Инженерные войска. А из более тяжёлого оружия? Расформирование сапёрных армий

Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] Гланц Дэвид М

ИНЖЕНЕРНЫЕ (САПЕРНЫЕ) ВОЙСКА

ИНЖЕНЕРНЫЕ (САПЕРНЫЕ) ВОЙСКА

Инженерные и саперные полки и батальоны

На протяжении всей войны в состав инженерных войск Красной Армии входили саперные войска в составе действующих фронтов и саперы, находящиеся в ведении руководства РГК или РВГК, которые выделялись Ставкой действующим фронтам и армиям по мере необходимости. И те, и другие должны были заниматься возведением и обновлением оборонительных сооружений и оказанием разного рода инженерной поддержки полевым войскам во время наступательных и оборонительных операций.

Инженерные войска в составе действующих войск Красной Армии включали в себя отдельные саперные батальоны (эскадроны) в стрелковых и кавалерийских дивизиях, моторизованные инженерные батальоны в механизированных корпусах, саперные батальоны (эскадроны) в стрелковых и кавалерийских дивизиях, понтонно-мостовые батальоны в танковых дивизиях, легкие инженерные батальоны в мотострелковых дивизиях, саперные роты или взводы в стрелковых и кавалерийских полках и в танковых и мотострелковых полках и бригадах, а также саперные взводы в полках РВГК и корпусной артиллерии.

Саперные батальоны корпусов и дивизий состояли из трех саперных рот трехвзводного состава и технической роты в батальонах корпусного либо технического взвода в батальонах дивизионного подчинения, мостостроительного взвода и взвода секретного оружия и небольшой службы тыла. Общая численность корпусного саперного батальона составляла 901 человек, дивизионного - 521 человек. В зависимости от дивизии, к которой они принадлежали, эти батальоны передвигались либо пешими, либо на лошадях. На 22 июня 1941 года в полевые войска Красной Армии входило свыше 200 саперных батальонов, все они сохраняли свою довоенную структуру до декабря 1941 года, когда Народный комиссариат обороны (НКО) снизил численность батальона до двух рот-в основном из-за создания в рамках РВГК более крупных и эффективных инженерно-саперных войск.

В инженерные войска РГК входило 19 инженерных и 15 понтонно-мостовых полков, дислоцированных в военных округах, которые НКО сформировал за первую половину 1941 года из 22 отдельных инженерных батальонов и 21 отдельного понтонно-мостового батальона. Из этого числа десять инженерных и восемь понтонно-мостовых полков, семь инженерных батальонов и два саперных батальона были приданы действующим фронтам, два инженерных и два саперных батальона были напрямую подчинены РГК, а остальные находились в военных округах и недействующих фронтах.

Инженерный полк РГК состоял из штаба, двух инженерных батальонов (один из них моторизованный), технического батальона с электротехнической, электро-заградительной, гидротехнической и маскировочной ротами, легкого понтонно-мостового парка (НПЛ), 35 инженерных машин, 48 грузовиков и 21 трактора. В понтонно-мостовой полк входил штаб, три понтонно-мостовых батальона (но лишь один кадровый), техническая рота со взводами прокладки дорог, строительства мостов, лесорубов, электротехнического и полевого водоснабжения, понтонно-мостовой парк Н2П и офицерская школа, оснащенная понтонными мостами и техническим оборудованием.

Накануне войны военные планы Генштаба требовали от НКО иметь в каждой полевой армии по меньшей мере один отдельный моторизованный инженерный батальон, один моторизованный понтонно-мостовой батальон и отдельные роты полевого водоснабжения, маскировки , электротехнической и гидротехнической поддержки, учебное подразделение саперов и отдельный резервный понтонно-мостовой парк, оснащенный комплектом Н2П. Кроме того, в каждой полевой армии следовало иметь резервный инженерный полк и отдельную резервную техническую роту для выполнения специальных инженерных задач.

Однако вдобавок к общей нехватке инженерных войск в существующих на 22 июня 1941 года инженерных полках и батальонах РГК отсутствовало от 35 до 60 процентов штатного командного состава, от 20 до 70 процентов штатного сержантско-старшинского состава. У них не хватало в среднем 35 процентов штатной численности и примерно 50 процентов штатного снаряжения.

Кроме инженерных войск, Наркомат Обороны накануне войны имел также 25 военно-строительных управлений. 23 из них занимались строительством укрепрайонов и полевых оборонительных сооружений в западных военных округах вместе с большинством инженерно-саперных войск, принадлежащих будущим фронтам. В результате с началом войны большинство боевых соединений оказались лишены необходимой инженерной поддержки.

Когда войска вермахта нанесли жестокое поражение Красной Армии в ходе операции «Барбаросса», и без того хрупкие советские инженерно-саперные войска претерпели большой урон. НКО отреагировал на это, спешно и практически с нуля начав формирование новых инженерно-саперных батальонов для РГК (позже - РВГК) с последующим выделением их действующим фронтам. Например, в июле 1941 года были расформированы все инженерные и понтонно-мостовые полки РГК, а их остатки использованы для формирования 100 небольших саперных батальонов, оснащенных только винтовками и другим ручным оружием, а также шанцевым инструментом, взрывчаткой и противотанковыми минами. 25 таких батальонов были приданы стрелковым корпусам, а еще 75 - стрелковым дивизиям.

В результате общее число инженерно-саперных и понтонно-мостовых батальонов в Красной Армии постоянно росло-с 20 на 1 июля до 178 на 1 ноября, включая 140, приданных действующим фронтам. Однако в тот же период инженерная поддержка стрелковых дивизий заметно снизилась. Например, 29 июля НКО расформировал технические и понтонные взводы в саперных батальонах стрелковых дивизий, а в июле 1942 года, после ликвидации в декабре трех саперных рот батальона, он сократил численный состав батальона на 60 бойцов, уменьшив также количество противотанковых и противопехотных мин.

Начиная с первых месяцев 1942 года НКО принялся компенсировать нехватку инженерных войск, придавая действующим фронтам и армиям один или два новых инженерных или саперных батальона, а фронтам - новые понтонно-мостовые батальоны. Отдельные инженерные батальоны могли быть либо пешими, либо моторизованными, они состояли из трех инженерных рот с тремя инженерными или моторизованными взводами и одним техническим взводом в каждой (последний имел отделения электроснабжения, лесорубов и транспортное), Общая численность батальона составляла 405 человек. Отдельные саперные батальоны имели две-три саперных роты при общей численности примерно в 320 человек.

В то время как число отдельных инженерных и понтонно-мостовых батальонов в Красной Армии возросло за описываемый период с 82 и 46 на 1 января 1942 года до, соответственно, 184 и 68 на 1 января 1944 года, количество отдельных саперных батальонов снизилось с 78 до трех.

Саперные бригады и армии

Хотя за время начальных этапов немецкой операции «Барбаросса» численность инженерных войск Красной Армии сильно сократилась, Государственный комитет обороны (ГКО) приказал

Ставке возвести для замедления наступления вермахта новые стратегические оборонительные рубежи и позиции, используя для этого вновь созданные инженерные и саперные части. Например, 24 июня ГКО приказал возвести стратегический оборонительный рубеж по реке Луге к югу от Ленинграда, 25 июня - второй рубеж от Невеля через Витебск и Гомель вдоль Днепра до Днепропетровска, а 28 июня - третий рубеж от Осташкова через Оленино, Дорогобыч и Ельню вдоль Десны до Жуковки, в 50 километрах к западу от Брянска.

Когда наступление вермахта ускорилось, ГКО в середине июля приказал Ставке возвести еще два крупных оборонительных рубежа, первый-для защиты Одессы, Крымского полуострова и Севастополя, второй - для защиты подступов к Москве. Московский рубеж, который преграждал вермахту наступление на Волоколамском, Можайском и МалоярославецкОм направлениях, начинался от Ржева, шел через Вязьму, на юг от Московского водохранилища по реке Лама, далее через Бородино и Калугу до Тулы.

Ответственность за возведение этих оборонительных рубежей Ставка возложила на Главное военно-инженерное управление НКО и на Главное управление гидротехнического строительства (Главгидрострой ) при НКВД. Первое должно было использовать для сооружения рубежей военно-строительные батальоны, находящиеся в подчинении фронтовых и армейских управлений военно-полевого строительства на отведенных им участках; в свою очередь, последнее должно было задействовать для возведения оборонительных рубежей в более глубоком тылу свои строительные войска. Когда такая организация работ оказалась неэффективной, ГКО 22 августа преобразовал Главгидрострой в Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) при НКВД и возложил на него ответственность за координацию строительства тыловых оборонительных рубежей.

Несмотря на все усилия ГКО и Ставки, стремительное наступление вермахта нанесло тяжелый урон инженерным войскам Красной Армии, не позволив большинству из них принять участие в возведении оборонительных рубежей. Немцы упредили многие из попыток Ставки возвести оборонительные рубежи. В августе и сентябре немецкие войска преодолели Витебско-Гомельский и Лужский рубежи Красной Армии, а в начале октября прорвали стратегическую оборону на вяземском и брянском участках, окружив и уничтожив крупные силы советских войск. Встревоженная возможностью выхода немцев к Москве, Ставка образовала 12 октября Московскую зону обороны, которая должна была состоять из серии оборонительных поясов вокруг города. Наиболее важный из них проходил через Хлебниково, Сходню, Звенигород, Кубинку и Наро-Фоминск, по Пахре и Москве-реке.

Поскольку у Красной Армии отсутствовали инженерно-строительные войска, необходимые для строительства этих и других оборонительных рубежей, ГКО 13 октября приказал НКО сформировать к 1 ноября 1941 года шесть саперных армий, состоящих из саперных бригад, и передал все инженерные и строительные войска Красной Армии в составе действующих фронтов и в тылу под начало ГУОБР (НКВД). Получившие номера с 1-й по 6-ю, эти армии были сформированы в Вологде, Горьком, Ульяновске, Саратове, Сталинграде и Армавире, их общая численность составила 300 000 человек.

ГКО возложил на ГУОБР ответственность за создание к 10 декабря всех тыловых оборонительных рубежей и позиций, особенно к западу от Москвы, и приказал ему подготовить весь личный состав, приданный новообразованным саперным армиям и другим инженерным войскам Красной Армии.

Каждая саперная армия должна была иметь примерно по 50 000 человек, преимущественно резервистов в возрасте до 45 лет. Предполагалось привлечь в них личный состав инженерных и строительных частей из зон действующих фронтов, а также других специалистов, мобилизованных в тылу. В саперных бригадах насчитывалось 19 саперных батальонов, один автотракторный батальон и один механизированный отряд. По распоряжению ГКО саперная армия должна была иметь 3000 грузовиков, 90 легковых машин, 1350 гусеничных тракторов и 2350 тягачей с прицепами, 12 000 вагонов стройматериалов и полное количество необходимых строительных инструментов. Кроме того, к строительству оборонительных рубежей привлекались управления других комиссариатов и гражданское население.

По приказу ГКО для строительства была проведена мобилизация местного населения. В основном это были женщины, старики, школьники и подростки допризывного возраста. По приказу военных советов фронтов и военных округов, а также областных и районных партийных и административных органов из них были сформированы рабочие батальоны [мобилизованные], которые затем подчинили саперным армиям .

В конечном итоге было сформировано девять саперных армий, получивших номера с 1-й по 9-ю. Эти армии состояли из 30 саперных бригад и имели в общей сложности 570 саперных батальонов, получивших номера с 1200-го по 1465-й и со 1543-го по 1771-й. Общая численность саперных армий на 1 ноября 1941 года составила 299 730 человек. Однако острая нехватка инженерных и строительных войск ограничивали численность и возможности этих армий и бригад.

Каждая из первых девяти саперных армий состояла из штаба и двух-четырех отдельных саперных бригад. В саперную бригаду входили штаб, 19 отдельных саперных батальонов, разделенных натри роты с четырьмя взводами в каждой и общей численностью батальона в 497 человек, механизированный отряд с одним дорожным и одним мостовым взводом, взвод лесорубов, взвод строительства позиций и автомобильно-тракторный взвод с четырьмя отделениями. Хотя численность каждой саперной бригады должна была составлять 9979 бойца, большинство бригад оставались не полностью укомплектованными. В итоге личный состав саперных батальонов, которому полагалось 12 часов в день заниматься строительными работами и еще два часа - военной подготовкой, был вынужден трудиться над возведением оборонительных сооружений по 12-14 часов в день и вообще не проходил никакой военной подготовки. Десятая по счету саперная армия, получившая номер 1, завершившая свое развертывание в полосе Западного фронта в январе 1942 года, состояла из десяти саперных бригад с восемью саперными батальонами в каждой - всего 80 саперных батальонов и 45 160 бойцов.

Первоначально саперные армии подчинялись ГУОБР при НКВД, но работали под прямым руководством Главного военно-инженерного управления НКО. Однако такая организация командования оказалась не вполне эффективной, и 28 ноября Ставка подчинила эти армии начальнику инженерных войск Красной Армии. В декабре 1942 года начальник инженерных войск придал девять саперных армий и 29 саперных бригад военным округам и действующим фронтам (две Западному фронту и одну-Карельскому фронту). К середине января 1942 года структура инженерных войск Красной Армии расширилась, теперь в них насчитывалось десять саперных армий, 40 саперных бригад, три инженерных полка и 82 инженерно-саперных, 78 саперных и 46 понтонно-мостовых батальона.

Эти саперные армии и бригады отвечали в первую очередь за возведение стратегических оборонительных рубежей в глубоком тылу Красной Армии. Первые из этих рубежей, расположенные в Московском, Сталинградском, Северо-Кавказском и Волжском военных округах, носили постоянный характер и состояли из сложной системы укрепленных батальонных оборонительных районов и ротных опорных пунктов, размещенных на вероятных направлениях немецкого наступления и вокруг крупных городов. Однако 27 декабря 1941 года, после победы Красной Армии под Москвой, ГКО приказал прекратить оборонительные работы вокруг Москвы, чтобы можно было выделить больше ресурсов для транспортировки беженцев, зерна и хлеба для нуждающегося населения, и ограничил строительные работы на других оборонительных, рубежах.

Помимо выполнения своих обязанностей по строительству, саперные армии служили еще и базой подготовки инженерных войск Красной Армии в целом. Например, в ноябре-декабре 1941 года НКО присвоил двум, а потом трем батальонам в каждой бригаде обозначение учебных и в конечном итоге передал свыше 90 таких батальонов действующим фронтам. Прошедшие подготовку как обычные инженерные, понтонно-мостовые или дорожно-мостовые батальоны и укомплектованные наиболее опытным личным составом, предназначенные для перевода на фронт части сразу же прекращали всякие оборонительные работы и занимались интенсивной полевой подготовкой. После убытия их на фронт саперные бригады формировали взамен ушедших новые батальоны и роты. Однако хаос, вызванный постоянным перетеканием личного состава между саперными армиями и действующими фронтами, отрицательно сказывался на эффективности действий первых.

Десять саперных армий доказали свою ценность во время зимнего наступления Красной Армии 1941-1942 годов, помогая поддерживать безопасность в тылу, повышая инженерные и саперные возможности фронтов. Однако они оказались неповоротливыми, неэффективными и трудно управляемыми, особенно в поминутно меняющейся боевой обстановке. Поэтому в феврале 1942 года ГКО приказал НКО расформировать половину саперных армий и бригад, придать остальные действующим фронтам, а личный состав расформированных войск использовать для содействия формированию новых стрелковых дивизий и бригад.

В феврале-марте НКО расформировал 2-ю, 4-ю, 5-ю, 9-ю и 10-ю саперные армии и шесть саперных бригад, увеличив численность 7-й и 8-й саперных армий Юго-Западного фронта соответственно до пяти и десяти бригад. Кроме того, он придал действующим армиям и Московской зоне обороны четыре саперные армии, три отдельные саперные бригады и много вновь образованных специальных инженерных частей.

В то же время Главное управление формирования и комплектования войск Красной Армии при НКО изъяло из саперных армий и бригад командный состав для передачи в действующие войска, а также сократило количество и численность саперных батальонов в саперных бригадах. Второй шаг НКО сделал в апреле, снизив численность саперных батальонов с 497 до 405 человек, заменив автотракторные батальоны ротами с четырьмя автомобильными и одним тракторным взводом в каждой и снизив численность саперных бригад до семи батальонов при одной автотракторной роте при общей численности бригады в 3138 человек.

В конце июня, через два месяца после завершения этой реорганизации, НКО столкнулся с трудной задачей - остановить новое летнее наступление вермахта, операцию «Блау». Помимо обеспечения поддержкой действующих фронтов, 1-я, 3-я 6-я и 8-я саперные армии НКО должны были укрепить оборонительные рубежи к западу от Москвы, возвести новые рубежи для обороны подступов к Сталинграду и Кавказу и выделить из своих рядов живую силу для возмещения потерь в войсках Красной Армии.

Пять саперных армий ускоренными темпами возводили эти оборонительные сооружения, но 26 июля ГКО приказал НКО к 20 августа извлечь 400 000 человек из небоевых частей, включая 60 000 саперов для придания их боевым соединениям. Оставшиеся саперные армии и бригады предполагалось сократить, поскольку они «слишком велики и организационно немобильны и не могут действенно выполнять свои задачи по инженерной поддержке боевых операций наших войск, особенно в наступательных операциях» .

ГКО намеревался создать более гибкие и эффективные инженерные войска, которые Ставка могла бы задействовать в оборонительных и наступательных операциях на самых критических направлениях в конце лета и осенью 1942 года. В результате было решено расформировать оставшиеся саперные армии и часть саперных бригад, а еще часть бригад преобразовать в специализированные инженерные бригады, предназначенные для продержки действующих фронтов.

Приказом от 17 августа 1942 года НКО начал преобразование оставшихся пяти саперных армий и 27 саперных бригад в управления оборонительных сооружений (см. ниже раздел «Строительные войска»). Шесть саперных бригад были переформированы в инженерные бригады РВГК, подчиненные действующим фронтам, еще 8 - расформированы. 30 000 человек из бывших 1-й, 7-й и 8-й саперных армий переданы на укомплектования вновь образованных стрелковых дивизий. Позже, уже в сентябре, 1-я, 3-я, 6-я и 7-я саперные армии были переформированы в УОС (Управления оборонительного строительства), 8-я саперная армия стала УОС в октябре. 12 саперных бригад стали инженерными бригадами в составе действующих фронтов (см. таблицу 9). Остальные 18 саперных бригад, приданных 15 октября действующим фронтам, теперь выполняли двойные функции, обеспечивая войска фронтов инженерной поддержкой и служа базами для формирования новых, более специализированных инженерных бригад и батальонов.

Саперные армии и бригады внесли значительный вклад в победы Красной Армии под Ленинградом, Москвой и Сталинградом, готовя оборонительные рубежи, обеспечивая действующие фронты инженерной поддержкой и служа базой для формирования других, более специализированных инженерных войск, передаваемых действующим фронтам. Например, в 1941 году девять саперных армий организовали, обучили и отправили в действующие войска более 150 специализированных инженерных батальонов; в 1942 году саперные армии и бригады сформировали 27 специализированных инженерных бригад РВГК, 23 из которых прослужили до конца войны, а пять - существуют и по сей день. И наконец, саперные армии выделили более 150 000 человек для укомплектования и формирования новых стрелковых дивизий.

Инженерные бригады

Расформировывая весной 1942 года свои саперные армии, НКО в то же время учел требования командующих фронтами, предлагавших формировать специализированные и гибкие инженерные бригады, лучше отвечающие их потребностям. Поэтому одновременно началось создание широкого спектра новых инженерных бригад и батальонов. Например, откликаясь на мартовское требование начальника инженерных войск Западного фронта, НКО принялся с 18 апреля формировать инженерные бригады особого назначения (ИБОН). Первая из них, 33-я инженерная бригада особого назначения Западного фронта, сформированная в мае из 33-й саперной бригады 1-й саперной армии, состояла из шести инженерных батальонов заграждений, двух электротехнических батальонов, одного прожекторного батальона, отряда электрификации, электрогенераторного обоза, особой технической инженерной роты, автотранспортной роты и четырех электротехнических рот (прикомандированных), при общей численности бригады в 4757 человек. В конечном итоге НКО сформировал к 1 июля шесть инженерных бригад особого назначения и еще восемь - к 1 ноября, придавая их полевым войскам по одной бригаде на действующий фронт.

Хотя структура этих инженерных бригад особого назначения могла варьироваться, большинство из них состояло из штаба, автотракторной роты, от пяти до восьми инженерных батальонов заграждения, один из которых был преобразован в октябре 1942 года в особый минный батальон, элетротехнического батальона и отряда электрификации, при общей численности в 3097 человек на 5-батальонную бригаду. Главная задача бригады заключалась в выполнении специальных задач, таких, как установка и снятие минных полей, размещение управляемых минных полей, создание электрифицированных и прочих заграждений, но им зачастую приходилось выполнять и более опасные боевые задания. Например, 33-я инженерная бригада особого назначения Волховского фронта во время прорыва в январе 1943 года блокады Ленинграда использовала свои батальоны инженерных заграждений в качестве штурмовых групп.

В дополнение к этим инженерным бригадам особого назначения НКО также сформировал в апреле 1942 года отдельные инженерно-минные батальоны. По одному такому батальону было придано каждой из истребительно-противотанковых бригад Красной Армии с задачей возводить противотанковые заграждения и уничтожать вражеские танки совместно с артиллерийскими войсками.

НКО продолжил этот процесс и в конце лета 1942 года, когда началось формирование гвардейских минных батальонов - наиболее интересного и самого секретного из всех специализированных видов инженерных войск. В августе два гвардейских минных батальона были развернуты на Воронежском и Северо-Кавказском фронтах. К 1 октября в полевых войсках уже имелось десять таких батальонов-как правило, по одному батальону на действующий фронт. Сформированные специально для проведения диверсионных операций в тылу врага, батальоны обычно действовали небольшими диверсионными группами.

В дополнение к гвардейским минным батальонам НКО 17 августа сформировал в Московском военном округе гвардейскую минную бригаду, подчинив ее прямому руководству Ставки. Сформированная из двух саперных батальонов 37-й саперной бригады 1-й саперной армии, 1-я гвардейская минная бригада состояла из штабной группы, роты управления и пяти гвардейских минных батальонов при общей численности бригады в 2281 человека. Подобно отдельным батальонам, эта бригада не только ставила и снимала мины, но также и сформировала и развернула небольшие группы для проведения диверсионных операций (зачастую совместно с партизанами) против немецких коммуникаций и важных тыловых объектов.

Летом 1942 года НКО также создал широкий спектр менее крупных специализированных подразделений, в том числе пять фугасно-огнеметных рот, несколько рот полевого водоснабжения и группу бурения артезианских скважин для обеспечения действующих войск питьевой водой.

Готовя Красную Армию к крупным контрнаступлениям и последующей зимней кампании, Ставка приказала НКО сформировать для поддержки этих наступлений более крупные и более специализированные инженерные войска. В результате многие из существующих инженерных батальонов в октябре были сведены в инженерно-саперные бригады (исбр), каждая из которых состояла из четырех-пяти инженерно-саперных батальонов, легкого понтонно-мостового парка НЛП и моторизованной инженерной разведроты. Несколько таких бригад были сформированы как горно-инженерные, подразделявшиеся на четыре горных инженерно-саперных батальона, способных эффективно действовать в условиях гористой местности.

12 ноября, откликаясь на требование начальника инженерных войск Красной Армии генерал-майора М. П. Воробьева, НКО преобразовал часть саперных бригад в 15 инженерно-минных бригад (имбр), получивших номера с 1-й по 15-ю. Эти бригады, отвечавшие за создание оперативных зон заграждений, состояли из штаба, штабной роты и семи инженерно-минных батальонов при общей численности в 2903 человека.

Кроме того, 26 ноября 1942 года НКО приказал преобразовать за ноябрь-декабрь пять саперных бригад Закавказского фронта в горные инженерно-минные бригады РВГК (с 1-й по 5-ю). Каждая такая бригада (гимбр) состояла из пяти горных инженерно-минных батальонов, роты и взводы которых имели в качестве транспортных средств не трактора, а лошадей и ослов, общая численность бригады составляла 2344 человека.

Осенью 1942 года НКО начал формировать более крупные и более эффективные понтонно-мостовые части - в первую очередь потому, что Ставка считала укрупнение мостостроительных частей важным условием для достижения успеха в расширенных наступательных операциях. В начале осени НКО направил действующим фронтам и армиям подкрепления в виде 11 отдельных понтонно-мостовых парков РВГК, а в ноябре 1942 года сформировал две понтонно-мостовые бригады и придал их Сталинградскому фронту для использования в контрнаступлении под Сталинградом. Эти бригады состояли из штабной роты, от трех до семи (обычно из четырех) моторизованных понтонно-мостовых батальонов Н2П, одного понтонно-мостового батальона ДМП-42 с общей мостовой грузоподъемностью в 50 тонн, а также нескольких водолазных отрядов для проведения подводных работ. Когда развернулось зимнее наступление, НКО придал в январе 1943 года третью понтонно-мостовую бригаду Ленинградскому фронту. В феврале к этим бригадам добавились четыре новых тяжелых понтонно-мостовых полка, каждый из которых состоял из двух батальонов, оснащенных новыми понтонными мостами ТМП 100-тонной грузоподъемности.

За 1942 год НКО не только сформировал и передал в действующие войска внушительное количество новых инженерных бригад, но и укрепил имеющиеся инженерные силы, включая новые инженерные части в уже имеющиеся структуры. Например, во все новые гвардейские стрелковые и механизированные корпуса были включены саперные батальоны, а в новые танковые корпуса - инженерно-минные роты.

Таким образом, к 1 февраля 1943 года структура инженерных войск Красной Армии расширилась и включала в себя 13 инженерных бригад особого назначения, одну саперную бригаду, 17 инженерно-саперных бригад (в том числе пять горных), 15 инженерно-минных бригад, 185 отдельных инженерных батальонов, десять отдельных Саперных батальонов, одну гвардейскую минную бригаду, 11 гвардейских минных батальонов, три понтонно-мостовых бригады, четыре понтонно-мостовых полка и 78 понтонно-мосто-вых батальонов.

Все эти инженерные бригады особого назначения, инженерно-саперные, инженерно-минные, понтонно-мостовые бригады и гвардейскую минную бригаду, а также понтонно-мостовые полки и минно-саперные и понтонно-мостовые батальоны вместе с гвардейскими минными батальонами НКО создавал специально для выполнения конкретных боевых задач во время наступательных операций-либо в составе действующих фронтов и армий, либо под прямым управлением Ставки.

В 1943 года НКО продолжал расширять и совершенствовать структуру своих инженерных войск. Например, в феврале началось формирование пяти тыловых бригад заграждений, состоящих из пяти-семи инженерных батальонов каждая. Задачей таких бригад было очищение освобожденной территории от мин и заграждений. После длительного процесса формирования Ставка в декабре 1943 года передала одну из этих бригад Московскому военному округу, две - вновь образованному Харьковскому военному округу и по одной - Северо-Кавказскому и Уральскому военным округам.

И что еще важнее, учитывая нарастающее ожесточение наземных боев и возросшую прочность обороны вермахта, НКО начал 30 мая создавать штурмовые инженерно-саперные бригады. Преобразованные из существующих инженерно-саперных бригад, эти новые бригады состояли из штаба, пяти штурмовых инженерно-саперных батальонов, одной моторизованной инженерной разведроты, легкого парка для форсирования рек, роты разминирования (имевшей в своем составе собак для поиска мин) и небольшой службы тыла. Эти новые бригады должны были оказывать помощь пехоте и танковым войскам в преодолении хорошо подготовленных неприятельских оборонительных рубежей и укрепленных позиций.

Когда Красная Армия в конце лета - начале осени 1943 года начала новые наступательные операции, расчистка минных полей стала важнее закладки мин. Поэтому НКО принялся заменять инженерно-минные бригады РВГК инженерно-саперными бригадами РВГК, создавая новые и реорганизуя уже существующие инженерно-саперные бригады для повышения их эффективности. В результате число инженерно-минных бригад в структуре РВГК снизилось с 15 на 1 февраля до 12 на 1 июля, а к 31 декабря - вообще до нуля, но в то же время количество инженерно-саперных бригад возросло с 12 на 1 февраля до 13 на 1 июля, и наконец - до 22 на 31 декабря 1943 года. Кроме того, к 1 июля было создано 15 новых штурмовых инженерно-саперных бригад, а к 31 декабря их уже стало 20.

И наконец в июне 1943 года НКО ввел в действие новые танковые полки, оснащенные 22 танками Т-34 и 18 минными тралами ПТ-3. Формально эти полки не входили в структуру инженерных войск, но главной их задачей была расчистка проходов через многочисленные минные поля, установленные немцами по всей их обороне.

Благодаря этим усилиям НКО численность и разнообразие структуры инженерных войск Красной Армии за два года резко возросла - с 32 саперных бригад, трех инженерных полков и 206 батальонов различных видов на 1 января 1942 года до 68 бригад разных видов, шести понтонно-мостовых полков и 270 инженерных и понтонно-мостовых батальонов на 31 декабря 1943 года. Когда Красная Армия начала кампанию 1944 года, структура ее инженерных войск уже полностью отвечала возросшим оперативным потребностям.

Хаттори Такусиро

1. Сухопутные войска Перед маньчжурским инцидентом японская армия состояла по планам мирного времени из 17, а по планам военного времени из 30 дивизий.С возникновением в 1931 году маньчжурского конфликта и особенно в связи с ростом военного могущества Советского Союза

Из книги Великая окопная война [Позиционная бойня Первой мировой] автора Ардашев Алексей Николаевич

Часть 5 Инженерные заграждения В условиях позиционной войны инженерные заграждения играли первенствующую роль. Вся колоссальная машина войны споткнулась о колючую проволоку. Это был поистине звездный час «колючки». Позиционная война дала огромный опыт применения всех

Из книги Забытая Беларусь автора Деружинский Вадим Владимирович

Настоящие инженерные войска Беларуси

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович

Из книги Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция автора Кузнецов Андрей Ярославович

Приложение 2 Состав сил Северо-Кавказского фронта на 01.11.1943 (боевые войска и инженерные части частей боевого обеспечения) 56-я армия11 гв. ск: 2 гв. сд (1, 6, 15 гв. сп, 21 гв. ап, придана 78 оашр); 32 гв. сд (80, 82, 85 гв. сп, 58 гв. ап, придана 89 оашр); 55 гв. сд (164, 166, 168 гв. сп, 126 гв. ап, придана 90

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

2.Артиллерия и инженерные части При Иване IV на Руси появились пушкари, так как артиллерия стала неотъемлемой частью русской армии. А вместе с артиллеристами появились различные вспомогательные службы, что помогали армии во время войн и походов. При войсках всегда были

Из книги Битва при Азенкуре. История Столетней войны с 1369 по 1453 год автора Бёрн Альфред

ВОЙСКА До правления Эдуарда III английская армия, подобно французской, комплектовалась на базе феодального ополчения. К нему добавлялась национальная милиция, или «ферд». Однако Эдуард радикально реформировал систему комплектования армии. Он заменил ее набором солдат по

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Войска СС (Waffen-SS), вооруженные формирования нацистской партии.История войск СС уходит корнями в 1933, когда Гитлер переименовал свою штабную охрану в "Полк личной гвардии Адольф Гитлер" (см. "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер"), создав из нее вооруженное формирование,

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 3 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава XXVIII. Поход панского войска из-под Борестечка в Украину. - Мародерство производит общее восстание. - Смерть лучшего из панских полководцев. - Поход литовского войска в Украину. - Вопрос о московском подданстве. - Белоцерковский договор. Между тем паны колонизаторы

Из книги Сообщение о делах в Юкатане автора де Ланда Диэго

ОРУЖИЕ И ВОЙСКА У них было оружие для нападения и защиты. Для нападения были луки и стрелы, которые они носили в своих колчанах, с кремнями в качестве наконечников и зубами рыб, очень острыми; ими они стреляли с большим искусством и силой. Их луки были из превосходного

Из книги Генералиссимус князь Суворов [том I, том II, том III, современная орфография] автора Петрушевский Александр Фомич

Глава ХIV. В Херсоне; 1792-1794. Инструкции Суворову. - Инженерные работы; недостаток в деньгах; отмена заключенных Суворовым контрактов; готовность его удовлетворить подрядчиков на свой счет. - Наблюдение за происходящим в Турции; продиктованный Суворовым план войны. -

Из книги «Чудо-оружие» Третьего рейха автора Ненахов Юрий Юрьевич

Глава 12. Инженерные средства Столкнувшись с глубоко эшелонированной обороной советских войск, прикрытой огромным количеством минных полей, немецкие войска начали искать способ быстрого проделывания проходов в них. Простые катковые и ударные цепные танковые тралы,

Из книги Горбачев и Ельцин. Революция, реформы и контрреволюция автора Млечин Леонид Михайлович

Грузия. Саперные лопатки События в Алма-Ате были лишь началом. Весной 1989 года события в Тбилиси приобрели еще более серьезный характер. 7 апреля первый секретарь республиканского ЦК Джумбер Ильич Патиашвили сообщил в Москву, что в Грузии проходят митинги, участники

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

МАЛИНОВСКИЙ Глеб Владимирович - полковник в отставке, кандидат философских наук, доцент (Москва. Т.: 8-499-193-34-53)

Сапёрные армии

Осенью 1941 года в Вооружённых силах СССР появились необычные формирования инженерных войск - сапёрные армии. Хотя они решали важные задачи в наиболее тяжёлый - первый период Великой Отечественной войны, в исторической литературе упоминаются лишь некоторые из этих объединений и только строительство ими оборонительных рубежей. А между тем сапёрные армии выполняли и некоторые другие задачи инженерного обеспечения боевых действий, а также были основной базой подготовки частей и соединений инженерных войск для фронта и источником пополнения рядовым и младшим командным составом формировавшихся стрелковых дивизий. К сожалению, информация о сапёрных армиях в некоторых источниках неточна. Например, упоминается об участии 1-й и 3-й сапёрных армий в строительстве рубежей в период подготовки к обороне Москвы, формировании в октябре 1941 года сапёрной армии для сооружения Можайской оборонительной линии1. Но в указанное время сапёрных армий там не было. Встречаются и другие неточности, касающиеся сроков формирования, состава, численности личного состава и реорганизации сапёрных армий2.

В ходе летне-осенней кампании 1941 года выполнение задач инженерного обеспечения боевых действий осложнялось нехваткой инженерных войск. Привлечённые к сооружению укрепрайонов (УРов) на западной границе корпусные и дивизионные инженерные и сапёрные батальоны (всего 201 подразделение) попали под первые удары агрессора и понесли большие потери 3. Поэтому большинство стрелковых соединений на фронтах и многие прибывшие в действующую армию из внутренних округов воевали без штатных сапёрных батальонов4, и в распоряжении фронтов было очень мало инженерных частей.

Строительством оборонительных рубежей руководило Главное военно-инженерное управление (ГВИУ) РККА. Их возведение в оперативном тылу возложили на сформированные в июле 1941 года армейские и фронтовые управления военно-полевого строительства. А в стратегическом тылу - на Главное управление гидротехнических работ НКВД, реорганизованное в сентябре 1941 года в Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) НКВД, в составе которого были 10 управлений оборонительных работ, а также на Главвоенстрой при Совнаркоме (СНК) СССР, занимавшийся до этого строительством казарм и оборонных предприятий. Решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) к сооружению оборонительных рубежей привлекли также строительные организации Наркомстроя СССР, Главного управления шоссейных дорог, Наркомата угольной промышленности и мобилизованное местное население.

Продвижение противника потребовало срочного строительства оборонительных рубежей в стратегическом тылу для прикрытия важнейших экономических районов и административных центров. Первый опыт войны показал, что их сооружение формированиями наркоматов обороны (НКО), внутренних дел (НКВД) и гражданскими организациями вело к распылению сил, средств и затрудняло руководство ими. Для успешного решения этих задач требовались крупные военно-строительные формирования, поэтому 13 октября 1941 года ГКО принял два постановления - «Об оборонительном строительстве» и «О формировании сапёрных армий общей численностью 300 тысяч человек». В соответствии с ними в составе ГВИУ РККА было создано Главное управление оборонительного строительства (ГУОС), ему передано ГУОБР НКВД, подчинены все армейские и фронтовые управления военно-полевого строительства, а также ряд гражданских строительных организаций. ГУОС была поставлена задача форсированного строительства следующих оборонительных линий: первая - от Медвежьегорска по восточному берегу Онежского озера, восточному берегу Екатерининского канала, Череповецкий, Рыбинско-Ярославско-Иваново-Вознесенский и Горьковский УРы, реки Ока, Цна, Дон; вторая - по северному и восточному берегу Волги от Горьковского УР до Астрахани с Казанским, Ульяновским, Куйбышевским, Саратовским и Сталинградским УРами; а также линий в районе предгорий Северного Кавказа от Темрюка по южным берегам рек Кубань и Терек до Каспийского моря с Краснодарским, Тихорецким, Ставропольским и Грозненским УРами.

Для строительства этих рубежей и одновременной подготовки инженерных частей для фронта было решено сформировать к 1 ноября шесть сапёрных армий, каждая - в составе пяти сапёрных бригад (сапбр). Численность личного состава бригады - 9979 человек. В неё входили 19 сапёрных (сапб), автотракторный (атрб) батальоны и отряд механизации. Обеспечение новых формирований техникой, стройматериалами, инструментами и другим имуществом поручалось Госплану, соответствующим наркоматам и исполкомам Советов депутатов трудящихся Москвы, ряда областей и краев, которые также по заявкам военных советов сапёрных армий обеспечивали мобилизацию рабочей силы5.

По согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования (ВГК) было решено сформировать 10 сапёрных армий в пределах лимита личного состава и количества бригад, определённых постановлением ГКО. К 1 ноября 1941 года были созданы 9 сапёрных армий: в Архангельском военном округе - 2-я; Московском - 3-я; Приволжском - 4, 5, 6 и 7-я; Северо-Кавказском - 8, 9 и 10-я. Каждая состояла из 2-4 сапёрных бригад. Всего были сформированы 30 сапбр, в них входили 570 сапб. Штатная численность всех сапёрных армий составила 299 730 человек. Они подчинялись ГУОС НКО, начальником которого был по совместительству назначен начальник ГВИУ РККА генерал-майор Л.З. Котляр.

На формирование сапёрных армий были обращены ряд управлений военно-полевого строительства, все управления оборонительных работ ГУОБР НКВД, некоторые гражданские строительные организации, привлечённые к возведению оборонительных рубежей. Многие начальники этих управлений возглавили сапёрные армии и бригады. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Инженерные войска в боях за Советскую родину. М.: Воениздат, 1970. С. 94; Можайско-Малоярославецкая операция 1941 / Советская военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М.: Воениздат, 1978. С. 354; Сапёрная армия / Советская военная энциклопедия. Т. 7. М.: Воениздат, 1979. С. 248; Живая память. М., 1955. Кн. 1. С. 62.

2 Колесник А.Н. Советские военные строители. М.: Воениздат, 1988. С. 108, 109, 115; Инженерные войска Вооружённых сил Российской Федерации к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. М., 1995. С. 10; Сидоров В.П. Советские инженерные войска в Великой Отечественной войне. М., 1985. С. 2, 3; Огненные годы. М., 1999. С. 76.

3 История Второй мировой войны 1939-1945: В 12 т. Т. 3. М.: Воениздат, 1974. С. 439.

4 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 69. Оп. 12112. Д. 72. Л. 98.

5 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп.1. Д. 12. Л. 113, 118-121.

Продолжая эксперимент по изучению современной российской армии, вчера я побывал в 45 инженерно-маскировочном полку . После визита блоггеров в экспериментальную 5-ю мотострелковую бригаду, вызвавшего много обвинений в показухе и "ненатуральности" происходящего, пресс-служба Министерства Обороны пригласила блоггеров в самую обычную подмосковную часть, в которую может попасть служить любой житель России.

Для меня (как для человека, сильно далекого от армейской действительности) сфера применения инженерных войск была загадкой. Максимум, что я мог припомнить из фильмов - наведение понтонных мостов через реки. А на самом деле оказалось, что инженерные войска всегда идут в авангарде: разминируют территорию перед проходом войсковых колонн, обеспечивают военных чистой питьевой водой, а также занимаются множеством проблем жизнеобеспечения военных в походах.

Въезд в воинскую часть (она находится всего в 15 километрах от МКАДа по Новорижскому шоссе) обозначен страшными инженерными машинами. Сама распространенная (мы видели их 3 штуки на постаментах) - УР-77, она же "Змей Горыныч". За 3 минуты эта техника проделывает на минном поле проход длиной в 100 и шириной в 6 метров.

На Ютьюбе есть интересный сюжет про нее.

Основа инженерных войск - саперы. Их занятия нам показали первыми. Этой группе бойцов была поставлена задача провести инженерную разведку и разминирование дороги. Все - солдаты "срочники", за исключением 2 водителей-механиков Инженерно-Разведывательной Машины (ИРМ).

Основа инженерных войск - саперы. Их занятия нам показали первыми. Этой группе бойцов была поставлена задача провести инженерную разведку и разминирование дороги. Все - солдаты "срочники", за исключением 2 водителей-механиков Инженерно-Разведывательной Машины (ИРМ).

Без подобной инженерной разведки невозможно продвижение войск вперед. Каждое утро инженерные подразделения в Чечне проходили подобным образом и разминировали 15-25 километров дороги, очищая путь войскам.

Первыми по разным сторонам дороги идут бойцы с собаками, натасканными на поиск мин.

Собачий нюх почти идеален, поэтому Натренированные лабрадоры и немецкие овчарки (именно 2 этих породы используются в инженерных войсках) здесь просто незаменимы. Собака ложится на землю при обнаружении взрывчатого вещества.

Солдат ставит флажок "Мина" и весь расчет возвращается под прикрытие ИМР (оставляя вешки на местах, где закончена разведка местности).

Сапер должен обезвредить мину. Щупом обнаруживается ее корпус, мина откапывается руками.

Раскопанную мину нельзя просто вынуть. Опасаясь наличия там "Мины-Сюрприза", которая может находиться под основной миной и сработать при ее извлечении, саперу необходимо сдернуть мину "кошкой".

"Кошка" зацепляется за мину, сапер отползает на безопасное расстояние, держа "кошку" за длинную веревку.

Под миной действительно была вторая мина и произошел взрыв. 800 граммов тротила, взрывающиеся в 100 метрах от тебя, оставили у блоггеров незабываемые впечатления... Главное было - не закрывать рот:)))))

После подрыва мины группа продвигается дальше. Так было обнаружено и подорвано еще несколько взрывных устройств, но я не буду напрягать вас фотографиями каждого взрыва. Покажу лишь, как ликвидируют подозрительную коробку, найденную на стволе дерева.

Командир группы стреляет по ней из автомата (меткий оказался парень!).

Бомба в коробке разлетается на мелкие куски. Занятие окончено, задача выполнена.

А блоггерам уже пора в городок минно-розыскных собак.

Собакам тут живется вольготно. У каждого пса большой вольер и личный рядовой - вожатый.

В вольере есть летняя и зимняя часть. Зимняя утеплена, с удобной конурой. Лабрадор Хайнс участвовал уже в нескольких реальных спецоперациях.

На территории городка для собак есть и учебные классы. Вожатые учатся ухаживать за собаками, тренируют их, и т.д.

В классах большое собрание взрывчатых объектов, как армейских мин, так и самодельных.

Полосу препятствий местные собаки проходят "на ура". 2-метровый глухой забор - не помеха.

А вот это упражнение уникальное. Мало где в мире есть собаки, умеющие залезать по почти вертикальной лестнице. Никак не могу понять, как учат собак таким фокусам.

После собак мы приехали на стрельбище, где проводились занятия по стрельбе из АК-74М.

Получив рожок с патронами в "пункте боепитания", бойцы бегом занимали позиции для стрельбы.

Стреляли по 3 патрона и тут же получали оценки.

Пострелять дали и блоггерам. zuhel получает свой рожок.

sapovich поразила 3 мишени за 3 выстрела и была удостоена оценки "отлично". Берите теперь у нее уроки стрельбы! Сам я попал лишь дважды:)

Все-таки есть какая-то необъяснимая эстетика в оружии...

Вместе с солдатами off_topus вспоминал срочную службу, разбирая автомат.

А рядовой Анатолий из Тулы писал свой домашний адрес, куда просил выслать маме его фотографии.

Мы, было, обрадовались - делов на 3 минуты! Ан нет, адрес оказался простым почтовым. Придется фотографии теперь распечатывать и посылать обычной почтой. Но мы справимся даже с этим:)

Мы было обрадовались - делов на 3 минуты! Ан нет, адрес оказался простым почтовым. Придется фотографии теперь распечатывать и посылать обычной почтой. Но мы справимся даже с этим:)

По дороге на полигон маскировки была обнаружена настоящая ракета. Оказывается, именно в этом месте академик Королев запускал первые советские жидкостные ракеты!

Перед пресс-туром нам обещали показать надувную технику. У меня это скорее вызывало смех, чем интерес. Как я ошибался... Буквально с 200 метров этот надувной комплекс С-300 не отличить от настоящего. Трехслойный материал отражает и радиосигналы во всех нужных спектрах, создавая на радарах полное ощущение боевой машины. Бензогенератор, нагнетающий воздух в корпус, выводит выхлопные газы прямо под капот этого надувного монстра. Т.е. и тепловые сенсоры покажут, что машина работает.

Это не ржавчина, это специальная маскировочная пена, помогающая боевой машине стать невидимой для радаров.

Старенькие СУ стоят тут как макеты для отработки задач по их полевой маскировке. Над ними ставятся зонты, и натягивается маскировочное полотно.

Такая бутафорская пушка делается силами солдат и пугает противника чуть надломанным стволом:)

После Таманской бригады мы не могли пройти мимо казарм. Там все было экспериментальным, а тут - реальная жизнь обычной воинской части.

Сушильная комната с кучей сапог и портянок. Бойцы утверждают, что ботинки ("берцы") им неудобны, сапоги намного лучше. По казармам нас водил лично командир части. Человеком он оказался жестким, но правильным. Солдатам спуску не дает, за часть родную болеет душой.

"Бытовая" комната, где солдаты гладят форму, ремонтируют сапоги, стригутся, а также пришивают к форме подворотнички. Новая форма есть только на офицерах, да и те ее приобретают по большей части за свой счет.

Казарма. 2-ярусные кровати, чисто и опрятно. Не думаю, что тут есть хоть грамм показухи. С таким командиром тут каждый день такая чистота и порядок. Удивила икона в углу. Интересное у нас светское государство.

В канцелярии компьютеров еще не придумали. Все пишется по-старинке, руками.

Перед отъездом - обязательный обед! onepamop , как самый голодный, шел впереди:)

Меню тут более скудное, чем в Таманской бригаде. Зато готовят его не гражданские специалисты, а сами солдаты. И этим солдатам вечером надо будет возвращаться в казарму к сослуживцам. Тут не забалуешь:) Кстати, в августе блоггерам обещали устроить пресс-тур в школу военных поваров. Очень хочу!

Еды выдают много, хлеб в неограниченных количествах стоит отдельно. Из 200 новобранцев 40 имеют недобор по весу. Откармливают.

Лично видел, как бойцы несут подносы с недоеденной едой на мойку. Похоже, что кормят тут действительно неплохо.

Нас тоже покормили, хоть и в отдельном зале (для офицеров). Но еду принесли ровно ту, что ели и солдаты за стенкой. Суп, тушеное мясо с пюре, компот. Было действительно вкусно. Намного вкуснее, чем в Таманской бригаде. Даже sapovich оставила пустую тарелку!

Часть мы покидали уже под вечер, проведя в ней больше 7 часов. Сопровождавший нас офицер из пресс-службы Московского Военного Округа был дружелюбен, открыт, рассказывал много интересного. У нас даже возникла идея организовать футбольный матч между блоггерами и солдатами в августе. Можно прямо в этой же воинской части. Соберемся на футбол? :)

Подобно артиллерии, инженерно-саперные войска Красной Армии состояли из инженерных частей и подразделений на уровне армии и ниже, и инженерно-саперных войск РГК, используемых для усиления фронтов и армий. Инженерно-саперные войска существовали на основе одна саперная рота на стрелковый полк, двухротный саперный батальон на стрелковую дивизию, и трехротный инженерно-саперный батальон при каждом стрелковом корпусе. У танковой дивизии имелся моторизованный саперный батальон, а в состав армии входили инженерные батальоны и отдельные специализированные инженерные роты. Инженерно-саперные войска РГК состояли из отдельных инженерно-саперных и понтонно-мостовых батальонов.

Накануне войны советские инженерно-саперные войска тоже пребывали в самом разгаре структурного и технического преобразования. С февраля по май 1941 года НКО сформировал из существующих инженерно-саперных батальонов и рот РГК 18 инженерно-саперных и 16 понтонно-мостовых полков (см. таблицу 6.1). Предполагалось, что между вторым и десятым днем мобилизации эти полки численностью по 1000 бойцов в каждом будут развернуты в 156 инженерно-саперных полков, батальонов и отдельных рот. В действительности же большинство этих полков посвятили все свои силы больше строительству новых укреплений, чем поддержке действующих войск. На 22 июня все 160 корпусных и дивизионных инженерно-саперных батальонов и 9 из 10 инженерно-саперных полков в западных приграничных военных округах вместе с 41 саперным батальоном из внутренних военных округов строили пограничные оборонительные сооружения. Когда началась война, это лишило действующие войска и многие резервные силы какой-либо инженерно-саперной поддержки и в конечном итоге снизило их боеготовность. Более того, когда началась война, критически важные инженерно-саперные войска находились слишком близко к линиям фронта и были перемолоты в самых первых боях.

Когда началась война, система мобилизации инженерно-саперных войск тоже потерпела провал. В тех немногих частях, которые успели создать, отсутствовали подготовленные кадры и имелось лишь 50 процентов положенной им по штату строительной и инженерной техники. В результате такие важные боевые задачи, как минирование, восстановление поврежденных мостов, строительство новых укрепленных рубежей в глубине обороны и поддержка контратак механизированных корпусов просто не выполнялись.

Многочисленные донесения документально фиксируют то опасно уязвимое положение, в котором оказались инженерно-саперные войска в начале войны, а также трудности с обеспечением инженерно-саперной поддержки действующих войск. Доклад, подготовленный вскоре после 13 августа генерал-майором Воробьевым, начальником управления инженерно-саперных войск Западного фронта, подробно излагает трудности, с которыми столкнулись саперы фронта, и может служить типичным примером донесений с других фронтов:

«Первое. С февраля-марта 1941 года все саперные батальоны и инженерные полки Западного особого военного округа находились на специальных работах по укреплению госграницы. Из года в год привлекаемые на оборонительные строительства в отрыве от своих соединений, при отсутствии достаточного времени для боевой, а порой и политической подготовки, инженерные части превращались в рабочие команды. Саперы, в отрыве от своих соединений, не обучались инженерному обеспечению боя и взаимодействию с другими родами войск.

Второе. К моменту начала военных действий все инженерные части находились в пограничной полосе и в боях понесли большие потери убитыми и ранеными командно-политического состава и красноармейцев. Потери во всех видах материального обеспечения большие. Тяжелая инженерная техника (дорожные машины, компрессоры и другие) частью уничтожена артиллерийским огнем и авиацией противника, а частью оставлена. По состоянию на 24.6.41 г. 23-й инженерный полк в районе Сопоцкин дезорганизован и рассеян, 10-й инженерный полк основными подразделениями втянулся в бой на госгранице, командование полка со спецподразделениями при 1-м стрелковом корпусе -- Визна. По данным прибывающих с фронта военнослужащих управлений начальника строительства, все саперные батальоны стрелковых дивизий и стрелковых корпусов, работающие на границе, втянулись в бой и понесли большие потери, отдельные подразделения перемешались с другими родами войск».

Воробьев заявлял, что к 27 июня на Западном фронте остались действующими только три саперных батальона и два пон-тонно-мостовых батальона. Их использовали для строительства преград немецкому наступлению на Оршу, Витебск и далее до Днепра. Фронт собрал на помощь им гражданских рабочих, но усилия оказались тщетными -- частично потому, что у саперов не было ни транспортных средств, ни мин, а также имелось очень мало взрывчатки. После фронт создавал новые инженерно-саперные части, но слишком поздно и в недостаточных количествах, чтобы остановить немецкое наступление.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.