23.09.2019
История исследования центральных анд. Наследие доколумбовых цивилизаций андских стран
Кафедральный собор Ла Паса находится на площади Мурильо. Он был сооружён в 1865 году.
Архитектура здания представлена стилем неоклассицизма с элементами барокко. Первое здание собора было построено из камня, кирпича и бетона в 1672 году. Оно строилось около 70 лет. Однако в 1831 году было принято решение снести здание собора из-за краха духовенства. Реставрационные работы начались 24 марта 1835 года. Собор был открыт в 1925 году в честь столетия со дня основания Республики Боливия.
Кафедральный собор Ла Паса невероятно красив как снаружи, так и внутри. Главный алтарь, лестница и основания хора были созданы с использованием мрамора, привезенного из Италии.
Озеро Поопо
Уникальное соленое озеро Поопо в Боливии расположено на плоскогорье Альтиплано на высоте в 3700 метров над уровнем моря. Оно находится в 130 км от боливийского города Оруро. Площадь водной поверхности озера колеблется от 1000 до 1500 квадратных километров. Длина озера - 90 км, а ширина - 32 км. Глубина озера невелика и составляет 2,5 - 3 метра.
Единственная река Десагуадеро, впадающая в озеро Поопо, вытекает из другого горного озера Титикака. В верховьях Десагуадеро несет пресные воды озера Титикака, но, проходя через засоленные земли, она мелеет и насыщается солью. Концентрация соли в озере еще более усиливается в условиях засухи и высокой температуры, за счет испарения с поверхности.
В озере обитает 4 вида рыб-эндемиков, а также радужная форель. На мелководье в бухточках, заросших камышом обитает большое количество разных птиц: три вида фламинго, андский кондор, андский гусь, андская чайка и другие.
В районе озера Поопо организована добыча разнообразных полезных ископаемых. Здесь добывают серебро, олово, медь, кадмий, кобальт, никель, хром и железо. Это привело к загрязнению вод озера и берегов.
А какие достопримечательности Ла Паса вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.
Национальный парк Мадиди
Национальный парк Мадиди находится на северо-западе Боливии в верховьях бассейна реки Амазонки. Он был основан в 1995 году. Территория парка составляет около 19000 кв.км., а его экосистема отличается большим разнообразием флоры и фауны. На территории парка можно встретить тропические джунгли, саванны и сухие леса. В высоких горах лежат не тающие льды, а множество рек несут свои воды, образуя водопады и пороги, в самую большую реку мира - Амазонку.
В Мадиди обитает 3225 видов животных, более 5000 видов различных экзотических растений. В заповеднике можно увидеть очкового медведя, андскую кошку, пуму, ягуара, оцелота, оленей, белобородого пекари, бразильскую выдру, а также множество разных видов обезьян. В реках встречаются пираньи и розовые дельфины. Более 1000 видов птиц населяют эти заповедные места, среди них особенно редкие - зелёнокрылый ара, хохлатый орёл, андский скальный петушок.
Недалеко от границы парка на берегу реки Бени находится небольшой городок Рурренбаке, в котором можно заказать многодневное путешествие по парку.
Ильямпу - название одной из самых высоких гор в крупнейшей горной системе Анды, охватывающей с севера и запада Южную Америку. Высота горы, покрытой вечными снегами, составляет 6485 метров над уровнем моря. Ильямпу занимает четвертое место по высоте среди гор Боливии, но имеет наиболее крутой пик, подъем на который труден технически, что и привлекает множество альпинистов, стремящихся покорить эту вершину.
Впервые на пик поднялась группа альпинистов в июне 1928 года: Ганс Пфэнн, Альфред Хорещовский, Хьюго Хертнэгель (немцы) и Эрвин Хейн (австриец). Базой для восхождения на вершину Ильямпу является провинциальный городок Sorata. Здесь есть несколько гостиниц и ресторанов, можно нанять проводников и мулов для организации подъема. Самый высокий лагерь, из которого начинается восхождение на пик Ильямпу, находится на высоте 5600 метров. Лучшие месяцы для покорения горной вершины: май - сентябрь.
Центральная площадь Пласа Мурильо
Пласа Мурильо - центральная площадь города Ла Пас в Боливии. На ней расположены основные достопримечательности города: Президентский дворец, Национальный конгресс Боливии и Кафедральный собор.
На площади Мурильо разворачивалось множество боёв за политическую власть в Боливии, и, таким образом, она играла важную роль в истории страны. Площадь была спроектирована в 1558 году. Изначально она носила называние Plaza Mayor (Главная площадь). Позже она была известна как Пласа-де-Армас. После подписания документа о независимости Боливии 16 июля 1809 года площадь была переименована в Plaza 16 de Julio (Площадь 16 июля). Наконец, в 1902 году она была названа в честь одного из лидеров в борьбе за независимость страны - Педро Мурильо.
Крепость Инкатака
Археологическая зона Инкатака, расположенная в долине реки Чунга Майю знаменита сохранившимися с древности руинами неопознанной крепости. Она была построена около 1 тысячи лет назад и обнаружена археологами только в начале 2012 года.
Древние руины стали настоящей загадкой для археологов. А все дело в том, что открытие получилось неординарное. С одной стороны, обнаруженные руины сохранились настолько хорошо, что даже руинами их называть было сложно. А во-вторых, древнюю крепость не удалось связать ни с одной из известных на сегодняшний день древних цивилизаций Анд. Для проживающих в этой местности индейцев находка ученых сюрпризом не стала, так как о существовании цитадели местным жителям было известно давно.
Несмотря на то, что пока точная информация о культуре, создавшей цитадель, еще не обнаружена, ученые полагают, что зона ее влияния охватывала территорию между цивилизацией инков и Тиуанако. Название доселе неизвестной культуре было решено дать по названию протекающей здесь реки - Чунга Майю, долину которой называют Священной.
Лунная долина Ла Паса
Лунная долина расположена примерно в 10 километрах от центра города Ла Пас, в провинции Педро Доминго Мурильо. Эта местность знаменита своим необыкновенным ландшафтом.
Долина получила своё название из-за того, что здешний рельеф напоминает поверхность Луны. Горы долины годами разрушались под воздействием эрозии, создавая при этом удивительные фигуры с причудливыми очертаниями. Лунная долина - одна из известнейших достопримечательностей Боливии. В этом необычном месте, полном невероятных кратеров, впадин, утесов и каньонов, можно почувствовать себя героем фантастического фильма.
А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Ла Паса? .
Законодательный дворец
Красивое, величественное здание на площади Мурильо выделяется из общего ансамбля. Перед нами Законодательный дворец Боливии - здесь располагается парламент Боливии и разрабатываются новые законопроекты. Строгий ансамбль в классическом стиле визуально разделен на три части, массивные колонны в коринфском стиле с узорными пилястрами украшают фасад, а центральную часть строения выделяет бронзовый купол.
Возвели дворец на исторически значимом месте. Ранее здесь находился Иезуитский монастырь "Лорето", построенный в 1552-1586 годах, позднее в нем расположился Университет Сан-Андрес. В 1900 году прежнее здание было снесено и началось строительство законодательного дворца. Открытие состоялось в 1905 году. В честь 106-летней истории Дворца, в 2011 году, были проведены реставрационные работы. Теперь здание радует туристов свежим видом.
Самые популярные достопримечательности в Ла Пасе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Ла Паса на нашем сайте.
Индивидуальные и групповые
Еще достопримечательности Ла Паса
Экспонат топором голове животного украшения в Национальном музее Боливии археологии |
Расположение Национальный археологический музей (Боливия) в Ла-Пасе |
Оригинал в 1864 году, в новой форме в январе 1960 года |
Ла-Пас Боливия |
16 ° 30? S 68 ° 09? Вт? /? 16.50 ° S 68.15 ° W? / -16,50; -68,15 |
Археологический и Антропологический |
Макс Португалия Ортис Secretaria генерал. |
Хулио Сезар Веласкес Alquizaleth. |
The Национальный археологический музей Боливии (Исп. : Национальный музей Arqueologia де Боливия) Является национальный музей археологии Боливии. Он расположен в столице Ла-Пасе, в двух кварталах к востоку от Прадо. , работающий в Национальном институте археологии, специализированного учреждения заместителя министра культуры, он, как говорят, самый известный музей в Боливии. Музей представляет культурные антецеденты боливийского народа от доколумбовой эпохи. Есть проявления резными скульптурами, а также керамические и окрашенные изделия из камня и металлов.
- 1 История 2 Коллекции 3 Справки 4 См. также
История
Архиепископ Жозе Мануэль Indaburo, считается отцом археологии в Боливии, сыграл важную роль в создании музея с коллекциями археологических, этнографических и естественнонаучных антикваров. В июне 1846 года, в присутствии генерала Хосе Ballivián, небольшая коллекция была начата в комнате в городском театре. Театр был расположен на улице Хенаро Sanjines в Ла-Пасе и назвал "Общественный музей", д-р Мануэль Кордова был ее первым директором.
В 1919 году многопрофильная "Национальный музей" был открыт в Тиуанако дворца на условиях аренды. По распоряжением от 22 мая 1922 года Президент Баутиста Сааведра уполномоченным покупке здания для размещения музея. Это продолжалось как многопрофильной музея до начала 1959 года. Доктор Карлос Понсе Sangines который занимал пост директора Центра археологических исследований в Тиуанако, кампанию и получил его вновь открыт в 31 января 1960 как Национальный археологический музей.
Коллекции
Экспонат доколумбовой зверей из золота в Национальном музее Боливии археологии.
Национальный музей является частью Национального института археологии в рамках административной юрисдикции заместитель министра культуры. Он имеет более чем 50 000 археологических предметов, которые были найдены с помощью научных исследований и земляных работ. Она представляет культуру восточных равнинах и западного горного района. Культурное развитие боливийского народа, как она развивалась на протяжении последних нескольких столетий, представлена.
Экспонаты на выставке в постоянной экспозиции состоят из ценных артефактов Тиуанако, Chiripa, Молло, инков и восточных боливийских культур. Здесь же находится коллекции епископа Indaburu и полковника Diez де Медины, в дополнение к элементов из недавних археологических раскопок. Экспонаты отражают наследие, которое развивалась на протяжении нескольких столетий. К ним относятся скульптуры, картины, музыку и танцы, представляющие собой слияние индийской и европейской культур.
Высокий рельефная резьба на дисплее выполнен из черного камня и имеет геометрическую конструкцию. Он относится к культуре Chinpa (около 1500 до н.э.), и был взят с полуострова TRACO в Лос-Анд провинции. цифры Бронзовый инков, мумии и монолит, который принадлежал к культурам Тиуанако и инков, также на дисплее. Тиуанако (который предшествовал периоду инков) является доколумбовой археологических раскопок в западной Боливии, которая восходит к ранней 1500 г. до н.э.. Другие экспонаты включают доколумбовой период животных.
Статья была переведена автоматически.
Башилов Владимир Александрович::: Древние цивилизации Перу и Боливии
История исследования Центральных Анд
Археология Перу и Боливии как самостоятельная область американистики - науки о прошлом и настоящем населения Нового Света - зародилась только в последней четверти XIX в. До этого времени изучение древностей Центральных Анд прошло через два значительных периода в общих рамках развития американистики .
Первый период падает на столетия колониального господства испанцев в Новом Свете (XVI-XVIII вв.). Литература того времени, посвященная Центральным Андам, состоит из многочисленных хроник, в которых кастильские монахи и конкистадоры, подобные Педро Сьеса де Леону и Педро Писсаро - брату покорителя Перу, описывали само завоевание, природу, население и порядки во вновь покоренных землях. Много работ посвящено также описанию истории, государственного устройства и повседневной жизни инков, с державой которых непосредственно столкнулись испанцы.
Второй период изучения Центральных Анд приходится на первые три четверти XIX в. Это время, когда Перу и Боливию интенсивно посещают ученые-географы, оставившие подробные описания страны и в частности многочисленных руин и прочих древностей. Среди этих путешественников были А. фон Гумбольдт, А. д’Орбиньи, Э. Дж. Скуайер, Э. Миддендорф и др. Описания археологических памятников в их путевых заметках настолько подробны, что зачастую не теряют научного значения и до сих пор. Однако памятники или по традиции приписывались инкам - единственному известному по письменным источникам народу, или вообще не получали исторической интерпретации. Путешественники XIX в. собирали и коллекции древностей, но, как правило, из случайных находок и без какой-либо научной систематизации.
Третий период археологического изучения Центральных Анд продолжается с последней четверти XIX в. до сих пор. Это время становления и развития перуанистики как научной дисциплины. Первый этап этого процесса связан с именем «отца перуанской археологии» Макса Уле. Раскопки в Перу проводились и раньше, но научное исследование остатков материальной культуры началось только в конце XIX в. В 1880-1887 гг. в Берлине вышло многотомное издание находок немецких археологов В. Рейса и А. Штюбеля в древнем могильнике близ г. Анкон на Центральном побережье Перу . Это издание привлекло внимание научных кругов Европы к раскопкам древностей Центральных Анд. В 1894 г. в Боливию прибыл М. Уле - немецкий исследователь, уже известный среди американистов монографической работой о знаменитых руинах Тиауанако, которую он написал по материалам, скрупулезно собранным А. Штюбелем . В течение 1894 и 1895 гг. Уле занимался обследованием археологических памятников в бассейне озера Титикака. Результаты этих работ, к сожалению, никогда не были опубликованы.
Одновременно с Уле в Боливии и Перу работал А. Банделье, оставивший научное описание и чертежи множества древних развалин в различных районах этих стран .
В 1896 г. Уле обследовал и копал один из наиболее ярких памятников Центрального берега Перу - Пачакамак . В начале нашего столетия он исследовал могильники в долинах рек Римак, Анкон, Чанкай и в окрестностях Пуэрто де Супе . На Северном берегу он копал памятники культур Мочика и Чиму , которые впервые были разделены именно по материалам исследований Уле . В эти же годы он провел серию раскопок в долинах рек Чинча, Ика и Наска , но публикация его коллекций была осуществлена много позже.
В 1903-1904 гг. французская миссия Креки де Монфора предприняла первые раскопки в Тиауанако . Их вел Ж. Курти, копавший чрезвычайно несовершенными методами. Основной целью было вскрытие отдельных деталей архитектуры. Исследованию культурных напластований совершенно не уделялось внимания. Во время раскопок не было и точной фиксации. Результаты оказались губительными для памятника. Одни сооружения были полностью разрушены, а в других культурный слой был уничтожен на большой площади. Кроме того, многие камни из строительных остатков тотчас же растащили местные жители для своих построек.
После этих раскопок в Боливии долгое время ведутся только полевые обследования и описания древностей. В них значительную роль сыграл шведский путешественник, этнограф и археолог Э. Норденшельд. В 1904 - 1905 гг. он исследовал районы, прилегающие к озеру Титикака с северо-востока, на границе Перу и Боливии . Через 10 лет он же предпринял археологические изыскания в другой части периферии Альтиплано - в долинах Кочабамба и Миске , а также провел исследования археологических объектов района Мохос в низменной восточной части Боливии.
Все эти работы, особенно раскопки Уле на побережье, дали большой материал, и перед исследователями встала задача его систематизации и интерпретации. В начале нашего века довольно широко распространилась гипотеза о существовании в Центральных Андах доинкской «мегалитической империи». Наиболее подробно она была изложена в работах К. Маркхема . Сторонники этой гипотезы объединяли в одну культуру все известные в то время доинкские древности, используя в качестве основного критерия сходства наличие монументальных каменных сооружений и изваяний. В результате воедино были сведены такие разновременные памятники, как Стела Раймонди из Чавин де Уантар и руины Тиауанако. Именно Тиауанако рассматривали как центр этой культуры. «Мегалитическая империя», по мнению сторонников этой теории, существовала в очень отдаленные времена, еще до поднятия Анд. Эта гипотеза была закономерной попыткой объяснить существование доинкских древностей, но опиралась на чисто умозрительные построения, оторванные от анализа конкретных археологических фактов .
Другая теория была сформулирована в это же время Уле. Еще в Берлине, заочно изучая Тиауанако, он обратил внимание на резкое отличие его материала от инкского и отнес Тиауанако к доинкской эпохе. Работая в Пачакамаке, он доказал путем стратиграфического и стилистического анализа, что между инкским завоеванием и периодом распространения на перуанском побережье «тиауанакоидных» элементов существует значительный временной промежуток. Результаты раскопок в долине р. Моче подтвердили эти выводы. Здесь Уле также обнаружил вещи «тиауанакоидного» стиля, залегающие ниже горизонта с инкскими вещами.
Таким образом были выделены две основные вехи для расчленения археологического материала во времени. Все, что залегало между «тиауанакоидными» и инкскими древностями, Уле отнес к Позднему периоду. Были выделены и материалы, относящиеся к Раннему периоду , предшествующему распространению «тиауанакоидных» элементов.
Всю историю Центральных Анд Уле разбил на несколько этапов: 1) эпоха примитивных рыболовов побережья; 2) высокие культуры, предшествовавшие распространению «тиауанакоидного» стиля; 3) эпоха доминирования культуры Тиауанако; 4) местные культуры, предшествовавшие инкскому завоеванию; 5) инкская эпоха.
Уле обычно не публиковал материалов своих раскопок и не приводил развернутых доказательств выводов, которые основывались главным образом на анализе стиля вещей (прежде всего расписной керамики), а иногда бывали и чисто интуитивными. Это снижало ценность его работ и настоящее их значение стало ясно гораздо позднее.
Второй этап изучения Центральных Анд (1915-1931) - время кабинетных исследований и попыток интерпретировать накопленный материал. Полевые работы затихают, хотя и не прекращаются совсем.
В 1919 г. крупный перуанский археолог Хулио Сесар Тельо обследовал в долине р. Мараньон один из важнейших археологических памятников Перу - Чавин де Уантар. Он был описан еще Е. Миддендорфом, правильно определившим его доинкский возраст . X. С. Тельо, используя этот памятник как эталон, выделил культуру Чавин, следы которой он обнаружил в материалах, найденных различными исследователями на Северном и Южном побережьях Перу. Подробное описание этой культуры он опубликовал только в 1929 г. , включив в нее и некоторые более поздние памятники.
В 1925 г. Национальный музей в Лиме организовал археологическую экспедицию для исследования пустынного полуострова Паракас. Работы, проведенные под руководством Тельо, принесли большой успех. Были открыты два могильника - Паракас Кавернас и Паракас Некрополис, принадлежавшие к не известным до тех пор культурам. Это еще более углубило хронологическую границу древностей Южного берега . В 1931 г. другая экспедиция Национального музея во главе с Л. Валькарселем вскрыла еще несколько погребений на полуострове .
Известный североамериканский ученый Альфред Луис Крёбер провел в эти же годы многочисленные обследования долин Северного берега, собрал большой материал и описал топографию памятников, но никаких раскопок не производил .
По его инициативе Калифорнийским университетом было предпринято издание археологических коллекций Уле, хранившихся в университетском Музее антропологии.
С 1924 по 1927 г. появляются публикации материалов долин Центрального, Северного и Южного берега . В основном это была керамика из могильников. К сожалению, состояние документации и коллекций Уле таковы, что в большинстве случаев совершенно невозможно выделить погребальные комплексы. Поэтому авторы публикаций рассматривали материал суммарно и классифицировали его, опираясь прежде всего на стиль орнаментации и отчасти на формы сосудов. Кроме того, каждая из этих работ касалась только одной прибрежной долины. При этом культурные комплексы каждой из них получали свое собственное наименование, отражающее их место в периодизации данной местности. Сводной работы, которая завершила бы эти публикации, увязав их в одно целое, сделано не было. Проверка схемы Уле, проведенная авторами, подтвердила ее правильность, хотя в некоторых частностях она подверглась уточнению. Эта работа явилась большим вкладом в археологию Центральных Анд. Ведь практически только теперь богатейший материал Уле был по-настоящему введен в научный оборот.
Схема Уле - Крёбера легла в основу современных хронологических построений. Однако в отличие от Уле Крёбер и его последователи не пытались построить какую-либо историческую периодизацию древностей Центральных Анд. Это вполне соответствовало теоретическим взглядам «исторической» школы американской этнографии, одним из лидеров которой был Крёбер.
На этом этапе развития перуанистики в центре внимания ученых оказывается проблема происхождения древних цивилизаций Центральных Анд. Существование многовековой, достигшей высоких ступеней развития культуры, открытой археологами, требовало объяснения. Некоторые исследователи пытались найти его, предполагая ряд миграций в Центральные Анды с севера (М. Уле , X. Хихон-и-Кааманьо) или с северо-востока и востока (П. Риве , С. К. Лбтроп , X. Хихон-и-Кааманьо). Эти теории сразу же встретили возражения сторонников другой точки зрения, развивавшей основную идею Г. Дж. Спиндена, который постулировал существование общего для древнеамериканских цивилизаций «архаического горизонта» , связанного с появлением и распространением земледелия, основанного на возделывании кукурузы. К этому же времени он отнес и появление керамики. Этот «архаический горизонт» служил, по мнению Спиндена, основой, из которой развились высокие культуры Нового Света.
Близкая точка зрения ярко выражена Крёбером . Он проанализировал предполагаемое сходство между конкретными элементами культуры Перу и Мексики и заключил, что в Мезоамерике и Центральных Андах черты культуры всей Зоны древних цивилизаций получают только более интенсивное развитие . Основным механизмом исторического процесса Крёбер считал диффузию культурных элементов.
В эти годы появляются и работы, авторы которых стремятся рассмотреть историю Центральных Анд в целом. Так, Тельо разделил древнейшее прошлое Андской области на три эпохи , в первую из которых (мегалитическую, или архаическую) он включил все найденные им ранние памятники гор и побережья. Он считал, что их носители пришли сюда из Монтаньи - лесистых восточных склонов Кордильер - и дали толчок развитию высоких культур этого района. За архаической эпохой шло время дифференцированного развития прибрежных культур и Тиауанако в горах. В третью эпоху происходило объединение племен в союзы, завершившееся созданием могущественной инкской державы.
Другим трудом, в котором обобщены все достижения перуанистики этого времени, была книга Ф. Э. Минса «Древние цивилизации Анд» . Автор - большой знаток письменных источников - привлек их к интерпретации археологического материала. Эта сторона работы и до сих пор не утеряла своей ценности.
По поводу происхождения древних цивилизаций Центральных Анд Минс полагал, что основатели высоких культур пришли из Мезоамерики и были родственны майя. Однако в отличие от Уле он считал, что это были предки классических майя, стоявшие в момент переселения на «архаической» ступени развития. В понимании «архаики» Минс был очень близок к Спиндену.
Периодизация и общая концепция развития культуры Центральных Анд по Минсу в целом очень напоминает схему Уле.
Третий этап развития перуанистики (1931 - 1947) был временем усиленных полевых работ. Они начались раскопками североамериканского исследователя У. К. Беннета в Тиауанако . Его работы резко отличались от всего, что было сделано здесь раньше. Вместо описаний видимых на поверхности архитектурных остатков или беспорядочных раскопок он применил стратиграфический метод, который требовал тщательного изучения последовательности культурных напластований и интереса к содержанию каждого слоя. Такой метод позволил Беннету построить первую научную периодизацию культуры Тиауанако, основанную на тщательном анализе керамического материала. Это было большим шагом вперед в познании прошлого Центральных Анд. Но хотя раскопочная методика Беннета и была для того времени достаточно прогрессивной, она оставалась еще очень несовершенной. Над ней, как и над всей североамериканской школой таких стратиграфических раскопок, довлела цель формально выяснить последовательность расположения материала в культурном слое без попытки какого-либо осмысления всего культурного комплекса. Исходя из этой цели и были построены все раскопки Беннета в Боливии. Он закладывал небольшие шурфы и траншеи в различных местах памятников, не получая при этом ни в одном из раскопов цельной картины.
Кроме Тиауанако, Беннет исследовал другие памятники этой культуры и ряд могильников в долине Кочабамба .
В 30-е годы на Альтиплано работают и латиноамериканские исследователи - аргентинец Э. Касанова и боливиец М. Португаль . В этом же районе вел раскопочные работы шведский ученый С. Риден, который заложил несколько стратиграфических шурфов и на Тиауанако. Он же собрал и свел воедино разрозненные сведения по чульпам - гробницам эпохи, предшествующей и одновременной господству инков на этой территории .
В 40-х годах археологические работы в бассейне озера Титикака продолжаются. А. Киддер II обследует и копает памятники своеобразной культуры Пукара на территории Перу, к северу от озера . Эта культура одновременна ранним эпохам Тиауанако . Почти в то же время М. Чопик изучает памятники следующей за Тиауанако эпохи и прежде всего чульпы .
В Центральном горном районе Тельо проводит обследование большого городища Уари близ г. Аякучо. В бассейне р. Мантаро несколько местных исследователей регистрируют большое количество памятников, но не ведут никаких раскопок. Г. А. Номленд, Дж. Р. Уэллс и К. Гитьеррес Норьега осматривают памятники верхнего течения р. Мантаро. П. М. Медина и М. Каверо описывают Уари.
В 1941 г. Тельо вновь посещает Уари и собирает здесь подъемный материал. В это же время Дж. X. Роу на окраине Куско производит раскопки поселения Чанапата. Это были первые раскопки доинкского памятника в Центральных горах . В течение следующего полевого сезона он же открыл слои с раннеинкской керамикой подле крепости Саксауаман, построенной инками близ столицы своего государства .
В 1946 г. группа североамериканских археологов посетила Уари и составила первое научное описание этого памятника и коллекции подъемного материала, хранящейся в Музее антропологии Калифорнийского университета .
В северной части горного Перу Тельо продолжил исследования Чавин де Уантар, а также провел разведку в верховьях рек Мараньон, Уальяга и Укаяли . Культура Чавин привлекает внимание и других исследователей. В 1938 г. в Чавин де Уантар произвел небольшие раскопки У. К. Беннет . В том же году он работал и в долине Кальехон де Уайлас. В 40-х годах Р. Каррьон Кашо исследовала Кунтур Уаси - еще один памятник культуры Чавин, расположенный в 300 км к северу . В 1941 г. Т. Мак Коун, работая по программе Института Андских исследований, тщательно изучил большой комплекс более поздних руин близ Уамачуко .
Тельо проводил исследования и на Северном побережье. Ему удалось открыть несколько памятников, очень близких к памятникам культуры Чавин, и среди них интереснейший храм Серро Сечин .
С конца 1935 г. Беннет в течение нескольких месяцев исследовал путем разведок и раскопок памятники важнейших долин Северного побережья. Основное внимание было сосредоточено на раскопках погребений. На основании своих работ он попытался построить общую картину археологии Севера прибрежного Перу . Однако данные, которыми располагал Беннет, были еще слишком отрывочны, чтобы их можно было сопоставлять с достаточной степенью вероятности.
В 40-е годы археология этого района сделала большой шаг вперед. Завершил свои исследования в долине Чикама перуанский археолог Р. Ларко Ойле. Он изучил большое количество памятников этой долины и систематизировал полученные результаты в ряде статей и монографий . Основная заслуга этого ученого - выделение новых культур (Куписнике, Салинар) и создание периодизации древностей долины Чикама.
В 1946 г. Институт Андских исследований США проводит комплексную экспедицию в долине Виру. В результате долина была очень тщательно изучена . Несколько позже Дж. Берд сделал открытие, которое стало началом нового этапа перуанской археологии. В устье долины Чикама он раскопал холм Уака Приета, где нашел следы поздней докерамической культуры с начатками земледелия, но без знания кукурузы . Памятники такого типа служили основными объектами археологических раскопок на перуанском побережье в 50-х годах.
На Центральном побережье Перу исследования возобновляются только в самом начале 40-х годов. В 1941-1942 гг. североамериканская экспедиция, работавшая по программе Института Андских исследований, провела некоторые обследования и раскопки в основных долинах этой части побережья. Важнейшими результатами были: изучение наиболее ранних, чавиноидных, памятников близ Супе и Анкона . раскопки ранних слоев Пачакамака, установившие большую древность этого памятника, и выяснение стратиграфии Серро де Тринидад - раннего памятника долины Чанкай . Используя новые данные и опираясь на разрозненные выводы Уле, Крёбера и других исследователей, Г. Р. Уилли создал первую сводную хронологическую схему древностей Центрального берега .
На юге перуанского побережья в это время почти не ведется полевых работ. Исключение составляют раскопки нескольких погребений культуры Наска Г. Уббелоде-Дёрингом в 1932 г.
Размах полевых исследований и большое количество нового материала потребовали от перуанистов пересмотра и уточнения исторических построений.
В 1939 г. на XXVII Международном конгрессе американистов, вторая сессия которого состоялась в Лиме, Тельо выдвинул гипотезу, развивавшую его прежние положения . Древнюю историю Центральных Анд он разделил на четыре эпохи. Первая из них - I тысячелетие до н. э. - связана с культурами Чавин и Пукара; вторая - I-VIII вв. н. э.- характеризуется древностями Кальехон де Уайлас и Тиауанако; в третью - 800- 1321 гг. н. э.- на побережье существовали культуры Мочика и Наска, а последняя - 1321-1532 гг. н. э.- связана с инками. Зарождение древних цивилизаций Тельо по-прежнему связывал с восточными склонами Анд и даже с низменными районами Монтаньи. Эта теория не привлекла большого числа сторонников. Она опиралась на предположения, зачастую справедливые, так как ее автор был блестящим знатоком древностей своей страны, но не на строгие научные доказательства.
Многочисленные стратиграфические раскопки 30-40-х годов позволили создать новую схему относительной хронологии. Ее основы были выработаны на специальной конференции, собранной в асьенде Чиклин, недалеко от г. Трухильо, в августе 1946 г. Здесь разбирались вопросы археологии Северного берега Перу . На конференции были доложены первые результаты работ в долине р. Виру. Для решения вопросов хронологии этой долины применялся метод датировки пластов по процентному соотношению в них керамики разных типов, разработанный Дж. А. Фордом . Полученная хронологическая схема почти полностью совпала с результатами работ Р. Ларко Ойле, изучавшего прежде всего стратиграфию погребений .
На этой конференции была сделана попытка, опираясь на древности Северного берега, построить общую археологическую периодизацию всей Андской области. Работу эту завершила Нью-Йоркская конференция перуанистов в июле 1947 г. Именно здесь относительная хронология Центральных Анд была впервые зафиксирована в ее современном виде. С тех пор она несколько дополнилась, но существенных изменений не претерпела. Костяк этой хронологии составляли стратиграфические колонки шести основных районов Перу и Боливии. Для их сопоставления было использовано распространение на больших территориях одинаковых стилей изобразительного искусства или орнаментации керамики (Horison styles), замеченное еще Уле и Крёбером. Наиболее четко концепция была сформулирована Уилли , который на Нью-Иоркской конференции дал подробную характеристику каждого из пяти «стилистических горизонтов».
Основным в новой схеме было то, что она подтвердила на значительно обогатившемся материале основные пункты старой относительной хронологии Уле - Крёбера. Таким образом была получена твердая система расположения древностей Центральных Анд во времени. Это позволило перейти к научному осмыслению древней истории Центральных Анд.
На Нью-йоркской конференции с попытками создания исторической периодизации древностей Андской области выступили Беннет, Стронг, Стьюард и отчасти Уилли .
Хотя каждый из них руководствовался несколько различными критериями, в целом их схемы совпадают . Все авторы выделяют до- керамическую эпоху с начатками земледелия . Вслед за ней идет эпоха становления и бытования высоких культур перуанского побережья . Затем наступает время перемещений племен и завоеваний .
Различия этих периодизаций заключаются в терминологии и в разграничении некоторых мелких периодов. Новые термины придавали схемам Беннета, Стронга и Стьюарда видимость исторических периодизаций, но практически они не были надежно обоснованы конкретным археологическим материалом, а прикладывались механически, согласно тому, что каждому автору казалось наиболее существенным для данного периода . Все эти схемы, на какие бы критерии они ни опирались, грешили излишне обобщенным и статичным подходом к древностям Андской области. Дело в том, что для североамериканской школы перуанистов вообще характерно полное пренебрежение к исследованию культур во всем их комплексе. Это неизбежно ведет за собой недостоверность исторических интерпретаций. Зачастую большие обобщения, в частности периодизации, строятся на основе очень незначительного полевого материала. Правильно отмечая единство древней истории всей Андской области, эти исследователи недооценивают различия и неравномерность в развитии отдельных районов и культур. Вершиной такого излишне обобщенного подхода к материалу было предложенное Беннетом понятие «перуанской общей традиции» (peruvian co-tradition). Этот исследователь, опираясь на концепцию культурного ареала, сформулированную Крёбером, считал, что древности Центральных Анд составляют единство, характеризующееся некоторыми общими чертами для всей территории на протяжении всей истории этого района, начиная с I тысячелетия до н. э.
На самом деле эти черты прослеживаются не всегда и далеко не во всех районах Андской области. Так, например, ирригационное земледелие появляется в одном из наиболее развитых районов- на севере побережья - не ранее периода Салинар, а более древние культуры - Гуаньяпе и Куписнике - его не знают. На ранних этапах неизвестна и металлообработка. Она появляется не везде и не сразу. Нельзя также говорить о единстве мотивов изобразительного искусства на всем протяжении существования «общей традиции». Действительно, в искусстве эпох Чавин и Тиауанако есть сходные мотивы, но их трактовка и, по- видимому, значение совершенно различны.
Такие черты, как, например, упоминаемый Беннетом обычай паломничества к культовым центрам, вообще не могут быть прослежены на археологическом материале. Это чисто умозрительная ретроспекция обычаев инкского времени, известных по письменным источникам. То же относится и к вопросу о характере политических объединений.
Таким образом, в воззрениях североамериканских археологов существует значительный разрыв между тщательно, но формально проанализированным материалом и широкими, но не имеющими достаточного фактического обоснования историческими интерпретациями.
С 1948 г. начинается следующий, четвертый, этап развития археологии Андской области. Основное направление исследований в это время меняется. В центре внимания оказываются памятники эпох, предшествовавших высокоразвитым культурам. Работы Ф. Энгеля, Э. Ланнинга, А. Кардича и других ученых отодвинули вглубь хронологические границы древностей Центральных Анд.
50-е годы ознаменовались большим оживлением археологических работ в Боливии. Отрадно, что археологи перестали интересоваться преимущественно блестящей культурой Тиауанако и обратились к скромным памятникам окраинных районов Альтиплано и к эпохам, предшествующим этой культуре. Большую роль в новом направлении исследований сыграли швед С. Риден и боливиец Д. Э. Ибарра Грассо.
С. Риден провел большие, хорошо документированные раскопки на памятниках долины Кочабамба , в районе Оруро и в местности Мольо к востоку от озера Титикака , где он работал вместе с К. Понсе Санхинесом . Его работы отличаются полнотой полевых исследований, издаваемых обычно тоже полностью. К сожалению, касаясь исторической интерпретации фактов, С. Риден не пытается осмыслить археологические памятники и культуры как комплексы, отражающие различные стороны жизни древнего населения. Он ограничивается только сравнением отдельных элементов культур, отдавая предпочтение орнаментации керамики.
Заслуга Д. Э. Ибарра Грассо состоит прежде всего в том, что он с огромной энергией взялся за изучение дотиауанакских эпох в Боливии. Он же собрал большой подъемный материал в центральных и южных районах Альтиплано, позволивший наметить области распространения археологических культур в этой части страны . Исследованиями окраинных районов Альтиплано занималась в 1958 г. немецкая экспедиция X. Д. Диссельхофа, работавшая в долине Кочабамба и Миске .
Другим важным направлением работ были новые исследования Тиауанако и в первую очередь раскопки, организованные Центром археологических исследований в Тиауанако (CIAT), который возглавил К. Понсе Санхинес . Он применил новые для Центральных Анд методические приемы. Вместо разбросанных стратиграфических шурфов была разбита сетка квадратов, разделенных бровками. Это позволило копать культурный слой на большой площади с хорошим стратиграфическим контролем. Несмотря на целый ряд недостатков, эта методика для перуанистов была прогрессивной, так как до этого такие площади на поселениях практически не вскрывались.
Большие успехи в это время были достигнуты в районе Куско. В 1952 г. М. Чавес Бальон раскопал памятник Батан Урко к юго-востоку от г. Куско. Находки на этом памятнике позволили проследить стратиграфическую последовательность керамического материала от культуры Чанапата до раннеинкских слоев .
В 1954-1955 гг. в Южном Перу работает экспедиция Калифорнийского университета под руководством Дж. X. Роу. Она провела много обследований и в Центральном горном районе. В результате ее работ была намечена периодизация культуры Чанапата и уточнены границы ее распространения. Кроме того, были внесены значительные коррективы в границы культуры Уари. Еще в 1950 г. на самом Уари провел первые раскопки Беннет. Он попытался создать схему относительной хронологии культуры и определить ее место среди древностей Центральных Анд .
В эти же годы возрос интерес перуанских ученых к археологии бассейнов рек Мантаро и Пампас. Центром исследований стал Институт этнологии и археологии Университета Сан- Маркос в Лиме. В работах приняли участие и местные музеи. В результате археологическая карта этого района обогатилась многими памятниками. К сожалению, основным методом исследования были только разведки с более или менее подробным описанием объектов и сбором подъемного материала. В редких случаях производилась шурфовка. Сколько-нибудь значительных раскопок не велось.
В 50-е годы наблюдается тенденция распространения полевых работ за пределы классической Андской области древних цивилизаций. Начинаются исследования дальнего севера Перу, как горного, так и прибрежного. На побережье, у границы с Эквадором, особенно много работает Э. Ланнинг . Результаты работ в горах пока слишком отрывочны и не нашли еще прочного места в археологии основных районов Перу и Боливии.
На Центральном побережье исследования 50-х годов были связаны главным образом с изучением докерамических памятников, относящихся ко времени не позже II тысячелетия до н. э. Некоторые работы коснулись и интересующей нас эпохи. Так, Ф. Энгель раскопал еще один чавиноидный памятник - Курайяку - на самом юге Центрального побережья . Особенно интересно, что здесь удалось вскрыть остатки построек того времени. Однако полная публикация материала этого памятника еще не вышла в свет. Отдельные раскопки погребений производили С. К. Лотроп и перуанские археологи . В долине р. Чильон и у г. Анкон вел исследования Л. М. Штумер , а позднее Э. Табио .
Некоторое оживление полевых работ заметно на Южном берегу Перу. В 1952-1953 гг. здесь работала экспедиция Колумбийского университета под руководством У. Д. Стронга. Наиболее важные результаты дали раскопки на поселении Кауачи, где удалось проследить переход от культуры Паракас к культуре Наска . В 1958 г. Д. Т. Уоллас раскопал поселение Серрильос, слои которого содержали материал ранних фаз культуры Паракас.
Полевые работы 50-х годов в Центральных Андах проводятся североамериканскими археологами на том же методическом уровне, что и исследования долины р. Виру, публикации которых выходят в свет в начале этого периода. Они.полностью ориентируются на стратиграфические раскопки поселений и ставят своей главной задачей только установление относительной хронологии.
Большой заслугой североамериканских археологов было введение в практику радиокарбонного метода датирования, открытого
Уилли обращался и к вопросу о происхождении древнеперуанских цивилизаций, развивая основную идею теории Спиндена. Он показал, уже на новых материалах, что высокие культуры Андской области покоятся на прочной базе достижений предшествующего периода .
Большую роль в его построениях играют диффузии элементов культуры из одной области в другую. В одной из работ Уилли, правда, оговаривается, что «диффузии и независимые изобретения являются в конечном счете полярными абстракциями, касающимися сложных событий человеческой жизни, и двумя процессами, происходящими в согласии» . В объяснении же конкретных фактов он зачастую сильно преувеличивает роль диффузии .
Теоретические взгляды Уилли сложились к началу 60-х годов и были сформулированы в ряде статей и в книге «Метод и теория американской археологии» . Они касаются древней истории Нового Света в целом и близки взглядам В. Г. Чайлда и Р. Брейдвуда. В его периодизации древней истории Америки существенное место занимает переход от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция» по Чайлду), который, как он считает, «был одним из великих поворотных пунктов в человеческой предыстории» . Большое внимание Уилли уделяет и появлению городских центров («городская революция» по Чайлду) .
Для Уилли характерен гораздо больший интерес к истории, чем для археологов школы Крёбера, но в своей периодизации он, уделяя много внимания совершенствованию способа производства пищи и, для более поздних эпох, системе поселений (settlement pattern), в очень слабой степени связывает их с развитием общества. В целом, однако, концепция Уилли представляет собой серьезный сдвиг в сторону историзма.
Конкретные моменты этой концепции, касающиеся области Центральных Анд, разрабатывает сейчас Д. Колье , который исследовал становление земледелия в Андской области, отметив длительность и постепенность этого процесса. Взгляды Уилли оказывают большое влияние и на молодое поколение североамериканских археологов-перуанистов .
В 50-е годы в Перу складывается национальная археологическая школа. Однако перуанские археологи чаще всего занимаются обследованиями и не ведут широких раскопочных работ. Большой их заслугой являются многочисленные разведки в менее изученной горной части страны. В методике раскопок они тесно связаны с североамериканской школой.
В 1953 г. в Лиме состоялась I Конференция круглого стола, на которой присутствовали как перуанские, так и североамериканские археологи. Она была посвящена вопросам терминологии и относительной хронологии. II Конференция круглого стола, проведенная в январе 1958 г., рассмотрела схему относительной хронологии Центральных Анд и несколько видоизменила ее. Практически это было принятием предложений Роу. Вместо пяти горизонтов с различным распространением были выделены три пан-перуанских горизонта - Чавин, Тиауанако и Инка, которым предшествовали Докерамический и Раннекерамический периоды. Ранний и Поздний промежуточные этапы разместились между горизонтами . Достоинство этой схемы в том, что вместо недостаточно обоснованной технологической или даже социальной терминологии для целей хронологизации применены чисто технические пространственно-временные термины .
В ноябре 1958 г. археологии была посвящена первая сессия II Национального конгресса по истории Перу , а в следующем году состоялась Неделя перуанской археологии . И в том, и в другом случае большинство докладов было информационным. Эти собрания показали, что у перуанских археологов наблюдается большой интерес к историческому осмыслению древностей своей страны. Так, например, Р. Матос Мендьета и Л. Г. Лумбрерас пытались локализовать исторические племена чанка и уанка, связав их с различными группами археологических памятников Центральных гор . Э. Чой попытался сопоставить общую схему перуанской археологии с периодизацией первобытного общества Моргана - Энгельса . К сожалению, он решал эту важнейшую проблему слишком обобщенно и не давал развернутых обоснований на конкретном материале таких чрезвычайно важных и ответственных положений, как, например, наличие государства у носителей культуры Мочика или существование класса жрецов-правителей в обществе культуры Гальинасо. Выявился также и ряд методических слабостей национальной науки, во многом еще испытывающей влияние североамериканской школы исследований.
Складывается национальная археология и в Боливии. В 1953 г. состоялась I Конференция круглого стола . Ее инициатором выступил Д. Э. Ибарра Грассо. Основными вопросами, обсуждавшимися на конференции, были: 1) проблема выделения доиспанских культур на территории Боливийских Анд; 2) их хронология; 3) их связи с культурами Перу, Чили и Аргентины. Был выделен целый ряд культур, в первую очередь на юге Альтиплано, за пределами области высоких цивилизаций Центральных Анд. Кроме того, конференция выработала схему относительной хронологии для Боливии. В ней, несмотря на все ее несовершенство, наметился правильный исторический подход к дате Тиауанако. Классический период этой культуры, по мнению участников конференции, не мог относиться ко времени ранее рубежа нашей эры.
I Конференция круглого стола, созванная в 1957 г., была посвящена вопросам изучения самого Тиауанако. Она рекомендовала немедленно начать исследовательские и реставрационные работы на этом памятнике и организовала специальный Центр археологических исследований в Тиауанако (CIAT).
В начале 50-х годов Д. Э. Ибарра Грассо создал первую схему археологии Боливийского Альтиплано в целом .
Однако многочисленные работы этого автора часто страдают бездоказательностью и излишне широкими обобщениями на недостаточном материале. Для него характерны попытки выделять культуры и даже давать им широкую историческую характеристику на основании только подъемного материала, зачастую очень разнородного . Кроме того, Ибарра Грассо очень склонен использовать внешнее сходство отдельных предметов для установления самых отдаленных связей .
В Центральных Андах работают и археологи Старого Света, пользующиеся в основном теми же методическими приемами и теоретическими установками, что и американские ученые.
В 1960 г. экспедиция Токийского университета раскопала близ местечка Котос на севере горного Перу жилой холм, в котором было обнаружено шесть строительных горизонтов. Четвертый из них был, по-видимому, синхронен культуре Чавин. Предшествующие горизонты с остатками зданий, возможно культового назначения, восходят к рубежу III-II тысячелетий до н. э.
Раскопки в Котос вместе с исследованиями Д. Латропа в Яринакоче и Грута де лас Лечусас , материал которых увязывается с недавно исследованными раннекерамическими культурами Эквадора (начало II тысячелетия до н. э.) , дают основание для пересмотра традиционных взглядов на ранние периоды развития древних цивилизаций Центральных Анд и наносят удар по концепции «перуанской общей традиции» Беннета.
В 60-х годах наблюдается некоторый застой в полевых работах. В небольших масштабах они ведутся лишь в Центральных районах горного и прибрежного Перу . В области кабинетных исследований большая роль принадлежит калифорнийской группе археологов во главе с Роу. Опираясь на подробную хронологию древностей долины р. Ика , они продолжают разрабатывать дробные периодизации для различных долин побережья в дефинициях общей хронологической схемы Роу . Специальные исследования посвящены Среднему горизонту, проблемы которого изучает Д. Менцель. . Этими же вопросами занимается и перуанец Л. Г. Лумбрерас .
Среди работ других перуанских археологов следует упомянуть каталог важнейших памятников побережья .
Особое место в перуанистской литературе занимают сводные работы типа книг Дж. А. Мейсона и Дж. X. Башнелла . Они носят скорее научно-популярный, чем исследовательский, характер и базируются обычно на североамериканской концепции археологии Центральных Анд. Их авторы добросовестно и более или менее подробно описывают древности Перу и Боливии, не делая существенных исторических выводов.
Значительна группа изданий искусствоведческого плана . Чаще всего это великолепные публикации предметов искусства из различных музейных коллекций. В научном отношении они обычно обесценены тем, что изданные вещи не имеют точного паспорта, так как происходят из случайных находок или грабительских раскопок.
Ограбление и разрушение древних памятников существовало и продолжает существовать в Андской области, породив, как и во многих других районах древних цивилизаций мира, новую профессию - грабителей могил («уакерос»). Урон, наносимый ими науке, огромен, но никакой борьбы с этим явлением в Перу и Боливии практически не ведется.
Литература по археологии Центральных Анд на русском языке довольно ограниченна. Чаще всего это общие очерки в энциклопедических изданиях и журналах . Самый обширный из них принадлежит перу Б. И. Шаревской. По необходимости краткие, такие работы знакомят читателя только с самой общей картиной древних культур Андской области.
Несколько работ посвящено изучению отдельных сторон доинкской истории Перу и Боливии . Так, Р. В. Кинжалов в своей книге об искусстве древней Америки касается и древностей этого района, а в работе Ю. Е. Березкина собраны последние данные об исследовании докерамических памятников перуанского побережья в связи с проблемой появления здесь земледелия. В ряде небольших статей рецензируются отдельные работы зарубежных исследователей и публикуются предметы из музейных коллекций .
Таковы основные этапы развития археологии Центральных Анд. Сейчас она находится на перепутье. Становится совершенно очевидным, что старые методы исследования, подчиняющие его задаче хронологизации, как бы важна она ни была, могут привести только к очень обобщенным схемам типа схемы 1947 г. и ее позднейших модификаций. С помощью этих методов невозможно раскрыть историю Андской области со всем ее многообразием и неравномерностью развития в различных районах и в различные периоды.
Историю эту можно попытаться воссоздать только всесторонне изучив конкретные археологические культуры, разобравшись в их взаимосвязях и реконструировав, насколько это возможно при современном состоянии источников, хозяйственные и социальные аспекты жизни древних обществ, стоящих за этими культурами.
Периодизацию развития американистики см.: L. Реricot у García, 1961, т. I, стр. 1-20.
W. Reiss und A. Stübel, 1880-1887.
A. Stübel und М. Uhle, 1892.
A. F. Bandelier, 1905; Он же, 1910.
М. Uhie, 1903.
М. Uhle, 1906; Он же, 1910; Он же, 1913а; Он же, 1925.
М. Uhle, 1913b; Он же, 1915.
М. Уле, а вслед за ним и A. Л. Крёбер культуру Мочика называли Прото-Чиму.
Версию сайта.
Поныне остается загадкой, как древнему народу удалось построить массивные каменные сооружения на высокогорном плато, ведь вес некоторых блоков достигает 200 тн. Окутан тайной и закат величайшей культуры. В любом случае, возникновение, расцвет и падение загадочной цивилизации навсегда останутся важнейшими этапами в истории человечества.
В 2000 г. уникальный археологический комплекс Тиуанако был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «свидетельство мощи культуры, сыгравшей главную роль в развитии… доколумбовой Америки».
История Тиуанако
Одной из основных сложностей в исследовании истории Тиуанако стало отсутствие письменных источников. Все важнейшие события отражены в легендах и песнях индейцев, передаваемых из поколения в поколение. Немногими письменными свидетельствами доколумбовой истории Нового Света являются летописи испанских священников, целью которых было изучение обычаев коренных индейцев для обращения их в христианство. Однако, информация, записанная священниками, зачастую была либо неверно ими понята, либо умышленно искажена аборигенами из-за нежелания сотрудничать с конкистой.
С одной стороны, испанцы собирали важную информацию, с другой — они сделали все возможное, чтобы истребить духовную и материальную культуру аборигенов. После грабежей и разрушительных деяний конкистадоров сохранилось лишь то, что было скрыто под землей.
Комплекс, к счастью, был надежно укрыт толстым слоем почвы, над поверхностью возвышались только огромные каменные Врата.
Когда-то загадочный город назывался Тайпикала (Taypikala; лосл. «Каменная сердцевина Мира»); по другим данным, в эпоху собственного расцвета он именовался Виньаймарка (Вечный город); сегодня его имя — (Мертвый город).
Вообще, название «Тиуанако» объединяет в себе целый исторический пласт – цивилизацию Тиуанако, пик величия которой пришелся на конец I тысячелетия н.э., когда огромная территория континента оказалась под ее влиянием. Сама же цивилизация зародилась в период 2000 – 1500 гг. ДО н. э. Основателями Империи принято считать индейцев Южной Америки, которые расселились на этих землях, прибыв с Северной и Центральной Америки. Поднявшись высоко в горы, некоторые племена объединились и образовали государство, столицей которого стал Тиуанако.
Впоследствии к Тиауанако присоединилась большая часть континента, причем, не было никакой агрессии и военных действий со стороны народа, объединяющего вокруг себя другие племена. Город стал культурным, экономическим и религиозным центром огромного государства.
Во время подъема города на его территории в 2,6 км² проживало около 20 тыс. жителей. Хотя мнения историков на этот счет расходятся. Так, первые исследователи предполагали, что в период между 300 г. ДО н. э. и 300 г. н. э. он не был крупным городом, а только играл роль религиозного центра паломничества, с небольшим контингентом постоянных жителей.
Ученые сходятся во мнении, что город пережил 2 катастрофы: одну — природную, вызванную потоком воды, а следом — трагедию неизвестного происхождения. То, что именно наводнение явилось причиной гибели города,свидетельствуют остатки озерной флоры и кости рыб, обнаруженные в наносах вместе с фрагментами скелетов людей, погибших в стихийном бедствии. Причем, кости людей и животных перемешаны в хаотическом беспорядке с каменными плитами, орудиями труда, церемониальной утварью и множеством других предметов. Создается впечатление, что все это сваливалось в кучу неведомой разрушительной силой.
Американский историк, археолог и антрополог Алан Колата (англ. Alan Kolata) предполагает, что причиной падения могучей цивилизации стало не наводнение, а напротив, продолжительная засуха — в андских ледниках и донных осадках озера Титикака сохранились свидетельства длительного засушливого периода (с X в. до 1300 г.), приведшего к неурожаям и, как следствие, к голоду. Спасаясь, люди покинули Тиуанако.
Культура и земледелие
В основе культуры Тиуанако лежал культ Солнца, поэтому золото, солнечный металл, являлось для народа самым почитаемым материалом: им украшались храмы, одеяния власть имущих и жрецов. Также было хорошо развито производство керамических изделий.
Особого внимания заслуживает интенсивное земледелие цивилизации, где почти 200 га земли были отведены под сельскохозяйственные угодья. Для возделывания таких территорий необходимо было обладать обширными научными познаниями.
И сегодня местность в округе озера Титикака мало пригодна для ведения земледелия классическими методами, что иллюстрирует нынешнее плачевное состояние сельскохозяйственных угодий в этом районе. Исследования же показали, что земледелие в древнем государстве находилось на необычайно высоком уровне.
На обнажившихся от отступившей воды озера землях видны характерные чередующиеся полосы. Только в 60-х годах XX в. удалось понять назначение полос и мелких каналов. Эти Вару-Вару (Varu-varu), как их называют индейцы, оказались частью сложной системы древнего экоземледелия, согласно легендам, оставленного народу Тиауанако Богами. Древний агротехнический комплекс, который превосходил современные системы землепользования, сейчас называется «поднятыми полями». Вокруг озера индейцы возводили искусственные насыпи, орошаемые с помощью системы каналов.
В 1993 г. расположенные по соседству фермерские хозяйства провели эксперимент, полностью воссоздав часть древних поднятых полей и засадив их картофелем. Результат превзошел всяческие ожидания: на экспериментальных участках фермеры получили картофель отличного качества, а количество в 10 раз превысило урожай, получаемый при обычной посадке. На такой высоте заморозки сильно вредят урожаю, а на поднятых полях их воздействие сводится к минимуму благодаря каналам, вода которых аккумулирует дневное тепло. Урожай на таких полях не страдает ни от засухи, ни от наводнений.
Разрушение и восстановление «Мертвого Города»
Священный город был портом, видимо, он строился в ту пору, когда Титикака было намного шире и почти на 30 м. глубже, о чем говорят сохранившиеся портовые сооружения, расположенные у прежней береговой черты озера. Городская гавань с пирсами и дамбами была возведена из громадных каменных блоков весом 100 — 440 тн. Сегодня портовые сооружения находятся в 20 км. от берега озера. Большинство специалистов предполагают, что причиной резкого уменьшения объема воды в водоеме явился электроразрядный взрыв некоего космического тела в атмосфере Земли. Предания и мифология южноамериканских аборигенов позволяют определить не только траекторию падения крупного фрагмента кометы, но даже места разрядных взрывов.
Предположительно, огромная взрывная волна расплескала воды озера, значительно понизив его уровень, и разбросала, словно спички, массивные каменные блоки, из которых были выстроены городские здания. Мощная сила взрывной волны гнала гигантский водяной вал высотой более 30 м. по всей поверхности озера Титикака (более 600 км), который сносил все стоящие на его пути преграды. Смертоносная лавина воды перекатилась через остров, на котором находился порт, смывая дома вместе с людьми. Вероятно, картина всесокрушающего потока и породило космогонический миф о боге Виракочи. За одни жуткие сутки объем озера уменьшился почти в 4 раза, а город погиб в результате ужасной катастрофы.
Свое имя опустевший город получил от Инков, потому что к тому времени он уже многие сотни лет лежал в руинах. Историки заявляют, что до прихода Инков на Титикаку, всей территорией нынешнего Перу владел «народ Тиуанако», однако, никто не ведает, кто были эти люди, откуда они пришли и куда исчезли.
По свидетельствам испанских летописцев, здесь первые Инки строили свою резиденцию. Неподалеку от древних сооружений города находились постоялые дворы Инков. Вблизи стоял и дом, где родился Манко Инка.
На священном острове Титикака — по легенде именно туда бог Инти опустил на землю первых Инков, Манко Капака (кеч. Manco Capac; основатель государства Инков) и Маму Окльо (кеч. Mama Occlo; сестра и жена Манко Капака) — Инки возвели Храм Солнца , полностью обшитый золотыми пластинами. Существует предание, что когда на эти земли вторглись алчные испанцы, индейцы утопили все сокровища в озере.
Храм Солнца
После разрушения и разграбления Тиуанако в XVII в., интерес к городищу заметно ослаб. Изменение отношения к древним руинам наблюдалось во время войны за независимость от испанской короны (1810 – 1826), когда борцы за независимость возвели доколумбовое прошлое в статус икон национального самосознания. Это подтверждается тем фактом, что в 1825 г. (освободитель и президент Боливии) приказал выкопать и установить на прежнем месте в Тиауанако Врата Солнца и объявить их символом рождения новой нации. Однако, эти патриотические настроения оказались недолгими.
К началу XX в. город продолжали связывать с диким прошлым, его не только не пытались сохранить, но по-прежнему варварски уничтожали. Происходило «систематическое разрушение руин древнего города. Истребление городища осуществлялось как индейским населением современной деревни Тиуанако, которое использовало руины в качестве каменного карьера для своих бытовых и коммерческих нужд, так и строителями железной дороги Гуаки – Ла-Пас (исп. Guaqui — La Paz).
В современном поселке Тиауанако с первого взгляда поражает огромное количество мастерски отесанного камня в грубых постройках, оградах дворов и мостовых. Церковь тоже построена в основном из древних блоков. Повсюду видны фрагменты древностей из соседних развалин, откуда были вывезены тесаные камни не только для окрестных деревень и храмов долины, но и для строительства Собора боливийской столицы Ла-Пас. Памятники прошлого «снабжали» материалами многие общественные здания, мостов, автодороги сегодняшнего времени. Испанцы взрывали даже уникальные гигантские скульптуры, чтобы их куски использовать для строительных целей.
Вновь отношение к Тиауанако изменилось после революции 1952 г., когда к власти пришли националистические лидеры, выдвинувшие лозунг, что Тиуанако, как славное прошлое, должно объединять всех боливийцев. В 1953 г. правительством страны были предприняты важные шаги по институционализации археологии. Так, в 1957 г. был создан Боливийский государственный Центр археологических исследований, направленный на изучение и сохранение общего андского прошлого, а также восстановление уникальных исторических памятников.
Восстановление комплекса называют «археологической пародией», затеянной для привлечения туристов. Специалисты предупреждают, что из-за неумелого «макияжа» пирамид, Тиуанако может лишиться статуса объекта культурного наследия. Древние культовые сооружения обкладываются сырцовым кирпичом, затем штукатурятся, в то время, как древние строители использовали тесанные каменные блоки. Нужно признать, что первоначального произведения высочайшего строительного искусства человечество не получит уже никогда. Так или иначе, даже разграбленные руины потрясают былым величием.
Подземный город
В основе экономики Тиуанако на всем протяжении существования цивилизации лежало земледелие.
Но в 1150 г. н. э., по данным ученых, произошли кардинальные климатические изменения. Европа заливалась дождями, а на андские высокогорья современной Боливии не пролилось ни капли осадков. Для Тиуанако начался период упадка, люди покинули город и нашли убежище в небольших горных деревушках.
В 2005 г. на озере Титикака был обнаружен подземный город в горе Тимоко - последнее убежище народа Тиуанако. Этот подземный город укрывал до 8 тыс. человек, которые жили в разветвленных лабиринтах почти 200 лет — до 1400 г. Но в 2009 г. большая часть построек народа Тиуанако было уничтожено землетрясением.
Интереснейшую информацию донесли до нас инкские легенды, рассказывающие, что первые правители Инков, основавшие , пришли со священного Тиуанако и были объявлены Богами. Примечательно, что боги основали столицу Инков около 1200 г. (через 20 лет после исчезновения Тиуанако) и за несколько лет создали могущественную Империю, ставшую величайшим сообществом народов Южной Америки всех времен.
Сегодня некоторые исследователи, не находя объяснений многим феноменам, связывают возникновение Империи Инков с неземными цивилизациями. Сам город Тиуанако является самым загадочным звеном в цепи необъяснимых событий и явлений в истории Земли, одним из самых таинственных мест в мире.
Хочется верить, что скоро человечество отыщет ответы хотя бы на часть вопросов, связанных с удивительной цивилизацией, стоявшей у истоков зарождения народов, населяющих сегодня Южную Америку.
Достопримечательности архитектурного комплекса
В знаменитый археологический комплекс входят следующие архитектурные объекты: пирамида Акапана; храм Каласасайя, на территории которого располагаются знаменитые «Врата Солнца», монолиты Понсе (исп. Monolito de Ponce) и Монах (исп. Monolito de Monje); полуподземный Храм Каменных голов (исп. Templete Semisubterraneo); храмы «Кантатальита», «Путуни» и «Врата Луны» (исп. Puerta de la Luna).
Пирамида Акапана
Одной из главных исторических достопримечательностей Боливии и доминирующим сооружением комплекса Тиуанако является священная пирамида «Акапана» (исп. Piramide de Akapana), что на языке аймара означает «Место, где гибнут люди». Для цивилизации Тиуанако эта «Священная гора» — Храм богини Пачамамы (на языке Pacha Mama; Мать-Земля) — была центром города и Мира.
Первая постройка древнего города представляет собой 17-метровую многоуровневую пирамиду (7 ступеней) с длиной основания около 200 м. Грани «Священной горы», облицованные плитами из андезита, ориентированы по сторонам света. На вершине пирамиды был устроен крестообразной формы бассейн, а внутри сооружения скрыта сложная система зигзагообразных каменных каналов, которые с ювелирной точностью состыкованы и выравнены по углам. Вода из бассейна поступала в каналы. Назначение этих трубопроводов, выполненных с величайшей тщательностью, пока не выяснено. Вследствие значительных разрушений непонятно и назначение пирамиды.
За времена, прошедшие после конкисты, около 90% облицовочных плит сооружения было выломано для строительных нужд.
В целях привлечения туристов власти страны взялись за восстановление Акапаны, используя сырцовый кирпич, который может привести к разрушению памятника. Кроме того, после изменения первоначального облика пирамиды в ходе бездарной реставрации, она, вероятно, будет исключена из списка охраняемых объектов ЮНЕСКО.
Храм Каласасайя
К северу от пирамиды Акапана расположено главное сооружение Тиуанако — Храм Каласасайя (исп. Templo de Kalasasaya; с айм. «Стоящие камни»). Открытый Храм прямоугольной формы, стены которого из гигантских блоков красного песчаника и андезита (многие весом более 40 тн) были выстроены с некоторым наклоном к центру здания, что свидетельствует о необычайно высоком профессионализме тиуанакских инженеров. Предположительно, сооружение использовалось для астрономических наблюдений и исполняло роль точного каменного календаря. Излишки воды с вершины сооружения отводились посредством системы водостоков. Храм был снабжен уникальными средствами коммуникации — вырезанными в камне отверстиями в виде человеческого уха. Расположив правильно ухо в таком отверстии, можно услышать, что говорят на значительном расстоянии.
Храм Каласасайя
В 1960 г. Храм был восстановлен, но реконструкция была выполнена не очень профессионально.
Врата Солнца
Внутри Храма Каласасайя, в его дальнем северо-западном углу, находится самый внушительный каменный монумент культуры Тиуанако – Врата Солнца (исп. Puerta del Sol), высеченные из монолитного блока серо-зеленого андезита. Колоссальные Врата (весом около 44 тн, высотой — 3 м., шириной – 4 м., толщиной – 0,5 м.) были расколоты на 2 части. Так как ось пирамиды Каласасайя ориентирована с востока на запад, некоторые ученые выдвигают гипотезу, что Врата Солнца могли быть первоначально установлены в центре Храма.
Вся поверхность каменных ворот покрыта замысловатой резьбой — искусно вырезанными знаками и символами. Наверху изображено человеческое воплощение солнца со скипетрами в руках - символами власти; внизу выгравированы 12 месяцев года, точно соответствующие современному календарю. С противоположной стороны Ворот высечены глубокие ниши, предположительно, для жертвоприношений.
Врата Солнца — один из самых загадочных объектов археологического комплекса. Археологи полагают, что Врата связаны с богом Солнца, и, быть может, использовались для летосчисления.
Врата Луны
У западной части пирамиды Каласасайя стоят еще одни ворота, но меньшего размера, Врата Луны (исп. Puerta de la Luna). Они представляют собой монолитную каменную арку из андезита высотой 2,25 м, фриз которой тоже украшен резным орнаментом.
Предположительно, Врата Луны являлись частью другого сооружения и находились в другом месте.
Храм каменных голов
К востоку от главного входа в Каласасайю находится полуподземный Храм каменных голов (исп. Semisubterraneo Templete). Святилище стало первым объектом городища, где Боливийский государственный археологический Центр начал проводить систематические раскопки, и первым было восстановлено. Это почти квадратное в основании сооружение (28,5×26 м), углубленное в землю более, чем на 2 м. Дренажная каменная система Храма действует по сей день. По всему периметру святилища через равные промежутки установлены 57 массивных каменных столбов из красного песчаника, между которыми уложены гладко обтесанные плиты.
Стены Храма украшают 175 каменных голов, вытесанных из известняка и вмурованных в стены. На основании того, что все головы совершенно разные, некоторые исследователи придерживаются мнения, что это изображения представителей различных этносов, входивших в государство Тиуанако. Степень сохранности скульптур неодинакова, уровень и манера исполнения голов тоже разные — похоже, что они были созданы разными мастерами и в разное время. В центре святилища стоит монолит, называемый «Monolito Barbado» (Бородатый Монолит).
Храм каменных голов / Бородатый Монолит
Некоторые ученые полагают, что Храм олицетворял подземный мир, в то время как Каласасайя символизировал Землю.
Храм Кантатальита
К востоку от Каласасайи покоятся развалины полуподземного храма Кантатальита (Kantatallita) или «Luz del amanecer» (Утренний свет). Святилище практически полностью разрушено, от него остались лишь разбросанные огромные гранитные блоки (весом от 1 до нескольких десятков тонн). Храм был прямоугольным сооружением с массивной аркой. Резной фриз арки, видимо, был украшен золотыми пластинами, так как по его краю тянется цепочка отверстий для крепления пластин. Фриз сильно поврежден, золото снято, скорее всего, конкистадорами.
Пума Пунку
В древнем городе возвышаются еще один загадочный храмовый комплекс — «Пума Пунку » (айм. Puma Punku; «Врата Пумы»). Эти гигантские Ворота возводились из монолитных андезитовых и гранитных блоков (до 3 м. в высоту, весом до 150 тн), без использования скрепляющего раствора. Каждый камень идеально отшлифован, блоки плотно подогнаны друг к другу без малейшего зазора. Верхняя часть ворот украшена резным рельефом, в центре которого — большая человеческая фигура с ореолом солнечных лучей вокруг головы, которые стекаются в изображение пумы.
Пума Пунку
По мнению современных ученых, эта фигура символизирует верховного Бога Тиуанако. По обеим сторонам от главного божества вырезаны 48 почти одинаковых изображений «человека-кондора».
Какие же ритуалы проводились возле этих двух гигантских сооружений? Многие известные современные экстрасенсы, медиумы и парапсихологи уверены, что эти ворота – двери в иные миры и эпохи, созданные древними мастерами-магами.
«Виселица Инков»
За много столетий до того, как в Европе задумались о форме нашей планеты, андская цивилизация Тиуанако уже владела точными науками, такими как астрономия, физика и математика. Сегодня вдоль горной цепи Анд в разных местах найдены остатки городов древнего народа. Одно из таких мест находится на берегу озера Титикака, это «Виселица Инков», одна из древнейших астрономических обсерваторий мира. Первооткрыватели сооружения, построенного 4 тыс. лет назад, в 1978 г. назвали обсерваторию виселицей, ошибочно предположив, что это бывшее место казни. Собственно говоря, и к Инкам она никакого отношения не имеет.
Благодаря особой системе отверстий в камнях, древние люди определяли дни зимнего и летнего равноденствия, получали знания о с/х циклах. По сей день местные жители пользуются сигналами древней обсерватории Тиуанако при составлении графиков земледельческих работ. Боливийцы говорят: «Предки передали нам свои знания, благодаря чему мы умеем получать хорошие урожаи».
Любопытные факты
- Вопрос о точной дате основания Т. остается открытым по сей день. Ученые свидетельствуют, что найденная в руинах керамика украшена изображениями давно исчезнувших животных. Установлено, что во время катастрофы 9612 г. до н.э., когда погибла Атлантида, вымерли десятки видов животных, в том числе мамонты, шерстистые саблезубые тигры, носороги, токсодоны и проч. Именно они изображены на керамике Т., значит, художники древней империи жили во времена, предшествующие этой катастрофе.
- Цивилизация, исчезнувшая более 1000 лет назад, существовала на протяжении 27 столетий (в 3 раза дольше, чем Римская Империя). Но человечеству известна лишь крупица ее истории — великая Империя Инков, которая существовала чуть более 80 лет.
- Культура Т. за века своей истории достигла высочайшего уровня развития. Удивительно то, что государство, владевшее большей частью южноамериканского континента, НИ РАЗУ не прибегло к войне! В ходе раскопок в районе древней империи не было обнаружено ни единого свидетельства применения оружия.
- До сих пор нигде в мире не было найдено камней, обработанных с такой ювелирной точностью, как в Тиуанако. Гигантские каменные блоки сложены таким образом, что между ними невозможно просунуть даже лезвие.
- Археологи отмечают, что многие строения Тиуанако выглядят незавершенными, словно принадлежат культуре, внезапно исчезнувшей в результате некоего катастрофического события.
- Согласно мифам , на берегах озере Титикака жили Боги-гиганты, построившие город. Позже возникли гипотезы, утверждающие, что город когда-то был создан инопланетянами в качестве базы, гостиницы или места для контакта с избранными землянами.
- Многие ученые уверены, что Т. был не городом для проживания, а только ритуальным центром, местом, куда стекались тысячи паломников для поклонения своим богам.
- Именно этим объясняется странная особенность древнего городища – в нем отсутствуют жилые здания. Зато поражает своим необычайным размахом Храмовый комплекс, состоящий из 4-х главных зданий, разместившихся на площадке, равной площади современного стадиона (500 х 1000 м).
- Много золотых изделий Тиаунако было похищено испанскими конкистадорами, их продавали на черном рынке, плавили, сбывали коллекционерам. Те предметы, которые удалось найти и вернуть, выставлены сегодня в Музее золота (исп. Museo del Oro) в Ла-Пасе.
- С 1952 г. Боливия взялась за строительство новой модели национальной общности, а Тиуанако стал символом движения коренных индейских народов.
- В 1992 г., в годовщину 500-летия испанского колониализма в Америке, Единая Конфедерация профсоюзов крестьян Боливии организовала по стране акцию протеста, в рамках которой аймары осуществили символический захват Тиуанако, провозгласив его столицей своего государства.
- В 2006 г. к власти в стране пришел (исп. Juan Evo Morales; президент Боливии с 2006 г.), аймара по национальности. Две церемонии его инаугурации проходили по обрядам аймара в Т., где президент дал обещание, что работы по раскопкам комплекса будут продолжены. Однако, работы, ведущиеся на территории древнего городища, мало похожи на археологические раскопки, а состояние комплекса вызывает у мировой общественности большие опасения.
- 21 июня, в день солнцестояния (самый длинный день в году) аймара отмечают в Т. «Machaj Mara» (Новый год). Главным событием праздника, привлекающего тысячи гостей со всех уголков Боливии и других стран, считается встреча восхода Солнца. Участники праздника, одетые в национальную одежду, совершают обряд жертвоприношения, традиционно употребляют сингани (Singani — алкогольный напиток из мускатного винограда).
- С вторжением испанцев сокровища Т. оказались разграбленными и разбросанными по всему миру. Некоторые экспонаты были уничтожены приверженцами католицизма, которые считали их языческими символами. К счастью, некоторые артефакты попали в музеи. Крупнейшие каменные экспонаты выставлены в столичных музеях Боливии (Museo Litico Monumental и Museo National de Arqueologi), a некоторые размещены в музее на территории археологического комплекса.
- Камни для строительства церемониального комплекса доставлялись из карьера, находящегося в 80 км от города, где по сей день остались древние инструменты и заготовки блоков. Кажется, что время здесь замерло, а рабочие только недавно отлучились на «перекур». +9 баллов, 3 оценок)
Первым ученым – энтузиастом исследования руин Тиванаку был Артур Познанский, прибывший в Боливию в конце 19 века. Имя этого ученого уважается в Боливии, хотя о нем самом известно мало. Какие только «национальные корни» не приписывают ему и называют то австрийцем, то поляком, то немцем. Также точно не знают его профессию: то ли морской инженер, то ли историк-археолог, а может, и просто – авантюрист, искатель приключений. Как бы то ни было, но именно А. Познанский впервые серьезно заинтересовался развалинами Тиванаку. Он полвека посвятил их изучению, печатал статьи и издавал книги, в которых пытался раскрыть тайну древних сооружений. Удалось ли это ему? Надо честно сказать, что не удалось. Достаточно отметить, что Познанский здорово «состарил» руины, отнеся их возникновение к 15 веку до нашей эры. Новейшие методы исследования позволили установить, что эпохой расцвета тиванакской культуры были 3-10 столетия нашей эры. |
Панорама модернизированного подъезда к археологическому комплексу.
Образцы входных билетов. Для боливийцев – цена 10 боливианов, для иностранных туристов – в 8 раз дороже.
На обороте – мини-схема всего комплекса Тиванаку.
В настоящее время считается, что создателями и носителями культуры Тиванаку (именно такое произношение наиболее близко к оригиналу) были предки нынешнего индейского народа аймара, второго по численности коренного населения Южной Америки.
Систематизированное изучение гипотетической тиванакской культуры фактически только начинается. Ученым придется еще многое сделать на просторах альтиплано, переворошить горы песка, земли и камней, чтобы докопаться до новых материальных свидетельств той далекой эпохи, когда первые правители империи начинали возводить ее религиозно-культовую, экономическую и организационную базу.
Музей культуры Тиванаку по соседству с комплексом был построен в середине 90-х годов прошлого века. В экспозиции и хранилищах музея – более 4-х тысяч экспонатов. Одним из самых значительных является Монолит Беннетта, названный так в честь американского археолога, откопавшего его. Боливийцы, однако, предпочитают называть его Монолит Пачамамы (Матери-Земли). Долгие годы каменный истукан возвышался на одной из площадей Ла-Паса, обволакиваемый смогом. Тогда его фотографировали все, кому хотелось. Потом его поместили в выстроенный музей и в качестве экспоната запретили фотографировать. Запрет, впрочем, можно легко обойти с помощью традиционного для Латинской Америки способа. Догадываетесь, какого?
Как и нынешние боливийцы, жители древней империи не отличались агрессивностью и новых подданных завоевывали не силой оружия, а авторитетом, проповедью мирного сосуществования племен, занятых созидательным трудом. Поэтому в захоронениях древних аймара почти не находят оружия, но – в большом количестве обнаруживают самые разнообразные орудия труда.
До сих пор нет достоверных версий о причинах гибели империи Тиванаку. Очевидно одно: «имперские наработки» правителей Тиванаку были во многом впоследствии использованы инками, которые в 11-16 веках сумели создать на обширной территории Анд мощную цивилизацию.
Обо всем этом думаешь, когда всматриваешься в древние камни археологического комплекса Тиванаку. Нынешние его очертания вряд ли досконально соответствуют тому, что видели глаза древних аймара. Это всего лишь реконструкция былого величия тиванакской цивилизации, о которой инки говорили с почтением и восторгом. Можно только пожалеть, что значительная часть каменной облицовки древних сооружений была позднее использована в качестве строительного материала. И вообще – это чудо, что общие очертания культового центра восстановлены и не воспринимаются многочисленными туристами как своего рода «новодел».
Сразу после входа на территорию комплекса открывается вот такой вид:
Пирамида Акапана (Akapana)
... |
Вид на посёлок Тиванаку:
Сейчас мы спустимся с пирамиды Акапана и пройдём к Templo Semisubterraneo (справа).
Полуподземный храм (Templo Semisubterraneo)
. |
Каласасайя (Kalasasaya)
Прошлое тиванакской цивилизации прочитывается в резьбе и рисунках на Воротах Солнца и Луны, в человеческих ликах, вмонтированных в стены Полуподземного храма (Templete Semisubterraneo), в застывших фигурах безымянных правителей. Уникальным является и каменное «ухо-рупор», которое позволяло жрецам тиванакского прошлого доводить до сведения тогдашних масс важные сообщения или вслушиваться в беседы неосторожных подданных. Так что первый каменный микрофон был, как видим, изобретен в Тиванаку.
Храм Каласасайя (Templo de Kalasasaya) с его каменными ступенями и главным входом стал свидетелем не только далекого прошлого, но и потрясающего по значению события новейшей истории: именно через этот древний вход прошел и затем обратился к народу ныне правящий президент Боливии Эво Моралес, первый индейский лидер страны за последние 500 лет! Инаугурация этого потомка древних аймара 21 января 2006 года стала символической церемонией возвращения к индейским истокам государственности, свидетельством того, что прежде молчаливая индейская «масса» (около 60 % населения) пробудилась от многовековой пассивности.