Меры нетарифного регулирования в рф. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Введение……………………………………………………………………2стр.

1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности….4стр.

1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД…………………………………………………………………………4стр.

1.2 Специальные меры нетарифного регулирования……………………7стр.

Заключение………………………………………………………………...13стр.

Список использованной литературы……………………………………..14стр.

Тест с ответами…………………………………………………………….15стр.

Введение

Глобализация мировой экономики - объективная реальность современного этапа ее развития. Основным направлением экономической взаимозависимости развития отдельных стран, регионов и предприятий стал процесс дальнейшего углубления международного разделения труда, включение в него новых субъектов экономических отношений.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренными изменениями форм и методов, которые применялись на протяжении десятилетий предшествующего развития. Десятки тысяч предприятий, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размеров имущества, сферы деятельности, состава собственности, получили возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов. Поэтому тема нетарифного регулирования ВЭД в нашей работе будет актуальна.

Нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности играют важную роль в торгово-политическом механизме. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС.

В Российской Федерации под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин). Обратим внимание, что и в Таможенном кодексе РФ, и в Законе "О таможенном тарифе" не дается определение нетарифного регулирования; мы находим там лишь понятие мер экономической политики.

Следовательно, целью данной работы является рассмотрение структуры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

1. Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

1.1 Особенности и структура методов нетарифного регулирования ВЭД.

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования. - С. 217.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

1. Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка.

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

3. Выполнение международных обязательств.

4. Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров.

5. Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

6. Защита общественной морали и правопорядка.

7. Защита культурных ценностей.

8. Обеспечение национальной безопасности.- С. 51.

Нетарифные меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности отличаются большим разнообразием. По данным П. Х. Линдерта, насчитывается более 50 различных способов нетарифного регулирования. В соответствии с классификацией ЕЭК ООН всё многообразие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно разделить на три группы:

1. Меры прямого ограничения

2. Таможенные и административные формальности

3. Прочие нетарифные методы

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию). Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

Реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

Предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Выполнение Российской Федерацией международных обязательств - С. 139.

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном ли физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта (англ. voluntary export restrictions). Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство по некоторым изделиям из стали. В 2004 году, например, были введены «добровольные» ограничения по поставке в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров - С. 101.

Меры прямого ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительным случаях Правительством Российской Федерации. Как сказано в статье 21 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений».

В качестве отдельной группы мер можно рассматривать специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров. Применение таких мер предусмотрено федеральными законами «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товара». К ним относятся:

1. Импортные квоты.

2. Специальные пошлины.

3. Антидемпинговые пошлины.

4. Установление барьера по минимальным ценам на рынке страны-импортера.

5. Компенсационные пошлины. - С. 37.

Специальные защитные меры с точки зрения изложенной выше классификации представляют комбинацию таможенно-тарифных мер и мер прямого ограничения.

Среди мер нетарифного регулирования ВЭД можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей.

К ним относятся:

Импортные налоги (не следует их смешивать с импортными пошлинами):

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т.п.).

Каждое государство стремится развивать национальную промышленность. Но как это лучше сделать? Спор между сторонниками протекционизма и свободной торговли не прекращается уже многие столетия. В различные временные периоды ведущие государства склонялись в ту или иную сторону. Существует два способа потоков: и меры нетарифного регулирования. О последних и пойдет речь в статье.

Классификация нетарифных мер

Национальная может быть протекционистской, умеренной или открытой (свободной). Такое разделение на группы является достаточно относительным, однако значительно помогает в анализе. Для определения жесткости торговой политики учитываются не только пошлины и квоты, но и меры нетарифного регулирования, которые введены страной. Причем именно последние гораздо сложнее заметить и оценить, поэтому они так и популярны сегодня. Выделяют следующие меры нетарифного регулирования:

  1. Количественные. К этой группе относят вотирование (контингентирование) импорта, лицензирование входящих и исходящих товарных потоков и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.
  2. Скрытые меры нетарифного регулирования. К этой группе относят государственные закупки, предъявление требований о содержании местных компонентов, введение технических барьеров, налогов и сборов. Скрытые меры нетарифного регулирования направлены на регулирование импорта.
  3. Финансовые. К этой группе относят субсидирование, кредитование национальных производителей и демпинг. Финансовые методы служат для регулирования экспорта.

На этом заканчиваются экономические меры нетарифного регулирования. Отдельно нужно выделить правовые инструменты, которые тесно связаны с международной торговлей.

Измерение нетарифных методов

Количественные, скрытые и финансовые ограничения слабо поддаются оценке, поэтому они зачастую плохо отображены в статистических данных. Однако для измерения нетарифных методов обычно используют несколько индексов. Среди наиболее известных:

  • Индекс частотности. Он показывает то, какая часть товарных позиций покрыта нетарифными мерами. Плюсом данного показателя является возможность оценки с помощью него уровня ограничений. Однако он не позволят измерить относительную важность применяемых мер и их влияние на экономику.
  • Индекс покрытия торговли. Данный показатель характеризует стоимостную долю экспорта и импорта, на которую распространяются нетарифные ограничения. Его минусом является то, что он обычно недооценивает влияние интенсивных нетарифных барьеров.
  • Индекс воздействия на цены. Данный показатель показывает, как введенные нетарифные меры воздействуют на экономику. Он характеризует соотношение мировой и внутренней цены на товары. Минусом данного индекса является то, что не учитывает тот факт, что на рыночную стоимость влияет не только введение нетарифных мер, но и множество других факторов.

Самые распространенные методы

Прямые количественные ограничения являются административной формой нетарифного регулирования государством торговых потоков, определяющей количество товаров, разрешенных к экспорту или же импорту. Нужно понимать, что введенная квота становится ограничением только тогда, когда она достигнута. Тариф же действует всегда. Зачастую правительства отдают предпочтение именно квотам. Это связано с тем, что гораздо проще сразу установить пороговый объем, чем вычислять, какой тариф приведет к экспорту или импорту данного необходимого количества товаров. Количественные ограничения могут вводиться как по решению правительства одной страны, так и на основе международных соглашений, которые регулируют торговлю определенными продуктами. К ним относят квотирование, лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Квотирование

Методы из первой подгруппы используются наиболее часто. Квота и контингент - это синонимичные понятия. Разница состоит лишь в том, что второе носит оттенок сезонности. Квота представляет собой количественную нетарифную меру, предполагающую ограничение импорта или экспорта определенным объемом (суммой). Она накладывается на определенны промежуток времени. По направленности квоты бывают экспортными и импортными. Первые обычно вводятся в соответствии с международными соглашениями или при дефиците на внутреннем рынке. Импортные направлены на защиту национального производителя и поддержания положительного По охвату выделяют глобальные и индивидуальные квоты. Первые накладываются на экспорт или импорт определенного товара, причем его происхождение не учитывается. Индивидуальные квоты накладываются в рамках глобальных и конкретизируют страну.

Лицензирование

Этот вид количественных ограничений тесно связан с квотированием. Лицензирование предполагает выдачу правительством специальных разрешительных документов на экспорт или импорт определенного количества товаров. Эта процедура может выполняться как отдельно, так и в рамках квотирования. Выделяют несколько видов лицензий:

  • Разовая. Она предполагает разрешение на одну сделку, которое действует не более года.
  • Генеральная лицензия. Это разрешение без количества сделок, но которое действует не более года.
  • Автоматическая лицензия. Она выдает незамедлительно, причем заявка не может быть отклонена государственными органами.

«Добровольные» ограничения экспортных потоков

У крупных государств есть множество рычагов давления на более слабые страны. «Добровольное» ограничение экспорта - один из них. Слабая страна вводит его себе во вред, фактически защищая национального производителя крупного государства. Его действие похоже на квотирование импорта. Разница заключается в том, что одно государство навязывает ограничение другому.

Скрытые методы протекционизма

Существует огромное количество мер, которые можно отнести к данной группе. В их числе выделяют:

  • Технические барьеры. Они представляют собой административные правила и нормы, которые построены так, чтобы препятствовать ввозу зарубежных товаров.
  • Налоги и сборы на внутреннем рынке. Они направлены на увеличение цены иностранного товара для того, чтобы снизить его конкурентоспособность.
  • Политика государственных закупок. Этот вид скрытых механизмов нетарифного регулирования предполагает установления обязательств по приобретению определенных товаров, изготовленных на национальном рынке.
  • Требования о содержании местных компонентов. Они предполагают установление доли конечного продукта для продажи на внутреннем рынке страны, которая должна быть изготовлена национальными производителями.

Финансовые механизмы

Данная группа методов направлена на увеличения экспорта. помогают в понижении цены товара, что повышает его конкурентоспособность на мировом рынке. В ответ на них вводят специальные антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины. Выделяют следующие финансовые методы:

  • Субсидирование.
  • Кредитование.
  • Демпинг.

Последний вид предполагает снижение экспортных цен за счет ресурсов фирм с целью продвижения товаров на зарубежный рынок. Для борьбы с такой нетарифной политикой используются Они представляют собой временный сбор, который направлен на покрытие разницы между заниженной ценой и нормальной. Антидемпинговые меры нейтрализуют негативные последствия нечестной конкуренции.

Поиск

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Нетарифное регулирование

Методы государственного регулирования. Функции государства в механизме государственного регулирования реализуются с помощью различных форм и методов, преимущественно экономического характера.

В современной практике наиболее применимыми способами государственного регулирования являются:

1) долгосрочное прогнозирование и среднесрочное планирование;

2) меры кредитного и фискального характера;

3) административные и организационно-правовые формы;

4) демонополизация рыночной конкуренции.

Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается двусторонними и многосторонними соглашениями и вопросами:

  • выработки единых элементов функционирования рынков (товарных, валютных);
  • системы кредитования экспортно-импортных операций;
  • системы страхования валютных рисков;
  • типовых условий «Инкотермса».

Набор средств и инструментов регламентирования внешней торговли включает:

1) нетарифные элементы;

2) тарифные предпочтения;

3) валютно-кредитные средства;

4) стимулирование экспортного производства;

5) технические нормы, стандарты, требования к ввозимым товарам.

Межгосударственные формы регламентирования отражаются в документах ГАТТ (ВТО), решениях интеграционных группировок, двусторонних соглашениях.

Внутринациональные методы регламентирования обычно конкретизируются для экспорта, импорта, бартера. Основные цели регулирования ВЭД состоят в следующем:

  • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
  • защита национальных интересов, защита внутреннего рынка;
  • повышение качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, сырья и материалов, включение российских предприятий в мировую конкуренцию;
  • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
  • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Регулирование ВЭД в России должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

  • единство внешнеэкономической политики и внутренней экономической политики;
  • единство систем государственного и негосударственного регулирования и контроля;
  • приоритет экономических методов над административными;
  • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

    С момента образования СССР была установлена государственная монополия на внешнюю торговлю и другие виды ВЭД. Внешняя торговля национализировалась, и торговые сделки с иностранными государствами и предприятиями производились от лица государства народным комиссариатом.

    Монополия сохранялась все годы и была зафиксирована специальными статьями Конституции СССР.

    Реформирование ВЭД началось в период 1985–1986 гг. Первым этапом было предоставление права выхода на внешний рынок 20 министерствам и 70 крупнейшим предприятиям. Затем с 1989 г. право выхода на внешний рынок получили низовые хозяйственные звенья, т.е. непосредственные производители товаров и услуг.

    В основу проведения экспортно-импортных операций был положен принцип валютной самоокупаемости. Система государственного регулирования ВЭД предусматривала:

    1) регистрацию участников ВЭС;

    3) выработку правил экспорта и импорта отдельных товаров (специфических, двойного назначения, лицензируемых);

    4) оперативное регулирование ВЭС.

    Наиболее применимым механизмом в этой системе было лицензирование экспорта и импорта.

    Лицензионный порядок был введен с целью:

    1) оптимизации раздела всех фондов между внутренним рынком страны и экспортом;

    2) упорядочения конкуренции экспортеров.

    Массовое стремление многих предприятий к выходу на внешний рынок привело к дефициту важнейших ресурсов (нефтепродукты, металл, древесина и т.д.) на внутреннем рынке. Правительством РФ был утвержден перечень лицензируемых товаров, который охватывал 90 % экспорта и 8% импорта. За государством оставалось право экспорта и импорта ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, вооружения и боеприпасов, произведений искусств и предметов старины, наркотических и психотропных веществ.

    Эти меры усиливали административные методы управления ВЭС, но они были вынужденными.

    Основа процесса либерализации ВЭД была заложена в указе Президента РФ от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД». Основными положениями Указа являются:

    1. Разрешить всем предприятиям осуществление ВЭД без специальной регистрации.

    2. Правительству представить на утверждение сокращенный перечень лицензируемых и квотируемых товаров.

    3. Разрешить уполномоченным банкам открыть валютные счета всем юридическим и физическим лицам.

    4. Установить с 1.01.1992 обязательную продажу части валютной выручки предприятиями Центральному Банку для формирования республиканского валютного резерва. Средства от продажи используются для обслуживания внешнего долга и централизованных закупок по импорту.

    5. Запретить на территории страны расчеты и платежи между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами в иностранной валюте.

    Либерализация ВЭД была поэтапной.

    1 этап (конец 1991 г. – первое полугодие 1992 г.) включал меры:

    а) снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз сырьевых ресурсов);

    б) частичную либерализацию валютного курса;

    в) отмены любых ограничений на импорт.

    Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на внутреннем рынке и для компенсации резкого спада производства.

    Необходимость регулирования экспорта вызвана стремлением препятствовать опустошению внутреннего рынка.

    2 этап (второе полугодие 1992 г.). Основные положения второго этапа:

    а) введение импортного тарифа как защитной меры отечественных производителей от конкуренции импортных товаров;

    б) ужесточение контроля за экспортом СВСТ;

    в) полная либерализация валютного курса;

    г) создание валютного рынка. Одним из условий для этого является установление обязательной продажи экспортерами 50% валютной выручки.

    3 этап (охватывает 1993–1994 гг.). В этот период:

    а) завершен переход на тарифные методы регулирования. Соответственно, снижена роль количественных ограничений;

    б) выделено предприятие как главный субъект ВЭД.

    Важным этапом является принятие в 1995 г. ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Этими этапами завершено, в основном, формирование механизма переходного периода, основанного на:

    1) ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, в основном в отношении СВСТ, продукции военного и двойного назначения;

    2) обязательной продаже 50 % валютной выручки;

    3) использовании таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка.

    Продвижение к открытой экономике – длительный период, охватывающий ряд направлений:

    • сближение мировых и внутренних цен;
    • накопление значительных валютных резервов;
    • достижение положительного платежного баланса;
    • стабилизация курса национальной валюты;
    • развитие оптовой торговли.

    Реформа ВЭД протекала в условиях, близких к экстремальным. Первоочередные задачи, в основном, были решены. Хо- зяйствующие субъекты получили право выхода на внешний рынок. Механизм тарифного регулирования создан и реализуется. Достигнута внутренняя конвертируемость рубля. Созданы системы стимулирования, кредитования, страхования экспорта.

    Органы управления и их основные функции. Система управления ВЭД находится в стадии дальнейшего становления. В соответствии с Конституцией РФ государство оставило за собой право устанавливать ВЭО лишь на уровне государства. Субъекты федерации, предприятия имеют право самостоятельно устанавливать ВЭС в пределах полномочий, оговоренных законодательством. Самостоятельность низовых хозяйственных звеньев не беспредельна, а регулируется и координируется государством и органами его управления.

    Система органов государственной власти РФ включает: законодательную; исполнительную; судебную ветви власти. К ведению законодательной власти относится принятие законов, в том числе по ВЭД. Законы могут быть как общеэкономического характера (налоги НДС, акциз), так и конкретно по ВЭД (ТК; Закон о таможенном тарифе и др.). Наряду с Законами издаются Указы Президента, Постановления Правительства РФ.

    Судебная система (применительно к ВЭД) должна обеспечить защиту прав и интересов участников ВЭС, причем не только отечественных, но и зарубежных. Суд независим и подчиняется только закону. К исполнительной власти относят Президента РФ и Правительство РФ, в том числе Министерства. Таким образом, управление ВЭД осуществляется целой системой органов государственной власти. Наиболее разнообразны органы в составе исполнительной ветви. Наибольшее значение имеют: Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ); Министерство финансов; Министерство транспорта и связи; Центральный банк России; федеральная таможенная служба.

    Главными задачами Министерств являются:

    1) разработка и реализация внешнеэкономической политики РФ;

    2) координация и регулирование ВЭД в соответствии с решениями высших органов власти;

    3) разработка механизма регулирования валютно-кредитными отношениями;

    4) разработка прогноза внешнеторгового и платежного баланса;

    5) определение объема экспортных поставок и анализ состояния и прогнозирование темпов, пропорций, эффективности экспорта и импорта и т.д.

    Важное место в составе исполнительной власти занимает ФТС. Являясь центральным правоохранительным органом в сфере ВЭД, ФТС участвует в разработке и реализации таможенной политики страны.

    Структура таможенных органов трехуровневая: ФТС; региональные таможенные управления; таможни и таможенные посты. Таможни бывают пограничные и внутренние. Внутренние таможни выполняют основной объем работ по таможенному контролю – досмотр, проверка таможенных деклараций, товаросопроводительных и платежных документов, взимание пла- тежей. Пограничные таможни направляют транспортные средства в соответствующие таможни по процедуре внутреннего таможенного транзита и производят фактический выпуск грузов за границу.

    Нетарифное регулирование ВЭД

    Принципы и методы регулирования внешней торговли. Успехи и результаты деятельности любого государства на внешнем рынке определяются многими факторами. Одним из них является: состав и действенность установленных государственных процедур, которым подвергается товар, пересекающий таможенную границу.

    Ввоз и вывоз товаров, как и прочие виды внешнеэкономической деятельности, являются объектом государственной по- литики. В процессе развития мировой торговли выработаны определенные инструменты этой политики, используемые всеми государствами мира.

    Национальная территория объявляется таможенной территорией государства, она окружается таможенной границей. Товар, перевозимый через таможенную границу, должен быть обязательно оформлен на таможне.

    Ввоз товара на таможенную территорию или вывоз его может быть запрещен или ограничен. Всем участникам внешне- торговых операций необходимы знания правил ввоза (вывоза), действующих в стране.

    В мире идет процесс формирования единых норм и правил на мировом рынке, а также систем межгосударственных со- глашений. Механизм регламентирования оснащен развитой информационно-технической базой.

    Важной чертой механизма регламентации является комплексный подход к использованию различных методов и элементов воздействия на внешнюю торговлю.

    Современная практика регламентации внешней торговли представлена набором средств и инструментов национального и межгосударственного характера, тарифного и нетарифного стимулирования экспорта и сдерживания импорта. Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается:

    1) двусторонними и многосторонними соглашениями и договорами (ГАТТ, ВТО и др.);

    2) элементами регулирования валютных рынков;

    3) типовыми условиями «Инкотермс»;

    4) страхованием валютных рисков и т.д.

    • обязательное применение во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования;
    • недискриминация;
    • снижение таможенных пошлин;
    • ведение внешней торговли на частноправовой основе.

    Основу национальной системы регламентирования внешней торговли составляет набор допустимых:

    Методов ограничения экспорта и импорта с помощью нетарифных элементов и тарифных предпочтений;

    Валютно-кредитных средств;

    Способов стимулирования экспортного производства;

    Технических норм, стандартов и требований к ввозимым товарам.

    Наибольшим разнообразием элементов отличаются методы нетарифных ограничений экспорта и импорта. В мировой практике их число насчитывает примерно 100 позиций.

    Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих:

    а) проникновению иностранных товаров на внутренний рынок;

    б) вывозу товаров.

    Нетарифные ограничения бывают: количественные (квота) и неколичественные (технические нормы). Весь комплекс нетарифных ограничений реализуется путем использования инструментов административного регулирования. Административные инструменты используются при недостаточной эффективности экономических рычагов.

    Государственная внешнеторговая политика РФ осуществлялась в соответствии с законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.), в настоящее время – в соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.).

    В соответствии с указанными законами методами государственного регулирования ВТД являются: таможенно- тарифное и нетарифное регулирование. Согласно закону, экспорт и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных случаях Правительством РФ.

    Постановления Правительства о введении количественных ограничений экспорта или импорта официально публикуются не позднее, чем за три месяца до введения ограничений. Основные формы нетарифного регулирования ВТД. Запреты и ограничения экспорта и импорта устанавливаются для:

    1) соблюдения общественной морали и правопорядка;

    2) охраны жизни и здоровья людей, охраны животного и растительного мира, окружающей среды;

    3) сохранения культурного наследия народа;

    4) защиты культурных ценностей;

    5) предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

    6) обеспечения национальной безопасности страны;

    7) защиты внешнего финансового положения и поддержания платежного баланса страны;

    8) выполнения международных обязательств РФ.

    Наиболее применимыми формами нетарифного регулирования внешней торговли являются квотирование и лицензирование. Квота – инструмент регулирования экспорта и импорта во внешней торговле путем установления на определенный период количественных ограничений объемов ввозимых и вывозимых товаров.

    Квотирование вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, услугам. Выступает в качестве регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке и как ответная мера на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров.

    Базовыми документами системы квотирования и лицензирования в РФ являются Постановления Правительства РФ от 31.12.1996 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров, работ, услуг на территории РФ с 1992 г.» и от 31.10.1996 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот на введение количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров».

    Согласно документам, Правительство РФ постановляет:

    1. Ввести на территории РФ единый порядок лицензирования и квотирования экспорта и импорта товаров.

    2. Утвердить:

    а) перечень товаров, экспорт которых осуществляется в пределах квот;

    б) перечень товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям;

    в) перечень специфических товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям;

    г) положение о порядке лицензирования и квотирования товаров.

    Лицензирование – это система государственного контроля над экспортными и импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости их временного ограничения.

    Лицензия – это разрешение на ввоз или вывоз указанного в ней товара в установленный срок.

    При установлении количественных ограничений на вывоз или ввоз товара вводится в действие следующая схема:

    • экспортер (импортер) может вывезти (ввезти) товары только при наличии лицензии, которую он обязан получить и представить ее таможенному органу;
    • основанием для получения лицензии является свидетельство о получении квоты;
    • получение квоты возможно лишь на платной основе благодаря победе на конкурсе или аукционе;
    • организацию конкурса или аукциона по продаже квот осуществляет специально созданная Межведомственная комиссия.

    Основной задачей комиссии является оптимальное размещение квот путем проведения конкурсов и аукционов при соблюдении принципов гласности, объективности, единства требований и создания равных конкурентных условий. Конкурсы бывают открытые и закрытые. В открытом конкурсе могут принимать участие любые участники ВТД. Комиссия может провести предварительный отбор претендентов.

    В закрытом конкурсе могут принимать участие только российские участники ВТД, получившие официальное приглашение комиссии. Победитель конкурса получает сертификат, т. е. документ, который в дальнейшем ему предоставляет право на получение лицензии на экспорт или импорт товаров в объеме квоты.

    Лицензия может быть разовой или генеральной. Разовая лицензия выдается для осуществления внешнеторговой операции по одному контракту сроком до 12 месяцев. Генеральная лицензия оформляется на каждый вид вывозимого или ввозимого товара с указанием его количества и стоимости. В отличие от разовой лицензия оформляется без указания конкретного покупателя или продавца.

    Оформленная лицензия выдается в одном экземпляре и не подлежит передачи другим заявителям.

    Система лицензирования, как правило, применяется с целью оперативного контроля над соблюдением квот. Многие страны используют ее в качестве самостоятельного средства нетарифного протекционизма.

    Другой формой нетарифного регулирования является специальный экспортный контроль. Под контроль попадают ряд товаров:

    1) ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы. Контроль осуществляется в соответствии с обязательством РФ, вытекающим из Договора о нераспространении ядерного оружия и принципов ядерного экспорта.

    2) оборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии (лазеры, взрывчатые вещества и средства взрывания, блоки ЧПУ, обогащенные изотопы и т.д.).

    3) черные и цветные металлы.

    Вводится ограничение числа мест таможенного оформления, а именно 66 пунктов в морских портах и 26 железнодо- рожных пунктов. Одной из форм нетарифного регулирования являются меры, связанные с таможенными или административными формальностями. Нетарифные таможенные барьеры не совершенны, но их устранение несет значительный ущерб государству.

    Сертификация ввозимой продукции. Сертификация товаров в РФ введена в соответствии с законами:

    1. О защите прав потребителей.

    2. О сертификации продукции.

    3. О стандартизации.

    Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Разработка стандартов, контроль за их соблюдением, выдача сертификатов возложены на Комитет РФ по стандартизации, метрологии сертификации (Госстандарт РФ).

    Сертификация бывает обязательной и добровольной. Обязательная сертификация охватывает товары, от качества которых зависит жизнь и здоровье человека, состояние окружающей среды. В перечень этих товаров входят: продукты питания, бытовая техника, одежда, ряд машин и оборудования и др. Безопасность этих товаров должна быть подтверждена при их ввозе. Остальная продукция проходит добровольную сертификацию на основе требований, установленных по соглашению продавца и покупателя.

    Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, являются сертификаты, выданные по правилам сертификации ГОСТ Р и оформленные на русском языке. Указанный сертификат может являться также свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на территории РФ.

    Таким образом, подтверждение соответствия товаров установленным требованиям может осуществляться двумя способами:

    1) на основе сертификации импортной продукции по правилам российской системы сертификации;

    2) на основе сертификата, представляемого экспортером, который он получил за рубежом и который признается в РФ в соответствии с международными, региональными и двусторонними соглашениями.

    Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию.

    К большинству товаров растительного и животного происхождения предъявляются повышенные требования безопасности. Их сертификация производится не только в рамках системы ГОСТ Р, но и с точки зрения соблюдения гигиенических, ветеринарных и фитосанитарных требований. Сертификаты качества на муку, хлеб и макаронные изделия оформляются федеральными госучреждениями здравоохранения, центрами гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора и заверяются подписью главного врача и печатью Центра. Сертификаты соответствия на пищевую продукцию, лекарственные средства выдаются на основании заключения Департамента санитарии и эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ, Департамента ветеринарного контроля Министерства сельского хозяйства.

    Таким образом, сертификат соответствия подтверждает соответствие фактических характеристик импортируемой продукции техническим и качественным параметрам, декларируемым поставщиком. Сертификат предъявляется импортером в таможенные органы при оформлении товаров.

    Источник - Внешнеэкономическая деятельность: курс лекций / В.М. Безуглая. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 80 с.

  • Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу предполагает соблюдение условий, составляющих содержание нетарифного регулирования ВЭД. В соответствии с п. 17 ст. 2 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” под нетарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения: -

    количественных ограничений; -

    иных запретов и ограничений экономического характера.

    Согласно ст. 20 и части 2 ст. 21 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” Правительство РФ в исключительных целях может устанавливать: 1)

    временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ (перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ); 2)

    ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

    а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

    б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

    в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского производства путем предоставления такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

    г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром. Если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

    д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно не значите льным.

    Перечни продовольственных и сельскохозяйственных товаров определяются Правительством РФ.

    В случае принятия решения о введении количественных ограничений (квоты) Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке (ст.23 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”).

    К иным запретам и ограничениям экономического характера относятся лицензирование и применение специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер.

    На основании ст.24 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в случаях: 1)

    введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров; 2)

    реализации разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений; 3)

    предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных товаров; 4)

    выполнения РФ международных обязательств.

    Специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры могут вводиться в соответствии с федеральным законом при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров (ст. 27 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельно-

    Кроме мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли товарами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, а также исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами (ст. 32 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”), если эти меры необходимы: -

    для соблюдения общественной морали или правопорядка; -

    для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; -

    относятся к импорту или экспорту золота или серебра; -

    применяются для защиты культурных ценностей; -

    для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов; -

    для приобретения или распределения товаров при общем или местном дефиците; -

    для выполнения международных обязательств РФ; -

    для обеспечения обороны страны и безопасности государства; -

    для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе:

    а) применения таможенного законодательства РФ;

    б) представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;

    в) охраны окружающей среды;

    г) обязательства в соответствии с законодательством РФ вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

    д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

    е) защиты интеллектуальной собственности;

    ж) предоставления исключительного права на экспорт и или импорт отдельных видов товаров.

    Меры нетарифного регулирования - это механизм государственного регулирования внешнеторговой политики, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между государствами.

    Экономические меры нетарифного регулирования включают: контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры, защитные меры и дополнительные таможенные обложения.

    Категория контроля таможенной стоимости по применению. максимальных и минимальных цен при перемещении товаров через таможенную границу приобрела новое значение после перевода российской экономики на рыночные отношения. В международной торговой практике использование различных национальных методик определения таможенной стоимости рассматривается как нетарифный барьер. Это дает государству реальную возможность для усиления протекционистской направленности таможенных пошлин и налогов.

    Во всех странах мира, в том числе и в России, валютный рынок регулируется государством. Наряду с мерами государственного регулирования цен применяются методы валютного контроля, которые дополняют традиционные средства таможенного регулирования. Валютный контроль в области таможенного дела предполагает контроль за перемещением через таможенную границу валюты и валютных ценностей всеми участниками таможенных правоотношений и выполнения требования о зачислении валютной выручки от экспорта товаров субъектом ВЭД на счет в уполномоченном банке. Целью валютного контроля является предотвращение сокрытия выручки денежных средств в иностранной валюте или в валюте РФ.

    Основная цель валютной политики направлена на поддержание стабильности национальной валюты, обеспечение конвертируемости валюты, повышение ее престижа на мировом рынке. Падение курса национальной валюты приводит к увеличению национального экспорта, ибо в этом случае валютная выручка экспортеров увеличивается в объеме. Рост курса национальной валюты выгоден импортерам, поскольку издержки на покупку импортных товаров соответственно уменьшаются. Главным моментом системы регулирования валютных операций при экспорте товаров является требование обязательной продажи части валютной выручки государству.

    НДС, акцизы и другие налоги применяются как нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, направленные на защиту интересов отечественных производителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Поэтому данные налоги регулируют цену импортных товаров на внутреннем рынке и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.

    К особым видам обложения в рамках нетарифного регулирования относят антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины. Общим условием для применения особых видов пошлин является то, что они могут применяться только тогда, когда ввоз товаров наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо может препятствовать организации или расширению производства таких товаров. Для введения этих видов пошлин требуются предварительные специальные расследования.

    На современном этапе в России необходимо создать эффективный механизм для выявления торговых барьеров на пути продвижения экспортных российских товаров на международный рынок, а также информационную базу и институт экспертных оценок для доказательства ущерба или угрозы ущерба отечественным производителям от чрезмерного импорта товаров.

    Административные меры нетарифного регулирования включают запреты (эмбарго), лицензирование, квотирование, система экспортного контроля.

    Эмбарго - запрещение или ограничение ввоза в страну или вывоза в другую страну товаров, услуг, валютных и иных ценностей. В современной международной практике эмбарго применяется как средство экономического или финансового давления и. является наиболее жесткой торгово-политической мерой нетарифного регулирования. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими государствами на основе международных соглашений и решений, как правило, в рамках ООН.

    В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года "О временном запрете импорта этилового спирта” в целях защиты отечественных производителей был временно установлен запрет на ввоз (кроме транзита) этилового спирта на территорию России сроком до 1 января 2002 года.

    Правовые основы запрещения ввоза в Россию и вывоза из РФ отдельных товаров и транспортных средств основаны на национальных интересах и включают соображения государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности и здоровья населения. Например, к ввозу в РФ запрещены: -

    огнестрельное оружие всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение; -

    наркотические средства и психотропные вещества; -

    медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ; -

    радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества; -

    драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома; -

    печатные и аудивизуальные материалы, иная изобразительная продукция, которые могут причинить вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, правам собственности, в том числе интеллектуальной собственности, и другим интересам физических и юридических лиц; -

    непроявленные фотопленки; -

    средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия); -

    семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (с разрешения компетентных органов).

    Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ, подлежат немедленному вывозу за пределы этой территории. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы России. Расходы, возникшие у лиц, перемещающих товары, в связи с соблюдением запретов и ограничением таможенными органами не возмещаются.

    Таможенная блокада состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенного оформления, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По своей сути это завуалированный запрет на перемещение товаров. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

    Лицензирование и квотирование внешнеторговой деятельности, как и другие инструменты государственного регулирования, вводятся в целях защиты национальных интересов страны, отечественных товаропроизводителей и защиты национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.

    Лицензирование - это метод государственного регулирования экспортно-импортных операций через разрешения (лицензии), выдаваемые государственным органом. Лицензирование как одна из форм нетарифного регулирования ВЭД осуществляется в соответствии с ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” и другими федеральными законами и правовыми актами.

    Квотирование - это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью квот. Оно вводится для сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств

    Следующая категория административных мер регулирования - экспортный контроль. Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. "Об экспортном контроле” данный контроль представляет собой комплекс мер, обеспечивающий реализацию установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, работ, услуг, плодов интеллектуальной собственности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

    Списки контролируемых товаров и технологий утверждаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ. В настоящее время действуют семь контрольных списков, на основании которых осуществляется экспортный контроль. Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью внешней и внутренней политики Российской Федерации и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

    Технические барьеры нетарифных ограничений. К следующей категории НТО относятся технические меры, требования которых обязательны при пропуске отдельных товаров через таможенную границу.

    Под мерами нетарифного регулирования понимается система методов, применяемых государством для регулирования внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к тарифным инструментам. Несмотря на то, что таможенные тарифы продолжают оставаться ключевым инструментом, их роль ослабевает. Нетарифные меры являются менее открытыми, поэтому дают правительству больше возможностей для произвольных действий.

    Для чего вводятся нетарифные меры?

    Возможность интеграции нетарифных мер предусмотрена рядом международных соглашений, если существует необходимость в:

    • Ограничении импорта или экспорта того или иного товара, способного нанести вред здоровью граждан или окружающей среде.
    • Ограничении импорта для поддержки товаров отечественного производителя.
    • Защите культурных ценностей государства, а также общепринятой морали.
    • Обеспечении внутренней безопасности.
    • Введении антидемпинговых мер (импортируемый товар имеет гораздо более низкую рыночную стоимость, что грозит подорвать конкуренцию и вылиться в отраслевую монополию).

    Классификация нетарифных мер

    Общепринятой считается классификация ООН, которая предусматривает деление всех методов нетарифного регулирования на 3 группы:

    Рассмотрим каждую из групп.

    Меры прямого ограничения

    Меры прямого ограничения включают в себя:

    • . Установление квот – это самая распространенная из нетарифных мер регулирования. Под квотой понимается ограничение в стоимостном или количественном измерении ввозимого и вывозимого из страны товара. В России используется такая мера – устанавливается каждый год Правительством РФ.

    Существует несколько видов квот:

    - Глобальная . Применяется в 60% случаев. Лимитирует размер импорта за определенный период, при этом по странам-импортерами квота не разбивается.

    - Индивидуальная . Эта квота предусматривает ограничение для конкретного товара или конкретного импортера. Как правило, индивидуальные квоты имеют договорной характер и являются двусторонними.

    - Сезонные . Предусматривают лимит импорта в определенное время года. Объектом сезонных квот чаще всего является сельскохозяйственная продукция.

    - Тарифные . При такой квоте определенный объем продукции можно ввести беспошлинно или с минимальным сбором – к товарам сверх установленного объема применяется стандартный тариф.

    Квотирование имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам квотирования можно отнести поддержку, оказываемую местным предприятиям путем распределения квот, а к минусам – способствование образованию монополии в отрасли.

    • Лицензирование – это регулирование количества ввозимого и вывозимого товара с помощью специальных разрешений, выдаваемых компетентными государственными органами – лицензий. Отсутствие лицензии – основание для запрета ввоза продукции. Встречаются лицензии 3 видов:

    - Разовая , период действия которой не превышает год. Такая лицензия выдается для осуществления конкретной внешнеторговой сделки.

    - Генеральная предоставляется импортеру на каждый вид ввозимого товара. Срок действия этой лицензии – тоже год.

    - Исключительная – дает владельцу исключительное . Срок действия этой лицензии не устанавливается законом и определяется в индивидуальном порядке.

    Специальные меры нетарифного регулирования

    К группе специальных мер нетарифного регулирования причисляются:

    • Специальные пошлины . Применение специальных пошлин обусловлено угрозой нанесения ущерба отрасли в случае импорта или экспорта того или иного товара. Специальные пошлины вводятся только после расследования компетентными органами. Срок меры устанавливается государством (до полного устранения ущерба), однако, не может превышать 4 лет.
    • Антидемпинговые пошлины . Если ввозимый товар создает угрозу отрасли из-за слишком низкой цены, он облагается дополнительной пошлиной. Срок антидемпинговых пошлин ограничен 5 годами.
    • Компенсационные пошлины. Если производитель субсидируется государством, то к экспортируемой им продукции импортером применяются компенсационные пошлины, призванные нейтрализовать субсидии, чтобы уравнять экспортеров в правах. Срок введения таких пошлин – максимум 5 лет.

    Административные меры

    К административным мерам нетарифного регулирования относятся:

    • Импортные налоги . Этот вид сборов нельзя путать с импортными пошлинами. К таким сборам причисляются, например, пограничный (уплачиваемый при пересечении товаром границы), портовые и статистические сборы. Одной из специфических форм импортного налога считается импортный депозит – согласно этой мере, прежде чем ввезти продукцию, должен положить на счет уполномоченного банка определенную сумму, устанавливаемую в зависимости от стоимости поставки.
    • Сертификация . Сертификат выдается товару только в том случае, если он соответствует всем техническим, санитарным и экологическим требованиям, установленным на территории страны-импортера. Если сертификата нет, поставку просто не пропустят.
    • Предотгрузочная инспекция. Для того чтобы обезопасить себя от риска искажений экспортером данных о ввозимом на территорию страны товаре (в первую очередь о стоимости), государство имеет право проводить предотгрузочную инспекцию. При ее успешном прохождении экспортеру выдается сертификат.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.