Как стать крутым фотографом. Разновидности фотографии: почему важно выбрать правильно

Подводные камни работы фотографом, секреты, нюансы. Как начать фотографировать - обо всем этом рассказали Пятому каналу признанные гуру фотографии.

Московской фотохудожнице, которая работает под псевдонимом Natalie Ina, всего 21 год, а она уже звезда готических пабликов. Ее Instagram читают тысячи человек, хотя сама Натали признается, она ничего не делала для того, чтобы страница стала популярной. На ее фотографиях — декаданс, природа и древние мифы.

Фото Natalie Ina, «Автопортрет»

О фотографии как перформансе

— Все началось тогда, когда я попробовала впервые снимать на мыльницу. Я просто поняла, что это такой же хороший способ воспроизвести определенный момент, переживание, свое внутреннее ощущение, как и живопись, рисунок, которым я и тогда занималась, и сейчас. Только, в отличие от выдуманных и изображенных персонажей на бумаге, объекты для фото реальны! Это вечный танец, вечный перформанс, который я создаю при помощи живых людей и себя, и это прекрасно. Тогда и стала развиваться в этом направлении параллельно с иллюстрацией, где в голове необходимо всегда придумывать историю персонажа, прочувствовать его переживания, мысли. Для этого всего у меня очень много источников вдохновения, так что этот танец может длиться бесконечно.

Фото Natalie Ina

О том, как начать фотографировать

— Совет для начинающих, хм… Суть не только в том, чтобы передать свет, сделать гармоничную композицию и выставить все настройки «как нужно». Это не главное! Главное — не бояться передавать внутреннее ощущение, атмосферу какой бы она ни была. Ведь это не просто нажатие кнопки спуска, это запечатление частички вечности. И еще главное — не бояться трудностей, которые могут возникнуть на любом творческом пути.

Фото Natalie Ina

— Еще я бы посоветовала четко определиться с тем, какое направление действительно интересно. Какое наполняет и становится частью жизни, какие образы действительно интересны, а потом отталкиваться от него, расширяя границы своего видения. Хотела бы дать совет насчет стиля: сейчас очень много фотографов в интернете, и среди всех фотографий можно заблудиться. Как только человек берет в руки фотоаппарат, он сразу пытается сделать карточку узнаваемой, найти «свой» фильтр, цвет, настройку. Я бы посоветовала на миг задуматься: все приходит со временем, и стиль тоже. Но он не в фильтре будет заключаться, а во множестве деталей, складывающихся из видения того, кто снимает.

О секретах работы

— Насчет лично моего творческого пути — поначалу это были фотографии природы и автопортреты, в которых я хотела передать слияние человеческой сущности и природы. Так эта «Main Theme» и закрепилась за мной на всю жизнь. Потом были знакомые, подруги, которые помогали в создании образов, готовые поучаствовать и быть персонажами моих историй. А затем появились и те незнакомцы, которым стало интересно увидеть себя с другой стороны, увидеть себя в другом образе — красивыми, меланхоличными, иными, не теми ими, которые в зеркале каждый день. И стали приходить ко мне на съемку именно за этим.

Я не считаю себя очень успешной, но мне приятно, что многим людям действительно интересно это мрачное и атмосферное направление в фотографии.

Фото Natalie Ina

— Специфика работы в том, что я не считаю это работой. Это даже можно назвать сотворчеством с моделями, которые приходят ко мне на съемки. Самое важное для меня в работе — это умение находить в контакте с людьми нечто в их внутреннем мире, что можно было бы отобразить, при этом не устанавливая для себя стереотипов и каких-то четких границ в этом плане. А подводные камни, как и скелеты в шкафах, везде есть… Трудно порой найти общий язык с клиентом, но мне чаще всего попадаются интересные и творческие люди.

Роман Шампаров

Роман Шампаров из Санкт-Петербурга фотографирует людей стараясь максимально раскрыть их красоту. Поэтому он настаивает: на фотосессиях модель должна быть без макияжа. Роман умеет видеть красивое в каждом лице — иначе как бы у него получались такие изумительные фотографии?

Об увлечении фотографией

— Фотография мне нравилась с самого детства. У меня папа немного в молодости увлекался пленкой. В общежитии в туалете закрывался, никого не пускал и проявлял кадры. Правда я помню совсем мало… У нас дома всегда было довольно много альбомов с фотографиями, я любил их пересматривать. В школе брал папину «мыльницу», когда с классом куда-нибудь ездили на экскурсии. Все семейные праздники старался фотографировать. Потом в институте у старшего брата брал уже цифровую «мыльницу». На первый свой день рождения, за первые заработанные деньги купил себе цифровую «мыльницу». Так и понеслось.

Основных советов начинающим всего два: очень много фотографировать и очень много смотреть и анализировать чужие снимки.

Фото Романа Шампарова

О красоте людей

— Мне нравится наблюдать за эмоциями людей, за их мимикой. Люблю когда они смущаются, хмурятся, улыбаются. Человеческое лицо само по себе очень информативное и яркое. А косметика все это прячет. Да и очень мало кто умеет краситься, чтобы вблизи это выглядело красиво. Я считаю, что косметика это или для того, чтоб хорошо читалось лицо издалека, или для создания какого-то образа.

Фото Романа Шампарова

— Человеческое лицо, как и весь человек, — очень красивы. Мне не надо ничего раскрывать. Почти всегда фотография — это умение поймать нужный момент. Когда мы общаемся с человеком, мы видим его в движении. А фотография статична. И не каждый момент в статике, к сожалению, красив. Задача фотографа, как раз в том, чтоб поймать нужный момент.

Фото Романа Шампарова

Светлана Мелик-Нубарова

Фотохудожница Светлана Мелик-Нубарова из Алма-Аты — мастер фантасмагории. Мадонны эпохи Возрождения в ее работах соседствуют с пейзажами Босха.

Фото Светланы Мелик-Нубаровой, «Автопортрет»

О трудностях творческого процесса

— Фотография — это, прежде всего, творчество. Как известно, творческий процесс — процесс мучительный. В воображении возникает смутный образ, который настойчиво требует реализации. Поиск средств реализации — костюм, модель и умение принять реальность, так как все, что затем происходит на фотосессии, значительно отличается от того, как я представляла себе это в воображении.

Не так давно я проводила фотосессию с младенцем и двумя котами. Выбрали время, в которое наша малышка обычно живая и веселая. Представлялось, что коты, конечно, не будут позировать, но будут вести себя достаточно органично. Однако, именно в этот день малышка почему-то очень рано встала и к моменту фотосессии хотела только одного — спать. Громадные коты так испугались, что стремились только к одному — спрятаться в свою переноску. А так как их заставляли позировать, они постоянно жалобно кричали на всю студию. Пришлось принять ситуацию и следовать принципу — делай все, что можешь, и будь что будет.

Светлана Мелик-Нубарова

— Радует, когда в результате то, что получается, соответствует тому, что виделось в воображении. И когда работа находит отклик у людей, которым я доверяю, работы которых вдохновляют меня.

О том, что вдохновляет

— Как я уже сказала, источником вдохновения для меня является живопись. Библейская тематика является основой картин таких мастеров, как Рафаэль, Леонардо, Босх, Беллини … — список длинный. В этой связи мне очень близка тема материнства (Мадонны). В этом стиле работают и другие фотографы. Так мне очень нравятся работы Дженни Бут и Ромины Рессиа. В их портретах так здорово сочетаются стиль старинной живописи, современность, ирония и очень часто провокация.

Фото Светланы Мелик-Нубаровой

О продаже работ

— Я очень редко провожу заказные фотосессии. Соглашаюсь только в том случае, если модель мне интересна, и я впоследствии могу положить эту работу в свою творческую копилку.

В основном я продаю свои работы через галереи. Так некоторые мои работы были куплены в Америке, Австралии и Германии. Участвую в выставках (Франция, Австрия, Австралия, Америка), на которых так же есть возможность продать свои работы. В прошлом году я записала серию видеоуроков, которые также пользуются популярностью. Я уже несколько лет сотрудничаю с китайскими фотосайтами, которые являются посредниками в продаже моей видеопродукции.

Фото Светланы Мелик-Нубаровой

Как я уже упоминала, я не являюсь коммерческим фотографом, но если то, что я делаю, вызывает интерес, который в итоге вознаграждается еще и материально, я этому только рада.

Материал Анны Долгаревой

Не сомневаюсь, что многие обладатели мало-мальски продвинутого фотоаппарата мечтают зарабатывать с его помощью себе на хлеб с маслом. Купив полупрофессиональную беззеркалку, думать о карьере фотографа стал и я.

Фотобизнес – это выгодно?

Вообще, что касается фотографии, сейчас складывается весьма любопытная ситуация. С одной стороны, обилие смартфонов, планшетов, других гаджетов с камерами, кажется, обесценивают труды фотографа.

Действительно, что тут трудного, – нажал на сенсор телефона и вмиг получил фото любого желаемого объекта! Так поступает каждый.

И количество фотоконтента на просторах интернета увеличивается в геометрической прогрессии. Но с другой стороны, за качественное изображение люди всё охотнее готовы платить.

Спрос на хорошую фотографию не снижается, а наоборот, растёт! И виной тому как раз обилие ширпотреба, снятого на любительские камеры.

В тех же соц.сетсях пользователи хотят выкладывать не просто фотомусор, но и снимки, в которых присутствует мысль, интересный ракурс, оригинальная обработка…

Перед запуском бизнеса

Особо не разбираясь в тонкостях фотобизнеса, я твёрдо решил, как можно быстрее обучиться этому ремеслу.

Надо сказать, что сейчас развелось множество фотошкол, предлагающих свои услуги. Но я посчитал, что справлюсь и сам, а на сэкономленные таким образом средства приобрету недостающее оборудование для съёмок.

Первое, что я сделал , – зарегистрировался на трёх самых рейтинговых фотосайтах. Там, где «тусуется» много продвинутых и не очень людей.

Добавил себе в избранное пару десятков портретистов из категории «топ», стал внимательно рассматривать и анализировать их произведения. Затем старался повторить понравившиеся фото мастеров, используя в качестве моделей родственников и друзей.

Чем ещё хороши фотосайты, так это тем, что к выставляемым изображениям часто прилагается описание с параметрами съёмки, используемой техникой и прочей полезной информацией.

Очень быстро стало понятно, какие пробелы в знаниях мне необходимо подтянуть. Я проштудировал книгу по портретной фотографии (таких в интернете полно, скачивайте любую и наслаждайтесь).

Понял, какие объективы и аксессуары мне нужны в первую очередь, узнал, как работать со светом, усвоил основы построения композиции…

Итак, через неделю я был готов к серьёзной деятельности.

Первоначальное техническое оснащение:

– неполнокадровый беззеркальный фотоаппарат Sony a6000 со стандартным объективом 18-55мм фокусного расстояния;

портретный объектив с постоянным фокусным расстоянием 50мм и минимальной диафрагмой 1,8

– фотовспышка Sony HVL-F43M

– запасной аккумулятор

– сумка для фотоаппарата и различные мелочи: флешки, тряпочки, ватные палочки для протирки объектива.

Насчёт марки фототехники: можете начинать свой бизнес с камерами любого понравившегося вам бренда. Фотоаппарат лишь должен соответствовать нескольким критериям: иметь большую матрицу, «горячий башмак» и возможность снимать в формате RAW.

Полнокадровый фотоаппарат с 35 миллиметровой матрицей – это идеальный, но довольно дорогостоящий вариант. Оптимальным же для новичка вариантом является, на мой взгляд, аппарат с «кроп» матрицей (неполнокадровый).

Такая техника выдаёт достаточно качественную картинку при её относительно невысокой стоимости.

Объектива должно быть, минимум, два. Один – портретник с постоянным фокусным расстоянием и как можно более широкая (открытая) диафрагма.

Для полнокадрового аппарата наиболее «ходовое» фокусное расстояние – 85мм. Для «кропа» – 50мм. Такие фокусные сведут к минимуму оптические искажения, а широкая диафрагма обеспечит большую светосилу и красивое размытие – боке.

Второй объектив – стандартный зум, позволяющий приближать объекты. В полевых условиях, на праздниках и других мероприятиях, где люди постоянно двигаются, вам чаще всего придётся снимать именно им.

Дополнительный аккумулятор и флешку приобретите обязательно! Иногда процесс съёмки затягивается, и дополнительный источник энергии или место на диске не помешают.

Если вы используете внешнюю вспышку – покупайте дополнительно батареи и туда тоже. Не ошибётесь.

Как найти первых клиентов

Изначально попытался привлечь покупателей из соцсетей Инстаграм и Вконтакте. Выкладывал то, что успел наснимать в процессе самообучения, писал объявления, делал всевозможные акции. Но результат был нулевым.

Более того, и сами мои аккаунты особой популярностью не пользовались. Великое множество начинающих фотографов пытаются начать свой бизнес с соц. сетей. Убеждён, при такой конкуренции получается это у единиц.

Прошла неделя, а клиентов всё не было. Я стал судорожно искать шанс заработать. Дошло до того, что начал выходить в людные места, фотографировать прохожих и показывать им полученный результат…

Как-то раз на набережной проходили соревнования между городскими фитнес-клубами: приседания, отжимания, весёлые эстафеты. Я, оказавшись там, сделал около трёхсот фото мероприятия. Затем нашёл в соц. сетях аккаунты выступавших клубов и запостил им самые интересные фотографии.

Очень скоро посыпались лайки и комментарии. Это придало мне смелости, и я предложил свои услуги владельцам этих аккаунтов.

И через несколько дней у меня появился первый покупатель. Один из фитнес-клубов собирался отметить свой десятилетний юбилей. Должно было состояться представление в виде вручения премии «Оскар». Меня пригласили туда в качестве фотографа. Гонораром служил абонемент на бесплатное посещение тренажёрного зала. Я с удовольствием согласился.

На этом мероприятии я познакомился с главным редактором местного семейного журнала. Клуб периодически заказывал там рекламу. Мы разговорились, и оказалось, что их издательство проводит детский конкурс среди своих читателей.

Призом в нём было размещение фотографии ребёнка на обложке этого журнала. Конкурс проходил довольно бойко, но вот незадача: качество большинства присылаемых изображений оставляло желать лучшего, на обложку глянцевого издания формата А4 такие не поставишь. Их штатный фотограф был загружен, и не мог отвлекаться на проходящий конкурс.

Так родилась идея помочь изданию в фотографировании читателей. Список из нескольких десятков телефонов мне предоставили на следующий день, ближайшая фотостудия находилась в пяти минутах ходьбы от моего дома.

Я звонил по списку, представлялся фотографом журнала, предлагал свои услуги. Изначальная цена – 1000 рублей за фотосессию.

Фотосессия занимала час времени. Расценки студии – 400 рублей в час. Некоторые фотосессии проводились вне студии, и вообще не требовали затрат. За две недели, в течение которых проходил конкурс, я «отснимал» 17 фотосессий с детьми и заработал 13400 рублей чистыми.

Но самое главное, на глянцевых страницах красовались мои контакты! И что не менее важно, редакция решила ежемесячно продавать место на обложке любому желающему. Цена вопроса – 20000 рублей, мой гонорар – 50% от этой суммы, так как идея изначально принадлежала мне.

Так я стал детским фотографом.

Особенности работы

Надо сказать, что процесс съёмки детей, особенно малышей – та ещё процедура! Зачастую, ребёнок хочет заниматься только своими делами: баловаться, смеяться, спать, плакать…

Родители далеко не всегда могут образумить своё чадо. Вам подчас приходится лезть вон из кожи, чтобы сделать хоть какую-то приличную картинку. Здесь нужны титаническое терпение и находчивость.

Помимо технических аксессуаров, теперь я постоянно брал несколько погремушек, чтобы привлечь детское внимание и поймать ищущий звуки взгляд. Очень сильно помогали первое время ассистентки – работницы журнала, задающие тематику сессии.

Перед началом работы с детьми архи важно продумать план самой съёмки, её тематику и договориться с родителями о действиях, которые они будут предпринимать в тех или иных случаях.

Заплакал – делаем это, начал баловаться – поступаем так-то. В студии очень важно ставить декорации и освещение так, чтобы ребёнок ненароком их не задел, ничего не повредил и не поранил себя.

Вообще при взаимодействии с детьми важен постоянный контроль. Так как дети быстро устают, сессия не должна длиться более часа.

К вопросу о качестве получаемых изображений. Как вы можете убедиться, просматривая мои фото, выдающимся качеством они не блещут. Это средненький результат, вполне приемлемый для работ низкого ценового сегмента.

В этом сегменте люди платят не за абсолютное качество. Здесь важнее другое: живые эмоции, мимолётные умильные выражения, интересные сценки. Всё то, на что клиенты будут смотреть через десять лет и улыбаться.

Сколько можно заработать

По окончании конкурса клиентский список давал мне стабильно 2-4 клиента в неделю. Цену я поднял до 1500 рублей за час фотосессии.

Параллельно выполнял и другие заказы издательства. Чаще всего – это была рекламная съёмка товаров для детей.

У меня сформировался список семей, которые постоянно и с удовольствием приводили сынков и дочек с целью «засветить» своих чад в новом бренде.

Они без проблем платили 1000 рублей за час съёмок, плюс оплата студии. В месяц выходило до десяти подобных фотосессий, то есть, до 10 тысяч рублей «чистыми».

Не забывал я и о самостоятельном поиске клиентов, основную массу которых находил на различных мероприятиях.

К концу третьего месяца работы я вышел на доход в 40 тысяч рублей в месяц.

Максимальный доход за всё время работы составил 76 тысяч в месяц.

Основные источники клиентов

Мероприятия – это огромный кладезь клиентов! Фотограф должен находиться в гуще событий, происходящих в родном городе.

Естественно, везде бывать, фотографировать, общаться, брать и оставлять контакты. Также необходимо регулярно просматривать сайты ведущих местных компаний, торговых и детских центров, увеселительных заведений.

Всё это ценнейшие источники информации о событиях в вашем городе.

Один крупный торговый центр проводил праздник ко Дню защиты детей. Я там присутствовал и фотографировал. Просто так. Сразу показывал фото счастливых детишек их родителям, оставлял визитки или записывал контакты родителей. Оттуда у меня появилось около десятка клиентов.

Известная нефтяная компания организовала детский праздничный концерт – я побывал и там. Состоятельные родители охотно покупают фотосессии для своих деток.

Ещё два фитнес-центра приглашали меня на свои праздники. Несколько человек оттуда купили своим малышам фотосессии.

Постепенно, после упорной деятельности «в полях», и ваши профили в соцсетях начнут посещать всё чаще, пользователи станут лайкать фотографии всё охотнее. Придет черёд интернета работать на вас.

Так, после очередных съёмок в фитнес-центре, мне пришло сообщение в ВК от тренера по танцам. Девушка заказала фотосессию в стиле «Ню». Задорого. Но это уже другая история…

Выводы:

1. Начиная фотобизнес, не обязательно иметь дорогостоящее профессиональное оборудование. Достаточно полупрофессиональной камеры, можно даже б/у, пары качественных объективов и вспышки. «Зеркалка» у вас будет или «беззеркалка» – не важно. «Навороченность» техники будет расти одновременно вашим профессионализмом.

2. Не гонитесь на первых порах за идеальным качеством. Новичок должен помнить поговорку: «лучшее – это враг хорошему». Естественно, нужно стремиться выполнить своё дело как можно лучше, но сидеть днями над одной фотографией, добиваясь идеала, бессмысленно. Особенно, если стоимость всей фотосессии ниже среднерыночной.

3. Начав продвигать свои услуги, не надейтесь на соцсети и интернет в целом. Если у вас нет суперского портфолио и реальных рекомендаций довольных клиентов, – интереса у интернет-сообщества вы не вызовите. Доверие в этой сфере нужно заработать. Аккаунты в соцсетях, конечно же, необходимо завести. Выкладывать плоды своего труда, общаться, предлагать свои услуги. Постепенно, с течением времени, ваши аакунты «созреют» и начнут приносить вам прибыль.

4. Продвижение своих услуг начинайте с посещения как можно большего количества мероприятий, проходящих в вашем населённом пункте. Там много фотографируйте, общайтесь, знакомьтесь. Не бойтесь предлагать какие-то работы бесплатно, главное, сохраняйте контакты, имена, телефоны. На этапе становления (да и на остальных этапах тоже) – это ваш капитал.

5. Попытайтесь запартнёриться с каким-нибудь местным периодическим изданием: газетой, журналом. Можно также сотрудничать с местными интернет-порталами, новостными сайтами в качестве внештатного фотографа. Значительных гонораров, конечно, там не заработать, однако, это не главное.

Самое основное – это знакомства, связи и клиентская база, которые вы наберёте в процессе сотрудничества. К тому же, на любых мероприятиях с представителем СМИ будут общаться гораздо более уважительно.

6. Неустанно учитесь и совершенствуйтесь. Постоянно просматривайте и анализируйте фотоработы признанных мастеров. Подпишитесь на их группы в соцсетях, найдите их на фотосайтах. Подражайте им, копируйте их приёмы, пока у вас не появится свой стиль.

Если вы любите дело, которым занимаетесь, то вскоре у вас всё получится! Успехов!

Вам стоит обратить внимание на некоторые ключевые аспекты, если вы действительно хотите быть известным. В нашем случае известным фотографом.


1) Ваши сильные стороны

Начнем с очень простого вопроса, который вы зададите сами себе: что вы делаете? Очень важно осознавать собственные сильные стороны и границы. Это поможет вам на еще один шаг приблизиться к славе в правильном направлении и с правильным отношением. Придерживаясь своей специализации, вы создадите замечательное портфолио, которое сможет вдохновить зрителей.
Не стоит слепо наследовать других авторов, будь то уличная фотография или съемка дикой природы. Покажите миру собственно видение. В этом ваша индивидуальность и ваша сила, которая будет вызывать восхищение и признание поклонников.

Фото: Stephen Criscolo

2) Общение

Как вы планируете продвигать свои работы? Что касается социальных сетей, то обратите внимание на уже разместившиеся миллионы фотографов с миллиардами страниц. Высокая конкуренция вызывает сомнения в эффективности этого способа. Здесь ключевой момент – это ваша вера в себя. Начинайте планировать и ставить цели. В идеале нужно узнавать новое, но оставаться уникальным.
Есть множество способов поведать миру о своем творчестве. Например, один фотограф распространил свои фотографии в 1000 конвертах по всему миру, а другой устроил персональную выставочную галерею посреди оживленного места на рынке. Да, проявляя подобную инициативность, можно ускорить признание и славу.


Фото: André Bernardo

3) Привычка побеждать

Поиграйте в игру с вашим другом-фотографом, который знает о Брессоне .
Начните угадывать 10 уличных фотографий Брессона.
Отмечайте снимки в двух списках.
90% фотографий могли бы принадлежать вам обоим.

Во всех видах искусства было доказано, что в умах людей навсегда остаются «выигрышные» фотографии. Наши мастера становятся знаменитыми с десятком потрясающих фотографий, которые они производят в течение своей жизни. Не забывайте, что мы их называем «мастерами», потому что их блестящих фотографий не меньше 100. Но это небольшая часть того, что они снимают за всю свою карьеру. Приступите к созданию картины-победителя, которую будет сложно стереть из памяти людей. Это кадр, который в конечном итоге, сделает вас знаменитым.


Фото: Marie Taylor McCormick

4) Вдохновляйте других

Вдохновлять других – это легко. Полюбите искусство и поверьте в то, что ваше видение сохранится на долгие-долгие годы в ваших работах, которые будут носить ваше имя. Возможно, пройдет немало времени и у вас появятся миллионы последователей, которые могут не знать вас лично, но они будут знакомы с вашим искусством.
Существует некая преданность искусству, когда вы постоянно творите, не задумываясь о людях, которые будут его оценивать. И не старайтесь произвести впечатление на тех, кто критично отнесся к вашим предыдущим творениям. Понимание своего видения и воплощение его в прекрасных творениях само по себе является великой формулой, вдохновляющей других людей.


Фото: Aaron Nace

5) Последователи

Представьте, что вы добились признания и у вашего творчества есть поклонники. Группа ваших почитателей может постоянно расти, но как сохранить эту армию поклонников? Что, если вдруг они отдалятся и исчезнут?
Подумайте о своей репутации и будьте последовательны. Анализируйте каждую свою публикацию и постоянно задавайтесь вопросом, достаточно ли хороша эта работа, чтобы показать ее моим поклонникам? Будьте самым строгим критиком своих работ. Ваши ценители достойны видеть лучшее из того, на что вы способны. Тогда они будут дорожить вами долгие годы.


Фото: Luke Takes Photos

6) Плоды деятельности

Путешествуя по тернистому пути к славе, не забывайте о том, что успех сам по себе не может быть основной причиной для вашей деятельности. Создавая великолепные творения и воплощая свое видение, не думайте о результате.
Давайте обратимся к истории. Как много замечательных художников не имели ничего общего с известностью в течение всей своей жизни. Ни одна из картин Ван Гога не была продана при жизни автора. Более того, люди даже бесплатно не готовы были взять его полотна. Зато сегодня его имя известно по всему миру и мы все знаем, кто он. Хотя его признание и не настигло художника при жизни.

Вы тоже считаете, что профессиональный фотоаппарат для заработка на фотосъемке лавстори и прочих портретов из подъезда просто необходим?

Для начала расстаньтесь с этим мифом, который поддерживают маркетологи производителей фототехники.

Новички совершают ошибку, полагая, что нужен профессиональный фотоаппарат. И это заблуждение обходится в приличную сумму денег.

Неважно на что вы снимаете. Важно то, как вы снимаете. Важно то, что хочет ваш клиент, и насколько вы этому соответствуете.

С умением фотографировать у начинающих наблюдаются большие проблемы, ибо нет никаких знаний по основам фотографии и композиции. Более того, многие новички сознательно пренебрегают основами и базовыми понятиями, опрометчиво считая их ненужными.

Реальность же оказывается гораздо сложнее.

Можно ли стать самостоятельно

Я как-то обратил внимание, насколько упало количество и качество постов в пабликах для начинающих фотографов. И насколько могу судить, фотография для многих оказалась более сложным предметом, чем они предполагали вначале.

В чем заключается проблема людей, которые не только не смогли стать фотографами, но и не смогли научиться фотографировать?!

Ответ прост.

У них нет желания обучаться, чтобы при этом они не говорили.

Многие полагают, что достаточно щелкать затвором в автоматическом или полуавтоматическом режиме съемки и качественные фотографии будут получаться сами, благодаря профессиональному и дорогому оборудованию.

Но реальность расставила все по своим местам.

Желание изучить фотографию как искусство должно стоять выше желания стать обычным городским фотографом-бомбилой.

Бонусом же будет то, что вы будете спускаться с вершины понимания искусства фотографии до уровня свадебного бомбилы, а не подниматься к нему.

Задумайтесь над этим.

Про распределение времени


Самоорганизация просто необходима для становления профессионального фотографа.

Попробуйте представить успешного и известного фотографа, вечно опаздывающего и не держащего своего слова или обещания.

Думаю, ответ очевиден.

Если такой фотограф и будет существовать на рынке фотографии какого-нибудь города, то очень недолгое время.

Я неоднократно убеждался, что большинство клиентов предпочитает работать с пусть не самыми умелыми, но надежными фотографами. Мало кто рискнет работать с фотографом, отзывы про которого говорят о его ненадежности и безответственности.

И чем дороже пакет съемки, тем меньше будет желающих рискнуть.

Помимо графика работы с клиентами нужен график обучения и изучения самой фотографии. Невозможно быть начинающим фотографом вчера и востребованным профессионалом уже сегодня.

Это не отрицает возможности получения первых заказов на фотосъемку, но отрицает долгое нахождение на местном рынке коммерческой фотографии.

Иначе говоря, если вы не отличаетесь от других фотографов города, то вопрос времени, когда цена на фотосъемку обрушится окончательно и толпа «профессиональных» фотографов начнет жадно делить оставшиеся крохи.

Забавно, но многие коммерческие фотографы не знают истинных размеров рынка фотографии в своем городе, полагая его маленьким и предпочитая плакаться по поводу отсутствия заказов.

Суть проблемы ясна.

Фотограф не соответствует ожиданиям клиентов и модным тенденциям рынка. Ему проще обвинить экономическую ситуацию в стране, чем признать свою неумелость или условную неадекватность, которая объясняет отсутствие заказов.

Отрываемся от преследователей


Когда вы решите стать коммерческим фотографом то, провозгласите первой задачей ускоренный отрыв от безликой серой массы прочих фотографов города. Нужно быстро научиться фотографировать лучше, чем фотографирует большинство из них.

Проще договориться с парой топовых конкурентов не обрушивать цены, чем пытаться сделать то же самое с огромной толпой демпингующих халявщиков, которые купили фотоаппараты и объявили себя фотографами в надежде на легкие деньги.

Как этого достичь?

Спланированным графиком обучения и осознанием своих слабых сторон. Это позволит быстро вырасти до востребованного фотографа.

Вы легко найдете в сети множество книг, пособий и руководств по управлению временем и планированию.

Не стойте на месте.

"Легкие" деньги

Вы решили стать фотографом и начать фотографировать за деньги, но задумывались ли вы о том, где будете брать заказы и искать клиентов?!

Вы думаете, что достаточно повесить объявления на окрестных столбах и весь город рванется заказывать?

Я вас разочарую.

Вы можете очень качественно фотографировать и еще более качественно обрабатывать, но без способности предлагать услуги и вести переговоры вы не развернетесь по-настоящему.

Высокооплачиваемый и крутой фотограф это не про фотосъемку. Это про умение дорого продавать свою работу и известность.

В одном известном паблике кучка коммерческих фотографов пыталась мне доказать, что съемка первичней. Юмор ситуации в том, что половина из них, умея неплохо фотографировать, постоянно жалуется на отсутствие заказов.

Опрометчиво полагать, что ваши фотографии скажут за себя сами. Если клиенты про вас не знают, то они вас и не найдут, даже если захотят.

Ознакомьтесь со статьей про методы и способы раскрутки фотографа . Она даст вам понимание, в каком направлении двигаться.

Про фотошопы и прочее

И вот только здесь и возникает вопрос обучения фотографии и того, как вы будете обучаться.

Если вы обладаете способностью планировать свой день, и обладаете большим желанием стать фотографом, то не важно, где и как вы будете учиться.

Фотокурсы, мастер-классы или работа ассистентом у опытного фотографа. Все это поможет вам быстро достичь цели.

Понимание того, чем живет местный рынок фотографии, поможет вам на него выйти и успешно работать. Осознание проблем с качеством снимков у конкурентов позволит их легко обойти.

Главное, правильно начать. Тогда будет и быстро, и недорого.

Профессиональная фототехника появилась в свободном доступе, и число фотографов, а точнее тех, кто себя таковыми считают, стало в разы больше. Только для того, чтобы стать фотографом, уметь позировать себе же перед зеркалом недостаточно, да и снятая на дорогой фотоаппарат композиция из тирамису и колы не всегда имеет право считаться произведением искусства. Впрочем, стать фотографом может каждый, у кого есть тяга к «рисованию светом» и самообразованию в этой нише.

С чего следует начинать женщине-фотографу, чтобы добиться первых успехов

Главное - фотографировать. Делать это нужно максимально часто. Чтение книг, статей и прочее самообразование, конечно же - важные аспекты, но без практики теория из вас профессионала не сделает.

Не спешите стирать неудавшиеся кадры. Ведь то, что на дисплее фотоаппарата выглядит недостаточно эффектно, на печати может смотреться потрясающе. Ведь вопреки мнениям обывателей, в фотографии главное - идея, а не степень обработки снимка в фоторедакторе. Ретушь – искусство, по важности равное умению запечатлеть момент на снимке. И ретушь не сможет спасти пустой снимок так же, как и идеальный снимок редко обходится без хотя бы минимальной обработки.

Становиться фотографом надо постепенно. Сразу изучите фотоаппарат. После ознакомьтесь с основными понятиями ремесла, такими как ретушь, выдержка, ISO, фокусное расстояние и пр. И уже потом отправляйтесь «в поле».

Начать фотографировать можно и дома. Попробуйте снимать натюрморты. Это хорошая практика для тренировки чувства композиции. Ведь фотография сродни писанию полотен и требует от мастера понимания композиционных особенностей и умения правильно распределять объекты на снимке.

Научившись «писать» натюрморты, можно переходить к фотографированию людей. Предложите подругам или друзьям попозировать для вас. Но помните, что фон выбирает фотограф, а не модель. Нарисуйте в уме сюжет, который вы хотите передать в фотографии, сформулируйте свои пожелания модели и приступайте к съемке. Если фотографии модели понравятся, то это верный знак, что вы можете добиться успеха в карьере фотографа.

Что можете себе позволить новичок, но никогда не сделает профессиональный фотограф

Следующие пункты следует выучить наизусть, ибо стать профессиональным фотографом - значит чтить негласные заповеди профессии.

Новичок фотографирует все, что видит, а профессионал видит то, что фотографирует.

Перед тем как нажать на кнопку, убедитесь, что вы снимаете стоящее фото, а не то, что через минуту сотрете с карты памяти фотоаппарата

Профессионал никогда не возьмет профессиональную камеру на дружеское застолье или в клуб, если он, конечно, не работает фотографом в ночном клубе.- Карьера фотографа – это его жизнь. Профессионал далеко не всегда снимает за деньги, но зачастую сделанные для души снимки профессиональных фотографов продаются за большие деньги.- Профессионал знает, что дорогой объектив и фототехника не главное, если есть талант и чувство кадра.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.