Икона Троеручица: в чем помогает, значение. Чудотворная икона божией матери "троеручица"

Истинные христиане в период становления веры претерпевали суровые мучения, гонения, пытки. Одним из таких испытаний стало иконоборчество – движение, уничтожившее ценные алтари, образа, скульптуры святых, фрески, мозаики.

Именно тогда церковь понесла не только материальные, но и духовные убытки. На защиту христианских ценностей встал Иоанн Дамаскин. Именно с этим святым связана история появления образа Троеручица.

Икона Божией Матери Троеручица прославилась во времена Иоанна Дамаскина. Седьмой век нашей эры ознаменован страшными событиями гонений христиан, это период иконоборчества.

Воины, служившие еретику Льву Исавру, вламывались к православным верующим с целью поиска иконописных изображений, а их владельцев предавали смерти и мукам.

Дело обстояло иначе в Дамаске, это был мусульманский город, где правил богослов, верующий христианин Иоанн Дамаскин. Изучая Священное Писание, он доказывал правильность почитания икон – поклонение образу, а не физической причине.

Будучи первым министром у Халифа, все же он очень много сделал для православной веры. Его труды тайно переписывались, передавались, изучались. Однако это не нравилось императору, и он решил извести славного защитника православной веры.

Приказав своим слугам изучить почерк Дамаскина, он составил поддельное письмо, смысл которого заключался в предложении помощи овладением города Дамаска и предательстве местного Халифа Иоанном. Это письмо он отправил Халифу, лживо заявив, что дорожит миром с ним, а предателя советует казнить.

Несмотря на многолетнюю дружбу с Дамаскином, Халиф взбесился и, посчитав это подложное письмо настоящим, приказал отсечь своему министру кисть.

Именно эта кисть была повешена на базарной площади на всеобщее обозрение, а икона Троеручица в самом низу тоже украшена этой отсеченной кистью. Но что же случилось дальше, как разворачивались события, какова история возникновения иконы Троеручица?

Жестоко страдая от боли, Иоанн попросил у Халифа вернуть свою отрубленную кисть. Вспомнив все заслуги своего подданного, он ответил согласием. Затворившись в своем жилище, Иоанн перед образом Богоматери стал усердно молиться.

Приложив к ране свою кисть, он стал еще усерднее молиться, но заснул. В видении к нему пришла Богоматерь и заявила, что он здоров, а исцеленной рукой заповедовала ему прилежно трудиться.

Проснувшись, он убедился, что исцелен; после этого он изложил дивное песнопение своей Исцелительнице: «О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь…»

Весть о чудном исцелении распространилась по всей окрестности. Вскоре Халиф попросил прощения у Иоанна, пригласил продолжить свое служение. Однако он с этого момента решил посвятить свою жизнь лишь служению одному Богу.

Примкнув к обители Святого Саввы, он принял иноческий постриг. Чудотворный образ был с ним – в память об этом событии Иоанн отлил из серебра изображение кисти и прикрепил ее к нему. Вот почему икона так называется и что означает кисть, которая находится у ее основания.

История чудотворного образа очень интересна. Долгое время, вплоть до восьмого века, он находился на этом месте, затем его подарили Сербскому архиепископу Савве. Однако во время нападения на Сербию агарян верующие, попытавшись сохранить икону, привязали ее к ослику, затем пустили идти без провожатого.

Чудным образом животное дошло до горы Афон. Местные иноки встретили святыню и приняли как великий дар. Вот она, знаменательная икона Божией Матери Троеручица, увидеть ее можно на фото.

Интересно! На месте остановки ослика каждый год организуется крестный ход.

О чем молятся Троеручице?

Конечно же, каждого православного христианина интересует вопрос: икона Троеручица от чего помогает, и о чем молятся ей.

Конечно же, для исцеления болезней, увечий рук, ног, глаз обязательно нужно обращаться за помощью к Троеручице – на фото можно увидеть, как она выглядит.

Акафист иконе Троеручица, читаемый в тяжелый жизненный период, поможет изгнать горестные мысли, тоску, неуверенность, апатию .

О чем молятся женщины Божией Матери Троеручица – это о помощи по хозяйству, она придает сил и терпения. Особенно почитают ее люди, занимающиеся каким-либо ремеслом.

В чем еще помогает Троеручица и каково ее значение, может узнать каждый семьянин, который сталкивается с невзгодами и тяготами бытия. Она защитит семьи от людей с недобрыми намерениями и помыслами. С Божьей помощью произойдут непременные перемены, которые преобразят жизнь каждого православного христианина.

Если задуматься над тем, что означает икона Троеручица, можно понять, что в ней скрыт весь смысл нашей земной жизни. Иисус, находящийся на руках Богородицы, как будто благословляет всех, преклоняющихся перед иконой.

Владычица указывает на путь к спасению каждого. Значение в Христианстве этой иконы велико. Цель ее – донести до каждого, что исцеление мы можем получить, только если будем истинно верить и служить Богу.

Праздник иконы Божией Матери «Троеручица» во Введенском храме города Болхова

В общем, читают акафист иконе Троеручица и просят помощи у лика Богородицы при следующих обстоятельствах:

  • при семейных неурядицах;
  • для защиты от врагов;
  • при болезнях, для исцеления близких людей;
  • для улучшения благосостояния.

Празднование памяти этого чудотворного образа совершается два раза: 11 июля (28 июня по старому стилю) и 25 июля (12 июля). У нас святой лик почитается издавна, в этот день принято прийти в храм и поклониться святыне . Но в каком же храме находится икона Божией Матери Троеручица, куда пойти?

Где находятся самые почитаемые иконы?

Мы разобрались, в чем помогает святыня и почему называется Троеручицей, но где находится она у нас, где ей можно поклониться? В России она была известна с 1661 года, когда Московский Патриарх Никон удостоился этого великого дара. На территории страны сохранились множественные копии.

Паломникам можно посетить следующие обители:

  1. Московский Свято-Даниловой монастырь. Этот список один из самых почитаемых, написан он был в семнадцатом столетии. Во время его реставрации случилось очередное чудо. Мастер, страдавший слабым зрением, излечился.
  2. Храм-на-Крови, город Екатеринбург. Второй по значимости список находится именно тут.
  3. Успенский храм на Таганке, город Москва.

Есть и другие копии образа Богородицы, встречающиеся в других церквях: Покровский храм, Голики, Белобережская, Нилова пустыни, а также Алексеевский монастырь, Воронеж, Семеновский, Трехсвятительский, Борисоглебский храмы.

Помимо этого можно приобрести в обители Троеручицу, предварительно узнав, куда вешать, в чем она помогает.

Сомнения, где вешать икону, появляются обычно у молодых православных христиан. Как правило, домашний иконостас располагают в восточном углу дома или квартиры. Объясняется это тем, что восточная сторона считается у христиан символом прозрения, веры.

Если возникают какие-либо другие вопросы, служители храма обязательно ответят на них.

Список, находящийся в Гончаровском храме Успения, был снят с копии Ново-иерусалимского монастыря, подаренной в 1661 году хилендарскими иноками. Нужно отметить, что с пребыванием этой святыни связывают тот факт, что обитель не закрывалась даже во времена злостных гонений.

Более того, удалось сохранить все колокола и другие ценности храма. Сегодня перед чудотворным образом каждую пятницу читают акафист, а перед другим ликом, присутствующим на западной стороне храма, постоянно возносятся молитвы. Вот она – искренняя, сильная вера!

Важно! При возникновении любых трудностей Троеручица о нас позаботится и испросит у своего сына Божественную благодать.

Полезное видео

Подведем итоги

Церкви известны случаи исцеления верующих, молящихся чудотворной иконе. Святыня помогла спасти многих людей во время эпидемии тифа, она дарует спасение, благодать всем нуждающимся.

Перед образом молятся христиане о скорейшем выздоровлении близких, о собственном здоровье, благополучии. Святой лик укрепляет веру, направляет на праведный путь!

Русский народ издревле нашел в своей душе един-ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов-но увидели, что не в каком-то условном аллегори-ческом смысле, а в высшей онтологической дейст-вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате-рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман-ском Дамаске, православные не были стеснены в почи-тании икон. Причина была в том, что первым минист-ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер-ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна-комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото-рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох-новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва-лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо-бедимого защитника Православия, решил коварно извес-ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра-няется сарацинами небрежно и византийское войско мо-жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес-кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан-ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее - от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что-бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес-ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от-сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за-щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж-но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар-ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу-де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха-лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно-му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав-шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от-литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому . При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго-ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот . Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос-тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно-му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу-мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта-ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» - Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви-дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре-бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов-ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны-не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте-не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы-шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско-го образа либо же с других списков «Троеручицы» на-ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се-лигере и в иных местах.

Образ Богородицы является одним из самых сильных и почитаемых среди православных христиан. Икона Троеручица: молитва иконе, ее значение и в чем она помогает, далее об этом подробнее.

Образ Богородицы является одним из самых сильных и почитаемых среди православных христиан

«Пресвятая и Преблагословенная Дево Богородице Марие! Припадаем и поклоняемся Ти пред святою иконою Твоею, воспоминая преславное чудо Твое исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина от иконы сея явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней во образе третия руки, к изображению Твоему приложенныя.

Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящих Ти ся, и, якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, так и нас не призри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных и к Тебе от души сокрушенныя и смиренныя усердно прибегающих.

Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, потребу нашу в Твоей помощи и заступлении, яко отвсюду врагами окружени есмы и несть помогающаго, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице.

Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую пра-вославную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего, Егоже умоли за нас Матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей.

О Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и рождшагося от Тебе Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

В чем помогает икона

Помощи у иконы Троеручица просят:

  • те, кто имеет различные физические увечья, травмы, недуги;
  • кто страдает от апатии и уныния;
  • люди, которых постигли жизненные беды;
  • кто желает успешного развития своего собственного дела.

У каждого верующего должен быть свой молитвенный угол, куда и следует повесить Икону Троеручица, постоянно обращаясь за помощью к ней и не забывая при этом о ее значении и в чем она помогает.

История возникновения иконы

История иконы начинается в 8 веке н.э. и связана с именем Иоанна Дамаскина, получившего свое имя в честь города, в котором он жил и работал — Дамаска, столицы Сирии.

В это время православная церковь переживала не лучшие времена, подвергаясь притеснениям. Император Лев Третий, который правил Византией в то время, призывал уничтожать все православные иконы и все атрибуты, которые были связаны с православной верой.

История иконы начинается в 8 веке н.э.

Иоанн Дамаскин был ревностным противником возникшей ереси, поддерживаемой императором. Он занимал высокую государственную должность и служил советником местного правителя.

Дамаскин писал различные труды в защиту икон и называл возникшее течение в православии ни как иначе, как ересью. Византийскому императору не нравилось, что Дамаск отделился и выступил против иконоборчества. Тогда он решил исправить ситуацию подлостью и хитростью.

Иоанн Дамаскин был ревностным противником возникшей ереси, поддерживаемой императором

Император составил письмо правителю Дамаска, которое было написано якобы от руки Иоанна Дамаского. В нем писавший предлагал свою помощь в завоевании Дамаска и заверял императора, что перейдет на его сторону.

Это письмо император и направил местному правителю в качестве доказательства предательства со стороны Иоанна. Сам император объяснял это тем, что не хочет портить отношения с халифом и пытается решить все мирным путём.

Император составил письмо правителю Дамаска, которое было написано якобы от руки Иоанна Дамаского

Халиф был взбешён тем, что тот, кто служил ему верой и правдой в течение долгих лет решился на такой поступок. Наказание последовало незамедлительно: правитель приказал отрубить Иоанну руку и вывесить ее на базарной площади, чтобы другим было не повадно.

Иоанн попросил халифа лишь об одном, чтобы тот разрешил ему уединиться в своей кельи и получил на это разрешение.

Он взял свою отрубленную кисть приложил к иконе Божьей Матери и стал горячо молиться обо исцелении

Там он взял свою отрубленную кисть приложил к иконе Божьей Матери и стал горячо молиться обо исцелении. В ходе молитвы он уснул. Ему явилась Богородица и сказала о том, что он будет исцелен, а его выздоровевшая рука должна до конца дней его земной жизни прославлять Бога.

Когда Иоанн проснулся рука была на месте. Следы раны полностью исчезли. Узнав о произошедшем чуде, халиф стал просить прощения у Иоанна и просил его вернуться на службу к нему. Но Домаскин отказался и выбрал путь затворничества.

Иоанн Дамаскин, пораженный произошедшим с ним чудом сочинил хвалебную песнь Богородице. А чтобы память об этом чуде жила в веках приложил к образу Богородицы кисть руки, отлитую из серебра. Так появилась и приобрела свое значение для христиан чудотворная икона Троеручица, а также стало ясно в чемона помогает верующим.

Судьба иконы

Чудотворная икона до 13 века находилась в Иерусалиме. Именно туда отправился Иоанн после того как отказался от предложения работать советником правителя Дамаска. Там икона хранилась до 15 века. Затем родина образа Богородицы подверглась нападению Османской империи.

Чудотворная икона до 13 века находилась в Иерусалиме

Икону надо было спасать и ее судьбу решили доверить воле случая. Икону закрепили на осле, которого отпустили в вольное путешествие. Естественно, никто из людей не мог предположить куда направится животное. Осел пришел на гору Афон, тогдашнюю обитель христианства, и остановился возле монастыря.

Монахи приняли этот подарок не иначе как дар Божий. Икона Троеручица приобрела огромное значение для верующих и ее водрузили на алтарь местного храма, где она находится до настоящего времени и к которой едут помолиться паломники со всего мира, помня о том в чем она помогает.

Икона «Троеручица» имеет важное значение в православной вере, поскольку она является чудотворной. Празднование этого образа происходит 11 и 25 июля. Относят икону к типу «Одигитрии», а изображена на ней Богородица с Богомладенцем, который расположен на ее правой руке. Отличительная деталь – под правой рукой Божьей Матери внизу находится изображение человеческой кисти. На некоторых списках Богоматери приписывают третью руку ей. Основное значение иконы Божьей Матери «Троеручица» основывается именно на отсеченной руке, которая свидетельствует о том, что люди, которые служат Богу, могут получить спасение.

В чем помогает икона «Троеручица» и ее значение

Для начала поговорим об истории возникновения этого образа и связана она с преподобным Иоанном Дамаскиным. В какой-то момент его стали обвинять в измене государству. Император приказал отрубить правую кисть и повесить его на площади, чтобы испугать других людей. Иоанна помиловали, и он долгое время слезно просил возле иконы Богоматери, чтобы Высшие силы помогли восстановить руку. Однажды ночью Дева Мария явилась преподобному Иоанну и сказала, что его молитвы услышаны, и рука его исцелена. С тех пор он должен был использовать руку, чтобы прославлять Бога. Именно это событие и стало предпосылкой явления миру иконы «Троеручица».

Одно из наиболее важных значений Пресвятой Богородицы «Троеручица» связано с ее защитными способностями. Ее размещают дома, чтобы уберечь семью от различных проблем и негатива. Этот образ Божьей Матери помогает людям получить надежду и поддержку в сложной ситуации. «Троеручица» считается покровителем людей, которые занимаются ремеслом. Особое значение икона Богородицы «Троеручица» имеет для людей, которые чем-то больны. Помогает образ исцелиться, а также молитвы перед ним способствуют выздоровлению близких людей. В истории известны случаи, когда мольбы перед иконой помогали спасти огромное количество людей от тифа и других серьезных болезней. Стоит заметить, что образ исцеляет не только от физических недугов, но и от душевных. Богоматерь помогает женщинам, которые молятся о хорошем муже или же желают сохранить и укрепить уже имеющийся брак.

Важно сказать о том, что на помощь «Троеручицы» может рассчитывать только тот человек, который отдает свою и верит. Чудотворным считается не только оригинал этого образа, но и многочисленные списки, расположенные в разных храмах.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.