Керченский мост когда откроют. (обновлено)

Прежде чем выбрать конкретный вариант и определиться со сметой, эксперты рассмотрели 74 варианта транспортного перехода, вспоминает руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Среди них был и двухъярусный мост, и подводный тоннель по дну Керченского пролива на глубине 100 м, но выбор пал на мостовой переход в Тузлинском створе. Мост мог бы быть намного короче, если бы его строили в районе косы Чушка, там, где сейчас расположена паромная переправа. Но этот вариант не подошел из-за находящегося там тектонического разлома и грязевых вулканов. К тому же строительство полностью остановило бы работу паромной переправы, говорит Старовойт.

В феврале 2016 г. проект Крымского моста получил положительное заключение Главгосэкспертизы. После этого и началось строительство.

Как назначали подрядчика

Стоимость моста – 227,9 млрд руб., подрядчик проекта получил контракт на 222,4 млрд руб. Генподрядчик – ООО «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга было выбрано без конкурса из-за отсутствия конкурентов.

Проектом интересовались и структуры Геннадия Тимченко, но в итоге претендовать на него не стали. «Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся, – цитировал слова Тимченко ТАСС. – Не хочется брать на себя репутационные риски». Ротенберг в интервью «Коммерсанту» называл Крымский мост своим «вкладом в развитие страны».

Основным субподрядчиком «Стройгазмонтажа» стал «Мостотрест» – он получил контракт на 96,9 млрд руб. На момент получения контракта эта компания тоже принадлежала Ротенбергу. Незадолго до начала строительства моста он продал долю. Но в апреле 2018 г. бизнесмен купил ее обратно. Представитель бизнесмена объяснил это ростом компетенций «Мостотреста» за время строительства моста. Например, кульминационным моментом стало строительство, а затем установка в течение 72 часов железнодорожной и автомобильной арок обоих мостов. Протяженность пролетов составляет 227 м, а сами арки весят 7000 т для ж/д части и 6000 т для автодорожной. Для пропуска судов, проходящих Керченским проливом, предусмотрен широкий коридор: арочные пролеты возвышаются над водой на 35 м.

Крымский мост почти достроили. Как он выглядит прямо сейчас

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Дмитрий Симаков / Ведомости

Как строили

Основные строительно-монтажные работы начались в 2016 г., они развернулись одновременно по всей длине моста – на восьми морских и сухопутных участках, – а не с берега на берег, как при традиционном мостовом строительстве. Основные проблемы были связаны с погодными условиями: в Керченском проливе сложная геология, высокая сейсмика (до 9 баллов) и непростые метеорологические условия. «Крымский мост возводится в сейсмически опасной зоне и в условии слабых грунтов – вместо твердых пород на дне Керченского пролива многометровые слои ила и песка. Поэтому конструкция моста должна обладать повышенной прочностью. Для этого сваи погрузили в грунт на глубину до 105 м», – комментирует главный специалист по искусственным сооружениям ДСК «Автобан» Владимир Цой. Кроме того, для обеспечения сейсмоустойчивости сваи вбивают как вертикально, так и под углом; наклонные гораздо лучше выдержат нагрузку плавучих льдов в период ледохода, продолжает Цой. В основе Крымского моста более 6500 свай, над ними 595 опор, а вес одного надвигаемого над водой пролета достигает 580 т.

Как тратили деньги

По проекту 170 млрд руб. предусмотрено на создание основных конструкций автодорожного и железнодорожного мостов и примыкающих участков, 9 млрд руб. – на проектные и изыскательские работы, еще 4,8 млрд руб. идут на выкуп земли и непредвиденные расходы, остальные затраты (около 44 млрд руб.) – подготовка территории, временные здания и сооружения, объекты энергетики, говорит Старовойт. Пытались и сэкономить, к примеру подбирая оптимальное по стоимости и технологичности решение длины пролетов – в среднем по 55 и 63 м, передал через представителя гендиректор института «Гипростроймост – Санкт-Петербург» Илья Рутман.

Несмотря на это, нагрузка для бюджета оказалась более чем значительной. Из-за строительства Крымского моста было решено отказаться от финансирования строительства другого важного геополитического транспортного объекта – моста через реку Лену в Якутии, рассказывали «Ведомостям» региональные и федеральные чиновники. От проекта не отказались, строительство моста начнется после 2020 г., говорит представитель Минтранса России.

Мост к отпуску

Благодаря мосту попасть в Крым будет намного проще. Власти полуострова ожидают притока туристов. В прошлом году в Крым приехало 5,39 млн человек. Туристический поток после ввода моста может увеличиться в 1,5–2 раза – до 8–10 млн отдыхающих в год, писал на своей странице в Facebook глава региона Сергей Аксенов.

Но удобство пользования мостом напрямую будет зависеть от того, когда будут достроены прилегающие дороги, в частности федеральная трасса «Таврида», говорит Чистяков. «Таврида» соединит Керчь с Симферополем и Севастополем. Стоимость проекта составит 163 млрд руб., подрядчик – ВАД. Первый этап строительства (две полосы) планируется завершить к концу 2018 г., второй (еще две полосы) – к концу 2020 г. Если мост откроется раньше, чем «Таврида», то пробок в Крыму не избежать, предупреждал весной министр транспорта Максим Соколов. Затруднений движения по территории полуострова ожидает и председатель Госкомитета дорожного хозяйства Крыма Сергей Карпов.

Проблемы могут возникнуть и по другую сторону моста: дороги Краснодарского края на подходах к мосту пока не готовы к нагрузке, говорит Чистяков. Построена дорога длиной 40 км от трассы М25 Новороссийск – Керченский пролив до моста. Но часть развязок еще строится, рассказывает человек, близкий к Росавтодору. Почти по всей ее протяженности предстоит расширение с 2–3 полос движения до четырех, сказал представитель Минтранса. Добраться до моста можно и по трассе Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк (Р251) или через Крымск (А146), говорит Чистяков, но обе дороги не автомагистрали и проходят через населенные пункты. У Росавтодора есть проект реконструкции дороги через город Славянск-на-Кубани. Она считается дальними подходами к мосту и недавно была передана в федеральную собственность, ее реконструкция оценивается примерно в 70 млрд руб., завершить ее планируется к 2023 г., сообщил человек, близкий к Росавтодору. Единственная отремонтированная дорога – через Крымск – приведена в нормативное состояние, но ее активно использует грузовой транспорт, говорит собеседник «Ведомостей». Планы по развитию дорожной сети вокруг Крымского моста на территории Краснодарского края будут реализованы в полном объеме почти одновременно с завершением строительства трассы «Таврида» в Крым, обещает представитель Минтранса.

Мосты рекордсмены

Luo Chunxiao / Imagine China / AP

Самый длинный мост
Даньян-Куньшанский виадук (железнодорожный мост, часть Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги)
Страна: Китай
Длина: 164,8 км
Открытие - июнь 2011
Стоимость: $8,5 млрд
Строительство моста началось в 2008 г. Виадук находится в Восточном Китае, между городами Нанкин и Шанхай. Около 9 км моста проложено над водой. Самый крупный водоем, который пересекает мост – озеро Янчэн в Сучжоу.

ERIC CABANIS / AFP

Самый высокий мост
Виадук Мийо (автомобильный мост)
Длина: 2,5 км
Страна: Франция
Открытие: декабрь 2004
Стоимость: 394 млн евро (по данным Thomson Reuters – $523 млн)
Строительство моста началось в 2001 г. Является последним звеном трассы, обеспечивающей высокоскоростное движение из Парижа в город Безье. Максимальная высота (опоры) составляет 343 м, что на 19 метров выше, чем Эйфелева башня.

Самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе
Эресуннский мост (мост-тоннель)
Страна: Швеция, Дания
Длина: 7,8 км
Открытие: июль 2000
Стоимость: $3,8 млрд
Совмещённый мост-тоннель, включающий двухпутную железную дорогу и четырехполосную автомагистраль через пролив Эресунн. Это самая длинная совмещённая дорога и железнодорожный мост в Европе, соединяющие столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё. Мост соединяется с тоннелем «Дрогден» на насыпном острове Пеберхольм. 4-километровый тоннель представляет собой соединение 5 труб: две – для поездов, две – для автомобилей и одна – для аварийных ситуаций.

Самый дорогой мост в пересчете на 1 км
Третий мост через пролив Босфор
Страна: Турция
Длина: 2,2 км
Открытие: август 2016
Стоимость: $3 млрд
Мост стал частью строящейся Северной Мармарийской окружной дороги общей протяженностью 257 км. Особенность моста – комбинированная конструкция: часть полотна поддерживается вантами, часть - вантами и тросами, середина главного пролёта подвешена на тросах. Мост считается самым широким висячим мостом в мире. Полос движения автомобилей – по 4 в каждую сторону (всего 8); кроме того, имеются две железнодорожных колеи.

Alex Brandon / AP

Старейший и самый длинный мост через озеро
Мост-дамба через озеро Пончартрейн (автомобильный мост)
Страна: США
Длина: 38,4 км
Открытие: август 1956, май 1969
Стоимость: $76 млн
Считается одним из старейших мостов в мире – идея его постройки возникла ещё в XIX веке, но строительство началось в 1948 г. и завершено в 1956. До строительства моста Гонконг-Чжухай-Макао считался самым длинным мостом над водой в мире. Соединяет между собой города Мандевилл и Метайри в штате Луизиана. Сооружение состоит из двух параллельных мостов, первый из которых был открыт в 1956 г., второй открыт в 1969 г. Проезд по мосту платный, с 1956 г. его цена составляет $2. Ежегодный трафик увеличился с 50 000 машин в 1956 г. до 12 млн на сегодняшний день.

В подготовке статьи участвовала Анастасия Короткова

Остро встал вопрос о том, кто строит мост через Керченский пролив, в тот период, когда произошли всем известные крымские события. Полуостров вернулся в пределы Российской Федерации и это может ускорить решение проблемы.

Страницы истории

Отклонившись от вопроса, какая компания строит мост через Керченский пролив, необходимо обернуться назад и заглянуть в историю. С давних времен существовали планы возведения переправы. Англичане в конце 19 века, немцы в период Великой Отечественной войны совершали попытки строительства, но они не увенчались успехом. Много раз в период СССР поднимался этот вопрос в правительстве, но не хватало времени и средств. В 1954 году появилась паромная переправа, которая действует до сих пор.

Возвращение Крыма

После возвращения Крыма в Россию с особой остротой встал вопрос, кто будет генподрядчик строительства моста через Керченский пролив. Такая ситуация возникла из-за сложностей проезда в Крым через территорию Украины. Экономика полуострова напрямую связана с потоком туристов, поэтому прочная переправа, призванная соединить два берега, должна быть возведена в короткие сроки и качественно. Мост через Керченский пролив, генподрядчик которого уже выбран, имеет важное туристическое и экономическое значение.

Соединить Кавказ и Крым

Компания, строящая мост через Керченский пролив, учитывает сложности и климатические условия района. Такие масштабные работы в мире проводятся не впервые, но в Крыму есть свои трудности.

  • Сейсмическая нестабильность;
  • Сильные штормовые ветры;
  • Ледовая ситуация в зимнее и весеннее время;
  • Необходимость создать удобный проход кораблям из одного моря в другое.

Генеральный подрядчик строительства моста через Керченский пролив сталкивается с данными особенностями региона.

Кто строит мост через Керченский пролив?

Управление дорог «Тамань» является заказчиком сооружения. Сейчас на вопрос, какая фирма строит мост через Керченский пролив, можно ответить, что это Стройгазмонтаж». Компания является главной над несколькими организациями. Они занимаются прокладкой тоннелей и крупных сооружений на воде. Подрядчик строительства моста через Керченский пролив заявляет о том, что все движется по запланированной схеме. Сейчас работы ведутся на всем протяжении трассы. Предположительно длинна моста будет составлять почти 20 километров.

До определенного времени решить вопрос, какие организации строят мост через Керченский пролив, было достаточно сложно. Проводились тендеры, в которых предпочтения отдавались нескольким компаниям. В расчет принимались не только предполагаемые сметы, но и масштабность проекта и особенность климатических условий.

Субподрядчики строительства моста через Керченский пролив были определены, и работа пошла полным ходом. На места доставлены необходимые материалы. Основными являются крупные металлоконструкции, составляющие основу сооружения. В работе задействовано около 1000 единиц техники. Организации, строящие мост через Керченский пролив, предполагают, что он будет установлен в определенные сроки. Его планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. К этому моменту будет отремонтирована трасса на юге России.

Идея создания транспортного перехода в Крым возродилась вместе с присоединением полуострова в состав России в 2014 году. Воплощение этого грандиозного проекта позволит связать крымский регион с материковой частью государства, откроет большие возможности для активизации туристической отрасли Крыма, а россияне получат право посещать полуостров без необходимости пересекать .

Наверняка, каждого россиянина интересует вопрос, как идет строительство моста в Крым и когда его уже построят. Сейчас оно в самом разгаре, и в данной статье внимательно изучен сам проект Керченского моста и его особенности.

!
.
Обновление от 15 мая 2018 года. Свершилось! Читайте нашу статью о торжественном . С 16 мая поехать в Крым на машине по мосту сможет каждый!
.
!

История Керченского моста. На самом деле, идея моста возникла давно, еще во времена Российский Империи, при царе Николае II. Первоначальный эскиз проекта был создан еще в 1910 году, но мост не был построен из-за начала Первой мировой войны.

Затем к проекту моста вернулись в 30-е годы, во времена Сталина (который построил , в Малой Сосновке). Тогда идея сводилась к строительству железной дороги через Керченский пролив, но воплощению моста помешало начало Второй мировой войны.
В 1944 году, в кратчайшие сроки, за семь месяцев был возведен железнодорожный мост, который, однако, был разобран в 1945 из повреждения части опор льдом с Азовского моря.

Еще один эскиз проекта, с учетом всех ошибок, был создан в 1949 году, но он тоже не был реализован.

Россия и Украина активно обсуждали создание транспортного перехода через Керченский пролив в 2010—2013 годах, было заключено двухстороннее соглашение. Но к строительству Керченского моста приступили уже после вхождения Крыма в состав Российской Федерации.

Данный проект технически очень сложен. Из нескольких вариантов был выбран эскиз моста через Керченский пролив общей протяженностью в 19 километров через косу Тузла. Мост будет иметь 4 полосы автомобильной дороги со скоростью движения 120 км/ч и 2 колеи для ж/д транспорта.

Протяженность Керченского моста в Крым

Пропускная способность моста — до сорока тысяч автомашин в сутки. Заявлено, что проезд по трассе будет бесплатным. Хотя в русскоязычном сегменте Интернета идет много споров относительно того, будет ли проезд по мосту бесплатным для автолюбителей. То и дело появляются мнения и слухи, что за проезд все же будут брать какую-то плату.

Точный ответ можно будет узнать, когда по Керченскому мосту начнется движение, но, судя по косвенным свидетельствам, он все же будет бесплатным. Например, об этом говорит тот факт, что к строительству не привлекались средства иностранных инвесторов. Весь проект финансируется государством. Возможно, это было сделано специально для сохранения бесплатного проезда для автомобилей.

Подрядной компанией строительства этого грандиозного проекта назначена компания «Стройгазмонтаж» известного российского бизнесмена Аркадия Ротенберга.

Перед выбором этой компании было рассмотрено не менее 70 предложений. Было необходимо найти подрядчика, который удовлетворял всем требованиям по срокам строительства, стоимости и гарантиям исполнения контракта.

У этой фирмы имеется хороший опыт для возведения подобного проекта. «Стройгазмонтаж» — основной подрядчик компании «Газпром» по строительству газопроводов.

Также ООО «Стройгазмонтаж» имеет право привлекать субподрядчиков: известно, что определенные переговоры велись с компаниями из Южной Кореи для привлечения профессионалов к работе.

Стоимость строительства

Сколько стоит мост в Крым? Керченский мост будет одним из самых дорогих мостов в мире по причине сложности возведения конструкции. Первоначальная стоимость составляла 50 млрд рублей, но затем она возросла из-за совмещения автомобильных и железнодорожных линий. Также на повышение стоимости повлияло ослабление российской валюты по отношению к американскому доллару.

Зимой 2015 года по итогам торгов установлена максимальная стоимость работ — она составила 228,3 млрд руб.

Возведение транспортного перехода через пролив финансируется государством средствами из Фонда национального благосостояния.

Длина и ширина Керченского моста

Конструкция моста возводится по косе Тузла. Это позволит использовать небольшой участок суши в проливе для укрепления всей конструкции. Чтобы уложиться во временные рамки, строительство ведется сразу в нескольких местах.

Длина моста в Крым — 19 км. Среди них:

  • 7 км: участок моря от косы Тузла до одноименного острова;
  • 6,5 км: участок суши на острове;
  • 6,1 км: участок моря от острова до Керчи.

Ширина моста будет состоять из четырех полос движения по 3,75 м каждая, обочины шириной 3,75 м и 0,75 м укрепленной обочины.

Глубина Керченского пролива в месте строительства моста

Ширина Керченского пролива — от 4,5 до 15 км. Максимальная глубина — 18 метров.

Опорные сваи будут закрепляться на устойчивых коренных породах для укрепления всей конструкции. Сваи будут погружены в грунт на глубину до 90 м.

Для этого будут использоваться:

  • железобетонные опоры для погружения до 16 м в районе Керчи;
  • сваи из труб с железобетонным сердечником для погружения до 94 м на основном участке;
  • опоры из укрепленного армированного бетона для погружения до 45 метров в районе полуострова Тамань.

Сдача и окончание строительства Керченского моста

Несомненно, все с нетерпением ждут, когда построят мост через Керченский пролив. Этот масштабный проект планируется воплотить в жизнь в кратчайшие сроки (за четыре года). По плану, уже в декабре 2018 может быть запущено рабочее движение. Окончательный срок сдачи Керченского моста — июнь 2019 года.

Мост через Керченский пролив на карте

Попасть на полуостров Крым с территории России через новый мост можно будет в Краснодарском крае, на Таманском полуострове.

Керченский пролив и мост в Крым на карте:

Помимо самого моста также будут построены подходы к нему: автомобильные и железнодорожные пути, чтобы жители и гости России могли свободно перемещаться из Крыма на материковую часть государства, и обратно. Эти подходы будут частью трасса А-290 «Новороссийск-Керчь», которая проходит через г. Анапа.

Со стороны протяженность подхода составит 22 км, со стороны Таманского полуострова — 40 км.

Строительство и запуск в эксплуатацию Керченского моста откроет большие перспективы в сфере внутреннего туризма в России. Чтобы посетить Керчь, Симферополь, хорошенько загореть на берегу Черного моря, искупаться и просто попутешествовать по диким местам Крыма, не нужно будет готовить загранпаспорт. Достаточно будет купить билет на поезд или сесть в свою машину — и можно отправляться в путешествие!

Видео о строительстве Керченского моста:

Строительство керченского моста в Крым - это одна из самых грандиозных «строек века» в России, трудно переоценить значимость постройки крымского моста, который соединит Крым с материковой Россией. В этом публикации мы расскажем о том, как ведется строительство, ответим на актуальные вопросы, вокруг которых ведутся бесконечные споры и не утихают интернет-баталии, вы узнаете последние новости строительство керченского моста и его инфраструктуры.

Сразу стоит отметить, что новый мост в Крым является рекордной стройкой в Крыму, его протяженность составляет 19 километров, и это самый большой мост в России, поэтому данный проект без преувеличений можно назвать «стройкой века».

Что собой представляет Керченский мост в Крым?

По крымский полуостров сможет получить не один мост, а фактически сразу два - железнодорожный и автомобильный. То есть это будут два параллельных моста, которые имеют одинаковые арки-проходы для судоходного транспорта, а в остальном они абсолютно не зависят друг от друга. В приоритете конечно же автомобильный мост, и по плану его сдача намечена на конец 2018 года. А в 2019 году строители обещают сдать и железнодорожный мост через Керченский пролив, который соединит Кубань и Крым.

На первом этапе строительства строителями были установлены сваи, уходящие в землю на глубину до 90 метров под разными углами. Обозначенная глубина обусловлена так называемыми «слабыми грунтами», затрудняющими классические методы строительства опор моста.

После установки глубоководных свай, на второй этапе строительства моста, начался монтаж пролетных сооружений, важнейшими элементами которого являются опоры судоходного пролета. У двух мостов данные опоры соединены и огорожены своеобразными «островами» из железобетона, призванными защитить от столкновения с судами – как случайного, так и намеренного.

Отрезок федеральной трассы Таврида будет проходить через остров Тузла, фактически по дополительному полноценному мосту, но уже не над водой, а над косой. Возникает вопрос: «Почему нельзя проложить обычную дорогу, а не строить над косой и островками мост, вбивая сваи?». Нужно понимать, что Тузлинская коса представляет собой довольно ненадежное место для прокладки трассы, поэтому и принято решение строить мост и по ней, таким образом, даже если косу размоет морем спустя несколько десятилетий, то мост никуда не денется и автомобильное и железнодорожное сообщение через Керченский пролив не прервется.

Зачем такие глубокие сваи для крымского моста?

Построить крымский мост без специальных свай невозможно, всё потому что дно Керченского пролива представляет собой слабый грунт. Но что означает термин «слабый грунт»? Фактически дно пролива это смесь грязи, ила и жидкой глины. Иными словами, это своеобразная «каша», а не твердая порода, поэтому обычные сваи в нее установить не получится. Для надежной установки опор моста необходимы специальные глубинные сваи, чтобы они смогли дойти до твердого плотного грунта под илом Керченского пролива и так жестко закрепиться.

При строительстве моста в Крым сваи представляют собой, пожалуй, самую важную часть! На этой стройке их используется несколько видов и размеров. Для железнодорожного моста в Крым будет установлено всего более 3000 свай, а для автомобильного моста будет установлено более 2500 для 288 опор.

Перед тем как начинать свайные работы на фарватерном участке сотрудниками научно-исследовательского института была осуществлена проверка несущей способности грунта и трубчатых свай в Керченском проливе. В акватории был специально развернут стенд, на котором подлежащую испытанию сваю нагрузили 6 гидравлическими домкратами. Последние обеспечили давление в 2500 тонн, в результате которого определили степень осадки сваи и сопротивления грунта.

Директор ООО «Научно-исследовательский институт диагностики» Светлана Боханова рассказала: «Статические испытания позволили получить фактическую несущую способность свай по грунту. Это подтверждает правильность выбора конструкции свайного основания фарватерных опор» . Для фундамента железнодорожных и автодорожных опор моста используют три типа свай.

Забивать эти сваи будут разными способами, к примеру, на участках моста пролегающих над сушей - устанавливают буронабивные сваи. Первоначально сверлят дырку в земле, после чего из нее извлекают «слабый грунт». После того как отверстие будет пробурено, в него опускают металлический каркас в виде гигантской трубы и арматуры и заливают его бетоном. Чтобы сделать одну опору необходимы от 8 до 120 свай – в каждом случае их число зависит от геологии.

На сегодняшний день строителям приходится сталкиваться с существенной проблемой – погодными условиями. Согласно статистическим данным, в месяц наблюдается штормовая погода примерно 10 раз, и в этот период с воды проводить работы не представляется возможным. Для решения возникшей проблемы было построено два рабочих моста через пролив (со стороны Керчи и Тамани), по которым движется строительная спецтехника и забивает сваи. Установка свай для мостовых опор осуществляется на нескольких участках одновременно, работает 21 подрядная организация.

На водном участке строительства моста используют трубчатые сваи, которые вбивают под разными углами, эти углы наклона у свай одинаковые, но вбивают их в разных направлениях, создавая как бы опорный пучёк.

Высота свай внушительная - некоторые более 100 метров, и на их фоне человек выглядит крошечным. Для предотвращения коррозийных процессов, сваи красят в местах соприкосновения с морской водой, являющейся довольно агрессивной средой для металла. Каждая свая собирается из нескольких частей: после вбивания части сваи, на нее наваривают следующий кусок и так далее. Сваю длиной до 100 метров вбивают примерно за полтора дня. Когда забиты все сваи для одной опоры, на них укладывают ростверк – это платформа, на которую в последствие ляжет пролет моста. Изготавливают ростверк из металлоконструкций, а процесс сборки осуществляется на местах, прямо над вбитыми сваями.

Чтобы бетон застыл и набрал необходимую прочность, требуется около 28 дней – именно столько времени будет «отдыхать» ростверк. На готовые ростверки начинают собирать пролеты моста. Кстати, железнодорожный мост через пролив собирают из металлических блоков, скрученных между собой. Пролеты собирают на домкраты, и после того как они будут готовы, их опускают на ростверки.

Такие технологии и глубина забивания свай применяются для того, чтобы мост через керченский пролив был способен выдержать мощное землетрясение.

Какое землетрясение выдержит мост в Крым?

В Керченском проливе землетрясение амплитудой до 8,6 баллов по шкале Рихтера может произойти крайне редко – примерно раз в 500 лет. Силой в 9 баллов землетрясение может произойти раз в 1000 лет. И только лишь раз в 2000 лет может случиться землетрясение амплитудой до 9,3 баллов. Но мост в Керченском проливе является не первой и далеко не последней стройкой в мире, которая ведется в условиях повышенной сейсмической опасности.

Но что произойдет, если в Крыму произойдет землетрясение магнитудой в 8 балов по шкале Рихтера? Когда начнутся мощные подземные толчки, основную их волну «возьмут на себя» опоры моста, а идущие от опор к пролетам колебания будут гаситься посредством антисейсмических устройств, которые представляют собой своеобразную «прослойку» между пролетом моста и опорой. Безусловно, во время таких толчков дорожное полотно потрескается и не исключено, что рельсы подвергнуться деформации. Но в любом случае основная конструкция моста выстоит. Проект предусматривает, что мост должен устоять даже при сильном землетрясении в 9 баллов. Конечно же, после такого воздействия будут необходимы ремонтные восстановительные работы, но сама конструкция моста сохранится и не разрушится.

Судоходный пролет моста через керченский пролив представляет собой самый ответственный и сложный участок моста, и каждая фарватерная опора будет установлена на 110 сваях, диаметр которых составляет порядка полутора метров. Судоходные пролеты стоят как с временных строительных платформ, так и с барж. Рядом с местом будущих фарватерных опор возводятся высокие временные платформы. В дальнейшем на них поставят внушительных размеров краны, функция которых заключается в поднятии и забивании свай.

Как живут строители керченского моста?

Быт рабочих не менее интересен, чем само строительство керченского моста через пролив. Рабочие трудятся вахтовым методом: 15 дней работают, а затем столько же отдыхают. Средняя заработная плата составляет порядка 35 000 рублей (всё зависит от должности), но жилье и питание рабочим предоставляется бесплатно. Помимо этого один раз в месяц рабочим оплачивается проезд до дома и обратно.

В столовой строительного городка мостостроевцев, расположенного в 20 минутах от моста, рабочие завтракают и ужинают, а вот обедать приходится на рабочем месте – еду привозят прямо на мост. Горячие блюда и супы упаковывают в термосумки.

Всего на строительстве керченского моста задействовано порядка 2000 человек. Проживают рабочие и строители в блочных домиках специально построенного городка. В каждой комнате проживают 4 человека. В столовой для мостостроевцев меню довольно разнообразное, то есть выбрать можно различные блюда, питание, как мы уже говорил, бесплатное.

Критика в отношении надежности моста на слабом грунте

По причине существенной толщи илистых грунтов, не отличающихся твердостью, сваи будущего моста «загоняют» на внушительную глубину, которая составляет от 18 метров до 70 метров в зависимости от геологии. Всего мост имеет 595 опор, под каждую из которых были пробурены геологические скважины для исследования твердости породы. Есть еще одна особенность строительства – сваи погружаются не вертикально, а с определенным наклоном, это делается для того, чтобы придать опорам дополнительную устойчивость.

Угрожают ли керченскому мосту льды Азовского моря?

Во время великой отечественной войны для железнодорожного сообщения полуострова с Таманью. Но спустя 4 месяца после запуска сообщения по мосту, его конструкция была разрушен льдами Азовского моря. Не случится ли так, что новый мост постигнет аналогичная судьба?

Вы когда-нибудь задавались вопросом, каким образом строят мосты за Полярным кругом? Опоры будущего крымского моста рассчитаны на ледовые нагрузки, которые возможны в Керченском проливе. Вдобавок, между мостовыми опорами будут существенные пролеты, так что дополнительная помощь в борьбе со льдами не нужна. Несмотря на это, с целью контроля обстановки со льдами во время эксплуатации моста, будет осуществляться регулярный мониторинг ситуации. И если возникнет необходимость, то в порту Новороссийска располагаются суда ледокольного типа, которые готовы добраться до Керченского пролива за 8-10 часов для дробления полей изо льда.

Как выбирался маршрут моста через Керченский пролив?

Иногда в сети встречаются вопросы, по каким причинам было выбрано именно текущее место и маршрут для возведения моста в Крым, ведь имеются же участки меньшие по длине?

Стоит сразу отметить, что решение не спонтанное, на совете экспертов перед началом проектирования керченского моста было представлено 74 варианта транспортного перехода через Керченский пролив. Экспертный совет их все рассмотрел и рекомендовал наиболее оптимальный – построить мост, проходящий через косу Тузла.

Последние новости строительство Крымского моста

По состоянию на конец начало 2018 года строители Крымского моста подняли железнодорожную арку моста на фарватерные опоры на проектную высоту 35 метров от уровня моря. Весит железнодорожный арочный пролет более 6 000 тонн, чтобы его поднять использовалось сложнейшее грузоподъемное оборудование под контролем ведущих инженеров России. Потребовалось около 12 часов, чтобы поднять арку и еще сутки, чтобы закрепить её.

Довольно позитивными являются последние новости строительство керченского моста в Крым, по состоянию на начало 2018 года - основные конструктивы автодорожной части Крымского моста готовы более чем 70%:

«Если говорить об автодорожной части, то среднее выполнение можно оценить в 70 %. Например, по свайным фундаментам автодорожных опор выполнение 98 %, осталось погрузить около 50 трубосвай. По опорам – чуть больше 80 %, еще предстоит сформировать 45 штук – и все они высокие, морские. По пролетным строениям – около 60 % от проекта смонтировано, плита проезжей части – почти 40 %, - рассказал Новиков.

– Подчеркну, 70 % - именно готовность основных конструктивов. До открытия движения по мосту в декабре 2018 года работы еще предстоит сделать немало».

Проектом запланированы более чем 7000 свай, и сегодня уже погружены 60% от запланированного объема – почти 4000 свай, которые располагаются на глубине от 12 до 90 метров. Кстати «Экватором» (когда забиты 50% свай) выступила трубчатая свая из числа наиболее мощных на строительной площадке. Диаметр «юбилейной сваи» составил 1420 мм с толщиной стенки 40 мм.

Со слов заместителя начальника ФКУ Упрдор «Тамань» Кайрата Турсунбекова, подобные сваи погружают на фарватерном участке в основания двух самых больших опор Крымского моста. Их задача – держать судоходные арки над поверхностью воды. В качестве фундамента каждой фарватерной опоры выступают 95 свай из толстостенной стальной трубы.

С таманской стороны строительства моста работы по буронабивным сваям подошли к завершению. Со стороны Керчи по призматическим сваям выполнена большая часть работ. Со слов Кайрата Турсунбекова, если собрать воедино все трубосваи, погруженные на сегодняшний день, то получится труба более чем в 150 километров. Он отметил, что на текущий момент темп строительства, который был запланирован, достигнут и идёт в штатном режиме. Каждые сутки на морских участках погружается от 3 трубчатых свай, а на сухопутных участках стройки погружается 10 трубосвай.

В прошлом году строители завершили сборку железнодорожной арки Крымского моста - арочные пролетные строения являются самыми габаритными элементами Керченского моста. Протяженность каждого арочного судоходного пролёта – 227 метров. После установки на фарватерные опоры арки обеспечивают пропуск судов через пространство шириной 185 метров и высотой 35 метров от воды.

В публикации использованы фотографии официального сайта строительства Крымского моста , также известного блогера

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption 63-летний Ротенберг в детстве занимался дзюдо в одной секции с Владимиром Путиным

30 января премьер-министр России Дмитрий Медведев назначил единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив открытое акционерное общество "Стройгазмонтаж", контролируемое российским предпринимателем Аркадием Ротенбергом.

Под транспортным переходом имеется в виду автомобильно-железнодорожный мост длиной около 19 километров, из которых надводный участок займет около шести километров (для сравнения: самый длинный морской мост в мире над заливом Цзяочжоу в Китае имеет протяженность 42,5 км).

Стоимость работ оценивается в 228,3 млрд рублей (около 3,3 млрд долларов по нынешнему курсу).

Специалисты не исключают, что по ходу дела цена возрастет, как обычно и бывает с крупными строительными проектами.

Всего на развитие транспортной инфраструктуры Крыма до 2020 года предусмотрено выделить 416,5 млрд рублей.

Депутат Госдумы от ЛДПР Роман Худяков призвал всех российских чиновников "отдать 10% процентов своей зарплаты на строительство моста для Крыма". Относится ли его предложение также и к думцам, Худяков не уточнил.

В новой реальности

Во время Второй мировой войны немцы построили мост через Керченский пролив, по которому советская делегацию возвращалась с Ялтинской конференции, однако следующей зимой он рухнул под напором льдов, выносимых ветром из Азовского моря, и восстанавливать его не стали.

В 1999 году идею строительства моста, тоннеля или дамбы через Керченский пролив обсуждал с властями Крыма, тогда автономной республики в составе Украины, московский мэр Юрий Лужков.

Транспортная проблема резко обострилась после аннексии Крыма Россией в марте 2014 года. Президент Владимир Путин дал соответствующее распоряжение правительству 18 апреля.

Существующая паромная переправа с потоком пассажиров и грузов не справляется. Минувшим летом по обе стороны пролива ожидание в автомобильных пробках занимало несколько суток.

Без тендера

Официального тендера на проведение работ не проводилось. По имеющимся данным, окончательное решение было принято на совещании у премьера 20 января.

В интервью газете "Коммерсант" Ротенберг заявил, что ранее обсуждал вопрос лично с Владимиром Путиным.

Изначально планировалось, что мост построят за счет государственных и частных инвестиций, однако в конце июля прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак сообщил , что инвестором выступит только государство .

Единым заказчиком, контролирующим сроки исполнения и качество работ, выступит специально созданное Управление федеральных автомобильных дорог "Тамань" Росавтодора России.

По словам Ротенберга, министерство транспорта рассматривало более 70 предложений, но общественности известно лишь об одном альтернативном кандидате - компании "Стройтрансгаз".

Хозяин "Стройтрансгаза" Геннадий Тимченко в августе выразил готовность заняться проектом, "если доверят и поручат", и заверил, что ресурсы для этого есть, но в начале декабря отказался, пояснив, что ему "не хочется брать на себя репутационные риски".

"Это очень рискованная история, я боюсь взяться и не осилить", - заявил он агентству Интерфакс.

Влиятельная фигура

63-летний Ротенберг в детстве занимался дзюдо в одной секции с Владимиром Путиным. Окончил Ленинградский институт физкультуры, работал тренером, в начале 1990-х годов выступал спарринг-партнером будущего президента на тренировках.

В настоящее время является владельцем или крупным акционером нескольких банков и компаний, занимающихся строительством и поставками нефтегазового оборудования.

В частности, структуры Ротенберга участвовали в сооружении наземной части газопровода "Северный поток", газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи и платной автодороги Москва-Петербург через Химкинский лес.

Личное состояние бизнесмена, по экспертным оценкам, составляет около миллиарда долларов.

20 марта 2014 года Ротенберг вместе с некоторыми другими российскими предпринимателями, считающимися близкими к Владимиру Путину, попал под санкции США в связи с событиями вокруг Крыма. 30 июля его включил в свой санкционный список Евросоюз.

23 сентября 2014 года итальянские власти наложили арест на его недвижимость на сумму около 30 миллионов евро.

8 октября Госдума приняла в первом чтении так называемый "закон Ротенберга" , согласно которому потери российских граждан от конфискации их зарубежной собственности могут возмещаться за счет государства.

"Черная метка"

В интервью "Коммерсанту" Ротенберг признал, что участие в строительстве моста означает для него окончательную изоляцию от Запада, "черную метку и в личной жизни, и в бизнесе", но сказал, что этого не боится, так как все его активы сконцентрированы в России, и уезжать он не собирается: "Везде побывал уже".

По словам предпринимателя, он задолго до санкций приступил к постепенной передаче дел сыну и готовился уйти на покой, но счел керченский проект достойным венцом карьеры, поскольку с годами стал задумываться "о том, что оставит после себя" и хочет внести "вклад в развитие страны".

Компания "Стройтрансгаз", созданная в 2007 году - один из крупнейших строительных подрядчиков в нефтегазовом секторе, занимающий 35-е место в мировом рейтинге, но мостами ранее не занималась.

По словам Ротенберга, он надеется на сотрудничество с некими турецкими и южнокорейскими фирмами, но в целом из-за санкций строительство придется вести, используя отечественные материалы и технологии и ранее закупленную западную технику.

Специалисты указывают, что, к примеру, некоторые марки стали, нужные для строительства мостов, в России не выпускаются.

Ротенберг согласен, что проблемы будут, но заверяет, что они решаемы.

"Мое личное мнение: быстро ничего не закончится. Они давят со всех сторон - и сейчас точно не финал. Не думайте, что меня это сильно волнует", - сказал он в ответ на вопрос "Коммерсанта" по поводу санкций.

Мост или тоннель?

Поскольку Азовское море является совместной акваторией России и Украины, согласно международному морскому праву, на сооружение моста нужно согласие Киева, которое, с учетом нынешних обстоятельств, вряд ли будет дано.

"Есть юридические нормативы, которые говорят о том, что строительство моста нам придется согласовывать с Украиной, поскольку это зона общего судоходства в Азовском море. Есть юридические нормативы, которые на сегодня, на мой взгляд, не совсем могут быть преодолены. В ближайшее, по крайней мере, время", - заявил на пресс-конференции в декабре глава пророссийской администрации Крыма Сергей Аксенов.

Некоторые специалисты ранее указывали, что лучше было бы строить не мост, а тоннель , для которого согласования с Украиной не требуется.

Ротенберг на это заметил, что прокладка тоннеля технически намного сложнее, и за такой проект он бы не взялся, а правовая сторона дела - проблема государства, а не его.

Глава законодательного собрания Севастополя Алексей Чалый предлагал в качестве альтернативы мосту развитие паромного сообщения, подчеркивая, что для удвоения пропускной способности потребовалось бы всего пять мощных паромов стоимостью около семи миллиардов рублей каждый, при этом главными "воротами" переправы хотел сделать не Керчь, а свой родной город.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Предварительный проект Керченского моста. Инфографика РИА Новости (источник: Росавтодор)

Мнения экспертов

Дмитрий Шевченко, заместитель координатора Экологической Вахты по Северному Кавказу:

Есть в мире и более сложные с инженерной точки зрения мосты. Пролив узкий и, в принципе, построить мост можно. Единственно, там нестабильные грунты, дно пролива сложено наносами песка, чтобы добуриться до коренных пород, потребуются серьезные усилия. Конечно, стоить это будет безумно дорого. Тем более, учитывая, например, опыт строительства олимпийских объектов в Сочи, когда в процессе строительства цены вырастали в три-пять раз.

Никто такие сложные объекты за два-три года не строит. Можно в лучшем случае провести качественные геологические изыскания и подготовить технико-экономическое обоснование и проект.

Район Керченского пролива достаточно сложен и с геологической точки зрения, и с климатической. Это зона постоянных штормов. Азовское море в холодные зимы замерзает, а потом начинается вынос льда. Придется как-то защищать опоры.

Нас, естественно, волнует экология. Хорошо, что отброшен вариант дамбы с разрывом для пропуска судов. Это самый дешевый вариант, но экологически совершенно неприемлемый, потому что существенно нарушит водообмен между Азовским и Черным морями. Азовское море и так находится в критическом состоянии из-за обилия загрязнений. Плюс нарушение миграционного пути для рыб и морских млекопитающих.

Мост в этом плане, конечно, лучше. Но, учитывая нестабильные грунты и проведение серьезных буровых работ на протяжении нескольких лет, строительство может нанести непоправимый вред экосистеме Керченского пролива и прилегающего к нему мелководного Таманского залива. Нас это серьезно беспокоит.

Никаких общественных обсуждений и слушаний, так же, как экологической экспертизы, пока не было.

На нашем берегу пока никаких действий не проводится, но с той стороны, по слухам, что-то уже происходит. Я думаю, что Крым, скорее всего, и сделают основным плацдармом для строительства, потому что там сейчас практически нет общественного активизма, серьезно работает ФСБ. Соответственно, гораздо сложнее что-то контролировать и принуждать исполнителей работ соблюдать природоохранное законодательство.

Елена Юрченко, журналист-переселенец из Керчи, в настоящее время проживает в Киеве:

Мост людям нужен, родственники очень многих керчан, феодосийцев и ялтинцев живут на Кубани, но на генетическом уровне у жителей города выработалось недоверие к этой теме. Сколько себя помню, каждые выборы мы слышали обещания построить мост.

Местные жители считают, что выбран неудачный вариант - через косу Тузла , за который Украина и Россия долго спорили. Это намытый течением песок, который постоянно находится в движении, вбить туда сваю нереально.

Крепость Керчь, где должен находиться выход моста - фортификационный памятник конца XVIII века. Что они собираются с ним сделать, подумать страшно.

В Крыму мало строительных материалов, о чем говорят и крымские власти. Россия может привезти все морем, но крымские порты находятся под санкциями. Это серьезная вещь, любой корабль, который будет там замечен, попадет в черный список по всем портам мира. Ни один серьезный судовладелец на это не пойдет.

Игорь Федик, эксперт-обозреватель агентства Defense Express (Украина):

Ввиду санкций, которые были введены и вводятся из-за обострения ситуации на территории Украины, доступа к кредитам и займам у РФ не будет, доступа к новым технологиям тоже не будет. Мы это видим на примере других проектов, в том числе по освоению газовых месторождений в Арктике.

Юридический аспект данной проблемы следует рассматривать после экономического, технологического и экологического. Но уже сегодня можно сказать, что заручиться согласием Украины априори нереально. Станет ли керченский мост какой-то разменной монетой? Не думаю, что украинское руководство на это пойдет.

Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития (Россия), эксперт в области внешней и внутренней политики, обороны и безопасности:

Понятно, что происходящее на востоке Украины - только начало больших и длительных процессов. Образно говоря, мы стоим на пороге Столетней войны между бывшими братскими народами. Крым при этом не может существовать без связи с Российской Федерацией.

Китай вряд ли станет туда ввязываться. По строителям из Турции - тоже сомневаюсь. Разве что строители из Северной Кореи могли бы подключиться.

Что касается российских организаций, то это будут компании, которым нечего терять. Если на Ротенберга уже давно наложены санкции и нет никакой надежды, что они будут сняты, его компания вполне может работать и зарабатывать на строительстве Керченского моста.

Должен быть четкий и простой проект, как это бывает на войне, то есть мост без каких-то изысков. Должна быть разбивка по срокам, причем под эти сроки должно быть обеспечено финансирование в нужном объеме. Должна быть абсолютно исключена коррупционная составляющая.

В полувоенных условиях на охране строительства придется держать армию. Там и водолазы, видимо, должны быть. И потом мост надо будет серьезно охранять.

На мой взгляд, самым правильным подходом со стороны Киева было бы втянуться в длительные торги и, соответственно, что-то за свое согласие получить. Хотя нет никакой гарантии, что юридически договорятся, а через месяц после сдачи какая-нибудь опора не будет подорвана неизвестно кем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.