Как проявлять терпение. Терпение: как научиться или развить это качество? Что дает нам терпение

В повседневной жизни мы иногда теряем терпение, и это нормально: может быть, ваш поезд опаздывает, или вам не терпится вернуться домой с работы и начать смотреть свое любимое шоу. Но есть одно место, где нетерпеливость вовсе не приветствуется - в отношениях. Когда вы решаете проблемы со своей второй половинкой, требовать быстрых решений и легких путей выхода - не лучший способ. Но вознаграждение за терпение в отношениях стоит серьезных усилий и времени. Если вы каждый день проявляете терпение и внимание друг к другу, вы можете вместе создавать счастливые и здоровые отношения.

Шаги

Будьте терпеливы со своим партнером

  1. Учитывайте чувства своего партнера. Если вы терпеливы и добры к своему партнеру, он будет чувствовать себя любимым и обожаемым. Если вы нетерпеливы и нетолерантны, ваш партнер, скорее всего, будет чувствовать себя отвергнутым. Ваши действия и реакция могут иметь прямое влияние на то, как чувствует себя партнер, поэтому подумайте об этом, когда вы проявляете нетерпение или разочарование. Помните, что партнер вам глубоко небезразличен, и вы не хотите причинять ему боль.

    • Например, если ваш партнер забывает остановиться и купить молоко, сказав: «Все в порядке, мы купим его позже», вы показываете, что понимаете, что это было простой ошибкой. Если вы скажете что-то вроде: «Я не могу поверить, что ты сделал это снова. Ты всегда все забываешь», вы подразумеваете, что ваш партнер полон недостатков, и что его ошибки недопустимы. Помните, что небольшая ошибка, подобная этой, - не конец света.
  2. Обдумывайте свои ответы. Сразу проявлять нетерпимость – норма в нынешние дни; многие люди предполагают, что ошибки или неудобства являются результатом несостоятельности и легкомыслия других людей. Однако это довольно суровый взгляд на тех, кто вас окружает, он может заставить вас сказать обидные вещи, прежде чем вы это осознаете. Отличный способ избавиться от этой привычки - использовать «глушитель», чтобы заставить себя думать, прежде чем отвечать.

    • Например, вы можете взять за правило делать три глубоких вдоха, прежде чем что-либо сказать, когда вас что-то расстраивает. Это даст вам время, чтобы обдумать ситуацию и отреагировать соответствующим образом. Вероятно, вы поймете, что то, что вы считали огромной ошибкой, на самом деле и не такая большая проблема, и реакцией может быть не гнев, а понимание.
    • В более серьезной ситуации вы можете покинуть комнату или выйти на прогулку. Это позволит вам остыть и подумать о вашей реакции.
  3. Ожидания должны быть реалистичными. Терпение придет вместе с пониманием, и один из самых важных моментов, которые стоит понять о вашем партнере, заключается в том, что он не идеален. И не может быть! Когда вы устанавливаете нереалистичные ожидания для своего партнера или решаете, что абсолютно все вещи должны идти определенным образом, вы неизбежно будете разочарованы. Это разочарование приведет к нетерпению и недовольству в отношениях. Вы можете избежать этого, просто придерживаясь разумных ожиданий по поводу своего партнера.

    • Примером необоснованного ожидания может быть мысль, что ваш партнер должен быть дома ровно в 5:30 каждый день, даже если его дорога с работы домой занимает 25 минут, а работает он до 5:00. Это не дает времени для учета таких вещей, как путь к машине или пробки, и в конечном итоге настраивает вашего партнера на неудачу. Попробуйте вместо этого установить более разумные рамки, например, ожидать, что ваш партнер сообщит вам, когда будет задерживаться или поздно возвращаться домой по какой-то причине.
    • Другой пример: ожидать, что ваша вторая половинка всегда будет хотеть смотреть те же шоу, что и вы. Вместо этого вы можете ожидать, что он иногда позволит выбирать вам, а в другой раз - вы позволите выбирать ему. Компромисс и понимание - ключевые составляющие в любых отношениях.
  4. Воспринимайте партнера как цельную личность. Помните, что идеальных отношений не бывает. Время от времени неизбежно будут моменты напряжения между вами и вашим партнером, и это нормально. Вместо того чтобы позволить этому напряжению определять ваши отношения в такие времена, всегда помните о том, что вы любите в своем партнере. Когда вы смотрите на него как на цельную личность, вам легче быть терпеливым и в напряженные времена.

    • Например, если ваш партнер делает что-то, что вас действительно раздражает, например, постукивает ногой, не позволяйте этому раздражителю взять приоритет над всеми хорошими качествами, которые вы любите в своем партнере.
    • Вы также можете заметить, что некоторые выражения, которые ваша вторая половинка часто использует, часто повторяются для вас. Имейте в виду, что вы, скорее всего, проводите в его компании больше времени, чем кто-либо другой, и, соответственно, больше слышите его рассказы и фразы. Помните, что эти вещи являются частью всего человека, в которого вы влюбились, и в долгосрочной перспективе они не так важны.
  5. Практикуйте позитивный внутренний диалог. Слушайте внутренний диалог, который разыгрывается в вашем сознании целый день. Это ваш разговор с самим собой. Ваш внутренний диалог может терзать вас так же легко, как фразы других людей, или же, наоборот, может повысить вашу уверенность. Когда вы анализируете себя и думаете (или говорите) себе о том, что нужно быть терпеливым, сосредоточьтесь на своем прогрессе положительным образом. Легко расстраиваться, когда вы злитесь, но позитивный настрой поможет вам успокоиться и посмотреть на вещи рационально.

    • Например, избегайте таких мыслей, как «Я просто недостаточно терпелив, чтобы справиться с этим». Измените подобные мысли на позитивные, подумав или произнеся что-то вроде: «Работа с этим потребует много терпения. Я могу это сделать, если буду уделять нужное количество времени и контролировать свои эмоции».

Ежедневная практика терпения

  1. Осознавайте свой стресс. Поймите уровень своего стресса и узнайте факторы, которые влияют на вас больше всего. Попробуйте записывать в дневник эти главные стрессоры и то, какие чувства они у вас вызывают. Когда вы поймете свои раздражители, вы сможете лучше контролировать свой уровень стресса . Контроль над стрессом позволит вам сосредоточиться на том, чтобы быть более терпеливым человеком. Частыми стрессовыми факторами могут быть:

    • пробки;
    • длинные очереди;
    • слишком частые телефонные звонки;
    • крайние сроки.
  2. Оставайтесь позитивным. В большинстве ситуаций можно увидеть положительную и отрицательную стороны. Насколько терпеливыми вы будете, находясь в определенной ситуации, зависит от того, насколько положительным или отрицательным является ваше мировоззрение. Если вы сосредоточитесь на позитивных аспектах ситуации, вы будете гораздо более терпеливым.

    • Например, если вы считаете, что время, проведенное в пробке - это потерянное время, вы будете разочарованы и нетерпеливы. Вместо этого переформулируйте ситуацию. Конечно, вы потратили много времени в пробке, но это была отличная возможность поговорить с вашей второй половинкой. Благодаря этому тонкому повороту опыт становится положительным, и вы оба будете более терпеливы.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)

«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».

Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал: «Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)

Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)

«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)

«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)

Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас: «Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)

Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)

Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему: "Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?" Джибрил отвечал: "Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!" "Тогда каким было воздаяние за это?" – спросил его Пророк ﷺ."Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха"» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)

Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)

Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари). Другая версия этого хадиса:

Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: "О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!" На что он отвечал: "Да, я испытываю то, что испытывают двое". "Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?" – спросил я. "Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева"» (Аль-Бухари, Муслим)

«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)

«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».

Пророк ﷺ говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)

От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)

«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан). Другая версия этого хадиса:

«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)

Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах: “Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)

Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) - это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)

Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)

Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)

От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет:
“Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты Сам Себя назвал, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”
أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِي حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِي قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыети биедик, мадын фи хукмук, ‘адлюн фи къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъейби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми,
- то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк ﷺ сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить» (Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани) .

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

Молчание - знак согласия. Молчание - золото. Так ли уж справедливы эти утверждения и во всех ли случаях терпение и молчание - благо?

Вчера прогуливались с одной моей знакомой и неожиданно возник спор. Нужно ли высказывать свое отношение к происходящему? К примеру, если тебе не нравится музыка, которую слушает твой близкий человек, то ты терпишь и молчишь, потому что ему это нравится, или нужно сказать ему о том, что тебе не приятны эти звуки? В чем нужно проявлять терпение? Где граница: когда молчание во благо, а где во вред?...

Не в первый раз в моей жизни встает этот вопрос.

Когда-то я сама была из тех, кто терпит, мало того, я считала это своим достоинством. Но все изменилось, когда я стала избавляться от жертвенности. Когда я перестала быть жертвой.

Моя знакомая, утверждает, что нужно терпеть, дабы не расстраивать другого человека, даже если тебе все это крайне неприятно.

Я же считаю, что терпеть нет смысла, более того, это вредно для здоровья, терпение - это сдерживаемые эмоции, а последствия сдерживаемых эмоций, как правило, проявляются в виде различных психосоматических расстройств. Зачем вредить своему здоровью, если можно спокойно заявить о том, что тебе не нравится и найти вариант, устраивающий обоих. На примере той же музыки: получается, чтобы угодить другому я должна терпеть неприятные звуки? Если это так, то, как следствие, у меня возникнет ожидание, что он тоже в следующий раз должен молча терпеть то, что нравится мне. Как далеко можно зайти в этом терпении? И не это ли причина обид и ссор с близкими людьми?

Откуда возникает желание терпеть, чтобы угодить? Здесь возможны варианты:

1. Это боязнь потерять условную любовь

2. Неумение заявить о своих желаниях, боязнь получить отказ. Неумение отстоять свои границы.

3. Жертвенность.

"Терплю-терплю, но мне это уже надоело!" Это частая фраза людей, которые терпят что-либо. Как правило, она произносится на повышенных тонах. Тогда, когда чаша терпения переполняется.

Я спросила свою знакомую: "Как ты думаешь, каково это находиться рядом с человеком, который не может высказать свое мнение, выразить свое отношение к чему-либо? Комфортно ли тебе общаться с ним, думая: "На самом деле ему приятно общение со мной или он просто терпит? Искренне разделяет мои вкусы или его согласие продиктовано тем, что он просто хочет угодить? Неужели я настолько неинтересна, что меня можно только терпеть?" Ждешь ли ты того, что твой оппонент так же будет терпеть то, что нравится тебе и злишься, если этого не происходит?"

Мне же от таких людей хочется держаться подальше, ведь общение приносит радость только тогда, когда оно идет от души. И гораздо приятнее услышать мнение отличное от твоего, потому что либо ты откроешь для себя что-то новое, либо поймешь, что ранее ошибался, а значит, сможешь исправить ошибку. В любом случае, это приведет тебя к развитию. Ведь истинная дружба и любовь не в том, чтобы безоговорочно разделять все интересы другого человека, жертвуя своими. Умение выслушать, высказать свою точку зрения без истерик, спокойно, найти тот вариант, который устроит обоих - это высший пилотаж во взаимоотношениях!

Когда-то у меня был конфликт с моими близкими подругами. С одной терпела я, с другой, как оказалось, терпели меня. И надо же было такому случиться, что мы втроем отправились в Стамбул, оказались в замкнутом пространстве, в некоторой зависимости друг от друга, вот тогда проблема и заявила во весь голос о себе. Но лишь спустя время, я поняла в чем было дело, когда возникла моя теория зеркал, зато ту поездку я точно запомню на всю жизнь!

Терпеть или нет - это выбор каждого, почему я должна быть в напряжении и угадывать настроение другого человека? Помню, как в детстве сходила с ума, пытаясь угадать, что же сделала не так и почему со мной не разговаривают несколько дней. Я знала, что скоро пытка молчанием закончится и последует взрыв от которого мне точно не поздоровится. Мои родители относились к теме терпения прямо противоположно и я следовала то одному, то другому сценарию, в зависимости от того, насколько сильно я боялась потерять того, кто передо мной. Вот поэтому и возникли люди-зеркала, чтобы я увидела со стороны насколько важно быть искренним и уметь высказывать свое мнение. Кстати, с подругами теперь стало общаться гораздо проще, наши отношения вышли на новый уровень.

ﷺ спрашивали, чем является иман, он иногда просто резюмировал: «Иман – это терпение » . В другом хадисе Пророк ﷺ говорил: «Терпение для имана имеет такое же значение, как голова для тела, и если уйдёт терпение, уйдёт и иман» .

Лексическое значение слова «терпение» – удерживание. Всевышний в Коране говорит (смысл): «И удерживай себя вместе с теми, которые обращаются, взывают к Аллаху мольбами по утрам и вечерам, стремясь к довольствию Аллаха. Не отводи свои глаза от этих людей, желая прелести этого мира, и не подчиняйся тому, чьё сердце Мы сделали отвлечённым от Нашего поминания, не будь с теми, кто предпочитает следовать за своими страстями» (сура «Аль-Кахф», аят 28).

Многие сегодня терпят из каких-то соображений, из страха перед кем-то или чем-то, ради личных целей, ради кого-то. Но Всевышний призывает нас не к такому терпению . Всевышний говорит в Коране о тех людях, которые терпели ради Всевышнего Аллаха , исполняли намаз, расходовали из того, чем их наградил Аллах, – тайно и явно, на зло отвечали добром.

Обратите внимание, всё наше поклонение связано с терпением . Чтобы пять раз в день совершать намаз, нужно терпение , и поэтому, наверное, многие, из-за его отсутствия, намаз не выполняют. У них не хватает терпения пять раз в день совершить омовение и встать перед Всевышним; они не постятся, не желая испытывать чувство голода. Терпение нужно и при совершении обрядов паломничества – хаджа, при выдаче закята. Благой нрав, к которому нас призывают Пророк ﷺ и Коран , связан с терпением . Чтобы быть щедрым, надо терпеть; чтобы быть храбрым, смелым в истине, – надо терпеть.

Нуждаются ли, кроме человека, другие творения в терпении?

Ангелам не нужно терпение, потому что они созданы только для поклонения, они чисты разумом, ни на миг не отвлечены от поминания Господа. Животные тоже лишены терпения, так как они следуют за своими страстями, инстинктами. И только человек, это его удивительная особенность, находится между двумя силами, которые нас всегда тянут в одну из двух сторон. Мы созданы из разума, которым наделены ангелы, и из похоти и страсти, которыми наделены животные. Страсти нас тянут к земле, к удовлетворению своих потребностей, а разум – к познанию Творца , к мудрости, к обретению знаний.

Человек наделён свободой выбора между ними. Уверовавший (мумин) всегда всё терпит и делает то, что приводит к довольствию Бога. Так устроено наше естество: наша душа требует поминания Господа , требует любви, диалога с Ним. Создатель в Коране , буквально в трёх аятах, говорит о том, с помощью чего мы можем войти в Рай (смысл): «Аллах воздал им Рай за то, что они терпели» . Во втором аяте сказано (смысл): «Обитатели Рая, тем, кому уготовлен Рай, получат награду от Всевышнего Аллаха – дворцы в Раю – за то, что терпели, и будут там слышать от других только приветствие» . В третьем аяте сказано (смысл): «Мир вам, входящим в Рай с тем, что вы терпели, и как прекрасна эта последняя обитель!» Дай Аллах, чтобы эти слова мы услышали в Судный день! Амин.

Но прежде чем услышать их, на этом свете придётся много терпеть. Аллах говорит (смысл): «Воистину, человек создан нетерпеливым. Когда его коснётся какая-нибудь беда, он тут же проявляет нетерпимость. А когда будет благо, он сразу же становится жадным, за исключением совершающих намаз» .

Самый лучший вид терпения – когда человек может наказать того, кто был с ним несправедлив, но ради Аллаха проявляет терпение и прощает. И поэтому Пророк ﷺ сказал: «Самый любимый для меня глоток – это глоток терпения , когда я сдерживаю свой гнев, и какой бы раб Аллаха ни сдержал свой гнев, Всевышний непременно заполнит его сердце верой (иманом)» .

Одним из плодов терпения является успех, и в этой связи даже неверующие, атеисты проявляют терпение. У одного очень великого изобретателя спросили, как он добился таких высот в науке. Он ответил: «99 частей из 100 я отдавал труду, это было терпение, и какая-то часть была вдохновением».

Проявляя терпение, мы улучшаем свой нрав. А как известно, истинным украшением человека является не яркая внешность, а благой нрав.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.