Императорами японии всегда были представители лишь одной династии. Император Японии Акихито: биография

В мире существует не так много стран, где сохранилась монархия. Как ни странно, Япония является одной из них. Нигде не встретишь такого отношения к персоне императора, как в Стране восходящего солнца. При этом Япония является одной из самых высокотехнологичных стран в мире. Если разобраться, то пост президента Японии занимают как бы два человека – император и премьер-министр.

Статус президента формально принадлежит императору, который представляет страну на внешнеполитической арене. В то же время фактические обязанности президента исполняет премьер-министр Японии, который является главой правительства. Тем не менее, ментальность японцев, которые свято чтут свои древние традиции, обеспечили императору Японии всенародную любовь. Это в полной мере можно увидеть во время Дня основания государства, который является национальным японским праздником. Он отмечается 11 февраля. Именно в этот день родился первый японский император Дзимму, который получил этот статус в VII веке до нашей эры

В новой конституции Японии чётко определена роль императора. Он является «символом государства и единства народа». По факту, Япония с 1945 года управляется парламентом, который проводит реформы, издаёт указы, ставит задачи и цели по дальнейшему развитию страны. Однако император должен подписывать все государственные важные бумаги.

Роль императора в японской истории

Императорская власть в Японии, как и во многих азиатских странах, имеет религиозную подоплёку. Первый японский полулегендарный император Дзимму был прямым потомком богини солнца Аматэрасу Омиками. Неизвестно точно существовал ли этот правитель на самом деле, но в божественной сущности императорской власти в Японии сомневаться не принято. Такая позиция во все времена была очень удобна для правящей верхушки общества. Любые недовольства расценивались как богохульства и жестоко наказывались. Распоряжения императора воспринимались как воля всевышнего.

Японская императорская власть, согласно некоторым источникам, существует на протяжении 2 600 лет, поэтому японские императоры могут по праву считаться самой древней династией в мире, которая сохранилась до наших времён. Если сравнить её с Европейскими правящими династиями, можно увидеть, что разница в возрасте между ними составляет более 1 500 лет.

Первые императоры в истории Японии

Как уже было сказано выше, первым японским императором считается Дзимму, который правил страной с 660 по 585 годы до нашей эры. Хотя многие европейские историки не раз выдвигали сомнения, является ли он реальной личностью, в Японии никто не сомневается в его реальности. В японском эпосе «Кодзики» император Дзимму не только упоминается, там чётко указано время его рождения, годы правления и смерти. Так как император Дзимму был выходцем с острова Кюсю, где по археологическим находкам можно понять, что культура была более развита, вполне можно предположить, что именно ему удалось создать мощный племенной союз, основанный на завоеваниях.

Первым японским императором, существование которого подтверждено в официальных документах, дошедших до наших дней, был Судзин. Именно ему предписывают создание первого японского государства Ямато. Правил этот император с 97 по 29 годы до нашей эры. Судзин был 10 по счёту японским императором эпохи Яёи. Ещё в те древние времена императорская власть в Японии существенно отличалась от европейской, которая сформировалась значительно позднее. Японские династии не относились к одному роду, а были представителями одной династической линии.

Когда император восходил на престол, он получал титул «Тенно Хэйка», что значит Его Величество Император. Настоящее имя правителя не употреблялось вплоть до его кончины. Через несколько столетий императорский титул в Японии «оброс» различными титулами и рангами, которые подчёркивали божественность и исключительность императорской особы. Данная традиция перекочевала на остров из Китая.

Хотя Императорский правящий дом в Японии считается древнейшим в мире, официальный статус «императорского» он приобрёл только в VI – VII веке. Это произошло благодаря странствующим монахам, которые побывав в Китае, смогли наладить правовой механизм верховной власти в Японии по образу и подобию китайского.

Чтобы поднять императорский титул на недостижимую для простого народа высоту, было объявлено, что император является первосвященником, и его божественное происхождение не подлежит сомнению. Только таким образом можно было укрепить власть в средневековом обществе и избавить его от постоянных войн между княжествами.

Именно в это время появились первые официальные регалии императорской власти в Японии, которые сохранились до наших дней:

  • Главным символом императорской власти считается меч. Он символизирует мужество;
  • Ожерелье из драгоценных камней. Главным из них является яшма, которая символизирует богатство;
  • Зеркало, символизирующее мудрость.

Данные символы передавались от одного императора к другому в процессе церемонии престолонаследия.

Золотая эра правления императоров Японии

Золотой век японской императорской власти начался с наступлением эпохи Ямато, которая сформировалась в период с 400 до 539 года нашей эры. Кроме укрепления императорской власти в Японии, данный период характеризуется:

  • Распространением буддизма по всей стране;
  • Признанием японских императоров потомками богов на земле;
  • Формированием структуры управления страной;
  • Налаживанием торговых и политических связей с Китаем и Кореей.

Именно китайская культура оказала огромное влияние на развитие японской государственности, а внедрение её произошло благодаря стараниям буддийских монахов.

Эпоха Ямато связана с именами двух японских императоров: Юряку и Кэйтай. Они старались укрепить государственную власть в Японии, за счёт развития восточных религиозных учений. Все японские императоры данной эпохи приняли буддизм.

Именно в эпоху Ямато сформировался устойчивый принцип престолонаследия. Императорская власть переходила старшему сыну погибшего императора. Хотя юридически императором в Японии могли быть только мужчины, нередко страной управляли женщины, которые становились регентами при своих малолетних сыновьях.

Укрепление императорской власти в Японии

Во время эпохи Нара, которая наступила в начале VIII века и продолжалась до его конца, императорская власть в Японии значительно укрепилась. Страна превратилась в настоящее государство со своими законами и органами управления. Данный период был достаточно спокойным, его особенностью было внедрение в общество китайской культуры. Даже японские города строились по китайским стандартам.

Хотя во время эпохи Нара японский император получил реальную власть, она не являлась безграничной. Её ограничивал большой государственный совет, что было даже прописано в японских законах того времени. Именно в период Нара появился такой государственный праздник, как День рождения Императора, который отмечается и сейчас.

В те же годы происходила борьба за власть между правящим императорским домом и буддийскими монахами, которые имели огромную власть в стране. В середине VIII века буддийские монахи попытались даже свергнуть законного императора, но благодаря вмешательству клана Фудзивара, данная попытка провалилась.

Начиная с 781 года, в стране началась новая эпоха, получившая название в истории как эпоха Хэйан. Она продолжалась до 1198 года. Данный период считается одним из самых драматичных в истории Японии, так как в это время шла борьба за власть между сильными и знатными японскими кланами. Императорская власть была сильно ослаблена, что в итоге отрицательно сказалось на экономике всей страны. Постепенно соперничающие кланы практически полностью отстранили императора от управления страной, оставив его только для видимости.

Могущественные японские императоры превратились в марионеток, которые могли только рекомендовать крупным партиям как управлять страной. За время эпохи Хэйан в стране сменилось 33 императора, судьба многих из которых сложилась достаточно трагично. Дворцовые перевороты, заговоры и даже открытые убийства императоров в это время происходили достаточно часто.

Полный упадок императорской власти в стране начался, когда в Японии был образован сёгунат – новое правительство, в состав которого вошли представители знатных самурайских родов и высокие вельможи. Хотя сторонники императора неоднократно пытались силой возродить право императора на единоличную власть в стране, богатые самураи , каждый из которых имел своё собственное сильное войско, быстро и эффективно расправлялись с недовольными.

Императорский дом обеднел, особенно сильно ударил по его бюджету перенос столицы Японии в город Хэйан (современный Киото). Все распоряжения и указы императора касались в основном государственных ритуалов и церемоний, а финансовое благополучие теперь полностью зависело от продажи дворянских титулов и государственных должностей.

Эпоха Камакура (1198-1339 годы) не принесла для императорской власти ничего хорошего в плане её укрепления. Первым японким императором, который попытался возродить силу императорской династии, стал Го-Дайго. Он провел серию реформ, направленных на восстановление полноты власти императора. Эталоном в те времена была эпоха Нара, поэтому Го-Дайго пытался вернуть страну к этому периоду. К сожалению, данные попытки привели к кровопролитным войнам, которые хотя и привели к разгрому сёгуната, но раскололи императорский правящий дом на северную и южную династии.

После раскола правящей династии страна погрузилась в хаос. Именно тогда самураи стали главной силой в стране, и смогли развить военное искусство до немыслимых высот. К сожалению, они оттачивали в основном личное мастерство, а подготовке ополченцев совершенно не уделяли должного внимания.

С приходом к власти правителей эпохи Муромати, императорская власть нисколько не усилилась. Каждый богатый самурай мог открыто указывать императору как ему нужно поступать в той или иной ситуации, а в случае чего, мог пойти войной на своего формального господина. Только наступившая эпоха Эдо смогла вернуть японскому императорскому дому прежнее могущество.

В начале XIX века императорская власть в Японии стала считаться основным символом государства. С этого времени Япония превратилась в настоящую империю, обладающую сильной армией и практически безграничной властью над своими подданными.

Женщины во главе власти Японии

В Японской истории существовало много знатных женщин, которые сумели стать ровней императорам, так как титул регента, который они носили, фактически приравнивался к титулу императора. В официальных хрониках, которые носят название «Анналы Японии» упомянуты следующие женские имена:

  • Императрица Суйко занимала императорский трон в течение 35 лет. Она являлась регентом своего племянника Сётоку. Именно она смогла сделать буддизм основной религией в стране, хотя это предписывается заслугам её племянника Сётоку. Ещё одним её значительным достижением является первый в истории Японии свод официальных законов, так называемое «Законоположение 17 статей»;
  • Императрица Когёку-Саймэй - женщина, которая занимала императорский трон дважды: с 642 года по 645 под именем Когеку и с 655 по 661 год как Саймэй;
  • Дзито - японская императрица (686-697) и поэтесса;
  • Гэммэй - 43 императрица Японии(707-715), заняла престол после смерти сына, что было нарушением существовавших обычаев. Обратилась к авторитету императора Тэнти, который якобы допускал, что умирающий император в праве сам выбирать себе преемника. Создала прецедент непрямого наследования, который впоследствии очень часто встречается в истории Японии. По ее приказу была создана хроника императорской власти «Кодзики», а также «Анналы Японии»;
  • Гэнсё - японская императрица, которая занимала трон с 715 по 724 год;
  • Кокэн-Сётоку - одна из двух правителей Страны восходящего солнца, которые занимали престол дважды(первой была императрица Когеку-Саймэй). Стала 46 императрицей после отречения ее отца, императора Сему и занимала пост под именем Кокэн с 749 по 758, пока не отказалась от власти в пользу внука. В следующий раз взошла на престол в 765 году и правила до 770 года под именем Сетоку;
  • Мэйсё - стала императрицей после отречения отца, императора Го-Мидзуно в 1629 году и занимала трон до 1643 года, после чего отказалась от власти в пользу своего младшего брата. Считалась первой женщиной на японском престоле со времен императрицы Сетоку;
  • Го-Сакурамати - была последней из восьми женщин, занимавших японский престол, и правила с 1762 по 1771г., после чего уступила трон своему племяннику.

Регентами, а фактически императрицами, женщины могли становиться вплоть до 1889 года, в котором был принят Статут императорской фамилии. В нём официально прописывалось, что женщины не могут носить высший титул Японской Империи.

Японские императоры нового времени

Япония получила официальный статус империи во время правления императора Мэйдзи. Именно он смог поднять страну на необычайно высокий уровень. За годы правления императора Мэйдзи (1876-1912 годы) страна добилась следующих успехов:

  • Вышла из экономической и политической изоляции;
  • В обществе начали активно прививаться западные системы ценностей;
  • Были проведены реформы в промышленности, государственном управлении, экономике и банковском секторе;
  • Начала развиваться промышленность, причём такими стремительными темпами, что Япония смогла выиграть в русско-японской войне 1904-1905 года;
  • Япония вошла в тройку крупнейших морских держав мира;
  • В 1889 году в Японии появилась первая конституция.

Именно в тексте конституции японского императора официально приравнивали к божеству, а его власть была практически безграничной. Хотя все распоряжения и законы, принятые императором должны были быть утверждены парламентом, он играл лишь второстепенную роль, так как в конституции за императором было закреплено право роспуска парламента.

Все задачи, которые ставились императорами эпохи Мэйдзи, являлись основой японской внешней и внутренней политики, и тут же закреплялись на законодательном уровне. Император обладал следующими правами:

  • Он мог созывать и распускать парламент;
  • Являлся первым лицом государства;
  • Был главнокомандующим Вооружённых Сил Империи;
  • Мог даровать титулы и назначать на государственные должности;
  • Объявлять войны или заключать мир;
  • Заключать всевозможные военные, политические и экономические союзы.

После смерти императора Мэйдзи императором Японии стал Тайсё, больше известный под именем Ёсихито. Период его правления для японцев был относительно спокойным как в политическом, так и в экономическом плане. Эпоха правления императора Ёсихито вошла в историю японской государственности как «Великая Справедливость».

В 1926 году императором Японии стал Сёва, который более известен как Хирохито. Именно при нём Япония приняла участие во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Несмотря на то, что многие до сих пор уверены, что именно Хирохито стал идейным вдохновителем вступления Японии в войну, сам император до последнего пытался урегулировать всё мирным путём. Поставленный в безвыходное положение, он вынужден был подписать указ о начале боевых действий, в результате которых Япония потерпела сокрушительное поражение.

Поняв, что от войны никуда не деться, Хирохито до последнего поддерживал свою армию и народ. После войны Япония чуть было не потеряла своего императора, так как союзники (особенно СССР) настаивали на отречении императора от престола. В итоге императорскую власть удалось сохранить, хотя новая конституция Японии 1946 лишила его реальной власти в стране.

Функции японского императора в настоящее время

После окончания Второй мировой войны в Японии установилась конституционная монархия, которая существует там до сих пор. Такие же монархии существуют в Великобритании, Швеции и Нидерландах. Примечательно то, что власть японского императора значительно меньше, чем власть английской королевы. Японский император Хирохито, который носил этот титул до своей смерти в 1989 году, как и его приемник Акихито, который является императором в настоящее время, никак не участвует в управлении государственными делами Японии.

Японский император уступил все свои полномочия Кабинету Министров, который возглавляется премьер-министром. В ведении императорского двора остались представительские функции, организация и участие в государственных церемониях. Кроме того, император имеет право:

  • Подавать парламенту кандидатуры на роль премьер-министра и Главу Верховного Суда. При этом это право носит исключительно рекомендательный характер;
  • В качестве личной инициативы японский император может подавать в парламент поправки к действующим законам;
  • Провозглашать выборы депутатов;
  • Предоставлять амнистии;
  • Утверждать министров и крупных государственных чиновников;
  • Принимать всевозможные грамоты от иностранных послов.

Сегодняшний император Японии Акихито правит страной с 1989 года. У него имеется трое детей и жена – императрица Митико. Сейчас ему уже 84 года, но он ведёт активный образ жизни, появляясь вместе со своей женой на многих официальных мероприятиях в Японии. В случае смерти императора Акихито, новым императором станет его старший сын Нарухито. В 2017 году японский парламент принял новый закон, согласно которому действующий император может отречься от престола в добровольном порядке в пользу своего старшего сына.

В настоящее время резиденция японских императоров находится в Токио. Именно там расположен дворцовый комплекс Койко. Резиденция императора появилась в Токио в 1869 году. Именно тогда император Мэйдзи переехал из Киото в Токио. Дворец выглядит как настоящая крепость, и в этом нет ничего удивительного, ведь он построен на месте замка Эдо, который и был настоящей крепостью.

Во время Второй мировой войны дворцовый комплекс японского императора неоднократно подвергался бомбардировкам и был серьёзно повреждён. Восстановить его полностью удалось только в 1968 году. Теперь резиденция японских императоров является самой крупной резиденцией во всём мире. Именно здесь находятся покои императора, тут же проходят официальные церемонии и встречи. Во время крупных государственных праздников, к которым относится и день рождения императора, туристов пускают в некоторые части дворцового комплекса.

Император Японии представляет собой главу государства и символ единства всей японской нации. В соответствии с сохранившимися древними источниками все японские императоры связаны кровными узами, так как являются потомками одной династии напрямую связанной с богиней солнца Аматэрасу. Титул императора Японии — Тэнно, имеет Китайские корни и дословно переводится как «небесный хозяин». Дзимму — это первый император Японии, который начал свое правление в 660 году н.э. В наше время царствующим императором является Акихито занявший свою должность 7 января 1989 года.

Императорская власть

Власть тэнно в Японии уже долгое время довольно ограничена и незначительна. В наше время её границы закреплены в конституции. Заниматься делами государственной важности император может только при таком условии, что правительство даст на это свое согласие. Глава правительства также выбирается не императором, а парламентом, который представляет главе государства кандидатуру на пост председателя, и правитель должен дать свое согласие на назначение. Верховный судья назначается по такому же принципу. Тэнну по совместительству является верховным жрецом в чьи обязанности входит проведение различных ритуалов и церемоний в основном для увеличения урожая. Также он должен проводить приемы с иностранными гостями и награждать людей. С согласия императора, премьер-министр может замещать его при выполнении некоторых своих функций. Стоит выделить такую особенность, что в Японии день рождения, правящего тэнну стоит на одном уровне с другими национальными рпаздниками.

Девизы японских императоров

Периоды правления Японских императоров принято разделять в соответствии с девизами, которые они устанавливают в момент начала их правления. Например, император Японии сейчас несет бразды правления под девизом «Хэйсэй», что переводится на русский как «Мир и спокойствие». Такая традиция зародилась в Японии под влиянием Китайской культуры, а первым императором «внедрившим» её стал император Котоку.

Во время правления одного императора могло существовать несколько девизов, сменяющих друг друга в результате происходящих в государстве бед. Если на страну обрушивалось какое-либо несчастье, то народ считал, что богам не пришелся по вкусу действующий девиз. Тэнну также мог сменить девиз правления в честь важного или счастливого события, произошедшего в его жизни. Например, за 21 год правления Годайго тэнну в стране сменилось восемь девизов.

В период Мэйдзи был установлен закон, по которому император, в период своего правления мог давать только один девиз, что в дальнейшем позволяло избежать проблем с традиционным японским летоисчислением.

Посмертные имена императоров

Тэнно также, как и все члены их семьи не имели фамилий, а их пожизненные имена находятся под строжайшим запретом и не могут озвучиваться в СМИ на японском. В момент смерти императора, ему присваивалось посмертное имя, которое должно было в какой-то степени отражать основные достижения за время правления.

Система с присвоением «храмового» имени в Японии начала действовать в 7 веке и была также заимствована в Китае. Изначально императорам давались слишком длинные посмертные имена на японском языке, но позднее было решено писать их на китайском и в более укороченном варианте. В результате этого все императоры, умершие ранее были переименованы на новый лад задним числом.

В период Мэйдзи приняли такое решение, по которому посмертные имена для императоров стали подбирать основываясь на девизе, установленном в период его правления.

Японский императорский дом – старейшая непрерывная династия современного мира.

Ее долговечность и постоянство определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, император считается потомком верховной богини Аматэрасу. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Во-вторых, с древнейших времен император не обладает реальной политической властью. Поэтому японские политики сражались и сражаются не за трон, а за право управлять страной от имени императора.

Это не значит, однако, что влияние императора на жизнь Японии незначительно. Будучи верховным жрецом синтоизма , император совершает ряд важных церемониалов, связанных с обрядами плодородия, которым японцы все еще придают большое значение. Также с именами императоров связаны два важнейших события новой истории страны –Реставрация Мэйдзи , когда молодой император дал санкцию на реформирование страны по европейскому образцу, и капитуляция во Второй мировой войне, когда только император Хирохито смог принять на себя ответственность за это тяжелое решение.

Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й.

Династия японских императоров не имеет фамилии или названия (как “династия Романовых” или “династия Мин”). Поэтому члены императорской семьи не носят фамилий , одни лишь личные имена.


Императорская печать Японии - символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи . Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует .

Девизы правления

Обозначаются правления императоров по девизам (нэнго ), которые принимают императоры при вступлении на трон. Например, Акихито правит под девизом “Хэйсэй” (“Мир и спокойствие”). Систему девизов по китайскому образцу “внедрил” в середине VII века император Котоку . По девизам правления ведется традиционный японский календарь .

В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.

Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.

Посмертные имена

После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина ), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.

Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.

Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления.

Император Японии

Перечень императоров

Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.

Имя императора
(название правления)
Начало правления (коронация) Окончание правления
Акихито (Хэйсэй) 1989 (1990)
Хирохито (Сёва) 1926 (1928) 1989
Ёсихито (Тайсё) 1912 (1915) 1926
Муцохито (Мэйдзи) 1866 (1868) 1912
Комэй 1847 1866
Нинко 1817 1846
Кокаку 1780 1817
Гомомодзоно 1771 1779
Госакурамати 1763 1770
Момодзоно 1747 1762
Сакурамати 1735 1747
Накамикадо 1710 1735
Хигасияма 1687 1709
Рэйгэн 1663 1687
Госай 1656 1663
Гокомё 1643 1654
Императрица Мэйсё 1630 1643
Гомидзуно-о 1611 1629
Гоёдзэй 1586 1611
Огимати 1557 (1560) 1586
Гонара 1526 (1536) 1557
Гокасивабара 1500 (1521) 1526
Гоцутимикадо 1465? (1465) 1500
Гоханадзоно 1429? (1429) 1464
Сёко 1412 (1414) 1428
Гокомацу 1392 1412
Гокамэяма 1383 1392
Тёкэй 1368 1383
Гомураками 1339 1368
Годайго 1318 1339
Ханадзоно 1308 1318
Гонидзё 1301 1308
Гофусими 1298 1301
Фусими (1288) 1298
Гоуда 1274 1287
Камэяма 1259 1274
Гофукакуса 1246 1259
Госага 1242 1246
Сидзё 1232 1242
Гохорикава 1221 1232
Тюкё 1221 1221
Дзюнтоку 1210 1221
Цутимикадо 1198 1210
Готоба 1183 (1184) 1198
Антоку 1180 1183
Такакура 1168 1180
Рокудзё 1165 1168
Нидзё 1158 1165
Госиракава 1155 1158
Коноэ 1141 1155
Сутоку 1123 1141
Тоба 1107 1123
Хорикава 1086 1107
Сиракава 1072 1086
Гасандзё 1068 1072
Горэйдзи 1045 1068
Госудзаку 1036 1045
Гоитидзё 1016 1036
Сандзё 1011 1016
Итидзё 986 1011
Кадзан 984 986
Эн-ю 969 984
Рэйдзи 967 969
Мураками 946 967
Судзаку 930 946
Дайго 897 930
Уда 887 897
Коко 884 887
Ёсэй 876 (877) 884
Сэйва 858 876
Монтоку 850 858
Ниммё 833 850
Дзюнна 823 833
Сага 809 823
Хэйдзэй 806 809
Камму 781 806
Конин 770 781
Императрица Сётоку 764 770
Дзюннин 758 764
Императрица Кокэн 749 758
Сёму 724 749
Императрица Гэнсё 715 724
Императрица Гэммей 707 715
Момму 697 707
Императрица Дзито (690) 697
Тэмму (673) 686
Кобун 671 672
Тэндзи (662) 671
Императрица Саймэй (655) 661
Котоку 645 654
Императрица Когёку (642) 645
Дзёмэй (629) 641
Императрица Суйко 592 628
Сусюн 587 592
Ёмэй 585 587
Бидацу (572) 585
Киммэй 539 571
Сэнка 535 539
Анкан 531 535
Кэйтай (507) 531
Бурэцу 498 506
Нинкэн (488) 498
Кэндзо (485) 487
Сэйнэй (480) 484
Юряку 456 479
Анко 453 456
Ингё (412) 453
Нандзэй (406) 410
Ритю (400) 405
Нинтоку (313) 399
Одзин (270) 310
Регент Дзингу Кого 201 269
Тюай (192) 210
Сэйму (130) 190
Кэйко (71) 130
Суйнин 29 г. до н.э. 70
Судзин (97 г. до н.э.) 30 г. до н.э.
Кайка 158 г. до н.э. 98 г. до н.э.
Когэн 214 г. до н.э. 158 г. до н.э.
Корэй 290 г. до н.э. 215 г. до н.э.
Коан 392 г. до н.э. 291 г. до н.э.
Косё 475 г. до н.э. 393 г. до н.э.
Итоку 510 г. до н.э. 477 г. до н.э.
Аннэй 549 г. до н.э. 511 г. до н.э.
Суйдзэй 581 г. до н.э. 549 г. до н.э.
Дзимму (660) г. до н.э. 585 г. до н.э.

Император Хирохито (裕仁 яп. ; 1901-1989) - 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 198

Император как жрец

В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет - а вот в Японии почти нет республиканцев.

Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии. Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория "мандата Неба", по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.

Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути - ее копировала), в Японии доктрину "небесного Мандата" не признавали. Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну. По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии - откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.

В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства - его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами. По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов. Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена - строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато - изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования. Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто ("путь богов") отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью. И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот - в таком положении находилось и большинство его предков. Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране. Именно династии сёгунов - Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль "обычных", сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.

В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ. Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: "Власть - императору!". Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране. Так началась "реставрация Мэйдзи ("Мэйдзи", то есть "просвещенное управление" - девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).

Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу. Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами. Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.

После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет. Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными. Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.

В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция - политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство. Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. В то же самое время "император", в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.

В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления "Сёва"), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года. Одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как "военного преступника", и сохранение в Японии императорской династии. В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что "форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа". После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.

С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина "военные преступления" мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора "символом государства и единства народа", но не предусмотрела для него никаких обязанностей - кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента. Последующие полвека Хирохито, оставшийся "символом государства", вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой "в миру" являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).

Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых - главным образом, коммунистов и социалистов. Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев. В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.

В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к "новой" аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).

Впрочем, сын Акихито - родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН. Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.

Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления "Хэйсэй") во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более "открытой", более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца. Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения - короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как "современный" европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный. Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад. Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к "рациональной", "дешевой" и "открытой" монархии. Японское общество тоже постепенно меняется - и, скорее всего, в том же самом направлении. Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.

В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей - в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.

Япония знает лишь одну императорскую династию, она никогда не прерывалась и не сменялась. Это уникальный случай в истории, учитывая продолжительность правления семьи (более 2,5 тысяч лет) и значимость страны на мировой арене. Фамилии у правящей династии нет, лишь имена. Это еще раз подчеркивает ее исключительность и постоянство. Ныне императором Японии является Акихито – 125-ый представитель своей семьи на троне.

Уникальная династия

Императорский дом берет свое начало от Дзимму, который возглавил Японию в 660 году до нашей эры. По легенде, он был потомком Аматэрасу, верховной богини, таким образом, в жилах всех императоров Японии течет божественная кровь.

Собственно, это и является одной из причин столь долгого правления: согласно преданию, если правителя свергнут, боги отвернутся от Японии, и она погибнет.

Вторая причина до банальности земна и проста: император практически ничего не решает. Поэтому во все времена борьба шла не за престол Японии, а за право управлять страной от имени государя.

Сохранились имена всех правителей страны восходящего солнца. Женщины власть получали редко – девять раз за всю историю, последний раз императрица возглавляла государство чуть меньше 400 лет назад – в середине 17 века. Сейчас престолонаследие в Японии передается исключительно по мужской линии.

Главные атрибуты правителя, передающиеся по наследству, – меч, зеркало и яшмовая печать. Иногда эта печать – хризантема с 16 желтовато-охристыми лепестками – используется как герб Японии, так как у страны нет официального герба.

Кстати, сейчас это единственный император на земле. Больше такой формы правления в мире нет нигде.

Что могут императоры

В политике страны роль императора довольно номинальная. По европейским представлениям, это скорее Папа Римский, чем президент. Сходство усиливает и тот факт, что император также является верховным жрецом синтонизма и, соответственно, проводит важные церемонии, которые даже для современных японцев имеют большое значение.

Одна из главных привилегий императора – выбирать свой девиз правления. Например, Акихито выбрал «Мир и спокойствие». По этим девизам идет летоисчисление – такая система была принята еще в VII веке. С объявления нового девиза в Японии начинается новая эра.

Ранее один император мог несколько раз менять девиз. Обычно это происходило после различных бедствий в стране или в честь важного события в жизни правителя. Такая система привела к тому, что Годайго за 21 год своего правления поменял 21 девиз.

И каждый раз начиналась новая эра. Лишь чуть более 100 лет назад было решено, что у одного правителя может быть лишь один девиз. Например, 2018 год – это 29 год эры «Мир и спокойствие» («Хэйсай»), так как Акихито пришел к власти в!989 году.

Однако истории известно, как минимум два случая и более глобального влияния японских императоров на ход истории. В конце XIX века молодой Мэйдзи санкционировал реформирование Японии по европейским образцам, а спустя полвека Хирохито взял ответственность за тяжелое и важное для всего мира решение – капитуляцию своей страны во Второй мировой войне.

Первый письменный памятник в истории Японии — «Кодзики», «Записи о деяниях древности», — появился лишь в 712 году, спустя почти 14 веков после того, как внук мифического Ниниги-но Микото, легендарный император Дзимму построил в Касихаре (на территории нынешней префектуры Нара) дворец, где вступил на престол. Это произошло 11 февраля 660 года до н. э.

Требовать от летописцев точности в освещении событий седой старины, и особенно в датах, было бы затруднительно. При записи легенд легко ошибиться на пару-другую столетий. Тем не менее историографы определили, как была высчитана эта условная дата восшествия Дзимму на трон. По китайской теории циклов, от одного события, потрясающего мир, до другого проходит 1260 лет. Одно из наиболее древних официально признанных японскими историками потрясений имело место на рубеже V и VI веков — время важных государственных реформ в Японии, модернизации управления страной на китайский лад и распространения на островах буддизма. Отсчитав от этой точки в истории 1260 лет в прошлое, исследователи и пришли к дате 660 год до н. э.

Можно было бы проверить мифы наукой, в данном случае — археологией. Ведь в окрестностях бывшего дворца Дзимму, на равнине Нара обнаружено немало древних погребальных курганов, где нашли упокоение былые правители страны, в том числе и первый монарх. Но Управление императорским двором разрешения на раскопки не дало, чтобы не тревожить останки великих предков. А это значит, что можно верить в появление на земле праправнука богини Солнца, а можно и сомневаться. И то и другое ныне не возбраняется.

ПОДЪЕМ КЛАНА ФУДЗИВАРА

Официальная историография выстроила детализированное генеалогическое древо японских императоров, начиная с Дзимму. Оно, конечно же, не безупречно. Существование первых 28 правителей вообще не подкреплено никакими данными, кроме мифологии. К тому же среди первых императоров было немало долгожителей, что для тех времен явно фантастично. Например, утверждается, что сам Дзимму прожил 126 лет.

Далеко не всегда власть передавалась от отца к сыну. Хризантемовый трон (гербом императорского дома был и остается 16-лепестковый цветок хризантемы) переходил и к дядьям, и к племянникам, и к троюродным братьям, и к детям, рожденным не супругой императора, а наложницей. В истории можно обнаружить период, когда в стране одновременно было два императора и, соответственно, два враждующих между собой двора.

Случалось, хотя и очень редко — всего 10 раз за время существования династии, — что императорские регалии попадали в женские руки. Две женщины — Когиоку и Кокэн — восходили на престол дважды. В конце XIX века императорский указ окончательно вывел всех представительниц правящей династии за рамки списка кандидатов на престолонаследие.

Первых императоров именовали длинным и пышным титулом «Великий король, который правит всем в поднебесной» — «Амэ-но сита окими». Имя «Великого короля» при этом не упоминали, поскольку у японцев не принято было называть других людей, особенно высокого ранга, по имени. В VII веке, когда у Японии установились прочные контакты с Китаем, вместе с различными сведениями из сфер религии, науки и культуры японцы позаимствовали у западных соседей и более легко произносимый титул для своего правителя. Его стали именовать «тэнно» (небесный правитель), а иногда — «тэнси» (сын небес), тем самым подчеркивая его родство с божественными силами.


Изначально на тэнно была возложена сакральная роль главного жреца, верховного отправителя культа богини Аматэрасу. При восшествии на трон новый император обязан был совершить некую религиозную церемонию. Уединившись в одной из закрытых для прочих людей комнат храма Исэ, посвященного богине Солнца, он общался с духами предков, включая, естественно, и богиню-прародительницу. В результате, как считалось, император приобретал ряд чудодейственных способностей. Соответственно, заниматься повседневной рутиной, связанной с управлением страной, ему было неуместно. Вся полнота «низких» дел возлагалась на помощников. Тэнно лишь нисходил до закрепления подготовленных законов и указов наложением своей печати.

Среди толпящихся вокруг трона придворных всегда находились желающие подставить свое плечо под тяжкий груз решения государственных проблем. Вначале эту работу успешно освоил род Мононобэ, потом — семья Сога. В VII веке в ходе ожесточенной борьбы, в результате интриг, заговоров и убийств, своих предшественников от трона оттеснил род Фудзивара.

Именно этот род вскоре монополизировал право поставлять императору супруг и наложниц. Глава клана становился не только советником императора, но и его тестем. Однажды по настоянию советников император был вынужден взять в жены собственную тетю все из того же клана.

В дальнейшем главы дома Фудзивара закрепили за собой два придворных титула — регента при малолетнем императоре и канцлера при правителе, достигшем совершеннолетия. Управлять желаниями ребенка было проще, поэтому придворные Фудзивара зачастую заставляли взрослеющего императора покидать трон, уступая место очередному малолетнему отпрыску рода. Поэтому нет ничего удивительного, что влияние этого феодального клана на жизнь в стране усилилось до невообразимой степени.

Недаром историки часто именуют VIII-XI века «периодом Фудзивара». Даже столица, заложенная в 682 году для императора Тэмму, получила название Фудзивара-кё. Правда, сам Тэмму не дожил до переезда в новую резиденцию, и осваивать Фудзивара-кё пришлось его вдове, императрице Дзито.


СТОЛИЦА ПО НАУКЕ

Пожалуй, первой из японских столиц, о которых сохранилась память, была Нанива-кё. Она располагалась на месте одного из пригородов нынешней Осаки. В дальнейшем резиденцию монарха перенесли на болотистую равнину Асука, в Киёмихару, потом — в маленькое поселение Оцу на берегу озера Бива. И уже оттуда двор перебрался в Фудзивара-кё.

Охота к перемене мест у императоров и их приближенных объясняется просто. Синтоизм, основная религия, которую в то время исповедовали японцы, напрямую связывает смерть с духовным загрязнением. Место, где умер человек, особенно занимавший высокую ступень в государственной иерархии, считалось оскверненным. Продолжать жить во дворце после смерти императора, пользоваться его вещами было неприемлемо. Вот поэтому каждый новый правитель, вступив на трон, стремился сменить место жительства. А вслед за ним приходилось перебираться в новый город и придворной челяди, стражникам, торговцам.

Предыдущие столицы ждала бесславная гибель. Оставшись без должного надзора, они выгорали от случайного пожара или сгнивали на корню из-за сырого климата. И уже через несколько лет крестьяне распахивали былые улицы и площади под новые рисовые поля.


Фудзивара-кё принципиально отличалась от прежних дворцовых комплексов и их окружения. Строить город решено было «по-китайски». Это означало прямоугольную планировку, ориентированную по сторонам света. Одной из главных особенностей китайского градостроительства было соблюдение принципов геомантии — псевдонауки, увязывающей социальное, финансовое и даже телесное благосостояние горожан и их правителей с окружающими географическими объектами.

За образец градостроители взяли китайский город Лоян. Фудзивара-кё разделялась на две части дорогой, ведущей от дворца на юг. Тогда впервые в жизни главного японского города появились термины «сакё» и «укё» («левая столица» и «правая столица»). По тому, где обитала та или иная семья, можно было судить о ее общественном положении: чем ближе к дворцу, тем выше статус.

Раскопки позволяют составить представление о размерах Фудзивара-кё. С севера на юг город простирался примерно на 3 километра, с запада на восток — на 2 километра. По оценкам, население города императрицы Дзито достигало 30 тысяч человек.

Облик этой столицы воспроизвести ныне довольно сложно. От былой пышности остались лишь кучки пепла, обугленные деревянные таблички с записями некоторых правительственных и хозяйственных распоряжений да куски черепицы, которой покрывали дома состоятельных жителей. Однако не надо недооценивать роли Фудзивара-кё в японской истории. Именно с этого города (а не с Нары) начинается список постоянных столиц Японии, именно он стал первой попыткой планомерного градостроительства, зримым результатом развития которого были позднее Нара и Киото, в чьем облике еще можно разглядеть старые черты.

История отвела процветанию Фудзивара-кё довольно короткий срок. Уже через полтора десятилетия это место забросили. И дело было не только в смерти обитательницы дворца. Государственной религией стал буддизм. Императорский двор становился все пышнее, придворный ритуал усложнялся, требуя все новых покоев и дворцов. Двор уже не хотел (да и не мог) переезжать с места на место в случае смерти очередного императора, очищая тем самым себя от скверны. К тому же буддизм, в отличие от синтоизма, этого не требовал.

Стабильность была нужна и централизованному государственному аппарату. И вот в VIII веке императрица Гэммэй решила основать новую постоянную столицу. Местом для этого была выбрана долина Нара, где вырос город Хэйдзё-кё — «столица цитадели мира», в дальнейшем сменивший имя на Нара. Он также был выстроен по модным тогда китайским канонам.

Потом были Киото и Эдо (нынешний Токио). Однако этим список главных городов Японии не исчерпывается. Помимо основных (императорских) столиц в стране существовало и несколько альтернативных столиц, порой не уступавших основным ни в красоте, ни во влиянии на жизнь общества.


КОНЕЦ ДВОЕВЛАСТИЯ

Альтернативные столицы появились в ходе борьбы за власть, которая не прекращалась ни при смене монархов, ни при переводе дворца на новое место. Причем подобное «перетягивание каната» происходило не только среди придворных аристократических кланов. Сами императоры, которым до смерти надоело назойливое и корыстное опекунство канцлеров и регентов, пытались отстоять право поступать по собственному разумению.

Иногда эта борьба принимала весьма причудливые формы. Так, в XI веке сформировалась система инсэй — монастырского правления. Стремясь уйти из-под тяжелой руки Фудзивара, император добровольно отрекался от трона в пользу наследника, а сам, приняв монашеский сан, как бы удалялся от мира, прекращал контакты с ненавистными опекунами, посвящая себя сугубо религиозной практике. Однако на деле император-монах имел свой штат придворных, дворцовую стражу и прочие атрибуты власти.

Из монастыря он пытался по-своему управлять государством, ведя борьбу с кланом Фудзивара за ключевые посты в правительстве, за новые земли, поместья и, следовательно, за доходы. Система инсэй позволила постепенно ослабить влияние этого рода.

Вертикаль столичной власти подверглась постепенной коррозии, что не могло не сказаться на жизни в провинции. Крестьяне, задавленные непосильными налогами, покидали деревни, чтобы зарабатывать на хлеб насущный грабежом на дорогах. Владетельные князья отказывались сотрудничать с посланцами императора, то есть со сборщиками налогов от Фудзивара.

Власть аристократии стала уступать место власти военных феодалов, обладавших собственными вооруженными отрядами. Даже монастыри обзавелись своими дружинами, которые не только успешно отбивались от вооруженных грабителей, но и сами совершали рейды против соседей. Междоусобицы разгорались. На политическую арену вышли обладавшие серьезной военной силой династии Тайра, Минамото, Асикага, а позднее и Токугава.


Разгромив в 1185 году своих конкурентов из клана Тайра, вместе с которыми погиб и будущий император — шестилетний принц Антоку, семья Минамото получила от нового тэнно право управлять страной военными методами. Глава клана был удостоен высшего военного титула — сэйи-тайсёгун («великий полководец, покоритель варваров» — раньше подобным титулом увенчивали лишь полководцев, успешно воевавших против аборигенов из племен айну и эмиси).

Сёгун обосновался подальше от дворцов и вилл придворных с их непрекращающимися кознями и интригами — в небольшой рыбацкой деревушке Камакура (чуть южнее современного Токио). Там было создано военное правительство бакуфу, которое и занялось решением всех насущных государственных проблем. При этом сёгун принял серьезные меры не только по обеспечению безопасности Камакуры, но и по превращению ее в истинно столичный город, мало уступавший красотой, числом храмов и, главное, влиянием официальной столице.

В той или иной форме подобное двоевластие продержалось в стране до 1867 года. В январе 1868 года император Мэйдзи стал полноправным самодержцем. Своей столицей он избрал Эдо, где раньше находилась штаб-квартира сёгуна Токугава, переименовав по этому случаю город в Восточную столицу — Токё, или, как мы привыкли писать, Токио.


СИМВОЛ СТРАНЫ

Конституция 1869 года наделила императора высшей законодательной, исполнительной и военной властью. Именно с этого времени во внешней переписке его стали именовать императором, чтобы титул тэнно не уступал титулам монархов Франции, Австрии, России, Германии, Китая.

Но реставрация полноты прав императора была лишь кажущейся. Он по-прежнему оставался как бы над проблемами жизни и правил страной через сложную систему новоявленных институтов власти — кабинета министров, тайного совета, генеральных штабов сухопутных и морских сил, совета старейшин. Их мнение, а главное, практическая деятельность не всегда совпадали с позицией монарха.


Достаточно вспомнить, как в августе 1945 года, когда Япония оказалась на грани поражения во Второй мировой войне, император Хирохито записал на магнитную пленку свой призыв к нации сложить оружие и капитулировать. Эту запись пришлось доставлять на радиостанцию тайно, чтобы генералы, собиравшиеся продолжать военные действия, не перехватили столь важный для всей страны документ.

Именно тогда японцы впервые услышали по радио голос своего монарха. До того все связанное с тэнно и его семьей было укрыто плотной завесой тайны. А 1 января 1946 года Хирохито публично отрекся от божественного происхождения императорской династии.

Новая конституция Японии, вступившая в силу в мае 1947 года, сохранила монархию, но существенно ограничила права и возможности императора, провозгласив его символом государства и единства народа. Императору оставили его извечное право быть первосвященником синтоистской религии, а также целый комплекс представительских задач — открывать заседания вновь избранного парламента, подтверждать списки новых кабинетов министров, принимать высоких иностранных гостей, раздавать награды.

Сейчас страной правит Акихито, 125-й по счету (от Дзимму) император Японии. В январе 1989 года в возрасте 56 лет он унаследовал трон после смерти отца. Акихито уже приближается к 80-летнему рубежу, здоровье начинает сдавать, а значит, пришло время задуматься о наследниках. И тут есть о чем подумать. Императорская семья в последнее время испытывает те же самые проблемы, что и вся нация, связанные с демографией. В 2001 году после долгих попыток зачать ребенка наследная принцесса Масако, супруга старшего сына императора, Нарухито, родила дочку. В нынешнем декабре Масако исполнится 49 лет, и надежды на появление мальчика уже не осталось.

Передача же императорских регалий и трона женщине в соответствии с законом об императорской фамилии запрещена. Других наследников мужского пола в правящей династии не было. В парламенте принялись обсуждать возможность пересмотра закона с тем, чтобы разрешить внучке Акихито в свое время унаследовать трон.

Положение спас младший сын императора, принц Акисино, в семье которого в 2006 году родился мальчик — первый младенец мужского пола в императорском доме за долгие десятилетия. Юный принц Хисахито является третьим в очереди на престолонаследие, после кронпринца Нарухито и своего отца. Но что будет, если Хисахито по какой-то причине не дождется своей очереди? Японцы говорят об этом с трепетом, понимая, что тогда страна столкнется с острой проблемой продления жизни самой древней династии на планете. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.