Кавказцы не едят свинину. Причины запрета на потребление мяса свиньи в исламе

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?

Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.


Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.


К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!


В итоге мудрецы прошлого додумались, что гораздо проще и быстрее внушить своим близким, что свинья чуть ли не исчадие ада, чем объяснять, что это мясо может быть опасно для здоровья. В конце концов, мы ведь тоже не учим детей основам электродинамики, а просто объясняем, что нельзя совать пальцы в розетку.

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально - «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме - одной из ранних религиозных систем - запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.


Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем - бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах - прощающий, милостивый».


Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).


Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы – учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу – обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.


Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.


Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Сегодня мы хотим ответить на вопрос, который волнует многих людей. В основном, эти вопросы возникают у людей не знакомых близко с религией ислам. Как известно, мусульмане не употребляют в пищу свинину. Ведь есть некоторые люди, которые высказывают свои доводы о пользе употребления свинины. Постараемся кратко изложить доводы науки и религии в этом вопросе о том почему мусульмане не едят свинину.

Каждый мусульманин должен следовать закону Аллаха охотно, даже если он не осознает мудрости Божественного закона. Если человеку удается понять мудрость запрета определенных вещей — это хорошо. Если у него не хватает понимания Божественной мудрости, то он должен принять истину такой какая она есть, осознавая то, что Всевышний Аллах знает то, что является полезным для Его созданий.

Когда Всевышний Аллах запрещает что-то для Своих рабов, безусловно, Он делает это из Своей милости, чтобы спасти их от всего, что может принести им вред. Воистину, он Милостивый и Милосердный.

Что касается причин, почему употребление в пищу свинины запрещено, мы процитируем слова доктора Закира Найка, президента Исламского исследовательского фонда Мумбаи. Он говорит следующее:

Тот факт, что потребление свинины запрещено в исламе, хорошо известен.

Свинья — нечистое животное

Поясним различные аспекты этого запрета

Употребление свинины запрещено в Коране

Коран запрещает употребление свинины не менее чем в 4 разных местах:

“Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что принесено в жертву не ради Аллаха” (Сура аль-Бакара “Корова”. 2:173)

“Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха…” (Сура аль-Маида “Трапеза”. 5:03)

“Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха” (Сура аль-Анам “Скот”. 6:145)

“Он запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи, а также то, что не заколото во имя Аллаха” (Сура 16 ан-Нахль “Пчёлы”. 5:03)

Приведенные выше стихи Священного Корана являются достаточным основанием для мусульман для запрета употребления свинины.

Употребление свинины запрещено в Библии

Абсолютное большинство христиан убеждены в Библии как в Божественном откровении, однако мало христиан знает о том, что употребление свинины запрещено также и в Библии:

“… и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;

мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас” (Книга Левит. Глава 11, стих 7-8)

“… и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь” (Второзаконие. Глава 14, стих 8).

Аналогичный запрет повторяется в книге Исаии глава 65 стих 2-5:

“Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках, сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; который говорит: `остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя’. Они — дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день”.

Потребление свинины вызывает целый ряд заболеваний:

Наука говорит о том, что употребление свинины может привести к не менее чем семидесяти различных типов заболеваний.

Человек может заразиться гельминтами, такими как: аскариды, острицы, нематоды и др. Одним из самых опасных является Taenia Solium, который носит другое название — солитер. Этот гельминт живет в кишечнике и очень длинный. Его яйцеклетки, то есть яйца, попадают в кровь и могут через кровоток достичь почти всех органов тела. Если он попадает в мозг — это может вызвать потерю памяти. Если он попадет в сердце — это может вызвать сердечный приступ, при попадании в глаза — может вызвать слепоту. При локализации в печени может вызвать поражение печени. Заражение этим гельминтом может навредить практически всем органам тела.

В свинине очень мало ценного диетического мяса для питания мышечной массы. В основном, это мясо — с избытком жира и холестерина, который забивает сосуды и долговременном периоде неизбежно приводит к сердечным заболеваниям — гипертонии и инфаркту миокарда.

Свинья является одним из самых грязных животных на земле

Она живет, размножается и питается в навозе и грязи. Некоторые могут возразить, что в развитых странах, таких как Австралия, свиней разводят в очень гигиенически чистых условиях. Даже в этих гигиенических условиях свиньи содержатся вместе в свинарниках. Независимо от того, как долго пытаться держать их в чистоте, эти животные — грязные по своей природе. Они едят и наслаждаются как своими экскрементами, так и чужими.

На рубеже тысячелетий исламская религия переживает настоящее Возрождение. В отличие от католицизма, глубоко погрязшего в осаде светских стран Запада, и буддизма, никогда не склонного к экспансии, последователи пророка Мухаммеда все громче заявляют о себе. Поэтому рядовые жители европейских стран вынуждены узнавать, почему мусульманам нельзя есть свинину. Россияне не исключение.

Почему мусульмане и иудеи не едят свинину?

Религиозные запреты на употребление свинины издавна существовали на Древнем Ближнем Востоке. Античные историки отмечали существование таких табу у народов Сирии, Финикии и Команы Понтийской (город, находившийся на территории современной Турции).

Христианская конфессия во всем многообразии своих проявлений не имеет постоянно действующих продуктовых запретов. Объяснение этому можно найти в Новом Завете: Святой Петр однажды лицезрел сошедший с небес сосуд, наполненный животными. «Бог очистил их, и ты не почитай их нечистыми» - эти слова обеспечили гастрономическую свободу для миллиардов людей.

Ислам и иудейство более строги к своим верующим. Один из самых строгих запретов - поедать свинину :

  1. В книге Левит (третья в Пятикнижии) указано, что евреи не должны есть и даже прикасаться к животным, которые имеют раздвоенное копыто и при этом не едят жвачку;
  2. Второзаконие (последняя книга Торы) отмечает также, что свиньи являются «нечистыми» для иудеев;
  3. В Коране содержатся аналогичные утверждения. В частности, указание на это имеется в 173-м аяте второй суры Священного Писания.

Рациональное объяснение запретов

Всякое жесткое табу сформировалось в рамках некоторой исторической логики. Определить истинные корни тысячелетней религиозной нелюбви к свиньям нельзя, но можно выдвинуть достаточно реалистичные гипотезы:

  1. Американский антрополог Марвин Харрис полагает, что все дело в эколого-экономических факторах. Для разведения представителей семейства нежвачных парнокопытных Suidae требуется наличие тенистых лесов и большого количества воды - чего никогда не было на Ближнем Востоке;
  2. Также Харрис предположил, что куры вытеснили у иудеев и мусульман свиней как более компактный и эффективный источник белка;
  3. Философ XII века Маймонид, служивший при дворе египетского и сирийского султана Саладина, полагал, что причина лежит в заботе о гигиене. Свинья - животное действительно грязное. Разводи их мусульмане, дома и рынки утопали бы в грязи;
  4. Современный научный взгляд: употреблять в пищу свиней нельзя ввиду большого генетического сходства между ней и видом Homo Sapiens. Якобы это своеобразный каннибализм.

Что будет, если мусульманин съест свинину?

Коран содержит весьма определенные формулировки насчет нарушения гастрономического табу:

  • По общему правилу, если верующий употребил в пищу грязное животное (мясо или кровь), то он неминуемо попадет в ад, несмотря на все совершенные им до того благодеяния. Но только если он сделал это намеренно ;
  • Но Священное Писание содержит многочисленные исключения из этого правила. Первое и самое главное заключается в праве человека вкусить любую еду в условиях крайней нужды , во время тяжелого голода;
  • Не будет караться прегрешение, совершенное по незнанию. Если верующий вкусил запретный продукт, не зная об этом , то Аллах его простит;
  • Если мусульманин узнал о «греховном» содержимом своего желудка сразу после трапезы, святой закон предписывает вызвать рвоту;
  • Если со времени приема пищи прошло слишком много времени, чтобы опорожнять свой желудок, правоверный должен сделать все для заглаживания своего поступка. В частности, необходимо покаяться в мечети и совершить добрый поступок. Так можно искупить только ошибку, совершенную по незнанию .

Прочие табуированные продукты в исламе

Всякая недопустимая еда в исламе носит общее родовое название «харам» . Помимо свиного мяса, Коран не жалует:

  • Животных, убитых во время убоя без упоминания имени Аллаха;
  • Падаль - трупы упавших животных, которые не были убиты людьми или другими животными, обученными для этого (собаки или соколы);
  • Звери задушенные, избитые до смерти или растерзанные хищниками;
  • Кровь и продукты ее переработки (включая лекарственные вещества на ее основе);
  • Одурманивающие вещества и любой алкогольный напиток. Молитва в состоянии опьянения является тяжким грехом. Однако спиртосодержащие вещества не запрещены как таковые, если их предназначение заключается в дезинфекции или чистке бытовых принадлежностей;
  • Некоторые мусульманские течения все же допускают употребление алкоголя. Среди таких «счастливчиков» - исмаилиты и алевиты. Алевитское население Турции также отличается от прочих последователей Мухаммеда запретом на поедание кроличьего мяса.

Разрешенное меню в исламе носит название «халяль ».

Шотландские традиции пищевых запретов

Жители севера острова Великобритания демонстрируют удивительное единство в плане пищевых предпочтений с обитателями исламского Востока. Шотландцы, особенно горцы, известны своим историческим отвращением к свиному мясу. Феномен был широко популяризован ученым Дональдом Маккензи, который на Кельтском конгрессе в Эдинбурге в 1920 году выступил с лекцией «Scottish pork taboo».

Перечислим основные тезисы:

  • Епископ Джон Лесли из Баденоха в 1570 году отметил неприязнь к «свиноедам»;
  • Согласно данным Шотландской статистической службы, в 1790-х годах местные фермеры имеют укоренившиеся предубеждения к данному семейству парнокопытных;
  • Стереотип находит отражение в произведениях ряда великих писателей шотландского происхождения, среди которых Вальтер Скотт и Сэмюэл Джонсон;
  • Историк Кристофер Смаут уже в XX веке отмечал живучесть этого «универсального суеверного предрассудка».

Считается, что феномен уходит корнями в глубокую древность, когда на употребление мяса этого животного было наложено табу. Несмотря на запрет, свиньи все же разводились в ряде селений для продажи иноземцам, о чем говорит ряд археологических находок.

Священная книга Коран в нескольких местах содержит пояснения, почему мусульманам нельзя есть свинину. Все они сводятся к простой логике: животное это грязное, и не подобает правоверным осквернять им свой рот . Но ученые находят более правдоподобное объяснение: семейство Suidae настолько тяжело разводить в безводных пустынях Востока, что жители их навсегда прокляли его несчастных представителей.

Видео о запрете употребления в пищу свиного мяса

В данном ролике Диана Гаджиева расскажет, почему им запрещено питаться свининой в любом виде, как действовать мусульманину, если он случайно проглотил кусочек «харамного» мяса:

— Отношение мусульман к свинине
— 9 причин, почему мусульмане не кушают свинину
— Почему мусульманам нельзя есть свиное мясо по Корану?

Действительно, запрет на употребление в пищу мяса свиньи можно найти в Коране: «Из того, что дано мне в откровении, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которое (или которая) является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха». Но почему же именно это животное?

Поэтому употребление свинины вызывало множество тяжелых отравлений, заболеваний и смертей. Естественно, люди считали, что этих явлениий гораздо более глубокий смысл, чем угроза для здоровья. Если уж организм не принимает данное мясо, значит оно дьявольское. Следовательно, свинина была запрещена.

Практически любой запрет в религии можно обосновать научно. Например, у иудеев есть запрет на употребление омаров, крабов и раков. Как нынче известно, в мясе этих морских жителей присутствует трупный яд птомаин. А законы кашрута запрещают есть мясо хищников, поскольку они плотоядные, а значит, в их организме очень много токсинов.

— 9 причин, почему мусульмане не кушают свинину

Для кого-то однозначен один ответ - потому что запрещает религия. Но существует смысл более подробно остановиться на том, чем чревато употребление свинины и почему мировые религии запрещают мясо свиньи.

1) Запрет в Коране.
Запрет на употребление в пищу свинины приводится в Священной книге четырежды примерно с одинаковым текстом в разных аятах.

2) Свинья — нечистое животное.
Испокон веков свинья считалась нечистым животным: поедающая собственные экскременты, отходы, часто загрызающая свое потомство, она не считалась животным, подходящим для совершения религиозных ритуалов.

3) Мясо свиньи похоже на человеческое.
Человеческое мясо и мясо свиней очень схожи по своей структуре, имеется ряд анатомических и биохимических показателей, сходных у человека и свиньи. Кроме этого, существует еще ряд медицинских противопоказаний к свинине.

5) Свиньи часто болеют.
Свиньи часто болеют, и никогда нельзя быть уверенным полностью, мясо больного или здорового животного ты ешь, а как известно, в исламе запрещено употреблять в пищу мясо больных животных.

6) Свинину запрещают все авраамические религии.
В христианстве и иудаизме также запрещено употребление в пищу свинины. «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Второзаконие 14:8, Библия);

7) Свинина приводит к ожирению и проблемам с сердцем.
Если есть свинину в стрессовом состоянии, то это способствует ожирению, а из-за высокой токсичности этого мяса возникают проблемы с сердцем.

8) «Свиньи — это люди, превращенные Богом в животных».
Существует несколько легенд, связанных с поеданием свинины. Так, одна из них гласит, что свинья – это проклятый Богом человек, а потому употреблять ее в пищу – ужасный грех. Вторая легенда схожа с первой, и ее суть заключается в том, что однажды Бог превратил девушку в свинью, показав чудо перевоплощения. С тех времен люди стали опасаться есть мясо свиньи, полагая, что это может быть обращенный в животное человек.

9) В одной из сур Корана сказано, что Аллах проклял нечестивцев и превратил их в обезьян и свиней.
«Скажи: «О люди Писания! Неужели вы питаете к нам злобу только из-за того, что мы уверовали в Аллаха, в то, что ниспослано нам и что было ниспослано прежде, и в то, что большинство из вас являются нечестивцами?»

Скажи: «Сообщить ли вам о тех, кто получит наихудшее воздаяние от Аллаха? Это – те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался и кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тирану. Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути». (Коран, Сура 5:59-60)

— Почему мусульманам нельзя есть свиное мясо по Корану?

Слово «Иман» означает в арабском языке «вера» и является производным от слова со значением «обеспечение безопасности». Так, чтобы «жить в безопасности» нужно выполнять волю Аллаха и ниспосланных Им Божественных правил. В Священном Коране, чтимом мусульманами всего мира, содержится категоричный запрет на поедание мяса свиньи. Так, в Коране есть обращение к верующим, в котором Аллах запрещает употреблять в пищу кровь, мертвечину, животных, убитых не с именем Господа, а также свинину (подробнее см. Коран, 2: 172,173).

Мусульмане стараются соблюдать все постулаты своей религии, а потому, дабы приблизиться к духовному и телесному совершенству, стараются есть только самую чистую и полезную пищу. Само же понятие «чистота» к свинье отнести просто невозможно.

Здесь же нужно рассказать и то, что мусульмане практикуют самый гуманный метод заклания животных: очень острым ножом животному перерезают горло (необходимо быстро перерезать яремную вену и сонные артерии). Такой способ гарантирует не только чистое мясо (кровь полностью сливается, а вместе с ней и опасная мочевая кислота), но и быструю смерть животного.

Согласно Корану, жизнь для человека – бесценный Божий дар, а, соответственно заботиться о своем здоровье – прямая обязанность верующего. И сказал Аллах: «Верующие! Ешьте благое и из тех благих снедей, коими Мы наделили вас, и, если вы поклоняетесь Богу, то благодарите Его».

Пророк Мухаммед также говорил, что к двум благам, свободному времени и здоровью, греховно относиться небрежно. Первое предназначено для совершения благих деяний, а здоровье человека угодно Аллаху более, чем его болезнь. Давно доказано, что свинина – продукт вредный (в свинине могут содержаться гельминты, заражение которыми возможно даже после термической обработки, также мясо этого животного трудно переваривается), а в сочетании с тем, что спустить полностью кровь с убитой свиньи практически невозможно, мясо этого животного может нанести существенный вред здоровью человека.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт


Профессор с мировым именем Илья Иванов заведовал опытно-исследовательской станцией в заповеднике «Аскания-Нова». В те времена там можно было увидеть много необычного: на одной поляне паслись оленебыки и сернобыки, зеброиды, какие-то удивительные бизоны. Эти полусказочные живые существа — творения Ильи Иванова: в живой природе по ряду причин такие межвидовые скрещивания невозможны. Представляете себе плод «брака» крысы и мыши? Профессор же Иванов вывел такой гибрид.
Работы Ильи Ивановича в области физиологии и биологии искусственного оплодотворения высших животных для своего времени были сенсационными. «Путём искусственного осеменения можно вызвать зачатие от отца, который к моменту осеменения не только уже умер, но и вообще не существует в природе», — писал Иванов. Ну, совсем как при клонировании!
Всё это было прелюдией. Учёный муж стремился к иному — скрестить человека с обезьяной. Зачем? А как ответить на вопрос: для чего люди придумали мифического Кентавра — получеловека-полулошадь?..
Владелец заповедника «Аскания-Нова» барон Ф.Фальц-Фейн хотя и интересовался работами профессора, однако финансировать дерзкий эксперимент скрещивания человека и обезьяны отказался. В начале минувшего века не принято было сомневаться в божественном происхождении человека, а отважиться на подобные опыты — означало войти в конфликт со Святейшим Синодом. Наверное, замысел Иванова так и не удалось бы реализовать, не случись в России революция.
Пришедшие к власти большевики были воинствующими атеистами и всеми способами боролись с религией. А тут учёный предлагает скрестить обезьяну с человеком и таким образом доказать, что человек не является делом рук Творца. В 1924 году профессор Илья Иванов направляет народному комиссару просвещения А.Луначарскому и наркомпроду А.Цюрупе докладную записку, в которой просит правительство содействовать опытам по скрещиванию человекообразных обезьян и человека «в интересах русской науки и пропаганды естественноисторического мировоззрения в массах». На эти эксперименты учёный просит выделить 15 тысяч тогдашних, куда более полновесных, чем нынешние, долларов. Правительство голодной, нищей, обескровленной гражданской войной страны деньги на сумасбродное мероприятие находит.

Илья Иванов считал, что опыты по скрещиванию людей с обезьянами нужно вести по двум направлениям: оплодотворять самку гориллы семенем человека, а женщину — семенем самца гориллы. Была проблема: где взять обезьян? Илья Иванович предложил перенести эксперимент в Западную Африку. Председатель комиссии по зарубежным закупкам Наркомпроса Новиков сопроводил записку профессора Иванова положительным заключением исходя из того, «...что такой важности материалистическая проблема, как происхождение человека, и научно- материалистическая (антирелигиозная) пропаганда, связывающаяся неразрывно с этим экспериментом, должны были быть поставлены и развиты в нашем Союзе». В 1926 году советские газеты оповестили читателей об экспедиции профессора Иванова в африканские джунгли.

В Африке профессор Иванов слышал немало историй о похищении женщин человекообразными обезьянами и появлении потомства. Но это были непроверенные слухи. Зато случаи изнасилования туземок обезьянами действительно встречались, хотя и редко. Жертвы насилия зачастую погибали в могучих объятиях самца гориллы — оказывалась раздавленной грудная клетка. С помощью туземцев с большим трудом были отловлены тринадцать шимпанзе. По дороге две обезьяны сдохли.
В Сухумском питомнике за «новосёлами» тщательно ухаживали, однако они гибли: дизентерия, пневмония, туберкулез... Вскрытие двух погибших обезьян-самок показало, что зачатие у них так и не наступило. К тому же во время экспедиции африканки отказывались «любить» самцов-шимпанзе. Для этой цели выписывали более покладистых пигмеек из Габона. Результат был нулевой, а валюта таяла. Одержимый идеей Иванов не сдавался: «Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения самок шимпанзе спермой человека, но и поставить опыты реципрокного (взаимного. — Прим. автора) скрещивания. Последнее организовать в Африке гораздо труднее и сложнее, чем в Европе или у нас. Женщин, желающих подвергнуться опыту, несравненно легче найти в Европе, чем в Африке». При чем тут Европа — неизвестно. В те времена проблемы в отечественном «человеческом материале» не ощущалось. Дефицитны были обезьяны. Похоже, сомнений этического характера ученый не ведал.

Постановление комиссии, созванной 14 апреля 1929 года при Научном отделе Совнаркома СССР, гласило: «Присоединяясь к постановлению физико-математического отделения Всесоюзной академии наук от 30 сентября 1925 г. относительно большого научного значения проведенных профессором И. И. Ивановым опытов межвидовой гибридизации на антропоидах, комиссия полагает, что:
Опыты должны быть продолжены проф. Ивановым в Сухумском питомнике обезьян как между отдельными видами обезьян, так между обезьяной и человеком.
Опыты гибридизации путём искусственного осеменения женщин спермой антропоида могут быть поставлены только при письменно выраженном со стороны женщины согласии подвергнуться осеменению спермой антропоида, взять на себя риск опыта и подчиниться режиму изоляции.
Опыты должны быть поставлены на возможно большем числе женщин, во всяком случае, не менее пяти».

В проекте скрещивания человека с обезьяной принимало участие всё больше учреждений. Какая контора отвечала за «режим изоляции» — догадаться нетрудно. Найти протоколы сухумских опытов исследователям не удалось. Однако существует достаточно прямых и косвенных свидетельств, что они проводились не только в Сухумском заповеднике, но и в лагерях ГУЛАГа. Результаты этих сверхсекретных опытов неизвестны до сих пор.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.