Как празднуется День Ашура? Как лучше соблюдать пост? Какой день в месяце Мухаррам – самый значимый.

О достоинстве месяца Мухаррам и дня Ашура

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Завершился 1437-й год по Хиджре и наступил новый год. Эта дата важна для того, чтобы мы могли оценить самих себя и свои поступки. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Отчитывайте себя, пока вас не отчитали, и взвесьте свои деяния, пока вам их не взвесили». Нужно проанализировать поступки прошедшего года, раскаяться в содеянных грехах с твёрдым намерением больше к ним не возвращаться. Наступивший месяц Мухаррам, являющийся первым месяцем мусульманского календаря нового года, должен пройти в поклонении Всевышнему Творцу – это даст силы, иншааллах, и остальные месяцы провести, тоже делая хорошие запасы благих дел для мира иного. Имам Газали в книге «Ихьйя» пишет: «Если провести месяц Мухаррам в поклонении, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года ». За благие деяния в месяце Мухаррам Аллах щедро вознаграждает Своего раба, особенно за соблюдённые посты. В хадисе сказано: «После месяца Рамадан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам » (имам Муслим, № 1163).

Имам ан-Насаи в своём сборнике пишет, что Абу аз-Зарр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), какая ночь лучше и какой месяц самый достойный, и Пророк (мир ему и благословение) ответил, что лучшая ночь – это её середина (то есть в каждой ночи есть благо – в её середине), самый достойный месяц – это месяц Аллаха, который называется Мухаррам ». Учёные комментируют, что самым достойным месяцем Мухаррам считается после месяца Рамадан. Ещё считается достоинством месяца Мухаррам, что в нём есть день Ашура, который приходится на десятое число Мухаррама. Это день, когда Аллах спас Пророка Мусу (мир ему) и его народ, день, когда утонул Фараон. За соблюдение поста в этом месяце и особенно в день Ашура награда очень велика. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшим постом после Рамадана является пост в месяц Аллаха Мухаррам » (имам Муслим, № 1982).

Достоинство дня Ашура

Пост в этот день смывает грехи прошедшего года. Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передаёт, что у Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в день Ашура, и он ответил: «Смывает грехи ушедшего года » (имам Муслим, № 2804). Кази Йияз сказал: «В хадисе подразумевается прощение малых грехов, но не больших. Таков путь ахлю сунны. Большие грехи смываются покаянием или милостью Аллаха» (см. в книге «Аль-Маджму шархуль мухаззаб», № 431/6).

Пророк (мир ему и благословение) выделял этот день. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение) страстно желающим поститься в любой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днём, нежели в этот день Ашура » (имам Бухари, №1867).

Пост в этот день является выражением благодарности Аллаху за спасение в день Ашура верующих и следование за Пророком Мусой. Когда Пророк (мир ему и благословение) увидел, что иудеи соблюдают пост в день Ашура, он спросил о причине, и они ответили: «Потому что в этот день Аллах спас Мусу ». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «У нас больше прав на Мусу ». Пророк (мир ему и благословение) начал соблюдать пост и других к этому призвал.

В Торе написано, что тот, кто подаст милостыню в день Ашура, подобен тому, кто дал всем просящим. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто будет щедрым для своей семьи в день Ашура, для него Аллах будет щедрым до окончания этого года » (имам Байхаки). По поводу этого хадиса ибн Уяйна (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы это пробовали то ли пятьдесят, то ли шестьдесят лет и не видели ничего кроме добра» (см. в книге «Лятаифуль Маарифлиль-Ханбали», стр 42).

В Египте был человек, который не имел ничего, кроме той одежды, что была на нём. Однажды он совершил утренний намаз в мечети Амру ибн Аса.

Женщины в эту мечеть приходили в день Ашура, чтобы поучаствовать в коллективной молитве (дуа). И в этот благодатный день Ашура одна женщина обратилась к нему с просьбой: «Дай мне что-либо ради Аллаха, чтобы я смогла помочь своим детям». Он ответил: «Хорошо». Вернулся с ней домой, попросил её подождать, снял одежду и, высунув через дверь, отдал ей. Она его поблагодарила, сказав: «Да оденет тебя Аллах райским украшением». В эту ночь он увидел себя во сне рядом с красивой райской гурией, в руках которой было яблоко с прекрасным ароматом. Она расколола яблоко, и там было одеяние. Он спросил у неё: «Кто ты?» Она ответила: «Я Ашура, твоя жена в Раю». После этого он проснулся и почувствовал дома прекрасный аромат; встал, совершил омовение, сделал два ракаата намаза и взмолился: «О Аллах, если это истинная моя жена, которая будет в Раю, то забери меня к ней». Аллах ответил его мольбе, и он умер в тот же миг. (См. в книге «Нузхатуль Маджалис», стр. 234.)

В эту ночь есть возможность искупаться в воде Зам-зам. В книге «Равзу аль-Фаик», на стр. 219 написано следующее: «В ночь Ашура Всевышний Аллах добавляет воду Зам-зам в другие воды, и тот, кто искупается в этот день, получит безопасность от болезни на протяжении всего года».

В этот день даже животные и насекомые соблюдают пост. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт от Фатха ибн Шахрафа, что он сказал: «Я каждый день крошил хлеб для муравья, а когда наступал день Ашура, муравей не кушал».

Передал Абу Муса аль-Маданию с иснадом от Кайса ибн Убада, что он сказал: «Я узнал, что дикие звери соблюдали пост в день Ашура ». Также с иснадом, исходящим от ибн Убада, рассказывается о человеке, который пришёл в пустыню в день Ашура и там увидел людей, закалывающих животных. Он их спросил о причине этого действия, и ему рассказали, что дикие животные соблюдают пост. Они ему сказали: пойдём с нами, мы тебе покажем. И они вместе с ним пришли в сад. После наступления времени предзакатной молитвы со всех сторон пришли животные, окружили сад и, подняв головы к небу, не кушая ничего, так и находились, пока не взошло солнце. А после захода солнца животные поспешили и начали кушать (то, что закалывали люди)» (см. в книге «ЛятаифульМаарифлиль-Ханбали», стр. 41).

Соблюдение поста в девятый день Мухаррама, за день до Ашура

Является желательным верующему соблюдать пост и в девятый день вместе с днём Ашура. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда в день Ашура Пророк (мир ему и благословение) соблюдал пост и велел другим поступать так же, люди спросили: “О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), это же день возвеличивания христиан и иудеев”, и тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: “В следующем году, иншааллах, мы будем соблюдать пост и в девятый день ”». Но Пророк (мир ему и благословение) до следующего года не дожил. Имам аш-Шафии и его последовали, а также Ахмад, Исхак и другие сказали: «Желательно всем соблюдать пост в девятый день, потому что Пророк (мир ему и благословение) соблюдал пост в день Ашура и сделал намерение соблюсти его в девятый день ».

Имам ан-Навави сказал: «Учёные упомянули несколько мудрых причин соблюдения поста в девятый день:

– цель соблюдения поста в девятый день – чтобы отличиться от иудеев;

– цель связывания дня Ашура с девятым днём подобен запрету соблюдать пост только в один пятничный день;

– в этом есть осторожность: в день Ашура может получиться так, что луну точно не видели, допустили ошибку и т. п.; в этом случае девятый день в действительности окажется десятым днём (если была допущена ошибка)». (См. в книге «Шарх аля Сахих Муслим», № 254/8–7.)

Как лучше соблюдать пост?

Самый лучший вариант – это соблюдать пост девятого, десятого и одиннадцатого числа. Учёные считают, что это самый лучший и полноценный способ, потому что в некоторых версиях хадиса говорится: «Соблюдайте пост за день Ашура и после Ашура». Кто будет соблюдать пост таким образом, на его счету соблюдённых постов окажется на день больше, ведь соблюдение поста в этом месяца достойнее, чем в остальных, не считая месяц Рамадан. В соблюдении поста таким способом есть успокоение для души и твёрдая убеждённость в том, что, если даже возникнут противоречия относительно видения луны, у человека, соблюдающего пост три дня, день Ашура не пропадёт.

Другой вариант – это соблюдение поста в девятый и десятый день. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) делал именно так и говорил: «Соблюдайте пост в девятый и десятый день, отличайтесь от иудеев». В этом есть и страховка, чтобы не упустить день Ашура, если возникнут противоречия.

И последний вариант – это соблюдать пост только в день Ашура. Если человек будет поститься только один день, так тоже засчитается, но большинство учёных считают это нежелательным. Намерение делается так: «Я намереваюсь соблюдать желательный пост в день Ашура ради Аллаха». Если у человека есть посты, которые он обязан возместить, то ему следует сделать намерение только на возмещение постов, к примеру: «Я намереваюсь возместить пост месяца Рамадан такого-то года ради Аллаха».

Молитва, читаемая в день Ашура

Сначала 70 раз читают следующую молитву: «Хасбуналлаху ванигмаль вакилю нигмаль мавля ванигма ннасыру ». Затем 7 раз читают эту молитву: «Бисмилляхи ррахмани ррахим. Хасбуналлаху ванигмаль вакилю нигмаль мавля ва нигма ннасыру. Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблага риза ва зинаталь арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи адада шшафъи вальватри ваадада калимати лляхи ттаммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архама ррахимина. Валя хавля валя куввата илля билляхиль алиййиль азыми вахува хасби (хасбуна) ванигмаль вакилю нигмаль мавля ванигма ннасыру васалляллаху аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва аля алигьи васахбихи аджмаина ».

«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, а на том свете – лишь к уверовавшим! Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь). Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого, и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь) ».

Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!



30-11-2011 15:36 ()

Re: Достоинства дня Ашура

Вопрос #21775: Достоинства поста в день Ашура
Я слышал о том, что пост в день Ашура прощает грехи прошлого года, это правда? Прощаются ли и большие грехи? Является ли это причиной для празднования этого дня?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.

Во первых:
Пост в день Ашура является искуплением за прошедший год, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пост в день Арафа, я надеюсь, что Аллах сделает это искуплением за предыдущий год и за следующий, а пост в день Ашура, я надеюсь, Аллах сделает это искуплением за предыдущий год» Муслим 1162
Это милость Аллаха оказанная нам, поэтому пост в один день прощает грехи за весь год. И Аллах обладает великой милостью.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) старался поститься в день Ашура, по причине великого статуса этого дня. Передано от ибн Аббаса: «Я никогда не видел другого времени, кроме дня Ашура и кроме этого месяца (имея ввиду Рамазан), когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) так старался поститься» Бухари 1867

Во вторых:
Относительно причины того что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) старался поститься в день Ашура и призывал к этому других упомянуто в хадисе переданный у Бухари (1865) от ибн Аббаса, который сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину и увидел, что Иудеи постятся в день Ашура» Он спросил: «Что это?» Они ответили: «Это благой день, когда Аллах спас сынов Израиля от их врага и Мусса постился в этот день» Он ответил: «Мы ближе к Мусе, чем вы» Поэтому он постился в этот день и приказывал людям поститься
Слова «это благой день» - согласно версии Муслима, «Это великий день, когда Аллах спас Муссу и его народ и потопил Фараона и его народ»
Слова «Мусса постился в этот день» - Муслим добавил в своем сообщении: «В благодарность Аллаху он постился в этот день»
Согласно другой версии Бухари: «Мы постились из уважения к этому»
Слова «И он приказывал людям поститься» - согласно другой версии переданной Бухари: «Он приказал сподвижникам: «Вы ближе к Мусе, чем они, поэтому поститесь в этот день»
В третьих:
Прощение грехов в этот день относится к меньшим грехам, что касается больших грехов, то они требуют покаяния.
Ан-Навави сказал:
«Пост в день Арафа прощает все малые грехи, другими словами это приносит прощение за все грехи, кроме больших»
Затем он сказал:
«Пост в день Арафа искупление за два года, и день Ашура искупление за один год, и если человек произнесет Аминь вместе с ангелами, то его предыдущие грехи будут прощены… Каждый из упомянутых случаем является искуплением. Если человек совершает что-либо что является искуплением, то он будет прощен, и если у нет больших и малых грехов, то ему будет записано совершение благого дела и он возвыситься в статусе… Если имеется один или более больших грехов и нет малых грехов, то мы надеемся, что это уменьшит его большой грех» Al-Majmoo’ Sharh al-Muhadhdhab, part 6.
Шейх уль Ислам ибн Теймия сказал: «Очищение, молитва, пост в Рамазан, Арафа и Ашура приводит только к прощению малых грехов»
Al-Fataawa al-Kubra, part 5.

30-11-2011 15:36 ()

Re: Достоинства дня Ашура

Вопрос #21776: Пост исключительно в день Ашура
Можно ли поститься только в день Ашура, и не поститься ни до этого ни после?
Ответ:

Вся хвала Аллаху.

Шейх уль Ислам Ибн Теймия сказал: "Пост в день Ашура является искуплением за год, и не является макрухом выделять лишь этот день для поста" Al-Fataawa al-Kubra, part 5.
В Tuhfat al-Muhtaaj Ибн Хаджра аль Хайсами сказано: "Нет ничего неправильного в посте лишь в день Ашура" Том 3, Baab Sawm al-Tatawwu".

Постоянный Комитет был спрошен об этом, на что был дан ответ:
Разрешено ли поститься только в день Ашура, но лучше поститься один день до этого или после. Это является достоверной Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как он сказал: "И если я буду жив в следующий год, то я непременно буду поститься в девятый (день)" Муслим, 1134.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Он имел ввиду вместе с десятым (днем)"
Аллах источник сил.
Al-Lajnah al-Daa"imah li"l-Buhooth al-"Ilmiyyah wa"l-Ifta", 11/401.

30-11-2011 15:40 ()

Re: Достоинства дня Ашура

Вопрос #21642: Постановление Шариата о ношении украшений в день Ашура
Я студентка женского колледжа. Среди нас обучается огромное количество шииток. В настоящее время они носят черную одежду по случаю дня Ашуры. Разрешается ли нам в ответ носить яркие цвета и дополнительные украшения с целью досадить им? Разрешается ли злословить и произносить дуа против них, зная, что они питают ненависть к нам? Я видела, как одна из них, нося амулет с таинственными словами, держала в руке трость, которую она направила на одну из студенток. Мне самой это навредило и я все еще страдаю
Ответ:
Хвала Аллаху.

Не разрешается носить яркую одежду или что-либо еще из украшений в день Ашуры, ибо люди невежественные и с предвзятым мнением могут неправильно понять, будто бы приверженцы Сунны рады смерти Хусейна ибн Али (да будет доволен им Аллах). Упаси Аллах, чтобы произошло подобное с одобрения приверженцев Сунны.

Что же касается ответных действий, т.е. злословия, произнесения дуа против них и других поступков, порожденных ненавистью, то все они не принесут какой-либо пользы. Что следует предпринять, так это приложить усилия в деле призыва их (к Исламу), попытаться оказать влияние на них и способствовать их исправлению. И если кому-то трудно справиться с поставленной задачей, то ему следует отказаться от этого и предоставить поле действия тем, кто способен справиться с ней. И не следует предпринимать ничего, что могло бы привести к препятствиям в деле призыва.

Шейхуль-Ислам Ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) говорил: «После убийства Аль-Хусейна (да будет доволен им Аллах) шайтан стал распространять среди людей два вида новшества: первое – скорбь и причитание в день Ашуры, сопровождающееся воплями, плачем, битьем себя по лицу, распеванием грустныx анашидoв (وإنشاد المراثى -)второе – радость и ликование…» Таким образом, одни,выражая печаль, а другие – радость,стали находить удовольствие в подведении глаз сурьмой, принятии душа, трате денег на домочадцев и приготовление необычных блюд в день Ашуры. Однако всякое новшество ведет к заблуждению, и ни один из имамов четырех мазхабов не одобрил совершения этих вещей".

«Минхадж аль-Сунна» («Путь Сунны») 4/554-556

30-11-2011 15:44 ()

Re: Достоинства дня Ашура

Вопрос #102885: Употребление в пищу еды приготовленной для Ашуры.
Можно ли употреблять в пищу еду приготовленную шиитами в честь Ашуры? Они говорят, что эта еда приготовлена ради Аллаха, но награда достанется Хусайну, да будет доволен им Аллах! Будет неловко, если я не приму еду. Они даже могут угрожать мне, так как я живу в Ираке, и вам известно как здесь относятся к суннитам.
Ответ:

Вся хвала Аллаху.
Действия шиитов в день Ашура, а именно удары по щекам, нанесение ударов по голове, нанесение ножевых надрезов на голову, пролитие крови и приготовление особенной еды – все это нововведение и отвратительное новшество, как было уже объяснено в ответе на вопросы 4033 и 9438. Нельзя участвовать в этом, помогать тем, кто совершает это, потому что в этом случае это является сотрудничеством в грехе и преступлении.
И нельзя кушать эту еду, которую они приготовили для своего нововведения и заблуждения.
Шейх ибн Бааз сказал: «Это отвратительный грех и порицаемое нововведение, которое следует избегать; нельзя принимать участия в этом и нельзя кушать еду, которую подают»
И он сказал: «Нельзя принимать участие в этом или кушать все эти мясные блюда или пить эти напитки (приготовленные по случаю). Если животное было зарезано ради кого-либо помимо Аллаха, из числа ахли-бейта или кого-либо еще, то это большой ширк, потому что Аллах сказал:
«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров,
у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман».

«Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар).
Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.» (108:1-2)
Фатава аль-Шейх Абдуль-Азиз ибн Бааз (8/320)
Но если отказ принять их еду может стать причиной опасности для вас, то нет ничего неправильного в том, чтобы принять ее, дабы избежать вреда.
И Аллаху известно лучше.

30-11-2011 15:51 ()

Re: Достоинства дня Ашура

Вопрос № 21787: Соблюдение поста ‘Ашура тем, на ком лежит долговой пост Рамадана.

На мне лежит долговой пост Рамадана, и я хочу поститься в День ‘Ашура. Разрешается ли мне соблюдать пост ‘Ашура не исполнив долгового? Можно мне поститься в День ‘Ашура и одиннадцатого числа месяца Мухаррам с намерением исполнить долговой пост, и получу ли я при этом награду за пост ‘Ашура?

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Во-первых: не соблюдает дополнительные посты тот, на ком есть один или несколько долговых постов Рамадана. Он начинает с восполнения долговых постов Рамадана, а после того, как исполнит все свои обязательства, он соблюдает дополнительные посты.

Во-вторых: человеку разрешается поститься 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам с намерением исполнения обязательств, которые были возложены на него по причине не соблюдения им поста в месяце Рамадан. Это будет искуплением двух его долговых дней. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям, и поистине, каждому человеку [достанется лишь то,] что он намеревался [обрести]!»

«Фатава аль-Ладжна ад-Даима», 11 / 401.

«Есть надежда, что Вы получите долю за восстановление и долю поста этого дня».

«Фатава манар аль-Ислам» шейха Мухаммада б. ‘Усаймина (да помилует его Аллах!), 2 / 358.

Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. аль-Бухари 2004.
Пост в день "Ашура был обязательным до ниспослания повеления поститься в месяце Рамадан. См. “Фатхуль-Бари” 4/290.
Однако после того, как Аллах вменил пост в месяце Рамадан, то обязанность поста в день Ашура спала, и пост в этот день стал добровольным, за соблюдение которого уготована великая награда!
Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день ‘Ашура служит искуплением грехов прошедшего года». (Муслим 1162).
Но для того, чтобы не уподобляться иудеям, следует поститься день "Ашура с одним днем до или после. Ибн ‘Аббас рассказывал:“Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтьят евреи и христиане”.
Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа». Но перед наступлением следующего года посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)скончался”.Муслим 1/151.
Ибн ‘Аббас говорил: “Поститесь девятого и десятого ‘Ашура и отличайтесь от иудеев!” ‘Абду-Рразакъ7839, аль-Байхакъи 4/287. Хафиз Ибн Раджаб, шейх аль-Альбани и шейх‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность.
Говоря о посте в день "Ашура, шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Поств этот день имеет три вида! Наилучший из них – это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид – это соблюдение поста в 9 и 10день, и на это указывает большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только 10 (т.е. в день "Ашура)”. См.
“Задуль-ма’ад” 2/76.Поэтому все эти варианты дозволены! .

10-й день месяца Мухаррам - празднование Дня ‘Ашура.

Ибн ‘Аббас (р.а.) передал: «Пророк (с.т.а.в.) приехал в Медину и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их об этом, и те ответили: „В этот день Аллаh (с.т.) даровал Мусе (а.с.) и сынам Исраиля победу над Фараоном - мы постимся в этот день в память об этом». Тогда Пророк (с.т.а.в.) сказал: «Муса (а.с.) больше наш, чем ваш», - и приказал поститься в этот день» (Хадис передали аль-Бухари (2004) и Муслим (1130).

Какое бы благочестивое деяние ни совершил человек, приближаясь к Аллаhу (с.т.) с чистым намерением, в Судный День он, несомненно, увидит такое вознаграждение за него, которое невозможно описать. И самый важный из тех поступков, с помощью которых можно приблизиться к Аллаhу (с.т.), - это пост в день ‘Ашура.

Пророк Мухаммад (с.т.а.в.) сказал: “Кто будет поститься в день ‘Ашура, из Мухаррам месяца, тому Аллаh (с.т.) даёт сувваб (вознаграждение) 10 тысяч совершивших хадж (паломничество), умра, т.е. малый хадж. Кто погладит голову сироты в день ‘Ашура, тому Аллаh (с.т.) поднимает за каждый волос на голове сироты дараджа (ступени) Рая и кто пригласит верующего вечером для отпускания уразы к себе домой, ему пишется сувваб (вознаграждение) накормившего весь Уммат (общину) Мухаммада (с.т.а.в.)».

Когда асхабы спросили: «Я Расулаллаh (с.т.а.в.), каково достоинство дня ‘Ашура над остальными днями?»

Пророк (с.т.а.в.) ответил: «Достоинство этого дня в том, что Аллаh (с.т.) в этот день создал: Лавhуль мафуз, Кьалям, Небеса, Землю, Моря, Адама (а.с.), Хаву (Еву), Рай, ввёл в Рай Адама (а.с.), принял раскаяние Адама (а.с.), и в этот день ковчег Нуха (а.с.) (Ноя) остановился на горе Джуди, в этот день родился Ибраhим (а.с.), взял его другом Всевышний и спасся он от огня язычников. В этот день Всевышний спас Мусу (а.с.) от Фараона, утопил Фараона на дне моря, произошло исцеление Аюба (а.с.), встретился со своим сыном Юсуфом Якьуб (а.с.), простил грех Давуда (а.с.). В этот день родился ‘Иса (а.с.),и в этот же день он был вознесен на небеса. В этот день Идрису (а.с.) было дано высокое положение. В этот день Сулейману (а.с.) было даровано великое царство и имущество. В этот день Йунус (а.с.) был освобожден из нутра рыбы, и Судный День будет в день ‘Ашура».

Так же в этот день был прощен Адам (а.с.), в этот день он был создан и в этот же день он вошел в Рай. В этот день были созданы Трон, Престол, солнце, луна, и звезды. Якьубу (а.с.) было возвращено его зрение, Йусуф (а.с.) освободился из колодца. И первый дождь, пролившийся с неба на землю, был в день ‘Ашура.

В ночь ‘Ашура есть суннат намаз из ста ракатов, в каждом ракате читают 1 раз суру «Фатигьа», 3 раза «Кьулгьу». После окончания намаза говорят 70 раз «Субгьаналлаh валгьамдулиллаh ва ла илаhа иллалаhу Аллаhу Акбар» и 70 раз «Астагъфируллаh».

В ‘Ашура день есть суннат намаз из 8 ракатов, в каждом ракате читают 1 раз суру «Фатигьа» и после любую суру из Корана, которую хорошо знаете. И не знают описывающие, какой сувваб есть у Аллаhа (с.т.) для раба за это.

В Товрате написано про ‘Ашура день следующим образом: «Кто будет поститься в день ‘Ашура - считается, как будто бы он постился целый год. А кто погладит голову сироты в этот день, тому Аллаh (с.т.) Всевышний дает, за каждый волос на голове сироты, дерево в Джаннате и на этом дереве будут украшения для этого человека, из украшений Джанната, которые не может описывать красоту этих украшений никто кроме Аллаhа (с.т.) Всевышнего. А кто будет делать садакьа в этот день - считается, как будто бы он не оставил в этом Мире никого, из которых просят. А кто будет наставлять в этот день, кого-нибудь на истинный путь, тому Аллаh (с.т.) Всевышний заполнит сердце нуром. А кто обрадует сердце кого-нибудь в этот день, того Аллаh (с.т.) Всевышний причисляет к тем, кем остался доволен, а кто будет в этот день угощать нуждающихся, тому Аллаh (с.т.) Всевышний будет давать угощение в могиле».

В хадисе Пророк (с.т.а.в.) говорит: «Кто в день ‘Ашура, для своей семьи, для своих близких, родных, с кем он живет, кто его окружает в этот день, кто находится в материальной зависимости будет щедрым, тому Аллаh (с.т.) Всевышний проявит Свою щедрость в течение целого года».

Пост в этот день был известен и у других общин, даже было сказано, что он был обязательным до Рамазана, но потом это отменили. Пророк (с.т.а.в.) постился в этот день до хиджры, а войдя в Медину, он подтвердил этот свой обычай и в конце своей достойной жизни сказал: «Если я доживу до следующего года, то обязательно буду поститься в девятый и десятый [день]». (Хадис достоверный, передал ат-Табарани в аль-Кабире (10/401). Но он умер в этот же год и держал пост только в десятый день. При этом он побуждал людей поститься в девятый и одиннадцатый дни, говоря: «Поститесь за день до него и днем позже, чтобы отличиться от иудеев» (С хорошим иснадом передал Агьмад в аль-Муснаде (1/241), потому что они держали пост только в этот день.

Аль-Байхакьи в книге «Шу’аб аль-иман» («Ветви веры») поведал: «Тому, кто щедрее относится к своей семье и родным в день ‘Ашура, Аллаh (с.т.) будет щедр в течение остального года». (Передал аль-Байхакьи по разным цепочкам и сказал: «Эти иснады хотя и слабые, но, подкрепляя друг друга имеют силу». См.: ат-Таргъиб, 2/122 х.1536.)
И у ат-Табарани есть такое отвергнутое повествование: «В этот день подаяние в один дирхам приравнивается к семистам дирхамам».

Пусть Аллаh (с.т.) озарит светом ВЕРЫ наши сердца в этом Новом 1434 году. Аминь!

Устаз Исамуддин Саидов (кь.с.)

(смысл): «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха . Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия . Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе » .

В хадисе сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумада аль ахир и Шаабаном » (аль-Бухари).

Аль-Иззу ибн Абд аль-Салам сказал: «Аллах увеличивает вознаграждение за совершённые дела, как, например, вознаграждая в большей степени за пост в Рамадан, нежели за пост во все другие времена, и также в день Ашура, достоинство которого происходит из-за щедрости и доброты Аллаха к Его рабам в этот день… » (книга «Кава’ид аль-Ахкаам»).

Отличие дня Ашура у мусульман

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк ﷺ прибыл в Медину и увидел, что иудеи постились в день Ашура. Он спросил: “Почему вы поститесь?” Они ответили: “Это почётный день, в этот день Аллах спас сынов Изралиевых от их врагов, поэтому Муса (мир ему) постился в этот день” . Он ﷺ сказал: “Мы более достойны Мусы (мир ему), чем вы”. Он постился в тот день и предписал поститься в тот день“ » (имам аль-Бухари).

2. Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура . Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу , как было упомянуто.

3. Для предостережения, чтобы удостовериться, что пост приходится на десятый день, в случае если существует какая-то ошибка в наблюдении луны в начале Мухаррама и девятый день на самом деле является десятым.

Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “Возможно, под постом на девятый день имелось в виду не то, что он ограничит себя тем днём, а то, что он присоединил бы его к десятому, или необходимость отличия мусульман от иудеев и христиан, что более достоверно, как об этом свидетельствуют некоторые хадисы, переданные имамом Муслимом”». (Фатх, № 4/245)

О соблюдении поста лишь в день Ашура

В книге «Тухфат аль-Мухтаадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами говорится: «Нет ничего предосудительного в соблюдении поста лишь в день Ашура » (раздел о желательном посте). Пост в этот день соблюдается, даже если это пятница или суббота.

Нежелательно поститься только в пятницу , если не добавить к пятнице другой день. Человек может соблюдать пост в пятницу , если это совпадает с его привычным постом (например, он постится через день), или он постится выполняя обещание (назр), или он соблюдает пропущенный обязательный пост; то же самое относится и к посту в дни, предписанные Шариатом , как Ашура или Арафа . («Тухфат аль-Мухтаадж»)

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: vectorstock.com

Сегодня, 21 сентября, начинается новый 1439 год по хиджре. Первый месяц мусульманского лунного календаря называется мухаррам, что буквально переводится как «запретный» (от слова «харам»). Мухаррам был одним из четырех запретных месяцев, в которые нельзя было начинать войны.

Самый знаменательный день этого месяца – это 10-ый день месяца, день Ашура, в который мусульмане по традиции держат пост. Также в этот день считается желательным проявлять щедрость к своей семье и принимать гостей.

Однако с этим месяцем связаны некоторые ложные практики. У арабов бытовали предрассудки, согласно которым этот месяц считался несчастливым для брака (и некоторых других дел). Мусульмане-шииты устраивают в день Ашура траурные церемонии – во время которых особо рьяные фанатики наносят себе увечья — в память о трагической гибели в этот день внука Пророка (мир ему и благословение) имама Хусейна и его сторонников (да будет доволен ими Аллах) в местечке Кербела. Следует помнить, что подобные вещи не поощряются нашей религией и не соответствуют шариату.

Более подробно об этом месяце и его особенностях рассказано далее.

Как называется первый месяц исламского календаря, и что это слово означает?

Мухаррам – это первый месяц мусульманского лунного года, слово «мухаррам» буквально означает «запретный». Даже в доисламскую эпоху этот месяц считался священным, во время которого было запретно начинать войны и проливать кровь.

О каких четырех священных месяцах говорится в Коране и хадисах?

В Коране сказано:

«Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать (лунных) месяцев (и это было записано) в писании Аллаха [в Хранимой Скрижали] в тот день, (когда) Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных (месяца) (в которые Аллах запретил воевать)» (9, 36).

В число этих четырех месяцев, в соответствии с подлинными хадисами, входят: Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Святость этих месяцев соблюдалась в шариатах предыдущих пророков.

Какой день в месяце Мухаррам – самый значимый?

10-ый день месяца Мухаррам, который называется днем Ашура.

Какие особенные действия совершал в этот день наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха)?

Он (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в этот день. Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он держал пост в этот день и предписал своим сподвижникам поступать так же.

Какая другая община соблюдала пост в 10-ый день месяца Мухаррам во время жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и почему?

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел в Медину и обнаружил, что иудеи в этот день держат пост, он спросил их: «Что это за день, в который вы держите пост?» Они ответили: «Это день, когда Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его общину, и потопил фараона и его армию. Муса (мир ему) постился в знак благодарности Аллаху – поэтому мы также постимся в этот день». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал тогда: «Мы более достойны следовать за Мусой (мир ему), чем вы, и мы ближе к нему, чем вы». После этого он держал пост в этот день и велел сахабам поступать так же (Муслим, Абу Дауд).

Святость и значимость дня Ашура имеют какое-то отношение к мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах), внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Многие люди ошибочно считают 10-ый день месяца Мухаррам днем траура в память о мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах). Нет сомнения, мученическая смерть имама Хусейна (да будет доволен им Аллах) является одним из самых трагических эпизодов нашей истории. Тем не менее, святость дня Ашура не может быть отнесена к этому событию по той простой причине, что святость этого дня была предписана Пророком (мир ему и благословение Аллаха) намного раньше, чем произошло рождение Хусейна (да будет доволен им Аллах). Наоборот, одним из достоинств господина Хусейна (мир ему и благословение Аллаха) является то, что он принял мученическую смерть в день Ашура. Святость дня Ашура также установлена из шариата предыдущих пророков.

Допустимо ли сооружать в день Ашура т.н. «тазия» (деревянные помосты, представляющие собой мавзолеи мучеников Кербелы) для парадов на улицах (как это делают шииты)?

Нет, такие вещи запретны. Имран ибн Хасан (да будет доволен им Аллах), как передается в сборнике хадисов Ибн Маджа, сообщает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды увидел, что люди сняли верхнюю одежду и надели (особые) рубашки в знак траура. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был очень недоволен этим, заявив, что это обычай времен невежества, который следует отменить. Из этого хадиса следует, что запрещено выражать траур путем особых церемоний, ношения особой одежды и иным образом.

Допустимо ли заключать браки в месяце Мухаррам?

Это еще одно заблуждение о месяце Мухаррам, что это месяц зла и несчастий вследствие трагического инцидента с имамом Хусейном. Вследствие этого заблуждения люди избегают вступать в браки в это время. Такое суеверие противоречит учению Корана и Сунны, где говорится, что приход Ислама упразднил все понятия о несчастных месяцах и днях. Если считать, что смерть какого-то известного человека делает несчастным этот день на все будущие времена, то вряд ли какой-то день в году будет свободным от такого невезения, поскольку каждый день кто-то из людей умирает, в том числе значительные и праведные люди. Подобные суеверия следует забыть, как не заслуживающие нашего внимания.

Это также ошибочная практика – плакать и совершать разные траурные церемонии в память мученической гибели имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Событие в Кербеле является одним из самых трагических событий нашей истории, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам проведение траурных церемоний по случаю смерти любого человека. Люди во время джахилийи (невежества) имели обыкновение оплакивать своих умерших родственников или друзей, громко причитая по ним, разрывая свою одежду и царапая свои щеки и грудь. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мусульманам делать все это, повелев им соблюдать терпение в несчастьях, говоря: «Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун». По этому поводу имеется множество подлинных хадисов. В одном из них сказано: «Не из нашей общины тот, кто бьет себя по щекам, рвет свою одежду и кричит, уподобляясь людям джахилийи». Все ученые единодушны во мнении, что такое выражение скорби запретно. Сам имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) незадолго до своей кончины советовал своей любимой сестре Зайнаб (да будет доволен ей Аллах) не оплакивать его смерть подобным образом. Он сказал ей: «Моя дорогая сестра, если я умру, ты не должна рвать одежду, царапать лицо, проклинать кого-то или желать своей смерти». То есть, сам праведный человек, в память которого проводятся подобные церемонии, осуждал такие действие. Каждый мусульманин должен избегать этой практики и соблюдать заповеди Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его любимого внука имама Хусейна (мир ему и благословение Аллаха).

Что считается желательным и дозволенным совершать в день Ашура (10-ого числа месяца Мухаррам)?

1. Считается мустахаб (желательным) поститься в этот день.

2. Также допустимо (мубах) более щедро (чем в иные дни) тратить на нужды своей семьи в соответствии со своими возможностями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.