Как сделать силуэт в фотошопе. Черно-белый силуэт

Пробуйте силуэтную фотографию - это просто и может быть художественно красиво. Редко можно встретить фотографа, который бы не пробовал фотографировать человека с солнцем за спиной так, чтобы оставался только силуэт.


Если все делать правильно, силуэты могут стать очень яркими и незабываемыми, сделать ваши снимки впечатляющими.

Вот несколько советов для новичков - как правильно фотографировать силуэты.


  • Подсветка объекта съемки. Самый простой способ, чтобы сфотографировать силуэт, - это использовать солнце в качестве источника контрсвета. Позиционирование объекта непосредственно перед прямыми солнечными лучами, дает четкий и визуально сильный силуэт.

  • Из-за цветовой температуры и низкого положения солнца, наилучшие силуэты получаются на рассвете или закате.

  • Экспозиция для фона. Вам нужно правильно замерить экспозицию, чтобы силуэт был четким и фотография сложилась правильно. Наведите камеру на самую яркую часть композиции (но не солнце!) и, полунажав кнопку затвора, получите параметры экспозиции, которые дает фотокамера. Запомните, а затем установите их вручную на DSLR (в режиме М). В идеале - необходимо получить высокую скорость затвора (от 1/125 с) для качественного силуэта при фотографии.

Brigitta Szontagh

  • Выключите вспышку. Это еще одна причина использовать ручные настройки на камере, особенно если у в камере предусмотрена автоматическая вспышка. При использовании камеры в режиме «авто», скорее всего будет срабатывать автоматически, пытаясь подсветить объект и сделать его ярче. С помощью ручной настройки у вас есть возможность держать вспышку выключенной, что играет ключевую роль в создании силуэта.

  • Подойдите ближе. Если приблизиться к объекту съемки, то можно гораздо легче блокировать прямой свет, а также это даст больший выбор углов для съемки, что позволит передвигаться и найти лучшее композиционное решение.
  • Фокусировка. Установите большую глубину резкости путем ручной настройки. Диафрагма около f16 гарантирует, что все ваше изображение находится в фокусе. Нечеткий силуэт будет смотреться не как художественный образ, а как ошибка.

  • Подумайте о формах. Силуэт должен нести в себе сильный образ. Поэтому, если вы фотографируете человека, попробуйте запечатлеть его в профиль или попросите развести руки, чтобы темная фигура не выглядела монолитной глыбой на фоне прекрасного заката, например.

  • Если вы снимаете неподвижный объект, постарайтесь найти наиболее выгодный ракурс, который подчеркнет форму и сделает темную фигуру рельефной. Имейте это ввиду. Вы думаете почему деревья такие популярные? Потому что силуэты их выглядят великолепно!

Не забудьте самое главное - получайте удовольствие от эксперимента и ожидания прекрасных результатов. Ведь фотография того стоит!



По материалам зарубежных источников подготовил Ф.Светогоров

Я обычно рассказываю о том, как важно использовать вспышку, проводя съемку на солнце, чтобы показать детали снимаемого объекта,но порой более эффективно будет, наоборот, нивелировать все детали, за исключением контуров, и представить объект на ярком фоне - иными словами, сфотографировать силуэт.

Силуэты - прекрасный способ передать драму, тайну, эмоции и настроение зрителю, они всегда стоят особняком в альбоме из-за того, что при видимой простоте рассказывают нам целую историю. Я люблю их за то, что они не показывают зрителю ясную картинку всего происходящего, а оставляют место для фантазии.

Основной момент при съемке силуэтов - это расположение вашего объекта (формы, которую вы хотите показать) напротив какого-либо источника света и настройка экспозиции в камере по самой яркой части вашего изображения (по фону), а не по объекту. Таким образом, объект будет недоэкспонирован (очень темным, если не черным).

Существует множество технических описаний относительно того, как получить великолепные кадры с силуэтами, с которыми, вы, возможно, захотите ознакомиться, но позвольте мне рассмотреть несколько базовых шагов, которые приведут вас к желаемому результату. Ключевой момент состоит в том, чтобы заставить вашу камеру думать, что самые яркие части изображения - это то, в чем вы заинтересованы.

Вот как это сделать:

1. Выбирайте правильный объект

Почти каждый предмет может быть представлен в виде силуэта, но некоторые подходят для этой цели лучше, чем другие. Выбирайте что-нибудь с четкой и узнаваемой формой, что будет выглядеть достаточно интересно для зрителя, даже в двумерном виде. Силуэты не могут быть основаны на цветах, текстурах и тонах объектов, так что форма должна быть отчетливой.

2. Выключите вспышку

Если вы снимаете в автоматическом режиме, то ваша камера, возможно, захочет использовать вспышку, которая испортит силуэт. В данном случае вам нужно настолько мало света на вашем объекте, насколько это возможно - так что от вспышки следует отказаться (однако, я видел несколько экспериментальных снимков силуэтов с включенной вспышкой).

3. Подбирайте правильное освещение

Когда дело доходит до освещения объекта, вам нужно забыть большую часть из того, что вы знаете о нормальной фотографии, и начать мыслить наоборот. Вместо того, чтобы освещать объект спереди, при съемке силуэтов вам нужно сделать так, чтобы большая часть света шла от фона, а не с переднего плана - или иными словами, - вам нужно осветить объект больше сзади, чем спереди. Для этой цели идеально подходит закат или восход, на фоне которых можно сфотографировать объект, но на самом деле практически любой яркий источник света подойдет.

4. Выстройте кадр

Выстраивайте кадр так, чтобы ваш объект находился напротив приятного и простого, но при этом яркого фона. Обычно лучшим фоном является яркое безоблачное небо с заходящим солнцем. Вам нужно поместить самый яркий источник света позади вашего объекта (так, чтобы он был спрятан за ним, или чтобы он находился где-то еще на фоне).

5. Создайте четкую и лаконичную форму силуэта

Если в кадре есть более чем одна форма, которую вы собираетесь представить в виде силуэта, постарайтесь сохранять дистанцию между объектами. Например, если вы делаете силуэты из дерева и человека, не стоит располагать человека напротив дерева или даже просить его опереться на него, т.к. в этом случае объекты сольются в одну форму, и зритель будет недоумевать, что же это такое.

Также во время компоновки кадра, вы, возможно, захотите сфотографировать силуэты людей в профиль, а не смотрящих прямо в кадр. Таким образом, выделится больше черт (нос, рот, глаза), и человека с большей вероятностью можно будет распознать.

6. В автоматическом режиме

Большинство современных цифровых камер имеют автоматическую систему замера, которая подбирает экспозицию так, чтобы все было хорошо освещено. Проблема состоит в том, что большинство камер настолько умные, что они осветят объект вместо того, чтобы недоэкспонировать его для получения силуэта, так что вам нужно перехитрить свой фотоаппарат.

Большинство камер производят настройку уровней экспозиции в автоматическом режиме, когда вы нажимаете кнопку спуска затвора наполовину (в то же время производится фокусировка). Так что наведите камеру на самую яркую часть изображения и зажмите кнопку спуска наполовину (и не отпускайте). Затем передвиньте камеру обратно, чтобы включить в кадр ваш объект, и затем уже дожмите кнопку до конца и сделайте кадр. На большинстве цифровых камер в этом случае вы получите объект в виде силуэта.

Таким образом, вы обманываете свою камеру, и она думает, что самая яркая часть изображения - это средние тона, так что все, что темнее, будет выглядеть на кадре как приятная глубокая тень.

Некоторые цифровые камеры также имеют режимы точечного замера или замера по центру кадра, что может помочь вам в реализации вышеописанной техники, поскольку камера будет мерить экспозицию по одной точке, а не по нескольким. Это значит, что вы можете точно указать камере, по какой части светлого фона вы хотите настроить экспозицию.

7. Ручной режим

Если эта техника не работает, а ваша камера имеет возможность ручной настройки экспозиции или режим компенсации экспозиции, вы могли бы попробовать использовать собственные настройки. Прелесть цифры состоит в том, что вы можете экспериментировать с кадром, пока не получите результат, к которому стремитесь.

Простой путь для начала работы в ручном режиме состоит в рассмотрении выдержки и диафрагмы, предлагаемых камерой в автоматическом режиме, и начать с них. Если в автоматическом режиме ваш объект слишком светлый (т.е. вам нужно сделать его темнее), уменьшите выдержку на ступень или две, и посмотрите, что получилось. Используйте технику «брекетинга», которую я описывал в своей предыдущей статье о закатах и рассветах , чтобы получить несколько снимков с немного варьирующейся экспозицией.

8. Фокусировка

В большинстве случаев вам захочется, чтобы силуэт был четко в фокусе. Это усложняет процесс, описанный в пункте 4, поскольку, когда вы зажимаете кнопку спуска наполовину для замера экспозиции, в то же время происходит фокусировка на фоне. Чтобы обойти этот момент, вы можете следовать двум стратегиям. Во-первых, если в вашей камере есть ручная фокусировка, вы можете использовать ее. Сфокусируйтесь до того, как будете производить замер экспозиции.

Второй путь состоит в использовании диафрагмы для максимизации глубины резкости (доли изображения, попадающей в зону фокуса). Установите маленькую диафрагму (т.е. большее диафрагменное число), чтобы увеличить глубину резкости - так вы наиболее вероятно получите резкий фон и передний план.

Последний совет относительно силуэтов - полный силуэт, когда весь объект черный и резкий, может быть очень эффектным, но также стоит рассмотреть частичный силуэт, в котором лишь часть деталей вашего объекта представлена в таком виде. Порой один маленький лучик света делает объект немного более объемным и «настоящим». В этом заключается прелесть брекетинга - он позволяет вам выбирать между общими и частичными силуэтами.

Это будет короткий урок, как сделать силуэт лица.

Откроем фотографию прелестного ребенка.

1-Файл-открыть.

2-Разблокировать слой. Для этого перейти в окно слоев и кликнуть по слою два раза левой кнопкой мыши В появившемся окне "ok".

Теперь сделаем копию слоя.

3-Слой-создать дубликат слоя.

4-Перейти в окно слоев и там выбрать режим наложения "линейный осветлитель".

Изображение стало светлым.

Опять сделаем копию слоя, но уже верхнего (верхний слой активный,выделен синим).

5-Слой-создать дубликат слоя. Изображение стало еще светлее.

6-Слой-объединить видимые. Обратите внимание, чтобы не сделать "слой-выполнить сведение", потому что тогда не получится создать слой для фона.

Создадим новый слой для фона.

7-Слой-новый -слой. Идем в окно слоев, кликнуть по новому слою и, не отпуская левую кнопку мыши, перетащить его под слой с изображением.

8-Редактирование-выполнить заливку. Сделаем так: На панели инструментов на кнопке цветов должен быть черный и белый цвета.

Если это не так, нажать на клавиатуре D (на английской раскладке) и черный и белый цвет установятся.В окне заливки выбрать "цвет фона" и, так как цвет фона на кнопке цветов белый, слой зальется белым.

9-Выбрать на вертикальной панели слоев ластик и стереть ненужное.

Н аверняка вы уже видели картинки с черными силуэтами людей, фигурками животных или предметов. Такие изображения ставят на аватары, иногда эти загадочные силуэты накладывают на яркий фон, получается довольно интересно. Есть даже целые сайты с дизайном в таком стиле.


Существуют кисти для создания таких фигурок. Но сейчас мы будем учиться, как сделать силуэт в Фотошопе из фотографии самостоятельно. Схема такая: выделить объект, закрасить его черным цветом и удалить фон. Казалось бы, просто. Но есть нюансы. Все очарование таких картинок в том, что контур объектов четкий и аккуратный.

Мы сделаем силуэты без фона, чтобы готовые фигурки можно было перенести куда угодно или добавить любой фон.

Выбор исходной фотографии

Это важный момент. Прежде чем начинать работу с фото, постарайтесь представить, как будет выглядеть объект без деталей. Далеко не все изображения подходят.

1. Желательно, чтобы объект был в кадре целиком. Если это человек, предпочтительна такая поза, чтобы руки и ноги не сливались с телом. В противном случае после того, как вы сделаете силуэт, может получиться непонятное нечто. Для начала можно затемнить фотографию с помощью настройки «Яркость/контрастность» или «Уровни» так, чтобы объект стал темнее, тогда вам будет проще решить, подходит ли снимок.

2. Качество фото должно быть хорошее.

3. Желательно наличие контрастного к объекту фона. В идеале – однотонный контрастный фон.

Мы взяли фотографии танцующей балерины и гимнастки в момент прыжка. Они отлично подходят для создания силуэтов, рис.1.

Шаг 1: выделение объекта

Это второй важный момент. Чем качественнее будет выделение, тем больше порадует результат. Один из инструментов, который дает точное выделение, «Перо» . Но работа с ним кропотливая. Чтобы сделать выделение быстрее, но вместе с тем качественно, можно использовать симбиоз «Пера» и «Быстрого выделения» .

1. Если фон еще понадобится, создайте дубликат слоя и работайте на новом.

2. Выбираем «Быстрое выделение» , рис.2,

в меню сверху устанавливаем подходящий размер для него, выделяем объект. После этого наверняка видим огрехи: инструмент захватил что-то лишнее или, наоборот, какие-то фрагменты объекта не выделились.

3. Можно попробовать откорректировать контур выделения, переключая режимы в меню сверху. Там есть три кисточки: первая нам не нужна (она для переноса контура), а две другие с плюсом/минусом можно использовать для удаления или добавления выделенной области, рис.3.

При этом лучше поставить диаметр инструмента поменьше.

4. Если огрехи все же остались, берем «Перо» . Чтобы добавить/убрать фрагмент, обводим его точками по контуру. При этом лучше максимально увеличить изображение. Соединяем первую точку с последней и нажимаем правую кнопку мыши, далее «Образовать выделенную область» , выбираем режим «Добавить к выделенной области» . Если, наоборот, нужно удалить этот фрагмент, нажимаем «Вычитание выделенной области» .

Шаг 2: создаем силуэт в Фотошопе

1. Идем в меню «Выделение» , выбираем «Модификация» , потом «Сгладить» , ставим значение в 1-2 пикселя. Так контур получится более плавным, рис.4.

2. Теперь нажимаем в меню «Выделение» «Инверсия» , чтобы выделился фон, а потом жмем DEL на клавиатуре, фон будет удален. Если у вас два слоя, то сделайте первый с фоном невидимым. Снова с помощью «Инверсии» делаем выделение только на объекте.

3. Теперь берем «Кисть» с черным цветом и 100% непрозрачностью и просто закрашиваем выделенный объект. Снимаем выделение CTRL + D . Силуэт готов, рис.5.

Можно закрасить не черным, а любым другим цветом.

Точно так же мы сделали второй силуэт, а потом наложили фигуры балерины и гимнастки на яркий фон, продублировали слои с фигурами, увеличили их и, снизив прозрачность, расположили на заднем плане. Вот что получилось, рис.6.

А здесь другая картинка. Использован тот же фон, что на фото, и фильтр «Аппликация» , рис.7.

Обычно всегда говорят о том, что необходимо использовать вспышку при фотографировании против солнца: тем самым восполняется недостаток света, и объект на фотографии приобретает четкие очертания. Однако в некоторых случаях полезнее сделать объект лишенным любых выразительных черт, кроме контура – другими словами, сделать силуэт.
Силуэты – это прекрасные способ передать наблюдателю драматичность, магию, эмоции и настроение ваших фотографий; они всегда будут выделяться в любом альбоме благодаря комбинации простоты и глубокой истории, которую они выражают. Их любят за то, что они не раскрывают для наблюдателя всей картины и оставляют часть изображения для размышления и фантазирования.

Главная идея, которой следует придерживаться – это расположение объекта фотографирования (того, которого вы хотите видеть затемненным) перед источником света. Ваша главная задача - заставить фотоаппарат установить экспозицию, фокусируясь на самой светлой части вашей фотографии (заднем плане), а не на главном объекте. Если у вас получится это сделать, объект на фотографии не будет экспонирован (и, соответственно, окажется очень темным, если вообще не черным).

Существует очень много специализированных инструкций, объясняющих, как сделать великолепное фото-силуэт, может быть, вы их уже видели; но в этой статье речь пойдет о главных шагах, которые позволят вам достичь желаемого результата. В сущности, нужно заставить вашу камеру думать, что та часть фотографии, которая представляет для вас наибольший интерес, светлая.

8 простых шагов как сфотографировать силуэт

Как сфотографировать силуэт

1 . Выберете четкий объект .
Практически из любого объекта можно сделать силуэт, однако некоторые объекты подходят для этого лучше. Выберете что-нибудь с четкой и легко узнаваемой формой, чтобы в двухмерном изображении оно смотрелось интересно и приковывало взгляд. Чтобы сделать силуэты привлекательными, нельзя использовать цвет, оттенки или текстуру – поэтому образ обязательно должен быть четким.

2 . Выключите вспышку .
Если ваша камера работает в автоматическом режиме, то, скорее всего, она захочет использовать вспышку, которая уничтожит силуэт. В основном, вам необходимо, чтобы передняя часть объекта была минимально освещена, поэтому вспышку следует отключить (в основном; некоторые люди пытаются сфотографировать силуэт с её использованием).

3 . Правильно выстройте свет .
Когда дело доходит до освещения объекта съемки, необходимо отбросить большую часть того, что вы знаете об обычном фотографировании, и начать мыслить отчасти задом наперед. Вместо того чтобы направить освещение прямо на объект, при съемке фото-силуэта вы должны убедиться, что самый сильный источник света находится на заднем плане фотографии. Иными словами, вам нужно, чтобы задняя часть вашего объекта была подсвечена сильнее, чем передняя. Самым лучшим вариантом будет поместить объект против заката или восхода – но, на самом деле, для этого подойдет любой яркий свет.

4 . Выстройте композицию .
Выстройте ваш будущий кадр так, чтобы фотографируемый объект находился на приятном, простом, но в то же время ярком фоне. Обычно лучшим задним фоном является светлое, безоблачное, закатное небо. Вам нужно поместить самый яркий источник света за объектом.

5 . Сделайте силуэт четким и лаконичным .
Если вы пытаетесь сфотографировать силуэт более чем одного объекта, постарайтесь разместить их на расстоянии друг от друга. Например, если вы хотите сфотографировать дерево и человека, не помещайте человека перед деревом или даже на нем, так как в этом случае они сольются в одну форму, и в результате при просмотре фотографии будет сложно понять чей это силуэт.
Кроме того, при построении композиции будет более удачно запечатлеть силуэты людей в профиль, чем в анфас. В этом случае черты человека (нос, рот, глаза) будут лучше прорисованы и скорее узнаны. О том, как правильно построить композицию снимка можно прочитать .

6 . В автоматическом режиме .
Большинство современных цифровых камер имеют автоматический режим измерения экспозиции, и им удается экспонировать всю фотографию и полностью сделать светлой каждую деталь. Проблема в том, что большинство камер настолько «умные», что они осветят объект вашей фотографии вместо того, чтобы недодержать его и превратить в силуэт, чего вы и добиваетесь. Преимущественно, камеры выставляют экспозицию в автоматическом режиме, при нажатии кнопки спуска затвора наполовину (в это же время камера фокусируется). Итак, наведите фотоаппарат на самую яркую часть вашей композиции и затем нажмите кнопку наполовину (не отпускайте). Затем передвиньте камеру назад, выстройте кадр с объектом так, как вы хотите, и сделайте снимок. На большинстве цифровых камер в результате получится фото-силуэт. На самом деле, вы обманываете камеру и заставляете её «думать», что яркая часть изображения – та, которая имеет средний тон яркости. Так, все, что темнее его, будет засвечено в качестве отличной темной тени.

Как сфотографировать силуэт

У некоторых цифровых камер есть режим «точечного» или «центрального» замера. Он может помочь вам с вышеуказанной техникой фотографирования, так как фотоаппарат измерит свет только в центральной точке изображения, а не везде. Это значит, что вы можете точно указать камере, для какого именно бита яркого фона вы хотите установить экспозицию.

7 . Ручной режим .
Если вышеописанный способ не работает, а у вашей камеры есть элементы управления ручной экспозиции или , вы можете попробовать установить собственные настройки. Прелесть цифровых камер в том, что вы можете экспериментировать сколько вашей душе угодно, пока не добьетесь нужного результата.

Самый простой способ начать использовать ручной режим - это посмотреть на выдержку и , которые предлагаются в автоматическом режиме, и оттолкнуться от этого. Если в автоматическом режиме ваш объект слишком светлый (а вам, например, нужно его затемнить), понизьте выдержку на один или два EV и посмотрите, что получится. Для того чтобы получить несколько снимков на фоне заката и восхода, различающихся экспозицией, используйте технику , которую я описывал в предыдущих темах.

8 . Фокусировка .
В большинстве случаев вам захочется, чтобы объект, силуэт которого вы делаете, был в фокусе и выглядел очень четко. Это значит, что процесс, описанный в пункте 4, может оказаться немного сложнее, чем просто нажать кнопку спуска затвора наполовину, чтобы правильно измерить экспозицию. Может получиться так, что камера сфокусируется на некой точке заднего плана. Избежать этого можно двумя способами. Во-первых, если у вашей камеры есть , вы можете им воспользоваться. Сфокусируйте ваш кадр перед тем, как измерите экспозицию кадра.

Второй способ заключается в использовании диафрагмы для максимальной глубины резкости (размер изображения, который будет находиться в фокусе). Установите маленькую диафрагму (то есть, большое диафрагменное число), чтобы увеличить глубину резкости. В результате, скорее всего, и передний, и задний планы на вашем фото будут иметь четкие очертания.

Наконец, последний совет про силуэты – безусловно, общий силуэт с красивым, четким, черным предметом будет эффектным фото, однако не стоит забывать про частичные силуэты. Иногда изменение света делает их немного более объемными и «настоящими». В этом и заключается эффективность «автовилки» для ваших изображений – она позволит вам выбрать между полным и частичным силуэтом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.