Митрополит Иларион Киевский: биография (фото). Митрополит петр, киевский и всея руси


Святитель Илларион Святитель Илларион – митрополит Киевский и всея Руси, первый митрополит русин (украинский), оратор и писатель, церковно-политический деятель древней Украины. Причислен к лику Святых.

О жизни и деятельности Иллариона сообщают русские летописи под 1051 (реже – под 1050) годом.

Митрополит Киевский Илларион происходил из семьи нижегородского священника и сам был священником Придворная церковь Св. Апостолов в княжеском селе Берестове (под Киевом). Уже в эти годы Илларион вел строгий подвижнический образ жизни. Он выкопал себе пещеру на берегу Днепра и часто оставался в ней для тайной молитвы. Впоследствии эту пещеру занял преподобный Антоний Печерский. От преподобного Антония Илларион и принял монашеский постриг.

1051 собором русских архиереев святитель Илларион был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Он вошел в историю Русской Церкви как первый митрополит, поставленный на Киевскую кафедра собором русских епископов. Позже святитель Илларион был утвержден Константинопольским Патриархом.

Святитель Илларион отличался прекрасной для своего времени образованием, был блестящим духовным пастырем и проповедником. Его деятельность пришлась на период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию письменности.

Будучи проповедником христианской веры, Митрополит Илларион писал труда, где прославлял христианство, показывал его преимущество над старой верой. Первосвятителем Русской Церкви он был недолго: 1054 года отошел от управления митрополией. Умер он 1067 и прославленный в лике святых.

Эти отрывочные сведения о Иллариона становятся более понятными, если их сопоставить с летописным сообщениям о просветительской деятельности князя Ярослава Владимировича Мудрого. Так, еще во времена своего княжения в Новгороде Ярослав распорядился собрать детей старост и священников для обучения их читать и писать.

Сам Ярослав «любя Церковные уставы, попы любяще по большой, излиха же черноризьце, и книгам прилежа и почитай и часто в нощи и в дне», «Наси книжнымы словесы сердца вирных люди». Распространение князем книжности и письменности на Руси выразилось еще и в том, что он «Собрав писцы многы», организовал переписывания славянских и переводных греческих книг, благодаря чему при Софийском соборе в Киеве была устроена первая библиотека.

Формирование Иллариона как будущего писателя и оратора проходило, таким образом, в атмосфере освоения Русью новой европейской культуры, а его образованность и талант, надо полагать, не остались незамеченными при выборе Ярославом претендента на митрополичий престол.

Тот факт, что именно русин занимает должность митрополита, расценивается как начало борьбы за независимость Киевской митрополии от греческой. Илларион, чья деятельность протекала в полном согласии с князем Ярославом, оказался его верным помощником и единомышленником. Он был соавтором Ярослава в составлении церковного устава – Судебника («Ярослав съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил семь греческий номоканун») Своим участием в летописании, литературной деятельностью Илларион во многом способствовал становлению украинской духовной культуры.

В 1054 г. после смерти Ярослава Илларион, очевидно, был смещен с должности киевского митрополита, потому что его имя не упоминается летописями среди присутствующих на похоронах князя. Представляется, что бывший митрополит уединился в Киево-Печерском монастыре («ископа пещерку малую двусажену кде ныне ветхыы манастырь печерьскыы»).

Существует отличная от летописной дата утверждения Илариона Киевским Митрополитом. В частности, детальное изучение исторических документов того времени позволяет предположить, что Иларион был поставлен митрополитом не в 1051, а в 1044 г. Вряд ли было возможно, чтобы патриарх Константинополя прислал нового митрополита-грека на Русь, как это было принято всегда, во время военного конфликта между Русью и Византией в 1043-1046 г. Однако Русь не могла оставаться без главы церкви, и им, возможно, был избран Илларион. Восстановление мира между двумя государствами заставило Константинополь признать законность избрания Иллариона на соборе 1051.

Однако дата 1044 находится под большим сомнением, ибо в период 1035-1051 по источникам митрополитами Киевскими были Феопемпт и Кирилл И. Нескольких митрополитов одновременно быть не могло.

С историческими и политическими событиями молодой христианской Руси связано содержание главного произведения Иллариона «Слово о законе и благодати». Так принято коротко называть произведение, имеющее более развернутую название: «О законе, Моисеем данном, и о благодати и истине, которые были Иисусом Христом, и как закон отошел, а благодать и истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и на наш народ русский. И похвала кагану 3 нашей Владимиру, что им крещены мы были «.

В данном случае название отражает и содержание произведения, и его композицию, состоящую из 3 частей: 1) «о законе и благодати», 2) о значении христианства для Руси, 3) похвала князьям Владимиру и Ярославу. «Слово» построено по всем правилам ораторского искусства: общие рассуждения на тему (первая часть произведения) является доказательством для определенной, конкретно-исторического события (вторая и третья части произведения).

Илларион начинает «Слово» с изложения своих представлений о всемирной истории. Он не делает больших экскурсов в ветхозаветную и новозаветную эпохи, как это было принято в христианской историографии, а рассуждает следующим образом. «Закон» (Ветхий завет) через пророка Моисея людям, чтобы они «не погибли» в язычестве («идольскаго мраке»).

Однако «закон» был известен только древним евреям и не получил распространения среди других народов. «Благодать» же (Новый завет), пришедший на смену «закону», начальный период истории, – не узконациональных явление, а достояние всего человечества. Главное преимущество «благодати» перед «законом» заключается в духовном просвещении и равенства всех народов.

«Благодать», новая вера, дошла и до Русской земли. Илларион считает, что это закономерный акт божественного провидения («но сделал милость нам Бог, и воссияло у нас свет разума»). Здесь для Иллариона важно подчеркнуть мысль о равенстве Руси-Украины с другими народами и тем самым отметить формальную роль Византии в события крещения Руси.

Теоретическое осмысление значения Руси в мировом историческом процессе изменяется летописным рассказом о деяниях князя Владимира, «учителя и наставника» Руси, и его «верного воспреемника» – князя Ярослава.

Следуя языческих традиций во взглядах на родовую наследственность княжеской власти и личных заслуг правителей в исторических событиях, Илларион считает, что Владимир по собственной воле крестил Русь. Значит, он достоин равного с апостолами почтение: как апостолы обратили в христианскую веру разные страны («хвалит же хвалебными словами Римская земля Петра и Павла» и др.), точно так же Владимир обратил в христианскую веру Русь.

Когда Илларион сравнивает его с императором Константином Великим, который утвердил христианство в Западной и Восточной Европе, он подчеркивает всемирный характер просветительской миссии князя Владимира, «от славных родился, благородный от благородных», и является достойным наследником своих могучих предков, князей Игоря и Святослава, что «в годы своего господства мужеством и храбростью прославились во многих странах».

Не оставляет без внимания Иллариона и деятельности Ярослава. Идет красочное описание Киева и похвалы Ярославу-строителю. Из построек, сооруженных при нем, Илларион особо выделяет Софийский собор, построенный как подобие Софийского собора в Константинополе и символизирует, согласно Иллариону, равенство Руси и Византии.

Так Илларион в «Слове» мастерски соединил философскую и богословскую мысль с оригинальным видением истории и анализом насущных задач своей эпохи.

Точная дата написания «Слова» неизвестна, но есть предположение, что оно было произнесено 26 марта 1049 в честь завершения здания оборонительных сооружений вокруг Киева.

Кроме «Слова о законе и благодати», Иллариону принадлежат также «Молитва» и «Исповедание веры» – произведения, столь близкие к «Слову» своим стилем и содержанием, одно время считались его продолжением. В целом указанные произведения составляют довольно скромную литературное наследие, но на фоне литературного процесса средневековья значение его огромно: на протяжении шести веков заимствования из «Слова» делались в памятниках украинским и славянской литературы. Кроме того, использовались и ораторские приемы Иллариона.

Формирование политико-правового мышления Иллариона

По реконструктивным подсчетам Б. В. Сапунова население Киева в Х1-Х11вв. равнялось пятидесяти - семидесяти тысячам человек, а количество книг религиозного и светского содержания определялось числом равным 130 -140 тысячам томов. Эти цифры весьма важны для составления общего впечатления о культурном развитии древнерусского общества.

В числе большого количества памятников античного наследия и византийской литературной продукции получили распространение и произведения юридического содержания. «Киянам» был известен Номоканон Иосифа Схоластика и последующий за ним Номоканон патриарха Фотия. Частичное восприятие получило гражданское и уголовное право, изложенное в Эклоге и Прохироне, а также отдельных новеллах Василевсов. Все упомянутые источники использовались и имели хождение в виде рукописных сборников с русским названием «Кормчая Книга».

Историки права замечали, что русское политико-правовое мышление в процессе его становления опиралось на византийскую правовую доктрину, включавшую наряду с юридическим содержанием и неюридические ценности: религию, этику и мораль, с определенным вкраплением тех представлений, которые сложились еще в славянской племенной среде под влиянием синкретических норм обычного права. В. Г. Графский установил, что в правоведении издавна (еще со времен Цицерона) существовали две тенденции: первая «связана с техникой владения и распоряжения правами и обязанностями в узком смысле; вторая... с теоретическим обоснованием и надежным обеспечением справедливости». И именно эта вторая функция, оказалась в дальнейшем способной подготовить людей «не только к законопослушанию, но и осмысленному восприятию достоинств и недостатков существующего права и правовой политики».

Для характеристики различных аспектов среды, обусловившей появление произведений Иллариона имеет значение и то, что приняв христианство, церковь вела богослужение на русском языке, что обусловило высокую степень его развития, так как необходимо было выражать сложные и абстрактные понятия, разработанные в течение ряда веков в христианской православной догматике и технике.

Необходимо иметь в виду, что недифференцированность знания, характерная для всей средневековой культуры в целом, обусловила возможность использования мыслителями большого количества символов и разных фикций, порожденных такими продуктами человеческого интеллекта, как религия, искусство и литература во всем разнообразии ее жанров.

Замещение престола, по мысли Иллариона, имеет законный характер только в том случае, если престол переходит по наследственной преемственности, когда «славный от славных родился, благородный от благородных». Родословие современных князей Илларион исчисляет от «старого Игоря». В этом варианте мыслитель усматривает большие преимущества.

Рождаясь от благородных родителей, наследник всей системой образования и воспитания подготавливается к выполнению своего высшего долга перед Богом и людьми. Успехи в управлении государством Илларион прямо связывает с наличием у верховного правителя образованности и книжного знания. В разрешении этого вопроса мысли Иллариона близки идеям Платона, который в своем трактате «Государство» утверждал, что избавиться от «зла» возможно, лишь в том случае, если у власти окажутся философы, подготовленные всей системой воспитания и образования к выполнению своего высшего долга перед людьми.

В наследственном восприятии престола, Илларион усматривает также и залог продолжения наследниками дел предшественников. Так, Ярослав наследовал Владимиру, не разрушая начатое его отцом: «утверждал твоих (Владимировых - Д. П.) уставов, не умаляющий того, что тобой сделано, но еще более прибавляющий и твои начинания оканчивающий».

Государственное устройство Илларион представлял себе как единство всей земли, подвластной Великому князю киевскому. Его утверждение о том, что «власть и царство едины» означает подчинение всей земли верховной власти киевского князя. Владимир, будучи «единодержцем своей земли», «покорил под себя окрестные страны - те миром, а непокорные мечем». Всю свою землю он «пас мужеством и смыслом».



6 сентября Церковь празднует перенесение честных мощей иже во святых Отца нашего Петра , митрополита Киевскаго и всея Руси, Московскаго чудотворца, святейшия Митрополии Русския.

Святитель Петр — первый из митрополитов Киевских и всея Руси имел в качестве постоянного местопребывания Москву и именно его авторству принадлежит первая Московская чудотворная икона Богородицы, именуемая Петровская .

Будущий митрополит Киевский и всея Руси Петр родился на Волыни во второй половине XIII века. Родители его, Феодор и Евпраксия, имели благочестивое житие. «Ещё до рождения Петра в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность её сына ».

Инок Петр

Житие повествует, что Петр с малолетства был косноязычен и весьма непонятлив, ему сложно было общаться со сверстниками, но благодаря чудесному явлению некоего святого мужа «отверзлись уста Петровы и озарились мысли светом ». Будучи совсем юным, в 12 лет Петр отправился в монастырь. К этому времени он успешно изучил книжные науки и мог с легкостью и с особой ревностью исполнять монастырские послушания.

Много времени уделял будущий митрополит изучению Священного Писания. Еще не достигнув совершеннолетия, он обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь паломникам. За добродетельную, аскетическую, подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан священноинока.

Добродетельный и трудолюбивый подвижник

После многолетних подвигов в обители священноинок Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места . На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, получивший название Новодворский

Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Петр был избран игуменом, он кротко наставлял духовных чад, «никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию ». О добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Часто в обитель приходил Галицкий князь Юрий Львович , чтобы услышать духовные наставления игумена-подвижника.

Известно, что в Спасо-Преображенской обители он написал первую московскую чудотворную икону Богородицы.

В 1299 году митрополит Максим окончательно оставил Киев и поселился в городе Владимире на Клязьме. Таким поворотом событий был недоволен князь Галицкий, Юрий Львович. Он захотел иметь своего собственного митрополита. С этой целью он избрал Петра. В 1305 году преставился митрополит Максим, и поэтому Петр становится митрополитом не Галицким, а всея Руси.

В то же время тверской князь Михаил Ярославич направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника, игумена Геронтия , с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

«Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Богородица и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии ». Слова Божией Матери исполнились.

Митрополит Московский и всея Руси

Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые игуменом Геронтием .

По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, митрополита Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и перебрался в 1309 году.

Много трудностей испытал митрополит Петр в первые годы управления Русской митрополией. Поскольку Русь была под татаро-монгольским игом, не было твердого порядка, и митрополиту Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно сильны были труды и заботы владыки Петра об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. «Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к примирению и единству ».

Митрополита Петра считают основателем действующего по сей день Высоко-Петровского монастыря в Москве. Первое упоминание о монастыре относят к 1318 году.

В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328-1340 гг.) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело наиважнейшее значение для всей Русской земли.

По благословению митрополита Петра великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 году в Москве на площади заложил первую каменную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы . «Если ты », — сказал митрополит Петр великому князю, — «успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном и руки его взыдут на плещи врагов наших ». Митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после его кончины, 4 августа в 1327 году.

21 декабря (ст.ст.) 1326 года святитель Петр отошёл ко Господу. Тело его было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, изготовленном им самим.

Почитание и прославление митрополита Петра

Почитание Петра, митрополита Киевского и всея Руси, со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при митрополите Киевском и всея Руси Феогносте, он был причтен к лику святых .

У гроба святителя Петра князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимого покровителя Москвы, святителя Петра призывали во свидетели при составлении государственных договоров.

Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра. Известно, что при гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители.

17 августа (н.ст.) 1472 произошло проявление мощей святителя Петра. Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 6 сентября (н.ст.) 1479 года.

Имя митрополита Петра упоминалось во многих русских документах, любое государственное начинание не проходило без молитвы у гроба святителя. 3 января (н.ст.) Церковью празднуется преставление иже во свв. Отца нашего Петра , митрополита Киевскаго и всея Руси, московскаго чудотворца, святейшия Митрополии Русския.

Наследие митрополита

Сохранились три послания святителя Петра, московского чудотворца. Первое к священникам, которое есть наставление пастырям Церкви Христовой , дабы они достойно проходили служение и усердно заботились о своих духовных чадах. Что интересно, это послание заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: во избежание соблазнов, осуждений им предлагалось поселяться в монастырях, а дети их должны были поступать на воспитание и обучение в монастырские школы.

Во втором послании святитель Петр призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками. Прежде всего заботиться об украшении себя христианскими добродетелями, чтобы служить благим примером для своих духовных чад. В третьем послании московский святитель опять же наставляет священников, чтобы помнили они о своих пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять Христовы заповеди. Сохранилось шесть посланий, приписываемых святителю Петру.

В г. Ржеве, в , хранится частица мощей святителя Петра.

Тропарь святителю Петру, глас 4

Наста днесь всечестный праздник, пренесения честных мощей твоих святителю Петре, веселя изрядно твое стадо, и верную страну Российскую и люди. О них же не оскудевай моляся Христу Богу, иже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг не наветованным, и спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Яко врача преизрядна, и источника чудесем обильна, днесь сошедшеся любовию духовная ти чада, в пренесение честных мощей твоих, архиерею Петре молим тя. Моли Христа Бога даровати честным ти пренесением, верной стране нашей на враги победительная, да твоими к Богу молитвами, находящих зол избавльшеся, радостною душею, и веселием сердца, благодарная ти воспоем глаголющее, радуйся Отче Петре, архиереом, и всея Русския Земли удобрение.

Митрополит Киевский и всея Руси.

Был игуменом Горицкого Успенского монастыря в Переяславле-Залесском.

В 1379 году в числе трех архимандритов сопровождал в Константинополь архимандрита Московского Новоспасского монастыря Митяя († 1379) для поставления в сан митрополита.

Приближаясь к Константинополю, архимандрит Митяй внезапно скончался. Сопровождавшие архимандрита Митяя позволили себе самовольный поступок, избрав из числа трех сопровождавших архимандритов кандидата на Киевскую митрополию в лице архимандрита Пимена. Воспользовавшись незаполненными княжескими грамотами, которые были у архимандрита Митяя, они самовольно написали послание греческому императору и патриарху, прося поставить на Русскую митрополию архимандрита Пимена. Прочитав послание, император и патриарх не высказали никакого сомнения по поводу его, однако отказались ставить на Русь второго митрополита, так как уже был назначен митрополит Киприан. Но Пимен и бояре не успокоились этим, а заняли на имя великого князя (по его грамотам) огромные суммы и преподнесли всем богатые подарки. Таким образом они добились того, что Пимен был возведен в сан митрополита Киевского и всея Руси. Однако великий князь не захотел признать Пимена митрополитом. Когда Пимен со своей свитой приблизился к Коломне, то, по приказанию великого князя, был схвачен и отправлен в Чухлому, где пробыл в заточении целый год, а затем переведен в Тверь.

Константинопольский патриарх не раз писал великому князю и убеждал его принять Пимена на Москву, а Киприана удалить. Эти послания, постоянно направленные против Киприана в защиту Пимена, могли немало подействовать на великого князя. А тут еще случилось событие, которое окончательно побудило его последовать убеждениям Константинопольского патриарха. За два дня до опустошения Москвы ханом Тохтамышем в августе 1382 года митрополит Киприан возвратился из Новгорода. В Москве царило всеобщее смятение и беспорядок, и для безопасности владыка Киприан решился переехать вместе с великой княгиней Евдокией из Москвы в Тверь. После разграбления Москвы войска Тохтамыша взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города. 7 октября 1382 года великий князь послал звать митрополита Киприана в Москву и, укорив его в малодушии за удаление из столицы в минуты опасности, объявил ему, что не желает более иметь его своим архипастырем. Великого князя могло огорчить не столько то, что владыка Киприан удалялся из Москвы, сколько то, что он удалялся именно в Тверь - к родственнику Ольгерда и давнему врагу московского князя Михаилу Александровичу, который первый потом послал дары хану Тохтамышу и получил от него ярлык.

Изгнав владыку Киприана в Киев, великий князь отправил послов просить на Русскую митрополию прежде обесславленного им митрополита Пимена и принял его с великой честью. Однако в душе князь по-прежнему не уважал владыку Пимена за его самовольный поступок и через несколько месяцев избрал нового кандидата на митрополию - Суздальского епископа Дионисия. Посылая епископа Дионисия в Константинополь, великий князь своими грамотами просил патриарха поставить владыку Дионисия на Русскую митрополию, а на митрополита Пимена написал многие обвинения. Патриарх исполнил просьбу великого князя, поставил Дионисия митрополитом Киевским и всея Руси, а для суда над владыкой Пименом отправил в Россию двух своих митрополитов Матфея и Никандра, которые прибыли в Москву зимой 1384 года. Разобрав дело Пимена, они нашли его виновным и объявили низверженным. Но Пимен таким решением остался недоволен и 9 мая 1385 года отправился в Константинополь сам в сопровождении одного ростовского игумена Авраамия, жалуясь патриарху на несправедливость и незаконность суда над ним. Патриарх решил собрать в Константинополе Собор для суда над ним в присутствии тех митрополитов, которые осудили его в Москве. Однако Пимен на суд не явился, а уехал в Россию. В июле 1388 года он прибыл в Москву. Собор в Константинополе заочно осудил митрополита Пимена и произнес ему отлучение и низложение. Но владыка Пимен в Москве продолжал священнодействовать и рукоположил нескольких епископов. Великий князь вступил с ним в спор, и в 1389 году Пимен вынужден был тайно снова поехать в столицу Греции. По дороге (на Черном море) он был схвачен и заключен в оковы своими азовскими заимодавцами, которым много задолжал во время поставления своего в митрополиты. Уплатив им значительную сумму, он с трудом освободился от них. Но, не достигнув Константинополя, 11 сентября 1389 года скончался в Халкидоне.

Погребен в церкви святого Иоанна Предтечи.

Литература:

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. - М., 1896, с. 32.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. - СПб., 1864-1886. - Т. 4, кн. 1, с. 69-70, 75-77.

Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. - М., 1873, с. 187-188, 201. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. - 2-е изд. - Владимир, 1901 - 1902. - Т. 2, с. 571.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 3, 696.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1402. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. - М., 1852, с. 96.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 13.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. - СПб., 1899, с. 509, 510, 512.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 516.

Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. - М., 1844-1891; 1848. - с. 299-301, 303-310, 329, 344. Исторический вестник. - СПб., 1882, апрель, с. 44-45.

  • - митрополит "Киевский и всея Руси" , но фактически живший в Москве и управлявший лишь великорусскою церковью...
  • - митрополит Киевский и всея Руси.Он упоминается в 1198-1210 годах митрополитом Киевским и всея Руси.Литература:Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. - 2-е изд. - М., 1902-1904, т. 1, с. 251, 788-789...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Киевский и всея Руси. Сохранившиеся о митрополите Георгии сведения очень немногочисленны и противоречивы. По происхождению одни считают его греком, другие грузином...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Киевский и всея Руси. С 1417 по 1433 год - епископ Смоленский...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - святитель, митрополит Киевский и всея Руси. † 1406...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Киевский и всея Руси. О митрополите Кирилле I сведений почти никаких не сохранилось, причем он не упоминается и в русских летописях...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Киевский и всея Руси. Имеются сведения, что пришел он в Россию из Греции, где тогда жили Константинопольские патриархи, изгнанные из Царьграда крестоносцами в 1204 году. Однако, как повествует...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Киевский и всея Руси. Был игуменом одного из южных монастырей. В 1242 году избран на Киевскую митрополию...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - святой, митрополит киевский и всея Руси, из греков...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Киевский и всея Руси. По происхождению грек. Посвящение на русскую митрополию принял в Царьграде...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - святитель, митрополит Киевский и всея Руси. † 992; память 30 сентября/13 октября. Святитель Михаил, по Иоакимовской летописи, был родом сириец...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит Киевский и всея Руси. По происхождению грек. В 1129 году хиротонисан в Константинополе на Киевскую митрополию. В ИЗО году прибыл в Киев. Много способствовал примирению враждовавших русских князей...

    Большая биографическая энциклопедия

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - митрополит киевский и всея Руси, прибыл из Греции в 1089 г. с великой княжной Анною Всеволодовной. Летописец говорит о нем: "Скопец, некнижен и умом прост"...
  • - митрополит киевский и всея Руси. Он прислан был константинопольским патриархом в 1164 г., но великий князь Ростислав I Мстиславич велел ему возвратиться и принял только после долгих убеждений со стороны визант...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - митрополит киевский и всея Руси. Грек по происхождению, присланный в Россию константинопольским патриархом в 1104 г., Н. правил в Киеве до самой смерти, отличаясь "кротостью" и "ученостью"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Пимен, митрополит Киевский и всея Руси" в книгах

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991)

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Митрополит Михаил (первый митрополит киевский +991) Митрополи?т Михаи?л – святой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988 – 991). Предположительно родом из Сирии.Как

Константин, митрополит Киевский

автора

Константин, митрополит Киевский Митрополит Константин (Дьяков), последний Экзарх Украины, хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 г. для Харькова. В 1935 г. он переехал из Харькова в Киев. При нем был полный разгром православной Церкви на Украине. Митрополит

Пимен, митрополит Харьковский

Из книги Новые мученики российские автора Польский протопресвитер Михаил

Пимен, митрополит Харьковский Митрополит Пимен (Пегов) до первой мировой войны был епископом в Проскурове (на Волыни). После революции - митрополитом в Харькове. Отличался стойким характером. Терпел всякие притеснения: выдворение из Успенского кафедрального собора,

Петр, митрополит Киевский и всея России, святитель

автора Автор неизвестен

Петр, митрополит Киевский и всея России, святитель Великий святитель Христов блаженный Петр происходил из Галицко-Волынской области. Родители его были люди благочестивые и богобоязненные; его отца звали Феодор, имя же матери его точно неизвестно. Перед рождением святого

Филипп, митрополит Московский и Всея Руси

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Филипп, митрополит Московский и Всея Руси Великий святитель Московский Филипп происходил из знатного и древнего боярского рода Колычевых, вышедшего из Пруссии в XIII веке.Отец святого Филиппа, боярин Стефан Иоаннович, был важным сановником при дворе великого князя

Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель

автора Автор неизвестен

Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, родился в последней четверти XIV века в селе Одинцове близ, города Солигалича, в Костромской земле. С ранних лет мальчик стремился к иноческой жизни. В двенадцатилетнем

Иоанн митрополит Киевский и Всея Руси, святитель

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Иоанн митрополит Киевский и Всея Руси, святитель Святой Иоанн в сане митрополита прибыл в Киев в 1080 году и скоро заслужил общее глубокое уважение. Преподобный Нестор (память 27 октября/9 ноября), его современник, говорит о нем: «Этот муж, сведущий в книгах, искусный в учении,

АЛЕКСИЙ, святый, митрополит Киевский и всея России

автора Коллектив авторов

АЛЕКСИЙ, святый, митрополит Киевский и всея России преемник св. Феогноста, родился в Москве 1292 г.; при крещении наречен Елевферием. Отец его, Феодор Баконт, был боярином при в.к. Иоанне Данииловиче и почитается родоначальником Плещеевых и других дворянских родов. Елевферий

ИОНА, святый, митрополит Киевский и всея России чудотворец

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ИОНА, святый, митрополит Киевский и всея России чудотворец родился в Галиче; отец его, Федор Опаушев, прозывался Одноуша. Иона постригся 12-ти лет в одном Галичском монастыре, а оттуда перешел в Московский Симонов монастырь. В 1437 году Иона посвящен был во епископа

ПЕТР, святый, митрополит Киевский и всея России

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ПЕТР, святый, митрополит Киевский и всея России первый из митрополитов, живший в Москве, родом из Волыни, пострижен 12 лет, поставлен в митрополита патриархом Афанасием (1308 г.) из игуменов Ряжского или Ратского монастыря, им основанного. Петр желал остаться в Киеве, но

ФОТИЙ, митрополит Киевский и всея России, Грек

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ФОТИЙ, митрополит Киевский и всея России, Грек уроженец Морейский из города Монемвасии; воспитывался в пустыне у благочестивого старца Акакия и с юных лет принял сан монашеский. В звании митрополита Монемвасийского прибыл он раз в Константинополь в то время как получено

ФЕОГНОСТ, святый, митрополит Киевский и всея России, родом Грек

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

ФЕОГНОСТ, святый, митрополит Киевский и всея России, родом Грек преемник митрополита св. Петра, хиротонисан 1328 года в Константинополе; того же года прибыл в Киев, а оттуда в Москву; управлял митрополиею 25 лет; преставился 1353 года марта 14; в сей день Церковь совершает память

2. Алексий, митрополит всея Руси

Из книги Святость и святые в русской духовной культуре. Том II. Три века христианства на Руси (XII–XIV вв.) автора Топоров Владимир Николаевич

2. Алексий, митрополит всея Руси К фигуре Алексия приходилось не раз обращаться выше в связи с его тесными отношениями с Сергием Радонежским. Несомненно, Алексий наиболее выдающаяся в XIV веке фигура среди духовных лиц на митрополичьем уровне, а из всех митрополитов того же

Феогност, Митрополит Киевский и всея Руси

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Феогност, Митрополит Киевский и всея Руси Блаженный Феогност, грек по происхождению, родился в Константинополе, еще юношей приобрел знание Божественных канонов и законов, проявил себя мужем разумным и боголюбивым и считался украшением родного города. Он поставлен был на

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1563)

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (+ 1563) Память его празднуется 30 дек. в день преставленияСвятитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 г. в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен именем Михаил в честь

Церковный титул «митрополита» был официально установлен в каноническом законодательстве IV века. Он обозначал епископа главного города каждой провинции Римской империи. Никейский собор, созванный императором Константином не только для разрешения богословских споров, но и для оформления нового, официального союза империи и вселенской церкви (325 г.), утвердил систему, при которой любое действие, требующее соборного участия нескольких епископов, - в частности, посвящение нового епископа, - должно было совершаться всеми епископами каждой «провинции» и утверждаться митрополитом. Епископы провинций должны были дважды в год собираться на синод, чтобы разрешать назревшие недоумения и споры. Председательствовал в синоде митрополит. Характернейшей чертой этой системы является параллелизм в структурах церкви и империи: «провинция», государственная административная единица, определяла сферу власти епископского синода, возглавляемого «митрополитом».

Этот параллелизм государственного и церковного правления утверждался и распространялся в последующие века. Халкидонский собор (451 г.) в 28–ом каноне даровал архиепископу Константинополя, получившего статус «Нового Рима», право совершать поставление митрополитов в государственные «диоцезы» Понта, Азии и Фракии; в каждый «диоцез» входило значительное число провинций. Таким образом, возникала база для более крупного административного объединения - «патриархата». Впрочем, тенденция к централизации не имела пока характера всеобщности: император Юстиниан упоминает митрополитов, «поставленных либо своим синодом, либо святейшими патриархами». Этот текст показывает, что в его время поставление митрополитов не стало еще исключительной прерогативой патриарха. Такая неопределенность, по крайней мере в некоторых областях, сохранялась на протяжении всего средневековья, что ниже будет обсуждаться в связи с историей русской церкви. Параллелизм государственной и церковной власти, принятый в пределах империи, был, естественно, неприменим в «варварских странах», где не существовало «провинций» и потому не могло быть митрополита. Поэтому в упоминавшемся выше 28–ом каноне говорится о митрополитах в имперских диоцезах, но в «варварских странах» упоминаются только епископы: эти епископы, если они подчинялись юрисдикции диоцезов Понта, Фракии или Азии, должны были ставиться Константинопольским патриархом. И именно в этом смысле известные византийские канонисты Зонара и Вальсамон прямо относили 28–ой канон к Руси: «Русские, - писали они, - это варвары, подчиненные диоцезу Фракии, поэтому их епископы должны ставиться патриархом Константинопольским».



Неясность, окружающая начальную пору существования русской церкви (до 1037 года нет упоминаний о наличии митрополита на Руси), может быть связана с тем фактом, что первая византийская иерархия в Киеве состояла из епископов–миссионеров, и поставления митрополита надо было дожидаться до тех пор, пока, при Ярославе, византийцы не сочли, что Русь прочно вошла в византийскую ойкумену. Но даже и потом Вальсамон считал, что русские живут в «варварской» стране.

Существует и другой канонический текст, который, видимо, повлиял на статус церкви в славянских странах вообще и в России в частности: в нем об обязанностях митрополита говорится в выражениях, которые скорее имеют отношение к «варварским» странам. 34–й канон «Правил святых апостолов» - фактически отражающих церковные обычаи «восточного» (сирийского) диоцеза IV века - гласит: «Пусть епископы каждого народа выберут из своей среды первого и пусть считают его своим главой и не делают ничего без его ведома, но пусть каждый из них управляет делами своей общины и селений, которые зависят от него. Но он не должен предпринимать что–либо, не узнав общего мнения. Для этого должно быть согласие, дабы Бог прославился через Господа в Духе Святом: Отец, Сын и Святой Дух». Византийские толкователи XII века - Аристин, Зонара и Вальсамон - считали, что этот текст относится к канонической структуре «провинции». С другой стороны, даже современные канонисты удивляются употреблению здесь слова «народ», некоторые из них предполагают, что речь идет о существовании национальных церквей в том виде, как они оформились в XIX веке.

В любом случае, вне зависимости от первоначального значения слова, 34–е правило святых апостолов широко применялось за границами империи, где не существовало римского деления на провинции. В этих областях к имени епископа часто добавляются национальные определения, а не названия городов, как на территории империи. Так же было и в случае с назначенным на Русь греческим митрополитом: в византийских источниках его чаще всего называют митрополитом «России», а не более точно - «митрополитом Киевским». Византийский историк Никифор Григора, писавший во второй половине XIV века, в своем хорошо известном пассаже о «многочисленном народе» Руси отмечает, что этим народом управляет «один первосвященник, который сам подчиняется Константинопольскому патриархату». Сходно, и более казенно, в терминах общественно–политических, очерчивает устроение и функции русской митрополии послание патриарха Антония и его синода (1389 г.).

«Изначала установлено, чтобы вся русская церковь была пасома и управляема одним митрополитом: [так пошло] с того времени, когда русские сподобились получить именование по Христу и подчинились нашей великой Христовой, кафолической и апостольской церкви. Конечно, не просто, как это сказал бы кто, и не случайно божественные оные мужи устроили, дабы многолюдный, тмочисленный, можно сказать, почти бесчисленный тот народ, имел одного предстоятеля и всеобщего учителя. Но так как великая русская земля разделена на многие и различные мирские княжества и на столько гражданских областей, что имеет многих князей, еще более [мелких] владетелей, которые не менее разделены по своим стремлениям, как по делам и местам, так что многие восстают и нападают друг на друга и поощряются к раздорам, войнам и к избиению своих единоплеменников: то божественные оные отцы, провидя сие божественным Духом, как ученики мирного и кроткого Христа,… принимая во внимание, что не на добро и не на пользу им будет, если и церковная область распадется на многие части, что напротив, единый для всех митрополит будет как бы связью, соединяющею их с ним и между собою, установили там одну власть духовную, за невозможностью привести к единству власть мирскую. Прекрасно рассудили они, что подчиненные одному [духовному] предстоятелю и вождю находились бы в мире между собою: ибо все почитали бы одну главу, поставленную по образу истинно и первоединой главы Христа, из которого, говоря словами божественного апостола, все тело церкви составляется и совокупляется и приводится к единству веры». (Еф. 4,15–1 б).

Тексты Григоры и патриаршего синода отражают византийское видение Руси, определившее очень последовательную политику византийского правительства в этой стране, которую считали единым «народом», церковно объединенным одним пастырем. 34–ое апостольское правило расценивалось, естественно, как канонический авторитет, точно соответствующий ситуации и дающий терминологию, необходимую для описания русского церковного устройства. Правда, в XI веке на короткое время еще возникали отдельные митрополии в Переяславле и Чернигове, но это были лишь нестойкие плоды колебаний византийской политики. Аналогичные попытки, предпринимавшиеся на Руси в XII и XIV веках, встречали твердое сопротивление патриархата. В широком смысле, именно Византия была прямым инициатором установления на Руси единой церковной ограничивалась этническими рамками русского народа, а не административными пределами римской «провинции», как в других митрополиях патриархата. «Национальный» характер русской митрополии первоначально призван был облегчать административный контроль над русской церковью и способствовать дипломатическому воздействию на русское государство, но благодаря ему на Руси сложилась также традиция церковной централизации, которая веками существовала в независимой русской церкви после крушения Византии.

1. Положение и власть митрополита

В византийских источниках сохранилось несколько официальных перечней митрополий и подчиненных им епархий (Notitiae episcopatum). Знакомясь с этими перечнями, особенно относящимися к XIV веку, исследователь поражается необычности статуса русской митрополии. Несмотря на огромные размеры и географическую протяженность, она числилась среди традиционных кафедр Малой Азии и Балкан, которые составляли исконную территорию патриархата и все еще считались соответствующими древним римским провинциям. В начале XIV века в юрисдикцию патриарха входило 112 митрополий. При императорах Андронике II (1282–1328), Андронике III (1328–1341) и в первые годы правления Иоанна V (1341–1347) в митрополиты были возведены еще двадцать шесть «автокефальных архиепископов» и восемь епископов. По мере сокращения империи и образования независимых церквей в Болгарии и Сербии, фактическая власть многих митрополитов становилась минимальной: они были митрополитами лишь по званию. Тем не менее, русский митрополит, с его огромной властью, занимал по старшинству лишь шестидесятое место. Более того, во время перетасовки митрополичьих кафедр при Андронике II русская кафедра отодвинулась с шестидесятого на семьдесят второе место. Вряд ли это свидетельствует о нарочитом унижении русского митрополита, поскольку такие же перемещения коснулись и других кафедр, но определенно говорит о сугубо византийской способности настаивать на теоретической неизменности ойкумены, символически возглавляемой императором и патриархом, и при этом не принимать во внимание очевидную историческую реальность. Одновременно этот внешний идеологический консерватизм очень умело и реалистически использовался для поддержания престижа «имперской столицы» и для распространения ее влияния и контроля в областях, которые - как и Русь - иначе давно освободились бы от них. Лишь изредка митрополичье достоинство и русское национальное чувство поощрялись отличиями, полагавшимися им по византийскому протоколу: например, послания патриарха русскому митрополиту запечатывались свинцовыми печатями, тогда как для других была предусмотрена восковая. На Руси число епархий значительно менялось в зависимости от исторических и политических обстоятельств. Греческие перечни XIV века всегда тщательно выделяют епархии, расположенные на территориях, подвластных великому князю Владимирскому. Эти области северо–восточной Руси обычно называли «Великой Русью», а «Малой Русью» обычно называли земли бывшего Галипко–Волынского княжества. «Малороссийскую группу» составляли постоянно шесть епархий - Галич, Владимир–Волынский, Перемышль, Луцк, Туров и Холм; в то же время Чернигов (иногда объединяемый с Брянском), Полоцк и Смоленск по мере экспансии литовских князей перешли из северо–восточной в юго–западную группу. С перерывами существовали Переяславская и Белгородская епархии, а епархия Юрьевская упразднилась в XIV веке. В состав «Великой Руси» постоянно входили епархии Владимира на Клязьме, Новгорода, Ростова, Суздаля, Сарая, Рязани, Твери, Коломны и Перми (последние две были образованы в XIV веке).

Хотя после разорения Киева татарами митрополит больше не жил там, он сохранял свой традиционный титул и продолжал считаться епископом Киевским. Впрочем, фактические пределы его юрисдикции определялись политическими событиями XIII и XIV веков. В 1299 г. греческий митрополит Максим перенес свою постоянную резиденцию во Владимир, столицу северного великого княжения, присоединив этот город к Киевской епархии. Его преемник Петр перенес кафедру в новую столицу, Москву, где построил кафедральный собор, сохранив при этом в своей юрисдикции и Киев, и Владимир. В результате митрополит считал своими кафедральными соборами три храма: Святую Софию в Киеве, Успенский собор во Владимире и новопостроенный Успенский собор в московском Кремле. Кроме того, во время посещений своей паствы в великом княжестве Литовском, митрополит располагал официальной резиденцией в Новогрудке; ему подчинялось православное духовенство в столице Литвы Вильно и в Гродно. Фактически, митрополит возглавлял две епархии, Киевскую и Владимирскую, и, кроме того, ему принадлежала каноническая власть над церквами политических столиц двух «России»: Москвы и Вильно. Исключительность полномочий и престижа митрополита как духовного главы «многочисленного народа» усугублялась необъятностью митрополии и ее символическим значением. Поскольку сам митрополит был, естественно, не в состоянии лично править церковными учреждениями, находящимися в разных, подчас враждующих, княжествах, то в Киеве, Вильно и Москве назначались его постоянные наместники. В отсутствие митрополита наместники распоряжались от его имени, пользуясь большой властью над духовенством и даже над епископами, хотя сами епископами могли и не быть.

В качестве епископа Киевского и Владимирского, митрополит, конечно же, получал большие доходы от веками накопленных имуществ этих епархий. В доход митрополита шли также несколько видов церковных налогов, в том числе судебная пошлина. Ниже мы будем говорить о долгом споре между митрополитом и Новгородом относительно судебных прав митрополита в других епархиях. Глава русской церкви получал также постоянный доход от других епископов, которые при поставлении обещали «исправно выплачивать все пошлины митрополичьему престолу». Поскольку престол митрополита Киевского и всея Руси замешался из Константинополя и поскольку его часто занимали греки, огромные доходы митрополии очень привлекали обнищавшие византийские власти. Кроме того, митрополит легко мог склонить русских князей на дополнительные пожертвования для Константинополя. При поставлении нового митрополита патриархат получал крупные подношения (ниже мы укажем на такие случаи); можно предположить - хотя у нас нет прямых тому свидетельств - что митрополия регулярно платила патриарху налог, подобный тому, какой сама получала от своих епископов. Наконец, известно несколько случаев русской помощи в ответ на экстренные просьбы из Константинополя: в 1346 г., когда обрушилась апсида Святой Софии, из России была прислана значительная сумма денег на ее восстановление, чему, несомненно, способствовал влиятельный митрополит Феогност, грек, друг Никифора Григоры, который и рассказал об этом. В 1398 г. вновь было послано пожертвование в Константинополь, осажденный турками. В 1400 г. патриарх Матфей обратился непосредственно к митрополиту Киприану, прося еще денег на защиту Константинополя. Наконец, во время подготовки Флорентийского собора предполагалось, что русский митрополит внесет около 100.000 гиперпир, в то время как другие «богатые» кафедры, например Грузии и Сербии, не могли внести более 20.000 каждая. Одних этих фактов достаточно, чтобы объяснить упорство политики византийского патриархата, направленной на сохранение его власти над единой русской митрополией.

2. Выборы епископов

Наиболее очевидные и традиционные обязанности митрополита состояли в контроле и утверждении выбора епископов. Эта процедура описывается в источниках того времени. Из рассказов видно, что некоторые предписания древних канонов соблюдались с полной точностью, хотя необычность условий управления русской «провинцией» патриархата - отдаленность от Константинополя, обширность страны, ее политическое разделение - мешала выполнению наиболее существенного и неизменного требования епархиальной жизни: созыву епископских съездов, которые, согласно 5–му канону Никейского собора, должны были посвящать епископов и дважды в год собираться для решения текущих вопросов. Для поставления епископа требовалось присутствие всех епископов «провинции» (Никейский собор, 4–й канон). Однако в России все епископы не собирались никогда. Только однажды, в 1274 г., митрополит Кирилл воспользовался поставлением нового епископа Владимирского, чтобы созвать совещательный собор для решения уставных и литургических вопросов. Но даже на этом соборе присутствовало только четыре епископа, кроме самого митрополита и только что посвященного Серапиона Владимирского. В сущности, не больше, чем на любом другом собрании, которое требовалось для поставления нового епископа, ибо митрополит не мог совершать посвящений один.

Источники детально рассказывают о процедуре поставления при митрополите Феогносте в 1328–1347 гг., и это описание подтверждается текстом сочинения «Устав како достоит избирать епископа» 1423 г. Митрополит всем посылал приглашение участвовать в поставлении, но приезжали только некоторые: пятеро на посвящение Иоанна Брянского и Черниговского (19 ноября 1335 г.); четверо на посвящение Афанасия Владимирского (май 1328 г.), Феодора Галицкого (май 1328 г.), Павла Черниговского (апрель 1332 г.), Афанасия Сарайского (июнь 1334 г.), Василия Новгородского (август 1331 г.); трое на поставление Трифона Луцкого (6 дек. 1331 г.) и Даниила Луцкого (2 марта 1330 г.); и только двое - на рукоположение Антония Ростовского (октябрь 1329 г.), Исаака Сарайского (30 ноября 1343 г.), Евфимия Смоленского (август 1345 г.), На–фанаила Суздальского (7 августа 1347 г.) и Феодора Тверского (март 1330 г.). Чтобы не нарушить канон, все отсутствующие присылали письменное согласие на поставление, которое совершалось без них.

Согласно чину избрания, присутствующие епископы, после обсуждения, которым руководило доверенное лицо митрополита (но не сам митрополит), избрали трех кандидатов на вакантную кафедру. Из них митрополит сам выбирал одного, которого и посвящал. При таком порядке епископы очень мало могли влиять на избрание кандидатов. В домонгольскую эпоху князья часто вмешивались в выборы, но татарское нашествие, зависимость от Орды, частые перемещения с одного княжения на другое, в соответствии с принципом родового старшинства, прихоти татарских ханов ограничили княжескую власть над поставлением епископов. С другой стороны, новые епископы при рукоположении давали обет не подчиняться никакому давлению гражданских властей и повиноваться только митрополиту Киевскому и всея Руси.

Как порядок поставления епископов, так и другие исторические свидетельства говорят о том, что ни епископы, ни князья не могли тягаться с исключительной властью митрополита, которого ставили в Константинополе и который, особенно если он был греком, пользовался статусом иностранного дипломата, признаваемого татарами. В распоряжении митрополита находилось огромное недвижимое имущество в нескольких княжествах. Таким образом, для утверждения влияния и престижа церкви форма поставления митрополита имела большое значенье.

Существовала, однако, одна епархия, которая, будучи частью митрополии, сумела завоевать относительно независимое положение. Речь идет о Новгороде. Новгород вел торговлю с ганзейскими купцами, держал в подчинении огромные территории от Финляндии и Ледовитого океана до Урала. Новгород добился значительной политической независимости; завидное преимущество состояло в том, что это был единственный крупный русский город, избежавший татарских набегов. По внутреннему устройству Новгород был несколько схож с итальянскими городами–государствами, там существовала определенная демократия, наиболее существенным признаком которой было собрание горожан - вече. Было бы ошибкой отождествлять это устройство с современной демократией (право голоса на вече имели только землевладельцы, ведущую роль играла торговая верхушка); Новгород управлялся своеобразной коллегией: князем, чья власть была ограничена военной и судебной областями, двумя выборными чиновниками - посадником и тысяцким, которые представляли горожан и ведали внутренними делами. Четвертое по важности место в городском управлении занимал епископ. С XII века он носил титул «архиепископа». В византийской церкви этот титул обычно принадлежал «автокефальным» иерархам, которые подчинялись не митрополиту, а непосредственно патриарху. Хотя новгородский архиерей никогда не назывался «автокефальным», его избирали совсем иначе, нежели других епископов: отчасти новгородский обычай совпадал с законодательством Юстиниана, согласно которому собрание местного духовенства и знатных горожан должно выбирать трех кандидатов на свободный престол. Однако Юстиниан даровал митрополиту право, если речь шла о подчиненных ему епископах, избирать и рукополагать одного из трех представленных кандидатов, а новгородский епископ избирался по жребию, так что митрополит практически не имел голоса при избрании, если не считать теоретического права отказать в поставлении избранного кандидата. Впрочем, новгородский архиепископ никогда не имел права добиваться поставления от константинопольского патриарха, а следовательно никогда не был истинно «автокефальным» архиереем. В XIV веке между митрополитом и архиепископом часто возникали трения, особенно, когда Новгород мог к своей выгоде использовать угрозу раскола митрополии. Примером такого скрытого конфликта могут служить противоречивые сведения относительно хиротонии Василия Калики (25 авг. 1331 г.), содержащиеся, с одной стороны, в официальном греческом реестре митрополита Феогноста, а с другой - в Новгородской летописи. Согласно реестру, избрание и хиротония совершались так же, как и в других случаях, когда собор епископов избирал трех кандидатов.

Этот источник позволяет предположить, что митрополит не признавал привилегий новгородского архиепископа. Однако Новгородская летопись повествует о том, что после отречения архиепископа Моисея Новгород восемь месяцев оставался без епископа, «и много гадавше новгородцы, и возлюбиша весь Новгород от мала и до велика, игумени и Попове Богом назнаменана Григория Калику, мужа добра, кротка и смирена… и пострижеся в святый ангельский образ, месяца генваря, и наречен был именем Василий, и посадиша и в владычне дворе, дондеже пошлют к митрополиту». Затем летопись говорит о поставлении Василия Феогностом, совершившемся во Владимире–Волынском, где в тот год находился митрополит. Феогност, очевидно, не нарушил обычной процедуры выборов, но реальной возможности посвятить или не посвятить Василия у него не было, так как тот исполнял функции правящего новгородского архиерея. Более того, Феогност подтвердил подчинение Пскова юрисдикции новгородского архиепископа. Он же сделал очень необычный жест, свидетельствующий о том, что русский митрополит пользовался некоторыми правами патриарха, - даровал Василию право носить «полиставрион», «ризы крещатые», т. е. фелонь, украшенную четырьмя крестами, - этой привилегией пользовались только самые высокопоставленные византийские иерархи (1346 г.).

Играя на новгородской гордости, Феогност энергично утверждал свою власть над архиепископством, что вызвало жалобы новгородцев, направленные непосредственно в Константинополь, а также не совсем лояльное поведение архиепископа, когда шла борьба за единство митрополии, - об этом мы будем говорить ниже.

3. Поставление патриархом Константинопольским как источник власти митрополита Киевского

Если в бурную эпоху татарского нашествия и столкновений между разными политическими центрами Восточной Европы митрополит Киевский и всея Руси мог действовать в значительной степени независимо от местных обстоятельств и давлений, продолжая быть средоточием единства русских княжеств и дипломатическим посредником между Византией, Золотой Ордой, великими княжествами Московским и Литовским и королевством Польским, то преимущественно благодаря тому, что в XIII–XIV веках он продолжал оставаться ставленником императора и патриарха Константинопольского. Таким образом, традиционный престиж церкви (в XIV веке скорее возросший, чем уменьшившийся) поднимал политическое, культурное и религиозное влияние Византии в Восточной Европе на такую высоту, которой трудно было ожидать от слабой, обнищавшей и разгромленной империи.

Законодательство Юстиниана очень гибко трактовало вопрос об избрании митрополита. Оно допускало поставление епископов либо синодом, либо патриархами. Однако в позднейший период византийской истории усиление централизации привело к тому, что утвердилась практика поставления митрополитов константинопольским патриархом. В XI и XII веках на Руси эта практика вызывала сомнения, а в XV от нее отказались в пользу более древнего обычая, который разрешал избрание и поставление митрополита совершать собору епископов его «провинции». Однако в течение XIII и XIV веков власть патриарха в этом вопросе была безусловной.

Конечно, сосредоточение церковной власти в Константинополе влекло за собой усиление влияния императора. Канонический запрет применяться духовенству к светской власти в Византии всегда понимался очень формально и не исключал «совета» или «утверждения» императором кандидатов патриаршего синода. Это лицемерие особенно бросалось в глаза в период могущества империи, когда императоры оказывали решающее влияние на все церковные дела, включая выборы патриарха. Но в последующий период дело могло обстоять иначе. Хотя воля императора оставалась решающей при поставлении патриарха (он избирал одного из трех кандидатов синода), в целом в церковных делах контроль его далеко не был абсолютным. Как правило, патриарх и его синод были достаточно сильны, чтобы в нужных случаях противостоять императорскому нажиму. Например, патриархат успешно сопротивлялся планам унии с римской церковью. В актах патриархата об избрании епископов иногда, но далеко не всегда, упоминается формальное одобрение императора. Однако в случае с русским митрополитом, положение которого в политическом отношении далеко не могло равняться с положением обычных «провинциальных» византийских иерархов, «симфония» была настоятельной необходимостью. Это хорошо заметно в актах избрания русских митрополитов XIV века: в 1354 году епископ Владимирский Алексий был поставлен на кафедру митрополита Киевского синодальным декретом, утвержденным императором. Те же формальности были соблюдены при избрании Пимена (1380 г.). Кроме того, пользуясь одним из своих традиционнейших прав (подкрепленных Никейским собором 325 года, который принял идею согласованности управления церковью с государственным управлением), император обычно определял географические пределы церковной юрисдикции патриархов и митрополитов. Иоанн VI Кантакузин использовал это право в хрисовуле 1347 г., запрещавшем выделение самостоятельной Галицкой митрополии; он сам сообщил русскому митрополиту и князьям об этом решении. Синод post factum утвердил императорский хрисовул. Аналогично этому, Иоанн V председательствовал на синоде, который установил границы новой Литовской митрополии (1361 г.). Впрочем, в других подобных случаях о решениях императора не сообщается - например, при восстановлении Галицкой митрополии (1371г. или при окончательном утверждении Киприана на митрополичьей кафедре (1389 г.). Трудно сказать, почему это произошло: то ли императора не было в городе, когда принималось решение, то ли патриархат хотел проявить самостоятельность, то ли просто документы императорской канцелярии, относящиеся к этому событию, не сохранились.

Византийские власти с самого начала христианства на Руси крепко держали бразды правления русской митрополией и ставили митрополитами епископов–греков. Двое русских - Илларион (1051 г.) и Климент (1147–1155 гг.) стали митрополитами вследствие сознательного нарушения традиции, чему, по крайней мере в случае с Климентом, воспротивились не только греки, но и те русские, которые стремились сохранить канонический status quo. Только в XIII веке, когда ослабленное византийское правительство, укрывшееся в Никее, вынуждено было усвоить более гибкую политику относительно православных славян, русским князьям было позволено выдвигать своих кандидатов на митрополичью кафедру, но патриархат сохранял за собой право утверждения. Однако в XIII и XIV веках за власть на Руси боролось несколько политических центров, и каждый стремился поставить своего кандидата митрополитом Киевским, или, со временем, - выделиться в особую митрополию. В течение указанного периода столкновение местных интересов с централизаторскими тенденциями Византии было истинным стержнем исторического процесса в Восточной Европе.

Смягчение церковной политики Византии по отношению к Руси не означало, что от принципа назначения греков на кафедру далекой, но важной митрополии совершенно отказались. Перечень митрополитов XIII и XIV веков поражает этническим разнобоем: Иосиф (грек, 1237–1240 гг.), Кирилл (русский, 1242–1281 гг.), Максим (грек, 1283–1305 гг.), Петр (русский, 1308–1326 гг.), Феогност (грек, 1328–1353 гг.), Алексий (русский, 1354–1378 гг.). Смута, последовавшая за смертью Алексия, привела к усилению византийского контроля при Киприане (из южных славян, 1389–1406 гг.), Фотии (грек, 1408–1431 гг.) и Исидоре (грек, 1436–1441 гг.).

Последовательное чередование русских и греков на кафедре в течение более чем столетия (1237–1378 гг.) можно было бы счесть случайностью. Однако византийский историк Никифор Григора в сочинении «История ромеев» дает пристрастный, но очень подробный обзор русских дел и описывает такое чередование как результат целенаправленной политики византийского правительства. Он пишет: «С тех пор, как этот народ воспринял истинную веру и святое крещение от христиан, было решено раз и навсегда, что им будет править один первосвященник … и что этот иерарх будет подчинен константинопольскому престолу … он будет избираться поочередно из этого (русского) народа и из тех, кто рожден и воспитан здесь (т. е. в Византии), так, чтобы после смерти каждого следующего митрополита происходило чередование в наследовании церковного правления в этой стране; таким образом связь между двумя народами, укрепляясь и утверждаясь, послужит единству веры…».

Предположение Григоры о том, что еще со времен Владимира существовала формальная договоренность о чередовании митрополитов, вряд ли соответствует истине и во всяком случае не подтверждается историческими данными: до XIII века киевскую кафедру постоянно занимали греческие иерархи. Более того, в высшей степени официальный текст XIV века - акт избрания Алексия в 1354 году, утвержденный патриархом Филофеем, - описывает назначение митрополита из русских как исключение и снисхождение со стороны патриархата. Синодальный акт упоминает об особом благоволении к Алексию со стороны его предшественника, грека Феогноста (Феогност неофициально назначил Алексия своим преемником), о рекомендациях, полученных из Москвы от великого князя Ивана Калиты, и характеризует назначение русского как нечто «противное обычаю и крепости церкви», разрешая совершить подобное поставление «только для Алексия и для него одного». На будущее же выносится безапелляционное решение: «Мы никоим образом не разрешаем и не уступаем, чтобы кто–либо назначался митрополитом на Русь, если он пришел оттуда, но только если (он уроженец) этого прославленного Богом, вознесенного Господом и благословенного города Константинополя, если он заслуживает того добродетелью и поведением, хорошо образован и наставлен в учении, проповеди и церковных законах и способен управлять каноническими делами для обшего блага и в соответствии с церковным и каноническим порядком, вести христианский народ России к пастбищам спасения, совершенно независимо и без всякого вмешательства со стороны. И мы советуем патриархам, которые наследуют нам, действовать так же, поскольку это лучше всего и много способствует созиданию церкви Божией».

Нам представляется, что подобный пассаж в официальном документе патриархата исключает возможность существования формального соглашения в XIV веке о чередовании греков и русских на кафедре митрополии. Григора, близко знавший константинопольские высшие круги и митрополита Феогноста, говорил, может быть, о политической практике, неофициально применявшейся в XIII веке и возведенной им-в очень, правда, общих выражениях - к истокам христианства на Руси. Более того, можно утверждать, что к чередованию греков и русских благоприятно относился корреспондент и друг Григоры, влиятельный митрополит Феогност, который сменил русского митрополита Петра и назначил своим преемником русского же Алексия. Возможно, что оговорка, которую делает патриарх Филофей, говоря о поставлении Алексия, объясняется именно тем, что неофициальная линия на время возобладала: сам Филофей не разделял взгляда, излагаемого Григорой и проводимого Феогностом, и был против этой политики. Для правления «исихастских» патриархов, из которых сильнейшим был Филофей, было характерно стремление к централизации. Замешательство, последовавшее за смертью Алексия (1378 г.) и повлекшее за собой наречения и посвящения русских кандидатов на митрополию, в значительной степени помешало исполнению воли Филофея, усилиями которого в 1389 году (уже после его смерти) в качестве законного митрополита утвердился назначенный в Византии Киприан. Можно также сказать, что оба преемника Киприана, Фотий и Исидор, были «рождены и воспитаны» в Константинополе, как того требовало синодальное решение 1354 года, принятое по указу Филофея. Таким образом, между 1389 и 1441 годами преемники Филофея следовали его совету не поставлять митрополитов из кандидатов русских князей.

В любом случае, в XIV веке византийская политика на Руси была направлена на усиление административного контроля над церковью со стороны патриархата. Несмотря на некоторые отклонения, вызванные неблагополучием в самой Византии и противоборствующими усилиями иностранных держав, поставление русского митрополита столицей «византийского содружества» позволяло ему уверенней проводить политику централизации в эпоху, когда значительно усилились центробежные тенденции и разные политические образования стремились овладеть наследием Киевской Руси. Возможно, самым крупным препятствием для патриархата было расстояние, отделявшее Византию от резиденции митрополита (с 1308 года в Москве). Путешествие занимало месяцы, так что с момента смерти митрополита до приезда его преемника проходило очень много времени. Однако патриархат никогда не отказывался от права посвящать нового митрополита в Константинополе, был ли то грек или русский. Пока кафедра пустовала, между представителями разных тенденций и направлений шла борьба за поставление своего кандидата, и это мешало сохранению единства митрополии.

4. Начало разделений

Мы говорили о том, что «митрополит всея Руси» был для русских представителем византийского универсализма. Мы видели также, что митрополит Кирилл (1242–1281 гг.) - ставленник князя Галицкого, - занимая кафедру митрополита Киевского, большую часть времени проводил на подвластном татарам северо–востоке, тем самым предвосхищая тенденции церковной политики следующего века. Его преемник, грек Максим (1283–1305 гг.), окончательно перенес свою резиденцию во Владимирское княжество. Причины этой политики, с самого начала несомненно поддерживавшейся Константинополем, мы обсудим ниже. Но некоторые из них можно выявить на основе тех фактов, о которых уже шла речь: дружественные в целом отношения Византии и Золотой Орды, усиленные торговыми интересами Генуи; угроза со стороны тевтонских рыцарей, а вскоре и Польши, которая с запада угрожала самому существованию «византийского содружества» и православной веры; относительная ненадежность князей «Малой Руси», искушаемых союзом с западом, и литовских князей, все еще язычников, но также подчас склоняющихся к западному христианству. При этих обстоятельствах Монгольская империя, пусть и давившая тяжелым бременем на русский народ (но не на церковь и ее греческих предстоятелей!), казалась более надежной структурой для сохранения византийского наследия.

Однако перенесение митрополичьей кафедры из традиционного Киева и политика союза с северовосточными князьями, татарскими данниками, вызвала сепаратистские тенденции на юго–западе. Эти тенденции, направленные на создание отдельных митрополий в Галиче и Литве, были вызваны не противодействием византийскому православию, а стремлением к самостоятельности тех областей, которые как бы отошли на второй план в церковных делах митрополии и правители которых чувствовали себя обделенными в результате перемещения центра на север. Разве мог митрополит ставить в юго–западных областях епископов и действительно править ими, если помехой служили не только огромные расстояния, но и ревниво оберегаемые политические границы? Разве православная паства Галицко–Волынского княжества и Литвы не становилась беззащитной жертвой западного прозелитизма? Нет сомнения, что для Константинопольского патриархата именно эти аргументы говорили в пользу выделения западных митрополий.

Юрий Галицкий (1301–1308 гг.), внук Даниила, стремился вернуть своему княжеству, разоренному татарами и натиском Польши и Литвы, положение буферного государства между востоком и западом. Есть основания считать, что он, как и дед, принял королевский титул (rex Russiae). Обычно подобный акт предполагал дипломатические сношения с папством, ибо оно было легальным источником королевских привилегий, а значит - разрыв с традиционной принадлежностью Галича к византийской ойкумене. Прямых сведений о том, что Юрий Галицкий всерьез намеревался изменить религиозную ориентацию, у нас нет, но пригрозить этим Византии он мог, требуя довольно скромной уступки - создания независимой митрополии; Юрий как бы повторял дипломатический сценарий, разыгранный в XIII веке болгарами и сербами, получившими от Византии признание независимости их церквей. В любом случае, греческие источники подтверждают, что епископу Галицкому был дарован статус митрополита с подчинением ему епископов Владимиро–Волынского, Холмского, Пермышльского, Луцкого и Туровского. Это произошло при императоре Андронике II, в начале второго правления патриарха Афанасия (1303–1309 гг.). Примечательно, что об этом событии не упоминается ни в русских летописях, ни в недавно опубликованной переписке императора Андроника II и патриарха Афанасия. Однако известно, что Афанасий выдвинул программу церковной реформы, основанную на укреплении власти патриархата, так что создание нескольких новых митрополий, непосредственно зависящих от Константинополя, могло отражать его взгляд на Русь в целом. Итак, митрополит Галицкий, предположительно Нифонт, был назначен в 1303–1305 гг. Но в отношении Галиции взгляды Афанасия быстро изменились. С помощью поистине виртуозной дипломатии, которой владели и последующие византийские патриархи XIV века, Афанасий вскоре восстановил единство русской митрополии.

В 1305 году во Владимире умер митрополит–грек Максим; там же он был и похоронен. По–видимому, о назначении преемника из греков речи не было, что подтверждает выдвинутую выше гипотезу о неписаном соглашении относительно чередования греческих и русских кандидатов. Положение осложнялось существованием на Руси двух великих княжеств. В результате патриарх Афанасий и византийские власти имели дело с двумя кандидатами (о Нифонте, первоначально назначенном на Галицкую кафедру, в связи с событиями 1305–1308 года не упоминается; он либо умер, либо вынужден был отказаться от сана). Галицкий «король» Юрий I выдвинул своим кандидатом монастырского игумена и иконописца Петра, который должен был заменить Нифонта в качестве митрополита Галицкого. Владимирский же князь Михаил Тверской послал в Константинополь другого претендента, Геронтия, с тем чтобы тот поставлен был митрополитом «всея Руси».

Прошло три года, прежде чем решен был этот церковный спор. Столь долгое промедление нельзя объяснить лишь длительностью путешествия в Константинополь: совершенно очевидно, что нажим заинтересованных сторон и обсуждение условий заставляли патриархат долго колебаться. Наконец, в мае–июне 1308 года патриарх Афанасий и его синод утвердили галицкого кандидата Петра митрополитом «Киевским и всея Руси». Этот удивительный дипломатический компромисс, временно положивший конец галицкому сепаратизму, но вместе с тем давший галицкому кандидату власть над всей русской церковью, ясно показывает, что с византийской точки зрения единство митрополии было важнее жалоб «Малой Руси» на церковную заброшенность. Петр приехал во Владимир в 1309 году, посетив по дороге Киев и, возможно, Галич и Волынь. Со временем он выбрал в качестве постоянной резиденции скромную тогда Москву и стал, как мы увидим, одним из первых поборников ее возвышения. Между 1325 и 1347 годами в источниках упоминаются еще два «митрополита Галицких» - Гавриил и Феодор; оба, усилиями преемника Петра, митрополита–грека Феогноста, были со временем либо лишены кафедры, либо понижены до ранга простых епископов. Недолгое возобновление Галицкой митрополии было, несомненно, следствием усилий князей Болеслава–Юрия и Любарта, но ни одному из них не удалось создать прочной государственной власти, которая могла бы подкрепить их притязания. Составитель византийской «Нотиции», смущенный этими событиями, отметил, что «митрополит Галиикий много раз получал эту честь, но властью русского митрополита был вновь сводим до положения епископа».

Источники указывают на существование в течение того же периода Литовской митрополии, возникшей, несомненно, благодаря растущей мощи Гедимина. Она была учреждена императором Андроником II и патриархом Иоанном Гликисом (1315–1319 гг.). Поставленный на эту кафедру митрополит Феофил был в Константинополе на заседаниях синода в 1317, 1327 и 1329 гг. Его резиденция находилась в старой литовской столице Новгородке (Новогрудек, Новогрудок). Ему подчинялись епископы Полоцкий и, возможно, Туровский. Впрочем, в 1330 году Феофил умер, и митрополит феогност добился того, что ему не назначили преемника.

Эти первые попытки нарушить единство митрополии, обусловленные политическими разногласиями Восточной Европы, не изменили общих установок византийской церковной администрации по отношению к Руси. Константинополь проявлял определенную гибкость, но при этом власть и решающая роль патриархата оставались прежними. Ниже мы увидим, что власти этой предстояли гораздо более серьезные потрясения, вызванные не только борьбой разных политических сил на Руси, но и внутренним кризисом в Византии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.