Кто построил версальский дворец. Версальский дворец – королевская роскошь возле Парижа

Версальский дворец был политической столицей Франции на протяжении более века и домом для королевского двора с 1682 по 1789 года. Сегодня дворцовый комплекс является одной из популярнейших туристических достопримечательностей .

Мифы и факты

Окутанный множеством легенд, Версаль стал символом абсолютной монархии Людовика XIV. Согласно преданиям, молодой король решил построить новый дворец за пределами города, так как в парижском Лувре в то время было небезопасно. И с 1661 года в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа, Людовик начал превращение скромного охотничьего домика в сверкающий дворец. Для этого пришлось осушить более 800 га болот (вся территория, занимаемая комплексом), куда перенесли целые леса для создания 100 га садов, алей, клумб, озер и фонтанов.

Версальский дворец служил политическим центром Франции. Он стал домом для 6000 придворных! Людовик XIV убаюкивал своих подданных, предоставляя щедрые развлечения и вознаграждая королевской милостью. Так Людовик старался удалиться от политических интриг Парижа, поэтому создал место, где аристократия могла бы жить под его бдительным оком. Грандиозные размеры дворца и выставленные напоказ богатства демонстрировали абсолютную власть монарха.

На строительство дворца потребовалось около 30 000 рабочих и 25 млн. ливров, что в общем счете составило 10 500 тонн серебра (по расчетам экспертов, в переводе на современные деньги, эта сумма равна 259,56 миллиардов евро). Это несмотря на то, что строительство велось с крайней экономностью и по самым низким ценам, из-за чего впоследствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Но дворяне были вынуждены жить под присмотром Людовика, так как те, кто покидал Версальский дворец, терял свои чины и привилегии.

Что посмотреть

Архитектурный комплекс воплотил идеи абсолютизма - идеально рассчитанные, расчерченные по линейке. В главном здании находятся Большие залы и спальни, оформленные Шарлем Лебреном с показной роскошью. Каждый уголок, потолок и стены дворца покрыты детальной и мрамору, украшены фресками, картинами, скульптурами, бархатными драпировками, шелковыми коврами, золоченой бронзой и тонированным стеклом. Эти салоны посвящены греческим божествам, таким как Геракл и Меркурий. Комнату Аполлона, бога солнца, Людовик выбрал в качестве тронного зала Короля-Солнца (как называли Людовика XIV во Франции).

Самым зрелищным из всех является Зеркальный зал . На стене длиной 70 метров находится 17 огромных зеркал с золочеными скульптурами-светильниками между ними. В те времена в качестве зеркал во Франции еще использовали тщательно отполированную латунь или металл. Специально для строительства Зеркального зала в Версале Жан-Батист Кольбер, французский министр финансов, привез венецианских работников, чтобы начать производство зеркал во Франции.

Именно здесь, в Зеркальном зале, в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор между Германией и союзными державами, решившим судьбу послевоенной . В бело-золотистой часовне в стиле барокко венчались Людовик XVI и Мария Антуанетта в 1770 году. Версальский дворец также знаменит своими , оперой и театром с огромным овальным залом, освещенным 10000 свечей.

Не менее интересно окружение дворца. На создание садов в Версале потребовались легионы рабочих и гений ландшафтного дизайнера Андре Ленотра, воплотившего эталон французского классицизма. Дворцовый парк еще при строительстве пытались копировать монархи , (), . Но никому не удалось превзойти размах и красоту Версальского парка.

Центральной осью сада проходит Большой канал длинной 1,6 км с западной ориентацией, чтобы заходящее солнце отражалось в водной поверхности. Вокруг него высажены геометрически стриженые деревья, клумбы, разбиты дорожки, пруды и озера. К завершению строительства в парке было 1400 фонтанов. Самый впечатляющий из них - колесница - еще один памятник во славу Короля-Солнца.

По бокам аллей тянутся рощи, где придворные танцевали в летнее время на фоне садовых камней, раковин и декоративных ламп. Мраморные и бронзовые статуи выстроились вдоль дорожек. Зимой более 3000 деревцев и кустарников переносили в оранжерею Версаля.

Два меньших дворца стоят на противоположной стороне сада. Людовик XIV построил розовый мраморный Большой Трианон для отдыха от этикета придворной жизни ("Трианон" означает место для уединения, тихого времяпрепровождения). В главном дворце, например, король обычно обедал один в присутствии сотен зрителей. Торжественные обеды проходили строго по протоколу соответствующего ранга. Для приготовления пищи постоянных банкетов во дворце содержалось 2000 работников на кухне.

Малый Трианон был любовным гнездышком, построенным Людовиком XV для мадам дю Барри. Позднее этот неоклассический мини-дворец приглянулся Марии-Антуанетте, которой тоже хотелось укрыться от жесткой формальности в главном дворце. Рядом, для развлечения Марии-Антуанетты, была построена крохотная деревенька с молочной фермой. Небольшие домики с соломенными крышами, водяная мельница и озера соответствовали королевской фантазии о крестьянской жизни.

По иронии судьбы, щедрые подарки и легкомыслие этой королевы после такого дорогостоящего строительства дворцового комплекса практически ликвидировали казну Франции и привели к падению королевской монархии в 1789 году.

Если вы рассчитываете провести здесь целый день, лучше приобрести комбинированный билет стоимостью 21.75 евро, который включает проезд и посещение всех и парков комплекса. Похожие комбинированные предложения вы встретите в замках Фонтенбло, д"Овер и Лувре. Не забудьте посетить , с популярностью которого может соперничать только .

Версальский дворец (Château de Versailles) открыт с апреля по октябрь: с 9.00 до 18:30 ежедневно, кроме понедельника, (кассы закрываются в 17.50). Сад открыт ежедневно с 8.00 до 20.30. В зимнее время: с 9.00 до 17.30. Сад – до 18.00.

Стоимость: 15 евро (включая пользование аудиогидом на одном из 10 языков). Дети школьного возраста и студенты Евросоюза - 13 евро. Каждое первое воскресенье в зимнее время вход в музей бесплатный.
Комплексный билет стоит 18 евро (посещение дворца, Малого и Большого Трианонов). Во время Музыкальных праздников и праздников фонтанов стоимость комплексного билета 25 евро.
Как добраться: на метро до станции Versailles-Rive Gauche, находится в 15 мин. ходьбы.
Официальный сайт:


Версаль Людовика XIII

Мог ли знать Людовик XIII, построивший в Версале скромный охотничий домик, что его сын и преемник великий Король-Солнце превратит это столь дорогое ему место в символ абсолютной монархии, в чудо архитектуры, роскошь и блеск которого не сможет превзойти ни один дворец мира?

Людовик XIII строил охотничий домик близ деревни Версаль, преследуя совершенно другие цели. Людовику XIII не исполнилось и шести лет, когда 24 августа 1607 он, будучи только дофином, приехал первый раз в Версаль вместе с отцом Генрихом IV на соколиную охоту. Выезды на охоту с отцом в Версаль не стерлись из памяти дофина; став королем, он будет предпочитать земли Версаля и Сен-Жермена всем другим местам для охоты.

В то время деревня Версаль включала в себя около 500 человек населения, скромная церковь была посвящена Святому Жюльену, на холме возвышалась ветряная мельница, а на четырех постоялых дворах останавливались на ночлег усталые охотники, в том числе и Генрих IV. Версальским доменом управлял Анри де Гонди, епископ Парижский, чей племянник впоследствии, став совершеннолетним, уступил эту землю другому своему дяде Жану-Франсуа де Гонди, архиепископу Парижскому и последнему хозяину Версаля из семейства Гонди.

Деревню окружали великолепные леса Иль-де-Франса, полные дичи, бесконечные поля и болота – идеальное место для охоты в любое время года. Находившаяся в 17 километрах от Парижа, она была расположена достаточно близко от Сен-Жермена, одной из самых любимых резиденций Людовика XIII. Когда охота затягивалась допоздна и не было возможности возвратиться в Париж, король скакал в Сен-Жермен или останавливался на одном из постоялых дворов Версаля или в полуразрушенном старом замке, принадлежащем семейству Гонди, где спал, не раздеваясь на охапке соломы. Нередко он проводил ночь и на ветряной мельнице.

Вскоре такое положение вещей надоело королю, и он купил 40 гектаров земли у 16 разных владельцев, зимой 1623-1624 гг. решив, что настало время построить в Версале небольшой охотничий домик. Неизвестный архитектор возвел на холме П-образное здание длиной 24 метра и шириной в 6 метров из розового кирпича, белого камня и голубой черепицы. Людовик XIII постоянно приезжал в Версаль, чтобы наблюдать за ходом работ.

К лету дом стал обитаемым, и король жил там с 28 июня по 5 июля. 2 августа он прибыл в Версаль из Сен-Жермена в 8:30 утра, чтобы наблюдать за доставкой мебели и кухонной утвари, купленной специально для него господином де Бленвилем, первым дворянином палаты.

Король занимал 4 комнаты в доме; апартаменты Людовика состояли из спальни, кабинета, гардеробной и приемной. Позже эти комнаты займет Людовик XIV, желающий жить в апартаментах отца.

Обстановка спальни была довольно скромной. Имелось только самое необходимое: кровать, два стула, шесть лавок, стол. Вечером зажигали свечи в серебряных и хрустальных подсвечниках. Пять гобеленов украшали стены; занавеси кровати, ковер, шторы и обивка мебели были выполнены из зеленой камчатой ткани. В кабинете восемь гобеленов воспроизводили историю Марка-Антония. Чуть позже галерея, ведущая в спальню короля, будет украшена большой картиной, изображающей взятие Ла-Рошели.

Король старался приезжать в Версаль как можно чаще. Сопровождавшая его свита всегда была крайне малочисленной. Из придворных Людовик изредка приглашал на охоту лишь Клода де Рувруа, будущего герцога де Сен-Симона, герцога де Монбазона, г-на де Сувре, графа де Беренгена, Мишеля Люка, личного секретаря, маркиза д’Омона, графа де Праслена, графа де Суассона и герцога де Мортемара. Последние два спали обычно на первом этаже, в комнате капитана гвардейцев.

Надо сказать, что придворные почитали за большую честь быть приглашенными королем на охоту в Версаль, однако подобные выезды были связаны для них с большими неудобствами. Людовик XIII был неутомимым и бесстрашным охотником; он по семнадцать часов кряду в любую погоду мог галопом носиться по полям и лесам, что было крайне утомительно для его спутников. Более того, нередко именно затруднения, вызванные плохими погодными условиями, могли заставить его отправиться на охоту, и никакие уговоры не могли вынудить короля изменить решение. Кроме того, в охотничьем домике в Версале удобства были минимальными и не могли удовлетворить взыскательных вельмож, поставленных перед необходимостью разделять их с равнодушным к комфорту королем.

Ни для королевы-матери, ни для царствующей королевы комнаты были не предусмотрены. Впрочем, несколько раз они все же приезжали на один день в Версаль, ни разу не проведя там ночь.

Обычный день короля в Версале описан его врачом Эруаром: «12 октября 1624 года проснулся в 6 часов утра, позавтракал в 7 часов и отправился на охоту на оленя. В 10 часов вернулся, промокший насквозь, переменил одежду и переобулся. В 11 часов пообедал, сел на лошадь и вновь погнался за оленем, добравшись до Поршфонтена. Вернулся в Версаль в 6 часов вечера».

Версаль стал для короля не только местом, где можно было найти приют после охоты. Король скрывался в охотничьем домике, когда жизнь в Лувре становилась для него совершенно невыносимой. Под предлогом охоты он старался как можно чаще уезжать туда, чтобы отдохнуть от двора и скрыть от посторонних свидетелей свои эмоции.

Между тем, в 1631 году Людовик XIII решил расширить свои владения в Версале и увеличить дом. 8 апреля 1632 года он купил у Жана-Франсуа де Гонди за 70000 ливров всю сеньорию Версаль вместе с руинами старого замка Гонди, который он хотел полностью снести для того, чтобы расширить парк.

15 августа 1634 года строительство было завершено. Главное здание, в котором располагались апартаменты короля, пятью окнами первого и второго этажей выходило во двор; по пять окон было также и в двух параллельных крыльях, которые ограничивают сейчас Мраморный двор. Четыре внешних угла замка украшали четыре одинаковых павильона. Со стороны двора портик с семью арками, закрытыми решетками, соединял два крыла. Дом был окружен рвом без воды; сады были расширены Жаком де Менером и включали в себя огород и зал для игры в мяч. В 1639 году сады будут перепланированы Клодом Молле и Илэром Массоном.

Версаль был для Людовика XIII не только охотничьим домиком, но и местом, куда никто не мог приехать без его разрешения. В апреле 1637 года короля терзали сильнейшие душевные переживания. Нежная и искренняя любовь, связывавшая его с мадемуазель де Лафайет, бала обречена, и он это прекрасно понимал, но, измученный постоянными преследованиями со стороны двора и угрызениями совести, он решился на неожиданный для него поступок. Мадам де Моттвиль пишет в своих «Мемуарах»: «Этот великий король, столь мудрый и столь постоянный в своем мужестве, переживал все-таки моменты слабости, во время которых он торопил ее <Луизу де Лафайет>, чтобы она согласилась на его предложение увести ее в Версаль, где она бы жила под его защитой. Это предложение, столь противоречащее его обычным чувствам, вынудило ее покинуть двор». Мадемуазель де Лафайет, глубоко любящая короля, боялась, что не сможет устоять перед своими чувствами и погубит душу своего возлюбленного, согласившись на его предложение переехать в Версаль. Испугавшись, что она сдастся, если король будет продолжать просить ее об этом, девятнадцатилетняя Луиза де Лафайет ушла в монастырь. Чтобы скрыть свое горе, Людовик XIII уехал в Версаль, так и не ставший прибежищем любви. В 1643 году, чувствуя приближение смерти, Людовик XIII сказал: «Если Господь вернет мне здоровье, сразу же после того, как мой дофин сможет сесть на лошадь и достигнет возраста совершеннолетия, он займет мое место, а я удалюсь в Версаль, и буду думать лишь о спасении души».

После смерти короля, наступившей 14 мая 1643 года, Версаль восемнадцать лет будет оставаться без хозяина. Людовик XIV прикажет сохранить в неприкосновенности охотничий домик отца, сделав его сердцем нового ансамбля.

Строители великого шедевра

Помощь королю в строительстве Версаля оказывали четыре человека: Кольбер, Лево, Ленотр и Лебрен. Без них грандиозный проект никогда бы не осуществился; однако, несмотря на многочисленные и несомненные достоинства всех четырех, главным вдохновителем и движущей силой проекта был все-таки Людовик. Он хорошо знал, чего хочет. Благодаря Мазарини, окружившего его с детства красивыми вещами, у короля сформировался хороший вкус. Год от года он становился все изысканнее, и это оставляло свой отпечаток на всех его делах.

После своей смерти Мазарини оставил королю все свое имущество: картины, книги, дома, восемнадцать огромных бриллиантов, известных под именем les Mazarins, и деньги (а также, он мог бы добавить, племянниц). Все это было ничто по сравнению с другим бесценным сокровищем – Кольбером. Он был самым замечательным министром в истории Франции. Он родился в 1619 году в семье торговца шерстью в Реймсе. Его гербом была скромная травяная змея, в противоположность белке Фуке, стремящейся вскарабкаться все выше. В отличие от Фуке, весельчака и повесы, Кольбер был сдержан и строг. Он чаще хмурился, чем улыбался, и никогда не старался понравиться. Но все всегда знали, чего от него ждать. Когда кто-то в надежде избежать какого-либо налогообложения шел прямиком к королю, минуя Кольбера, то в заключение любезного приема мог услышать от Людовика: «Мсье, нужно заплатить!» Поэтому большинство просителей предпочитали общение с хмурым на вид Кольбером. Еще, будучи в довольно юном возрасте, он понял, что экономика – это верный, хотя и не очень быстрый путь к власти; и начал карьеру с того, что привел в порядок личные дела Мазарини, которые были страшно запущены; затем, все еще находясь на службе у кардинала, он занялся государственными финансами. Когда король был ребенком, Кольбер учил его, как вести счета; Людовик стал первым королем Франции, умевшим это делать самостоятельно. Кольбер ненавидел Версаль, но только он был способен раздобыть необходимую для его строительства сумму. Деньги тут же уходили, словно вода в песок. Узнав, что король собирается в Версале обосноваться, финансист смирился с неизбежным и начал думать о том, как с умом и пользой для страны использовать это затратное сооружение.

Кольбер был удивительным человеком; он отличался глубокими познаниями в области литературы, науки и искусства, хотя, вероятно, сам считал эти области человеческих знаний не самыми главными в жизни, нечто вроде приложения к торговле. Способствуя развитию науки во Франции, финансист делал это, прежде всего с целью привлечь мировые рынки. Министр основал в Риме на вилле Медичи французскую школу живописи и скульптуры, открыл в Париже обсерваторию и пригласил туда работать астронома Кассини; он также покупал книги для пополнения королевской библиотеки и, наконец, являясь суперинтендантом строительства, руководил работами по реконструкции Версаля.

Хотя Кольбер был на двадцать лет старше короля, он относился к своему монарху с благоговейным трепетом. Выезжая из загородного дома Со, этот влиятельный и властный человек, державший в страхе всю Францию, брал с собой в парк кусочек хлеба и бросал его через канал. Если хлеб падал на другой стороне, это означало, что Людовик XIV будет в добром расположении духа, если хлеб падал вводу, Кольбер не сомневался – грозы не миновать.

Лебрен родился в том же году, что и Кольбер, и проработал с ним большую часть своей жизни: Они были похожи тем, что не гнушались никакой работы. Лебрена нашел канцлер Сегье, когда тому было десять лет, и он рисовал на кальке сценки из Апокалипсиса. Первый серьезный заказ он получил в 1649 году; ему надлежало украсить отель Ламбер, парижский дом одного богатого государственного чиновника. Затем он работал для Фуке в Во-ле-Виконт; в 1662 году король сделал его главным придворным художником и поручил декоративную отделку Версаля. Кроме того, Лебрен являлся директором крупной фабрики гобеленов, занимавшейся не только производством тканых ковров, но и практически всей меблировки для Версаля. Лебрен хотя к числу первоклассных живописцев и не относится, но был превосходным дизайнером. Почти вся обстановка и убранство дворца: стулья, столы, ковры, отделка, декоративные панели для стен, серебро, гобелены и даже замочные скважины выполнены по его оригинальным эскизам; он расписал потолки в Зеркальной галерее, а также в залах Войны и Мира, фасад малого королевского дома в Марли. Лебрен создавал носовые украшения для галер и декорации для праздников. Кроме того, успевал писать огромные полотна на религиозные и мифологические темы. Он любил аллегории и батальные сцены, но был довольно равнодушен к природе.

Перестройкой замка с 1661 по 1668 гг. занимался архитектор Лево. Лебрен и Лево работали в полной гармонии. Наиболее известными зданиями Лево являются Во-ле-Виконт, отель Ламбер и Институт де Франс, построенный по проекту архитектора уже после его смерти. Большая часть его работ в Версале в более поздние времена была закрыта работами архитектора Мансара. Восточный фасад из кирпича и камня Лево оставил в первозданном виде, но пристроил к нему два крыла; на подходе к зданию возвел ряд павильонов, предназначенных для министров.

Ленотр родился в семье садовника и должен был сам стать королевским садовником. Его дед ухаживал за парками Марии Медичи; его отец был главным садовником в Тюильри; муж одной из его сестер выращивал молодой сад для Анны Австрийской, а муж второй ухаживал за ее апельсиновыми деревьями. Ленотр мечтал стать художником и начал жизнь в студии Вуе, но вскоре вернулся к садоводству. Он сменил своего отца в Тюильри и придал тамошним паркам новый облик. Его заметил Фуке и пригласил в Во, где результат его работы не оставил равнодушным Короля-Солнце, который и незамедлительно назначил его главным управляющим всех своих парков. Мы обязаны ему не только версальскими садами, но и парками Шантильи, Сен-Клу, Марли, Со; творением его рук является знаменитая терраса в Сен-Жермен-о-Лэ, а также многочисленные частные парки и сады, и великолепный широкий проспект Елисейские поля, берущий начало у Лувра. Город Версаль тоже построен по его проекту.

Ленотр через всю жизнь пронес интерес к живописи и искусству. Его жилище в Тюильри изобиловало красивыми вещами, включая китайский фарфор. Уходя из дома, он оставлял ключи на гвоздике, чтобы ценители искусства, нагрянувшие в его отсутствие, не были разочарованы и могли полюбоваться великолепной коллекцией.

Не менее значимую роль в обустройстве Версаля сыграл Квентини. Он разводил огород. Сначала он работал адвокатом в Пуатье, но подлинной его страстью были овощи и фрукты. Его книгу по садоводству и огородничеству можно причислить к лучшим изданиям на эту тему; она пробуждает в читателе страсть к огородничеству; его советы подробны и просты настолько, что их способен понять даже ребенок.

Король обожал Квентини. Он возвел его во дворянство и подарил дом в саду, куда часто наведывался прогуляться. Сегодня сад и огород остались почти без изменения, включая калитку с надписью «Public», через которую входили жители Версаля, чтобы бесплатно взять овощи.

Груши Квентини просуществовали в Версале до 1963 года, тогда пришлось выкопать два последних дерева. В XIX веке многие из них еще плодоносили и хорошо переносили зимы, погубившие другие фруктовые деревья.

Итак, после 1661 года Людовик XIV пожелал собственный дворец, который по своему великолепию и роскошью превосходил бы другие замки Франции и даже Европы. Местом строительства король выбрал Версаль, маленький поселок, с пятьюстами человек населения, где находился маленький охотничий замок Людовика XIII. Над строительством работали лучшие архитекторы, скульпторы, художники XVII века, на постройку замка тратились огромные суммы денег. Но Король-Солнце не жалеет ничего. Привело к строительству Версаля, как мы видим, желание Людовика иметь свой собственный, неповторимый дворец, который должен был стать доказательством славы и могущества короля.

Финансы Франции и Версальский дворец

Когда речь заходит о денежных средствах, израсходованных на версальских стройках, историки единодушно соглашаются, что дворец, стоил огромных сумм. А если мы примем во внимание стоимость внутреннего убранства, то получим колоссальные цифры. Хотя генеральный контролер финансов Жан-Батист Кольбер старался внушить королю склонность к бережливости, желание славы короля обходилось дорого.

До того как Кольбер еще не стал суперинтендантом строительства, с 1661 по 1663 г., Версаль стоил уже полтора миллиона (в течение четырех лет он поглотил то, что Фонтенбло съел за 17 лет). Почти вся эта сумма использована, по всей видимости, без всякой меры, для создания парков. Король покупал, увеличивал, расширял, округлял свое владение. Он придумывает бассейны, новые партеры, оранжерею, боскеты. В 1664 г. Версаль стоил администрации строительства 781000 ливров; в следующем году – 586000.

Кольбера, несомненно, заботили эти многочисленные траты. Он беспокоился и даже злился. В письме, которое он писал королю (сентябрь 1665) звучит тревога. «Если Ваше Величество пожелает обнаружить в Версале, где за два года потрачено более пятисот тысяч экю следы славы, Вы, несомненно, огорчитесь, не обнаружив ее».

Кольбер еще верил в будущее Лувра и Тюильри. В это время в Париж уже прибыл Лоренцо Бернини, скульптор, художник, архитектор, автор колоннады у собора св. Петра, памятников папам Урбана VIII и Александра VII. Он должен был сделать из Лувра прекраснейший дворец мира.

Но на Версаль с каждым годом тратиться все больше денег. Если в 1668-м на строительство ушло 339000 ливров из бюджета министерства строительства, тот в 1669-м траты доходят до 676 000 ливров, а в 1671-м – до 2 621 000 ливров. Начиная с 1670 года, во дворце появляется новая мебель, украшенная серебряными накладками, а спальня Его Величества обтянута золотой парчой.

Чтобы получить представления о том, что представлял тогда собой ливр (подразделенный на 20 солей и 240 денье) в конце XVII века приведем несколько примеров. В городах неквалифицированный рабочий мог зарабатывать от 6 до 10 солей в день, когда была работа; квалифицированный (краснодеревщик, слесарь, каменотес) – 20 солей. Поденные рабочие в сельской местности, когда находили работу (150 дней в году) получали 5-6 солей в день. Приходской кюре, живший без хлопот, мог получать от 300 до 400 ливров в год, то есть 20 солей за полный трудовой день. Можно также предположить, что скромная семья жила на 25 ливров в месяц. Таким образом, подсчитав средний годовой достаток такой семьи, получим: в год на строительство Версаля (данные 1664 года), не считая при этом трат на внутреннее убранство, тратилось столько денег, сколько хватило бы на безбедное проживание 3000 семей.

Версаль можно назвать в полном значении слова, стройкой мирного времени. Ведь строительные работы начинали оживляться и наиболее крупные финансовые вложения происходили как раз в то время, когда заключался мир. Сравним некоторые цифры. Во время Деволюционной войны Версаль обошелся государству за два года в 536 000 франков. Едва наступил мир, как сразу же возросли и расходы. В 1671 г. Версаль стоил 676 000 франков. За пять военных лет, с 1673 по 1677 г. включительно, сумма, потраченная на версальские стройки, составила 4066000 ливров. Едва произошло заключение Нимвегенского мира, как монарх уже не видел резона экономить. В 1679 году версальские траты поднимаются до 4886000 франков, а в 1680 году достигают 5 641 000 франков. С началом Десятилетней войны остановились главные стройки. В документах строительного министерства можно увидеть отчет о суммах, потраченных на Версаль (без учета подвода воды): в 1685году – 6104000, в 1686 году – 2520000, в 1687 голу – 2935000. Подготовка к войне идет полным ходом, а потому затраты резко снижаются в 1688 году: 1976 000 ливров. А далее, за целых девять лет, с 1689 по 1697 год включительно, Версаль стоил Франции только 2 145 000 ливров. В период с 1661 по 1715 год Версаль вместе с замком и служебными помещениями стоил 68000000 франков.

Нельзя забывать, что Версаль – не единственный дворец, строившийся в это время. В Париже также велись другие многочисленные стройки. До 1670 года вклады на строительство парижских дворцов вдвое превышают те, которые предоставляются Версалю. Начиная с 1670 г. ситуация меняется.

А в 1684 году министерством финансов лишь на одно жилье для рабочих выделяется 34 000 франков. Статистика, несомненно, впечатляет!

Но если еще раз как следует задуматься, то эти траты представятся не такими уж астрономическими по сравнению с расходами на войны и с тем, какой степени политического и художественного расцвета достиг двор во времена великого короля и далее, в течение всего века Просвещения. Нельзя сказать лучше, чем Пьер Верле: "Все согласятся, что Людовик XIV, подарив нам Версаль, обогатил Францию… Траты великого короля подарили миру замок, которым нельзя не восхищаться».



И вообще по дворцам Франции мы не можем не заглянуть в самый наверное известный дворцово-парковый комплекс Франции. Пусть он всем известен, вы много о нем слышали, но давайте все же виртуально заглянем и туда на пару минут.

Версаль — это имя связано во всем мире с представлением о самом значительном и великолепном дворце, возведенном по воле одного монарха. Версальский дворцово-парковый ансамбль, признанный шедевр мирового наследия, является достаточно молодым — ему всего три с половиной века. Дворец и парк Версаля — один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец — первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века. Дворцово-парковый ансамбль Версаля является величайшим памятником архитектуры XVII века, оказавшим сильное влияние на градостроительную мысль XVIII века. Версаль вообще стал как бы "идеальным городом", о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV, "короля-солнца", и искусством его архитекторов и садовников оказался осуществленным наяву, причем в непосредственной близости от Парижа. Но давайте обо всем подробнее...

Упоминание о Версале впервые появилось в хартии 1038 года, выпущенной аббатством святого Петра. В ней говорилось о некоем сеньоре Гуго Версальском - владельце небольшого замка и прилегающих к нему территорий. Возникновение первого населенного пункта - маленькой деревушки вокруг замка - обычно датируют серединой 11 века. Другая деревушка вскоре выросла вокруг церкви святого Юлиана.

13 век (в особенности годы правления Людовика Святого) для Версаля, как и для всей Северной Франции, стал веком благополучия. Однако последовавшее затем 14 столетие принесло с собой ужасную эпидемию чумы и Столетнюю войну между Англией и Францией. Все эти напасти привели Версаль в весьма плачевное состояние: к концу 14 века численность его населения насчитывала чуть более 100 человек. Оправляться он начал лишь в следующем 15 веке.

Версаль как архитектурно-парковый ансамбль возник не сразу, он не был создан одним архитектором подобно многим дворцам XVII-XVIII веков, ему подражавшим. В конце XVI столетия Версаль был маленькой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV . Старинные хроники сообщают, что в начале XVII века Версаль был поселком с населением около 500 человек, на месте будущего дворца тогда высилась мельница, а кругом расстилались поля и бесконечные болота. В 1624 году был выстроен, по поручению Людовика XIII , архитектором Филибером Ле Руа маленький охотничий замок рядом с деревушкой, называемой Версаль.

Около нее находился средневековый полуразрушенный замок — владение дома Гонди. Сен-Симон в своих мемуарах называет этот древний Версальский замок «карточным домиком». Но вскоре этот замок был перестроен архитектором Лемерсье по распоряжению короля. В это же время Людовик XIII приобрел участок Гонди вместе с полуразрушенным дворцом архиепископа и снес его для расширения своего парка. Небольшой замок находился в 17 километрах от Парижа. Это было П-образное в плане сооружение со рвом. Перед замком располагались четыре корпуса из камня и кирпича с металлическими решетками на балконах. Двор старого замка, получивший в последствии название Мраморного, сохранился до сегодняшнего дня. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар.

В середине 16 века единственным версальским сеньором стал Марциал де Ломени - министр финансов при короле Карле IX. Карл даровал ему право на проведение в Версале четырех ежегодных ярмарок и открытие еженедельного рынка (по четвергам). Население Версаля, который по-прежнему представлял собой небольшую деревушку, составляло в это время около 500 человек. Однако французские религиозные войны между католиками и протестантами привели к скорой смене сеньориальной династии. Марциал был арестован за свои симпатии к гугенотам (французским протестантам) и брошен в темницу. Здесь его посетил герцог де Рец, Альберт де Гонди, давно вынашивавший планы по захвату версальских территорий. Путем угроз он заставил де Ломени подписать бумагу, согласно которой последний уступал ему Версаль по ничтожно низкой цене.


В начале 17 века в Версаль начал частенько наведываться король Людовик XIII, которому доставляло большое удовольствие охотиться в здешних лесах. В 1623 году он повелел возвести небольшой замок, где охотники могли бы останавливаться на привал. Эта постройка стала первым королевским дворцом в Версале. 8 апреля 1632 года Людовик XIII полностью выкупил сеньорию у последнего версальского владельца Жана-Франсуа де Гонди за 66 000 ливров. В том же самом году король назначил своего камердинера Арно управляющим Версаля. В 1634 году архитектору Филиберу ле Рою было поручено перестроить старый версальский замок в королевский дворец. Впрочем, несмотря на происходившие изменения, к концу правления Людовика XIII Версаль не сильно изменил свой внешний вид. Он, как и прежде, представлял собой небольшую деревушку.

Все переменилось с восшествием на престол короля - солнца, Людовика XIV. Именно в годы правления этого монарха (1643-1715) Версаль превратился в город и любимую королевскую резиденцию.

В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр (1613-1700) к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками (в Во-ле-Виконт, Со, Сен-Клу и др.). Интересно, что в 1655-1661 годы Н. Фуке, крупнейший финансист абсолютистской Франции, по проекту архитектора Луи ле Во перестроил свой загородный замок. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец (по тем временам довольно скромный), а общий принцип создания загородной резиденции. Вся она была превращена в гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром. Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал новый стиль жизни французского аристократа — на природе, вне стен тесного, переполненного людьми города. Дворец и парк настолько понравились Людовику XIV , что он никак не мог смириться с мыслью, что они — не его собственность. Французский король немедленно заточил Фуке в тюрьму, а архитекторам Луи ле Во и Андре Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале. Архитектура имения Фукэ была принята в качестве образца для Версаля. Сохранив дворец Фукэ, король вывез из него все, что можно было снять и увезти, вплоть до апельсиновых деревьев и мраморных статуй парка.

Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Его планировка подчинялась трем лучевым магистралям, которые расходились от центральной части дворца в трех направлениях: в Со, Сен-Клу, Париж. Несмотря на прямую аналогию с римским трехлучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Риме улицы расходились от площади дель Пополо, в Версале же они стремительно сходились ко дворцу. В Риме ширина улиц была менее тридцати метров, в Версале — около ста. В Риме угол, образованный между тремя магистралями, был равен 24 градусам, а в Версале 30 градусам. Для скорейшего заселения города Людовик XIV раздавал под застройку участки всем желающим (разумеется, дворянам) за сходную цену с единственным условием строить здания в едином стиле и не выше 18,5 метров, то есть уровня входа во дворец.


В 1673 году было принято решение о сносе старых версальских построек, включая церковь. Новый собор святого Юлиана был возведен на её месте в 1681-1682 гг. 6 мая 1682 года Людовик XIV вместе со всем своим двором переместился из Парижа в Версаль. Это стало переломным моментом в истории города. К первой четверти 18 века (т.е. к концу правления Людовика) Версаль превратился в роскошную королевскую резиденцию, а численность его населения составила 30 000 жителей.

В результате второго строительного цикла Версаль сложился в целостный дворцово-парковый ансамбль, являющий собой замечательный пример синтеза искусств — архитектуры, скульптуры, и садово-паркового искусства французского классицизма XVII столетия. Однако, после смерти кардинала Мазарини , Версаль, созданный Лево, стал казаться недостаточно величественным, чтобы выражать идею абсолютной монархии. Поэтому для перестройки Версаля был приглашен Жюль Ардуэн Мансар , крупнейший архитектор конца столетия, с именем которого связан третий строительный период в истории создания этого комплекса, внучатый племянник знаменитого Франсуа Мансара. Мансар еще больше увеличил дворец, возведя два крыла длиной по пятьсот метров каждое под прямым углом к южному и северному фасадам дворца. В северном крыле он поместил церковь (1699-1710), вестибюль которой заканчивал Робер де Котт. Кроме того, Мансар надстроил над террасой Лево еще два этажа, создав вдоль западного фасада Зеркальную галерею, замыкающуюся залами Войны и Мира (1680-1886).


Adam Frans van der Meulen - Construction of the Château de Versailles

На оси дворца в сторону подъезда во втором этаже Мансар поместил королевскую спальню с видом на город и конную статую короля, поставленную позже в точке схода трезубца дорог Версаля. В северной части дворца размещались покои короля, в южной — королевы. Мансар построил также два корпуса Министров (1671-1681), которые образовали третий, так называемый «двор Министров», и соединил эти корпуса богатой золоченой решеткой. Все это совершенно изменило облик сооружения, хотя Мансар оставил ту же высоту здания. Ушли контрасты, свобода фантазии, ничего не осталось, кроме протяженной горизонтали трехэтажного сооружения, единого в строе своих фасадов с цокольным, парадным и аттиковыми этажами. Впечатление грандиозности, которое производит эта блестящая архитектура, достигнуто большим масштабом целого, простым и спокойным ритмом всей композиции.


Кликабельно

Мансар умел объединять различные элементы в единое художественное целое. Он обладал удивительным чувством ансамбля, стремясь к строгости в отделке. Например, в Зеркальной галерее он применил единый архитектурный мотив — равномерное чередование простенков с проемами. Такая классицистическая основа создает ощущение ясной формы. Благодаря Мансару расширение Версальского дворца прибрело закономерный характер. Пристройки получили крепкую взаимосвязь с центральными корпусами. Ансамбль, выдающийся по архитектурно — художественным качествам, был удачно завершен и оказал большое влияние на развитие мировой архитектуры.

Каждый из обитателей Версальского дворца оставил свой след в его архитектуре и убранстве. Людовик XV , правнук Людовика XIV, наследовавший престол в 1715 году, только к концу царствования в 1770 году решил внести изменения в архитектуру дворца. Он приказал оборудовать отдельные апартаменты, чтобы оградить свою жизнь от придворного этикета. В свою очередь Людовик XV унаследовал от прадеда любовь к искусствам, о чем свидетельствует убранство его Внутренних покоев; а склонность к тайным политическим интригам перешла к нему от итальянских предков рода Медичи и Савойской династии. Именно во Внутренних кабинетах, вдали от любопытного двора, тот, кого называли «Всеобщим любимцем», принял некоторые из наиболее важных государственных решений. При этом король не пренебрегал ни установленным его предшественником этикетом, ни жизнью семьи, о которой ему напоминали королева и особенно горячо любимые им дочери.

После смерти короля-солнца Филипп Орлеанский, ставший регентом при малолетнем Людовике XV, решил переместить французский двор обратно в Париж. Это стало заметным ударом по Версалю, который незамедлительно потерял около половины своих жителей. Однако все вернулось в прежнее состояние, когда в 1722 году повзрослевший Людовик XV снова переехал в Версаль. При его преемнике Людовике XVI городу пришлось пережить немало драматических моментов. По прихоти судьбы эта роскошная королевская резиденция должна была стать колыбелью Великой французской революции. Именно здесь в 1789 году собрались Генеральные штаты, и здесь же 20 июня 1789 года депутаты от третьего сословия принесли торжественную клятву не расходиться до тех пор, пока не будут приняты их требования о политических преобразованиях во Франции. Сюда же в начале октября 1789 года из Парижа прибыла толпа разгоряченных революционеров, которая, захватив дворец, вынудила королевскую семью вернуться в столицу. После этого Версаль вновь стал стремительно терять население: его численность снизилась с 50 000 человек (в 1789 году) до 28 000 человек (в 1824 году). Во время революционных событий из Версальского дворца была вынесена практически вся мебель и ценности, однако само здание не было разрушено. В период правления Директории во дворце были проведены восстановительные работы, после чего здесь разместился музей.

Людовик XVI , наследник Людовика XV, чье правление было трагически прервано революцией, наследовал от деда со стороны матери, польского короля Августа Саксонского, завидную богатырскую силу; с другой стороны его предки-Бурбоны передали ему не только истинную страсть к охоте, но и глубокий интерес к наукам. Его супруга Мария Антуанетта, дочь герцога Лотарингского, ставшего впоследствии Императором Австрии, оставила глубокий след в музыкальной жизни Версаля благодаря своей любви к музыке, унаследованной как от Габсбургов Австрийских, так и от Людовика XIII. В отличие от своих предков, Людовик XVI не имел амбиций короля — созидателя. Известный простотой вкусов он жил во дворце по необходимости. При его правлении было обновлено внутреннее убранство дворца, и, прежде всего Малые кабинеты королевы, которые располагались параллельно его Большим покоям. Во время революции вся мебель и украшения дворца были расхищены. Наполеон, а затем Людовик XVIII провели в Версале восстановительные работы. После Июльской революции 1830 года дворец предполагалось снести. Этот вопрос был вынесен на голосование в Палате Депутатов. Перевес в один голос спас Версаль. Последний из династии, король Луи-Филипп правил Францией с 1830 по 1848 год. В 1830 году, после июльской революции, которая возвела его на трон, Палата представителей приняла закон, по которому Версаль и Трианон перешли во владения нового короля. Не теряя времени, Луи-Филипп распорядился создать в Версале Музей в честь славных побед Франции, который открылся 1 июня 1837 года. Это назначение замка сохранилось и в наши дни.


Создателями дворца были не одни Луи Ле Во и Мансар. Под их руководством работала значительная группа архитекторов. С Ле Во работали Лемюэ, Дорбай, Пьер Гиттар, Брюан, Пьер Коттар и Блондель. Главным помощником Мансара был его ученик и родственник Робер де Котт, который продолжал руководить строительством после смерти Мансара в 1708 году. Кроме того, в Версале работали Шарль Давилэ и Лассюранс. Интерьеры были выполнены по рисункам Берена, Вигарани, а также Лебреном и Миньяром. Вследствие участия многих мастеров, архитектура Версаля носит в настоящее время разнородный характер, тем более что строительство Версаля — от возникновения охотничьего замка Людовика XIII и до устройства батальной галереи Луи-Филиппа — продолжалось около двух веков (1624-1830).


В ходе наполеоновских войн Версаль дважды захватывался прусскими войсками (в 1814 и в 1815 гг.). Вторжение пруссаков повторилось ещё раз во время франко-прусской войны 1870-1871 годов. Оккупация длилась 174 дня. В Версальском дворце, избранном прусским королем Вильгельмом I в качестве временной резиденции, 18 января 1871 года было объявлено о создании Германской империи.

В 20 веке Версалю также не раз доводилось становиться свидетелем крупнейших международных событий. Именно здесь в 1919 году был подписан мирный договор, поставивший точку в Первой мировой войне и положивший начало Версальской системе международных отношений.

Главный дворцовый комплекс (Chateau de Versailles) был построен в 17-ом веке королем Людовиком XIV, который хотел перебраться сюда из небезопасного Парижа. Роскошные комнаты богато украшены мрамором, бархатом и деревянной резьбой. Главные достопримечательности здесь - Королевская часовня, Салон Венеры, Салон Апполона и Зал Зеркал. Оформление парадных залов было посвящено греческим богам. Салон Аполлона был первоначально тронным залом Людовика. Зал Зеркал содержит 17 огромных зеркал, отражающих высокие арочные окна и хрустальные канделябры.

Большой Трианон - прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

Малый Трианон - еще одно любовное гнездышко, построенное королем Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Позже Малый Трианон занимала Мария Антуанетта, а еще позднее сестра Наполеона. Расположенный неподалеку храм любви, говорят, был любим местом Марии Антуанетты для проведения званых вечеров.

Колоннада - круг мраморных колонн и арок, расположенный в черте садов, продолжает тему богов Олимпа. Место являлось любимой обеденной короля на открытом воздухе.

В годы Второй мировой войны Версаль был оккупирован немецкими войсками. Кроме того, городу пришлось пережить несколько жестоких бомбардировок, жертвами которых стали 300 версальцев. Освобождение Версаля состоялось 24 августа 1944 года, и было осуществлено французскими войсками под командованием генерала Леклерка.

25 февраля 1965 года вышел правительственный декрет, согласно которому Версаль должен был быть превращен в префектуру нового департамента Ивелин, официальное создание которого произошло 1 января 1968 года.

На сегодняшний день город сохраняет за собой этот статус. Являясь одним из самых притягательных туристических мест, Версаль по праву гордится своей историей и архитектурными памятниками. В 1979 году дворец и парк Версаля были официально включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Pierre-Denis Martin - View of Versailles


Сады Версаля с их скульптурами, фонтанами, бассейнами, каскадами и гротами вскоре стали для парижской знати ареной блистательных придворных празднеств и барочных увеселений, во время которых можно было насладиться и операми Люлли, и пьесами Расина и Мольера.

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, целая система каналов, которую назвали "маленькой Венецией". Сам Версальский дворец тоже поражает своими размерами: длина его паркового фасада составляет 640 метров, расположенная в центре Зеркальная галерея имеет 73 метра в длину.



Версаль открыт для посетителей

в мае - сентябре со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30.
фонтаны работают по субботам с 1 июля по 30 сентября и по воскресеньям с начала апреля по начало октября.

Как добраться - Версаль

До Версаля идут поезда (электрички) с вокзала "Gare Montparnasse", метро Montparnasse Bienvenue (12-ая линия метро). Вход на вокзал сразу из метро. Следуйте до остановки Versailles Chantiers. Время в пути 20 минут. Стоимость билета в оба конца 5.00 евро.

Выход из вокзала по направлению "Sortie" (выход), далее следуйте прямо. Дорога приведет вас к дворцу через 10 - 15 минут.




Демонстрация роскоши Французской империи в Версальском дворце поражает своими масштабами. Этот ансамбль внесён во все учебники по ландшафтному искусству как эталон. В залах роскошные апартаменты, на свежем воздухе прекрасные виды и пейзажи. Здесь есть на что посмотреть.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

В королевскую резиденцию Версаль превратился только во времена царствования Людовика XIV или как его называли короля-солнце.

Когда ему исполнилось 20 лет, в 1662 году он решил создать здесь архитектурно-парковый шедевр по примеру того, который построил тогдашний министр финансов Франции Николя Фуке, только в сто раз лучше. Он пригласил того же архитектора, что и Фуке - Луи де Во.

Над парком трудился мастер ландшафтного искусства Андре Ленотр, уже создавший к тому времени знаменитый Во-ле-Виконт. Для создания парка пришлось осушить 800 гектар болот. В этом ансамбле главным становился даже не сам замок, а объединение в одном стиле дворца и парка.

В 1682 году король вместе со всеми придворными стал жить в Версальском дворце. С этого момента некогда небольшой городок начинает превращаться в королевскую резиденцию, сверкающую своей роскошью. Но сорокалетнему Людовику XIV дворец начинает казаться недостаточно величественным. Он приглашает очень известного в то время архитектора Жюля Ардуэна Мансара, которому повелевает в кратчайшие сроки изменить облик дворца.

Для этого были достроены два пятисотметровых крыла, надстроены два этажа. На втором этаже была размещена королевская спальня. Знаменитая зеркальная галерея, также созданная Мансаром, замыкалась залами Войны и Мира. Здание совершенно изменилось, став грандиозным. Баланс между грандиозными масштабами парка и дворцом был достигнут. Ансамбль получился величественным, как и должно для демонстрации величия монарха.

Залы Версальского дворца

Все счета, связанные со строительством Версаля, сохранились до наших времён. Ориентировочная сумма, затраченная на строительство Версаля, по подсчётам экспертов составляет в пересчёте на современные деньги около 260 миллиардов евро. Большая часть этой суммы была израсходована на внутреннюю отделку залов и галерей.

В потрясающем Зеркальном зале на семидесятиметровой стене расположены 17 очень больших и красивых зеркал разделённых золочёными светильниками в виде скульптур. В 1919 году здесь был подписан Версальский договор, который определил послевоенную судьбы европейских государств. Часовня, оформленная в бело-золотом стиле барокко, была местом венчания Людовика XVI и Марии Антуанетты.

Все залы и покои оформлены с большой роскошью и изяществом. Каждый уголок, включая потолок и стены, покрыты резьбой по дереву и мрамору. Всё украшено фресками, картинами, скульптурами. Есть во дворце опера и театр с большим овальным залом, освещающимся 10 000 свечей.

Обязательно нужно посетить покои королевы в северном крыле дворца. В них каждый сантиметр украшен позолотой.

Интересно то, что центром дворца являлся не тронный зал и даже не кабинет. Все важные решения принимались в королевской спальне.

Парк Версальского дворца

День пролетает незаметно, если вы гуляете по дворцовому парку. Абсолютно всё здесь говорит об уходе и заботе. Тщательно подстриженные деревья высажены вдоль Большого канала. Заходящее солнце отражается в водной поверхности.

С большим искусством подобраны садовые скульптуры. На территории парка расположены 50 красивейших фонтанов.

Фонтаны работают не всегда. Прежде чем посетить Версаль, на сайте необходимо ознакомиться с расписанием. Но если вы попадёте именно на этот праздник музыки и воды, то запомните это шоу навсегда. Струи фонтанов синхронно танцуют под музыку. Летними субботними вечерами здесь проводятся световые шоу с фонтанами и фейерверками.

На фоне этих ухоженных садов, фонтанов, озёр, прудов, тщательно подобранных цветов на клумбах включите фантазию, и вы окажетесь на балу королевского двора.

Другие достопримечательности Версаля

На стороне, противоположной дворцу расположены Малый и Большой Трианон. Трианон в переводе - небольшая элегантная вилла.

Людовик XIV построил из розового мрамора Большой Трианон - одноэтажный павильон в итальянском стиле, окружённый садом. В главном дворце даже обедать королю приходилось при большом скоплении зрителей. Трианон должен был стать местом для уединения.

Малый Трианон - довольно простое здание, выстроенное в 1773 году по заказу Людовика XV архитектором Габриэлем для мадам дю Барри.

Позже он стал любимым местом Марии-Антуанетты, которая тоже хотела уединиться от формальностей главного дворца. За этим павильоном на берегу пруда она устроила маленькую деревеньку с молочной фермой.

Время работы

График работы Версальского дворца лучше предварительно посмотреть на сайте. Обычно он работает с апреля по октябрь с 9:00 до 18:30, в остальное время с 9:00 до 17:30, кроме понедельника.

Стоимость билета

В парк вход бесплатный. Но в дни работы фонтана он будет стоить около 8€. Видов билетов для посещения дворца и других зданий несколько. Можно посетить отдельно дворец и осмотреть его залы, Зеркальную Галерею, покои короля и королевы. Полный билет для посещения в дни работы фонтанов стоит больше, нежели в другие дни.

Как добраться самостоятельно

Добраться до дворца можно несколькими способами:

На метро RER желтой линии C до конечной остановки Versailles-Rive Gauche. Выйдя с вокзала, поворачиваете направо и по королевской улице доходите до главного входа парка.

Электричкой с вокзалов Gare Montparnase или Gare St-Lazar соответственно до станций Versailles-Chantiers или Versailles-Rive Droite.

Со станции метро Pont de Sevres на автобусе №171 до площади Place d Armes в городе Версаль.

Можно также на автомобиле по трассе А13.

Воспользуйтесь услугами kiwitaxi и в аэропорту, в указанное время, вас будет ждать водитель, поможет с багажом и оперативно доставит вас в отель. Доступны несколько классов авто — от эконом до Minibus на 19 мест. Цена фиксированная и не зависит от количества пассажиров и адреса в пределах Парижа. Такси из/до аэропорта — удобный и комфортный способ добраться до нужного места.

Версаль

В 1655-1661 годы Н. Фуке, крупнейший финансист абсолютистской Франции, по проекту архитектора Луи ле Во перестроил свой загородный замок. Главным в дворцово-парковом ансамбле Во-ле-Виконт стал даже не сам дворец, по тем временам довольно скромный, а общий принцип создания загородной резиденции. Вся она была превращена в гигантский парк, искусно устроенный архитектором-садовником Андре Ленотром.
Дворец Во-ле-Виконт демонстрировал новый стиль жизни французского аристократа - на природе, вне стен тесного, переполненного людьми города. Дворец и парк настолько понравились Людовику XIV, что он никак не мог смириться с мыслью, что они не являются его собственностью. Французский король немедленно заточил Фуке в тюрьму, а архитекторам Луи Лево и Андре Ленотру поручил строительство своего дворца в Версале.

Дворцово-парковый ансамбль Версаля является величайшим памятником архитектуры XVII века, оказавшим сильное влияние на градостроительную мысль XVIII века. Версаль вообще стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали и писали авторы эпохи Возрождения и который волей Людовика XIV, «короля-солнца», и искусством его архитекторов и садовников оказался осуществленным наяву, причем в непосредственной близости от Парижа.
Начинался Версаль с парка, именно здесь велись первые работы. И стоило только начаться этим работам, как они сразу же стали приобретать все больший размах и шли, не прекращаясь, десятилетиями.
Королевский архитектор А. Ленотр приступил к распланировке отведенной под парк грандиозной площади, когда молодой Людовик XIV был еще вполне доволен маленьким охотничьим домиком своего отца. По повелению короля его только немного подновили, благоустроили и украсили. Когда же полностью выкристаллизовалась мысль о расширении старого охотничьего домика и пристройке к нему корпусов, архитектор Лево и паркостроитель Ленотр разработали новый проект, учитывая в нем и свои собственные планы.
Одна из основных идей замысла состояла в том, чтобы охватить единым взглядом все необъятное пространство, поэтому и многие зрелищные эффекты в Версале по-настоящему раскрываются только с высокой точки обозрения. Благодаря открытой планировке парк Версаля прекрасно обозрим, так как на всей его территории резких изменений в уровне почвы нет, поскольку ее заранее выровняли.
Начиналось все с титанической работы по осушению болот, по нанесению на их место земли, песка и камней, по выравниванию почвы и созданию искусственных террас. Потом рабочие стали рыть каналы и строить водопровод, который уже в первоначальный период строительства Версаля предназначался для будущих знаменитых фонтанов и каскадов.
Перед фасадом дворца, перед окнами знаменитой Зеркальной галереи, на совершенно открытом пространстве симметрично раскинулись два сильно вытянутых бассейна, заключенных в гранитные рамы. Эти бассейны сразу же приковывали к себе взгляды, привлекая своей холодной красотой, когда в их зеркальной глади отражалось небо, лучи заходящего солнца и сам дворец. Борта бассейна по скошенным углам были украшены скульптурами, символизирующими водную стихию французского королевства.
В 1683 году в Версале побывала группа армянских купцов, которые оставили восторженное описание своего путешествия: «На первой террасе было пять бассейнов полных водой, и в бассейнах плавали разнообразные искусственные цветы из золоченой меди… На другой террасе тоже было пять бассейнов, полных водой, а в воде морская лошадь и люди, изо рта которых бьет вода. И вокруг бассейнов лягушки, обезьяны и всякого рода животные, которые выдували воду. Ниже этого был другой круглый бассейн, вокруг которого представлены четыре времени года. Каждое время года имело своих животных, которые выдували из пастей воду. Сколько ни имеется на свете морских и воздушных, горных и равнинных, сколько вообще ни имеется Божьих созданий: различных птиц, животных, зверей, пресмыкающихся гадов - все это сделано, и у всех изо рта бьет вода. И ниже этого было длинное озеро, на котором было 17 больших и малых судов, украшенных золотом, - и с пушками и без пушек. Рассказывают, что однажды дофин, по случаю рождения сына, в эти бассейны и фонтаны вместо воды везде налил вино. Даже и в тот большой бассейн, где плавали 17 судов. И известил он всю страну, и все пришли: большие и малые, мужчины и женщины, старые и молодые. И все они семь дней ели и пили. Всех жителей почтил дофин, и много они выпили, а все равно много еще вина осталось на месте».
За бассейнами начинался спуск по Большой лестнице. У ее подножия расстилается пространство, на котором среди гигантских зеленых партеров, украшенных четырьмя «античными» вазами, находится круглый бассейн с «фонтаном Латоны».
Нимфа Латона была возлюбленной Зевса и вынуждена была бежать, спасаясь от преследований ревнивой Геры. Гонимая посланным Герой драконом, она скиталась по всему свету, пока наконец не укрылась на острове Делос, носившемся в то время по волнам бурного моря. Лишь только вступила Латона на остров, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров.


Вокруг Делоса шумело море. Уныло поднимались на острове обнаженные скалы, без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Изнемогая от усталости и жажды, нимфа попросила воды у работавших на острове людей, но те отказали ей. И тогда, разгневавшись, Латона превратила их всех в лягушек. На этом острове родились златокудрый бог Аполлон и его сестра Артемида, и всюду сразу же разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море.
Вот на сюжет этого древнегреческого мифа и была создана большая скульптурная группа из свинца, местами позолоченного. Борта бассейна идут концентрическими кругами, поднимаясь вверх пирамидой. На них сидят лягушки и еще какие-то странные существа: вроде бы люди, но при этом с лягушачьими головами - как будто страшное превращение человека в пресмыкающееся происходит прямо на наших глазах. Бесчисленные струи воды, изливаясь из этих существ, скрывают собой Латону.
От «фонтана Латоны» к широкому зеленому газону, обрамленному купами вековых деревьев, ведет центральная аллея. В глубине газона располагается, как ответное эхо «фонтану Латоны», знаменитый бассейн с фигурой Аполлона, выезжающего на колеснице навстречу своей матери. «Фонтан Аполлона» создавался скульптором Тюби по эскизам Ш. Лебрена на месте старого бассейна, но уже вскоре заиграл, засверкал своими водяными струями. Под большим напором центральная струя с силой выбрасывается вверх на высоту 25 метров, а пятнадцатиметровые боковые струи, устремляясь ввысь, вырисовывают цветок лилии - эмблему французских королей.
«Фонтан Аполлона» представляет собой вырывающуюся из воды и летящую навстречу восходящему солнцу колесницу, в которую впряжена четверка вздыбленных коней. И прячутся от них в раковины морские тритоны, выпускающие из водной глубины солнечные лучи. Вся скульптурная композиция «фонтана Аполлона» представляет апофеоз античного бога, но для Версаля это был, несомненно, апофеоз Людовика XIV.
Заключительным аккордом спланированного Ленотром парка стал тянущийся более чем на полтора километра (1520 метров) Большой канал с двумя рукавами, раскинутыми в стороны на самом горизонте. Необозримые водные пространства канала не просто сливаются с горизонтом, они как будто увлекают далеко за пределы парка - туда, где начинаются сказочные голубые дали. Летними вечерами солнечный диск, отражаясь в зеркале воды, медленно погружается в Большой канал, окрашивая его воды горячим закатным сиянием. Большой канал был не только величественным украшением версальского парка: он стал совершенно необходимым сооружением и с практической стороны, так как очищал всю местность, вбирая в себя воды болотистой долины.
В разгар строительных работ в Версале недоставало рабочих рук, поэтому на помощь часто призывались солдаты и матросы. С южной стороны вид парка замыкало Швейцарское озеро, вырытое солдатами швейцарской гвардии. Они вырыли на месте старых болот целую систему прудов, которые предназначались не только для забав и ловли рыбы, но являлись и системой ирригационных устройств, осушавших южные подступы к дворцу.
К северу от версальского дворца расположился Северный партер, обрамленный тисовыми деревьями и украшенный бронзовыми скульптурами «Точильщик» и прелестной «Присевшей Венерой». От Северного партера лестница ведет к круглым бассейнам «Корона» и «Сирены» и к совершенно сказочному по замыслу и красоте исполнения фонтану «Пирамида».


Фонтан «Пирамида» придумал Ш. Лебрен, а исполнил его Ф. Жирардон. Свинцовые с позолотой тритоны, дельфины и омары, выпускающие десятки водяных струй, несут на себе поставленные один на другой и уменьшающиеся в размерах бассейны.
Знаменитую «Аллею Воды», которую называют еще «Театром Воды», сконструировал Ж. Ардуэн-Мансар. Ее окаймляют четырнадцать маленьких круглой формы беломраморных водоемов, ступенями следующих друг за другом. Их украшают бронзовые фигурки детей, поддерживающих наполненную фруктами и цветами чашу. «Аллея Воды» приводит к самому высокому фонтану версальского парка - «Дракону», центральная струя которого бьет вверх на 47 метров.
Неподалеку от «Дракона» сверкает своей зеркальной гладью фонтан «Нептун». Это сооружение своего рода историческое, так как возводилось оно целых 60 лет. Фонтан «Нептун» представляет собой грандиозный амфитеатр, по склонам которого расставлены 22 декоративные свинцовые вазы. Центральная скульптурная группа - Нептун и Амфитрита - расположилась у подножия фонтана.
Вот о чем рассказывает легенда. Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец колебателя земли Посейдона (Нептуна). Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь вещего морского старца Нерея. Посейдон увидал ее, когда она водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксос, пленился ее красотой и захотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атланта, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин, в благодарность за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий.
Рядом с Посейдоном и Амфитритой расположился «Океан», а завершает весь ансамбль скульптурная группа «Амуры, сопровождающие морского дракона».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.