники начали говорить:

«Мухаммада покинул его Бог». Тогда Аллах ниспослал эти аяты.

В начале суры Аллах поклялся утром, т.е. его светом, и ночью, т.е. ее тьмой.

Это указывает на могуществоАллаха. Подобно этому Аллах сказал:

﴿ وَاللَّيْلِ إِذَا يَغْشَى وَالنَّهَارِ إِذَا تَجَلَّى «Клянусь ночью, которая покрывает землю!

Клянусь днем, который сияет светом!» (92:1-2), а также:

﴿ فَالِقُ الْإِصْبَاحِ وَجَعَلَ اللَّيْلَ سَكَنًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ حُسْبَانًا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ

«Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего» (6:96).

﴿ وَلَلْآخِرَةُ خَيْرٌ لَكَ مِنْ الْأُولَى «Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее» - т.е. другой мир лучше для тебя, чем этот. Именно поэтому Посланник Аллаха

(да благословит его Аллах и приветствует) больше всех сторонился всего мирского.

Из его жизнеописания хорошо известно, что он был самым ярым аскетом среди своей общины. Когда в конце своей жизни ему был представлен выбор между вечной жизнью в этом мире до самого Дня Воскресения или отправится к Аллаху, он выбрал последнее.

Имам Ахмад передал от ибн Мас`уда, который сообщил:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежал на циновке,

а когда он встал, на его боку остались следы, и я начал растирать его бок,

говоря при этом: «О, Посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь

на циновке!». На, что он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который

укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше)и покидает его!».

﴿ وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَى «Господь твой непременно одарит тебя,

и ты будешь удовлетворен», в жизни Последней Аллах одарит Своего Посланника так, чтобы он был доволен своей общиной. Он уготовил ему реку аль-Каусар, берега которой подобны полому жемчугу, а запах ила приятнее мускуса, о чем пойдет речь в другой суре.

Ибн Джарира передал, что Ибн Аббас сказал:

«Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было показано,

какие сокровища ждут его Умму после него. Это обрадовало его,

и тогда было ниспослано ему :﴿ وَلَسَوْفَ يُعْطِيكَ رَبُّكَ فَتَرْضَى

«Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен»

В Раю Аллах дарует ему миллион дворцов,

в каждом из них будет все, что он пожелает, супруги и слуги»

«Довольство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)

заключается в том, что никто из его членов семьи не станет обитателем Ада».

По мнению аль-Хасана, здесь речь идет о заступничестве.

В следующих аятах Аллах говорит о несметных благах, которыми Он наградил Своего раба и Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

﴿ أَلَمْ يَجِدْكَ يَتِيمًا فَآوَى «Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют?».

Отец Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) умер, когда он был еще

в утробе своей матери. А когда ему было шесть лет, умерла его мать Амина бинт Вахб,

и Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) приютил дед Абд аль-Мутталиб, с которым он прожил, пока тот не умер, тогда Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) исполнилось восемь лет. После этого его взял к себе на воспитание его дядя Абу Талиб, который защищал его и помогал ему на протяжении всей жизни. Он следил, чтобы люди не причинили Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) вреда, когда Аллах послал ему пророчество в возрасте сорока лет. Абу Талиб остался верен

религии своего народа и продолжал поклоняться идолам. Такова была воля Аллаха.

Он умер незадолго до Переселения в Медину. После смерти Абу Талиба глупцы и

невежды из числа курайшитов стали нападать на Мухаммада (да благословит его Аллах

и приветствует) и тогда Аллах избрал для него переселение в город, который населяли племена аль-Аус и аль-Хазрадж. Аллах хотел, чтобы его Сунна получила свое

распространение в совершенном и полном виде. Когда он прибыл в город,

они предоставили ему убежище, помогли и защитили его, борясь вместе с ним

против врагов ислама. Так Аллах оберегал и заботился о Своем Посланнике.

﴿ وَوَجَدَكَ ضَالًّا فَهَدَى «Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем?»

Аналогичный этому аят:

﴿ وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ رُوحًا مِنْ أَمْرِنَا مَا كُنْتَ تَدْرِي مَا الْكِتَابُ وَلَا الْإِيمَانُ

«Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из нашего

повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера» (42:52).

Некоторые толкователи считают, что здесь имеется в виду случай, когда в детстве

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заблудился в ущельях Мекки.

Имам Аль-Багави передаёт,

что, когда он отправился вместе с дядей с караваном в аш-Шам (Сирию), ночью Иблис сбил его верблюдицу с пути. Тогда пришел Джибриль и так сильно дунул на Иблиса, что тот оказался в Эфиопии, а затем Джибриль направил верблюдицу по верной дороге.

﴿ وَوَجَدَكَ عَائِلًا فَأَغْنَى «Он нашел тебя бедным и обогатил».

Когда он был бедным, и у него на содержании были дети, Аллах сделал его

богатым и независимым от остальных, кроме Него Самого. Таким образом,

он объединил в себе два положения: терпеливого бедняка и благодарного богача.

В обоих «Сахихах» Абу Хурайра сообщил,

что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Не обилие имущества приносит богатство,

(истинным)богатством является богатство души».

В «Сахихе» Муслима от Абдуллы ибн `Амру приводится хадис:

«Преуспеет человек, который примет ислам, получит в удел то, чего ему будет

достаточно, и по воле Аллаха удовольствуется тем, что Он дарует ему».

Как Аллах приютил тебя, когда ты был сиротой, так и ты не относись с презрением к сироте, т.е. не унижай и не прогоняй сироту. Ты должен быть добр и ласков с сиротой. Катада интерпретировал: «Будь сироте как милостивый отец».

﴿ وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ «И не гони просящего!»

Как Аллах направил тебя на правильный путь, когда ты заблудился,

так и ты не отказывай просящему в знании и нуждающемуся в руководстве.

Ибн Исхак прокомментировал: «Не будь жестоким, высокомерным,

распутным и грубым со слабыми рабами Аллаха».

Катада истолковал этот же аят: «Отвечай бедному милостиво и мягко».

﴿ وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ «И возвещай о милости своего Господа».

Аллах обогатил тебя, когда ты был в крайней нужде, так расскажи

об этой милости Аллаха к тебе. В одном предании сообщается,

что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил в молитве: «Сделай нас благодарными за Твои блага, хвалящими Тебя за них,

принимающими их (с чистой душой) и дай их нам в полном объеме».

Ибн Джарир передал, о том, что Абу Надара сообщил:

«Мусульмане считали, что благодарность за милости заключается в рассказе о них»

Абу Дауд передал от Абу Хурайры слова Пророка (да благословит его Аллах

и приветствует): «Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха»

(Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Муджахид, комментируя этот аят, сказал:

«Милостью Аллаха было пророчество». Также он говорил, что это Коран.

Аль-Хасан ибн Али сказал: «Расскажи своим братьям о сделанном добре».

Ибн Исхак интерпретировал аят: «Возгласи о всех милостях и щедрости Аллаха тебе, полученные благодаря пророчеству, говори о них и призывай к ним».

Эпоха, предшествующая рождению величайшего пророка, называется джахилийей, то есть эпохой невежества.

Аравия эпохи джахилийи считалась языческим краем, повсюду царили зло и смута. Привычными были разврат, разнузданность, насилие, кровная месть. У арабов не было единого государства. Отдельные племена, связанные родственными узами, бесконечно враждовали между собой. Многобожие, поклонение каменным идолам, главными из которых были: Аль-Лат, Аль-Уззу и Манат – такова была религиозная жизнь арабов, которая наполняла их чувством исцеляющей преемственности.

Вот в такой мрачный период истории 12 дня месяца Рабигуль – Авваль, то есть 20 апреля 571 года Миляди, родился величайший Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Цепь предков Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) начинается от его самого дальнего предка Аднана, происходившего из рода Исмагила – сына пророка Ибрахима (мир им). Племя Пророка (мир ему) носило название «Курайш». Это было самое родовитое племя на Аравийском полуострове.

Род Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) известен как род хашимитов, а получил он такое название по имени его прадеда Хашима. Хашим был наиболее влиятельным человеком среди своих современников. Отца Пророка звали Абдаллах, он был сыном Абдаль-Муталлиба – вождя курайшитов, самого красивого и высокого среди своих соплеменников. Абдаль –Муталлиб отличался своей щедростью и благородством. Он делился едой не только с неимущими, но кормил животных и птиц. Сын Абдаль – Муталлиба Абдаллах был любимцем отца, его отличала красота и добродетельность. Пусть будет доволен ими Аллах. Мать Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) звали Амина (пусть будет доволен ею Аллах). Она была самой знатной и благородной из женщин племени Курайш, так как ее отец Вахб являлся старейшиной рода Бану Зухра. Таким образом, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) родился в знатной, аристократической семье племени Курайш, в городе Мекка.

Абдаллах, отец Мухаммада, умер за два месяца до его рождения. Появление будущего великого Пророка было предсказано Исой (Иисусом), мир ему, который сообщил людям благую весть о том, что после него придет последний пророк по имени Ахмад.

Об этом Всевышний говорит в Священном Коране:

«И вот Иса, сын Марьям, сказал: «О сыны Исраила (Израиля). Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о Посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад).

(сура «Ас-Сафф»;6)

Весь мир ждал рождения последнего Пророка, записи о котором были и в Таурате (Торе), и в Инджиле (Евангелии):

«Которые последуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Таурате и Инджиле. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют».

(сура «Аль-Араф»;157)

Матери будущего Пророка Амине накануне родов приснился сон, где ей было сказано: «Ты понесла в чреве своем лучшего из людей и господина этого народа. Когда ты его родишь, скажи: «Прибегаю к помощи Одного Аллаха Единого», а потом назови сына Ахмадом или Мухаммадом» .

Будущий Пророк родился сиротой, о чем Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен. Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем. Он нашел тебя бедным и обогатил…».

(сура «Ад-Духа»;5-7)

До четырех лет Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) жил у своей кормилицы Халимы. Среди арабов было принято подбирать кормилиц для своих новорожденных детей из числа бедуинок. Халима была очень бедной женщиной, но, взяв себе маленького Мухаммада, она ощутила на себе чудо: ее верблюдица, которая от голода не давала молока, вдруг стала обильно молочной. Ослица, которая еле передвигалась от слабости и истощения, начала идти быстрее других ослиц. А овцы Халимы, не смотря на засуху, стали приходить домой сытыми и полными молока. И Всевышний продолжал посылать семье Халимы свои благословения, ведь они кормили великого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Когда Мухаммаду исполнилось четыре года, он был возвращен матери. В Мекке он прожил около двух лет, по истечении которых Амина, решив посетить могилу своего мужа Абдаллаха, поехала с сыном в Медину. По дороге назад Амина заболела и скончалась в местечке Абва, что находится между Меккой и Мединой, где ее и похоронили.

После смерти матери шестилетнего Мухаммада взял к себе его дед Абдаль-Муталлиб. Он очень любил своего внука, оказывал ему внимание и уважение, считал, что его ждет великое будущее. Но через два года умер и Абдаль-Муталлиб. И Мухаммад перешел в дом своего дяди Абу-Талиба.

Абу-Талиб был беден. Но Всевышний Аллах ниспосылал ему Свои благословения, благодаря чему даже небольшим количеством еды насыщалась вся семья. Лишения не сломили Мухаммада, он рос трудолюбивым, честным, порядочным. Он пас овец своего дяди неподалеку от Мекки и выполнял любую работу. В тринадцать лет Мухаммад стал помогать дяде в торговле. На этом поприще он прославился как исключительно честный человек, которого называли «Мухаммадуль – Амин» (Надежный Мухаммад).

Однажды, когда Мухаммаду исполнилось двенадцать лет, Абу-Талиб взял его с собой с торговым караваном в Сирию. В этой стране в городе Бусра жил монах по имени Бахира. Бахира знал, что должен родиться последний пророк, ведь об этом было написано в Торе и Евангелии. Увидев приближающийся караван, монах узнал в мальчике, который шел рядом с дядей, будущего Пророка, так как палящее солнце не щадило никого, кроме Мухаммада, над головой которого висело облако, защищающее его от зноя. Бахира подошел к Мухаммаду и попросил его показать ему спину: между лопаток мальчика монах увидел печать пророчества – пятно величиной с яблоко, о котором Бахира знал из книг. Взяв Мухаммада за руку, монах сказал: «Это – господин миров, это – Посланник Господа миров, которого послал Аллах как милость для миров!»

Детство и отрочество будущего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было трудным: сиротство, жизнь у родственников, он много трудился, пас овец, торговал. Уже после начала своей пророческой деятельности Мухаммад однажды сказал: «Не было такого пророка, который бы не пас овец».

Всевышний Аллах хранил Своего любимца и заботился о нем, внушив Мухаммаду отвращение к предрассудкам и дурным обычаям, которым следовали его соплеменники, он не участвовал в торжествах идолопоклонников, не употреблял в пищу мясо жертв, приносимых идолам, никогда не дотрагивался до идолов и не приближался к ним. Он зарекомендовал себя как исключительно честный человек.

В 25 лет Мухаммад женился на одной из самых знатных и богатых женщин племени Курайш – Хадидже бинт Хувайлид, которой было сорок лет. Она сама предложила Мухаммаду жениться на ней, так как высоко ценила его моральные качества. Мухаммад принял предложение Хадиджи. Хадиджа стала первой женой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он не брал себе других жен, пока она не ушла в иной мир. Хадиджа была матерью всех детей Пророка (мир ему), за исключением Ибрахима, которого родила ему Мария, египтянка. Его сыновья: Касим, Абдулла и Ибрахим умерли еще в детстве. Дочери: Зайнаб, Рукаййа, Умм Кульсум дожили до начала Пророчества Мухаммада, совершили переселение из Мекки в Медину, но все они скончались еще до смерти своего отца. И только дочь Фатима пережила его на шесть месяцев.

Семейная жизнь Мухаммада была счастливой: Хадиджа любила и понимала его. С возрастом Мухаммад (мир ему) все больше и больше размышлял о путях спасения от грехов и гибели. Его все больше и больше беспокоили распущенность и порочность соплеменников. Мухаммад начал ощущать, что кто-то неведомый побуждает его к уединению. Он стал удаляться в пещеру Хира, проводя там по одному месяцу ежегодно, поклоняясь Аллаху и размышляя о Едином Боге.

Приближался период пророчества Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который продлился 23 года, вплоть до смерти Посланника в 632 году. Когда Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) исполнилось сорок лет, он, как обычно, в месяце Рамадан 610 года уединился в пещере Хира и размышлял о Едином Боге. Вдруг перед ним предстал ангел Джибраил (мир ему) и сказал: «Читай!» Мухаммад ответил: «Я не умею читать!» Айша, жена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), передала рассказ Мухаммада об этом событии: «Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я снова сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом он отпустил меня и сказал: «Читай!», и я в третий раз сказал ему в ответ: «Я не умею читать!» И он стал сжимать меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: «Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка. Читай, ведь Господь твой – Щедрейший...» Это были первые пять аятов суры Священного Корана «Аль-Аляк» (Сгусток). Мухаммад (мир ему) очень испугался. Вернувшись домой, он лег, укрывшись плащом. Его знобило, он не понимал, что с ним происходит.

И тут ему вновь было ниспослано:

«О, завернувшийся! Встань и увещевай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Идолов сторонись! Не оказывай милости, чтобы получить больше! Ради Господа твоего будь терпелив!»

(сура «Аль-Муддассир»; 1-8)

После ниспослания этих аятов, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) уверовал, что он – Посланник Всевышнего. Он обратился к людям с призывом. Первый призыв Пророка (мир ему) был тайным, так как его окружение состояло из многобожников. Раньше всех уверовали в Единого Бога и стали мусульманами члены семьи Мухаммада, его родственники и друзья. Самой первой из них была жена Хадиджа, которая во всем поддерживала мужа. Среди первых, к кому обратился Пророк, был его друг Абу Бакр ас-Сиддик, а также двоюродный брат Мухаммада Али – сын Абу Талиба. К числу первых мусульман относится и вольноотпущенник Пророка Зайд ибн Хариса. Все четверо приняли Ислам в один и тот же день – в тот день, когда Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было велено обратиться с предостережением, и когда он стал призывать людей к Аллаху. Несмотря на то, что первые годы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) занимался призывом тайно, курайшиты – многобожники узнали об этом, и они крайне отрицательно отнеслись к первым мусульманам. А после того, как Посланник Аллаха стал призывать к Исламу открыто, язычники еще более враждебно откликнулись на призыв Мухаммада: «О курайшиты, купите души свои у Аллаха и спасайтесь от огня!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поклонялся Всевышнему на глазах у многобожников, средь бела дня совершая намазы перед Каабой. Курайшиты, объединившись, начали противостоять призыву Мухаммада. Сначала они распускали слухи, что он – безумец, одержимый, поэт.

Аллах в Коране говорит об этом:

«Поистине, неверные были готовы повергнуть тебя своими взорами, когда слышали слова поминания, и они говорили: «Поистине, он безумен!»

(сура «Аль-Калям»; 51)

Всевышний в Священном Коране успокаивает Своего Посланника, говоря:

«Уже издевались над посланниками и до тебя, а потом окружало насмехавшихся то, над чем они издевались»

(сура «Аль-Анам»;10)

Затем многобожники принялись запугивать Пророка своими «богами». И, в конце концов, начали открыто преследовать мусульман и истязать их. Пытки, издевательства, преследования не могли сломить первых мусульман и не могли заставить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отказаться от пророчества. Он говорил: «…Клянусь Аллахом, если бы за отказ от этого дали бы мне солнце в правую руку, а луну – в левую, и если бы пришлось мне выбирать между возможностью осуществления моего призыва и собственной гибелью, я бы и тогда не отказался от него!»

Посланник Аллаха (мир ему) проявил терпение и твердость в деле исламского призыва, тем более, что Сам Господь поведал ему о том, что Он защитит его от зла:

«Поистине, избавили Мы тебя от издевающихся…».

(сура «Аль- Хиджр»;95)

На пятом году пророчества некоторые мусульмане, спасаясь от преследования многобожников, перебрались в Эфиопию, страну, чей царь, услышав слова мусульман о Пророке и суру Священного Корана «Марьям», заплакал и сказал: «Клянусь тем, что принес с собой Иса (Иисус), и то, и другое – из одного источника!» Он принял мусульман радушно и обещал им полную безопасность.
Оставшиеся в Мекке мусульмане вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) после отъезда группы верующих в Эфиопию почувствовали на себе еще большее ожесточение, вплоть до полного байкота родов бану Хашим и бану аль-Муталлиб, с которыми запрещались любые торговые сделки, любое общение, пока они не выдадут Посланника. Мусульмане оказались в осаде. Среди них начался голод. Не смотря ни на что, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллахи приветствует) продолжал призывать людей к Аллаху. Так продолжалось около трех лет. Через три года обнаружилось, что договор об осаде, заключенный мекканцами, был съеден термитами, за исключением тех мест, где упоминается об Аллахе. Это было одно из знамений Всевышнего. После этого осада была снята.
На десятом году от начала пророчества умерли супруга Пророка Хадиджа и его дядя Абу-Талиб (пусть будет доволен ими Аллах). Это было годом скорби для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Хадиджа всегда поддерживала его и морально, и материально, она первая уверовала в его пророчество. Пророк сказал о ней:
«Она уверовала в меня тогда, когда другие в меня не верили, посчитала мои слова правдой тогда, когда другие называли их ложью, поделилась со мной тем, что имела, когда другие отказывали мне, и, наконец, только от нее Аллах дал мне детей».
В этих обстоятельствах Пророк (мир ему) отправился в город Таиф, в надежде, что его жители дадут ему приют и примут Ислам. Но в Таифе Пророка забросали камнями, и он, окровавленный, вынужден был скрыться в одном из городских садов.
Многобожники Мекки требовали от Посланника Аллаха чудес, знамений Бога. «Ты говоришь, - сказали они Мухаммаду, - что все посланники Аллаха являли людям знамения: у Мусы (Моисея) был посох, у самудян была верблюдица, а Иса (Иисус) оживлял мертвых, так яви же и ты нам знамение, как делали это прежние посланники!»

В Священном Коране сказано об этом:

«…И поклялись они Аллахом – самой заветной клятвой своей, что если увидят они знамения, то обязательно уверуют в него».

(сура «Аль-Анам»; 109)

А затем Всевышний Аллах разъяснил, что эти люди не уверовали бы даже в том случае, если бы им было показано то, чего они требовали:

«Если бы даже ниспослали Мы им ангелов, если бы заговорили с ними мертвые, и собрали бы Мы перед ними все, они ни за что не уверовали бы, если бы только не пожелал этого Аллах…»

(сура «Аль-Анам»;111)

Всевышний Аллах даровал Своему Пророку чудеса. Среди них – раскалывание луны. Луна на глазах жителей Мекки раскололась на две части, одна из которых осталась над горой Абу Кубайс, а другая опустилась ниже ее вершины. А между ними курайшиты увидели гору Хира. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Засвидетельствуйте это!» А вскоре случилось другое чудо – вознесение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на небо, к Господу, чудо, которое получило название Миградж. Миградж – это вознесение Пророка на небо и его разговор с Богом. До Пророка Мухаммада с Богом разговаривал лишь Муса (Моисей) на горе Синай. Мухаммад же для встречи со своим Господом был вознесен на седьмое небо, по пути к которому он встретился со всеми предыдущими пророками: Адамом, Йусуфом, Исой, Идрисом, Ибрахимом, Мусой и другими пророками (мир им всем).
Всевышний Аллах во время Миграджа ниспослал Мухаммаду ряд откровений и вменил ему в обязанность совершение пятидесяти намазов в день. Позже, после того, как Пророк попросил у Аллаха облегчения для своей общины, пятьдесят ежедневных намазов были заменены на пять. Отныне верующие мусульмане совершали ежедневно по пять обязательных намазов. А до этого было только два намаза в день – утром и вечером. После ночного вознесения к Богу Пророк Мухаммад (мир ему) еще более укрепился в деле призыва к Исламу, и теперь ничто не могло заставить его отказаться от пророчества. Он еще усерднее начал призывать людей к вере в Единого Бога. И теперь уже не только мекканцы, но и жители других городов стали принимать Ислам. Среди них – жители Ясриба (впоследствии Медины). Сначала их было всего шестеро. На двенадцатом году пророчества уже двенадцать мединцев дали клятву Посланнику Аллаха. Это случилось в Акабе – местечке в долине Мина. Поэтому клятва осталась в истории как клятва первой Акабы. Встретившись с мединцами, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил им, в чем состоит суть религии Ислам и сказал им:
«Вы должны присягнуть мне в том, что не будете поклоняться никому, кроме Аллаха, не будете воровать, прелюбодействовать, убивать младенцев и измышлять ложь, а также в том, что не ослушаетесь моих велений…»

И все двенадцать мединцев поклялись в этом Пророку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.