История и этнология. Факты

Предки русинов - славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами.

Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов - предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане - все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины - это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины - отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка - территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин - руснак - это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины - это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины - это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии - после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины - например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины - это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории - это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы - вот неполный список карпатских украинских субэтносов - так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

Кстати, русины составляли большую часть украинской эмиграции за океан, в первую очередь в Канаду. Так что, во многом благодаря русинам Канада сейчас занимает едва ли не самую жесткую позицию по поводу конфликта в восточной Украине.

За русскими историками есть большой должок - необъяснимое полуторавековое невнимание к истории карпатских русин. А между тем это - один из наиболее близких нам этносов, который никогда не забывал наших общих этнических, культурных и духовных корней. Именно благодаря им Галиция многие столетия была «русской стороной», не мифической «Западной Украиной», а исторической «Карпатской Русью».

Карпатские русины - крайняя юго-западная часть восточного славянства - известны с раннего Средневековья. Их исконный ареал обитания - южные и северные склоны Карпат, которые получили историческое название «Карпатская Русь». К началу ХХ века русины проживали компактными общинами на территории тогдашней Австро-Венгрии; при этом русины, населявшие южные склоны Карпат, входили в состав Венгрии (историческая Угорская Русь), а русины Восточной и Западной Галиции - в состав австрийской части монархии Габсбургов.

Национальная идентичность карпатских русинов окончательно сформировалась в XIX веке под воздействием русинских будителей - так во многих славянских языках называются активисты национального, культурного и языкового возрождения. Это были убежденные русофилы, исповедавшие идею о принадлежности карпатороссов к единому русскому племени от Карпат до Тихого океана. Они тяготели к русскому литературному языку и русскому культурному наследию.

Разумеется, Вена стремилась всячески помешать национальному возрождению русинского народа. Так, карпатским русинам не разрешали выпускать свою «национальную» газету на родном языке. А со второй половины XIX века австро-венгерские власти начали активно «украинизировать» карпатороссов, насаждая среди них вздорную идею принадлежности к «украинскому народу». В конце XIX – начале XX вв. в школах Восточной Галиции вопреки протестам населения было официально введено украинское фонетическое правописание (так наз. «кулишивка»); для преподавания и научной деятельности в Львовский университет был приглашен М.С. Грушевский, призванный создать альтернативную «украинскую версию» истории Юго-Западной Руси, а во главе греко-католической церкви Восточной Галиции был поставлен А. Шептицкий, превративший униатское духовенство в один из мощных инструментов украинизации местного населения. Воспитанники Львовской духовной семинарии русофильской ориентации подвергались травле и издевательствам со стороны господствовавших там украинских национальных радикалов. По словам очевидца, в 1912 году русские воспитанники Львовской духовной семинарии «дважды были вынуждены ночью бежать из семинарии, чтобы спасти свою жизнь перед одичавшими товарищами-украинцами» (Лемкин, И. История Лемковины / И. Лемкин. – Нью-Йорк: Юнкерс, 1969. С. 119-120 ).

Наибольших успехов украинофилы достигли в Восточной Галиции, которая в начале ХХ века стала центром украинского национального движения. Русины Угорской Руси и русины-лемки, проживавшие на северных склонах Карпат в Западной Галиции (Лемковина), продолжали считать себя частью русского народа.

Начало Первой мировой войны повлекло широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов. С сентября 1914 по весну 1915 гг. русские войска занимали большую часть территории австрийской Галиции, где русская армия встретила доброжелательное отношение местного населения.

Военные действия проходили в густонаселенных областях, и русское командование старалось щадить местное население, в большинстве своем состоявшее из карпатских русинов. Так, инспектор артиллерии Юго-Западного фронта сделал следующее замечание командиру 3-го дивизиона 4-й артиллерийской тяжелой бригады: «Командир корпуса категорически запретил обстреливание города Ярослава. Вашу стрельбу по башне костела, где предполагался неприятельский наблюдательный пункт, считаю бесцельным вандализмом и показывающую непонимание тактики, так как в Ярославе много крыш, могущих быть наблюдательными пунктами. Тратить на это дело шестидюймовые бомбы нельзя. Мне стыдно за эту стрельбу и за Вас».

Австро-венгерское командование, напротив, обрушило на головы мирного населения Галиции репрессии, опасаясь взрыва прорусских симпатий. Уже 11 августа был приведен в исполнение первый смертный приговор - в этот день во внутреннем дворе львовской тюрьмы по обвинению в передаче сведений русским войскам были повешены три крестьянина.


В романе Йозефа Рота (австрийский писатель, участник Первой мировой войны) «Марш Радецкого» трагедии карпатских русин посвящены следующие строки: «Из штаба армии поступали многочисленные и весьма разноречивые приказы. Большинство их касалось эвакуации городов и деревень и мероприятий против русофильски настроенных украинцев, попов и шпионов. Торопливые полевые суды выносили опрометчивые приговоры. Тайные шпики строчили бесконтрольные доносы на крестьян, учителей, фотографов, чиновников. Времени было мало. Приходилось спешно отступать и так же спешно карать предателей. И в то время, как санитарные повозки, обозы, полевая артиллерия, драгуны, уланы и пехотинцы, увязая в грязи размытых дождем дорог, спутывались в неожиданно возникающие и безнадежные клубки, стремглав носились курьеры и жители маленьких городков нескончаемыми вереницами тянулись на запад, охваченные белым ужасом, нагруженные белыми и красными тюфяками, серыми мешками, коричневой мебелью и голубыми керосиновыми лампами, - в это время в церковных дворах сел и в деревушках раздавались выстрелы торопливых исполнителей опрометчивых приговоров, и мрачная барабанная дробь сопровождала монотонные, зачитываемые аудиторами решения судов; жены расстрелянных, вопя о пощаде, валялись перед выпачканными в грязи сапогами офицеров, и пылающий, красный и серебряный огонь вырывался из хижин и овинов, сараев и скирд. Война австрийской армии началась с полевых судов. По целым дням висели подлинные и мнимые предатели на деревьях церковных дворов, наводя ужас на всех живущих. А живые разбегались куда глаза глядят».

Показания современников и документы полностью подтверждают это художественное свидетельство. Так, осенью 1914 года отступавшие австрийские войска вывезли за город Яворов 61 крестьянина и около 80 женщин и детей. На глазах у жен и детей мужчин избивали и по очереди вешали. После того, как тело повешенного снимали с петли, палачи - ими были венгры - для верности протыкали его штыком. Поводом для такого рода массовых зверских расправ могло послужить одно лишь подозрение в симпатиях к России.

К концу августа только во Львове было арестовано и брошено в тюрьмы около двух тысяч узников - «опасных для государства москвофилов». Поскольку мест для содержания арестованных не хватало, в начале сентября в Штирии был создан большой концентрационный лагерь Талергоф. В этом заведении царил жесточайший режим подавления: за малейшее нарушение лагерного режима узников ждала пуля, пытки и издевательства были обычным явлением. Ужасные условия содержания способствовали возникновению массовых болезней. Так, во время эпидемии тифа, начавшейся в ноябре 1914 года и продолжавшейся более двух месяцев, в Талергофе умерло до трех тысяч человек.

Украинские «сечевики», активно помогавшие австро-венгерским карателям, испытывали оргиастическое наслаждение от мук «кацапов». Вот «сiчова» песня, записанная крестьянином с. Кутище Бродовского уезда П. Олейником:

Украiнцi пють, гуляють,
А кацапи вже конають.
Украiнцi пють на гофi,
А кацапи в Талергофi.
Де стоiть стовп з телефона,
Висить кацап замiсть дзвона.
Уста йому посинiли,
Чорнi очi побiлiли,
Зуби в кровi закипiли,
Шнури шию переiли.

Всего же только за первые девять месяцев войны австро-венгры уничтожили в Галичине, Буковине и Угорской Руси около 20 000 человек. Обращение австро-венгерских властей с немногочисленным (около 500 000 душ) русинским населением имело все признаки геноцида. Поистине в Карпатах не было русинского села, куда не пришло бы горе. В 1917 г. австрийское правительство было вынуждено признать, что в ходе войны более 60 000 жителей карпатских районов Дунайской монархии были расстреляны или повешены военными властями, и еще около 100 000 умерли от истощения и эпидемий в концентрационных лагерях.

Мы не должны забывать, что все эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» (историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928 ).

С этих событий началось трагическое сужение «русского мира», омертвение его западных окраин, которое продолжается до сих пор.

Сергей Цветков, историк

На западе Украины расположена Закарпатская область, жители которой именуют себя русинами. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний. Но память о былой Родине осталась.

Русины: взгляд назад

Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Этот край, который так рано потерял связь с древнерусским государством и долгое время находился под влиянием венгерской культуры, казалось бы, должен был совершенно утратить всю любовь к далеким соотечественникам. Но он, напротив, всегда оставался небольшим, но сильным форпостом «русскости» на окраине славянского мира.

Один известный русский эмигрант Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

На самом деле, русины (рутены, руснаки) - уникальное явление. Из-за того, что русины Карпат рано оказались в изоляции, они не участвовали в формировании русского, белорусского и украинского этносов, сохранив многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.

Правда, многовековое проживание в составе различных государств, привело к возникновению у русинов своих малочисленных этносов. Сегодня среди карпатских русинов выделяют: бойков, лемков, подолян, гуцул, покутян, верховинцев, долинян и других. Но, как бы они себя не называли, всех их объединяет одно: мечты о единой русской Родине.

Переломный момент

Славяне обосновались в Подкарпатье и Карпатском погорье, примерно, во II веке нашей эры. Отсюда, по мнению некоторых исследователей, вышли в VII веке сербы и хорваты, а может быть даже и чехи. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства после распада Великой Моравии, а их жители одними из первых приняли православие, еще в IX веке, вероятно при деятельности Кирилла и Мефодия. Здесь, в XI веке утвердилась власть Ростиславичей (от внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича). Можно судить о том, насколько была процветающей эта часть Киевской Руси по тому, что один из представителей рода Василько Требовльский (1068-1124) планировал дальние походы на дунайских болгар и о победах над половцами, пусть даже и без помощи других князей: «И помыслих на землю Лядьскую наступлю на зиму и на лето и возму землю Лядьскую, и мьщю Русскую землю; и по сем хотел есмь переяти Болгары Дунайские и посадити я у собе; и по сем хотел проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци-да любо налези себе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю».

Но живописный горный край Карпатской Руси сыграл злую шутку с населявшими его славянами. В результате своего географического положения, он был практически оторван от остальной Руси. Лишь несколько горных перевалов служили связывающим звеном с остальной территорией древнерусского государства, а значит в случае угрозы, помощи было ждать не от кого. А враги всегда найдутся. В 896 году кочевые племена венгров проникли на Среднедунайскую равнину и основали свое государство, которое и стало плацдармом для постоянных нападений на Карпатскую Русь.

XI век стал переломным. После распада Руси на удельные княжества из-за раздробленности и бесконечных междоусобиц, местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, пали под натиском венгров. Исторические пути разошлись, и началась долгая борьба русинов за свою культуру, язык, веру, а также право оставаться русскими.

Княжество Федора Корятовича

Жители Карпатской Руси после завоевания неоднократно пытались вновь обрести независимость. В XIV веке, воспользовавшись ослаблением Венгрии из-за раздробленности, представитель православной ветви рода Гедеминовичей, Федор Кориатович основал здесь русское православное княжество, которое, впрочем, имело весьма короткую жизнь - всего лишь несколько десятков лет. Зато память о коротком периоде независимости сохранилась в народном фольклоре. Одно из самых популярных народных преданий Закарпатья «Про князя Кориатовича» повествует о том, как Кориатович победил чудовище - змея Веремея, и воздвиг церкви и монастыри, «чтобы русские службы служили…людям на радость, Руси на славу». Кстати, знаменитый замок Паланок и Свято-Никольский монастырь - детища все того же православного представителя из рода Гедеминовичей.

Русская Краина

Окончательно от власти Венгрии, а впоследствии Австро-Венгрии, русинам удалось освободиться лишь в начале XX века после завершения Первой мировой войны. К этому времени, изменилась культура и самосознание, в результате продолжительной католической экспансии и попыток ассимиляции русинов (в том числе и запрет на использование русинского языка). Но любовь к когда-то давно утерянной родине осталась. Так, украинский самостийник В. Гнатюк говорил о том, что отличительной чертой угорских русинов является «москвофильство». Возможно, его следствием было то, что этот регион одним из первых принял власть Советов вскоре после получения автономии. Четыре комитата: Ужгород, Берег, Угоча и Марамарош получили название Русская Краина (то есть, «русская окраина») с центром Мукачево, в составе провозглашенной Венгерской Советской Республики.

Для русинов это стало «глотком воздуха». Русинский язык впервые за долгое время стал официальным, его изучали, на нем говорили, издавали газеты. Провозглашалась свобода вероисповедания. Впрочем, период независимости длился не долго. Страны Антанты не желали мириться с Советским государством вблизи своих границ. Было усилено давление на Румынию и Чехословакию, чтобы ускорить их агрессию против Венгерской Социалистической Республики со стороны Закарпатья. 16 апреля 1919 года румынские и чехословакские войска развернули широкую наступательную операцию, которая завершилась через четыре месяца падением Русской Краины, ставшей частью Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. Долгожданная независимость русинов не продлилась и года.

Карпато-русская ССР

Следующая возможность «возвращения» в лоно России, в данном случае СССР, представилась русинам по окончанию Второй мировой войны. Созданные в 30-40-х годах православные комитеты во главе с патриархом Алексием Кабалюком, выступали за вхождение в состав СССР в виде Карпато-Русской ССР. При этом они были категорически против включения своей области в состав УССР: «Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

10 января 1947 года Алексей Геровский, карпаторусский общественный деятель и публицист, посылает Сталину письмо, в котором просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западе Карпат, было стерто с лица земли».

Таковы были настроения карпатских русинов накануне их вхождения в состав Украинской ССР. Но «великий вождь» проигнорировал это заявление. Закарпатье составило не союзную республику, а стала обычной областью, и была отдана Украине. Русинское движение было поставлено вне закона. И хоть история и не знает сослагательного наклонения, невольно задумываешься, как обстояла бы ситуация сегодня, если бы не то роковое решение.

В школе нас учили, что славянские народы делятся на три группы — западную, южную и восточную. В группу восточных славян входят три народности — украинцы, белорусы и русские. Но, как особенно стало ясно в последние недели, все не так просто. Забыли про русинов! Судя по количеству современных спекуляций, самый таинственный из восточнославянских народов.

Откуда они?

Предки русинов — славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами. Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов — предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане — все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины — это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины — отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка — территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин — руснак — это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины — это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины — это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии — после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины — например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины — это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории — это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы — вот неполный список карпатских украинских субэтносов — так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

На западе Украины расположена Закарпатская область, жители которой именуют себя русинами. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний. Но память о былой Родине осталась.

Русины: взгляд назад

Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Этот край, который так рано потерял связь с древнерусским государством и долгое время находился под влиянием венгерской культуры, казалось бы, должен был совершенно утратить всю любовь к далеким соотечественникам. Но он, напротив, всегда оставался небольшим, но сильным форпостом «русскости» на окраине славянского мира.

Один известный русский эмигрант Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

На самом деле, русины (рутены, руснаки) – уникальное явление. Из-за того, что русины Карпат рано оказались в изоляции, они не участвовали в формировании русского, белорусского и украинского этносов, сохранив многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.

Правда, многовековое проживание в составе различных государств, привело к возникновению у русинов своих малочисленных этносов. Сегодня среди карпатских русинов выделяют: бойков, лемков, подолян, гуцул, покутян, верховинцев, долинян и других. Но, как бы они себя не называли, всех их объединяет одно: мечты о единой русской Родине.

Переломный момент

Славяне обосновались в Подкарпатье и Карпатском погорье, примерно, во II веке нашей эры. Отсюда, по мнению некоторых исследователей, вышли в VII веке сербы и хорваты, а может быть даже и чехи. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства после распада Великой Моравии, а их жители одними из первых приняли православие, еще в IX веке, вероятно при деятельности Кирилла и Мефодия. Здесь, в XI веке утвердилась власть Ростиславичей (от внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича). Можно судить о том, насколько была процветающей эта часть Киевской Руси по тому, что один из представителей рода Василько Требовльский (1068-1124) планировал дальние походы на дунайских болгар и о победах над половцами, пусть даже и без помощи других князей: «И помыслих на землю Лядьскую наступлю на зиму и на лето и возму землю Лядьскую, и мьщю Русскую землю; и по сем хотел есмь переяти Болгары Дунайские и посадити я у собе; и по сем хотел проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци-да любо налези себе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю».

Но живописный горный край Карпатской Руси сыграл злую шутку с населявшими его славянами. В результате своего географического положения, он был практически оторван от остальной Руси. Лишь несколько горных перевалов служили связывающим звеном с остальной территорией древнерусского государства, а значит в случае угрозы, помощи было ждать не от кого. А враги всегда найдутся. В 896 году кочевые племена венгров проникли на Среднедунайскую равнину и основали свое государство, которое и стало плацдармом для постоянных нападений на Карпатскую Русь.

XI век стал переломным. После распада Руси на удельные княжества из-за раздробленности и бесконечных междоусобиц, местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, пали под натиском венгров. Исторические пути разошлись, и началась долгая борьба русинов за свою культуру, язык, веру, а также право оставаться русскими.

Княжество Федора Корятовича

Жители Карпатской Руси после завоевания неоднократно пытались вновь обрести независимость. В XIV веке, воспользовавшись ослаблением Венгрии из-за раздробленности, представитель православной ветви рода Гедеминовичей, Федор Кориатович основал здесь русское православное княжество, которое, впрочем, имело весьма короткую жизнь – всего лишь несколько десятков лет. Зато память о коротком периоде независимости сохранилась в народном фольклоре. Одно из самых популярных народных преданий Закарпатья «Про князя Кориатовича» повествует о том, как Кориатович победил чудовище – змея Веремея, и воздвиг церкви и монастыри, «чтобы русские службы служили…людям на радость, Руси на славу». Кстати, знаменитый замок Паланок и Свято-Никольский монастырь – детища все того же православного представителя из рода Гедеминовичей.

Русская Краина

Окончательно от власти Венгрии, а впоследствии Австро-Венгрии, русинам удалось освободиться лишь в начале XX века после завершения Первой мировой войны. К этому времени, изменилась культура и самосознание, в результате продолжительной католической экспансии и попыток ассимиляции русинов (в том числе и запрет на использование русинского языка). Но любовь к когда-то давно утерянной родине осталась. Так, украинский самостийник В. Гнатюк говорил о том, что отличительной чертой угорских русинов является «москвофильство». Возможно, его следствием было то, что этот регион одним из первых принял власть Советов вскоре после получения автономии. Четыре комитата: Ужгород, Берег, Угоча и Марамарош получили название Русская Краина (то есть, «русская окраина») с центром Мукачево, в составе провозглашенной Венгерской Советской Республики.

Для русинов это стало «глотком воздуха». Русинский язык впервые за долгое время стал официальным, его изучали, на нем говорили, издавали газеты. Провозглашалась свобода вероисповедания. Впрочем, период независимости длился не долго. Страны Антанты не желали мириться с Советским государством вблизи своих границ. Было усилено давление на Румынию и Чехословакию, чтобы ускорить их агрессию против Венгерской Социалистической Республики со стороны Закарпатья. 16 апреля 1919 года румынские и чехословакские войска развернули широкую наступательную операцию, которая завершилась через четыре месяца падением Русской Краины, ставшей частью Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. Долгожданная независимость русинов не продлилась и года.

Карпато-русская ССР

Следующая возможность «возвращения» в лоно России, в данном случае СССР, представилась русинам по окончанию Второй мировой войны. Созданные в 30-40-х годах православные комитеты во главе с патриархом Алексием Кабалюком, выступали за вхождение в состав СССР в виде Карпато-Русской ССР. При этом они были категорически против включения своей области в состав УССР: «Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

10 января 1947 года Алексей Геровский, карпаторусский общественный деятель и публицист, посылает Сталину письмо, в котором просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западе Карпат, было стерто с лица земли».

Таковы были настроения карпатских русинов накануне их вхождения в состав Украинской ССР. Но «великий вождь» проигнорировал это заявление. Закарпатье составило не союзную республику, а стала обычной областью, и была отдана Украине. Русинское движение было поставлено вне закона. И хоть история и не знает сослагательного наклонения, невольно задумываешься, как обстояла бы ситуация сегодня, если бы не то роковое решение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.