Как снимать воду в движении. Снимаем водопад

by Darío Sastre

Водопад - это роскошное природное явление, которое привлекает фотографов. За фотографиями воздушных белоснежных пушистых струй отправляются в путешествия, спешат на экскурсии немало ландшафтных фотографов. И если для профессионального фотографа не составляет труда сделать качественную фотографию, потому что он обладает определенными знаниями и навыками, умеет управлять настройками фотоаппарата, то для новичков бушующие потоки воды могут создать сложности. Если вам интересно узнать как снимать водопады, данный урок фотографирования даст основное понимание, отталкиваясь от которого уже можно оттачивать дальше свое мастерство на практике.

С помощью наших приемов каждый фотограф без труда может справиться с бушующей стихией и получить фотографии высокого качества.

Установите правильную скорость затвора

Один из основных параметров, который влияет на изображение падающих потоков воды - скорость срабатывания затвора. Для того, чтобы получить хорошее изображение даже при съемке быстро движущихся вод, необходимо устанавливать выдержку где-то от 1,5 и до двух секунд. Если использовать выдержку быстрее, можно зафиксировать движение воды, когда видно каждую каплю.


by Ayie Permata Sari

И даже если это может показаться хорошей идеей, результаты не придадут фотоизображению абстрактный вид, какой получается при низкой скорости затвора. Верите вы или нет, но когда дело доходит до фотографирования водопадов, фото будет гораздо интереснее, если позволить водной части изображения быть немного размытым.

Работайте со штативом

Когда фотограф использует медленную скорость затвора, важно держать камеру как можно в более стабильном положении. И все, что нужно для этого сделать - использовать . Если под рукой не оказалось штатива, например, во время экскурсии вы неожиданно попали в такое место, где есть струящаяся с возвышенности вода, постарайтесь установить камеру на какую-нибудь устойчивую поверхность, чтобы обеспечить как можно больше неподвижности фотоаппарату. При этом вам необходимо будет еще следить за тем, чтобы техника находилась как можно в более безопасном положении. Что греха таить, и со штативом фотокамеры падают, не говоря уже о совсем небезопасном размещении где-нибудь на поверхности валуна. Не отказывайтесь от фотоснимка, если у вас нет под рукой штатива, просто будьте более внимательны и аккуратны.


Пробуйте снова и снова

Длинные выдержки и устойчивое положение фотокамеры помогут получить технически качественный кадр. Сделав один-два пробных снимка, фотограф уже может установить необходимые параметры, откорректировать ISO или изменить настройки . А дальше - начинается творческая часть. Используя знания построения кадра и , пробуйте добавить легкую сказочность в свой сюжет, это несомненно сделает ваши снимки интереснее.

Просто продолжайте экспериментировать до тех пор, пока не сделаете фотографию, что будет наиболее точно отражать всю красоту природного явления, которое находится перед вашими глазами.

Цвет является одним из наиболее очевидных элементов композиции. Как получить интереснейшие снимки, используя цвет. И о том, как он влияет на зрителя!

Водопады - одно из самых красивых природных явлений, которые вы можете сфотографировать. Но хотя они могут выглядеть просто потрясающе, снимать их не просто. Как сделать так, чтобы кадры были не слишком темными? Как справиться с быстрым движением воды? Как выстроить композицию фотографий, чтобы зафиксировать подлинную красоту сцены?

В данной статье эксперт по пейзажной фотографии Стив Берарди (Steve Berardi) поделится своими лучшими приемами по съемке водопадов.

Фотографировать их не так трудно, если пользоваться некоторыми приемами и техниками. Этот урок будет посвящен тому, как получить эффект шелковой воды и как подобрать сбалансированное освещение, которое поможет подчеркнуть контраст в окрестностях водопадов.

Ключевой момент для получения эффекта шелковой воды состоит в использовании длинных выдержек, так что большинство техник, описанных ниже, будут вращаться вокруг этой простой идеи.

Шаг 1: Подберите правильное оборудование


Необходимое:

  • широкоугольный зум-объектив
  • поляризационный фильтр
  • штатив
  • нейтрально-серый фильтр (на 2 шага)
  • пульт дистанционного управления
  • телеобъектив с переменным фокусным расстоянием

Водопады обычно расположены в тесных ущельях, так что большую часть времени широкоугольный зум-объектив будет вам необходим. Поляризационный фильтр полезен по трем причинам: он нивелирует отражения на воде/камнях, усиливает насыщенность зелени вокруг водопада и ограничивает количество света, проходящего через ваш объектив. Однако наиболее важно иметь при себе штатив, чтобы придать устойчивость камере для проведения долгого экспонирования.

Хотя это и не обязательно, но ND фильтр (на 2 шага) тоже может помочь вам использовать длинные выдержки (что полезно в условиях яркого освещения). Пульт дистанционного управления позволит получить более четкие изображения, предотвращая возможность дрожания камеры во время нажатия кнопки спуска затвора. И наконец, телеобъектив с переменным фокусным расстоянием пригодится, когда вам нужно приблизить определенную часть водопада.

Шаг 2: Найдите водопады для съемки

Вне зависимости от того, где вы живете, есть шанс найти водопад где-нибудь поблизости. Может, в округе их и не сотни (если только вы живете не в штате Орегон, США), но если вы хорошенько поищите, то наверняка найдется, по крайней мере, один!

Итак, где искать? Я с большим успехом использовал несколько методов:

  • Просто поищите в Google (например, «иллинойс водопады»)
  • Просмотрите фото на Flickr
  • Найдите путеводитель по водопадам в вашей области
  • Пойдите в центр для посетителей любого городского парка, и спросите там.

Мой любимый метод состоит в поиске на Flickr , потому что так вы можете понять, как выглядит тот или иной водопад, а если там есть достаточно снимков определенного водопада, это поможет вам исследовать новые композиционные решения.

Шаг 3: Посещайте водопад в правильное время

В зависимости от источника воды в водопаде, его внешний вид может радикально меняться от одного сезона к другому. Например, водопады, которые питаются талым снегом, зачастую пересыхают или сильно скудеют к концу лета. Их обычно лучше всего посещать поздней весной или ранним летом (ранней весной они могут быть чересчур бурными). Итак, в отношении разведки водопадов, хорошо бы найти их источник и посещать их, когда воды в нем достаточно.

Важно также приходить на водопад, когда условия освещения хорошие. Сбалансированный и рассеянный свет отлично подходит для съемки водопадов, потому что помогает показать детали в тенях и усилить контраст. Лучшее рассеянное освещение появляется в пасмурные дни (облака действуют как естественные рассеиватели), но если вы не можете ждать облачного дня, посетите водопад на рассвете или закате (пока весь он находится в тени).

Худшее время для съемки водопада - это когда одна его половина находится в тени, а вторая - на солнце. Ваша камера не сможет обработать такой контраст.

Шаг 4: Скомпонуйте изображение

Когда вы прибудете на водопад, не нужно сразу устанавливать штатив! Погуляйте вокруг, посмотрите через видоискатель в поиске разных углов и позиций камеры. Вот несколько советов для компоновки вашего изображения:

  • Снимайте под углом, а не прямо перед водопадом
  • Приблизьте телевиком и снимите одну маленькую область, вместо того, чтобы пытаться фотографировать весь водопад с прилегающей территорией.
  • Включите элементы переднего плана (например, камни, цветы и т.д.)

В качестве примера для первого совета, привожу две фотографии одного и того же водопада (одна была снята прямо перед ним, другая - со стороны).

Замечаете существенные отличия?

Шаг 5: Настройте поляризационный фильтр

Когда вы выстроили хорошую композицию, настало время тщательно настроить ваш поляризационный фильтр, чтобы максимизировать его эффект. В то время как вы смотрите через видоискатель, вращайте фильтр и смотрите, когда исчезнут отражения (в этот же момент зелень станет гораздо более насыщенной).

Возможно, вам придется прокрутить его полностью несколько раз, чтобы удостовериться, что вы нашли наилучшую позицию.

Шаг 6: Настройте камеру

Для того, чтобы получить эффект шелковой воды, который вы видели на снимках водопадов, вам нужна длинная выдержка. Итак, здесь приводится несколько рекомендуемых настроек, с которых можно начать:

Переведите камеру в режим ручного управления (M ). Когда я только начинал фотографировать водопады, я снимал в режиме приоритета выдержки, но быстро перешел на ручной, потому что камера не всегда выбирала диафрагму, которая мне была нужна для получения правильной глубины резкости. Если вы никогда раньше не фотографировали в режиме ручного управления, не беспокойтесь. В случае с водопадами, снимать в нем особенно просто.

Используйте узкую диафрагму. Это необходимо по двум причинам: это позволит вам использовать более длинную выдержку и все будет в фокусе. Я рекомендую начинать с f/16, и уменьшать дальше, если это значение не может обеспечить вам достаточно большую выдержку. Некоторые фотографы посоветуют вам всегда использовать самую узкую диафрагму из тех, что есть на вашем объективе, но я стараюсь избегать этого, потому что объективы обычно теряют резкость на своих наименьших (и наибольших) диафрагмах.

Используйте самое низкое значение ISO на вашей камере. Это также поможет вам снимать на более длинных выдержках, но у этого есть и другое преимущество: на низких ISO изображения получаются менее «шумными» и с более широким динамическим диапазоном. Пока вы будете работать на длинных выдержках, ваш кадр будет гораздо более чувствителен к шуму, так что низкие ISO позволят вам его отчасти нивелировать.

Начните с выдержки в несколько секунд. Когда вы снимаете водопады, поиск правильной выдержки требует экспериментирования, но обычно неплохо начинать с 2 секунд. Будьте готовы использовать выдержки в диапазоне от 1 до 30 секунд.

Ну ладно, хватит о настройках, давайте уже начинать снимать!

После того, как вы сделаете снимок, посмотрите его на своем LCD-дисплее, включив гистограмму. Изучите края гистограммы, чтобы определить, потеряли ли вы детали в тенях/светах. Для примера взгляните на изображение ниже и соответствующую ему гистограмму справа:


Отметьте, как гистограмма показывает, что изображение сильно недоэкспонировано: почти все пиксели черные.

Если вы теряете детали в тенях, попробуйте увеличить выдержку и сделать другой кадр. А если утеряны детали в светах, можно, напротив, уменьшить выдержку.

Этот этап проходится методом проб и ошибок. Возможно, вам придется менять настройки камеры между кадрами, чтобы получить то совершенное изображение, к которому вы стремитесь.

Если выбранная вами выдержка слишком коротка для получения эффекта шелковой воды, и вы уже пытались сузить диафрагму, тогда вы можете попробовать накрутить на объектив нейтрально-серый фильтр, который позволит вам увеличить выдержку.

Шаг 8: Как убрать пересветы в Photoshop


Наиболее распространенная проблема, с которой вы столкнетесь при съемке водопадов, это пересветы. Даже в случае со сбалансированным и рассеянным светом, вы, вероятно, все равно получите небольшую пересвеченную область где-нибудь на воде: она выглядит как огромная белая клякса в середине вашего красивого водопада - фу!

К счастью, есть простой способ избавления от этой штуки и придания ей текстуры, такой же, как и на всех остальных частях водопада. Вот как это сделать:


Выберите инструмент «Затемнитель» («Burn», смотрите выше) и установите диаметр около 100 пикселей, жесткость 15%, диапазон на «света», и экспозицию примерно 8%. Далее просто нажимайте на кнопку мыши и «рисуйте» на зоне пересветов.

Постарайтесь не проходить по одной и той же точке дважды, иначе эффект затемнения удвоится (обычно в результате вы получите темно-серую воду).

Если вода получается слишком темной, вернитесь назад и попробуйте другие настройки (наиболее сильный эффект оказывает изменение параметра «экспозиция»).

Вот пример того, что получилось, когда я применил данную технику к фотографии выше:


Заключение

Этот урок не претендует на звание полного руководства по съемке водопадов, но это неплохое начало. Так что, ищите водопады и снимайте!

Мало что может сравниться с магией водопадов – будь это Ниагарский водопад или небольшой ручей рядом с вашим домом. Есть много способов сфотографировать текущую и падающую воду, и в этой статье собраны полезные советы и техники, как это сделать наиболее красиво.


1. Оборудование

Конечно, выбор оборудования зависит от того, какой именно кадр вы хотите сделать. Но и это трудно предсказать заранее, до того как вы приедете на место фотосъемки. Поэтому позаботьтесь заранее. Как правило, для фотографии водопада понадобится следующее:

  • Трипод – как и для любой другой пейзажной фотографии, штатив – лучший друг фотографа. С ним вы можете выстроить кадр именно так, как вам хочется, а также сможете делать снимки на длинной выдержке.
  • Круговой поляризационный фильтр – важная часть оборудования, которая помогает убрать отражения и блики от поверхности воды. Иногда можно обойтись без него, если в кадре будет только водопад. Но лучше иметь его под рукой на тот случай, если вы решите включить в фотографию и поверхность воды, в которую впадает водопад – он уберет отражения и позволит увидеть «сквозь» воду различные камни на дне.
  • Нейтральный светофильтр (ND) – он потребуется, если вы будете снимать на длинной выдержке днем, когда много света. Он заблокирует часть света и позволит сделать такой кадр. Такие фильтры бывают разных видов, с разной степенью пропускания света.
  • Ткань для протирания объектива – необходима для безопасности вашей камеры (читайте про ). С помощью ткани протирайте объектив от попадающих капель и водяной взвеси (и сделайте тоже самое с камерой, конечно).



2. Настройки камеры

Есть несколько вариантов в зависимости от кадра, который вы будете делать — «шелковая вода», «замерзшее движение» или детали.

2.1. «Шелковая вода»

Чтобы сделать этот интересный эффект с водой, вам нужно снимать на длинной выдержке. Установите фотокамеру на штатив, выберите режим «приоритета выдержки» (буквы «S» или «Tv») и выставьте ISO как можно меньшим (100). После этого установите выдержку в диапазоне от половины секунды до 4 секунд, чтобы получить классный эффект размытия.



Попробуйте несколько значений выдержки, чтобы получить такое размытие, которое вам понравится больше всего. Она будет зависеть и от скорости текущей воды, так что придется поэкспериментировать. Если вам не удается сделать достаточно длинную выдержку, вам нужно уменьшить количество света, попадающего в камеру – тут вам и пригодиться нейтральный светофильтр.

Также учитывайте, что колышущиеся деревья также будут размазаны в кадре, так что идеально фотографировать тогда, когда нет ветра.

2.2. Замерзшее движение

Такой кадр особенно интересен в случае бурных водопадов, и тут требуется совершенно противоположный подход. Вам нужна выдержка как можно меньше, чтобы «поймать мгновение», заснять «застывший» водяной поток. Выбирайте режим «приоритета диафрагмы» и выставляйте выдержку на значение 1/500 секунды или быстрее.



Тут светофильтр вам не понадобится и, возможно, даже не нужен будет штатив. Если не будет хватать света для фотографии с такой выдержкой, поднимите ISO до 200, 400 или даже больше, если понадобится для хорошей экспозиции.

2.3. Фотографии деталей

Вместо общего снимка водопада, можно сфотографировать интересную скалу, какой-то камень или растение. Установите камеру на штатив, выберите режим «приоритета диафрагмы» («A» или «Av»). Так вы сможете контролировать глубину резкости и включить в фокус именно то, что вы хотите.

Помните, что на камере значения диафрагмы выражаются как дроби, т.е. маленькие значения означают открытую диафрагму (f/8 меньше f/4, потому что 1/8 меньше 1/4).



Закрытая диафрагма пропускает меньше света, но при этом и объект, и фон остаются резкими на фотографии, видны все детали. При открытой диафрагме только часть изображения будет в фокусе, а остальная часть будет размытой.

Посмотрите на свой пейзаж и решите, что должно быть в фокусе, а что можно (и нужно) размыть. Чтобы выделить «главного героя» вашей фотографии, выберите открытую диафрагму (маленькие числа вроде f/4 или f/2.8). Если фон тоже важен, то закройте диафрагму (до значений вроде f/16 или f/22), чтобы все на фотографии было четким и ясным.

3. Композиция

Композиция – очень важная составляющая хорошего снимка, особенно если речь идет о фотосъемке пейзажей. Во-первых, помните о правиле третей и о том, как ваш глаз идет по картинке. Во-вторых, линии будут направлять движение глаза зрителя (и в случае водопада и текущей реки такие линии точно будут). Уделяйте внимание и самому водопаду, и тому, что его окружает.



  • Когда вы пришли на место, задайте себе первый и самый важный вопрос – «Что такого особенного в этом месте?»
  • Используйте брекетинг – фотографируйте не только при разных значениях диафрагмы и выдержки, но и с компенсацией экспозиции (+/-), чтобы получить более светлые и более темные кадры – они могут вам пригодиться.
  • Снимайте в RAW – это поможет при обработке фотографий, если что-то не удалось сделать идеально в момент фотосъемки.
  • Экспериментируйте – не делайте одно и то же каждый раз. Пробуйте разные выдержки, снимки деталей, различное кадрирование и фотографирование с разных точек. Это даст вам больше возможностей и больше интересных снимков.

В этой статье я расскажу, как фотографировать водопады, подчеркивая их красоту и величие.

Многих людей вдохновляют фотографии водопадов. Существуют два основных способа, как их фотографировать. Первый - съемка на короткой выдержке. Использование короткой выдержки «замораживает» движение воды.

Пример фото, на котором вода «заморожена» использованием короткой выдержки.

Второй метод фотографирования водопадов - мой любимый! Вы используете длинную выдержку. Это придает воде очень красивый вид, делая ее похожей на мягкий шелк.


Фотография водопада в Швейцарии, кантон Вале, снятая на длинной выдержке. Обратите внимания, что на этом снимке видны даже небольшие капельки воды.

Фотографировать водопады может оказаться не очень просто, поэтому, для того, чтобы облегчить вам эту задачу, я дам 5 небольших советов:

  1. Поставьте свою камеру на штатив. Скомпонуйте кадр используя live view или видоискатель. Функция live view доступна у большинства камер.
  2. Измените режим камеры на «приоритет выдержки» (обычно обозначен в верхней части камеры как «Tv» или «S»).
  3. Выбирайте время между 1-4 секундами, если хотите сделать воду похожей на мягкий шелк. Если хотите «заморозить» воду, выбирайте выдержку от 1/100 до 1/250 секунды. От длины выдержки зависит размытость воды на фотографии.
  4. Вы можете использовать как спусковой трос, так и встроенный таймер, для начала экспозиции. Это, наряду со штативом, поможет свести к минимуму вибрации.
  5. Когда делаете снимок, вначале нажимайте кнопку наполовину. Фотоаппарат наведет резкость на сцену (также, вы можете использовать ручную фокусировку). Когда камера сфокусировалась, то обычно выдает звуковой сигнал-пик. После этого нажмите кнопку до конца, и сделайте снимок.


Водопад крупным планом на длинной выдержке. Мне пришлось балансировать с камерой на мосту, чтобы сделать этот снимок!

В зависимости от того, как вы снимаете, вода будет выглядеть либо «замороженной», либо иметь приятный эффект размытия. Надеюсь, мои советы будут полезны для вас!

Водопад – это один из самых красивейших объектов для фотокартины, представляющий собой вызов мастерству каждого фотографа. Постоянно меняющаяся среда водной стихии позволяет получить потрясающие фотографии, в которых воде можно придать аморфное состояние струящегося дыма или тумана, густого молока или стремительность брызг расплавленного стекла.

Требования к фототехнике. Для полноценной съёмки водопадов лучше всего использовать фотоаппарат с ручным управлением выдержкой, поскольку именно вариации с выдержкой позволяют получить самые красивые эффекты.

Кроме камеры, у вас должен быть штатив, хотя можно снимать и без него, а также поляризационный или нейтральный фильтр.

Техника съёмки водопадов, как уже говорилось, упирается в выдержку. Чем длиннее выдержка - тем оригинальней будет выглядеть водный поток. Начиная с 1/30 секунды, вода начинает приобретать специфический вид «жидкого» газа.

Замечено, что наиболее красивые кадры получаются с выдержкой в диапазоне 1/30 - 1/2 секунды.

С выдержками в 1 или 2 секунды можно получить ещё более непривычный вид водной стихии. При длинных выдержках вода будет похожа на соляной столб, «застывший» каменный поток или нечто, мало напоминающее воду.

Используя длинные выдержки нужно контролировать статичность камеры, для того чтобы эффект размытия касался лишь воды, без смазывания окружающего пейзажа, и штатив в данном случае послужит хорошую службу.

Не имея эту полезную треногу, камеру можно зафиксировать на любой твёрдой и неподвижной поверхности, или же пойти старым проверенным способом - упереться руками в грудь и снимать на выдохе (или вдохе, кому больше по душе).

Используя короткие выдержки, например 1/60 - 1/125 секунды, фотография водопада не будет отличаться от обычной картины, а установив ещё более короткую выдержку, вроде 1/250 - 1/500, фотоаппарат сумеет запечатлеть отдельные брызги, придав им своеобразный «стеклянный» вид. Если повезло с солнечной погодой, то вам удастся передать неповторимую игру бликов на каплях.

Просим обратить внимание на то, что вышеприведённые значения выдержки - ориентировочны, поскольку в каждом конкретном случае нужно учитывать скорость воды, точку съёмки и другие условия.

Вот мы и подошли к освещению. Как это не парадоксально, но излишняя освещённость во время съёмки быстрой воды больше вредит, чем дополняет. Объяснение: чем больше выдержка, тем больше света фиксируется матрицей в то время, пока открыт затвор фотоаппарата, а это уже нехорошо - пересвеченное белое небо и блики на воде и т. д.

Во избежание пересветов, значение чувствительности необходимо установить в пределах ISO 100 или ISO 80, что также минимизирует появление цифровых шумов.

Самые хорошие результаты можно получить, снимая в облачный день, рано утром и перед закатом.


Если снимок всё равно получается слишком ярким, установите режим приоритета диафрагмы и максимально закройте ее (до f/22, f/36). Также, попробуйте ограничить силу света с помощью поляризационного или нейтрального фильтра.

Учтите, что автоматическим замерам экспозиции трудно сориентироваться на таком динамичном объекте как водопад, что чревато ошибками настроек. Не стесняйтесь использовать брекетинг, т. е. режим, в котором камера делает дублирующие снимки с разной экспозицией.

При построении композиции и кадра, главный совет - не жалейте кадров, постоянно экспериментируйте в поисках оптимального отображения водопада. Используйте разные углы, пробуйте заполнять водопадом большую или меньшую площадь кадра. Снимайте крупные планы, ищите интересные объекты для него - выступающие валуны, стволы деревьев, плавающий лист дерева и т. д. Наибольшего эффекта можно достичь, если вам удастся контрастно соединить неподвижный объект и потоки воды. Старайтесь подчёркивать игру света и радугу.


Ну а если у вас получится «поймать» отражение солнца в водном потоке на рассвете или закате, то это будет гарантированно волшебная картинка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.