Люди, которых мункар и накир не будут допрашивать. На каком языке ангелы мункар и накир будут допрашивать

Всякий человек хочет, чтобы его семья была счастливой. А что это значит? Пожалуй, наиболее простой признак семейного счастья - когда хочется идти домой, когда в семью тянет, когда в ней находишь радость. Некоторые считают, что для этого достаточно, чтобы в доме был комфорт, уют. Бесспорно, уют - это приятно. Но ведь бывает, что и в золотой клетке птица не поёт... Любой человек ищет в доме, скорее, хорошую атмосферу, добрые теплые отношения. В чем же они выражаются, эти хорошие отношения?

Первое, что бросается в глаза в таких счастливых семьях,- снисходительность к мелким слабостям домочадцев. У всякого человека есть какие-то свои особые привычки, пристрастия, житейские наклонности: кто-то любит поваляться на диване, для иного удовольствие - ходить по квартире босиком, пить чай из единственно любимой чашки, или листать журнал во время завтрака.

Такие мелкие прихоти никому не мешают. И проигрывают те семьи, где человеку в доме не дают делать то, что ему нравится. Бесконечные замечания: не садись на это кресло, не стой у окна, не горбись, не стучи, не читай во время еды - назойливы, мелочны и, как ничто другое, портят настроение. Ведь речь-то идет о пустяках, вещах непринципиальных, и строгость и муштра здесь неуместны.

Иное дело - крупные недостатки в поведении: курение, злоупотребление алкоголем, лживость, неискренность и т. д. В благополучных семьях вовсе не безразличны к недостаткам близких людей, но их стремятся понять и помочь преодолеть. Именно так: понять, почему, откуда у родного человека такой изъян, в чем причина?

Более того, стараются не просто осуждать, критиковать порок, напоминать о нем при всяком случае, а помогать человеку его искоренить. Помогают, опираясь на добрую волю и желание человека изменить себя. В такой обстановке понимания и доброжелательной поддержки человек находит в себе силы справиться со своими недостатками, даже очень серьезными.

Еще одна черта благополучных семей - постоянное внимание друг к другу: в них выслушивают, не отмахиваются от просьб, стремятся оказать услугу. В этих семьях знают нужды и потребности друг друга, потому что хотят понять, какие трудности мучают близкого человека, о чем он мечтает, чего хочет, что его может порадовать. Характерно, что в этих семьях стараются понять даже невысказанные желания, как бы упредить их. Отец привез из командировки сыну машинку. Когда мальчик спросил, как папа догадался о его мечте, тот ответил:- «Я же видел, как ты вздохнул в игрушечном отделе магазина...» И жена в такой семье получит от мужа к празднику именно те цветы, которые любит, а не то, что куплено по пути.

В счастливых семьях привлекает также готовность к самопожертвованию. Начинается оно с мелочей, например, когда брат отдает сестре-сластене свою порцию пирожного. Иногда же самопожертвование выражается в более крупных уступках: ради близкого человека отказываются от своих планов, потребностей, устремлений. И, что характерно, альтруизм не остается незамеченным. Если бывает трудно отплатить добром за добро, то дают понять, что жертву ценят и понимают.

В счастливых семьях очень бережно относятся к покою и душевному равновесию близких. Здесь не шумят, если отдыхает или занимается важным делом другой человек. Члены семьи оберегают друг друга от неприятных известий, не беспокоят пустяками, без нужды не отнимают времени, если кто-то занят.

Стремление не обременять собой выражается и в том, что близких людей не заставляют волноваться, предупреждают о времени ухода и возвращения, не подводят ни в мелочах, ни в серьезных делах. Это щадящее отношение к настроению, душевному покою очень подкупает и притягивает всех окружающих: друзей, знакомых, родственников. В такой семье хочется побыть подольше, потому что в ней отдыхаешь от напряжения.

Известно, что упреки, замечания, особенно выраженные в недоброжелательном тоне, не способствуют хорошей атмосфере. В счастливых семьях почти не услышишь насмешку, колкость, злую иронию, издевку. Наоборот, члены семьи стараются поддерживать самооценку друг друга похвалами и комплиментами.

Добрые слова - это не лесть, а подчеркивание реальных достоинств человека: его красоты, ума, душевности, умелости, воли и т. д. Такое признание поднимает самоуважение, уверенность в себе, чувство значимости и ценности для близких. Почему бы не говорить друг другу комплименты?! Эту нехитрую истину хорошо усвоили в благополучных семьях.

Никто из нас не гарантирован от неприятностей, невезения. Как никогда, в такие минуты нужна моральная и эмоциональная поддержка родных людей: чтобы утешили, вселили уверенность, отвлекли от тяжелых переживаний. В счастливой семье все умеют быть друг другу опорой в любых невзгодах.

Даже если человек сам виноват в свалившихся на него неприятностях, его все равно поддерживают, не осуждают и не дают окончательно пасть духом. Хотя порой сам «потерпевший» не располагает к участию: он подавлен, раздражен... На домочадцев ложится нелегкий груз: не только терпеть неуравновешенность и раздражение, жалобы и беспомощность попавшего в беду, но найти в себе силы успокоить и ободрить.

И, конечно, в счастливой семье буквально на каждом шагу видишь проявление нежности, доброты, ласки. Мамочка, сынок, дорогой, милая - эти и сотни других слов удивительно греют нас и оживляют всю атмосферу в доме. У озабоченного проблемами разглаживаются морщины, утомленный обретает силы, грустный улыбнется. Великая сила - атмосфера искренней любви, которую можно и нужно щедро проявить в словах, жестах, мимике.

Есть хадисы, свидетельствующие о том, что Мункар-Накир не будут допрашивать семерых:

1. Человека, умершего в намерении воевать с неверующими.

2. Человека, умершего в войне с неверующими, в намерении воевать с ними, если даже он не был убит на этой войне, а умер своей смертью.

3. Человека, который умер от чумы и не убегал от нее.

4. Человека, который без сомнений придерживался того, что Аллах един и Пророк Его - Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), и умер в таком состоянии.

5. Детей, умерших, не достигнув совершеннолетия.

6. Того, кто в каждый вечер перед сном читал суру «Аль-мулк» ("Табарака ллязи биядигьил мулку"), "Сажда" ("Алиф, лам, мим, гпанзилул китабу") . Прочитавшего "Табарака" в могиле будут допрашивать, но при этом ему будут помогать.

Допрос Мункар-Накира ожидает и того, кто остался на земле не похороненным, и того, чье тело превратилось в пепел после пожара, утонувшего в море, того, кого съели насекомые. В одном предании сказано, что допрашивать будут всех, кроме пророков, шахидов и детей.

Полезное

Тот, кто перед смертью почаще читал суру "Ихлас", на вопросы Мункар-Накира будет давать верные ответы и будет спасенным от сжимания могилой. От Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передано, что в Судный день такой человек перейдет мост Сират в обнимку с ангелами и они проведут его до ворот Рая.

Также сказано, что умершего не будут мучить, если в его саван вложить землю, которую взяли с кладбища и на которую семь раз читали суру "иннаанзалнагьу". Кто часто произносит "Инни аманту бираббикум фасмаг1ун" , тот без труда ответит на вопросы Мункар-Накира.

А также сказано, что умерших, даже кафиров, в пятничную ночь не будут мучить из-за ее величия. Безжалостного мусульманина будут мучить до наступления пятничной ночи, а затем, согласно преданиям, мучить его перестанут до наступления Судного дня.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что умершего от болей в животе не будут мучить. Того, кто в каждую ночь читал "Табарака" , тоже не будут мучить. Кто в каждый вечер читал суру "Сажда", тому в могиле будет шафаат Всевышнего.

Кто после вечернего намаза совершит два ракаата и после каждой суры "Фатиха" по пятнадцать раз прочтет "Изаа зулзилати" , тому облегчатся смертельные муки, он убережется от могильных мук и без труда перейдет мост Сират. Так передано Аббасом от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что те, кто часто произносят "Ла илагьа илла Ллагь" , оберегаем от всяких мук.



Проповедь

Один вали попросил Аллаха показать ему во сне состояния, в которых пребывают умершие. Так в одну ночь он увидел могилы открытыми, а умерших - в разных состояниях. Одни спали на постели из сундуса, другие - на шелковой постели, третьи спали на полу, некоторые там смеялись и радовались, а другие - плакали.

Затем этот вали сказал: «Я Рабби, если бы захотел, Ты сделал бы их состояние одинаковым». Тогда один из них ответил:

«Эти наши состояния в зависимости от наших деяний:

1. Кто спит на постели из сундуса, - это те, у кого был хороший характер.

2. Кто спит на шелковой постели, - это шахиды, погибшие на войне.

3. Кто спит на нарах - это те, которые поддерживали хорошие отношения между собой.

4. Те, которые смеются, - это люди, раскаявшиеся в своих грехах.

5. Те же, которые плачут, - это люди, которые совершали грехи и умерли, не раскаявшись в них».

Считается верным то, что говорят, что допрос Мункар-Накира ведется на языке каждого умершего. Когда Ибну Хаджара спросили: "На каком языке ведётся допрос?", он ответил: "В хадисах сказано, что на арабском, может быть, и на языке умершего"". Некоторые говорят, что допрос ведётся на языке сурьян четырьмя словами. В хадисе сказано, что запоминание этих слов поможет умереть в имане. Вот эти слова:

Атраh - ты встань, раб Аллаха.

Атрах - с кем ты был (в смысле с какой уммой. - ред.)?

Кариh - кто твой Бог, какова твоя религия?

Салиха - что ты скажешь о человеке, которого Аллах ниспослал к тебе и ко всему народу, т.е. о Пророке (мир ему и благословение)?

Кутбу по имени Абдулазиз сказал, что допрос будет на языке сурьян. Это язык ангелов и душ. На вопрос на этом языке души ответят на этом же языке.

Они спросят умершего: "Мараз hува?" (Все, кроме Аллаха, создано Аллахом или кем-то другим?), истинно-увероваший (муъмин) ответит на этот вопрос: "Марад азир ху". Это означает: ""Аллах сотворил всё: пророков, ангелов. Рай и Ад, Он создал народ и является их Господом". Когда он так ответит, ангелы Мункар и Накир скажут ему: "Насир ". Это означает: в твоё м теле, созданном из земли, имеется свет имана.

Важное

1. Сказано, что допрашивают оба ангела. Сказано также, что приходят оба ангела, а спрашивает один из них. Первое второму не противоречит, ибо к одним они приходят вдвоём, когда люди расходятся, рассматривают его грехи, стараясь усложнить его положение. К другим они приходят, пока люди с могилы не разошлись, вспоминают о его хороших деяниях, ищут пути облегчения его положения. К третьим приходит только один ангел, пока люди еще не разошлись, и задаёт ему легкие вопросы.

2. Сказано, что в первый раз допрос ведется трижды, а в следующий раз уже трижды не спрашивают, но в зависимости от характера его деяний могут спрашивать один раз, два раза, могут также и три раза. Сказано, что допросы будут продолжаться в течение семи дней после смерти человека. Милостыня (садака), розданная его родными и близкими в эти семь дней, упростит и облегчит ожидающий его допрос. Еще сказано, что муъмина после смерти ожидает семидневная фитна (муки, неприятности), а мунафика (лицемера) - сорокадневная.

3. Очевидно, что кафира (неверного) совсем не допрашивают, его ожидают только мучения и наказания.

4. Того, кто был съеден насекомыми, допрос ожидает, когда он окажется внутри них. Если умершего не хоронили три-четыре дня, его допрашивают только после похорон. Утонувшего в море допрашивают сразу после наступления смерти. Вообще не похороненного, оставшегося на земле человека тоже допрашивают и наказывают. Как могила сжимает похороненного человека, так и человека, оставленного на земле, сжимает воздух. Поскольку Аллах одарил нас глазами и ушами, чтобы видеть и слышать только в этом мире, мы не можем слышать допрос Мункар-Накира, так же как мы не можем видеть ангелов. Но Аллах сделал обязательным верить и тому, что мы не можем видеть. Если бы Он сделал нас способными видеть и слышать всё это, то среди людей не было бы ни одного мунафика и кафира. И тогда Ад, сотворённый могуществом Всевышнего, полностью опустел бы. Пророки и любимцы Аллаха (вали) могут видеть картину мучении умершего.

5. Нет сомнений в том, что умерший ждет допрос Мункара и Накира, в том, что он боится их, в том, что могила сжимается, и в том, что в состоянии боли и страха душа возвращается в тело. Тот, кто отрицает это, становится кафиром. Во многих преданиях хадисов сказано, что душа возвращается в тело. Но о том, как душа возвращается в тело, рассказывается по-разному. В одном месте сказано, что она возвращается в нижнюю половину тела, в другом месте сказано - в уши, в третьем - в сердце.

6. На вопрос «Как Мункар и Накир допрашивают людей, умерших в разных местах одновременно?», ответить можно так: «Аллах сделал их обоих способными допрашивать всех». В одном предании сказано, что ангелов, допрашивающих умершего, на каждого человека по два.

7. Допрос Мункара иНакира не касается пророков, ангелов и сумасшедших, а джинов касается.

8. Сказано, что ангелов, допрашивающих муъмина, зовут Башир и Мубашшир. Также сказано, что вместе с Мункаром и Накиром к муъмину, чтобы помочь ему отвечать на их вопросы, приходят ещё два ангела.

9. Человек, умерший в пьяном состоянии, пьянеет и в могиле. Ангел смерти и Мункар и Накир к нему приходят тоже пьяными.

Об этом полезно знать

Вали по имени Шакик сказал: "Спасение от пяти вещей божьи угодники (вали) нашли в следовании пяти видам проявлений преданности Аллаху. Они попросили простить их грехи, это они нашли в совершении намаза "Зуха"; они попросили свет в могиле, это они нашли в совершении молитв поздней ночью; они попросили помочь в ответах на вопросы Мункара и Накира, это они нашли в многократном чтении Корана. Они попросили помочь при переходе по мосту Сират, это нашли в посту и в раздаче садака. Они попросили тень Арша в Судный день, и нашли это в халвате (уединении). Али передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто каждый день по сто раз скажет: "JIa иллагьа иллаллагь маликул х1акъкъул мубин", спасется от бедноты, в могиле не будет чувствовать одиночество, перед ним отворятся ворота Рая. Пророк (мир ему и благословение) также сказал: "Если раб поселит в сердце муъмина радость, эту радость Аллах превращает в ангела. К рабу, свидетельствующему тому, что нет божества, кроме Аллаха и служащему ему, после смерти приходит тот ангел и говорит: "Я сотворен из радости, которую ты поселил в сердце такого-то человека. Сегодня я не дам тебе быть одиноким и помогу отвечать на вопросы Мункара и Накира, помогу тебе в Судный день, покажу место в Раю, предназначенное тебе". Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Аллах осветит могилу человека, который провел в мечеть свет. Могила человека, распространившего в мечети благоухания, будет наполнена такими же запахами". Пророк Муса (мир ему) сказал Всевышнему: "О Аллах, что будет человеку, навестившему больного?". Он ответил: "Я до Судного дня над ним оставляю два ангела, чтобы они охраняли его". Неудобства муъмина в могиле облегчат ему наказания в Махшаре".

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Как могу я блаженствовать, когда ответственный за Горн уже взял его, приготовился и внимательно слушает, когда будет отдан приказ и настанет момент подуть в Горн? »

Праздник Курбан-Байрам В этом году исламский праздник Курбан-Байрам приходится на 24 сентября. В праздник Курбан-Байрам каждому совершеннолетнему мусульманину в здравом рассудке и материальном достатке в размере нисаба (т.е. для людей, для которых выплата закята — фард) необходимо

Злословие Что нравится сердцу и душе, томит эго (нафс). Что нравится эго, томит чистые сердца. Поэтому, места, где неверующие и грешники ведут райскую жизнь, праведным мусульманам кажутся тюрьмой. Чтобы победить свое эго,

Неисполнение намаза Намаз — один из пяти столпов Ислама. То есть приказ Всевышнего Аллаха. И обязанность каждого мусульманина совершать его пять раз в день. Отсюда следует, что неисполнение намаза — это невыполнение приказа Аллаха, что является большим грехом.

Благословенный Луч Любимец Аллаха — красивейший, почтеннейший, самый превосходный и дорогой среди человечества и созданных существ, с любой точки зрения. Пророк, которого Всевышний Аллах выбрал и послал людям и всем остальным существам.

Чем я был, чем я стал и чем я буду? Наши отцы говорили: «Не говори: «Чем я был!» Скажи: «Чем я стану?» Кто не делает выводов из прошедшего и не ценит настоящее, тот не cумеет подготовиться к будущему. Посмотрим, чем мы были ранее. Исследуем, чем мы станем.

Халиф Харун ар-Рашид часто посещал наилучшего из мудрецов - праведников Шакик-и Бельхи, получая его благословение. Однажды при очередном посещении Хазрети Шакик-и сказал: — Представь, что ты остался посреди пустыни и умираешь от жажды.

Рассказывают, что пришел один человек к Посланнику (с.а.с.) и сказал: «Мир оставил меня, я бедный, нищий и несчастный, что же мне делать?»

Священная Кааба Мусульмане всего мира, совершая молитвы, направляют свои лица в сторону Священной Каабы, которая является первой мечетью, построенной на земле. Аллах говорит в Коране:

Ночь Бараат Ляйлятуль-Бараат — это ночь, с 14-го на 15-й дни месяца Шаабан. В этом году она приходится на ночь с 12-го на 13-е июня. Всевышний Аллах, прежде чем создать миры и все существующее в них, сначала пожелал того. Затем в ночь Бараат дал знать ангелам, что произойдет в течение одного года.

Вознаграждение, равное хаджу и умре Как-то один сахаба спросил у Посланника Аллаха (с.а.с.): Я хочу служить на пути Аллаха. Но ничего не могу сделать». Пророк (с.а.с.) у него спрашивает: «Живы ли твои родители?» Он отвечает: «Мать жива». И тогда Пророк (с.а.с.) говорит ему следующее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.