Икона «Троеручица» значение, в чем помогает.

Икона «Троеручица» имеет важное значение в православной вере, поскольку она является чудотворной. Празднование этого образа происходит 11 и 25 июля. Относят икону к типу «Одигитрии», а изображена на ней Богородица с Богомладенцем, который расположен на ее правой руке. Отличительная деталь – под правой рукой Божьей Матери внизу находится изображение человеческой кисти. На некоторых списках Богоматери приписывают третью руку ей. Основное значение иконы Божьей Матери «Троеручица» основывается именно на отсеченной руке, которая свидетельствует о том, что люди, которые служат Богу, могут получить спасение.

В чем помогает икона «Троеручица» и ее значение

Для начала поговорим об истории возникновения этого образа и связана она с преподобным Иоанном Дамаскиным. В какой-то момент его стали обвинять в измене государству. Император приказал отрубить правую кисть и повесить его на площади, чтобы испугать других людей. Иоанна помиловали, и он долгое время слезно просил возле иконы Богоматери, чтобы Высшие силы помогли восстановить руку. Однажды ночью Дева Мария явилась преподобному Иоанну и сказала, что его молитвы услышаны, и рука его исцелена. С тех пор он должен был использовать руку, чтобы прославлять Бога. Именно это событие и стало предпосылкой явления миру иконы «Троеручица».

Одно из наиболее важных значений Пресвятой Богородицы «Троеручица» связано с ее защитными способностями. Ее размещают дома, чтобы уберечь семью от различных проблем и негатива. Этот образ Божьей Матери помогает людям получить надежду и поддержку в сложной ситуации. «Троеручица» считается покровителем людей, которые занимаются ремеслом. Особое значение икона Богородицы «Троеручица» имеет для людей, которые чем-то больны. Помогает образ исцелиться, а также молитвы перед ним способствуют выздоровлению близких людей. В истории известны случаи, когда мольбы перед иконой помогали спасти огромное количество людей от тифа и других серьезных болезней. Стоит заметить, что образ исцеляет не только от физических недугов, но и от душевных. Богоматерь помогает женщинам, которые молятся о хорошем муже или же желают сохранить и укрепить уже имеющийся брак.

Важно сказать о том, что на помощь «Троеручицы» может рассчитывать только тот человек, который отдает свою и верит. Чудотворным считается не только оригинал этого образа, но и многочисленные списки, расположенные в разных храмах.

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, - исполненным нежности и любовнымобращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной - по Крови Христовой - Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Дамаск. Современный вид.
Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.



25 / 07 / 2005

Когда тетя перенесла тяжелый перелом руки и носила гипс, я часто приходила к ней домой, чтобы ее проведать. Не просто поговорить, а помочь с приготовлением еды, мытьем посуды, развешиванием стирки и глажкой. Однажды на прикроватной тумбочке я увидела удивительную икону Богородицы.

Одной рукой она держала Младенца, другую прикладывала к сердцу, а третьей… У нее была третья рука! Конечно, я тут же принялась расспрашивать, что это за образ такой. И оказалось…

В 8 веке нашей эры, когда гонения на христиан давно прекратились, мир захлестнули новые волнения: иконоборчество. Император Лев Третий стал призывать людей уничтожать иконы и не рисовать их, молясь только Господу, Сущему на небесах. Вместе с ликами святых уничтожалось много других христианских реликвий: статуи, мозаики, даже алтари.

Один из византийских придворных, Дамаскин, открыто противостоял императору, писал трактаты, всячески объясняя важность икон. Конечно, правителю это не нравилось, и он организовал подлог, а именно - письмо, которое выставляло Иоанна государственным предателем.

Византийский царь, при дворе которого трудился мудрец, поверил подлогу и приказал наказать Иоанна путем отрубления его руки.

Страдая от боли, праведник молился Святой Деве. В одну из ночей она пришла к нему и пообещала исцелить. И действительно, рука приросла! И только большой рубец остался на кисти как доказательство перенесенной Иоанном страшной раны.

В благодарность он заказал копию своей руки из серебра, после чего приложил ее к иконе в церкви, желая показать, что на самом деле его рука принадлежит Царице Небесной.

Кстати! Мощи святого Иоанна находятся не только в Греции и Венеции, но и в Санкт-Петербурге (Новодевичий монастырь, Казанский храм):

Народные легенды, связанные с этой иконой

Не все православные знали об Иоанне Дамаскине, но многие видели в церквях икону, на которой у Богородицы нарисовано три руки (по ошибке все три руки начали рисовать в одном стиле и одной одежде, поэтому все три многие наивные люди приписывали Богородице).

И вот такие истории люди выдумали.

  1. Как-то, когда Христос был еще младенцем, погнались за Его Матерью разбойники. Она бросилась в реку, чтобы спастись вплавь. Но было трудно и плыть, и держать малыша. Поэтому Дева попросила Иисуса дать ей еще одну руку, для удобства. Так и случилось.
  2. Один иконописец рисовал одигитрию. Когда икона была практически готова, он подошел к ней и вдруг увидел, что на изображении три руки. Как он мог так ошибиться? Художник тут же стер третью руку, но на следующий день она опять появилась. Мужчина опять зарисовал ее, но во сне к нему пришла Богородица и приказала больше не трогать икону - дескать, она должна выглядеть именно так. Конечно же, художник послушался.

О чем она говорит нам: значение

Маленький Иисус благословляет всякого смотрящего на икону, а Его Мать указывает на своего Сына, тем самым давая понять, к кому мы должны стремиться и кого просить о помощи.

Также есть мнение, что три руки означают: две ладони нужны Богородице для поддержания Сына, а третья - для помощи всем страждущим.

По стилю написания это - одигитрия (то есть путеводительница, так как Дева Мария указывает на Христа как на истинный путь любого христианина).

Дни празднования этой иконы

  • 28 июня (или 11 июля).
  • 12 (или 25) июля.

Где находятся самые почитаемые списки

В нашей стране есть много списков с данной иконы, она очень популярна в православии. Существует даже монастырь, построенный в ее честь. Но самыми целительными признаны образа, которые вы можете посетить в двух городах:

  • Москва (Свято-Данииловский монастырь). Здесь находится поистине старинный список 17 века, прославившийся излечением мастера, реставрировавшего икону. Этот человек имел проблемы с глазами, но он верил, что святыня поможет - и стал хорошо видеть.
  • Екатеринбург (известный Храм-на-Крови).

Вы не живете в России? Тогда может, вы из Украины? Посетите киевский монастырь Святой Троицы. Именно здесь находится Троеручица, которая остановила эпидемию тифа в городе в 19 веке.

Ну, а самая древняя копия - в болгарском Троянском монастыре. Братия считает ее своей защитницей, охраняющей монастырь много сотен лет.

Чего просят, припадая к ней

  • Естественно, больше всего - здоровья. Особенно Троеручице молятся люди, недуг которых связан с руками.
  • Также молятся о здоровье глаз, обретении хорошего зрения.
  • Да и вообще, к ней возносят любые молитвы о здравии, своем или родных, и многим она помогает.
  • Своей покровительницей Богородицу Троеручицу считают ремесленники.
  • Также это - защитница от злых наветов. Если человека оклеветали, он просит Богородицу помочь правде открыться.
  • Просят защитить их от недругов и врагов, а также нечистых помыслами «друзей».
  • Многие люди обращаются к этой иконе, если чувствуют, что их семейному спокойствию или дому что-то угрожает.
  • Наконец, просят увеличить благосостояние семьи. И не зря, ведь после исцеления Иоанна Дамаскина и византийский правитель поверил в то, что мудрец не мог желать ему зла, простил его, опять приблизил к себе и осыпал всяческими дарами.

Как стоит молиться

Конечно, если есть конкретная просьба (что-то болит, кто-то готовится к операции, чье-то доброе имя под угрозой), люди обращаются своими словами.

Но есть и определенные молитвы, созданные специально для этой иконы.

Они звучат так:


Больше о жизни и деятельности Иоанна Дамаскина (ударение на последнем «и»), святого, о котором, к сожалению, почти ничего не знает большинство наших православных, вы можете узнать из такого докладного видео:

История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку. В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого. Также, желая оставить память о произошедшем чуде, святой приложил к нижней части иконы, через которую получил исцеление, сделанную из серебра руку, отчего этот образ и получил название «Троеручицы».

Весть об исцелении Иоанна немедленно разнеслась по Дамаску. Вразумленный чудом халиф сознал свою вину и просил Иоанна снова взять на себя государственные дела, но святой уже решил отдать все свои силы на служение Богу. Он удалился в Лавру Саввы Освященного в Иерусалиме и там принял иночество. Туда же он взял с собой и чудотворную икону Божией Матери.

Святой образ постоянно находился в Иерусалиме до XIII века, когда в обитель прибыл святой Савва. По особому произволению Богоматери будущему архиепископу Сербскому чудотворная икона была дарована в благословение. В XV веке, во время османского нашествия, желая спасти драгоценный дар от уничтожения, благочестивые сербы вверили его попечительству самой Царицы Небесной. Икона была возложена на осла, и животное, никем не водимое, само пришло на святую гору Афон и остановилось у ворот Хиландарского монастыря, основанного в XIII веке сербским господарем Стефаном (Симеоном). Хиландарские иноки приняли образ как великий дар свыше и поставили его в алтаре соборного храма, а на место появления иконы с той поры ежегодно совершается крестный ход.

Однажды по смерти игумена братия, приступив к избранию нового, никак не могла прийти к соглашению. Смуты братии не были угодны Богоматери, и Она Сама приняла участие в их споре. Собравшись на утреннее богослужение, иноки обнаружили чудотворный образ стоящим не в алтаре, а на игуменском месте. Приписав это чьим-то тайным действиям, монахи вернули икону на место, но в следующие дни это повторилось даже при запечатанных дверях. Вскоре воля Божией Матери открылась через известного монастырского затворника, который сообщил, что в видении Богородица сказала ему Свою волю: для устранения несогласий братии Она Сама займет игуменское место Своей иконой и будет непосредственно управлять монастырем.

С того времени и до наших дней, согласно воле Царицы Небесной, в Хиландарской обители не выбирают из братии особого игумена, а только иеромонаха-наместника, заведующего монастырскими делами. Во время службы он стоит у игуменского места, где помещается чудотворная икона Божией Матери Троеручицы. Прикладываясь к иконе, братия свято веруют, что принимают благословение от Самой Богородицы, их Небесной Игумении.

Чудотворный образ не раз защищал Хиландарскую обитель от вторжения иноплеменных. В эпоху русско-турецких войн, по свидетельству самих турок, над стенами монастыря часто появлялась недосягаемая для людей и оружия таинственная Жена.

Просмотреть на карте большего размера

Видео о Хиландарском монастыре на Афоне.

Иконография

С иконографической точки зрения образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, с Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. Образ Богоматери почти лишен движения: голова Ее чуть повернута к Сыну, левой рукой Она указывает на Младенца Иисуса Христа, как на Путь спасения. Голова Младенца отстранена от головы Девы Марии, но взгляд Его неизменно обращен к Матери. На задней стороне иконы изображен святитель Николай Чудотворец.

В «Путешествии на Афон» преосвященного Порфирия особо отмечается «славяносербское обличие» образов Богоматери и Младенца. Существует мнение, одним из первых высказанное Н.П. Кондаковым, что икона “Троеручицы”, хранящаяся в Хиландарском монастыре, не глубокой древности. Кондаков относит образ к XIV веку, судя по его письму и такой незначительной, но красноречивой детали, как маленькая держава в левой руке Младенца Иисуса, которая свидетельствует, по словам ученого, «о позднем происхождении иконы или о позднейшей переписке». В качестве обоснования своего мнения Кондаков приводит запись о Хиландарской Богоматери духовника и старца обители Никанора, составленную им в 1685 году. Согласно этому свидетельству, икона «Троеручицы» «сама своим мановением и чудотворением пришла есть из Богохранимаго града Скопия, иже иногда в нем Българом царствующим <…>». На основании этой записи Кондаков предполагает, что образ мог быть создан «после 1377 года, когда Хиландарцы получили в Скопии подворье»

Списки с иконы

На Руси Хиландарская икона «Троеручицы» почитается издревле. По просьбе Святейшего Патриарха Никона, 28 июня 1661 года с Афона в Москву был доставлен список образа «Троеручицы», что и послужило установлению второго празднования иконы в честь ее сретения на Московской земле. Икона была помещена Патриархом Никоном в основанный им на Истре Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимом, откуда и стали распространяться по России списки иконы. Многие из них были прославлены чудотворениями и потому стали особо чтимы в народе.

По причине многочисленности чудотворных списков с хиландарской святыни здесь не могут быть приведены их пространные описания.

Видео об иконе Богородицы «Троеручица»

Фотографии и изображения в порядке появления: Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ; Public Domain ;

Икона «Троеручица» особо почитается в православии и является чудотворной . Празднование во ознаменование этого образа ежегодно проходит в июле 11 и 25 числа. Тип этой иконы – «Одигитрия», что означает «Путеводительница» для всех верующих христиан. На иконе изображена Богородица с Младенцем Иисусом, которого она держит правой рукой, левая же рука её обращена к сердцу.

Однако, самое главное – это изображение третьей руки, что располагается снизу. Иногда иконописцы рисуют эту руку отдельно, как не принадлежащую Богородице. Бывает и такая трактовка образа, когда третья рука пишется так, словно является частью тела самой Божьей Матери . Икона Троеручица значение в чем помогает? Ответ на этот вопрос как раз заключается в удивительном символе третьей руки, смысл же образа таков: служение Богу есть спасение.

Явление чудотворного образа «Троеручица»

Византийский император Лев Исавр, живший в 717 году н.э., был жестоким деспотом. Особенно яростно он подвергал притеснениям и мучениям православных христиан. Он приказывал уничтожать, сжигать христианские святыни, иконы и книги, Библию. Проповедающих же Слово Божие он повергал особым издевательствам перед казнью.

В это время в Дамаске, среди мусульман, жил христианин, божий человек Иоанн. Он был известен своей честной и праведной жизнью, хоть и занимал очень высокий пост. Он исправно служил советником правителя города и пользовался уважением.

Пришла беда, интриганами и завистниками был оклеветан достойный божий человек. Они обвинили советника Иоанна Дамасского в измене не только городу, но и императору Льву Исавру. К сожалению, халиф поверил этой клевете. По существующим в то время законам и по приказу императора, божий человек Иоанн Дамасский должен быть подвергнут публичному наказанию. На площади, при большом стечении народа, божий человек Иоанн лишился кисти правой руки, её отрубил палач. После чего отсеченную часть тела повесили на всеобщее обозрение и устрашение, дабы другим было неповадно выступать против существующей власти.

Поскольку божий человек Иоанн многое сделал для города, халиф, сменив к вечеру гнев на милость, удовлетворил его просьбу. А просил Иоанн только об одном – вернуть ему отрубленную руку и позволить уединиться на ночь в келье.

Всю ночь горячо молился божий человек Иоанн Дамасский перед иконой Богоматери, приложив отрубленную кисть к своей раненой руке. Он просил об исцелении, чтобы и далее он мог полноценно служить ближним своим и с достоинством нести жаждущим сердцам Имя Господа своего.

Когда же Иоанн задремал, то в видении явилась ему сама Богородица с благим известием об исцелении его руки. Она сказала Иоанну, что отныне его предназначение – служить Богу, а его рука должна работать только во Имя Божье и прославлять Его.

После пробуждения Преподобный Иоанн Дамасский увидел, что свершилось чудо, рука его оказалась исцеленной и совершенно невредимой.

Именно этой, чудесным образом исцеленной рукой, он и записал составленную им самим особую хвалебную песнь, посвященную Богородице. Она известна до сих пор под названием «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Дабы чудо, свершенное Девой Марией, оставалось всегда в памяти людей, Святой Иоанн Дамасский прикрепил к чудотворной иконе изображение кисти правой руки , которая была отлита из серебра.

Весть о необыкновенном, чудесном событии покорило сердце халифа, обрадовало многих людей, особенно православных христиан, в разных уголках страны. Клеветники же были опозорены. Божий человек Иоанн Дамасский вновь был удостоен высокой должности при дворе правителя, но он ответил вежливым и смиренным отказом, попросив позволения удалиться. Он отправился в Иерусалим, взяв с собой минимум необходимых вещей, а главное – чудотворную икону. В Иерусалиме Преподобный Иоанн Дамасский предался уединению и постоянной молитве.

История чудотворной иконы «Троеручица»

Икона «Троеручица» несколько столетий могла находиться в Иерусалиме. В 13 веке она была передана Святому Савве, архиепископу Сербскому.

В 15 веке в Сербию пришли воины Османской империи. Они не щадили христиан, как и христианские святыни. Положение было настолько серьезное, что монахи не могли более защищать чудотворную икону. Поэтому было принято решение довериться Царице Небесной, и чудесная икона была отдана на волю Божественного Провидения . Её возложили на осла и отправили в божий путь. Никто не мог себе даже представить, куда попадёт чудотворная икона и кто станет её владельцем. Надежда была только на чудо. И оно свершилось.

В конце долгого путешествия, по воле Небес, осел с иконой на спине оказался в самом центре православного христианстве – на Афоне. Неведомые Божественные Силы привели животное прямо к воротам Хиландарского монастыря. Этот монастырь был основан два столетия назад, в 13 веке, Симеоном (Стефаном), господарем сербским.

Чудесная история в монастырских стенах

Монахи с душевным трепетом, благоговением и радостью приняли этот божий Дар Небес . Они установили икону «Троеручица» в соборе на алтарь. Она до сих пор там и находится, к ней не иссякает паломничество. Ежегодно в честь чудотворной иконы «Троеручица» свершается крёстный ход, множество верующих из разных стран мира приезжают в храм специально к этому событию, чтобы почтить Божественное чудо и испросить благословения у самой Божьей Матери.

И это вовсе не голословное утверждение, ведь прикасаясь к чуду иконы «Троеручица», можно, действительно, получить благословение Свыше. Почему это чудо может произойти с каждым молящимся? Необычайное происшествие, случившееся в монастыре, этому свидетельствует.

Когда один из игуменов Хиландарского монастыря покинул юдоль земную, вопрос о том, кто будет теперь возглавлять обитель, оказался непростым. Среди братии не было единогласия, они никак не могли решить, кого же избрать главой. Однако, сама Мать Божия разрешила э тот спор.

Однажды, собравшись на утреннее богослужение, монахи обнаружили на игуменском месте чудотворную икону «Троеручица». Они подумали, что кто-то тайно перенёс икону с алтаря на пустующее место, где молился игумен. Однако, это оказалось не так.

Монахи вновь попробовали испытать судьбу – установили икону на алтарь, покинули храм и опечатали на ночь входную дверь. Однако, утром икона «Троеручица» снова оказалась на игуменском месте. Это повторилось не один раз.

Божья Мать, защитница и покровительница – история монастыря

Прослышав о необычайных событиях, в монастырь явился один из афонских отшельников . Он поведал братии, что ему было видение, в котором Мать Божья поведала о недопущении разногласия среди монахов. Поэтому взяла на себя управление обителью. С тех пор икона «Троеручица» стала находиться в храме на почетном месте игумена.

Заведует же монастырем иеромонах-наместник, который во время богослужения должен находиться рядом с иконой «Троеручица».

По сей день монахи считают, что их монастырём правит сама Мать Божья . Поэтому игумена здесь никогда не выбирают. Братие считают, что испросив благословения у иконы и приложившись к ней, они получают его у самой Богоматери.

Существуют и другие легенды, согласно которым чудотворная икона «Троеручица» не один раз спасала афонских монахов от нападения турков-османов, являясь им в видениях в виде чудесного лика защитницы монастыря.

Икона «Троеручица» и её особое почитание в России

В России икона «Троеручица» стала известной в 17-м веке. Список с чудотворной иконы был подарен Московскому Патриарху Никону в 1661 году. С тех пор верующие в России полюбили этот божий светлый образ. Божья Мать столетиями защищает и охраняет многие и многие людские души.

Сегодня одна из самых почитаемых икон «Троеручицы» хранится в Успенском храме, в Москве. Известны также копии иконы, с образом Мать Божья «Троеручица», которые находятся сегодня в разных храмах по всей стране:

  • В Архангельске это Шенкурский Троицкий женский монастырь.
  • В Твери – храм Симеоновский, Борисоглебский и Трёхсвятительский.
  • В Тамбове есть копия иконы в Жаменском Сухотинском женском монастыре и других местах.

О чем можно молиться иконе «Троеручица»

Существует множество копий чудотворной иконы «Троеручица» по всему миру. Тем не менее, Мать Божья, святой ее образ помогает людям вне зависимости от того, перед какой именно иконой в данный момент молиться человек – подлинником или списком с него.

Свидетельством тому является чудо, случившееся в Киеве летом 1889 года. В то время в городе случилась повальная эпидемия сыпного тифа. Основатель Свято-Троицкого монастыря, Преподобный Иона, вместе с монахами, отслужил молебен перед списком с чудотворной иконы «Троеручица». Мать Божья спасла город и сотни жизней его жителей. Ведь после этой чудесной молитвы болезнь отступила, люди перестали умирать .

Эта история имела своё современное продолжение. В девяностые годы прошлого, 20-го века, мощи Преподобного Ионы и икона «Троеручица» помогли одной из прихожанок монастыря, которая стала молиться об исцелении – она обожгла руку кислотой. Выздоровление произошло чудесным образом, благословила Божья Мать.

В каких случаях помогает молитва перед иконой «Троеручица»

Как читается акафист перед иконой «Троеручица»

Акафист – это особая молитва, которая представляет собой хвалебную песнь, посвященную самой Богородице. Читают акафист тогда, когда ищут защиты или помощи от тяжелых жизненных обстоятельств. Вот правила чтения перед иконой Мать Божья «Троеручица».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.