Кто относится к богатым душой людям. Сочинение на тему Проблема влияния деревенского уклада на душу и судьбу человека (В чём заключается особенность деревенского уклада? Влияет ли бедность деревенского быта на богатство души?) по тексту В.Г.Распутина (: Е

Так называл наше время Джордж Денис Патрик Карлин - американский комик в жанре стэнд-ап камеди, актёр, писатель, сценарист, продюсер, обладатель четырёх премий «Грэмми» и премии Марка Твена. Автор 5 книг и более 20 музыкальных альбомов, снялся в 16 фильма. Он, конечно, еще тот словесный хулиган, но разве он не прав?

Большие люди с мелкими душами

Современный человек так озабочен тем, чтобы достичь положения, успеха, положения, что совершенно не думает о том, а нужно ли это его душе. Принесет ли толстый кошелек отраду не его наполненному пищей и удовольствиями телу, а его сердцу, которому может быть холодно даже в самом центре материального рая. Богатые тоже плачут, великие тоже хотят любви, большие люди страдают теми же недугами, которыми страдают маленькие. Неужели те, кто привык сравнивать себя с другими и расти до уровня большого человека, думают, что им удастся избежать того, чего никому не удается – смерти? Человек смертен. «Плохо то, что он иногда внезапно смертен , вот в чем фокус!» – говорит Воланд. Зачем он напоминает об этом Берлиозу?

Затем, что достигший литературной вершины Берлиоз уже поверил в то, что стал большим человеком и может судить о вещах, о которых судить не имеет права. Это очень опасное состояние: стать большим человеком. Сколько тут искушений для убивания своей души. Не все выдерживают. Не всем удается оставаться человеком. Мы иногда спрашиваем: «Когда же они насытятся? Все мало и мало им, все гребут и гребут под себя». Да никогда. Потому что это невозможно. Достичь высоты, возвышаться над всеми, иметь все, но…

На вершине ты наиболее уязвим. Тебя видят все, но ты вдруг понимаешь, что большой человек – все такая же вошь, и все так же «внезапно смертен». И спасения от этого нет! Как снова поверить в свое величие, как обрести уверенность в своей несуществующей безопасности? Человек лихорадочно цепляется за ускользающие опоры, пытается удержаться в тонусе абсолютной самоуверенности и безнадежно скатывается в .

Получается парадоксальная ситуация: человек якобы достигает высот, но чем выше он забирается, тем мелочнее и ничтожнее становится. Как по иронии судьбы – выходишь замуж за толстосума, а он оказывается кошельком с мелочью. Ничего удивительного в этом нет. И никакая это не ирония. Все закономерно: чем больше человек уделяет внимания материальной стороне своей жизни, тем меньше интересует его душа, тем мелочнее она становится.

Иногда, чтобы оправдать свою жадность и объяснить щедрость бедняка, богач говорит: «Конечно, бедняк отдаст последнее, ему особенно нечего терять. Легко быть щедрым, ничего не имея. Попробовал бы он благодетельствовать других, если бы имел то, нажитое «своим трудом», что имею я». То есть я жадный, потому что имею, а он щедрый, потому что нет. И чем больше я имею, тем более оправдана моя жадность. Удобная позиция. Но какая мелочная!

Почему избиратели часто делают неправильный выбор в пользу олигархов или очень богатых людей? Потому что большая часть этих избирателей живет по законам бедности. И рассуждает так: «Этот политик уже и так очень богат, теперь он не будет думать о своем бизнесе, он уже достиг вершины, теперь он будет думать о том, чтобы такими же богатыми стали и люди, которые за него проголосовали». Наивные. Они не знают о том, как мельчают души тех, кто стал большим человеком.

Мудрый бедняк или опасный нищий

С другой стороны, самый маленький с обывательской точки зрения человек, практически ничего не имеющий бродяга может быть человеком большой души, стократ мудрее и выше самого высокочтимого нувориша, чьи сундуки набиты нефтью и золотом. А все потому, что он ближе к жизни, к истинному ее пониманию. и душевность не зависят от законов материального мира, точнее, не подчиняются им. Наверное, вы замечали, что более добрыми и эмпатичными являются как раз не богатые люди, а те, кто по существу отдает последнее. Порой они человечнее, добрее и радостнее самых «больших» людей.

Кому-то может показаться, что я агитирую за бедность. Мол, чем меньше имеет человек, тем более душевным он является. Как будто пустой карман – это признак великих щедрот души. Но это не совсем так, порой бедность угнетает человека настолько, что безнадежно деформирует его душу. Точно так же, как деформирует ее непомерное богатство. Человек становится озлобленным, завистливым, жадным. Нет ничего страшнее агрессивного, доведенного до отчаяния нищего, душа которого не просто стала мелкой, а убита постоянным унижением и страхом. Нужда воспитывает мудрецов только в сильных личностях, остальных она превращает в убийц, грабителей и воров.

Жизнь состоит из мелочей?

Мы часто слышим эту фразу. Действительно, наши будни и праздники складываются из бесчисленного количества разных мелочей, они могут составлять наше счастье или делать несчастными. Иногда мы придаем мелочам слишком большое значение. Делаем их фетишами, сигнальными флажками, по которым движемся в жизни, как будто идем по дороге и внимательно смотрим под ноги, замечая каждый камешек, вместо того, чтобы любоваться видами и лицами окружающих. Мелочи поглощают все наше внимание и не дают сосредоточиться на главном. На том, что действительно делает нашу жизнь осмысленной и наполненной.

Не дайте мелочам превратить вас в мелочного человека, смотрите не на оторванную пуговицу, а в глаза человеку, который рядом с вами. Детская писательница Диана Уинн Джонс, автор знаменитого «Ходячего замка», вдохновившая японского аниматора Хаяо Миядзаки на одноименный мультфильм, как-то сказала: «Когда отправляешься на поиски счастья, становится не до мелочей».

Как же она права! Мы никогда не чувствовали бы себя счастливыми, если бы отвлекались на такие мелочи, как веснушки на носу или лопоухость, наряды, стрижки и оторванные пуговицы, случайные слова и мнения, временные преграды и плохую погоду. Мы просто запутались, увязли бы во всех этих мелочах и не смогли двигаться дальше к вершине своих впечатлений.

Но, с другой стороны, жизнь действительно, состоит из мелочей. Наша задача, сделать эти мелочи большими, если они касаются нашей души, находят в ней отклик, делают нас лучше. То есть превращают в «больших» людей, людей с большим сердцем и большой душой.

Иногда мы можем сами дарить и создавать эти великолепные «большие» мелочи для тех людей, которых мы любим, чтобы сделать их радостнее и счастливее. Французский писатель и философ Альбер Камю так формулирует один из главных законов счастья:

«Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет. Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам».

Чему посвящены ваши мысли?

Проверьте себя, о чем чаще всего вы думаете. Чем заняты ваши мозги? Как достичь успеха, как я выгляжу по сравнению с коллегами, соседкой, родными, как заработать больше, как выжить? От того, что в вашей голове, что для вас наиболее актуально в данный момент, зависит все. Движетесь ли вы к тому, чтобы стать большим человеком (богатым, знаменитым, успешным, имеющим власть, влиятельным и т.д.) или стать Большим человеком (мудрым, щедрым, добрым, авторитетным, нужным, полезным и притягательным для людей).

Мне всегда вспоминаются слова Элеоноры Рузвельт о том, чем могут быть заняты мозги, и я с ней полностью согласна: «Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Мелкие умы обсуждают людей». И когда рядом со мной кто-то начинает перемывать кости соседки, я понимаю, что не хочу в этом участвовать, хотя это порой так заманчиво, обсудить чужие недостатки.

Почему люди сплетничают, почему они так падки на сенсационные разоблачения, почему они как подопытные мыши кликают на «жареные картинки» и верят откровенным фейкам? Эта дает им возможность возвыситься за чужой счет. «Вы представляете, она ходит без нижнего белья! Кошмар!» «Он потратил на свою машину несколько миллионов! Ужас!» Но вот, что интересно, в этом кажущемся разоблачении порока более порочным выглядит не тот, кого обсуждают, а тот, кто это делает, проявляя не самые лучшие черты своей измельчавшей души.

Каким образом люди мельчают?

Каждый по-своему, конечно. Но, мне кажется, есть и закономерности. Это происходит тогда, когда
он стремиться стать большим человеком (возвыситься над другими);
человек замкнут только на своей персоне;
обсуждает и осуждает других людей;
считает себя выше, краше, лучше, умнее и т.д. других;
смиряясь со своим бедственным положением, принимая нищету, позволяя себя унижать.

Что же делать, если ты не родился в семье Рокфеллера и тебе не светит получить наследство и стать свободным от угнетения со стороны законных и незаконных его ?

Мне хочется подбодрить такого счастливчика и сказать ему, что все не так уж плохо.

Во-первых , он намного свободнее, чем богач. Он не прикован к эгрегору денег, ему нечего терять, кроме своих цепей. Да и цепей у него тоже нет. Только мечты. Вот над ними надо поработать, чтоб не уничтожить своего шанса стать действительно Большим человеком и не скатиться в мелочность гонки за звание больших людей.

Во-вторых, с чистого листа начинать всегда интереснее и безопаснее. Есть место для разбега, есть площадка для творчества.

В-третьих
, таких, как он, большинство. А, следовательно, у него намного больше шансов найти настоящих друзей и настоящих любимых, которые за пять копеек родную мать не продадут, а снимут последнюю рубаху вместе со своей кожей и поделятся ею только потому, что любят.

Не ищите счастья среди нищих, они обозлены и души их убиты унижением, но и не пытайтесь найти его среди больших мелочных людей. Станьте Человеком с Большим сердцем и богатой душой, и вам не нужно будет выживать, потому что вы ощутите радость бескорыстного дарения и счастье неограниченного получения. И тогда «время больших людей и мелких душ» уйдет в прошлое…

Долгое время я считала, что богатство – это избыток чего-то, нечто лишнее, то, что я не заслужила. Я верила, что для того, чтобы стать богатой нужно или ужасно много работать, или отказаться от себя, чтобы продать себя дороже, или притянуть к себе богатство по великой случайности, выиграть в лотерею или познакомиться с богатыми людьми, которые помогут мне финансами.

Для меня само богатство было нереально. Когда я начала работать над ограничивающими убеждениями, я обнаружила, что неосознанно верила в бедность, в нехватку, в трудности, в то, что деньги тяжело даются. И, конечно же, я это все и имела в своей жизни.

Ощущение реальности богатства возникло после того, как я поняла, что богатство – это состояние человека, его души и разума. Богатство – это не избыток чего-либо, как я раньше считала.

Богатство – это достаток того, чего вы желаете, это обладание обилием материальных и духовных ценностей. Богатство – это проявление вашей бесконечной творческой сущности.

Богатство отражает внутреннее состояние человека, его ценностей и убеждений.
Оно является лишь зеркалом того, что живет в его внутреннем мире. Мы создаем мир исходя из своих внутренних ценностей и предпочтений.

Конечно, мы не выбирали осознанно быть бедными или испытывать постоянную борьбу за выживание, но наши убеждения, которые так глубоко закрепились в разуме, каждый раз заново создают в жизни одну и ту же картину нашей реальности.

Для человека реально то, что его окружает, то, что он видел и видит, то, что он воспринимал и воспринимает, находясь среди родственников, друзей, различных групп. Если вы получили реальность, что денег недостаточно, что их не хватает, что богатые – нечестные, то эта реальность, начинает воспроизводить и повторять ситуации с нехваткой денег. Мы учимся и получаем реальность, наблюдая за нашим окружением, мы делаем выводы и соглашаемся с тем, что видим, считая это фактом.

В детстве, чаще всего, у нас не было выбора во что верить. Мы просто верили тому, что видели и слышали. Мы перенимали веру своей семьи, школы, друзей, только тем, что постоянно находились в этой среде и воспринимали их убеждения, их истории, их проблемы.

Мы учились у других тому, как нужно реагировать в определенных ситуациях. И, если кто-то относился плохо к деньгам или к богатым людям, мы автоматически, в силу своей симпатии и доверия к близкому нам человеку, неосознанно соглашались с их убеждениями, отношением и реакциями.

Внутреннее и душевное богатство человека Наверное, каждый из нас знает, что именно внутреннее богатство – самое главное, что есть у человека в жизни. Все мы наделены определённым даром от природы. Но, к несчастью, далеко не каждый из нас может его использовать хотя бы наполовину. Как же можно повысить свою продуктивность, раскрыть скрытые в нас сокровища и использовать природные таланты по максимуму? Универсальным ответом является поиск этих самых склонностей и упорная работа над их развитием. По словам психологов, эти шаги позволят вам не только стать лучше, но и обрести настоящее счастье. Ведь человек чувствует себя счастливым именно тогда, когда может успешно реализовать все свои способности, найти своё предназначение. Именно так называют цель человеческой жизни, смысл существования. Проблема в том, что очень мало людей занимается поиском смысла жизни. Остальные же тратят время бесцельно, зарывая в землю собственные таланты. Нельзя думать лишь о деньгах и потомстве, необходимо суметь вырваться из рутинного существования, чтобы постичь нечто высшее. То, что станет стимулом для настоящей человеческой жизни. Чтобы найти тот самый стимул, нужно, прежде всего, всем сердцем захотеть его обрести. Желание обязательно понадобится вам, ведь поиск может затянуться на неопределённое время. Стремление обрести настоящий смысл жизни не даст вам остановиться, придаст терпения и выдержки. Со временем вы обязательно найдёте ответ на свой вопрос, и это полностью поменяет вашу жизнь. Вы будете строить своё общение и даже поведение согласно тому, какой ответ вы получили. Есть ещё один способ определения своего предназначения. Для этого вам понадобится всего лишь лист бумаги и ручка. Вы должны отпустить все свои мысли и писать ответ на вопрос, в чём вы видите смысл своей жизни, от души, не задумываясь. Обычно в написанном есть немало вещей, над которыми стоит задуматься. Чтобы определить своё предназначение, можно проанализировать собственные жизненные цели. Достаточно просто ответить себе на вопросы, почему вы ставите перед собой именно такие задания. Главное, записать цели честно и дать ответы от чистого сердца. Ещё одним интересным способ определения собственного предназначения, является способ фантазии. Достаточно представить, что вы – полностью самодостаточный человек, который уже повидал всё на белом свете. То есть, не нужно беспокоиться о материальном положении, а путешествия вас больше интересует. То, чем вам хочется заниматься, и есть вашим истинным предназначением. Эффективным способом, который, однако, требует большой веры, можно назвать медитацию. Для этого метода вам нужно полностью расслабиться как телом, так и душой. Поможет вам в этом медитативная расслабляющая музыка. Перед процессом рядом с собой лучше положить блокнот и ручку, чтобы записать собственные ответы. Как правило, во время медитации, на ваш вопрос отвечает всё ваше подсознание, поэтому вы можете быть уверенны в правдивости и искренности. Примерно таким же способом можно воспользоваться, заменив медитацию на сон. Достаточно прочно «вбить в голову» интересующий вопрос. Есть большая вероятность, что в сновидении вы получите ответ. Главное – записать его и правильно истолковать. Ещё одним неплохим методом определения собственного предназначения можно назвать детские воспоминания. Кем вы хотели стать, будучи ребёнком? Возможно, вы просто забыли свои настоящие желания и мечты. Вспоминайте! В том случае, если вы замечаете, что никак не можете определиться со своим предназначением, возможно, вам следует ещё поработать над собой. Ведь, как правило, определиться со своей жизненной миссией могут только люди, обладающие высоким уровнем саморазвития. Повторим то, что уже было сказано ранее: различные модели поведения, навязываемые нам социумом или обстоятельствами, только отдаляют нас от истинной цели. Человеку отнюдь не обязательно обладать огромным достатком, сменяя одну работу за другой только из-за повышения зарплаты. Главное – найти себя, понять, чем именно вам хочется заниматься. Нужно ставить свои интересы выше материальных благ. Ведь истинное счастье находится внутри нас. Прекрасная схема работы во благо такова. Вы занимаетесь тем, что даёт вам определённый, пусть и небольшой, доход, а остальное время развиваетесь, ищете действительно увлекательное для вас дело, совершенствуетесь в нём. Со временем, вы сможете зарабатывать на своём любимом деле, и работа будет вам не только не в тяжесть, но и в радость. Для того, чтобы проиллюстрировать, насколько бесполезным является стремление человека реализоваться в том, что не дано ему от природы, используем наглядный пример. Представьте, что картошка захотела изменить и стать морковью только из-за её яркости, пышности и наличия витамина А. Каждый из нас понимает, как бесполезно это рвение непонятливого овоща, но, почему то, мы нередко повторяем его ошибку. Так что не стоит и нам предавать свои настоящие желания, заменяя их на призрачные ценности, навязываемые обществом. Посторонние люди не будут жить за нас, поэтому мы должны сами заботиться о своём счастье. Стоит только действительно захотеть узнать собственное предназначение, и это обязательно получится. Главное – постоянно работать над собой и верить в свои силы. А после того, как предназначение найдено, необходимо развиваться в правильном векторе, не отвлекаясь на навязанные обществом стандарты и шаблоны. Всё в ваших руках, ведь природа дала нам неисчислимые сокровища!

Что же это за совершенства, которые призвана приращивать педагогика совершенств, опирающаяся на глубочайшее понимание природы человека? Нравственное мышление и всесторонне осмысленная нравственность. Вкус: развитые чувства возвышенного и прекрасного. Ко благу людей направленная, т.е. добрая воля. «Крепкий коктейль» из высшей культуры ума, чувства, воли, дающий нравственное поведение и ответственное творчество, и есть, по Канту, содержание воспитания, образования личности.

Но по сути дела все богатство человеческой души обнимается в содержательном отношении нравственностью: ум должен быть нравственным, иначе он будет опасным; возвышенное и прекрасное надобно усматривать в нравственно добром, иначе они станут очень опасными; воля обязана быть доброй, иначе она- страшна и ужасна; новое обязано свершаться по законам добра, иначе оно разрушительно. Только в интересах научного анализа можно временно разделить эти главные свойства человека, чтобы затем снова их соединить в суммарном, интегрирующем показателе - направленности и качества личности.

Что касается познаний, то наиболее ценными для развития способностей молодежи Кант считал знание физической географии, антропологии и истории философии; последняя рассматривалась им не в качестве отдельного курса, а как составная внутренняя часть любого специального образования, ибо без философии нет никакого образования, но «философии научиться нельзя». То есть - заученная философия перестает быть философией. Она имеет ценность только как «орган мудрости», и как таковая она, конечно, необходима.

Она необходима потому, что без нее любой специалист - не более, чем «циклоп». Циклопами узких специалистов делает не сила, а одно- глазие: они видят вещи только с точки зрения своей специальности. Задача философского образования - дать питомцу науки второй глаз, который позволит ему видеть предмет также и с других точек зрения. Второй глаз есть не что иное, как самокритика познающего разума, дающая человеку масштаб для измерения величины и качества знаний.

Подлинные знания, обладающие развивающей силой, приобретаются лишь в ходе действования в предметном мире и благодаря воздействию человека на предметный мир. Содержание человеческой души есть процесс - процесс постоянного обогащения априорных элементов сознания постижением системных связей объективного мира.

Полигистор (многознающий) - не идеал; гигантская ученость может быть и свойством «вьючных ослов науки». Главное другое - зоркость истинной философии, т.е. общего метода познания; истинное мировоззрение и честные неразрушительные цели, т.е. добрая воля.

Метод познания - пути и способы достижения достоверного знания и критерии этой достоверности - совершенно необходим. Этот метод дает «Критика чистого разума», которую Кант называл трактатом о методе, т.е. о принципах прогресса познания. Но в понятии метода заключена и вся педагогика. Кант диалектику чистого разума рассматривает как «метод обучения», призванный дать науке о мышлении и вообще всякой науке способы достижения достоверного знания и критерии этой достоверности. «Те, кто отвергают метод в обучении, могут стремиться только к тому, чтобы вообще сбросить оковы науки и превратить труд в игру, достоверность - в мнение, а философию - в фило- доксию» 1 . Кантовские «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783), пособие для учителей по развитию критического мышления, пронизаны горестным презрением к поверхностности и легкости, с какой некритическое мышление с его хвастливым запасом школьной премудрости отделывается от труднейших задач познания. Учитель обязан овладеть мышлением о мышлении, выработать (выстрадать) истинный метод познания.

Кант новаторски связал философию как науку о мышлении (научном познании) с дидактической проблематикой, показав, что в ходе обучения происходит непрерывно развивающееся и нередко как бы таинственное взаимодействие объективного и субъективного: социальный опыт превращается в ценности, убеждения, отношения, установки, знания, эмоции, надежды, мотивы, побуждения, мировоззрение; идеалы и качества личности - в личную культуру; но личностные интенции, развиваясь, приобретают объективный характер, выражающийся во вкладе личности в практику.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.