Ленд лиз выплаты. Ленд-лиз – история американской военной помощи ссср

Словосочетание ленд-лиз (lend-lease) происходит от английских слов: lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду. В предлагаемой читателям статье кандидата исторических наук П. С. Петрова изложены взгляды американских политических и военных деятелей, а также даны оценки западных исследователей, почерпнутые из различных источников США, по вопросам советско-американского сотрудничества в рамках ленд-лиза, во многом определявшего политику по отношению к советскому союзнику в период минувшей войны.

Согласно устоявшемуся мнению, осуществляя поставки воюющим против Германии сторонам, Соединенные Штаты Америки руководствовались в первую очередь собственными интересами - защитить себя руками других и максимально сохранить собственные силы. Вместе с тем монополистическая буржуазия США преследовала определенные экономические цели, имея в виду, что поставки по ленд-лизу будут способствовать значительному расширению производства и ее обогащению за счет правительственных заказов.

Закон о ленд-лизе (официально он назывался «Акт содействия обороне США») был принят американским конгрессом 8 марта 1941 года. Первоначально он распространялся на Великобританию и ряд других стран, против которых воевала Германия.

Согласно этому акту глава государства получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду, отдавать взаймы или поставлять иным способом военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие, предоставлять различные товары и услуги, а также информацию правительству любой страны, «оборону которой президент посчитает жизненно важной для обороны Соединенных Штатов».

Государства, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с правительством США соглашения. По ним поставленные машины, различная военная техника, оружие, другие предметы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежали оплате после ее окончания. Оставшиеся же после войны товары и материалы, которые можно было использовать для гражданского потребления, полагалось оплатить полностью или частично на основе предоставленных Америкой долгосрочных кредитов. А военные материалы Соединенные Штаты могли потребовать возвратить обратно, хотя, как писал А.А. Громыко, бывший послом СССР в США в 1943-1946 гг., американское правительство неоднократно заявляло, что оно не будет пользоваться этим правом.

Важно отметить, что страны, заключавшие соглашения с США, в свою очередь принимали на себя обязательства «содействовать защите Соединенных Штатов» и оказывать им помощь материалами, которые имелись у них, предоставлять различные услуги и информацию . США, таким образом, получали встречный, или обратный, ленд-лиз: станки, зенитные пушки и амуницию, оборудование для военных заводов, а также различные услуги, военную информацию, стратегическое сырье, драгоценные металлы и пр.

Поставляя военную технику и материалы воюющим против Германии странам, США преследовали в первую очередь свои корыстные интересы. Об этом свидетельствуют многие американские авторы, ибо правительство предоставляло ленд-лиз как альтернативу войне. К примеру, Р. Доусон писал, что в конгрессе США и стране в конце октября 1941 года сложилось твердое убеждение, несмотря на нейтралистские, изоляционистские и даже антисоветские настроения, что «доллары, даже переданные Советской России, являлись гораздо более благоприятным вкладом, чем посылка американской армии» . С другой стороны, поставки товаров способствовали расширению производства и получению больших прибылей. Таким образом, расчетливость, положенная в основу ленд-лиза, являлась характерным признаком всех видов помощи и политики США в войне, что особенно отчетливо проявилось в отношениях с СССР.

Правительство США, заявившее после нападения на СССР 22 июня 1941 года фашистской Германии и ее сателлитов, что оно намерено оказать ему помощь, тем не менее, прежде чем сделать это, ряд месяцев уясняло для себя, какова «способность России к сопротивлению», а затем уже определило свою позицию.

США исходили из того, какую опасность Германия представляет, прежде всего, для них и будут ли Великобритания и США в состоянии продолжать управлять миром или же Германия и Япония займут их место. Они понимали, что победа Германии в войне против СССР обернется «катастрофой первейшего значения для Англии и Америки», потому что в случае установления контроля над всей Европой и Азией третий рейх «будет угрожать Соединенным Штатам с обоих берегов» . Вместе с тем их волновал и такой вопрос: «Предположим, что мы окажем помощь России и она победит Гитлера, кто будет доминировать в Европе..?» .

Только просчитав все за и против, американское руководство приняло решение об оказании помощи СССР. Через неделю после начала боевых действий на восточном фронте при госдепартаменте США был создан специальный комитет из представителей различных служб, подготовивший небольшой список товаров, в том числе и военных, для экспорта в СССР. Советская сторона получила возможность закупать материалы за наличный расчет. Однако на пути этого начинания сразу встали волокита и бюрократические препоны, ибо различные ведомства, пересылая заявки СССР друг другу, долго спорили о том, как заполучить русское золото.

Госсекретарь США Гарри Гопкинс на встрече со Сталиным, лето 1941 г.

Вместе с тем США, признавая, что русские защищают и Америку, считали нужным заверить нашу страну в желании помочь, так как учитывали и необходимость иметь дружественную Россию в японском тылу. С этой целью руководящие деятели США начали наезжать в Москву. Первым приехал помощник президента Гарри Гопкинс, уяснивший обстановку в СССР и его возможность выстоять против Гитлера. На основе анализа полученной им информации президент убедился, «что помощь русским - это удачно потраченные деньги» .

В переговорах Гопкинса со Сталиным в конце июля 1941 года было определено, что Красная Армия особенно нуждается в зенитных орудиях, крупнокалиберных пулеметах, винтовках, высокооктановом авиационном бензине и алюминии для производства самолетов. Эти запросы США оценили как незначительные, тем не менее удовлетворить не спешили. «После начала войны с Россией прошло почти шесть недель, но мы практически ничего не сделали, чтобы доставить им необходимые материалы»,- записал Рузвельт в одном документе. Кроме того, он считал, что самолеты, предназначенные для продажи Советскому Союзу, не обязательно должны быть последних моделей, а поставки могли носить «символический характер».

Бывший министр внутренних дел США Г. Икес писал, что по заявке на 3000 бомбардировщиков отправлены были только пять .

С июня по август 1941 года в СССР было поставлено лишь 128 т купленных за наличный расчет материалов. Шел третий месяц войны, а США поставляли нам только инструменты и промышленное оборудование, закупленные ранее. Положение не изменилось и спустя несколько месяцев. Как свидетельствует Г. Икес, американское руководство стремилось к тому, «чтобы русские передали нам все свое золото, которое пойдет на погашение за поставки товаров, пока (оно) не будет исчерпано. С этого момента мы применим к России закон о ленд-лизе» . В уплату за поставки СССР передавал Соединенным Штатам также стратегическое сырье - марганец, хром, асбест, платину и др.

Надо считать, что Англия раньше США начала реальные поставки военных материалов Советскому Союзу, ибо 6 сентября 1941 года У. Черчилль сообщил о первых ограниченных поставках СССР на условиях, аналогичных американскому ленд-лизу.

1 октября 1941 года в Москве был подписан представителем президента США А. Гарриманом первый протокол о поставках сроком на 9 месяцев - до 30 июня 1942 года. Стоимость импортируемых товаров составляла 1 млрд. долларов. Для оплаты предоставлялся беспроцентный кредит, который должен был начать погашаться через 5 лет после окончания войны - в течение 10 лет. 7 ноября 1941 года, то есть через четыре с половиной месяца после нападения Германии на СССР, Рузвельт подписал, наконец, документ на основании принятого конгрессом разрешения о распространении закона о ленд-лизе на Советский Союз.

Первые поставки из США датируются октябрем 1941 года. В этот год СССР получил различного вооружения и военных материалов на 545 тыс. долларов, что составляло менее одной десятой процента общей стоимости американских поставок в другие страны. Кроме того, СССР закупил товаров за наличный расчет на сумму 41 млн. долларов. До конца 1941 года США поставили СССР 204 самолета вместо 600, предусмотренных по протоколу, 182 танка вместо 750. По признанию Гарримана, США выполнили лишь четвертую часть взятых ими обязательств по первому протоколу. Все это делалось с целью не столько помочь СССР, сколько удержать Россию в состоянии войны, сохранить фронт на значительном удалении от американской территории при наименьших людских потерях и свести до минимума непосредственные военные материальные затраты. В период боевых действий под Москвой в конце 1941 года американское оружие только начало поступать. Фронт обеспечивался вооружением советского производства, выпуск которого после эвакуации предприятий страны с запада на восток с лета 1942 года стал неуклонно возрастать.

В феврале 1942 года Рузвельт авансировал второй миллиард долларов и пожелал пересмотреть условия предоставления кредита, а затем написал Сталину и о планируемом использовании американских вооруженных сил. Эти вопросы обсуждались в Вашингтоне во время визита Молотова в США в мае 1942 года. Был подготовлен второй протокол на один год, согласно которому первоначально намечалось поставить 8 млн. т материалов. Однако президент, ссылаясь на необходимость обеспечения обещанного, но не открытого в 1942 году второго фронта, сократил объем поставок до 2,5 млн. т. Подписанное «Соглашение между СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» предусматривало распространение на Советский Союз режима наибольшего благоприятствования и регулировало вопросы, связанные с поставками. США отказывались от формального требования оплаты кредитования и переводили ленд-лиз для СССР на ту же основу ленд-лиза, что и для Англии.

Надо сказать и о качестве американской техники, ее пригодности для ведения боев. Сталин в переписке с Рузвельтом отмечал, что американские танки очень легко горят от противотанковых ружей, попадающих сзади и сбоку, потому что они работают на высокосортном бензине. Он писал также, что советская сторона готова временно полностью отказаться от поставок танков, артиллерии, боеприпасов, пистолетов и прочего, но крайне нуждается в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа, но не самолетов «Китихаук», которые не выдерживают борьбы с немецкими истребителями. Отдавалось предпочтение истребителям «Аэрокобра», однако выяснилось, что они часто срываются в штопор, а это не вызывало у самих американцев желания летать на них и рисковать жизнью. Маршал Г. К. Жуков тоже писал, что танки и самолеты из США не отличались высокими боевыми качествами.

В 1942 году в СССР было поставлено: 2505 самолетов, 3023 танка, 78 964 единицы автотранспорта. 12 % общего количества отправленной техники составили ее потери в пути к нашей стране (именно столько было потоплено ее в море, из-за чего прекращались поставки весной и летом). В том же 1942 году Советским Союзом было произведено 25 436 самолетов и 24 446 танков.

После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом в феврале 1943 года, вклад в который союзников был незначительным, наступил коренной перелом в войне и США немного увеличили поставки военной техники.

Весной 1943 года США и Англия решили приостановить отправку конвоев с грузами в советские северные порты Мурманск и Архангельск, мотивируя это подготовкой к операции против Италии, высадке на ее территории. В результате к концу действия второго протокола было недопоставлено 1,5 млн. т грузов. Только к концу ноября, после восьмимесячного перерыва, прибыл северным маршрутом очередной конвой. Таким образом, и в битве под Курском летом 1943 года участвовала боевая техника почти целиком отечественного производства.

1 июля 1943 года вступил в силу третий протокол. К поставкам в Советский Союз подключилась Канада, более активное участие стала принимать в них Великобритания. К этому времени потребности СССР несколько изменились. Больше требовалось транспортных средств, средств связи, одежды, медицинского оборудования, взрывчатки и продовольствия, чем танков, орудий, боеприпасов.

Помощь Советскому Союзу, несмотря на задержку в середине 1943 года, увеличилась в целом за год до 63 % по сравнению с 1942 годом.

Что касается подвоза продуктов питания, а некоторые американские авторы, доказывая решающую роль США в снабжении Советской Армии, делают упор именно на это, то и здесь не все обстояло благополучно. По обещанию Рузвельта, в 1943 году поставки продовольствия должны были составить 10 % от общего числа произведенных в США продуктов. В первые шесть месяцев года в поставках Советскому Союзу продовольствие составляло лишь одну треть. Отсюда следует, что СССР получил чуть более 3 % того продовольствия, что было произведено в США. Могло ли это сыграть важную роль для такой крупной страны, как СССР?

За 1941 -1944 гг. наша страна получила из США, Канады и Великобритании по ленд-лизу 2 млн. 545 тыс. т продовольствия. При этом Советскому Союзу пришлось с 1944 года кормить ограбленные и разоренные фашистами как западные области СССР, так и страны Восточной Европы, освобожденные Советской Армией.

Однако в Советском Союзе ценили помощь союзников, тем более что с лета 1943 года американскую военную технику и различное оборудование все чаще можно было видеть на фронтах Советской Армии. Американские военные поставки базировались на возросшем к тому времени производстве в США (на 35 % по сравнению со средними показателями 1935- 1939 гг.). По третьему протоколу в 1944 году поставлялись известные и очень нужные СССР грузовики и другие автомотосредства, различные металлы, машины и оборудование, горюче-смазочные материалы, паровозы, рельсы, вагоны.

Ленд-лиз. Dodge WF32.

В начале 1944 года начались переговоры о содержании четвертого протокола поставок. Хотя Рузвельт считал СССР главным фактором, обеспечивающим разгром фашизма, в США все большее влияние приобретали силы, тормозившие поставки, выступавшие за пересмотр отношений с Советским Союзом, поскольку кризис в войне с Германией был преодолен. В конгрессе опасались, что некоторые поставленные материалы, техника, оборудование могут быть использованы нашей страной для восстановления хозяйства после войны.

2 мая 1945 года, т. е. после смерти Рузвельта (в апреле), группа лиц в администрации США, в которую входили, в частности, заместитель госсекретаря Дж. Грю и руководитель иностранной экономической администрации Л. Кроули, настаивавшая на ограничении и даже прекращении поставок Советскому Союзу, воспользовавшись тем, что президентом страны стал антисоветски настроенный Г. Трумэн, доложила ему это свое мнение. А 10 мая было принято решение о пересмотре политики в отношении СССР, выраженное в меморандуме. Согласно этому документу поставки по ленд-лизу разрешались лишь для военных операций против Японии. Закупки других материалов возможны были только за наличный расчет. Поставки Советскому Союзу после капитуляции Японии в августе 1945 года окончательно были прекращены.

«Такая политика перемен явилась одним из многих предвестников нового периода в советско-американских отношениях» . Поэтому, очевидно, не случайно в США ряд исследований, связанных с прекращением ленд-лиза, включают понятие «холодная война».

Прервав поставки по ленд-лизу, США подписали с СССР в октябре 1945 года соглашение о продаже ему в кредит заказанных ранее товаров. Но в январе 1947 года американское правительство прекратило поставки и по этому соглашению.

Подводя итоги помощи, оказанной нашей стране Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой, необходимо отметить, что удельный вес их поставок составил по отношению к отечественному производству только около 4 %. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя, а из СССР было отправлено 36. По американским источникам, отличающимся показателями, за период с 1 октября 1941 по 31 мая 1945 года в СССР было направлено 2660 судов с общим объемом грузов 16,5-17.5 млн.т, из которых к месту назначения доставлено 15,2-16.6 млн.т (77 судов с 1,3 млн. т груза погибли в море). В стоимостном выражении поставки Советскому Союзу, транспортные издержки и услуги составили 10,8-11,0 млрд. долларов, то есть не более 24 % общего числа долларов, израсходованных США на помощь по ленд-лизу всем странам (более чем 46 млрд.). Эта сумма равна примерно 13 % всех военных затрат США, из которых на долю помощи восточному фронту приходилось всего 3,3 %. За время войны СССР получено: 401,4 тыс. автомашин и 2 млн. 599 тыс. т нефтепродуктов, 9,6 тыс. орудий (то есть около 2 % объема производства этого вида оружия в нашей стране в количестве 489,9 тыс. артиллерийских орудий), 14-14,5 тыс. самолетов (с учетом потерь при перевозках- около 10 % общего числа, равного 136,8 тыс. самолетов, выпущенных советской промышленностью), танков и САУ-12,2 тыс., или 12 % (по другим данным 7 тыс., или 6,8 %), против 102,5 тыс. танков и самоходных установок советского производства, 422 тыс. полевых телефонов, свыше 15 млн. пар обуви, около 69 млн. м2 шерстяных тканей, 1860 паровозов (6,3 % общей численности паровозного парка СССР), 4,3 млн. т продовольствия, что составляло примерно 25 % общего тоннажа поставок.

«Наши поставки, - признает руководитель военной миссии генерал Дин, - может, и не выиграли войну, но они должны были поддержать русских» .

После окончания второй мировой войны между СССР и США начались переговоры об урегулировании расчетов по ленд-лизу, поскольку американское правительство продолжало стремиться к получению максимальной выгоды в виде платежей или возмещению товаров натурой. Первоначально администрация оценила свои претензии в 2,6 млрд. долларов, но в следующем году снизила сумму до 1,3 млрд. долларов. В этих претензиях проявилась дискриминация Советского Союза, ибо, например, Великобритания, получившая в два раза большую помощь, должна была выплатить лишь 472 млн. долларов, т. е. около 2 % стоимости военных поставок.

Наконец 18 октября 1972 года было достигнуто соглашение об урегулировании вопроса о ленд-лизе. Советский Союз должен был выплатить 722 млн. долларов при условии предоставления ему американской стороной режима наибольшего благоприятствования в торговле с США, а также экспортных кредитов и гарантий. Однако в связи с неприемлемой для СССР позицией, которую после этого заняли США по достигнутым договоренностям, реализация соглашения остается незавершенной.

Надо сказать, что США сильно обогатились на войне. Их национальный доход к концу войны в полтора раза превысил довоенный. Общая мощность промышленного производства по сравнению с 1939 годом увеличилась на 40 %. Потери же Советского Союза в той войне достигли 485 млрд. долларов (военные расходы США составили примерно 330 млрд. долларов).

Lесkie R. The Wars of America. - New York, Evanston and London. 1968. - p. 719.
Leightоn R. M. and Соакleу R. W. Global Logistics and Strategy. 1940-1943. — Washington, 1955. - p. 259.
Dawsоn R. H. The Decision to Aid Russia 1941. — Chapel Hill, 1959. - p. 287.
The New York Times. - 1941. - June, 26. - p. 18.
Wall Street Journal. - 1941. June, 25. - p. 4.
Кimball W. F. Churchill and Roosevelt. The Complete Correspondence I. Alliance Emerging. October 1933. - November 1942. - Princeton, New Jersey, 1984. - p. 226.
Ickes H.L. The Secret Diary - Vol. 3 - New York, 1954. — p. 595
Ibid. — p. 320.
Leighton R. M. and Соакlеу R. W. Global Logistics and Strategy. 1943-1945. - Washington, 1968. - P. 699.
Dеаnе J.R. The Strange Alliance, - New York, 1947. - P. 95.

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

Закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В окт. 1941 в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В нояб. 1941 США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили ок. 50 млрд дол., из которых на долю Сов. Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн дол. Сов. Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме амер. ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45 ). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение сов. военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по окт. 1942 поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44, когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фаш. Германией.

По американским официальным данным, на конец сент. 1945 из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и др. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, св. 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и др. товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, т. к. уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и сов. специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под сов. флагами и с сов. капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и сов. лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 по сент. 1945 в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на сов. Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 выразил мнение, что сов.-амер. соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе сов. народа. «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Кроме стратег. взаимодействия с СССР, ленд-лиз приносил США определённую экон. выгоду: обеспечивая поставки, немалые средства заработали американские монополии.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако в условиях начавшейся «холодной войны» соглашение достигнуто не было. В соответствии с соглашением 1972 СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн дол., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Сов. Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США дальнейшие выплаты по соглашению 1972 приостановились. В 1990 платежи за ленд-лиз были включены в рос.-амер. соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР; задолженность России по ленд-лизу ликвидирована в 2006.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Для СССР (от англ. lend — давать взаймы, lease — сдать в аренду). Закон о ленд-лизе от 11 марта 1941 г. уполномочивал президента США, когда тот сочтет необходимым, передавать взаймы или в аренду предметы обороны «правительству любой страны, оборону которой президент признает жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов». В тот же день действие закона было распространено на Великобританию, которая стала главным получателем американской помощи, и на Грецию. Решение о распространении закона о ленд-лизе на СССР США приняли 7 ноября 1941 г. Но еще 30 октября Ф. Рузвельт в послании И. В. Сталину сообщил о своем распоряжении начать поставки СССР на основе закона от 11 марта 1941 г. и предоставить для их оплаты заем в 1 млрд долларов. Объем и виды вооружения, сырьевых материалов и продовольствия на период с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. определялись Первым протоколом, подписанным 1 октября 1941 г. представителями СССР, США и Великобритании на Московской конференции по вопросу о взаимных военных поставках. В дальнейшем были выработаны еще три протокола. В период действия Первого протокола помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объеме и отставала от запланированных норм. Серьезного материального содействия Московской битве и защитникам столицы ленд-лиз не оказал, хотя некоторые виды поставок (меди, алюминия и др.) компенсировали в кон. 1941 г. редкое падение отечественного промышленного производства. Главное — ленд-лиз имел для советских людей на фронте и в тылу большое морально-психологическое значение. Отправка грузов в СССР по Первому протоколу обеспечивалась главным образом Великобританией и велась в основном через Исландию, Норвежское, Баренцево и Белое моря. Вооружение доставлялось в Мурманск, Архангельск, Молотовск (Северодвинск). Североатлантический путь был самым опасным. В суровых условиях Арктики, при постоянных атаках противника на море и с воздуха, проводка караванов с грузами была сопряжена с большими жертвами. По Второму протоколу (1 июля 1942-30 июня 1943 гг.) поставки из Великобритании и США распределялись примерно поровну; целиком их обязательства также выполнены не были. Но и в 1942 г. в значительной степени за счет западных источников снабжения удовлетворялись неотложные нужды СССР в грузовых машинах, истребителях и транспортной авиации. Крупные потери от вражеских бомбардировок и подводных лодок понес в июле 1942 г. направлявшийся в СССР караван PQ-17 (см. Арктические конвои). В один из наиболее тяжелых для СССР периодов войны отправка грузов была приостановлена. Неполное выполнение условий Второго и следующих протоколов по поставкам вызывалось и рядом других обстоятельств: приоритетными требованиями англо-американской средиземноморской стратегии перед запросами Советского Союза, задержками поставок по вине некоторых правительственных структур западных держав, их недоверием к СССР. Президент Рузвельт неоднократно вмешивался в процедуру оказания помощи Советскому Союзу, когда по тем или иным причинам тормозилось или срывалось выполнение обязательств. Энергично действовал в том же духе советник президента Г. Гопкинс, возглавивший Комитет Советского протокола. В связи с большими потерями на северном пути были освоены и другие, менее опасные, но более длинные маршруты поставок в СССР: Тихоокеанский (во Владивосток, Петропавловск-Камчатский и другие города) и трансафриканский (Америка — Вест-Индия — Африка — Ирак — Иран — Баку). С лета 1942 г. основной поток грузов для СССР направлялся на Дальний Восток и в Иран. Через Тихий океан в СССР поставлялось в 1943-1945 гг. в возраставшем количестве вооружение и продовольствие. Для приемки американских судов «Либерти» и других крупнотоннажных сухогрузов реконструировался порт во Владивостоке, сооружались новые порты. Во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск и другие города прибыло ок. 2 тыс. грузов. По трансафриканскому маршруту в СССР направлялись танки, самолеты, автомашины, авиационный бензин и другие важные материалы. Для их доставки был организован сквозной путь по железной дороге и по автомагистрали от Персидского залива до Каспийского моря. Западные специалисты реконструировали иракские и иранские порты, совместно с советскими союзниками американцы осваивали и эксплуатировали пути снабжения через Иран. Важное значение приобрела воздушная база в Абадане, созданная для приемки, сборки самолетов и их доставки по воздуху в СССР. Начиная с Третьего протокола (1 июля 1943-30 июня 1944 гг.), поставки обеспечивались в основном Соединенными Штатами; главная часть поставок пришлась на 2-ю пол. 1943 г. и на 1944 г. По Четвертому протоколу планировалось предоставление помощи в период с 1 июля 1944 г. по 30 июня 1945 г. Ho 12 мая 1945 г. американцы без предупреждения приостановили поставки. После заявленного советской стороной протеста они возобновились, но в ограниченном количестве, и предназначались только для целей подготовки СССР к выступлению против Японии. Последняя партия грузов прибыла в СССР 20 сентября 1945 г. По официальным американским данным, из Западного полушария по всем маршрутам в СССР с июня 1941 г. по 20 сентября 1945 г. были отправлены грузы в объеме 17,6 млн длинных тонн (1 длинная тонна — 1,016 метрической). Из них 47,1% пошли на советский Дальний Восток, 23,8% — через Персидский залив, 22,7% — на север России, 3,9% — в район Черного моря и 2,5% — в советскую Арктику. Победа над Германией была одержана советскими вооруженными силами главным образом с помощью оружия и боеприпасов, произведенных на отечественных предприятиях. Поставки Советскому Союзу по ленд-лизу по первоначальным правительственным оценкам составляли 4% от общего производства СССР. В последнее время уточнено, что применительно к производству военных самолетов (бомбардировщиков и истребителей) эта цифра достигла 16-23%. Ленд-лиз не был, конечно, актом благотворительности. США преследовали собственные интересы, в первую очередь — стратегические (поддержка советско-германского фронта как главного фронта 2-й мировой войны). Весной 1945 г. влиятельные группы давления в США усиливали требования о сокращении масштабов помощи Советскому Союзу и другим странам. Через конгресс была проведена поправка к закону о лендлизе, согласно которой фонды помощи не могли использоваться для целей реконструкции и восстановления хозяйства стран-получателей. Вместе с тем было бы неверно недооценивать значение полученных от США, Великобритании и Канады вооружения, сырьевых материалов и продовольствия (Канада включилась в прямое оказание помощи СССР с Третьего протокола). По всем маршрутам в 1941-1945 гг. в СССР поступило из этих трех стран 18 300 самолетов разных типов, 11 900 танков, 13 000 зенитных и противотанковых орудий, 427 000 автомобилей, а также значительное количество промышленного оборудования, сырья и продовольствия. Предоставленный Соединенными Штатами объем грузов составил в 1943 г. 4,8 млн длинных тонн, в 1944 г.— 6,2 млн, в 1945 г. (по 20 сентября) — 3,7 млн тонн. Из 14 126 американских самолетов (в их числе 76% истребителей «Эркобра») более половины были переправлены по трассе Фэрбенкс (Аляска) — Красноярск, которая действовала в течение почти 3 лет, в т. ч. во время войны СССР с Японией. Существенную помощь наряду с этим оказали полученные из-за океана локомотивы, тракторы, морские суда и автомобильный транспорт (джипы и студебеккеры). Поставки по ленд-лизу содействовали созданию материальных основ победы СССР и других государств, разработке нового механизма экономического и международного сотрудничества, не имевшего ранее аналогов в мировой практике.

Исторические источники:

Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной воины 1941—1945 гг. Изд. 2-е. Т 2. М., 1976.

Ленд-лиз - программа ленд-лизу (от англ. lend - «давать взаймы» и lease - «сдавать в аренду, внаем») была системой, по которой США, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам в Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.

Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США.Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года предусматривал:

  • поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
  • переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушимое и не утрачена техника и оборудование должна быть возвращена в США.

Основными клиентами США стали Великобритания, а также СССР и страны Содружества.

В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще, в основном, по идеологическим соображениям умалялась значимость поставок, в то время, как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.

В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал - всего около 4% средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также и на то, что по ряду позиций поставки имели важное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.

Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $ 7,8 млрд, из которых $ 6,8 млрд - от Великобритании и Британского Содружества.

Канада имела программу ленд-лиза аналогичную американской, поставки в рамках которой составили $ 4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР.

Значение ленд-лиза в победе Объединенных наций над странами Оси иллюстрирует приведенная ниже таблица, которая показывает ВВП основных стран - участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года.

Данный график демонстрирует отношение ВВП Объединенных наций /стран Оси в течение 1938-1945 гг.

Страна 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945
Австралия 24 27 27 29 27 28 29 12
Франция 186 199 164 130 116 110 93 101
Германия 351 384 387 412 417 426 437 310
Италия 141 151 147 144 145 137 117 92
Япония 169 184 192 196 197 194 189 144
СССР 359 366 417 359 274 305 362 343
Великобритания 284 287 316 344 353 361 346 331
США 800 869 943 1 094 1 235 1 399 1 499 1 474
Объединенные нации всего: 1 629 1 600 1 331 1 596 1 862 2 065 2 363 2 341
Страны Оси всего: 685 746 845 911 902 895 826 466
ВВП Объединенные нации / Страны Оси: 2,38 2,15 1,58 1,75 2,06 2,31 2,86 5,02

Как показывает приведенная выше таблица, до декабря 1941 года ВВП стран антигитлеровской коалиции (СССР + Великобритания) соотносилось с ВВП Германии и ее европейских союзников как 1:1. Следует учесть, однако, что до этого момента Великобритания была истощена морской блокадой и существенно помочь СССР в краткосрочной перспективе не могла. Более того, по итогам 1941 года Великобритания по-прежнему проигрывала битву за Атлантику, что было чревато полным коллапсом для экономики страны, практически полностью завязанной на внешнюю торговлю.

ВВП СССР в 1942 году, в свою очередь, вследствие оккупации Германией значительных территорий снизился примерно на треть по сравнению с довоенным уровнем, при этом из 200 млн человек населения около 90 млн осталось на оккупированных территориях.

Таким образом, в 1942 году СССР и Великобритания уступали Германии и ее сателлитам как по ВВП (0,9:1), так и по населению (учитывая потери СССР вследствие оккупации).В этой ситуации руководству США была очевидна необходимость оказания срочной военно-технической помощи обеим странам. Более того, США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания такой поддержки в достаточно сжатые сроки, чтобы успеть повлиять на ход боевых действий в 1942 году. 1941 года США продолжили наращивать военную помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года Франклин Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Ленд-лиз, вкупе с нарастающей помощью Великобритании в ее битве за Атлантику, оказался критическим фактором, который втянул США в войну, особенно на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул оба этих фактора, как ключевые в принятии решения вступить в войну с США.

Следует отметить, что посылка американской и английской военной техники СССР приводила к необходимости снабжать его сотнями тысячами тонн авиационного топлива, миллионами снарядов для орудий и патронов для ПП и пулеметов, запасными гусеницами для танков, запасными автомобильными покрышками, запчастями для танков, самолетов и автомобилей. Весь этот ленд-лиз не был безусловно необходим СССР. Уже с 1943 года, когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне, в СССР стали ввозить в основном стратегические материалы (алюминий и др.). и станки для советской промышленности.

Поставки в СССР

Подписание договоров о ленд-лизе

БМ-13 «Катюша» на платформе студебекера

Конференция представителей СССР, Великобритании и США по вопросам взаимных военных поставок происходила вМоскве с 29 сентября по 1 октября 1941 года.

В результате решений, принятых на этой конференции, первой сделки о поставках в СССР была достигнута в феврале1942 года, когда на СССР была распространена действие закона о ленд-лизе.

11 июня 1942 года посол СССР в США Максим Литвинов и госсекретарь США кордель Хэл обменялись нотами, в которых указывалось, что подписанное 11 июня 1942 года «Соглашение между правительствами СССР и США о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии» заменяет и делает недействительным предыдущее соглашение между правительствами СССР и США по этому же вопросу, заключенное путем обмена посланиями между Рузвельтом и Сталиным в феврале 1942 года.

Маршруты и объем поставок

Основные маршруты и объем поставок транспортных грузов показаны следующей таблице:

Маршруты поставок тысяч тонн % От общего
Тихоокеанский 8244 47,1
Транс-иранский 4160 23,8
Арктические конвои 3964 22,6
Черное море 681 3,9
Советская Арктика 452 2,6
Всего 17 501 100,0

Три маршрута - тихоокеанский, Транс-иранский и арктические конвои - обеспечили в сумме 93.5% общих поставок. Ни один из этих маршрутов не был полностью безопасным.

М3 «Ли» танкисты прозвали «братской могилой шестерых»

Самым быстрым (и самым опасным) маршрутом были арктические конвои. В июле-декабре 1941 года 40% всех поставок шло именно по этому маршруту, и около 15% отправленных грузов оказывалось на дне океана. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2-х недель.

Груз с северными конвоями шел также через Архангельск и Молотовской (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину еще не существовало, и для переброски техники зимой наморожувалы метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами. Далее груз направлялся по железной дороге на юг, в центральную, тыловую часть СССР. Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно (хотя далеко не полностью) безопасным. С началом 7 декабря 1941 г. войны на Тихом океане перевозки здесь могли обеспечиваться лишь советскими моряками, а торгово-транспортные суда ходили только под советским флагом. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда подвергались принудительному досмотру, а иногда и уничтожались. Морская часть пути от западного побережья СРСС до дальневосточных портов СССР занимала 18-20 суток.

Студебекеры в Иране на пути к СССР

Транс-Иранский маршрут в августе 1941 года позволял транспортировать всего лишь 10 000 тонн в месяц. Чтобы увеличить объемы поставок необходимо было провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности, портов в Персидском заливе и транс-иранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 оккупировали Иран. К октябрю 1942 года объемы поставок удалось поднять до 30 000, а к маю 1943 - до 100 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии, к концу 1942 года, которые подверглись активных атак со стороны немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней.

Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. За одним из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, по другим - через Аляску, Чукотку и Сибирь. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска - Сибирь»), была переброшена 7925 самолетов.

Номенклатура поставок

Номенклатура поставок по ленд-лизу определялась советским правительством и была призвана заткнуть «узкие места» в снабжении советской промышленности и армии. Маршал Жуков в послевоенных беседах говорил:

Программа ленд-лиза была взаимовыгодной, как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.

«Валентайн» «Сталин» направляется в СССР по программе ленд-лиза.

Основным шасси «Катюш» стали ленд-лизинговые «Студебекеры» (конкретно, Studebaker US6). В то время, как Соединенные Штаты дали около 20 тысяч автомобилей для советской «Катюши», в СССР было выпущено всего лишь 600 грузовиков. Практически все «Катюши», собранные на базе советских автомобилей, были уничтожены во время войны. На сегодняшний день во всем постсоветском пространстве сохранилось всего четыре аутентичных реактивных минометов «Катюша», созданных на базе советских автомобилей ЗИС-6. Один из них находится в Петербургском артиллерийском музее, а второй - в Запорожье. Третье миномет в базе «полуторки» стоит как памятник в Луганске. Четвертый - в Нижегородском кремле.

Jeep. В рамках программы ле-лиз в СССР было отправлено 51 000 "виллис" в собранном и разобранном виде.

По другим данным, СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5% от собственного производства), 1900 паровозов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1%), 610 тыс. тонн сахара (41,8%), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108%).СССР получила 427 000 автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945года было выпущено лишь 265,6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов. США поставили 2 млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками - 2 млн 586 тыс. тонн) - почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. В то же время в статье, откуда взяты цифры этого абзаца, в качестве источника фигурирует статья Б. В. Соколова «Роль ленд-лиза в советских военных усилиях, 1941-1945». Однако в самой статье написано, что США и Великобритания поставили вместе лишь 1216,1 тыс. тонн авиабензина, а в СССР в 1941 - 1945 гг было сделано 5539 тыс. тонн авиабензина, таким образом западные поставки составили лишь 18% от общего советского потребления времен войны. Если учесть, что таким был в советском авиапарке процент самолетов.

Летательных аппаратов 14 795
Танков 7 056
Легковых джипов 51 503
Грузовых автомобилей 375 883
Мотоциклов 35 170
Тракторов 8 071
Винтовок 8 218
Автоматического оружия 131 633
Пистолетов 12 997
Взрывчатки 345 735 тонн
Динамита 70400000 фунтов
Пороха 127 000 тонн
Тротила 271 500 000 фунтов
Тилуола 237 400 000 фунтов
Детонаторов 903 000
Оборудование зданий $ 10910000
Товарных вагонов 11 155
Локомотивов 1 981
Грузовых судов 90
Противолодочные корабли 105
Торпедных катеров 197
Радиолокаторов 445
Двигателей для кораблей 7 784
Запасов продовольствия 4478000 тонн
Машин и оборудования $ 1078965000
Цветных металлов 802 000 тонн
Нефтепродуктов 2670000 тонн
Химикалий 842 000 тонн
Хлопка 106 893 000 тон
Кож 49 860 тонн
Шин 3786000
Армейских ботинок 15417000 пар
Одеял 1541590
Спирта 331 066 л
Пуговицы 257 723 498 шт.

СССР получила от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомобилей в 1943 году было 5,4%, в 1944 году в СА - 19%, а по состоянию на 1 мая 1945 г. - 32,8% (58,1% составляли машины советского производства и 9,1% - трофейные). США и Британская империя поставили 18,36% авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты поставленные по ленд-лизу, в то время, как советский самолеты могли заправляться советским бензином с меньшим октановым числом.

Сравнительные данные роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны такие как:

Материалы Производство СССР (без учета имеющегося в начале войны) Ленд-лиз Ленд-лиз/Виробництво СССР, в%
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53%
Медь, тыс. тонн 534 404 76%
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106%
Олово, тыс. тонн 13 29 223%
Кобальт, тон 340 470 138%
Авиатопливо, тыс. тонн 4700 1087 23%
Автомобильные шины, млн. штук 3988 3659 92%
Шерсть, тыс. тонн 96 98 102%
Сахар, тыс. тонн 995 658 66%
Мясные консервы, млн. банок 432,5 2077 480%
Животные жиры, тыс. тонн 565 602 107%

Долги по ленд-лизингу и их выплата

Сразу же по завершении войны США направили странам, получавших помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и другого оборудования, которое находилось в странах получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. По ту военную технику, которая была уничтожена фашистами в ходе боев, США не потребовали ни цента.

Великобритания

Объем долгов Великобритании перед США составил $ 4,33 млрд, перед Канадой - $ 1,19 млрд. Последний платеж в размере $ 83250000 (в пользу США) и $ 22,7 млн (Канада) было проведено 29 декабря 2006 года.

Китай

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составила $ 187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Однако, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврат долга по ленд-лизу. Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР (Российская Федерация)

На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемую отказ американской стороны. Переговоры1949 года тоже ни к чему не привели. В 1951 году американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $ 800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $ 300 млн. По мнению советского правительства, расчеты должны были вестись не в соответствии с реальной задолженности, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, который был закреплен еще в марте 1946 года.

Соглашение СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. Согласно этому договору СССР обязался до 2001 года заплатить $ 722 млн, включая процентами. До июля 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму $ 48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с введением американской стороной экономических мер в торговле с СССР (Поправка Джексона-Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 год, и сумма - $ 674 млн.

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на российскую федерацию (Борис Ельцин, Андрей Козырев), по состоянию на 2003 й год российская федерациядолжна примерно 100 млн. американских долларов.

Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (так называемые Blum-byrnes accords) регулирован французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.

2017-10-15T23:22:51+00:00

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду ), система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года; предоставил президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее «…оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов» . Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные во время войны, не подлежат после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся после войны материалы, пригодные для гражданского потребления, должны были быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов, а военные материалы США могли затребовать обратно.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.

Интересным аспектом поставок самолетов по ленд-лизу являлось массовое ознакомление советских летчиков, инженеров, конструкторов с иностранной техникой, отличавшейся концепциями проектирования, конструкторскими традициями, иной, зачастую более передовой, технологией. Все поступавшие в нашу страну типы машин тщательнейшим образом изучались с целью заимствования всего нового и интересного. Некоторые самолеты специально заказывались в небольшом количестве или единичных экземплярах для испытаний.

Работавшая в более спокойных условиях промышленность США располагала куда большими возможностями, чем советская. Ее меньше волновала проблема нехватки металла, она имела резервные мощности для освоения новых типов машин, могла позволить себе более сложную и дорогостоящую технологию.

На советских самолетах не применялись американские моторы, вооружение, узлы и агрегаты. Единственными исключениями можно считать радиостанции на Як-9ДД и колеса фирмы «Бендикс», которые предполагалось ставить на Ту-2, но на самом деле монтировали отечественные. Зато большую роль сыграли поставки сырья, материалов, оборудования для нашей авиационной промышленности и смежных отраслей. Особенно существенным следует считать ввоз алюминия, начавшийся с весны 1942 года и возместивший потерю предприятий на оккупированной врагом территории. Из США ввозили также прокат, легированные стали, тросы, приборы, радиодетали, фотоаппаратуру и многое другое. Поставки станков скомпенсировали уменьшение их производства в СССР — наши заводы делали оружие. Темпы прироста ввоза станков и инструмента для авиазаводов намного превышали прирост поставок собственно самолетов. Все это во многом способствовало росту производства авиатехники в Советском Союзе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.