Кто открыл южный полюс.

Первооткрыватели южных широт не всегда оставляли истории свои имена. Множество экспедиций известны лишь по фамилиям своих предводителей, оставляя в небытие имена остальных участников. Те, кто достиг первым Южного полюса, к счастью, оставили свои имена. Гениальная экспедиция, достигшая заветной цели, состоялась в 1911 году.

Руаль Амундсен. Краткая биография

Великий норвежец, тот, кто достиг первым Южного полюса, непрестанно путешествовал в самых трудных и малонаселенных уголках Земли. Он родился в 1872 году в семье мореплавателей. Еще в юные годы в руки будущего исследователя попала замечательная книга Дж. Франклина — полярного исследователя. Руаль Амундсен проникся идеей стать первооткрывателем, поэтому с детства готовил себя к предстоящим трудностям. Он спал с открытыми окнами даже в лютые холода, был крайне неприхотлив в еде и постоянно тренировал свое тело. Его мать хотела, чтобы Руаль посвятил себя медицине. Тот добросовестно штудировал книги и посещал занятия. Но сразу после ее смерти Амундсен забросил учебники и стал готовить себя к полярным путешествиям.

Первые путешествия

На борт своего первого корабля Руаль Амундсен взошел в 22 года. Первоначально он служил юнгой на промысловом судне, ходившем в северную Атлантику. В 1896 году впервые вынужденно зазимовал со своими товарищами в высоких широтах. Зимовка была внезапной и незапланированной, моряки были вынуждены есть собственную обувь, чтобы выжить. После возвращения он оценил важность тщательной подготовки к сложным условиям. Впоследствии Амундсен смог сдать важный экзамен и получил диплом капитана дальнего плавания.

Первым собственным кораблем путешественника стала парусная шхуна «Йоа». С небольшим экипажем Амундсен прошел на ней от Гренландии до Аляски, открыв Северо-Западный проход. Такая серьезная подготовка к условиям плавания в полярных широтах позволила ему созреть для новых открытий, среди которых был Южный полюс Земли.

Экспедиция

В 1910 году при поддержке великого Ф. Нансена Р. Амундсен ведет подготовку к походу в Антарктику. Для этой цели был нанят корабль «Фрам», который должен был высадить путешественников в Антарктиде. Тщательно подготовленная экспедиция, состоящая из пяти человек, 52 собак и четырех саней, отправлялась в путь. 19 октября 1911 года путешественники высадились на шельфе Росса и отправились вглубь ледяного континента.

Вначале экспедиция долго шла по широкой ледяной пустыне. После пересечения 85 параллели рельеф местности изменился — дорогу преграждали высокие ледяные скалы. У подножья скал путешественники устроили небольшой тайник с запасами продовольствия. Остальную провизию Амундсен взял с собой, рассчитав, что Южный географический полюс находится в пределах досягаемости, и путь до него и обратно должен занять не более 60 дней.

К середине намеченного срока путешественники достигли большого ледника, который был назван в честь Акселя Хейберга — спонсора экспедиции, поверившего в победу Амундсена и предоставившего немалые деньги для покрытия расходов. Позднее на карту были нанесены имена других людей, знакомых и родных. Так на карте Антарктиды появился ледник Лив, названный в честь дочери Ф. Нансена.

Достичь цели

В середине лета путешественники достигли рубежа, за которым не побывала еще ни одна полярная экспедиция. Крайняя точка холодного континента, открытая Шеклтоном, не досягала географической отметки полюса всего на 180 км. Пройдя последний отрезок пути, экспедиция достигла заветной точки, в которой пересекались все меридианы Земли. Имя каждого, кто достиг первым Южного полюса, осталось навечно связано с холодным южным континентом. Это Руаль Амундсен,Оскар Вистинг, Сверре Хассель, Хелмер Хансен и Олаф Бьяланд.

Свое пребывание в самой южной точке земли путешественники отметили выставленным норвежским флагом и вымпелом с корабля «Фрам». Неподалеку от флага была установлена палатка, в которой Амундсен отставил послание своему сопернику — Скотту. Зафиксировав свое пребывание на Южном полюсе, экспедиция двинулась в обратный путь.

Все путешествие заняло 99 дней. Тех, кто достиг первым Южного полюса, радостно встречали сначала на корабле «Фрам», а затем - в небольшом городе Хобард, расположенным в Тасмании. Оттуда в газеты мира пришло сообщение о том, что самая южная точка земли была покорена. Но для Руаля Амундсена путешествие не прекращалось...

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.


Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу. После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов. Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К. Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.


Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году. С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.


На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым. Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.

Весь путь туда и обратно занял 99 дней. Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.

Руал Амундсен и Роберт Скотт. О том, что где-то на самом Крайнем Юге Южного полушария есть земля, люди начали догадываться еще в незапамятные времена, хотя ни о каких плаваниях в южные высокие широты не могло быть и речи. Однако уже в 1501 году знаменитый Америго Веспуччи, именем которого названы обе Америки, побывал в пятидесятых широтах Южной Атлантики. Почти через три столетия прославленный английский мореплаватель Джеймс Кук приступил к планомерным поискам Terra Australis Incognita – Неведомой Южной Земли. Во время своего второго кругосветного плавания в 1772 – 1775 годах он трижды пересек Южный полярный круг, достигнув 72-й параллели. Материка Антарктиды он так и не увидел, но с плавучими льдами и могучими антарктическими айсбергами успел свести близкое знакомство.

В январе 1820 года моряки Первой Русской Антарктической экспедиции на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» под начальством Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева увидели, как им показалось, очертания неизвестной суши, но подойти к ней ближе не смогли. Это сделал спустя 20 лет англичанин Джеймс Кларк Росс. Его экспедиция на прочных деревянных парусниках «Эребус» и «Террор» достигла 78-й параллели и открыла сплошную береговую полосу наконец-то обретенного человечеством шестого континента Земли. На первую достоверную карту Антарктиды были положены и Земля Уилкса, и Земля Виктории, и гигантский ледяной Барьер Росса, и два высоких вулкана среди снегов и льдов, получивших названия в честь экспедиционных судов.

В 1895 году на антарктический берег впервые ступил ногой человек – австралиец норвежского происхождения Генрих Иоганн Булль. Три года спустя другой норвежский участник его экспедиции, Карстен Борхгревинк, остался здесь на первую в истории материка зимовку. Но к этому моменту в антарктические воды уже устремились и китобои, и исследователи многих европейских стран. Англичане, бельгийцы, шведы, немцы, французы штурмуют новонайденный континент с не меньшим азартом, чем примерно в те же годы высокоширотную Арктику – Норденшельд и Нансен, русские полярные мореплаватели и американские фанатики Северного полюса. И очень быстро встает вопрос: кто первым достигнет другого полюса – Южного.

В отличие от Арктики здесь, в Антарктиде, ответ на этот вопрос прозвучал почти мгновенно: уже в декабре 1911 года в заветной точке Южного полюса взвился национальный флаг Норвегии.

Вот какие случаются парадоксы: Южного полюса человек достиг через считанные годы после своего появления в Антарктиде, тогда как знаменитые «гонки» в Арктике продолжались едва ли не сто лет подряд. Но первым документально подтвержденным «полюсным» событием на Севере стал полет дирижабля «Норге» в 1926 году. Почти вся история рекордных достижений в Центральной Арктике в 20 – 30-е годы связана с самолетами и дирижаблями. В Антарктиде же именно люди на лыжах, сопровождаемые собачьими нартами и запряженными в сани лошадками, «покорили» полюс безоговорочно, раз и навсегда, а самолет, пилотируемый уже известным нам американским полярником Ричардом Бэрдом, впервые пролетел над Южным полюсом только в ноябре 1929 года.

О Южном полюсе мечтали многие. Среди них – французский мореплаватель Жан-Батист Шарко, известный исследователь Арктики и Антарктики (он и погиб в 1936 году во время очередной экспедиции в Гренландию). Мечтал о полюсном триумфе в Антарктиде и Нансен, намеревавшийся направиться в южные полярные моря на своем любимом «Фраме». В 1909 году англичанин Эрнст Шеклтон с товарищами проник в самое сердце материка и вынужден был повернуть к побережью всего в ста милях от полюса из-за острой нехватки продуктов. А в октябре 1911 года, морозной антарктической весной, к Южному полюсу почти одновременно устремились две экспедиции, норвежская и британская.Одной руководил Руал Амундсен (он уже зимовал на судне в антарктических судах в конце XIX века и успел прославиться в Арктике, преодолев на крошечном суденышке «Йоа» лабиринт Канадского архипелага в 1903 – 906 годы), второй – капитан I ранга, кавалер ордена Виктории Роберт Фолкон Скотт. Скотт был морским офицером, успевшим на своем веку покомандовать и крейсерами, и линкорами. В самом начале XX века он провел два года на антарктическом берегу, руководя исследовательской зимовкой. Возглавляемый им небольшой отряд сделал тогда попытку проникнуть вглубь континента, и за три месяца Скотт продвинулся почти на тысячу миль по направлению к полюсу. Едва возвратившись на родину, он начал готовиться к следующей экспедиции, и хотя отнюдь не был фанатиком полюса, страстное желание достичь этой точки быстро завладело его мыслями и сердцами его товарищей. Но когда их судно «Терра Нова» было уже на пути и Антарктиде, англичане узнали, что туда же на всех парах идет «Фрам» с экспедицией Амундсена на борту и цель норвежцев – все тот же единственный и неделимый Южный полюс.

В событиях тех дней принимали участие представители России. На «Фраме» вел исследования молодой талантливый океанограф Александр Кучин, среди зимовщиков-англичан были Дмитрий Гирев и конюх Антон Омельченко. Все трое, однако, не участвовали в рекордных походах.)

Поначалу Амундсен вовсе не собирался в Южное полушарие. Он одолжил у Нансена «Фрам» с тем, чтобы повторить его предыдущий дрейф и непременно достичь на лыжах Северного полюса. Но тут поступили сообщения о том, что американцы Кук и Пири уже сделали это. Норвежец, желавший поддержать свой полярный престиж, мгновенно переменил планы и повернул «Фрам» в Южное полушарие. Таким образом, он бросил Скотту открытый вызов, и дальнейшее состязание шло уже под девизом: «Кто кого?»

Англичане выбрали в качестве основного транспортного средства низкорослых и выносливых маньчжурских лошадок, хотя имелись у них и собаки, и даже моторные сани – новинка для того времени. До Южного полюса было 800 миль пути по страшным, разбитым бездонными трещинами ледникам, на этом маршруте (плюс столько же – обратно, к побережью!) их ждали сорокаградусные морозы даже в разгар антарктического лета, свирепая пурга с полной потерей видимости, всевозможные лишения, травмы, обморожения, гибель всех лошадей, поломка мотонарт. Когда до цели оставалось 150 миль, повернули назад последние участники группы сопровождения, и пятеро англичан, впрягшись в тяжеленные нарты с поклажей, вышли на финишную кривую, петлявшую среди трещин и ледяного хаоса антарктического высокогорья.

Норвежцы сделали основную ставку на собак – 52 отборные лайки тянули четверо нарт со снаряжением. Когда животные выбивались из сил, их скармливали более выносливым сородичам (люди тоже не отказывались от обеда из своих недавних четвероногих друзей...). Амундсен исключительно умело выбрал место зимовки и будущего старта - на целых сто миль ближе к полюсу, чем у Скотта. На своем пути, который проходил под углом к маршруту британцев, люди Амундсена не встретили ни страшных холодов, ни убийственных затяжных метелей. Норвежский отрядик осуществил поход туда и обратно в более сжатые сроки, не выйдя из пределов антарктического лета, и здесь можно лишь снова и снова воздать должное организатору экспедиции, его таланту искусного штурмана и впередсмотрящего. 17 января 1912 года Роберт Скотт и его товарищи приплыли в математическую точку Южного полюса, Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и палатку с флагом – ровно за месяц до них полюса достиг соперник. С присущим ему блеском, без единой жертвы, без тяжких травм, едва ли не до минуты выдержав составленный им же график маршрута (и, что выглядит совершенно фантастическим, с такой же точностью предугадав сроки возвращения на береговую базу), Амундсен продемонстрировал очередное и далеко не последнее свое достижение. В дневнике Скотта появилась душераздирающая запись: «Норвежцы нас опередили. Ужасное разочарование, и мне больно за моих верных товарищей. Никто из нас вследствие полученного удара не мог заснуть».

Отряд англичан двинулся в обратный путь, от одного промежуточного склада с продуктами и топливом до другого. Люди быстро теряли силы.

Неожиданно умер самый молодой и крепкий из них Эдгар Эванс. Капитан драгунского полка Лоуренс Отс отморозил руки и ноги и, понимая что стал обузой для других, на одной из ночевок покинул палатку, добровольно уйдя на смерть. Трое оставшихся в живых надолго застряли в пути из-за жестоких метелей. До ближайшего вспомогательного склада, где их ждали пища и тепло, было 11 миль, всего 11 из тех 1600, которые они почти полностью прошли в оба конца! Но их навеки остановила нескончаемая мартовская пурга. Тела лейтенанта Генри Бауэрса, доктора Эдварда Уилсона и Роберта Скотта семь с лишним месяцев спустя обнаружила вышедшая на их поиски спасательная группа.

Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов геологических образцов, собранных во время маршрута на скалах, обрамляющих антарктические ледники. Англичане продолжали тащить эти камни до последнего дыхания, когда смерть уже глядела им в глаза.

В своих последних дневниковых записях и письмах Роберт Скотт тщательно разобрал причины постигшей их катастрофы. Он дал наивысшую нравственную оценку каждому из своих спутников. Об одном из них сказано: «Он умер, как жил, – храбрым, истинным мужчиной и самым стойким из друзей. И ни единого слова упрека мне за то, что я заварил всю эту кашу». О другом: «Чем труднее нам становилось, тем ярче нам светил его неукротимый дух, и таким он оставался до конца - бодрым, полным надежд и непоколебимым». Последней строкой в дневнике стала фраза, облетевшая впоследствии весь мир: «Ради Бога, не оставьте наших близких».

Жене и друзьям капитан Скотт пишет так: «Мы были у полюса и умрем как джентльмены. Жалею только оставляемых нами женщин»; «Мы могли бы справиться, если бы бросили заболевших»; «Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твердости, выносливости и отваге своих товарищей! Мои неровные строки и наши мертвые тела должны поведать эту повесть».

Признаваясь жене, что никаких шансов на спасение нет, Роберт Скотт просил ее заинтересовать их сынишку естественной историей, чтобы он мог в будущем продолжить его дело путешественника-натуралиста. Скончавшийся в 90-х годах доктор Питер Скотт (которому не было и года, когда его отец отправился в экспедицию, из которой так и не вернулся) стал выдающимся биологом и экологом, одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Едва весть о гибели пятерых англичан дошла до остального мира, история состязания двух экспедиций получила громкий резонанс. Многие не только в Великобритании, но и в Норвегии, на родине Амундсена, задумались над моральной стороной его поступка. Несомненно, появление конкурента, дотоле скрывавшего свои истинные замыслы, его победа, обернувшаяся для Скотта поражением, не могли не сказаться на настроении несчастных англичан. Получив на полюсе страшной силы удар, они уже не могли не думать о том, как глянут в глаза друзьям, которые много месяцев подряд, страдая от недоедания, холода, полярной тьмы, проваливаясь в ледниковые трещины, теряя дорогу в пургу, не жалея себя, готовили их так и не состоявшийся успех.

Тела троих англичан погребены участниками поисковой партии в вечных снегах Антарктиды. Тела Эванса и Отса, несмотря на все усилия товарищей, так и не найдены. А на побережье материка рядом с базой британской экспедиции, на вершине высокого холма, обращенного к величественному ледяному Барьеру Росса, поднялся трехметровый крест, сделанный из австралийского эвкалипта.

На нем – надгробная надпись в память о пятерых погибших. И – заключительные слова стихотворения классика британской поэзии XIX века Альфреда Теннисона «Улисс»: «То strive, to seek, to find and not to yield! (что в переводе с английского означает: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»). Много позже, с выходом в свет романа Вениамина Каверина «Два капитана», именно эти слова стали жизненным девизом миллионов читателей, громким призывом для советских полярников разных поколений.

Простил ли себе Амундсен то, что случилось обжигающе-холодным летом 1911 – 1912 годов в Антарктиде? Наверное, все же не простил. Иначе не стал бы в последующие годы оправдываться перед мировым общественным мнением – ведь он был горд и самолюбив.

Если бы простил – кто знает, полетел бы он на верную смерть арктическим летом 1928 года? Тогда, перед самым отлетом «Латама», Амундсен покончил со всеми земными делами. Распродал вещи, расплатился (чуть ли не впервые в жизни) с кредиторами и отправился спасать недруга. Через 1 ч 40 мин после старта самолета связь с ним оборвалась – он погиб где-то в Баренцевом море. Несколько месяцев спустя волны прибили к северному побережью Норвегии один из поплавков «Латама».

Если бы Амундсен простил себя – не написал бы он, узнав о гибели Скотта и его спутников, поразительные по откровенности и силе слова: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»

Амундсен и Скотт, Скотт и Амундсен. Сегодня в той самой точке, которая принесла великую победу одному и смертельное поражение другому, ведет научные исследования антарктическая станция «Амундсен – Скотт». Южный полюс и мудрая географическая карта навеки соединили былых соперников, ушедших в бессмертие.

Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен родился (16 июля 1872 - 18 июня 1928) - норвежский полярный путешественник и рекордсмен, "Наполеон полярных стран" по выражению Р. Хантфорда.
Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый человек (совместно с Оскаром Вистингом), побывавший на обоих географических полюсах планеты. Первый путешественник, совершивший морской переход Северо-Западным проходом (по проливам Канадского архипелага), позднее совершил переход Северо-Восточным путём (вдоль берегов Сибири), впервые замкнув кругосветную дистанцию за Полярным кругом. Один из пионеров применения авиации - гидросамолётов и дирижаблей - в арктических путешествиях. Погиб в 1928 году во время поисков пропавшей экспедиции Умберто Нобиле. Имел награды многих стран мира, в том числе высшую награду США - Золотую медаль Конгресса, его именем названы многочисленные географические и иные объекты.

Ораниенбург, 1910

К сожалению, его мечте – покорить Северный полюс – не дано было сбыться, так как его опередил Фредерик Кук. Этот американский полярный исследователь был первым покорителем Северного полюса 21 апреля 1908 года. После этого Руаль Амундсен кардинально изменил свой план и решил направить все свои силы на покорение Южного полюса. В 1910 году он направился в Антарктиду на судне «Фрам».

Аляска, 1906

Но все же, 14 декабря 1911 года, после долгой полярной зимы и неудачного выхода в сентябре 1911 года, экспедиция норвежца Руаля Амундсена первой достигла Южного полюса. Сделав необходимые измерения, 17 декабря Амундсен убедился, что действительно находится в самой серединной точке полюса, и 24 часа спустя, команда направилась обратно.

Шпицберген, 1925

Таким образом, мечта норвежского путешественника в некотором смысле осуществилась. Хотя сам Амундсен не мог сказать, что он достиг цели своей жизни. Это было бы не совсем правдой. Но, если подумать, то никто еще никогда не был так диаметрально противоположен своей мечте, в прямом смысле слова. Он всю жизнь хотел покорить Северный полюс, а оказался первопроходцем к Южному. Жизнь иногда все выворачивает наизнанку.

Я всегда мечтала стать путешественником, грезила об открытиях. В детстве любила читать про первооткрывателей . Больше всего меня восхищали люди, которые открывали самые холодные части нашей планеты, например, Южный полюс . Об этих смелых людях я и хочу рассказать.

Первые попытки

О Южном полюсе ничего не было известно почти до 20 века. Хотя попытки добраться до него предпринимались неоднократно. Из-за отсутствия правильной экипировки , да и просто навыков выживать в холод, это было недостижимо . Открыть Южный полюс пытались:

  • Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев – русские мореплаватели, в 1722 достигли побережья Антарктики, открыли и дали название нескольким островам.
  • Джеймс Росс в 1941 г. открыл шельфовый ледник и антарктические вулканы.
  • Э. Шелктон в 1907 г. попытался дойти до южного полюса, используя пони, но повернул назад;

Кто открыл Южный полюс

Самым отчаянным и упертым исследователем, кто и открыл Южный Полюс, был Рауль Амундсен . Родом из Норвегии, он знал, что такое холод, за его спиной уже было несколько экспедиций в экстремальных условиях. Готовясь покорять Антарктику, он изучал секреты выживания эскимосов в морозы. Большое внимание уделил снаряжению и одежде. Вся его команда была экипирована в меховые куртки и унты. Также он отобрал для экспедиции сильных эскимосских собак , которые во время похода везли сани. И он дошел до цели 14 декабря 1911 г. и пробыл на Южном полюсе еще три дня, проводя исследования, а затем благополучно вернулся со всей своей командой. Примечательно то, что одновременно с ним, к Южному полюсу вышла команда англичан под предводительством Роберта Скота . Ценой невероятных усилий он с остатками команды дошел до полюса , опоздав на 34 дня , где обнаружил следы норвежцев, палатку с провиантом и письмо, адресованное ему...


Команда Скота погибла на обратном пути… Виной всему была недостаточная подготовленность команды , малое количество пропитания, одежда, кстати, не меховая, и то, что они использовали пони, которые погибли почти сразу же, и мотосани, не приспособленные работать в такие морозы. Я думаю, что сказалось еще и подавленное состояние людей из-за опередившего их Амундсена. Вот такой ценой был открыт Южный полюс.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.