Нарушение мышления. Нарушение мышления при шизофрении В классическом случае у пациентов имеются

В истории изучения шизофрении отмечался особый интерес к особенностям познавательной деятельности больных. Процессы мышления здесь всегда были в центре внимания и учитывались как при дифференциальной этого заболевания с другими психическими расстройствами, так и при исследованиях, проводимых в рамках изучения патогенеза шизофрении (Поляков Ю.Ф., 1972).

Несмотря на то что традиционно с точки зрения психопатологии многие симптомы нарушения мышления при шизофрении рассматриваются в круге позитивной симптоматики, мы описываем в данном разделе часть этих расстройств, полагая, что они имеют прямое отношение к когнитивному дефициту и граница здесь отчасти носит условный характер.

Психопатологические синдромы, в частности дезорганизация мышления и речи, не равнозначны патопсихологическим и нейропсихологическим феноменам, хотя бы на том основании, что они находятся в разном «понятийном пространстве», относящемся к разным дисциплинам: медицина и клиническая психология. Для иллюстрации вышесказанного отметим, что остро возникающие дезорганизация мышления и речи могут быть обратимы по мере купирования психотического состояния, проявления когнитивного дефицита, напротив, отличаются своей стойкостью.

На протяжении ХХ века произошла определенная эволюция взглядов и даже терминов, касающихся нарушения мышления при шизофрении. Такие образные выражения и слова, как «разноплановость», «соскальзывания», «разрывы», «расщепление», «атаксия» мышления, постепенно уступали свое место более четким понятиям клинической психологии. Попытки же вывести из анализа клинических проявлений суть нарушений познавательной деятельности при шизофрении с методологической точки зрения были ошибочны.

Специфичные для шизофрении нарушения мышления заметны как во время рецидива, так и в ремиссии заболевания, они необычны и трудно объяснимы, иногда оставаясь в тени, иногда заметно отражаясь на поведении больного.

Нарушение мышления при шизофрении

  • Нарушение образного и абстрактного мышления
  • Актуализация «латентного фона» (акцент на второстепенных деталях)
  • Символизм
  • Неологизмы
  • Персеверации
  • Бесмысленные рифмы
  • Агглютинация понятий

Е.А. Шевалев еще в 1930 г. предложил выделять при шизофрении прелогическое (архаическое) мышление, символическое и идентифицирующее мышление, типологически близкие к магическому. Автор полагал, что подобное мышление является результатом недифференцированного объединения восприятия и мифологической поэтики, преобладания защитной силы формул и символов, замены естественных явлений сверхъестественными и доминирующего значения веры. Е.А. Шевалев считал, что мышление, лежащее в основе бреда воображения и острого чувственного бреда при шизофрении, сходно с прелогическим мышлением настолько, что сложно дифференцировать формальные расстройства мышления с расстройствами мышления по содержанию.

В разное время, в зависимости от доминирующих в научном сообществе идей, изменение мышления при шизофрении объясняли по-разному. Beringer (1936) писал о «недостаточности интенциональной дуги», при которой свои суждения больной каждый раз вынужден выстраивать заново, хотя и решая текущие задачи, но не используя при этом предыдущий опыт; Kleist (1942) пытался найти взаимосвязь патологии мышления с органическим поражением определенных областей мозга, R. Payne (1955) говорил о «нарушении коркового торможения», T. Weckowicz (1959) - об изменении «фильтрующей функции ретикулярной формации».

В отечественной клинической психологии получили известность работы Л.С. Выготского (1936) (концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении) и Б.В. Зейгарник (1962) (патология мышления), посвященные изучению особенностей познавательного процессе при шизофрении.

Б.Ф. Зейгарник (1962) писала, что при явном патологическом характере мышления больных шизофренией для него не характерно «снижение» уровня понятийного мышления.

Ю.Ф. Поляков (1966, 1969, 1972) - руководитель лаборатории патопсихологии Института психиатрии АМН СССР в центр внимания своих экспериментально-психологических исследований поставил анализ структуры познавательных процессов при шизофрении (процессы сравнения, классификации, обобщения, решения проблемных задач и др.). Познавательные процессы при этом сопоставлялись с особенностями зрительного и слухового восприятия.

Психологический уровень для Ю.Ф. Полякова был промежуточным, связующим звеном между психопатологическим и патофизиологическим методами исследованиями.

Особенно детально в лаборатории патопсихологии Инстиута психиатрии АМН СССР была изучена юношеская шизофрения, характеризующаяся вялым (непрерывным, а у части больных шубообразным) (наличие четких негативных симптомов на фоне стертой позитивной симптоматики), на взгляд сотрудников лаборатории (Мелешко Т.К., Богданова Е.И., Абрамян Л.А. и др), рельефно демонстрирующая основные нарушения мышления при этом заболевании.

Ю.Ф. Поляков отмечал (1972), что некоторые исследователи, на основе своих экспериментально-психологических и литературных данных, стремятся определить роль нарушений познавательных процессов при шизофрении и ошибочно сопоставить ее с механизмов ее развития.

С психодинамической точки зрения патология мышления при шизофрении объяснялась нарушением социальных связей, регрессом к предущим стадиям развития либидо. В последнем случае просматривалась и связь с идеями J. Jackson, писавшего о том, что душевные болезни возвращают человека на более раннний онто- и филогенетический уровень.

Для мышления больного шизофренией характерна актуализация «латентного фона», второстепенных деталей, использование при обобщении малозначимых признаков понятий.

Незначительные черты общей концепции, фрагменты, детали которые не актуальны для нормальной целенаправленной психической деятельности, занимают доминирующее место, становятся преобладающими.

Больной шизофренией может оперировать неологизмами - словами с особым сочетанием (смешением) слогов, имеющими для него особый и только ему понятный смысл.

Он придумывает слова, склонен к повторению одних и тех же слов и высказываний (персеверация), может бессмысленно рифмовать слова, исходя из звуковых ассоциаций.

Границы между понятиями как бы стираются, а сами понятия утрачивают свой первоначальный смысл. В ряде случаев отмечается агглютинация (контаминация) образов и понятий . Последний симптом можно встретить в творчестве некоторых художников (И. Босх, С. Дали) или поэтов и писателей (Д. Хармс, К. Бальмонт).

Проективные методики клинической психологии, в частности тест Роршаха, использовались достаточно активно при исследовании больных шизофренией. С помощью подобных методов анализировали мотивы и тенденции личности в процессе познавательной деятельности.

При интерпретации пятен Роршаха больной шизофренией может одновременно видеть в одном фрагменте несколько образов.

Опосредование понятий с помощью графических образов при шизофрении недостаточно способствует запоминанию и воспроизведению. Наряду с адекватными во многих случаях используются отдаленные, стереотипно повторяющиеся графические образы.

Прерывистость мыслей и инородные мысли, как и переживание отнятия мыслей, представляют собой сравнительно частое явление при шизофрении.

При шизофрении нарушено образное мышление . Эксперименты, в которых на фоне проведения фМРТ, требовалось создать определенные образы, показали, что больные шизофренией демонстрируют функциональную гипофронтальность и снижение активности префронтального дорсолатерального кортекса.

В литературе встречаются указания на то, что эти результаты, возможно, обусловлены нарушением процессов мотивации при шизофрении . Дефицит мотивации - почти обязательный симптом шизофрении, заметно осложняющий изучение когнитивных нарушений. Интересно отметить, что при предоставлении финансовых стимулов, мотивация выполнения каких-либо действий при шизофрении усиливается. С усилением мотивации действительно повышается активность префронтального дорсолатерального кортекса.

При шизофрении пациенты, даже на протяжении длительного времени страдающие этим психическим расстройством, могут демонстрировать возможность выполнения определенных мыслительных операций, требующих кратковременной концентрации внимания, например, сложные цифровые операции или игра в шахматы. Этот факт некоторые авторы начала ХХ века объясняли тем, что при шизофрении нарушен процесс мышления, но сохранены предпосылки интеллекта (Gruhle H., 1922). Об отрыве мышления от опыта вследствие «разрыхления ассоциаций» при шизофрении писал E. Bleuler (1911), подчеркивая что это ведет к формированию ложных, не соотвествующих прошлому опыту связей.

Мы уже отмечали, что лица, предрасположенные к шизофрении, так же как и родственники больных, иногда обнаруживают сходные особенности процессов мышления.

У многих талантливых математиков или игроков в шахматы среди родственников часто встречаются больные шизофренией.

Расстройства мышления весьма разнообразны, в связи с чем могут быть подразделены на нарушения формы (связи, порядка), содержания и процесса мышления, его темпа, при­чем у больных шизофренией редко наблюдают только один тип нарушения.

В.М. Блейхер (1983), ссылаясь на работы 0.К. Тихомирова (1969) и др., указывает на то, что расстройства мышления при шизофрении могут быть представлены тремя звеньями.

Первое звено - нарушения мотивационной сферы (редукция энергетического по­тенциала). Если в норме мышление - волевой, целенаправленный и активный процесс, определяемый отношением человека (прежде всего эмоциональным) к предметам и явле­ниям внешнего мира, то при шизофрении подобная целенаправленность ассоциативного процесса утрачивается. При этом снижение уровня мотивации почти никогда не идет путем только количественного убывания функции.

Второе звено, выступающее как следствие первого, - нарушения личностного смысла, то есть того, что в норме создает пристрастность человеческого сознания и придает опреде­ленную значимость явлениям, изменяет в восприятии человека сущность и значение этих явлений. Известно, что у больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них.

Третье звено, неизбежно вытекающее из первых двух, - собственно нарушения селек­тивности информации, которые проявляются нарушениями избирательности информации из хранящегося в памяти прошлого опыта и невозможностью ее использования для ве­роятностного прогнозирования будущего. По мнению исследователей этого направления, нарушения селективности информации в мышлении больных шизофренией тесно связаны с расширением круга признаков предметов и явлений, привлекаемых для решения мыс­лительных задач. В качестве актуальных больные шизофренией используют критерии, не имеющие реальной значимости. Выделение в процессе мышления необычных (или вто­ростепенных) признаков предметов и явлений и игнорирование их конкретных признаков рассматривается как проявление чрезмерной «смысловой свободы», гиперассоциативно­сти, эксцентричности в формировании понятий. Отсюда - невозможность для больного удержаться в определенных заданных смысловых границах, как результат - расширение условий мыслительной задачи.

Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше нарушено, в па­топсихологической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного вида, типа расстройств мышления. Так, например, при изменениях мотивации пре­имущественно наблюдается апатическая редукция мышления. Преобладающая выражен­ность нарушения личностного смысла вызывает расстройства мышления, в основе которых лежит изменение личностной позиции больного (аутистическое, оторванное от реальности и резонерское мышление). В связи с нарушениями селективности информации отмечается паралогическое и символическое мышление, характеризующееся сосущество­ванием прямого и переносного смысла понятий.


В результате больные жалуются на невозможность сосредоточить мысли, трудности в усвоении материала, неуправляемый поток мыслей или два параллельно текущих потока мыслей, возникает способность улавливать особый смысл в словах, предложениях, художе­ственных произведениях. Больной иногда считает, что какое-то существо извне оказывает влияние на его мысли или поведение, или, напротив, что он сам контролирует внешние со­бытия каким-либо причудливым образом (например, заставляя солнце подниматься или са­диться, или предотвращая землетрясения), нарушается способности к абстрагированию, ассоциации становятся неадекватными, «рыхлыми», избыточными, расплывчатыми, нелогичными. Утрачивается умение видеть причинно-следственные связи. Темп мышления может и ускоряться и замедляться: появляется скачка идей, остановка или блокирование процесса мышления. Со временем содержание мышления обедняется, отмечаются его не­отчетливость или обстоятельность. У некоторых больных возникают трудности в порожде­нии мыслей вообще. Э.Блейлер в целом характеризовал шизофреническое мышление как аутистическое, то есть оторванное от реальности.

Чаще всего при анализе мышления больных шизофренией рассматриваются такие его отклонения, как разноплановость (суждения о каком-то явлении находятся в разных плоско­стях), резонерство (тенденция больных к многоречивым непродуктивным рассуждениям, бесплодному мудрствованию, многоречивость, многозначительность, неуместный пафос высказываний), соскальзывания и причудливость ассоциаций. Отмечается значительное удлинение ассоциативной цепочки за счет отсутствия жестких прочных связей и большого числа однократно употребляемых ассоциаций. Большая часть ассоциаций носит характер нестандартных, несущественных, что может свидетельствовать о процессах дезорганизации, беспорядочности в их вероятностно-статической структуре. При этом основное значение придается нарушениям личностного компонента мыслительной деятельности, изменения отношения к окружающему, неадекватной самооценке.

Характерным почти для всех этапов шизофрении является бред, который может возникать как первично, путем болезненной трактовки реального факта или события, так и вторично – на основе нарушения восприятия (галлюцинаций).

Наиболее ярким внешним выражением расстройства мышления является изменение речи. У подавляющего большинства больных отмечаются тенденции к снижению спонтанности речи, коммуникативной функции и вербальной беглости. Часто речь при шизофрении описывается как разорванная (без смысловой связи между понятиями при сохранности грамматического строя речи, языковые нелепости, «абракадабра») вплоть до словесной окрошки, расплывчатая, усложненная, без установки на слушателя, монологичная.

На начальных этапах заболевания разорванность как ключевой признак может иметь довольно сглаженные формы – нечеткие формулировки, «рассеянность», излишнее и ране не свойственное использование не к месту чрезмерно абстрактных выражений. У больных отсутствует стремление к точности и конкретности описания, они склонны к формально-логическим заключениям и схоластическим построениям, полунамекам, туманным двусмысленностям и метафорам. Для них характерно бесплодное, малосодержательное, витиеватое рассуждательство на отвлеченные, например философские или теологические, темы (резонерство). Может обращать на себя внимание контраст между банальностью высказываний и пафосной, многозначительной формой их произнесения.

При наличии излишней обстоятельности отмечается тангенциальность - неспособ­ность целенаправленно закончить начатую мысль либо вообще полный ее обрыв.

По-видимому, из-за нарушения вероятностного прогнозирования в рамках лексической составляющей речи и неспособности подобрать нужное точное слово больные начинают изобретать новые, понятные только им слова (привилегированно или даже стереотип­но используемые неологизмы - например, скомбинированные из слогов разных слов, причудливо ассоциирующихся с желаемым смыслом, существующие правильные слова употребляются в другом смысле, либо новое слово образуется по фонетической модели известного и т. п.). Больные используют символику - свидетельство расширенного сосу­ществования прямого и переносного смысла понятий, спрятанного подтекста, метафоры, возможно говорение и ответы «невпопад».

В других случаях имеют место обедненность речи или содержания речевой продукции, эхолалии и мутизм.

6.1.3. Нарушение мотивационного звена мышления при шизофрении

Мотивационно-волевые расстройства в целом выражаются в снижении инициативы, утрате ранее имевшихся интересов, ослаблении энергетического потенциала, а также в целом ряде двигательных расстройств. К числу частных проявлений подобного рода мож­но отнести астению, недостаток постоянства цели, непредсказуемое реагирование, повы­шенную отвлекаемость, адинамию, аутичность, особые, сверхценные или односторонние интересы, чудаковатость, капризность, растерянность, несамостоятельность, наличие навязчивостей и персевераторных представлений.

В более сложных, опосредующих случаях волевой дефицит обнаруживается через от­сутствие ассоциативной упорядоченности в мыслительных процессах (сохранные больные сами жалуются на неспособность управлять своими мыслями), отсутствие планов на будущее, измененность эстетических и этических чувств (больные становятся неряшливыми, не со­блюдают элементарного гигиенического ухода за собой), антисоциальное поведение вплоть до садистических наклонностей, извращенную сексуальность, бродяжничество и т. п.

Нарушения мышления при шизофрении – ведущий симптом , особенности которого во многом определяют течение, прогноз и исход болезни.

Расстройства мыслительных процессов подразделяют на несколько больших групп:

Тот, кто хоть однажды общался с шизофреником, не спутает это расстройство ни с каким другим. Впечатления от общения тягостные, как будто между пациентом и всем остальным миром стоит непреодолимая стена. Внешне человек ничем от остальных не отличается, но стоит ему начать двигаться и особенно говорить, и сразу понимаешь, насколько глубока и непоправима болезнь.

Расстройства мышления при шизофрении затрагивают все стороны жизни пациента, разрушая логику и эмоции. Дисфункция мозга настолько выражена, что практически всегда пациенты психиатрических клиник теряют все социальные связи, перестают контактировать с внешним миром и живут внутри собственных болезненных переживаний.

Причины душевного расстройства

Ментальные расстройства имеют много причин, но исчерпывающая теория, которая охватывала бы все стороны этого вопроса, пока не создана.

ВОЗ утверждает, что каждый пятый человек в мире живет с тем или иным душевным расстройством. Эти данные получены по результатам официальной статистики.

Международная организация здравоохранения считает психическим здоровьем состояние, при котором человек может приспособиться к изменяющимся условиям жизни и разрешить тем или иным способом все свои проблемы. В противоположность этому душевное расстройство препятствует решению задач в личной, семейной или общественной жизни.

Основных причин возникновения патологии несколько:


Особенности нарушений мышления во время шизофрении

Этот вопрос досконально исследовала основательница советской школы патопсихологии Блюма Вольфовна Зейгарник. Согласно ее работам, мыслительный процесс имеет такие нарушения:

  • операционной стороны;
  • динамики;
  • мотивационного компонента;
  • критичности.

Операционная возможность мышления – это обобщение и исключение. Обобщение – это выделение общих признаков. Так, для обобщения дивана, стула и стола мы пользуемся одним словом – мебель. Психически больные не могут этого сделать, они начинают подробно описывать детали, но что это такое в целом, не осознают.

Нарушения динамики – это невозможность найти начало, середину и конец мысли. Так, нормальный человек при взгляде на картинку или комикс может описать все действия, которые изображены. Например – солнце всходит на востоке, в полдень стоит в зените, а к вечеру заходит на западе.

Для шизофреника последовательное изложение мысли – непосильная задача, он описывает массу второстепенных признаков, но упускает главное. Все нарушения проявляются в речи. Это приводит к непоследовательности мышления, его лабильности (чрезмерной подвижности) и инертности.

Мотивационный компонент – это цели и задачи, которые обслуживает мышление. Шизофреники теряют целенаправленность, из-за чего действия человека становятся нерегулируемыми. Это приводит к разноплановости мышления, а также к резонерству или бесплодному мудрствованию. Так, пациент может часами рассуждать о проблемах общества в целом, но теряет свою собственную квартиру из-за того, что «знакомый дал что-то подписать».

Нарушение критичности – это невозможность осознать свое истинное место в жизни и сам факт болезни. Так, если после алкогольного психоза сознание мало-помалу возвращается и человек понимает, что «все из-за пьянки, и того, что казалось, на самом деле не было», то шизофреник не может отделить реальность от вымысла. Бредовые и галлюцинаторные переживания для него так же реальны, как сосед по палате.

Часто годами не изменяется, пациент продолжает в течение десятилетий утверждать, что он великий военачальник или дизайнер с мировым именем.

Содержание мышления больных шизофренией

В классическом случае у пациентов имеются:

Эмоциональный компонент мышления становится все менее важным, пациент с течением лет становится похожим на робота – так однообразны и монотонны все его действия и речь.

Ведущую роль в продуктивной симптоматике больных шизофренией играет бред. Это представления, рассуждения и выводы, которые не соответствуют реальности и носят болезненный характер. Эти суждения и выводы никакой коррекции не поддаются, разубедить больного человека или объяснить ему, что его выводы неверны, невозможно.

Отношения между событиями, связь между ними устанавливаются безо всякого на то основания, имею патологическую природу. Так, пациентам, утверждающим, что они имеют знатное происхождение, никакие доказательства не нужны в принципе. Они это «знают» — и все, этого достаточно.

Разновидностей бреда множество.

Первичный – при котором поражено логическое познание мира, а все остальные функции сохранены. Попросту говоря, у человека есть «пунктик», которого лучше не касаться. Такие пациенты иногда вовсе проходят мимо внимания психиатра. Система убеждений выстраивается постепенно, все несоответствующее ей игнорируется, но во всем прочем жизнь человека не нарушается.

Если бред приводит к необходимости убийства, нарушения общественного порядка, членовредительства, то все произошедшее кажется окружающим внезапным и невероятным, хотя на самом деле бредовая система складывалась годами. Лечение такого расстройства затруднено, медикаментозные возможности ограничены.

Вторичный или чувственный бред основан на расстройстве восприятия. Здесь всегда имеются иллюзии и галлюцинации. Человека внезапно «озаряет» какая-то мысль, возникшая на фоне обмана восприятия.

Детский и подростковый бред имеет – преобладание страхов, патологических фантазий, двигательной расторможенности.

Шизофрения – тяжелейшая психическая болезнь, которая навсегда изменяет жизнь человека.

Среди психических заболеваний входит в группу психозов, то есть, является психическим расстройством, для которого характерно грубое нарушение контакта с окружающей действительностью. При этом, состояние может сопровождаться неадекватным поведением, различными галлюцинациями и бредом. При распадается внутреннее единство между чувствами, волей, в том числе, происходит и нарушение мышления. В связи с этим больной не может адаптироваться к социальной среде. Известно, что расстройства мышления, а также эмоциональной и волевой сферы делают поведение больного особенным, хотя память пациента сохранена, формальные интеллектуальные функции функционируют.

Имеется немало научных взглядов на нарушения мышления, вызванные шизофренией. Этиология и патогенез отличаются тем, что симптомы имеют высокую вариативность, различные виды течения, проявления заболеваний очень индивидуальны. Что касается нарушений мышления, то с учетом имеющейся формы шизофрении картина существенно различается. Сейчас известно немало работ, которые направлены на изучение различных нарушений мышления при данном заболевании, тем не менее, это феномен полностью не изучен, и психическая деятельность больных во многом представляет собой загадку. Существует ряд особенностей в применении различных методик диагностики, которые дают возможность более точно определить наличие нарушения мышления.

Ученые провели исследования, целью которых являлось выявление специфики нарушения мышления, которая выявлена на основании нейропсихологического и патопсихологического исследования пациентов, страдающих простой шизофренией и параноидной формой. Кроме главной цели, ученые интересовались, каким образом негативные и позитивные симптомы проявляются в нарушении мышления при шизофрении различной формы. Требовалось выяснить наличие особенностей мозговой организации и узнать, имеются ли отличия правополушарной и левополушарной симптоматики, обусловленные различными формами шизофрении. Исследование выявило закономерности, свойственные различным степеням нарушения мышления.

В ходе исследований ученые установили, что нарушения мышления в больше выражены у тех пациентов, которые страдают параноидной формой, и в первую очередь это касается нарушений, имеющих отношение к мотивационной сфере. Например, если при простой форме чаще наблюдаются псевдоабстрактные ответы, которые можно отнести к нарушениям обобщения, то при параноидной форме неадекватные ответы состоят из резонерских и разноплановых суждений. В том числе, больные параноидной шизофренией имеют больше нарушений, относящихся к логическому ходу мышления. При тестировании выявилось следующее: больные с параноидной формой давали двадцать пять процентов неадекватных ответов, а при простой форме этот показатель увеличивался до сорока пяти процентов.

К тому же, было выявлено статистически значимое отличие, касающееся как левосторонней симптоматики, так и нейропсихологической правосторонней симптоматики. Например, пациенты с простой формой испытывали сложности с заданиями, в которых требовалось пространственное мышление, необходимость понимания эмоционального содержания. Современными авторами данные функции приписываются деятельности именно правого полушария. На основании этого можно делать вывод, что функции правого полушария у таких пациентов находились в угнетенном состоянии, если произвести сравнение с левополушарными. У пациентов, страдающих параноидной шизофренией, нарушенное мышление свидетельствовало в основном о находящемся в гиперактивном состоянии правом полушарии, и об этом свидетельствовали пробы на пространственное мышление, синтез, продуцирование образов и ассоциаций.

В настоящее время считается, что психические процессы страдают в том случае, когда поражены конвекситальные отделы лобных долей. Возникает нарушение мышления и страдает произвольное подчинение поведения и психических процессов различным программам. В этом случае левое полушарие в наибольшей степени связано с произвольным контролем, это объясняется связью с процессами речи. Правое полушарие в данном случае ответственно за эмоциональные формы, регулирующие поведение. Подобная регуляция бывает у пациентов, находящихся в состоянии декомпенсации, и поведение объясняется структурой бреда а также галлюцинаторным синдромом.

Нарушения мышления, которые считаются типичными при шизофрении, имеют многократное описание, и выражаются в различных терминах. Но основное, на что требуется обратить внимание, это утрата ассоциативных связей. В связи с этим пациент лишается способности сосредоточиться на определенной умственной задаче. Посторонние мысли, являющиеся совершенно ненужными, являются препятствием для концентрации больным внимания, мышление становится расплывчатым, в результате образовывается поток сугубо личностного мыслительного материала, который представляет собой источник большого количества странных и необычных мыслей. Следует отметить, что некоторые больные испытывают трудности в порождении мыслительного процесса.

Они утверждают, что их разум абсолютно не продуктивен и пуст. Имеется и ряд других вариантов нарушенного мышления, когда больной отмечает присутствие мыслей, препятствующих нормальной мыслительной активности, а некоторых случаях и полностью его блокирующих. В том числе, на содержание мышления оказывает влияние и феномен, типичный для шизофрении, то есть, бред. При наличии очень стойких и ошибочных убеждений состояние пациента усложняется, и лечение бывает более длительным. Чтобы правильно оценить убеждения и понять, имеются ли нарушения мышления, необходимо иметь представление о реальной жизненной ситуации больного.

Патологии мышления у больных шизофренией посвящены многочисленные исследования. В работах Выготского, Биренбаум, Зейгарник и др. содержатся указания на нарушения функции образования понятий, как существенную черту шизофренической психики, расстройства соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельности. Причем, как отмечали Корсаков и Выготский, нарушения мышления на уровне понятий у больных шизофренией не исключают относительной сохранности формально-логических (алгоритмических) операций.

Особенности патологии мышления при шизофрении наиболее полно отражены в работах Зейгарник, Полякова и их сотрудников.

Вот лишь некоторые наиболее характерные проявления нарушения мышления при шизофрении: разноплановость, резонерство, соскальзывания, причудливость ассоциаций и др.

Нарушение мышления, описанное Зейгарник как разноплановость, близко к таким понятиям, как «полисемантизм», «ослабление влияния контекстуальных ограничений» в работах других исследователей. Разноплановость выявляется чаще при выполнении методик «классификация», «исключение предметов». Например, в пробе на классификацию в качестве признаков, по которым она проводится, могут выступать то свойства самих предметов, то личные вкусы, отношения, установки. Направленность на объективное содержание действия утрачивается, мышление больных становится разноплановым, суждения о каком-то явлении находятся в разных плоскостях.

Тепеницына проанализировала особенности резонерства у больных шизофренией -- тенденции больных к многоречивым непродуктивным рассуждениям, бесплодному мудрствованию. Для шизофренического резонерства типично сочетание искажения уровня обобщения с нарушениями последовательности и критичности мышления. В структуре его обращают на себя внимание слабость суждений, аффективные изменения и связанные с последними многоречивость, многозначительность, неуместный пафос высказываний. Отмечая, что в структуре резонерства нарушения собственно интеллектуальных операций не являются ведущими, автор основное значение придает нарушениям личностного компонента мыслительной деятельности, изменению отношения к окружающему, неадекватной самооценке. Подчеркивается роль искажения мотивационных установок в качестве фактора, непосредственно ответственного за формирование структуры данного нарушения.

Для мышления больных шизофренией ряд авторов считает характерными так называемые «соскальзывания» (Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.). Выполняя задания (особенно связанные с такими методиками, как «классификация», «исключение» и др.), больной правильно решает задачу или адекватно рассуждает о каком-то предмете, но неожиданно сбивается с правильного хода мысли на ложную неадекватную ассоциацию, а затем продолжает задание, не исправляя допущенной ошибки; таким образом, в целом суждения его оказываются лишенными логической последовательности.

Определенным своеобразием отличаются и ассоциативные процессы больных шизофренией. Отмечено значительное удлинение ассоциативной цепочки за счет отсутствия жестких прочных связей и большого числа однократно употребляемых ассоциаций. Большая часть ассоциаций носит характер нестандартных, несущественных, что, как и нарастание показателя энтропии, может свидетельствовать о процессах дезорганизации, беспорядочности в вероятностно-статистической структуре ассоциаций.

Для объяснения особенностей нарушения познавательной деятельности при шизофрении, в частности мышления, Поляков предложил гипотезу об изменении избирательности мышления, детерминируемой различными факторами прошлого опыта. С целью проверки этой гипотезы в ряде экспериментов изучали особенности актуализации знаний больными шизофренией. При этом было установлено, что при выполнении заданий на «классификацию», «сравнение» и пр. больные шизофренией актуализируют широкий круг малозначимых, «латентных» признаков и отношений предметов, не используемых здоровыми. Происходит выравнивание значимости отдельных признаков, существенных и несущественных, изменяется их вероятностная оценка; больные могут считать существенными и те признаки, которые маловероятны с точки зрения их прошлого опыта. Возникающая при этом избыточность информации привлекается автором для объяснения неэкономичности психической деятельности больных шизофренией. В дальнейших исследованиях было показано, что нарушения избирательности актуализации знаний в качестве существенной особенности познавательной деятельности больных шизофренией характерны не только для них самих, но и для их ближайших родственников без психической патологии. На основании этих данных указанные изменения были отнесены к преморбидным. Далее было показано, что степень выраженности изменения избирательности знаний на основе прошлого опыта существенно не менялась по мере прогрессирования заболевания и не определялась выраженностью шизофренического дефекта.

Во многих работах предметом исследования являлись нарушения речи у больных шизофренией с расстройствами мышления. При лингвистическом анализе применительно к двум группам больных -- с шизофазией и атактическим мышлением показано, что расстройства мышления у испытуемых проявлялись в отклонениях от речевой нормы и в других особенностях речи не только на семантическом, но и на грамматическом, графическом и лексическом уровнях.

Вопрос об интеллектуальной деятельности больных шизофренией далеко не новый и многократно обсуждался в литературе. В наиболее ранних исследованиях указывалось, что у бредовых больных наблюдается дефект интеллекта. Однако в дальнейшем было показано, что такое представление является неправильным. В исследованиях Серебряковой особенности интеллектуальной деятельности больных шизофренией были предметом специального изучения. Обследование проводилось с помощью стандартизированного набора Векслера. При анализе полученных результатов отмечено, что показатель успешности выполнения заданий методики в целом не обнаружил резких отклонений от нормы. Не было выявлено значительной разницы между вербальной и невербальной оценками.

Более четкие результаты удалось получить при качественном анализе ответов больных. Отмечено правильное выполнение трудных заданий, но в то же время с легкими заданиями больные не всегда справлялись. Нередко выполнение заданий сопровождалось пространными рассуждениями, в которых больные были близки к правильному ответу, но достичь его не могли, затруднялись в выделении существенных признаков. У части больных выявляли аутизм, тенденцию включать вопросы в структуру своих болезненных переживаний.

Специальному анализу были подвергнуты особенности интеллектуальной деятельности больных с преобладанием апато-абулических и параноидных расстройств. Больные первой группы безразлично относились к исследованию, задания выполняли с побуждением, неохотно, порой негативно, на ошибки не реагировали, результатами не интересовались. Анализ профиля показал снижение интеллектуальной деятельности при выполнении заданий. В субтесте «осведомленность» больные использовали старые знания, давали правильные ответы на легкие вопросы, со сложными не справлялись. На вопросы, связанные с экономической, политической и социальной жизнью, не отвечали. Это особенно проявлялось в субтесте «понятливость», где требовалось понимание определенных социальных явлений. Неспособность больных дать ответ на этот круг вопросов свидетельствовала о социальной замкнутости, отгороженности от окружающих. При выполнении субтеста «понятливость» выявлялось нарушение этических и социальных норм поведения. Наиболее употребительные пословицы больные трактовали правильно, в случае предъявления сложных пословиц испытывали затруднения, объясняли их неправильно. Например, пословицу: «Одна ласточка лета не делает» объясняли следующим образом: «Ласточки летают стаями» или «У ласточки крылья и клюв красивые». В задании «сходство» больные не выделяли главные существенные признаки, находили сходство предметов по маловероятным, несущественным признакам. Так, на вопрос «В чем сходство собаки и льва?» отвечали: «Лев и собака курносые». Субтесты «кубики Коса» и «сложение фигур» направлены на исследование конструктивного мышления. Тем не менее с кубиками Коса, по содержанию являющимися абстрактными, больные справлялись более успешно, и только с усложненными заданиями, для выполнения которых необходимо было большее усилие, они не справлялись.

В субтесте «сложение фигур» больные выполняли лишь первую пробу -- «сложение человечка». С остальными не справлялись, допускали нелепые решения, по отдельным признакам не «охватывали» фигуры целиком, складывали первые попавшиеся части фигуры, затем прикладывали остальные детали. Целенаправленность действий отсутствовала, больные не выделяли существенных признаков фигуры, информативная значимость всех частей фигуры для них была одинакова.

У больных шизофренией, отнесенных ко второй группе -- с параноидными расстройствами, результаты отличались некоторыми особенностями. Они хорошо включались в работу, некоторые по бредовым мотивам настороженно относились к исследованию, интереса к заданиям не проявляли. Мышление больных с параноидным синдромом характеризовалось неспособностью к выделению главных, существенных признаков, затруднениями в анализе. Решения выносились по внешне случайным связям, порой нелепым, испытуемые не охватывали предмета или вопроса целиком. При анализе «профиля» этой группы больных видно, что они неравномерно выполняли задания, с одними справлялись успешно, с другими -- значительно хуже. Интеллектуальный уровень этих больных оказался также сниженным. Разница между вербальной и невербальной оценками почти отсутствовала. Относительно успешнее больные справлялись с субтестом «осведомленность», и в этом задании затруднения вызывали вопросы, отражающие общественно-политическую сторону жизни. Из группы вербальных заданий самые низкие результаты оказались в субтесте «понятливость». В ответах на вопросы нередко отражались бредовые переживания больных. Так, на вопрос «Как бы Вы поступили, если бы нашли запечатанный конверт с адресом и маркой?» больной отвечал: «Не поднял бы, вдруг что-нибудь опасное в письме».

Указывая недостающую часть изображения, больные часто вносят в ответы свои бредовые переживания. Например, при рассматривании картинки, где изображен автомобиль, больные с бредом преследования нередко спрашивают: «За кем собирается ехать эта машина?» С кубиками Коса справляются довольно быстро, средняя оценка по этому заданию в пределах нормы. Трудность для них представляет субтест «сложение фигур». В этом задании на основании отдельных признаков не могут выделить целой фигуры, при составлении допускают нелепые решения, информативность существенных и второстепенных признаков как частей целого для них отсутствует. При выполнении задания «последовательные картинки» затруднялись в установлении логической связи между отдельными картинками, содержание объясняют в плане своих бредовых переживаний. Так, например, в задании «такси» больной с бредом ревности говорит: «На этих картинках изображено, как жена изменяет мужу». Юмора сюжетных картин не понимают. При сравнении средних оценок выполнения всех заданий методики Векслера больными обеих групп достоверных различий не установлено. Выявились качественные различия ответов, определявшиеся психопатологической симптоматикой. Все отмеченные выше проявления характерных нарушений мышления при шизофрении в виде резонерства, разноплановости, соскальзывания и др. в той или иной степени выраженности определялись при качественном анализе результатов выполнения больными заданий методики Векслера.

Ниже приведены типичные ответы больных шизофренией при патопсихологическом обследовании (в виде резонерства и разноплановости).

Методики

Предметное исключение

Лампочка, керосиновая лампа, свеча, солнце

«Можно лампочку исключить, тогда все остальные предметы относятся к одному роду светильников и при горении выделяют природную энергию»

Шкаф, кровать, этажерка, бельевой шкаф

«Исключаю шкаф, остальные предметы для одинокого "книголюба"»

Вербальное исключение

Дерево, почка, кора, лист, сук

«Можно исключить лист или почку, так как все остальное присутствует всегда на дереве в зависимости от времени года. Но можно исключить и дерево, тогда все остальное присоединится к нему»

Сходство

Ботинок -- карандаш

Плащ -- ночь

Муха -- дерево

Тарелка -- лодка

«Оставляют след»

«Окутывают действительность»

«Крылья мухи похожи на листья деревьев»

«Вогнутые могут плавать по воде», «Им можно дать движение: лодка движется по воде, тарелка может упасть»

Пиктограмма

Сомнение

Больной рисует осла и две копны сена по сторонам: «Сомнение -- это положение Буриданова осла»

Развитие

Больной ставит букву «В»: «С помощью велосипеда можно развить мышцы»

Сомнение

Изображается волнистая линия: «Эта линия выражает волнение, которое всегда возникает, когда сомневаешься»

интеллектуальный шизофрения психастения невроз

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.