Мечеть «Как будто я поел» или «Как получить вознаграждение до Судного дня. Пища стоит комом в горле: что делать

В Турции тысячи мечетей. В каждом квартале есть своя мечеть. Некоторые мечети известны во всем мире, другие занимают важное место в истории ислама. Все турецкие мечети имеют отличительную архитектуру, что делает их узнаваемыми и особенными.

У ряда мечетей Турции есть своя история. Историческая память не предала их забвению. Некоторые из этих историй вдохновляют и вызывают глубокий интерес, другие покажутся удивительными и странными.

Мечеть «Как будто я поел»

Самой удивительной и вдохновляющей является история мечети «Как будто я поел» (с тур. «SankiYedimCamii»).

Минарет мечети SankiYedimCamii. Источник фотографии: aljazeera.net

С удивительного названия «Как будто я поел» начинается история этой старинной мечети, которую построил в 17 веке во времена Османов мужчина по имени Хайрутдин Качаджизаде .

Снаружи возле двери мечети находится вывеска, на которой вкратце описана история мечети

Рассказывается, что Хайрутдин-эфенди, прогуливаясь по рынкам Стамбула и видя на прилавках деликатесы, подобно любому человеку чувствовал слабость к ним и желал их приобрести, однако он не был как все. Этот человек воздерживался от удовлетворения своей души. Вместо того, чтобы тратить деньги на покупки, он откладывал сумму денег, которую мог отдать за желанное, в копилку у себя дома. Всякий раз,откладывая деньги, он хлопал себя по животу, приговаривая: «Как будто я поел». Тем самым, пытаясь убедить себя в том, что он получил желаемое.

Шли дни и годы, и наконец,в его копилке собралась круглая сумма денег. Теперь он мог осуществить свою мечту, ради которой и копил эти деньги. Его мечтой было построить мечеть в районе, где он жил. У Хайрутдина-эфенди получилось сделать это, однако, при помощи друга – Мухаммада Шауки-эфенди. Хайрутдин, его друг и соседи назвали мечеть «Как будто я поел».

На протяжении нескольких веков мечеть выполняла свою мирную функцию, однако в ходе Первой мировой войны, которая вспыхнула в 1914 г., часть мечети была разрушена. Тем не менее, турецкий народ не позволил исчезнуть этой мечети, и в 1960 г. была восстановлена и отреставрирована разрушенная часть мечети.

Читая историю об этой мечети, дорогой читатель, возможно, представляет себе огромную мечеть с четырьмя высокими минаретами, похожую на большинство мечетей в Турции. Однако это не так. Мечеть «SankiYedimCamii» - это небольшая простая мечеть, которая находится в квартале Зерек в районе Фатих города Стамбула. Этот район носит название Фатих в честь Османского султана Мехмеда Фатиха – Завоевателя Константинополя (совр. Стамбул). В нем также находится известная большая мечеть, названная в честь султана «Фатих» (FatihCamii).

Архитектура мечети «Как будто я поел» не имеет прямой связи с османским зодчеством, кроме единственного минарета, возведенного в традиционном турецком стиле.

Мечеть вмещает всего лишь 200 молящихся. Внутри находится отдельное помещение для женщин. Помимо пятикратных намазов в мечети во время благословенного месяца рамадан проводится таравих-намаз. Также в мечети ведутся уроки по Корану и исламскому праву. Объявление о проведении уроков написано на двух языках: арабском и турецком.

«Хайрутдин Качаджи обуздал прихоти человеческой души и направил их в благое русло. Поистине в этом есть великое назидание» - сказал муфтий района Фатих города Стамбул Абдус-Самад Айдын .

Хайрутдин-эфенди умер, во время войны мечеть была разрушена, но те ценности, ради которых он построил мечеть, не умерли вместе с ним. Они до сих пор живы и непоколебимы.

Мечеть Улу-Джами

Мечеть Улу-Джами в Бурсе. Фото из Википедии

Посетитель Большой мечети в турецком городе Бурса обязательно задастся вопросом о причине наличия внутри мечети фонтана, который занимает немало места в центре здания. Причина установки фонтана внутри заключается далеко не в создании удобств для прихожан, желающих совершить омовение или утолить жажду горной водой.

Старинный мраморный фонтан, располагающийся в центре мечети Улу-Джами, является, словно свидетелем победы умеренности над экстремизмом. Что касается истории этого фонтана, которая переносит нас на шесть веков назад, то она до сих пор несет в себе назидание, гласящее о способности сынов одного народа прийти к компромиссу друг с другом в спорных вопросах.

Множество турецких исторических источников говорят о том, что строительство мечети относится к 1396 г. – периоду правления султана Баязида. В те времена государство решило выкупить недвижимость, находящуюся в центре Бурсы, чтобы затем снести ее и построить на этом месте одну большую мечеть. Однако один человек, дом которого находился в центре выкупаемой недвижимости, был христианином, и отказался продавать свое жилище, несмотря на серьезные попытки убедить его в обратном.

После множества переговоров и попыток переубедить собственника дома, тот отказался от своего жилища, взяв за это крупную денежную компенсацию, и с условием, что мусульмане не будут совершать намаз на месте его дома. С этим условием согласился османский муфтий и посчитал, что мужчина-христианин имеет на это право.

Строители и организаторы строительства мечети первоначально пришли в замешательство относительно того, каким образом выполнить данное условие, так как помещения для омовения традиционно строились по краям мечетей, дабы большая территория отводилась для рядов молящихся. Однако неординарное мышление привело известного архитектора Али Нассара к мысли построить фонтан в центре мечети, дабы выполнить тем самым договор, заключенный с мужчиной-христианином.

Мухаммад Ибрагим Оглу , являющийся одним из служителей «Улу-Джами», подтверждает этот исторический факт, говоря, что данное обстоятельство оставило в сердцах жителей города из числа немусульман приятный след, который можно было наблюдать на протяжении последних шести веков.

Оглу также отметил, что жители Бурсы воспринимают мечеть Улу-Джами не только как место для совершения религиозных обрядов, но считают ее символом мирного сосуществования мусульман и христиан.

Мечеть как будто бы пропитана арабским духом, так как в ней можно увидеть множество каллиграфических надписей с аятами из Священного Корана, именами четырех праведных халифов (Абу Бакр, Умар, Усман и Али), и сподвижников обрадованных Раем еще при жизни.

«Жители Бурсы очень хорошо ознакомлены с арабской культурой, так как во время Османов мечеть была «магнитом» для многих арабских ученых и просветителей, которые приезжали сюда с проповеднической целью» - сказал имам мечети Джунейд Умут .

Под двадцатью куполами и двумя возвышающимися минаретами мечети, площадь которой составляет 3260 кв.м., располагается стеклянный ящик, хранящий вот уже на протяжении нескольких веков часть покрывала (кисва) Каабы. Прихожане с большой тоской по Заповедной мечети в Мекке (масджид аль-харам) смотрят на кисву.

Один из двух минаретов мечети. Фото из Википедии

«Мечеть Улу-Джами с большим уважением относится к арабскому народу, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был арабом, и именно он объединил нас, наставив на путь ислама. Если дом Аллаха указал нам путь к примирению с теми, кто не исповедует нашу религию, то как же не найти нам общий язык с нашими единоверцами, отличающимися от нас только своей национальностью» - добавил имам мечети.

«Многие жители города стали изучать арабский язык из-за своей любви к арабо-османской каллиграфии, которую можно увидеть повсюду в мечети» - подчеркнул имам мечети Джунейд Умут.

Несмотря на то, что мечеть посещает большое количество туристов разных конфессий и национальностей, самым ярким впечатлением от мечети остается смиренность голосов верующих пред Всевышним.

Помимо феноменальных по своей красоте михраба и деревянного минбара, при изготовлении которого не было использовано ни одного гвоздя, в стенах мечети есть небольшие ниши, напоминающие собой комнаты для отшельников, в которые входит только тот, кто полностью отрешился от мира этого в пользу богослужения.

По словам Джунейда Умута, мечеть является центром активной деятельности жителей Бурсы, численность которых достигает более 1,3 млн., и также является своего рода визитной карточкой города, который не забыл заслугу мужчины-христианина в основании этой мечети.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «

Что такое постоянная милостыня? Это та милостыня, которую человек отдал на то, что останется после него и от которой есть польза для людей: вырытый колодец, проложенная дорогу, построенная мечеть и т.д.

Одним из ярких примеров постоянной милостыни также является пожертвование на строительство мечети, которая называется «Как будто я поел». Она расположена в одном из районов Стамбула. Это мечеть, состоящая всего лишь из четырех стен и двух минаретов. У нее нет даже крыши, только четыре стены и два минарета. В книге «Интересные рассказы Османской истории» рассказывается об истории этой мечети следующее. В районе Фатих жил набожный человек по имени Хайруддин-эфенди. Когда ему хотелось фруктов, мяса или сладкого, он шел на рынок и, когда он ощущал запах вкусных блюд, он говорил сам себе: «Представлю себе, как будто я это уже поел», а те деньги, которые он мог бы потратить на покупку этой еды, он откладывал, мечтая на них построить мечеть. Таким образом он накопил средства и начал строить на них мечеть, но этих денег хватило только на то, чтобы построить четыре стены и два минарета. С тех пор мусульмане не оставляют эту мечеть и всегда приходят сюда выполнять намаз. А мечеть так и назвали: «Как будто я поел». И этой недостроенной мечети суждено было попасть в мусульманскую историю.

Эта мечеть – мечеть, построенная бедным, но искренним мусульманином по имени Хай-руддин-эфенди, функционирует и сегодня. На каждый намаз в ней собираются мусульмане и, соответственно, за каждый намаз, совершенный в этой мечети, получает свою награду от Всевышнего давно покинувший этот мир Хайруддин-эфенди.

У нас тоже есть возможность отчасти повторить судьбу этого человека. Сегодня весь Дагестан строит новую прекрасную огромную Джума-мечеть, которая, если будет на то воля Всевышнего, станет новым символом Дагестана. Появление новой мечети – это большая радость для мусульманина. Вы только представьте, как более 50 тысяч мусульман, бок о бок, выровняв ряды, одновременно совершают намаз. Только представьте, как это будет прекрасно. Новая Джума-мечеть должна стать символом объединения мусульман.

Конечно же, такая масштабная стройка нуждается в помощи. Тот, кто строил хотя бы дом для себя, понимает, что строительство – дело не дешевое. А когда дело касается такого масштабного проекта, финансы бывают нужны большие.

При строительстве мечети никому из нас нельзя оставаться в стороне. Пророк, переехав в Медину, первым делом построил мечеть. Мечеть – это центр, это сердце Ислама, вокруг которого объединяются все мусульмане. Мечети – это то, что мы оставляем своим потомкам. Элементарно, чем больше у нас будет мечетей, тем больше вероятности, что наши дети станут ходить в мечети и получать настоящие знания о своей религии перед грамотными учителями и не станут легкой добычей проходимцев от религии.

Еще раз приведу хадис Посланника Аллаха: «Когда умирает человек, то прекращаются его деяния, кроме трех: постоянной милостыни, полезного знания, и праведного ребенка, который молится за него ». Передал этот хадис имам Муслим от Абу Хурайры.

У нас в каждом селе есть мечеть, которую строили наши предки. Этим мечетям сто, двести, триста и более лет. Тех, кто жертвовал на эти мечети и строил их, уже давно нет среди нас, но они и сегодня продолжают получать награду от Аллаха!

Эти люди и сегодня получают награду за каждый совершенный в этих мечетях намаз, за каждый азан, что прозвучал в ней, за каждую букву Корана, которая была прочитана в ее стенах, за каждый маджлис, за каждое поминание Аллаха в этой мечети. То есть люди построили эту мечеть сотни лет назад, но они и сегодня продолжают получать награду от Аллаха за это. Это и есть, уважаемые братья, пример постоянной милостыни.

Хвала Аллаху, который дал и нам возможность поучаствовать в столь прекрасном деле, как строительство новой Джума мечети. Это уникальная возможность. Сегодня мы имеем возможность, пожертвовав по мере возможности на строительство этой мечети, получать награду от этого до самого Судного дня. За каждый намаз в этой мечети. За каждую проповедь. За каждый урок и чтение Корана. Каждый день нам будет записываться награда.

Мечеть рано или поздно построят, с нашей помощью или без, но упустить возможность участвовать в строительстве этой мечети будет большой халатностью с нашей стороны.

Мухаммад Мусаев

Если тебе предложат выбор - пойти в мечеть или в Рай, тебе следует пойти в мечеть. Поскольку Рай - твой дом, а мечеть - Его .

Каждая мечеть - оригинал и дом Бога, имеющая свою историю появления.В мире множество величественных соборных мечетей, поражающих убранством и архитектурными изысками, как например, исламская святыня Татарстана - мечеть Кул Шариф. Каждая из мечетей вписана в историю народа, исламской уммы, ее построившей. Самая скромная из всех существующих мечетей - не менее любима, хотя у мечети нет ни стен, ни стилизованного минбара, с которого читают проповеди имам-хатыбы. Нет ни светлых залов, устланных коврами для совершения намаза. Есть только два светлых минарета, остроконечные, устремленные в небо, откуда доносится голос муэдзина, - азан, зовущий единоверцев-мусульман на намаз под открытым небом.

Мечеть под названием «Как будто я поел»

Географическая родина мечети с таким названием - Турция. Время строительства - точных источников нет, мечеть появилась в эпоху, когда находился человек, готовый жертвовать куском хлеба, чтобы осуществить мечту построить мечеть - дом Бога.

Легенда гласит об этом… Когда-то жил в Турции один бедный мусульманин и каждый раз, когда он был на рынке и ощущал запах вкусных блюд, он говорил сам себе: «Представлю себе, как будто я это уже поел», а те деньги, которые он мог бы потратить на покупку этой еды, он откладывал, мечтая на них построить мечеть.

Набожный человек по имени Хайруддин-эфенди

Маленькая мечеть «Как будто я поел» о четырех стенахрасположена в одном из районов Стамбула. (На турецком языке ее название звучит таким образом: «Санки йыдым»). В книге «Интересные рассказы Османской истории» профессор Орхан Мухаммад Али об истории стамбульской мечети говорит следующее:
«В районе Фатих жил набожный человек по имени Хайруддин-эфенди. Когда ему хотелось фруктов, мяса или сладкого, он шел на рынок. Там эфенди представлял, как будто он съел все это. Затем, он сэкономленные деньги откладывал, мечтая на них построить мечеть.

Таким образом он накопил средства и начал строить на них мечеть, но этих денег хватило только на то, чтобы построить четыре стены и два минарета.

С тех пор мусульмане не оставляют эту мечеть и всегда приходят сюда выполнять намаз. А мечеть так и назвали: «Как будто я поел». И этой недостроенной мечети суждено было попасть в османскую историю. Кто знает, может, кто-то когда достроит «Как будто я поел».

Далекие потомки рыцаря мечты Хайруддина-эфенди скрасили печальную историю тем, что на этом месте, под открытым небом совершают молитвы так, словно они в роскошном доме Бога.

Мечеть – это место, где люди совершают пятикратный намаз в коллективе (джамаатом), в котором укрепляются узы братства. Более того, когда все люди, богатые и бедные, сильные и слабые, встают в один ряд для поклонения своему Господу, между ними усиливается чувство братства, сострадания друг к другу. Мечеть в этом плане носит мощный социальный характер, способствующий укреплению уз братства. В Судный день Всевышний Аллах, обращаясь к людям, скажет: «О, мои соседи, поднимайтесь»! Ангелы спросят: «О, Всевышний Аллах! Разве у тебя тоже бывают соседи?» Тогда Всевышний Аллах скажет: «Да, это те люди, которые строили мечети, они и есть мои соседи». Тогда эти люди поднимутся, и их введут в Рай без отчёта, ибо мечеть – это дом Аллаха и Всевышний делает Своими соседями тех, кто их построил.
Мечети являются источниками самых благородных дел, оттуда вышли носители исламских знаний, мудрецы нашей религии.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), в своём благочестивом хадисе сказал: «Кто построит мечеть, Аллах построит тому дом в Раю». Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто построит мечеть, даже с размером гнезда куропатки, Всевышний построит дом в Раю». Любая помощь, оказанная в строительстве мечети и других благих делах, должна подкрепляться чистым, искренним намерением только для получения довольства Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах в священном Коране говорит: «Оживляет мечети Аллаха [строит, пребывает в них и заботится о них] (только) тот, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, совершал молитву, давал обязательную милостыню [закят] и не боялся (никого), кроме Аллаха. И такие обязательно будут из (числа) идущих (истинным) путем!» (Сура ат-Тауба, аят 18). В этом аяте Всевышний Аллах разъясняет достоинство мечетей и говорит, что это дома Всевышнего, где люди поклоняются Аллаху и восхваляют Его. Также из этого аята следует, что одним из самых достойных поступков мусульман является строительство мечетей.
Немало примеров оставляет нам богатые и бедные праведные люди. Благодаря их поступкам, сегодня, среди мирских соблазнов, мы стараемся брать пример с них и приблизится к довольству Аллаха. Неважно богатый или бедный, если у мусульманина есть желание сделать что-то благое, например, построить мечеть ради довольства Аллаха, то Аллах обязательно поможет ему на этом пути.
Одним из примеров является человек по имени Хайруддин-афанди, живший в Турции в далекое время, который вел борьбу со своим голодом, ради постройки мечети. Когда ему хотелось кушать он ходил по рынку и ощущал запах вкусных блюд, и говорил сам себе: «Представлю себе, как будто я это уже поел», а те деньги, которые он мог бы потратить на покупку этой еды, он откладывал, мечтая на них построить мечеть.
В книге «Благонравие праведников» шейха Ахмад-Хаджи Абдулаева о голоде говорится так: «Голод – это качество суфиев и одно из обязательных условий борьбы со своим нафсом. Сытость является ключом к деяниям мирской жизни, а голод – ключом к деяниям жизни вечной».
Проходили дни, месяцы, годы. Эфенди по-прежнему воздерживался от лишних трат, вел умеренный образ жизни. В результате накопил денег столько, что их хватило на строительство, чтобы построить четыре стены и два минарета небольшой мечети в его районе». Эта маленькая мечеть расположена в одном из районов Стамбула. На турецком языке ее название звучит таким образом: «Санки йыдым».
Узнав эту историю, жители квартала и назвали ее «Как будто я поел».
С тех пор мусульмане не оставляют эту мечеть, всегда приходят сюда и совершают молитвы под открытым небом так, словно они в роскошном доме Аллаха. А мечеть так и носит название: «Как будто я поел», ибо это напоминание верующим от Хайруддин-афанди, в том, что сытость сердца от довольства Аллаха более важна, чем сытость желудка.
Это и сегодня дает нам урок, что, воздерживаясь от излишних трат, мы можем оказать помощь беднякам, неимущим. Тот, кто следует примеру этого набожного человека, по воле Аллаха, возводит себе в Раю дворцы.
Этой недостроенной мечети суждено было попасть в османскую историю. И кто знает, может, кто-то когда-нибудь достроит «Как будто я поел». И дай Аллах, чтоб Он покормил Хайруддин-афанди наилушчими плодами Рая.
Макка Герзелиева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.