Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в мир аквариумных рыб. Конспект интегрированное занятие «аквариум»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 211»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе.

Тема: «Аквариумные рыбки»

Подготовила: учитель-логопед

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад 211»

Дутова А.А.

Г. Краснодар

2018 г.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе (5-6 лет):

«Аквариумные рыбки»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни. Расширение и уточнение словаря по теме «Аквариумные рыбки» (рыбка, голова, плавники, чешуя, жабры, туловище, хвост, аквариум, водоросли, камни, песок, есть, плавать, дышать, маленькая, большая, красивая, блестящая).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речи, совершенствование диалогической речи, тонкой моторики, мышления, зрительного внимания, слухового внимания, развитие фонематического восприятия, наблюдательности, развивать умение согласовывать существительные и числительные.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование навыков доброжелательности, ответственности, взаимопонимания, сотрудничества.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями рыбок, аквариум из картона с подвесными рыбками, черно-белое изображение аквариума с рыбками на каждого ребенка, цветные карандаши, магнитная доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Загадывание детям загадки). Дети входят в кабинет логопеда, здороваются и садятся вокруг стола.

Логопед. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие, познакомимся с новыми друзьями. Хотите узнать, куда мы отправимся? Тогда отгадайте загадку:

Рыбки плавают в пруду.

Грустно кот глядит на пруд:

Вот поймать бы рыбку тут!

Не поймаешь…Как назло

Пруд запрятан за стекло.

Дети. Аквариум.

Логопед. Правильно. Это аквариум. А кто обитает в нем?

Дети. Аквариумные рыбы.

Логопед. Вы совершенно правы. Я хочу познакомить вас со стихотворением Е. Филипповой, названия у него нет:

Мы целый час стоим вдвоем

И смотрим в чудо-водоем.

И океан, и море тут,

Его АКВАРИУМ зовут.

Если говорили рыбы,

Рассказать они могли бы

О морях и океанах

И о жарких дальних странах…

И еще нам интересно,

Мама-рыбка поет песни?

И как рыбята могут спать,

Когда отсутствует кровать?

Мы у них спросили с Димой,

Но они проплыли мимо.

Мне нужно будет не забыть

Об этом папу расспросить!

2. Беседа. (Совершенствование диалогической и связной речи. Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки»).

Логопед. Предлагаю вам познакомиться с самыми известными обитателями аквариума. (Демонстрация изображений рыб, если дети затрудняются сами ответить, кто представлен на картинке, то логопед им подсказывает. Происходит обсуждение по каждому изображению. Дети знакомятся со строением рыб, их окрасом.)

Золотая рыбка

Гуппи

Петушок

Телескоп

Сом

Логопед. Как рыбки передвигаются?

Дети. Они плавают.

Логопед. Где плавают рыбки?

Дети. В аквариуме.

Логопед. Что расположено у рыбке на голове?

Дети. У нее есть рот, глаза, жабры.

Логопед. Для чего рыбкам нужны плавники и хвост?

Дети. Они помогают ей плавать.

Логопед. Для чего нужны жабры?

Дети. Они помогают ей дышать.

Логопед. Чем покрыто ее тело?

Дети. Чешуей.

Логопед. Что вы можете еще сказать о них? Какие они?

Дети. Красивые, блестящие, быстрые, ловкие и т.д.

3. Дыхательная гимнастика. (Перед каждым ребенком по очереди ставится аквариум сделанный из картона с подвесными рыбками. Просим их подуть на понравившуюся рыбку, можно выбрать две.)

4. Грамматический строй речи. Согласование существительных с числительными от одного до пяти.

Логопед. Давайте сосчитаем, сколько рыбок живет в аквариуме.

Вместе. Одна рыбка, две рыбки, три…,четыре…, пять рыбок.

Логопед. А еще посчитаем, сколько камней на дне аквариума.

Вместе. Один камень, два камня, три…, четыре…, пять камней.

Логопед. Ребята, в нашем аквариуме только четыре камня и четыре рыбки, сколько нам не хватает, чтобы у нас их стало пять?

Дети. Нам не хватает одного камня и одной рыбки.

Логопед. Молодцы ребята.

5. Развитие фонематического восприятия. Детям показываем картинки с изображением аквариумных рыб, они должны вспомнить их название и определить первый и последний звук в их названии. Если дети затрудняются озвучить название рыб, то логопед им помогает, также голосом выделяет первый звук в слове, затем последний. Для выполнения данного задания используем следующие названия рыб: гуппи, телескоп, сом, петушок.

6. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка, озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

Сложенными вместе ладонями.

Изображают, как плавает рыбка.

Грозят пальчиком.

Медленно сближаем ладони.

Изображают, как плывет рыбка.

Делают хватательное движение обеими руками.

Снова «плывут»

7. Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой моторики.

Логопед раздает изображение аквариума с рыбками.

Логопед. Ребята перед каждым из вас лежит аквариум. Выберите себе понравившуюся рыбку, обведите ее по контуру и раскрасьте.

8. Окончание занятия.

Логопед. Ребята, наше занятие подошло к концу. Давай те повторим с кем же вы себя познакомились?

Дети. С аквариумными рыбками.

Логопед. Где они живут?

Деи. В аквариуме.

Логопед. С какими рыбками мы сегодня познакомились?

Дети. Золотая рыбка, гуппи, сом, петушок, телескоп.

Логопед. Ребята, а что вы можете сказать о них, какие они?

Дети. Разноцветные, ловкие, быстрые, красивые.

Логопед. Молодцы, вы все очень хорошо работали на занятии, были внимательными, рыбки приготовили Вам подарки – наклейки, которые вы можете наклеить в свой логопедический блокнот.


Цель: закрепить знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.п.; ;

путём сравнения подвести их к выводу о том, чем похожи все рыбы; местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками; укрепить желание ухаживать за рыбами, создавать им лучшие условия.

Предварительная работа: сдвинуть два стола, на каждый сдвоенный стол поставить по две банки с рыбками, живущими в аквариуме.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям сесть вокруг столов, внимательно посмотреть на рыбок и сказать, какую из них они узнали, как она называется. Затем говорит: «Сегодня я принесла новую рыбку, посмотрите на неё: нравится ли она вам? Да, она очень красивая, а называется золотая рыбка. Мы рассмотрим золотую рыбку и сравним её с карасём, который вам уже известен».

Чтобы направить детей на сравнительный анализ, педагог задаёт дополнительные вопросы: «Похожи эти рыбки или нет? Чем они отличаются друг от друга? Везде ли чешуя одного цвета? Какой формы тело у карася? (Овальное.) А у золотой рыбки? (Круглое, вздутое.) Какого цвета чешуя у карася? А у золотой рыбки? (Окраска разная - одноцветная или пятнистая). Какие плавники у карася - длинные или короткие? А у золотой рыбки? Какой плавник у карася? А у золотой рыбки такой же? Правильно, плавник у неё не такой, свисает вниз, он так и называется свисающий.

Что ещё можно сказать о плавнике, какой он? (Прозрачный, очень красивый.) Дети, кто запомнил всё сказанное и сможет повторить. (Вызвать одного-двух детей, в случае необходимости помочь им подвести итог.) А теперь снова внимательно посмотрите на рыбок: и у карася, и у золотой рыбки тело покрыто чешуёй. Чем же они ещё похожи? Что есть и у той и у другой рыбки? (Рассмотреть глаза, плавники на спине, животе и хвосте.) Где живут обе рыбки? (В воде, в аквариуме.) Как передвигаются в воде? Какие ещё рыбки живут у нас в аквариуме? Чем все они похожи друг на друга? (Дети перечисляют, воспитатель подводит итог: значит, рыбки не только отличаются друг от друга, но и имеют много сходств.) Чем мы кормим наших рыбок? Сколько корма нужно им давать? Как они едят? Что мы ещё делаем, чтобы рыбкам у нас хорошо жилось? (Чистим аквариум, доливаем свежую воду.)»

После этого рыбок можно пустить в аквариум, понаблюдать за ними - как плавают, быстро или медленно, покормить их.

Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика

Цель: дать детям общее представление о золотой рыбке, о разнообразии аквариумных рыб; уточнить и закрепить их знания о внешних признаках рыб, использовать модели, закрепить знание моделей, умение пользоваться ими при сравнении; учить отличать карасика от золотой рыбки по характерным признакам (окраске, величине); активизировать словарь детей: аквариум, плавники, плавает, хватает корм.

Модели: особенности строения тела золотой рыбки, карасика (форма тела, плавники, чешуя).

Предварительная работа: знакомство и наблюдение за карасиком или другой крупной рыбой, знакомство с моделями, характеризующими строение тела рыбки, наблюдение за кормлением и уходом.

Ход занятия

Дети сидят полукругом перед аквариумом. Входит Зайчик и плачет.

Воспитатель (В.). Здравствуй. Что ты такой грустный, плачешь, даже забыл поздороваться?

Зайчик. Как же мне не грустить, не плакать? Я сегодня целое утро наблюдал за нашим карасиком - он не играет, плохо кушает. Я уж думал, что он заболел, а карасик говорит, всё это оттого, что у него нет друзей и ему скучно. Вот я и не знаю, как ему помочь. Я же не могу в аквариуме жить, я же не рыба.

В. Да, это действительно грустно. Дети, а как можно помочь карасику? (Навести их на мысль, что ему нужна подружка рыбка.) Правильно, ребята, у меня есть такая рыбка! Вносит банку с золотой рыбкой.

Зайчик. А это действительно рыбка? Что-то она не похожа. Она такая яркая, красная, жёлтая, а наш карасик серенький (перечисляет все признаки различия золотой рыбки и карасика).

В. Дети, а как вы думаете, это рыбка? Давайте докажем Зайчику, что это рыбка. Вот здесь, на наборном полотне, у нас модели, они нам помогут в этом.

Рассматривание и сравнение золотой рыбки и карасика по моделям - сначала различия, а затем сходства. Детям помогают воспитатель и Зайчик, задавая наводящие вопросы. В конце занятия педагог уточняет, что рыбка называется золотой.

Знакомство с новыми рыбками и подготовка для них аквариума

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с новыми для них рыбками - меченосцами; создать для них условия, похожие на естественные, продолжать воспитывать интерес к рыбкам и желание заботиться о них.

Предварительная работа: вместе с дежурными заранее промыть песок, положить его в два тазика; приготовить вёдра с отстоявшейся водой, аквариум на два-три ведра (сверху тесьмой отметить на нём нужный уровень воды); растения в двух мисочках, камешки, совочки, кружки, воронки; две банки с рыбками.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей: «Какие рыбки живут у нас в аквариуме? (Дети называют.) Сегодня я принесла вам новых рыбок, посмотрите на них. (Показывает их каждому ребёнку.) Чтобы вам лучше было видно, я поместила рыбок в две банки. (Ставит банки на стол.) Внимательно рассмотрите их. Может быть, у кого-то такие рыбки есть дома? Кто знает, как они называются? Правильно они называются меченосцами. Ещё раз внимательно рассмотрите этих рыбок и расскажите об особенностях их внешнего вида».

В случае необходимости педагог помогает детям выделить существенные признаки внешнего вида: какого цвета у них глаза, какого размера и формы плавники и т.д. Педагог добивается от малышей подробного описания рыбок, затем спрашивает: «Кто догадается, почему они называются меченосцами? Правильно, у них нижняя часть хвостового плавника похожа на меч. Меченосцы живут в жарких странах, в маленьких водоёмах с тёплой водой, а у нас - в аквариумах. Чтобы рыбкам было хорошо, чтобы они были здоровыми, им надо создать правильные условия жизни в аквариуме. Что мы должны положить на дно? Что сделать потом? (Положить камешки, посадить растения, налить воды и т.д.)

Работу следует выполнять так: с двух краёв ряда двое детей насыпают на дно аквариума по два совочка песка, затем возвращаются на своё место, передают совочки соседям, которые делают то же. (Дети по очереди насыпают песок в аквариум.) Почему растения будем сажать к задней стенке аквариума? Правильно, потому что у них длинные листья, которые будут не загораживать рыбок, если мы посадим их ближе к центру. Как мы будем это делать? (Сделать ямку, поместить в неё корни, закрыть их песком и придавить камешком.)»

Выходят другие дети, по двое с каждой стороны ряда. Они сажают растения, при необходимости воспитатель им помогает, затем вызывает остальных по очереди.

«А эти низкие растения, - продолжает воспитатель, - куда посадим? Правильно, в середину. Чтобы их корни не всплыли, мы их тоже придавим камешками. Растения посажены, что дальше будем делать? Как нужно наливать воду, чтобы она не размыла песок? Посмотрите: я кладу на песок два листочка бумаги (используют воронки). Осторожно кружечкой наливаю воду. Теперь выходите с каждой стороны по одному, подходите к аквариуму и наливайте в него по две кружечки воды. (Дети выполняют задание.) Наливать воду надо до тесьмы, надетой сверху. Вот мы и закончили. В аквариум можно положить ещё плавающие растения.

Что мы сегодня сделали для рыбок? На что похоже дно аквариума? (На дно речки, пруда.) Что нужно сделать, чтобы в аквариум не попала пыль? (Закрыть стеклом.) А чтобы вода была тёплой? (Подогреть её лампой.)

В только что залитый аквариум помещать рыбок сразу нельзя, надо чтобы растения в нём прижились; мы пустим их в другой аквариум. Меченосцы - рыбки маленькие, поэтому дежурные должны будут кормить их мелко растёртым кормом. Понаблюдайте за меченосцами: как они будут себя чувствовать в новых условиях».

Стеклянный дом для отличных пловцов

Конспект занятия для детей 5-6 лет

Цель: учить узнавать и называть рыбок, отличать их друг от друга (у меченосца брюшной плавник напоминает меч, а у телескопа большие выпуклые глаза); учить выделять общие для рыб признаки: тело, покрытое чешуёй, голова, плавники, хвост, живут в воде, плавают; развивать умение видеть характерные признаки рыбок и вести по ним сравнение; расширять знания детей об условиях, необходимых для нормального самочувствия рыбок (в аквариуме должна быть чистая вода, песок, камешки, аквариумные растения, улитки, корм) и вызывать желание за ними ухаживать; активизировать словарь детей за счёт слов: чешуя, спинной, брюшной, грудной, хвостовой плавники, жабры.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, перед ними стоит стол, на котором находятся банки с меченосцем и телескопом.

В. Дети, какое сейчас время года? Правильно, весна. Всё вокруг оживает - распускаются зелёные листочки на деревьях и кустарниках, прилетают птицы, скоро появятся бабочки, жуки и другие насекомые, просыпаются в реках и озёрах рыбы. Но вы, наверное, знаете, что есть не только морские и речные рыбы, но и декоративные, которые живут в аквариуме.

В. Послушайте внимательно загадку: «Дом стеклянный, в нём жильцы - все отличные пловцы?» (Аквариум.) Почему вы так решили? Ребята, как называются рыбки, живущие у нас в аквариуме? Каких вы ещё знаете рыбок? У кого дома есть аквариум?

Сегодня мы с вами познакомимся с двумя очень красивыми и интересными рыбками. Посмотрите, может кто-нибудь знает, как они называются? (Меченосец и телескоп.)

Дети, отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Чешуя.)

Посмотрите, какого цвета чешуя у телескопа? У меченосца? Ребята, как передвигаются они в воде? При помощи чего плавают? Где находятся у них плавники? (На теле: спине, грудке, брюшке и хвосте.)

Плавник, который расположен на спине, называется спинным. Он помогает рыбкам находиться в вертикальном положении. А плавники, которые на грудке - грудными, они помогают сохранять равновесие в воде. На брюшке тоже есть плавники, они называются брюшными.

Ребята, обратите внимание на хвостовой плавник меченосца. Какой он по длине и цвету? (Он длинный и чёрный). Что он вам напоминает? Правильно, он напоминает меч, поэтому его назвали меченосцем. Чем отличается хвостовой плавник у телескопа и меченосца? У телескопа он очень большой, служит рыбке рулём.

Дети, вы наблюдаете, как плавают рыбки. Кто быстрее плавает? Как вы думаете, почему меченосец плавает быстрее? Правильно, потому что у него маленькие короткие плавники, и он ими быстро двигает. Почему телескоп плавает медленно? (Плавники большие и свисающие.)

Если рыбка не будет работать плавниками, то что произойдёт? (Она будет «стоять» на месте). Так где же находятся плавники у рыбок? (На туловище.) Какое тело у меченосца? (Удлинённое, приплюснутое по бокам.) А у телескопа?

Физкультминутка

В. Дети, теперь мы с вами побудем рыбками. Покажите, как вы будете работать плавниками. Теперь рыбки повернулись и посмотрели друг на друга, повернулись в другую сторону.

Рыбки устали и опустились на дно. Отдохнули и всплыли на поверхность. (Проводить 2-3 раза.)

В. Дети, так где же живут рыбки? (Ответы детей.)

Что должно быть в аквариуме, чтобы рыбкам было хорошо? Правильно, прежде всего, нужна чистая вода. При помощи чего дышат рыбки в воде? При помощи жабр, которые находятся у них на голове. Что ещё, кроме воды, должно быть в аквариуме? (Песок, камешки, растения, улитки.) Ребята, вы, наверное, знаете, что без корма рыбки бы погибли. Сколько раз в день вы кормите их? Корм бывает как сухой, так и живой. (Воспитатель предлагает детям накормить рыбок.)

Дети, почему, когда вы насыпаете рыбкам корм, то они со дна банки всплывают к поверхности воды? (Так как они его видят.) Чем они видят? Где у них находятся глаза? Ребята, вы обратили внимание, какие глаза у телескопа? Верно, большие и выпуклые, вот поэтому его так назвали.

(Воспитатель объясняет детям, что такое телескоп.)

Дети, рыбок ни в коем случае нельзя ловить руками и металлическими предметами, так их можно поранить и они погибнут. Для это есть специальные сачки.

(Совместный обобщающий рассказ ребёнка и воспитателя.)

Ребята, так каких мы рыбок рассмотрели сегодня на занятии? Дети, что вы можете рассказать о них? (Рыбы живут в воде, чешуя служит им «одеждой», плавают при помощи плавников, которые на теле, тело обтекаемой формы. За рыбками нужно ухаживать, кормить их, содержать аквариум в чистоте.)

Полина Пономаренко

Аквариумные рыбки .

Цель занятия :

Закрепить знание о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т. д. Учить детей выделять признаки различия и сходства между рыбами.

Закрепить знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб.

Продолжать воспитывать интерес к аквариумным рыбкам и желание заботиться о них.

Совершенствовать мелкую моторику;

Развивать умение оценивать свою работу;

Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа :

Рассматривание аквариума ;

Беседа об аквариумных рыбках , о том, как надо ухаживать за ними;

Беседа о рыбах (где живут речные, морские, аквариумные рыбы ) ;

Вспомнить сказки, в которых упоминаются рыбы.

Материал для занятия :

Музыка в записи,

Мультимедиа,

Пластмассовые стаканы,

Трубочки,

Надувной бассейн с рыбками ,

Картон синего или голубого цвета,

Салфетка для рук.

Ход занятия:

Дети заходят в группу : Посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глаза, давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с гостями и окружающим нас миром.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

Ребята, посмотрите, какой у нас тут сундучок стоит? Его достали со дна реки, он хоть и старенький , но необычный, он сказочный.

Послушайте, из нашего сундучка со сказками кто-то стучится!

Давайте посмотрим, кто же сегодня к нам в гости из сказки пришёл?

Открываем сундучок и достаём оттуда дедушку и золотую рыбку (игрушки) .

Ребята, как вы думаете из какой сказки эти персонажи?

Дети. Из «Сказки о рыбаке и рыбке » .

Верно, а какую рыбку поймал дедушка ?

Дети. Золотую.

А вы хотите поймать свою рыбку .

Дети. Да. Хотим.

Я вам предлагаю пройти к нашему водоему, каждый возьмет себе удочку и попробует как можно больше выловить рыбы.



Вот и закончилась наша рыбалка. Давайте пройдем на ковер и посчитаем сколько рыбок каждый из вас смог поймать.

(Считаем рыбу)


Какие вы молодцы! А теперь давайте пойманную рыбу вернем обратно в водоем. Скажите, а вы любите отгадывать загадки? (Да)

- Тогда слушайте :

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы. (аквариум )

(слайд аквариум )

Давайте посмотрим правильно ли вы ответили? - Посмотрите на наш аквариум – это целый подводный мир. А какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (Рыбки , улитки)

Ребята, а чем покрыто дно аквариума ? (Дно аквариума покрыто песком и камешками)

Зачем на дне нужен песок? Камушки? (В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.)

Как вы думаете для чего нужны водоросли в аквариуме ? (Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются . Среди растений рыбки прячутся . Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат .)

(слайд аквариум с пузырьками )

А еще, ребята, в аквариум ставят специальное устройство компрессор, которое очищает воду и обогащает ее кислородом.

Дыхательная гимнастика :

Давайте пройдем к столу и станем с вами компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха.

Послушайте внимательно правила.


Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте от себя. Набираем воздух через нос в легкие и дуем от себя.


Что наблюдаете? (пузырьки)

Откуда взялись пузырьки?

Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. Поэтому принципу работает компрессор в аквариуме .

Ребята, чем дышат рыбы? (жабрами)

(Присаживается на ковер)

Скажите, а кто ухаживает за аквариумными рыбками ? (человек)

А как он ухаживает? (кормит, меняет воду, моет камешки, ракушки)

Чем человек кормит рыбок? (кормом для рыб)

(слайд сухой корм)

Корм бывает сухой – для него ловят мелких рачков, а затем их высушивают.

(слайд живой корм)

А еще бывает живой корм – один из них называется мотыль.

(слайд рыбы)

Ребята, каких аквариумных рыбок вы знаете ? (гуппи, золотая рыбка , сомик, скалярии, меченосец, красный попугай, телескоп) (Слайд с изображением рыбок)

Верно, все названные вами рыбки живут в аквариуме .

Ребята, посмотрите внимательно, все ли рыбки одинаковые ? (нет)

А чем они отличаются? (формой тела, размером, цветом, разная форма плавников и хвостиков)

А что общего имеют все рыбки ? (У рыб есть голова, туловище, плавники)

Что помогает рыбке двигаться в воде ? (Хвост, плавники.)

Хвост у рыбки служит рулем , а плавники помогают ей передвигаться в воде.

Ребята, для чего нужна чешуя рыбам? (защищает тело рыбки от различных повреждений)

Правильно, когда рыба проплывает по дну, она может пораниться об острые камни, ракушки, а чешуя защищает тело рыбки .

Ребята, а вы хотели бы прямо сейчас оказаться в нашем аквариуме и немного поплавать ?

Физкультурная пауза


Мы плывём по тёплой речке, Плавательные движения руками.

Тихо плещется вода.

В небе тучки, как овечки, Потягивания – руки вверх и в стороны

Разбежались кто куда.

Мы из речки вылезаем, Ходьба на месте.

Чтоб обсохнуть, погуляем.

А теперь глубокий вдох, Дети садятся за столы

И садимся все за стол.

Ребята, посмотрите внимательно, что у вас лежит на столах?


Из каких частей состоит рыба? А чего у наших рыбок не хватает? (Не хватает чешуи)

Совершенно верно! Чтобы нашим рыбкам было безопасно плавать, мы сделаем им чешую.


Какие вы все молодцы, каких красивых рыбок сделали и больших, и маленьких. А сейчас давайте поселим наших рыб в аквариум . Посмотрите, какой у нас получился большой аквариум , и как много в нём рыбы.

Давайте посчитаем сколько рыбок живет в нашем аквариуме .

Посмотрите внимательно, в одном ли направлении они плывут?

Давайте посчитаем сколько рыбок плывет в правом направлении.

А теперь сколько в левом направлении.

(слайд итог)

Итог :

Ребята, каким видом живых существ вы сегодня познакомились?

Дети. С аквариумными рыбками

Все ли рыбки одинаковые ?

Дети. Все рыбки разные . Разные по окрасу, по величине, по форме тела.

Как нужно ухаживать за аквариумными рыбками , чтобы они чувствовали себя уютно в аквариуме , как дома?

Дети. Рыбок нужно кормить, менять воду в аквариуме , мыть ракушки и камушки, сажать водоросли.

Молодцы ребята, хорошо поработали!

Пока мы с вами разговаривали о аквариумных рыбках , наши сказочные персонажи приготовили вам сюрприз, вот этих замечательных рыбок!

Давайте попрощаемся с нашими гостями, поблагодарим их, что пришли к нам!

А теперь отправляемся мыть руки, чтобы попробовать угощения!

Конспект занятия по рисованию для старшей группы "Аквариум"

Создание образа аквариума с уникальными рыбками.

Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Создание коллективного аквариума.

Образовательные: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие: развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.

Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.

Беседы о жизни морских и речных рыб.

Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..». Уход за аквариумом: промывание растений, камешков.

Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

Зарисовки водорослей и рыб натуры, рисование по представлению; приготовление и дегустация рыбных блюд и блюд из морской капусты.

Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Материалы и оборудование:

мольберты, планшеты, заготовки круглого аквариума формат А4 или А3, прикрепленного к планшету скотчем, гуашь, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, черные маркеры, рыбки, украшенные детьми заранее разных цветов, клей – карандаш.

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Эвристическая беседа – 6 мин.

3. Творческая поисково-экспериментальная работа – 10 мин.

4. Динамическая пауза – 2 мин.

5. Итог занятия:

а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.

б) самоанализ – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Все в сборе!

Взрослые и дети!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!

Д.: Здравствуйте.

П.: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

2. Эвристическая беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, какой большой и красивый аквариум. А какие рыбки плавают в нём?

Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки). Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

П.: Дети, а теперь посмотрите сюда. Педагог подводит детей к телевизору и показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую.

А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной или меловой доске.

3. Практическая работа

П.: (подводит детей к магнитной доске, на которой прикреплены аквариумы, выполненные различными художественными материалами).

П.: Какими материалами и техниками пользовался художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей)

Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,

Не поет, не рычит, не урчит.

Не пойму почему, вот беда.

Может в рот ей попала вода?

Подойдите, пожалуйста к мольбертам, на них прикреплены заготовки аквариумов. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и черные маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на

5. Физминутка

Рыбки весело играют

В синей солнечной воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег.

Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. (По ходу работы)

7. Самоанализ

П.: Дети, посмотрите, какой большой и красивый аквариум нарисован. Но он пустой. Давайте мы его заполним рыбками. А вот и рыбки, которые мы украшали раньше. Если вы хорошо поработали, то возьмите красную или желтую рыбку. Если вы считаете, что не совсем справились с заданием, то можете взять зеленую или синюю рыбку.

Дети приклеивают рыбки на большой аквариум.

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, давайте подарим их нашим гостям на память о нашем занятии. До встречи на следующем занятии.

Техника выполнения: рисование свечкой или белым восковым мелком. Наносится рисунок и затем тонируется поролоном. Первый раз можно просто предложить произвольно почертить (буквально каля-маля сделать, а когда дети затонируют и у них появится что-то, чего они в начале работы не видели, они почувствуют себя волшебниками.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей;

Развивать ощущение, восприятие, творческие способности детей;

Дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни;

Вызвать интерес к изображению рыбок;

Оборудование: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный в виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера.

Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение А. Фета «Рыбка»:

Тепло на солнышке. Река

Берёт свои права;

В воде местами глубь ясна,

На дне видна трава.

Чиста холодная струя,

Слежу за поплавком,

Шалунья рыбка, вижу я,

Играет с червяком.

Голубоватая спина,

Сама как, серебро,

Сама как, серебро,

Глаза - блестящих два зерна,

Багряное перо...

Ребята, а где живут рыбки?

В море. В реке. В озере.

Правильно. Отгадайте загадки.

Посмотрите - дом стоит, Вильнёт хвостом

До краёв водой налит. Туда-сюда -

В этом домике жильцы - И нет её,

Все умелые пловцы. И нет следа.

(Аквариум) (Рыбка)

Теремок ползёт. На окошке - пруд,

На себе его везёт В нём пловцы живут.

Хозяюшка богатая, У стеклянных берегов

Хозяюшка рогатая. Не бывает рыбаков.

(Улитка) (Аквариум)

Ребята, так, где же ещё могут жить рыбки?

В аквариуме!

Правильно! А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете?

Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нём водные растения, следить за температурой воды.

Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете?

Гупии, меченосец, золотая рыбка, сомик и др.

Молодцы! А теперь давайте поиграем.

Игра «Аквариум»

Воспитатель предлагает детям показать жителей аквариума - рыбок и улиток, а также водоросли и камешки.

«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как плавники рыбы.

«Улитка» - присесть на корточки и поставить «рожки» на голове указательными пальцами, можно медленно передвигаться на корточках.

«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения телом и руками.

«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.

Когда дети запомнят движения, попросить их слушать внимательно и показывать аквариумных жителей по словесной команде. Воспитатель не спеша даёт команды: «Рыбка, улитка, камень, водоросли, рыбка, камень, улитка, водоросли» и т. д. После окончания игры воспитатель приглашает всех на места.

Сегодня мы с вами нарисуем свои аквариумы и заселим их жителями.

Воспитатель раздаёт детям альбомные листы, вырезанные в виде аквариума, восковые мелки, кисти, акварельные краски и стаканчики с водой.

Обратите внимание на форму тела рыбы - овальная, вытянутая, голова плавно переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть плавники - с их помощью она плавает в воде.

Дети рисуют восковыми мелками разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и др.

А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Окунайте кисточки в воду и закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков. Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными красками.

После окончания работы рисунки ставятся на выставку и рассматриваются всеми детьми.

Чудесные аквариумы у вас получились! Теперь можно и поиграть

Игра «Рыбки»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в нём говорится.

Рыбки плавают, ныряют - («плавать» как рыбки)

Корм подводный собирают («собирать» воображаемый корм)

Раз, два, три - (присесть и брать его с пола)

Со-бе-ри! (обеими руками)

Рыбки плавают, ныряют - («плавать»)

И друг друга догоняют.

Раз, два, три - (бегать друг за другом)

Догони, догони, догони... (по комнате)

Рыбки плавают по дну - («плавать»)

Не поймаешь ни одну.

Раз, два, три (при слове «замри» дети останавливаются)

Замри (в тех позах, в которых их застала команда)

Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто пошевелится, тот садится на стульчик. Остальные продолжают игру после слов:

Раз, два, три - отомри!

Игра проводится 2-3 раза.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.