Какое влияние интересы склонности и способности. Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении

Интересы и склонности

Первое, что характеризует с психической стороны человека,- это ᴇᴦο интересы и склонности, в которых выражается направленность личности. Самый факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определённый предмет называется, как мы уже знаем, вниманием. Под интересами же мы разумеем такое отношение к предмету, которое создаёт тенденцию по преимуществу обращать внимание на него. Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него ʼʼинтерес к театруʼʼ, то под этим мы разумеем, что он стремится возможно чаще бывать в театре, читает книги о театре, не пропускает в газетах сообщений, заметок и статей, касающихся театра, что, участвуя в разговоре или слушая радиопередачи, он обращает внимание на всё, так или иначе относящееся к театру, что, наконец, мысли ᴇᴦο часто направлены к театру.

Между понятиями ʼʼинтересʼʼ и ʼʼсклонностьʼʼ имеется некоторое различие. Под интересом разумеется направленность на определённый предмет, под склонностью же - направленность на занятие определённой деятельностью. Интерес - это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нём. Склонность - это тенденция заниматься какой-нибудь определённой деятельностью.

Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.

В корне возникновения интересов и склонностей лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Потребность в пище является одной из основных потребностей всякого человека. Когда эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т. е. когда человек голоден, у него возникает ʼʼинтерес к едеʼʼ; ᴇᴦο помыслы сосредоточиваются на еде. Но такой ʼʼинтересʼʼ имеет временный характер и проходит, как только человек насытится; в нём не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной чертой личности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания ᴇᴦο психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание - скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы ᴇᴦο мысли, зажигало бы ᴇᴦο чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.

Читайте также:
  1. Вопрос № 55. Анализ показателей платежеспособности, кредитоспособности и финансовой устойчивости предприятия сферы сервиса.
  2. ИНТЕРЕС → СКЛОННОСТИ → ПРОФНАПРАВЛЕННОСТЬ → ПРИЗВАНИЕ
  3. Июнь 2009г. Постановление констит. суда Если суд рассматривает дело о полной недееспособности, присутствие такого лица обязательно.
  4. Личность в системе управления. Основные свойства, способности, качества личности. Формы взаимодействия личности и коллектива
  5. Пособие по временной нетрудоспособности, прожительность его выплаты.
  6. Существуют виды дееспособности, которые зависят от возраста человека.
  7. Эффективное использование работоспособности, квалификации, практического опыта и мастерства всех служащих в организации;

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности несводимы к знаниям, умениям, навыкам; в отличие от дефектов, они обеспечивают успех; способности отличают одного человека от другого.

СКЛОННОСТЬ - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основа - глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей, хотя бывают случаи несовпадения склонности и способностей.

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга, а значит, интересы побуждают к деятельности, активизируют личность, ведь работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно. Различают непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственный интерес это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес это интерес к результатам деятельности: к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, учёному звания и т.д.

Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевает объектом интереса.

Склонность можно рассматривать не только как направленность (предпочтение), но и как стремление к какому-либо занятию . Таким образом, в склонности есть как содержательно-оценочная сторона (отношение к чему-либо), так и динамическая, побудительная сторона (стремление что-то делать), «тяга». Понимание связи способностей со склонностями у разных авторов различное. В качестве крайних и противоположных точек зрения можно привести представления А. Ф. Лазурского, отождествлявшего эти два понятия (с ним согласен и К. К. Платонов, писавший, что склонность к труду и учению сама по себе является способностью), и точку зрения Б. М. Теплова, допускавшего возможность независимого развития склонностей и способностей. Природная склонность к тому или иному виду деятельности может испытывать сильное влияние типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Способности и склонности связаны между собой не прямо, а опосредованно, через типологические особенности. Они сосуществуют параллельно друг другу (но не раздельно!), если обусловлены природными задатками человека. Как отмечает В. Н. Мясищев, несоответствия между способностями и склонностями могут быть двух видов.

Итак, что же вам интересно? К каким профессиям у вас есть склонности и способности? Какую работу вы могли бы делать хорошо и с удовольствием?

Если у вас нет ответа на эти вопросы, то, значит, это нужно выяснить. И заняться этим нужно активно, не откладывая. Как это сделать? Есть несколько способов.

Пройдите тесты на профориентацию.

Это самый простой способ. В Голландии такие тесты очень распространены, их активно рекомендуют всем выпускникам. В России они тоже имеются в большом количестве.

Некоторые тесты можно пройти онлайн совершенно бесплатно, например, на сайте «Центр тестирования и развития - гуманитарные технологии» fhttp://www. proforientator.ru/tests).

Мне понравилась «Матрица выбора профессии» на сайте «А.Я. Психология» (http:// azps.ru/tests/profmatr.html). По этой методике нужно сначала указать, какие из десяти объектов кажутся вам наиболее интересными (например, «Человек», «Информация», «Финансы») и какие из десяти родов деятельности вас привлекают (например, «Управление», «Образование», «Производство»). После этого в матрице можно найти, какие профессии включают в себя выбранный род деятельности, направленный на выбранный объект (например, если объект - «Человек», а деятельность - «Управление», то профессия, которая сочетает и то и другое, - «Менеджер» или «Администратор»).

На сайте НИУ - ВШЭ (http://flash.hse. ru/test/test. swf) есть тест «Какой факультет-твой?» Пройти его интересно, даже если вы не собираетесь учиться в «Вышке», потому что он дает результаты по трем категориям:

1) какие науки вам больше подходят - гуманитарные или точные; 2) какой стиль работы вам больше подходит - в постоянном общении с людьми или в уединении; 3) что для вас важнее - личные доходы или общественная польза.

Еще в каждом городе и регионе есть центры профориентации, где можно пройти более развернутые платные тесты.

Попробуйте разные занятия. Это самый лучший способ определиться с вашими интересами и способностями, особенно если у вас есть время. Недавно в одной статье я прочитала, что самое лучшее в ситуации неопределенности - действовать и смотреть, что получится! Если вы будете просто сидеть и думать: «А что же мне нравится?», то толку от этого очень мало, и ответа у вас не будет ни через год, ни через два. Действуйте, проявляйте активность, пробуйте разные занятия, и очень скоро ваши интересы проявятся сами собой. Возможностей очень много - от спорта и КВН до углубленного изучения школьных предметов и иностранных языков, веб-дизайна и общественной деятельности.

Пробуйте, загружайте себя, не бойтесь быть занятыми и уставать. Время - это не пирог, который надо разрезать на правильные кусочки, а скорее рюкзак, который нужно набить до отказа. Чем больше вы будете заняты, тем больше будете успевать. И тем интереснее и ярче станет ваша жизнь в любом возрасте. Юность - самое подходящее время, чтобы узнавать мир, знакомиться с самыми разными людьми, учиться чему-то новому, пробовать себя. Когда еще, если не сейчас?!

Какие занятия выбрать? В этом вам помогут тесты на профориентацию и ваши интересы. Попробуйте понять, какие школьные предметы вам нравятся больше других и почему. Если вам трудно ответить на этот вопрос, то подумайте, какие предметы даются вам легче остальных. При успешном выполнении заданий в каких случаях у вас возникает не только чувство облегчения (мол, наконец-то избавился!), но еще и чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы? По каким предметам вам хочется сделать задание как можно лучше и почему? Если некоторые дисциплины вам нравятся или у вас есть к ним способности, попробуйте ознакомиться с ними поближе. Запишитесь в кружок, подготовьте доклад для школьной конференции. Запишитесь на олимпиаду и постарайтесь как следует к ней подготовиться.

Почему этот способ работает, даже если изначально вам придется делать над собой (порой немалые) усилия? Потому что очень часто аппетит приходит во время еды. Чем больше мы знаем о каком-то деле, чем лучше его выполняем, тем интереснее нам становится.

Подумайте, что у вас хорошо получается. Что получается у вас по-настоящему хорошо или, по крайней мере, лучше, чем у других? Вот несколько примеров.

  • Вы хорошо учитесь, получаете высокие оценки, умеете и любите учиться.
  • Вы разбираетесь в компьютерах.
  • Вы общительны и вхожи в любую компанию.
  • Вы кого угодно можете убедить и переспорить.
  • У вас чуткое сердце, вы всегда знаете, если человеку нужна помощь, и всегда готовы прийти на выручку.
  • У вас отличная память.
  • Вы остроумны и находчивы, не растеряетесь ни в какой ситуации.
  • Вы умеете постоять за себя.
  • Вы - хороший спортсмен.
  • Вы прекрасно рисуете.
  • Вы легко решаете задачки по физике и математике.
  • Вы много читаете.
  • Вы - отличный организатор.
  • Вы разбираетесь в политике, следите за новостями.
  • Вы в курсе новых веяний моды, регулярно читаете об этом новости и смотрите веб-сайты. Подруги (и даже мама) считают вас авторитетом по части одежды и макияжа.
  • У вас ловкие руки.
  • Вы очень организованны, у вас в комнате порядок, вы ничего не забываете и никуда не опаздываете.
  • Вы оптимистичны, не расстраиваетесь из-за пустяков.
  • Вы очень терпеливы.
  • Вы умеете хорошо объяснять сложный материал.
  • Вы умеете держать язык за зубами.
  • Вы очень эрудированны.
  • Вы пишете хорошие стихи.
  • У вас есть свой веб-сайт, на который регулярно заходят посетители.

Сильные качества могут быть самыми разными. Напишите на листочке несколько своих сильных качеств и умений. Какие специальности требуют именно тех, которые у вас ярко выражены? В каких профессиях пригодится то, что вы умеете делать лучше своих ровесников?

Поймите, что вам точно не нравится. Наконец, если вы в полной растерянности, в школе для вас все предметы одинаковы, а результаты тестов не вдохновляют, то попробуйте сначала понять, что вам точно не нравится. Обычно это намного проще.

Какую работу вам точно не хотелось бы делать? Назовите три варианта. Почему вам не нравятся эти профессии? Назовите хотя бы две причины.

Если бы вам разрешили избавиться от трех школьных предметов, какие предметы вы бы перестали изучать, не задумываясь? Почему? Что именно вас так раздражает? Восприятие школьных предметов часто зависит от учителей. Но в вузе у вас будут другие преподаватели, поэтому, как бы это ни было трудно, отвлекитесь от личности учителя и попробуйте сфокусироваться на содержании предмета.

Понять свои интересы и способности в 17 лет совсем непросто. Нет гарантии, что вы не сделаете ошибки. Но попытаться стоит. Способности и наклонности есть у всех. Выбирайте только ту специальность, которая на данный момент кажется вам подходящей, интересной, «вашей».

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Интересы различаются по: содержанию, широте; длительности; глубине.

Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека. Глубина и длительность интересов характеризуют их устойчивость. В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.

Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.

Почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другие хуже? Все дело в том, что разные люди обладают разными способностями. Каждый человек может в той или иной степени обучаться новому, запоминать, рассуждать, воображать, анализировать ситуацию, принимать решение, понимать окружающих людей, оказывать на них влияние, улаживать конфликты, формулировать свои мысли, разбираться в технике, управлять машинами, искать и устранять неисправности, читать, считать, рисовать, планировать, контролировать свои чувства, преодолевать препятствия, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Перечисленные функции, которые может выполнять человек в различных видах деятельности наводит на мысли, что они исполняются с различной успешностью, иначе говоря, способности людей различаются.

Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то эта способность очень нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это – способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и т.д.

Любая деятельность требует совокупности определенных способностей. Например, лаборант должен иметь развитую координацию движений, хороший глазомер, наблюдательность и аккуратность.

Способности делятся на общие и специальные.

Общие способности необходимы для всех (например, способность к творчеству) или многих профессий и видов деятельности (организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др.).

Специальные способности важны для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т.д.).

Успешная работа в любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.

Говоря об общих способностях, конечно же условно, их можно разделить на три группы:

- во-первых , способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным реакциям, координации движений и формированию двигательных навыков (т.е. связанные с психофизиологией);

- во-вторых , способности к обучению и познавательной деятельности (умственные способности и интеллект);

- в-третьих , способности к общению и саморегуляции (тесно связанные с характером человека).

Первая группа способностей представлена у большинства людей в степени овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку. Так, профессии, связанные с движением транспорта, требуют от человека хорошего зрения и слуха. Многие рабочие профессии, а также такие специальности как милиционер, официант, массажист, тренер и многие другие требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости. Однако, эти качества человека, если человек физически здоров, более или менее легко поддаются развитию и тренировке. Высокий уровень физического здоровья необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазами и аварийно-спасательными работами. Кстати, хорошее здоровье не повредит представителю любой профессии. Ведь от состояния здоровья зависит не только ваша физическая, но и умственная работоспособность, и настроение, и способность к самообладанию.

Вторая группа способностей, связанная с умственным развитием, необходима, во-первых для успешного обучения, усвоения знаний, приобретения навыков внимания, памяти и мышления, которые нужны для овладения широким кругом профессий; во-первых: для успешного решения профессиональных задач в области творческих специальностей.

Достаточно высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности в таких профессиях как учитель, врач, менеджер, юрист, психолог, коммерсант, секретарь-референт, инженер, бухгалтер, экономист, программист, физик, химик. Интеллект (интеллект относительно устойчивая структура умственных способностей индивида) проявляется в способности человека к отвлеченному мышлению, логическим рассуждениям, пространственному воображению, сосредоточению внимания, запоминанию, усвоению и использованию знаний. От уровня развития интеллекта зависит успешность работы с текстами, таблицами, легкость понимания смысла высказываний и формулирования собственных мыслей, производства вычислений и количественных расчетов. Уровень интеллекта (состояние познавательных и творческих возможностей человека), так же как и уровень физического развития, не является статичным. С одной стороны, он зависит от природных задатков, наследственных особенностей, состояния здоровья, возможностей мозга, пола и возраста человека, с другой стороны, он определяется жизненным опытом, знаниями и навыками, содержанием и уровнем образования, условиями и образом жизни, воспитанием, мотивами и чертами характера и даже сиюминутным состоянием человека. Уровень интеллекта поддается измерению.

Отличаются люди и по типу интеллекта . Одни люди в большей степени способны к логическим рассуждениям, пониманию абстрактных понятий, владению языком, работе с текстами. Такой тип интеллекта позволяет наиболее успешно работать в сфере профессий «человек - человек». Другие могут с большим успехом оперировать точными количественными величинами, производить вычисления, работать с таблицами. Этот тип интеллекта позволяет достичь наибольших успехов в сфере профессий «человек - знаковая система». Третьи отличаются способностью к пространственным представлениям, воображению, работе с графиками, чертежами, картами и схемами. Такой тип интеллекта является наиболее подходящим для успешной работы в сфере профессий «человек - техника».

Способности к художественной деятельности с помощью психологических тестов оценить трудно. В области художественного, музыкального, литературного или актерского творчества в большей степени приходится полагаться на мнение авторитетных людей. Это связано с тем, что в сфере искусства очень трудно установить критерии, общепринятые правила, с помощью которых можно было бы оценить успешность творческой деятельности. Требования, которые предъявляются к людям профессии типа «человек – художественный образ», пока еще точно не определены.

Третья группа способностей зависит от степени развития черт характера человека. Это способности к общению с другими людьми, управлению своим собственным поведением и чувствами. Для большинства профессий эти способности не менее важны, чем ум.

По складу характера люди делятся на два классических типа, которые в психологии получили название интровертов и экстравертов. Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, конкретные явления, людей и предметы. Интроверсия – направленность на внутренний мир, абстрактные понятия, идеи, мысли, символы.

Для разных типов людей можно рекомендовать в качестве наиболее подходящих и разные типы профессий. Высокая степень экстраверсии в большей мере способствует достижению успешности в профессиях типа «человек - человек», в то время как интровертированность личности делает ее практически незаменимой в профессиях типа «человек – знаковая система», требующих общения скорее с информацией, чем непосредственно с людьми. В то же время, слишком высокая степень экстраверсии, как и слишком высокая степень интроверсии, могут быть препятствием на пути к успешной деятельности в профессиях типа «человек - техника». Ведь излишняя общительность может отвлекать человека от работы с неодушевленной техникой, а излишняя склонность к абстрактному мышлению может мешать овладению вполне конкретными и материальными техническими устройствами. Поэтому наиболее подходящим для профессий типа «человек -техника» может быть характер не слишком экстраверсированный, но и не слишком интровертировентированный, так называемый средний тип – амбиверт.

Другой чертой характера, по которой люди различаются между собой и которая важна в профессиональной деятельности человека, является эмоциональность (свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств). Как интроверты так и экстраверты могут характеризоваться либо высокой, либо низкой эмоциональностью.

Люди высокоэмоциональные отличаются повышенной чувствительностью, у них легко возникают эмоциональные реакции даже в ответ на незначительные раздражители, их эмоции довольно сильны. Они часто испытывают эмоциональную напряженность, склонны к тревожности. Их настроение непостоянно, оно быстро и легко меняется, подвержено колебаниям в зависимости от внешних условий или от внутреннего состояния человека. Таким людям бывает трудно преодолевать различные жизненные затруднения, они не всегда контролируют свое поведение и чувства, в быту мы говорим труднопредсказуемые. Но такие люди обладают и рядом достоинств. Во-первых они чувствительны к таким оттенкам и нюансам переживаний и отношений, которые другие люди просто не замечают. Во-вторых, они отличаются развитой интуицией, которая позволяет им принимать решения быстро, почти мгновенно. В-третьих, они в состоянии принимать весьма нестандартные, оригинальные и необычные решения. Таким образом, высокий уровень эмоциональности может быть полезным качеством человека прежде всего в сфере профессий типа «человек – художественный образ» и «человек - природа». В то же время работать с людьми, информацией и техникой людям эмоционального склада.

Люди низкоэмоциональные, как правило, спокойны, отличаются стабильным настроением. Их поведение устойчиво и предсказуемо. Они хорошо себя контролируют, терпеливы и легко справляются с различными трудностями. Люди этого типа более универсальны и могут работать в любых типах профессий практически без ограничений. Поэтому их профессиональный выбор определяется интересами и склонностями, степенью интроверсии-экстраверсии, интеллектуальными возможностями, другими профессионально-важными качествами, способствующими успешному освоению деятельности.

Кроме общих способностей успешность профессиональной деятельности зависит от специальных способностей: технических, математических, педагогических, организаторских, литературно-лингвистических, художественных, музыкальных, творческих, спортивных.

Например, для профессии художника требуется высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, способности к цветоразличению, координации движений и ловкости рук, зрительной памяти, художественного вкуса.

Вы спросите, как же быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: либо изменить сам выбор, либо искать способы развития или компенсации недостающих и слабо выраженных способностей. Недостатки памяти, например, можно компенсировать систематическим ведением различных записей, составлением картотеки и т.п., что в свою очередь должно привести к ее системности и развитию; недостаточное развитие пространственного воображения – использованием объемных моделей и др. Компенсация слабо выраженных способностей – явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно хочет добиться высокого мастерства в деле.

Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому из вас развивать умственные способности, ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, гибкость ума.

Итак, к избираемой профессии нужно готовиться, формируя и развивая в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности, т.е. «хочу»и «могу». Но при выборе профессии необходимо знать и учитывать третью составляющую – «надо», т.е. рынок труда.

Чем же торгуют на рынке труда? На рынке труда покупают и продают рабочую силу. Силу не в прямом физическом смысле, а силу как способность к определенному виду труда.

Покупателем на рынке труда выступает работодатель, и на сегодняшний день его требования можно сформулировать так: «Нужен профессионально мобильный человек широкого профиля». Что за смысл вкладывает работодатель в это высказывание?

Прежде всего под этим понимается то, что работодатель наиболее заинтересован не просто в специалисте, а в человеке, владеющим несколькими профессиями. Как у Н.А. Некрасова: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». С другой стороны, работник должен быть готов при необходимости достаточно быстро переквалифицироваться, овладеть новой или смежной специальностью.

Может быть, чем выше уровень профессионализма, тем дороже можно себя продать? Нет, опыт показывает, что это не совсем так. Можно привести примеры, свидетельствующие о том, что профессионалы экстра-класса иногда оказываются без работы. Почему? Потому что в современных условиях они не пользуются спросом. То, что они могут предложить, оказывается не нужным сегодняшним работодателям, не требуется на рынке труда.

Ваша рабочая сила, т.е. ваше здоровье, квалификация и способности являются на рынке труда ни чем иным, как товаром. Сколько стоит этот товар?

Цена на товар зависит от соотношения спроса и предложения. Цена товара прямо пропорциональна спросу на него и обратно пропорциональна его предложению. Иначе говоря, чем больше спрашивают товар и чем меньше предлагают его на рынке, тем дороже он стоит. Поэтому самыми дорогими товарами являются товары дефицитные, которых не хватает, несмотря на крайнюю в них нужду. Если же спрос на товар не велик или вообще отсутствует, то цена оказывается на него очень низкой. Особенно, если предлагают его все, кому не лень (в переводе на язык работодателя низкоквалифицированные специалисты).

Профессионализм тоже является товаром, и цена на него зависит не столько от его уровня или качества, сколько от того, требуются ли профессионалы этого класса и типа на рынке труда и сколько подобных профессионалов предлагает работодателям свои услуги. Поэтому платить большие деньги вам будут не за то, что вы обладаете высокой профессиональной квалификацией, а за то, что других столь же квалифицированных людей не так уж много и выбор у работодателя не велик. Если же ваша профессия сегодня не требуется, то будьте вы хоть «семи пядей во лбу», рассчитывать вы сможете в лучшем случае лишь на минимальную оплату. А если при этом таких как вы «хоть пруд пруди», то работу по специальности вы можете вообще не найти.

Таким образом, профессия, которую вы выбираете, должна соответствовать не только вашему «хочу» и «могу», но и «надо» - реальному спросу на конкретный товар, в качестве которого в современных рыночных условиях может стать и ваша будущая профессиональная квалификация.

Класс: 9

Тема: «Интересы и склонности в выборе профессии».

Цель: знакомство с признаками проявления интереса, со значением интересов в жизни человека; выявление особенностей своих интересов и склонностей; соотнесение области своих интересов и склонностей с требованиями различных профессий; формирование адекватной самооценки для определения профессионально важных качеств.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Знакомство с целью и темой занятия.

    Теоретическая часть.

Интересы и склонности и их учет в выборе профессионального труда

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других - к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес - это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Проявляется интерес в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия, которые встречаются и в труде.

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности - стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке выразительного чтения, кукольном, фотокружке и т. п. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно будет выразить формулой «хочу знать», а склонность - «хочу сделать».

Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный кинофильм?» Однако эти вопросы бессмысленны, так как интерес - это не свойство вещи (книги, кинофильма и т.п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы различных людей неодинаковы.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах. Если человек выбирает профессию, которая ему не интересна, то он никогда не получит удовлетворения от своего труда и маловероятно, что будет успешен в профессиональной деятельности.

    Практические работы по выявлению своих интересов и склонностей.

Задание 1. Выявите свои интересы.

Итог по результатам практической работы по выполнению теста Голланда на занятии «Межгалактическая вечеринка»:

а) назовите предпочтительный для вас тип профессий;

б) назовите профессии, которые относятся к этому типу;

в) какие требования предъявляет к человеку этот тип профессий;

г) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям в вашем регионе.

Задание 2. Проверьте устойчивость своих интересов.

В течение 3 мин напишите в тетради как можно больше слов. Как можно больше!

А теперь опять-таки в течение 3 мин напишите как можно больше слов, относящихся к любимому занятию.

1. Подсчитайте процентное соотношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельностью или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Чем выше полученный процент, тем активнее ваше отношение к предпочитаемому виду деятельности или области знаний. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу.

2. Подсчитайте общее количество написанных слов, относящихся к любимому занятию. Сравните свои результаты с результатами товарищей по классу. Большое количество верно написанных слов свидетельствует об осознанности выбора вашей работы, о связи с результатами предыдущих анкет.

При анализе результатов выполнения обоих пунктов этого задания обратите внимание на следующее (при затруднении обратитесь за помощью к преподавателю):

а) насколько широко и разносторонне охватывают написанные слова предпочитаемую вами сферу деятельности или область знаний;

б) к какому аспекту деятельности (непосредственное выполнение или общение, руководство, подчинение, планирование и т д.) преимущественно относятся написанные слова;

в) насколько написанные слова взаимосвязаны между собой.

По данным заполнения карты самооценки склонностей (задание 2) и результатам выполнения этого задания можно сделать вполне определенные выводы. Например, если из предыдущего задания следует, что вас интересуют точные науки, а результаты задания 3 подтверждают этот интерес (наибольшее количество слов, связанных с занятиями точными науками), то можно сделать вывод о наличии у вас стойких профессиональных намерений и проявлении профессионального самоопределения. В случае расхождения результатов можно судить о поверхностных профессиональных намерениях и отсутствии сознательного отношения к выбору профессии.

Итог:

1. Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей:

а) область интересов... ; б) предпочтительный тип профессии.. ; в) любимое занятие....

2. Назовите профессии, которые одновременно относились бы и к области ваших интересов, и к предпочтительному для вас типу профессий, и к предпочитаемой вами сфере деятельности.

3. Какие требования предъявляют к человеку эти профессии?

  1. Как управлять интересами и склонностями

Нет неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересно строить, другому водить машину, третьему учить детей. То, что сегодня человеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли.

Может ли сам человек управлять своими интересами и если да, то как это делать? Обратимся к эпизоду из хорошо известного романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», когда главный герой был наказан за очередную провинность тетей Полли. И какой он нашел выход из положения? (Здесь этот отрывок приведен в сокращении.)

«Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души, и там воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение - блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался... тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

- Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

-А, это ты Бен! Я и не заметил.

- Слушай-ка, я иду купаться... да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну, конечно, еще бы!

Том посмотрел на него и сказал:

- Что ты называешь работой?

- А разве это не работа?

- Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...

- Я дам тебе все яблоко - все что осталось.

Том вручил ему кисть с видимой неохотой...

Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.

Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы взрослый или мальчик страстно захотел обладать какой-либо вещью, пусть эта вещь достанется ему возможно труднее».

Конечно, дать однозначные рецепты, как делать скучную работу интересной, как управлять своими интересами и склонностями, невозможно. Но вот некоторые соображения на этот счет.

1. Препятствие, которое человек должен преодолеть для достижения цели, возбуждает, укрепляет интерес к ней. Однако это препятствие должно быть не очень большим и обязательно преодолимым.

2. Попробуем немного порассуждать. Что происходит, когда нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится. Работа еще не началась, а уже скучно. Действует установка, как, например, в цирке: выходит клоун, он еще ничего не сказал, не сделал, а нам уже весело, мы смеемся. Мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако установку можно изменить по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения,- это, кстати, доказано и учеными в опытах. Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз и нужно на первых порах! Вообразить! Задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроиться на интересное, привести себя в хорошее настроение. И эту задачу можно решить. Надо вспомнить, как вы ведете себя, когда приступаете к любимому занятию, и поступить точно так же.

3. Одной установки мало. Надо приложить чуть-чуть старания (после психологической подготовки сделать это легче) и выполнить работу более тщательно, чем всегда. Более внимательно, отдать ей больше времени. Не торопиться. Потому что тщательность - основной источник увлечения работой. Когда торопитесь, внимание распыляется: и работаете, и следите за временем. Но если внимание не сосредоточено полностью на работе, то неминуемо она окажется скучной, ибо интерес - это и есть сосредоточение внимания. Работать тщательно - значит заранее отвести на работу время с избытком и не торопиться, не выгадывать минуты.

4. Интерес сразу не сформируется, поэтому возникает вопрос: сколько же времени надо работать, следя за собой, тщательно и с психологической установкой на интерес?

Теоретически даже единственный опыт останется в памяти человека, один поступок может стать основой полезной привычки. Но не всегда. Некоторые психологи на основании наблюдений утверждают, что для образования привычки нужно три недели, т. е. двадцать один день. Единого мнения на этот счет нет.

Так сколько же дней надо продолжать опыт по формированию у себя интереса? Вернее всего, до первого успеха и дальше. Успех окрыляет человека и дает ему силы, ведет к увлечению.

5. И последнее. Интересы и склонности проявляются и формируются только в деятельности, связанной с ними. Поэтому надо не ждать, когда проявится интерес или склонность, а активнее включаться в разнообразную деятельность. Именно такое поведение позволит вам выявить и сформировать интересы и склонности.

Если интересы и склонности к какой-то области знаний или практической деятельности связываются с жизненными планами, то они переходят в профессиональные. И это, конечно же, хорошо.

    Рефлексия.

Вопросы и задания.

1. По каким признакам судят о наличии интересов к определенной области у человека?

2. Как различаются интересы?

3. Что такое склонности и как они проявляются?

4. Может ли сам человек управлять своими интересами?

5. Какую роль играют интересы и склонности в выборе профессии?

6. Если человек занимается неинтересным делом, проигрывает не только он, но и общество в целом. Почему?

7. Вместо точек в нижеприведенном тексте вставьте пропущенные слова:

а) Применительно к выбору профессии интересы – это … отношение к определенной области труда, стремление к … и деятельности.

б) В том случае, когда с интересами связаны … планы, говорят о профессиональных интересах.

в) Интерес – это не свойство вещи, а свойство …

8. Подумайте, у кого из кратко описанных учащихся более ярко выражены склонности к практическому преобразованию окружающей общественной среды.

Ученик А. Проявляет повышенный интерес к событиям в стране и за рубежом. Много читает, хорошо играет в шахматы, и в летнем лагере был назначен старостой шахматного кружка. На занятиях кружка хорошо объясняет и показывает позиции, ведет учет посещаемости. Часто увлекается игрой сам. Работает в основном с теми, кто хорошо играет, а от непосед и шалунов старается отстраниться, избавиться.

Ученица Н. Хорошо учится, активна в учебе, в труде и спорте, в художественной самодеятельности, хотя ни в одном из этих видов деятельности не выделяется среди других. Н.- большой реалист. Когда на школьном совете обсуждали вопрос об организации комбината «Своими руками», она встала и минут пять, загибая пальцы, перечисляла, что нужно сделать. Когда же ей поручили организовать группу сильных мальчиков для переноски столов, а самый сильный из ребят отказался, Н., высказалась: «Сейчас соберу одних девчонок и ребят из младших классов, они посильнее некоторых, что с гантелями». Слово сработало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.