Кариатиды- памятник древнегреческой архитектуры. Античный храм эрехтейон на горе акрополь в афинах

— один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.

Дословно - «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид - девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон . Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем - детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний - потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре - дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
Статуи, поддерживающие потолок

Основание здания Эрехтейона - прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина - почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий - более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе - на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды - представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры - так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

    Пантократоров Монастырь. Пантократор

    Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы. В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117).

    Свадьба в Греции. Метеоры или союз на небесах.

    Метеоры – огромные скалы. Они взгромоздились прямо у греческого города Каламбака. Повсюду монастыри и величественное царство свободы и красоты. Полет над такими достопримечательностями на воздушном шаре. Что может быть прекраснее? Незабываемое путешествие подарит массу впечатлений и неповторимых эмоций.

    Кардица-сердце Эллады

    Что привезти из Греции

    Путешествие - это всегда приключения. Однако, помимо всех радостей, это еще и большая ответственность перед близкими, которые будут ждать вас назад не иначе как с подарками. С учетом сезона и, соответственно, возросшего спроса в шоппинге, что можно вообще привезти из Греции? Греция красивейшее историческое государство с большими древними ритуалами и обычаями. Эта прекрасная страна размещена на Балканском полуострове и прилежащих к нему островах, омываясь несколькими морями – Эгейским, Ионическим, Средиземным и Карским.

    Стадион Панатинаикос

    Стадион Панатинаикос – это одна из необычных и уникальных достопримечательностей Афин, посещение которой оставляет после себя неизгладимое впечатление. Белоснежные трибуны стадиона гармонично сливаются с голубым небосводом, а в нижней части спортивного сооружение контрастно выделяются угольно-черные беговые дорожки.

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

Р Е Ф Е Р А Т

по мировой художественной культуре

на тему: “Храм Эрехтейон“

ученицы 10 «б» класса

средней школы №53

пос. Октябрьский

Чубаровой Елены.

Эрехтейон Эрехфейон (Erechtheion) - храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах.

Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее распространенный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий никаких аналогий в древнегреческой архитектуре.

Эрехтейон - второй по значению памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И, если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм жреческий. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.

Храм являлся священным центром Афин и был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время спора с Афиной. Так как эта святыня должна была находиться всегда под открытым небом, в перекрытии портика были сделаны отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением древнейшего легендарного царя и героя Афин, покровителя города - Эрехтея, по имени которого храм получил свое название. Первоначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы города), или храмом, "хранящим древнюю статую". Лишь в римское время на все здание распространилось название одной из его частей - Эрехтейона.

Как повествует древний миф, Эрихтоний был сыном богини земли Геи и Гефеста. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина и в закрытом ларце отдала дочерям первого царя Аттики Кекропа - Аглавре, Герсе и Пандроссе, строго-настрого запретив открывать ларец. Но Герса и Аглавра из любопытства все-таки заглянули в ларец. При виде божественного младенца, которого охраняли две змеи, они потеряли рассудок и, охваченные страхом и безумием, бросились вниз со скалы Акрополя и разбились.

Возмужав, Эрихтоний стал царем Афин. Позднейшие легенды утверждают, что Эрихтоний и Эрехтей - одно и то же лицо. По другой версии, Эрехтей был сыном Эрихтония.

О легендах об Эрехтее в храме напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарем Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамленная богатым наличником дверь. Рядом со святилищем Посейдона и Эрехтея находилось другое святилище, где находились алтари бога ремесел Гефеста и Бута - брата Эрехтея, жреца богини Афины. Оба эти святилища имели выход в галерею, протянувшуюся вдоль западного фасада храма. Здесь находился колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и, по преданию, сообщался с морем.

Строительство существующего здания Эрехтейона связано с началом грандиозного строительства на Акрополе, задуманном и осуществленном во времена Перикла. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины, главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Эта статуя долгое время хранилась в древнем храме, стоявшем в центре Акрополя. Когда вторгшиеся в Аттику персы захватили Афины, храм Афины был сожжен, но греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. После изгнания персов вернувшиеся в Акрополь афиняне построили для хранения статуи временный храм, приспособив для этого уцелевшую западную часть старого храма. А в 421 году до н.э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 года до н.э. Вскоре после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 году до н.э.

Автор проекта храма неизвестен. Некоторые исследователи, находя некоторые аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть афинский зодчий Мнесикл. Высеченные на каменных плитах памятные надписи о строительстве Эрехтейона, найденные на Акрополе, упоминают имена архитекторов Филокла и Архилоха, но они, скорее всего, были только руководителями работ.

В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 на 11,6 метра. Фасады храма отличаются необыкновенным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает совершенно по-новому.

Этот храм был постройкой очень сложной по своему плану. Во-первых, он был расположен на двух уровнях, во-вторых, имел четыре портика разного назначения и четыре входа, не считая подземного входа в помещение под северным портиком. Такая сложная архитектура плана вызывает сложное значение храма.

Восточная и южная стороны храма на 3, 24 метра меньше, чем западная и северная. Храм целиком был построен из мрамора, а фриз облицован темным эльчинским камнем, на котором рельефно выделялись фигуры из белого мрамора. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно

легенде, подарила жителям города.

В углу у западного фасада Эрехтейона находится Кекропейон - могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид - главная достопримечательность Эрехтейона

На высоком, 2,6 метра, цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями подобного рода храмового зодчества. Их фигуры значительно выше человеческого роста - 2,3 метра. Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга. Статуи кариатид выполнены с непревзойденным искусством, в их фигурах нет застывшей неподвижности, они естественны и полны жизни. Величавые и сильные фигуры девушек облачены в струящиеся складками свободные пеплосы. Головы гордо подняты, лица обрамляют падающие на плечи и спину волосы. Кариатиды стоят в спокойных позах, опираясь на одну ногу, и слегка согнув другую. Руки их не сохранились, и до сравнительно недавнего времени точно не было известно, как выглядела композиция первоначально. Но в 1952 году в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологи обнаружили каменные статуэтки - копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало известно, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал - сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры - служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль афинского Акрополя. Одну из статуй в начале 19 века выломал и украл английский гробокопатель лорд Эльджин. Теперь ее заменяет копия. Но и сегодня, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к расположенному ниже маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма. Его колонны имеют высоту 7,6 метра. Четыре из них расположены по фасаду, две - по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны со времен глубокой древности росла священная олива богини Афины. Поэтому западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов - здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны. В результате четыре колонны, образующий западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырех метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Оно посажено в 1920-х годах на том самом месте, где по описаниям древних авторов, росло священное дерево, выросшее от удара копья Афины.

Эрехтейон выделяется среди других древнегреческих храмов своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей и длинной непрерывной лентой увенчивает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Некогда фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, шедшим по периметру всего здания. На нем были изображены различные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Выполненные из белого мрамора фигуры были изготовлены отдельно, а затем прикреплены к фону из синевато-черного известняка. Такой своеобразный прием создавал весьма впечатляющий эффект, для усиления которого детали скульптур были покрыты позолотой. Позолота и росписи покрывали также капители колонн. Сохранившиеся до наших дней фрагменты этого замечательного фриза находятся в музее Акрополя.

Интерьер Эрехтейона не сохранился. О том, как выглядел храм внутри, мы знаем только из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части располагалось святилище Афины Полиады. В это помещение можно было попасть с восточной стороны, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала шести с половиной метров. Сейчас на месте сохранилось лишь пять колонн: шестая в свое время была выломана и увезена лордом Эльджином.

Название :

Архитектура Эрехтейона

На Афинском акрополе, в Эрехтейоне, женственный ионический ордер получил свое наивысшее воплощение во всем своем многообразие. Здесь присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Композиция Эрехтейона отличается тем, что в ней участвуют выведенные наружу стены целлы, сложенные из мраморных блоков. Общая асимметрия композиции, расположенные в разных уровнях портики, контрасты пространства и глухих стен, света и тени — все это придает архитектуре Эрехтейона особый, живописный характер.

В общем ансамбле афинского акрополя Эрехтейон, имеющий небольшой, как бы «камерный» масштаб и усложненную форму, подчинен главному сооружение акрополя — Парфенону , расположенному на самом возвышенном месте холма, имеющему большие размеры, укрупненный масштаб и простую, монументальную форму.

О Эрехтейоне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.

    1. Эрехтейон своей архитектурно-художественной композицией декоративно заполняет часть холма Акрополя. Асимметрия связана с отношением здания к рельефу местности и к общему характеру ландшафта, к которому Эрехтейон приспособляется…
    1. Постамент большой статуи Афины-Воительницы до известного пункта движения зрителя, шедшего от Пропилеев, скрывал от него Эрехтейон. Обогнув статую, зритель оказывался против Эрехтейона. До этого пункта в центре внимания был Парфенон. Постепенный показ зданий одного за другим типичен для греческого архитектора классического периода…
    1. Сложность структуры, сочетающаяся с малыми размерами, делает Эрехтейон похожим на жилую усадьбу. Он напоминает снаружи жилой дом, к которому примыкают балконы и сад, отделенный от дороги оградой. Наглядное представление о подобных греческих загородных домах и дворцах, не дошедших до нас, дают изображения на вазах и рельефах, например относящиеся к несколько более позднему времени сцены посещения Дионисом драматурга. Для сравнения следует привлечь также планы жилых домов, раскопанных в Афинах…
  1. Непрерывная смена архитектурных картин Эрехтейона
    • Когда архитектурная картина есть только средство построения в сознании некартинного архитектурного образа, зритель не соединяет в своем представлении все формы, которые глаз видит с одной точки зрения, в целостную картину, а связывает друг с другом формы, видные с различных точек зрения, в некартинное трехмерное целое, вырывая каждую из этих форм из соответствующей архитектурной картины…
    • Первая архитектурная картина складывается перед зрителем, идущим от Пропилеев. Отсюда здание видно в три четверти с юго-запада. Вспомним, что первоначально существовала исчезнувшая ныне ограда дворика к западу от Эрехтейона…
        1. Пересечения форм в Эрехтейоне распадаются на реальные и зрительные. Первые правильнее было бы назвать слиянием форм друг с другом, так как пересечением является в собственном смысле слова кажущееся с известной точки зрения прикрытие одной части другой, обусловленное точкой зрения на здание…
        2. В Эрехтейоне содержится двоякая асимметрия: реальная асимметрия в расположении портиков по отношению к главной части, которая отчетливо читается в плане, и зрительная асимметрия, обусловленная тем, что здание постоянно поворачивается к зрителю в три четверти. Это в особенности важно для первой архитектурной картины Эрехтейона…
        3. Пространственность первой архитектурной картины Эрехтейона прямо противоположна плоскостному характеру рельефных поверхностей Парфенона и его пластическому объему…
        4. В Эрехтейоне нарушена фронтальность, так же как в нем нарушены канон периптера и плоскостность его колоннад. Асимметричное расположение частей Эрехтейона сознательно рассчитано на впечатление случайности. В первой архитектурной картине Эрехтейона ясно выступает внутренняя композиционная закономерность, придающая единство разнородным составным частям здания.
        5. Все вертикали подчинены горизонтальной протяженности первой архитектурной картины Эрехтейона, в которой южная стена и ограда дворика стелются по горизонтали и все формы сгруппированы в ряд одна за другой: северный портик, западная сторона главной части, портик кор и восточная часть южной стены. Диагонали настолько наклонны, что и они приближаются к горизонтали…
        6. Взаимоотношение и взаимоперетекание предметного и зрительного планов создают постоянную вибрацию между ними. Благодаря этому ни на мгновение не исчезает специфичность архитектурной картины, отличающая ее от картины в живописи. Любая архитектурная картина Эрехтейона всегда сохраняет зрительно выраженную возможность продвижения дальше, заключающуюся в предметно-объемном характере частей и целого, всегда «открыта», всегда уводит зрителя от самой себя…
      1. Эрехтейон протяженностью своих наружных масс сопровождает путь от Пропилеев мимо Парфенона и связан с движением по этому пути с запада на восток. Все в Эрехтейоне располагает зрителя к движению вдоль его южной стороны. Его побуждает к этому представление о сложности внутренних пространств и расположение северного портика с главным входом, к которому можно приблизиться, только если обойти вокруг здания с востока…
    • Переход между первой и второй архитектурными картинам Эрехтейона
      1. Когда зритель покидает точку, с которой видна первая архитектурная картина, и продолжает свой путь на восток, на него наступают под прямым углом к основному направлению его движения фигуры девушек. Как композиционно, так и по содержанию портик кариатид имеет ясно выраженную переднюю сторону и построен фронтально…
      2. Южная сторона Эрехтейона - одна из наиболее замечательных частей его архитектурно-художественной композиции. Архитектор осмелился придать части здания, выдвинутой на самое видное место, вид простой гладкой стены. Последняя не только не выглядит скучной, но архитектор сумел самыми простыми средствами привлечь внимание зрителя и продержать его некоторое время в напряжении при рассматривании обнаженной стены…
    • Вторая архитектурная картина Эрехтейона возникает при положении зрителя перед юго-восточным углом здания и распадается на три основных составных элемента: южную стену в середине, портик кариатид слева и восточный портик справа. Вторая картина во многом напоминает первую…
    • При рассматривании Эрехтейона с востока на первый план выступает тонко разработанная система равновесия и контрастов отдельных входящих в композицию портиков. Эти контрасты настолько разнообразны и многочисленны, что их трудно перечислить…
    • Западная часть Эрехтейона посвящена Посейдону Эрехтевсу - «потрясателю земли», относящемуся к группе хтонических, подземных божеств. Это позволяет предположить, что углубление западного наоса Эрехтейона в землю связано с идеей хтонического аспекта Посейдона. Наос Афины на более высоком уровне теснее связан с Парфеноном, статуей Афины Промахос и общественной площадью, на которой происходило Панафинейское шествие…

    Источники:

  • Н.Брунов "Эрехтейон", Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1938 г.
  • Брунов Н.И. "Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон", Москва "Искусство" 1973 г.
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
  • "Greek Architecture" by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • К.И. Рончевский "Образцы древне-греческих архитектурных ордеров" Москва, 1917 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

При постепенном переходе от первой ко второй группе архитектурных картин Эрехтейона очень важную роль играют два мотива, из которых каждый составляет часть обеих групп картин. Оба мотива взаимно проникают друг в друга, и каждый из них в известный момент поочередно выступает на первый план и воспринимается с некоторых точек как самостоятельный мотив на фоне остальных частей Эрехтейона. Эти два мотива - портик кариатид и гладкая южная стена.

Портик кариатид

Когда зритель покидает точку, с которой видна первая архитектурная картина, и продолжает свой путь на восток, на него наступают под прямым углом к основному направлению его движения фигуры девушек. Как композиционно, так и по содержанию портик кариати д имеет ясно выраженную переднюю сторону и построен фронтально. Зритель доходит до той точки, где он оказывается против середины портика кариатид. Портик выделяется на фоне остальных форм Эрехтейона как самостоятельная композиция, замкнутая, симметричная и законченная, притягивающая к себе зрителя. Последний отклоняется от дальнейшего движения вокруг Эрехтейона и подходит ближе к маленькому портику кариатид, чтобы лучше его рассмотреть и разобраться в деталях.

Подойдя совсем близко, зритель обнаруживает множество мельчайших оттенков формы и тончайших деталей в фигурах девушек, архитектурных обломах постамента, на котором стоят фигуры, в капителях- корзинах и антаблементе, который они несут. Все эти тончайшие и нежнейшие детали носят характер ювелирной работы, сильно отличаются от скомпонованных крупным планом обломов Парфенона и рассчитаны на рассмотрение с ближних точек. Это составляет отличительную особенность архитектуры Эрехтейона и не встречается в более ранних произведениях классической греческой архитектуры, которые все рассчитаны на среднюю точку зрения. На южной стене Эрехтейона, в верхней ее части также имеются мельчайшие орнаментальные детали, которые тоже могут быть рассмотрены - с их очень плоской и нежной резьбой - только с близкого расстояния.

Подходя ближе к портику кариатид, зритель видит одновременно с ним также и южную стену и воспринимает контраст между кариатидами и южной стеной. Когда внимание зрителя, вплотную подошедшего к портику, сосредоточивается на кариатидах, южная стена становится невидимой.

Формы Эрехтейона контрастируют с формами Парфенона и вообще классического греческого периптера также и в том смысле, что многие из них примыкают к архаическим архитектурным типам и формам. Так, в главной части здания совмещены торцовые стороны простиля в восточном портике и антового храма, своеобразно переработанного, в западном портике. Кариатиды тоже являются мотивом, характерным для периода архаики, и встречаются, например, в сокровищнице сифносцев в Дельфах , а также и в других архаических постройках.

Очень поучительно сравнение друг с другом отдельных кариатид и их общей композиции в сокровищнице сифносцев в Дельфах (илл. 66) и в Эрехтейоне (илл. 67-72). Лицевая сторона дельфийской сокровищницы- плоскостная. Анты определяют границу передней плоскости, которой подчинены также и фигуры. В Дельфах на фоне темного пространства вырисовываются фигуры, очерченные единой линией силуэта. Четкий графический рисунок условных внутренних линий одежд образует сложную систему. Фон и фигуры соотносятся друг с другом в плоскостной композиции. Как в целом, так и в деталях фигуры сильно зависят от архитектуры. Постамент каждой статуи и высокая капитель выделяют вертикаль, которой подчинена кариатида. Этот композиционный прием напоминает статуи готических порталов. Схематичные архаические формы складок одежды усиливают тектонический характер женских фигур. Одежда скрывает формы женского тела и пронизана музыкальным ритмом параллельных линий, придающих композиции абстрактный характер.

В Эрехтейоне преобладает пространственность композиции кариатид. Не только анты на углах заменены фигурами кариатид, но и женские фигуры расположены в глубину в два ряда. Поэтому задняя стена, к которой приставлены женские фигуры, сильно отодвинута вглубь. Создается большое количество точек, с которых задняя стена вовсе не видна и человеческие фигуры вырисовываются на фоне неба. Взаимоотношение фигур и их фона, которым в Эрехтейоне является не столько задняя стена, сколько затененное пространство портика и ярко освещенная южная стена, строится по контрасту. Фигуры направлены в южную сторону, отталкиваются от задней стены портика и стремятся от нее отделиться. Исчезла линейность и плоскостность фигур, они объемны и круглы. Они окружены обволакивающим их пространственным слоем и светотеневой средой. Благодаря общему для всех статуй постаменту оказалось возможным освободить статуи от архитектурных придатков в виде отдельного для каждой из них постамента и высокой капители и поставить им на голову невысокие капители, к тому же реалистически трактованные как корзинки. Незначительная высота статуй, уступающая нормальной высоте колонны, заставила уменьшить тяжесть антаблемента. Это достигнуто тем, что в антаблементе портика кариатид вовсе опущен фриз. Карниз лежит непосредственно на архитраве. Некоторой заменой фриза служат декоративные кружочки, помещенные на верхней фасции архитрава.

Благодаря увеличению числа кариатид и отсутствию ант большую роль при созерцании портика играют перспективные эффекты, усиливающие пространственность образа. Необходимо отметить двоякого рода перспективные эффекты. При точке зрения сбоку передний ряд фигур уходит вглубь. Вместе с тем при движении вокруг портика кариатид с каждой из трех сторон остро ощущается его пространственность, притом с каждой стороны по-разному. Это объясняется обилием различных пересечений одних фигур другими, а также различными сочетаниями южной стены, фигур кариатид и неба. Наиболее эффектна композиция портика кариатид при движении вокруг него. Особенно выделена западная угловая кариатида, которая при точке зрения с юго-востока видна изолированно на фоне синего неба.

Для портика кариатид очень характерна его зависимость от главной части здания. Изобразительность опор и их активная устремленность от стены наружу внутренне связывается в смысловое единство: ожившая опора стремится освободиться от связи с архитектурой. Вместе с тем архитектурно-композиционное единство включает в себя и сковывает женские фигуры. Колонны Парфенона заменяют собой стену, замкнуты несомой ими двускатной крышей и ни от чего не зависят. Стена в Парфеноне подчинена мотиву колонн, являясь их аккомпанементом. Наоборот, в Эрехтейоне южная стена представляет собой самостоятельный и существеннейший композиционный элемент, а портик кариатид поставлен в зависимость от нее. Эта зависимость выражена односторонней направленностью фигур, требующих стены, к которой они могли бы «прислониться». Портик в целом прислонен к южной стене.

Портик кариатид построен так, что человеческие фигуры вставлены в материю, которая их охватывает. Взятая в отдельности, каждая кора стройна. Включенные в архитектурную композицию, кариатиды оказываются зрительно сопоставленными с колоннами, к которым они приравнены как с точки зрения выполняемой ими функции, так и с точки зрения художественной формы. По сравнению с обычными колоннами фигуры кариатид низки и широки. В них нет стройности и устремленности вверх ионических колонн, с которыми зритель невольно их сравнивает, так как форму ионических колонн имеют все остальные свободно стоящие опоры Эрехтейона. Даже по сравнению с дорическими колоннами кариатиды выглядят более приземистыми и коренастыми. Это сразу бросается в глаза, потому что они стоят против дорических колонн Парфенона. К ариатиды Эрехтейона охарактеризованы как промежуточные формы между дорическими и ионическими колоннами. По своим пропорциям они больше приближаются к колоннам дорического ордера, по своей украшенности и по своему «женскому» характеру они ближе к колоннам ионического ордера. Эта двойственность снимается изобразительностью, при помощи которой примирены друг с другом пропорции приземистой опоры, соответствующие реальным соотношениям человеческого тела, и украшенность, представленная изображением женских фигур.

Синтетический характер кариатид в смысле примирения признаков различных ордеров можно проследить вплоть до деталей. Например, каждая кариатида поставлена на особую плиту, положенную на общий постамент под всеми фигурами. Эта плита соответствует ионической базе, однако она имеет предельно простую форму в духе строгого дорического ордера. В противоположность базе капители над кариатидами имеют типичную дорическую форму и состоят из двух основных частей дорической капители - круглого расширяющегося кверху эхина и квадратной абаки над ним. Вопреки установившимся принципам дорического ордера и совершенно в духе ионического ордера обе эти части богато орнаментированы. В данном случае противоположность дорического и ионического принципов также снимается изобразительным моментом. Капители кариатид интерпретированы как корзинки, которые девушки несут на голове.

В антаблементе портика кариатид опущен фриз, то есть наиболее декоративная часть ионического антаблемента, и это несколько по дорически истолковывает ионический антаблемент, оставляя только его наиболее конструктивные части - архитрав и карниз. Было высказано предположение, что ионический антаблемент без фриза представляет собой древнейший вариант ионического антаблемента и что фриз был в ионический антаблемент включен под влиянием дорического ордера. В таком случае наличие кружочков верхней фасции архитрава портика кариатид означало бы влияние на него дорического ордера.

Зависимость женских фигур от материи, в которую они погружены, выражается помимо приземистых пропорций фигур тем, что массивная широкая нижняя каменная полоса постамента под кариатидами вместе с крепидой преобладает в силу своей компактности над легкими и воздушными женскими фигурами. Постамент созвучен полосе антаблемента, и связью между ними служит южная стена Эрехтейона. Сами кариатиды связывают друг с другом постамент и антаблемент. Вместе с тем фигуры кариатид раздвигают массу, отодвигая друг от друга антаблемент и постамент и внедряя между ними пространственный слой сквозного портика. Зритель привык видеть в классических греческих зданиях геометризованные колонны в качестве вертикальных опор. Поэтому у него создается представление о том, что это - колонны, которые приобрели человеческий облик.

В портике горизонтали господствуют над вертикалями. По вертикали построены только фигуры, поглощаемые горизонталями под кариатидами и над ними. Все вместе кариатиды образуют горизонтальный ряд. Вертикали содержатся внутри горизонтальных полос под и над кариатидами в виде швов между квадрами камня, особенно между большими квадрами постамента, а также в виде сухариков карниза и членений ов под ногами кариатид.

Отсутствие фриза в антаблементе портика кариатид имеет существенное смысловое значение. Привыкший к формам классического антаблемента зритель сразу замечает, что в антаблементе не хватает фриза - с известной точки зрения самого важного составного элемента антаблемента в силу его изобразительного характера, так как архитрав несет фриз, а карниз его завершает. «Ущербное» завершение портика кариатид воспринимается зрителем как завершение предварительное, не окончательное. Это усиливает связь портика кариатид Эрехтейона с главной частью здания и с другими портиками, над которыми помещены нормально развитые трехчастные антаблементы. Последние выглядят как окончательное завершение архитектурной фразы, недосказанной в портике кариатид. Вместе с тем неполный антаблемент над кариатидами соответствует по своим пропорциям высоте женских фигур, которая меньше колонн.

Горизонтальная направленность портика кариатид усиливается изобразительностью фигур, которые как бы движутся и живут в окружающей их горизонтальной среде.

От южной стены по направлению к портику кариатид нарастает величина квадров камня. От рядовой кладки южной стены к ортостатам и к еще более крупным квадрам постамента под кариатидами развертывается единый ритмический рисунок. Портик кариатид как бы рождается из материи южной стены. На первый взгляд в самой южной стене нет ничего, что предвосхищало бы формы портика кариатид. Однако тектонизация южной стены подготавливает переход к отдельно поставленным опорам и возникновение этого портика. Крепида и база южной стены непосредственно продолжаются под портиком. Из ортостатов южной стены вырастает постамент портика. Вместе с тем портик кариатид контрастирует с южной стеной. Антаблемент портика резко противостоит плоскости южной стены, которая в целом проходит за портиком кариатид так, как будто последний вовсе и не существует.

Фигуры девушек производят впечатление реальных живых женских существ. Их позы естественны, в противоположность условности поз кариатид в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Складки их одежды выявляют формы женского тела и служат как бы аккомпанементом к ним. Самая группа из шести девушек показана в мерном движении, и в то же время они изображены стоящими на месте или, лучше сказать, остановившимися на мгновение. В их облике совмещены движение и покой.

Шесть кариатид Эрехтейона вызывают представление об участницах народной процессии, несущих балдахин. Такая ассоциация возникает благодаря сочетанию антаблемента с фигурами девушек и корзинами на их головах. Сохранившиеся свидетельства не позволяют утверждать, что подобная группа девушек составляла часть Панафиней-ской процессии. Однако более чем вероятно предположение, что портик кариатид навеян группой участниц народной праздничной процессии. Если это соответствует истине, то мы имеем в портике кариатид замечательное отражение реальной жизни в архитектуре и необыкновенный пример того, как бытовой мотив может быть осмыслен художником в качестве монументального архитектурно-скульптурного образа.

Кариатиды Эрехтейона представляют собой изображение афинских девушек. В этом нашло свое развитие включение в скульптуру храма изображения простых афинских граждан, начало чему было положено в ионическом фризе Парфенона. Вряд ли удастся когда-либо выяснить, кого изображают кариатиды Эрехтейона и существовало ли различие между теми, кого изображают кариатиды сокровищниц архаического периода и кариатиды Эрехтейона.

Превращение при посредстве художественной интерпретации изображения афинской девушки в монументальный архитектурно-скульптурный образ было достигнуто в кариатидах Эрехтейона путем обобщения и тектонизации. В них нет и намека на натуралистическую трактовку человеческой фигуры. Все в них дано в общей форме. Вместе с тем формы человеческого тела приближены к формам колонн. Складки одежды, окутывающие ногу каждой кариатиды, на которую она опирается, похожи в своей застылой вертикальности на каннелюры колонны. В особенности сзади фигуры девушек приобрели столпообразый облик. Очень важную роль играет вертикальная ось, образующая внутренний костяк фигуры.

Портик кариатид построен строго симметрично. По отношению к центральной оси, проходящей в точности между средними фигурами, правая и левая сторона представляют собой взаимное зеркальное отражение. Две фигуры слева опираются на правую ногу, две фигуры справа- на левую ногу. Позы передних фигур повторяются в задних. Такая группировка фигур закрепляет архитектурную композицию вследствие того, что на углах приходятся ноги, несущие фигуры и задрапированные складками-каннелюрами. Это придает некоторую замкнутость композиции и законченность всему портику. Представим себе на мгновение, что получилось бы, если бы поставить две фигуры, стоящие слева, направо, и наоборот. От такой перестановки весь портик приобрел бы неустойчивый характер и лишился бы внутреннего ядра.

В деталях фигур кариатид художник ввел свободную трактовку, оживляющую облик портика в целом. В этом можно легко убедиться, если проследить, например, расположение складок одежды на груди каждой фигуры. Оказывается, что у всех фигур рисунок этих складок различен . Отступлением от господствующего правила в деталях преодолевается однообразие и сухость целого и создается впечатление жизни, насыщающей строго закономерное построение.

Органичность кариатид накладывает отпечаток на камни, из которых сложен постамент под ними. Усиливается материальность квадров. Воз-действие фигур кариатид в этом смысле распространяется через посредство ортостатов на всю кладку южной стены, а также и на характер архитектурной материи всего здания. Это впечатление усиливает необычайно тщательная ручная теска квадров, осуществленная каменотесами- художниками. Каждый квадр камня представляет собой, как и в Парфеноне, поистине художественное произведение. Его поверхность - не сухо геометричная, а неровная и пластичная, как поверхность тела живого существа.

Фигуры кариатид Эрехтейона - один из наиболее напряженных узлов архитектурно-художественной композиции здания. Именно в них кон-центрируется столкновение и примирение стихийного начала органической материальности и тектонического начала рациональной ясной формы. Из этого сопряжения рождается «цветок» портика кариатид, изобразительность которого по-своему снимает борющиеся противоположности и создает новое качество, отличное как от остальной части архитектуры Эрехтейона, так и от скульптурных образов.

Рассматривая с близкого расстояния портик кариатид, зритель находится только в одной точке пути, по которому его ведет архитектор. Зритель идет дальше по направлению на восток. Его побуждает к этому в самой архитектурной композиции здания асимметричное сопоставление портика кариатид и южной стены, которая как бы направляет дальнейшее движение зрителя своей протяженностью, устремленной к угловой колонне восточного портика. Существенна небольшая деталь. Квадры, из которых сложен постамент под кариатидами, различны и образуют благодаря видной зрителю и подчеркнутой композиционно разрезке камней асимметричное целое, созвучное асимметричному сопоставлению портика кариатид и южной стены. По направлению с запада на восток три первых квадра имеют форму, близкую к квадрату, в то время как четвертый камень, помещенный последним справа, отличается от них своей несколько удлиненной формой, ориентированной по горизонтали.

Оси фигур кариатид и вертикали швов камней постамента созвучны. Самый большой камень, сдвинутый вправо, теснее связывает портик кариатид с южной стен ой и как бы направляет зрителя в сторону последней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.