Как оформляются проекты примеры. Как сделать школьный проект: семь простых идей

Инструкция

Определите и обозначьте в паспорте тип проект а (информационный, исследовательский, информационно-исследовательский, творческий, игровой). Укажите тип проект а по предметно-содержательной характеристике: монопроект (один предмет) или межпредметный (объединяет несколько учебных дисциплин, предметов).

Охарактеризуйте учебную работу по: количеству участников (индивидуальная, коллективная), срокам (краткосрочная, средняя или долгосрочная), характеру контактов учащихся в процессе выполнения проект а (межшкольная, внутришкольная).

Составьте краткую аннотацию проект а. Расскажите о своей работе так, чтобы заинтересовать читателей, покажите специфику, значение именно вашей проект ной работы. Для этого разбейте текстовый документ вашей работы на смысловые части, выделите в каждой части ключевые мысли, сформулируйте основные тезисы, перечислите главные проблемы, сделайте выводы.

Оформите визитную карточку проект а. В визитке указывается: автор, учебное заведение, тема, цели проект ной работы. Также перечислите компетентностные и навыки, которые формируются в ходе выполнения работы. Укажите задачи, которые вы перед собой ставили. Опишите какие самостоятельные исследования проводились в ходе выполнения работы. Назовите предметные области, затрагиваемые проект ом; оформления результатов; охарактеризуйте программно-техническое обеспечение работы и критерии оценки деятельности учащихся.

В ходе выполнения учебного проект а ведите дневник, в котором кратко описывайте, какие виды работ вы выполняли на каждом этапе. Составьте отчет на основании . Попросите руководителя проект а рецензию.

Подготовьте презентацию вашего учебного проект а. Она должна быть рассчитана на публичное выступление с защитой проект а на научно-практической конференции , района и т.п. Это своего рода творческий отчет о проделанной вами работе. Его можно оформить в бумажном виде. Но лучше сделать электронную презентацию в программе Microsoft Office PowerPoint. Продумайте убедительное и эмоциональное выступление.

Творческий проект может быть по совершенно разным специальностям, предметам в школе, даже если эти предметы не связаны с правым полушарием головного мозга. К любому делу можно (и нужно) подходить творчески, тогда материал легче воспринимается и усваивается.

Инструкция

Для начала определитесь, какую цель преследует ваш творческий и в каком формате его нужно делать. Его можно задать в виде Power Point, в виде стен- на ватмане, в виде какой-то . А может быть, это будет самостоятельно компьютерная . Кроме того, преподаватель или учитель заранее задаст вам лимит творческой свободы: кто-то будет рад оригинальному сюрпризу, другого это рассердит.

Определившись с заранее заданными параметрами проект а, приступайте к делу. Можете оформить проект , делая упор на зрительное восприятие. Тогда нужно подобрать так, чтобы они были уместны и в полной мере иллюстрировали тот материал, который вы даете в проект е. Следите за соотношением картинок и текста, чтобы не получилось так, что изображения у вас в проект е превалируют.

Используйте выделение цветом, но также в разумных пределах. Не нужно выделять салатовым целый кусок текста, если вы считаете его важным; достаточно отметить таким образом какие-то ключевые слова. Вряд ли ваш руководитель, учитель или преподаватель оценит вашу работу как творческую, если в ней просто весь текст будет располосован разноцветными маркерами.

Можете подобрать и более интересное решение проблемы, особенно если никто вас не ограничивает во времени. Можно, например, отдельные тезисы написать на кусочках бумаги и положить их внутрь самодельной , на которой в свою очередь тоже будут написаны какие-то положения. Так вы можете показать, что составляет суть явления (что находится внутри) и какие мнения с ним связаны (что видно снаружи). Здесь уже дело за вашим личным творческим вкусом.

Не забывайте, что в творческом проект е главное - вовсе не внешнее . Как бы вы не бились над рациональностью, оригинальностью, показательностью внешнего вида вашей работы, если она сама по себе никакого интереса не представляет, то вся внешняя мишура будет просто ни к чему. Поэтому приступайте к внешнему оформлению проект а только тогда, когда будете убеждены в полной мере, что внутренне проект тоже можно с полным правом назвать творческим.

Визитные карточки - неизменный деловой аксессуар настоящего времени. Небольшой бумажный треугольник содержит всю необходимую информацию для идентификации человека. Ведь когда у сотрудника всегда под рукой телефоны, электронная почта, адреса партнеров по бизнесу или клиентов, он не тратит свое рабочее время на поиски нужных контактов. Поэтому очень важно оформлять визитные карточки правильно.

Инструкция

Если вы работаете в большом концерне, у вас, скорее всего, есть корпоративный стиль. А , что его нужно придерживаться и в оформлении визитной . Поинтересуйтесь у коллег. Возможно, вам дадут уже готовый макет, куда нужно будет добавить только должность, имя, фамилию и контактный телефон.

Если вы хотите разработать макет визитной карточки самостоятельно, то нужно определиться, для каких целей она вам нужна. Если вы хотите заявить о себе, запомниться, произвести впечатление - выбирайте оригинальную визитку. Сейчас можно сделать все что угодно - фигурные карточки, визитки из резины, прозрачные и даже . Выбор материала настолько разнообразен, что остается только подобрать нужный именно вам.

Какие данные необходимы на визитке? Если у вас серьезная должность, то там должна быть только информация - , телефон, адрес офиса, название фирмы, ваши имя, и должность. Если вы работаете с зарубежными партнерами, можно продублировать эту информацию с другой стороны визитки на иностранном .

В процессе собрания жильцов, необходимо сразу решить, как будут распределяться расходы, куда потратятся , если будет платная, и т.д. Такие организационные вопросы желательно поднять до того, как вам выделят участок. Сделайте план будущей и вызовите специалистов, которые проведут межевые работы. С проектом, в котором определены границы, обращайтесь в регистрационный отдел администрации. Теперь участок должны поставить на кадастровый учет. Юридическому лицу необходимо составить -план.

Согласуйте с администрацией все проектные работы и проведение коммуникаций, если они необходимы. Сооружение капитальных сооружений нужно согласовать с архитектурным отделом.

После оформления документов займитесь приобретением материалов для сооружения ограждений. Запланируйте расходы на строительные и отделочные работы. Даже если стоянка будет открытой, как минимум нужно построить будку для охранника.

Найдите персонал для охраны и уборки территории. Доверить охрану лучше специализированной , заключив договор, с подробным разбором пункта об ответственности за сохранность транспорта.

Полезный совет

Если в какой-либо инстанции в процессе оформления стоянки вам отказывают в подписании бумаг, добивайтесь письменного отказа и обращайтесь с жалобой в вышестоящие органы.

Актуальность вопроса, который касается оформления договора, сегодня так же очевидна, как и необходимость придерживаться пунктов закона в процессе оформления того же самого договора и не только.

На день договор – это сделка, которая отличается максимальной распространенностью, между несколькими лицами. Основанием подобной сделки считается стремление установить, изменить или прекратить имеющиеся гражданские права или обязанности. При необходимо знать о том, что он состоит из двух основных , представляемых вводной частью и условиями. В свою очередь условия могут быть поделены на три основные , среди которых выделяются существенные, обычные и прочие.

Правильно оформить договор сегодня просто необходимо для того, чтобы именно этот документ достаточно важную роль в существующих рыночных отношениях и в целом. Договор является основанием эффективной деятельности и представляет собой серьезный документ, процесс оформления которого представляется достаточно сложным.

Для того чтобы оформить договор, который будет действительным, необходимо, для начала, провести преддоговорную работу с деловыми партнерами, которая заключается в подготовке протоколов разногласий к договорам. Затем необходимо подготовить договора, обладающего предварительными характеристиками. На следующем этапе представляется необходимым провести процедуры расторжения ранее договоров и проанализировать оставшихся в наличии договоров. При необходимости, перед тем как оформлять необходимый договор, требуется проведение претензионной деятельности на основании неисполнения определенных обязательств.

При оформлении договора, для правильности проведения всех процедур, необходимо особое внимание уделять существенным условиям договора, которые и являются важнейшей его частью. Именно на основании достижения сторонами полного соглашения по всем предлагаемым существенным условиям, можно говорить о том, что договор оформлен и заключен правильно.

Существенными условиями любых договоров необходимо : условия, определяющие предмет договора, условия, которые в соответствии с правовыми и законодательными актами существенными и необходимыми для каждого конкретного документа. А также другие условия, которые вносятся в договор по настоянию одной из сторон.

Видео по теме

Только тогда, когда сбор материалов по исследуемой вами теме полностью завершен и проанализирован. Работа должна быть написана в научном стиле и быть оформленной. Текст должен быть единообразным, не содержать никаких сокращений, кроме общепринятых и быть строго структурированным (введение, основная часть, заключение, их разделы и подразделы, приложение).

Не занимайтесь компиляцией источников при написании работы. Работа должна быть доказательством того, что вы самостоятельно собрали, систематизировали и проанализировали весь необходимый материал. Кроме того, некоторые дисциплины, по которым пишутся проекты, требуют и грамотного творческого подхода. Но отклоняться при написании от научного стиля в любом случае не следует.

Особое внимание уделите написанию введения и заключения. Введение – это своеобразный план, который быть скорректирован в процессе работы над проектом. Окончательный его вариант обычно по завершении написания работы, по ее итогам.

Во введении укажите актуальность темы, выбранной вами, цели и задачи исследования, его методологию. В зависимости от того, носит ли данная реферативный или исследовательский характер, вкратце опишите разделы основной части работы.

Напишите основную часть работы. Не от темы исследования, приводите в доказательство вашей гипотезы, ссылайтесь при необходимости на авторитетные источники. Иногда основная часть работы также включает в себя и обзор источников и исследований, сделанных ранее.

Напишите заключение, которое должно содержать выводы о проделанной , обобщение результатов исследования и сжатую характеристику источников. Выводы должны соответствовать задачам, заявленным во введении. Для того чтобы итоги исследования были более очевидными, заключение должно быть структурированным: каждый отдельный вывод должен иметь свой порядковый номер.

Исследовательский проект – вид научной работы учащегося, в которой выявляются его знания и умения применять их на практике для решения поставленных задач. Мало написать грамотно работу, необходимо ее еще и правильно оформить.

Вам понадобится

  • - требования к содержанию и офрмлению ГОСТ;
  • - персональный компьютер с установленным текстовым редактором;
  • - принтер.

Инструкция

Исследовательский проект состоит из , оглавления, введения, основной части, разбитой на главы, списка литературы и заключения. Каждый раздел должен начинаться с нового листа и иметь заглавие. Текст работы обычно печатают шрифтом Times New Roman, размером 12 или 14, с полуторным интервалом и выравниванием по ширине листа. Заголовки набираются жирным шрифтом, центрируются и размещаются через 3 интервала от текста.

На титульном листе пишут название организации, в которой сдается работа, ее вид, предмет, название, данные об авторе и руководителе, город и год издания.

Все процессы, понятия или предметы с чего-то начинаются. Этот момент начала произошел несколько дней или лет назад, и все выглядело по-другому – не так, как сейчас. Смотря, например, на машину, мы понимаем, что в самом начале она не была такой: сначала появилась идея, затем эта идея была донесена другим людям, что вызвало обсуждение; к работе подключились дизайнеры, был запущен процесс сборки и многое другое.

Описанное выше – незначительный пример. Но он отлично объясняет суть – у всего есть начало.

Управление проектами – не исключение. Будучи сложной цепочкой задач и процессов, оно также с чего-то начинается. Этим первым шагом является план проекта .

В этой статье мы поговорим о плане и процессе планирования, а также разъясним моменты, связанные с вопросом «Как создать такой план». Мы выделили 7 шагов.

Что же такое план проекта?

Вы могли заметить, что мы помимо плана упомянули и процесс планирования . Какая между ними разница? Все очень просто.

Планирование – это процесс, обсуждение. Во время него выясняется объем работ, цели и пути, необходимые для их достижения.

План же – это официальный документ, содержащий все решения по планированию, утвержденный объем, затраты. Его главные функции – контроль, оказание содействия общению между участниками и составление графика.

Создавая план проекта, менеджер уже должен обладать ключевыми знаниями и умениями. Это повышает шансы на успешную его реализацию. Кроме того, подготовленный план поможет предвидеть и избежать необязательных ошибок и принятия неверных решений, а также поспособствует экономии времени и уменьшению затрат.

Цели плана проекта

Хорошо подготовленный план должен отвечать на следующие вопросы.

Почему?

Должны быть выяснены причины, почему на проект выделяются средства; какая проблема должна быть решена.

Вопрос касается работы, которая должна быть выполнена для достижения результата и конечных целей.

Вопрос о вовлеченных людях, их ролях и ответственности; о том, как они должны быть организованны.

Когда?

Здесь речь идет о графике/продолжительности проекта.

Как составить план проекта?

Перед тем как заняться составлением, менеджер должен быть осведомлен о большом количестве вопросов, которые будут возникать на протяжении всего проекта, и ответов на них. Каждый вопрос можно выделить отдельно. Но все же лучше определить общие характерные шаблоны и модели. Итак, что же необходимо делать менеджеру для составления плана проекта.

1. Общайтесь

Первым шагом к успеху является общение с командой о целях, участниках, задачах, т.д. Менеджер должен знать, кто и за какую задачу ответственен, о сроках, а также просто обо всем, что происходит в проекте.

Стоит добавить, что общение – это не только первый шаг. Общаться стоит на протяжении всего проекта – это ключ к успеху.

2. Определите участников и цели

Определение всех участников проекта иногда вызывает сложности: их может быть очень много. Более того, они прямо или косвенно, в большей или меньшей степени могут оказывать влияние на проект. Именно поэтому важно определить всех тех, кто напрямую влияет на составление плана и серьезно отнестись к их пожеланиям.

Кто может быть участником проекта:

  • Заказчик – человек, непосредственно финансирующий и утверждающий работу;
  • Менеджер проекта – человек, занимающийся планированием с последующим созданием, исполнением и контролем над проектом;
  • Команда проекта , которая создает конечный продукт. Члены команды участвуют во многих важных процессах, среди которых разработка, обеспечение качества, работа над дизайном и т.д. Как правило, они не утверждают проект;
  • Конечный пользователь ;
  • Другие . В этот список могут входить самые разнообразные люди: риск-аналитики, специалисты по снабжению и т.д.

Что можно сделать на этой стадии? Проведите интервью с ключевыми участниками. Так вы поймете, какие требования ставятся, и какие цели стоит достигнуть. Наиболее эффективным способом достижения целей является SMART методика постановки целей.

Проведение интервью также позволяет менеджеру осознать, какую проблему решает проект, и почему вообще он финансируется.

Это наш почему вопрос.

3. Определите весь объем работ

Несомненно, самая важная часть любого планирования. Все ключевые моменты выделяются и обсуждаются здесь: обоснование, описание продукта, критерии соответствия, цели и результаты, ограничения, предположения, стоимостная оценка и некоторые другие. Все участники проекта должны прийти к полному пониманию и соглашению на этой стадии. Как только обсуждение заканчивается, все важное заносится в документ, в котором фиксируются описание содержания и объема проекта.

На этой стадии также уменьшаются риски недопонимания, которые могут привести к масштабов проекта.

Это наш что вопрос.

4. Определите роли и ответственности

Одна из важнейших задач менеджера – распределение задач между членами команды. Они должны знать свои роли и сферу ответственности. И, конечно же, не следует забывать, что команды – это сформированные единицы с определенным числом участников.

Это наш кто вопрос.


5. Составьте график проекта

Этот пункт – непосредственное продолжение предыдущего. Как только роли и ответственность будут распределены, следующим шагом будет установление продолжительности работы для каждого ресурса с датами начала/окончания.

Это наш когда вопрос.

На этой же стадии менеджер устанавливает ключевые события, критический путь – в общем, имеет дело с графиком выполнения работ.

Какой же инструмент для работы с проектом выбрать?

6. Визуализируйте план проекта при помощи диаграммы Ганта

Заметим, что некоторые люди, говоря о графике, подразумевают весь проект. Это не совсем так. Визуализированный график – это всего лишь часть планирования и плана как такового. Весь проект представляет собой более сложную структуру.

Воспользуйтесь GanttPRO – онлайн инструментом для . С его помощью менеджер может:

  • Создавать и распределять задачи;
  • Устанавливать их продолжительность с датами начала и окончания.
  • Устанавливать зависимости между задачами. Менеджер следит за всеми событиями и знает, когда завершающаяся задача дает начало следующей;
  • Следить за прогрессом отдельно взятых событий и проекта в целом;
  • Определять ресурсы, необходимые для выполнения задач;
  • Устанавливать стоимость ресурсов;
  • Взаимодействовать с членами команды и просматривать все сделанные ими изменения;
  • Следить за ключевыми событиями;
  • Визуализировать критический путь – наиболее короткий промежуток времени, необходимый для завершения проекта.

С диаграммами Ганта GanttPRO легко управлять процессами планирования и составлять проект.

7. Управляйте рисками

Все стадии проекта могут подвергаться рискам. Поэтому управление ими – один из важнейших моментов в планировании.

Опытный менеджер способен не только оценивать и предвидеть такие ситуации, но и создавать план со способами их решения. Команда, в свою очередь, также должна знать, как реагировать на любые перемены.

Какие риски могут возникнуть?

  • Оптимистичные ожидания о времени и затратах;
  • Плохо обозначенные требования и пожелания;
  • Плохо обозначенные роли и ответственности;
  • Перемены в требованиях;
  • Новые требования;
  • Сокращение бюджета;
  • Плохое взаимодействие.

Подытожим

Идентичных проектов не существует. Один может быть отлично реализован без рисков и перенесенных сроков. Другой может провалиться, даже если в нем будут те же участники, затраты, график и цели. Риски и перемены в проекте неизбежны. Но все же облегчить само планирование и составить план помогут грамотно распланированные объем работ, график, оцененные риски и отличная командная работа. В таком случае даже трудные проекты могут приносить удовольствие.

А у вас есть опыт планирования проектов?

Индивидуальный итоговый проект придумали, чтобы ученик лишний раз смог продемонстрировать свои знания. Проектом может быть созданный самостоятельно сайт или экскурсия по школьному музею. Учитель географии Максим Муромцев рассказывает, какими бывают проекты и как создать собственный.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Проект - замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Зачем нужен индивидуальный итоговый проект

Прежде всего для самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своём развитии.

Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки деятельности. Стоит внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Вот примерный перечень:

  • Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения;
  • карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования;
  • инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки;
  • дневник работы над проектом;
  • план консультаций с преподавателем или тьютором.

1. Найти идею

Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.

Что делать, если идей очень много? Оцени их все и подумай, какую пользу принесёт твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно» и «полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести своё, оригинальное.

Типы проектов:

  • Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
  • Информационные проекты - проекты, призванные научить добывать и анализировать информацию. Ученики изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в интернете или локальных сетях, телеконференция).
  • Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней.
  • Игровой проект - когда участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта для привлечения публики к решению проблемы проекта.

2. Каким должен получиться проект

Результатом работы над проектом может быть как готовый объект или информация (учебное пособие, сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертёж, бизнес-план).

Виды продуктов проектной деятельности:

  • Сайт;
  • видеофильм;
  • экспозиция и экскурсия по ней;
  • коллекция;
  • модель, макет;
  • художественное произведение;
  • мультимедийный продукт;
  • постановка;
  • праздник;
  • справочник
  • учебное пособие
  • бизнес-план;
  • карта, атлас;
  • пакет рекомендаций;
  • путеводитель;
  • справочник;
  • учебное пособие.

3. Привлекай родителей

Индивидуальный проект - ответственное и значимое событие. Не стесняйся просить помощи у родителей. Не отказывайся от помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!

4. Как оценить свою работу

Прочитай свой «Дневник работы над проектом». Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы анкеты.

«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком «+»!

  • Планировать свою деятельность, распределять время
  • Организовывать рабочее пространство
  • Доделывать всё до конца
  • Добывать информацию и отбирать необходимую для работы
  • Выделять главное, существенное
  • Правильно оформлять проект
  • Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования
  • Прислушиваться к разным мнениям
  • Доказывать свою точку зрения
  • Создавать презентацию
  • Другое

Вопросы собеседования после окончания работы над проектом

Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?

  • Если результат положительный, что приходит на ум конкретно?
  • Каковы были самые интересные открытия, которые вы сделали во время работы над этим проектом? О проблеме? О себе? О других?
  • Определите некоторые самые сложные моменты в работе над проектом. В чем причина затруднения?
  • Чему вы научились в ходе работы над проектом?
  • Когда вы поняли, что вы нашли окончательное и лучшее решение?
  • Как вы считаете, ваш проект актуален, относится ли он к реальным ситуациям и проблемам?
  • Насколько полезны были консультации с преподавателем? Оцените степень своей самостоятельности.
  • Чем бы вы могли помочь другим в ходе работы над проектом?
  • Что вы открыли для себя? Какие ваши самые сильные стороны? Ваши самые большие недостатки?
  • Что бы вы сделали по-другому, если бы вы начали работу снова?
  • Как вы будете использовать то, что вы узнали в будущем?

5. Как организовать защиту проекта

Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию , в которой представь все этапы работы над своим проектом. Чётко сформулируй цели и задачи проекта. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.

Социальное проектирование. Как написать свой проект?

Социальный проект:

· Это универсальный инструмент для четкого стратегического планирования деятельности вашего молодежного общественного объединения .

· Это воплощение любой Вашей идеи в реальность.

· Это возможность рассчитывать свои шаги к цели с точностью до дней и часов;

· Это умение правильно использовать ресурсы своей организации и привлекать ресурсы из разных источников.

· Это решение социально – значимых проблем местного сообщества.

· Это имиджевая и финансовая устойчивость вашей организации

Социальное проектирование – это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на (основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью, Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития . В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Социальное проектирование – синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как научно-теоретическая деятельность социальное проектирование касается, прежде всего, социологии, социальной работы, социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социокультурный и других комплексов.

Социальное проектирование - это комплексная разработка, направленная на создание научно обоснованной и жизненно востребованной модели желаемого будущего с целью ее последующей реализации в процессе практической деятельности, построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях , экономических расчетах, административных новациях и т. п.

Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» (брошенный вперед) – это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Из чего состоит социальный проект?

Социальный проект – наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность – мостом, связывающим социум и личность.

Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу,

считайте, что Вы на пути к Успеху!

Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия и иметь конкретные количественные и качественные результаты. Каждый метод – это инструмент, с помощью которого решается задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того чтобы оценить результат нужна шкала оценки.

Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева). Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни – это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой четкую цель, – задаем направление роста дерева планирования. Соответственно, определяемся с четкими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны привнести определенные изменения в среде. В социальном проектировании этот процесс называется социальный эффект. Учитывая наш пример, можно выдвинуть утверждение: «Хороший плод дает свои корни».

Этот круговорот и есть процесс стратегического планирования деятельности молодежного общественного объединения:

Пример логической таблицы для составления проекта. Вопросы для заполнения.

Компоненты проекта

Объективные свидетельства (данные, показатели, обоснования)

Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения)

Постановка проблемы

1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта?

2. Почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?

Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т. п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

Цель

1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы?

2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта?

1. Каковы средства проверки достижения цели проекта?

2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели?

3. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели?

1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т. п.)?

Задачи –

ожидаемые результаты

1. Каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта?

2. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?

3. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?

4. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена?

5. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?

6. Предусматривается ли проектом сбор данных,

позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?

2. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:

выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;

достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач.

Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта)

1. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?

2. Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов?

3. Насколько экономически эффективны используемые методы?

7. Почему выбраны именно эти методы?

8. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов?

9. Из какого набора методов был сделан выбор?

10.Какие количественно измеримые продукты будут получены в процессе реализации проекта?

3. Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов.

1. Какие ресурсы – кадры, оборудывание, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?

2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т. д.)?

11.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?

4. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов)

5. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?

Результат – эффект

1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т. е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи с решаемой в рамках проекта проблемой?

Теперь мы рассмотрим каждый пункт еще более подробно.

Постановка проблемы. Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.

Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т. е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.

Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.

Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.

Проблема Цель

Цель и задачи проекта. Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т. е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией , обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин. Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей. Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта. Признаки хороших задач:

· Являются логическим следствием проблемы.

· Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь).

· Сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта.

· Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.

Методы реализации проекта. Метод – это инструмент с помощью которого достигается цель проекта.

Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.

В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:

· Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта.

· Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности.

· Соответствие деятельности заявленным результатам.

· Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет.

· Инновационность / возможный риск.

· Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта.

· Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.

Календарный план. Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

· Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы).

· Реалистичность, выполнимость плана.

· Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения.

· Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.

Пример план – графика приведен ниже:

Период

Мероприятия

Дата/период проведения

Ответственный

Месяц

Дата

Ожидаемые результаты. Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта. Основные характеристики результатов:

· Соответствие результатов цели, задачам проекта;

· Измеряемость (количественные и качественные показатели);

· Реалистичность;

· Выполнимость / достижимость.

Мониторинг и оценка проекта. Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом, и т. д.

План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.

Бюджет, ресурсы. Важным этапом создания социального проекта является описание бюджета. Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно просчитать сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего проекта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т. е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Мероприятие по проекту

Требуется

Имеется у организации

Всего

Заключение

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонюк проектирование. Минск, 2007.

2. Антонюк проектирование и управление общественным развитием. Минск, 2007.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2006.

4. Бестужев-, Наместникова прогнозных разработок социальных проектов. М., 2006.

5. , Петров основы прогнозирования и планирования: Учебное пособие. СПб., 2006

6. Котляров основы социального проектирования. М., 2006

7. Крючков и методы социального проектирования. М., 2006

8. Методологические проблемы социального прогнозирования / Под ред. . Л., 2006.

9. Рабочая книга по прогнозированию. М., 2006.

10. , Лаин проектирование. М., 1982.

11. Уилсон А., Уилсон М. Управление и творчество при проектировании систем. М., 2005.

12. Щедровицкий объекта в системном проектировании / Избранные труды. М., 2006.

13. , . Социальное проектирование. Ростов н/Д., 2006 гстр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.