«Крепость мусульманина» плюс семь. В чечне предприниматель оштрафован за распространение книги "крепость мусульманина"

Суд в Грозном признал предпринимателя Ислама Башлаева виновным в распространении включенной в федеральный список запрещенной литературы книги "Крепость мусульманина" и приговорил его к денежному штрафу. Представители ДУМ и эксперты сомневаются в обоснованности включения книги в список экстремистской литературы.

Заводской районный суд Грозного вынес решение 8 сентября, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник прокуратуры республики. Суд постановил, что Башлаев виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ (хранение в целях массового распространения экстремистских материалов) и ему назначено наказание в виде штрафа.

Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник прокуратуры Чечни, спецслужбами республики было установлено, что индивидуальный предприниматель Ислам Башлаев хранил в целях массового распространения несколько экземпляров книги под названием "Крепость мусульманина".

По его словам, экспертами было установлено, что в книге есть "элементы экстремизма". На вопрос, кто был в составе экспертной комиссии, принявшей это решение, собеседник отвечать отказался, сославшись на то, что не обладает такими полномочиями.

"Ряд книг ошибочно включены в список экстремистской литературы"

Бывший муфтий Чечни Султан Мирзаев считает ошибочным мнение, что в книге "Крепость мусульманина" есть элементы экстремизма.

"В ней собраны молитвы и никаких намеков на экстремизм там нет. Есть еще несколько книг, которые непонятно по каким соображениям внесены в разряд экстремистской литературы, которые, наоборот, противодействуют экстремизму. Я не знаю, с какой целью это делается", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Мирзаев.

Он пояснил, что осенью прошлого года, когда он был председателем Духовного управления мусульман (ДУМ) Чечни, по этому поводу у него были встречи с прокурором республики и главой регионального Управления ФСБ РФ.

"Мы составили список книг, которые ошибочно были включены в список экстремистской литературы. Я тогда говорил о том, что включать те или иные религиозные издания в список запрещенной литературы нужно, основываясь на заключении экспертов. Наши доводы тогда были приняты с пониманием. А сейчас все повторяется вновь", - возмущается Султан Мирзаев.

В книге "Крепость мусульманина" есть недоработки, допущенные переводчиком, но это не означает, что ее нужно вносить в список запрещенной религиозной литературы"

Председатель ДУМ Чеченской Республики Салах Межиев рассказал, что книга "Крепость мусульманина" была признана экстремистской в числе других книг, запрещенных Ленинским районным судом Оренбурга в марте 2012 года.

"Мы считаем это решение суда неправомерным, а потому и данное административное дело в отношении Ислама Башлаева было возбуждено неправомерно. В книге "Крепость мусульманина" есть недоработки, допущенные переводчиком, но это не означает, что ее нужно вносить в список запрещенной религиозной литературы", - говорит Межиев.

Он отметил, что в Духовном управлении мусульман Чечни проводится большая работа по выявлению религиозной литературы с элементами экстремизма. "Мы запрещаем распространять религиозную литературу, которая отвечает всем требованиям, но нет исходных данных: кто автор, где эта книга издана", - подчеркнул Салах Межиев.

По его словам, в республике проводятся рейды по торговым точкам, где продается религиозная литература, в которых участвуют религиозные авторитеты из Муфтията и Духовного управления мусульман. "Литература явно ваххабитского толка встречается крайне редко, и, как правило, эта литература изымается у населения",- сказал он.

"Мы будем сами заниматься переводом, привлекая и филологов, и ученых-исламистов, которые хорошо знают Коран, хадисы и смогут найти более точные слова, чтобы верующие не могли истолковывать смысл фраз двояко", - отметил Салах Межиев.

Ахмед Ярлыкапов: проблема в грамотной экспертизе

Многие мусульманские книги на религиозную тематику попали в списки экстремистской литературы, хотя таковыми не являются, считает старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмед Ярлыкапов.

"Формально любой суд может вынести решение и оштрафовать человека, у которого обнаружили несколько экземпляров такой книги и которого подозревают в распространении этой литературы. Другое дело, что во многих книгах, как правило, нет ничего экстремистского, и они включены в список запрещенной литературы в результате безграмотной экспертизы. Я думаю, что это результат того, что решение по мусульманским книгам зачастую выносят люди других вероисповедований, но не мусульмане. Главная проблема в нашей стране – это отсутствие нормальной экспертизы", - уверен ученый.

Решение по мусульманским книгам зачастую выносят люди других вероисповедований, но не мусульмане

По его словам, формально сотрудники прокуратуры республики все сделали по закону, и не их вина, что "закон плохой".

"Кто этот закон будет улучшать, если сами мусульмане не поднимут этот вопрос?.. Иначе изъятие и запреты на якобы экстремистскую религиозную литературу будут продолжаться бесконечно, что, вполне естественно, будет вызывать недовольство среди мусульман", - сказал Ахмед Ярлыкапов.

Запрет книги повышает интерес к ней

По мнению доктора философских наук Вахида Акаева , в книге "Крепость мусульманина" собраны молитвы на все случаи жизни, но нет высказываний экстремистского толка.

"Судя по тому, что такие издания признаются экстремистской литературой, я могу сделать вывод, что те сотрудники спецслужб, которые сделали такой вывод, совершенно не разбираются в исламе, не могут провести экспертизу, сделать лингвистическое исследование на предмет наличия в тексте элементов экстремизма, призывающих к насилию, к джихаду против иноверцев", - высказал свою точку зрения ученый.

Он также заметил, что книга пользуется большим спросом у молодежи, и власти, вводя запреты на подобную литературу, действуют во вред обществу.

"Искать экстремистские высказывания нужно в других источниках. А запрещать эту брошюру, где собраны молитвы - это, во-первых, вызывает негативное отношение к тем, кто запрещает, и, во-вторых, повышает еще больший интерес к этой книге", - уверен Вахид Акаев.

Директор центра "Сова": всех книг не изымешь у населения

С мнением ученого согласен директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский .

"Эта книга была распространена по всей стране, ею интересуется очень широкий круг людей, и эти запреты делают это издание еще более популярным", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

На вопросы, что делать мусульманину, получившему запрещенную религиозную книгу, к примеру, в подарок, и можно ли такую книгу изъять повсеместно, Александр Верховский ответил, что нарушением, по его мнению, является только массовое распространение.

"Всех книг не изымешь у населения. Да и в Интернет ее никто не помешает выложить. Так что, на мой взгляд, это совершенно пустое занятие - с этим федеральным списком запрещенной литературы. Не зря ни в одной стране с нормальной правовой системой нет таких списков запрещенной литературы", - подытожил Александр Верховский.

"На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность".

(Ст. 13 Федерального закона

1280. Информационный материал (листовка) под названием "Убей путинского полицая!!!", который распространяется путем направления на различные адреса электронной почты с интернет-адреса "[email protected]", а также опубликован для свободного доступа на следующих интернет-страницах: "http://community.livejournal.com/_politics_/5298002.htm", "http://blog.imhonet. ru/author/gerbert/post/4851253/", "http://wcb.ru/q/lofiversion/index.php?t25518-50.html", "http://a-o-p.livejournal.com/" (решение Свердловского районного суда города Костромы от 23.04.2012);

1281. Книга Виноградова О.Т. "Древняя Ведическая Русь Основа Сущего" (Фрагменты из истинной начальной истории славян)" (решение Василеостровского районного суда города Санкт-Петербурга от 19.01.2012 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16.04.2012);

1282. Книга Авилова В.И. "Боевая система курских кметей. Русский стиль рукопашного боя" (решение Василеостровского районного суда города Санкт-Петербурга от 19.01.2012 и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 16.04.2012);

1283. Видеоролик "Истина" (решение Tушинского районного суда города Москвы от 23.04.2012);

1284. Книга "Сады праведных", составитель Имам Мухйи-д-дин Абу Закаийа, 2001 года издания, на 879 страницах, издатель не указан (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1285. Книга Шейхуль Хадис Маудана Мухаммад Закария Кандехлеви (рахматуллахи алейхи) "ФАЗА ИЛ АМАЛИ", на 372 страницах, год издания и реквизиты издательства не указаны, г.Бишкек (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1286. Книга Османа Нури Топбаша серии "В свете Священного Корана" "История пророков", часть 1, третье издание, на 293 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Касумов А., Салеев А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1287. Книга Османа Нури Топбаша серии "В свете Священного Корана" "История пророков", часть 2 на 267 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Касумов А., Салеев А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1288. Книга Османа Нури Топбаша серии "В свете Священного Корана" "История пророков", часть 3 на 355 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Салеева А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1289. Книга Османа Нури Топбаша серии "В свете Священного Корана" "Пророк Мухаммад Мустафа-1, да благословит его Аллах и приветствует", часть 4, 2-е издание, на 502 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Разоренова А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1290. Книга Османа Нури Топбаша серии "В свете Священного Корана" "Пророк Мухаммад Мустафа-1, да благословит его Аллах и приветствует", часть 4, на 591 странице, 2006 года издания, перевод с турецкого Разоренова А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1291. Книга Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури "Жизнь Пророка" на 652 страницах, 2008 года издания, издательство "UMMAH" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1292. Книга Османа Нури Топбаша "Вакф. Благотворительность. Служение.", на 329 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Кадырова Д., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1293. Книга Вейсела Акая "Намаз согласно хадисам и в жизни" из серии "Богослужение", на 128 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Лейсен Сойлер, издательство ООО "Новый Свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1294. Книга Вейсела Акая "Хадж согласно хадисам и в жизни" из серии "Богослужение", на 136 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Лейсен Сойлер, издательство ООО "Новый Свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1295. Книга Вейсела Акая "Пост согласно хадисам и в жизни" из серии "Богослужение", на 128 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Лейсен Сойлер, издательство ООО "Новый Свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1296. Книга Вейсела Акая "Закят согласно хадисам и в жизни" из серии "Богослужение", на 168 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Лейсен Сойлер, издательство ООО "Новый Свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1297. Книга М.Хикмета Шентюрка "Закят", на 222 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Исмаилова А., издательство ООО "Новый Свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1298. Книга Р.Хайламаза "Лучшая из женщин Достопочтенная Хадиджа", на 92 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., издательство ООО "Новый Свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1299. Книга "Сборник дуа. Джавшан аль-Кабир. Обращения Посланника Аллаха Мухаммада к Всевышнему", на 93 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., издательство ООО "Новый Свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1300. Книга Абу Хамид аль-Газали "Весы деяний", на 216 страницах, 2004 года издания, издательский дом "Ансар" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1301. Книга Ш.Аляутдинова "Путь к вере и совершенству", на 494 страницах, 2002 года издания, издательский фонд "Мира и образования" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1302. Книга Э.Кулиева "На пути к Корану", на 553 страницах, 2008 года издания, издательство "UMMAH" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1303. Книга Ибн Хишама "Жизнеописание Пророка Мухаммада", на 652 страницах, 2003 года издания, перевод с арабского Гайнуллина Н.А., издательский дом "УММА" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1304. Книга "Истории о Пророках от Адама до Мухаммада. Со слов Ибн Касира", на 463 страницах, 2008 года издания, переводчик не указан, издательство "Диля" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1305. Книга Османа Нури Топбаша "На пике цивилизаций. От эпохи Посланника до наших дней", на 477 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Кадырова Д., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1306. Книга Османа Нури Топбаша "Ислам. Вера. Поклонение", издание второе исправленное, на 298 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Ибрагимова А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1307. Книга Османа Нури Топбаша "Из сада "Маснави" Кувшин воды", на 291 странице, 2007 года издания, перевод с турецкого Разоренова А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1308. Книга Шефика Джана "Мевляна Джалаледдин РУМИ. Жизнь, личность, мысли", на 432 страницах, 2008 года издания, перевод с английского Зелениной Л.В., издательство "Новый Свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1309. Книга Омер Челика, Мустафы Озтурка, Мурата Кая "Лучший пример-1 в призыве и воспитании. Самый Прекрасный Человек - да благословит его Аллах и приветствует", на 547 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Ергазиева А., издательская группа "Новый сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1310. Книга Омер Челика, Мустафы Озтурка, Мурата Кая "Лучший пример-2 в призыве и воспитании. Самый Прекрасный Человек - да благословит его Аллах и приветствует", на 432 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Ергазиева А., издательская группа "Новый сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1311. Книга Омер Челика, Мустафы Озтурка, Мурата Кая "Лучший пример-3 в призыве и воспитании. Самый Прекрасный Человек - да благословит его Аллах и приветствует", на 374 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Ергазиева А., издательская группа "Новый сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1312. Книга "40 хадисов имама ан-Навави", на 615 страницах, 2001 года издания, перевод с арабского В.Нирша, издательство Российского Фонда "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1313. Книга Османа Нури Топбаша "Тасаввуф", на 486 страницах, 2008 года издания, перевод с турецкого Ергазиева К., Фиттаева Р., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1314. Книга Османа Нури Топбаша "Последний вздох" из серии "Из сада духовности", на 348 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Кадырова Д., издательская группа "Новый сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1315. Книга Махмуда Денизкушлары "Нравственность мусульманина в хадисах", на 187 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого и арабского Хабибуллин А., Йигит Т., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1316. Книга Ахмеда Саима Кылавуза "Исламское вероучение (Акыда)", на 211 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Разоренова А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1317. Книга Дыйауддина ибн Раджаб Шихабуддина "Уникальное пособие для ищущего знания", на 287 страницах, год издания и реквизиты издательства не указаны (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1318. Книга Османа Нури Топбаша "Несравненная личность для подражания Мухаммад Мустафа, да благословит его Аллах и приветствует", на 197 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Урманов А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1319. Книга Ф.Байрамовой "Тропою знаний к истине", на 149 страницах, 2007 года издания, издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1320. Книга М.Яшара Кандемира "40 хадисов в рассказах", на 94 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Хабибуллина Т., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1321. Книга М.Яшара Кандемира "Рассказы из уст нашего Пророка", 2-е издание, на 82 страницах, 2007 года издания, перевод с турецкого Хабибуллина Т., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1322. Книга С.Хабибуллиной "Истории из Священного Корана", на 133 листах, 2007 года издания, издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1323. Книга "Дога Китабы" проф. Др. М. Жамал Софуоглу, на 346 страницах, 1995 года издания, переводчик и издательство не указаны (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1324. Книга Ахмеда Саима Кылавуза "Исламское вероучение (Акыда)", 2-е издание, на 222 страницах, 2007 года издания, перевод Разоренова А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1325. Брошюра Османа Нури Топбаша "В атмосфере духовной мудрости. Хадж и Умра", на 103 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Фиттаева Р., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1326. Брошюра Османа Нури Топбаша "Созвездие праведных халифов", на 79 страницах, 2008 года издания, перевод Разоренова А., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1327. Брошюра "Курбан", 2-е издание, на 31 странице, 2007 года издания, автор не указан, издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1328. Брошюра "Истории жизнеописания Посланника Аллаха", серия "Религиозные повествования", книга вторая, составитель Абдель Хамид Джуда ал-Саххар, на 159 страницах, 1992 года издания, ПК "Сантлада", переводчик не указан (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1329. Брошюра Хасана Камила Иылмаза "Повседневная жизнь Пророка Мухаммада - саллаллаху алейхи ва саллям", на 101 странице, 2008 года издания, перевод с турецкого Хабибуллина Т., издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1330. Книга "Введение в ислам (мухтасар ильми-халь)", на 152 страницах, автор, год издания и реквизиты издательства не указаны (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1331. Книга "Введение в ислам (мухтасар ильми-халь)", на 184 страницах, автор, год издания и реквизиты издательства не указаны (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1332. Книга Ф.Гюлена "Сомнения порожденные веком", том первый, на 201 странице, 2005 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., Гафарова В., Байрамова 3., издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1333. Книга Ф.Гюлена "Сомнения порожденные веком", том первый, на 191 странице, 2001 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1334. Книга Ф.Гюлена "Сомнения порожденные веком", том второй, на 180 страницах, 2005 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., Гафарова В., Байрамова 3., издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1335. Книга Ф.Гюлена "Сомнения порожденные веком", том второй, на 207 страницах, 2001 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С, издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1336. Книга Ф.Гюлена "Сомнения порожденные веком", том первый, на 224 страницах, 1999 года издания, перевод с турецкого Байрамовой С.С., издательство KAYNAK (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1337. Книга Ф.Гюлена "Критерии или огни в пути", на 231 странице, 2006 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1338. Книга Ф.Гюлена "Пророк Мухаммад - венец рода человеческого", том первый, на 345 страницах, 2004 года издания, перевод с турецкого Гафарова В., издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1339. Книга Ф.Гюлена "Пророк Мухаммад - венец рода человеческого", том второй, на 285 страницах, 2004 года издания, перевод с турецкого Разореновой А., издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1340. Книга Ф.Гюлена "Жизнь и исламская вера", на 400 страницах, 2006 года издания, перевод с турецкого Багирова Ф., издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1341. Книга Ф.Гюлена "Вера в потустороннюю жизнь", на 101 странице, 2004 года издания, перевод с турецкого Шакирова К., Николаевой И., Акказиева Р., издательство ООО "Новый свет" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1342. Книга С.Нурси "Брошюра для больных" из собрания сочинений "Рисале-и Нур", на 76 страницах, 2000 года издания, перевод с турецкого Тамимдарова М.Г. (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1343. Книга С.Нурси "Краткие слова", на 96 страницах, 2000 года издания, переводчик с турецкого не указан (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1344. Книга С.Нурси "Тридцать три окна" из собрания сочинений "Рисале-и Нур", на 93 страницах, 2002 года издания, перевод с турецкого Ирсал М. (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1345. Брошюра "Рассказы из Корана", 1-е издание, на 90 страницах, 2006 года издания, издательская группа "Сад" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1346. Книга "Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне", собрал и подготовил к изданию Саид Бин Али Бин Вакф Аль-Кахтани, издание пятое исправленное и дополненное, на 254 страницах, перевод Нирши А., год издания и реквизиты издательства не указаны (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1347. Книга "Крепость мусульманина. Из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне", собрал и подготовил к изданию Саид Бин Али Бин Вакф Аль-Кахтани, издание пятое исправленное и дополненное, на 254 страницах, перевод Нирши А., 2001 год издания, издательство Благотворительного фонда "Саид Бин Абдулазиз Аль Ибрагим" в г. Казани (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1348. Книга Саида бин Али бин Вахф аль-Кахтани "Крепость мусульманина. Обращения к Аллаху с мольбами. Лечение с помощью заговоров, встречающихся в Коране и Сунне", на 414 страницах, перевод Нирши А., 2007 года издания, издательство "Умма" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1350. Лист с текстом формата А4 с подзаголовком "Что нужно знать вступающему в организацию света - "Нурджулар"? (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012);

1351. Лист формата А4 с подзаголовком "Письмо из могилы" (решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 21.03.2012).

Список предоставлен Минюстом России

03:28 2015

Правозащитники из регионов округа учредили Северо-Кавказский экспертно-аналитический центр (СКАЭЦ). Одна из его задач – проводить независимую экспертизу спорных религиозных текстов, которые прокуратура захочет запретить как экстремистские. У самих силовиков таких экспертов просто нет.

Также центр будет отслеживать факты незаконного преследования за веру и иных ограничений свободы совести, слова и собраний на Северном Кавказа. Работать правозащитники намерены в тесном контакте с аппаратом полпреда и главным управлением МВД по СКФО.

Генералов вызовут «на ковер»

Пятигорский конгресс-отель принял правозащитников из регионов Северного Кавказа, а также Поволжья: они собрались, чтобы учредить Северо-Кавказский экспертно-аналитический центр (СКАЭЦ), который появился благодаря Гражданскому комитету по правам человека в СКФО.

Вот лишь несколько известных членов нового экспертного центра - инспектор по правам человека в Карачаево-Черкесии Руслан Камбиев , руководитель ингушского правозащитного центра «Машр» Магомед Муцольгов , руководитель Волгоградского молодежного центра консультации и тренинга Темур Кобалия , руководитель информационно-аналитического агентства «Объектив» из ЧечниХеда Саратова , главный редактор газеты «Осетия: Свободный взгляд» Бадри Газзати , председатель чеченского движения «Молодежь для будущего» Бекхан Гельгоев , председатель благотворительного фонда «Сердца без границ» из Ингушетии Мусса Бекмурзиев , председатель общественного движения «Хасэ»Ибрагим Яганов .

Наверняка эти фамилии известны и постоянным читателям КАВПОЛИТа, которые следят за развитием гражданского общества на Северном Кавказе. Символично, что круглый стол правозащитников начался с минуты молчания в память об убитом коллеге Тимуре Куашеве. Его судьба – символ того, что власть сегодня боится любых критически мыслящих людей, а не пытается использовать их потенциал.

Приехавший из Волгограда Темур Кобалия рассказал, что в России существует правовая база для деятельности правозащитников, но, увы, сами они о таких законах ничего не знают. Между тем, еще в 1996 году Борис Ельцин подписал указ «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в РФ», который предусматривал создание межрегионального правозащитного центра, учебного центра по правам человека и издательского центра правозащитной литературы.

В 2004 году уже Владимир Путин подписал новый указ «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в РФ». Одна из новелл – чтобы полпреды в федеральных округах, создавая общественные советы, обязательно включали в их состав независимых правозащитников.

По мнению Кобалия, общественникам нужно всего лишь научиться пользоваться этими законными инструментами. Тем более что есть и международные документы, признанные Россией: скажем, изданное в 2004 году «Руководство Евросоюза по проблеме защитников прав человека». Оно касается обеспечения работы правозащитников в третьих странах (в том числе, и в нашей).

Ведущий круглого стола Руслан Камбиев заверил коллег, что экспертный совет будет собираться регулярно – не реже, чем раз в три месяца. Причем уже на ближайшее заседание, по его словам, полицейское руководство СКФО обещало прислать любого руководителя (вплоть до регионального министра), которого пожелают заслушать с отчетом правозащитники. По такой же схеме, заверил Камбиев, экспертный центр намерен работать и с аппаратом полпреда в СКФО. Следующее заседание запланировано в Карачаево-Черкесии, потом – в Ингушетии.

Операция GONGO

Все правозащитники с сожалением говорили о том, что в российском обществе нарастает градус взаимной ненависти. Причем поощряет эту ксенофобию именно государственная пропаганда. Ксенофобию в широком смысле – как неприятие любой точки зрения, отличной от собственной (причем маскируется это под благовидный патриотизм). Даже в публичный дискурс вернулись понятия, вроде бы уже подзабытые со времен сталинской «охоты на ведьм» – «национал-предатели», «пятая колонна»…

Самым жестким было выступление Магомеда Муцольгова, который считает, что две системные предпосылки нынешнего политического кризиса в стране – это отсутствие реальной оппозиции и реального гражданского общества (оно подменяется провластными «кивалами» в лице GONGO – негосударственных организаций, организованных государством). Ну а реальные, а не картинные, общественные организации не имеют возможности влиять на ситуацию из-за наличия «дыр» в законе.

Муцольгов возглавляет в своей республике общественную наблюдательную комиссию (ОНК), которая призвана следить за положением заключенных. И хотя во всех регионах страны такие комиссии действуют под патронатом Общественной палаты России, Муцольгов признается, что законных механизмов по изменению ситуации в пенитенциарной системе у общественников нет (даже не закреплены санкции за нарушение европейских стандартов содержания заключенных).

Вспоминали на круглом столе и конкретные примеры репрессий против общественных активистов. Пожалуй, самая резонансная история последнего времени – это суд над кисловодским имамом Курман-али Байчоровым, который был осужден на 3,5 года колонии за перевозку наркотиков. Чеченская правозащитница Хеда Саратова рассказала о многочисленных процессуальных нарушениях, допущенных в Предгорном районном суде.

Еще один громкий инцидент – возбуждение уголовного дела против 18 военнослужащих 205-й казачьей мотострелковой бригады, дислоцированной в Буденновске. Эту ситуацию на контроле держит Хеда Саратова, а также председатель Буденновского комитета солдатских матерей Людмила Богатенкова. Поводом к возбуждению дела послужила бытовая драка двух групп военнослужащих. Причем дело завели лишь спустя три месяца после самого инцидента - сначала против четырех солдат, а затем против еще четырнадцати. Якобы в военный следственный отдел попало письмо отца одного из солдат – как выяснилось, не существующего в природе.

По мнению Хеды Саратовой, история с 205-й бригадой – лишь очередное проявление информационной кампании, направленной на дискредитацию жителей республик Кавказа. Впрочем, последний год она несколько померкла на фоне поиска новых врагов, в числе которых для властей выступают уже люди по другую сторону границы. Российско-украинской, разумеется.

Прокуратура: запрет на веру

Специально на круглый стол был приглашен саратовский адвокат Равиль Тугушев, который участвовал в нескольких судебных процессах по запрету религиозной литературы. Он рассказал, что сегодня в России существует огромный законодательный пробел в этом вопросе, которым и пользуются власти – в репрессивных целях, понятно.

Во-первых, в федеральном законе 2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» крайне размыты критерии понятия «экстремистский материал».

Во-вторых, не закреплен порядок исключения книг из «Федерального списка экстремистских материалов», если даже судом подтверждено, что они не являются экстремистскими.

В-третьих, отсутствует грамотная экспертиза: сегодня ни один вуз в России не готовит специалистов по юридическому религиоведению (возможно, говорит Тугушев, вскоре такие специальности появятся в Казани и Санкт-Петербурге).

Истцом в подобных процессах о запрете религиозных книг вправе выступать только прокуратура, а она стремится свести к минимуму общественный резонанс. Поэтому к участию в деле не приглашают ни духовенство, ни религиозных экспертов. О решении суда о запрете той или иной книги становится известно порой совершенно случайно.

Тугушев привел пример - запрет одного из переводов Корана, вынесенный Октябрьским райсудом Новороссийска. После того, как о вердикте стало известно, сайт суда не работал почти месяц – то есть было невозможно скачать и узнать содержание решения.

По словам Тугушева, от чересчур ретивых «борцов с экстремизмом» страдают не только мусульмане, но и представители других религий. Чаще всего, говорит адвокат, протестанты. Огромный международный резонанс в 2012 году получила попытка запрета (кстати, единственная на планете) священного текста индуистов «Бхагават-гита» прокуратурой Томска. В Индии прошли антироссийские демонстрации, которые в двух городах – Нью-Дели и Амритсаре – сопровождались сожжением флага РФ.

Но больше всех от запретов страдают именно мусульмане: причем если поначалу прокуратура включала в стоп-лист богословскую литературу, затем пришла очередь хадисов (в частности, решение Апастовского райсуда Татарстана), а в последние годы – и Корана.

Равиль Тугушев привел примеры судебных решений в Уфе и Южно-Сахалинске, где были признаны экстремистскими книги, содержавшие отдельные аяты из Корана. Причем не переведенные на русский язык, а оригинальные – на арабском.

Вердикт о запрете выносят эксперты, которые сами даже не владеют арабским языком… Причем судебные решения выдаются с поразительной скорострельностью. Например, в Оренбурге судья умудрился за 15 минут провести заседание, на котором прокурор зачитал представление на 15 страницах, а эксперт – такое же по объему заключение… Касалось оно запрета 68 мусульманских книг, брошюр и статей. Понятно, что проводилось заседание лишь «на бумаге», чтобы не допустить участия в нем религиозной общественности.

В Южно-Сахалинске еще рассматривается заявление о запрете книги «Мольба (дуа) к богу: ее назначение и место в исламе». В случае, если суд окончательно признает ее экстремистской, разъяснил Равиль Тугушев, мусульмане России потеряют возможность к осуществлению намаза.

Такой же абсурд – с запретом молитвослова «Крепость мусульманина». Суд в Оренбурге еще в 2012 году признал ее экстремистской, а суд в Уссурийске зачем-то продублировал это решение два года спустя. Поскольку книга запрещена к обращению в стране, по подсчетам Тугушева, к административной ответственности в разных регионах привлечены уже более ста российских мусульман, читавших молитвослов.

17.11.2016

8 ноября 2016 года знаменитый Федеральный список экстремистских материалов пополнился очередным изданием книги Саида бин Али бин Вахф аль-Кахтани «Крепость мусульманина. Обращения к Аллаху с мольбами. Лечение с помощью заговоров, встречающихся в Коране и Сунне» (Пер. с араб. А.Нирша; указ. К.Кузнецов -3-е изд., стереотип.- М.: Умма, 2011 . - 416 с. ООО «Издатель Эжаев А.К.»).

На этот раз книгу запретил Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия. Таким образом, всего список запрещенных материалов содержит сегодня 3897 пунктов.

Напомним, что Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. Книги попадают в суд по месту их обнаружения или распространения при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Как известно, первой книгой, попавшей в список экстремистских материалов, была «Книга Единобожия» Мухаммада ибн Сулеймана ат-Тамими, изданная ИД «Бадр». Решение о ее запрете вынес в апреле 2004 года Савеловский районный суд г. Москвы. С тех пор материалы на исламскую тематику, наряду с языческой, националистической, антисемитской и прочей литературой, стали регулярно пополнять Список. Это газеты, брошюры, журналы, статьи из электронных источников, книги и листовки.

Самым громким делом о запрете религиозной литературы стало решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 17.09.2013 о признании экстремистским перевода смыслов Корана Эльмира Кулиева, изданного в 2002 году. Экспертно-криминалистический центр ГУВД МВД РФ по Краснодарскому краю обнаружил в книге «высказывания, в которых речь идет о преимуществе одного человека или группы лиц перед другими людьми по признаку отношения к религии, в частности, мусульман над не мусульманами».

Тогда Совет муфтиев России выступил с заявлением о том, что российские мусульмане возмущены решением суда, назвав это решение «безрассудным» и «кощунственным». Уже через 2 месяца Краснодарский краевой суд отменил решение Октябрьского районного суда Новороссийска. Решение было воспринято мусульманами как «торжество справедливости и разума».

Гайнутдин выразил надежду, что «в будущем аналогичные неправомерные запреты религиозной литературы будут отменены». Однако этого не произошло.

Известный многим мусульманам сборник молитв на каждый день «Крепость мусульманина» уже неоднократно помещался в список экстремистских материалов. Впервые он попал в него в марте 2012 года, когда в числе 68 мусульманских книг был признан экстремистским материалом Ленинским районным судом Оренбурга. Судебный процесс проходил с явными нарушениями: заинтересованные стороны, в частности авторы и издатели книг, не были поставлены в известность, а само решение было вынесено на основании сомнительных экспертиз.

Через 3 года, в феврале 2015 года, решением Оренбургского областного суда 50 исламских изданий было «оправдано», а судье было вынесено частное определение за грубое нарушение норм процессуального права. К слову, помимо «Крепости мусульманина» «реабилитированы» были такие издания, как сборник хадисов имама ан-Навави «Сады праведных», труд Абу Хамида аль-Газали «Весы деяний», «40 хадисов имама ан-Навави», «На пути к Корану» Эльмира Кулиева, «Путь к вере и совершенству» Шамиля Аляутдинова и другие сочинения.

Однако в это же время, в феврале 2015 года, Курганский городской суд признал экстремистскими стереотипные издания «Крепости мусульманина», выпущенные издательством «Умма» в 2006, 2009 и 2010 годах. Кроме того, книгу «Крепость мусульманина» признал экстремистским материалом и Уссурийский районный суд Приморского края в июле 2014 года.

«При том, что «Крепость мусульманина» не содержит, с нашей точки зрения, никаких признаков экстремизма, она регулярно становится поводом для преследования мусульман за распространение экстремистских материалов по ст. 20.29 КоАП», - отмечают в издательстве.

Издатель книги «Крепость мусульманина» Асламбек Эжаев прокомментировать ситуацию ответил: «А что тут комментировать? Ничего нового». Оспаривать решение суда он не намерен, так как, по его словам, аналогичное решение «в любой момент может появиться где-нибудь в Крыму или на Таймыре».

Муфтии России, мусульманская общественность и правозащитники уже неоднократно обращались к властям с просьбой «прекратить позорную практику запрета традиционной религиозной литературы мусульман и изменить абсурдную процедуру рассмотрения подобных дел в судах». Но суды не торопятся приглашать в качестве экспертов по религиозной литературе профессиональных религиоведов и ученых, прибегая к «помощи» сомнительных специалистов. О литературе выносятся суждения без учета религиозного и исторического контекста.

Правозащитники отмечают, что подобные запреты грубо нарушают Конституцию РФ и нормы международного права о свободе совести и вероисповедания. Такие решения однозначно дискредитируют российскую судебную систему и лишают мусульман надежды на справедливое разбирательство.

Черный список запрещенной исламской литературы растет на глазах

Федеральный список экстремистской литературы пополнился еще восьмью изданиями. Возглавляет перечень запрещенной литературы скандально известная книга под названием «Крепость мусульманина». Дело в том, что она и ранее была под запретом. Однако на днях решением Оренбургского суда «Крепость мусульманина» и еще 49 книг были оправданы, но в конце февраля она снова попала в черный список, причем сразу две версии этой книги под одним авторством. Помимо книги «Крепость мусульманина» в запрещенный список вошли следующие издания: «Призыв», «Три основы», «Ислам - это реальность», «Мухаммад в Библии», «Жемчужина веры», «Принципы правильного понимания в исламе».

«МК в Дагестане» попытался узнать точку зрения алимов Дагестана, действительно ли все эти книги содержат экстремистскую пропаганду?

Имам одного из сел Шамильского района Мухамадрасул-хаджи Алискандиев уверен, что все эти книги принадлежат перу представителя ваххабитской школы. Переводы священных аятов с Корана в этих книгах искажены и доносят до читателей совершенно иной смысл, утверждает наш собеседник, поэтому их и окрестили экстремистскими трудами.

«Таким образом, искажая весь смысл священных аятов, они стараются, чтобы смысловое значение этих переводов соответствовало их идеологии. Все издания которые указаны в списке, я не читал, но знаю, что книги, выпущенные издательством «Бадр», проповедуют ваххабитскую идеологию», - отметил Мухамадрасул-хаджи Алискандиев.

На всей мусульманской литературе, выпускаемой в Дагестане, можно увидеть уведомление, что книга одобрена экспертным советом Духовного управления мусульман республики. Изданию, в котором отсутствует данная рецензия, не доверяют практически все читатели. Но такого совета больше не существует, рассказал «МК в Дагестане» имам центральной мечети города Буйнакска, Абдулкарим-хаджи Магомедов. В связи с этим, покупая ту или иную исламскую литературу, прежде всего надо посоветоваться со знатоками исламской науки, с большими алимами. Только после их положительной рекомендации желательно приобрести нужную литературу, считает Абдулкарим-хаджи.

«Ведь сегодня выпускают много нужной и ненужной исламской литературы. Раньше, когда существовал экспертный совет при ДУМД, он контролировал выход каждой книги. Сегодня его нет, и остается только опираться на богатый опыт видных алимов, чтоб посоветовали, какую книгу можно приобрести, а какую нет», - замечает имам.

Однако имам Абдулкарим-хаджи не согласился с тем, что книгу «Мухаммад в Библии» включили в федеральный список экстремистской литературы. «И Библия, и Тора - все эти книги, как и священный Коран, были ниспосланы Всевышним Аллахом другим пророкам. В этих книгах показано жизнеописание пророка (с. а. с.) Мухаммада, ничего такого, к чему можно было бы придраться, я там не вижу», - говорит имам Буйнакской мечети.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.