Линейные корабли. Последний линкор российской империи Император николай i линкор

Линейные корабли

Линкор «Император Николай I » - 0 + 1 ед.

«Император Николай I » ОНЗиВ 9.6.1914/5.10.1916 - искл. 11.04.1927

27 300/28 500 т, 188x29,0x9,0 м. ПТ - 4, 20 ПК, 30 000 л.с.=21 уз. Броня: пояс до 262,2 мм, башни и барбеты до 250 мм, рубка 254 мм, казематы 80 мм, палубы 37,5 мм + 25 мм + 12 мм. Эк. 1268 чел. 12 - 305 мм/52, 20- 130 мм/55, 8 - 102 мм зен., 4 пул., 4 ТА 450 мм.

Развитие типа «Императрица Мария». Имел более совершенное и мощное брони­рование. С вступлением в строй должен был завершить формирование эскадры ЛК ЧФ. Не достроен из-за отсутствия механизмов и оборудования. 16.4.1917 переименован в «Демократию». В июне 1918 г. захвачен не­мцами, которые планировали использовать корпус корабля в качестве базы гидросамо­летов. После освобождения Николаева Крас­ной Армией простоял на приколе и в 1927 г. был разобран на металл.

Линкоры типа «Императрица Мария» - 3 ед.

«Императрица Мария» Руссуд 17.10.1911/19.10.1913/23.5.1915 - погиб 7.10.1916

«Императрица Екатерина Великая» ОНЗиВ 17.10.1911/24.5.1914/5.10.1915 - погиб 18.6.1918

«Император Александр III » Руссуд 17.10.1911/2.4.1914/15.6.1917 - искл. 1924

24 100/25 800 т («Екатерина» - 24 960/26 200 т), 168x27,4x8,4. ПТ -4, 20 ПК, 26 500 л.с.=21 уз. Броня: пояс до 262,2 мм, башни и барбеты до 250 мм, казематы 80 мм, рубка 254 мм, палубы 37,5 мм + 25 мм + 12 мм. Эк. 1190 чел. 12 - 305 мм/52, 18 - 130 мм/5, 4 - 75 мм зен., 4 пул., 4 ТА 450 мм.

Развитие балтийских ЛК типа «Севас­тополь». В отличие от прототипа имели уси­ленное бронирование, увеличенный калибр ПМА и иные пропорции корпуса. На «Им­ператоре Александре III » число 130-мм ору­дий сократили до 16 с целью устранить дифферент на нос. «Императрица Мария» входила в состав 1 -и тактической маневрен­ной группы, которая прикрывала действия устаревших ЛК. Участвовала в Трапезундской операции. Погибла в Севастополе от взрыва боезапаса. В 1919 г. поднята и ра­зобрана на металл. «Императрица Екатери­на Великая» (с 16.4.1917 - «Свободная Россия») входила во 2-ю тактическую ма­невренную группу, участвовала в блокадных операциях у турецкого побережья; потоп­лена по приказу В.И.Ленина у Новороссий­ска эсминцем «Керчь». «Император Алек­сандр III » (с 16.4.1917 - «Воля») практичес­ки в боевых действиях не участвовал. Был захвачен германскими войсками, затем ан­гличанами и уведен ими в Измир. Вошел в состав морских сил Юга России, переиме­нован в «Генерал Алексеев». В ноябре 1920 г. уведен белогвардейцами в Бизерту и ра­зобран на металл в 30-х гг.

Линкоры типа «Евстафий» - 2 ед.

«Евстафий» Ник. Адм 10.11.1904/21.10.1906/15.5.1911 - сл. 1922

«Иоанн Златоуст» Лаз. Адм 31.10.1904/18.4.1906/19.3.1911 -сл. 1922

12 840/13 950 т, 118x22,6x8,2 м. ПМ - 2, 22 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз., 1100 т угля. Броня: пояс до 228,6 мм, башни до 254 мм, казематы 127 мм, рубка до 203 мм, палуба 35 - 70 мм и 38 мм. Эк. 938 чел. 4 - 305 мм/40, 4 - 203 мм/50, 12-152 мм/45, 14 - 75 мм/50, 4 пул., 2 ТА 450 мм.

Развитие броненосца «Пантелеймон». В отличие от прототипа имели 4 203-мм ору­дия и более совершенную конструкцию ка­зематов ПМА. Оба корабля входили в со­став 2-й бригады ЛКЧФ. В мае 1915г. участ­вовали в бою с линейным крейсером «Гебен» (бой у м.Сарыч), в блокаде турецкого побережья и действиях на коммуникациях противника. С марта 1918 г. выведены из состава активного флота. В мае 1918 г. захвачены германскими войсками и в конце года - англичанами, которые при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. Больше в строй не вводились и в 20-е гг. были разобраны на металл.

Линкор «Пантелеймон» - 1 ед.

«Пантелеймон.. Ник. Адм 28.9.1898/13.9.1900/20.5.1905 - сл. 1923

12 582/13 450 т, 115,4x22,3x8,4 м. ПМ - 2, 22 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз., 950 т угля. Броня: пояс до 229 мм, казематы 127 мм, башни до 254 мм, палубы 51 - 64 мм и 51 мм (скосы 64 мм). Эк. 810 чел. 4 - 305 мм/40, 16 - 152 мм/45, 14 - 76 мм, 2 пул., 4 ТА 450 мм.

В отличие от предшествующих броне­носцев ЧФ имел полубак, увеличенную вы­соту надводного борта и усиленную защи­ту орудий среднего калибра. Первоначаль­но назывался «Князь Потемкин Тавричес­кий». После вооруженного восстания мат­росов в 1905 г. был переименован. Входил в состав 2-й бригады ЛК и участвовал в боевых действиях совместно с ЛК типа «Ев­стафий». В мае 1918 г. захвачен герман­скими войсками и в конце года - англичанами, которые при эвакуации из Севасто­поля взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. В строй не вводился и в 1923 г. разобран на металл.

Линкор «Три Святителя» - 1 ед.

«Три Святителя» Ник. Адм 4.9.1891/31.10.1893/1895-сл. 1923

13 320/14 100 т, 115,4x22,3x8,9 м. ПМ - 2,

14 ПК, 10 600 и.л.с.=16 уз., 750 т угля. Бро­ня: пояс до 457 мм, башни до 406 мм, рубка до 305 мм, казематы 127 мм, палуба 76 мм. Эк. 680 чел. 4-305 мм/40, 14- 152 мм/45, 2 - 47 мм, 4 пул.

Имел основательное бронирование при сравнительно мощном вооружении и пос­редственные мореходные качества. В 1911 - 1912 гг. был перевооружен (демон­тированы 6 152-мм, 4 120-мм и все 47-мм-орудия и усилена защита артиллерии сред­него калибра). В годы 1-й мировой войны обстреливал побережье противника, при­крывал действия легких сил флота, участво­вал в Трапезундской операции. В мае 1918 г. захвачен германскими войсками, в конце года - англичанами, которые при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вы­вели из строя артиллерию. В 1923 г. разо­бран на металл.

Линкор «Ростислав» - 1 ед.

«Ростислав» Ник. Адм 6.5.1895/20.8.1896/1899-погиб 11.1920

10 140/10 980 т, 107,2x20,7x7,8 м. ПМ - 2, 12 ПК, 8500 и.л.с.= 16 уз., 700 т угля. Броня: пояс до 368 мм, башни ГК до 254 мм, башни СК до 152 мм, палуба до 76 мм. Эк. 640 чел. 4 - 254 мм/45, 8 - 152 мм/45, 4 - 75 мм/50, 4 - 75 мм зен., 4 пул., 2 подв. ТА 450 мм.

Малый бронированный корабль, спо­собный оперировать в прибрежных рай­онах. Единственный ЛК русского флота, имевший на вооружении 254-мм орудия. Считался неудачным кораблем, но в годы 1-й мировой войны активно участвовал в огневой поддержке армейских частей. В марте 1918 г. выведен из состава флота. С ноября 1919 г. входил в состав морских сил Юга России. В ноябре 1920 г. затоплен бе­логвардейцами в Керченском проливе.

Старые броненосцы - 2 ед.

До 1-й мировой войны дожили 2 из 4 барбетных броненосцев типа «Екатерина II » -«Синоп» (1889г., 10 180/10 980 т, 9000 и.л.с.=15 уз.) и «Георгий Победоносец» (1893 г., 10 750/11 920 т, 9000 и.л.с. = 14 уз.). Формально числились линкорами, фак­тически служили штабными кораблями и брандвахтенными судами. 305-мм орудия были демонтированы еще до войны; в 1914 г. «Синоп» нес 4 203-мм/50 и 8 152-мм/45 пушек; «Георгий Победоносец» - 8 (с 1916 г. 14) 152-мм/45. В 1916 г. «Синоп» оснащен булями (так называемыми «противо­торпедными кессонами»). Активного учас­тия в боевых действиях не принимали. «Синоп» в 1923 г. разобран на металл в Севас­тополе; «Георгий Победоносец» в ноябре 1920 г. уведен Врангелем в Бизерту и сдан на слом в начале 30-х гг.

Боевые корабли мира

Тех. редактор В.В. Арбузов

Набор текста Ю.В. Родионов

Корректор С.К. Бочурина.

С - Петербург. 2005 г.

Обложка: на 1-й - 4-й стр. даны фотографии линейного корабля "Император Павел I" в различные периоды службы

Боевые корабли мира

Историко-культурный центр АНО "Истфлот"

Самара: 2005. - 136 с: илл..

Издатель выражает благодарность В. Арбузову, Д. Васильеву, Д. Яшкову и С. Харитонову за предоставленные фотографии

ISBN 5-98830-013-8

1. Проектирование

В книге освещена история проектирования, строительства и службы вступившего в строй в 1912 г. линейного корабля "Император Павел I".

Подробно описываются его устройство, атмосфера, царившая на Балтийском флоте в годы первой мировой войны, участие в Февральской и Октябрьской революциях, а также судьбы людей, служивших на этом корабле.

Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.

Эскадренный броненосец "Император Павел I", однотипный с "Андреем Первозванным", проектировался в период, когда русский флот завершал программу судостроения 1898–1905 гг. Русское судостроение в тот период располагало обширным творческим заделом - целым семейством проектов вполне современных броненосцев. Совсем недавно в 1897 г. в Петербурге при прямом участии членов МТК и под их непосредственным наблюдением был разработан удачный проект эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический". Этот проект не явился "из головы" проектировщиков, а составлял последовательное развитие избранных в качестве прототипов броненосцев "Три Святителя" и "Пересвет". Проектирование "Императора Павла I" как корабля новой программы рассмотрение в работе автора "Линейный корабль "Андрей Первозванный"" (С-Пб, 2002).

Для продолжения строительства кораблей повелением императора Николая II в Особом совещании под председательством графа Д.М. Вольского 14 декабря было решено на 1903 г. отпустить 12 млн. руб. в счет будущей судостроительной программы. Такую же сумму выделили на следующий год. Тип "измененного "Бородино" ("для сохранения однотипности") и с заменой 152-мм орудий на 203-мм был избран на совещании 27 января 1903 г. под председательством начальника ГМШ вице-адмирала Ф.К. Авелана. Измененный проект рассчитывали получить уже через три месяца. Вскоре, однако, пришлось убедиться, что с учетом всех изменений (в частности, котлы хотели расположить вдоль корпуса) водоизмещение по проекту возрастает до 16000 т (с соответствующим увеличением главных размерений), а к началу постройки ранее чем через год приступить не удастся.

20 января 1903 г. император решил в текущем году приступить к постройке для Балтийского флота двух броненосцев усовершенствованного типа "Бородино". "Для возможного соединения на них наибольших средств защиты и обороны" водоизмещение разрешалось увеличить до 16500 т. 27 января 1903 г. под председательством (вскоре 13 марта почившего в бозе) управляющего Морским министерством Павла Петровича Тыртова состоялось обсуждение проектов-заданий, разработанных МТК и ведомством Главного корабельного инженера Санкт-Петербургского порта Д.В. Скворцова. Как когда-то произошло с проектом крейсера "Рюрик", МТК и подчиненная ему структура хотели сохранить проект полностью за казной. Балтийский завод, в отличии от прежней практики работ с проектом "Бородино", к участию в проектировании не приглашали.

Существенной разницы проекты не обнаружили. В проекте МТК броневую продольную переборку Бертена вместо 1,8 м (как на "Бородино") установили от борта в расстоянии 4,87 м, а для повышения живучести двух групп котлов установили их на высокие (2,44 м) фундаменты, использовав их пространство для размещения погребов боеприпасов. Д.В. Скворцов продольную переборку установил в 2,44 м от борта и увеличил число главных поперечных переборок.

30 января 1903 г. на основе решений совещания 27 января Главному корабельному инженеру С-Пб порта Скворцову было поручено при участи МТК разработать проект "улучшенного броненосца типа "Бородино". Характеристики задавались следующие: водоизмещение не свыше 16500 т, скорость не менее 18 уз, углубление в нормальном грузу не более 26 фут. Артиллерия предусматривалась из четырех 12-дм 40-калиберных пушек в двух вращающихся башнях, защищенных такой же броней, как на "Бородино" и 12 8-дм 50-калиберных пушек в шести башнях. Двадцать 75-мм полуавтоматических пушек, как на "Бородино", полагалось прикрыть 3-дм броней. Еще требовалось предусмотреть 20 47-мм полуавтоматических и 37-мм автоматических, два 75-мм десантных орудий, 8 пулеметов, пять подводных и один надводный (в корме) минных аппаратов. "Сетевое заграждение должно быть восстановлено".

Бронирование бортов на длине и высоте - "как на "Бородино", но с увеличением толщины брони нижнего пояса до 9 дм, а верхнего - 7 дм или же с увеличением толщины обоих поясов до 8 дм в том случае, если бы это было выгоднее по "соображениям о боевой плавучести броненосца". Добавлялась и замечательная фраза о возможности уменьшить высоту корпуса корабля на одну палубу, "если то окажется по Вашим расчетам безвредным для мореходности броненосца". Этот документ подписали председатель МТК вице-адмирал Дубасов, за Главного инспектора кораблестроения Гуляев и и.д. старшего делопроизводителя Введенский (РГА ВМФ, ф. 421, оп. 8, д. 69, л. 363).

1 мая Д.В. Скворцов представил в МТК доработанный им проект (характеристики приведены в книге "Андрей Первозванный"). 8 мая в опытовом бассейне определили параметры килевой качки, 4 июня по результатам модельных буксировочных (длина корабля 133,5 м, ширина 24,7 м, осадка 7,92 м) определили, что мощность для 18-уз скорости должна составить 16600 л.с.

Ни о какой однотипности речи уже не было.

Проводивший испытания заведующий опытовом бассейном подполковник А.Н. Крылов был хорошо знаком с практикой МТК, который уже однажды, ради уменьшения нагрузки в проекте крейсера "Аврора", не задумался уменьшать число 152-мм пушек с 10 до 8, но не пожелал принять полученные бассейном обводы, обещавшие повышение скорости. Ясно было, что и в новом проекте (без полубака) обводы менять не будут. И когда, естественно, обнаружилось, что модель без полубака основательно зарывается в воду, А.Н. Крылов, зная, что о переделках речи быть не может, философски заметил, что с этой бедой в море предстоит справляться командиру. Надо будет, чтобы уменьшить качку и заливаемость, соответственно менять его курс и скорость. Иначе говоря, вместо общего мирового правила строить корабли лучшими в мире, в МТК уже заранее признавали, что корабль, который еще не построили, будет лишен свободы маневра в бою и должен при непогоде уступить выгодную позицию противнику.

Поразительно, но никому из всех, кто столь обыденно совершал заурядное головотяпство, не пришло в голову вспомнить об опыте крейсера "Адмирал Нахимов", который еще в плавании 1887 г. так отчаянно зарывался во встречном волнении, что явилось предложение снять с корабля носовую башню и установить полубак. Такое было время, таков дух эпохи, такие были понятия об исторической ответственности должностных лиц. Их не трудно представить сегодня, обратившись к совершающимся на наших глазах "реформам", бесполезным ваучерам и "монетизации" льгот пенсионеров.

1924-1936 Порт приписки Севастополь Организация Черноморский флот Изготовитель Завод «Руссуд », Николаев Строительство начато 30 октября 1911 года Спущен на воду 15 апреля 1914 года Введён в эксплуатацию 26 июня 1917 года Выведен из состава флота 1936 год Статус Разобран на металл Основные характеристикиВодоизмещение 22 600 Длина 168 Ширина 27,4 м Осадка 8.4 м Бронирование ГБП: 262,5мм, ВБП: 75-100мм, АУ ГК: 250мм, БР: 100-254мм, палубы: 12-50мм Двигатели 4 паровых турбоагрегата, 20 паровых котлов системы Ярроу Мощность 7240л.с.х4=28 960 л. с. (21,3 МВт) Движитель 4 винта Скорость хода 21 узел (38,9 км/ч) Дальность плавания 3000 морских миль Экипаж 1220 офицеров и матросов ВооружениеАртиллерия 4-3х305мм/L52 АУ ГК МК-3-12,
20-130мм/L55 АУ ПМК Б-7 Зенитная артиллерия 4х76мм ЗАУ Л-10 Минно-торпедное вооружение Четыре 457-мм ТА

«Император Александр III» - линкор -дредноут [ ] Русского Императорского военно-морского флота типа «Императрица Мария» .

История

Строительство

Гражданская война

Гибель корабля

В 1944 году четыре орудия немцы установили на батарее «Миус», на острове Джерси в Ла-Манше, являющемся одним из укреплённых пунктов «Атлантического вала ». Ещё три орудия немцы передали Финляндии , для восстанавливаемой батареи на полуострове Ханко . В сентябре 1944 года, после подписания соглашения о перемирии с Финляндией, батарея была возвращена СССР и состояла на вооружении. А на батарее «Миус» орудия простояли до окончательного их демонтажа в 1951 году.

Наследство линкора «Император Александр III»

Башни главного калибра

Устройство башен линкора «Император Александр III» повлияло на разработку конструкций башен новых французских линкоров типа «Дюнкерк» .

Орудия в Финляндии

12 305-мм орудий линкора хранились в арсенале в Бизерте и в 1940 году были предложены немцами [ ] Финляндии , а после проведения переговоров просто подарены. Но финны получили только восемь орудий, которые были использованы Финляндией для береговых батарей на островах Макилуото и Куйвисаари .

В конце Великой Отечественной войны некоторые из этих орудий были переданы Советскому Союзу и использованы для оборудования советских береговых батарей. В настоящее время одно из орудий, поставленных на специальное железнодорожное шасси , находится в форте Красная горка , другое выставлено в железнодорожном музее на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге, а третье экспонируется в музее на Поклонной горе в Москве .

Орудия на «Атлантическом вале»

Четыре орудия не успели прибыть в Финляндию и были захвачены немцами , которые использовали их для оборудования батареи Мирус Атлантического вала .

Распространенное заблуждение, что в 1957 году два из этих 305-мм орудий были использованы при съемках приключенческого фильма «Пушки острова Навароне ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Император Александр III (линкор)"

Примечания

Литература

  • Р. М. Мельников. Линейные корабли типа «Императрица Мария».
  • Н. Р. Гутан. От Севастополя до Новороссийска.

Отрывок, характеризующий Император Александр III (линкор)

– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.
Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.
– Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.
– Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий.
Но княжна не слушала его.
– Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме…
– Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.
– Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.
Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.
– Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей…
– Тех людей, которые всем пожертвовали для него, – подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, – чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, – прибавила она со вздохом, – я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою.
– Ну, voyons, [послушай,] успокойся; я знаю твое прекрасное сердце.
– Нет, у меня злое сердце.
– Я знаю твое сердце, – повторил князь, – ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время – может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание – свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам.
– Теперь я всё поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, – говорила княжна.
– Hе в том дело, моя душа.
– Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину.
– Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.]
– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.
– Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них…
– Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка.
– Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе.
Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером.
– Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.]
– Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну.
– Ah, mon ami, oubliez les torts qu"on a pu avoir envers vous, pensez que c"est votre pere… peut etre a l"agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n"oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.]
Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь.
Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее.
Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу.
Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала.
– Soyez homme, mon ami, c"est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору.
Пьер не понимал, в чем дело, и еще меньше, что значило veiller a vos interets, [блюсти ваши интересы,] но он понимал, что всё это так должно быть. Коридором они вышли в полуосвещенную залу, примыкавшую к приемной графа. Это была одна из тех холодных и роскошных комнат, которые знал Пьер с парадного крыльца. Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванна и была пролита вода по ковру. Навстречу им вышли на цыпочках, не обращая на них внимания, слуга и причетник с кадилом. Они вошли в знакомую Пьеру приемную с двумя итальянскими окнами, выходом в зимний сад, с большим бюстом и во весь рост портретом Екатерины. Все те же люди, почти в тех же положениях, сидели, перешептываясь, в приемной. Все, смолкнув, оглянулись на вошедшую Анну Михайловну, с ее исплаканным, бледным лицом, и на толстого, большого Пьера, который, опустив голову, покорно следовал за нею.
На лице Анны Михайловны выразилось сознание того, что решительная минута наступила; она, с приемами деловой петербургской дамы, вошла в комнату, не отпуская от себя Пьера, еще смелее, чем утром. Она чувствовала, что так как она ведет за собою того, кого желал видеть умирающий, то прием ее был обеспечен. Быстрым взглядом оглядев всех, бывших в комнате, и заметив графова духовника, она, не то что согнувшись, но сделавшись вдруг меньше ростом, мелкою иноходью подплыла к духовнику и почтительно приняла благословение одного, потом другого духовного лица.
– Слава Богу, что успели, – сказала она духовному лицу, – мы все, родные, так боялись. Вот этот молодой человек – сын графа, – прибавила она тише. – Ужасная минута!
Проговорив эти слова, она подошла к доктору.
– Cher docteur, – сказала она ему, – ce jeune homme est le fils du comte… y a t il de l"espoir? [этот молодой человек – сын графа… Есть ли надежда?]
Доктор молча, быстрым движением возвел кверху глаза и плечи. Анна Михайловна точно таким же движением возвела плечи и глаза, почти закрыв их, вздохнула и отошла от доктора к Пьеру. Она особенно почтительно и нежно грустно обратилась к Пьеру.
– Ayez confiance en Sa misericorde, [Доверьтесь Его милосердию,] – сказала она ему, указав ему диванчик, чтобы сесть подождать ее, сама неслышно направилась к двери, на которую все смотрели, и вслед за чуть слышным звуком этой двери скрылась за нею.
Пьер, решившись во всем повиноваться своей руководительнице, направился к диванчику, который она ему указала. Как только Анна Михайловна скрылась, он заметил, что взгляды всех, бывших в комнате, больше чем с любопытством и с участием устремились на него. Он заметил, что все перешептывались, указывая на него глазами, как будто со страхом и даже с подобострастием. Ему оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвестная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предложила ему сесть, адъютант поднял уроненную Пьером перчатку и подал ему; доктора почтительно замолкли, когда он проходил мимо их, и посторонились, чтобы дать ему место. Пьер хотел сначала сесть на другое место, чтобы не стеснять даму, хотел сам поднять перчатку и обойти докторов, которые вовсе и не стояли на дороге; но он вдруг почувствовал, что это было бы неприлично, он почувствовал, что он в нынешнюю ночь есть лицо, которое обязано совершить какой то страшный и ожидаемый всеми обряд, и что поэтому он должен был принимать от всех услуги. Он принял молча перчатку от адъютанта, сел на место дамы, положив свои большие руки на симметрично выставленные колени, в наивной позе египетской статуи, и решил про себя, что всё это так именно должно быть и что ему в нынешний вечер, для того чтобы не потеряться и не наделать глупостей, не следует действовать по своим соображениям, а надобно предоставить себя вполне на волю тех, которые руководили им.


Калигула остался в истории одним из трех самых жестоких римских императоров, которого обвиняли во всех возможных грехах. Как все было на самом деле, уже не узнать. Достоверно известно лишь одно: император очень любил роскошь. Он даже построил самые большие в мире прогулочные корабли, на которые сейчас идет настоящая охота.




Калигула правил Римской империей с 37 по 41 год н.э. За этот короткий срок за ним закрепилась слава жестокого руководителя, известного своим эксцентричным поведением и невероятными оргиями. Современники утверждают, что он был одержим постоянным поддержанием своего имиджа и порой воплощал в жизнь самые странные проекты, не жалея средств. Так, по его приказу построили три громадных корабля, которые спустили на воду небольшого озера Неми, считавшегося у римлян святым.




На тот момент это были самые большие суда в мире: около 70 метров длиной, 20 метров шириной. На них располагались каменные постройки – почти как на земле. Суда приводились в движение рядами весел и ветром, их мачты несли шелковые паруса фиолетового цвета. Корабль поворачивал с помощью четырех огромных рулевых весел длиной 11,3 метра каждое.


Древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл так описывает эти корабли:
«... десять рядов весел... корма каждого из кораблей сверкала драгоценными камнями... на них было достаточно ванн, галерей и салонов, росли разнообразные сорта винограда и фруктовых деревьев»




Каждый из кораблей был отделан мрамором, мозаикой и позолоченной медной черепицей. Суда оборудовали сантехникой, из кранов текла горячая вода. Отдельные части водопровода были богато украшены головами волков, львов, мифических существ.


Калигула часто наведывался на свои корабли, проводя время за разнообразными, не всегда пристойными занятиями. Согласно некоторым историческим сведениям, корабли Калигулы были сценами оргий, убийств, жестокости, музыки и спортивных соревнований.


В 41 году сумасбродного Калигулу убили заговорщики-преторианцы. Вскоре после этого его «корабли для развлечений», спущенные на воду всего лишь год назад, были лишены драгоценных предметов, а затем намеренно затоплены. В последующие века о них полностью забыли.




В XV веке появились первые слухи о существовании чего-то «интересного» под водой озера Неми. К 1842 году тайна кораблей Калигулы еще не была раскрыта. Исследователь Джеремиа Донован писал:
«В этом озере глубоко покоятся остатки того, что некоторые называют галерой Тиберия, другие Траяна, но что на самом деле выглядит как группа зданий, построенных на самом берегу озера. В XVI веке это место в подводном колоколе посетил Архитектор Марчи [военный инженер], а за ним еще несколько других. Был найден деревянный каркас, соединенный бронзовыми гвоздями, устланный большими плитами, опирающимися на железную решетку».


В 1920-е годы итальянский диктатор Бенито Муссолини распорядился провести детальные исследования загадочного объекта. В 1928-32 гг. были приложены значительные усилия, чтобы осушить озеро. На дне в грязи нашли два корабля: длиной 70 и 73 метра, а с ними множество бронзовых предметов. Обнаруженные статуи и украшения подтвердили, что эти корабли построили специально для императора Калигулы.




Громадные конструкции переместили в ангар и открыли музей. К сожалению, во время боевых действий в 1944 году музей был разрушен и оба корабля сгорели. Сохранившиеся детали и бронзовые украшения сегодня можно увидеть в Museo Nazionale Romano.

Через полвека в Италии снова возник интерес к Калигуле и его кораблям. В 2011 году полиция заявила, что «черные археологи» нашли у озера Неми императорскую гробницу и разграбили ее. А совсем недавно небольшое озеро опять привлекло к себе внимание. Местные рыбаки заявили, что когда их сети достают до дна, то они часто вылавливают древние артефакты. Теперь на живописном озере снова оживление: ученые с помощью гидролокаторов обследуют дно, а водолазы ищут третье, самое большое, судно императора Калигулы.

Роль Калигулы в истории Древнего Рима далеко не однозначна. Спустя века непросто разобраться, кем же он был: . Ведь это типичный человек своего времени. Так, а .

После поражения в Русско-японской войне штаб императорского флота приступил к серьезной модернизации морских боевых кораблей. Особое внимание было уделено Черноморскому бассейну - именно там в случае мировой войны могли разгореться боевые действия. Эскадренный броненосец «Император Николай I» - один из кораблей, подготовленных военными инженерами для масштабных

Разработка кораблей

В конце 1913 года Главное управление кораблестроения приступило к разработке новых принципов бронирования и распределения боевой нагрузки. Предусматривалась усиленная защита броней средней палубы - до 63 мм металла, боевых рубки и скосов. Были предприняты меры для того, чтобы усилить броню палубной артиллерии - слой металла на ней в уязвимых частях превышал 300 мм. В результате модернизации проекта судна его полное водоизмещение выросло почти до 28 тыс. тонн, увеличились линейные размеры, улучшились ходовые характеристики - «Император Николай I» (линкор) мог развивать скорость до 21 узла. Эти и другие усовершенствования были отражены в проекте, который 12 марта 1914 года подали на согласование морскому министру.

Николаевские верфи

Ранней весной 1914 года одобренные чертежи военного корабля с проектом спецификаций отправились в г. Николаев. В те времена постройкой крупных гражданских и военных судов занималось «Русское судостроительное акционерное общество». К технической документации прилагалось сопроводительное письмо, в котором судостроителям предлагалось определиться со временем постройки корабля и общей суммой затрат. После ряда согласований «Император Николай 1», линкор, был оценен в 32,8 тыс. рублей, а на его постройку отводилось три года. Правда, свое окончательное имя линкор получил несколько позднее.

В процессе рассмотрения представленных чертежей корабельным инженером В.И. Юркевичем были предложены некоторые изменения, которые понижали носовую волну, способствовали уменьшению нагрузки на машинные установки. Впоследствии Юркевич эмигрировал во Францию, где принимал непосредственное участие в проектировании французского лайнера «Моггапс Не». Многие узлы этого корабля были разработаны инженерами русского адмиралтейства.

Закладка линкора

15 апреля 1914 года на открытом стапеле Николаевской верфи состоялось торжественная закладка нового военного корабля. В церемонии принял участие сам Николай II. Предварительное наименование судна было «Иоанн Грозный». На утверждение императору было предложено два названия - «Святой равноапостольный князь Владимир» и «Император Николай 1». Линкор был назван по имени предка правящего царя - именно такое решение принял император. Возможно, это решение было продиктовано необходимостью повысить боевой дух собственного флота.

В документах же «Император Николай I», линкор, появился лишь 2 июня того же года. Этим логическая последовательность было несколько нарушена - нельзя же зачислить во флот корабль, который только что был заложен. Такое нарушение было продиктовано необходимостью получения денежных средств на его постройку.

Война и корабли

Первая мировая внесла свои коррективы и существенно отодвинула сроки спуска на воду военного судна. «Император Николай I» (линкор) нуждался в различных импортных составляющих, но их доставка была отложена или прекратилась вовсе. Надежды возлагались на отечественные машины и механизмы. Но их установка требовала пересмотра некоторых узлов военного корабля. В проект был внесен дополнительный фальшборт от первой башенной установки до самого носа. Это способствовало улучшению мореходных качеств судна. Окончательные доработки были приняты во внимание, и судно было достроено на отечественных стапелях с дополнительным фальшбортом. Тогда же и окончательно утвердилось название корабля - «Император Николай I».

1916 год - время разгара мировой войны. Несмотря на сложную обстановку на фронтах, судостроители сумели довести до конца строительство судна - 5 октября линкор сошел со стапелей и пришвартовался у стенки завода. В то время готовность судна составляла 77,5%. Работы велись с перерывами весь 1917 год, но в начале 1918 Временное правительство было вынуждено заморозить их завершение, и «Император Николай 1» (линкор) так и не был окончательно достроен.

Судьба корабля в 1920-е годы

После гражданской войны и иностранной интервенции в Николаев вошли бойцы Красной Армии. Несколько попыток завершить строительство боевого корабля завершились впустую - знаний для постройки современного судна у рабочих и крестьян не было, как не было и представлений о такой науке, как военное дело. «Император Николай I», линкор, предназначенный для военных побед на Черноморском флоте, так и не вступил ни в одно сражение. Впоследствии он был отбуксирован на верфи Севастополя, где и был распилен на металлолом.

Возрождение корабля

Интерес к военным боевым кораблям прошлого значительно возрос после выхода игры World of Warships. Судно с непростой судьбой собрало в себе многие достижения русской инженерной мысли начала XX века. «Император Николай I», линкор в полном боевом снаряжении, занимает четвертый уровень исследований русской (советской) ветки боевых кораблей

Характеристики линкора максимально приближены к реальным. Его скорость и вооружение соответствуют уровню военной техники начала XX века. И теперь "Император Николай 1", линкор - великолепный образец русской военной инженерной мысли, принимает участие в виртуальных морских сражениях игроков со всего мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.