Использование фильтров. Об использовании светофильтров при съемке пейзажей

Отфильтровать список – это значит скрыть все строки за исключением тех, которые удовлетворяют заданным условиям отбора. В Excel существуют две команды фильтрации соответственно для простых и сложных условий отбора.

10.3.1. Фильтр

Перед использованием команды Фильтр выделите любую ячейку в списке. Выполните команду Фильтр на вкладке Данные . Excel выведет кнопки со стрелками рядом с каждым заголовком столбца. Щелчок по кнопке со стрелкой рядом с заголовком столбца раскрывает список значений, которые используются для задания условий отбора строк.

Фильтр можно использовать для нахождения заданного числа наибольших или наименьших элементов списка, поиска пустых ячеек, поиска текстовых значений в заданном алфавитном диапазоне и т.д. Команда Числовой фильтр или Текстовый фильтр позволяет задавать достаточно сложные условия отбора.

Для того чтобы отменить все примененные Фильтры, выберите на вкладке Данные команду Очистить. Для удаления всех фильтров и их кнопок выберите команду Фильтр .

10.3.2. Расширенный фильтр

Окно Расширенный фильтр открывается командой Дополнительно на вкладке Данные . В этом окне можно:

· задавать условия, соединенные логическим оператором или для нескольких столбцов;

· задавать три или более условий для конкретного столбца с использованием, по крайней мере, одного логического оператора ИЛИ;

· задавать вычисляемые условия.

Команда Расширенный фильтр требует задания условий отбора строк в отдельном диапазоне рабочего листа. Диапазон условий должен содержать две строки. В первой строке должны находиться один или несколько заголовков столбцов, а условия отбора в каждом столбце вводятся – во вторую и последующие строки этого диапазона. В диапазоне условий можно вывести любое количество условий. Excel интерпретирует их в соответствии со следующими правилами:

· условия, записанные в одной строке, считаются соединенными логическим оператором И;

· условия, записанные на разных строках, считаются соединенными логическим оператором ИЛИ.

Пустая ячейка в диапазоне условий означает любое значение для соответствующего столбца. В том случае, если в диапазон условий включена пустая строка, то получится неотфильтрованный список.

При каждом выполнении команды Расширенный фильтр Excel просматривает полный список, а не текущее множество ранее отфильтрованных условий.

С помощью расширенного фильтра можно задавать и текстовые условия. Правила задания текстовых условий следующие:

· единственная буква означает: найти все значения, которые начинаются с этой буквы;

· символ > (больше) или < (меньше) означает: найти все значения, которые находятся по алфавиту после или до введенного текстового значения;


· формула =”=текст” означает: найти значения, которые точно совпадают со строкой символов;

· в условиях отбора расширенного фильтра разрешается использование символов шаблона, они работают так же, как и в пользовательском
Фильтре.

Вычисляемые условия отличаются от обычных условий сравнения тем, что позволяют использовать значения, возвращаемые формулой. Правила применения вычисляемых условий приведены ниже:

· заголовок над вычисляемым условием должен отличаться от заголовка любого из столбцов;

Окно диалога Расширенный фильтр позволяет установить режим копирования отобранных строк в другую часть листа вместо вывода отфильтрованного списка. Для этого в окне диалога Расширенный фильтр устанавливается переключатель Скопировать результат в другое место , а в поле Поместить результат в диапазон указывается имя или ссылка на диапазон.

Выбор фильтров - сложная тема для многих фотографов. А, между тем, для пейзажиста фильтр - это один из главных инструментов. Так что же за зверь такой - фильтр, и зачем он вообще нужен? Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.

Итак, для чего фотографу фильтры? Многие придерживаются мнения, что всё можно имитировать в Photoshop или Lightroom, особенно эффект градиентных фильтров. Я же использую фильтры, в основном, для контроля выдержки. Например, получить красивую форму волны или смягчить течение реки мне помогают ND фильтры. А градиентные позволяют и контролировать выдержку, и получать результат одним кадром.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F22, 2 с, 24.0 мм экв.

Рассмотрим первый плюс - возможность снимать одним кадром. Без градиентного фильтра мне пришлось бы делать два кадра брекетинга и склеивать их позже в Photoshop или Lightroom. А это добавочная работа по склейке и лишняя трата времени на постобработке. К тому же, после склейки возможно проявление артефактов, например, неровная граница или бандинг (полосатость). Это особенно касается сюжетов с деревьями на фоне светлого неба выше горизонта. Листья подрагивают, поэтому качественно склеить такой брекетинг очень непросто. А что, если снять одним кадром, но недоэкспонировать, чтобы сохранить небо? Тогда придётся тянуть тени - это приведёт к шумам.

Второй плюс градиентных фильтров - вы сразу получаете красивый снимок, хорошо проэкспонированный как в светах, так и в тенях. Мне, как перфекционисту (а почти все пейзажисты являются таковыми), важно радоваться результату. Готовый красивый кадр сразу на камере вдохновляет на новые снимки и очень мотивирует. И не только меня, но и моих учеников в группах, когда я им демонстрирую подобное.

Третий плюс - для тех, кто любит конкурсы. Во многих из них брекетинг запрещён, а использование фильтров не регламентировано.

А ещё, когда вы наденете на камеру «гравицапу» 150 мм, вся система будет выглядеть, как космический «пепелац», разрушая самомнение окружающих фотографов. Последнее, конечно, шутка, но, как известно, за «понты» обычно приходится выкладывать крупную сумму. Так и с фильтрами. Если они из качественного стекла, то один фильтр 150 мм обойдётся в 200–300$.

NIKON D500 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 50, F20, 3 с, 21.0 мм экв.

Итак, вот мой арсенал фильтров:

    Фильтры Lucroit системы 165 мм, стёкла марки Firecrest: ND 3 stop, ND 10 stop, GND 3 stop soft, GND 4 stop soft, линейный поляризационный фильтр для объектива 14-24 mm.

Как расшифровать все эти буквы и цифры?

ND - Neutral Density - нейтрально-серый фильтр. Тёмное стёклышко, снижающее поток света.

GND - Graduated Neutral Density - градиентный нейтрально-серый фильтр. Даёт плавное затемнение сверху вниз, от тёмного к прозрачному.

У фильтров разных систем и производителей также различаются и обозначения плотности. Например, ND8 показывает, что фильтр ослабляет освещённость в 8 раз. 3 stop - на 3 стопа экспозиции. Все эти значения сопоставимы:

  • ND2 = 1 stop = 0,3 = 50% пропускаемого света;
  • ND4 = 2 stop = 0,6 = 25%;
  • ND8 = 3 stop = 0,9 = 12,5%;
  • ND16 = 4 stop = 1,2 = 6,25%;
  • ND32 = 5 stop = 1,5 = 3,125%;
  • ND64 = 6 stop = 1,8 = 1,563%;
  • ND128 = 7 stop = 2,1 = 0,781%;
  • ND256 = 8 stop = 2,4 = 0,391%.

Soft/Hard. Soft - это фильтр с мягкой границей градиента между тёмной и светлой областью. По факту фильтр с жёсткой границей я не использую, так как область его применения слишком узка. Например, такой фильтр работает, когда на горизонте нет гор и линия земля-небо идеально ровная. В этом случае можно использовать и так называемый реверсивный фильтр, плотность которого к верхней границе падает от максимальной у горизонта.

Полярик, он же CPL (circular polarizer), убирает отражения от воды, блики и позволяет увидеть, например, подводные камни или притемнить небо.

Применение полярика на этом снимке помогло проявить фактуру подводного камня.
Панорама из двух вертикальных кадров.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 5 с, 24.0 мм экв.

Очень рекомендую брать фильтры в тонкой оправе - они не грешат виньетированием. Круглые фильтры также бывают градиентные, но границу там никак не поменять, поэтому в моей работе они бесполезны. Ни в коем случае не рекомендую покупать Vari-ND - нейтрально-серые фильтры с изменяющейся плотностью. Они дают тёмный крест посередине кадра.

Для фильтров-пластинок есть разные типы держателей. Например, 100, 130, 150 или 165 мм. У разных производителей они тоже все обозначаются по-своему. Систему 165 мм можно с переходником использовать даже на объективы 16-35 или 24-70 мм. Но если у вас в арсенале только эти объективы, то разумнее и дешевле купить системы 100/130 мм - они обычно подходят на любую резьбу, надо только заказать отдельно переходное кольцо под диаметр вашего объектива.

Мой любимый объектив для пейзажной съёмки - AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED . До недавнего времени для него не было систем фильтров, поэтому я использовал круглые фильтры под 24-70 и снимал панорамы для более широкоугольных панорамных сцен. При этом возникали дополнительные сложности при склейке волн, разлёта облаков и так далее. А теперь я пользуюсь - и хочу акцентировать ваше внимание на этой «убойной» комбинации для пейзажного шедевра - связкой AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED и фильтрами 165 мм! С ними можно поймать форму волны в один кадр, сохранить единую фактуру воды или неба.

Возникает естественный вопрос: можно ли обойтись без фильтров?

Результат нейтрально-серого фильтра почти никак не имитировать, ведь вы изменяете выдержку именно благодаря его наличию.

Нейтральные фильтры позволяют увеличить выдержку и смазать воду или облака, но это не значит, что они превратят воду в молоко. Я предпочитаю снимать воду на выдержках 1/20 – 1, в зависимости от скорости течения воды. Мне нравится, когда вода ещё разделяется на струйки, но при этом уже нет отвлекающих брызг. Тут всё зависит от сюжета. Иногда хочется показать «живую» воду, брызги и взрыв волн.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/125 с, 36.0 мм экв.

Вы можете предложить закрыть максимально диафрагму до 22 и поставить ISO на минимум, увеличив тем самым выдержку. Но, по моему опыту, даже закрытой диафрагмы на закате иногда не хватает, чтобы увеличить выдержку до 1 секунды. К тому же, закрытие диафрагмы приводит к потере резкости из-за дифракции. Рабочие диафрагмы в пейзаже обычно от 8 до 16. Больше я редко ставлю.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 160, F16, 1 с, 24.0 мм экв.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F14, 1/2 с, 24.0 мм экв.

Волна идёт на нас; тут нужны выдержки короче одной секунды.
Панорама из 3 горизонтальных кадров.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 200, F14, 1/2 с, 24.0 мм экв.

Если использовать так называемые big stoppers, то есть ND 10 stop фильтры, то можно добиться эффекта льда или разлёта облаков, даже снимая днём, и получить выдержки по 1–5 минут.

ND 10 stop фильтр, кадр снят днём.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F13, 206 с, 42.0 мм экв.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 30 с, 14.0 мм экв.

Эффект разлёта облаков днём с помощью ND 10 stop.
Панорама из двух горизонтальных кадров.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 100, F11, 60 с, 24.0 мм экв.

А что же с брекетингом? Можно ли им имитировать градиентные фильтры и потом, в Lightroom, склеить HDR? Да, можно. Я так и делаю для статичных сюжетов, где нет шевелящихся и движущихся объектов, например, деревьев и воды. Также я отказываюсь от фильтров, когда нужно действовать быстро, ведь такую большую систему, как 165 мм, ещё нужно успеть собрать. Минус фильтров - они, конечно, порядком ограничивают мобильность и оперативность фотографа.

Nikon D810 / AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 160, F14, 30 с, 24.0 мм экв.

Эффект поляризационного фильтра тоже тяжело имитировать. Да, полярики сейчас есть даже на объектив 14-24 mm, но небо они притемняют «кругами», поэтому я использую их только для воды. Например, чтобы увидеть подводную часть айсберга, убрав с поверхности воды отражение.

Полярик и градиент работают по-разному: первый сделает темнее только синее небо, оставив облака такими же по яркости, то есть отделит их (преимущественно под углом 90 градусов к солнцу) или горы от синего неба. А градиент затемняет и облака, и горы, поэтому будьте с ним аккуратны. В большинстве случаев всё равно приходится исправлять границу градиента по горам, компенсируя недоэкспозицию у самых вершин.

Фильтры ND 6 stop + GND 3 stop soft + работа с выдержкой.

NIKON D810 / AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED УСТАНОВКИ: ISO 31, F16, 27 с, 14.0 мм экв.

Вот какие правила применения фильтров я вывел за годы пейзажной практики в самых разных условиях:

    Ставьте фильтр в ближний к камере слот, особенно ND. Иначе могут появиться засветки.

    Не используйте больше 2 фильтров за один раз. Я из-за этого не ставлю защитный фильтр на линзы. Это даёт лучшее качество, меньше бликов и меньшее виньетирование.

    Можно не использовать фильтры для съёмки равномерно освещённых сцен без движения - градиент и драматичное небо в пасмурную погоду в данном случае хорошо имитируются в Lightroom.

    Для съёмки воды используйте выдержки порядка 1/10-1 секунды. Так сохранится её фактура и не превратится «в молоко». Помните, что выдержка зависит от скорости течения воды.

    Не показывайте зрителю результат градиента - его не должно быть заметно. Особенно по горам и деревьям над горизонтом.

    Если вы не знаете, с чего начать знакомство с фильтрами, купите сначала самый нужный для своих задач. Для меня, как пейзажного фотографа, это ND16, а самые ходовые - ND8, ND16, GND 3 stop (GND8), CPL. Поэкспериментировав сначала с круглыми фильтрами, вы поймёте, нужны ли вам пластинки.

    Не используйте фильтры на открытых диафрагмах объектива. При этом положении резкость к краю кадра падает и без того, плюс её немного снижают и фильтры. В совокупности дефект усугубляется.

    В дождь использование фильтров почти бесполезно, так как капли легко попадают на стекло. Хотя, у систем Lucroit есть, например, шторки от дождя, которые иногда спасают.

    Старайтесь не использовать фильтры для съёмки в контровом свете (когда солнце в кадре) - фильтр даст дополнительных зайчиков, особенно, если он немного грязный.

    Фильтры-пластинки очень хрупкие, для хранения и транспортировки лучше сразу обзавестись жёстким кейсом.

Дата публикации: 25.10.2017

Даниил Коржонов

Выбор фильтров - больная тема для многих фотографов. А для пейзажиста - это один из главных инструментов. Для чего вообще фотографу нужен фильтр? Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.

Многие придерживаются мнения, что всё можно имитировать в программе Adobe Photoshop или Adobe Lightroom, особенно эффект градиентных фильтров.
Я использую фильтры, в основном, для контроля выдержки. Если мне необходимо получить красивую форму волны или смягчить течение реки, в этом мне помогут ND фильтры. А градиентные позволят и контролировать выдержку, и получить результат одним кадром.

Фильтр - ND16
Диафрагма - f/22
Выдержка - 2, ISO 31
Фокусное расстояние - 24 мм
Камера - Nikon D810

Рассмотрим первый плюс - съемка одним кадром. Без градиентного фильтра мне пришлось бы делать два кадра брекетинга и склеивать их позже в Photoshop или Lightroom. Это добавляет работу по склейке и лишнюю трату времени на постобработке. К тому же после склейки возможно проявление артефактов: например, неровная граница или бандинг (полосатость). Это особенно относится к тем сюжетам, где есть деревья на фоне светлого неба выше горизонта. Листья двигаются, и качественно склеить такой брекетинг очень непросто. Что будет, если снять одним кадром, но недоэкспонировать, чтобы сохранить небо? Тогда вам придется тянуть тени - это приведет к шумам.
Второй плюс градиентных фильтров – вы сразу получаете красивый снимок, хорошо проэкспонированный как в светах, так и в тенях. Мне как перфекционисту (а пейзажисты почти все такие) важно радоваться результату. Когда видишь готовый красивый кадр сразу на камере, это вдохновляет на новые кадры и поиски, что очень мотивирует. И не только меня, но и моих учеников в группах, когда я им такие кадры показываю.
Третий плюс для тех, кто любит конкурсы. Во многих из них брекетинг запрещен, а использование фильтров не регламентировано.
А ещё когда вы наденете на камеру «гравицапу» 150 мм, вся система будет выглядеть как космический «пепелац», разрушая самомнение окружающих фотографов.
Последнее, конечно, - шутка, но, как известно, за «понты» придется выложить крупную сумму. Так и с фильтрами. Если они из качественного стекла, то один фильтр 150 мм обойдется около 200-300$.


Диафрагма - f/20
Выдержка - 2.5, ISO 50
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon D500

Как расшифровать все эти буквы и цифры?
ND - Neutral Density - нейтрально-серый фильтр. Темное стекло, снижающее поток света.

GND - Graduated Neutral Density - градиентный нейтрально-серый фильтр. Дает плавное затемнение сверху вниз от темного к прозрачному.

У фильтров разных систем и производителей также различаются и обозначения плотности. Например, ND8 показывает, что фильтр ослабляет освещенность в 8 раз. 3 stop - на 3 стопа экспозиции. Все эти обозначения сопоставимы:

ND2 = 1 stop = 0,3 = 50% пропускаемого света
ND4 = 2 stop = 0,6 = 25%
ND8 = 3 stop = 0,9 = 12,5%
ND16 = 4 stop = 1,2 = 6,25%
ND32 = 5 stop = 1,5 = 3,125%
ND64 = 6 stop = 1,8 = 1,563%
ND128 = 7 stop = 2,1 = 0,781%
ND256 = 8 stop = 2,4 = 0,391%

Soft/Hard. Если пишут soft - это фильтр с мягкой границей градиента между темной и светлой областью. По факту фильтр с жесткой границей я не использую, он предназначен для слишком узкого применения - например, когда на горизонте нет гор и линия земля-небо идеально ровная. Также в этом случае можно использовать так называемый реверсивный фильтр. У него плотность к верхней границе падает от горизонта, где плотность максимальна.

«Полярик», он же CPL (circular polarizer), убирает отражение от воды и блики и позволяет увидеть, например, подводные камни. Или притемнить небо.


Применение полярика на этом снимке «проявило» фактуру подводного камня.
Панорама из двух вертикальных кадров.
Диафрагма - f/14
Выдержка - 15, ISO 100
Фокусное расстояние - 24 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Круглые фильтры также бывают градиентные - но границу там никак не поменять, поэтому в моей работе они бесполезны. Ни в коем случае не рекомендую покупать Vary-ND - нейтрально-серые фильтры с изменяющейся плотностью. Они дают темный крест посередине кадра.

Для фильтров-пластинок есть разные типы держателей. Например, 100, 130, 150 или 165 мм. У разных производителей они тоже все обозначаются по-своему. Систему 165 мм, например, можно с переходником использовать даже на объективы 16-35 мм или 24-70 мм. Но если у вас в арсенале только эти объективы, то разумнее и дешевле купить системы 100/130 мм - они обычно подходят на любую резьбу, надо только заказать отдельно переходное кольцо под диаметр вашего объектива.

Мой любимый объектив для пейзажной съемки - AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED . До недавнего времени для него не было систем фильтров, поэтому я использовал круглые фильтры под 24-70 мм и снимал панорамы для более широкоугольных панорамных сцен. При этом возникали дополнительные сложности при склейке волн, разлета облаков и т.д. А теперь я пользуюсь - и хочу акцентировать ваше внимание на этой «убойной» комбинации для пейзажного шедевра – связкой AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED и фильтрами 165 мм! С ними можно поймать форму волны в один кадр, сохранить единую фактуру воды или неба.

Естественный вопрос: можно ли обойтись без фильтров?
Результат нейтрально-серого фильтра почти никак не имитировать, ведь вы изменяете выдержку именно благодаря его наличию.
Нейтральные фильтры позволяют увеличить выдержку и смазать воду или облака. Это не значит, что он превратит воду в молоко. Я предпочитаю снимать воду на выдержках 1/20 с – 1 с в зависимости от скорости течения воды. Мне нравится, когда вода ещё разделяется на струйки, а не как молоко, но при этом уже нет отвлекающих брызг. Тут всё зависит от сюжета. Иногда хочется показать «живую» воду, брызги и взрыв волн.


Фильтр - CPL
Диафрагма - f/8
Выдержка - 1/125, ISO 200
Фокусное расстояние - 36 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Вы можете сказать: так давайте закроем максимально диафрагму до 22 и ISO поставим на минимум, тогда и выдержка вырастет. Но по моему опыту, даже закрытой диафрагмы на закате иногда не хватает, чтобы увеличить выдержку до 1 секунды. К тому же закрытие диафрагмы приводит к потере резкости из-за дифракции. Рабочие диафрагмы в пейзаже обычно от 8 до 16. Больше я редко ставлю.


Фильтр - ND16
Диафрагма - f/16
Выдержка - 1, ISO 160
Фокусное расстояние - 24 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Разделение воды на струйки – ND3 stop + GND 3 stop.
Диафрагма - f/14
Выдержка - 1, ISO 100
Фокусное расстояние - 24 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


Волна идет «на нас», тут нужны выдержки короче одной секунды. Панорама из 3 горизонтальных кадров.
Диафрагма - f/14
Выдержка - 1/2, ISO 200
Фокусное расстояние - 24 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Если использовать так называемые big stopper’ы, то есть ND 10 stop фильтры, то можно добиться эффекта льда, разлета облаков, даже снимая днем. Можно получить выдержки по 1-5 минут.


ND 10 stop фильтр, кадр снят днем.
Диафрагма - f/13
Выдержка - 206, ISO 31
Фокусное расстояние - 42 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED


ND 6 stop фильтр, снято в сумерках.
Диафрагма - f/16
Выдержка - 30, ISO 31
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED


Эффект разлета облаков днем с помощью ND 10 stop.
Панорама из двух горизонтальных кадров.
Диафрагма - f/11
Выдержка - 60, ISO 100
Фокусное расстояние - 24 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

А что же с брекетингом? Можно ли им имитировать градиентные фильтры и потом в Adobe Lightroom склеить HDR? Да, можно. Я так и делаю для статичных сюжетов, где нет движущихся объектов - деревьев, воды и т.д. Также я отказываюсь от фильтров, когда нужно действовать быстро, ведь такую большую систему как 165 мм ещё нужно успеть собрать. Минус фильтров - они, конечно, порядком ограничивают мобильность и оперативность фотографа.


Вот тут дерево качается от ветра, и использовать брекетинг нельзя. Снято с фильтром ND 10 stop.
Диафрагма - f/14
Выдержка - 30, ISO 160
Фокусное расстояние - 24 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED

Эффект поляризационного фильтра тоже тяжело имитировать. Да, полярики сейчас есть даже на объектив 14-24 mm, но небо они притемняют «кругами», поэтому я использую его только для воды. Например, чтобы увидеть подводную часть айсберга, убрав с поверхности воды отражение.

Полярик и градиент работают по-разному: первый притемнит только синее небо, оставив облака такими же по яркости, то есть отделит облака от синего неба (преимущественно под углом 90 градусов к солнцу), или горы от синего неба. А градиент притемняет и облака, и горы. Поэтому будьте аккуратны с градиентом: в большинстве случаев всё равно приходится исправлять границу градиента по горам, компенсируя недоэкспозицию у самых вершин.


Фильтры ND 6 stop + GND 3 stop с небольшим высветлением вершин.
Диафрагма - f/16
Выдержка - 8, ISO 31
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Добавляем «драмы» в сцену. Такой кадр можно имитировать градиентом в Adobe Lightroom, но возможность получить его сразу с камеры мотивирует на дальнейшие творческие поиски.


Фильтры ND 6 stop + GND 3 stop soft + работа с выдержкой.
Диафрагма - f/16
Выдержка - 27, ISO 31
Фокусное расстояние - 14 мм
Камера - Nikon D810
Объектив - AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Вот какие правила применения фильтров я вывел за годы пейзажной практики в самых разных условиях:

2. Ставьте фильтр в ближний к камере слот, особенно ND. Иначе и тут прокрадутся засветки.

3. Не используйте больше 2 фильтров за раз. Я из-за этого не ставлю защитный фильтр на линзы. Это дает лучшее качество, меньше бликов и меньшее виньетирование.

4. Можно не использовать фильтры для съемки равномерно освещенных сцен без движения - градиент и драматичное небо в пасмурную погоду в данном случае хорошо имитируются в Adobe Lightroom.

5. Для съемки воды используйте выдержки порядка 1/10-1 секунды. Так сохранится ее фактура и не размылится «в молоко». Помните, что выдержка зависит от скорости течения воды.

6. Не показывайте зрителю результат градиента - его не должно быть заметно. Особенно по горам, деревьям над горизонтом и т.д.

7. Если вы не знаете, с чего начать знакомство с фильтрами, купите сначала самый нужный для своих задач. Для меня как пейзажного фотографа это ND16, а самые ходовые: ND8, ND16, GND 3 stop (GND8), CPL. Поэкспериментируйте сначала с круглыми фильтрами, и затем поймете, нужны ли вам пластинки.

8. Не используйте фильтры на открытых диафрагмах объектива. На открытых диафрагмах резкость к краю и так падает, плюс обычно фильтры тоже чуть снижают резкость по краям. В совокупности дефект усугубляется.

9. В дождь использование фильтров почти бесполезно, так как капли легко попадают на стекло. У систем Lucroit есть, например, шторки от дождя - иногда спасают.

10. Старайтесь не использовать фильтры для съемки в контровом свете (когда солнце в кадре) - фильтр даст дополнительные зайчики, особенно если он немного грязный.

11. Фильтры-пластинки очень хрупкие, для хранения и транспортировки лучше сразу обзавестись жестким кейсом, чтобы их не разбить.

Отфильтровать список – это значит скрыть все строки за исключением тех, которые удовлетворяют заданным условиям отбора. В Excel существуют две команды фильтрации соответственно для простых и сложных условий отбора.

2.1 Команда Автофильтр

Для фильтрации данных с относительно простыми условиями отбора используется из меню Данные - подменюФильтр - командаАвтофильтр (см. рисунок 4.). В результате Excel выведет кнопки со стрелками рядом с каждым заголовком столбца. Щелчок по кнопке со стрелкой рядом с заголовком столбца раскрывает список значений, которые используются для задания условий отбора строк.

Рисунок 4. Пример использования Автофильтра

Возможности сортировки при использовании Автофильтра:

    Сортировка по возрастанию

    Сортировка по убыванию

    Первые 10… (см. рис. 5)

Рисунок 5. Команда Первые 10 … - Пример наложения условия по списку

    Условие (см. рис. 6, 7)

Рисунок 6. Пример пользовательского Автофильтра

(Пример: вывод названий стран в названии которыхвторая буква е илипятая буква р )

Рисунок 7. Результат применения пользовательского Автофильтра

В Окне диалога Пользовательский автофильтр можно задавать достаточно сложные условия отбора с использованием символов шаблона:

Звездочка (*) заменяет любую последовательность символов;

Вопросительный знак (?) заменяет любой одиночный символ.

Пример: a*; ?ва*

Для снятия фильтрации необходимо выбрать в меню Данные командуФильтр и затемОтобразить все или еще раз выбрать командуАвтофильтр , т.е. отменить эту команду.

2.2. Команда Расширенный фильтр

Команда Расширенный фильтр позволяет:

Задавать условия, соединенные логическим оператором ИЛИ для нескольких столбцов;

Задавать три или более условий для конкретного столбца;

Задавать вычисляемые условия.

Команда Расширенный фильтр (см. рис. 8)требует задания диапазона условий отбора строк в отдельном диапазоне рабочего листа. Диапазон условий должен содержать минимум две строки:

1-ая строка (верхняя) должна содержать один или несколько заголовков столбцов списка,

2-ая строка - условия отбора (их может быть любое количество) в соответствии со следующими правилами:

Условия, записанные в одной строке, считаются соединенными логическим оператором И;

Условия, записанные на разных строках, считаются соединенными логическим оператором ИЛИ.

Рисунок 8. Пример использования Расширенного фильтра

Пустая ячейка в диапазоне условий означает любое значение для соответствующего столбца. В том случае, если в диапазон условий включена пустая строка, то получится неотфильтрованный список.

При каждом выполнении команды Данные /Фильтр /Расширенный фильтр Excel просматривает полный список, а не текущее множество ранее отфильтрованных условий. С помощью расширенного фильтра можно задавать и текстовые условия. Правила задания текстовых условий следующие:

    единственная буква означает: найти все значения, которые начинаются с этой буквы;

    символ > (больше) или < (меньше) означает: найти все значения, которые находятся по алфавиту после или до введенного текстового значения;

    формула = ”=текст” означает: найти значения, которые точно совпадают со строкой символов;

    в условиях отбора расширенного фильтра разрешается использование символов шаблона, они работают так же, как и в пользовательском автофильтре.

При выполнении команды Расширенный фильтр необходимо в диалоговом окне задать следующее (рис. 9):

    адрес исходной области Исходный диапазон , т.е. адрес расположения списка данных;

    если отфильтрованные данные нужно отобразить в отдельном списке, то надо установить переключатель Скопировать результат в другое место ;

указать адрес размещения результатов фильтрации.

Рисунок 9. Заполнения окна диалога - Расширенный фильтр

При создании вычисляемого критерия учитывают следующие правила:

    Заголовок вычисляемого критерия не должен совпадать ни с одним заголовком поля фильтруемого списка. Можно ввести новый заголовок или оставить ячейку заголовка пустой.

    Формула критерия должна ссылаться хотя бы на одно поле списка.

    Формула критерия является логической формулой, поэтому возвращает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Пример: Вывести те строки списка, для которых значения в поле D4 больше среднего

=D4>СРЗНАЧ($D$5:$D$24) , где

D4 – адрес заголовка столбца списка, к которому применяется условие отбора

Рисунок 10. Пример задания Вычисляемого критерия .

Окно диалога Расширенный фильтр позволяет установить режим копирования отобранных строк в другую часть листа вместо вывода отфильтрованного списка. Для этого в окне диалогаРасширенный фильтр устанавливается переключательСкопировать результат в другое место , а в полеПоместить результат в диапазон указывается имя или ссылка на диапазон.

Отфильтровать список - это значит, скрыть все строки за исключением тех, которые удовлетворяют заданным условиям отбора. В отличие от сортировки, фильтр не меняет порядок записей в списке. При фильтрации временно скрываются строки, которые не требуется отображать.

Строки, отобранные при фильтрации можно редактировать, форматировать, создавать на их основе диаграммы, выводить их на печать, не изменяя порядок строк и не перемещая их.

Фильтрацию данных можно выполнять с помощью Автофильтра и Расширенного фильтра. Автофильтр применяется для простых условий отбора; Расширенный фильтр - для более сложных условий отбора.

Работа с автофильтром. Первоначально следует выделить любую ячейку внутри списка. Затем в меню Данные - Сортировка и фильтр выбрать команду Фильтр. MS Ехсе1 выведет рядом с каждым заголовком столбцов кнопки Автофильтров в виде стрелок. После щелчка по кнопке Автофильтра откроется список команд с помощью, которых можно задать условия отбора данных.

Команда Первые 10 позволяет найти заданное число или процент наибольших или наименьших элементов в списка.

Команда Условия предназначена для фильтрации списка одновременно только по двум критериям отбора, которые задаются в диалоговом окне. Для соединения условий используется логические операции И и ИЛИ. Логическая операции И используется очень часто для задания числового диапазона, например, от 10 до 100.

Строки, которые удовлетворяют условиям фильтра, отображаются в этом же списке. Результат автофильтрации отображается голубым цветом в номерах записей и в поле, по которому осуществлялся автофильтр.

Отменить автофильтр можно двумя способами: выбрать команду Все в раскрывающемся списке Автофильтра, либо с помощью команды Данные - Фильтр - Отобразить все.

Автофильтр можно применить к любому количеству столбцов. Для этого сначала надо отфильтровать список по одному столбцу, затем полученный список отфильтровать по другому столбцу и т.д.

Работа с Расширенным фильтром. Расширенный фильтр предоставляет следующие возможности:

  • · задать условия, соединенные логическим оператором ИЛИ для одного или нескольких столбцов;
  • · задать вычисляемые условия,
  • · перемещать копии строк, отвечающих определенному критерию, в другое место от списка.

Недостатки Расширенного фильтра. Для использования Расширенного фильтра требуется выполнять больше подготовительных действий, а именно: создавать блок ячеек с критериями отбора (блок критериев отбора).

Порядок создания Расширенного фильтра:

  • · создать диапазон критериев;
  • · в меню Данные выбрать команду;
  • · в диалоговом окне задать необходимые параметры (исходный диапазон, диапазон условий и другие).

Блок критериев (диапазон условий) - это специально отведенная область листа рабочей книги, отвечающая следующему требованию:

  • · диапазон критериев должен состоять, по крайней мере, из двух строк, первая из которых должна содержать все или некоторые заголовки полей списка.
  • · остальные строки должны содержать условия (критерии) фильтрации.

В диапазоне критериев можно ввести любое количество условий, MS Ехсеl их понимает в соответствии со следующими правилами:

  • · условия на одной строке в разных столбцах считаются соединенными логическим оператором И;
  • · условия на разных строках считаются соединенными логическим оператором ИЛИ;
  • · пустая ячейка в диапазоне критериев означает любое значение для соответствующего столбца;
  • · в Расширенный фильтр нельзя включать пустые строки.

Типы критериев. Элементы, которые указываются в диапазоне критериев, можно разделить на текстовые или числовые критерии. При фильтрации используется сравнение с числом или строкой с помощью операторов сравнения: =, < >, >, <, >=, <=. Например, <500, > К - слова, начинающиеся на Л до Я, <> С - все слова, кроме слов, начинающихся на С. В критериях допускается использование символов * и?. В текстовых сравнениях не различаются строчные и прописные буквы. Например, Сильный, сильный.

Виды критериев отбора. Различают два вида критериев отбора - простые и вычисляемые. Вычисляемые условия отличаются от обычных условий сравнения тем, что позволяют использовать формулы для вычисления условий. Например, выбрать из списка товары, цена которых выше средней.

В Расширенном фильтре можно использовать любое количество вычисляемых критериев, а также сочетать вычисляемые и не вычисляемые критерии.

Правила создания блока критериев с простыми (не вычисляемыми) условиями:

  • · блок критериев должен состоять из заголовка и условий отбора, которые записываются под ним;
  • · заголовок в блоке критериев должен точно совпадать с заголовком отдельного поля в списке по всем параметрам (тексту названия, форматам и т.д.). Поэтому рекомендуется заголовок из списка копировать в блок критериев.

Правила создания блока критериев с вычисляемыми условиями:

  • · заголовок над вычисляемым критерием должен отличаться от любого заголовка столбца в списке;
  • · заголовок критерия может быть пустым или содержать произвольный текст (это ограничение точно противоположно требованию для обычных критериев).
  • · при записи вычисляемого условия ссылки на ячейки, находящиеся вне списка, должны быть абсолютными, а ссылки на ячейки внутри списка должны быть относительными;
  • · при задании вычисляемого критерия необходимо выполнять сравнение с первой ячейкой столбца, по которому идет выбор.
  • · результатом сравнения должны быть значения Истина или Ложь.

Примечания:

Если заголовок критерия является пустым, его все равно необходимо включить в диапазон критериев при задании диапазона в окне диалога Расширенный фильтр.

При каждом выполнении команды Расширенный фильтр Ехсе1 просматривает полный список, а не текущее множество ранее отфильтрованных строк. Поэтому необязательно использовать команду Показать все перед изменением фильтра.

Пример блока критериев с вычисляемым условием представлен в таблице.

Таблица 1.

Пример блока критериев с вычисляемым условием (ячейки А50:А51)

Копирование отфильтрованных строк в другую часть листа. Чтобы скопировать результат фильтрации в другое место следует в окне диалога Расширенный фильтр сначала включить кнопку Скопировать результат в другое место, а затем в поле Поместить результат в диапазон ввести адрес верхней левой ячейки, тем самым отметив начало диапазона копирования. Кроме того, можно добавить дополнительный фильтр к заданным условиям отбора с помощью флажка включения Только уникальные записи. Он скрывает повторяющиеся строки

Копирование отфильтрованных строк на другой лист. Чтобы поместить результат фильтрации в другой лист рабочей книги, необходимо обязательно на этом же листе создать диапазон критериев отбора. Сам список данных может находиться на любом другом из листов рабочей книги. Затем выполнить команду Расширенный фильтр - Фильтр в меню Данные. При выполнении данной команды первоначально должен быть обязательно активным (то есть отображаться на экране) тот лист, где расположен блок критериев.

Если вначале работы будет активным лист с БД, то результаты не копируются на другой лист.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.