Икона благовещения пресвятой богородицы. Икона божьей матери «благовещение пресвятой богородицы

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»


Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

1.
Благовещение (Устюжское)
Век:XII

Иконографическая справка: Возможно, икона попала в Георгиевский собор Новгородского Юрьева монастыря из основанной в 1103 г. церкви Благовещения, находившейся напротив монастыря, на другом берегу реки Волхов, либо воспроизводит главную икону этой церкви. От расположенной вверху в сегменте фигуры Ветхого Деньми к изображению Богоматери шел ныне утраченный луч света со Святым Духом в виде голубя. Эта икона - одно из первых произведений в живописи всего византийского круга, где догмат о воплощении Христа, стоявший в центре многочисленных богословских дискуссий, отражен с такой выразительной наглядностью.


Фрагмент

7.
Благовещение (двустороняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Палаты

8.
Век:XVI
Место хранения: Частное собрание " Акафист "

Иконографическая справка: Иконография широко известна в псковских памятниках XVI века: ангел шагает как бы из портика, ноги его заслонены городской стеной. Капители колонн изображены в виде масок. Фигуры помещены на широкой полосе позема. Спереди пространство отгорожено невысокой стеной. Архангел входит через темный проем левой палатки, занавешенный красной тканью. Колонна на переднем плане подчеркивает глубину пространства.

Стилистическая справка: Тщательно разработанная цветовая гамма, использование в холодной зоне спектра наряду с зеленым ахроматических тонов (серые по контрасту с красными воспринимаются как зеленоватые), смуглое личное письмо делают публикуемый памятник классическим произведением псковской иконописи середины XVI века.

9.
Век:XVI
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На лицевой стороне иконы помещено изображение праздника, на оборотной - наиболее почитаемых святых церковного года.

Стилистическая справка: Плотное коричневое письмо ликов, жесткий, черный контур, усиление роли линейного рисунка, приобретающего калиграфический характер, широкое использование орнаментов, колорит, в котором господствуют темные охры и глухие зеленые и коричневе тона, характерные черты письма второй половины XVI века.

10.
Век:XVI
Место создания: Россия

Иконографическая справка: Рассматриваемая икона воспризводит стандартную для XVI века иконографическую схему, но имеет и некоторые оригинальные особенности. Арочная скамья, обыкновенно помещавшаяся поверх широкой полосы позема, здесь опущена до самого края ковчега. Архангел Гавриил фактически идет по воздуху, так как ступни его ног висят на фоне арочек. Трон Богоматери и его подножие поставлены поверх скамьи и висят в воздухе на фоне зданий. Если позы и жесты фигур на общепринятые, то архитектура имеет свои неповторимые особенности. Позади Богоматери и архангела помещены высокие палатки, соединенные велумом. Яркой особенностью иконы является большая пространственная пауза между фигурами. В ней помещена украшенная орнаментом стена, имеющая дугообразный, выгнутый верх. Дуга стены как бы соединяет широко разнесенные в стороны фигуры.

11.
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На представленной иконе слева изображен Архангел Гавриил, простирающий правую руку к Марии. Справа сидит Богоматерь с веретеном в руке. От веретена тянется пурпурная нить - символ зарождающейся плоти Христа. На Марию в лучах нисходит Святой Дух. Архитектура заполняет все свободное пространство фона. Трон Богоматери помещен над нижним краем ковчега на фоне арочек скамейки.

Стилистическая справка: В сравнении с изображениями Благовещения в праздничных чинах из церквей Николы со Усохи и Николы в Любятово, в иконографии данной иконы присутствует ряд новых деталей. Так, сидящая на престоле Богоматерь изображена на фоне купольного здания сложной формы с портиком, полукруглое завершение которого напоминает киворий (надпрестольную сень). Еще одна особенность данной иконы - полоса ткани, перекинутая через велум, соединяющий здания, не имеет аналогий в древнерусском искусстве.

12.
Благовещение (с клеймами Акафиста)
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

13.
Благовещение (с клеймами жития Богоматери)
Век:XVI

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Принесение даров в храм Иоакимом и Анной 2. Отвержение даров 3. Благовестие Иоакиму в пустыне 4. Благовестие Анне в саду 5. Зачатие Богородицы 6. Рождество Богородицы 7. Благословение иереев 8. Ласкание Богородицы 9. Первые шаги Богородицы 10. Введение во храм 11. Моление о жезлах 12. Обручение Марии с Иосифом 13. Благовещение 14. Рождество Христово 15. "Смертное" благовещение 16. Богородица на горе Елеонской 17. Прощание с женами Иерусалимскими 18. Успение Богородицы

Стилистическая справка: Сцены в клеймах и в среднике написаны на золоте. В колорите примечательно почти полное отсутствие синих (лазоревых) красок, вместо которых иконописец вводит зеленые тона разных оттенков. Активно используются светлые розоватые и охристые тона, что придает живописи иконы мягкое элегическое звучание, свойственное произведениям московской школы живописи XVI в.


Фрагмент. Средник иконы

14.
Век:XVI-XVII
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Коломенское", Москва

Иконографическая справка: Основой иконографии для данной иконы стал евангельский текст о явлении Богородице архангела Гавриила с благою вестью о том, что Она родит Божественного Младенца (Лука, I, 26-38). Архангел Гавриил поднял правую руку в жесте обращения, в левой держит страннический посох - атрибут небесного посланничества. Богородица стоит перед богато орнаментированным троном с пряжей в руках. Вверху - восседающий на небесном престоле Господь Саваоф. Поверх мафория Богоматери, на груди Ее написана фигура обнаженного Младенца Христа, символизирующего уже Воплощенное Божество. Редкой иконографической особенностью соловецкой иконы является изображение на фоне стены, между фигурами архангела и Богородицы, горы с крутыми уступами и черным проемом пещеры. Эта деталь служит прообразом Рождества Христова, на что указывает и надпись, выполненная в проеме пещеры: "Гора и вертеп / в нейже родися Xристос". Введение в сюжет "Благовещения" новых деталей связано с обращением художника к текстам "Акафиста Пресвятой Богородице", в стихах которого Мария воспевается как "Гора Нерукосечная", "Глубина Неизмеримая", "Чрево Божия воплощения", "Вместилище Бога Невместимого". Образ Благовещения из Соловецкого монастыря отличают также заполненность иконного пространства сложной архитектурой, декоративность и обильное применение орнаментальных мотивов.


Фрагмент. Богородица

15.
Век:XVII
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей


Фрагмент. Богородица.

16.
Век:XVII

Иконографическая справка: В иконе использован широко распространенный, характерный для праздничных чинов извод, получивший новую редакцию в иконописной мастерской Оружейной палаты за счет введения в композицию заимствованных из европейских гравюр архитектурных форм с элементами ордера и полами "в шахмат".


Фрагмент. Богоматерь (Благовещение)

17.
Век:XVII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Иконографическая справка: Иконографический тип иконы близок "устюжскому" изводу, с которым ее сближает поза Богоматери, стоящей и держащей обеими руками пряжу так, что правая ладонь прижата к груди. Во всем остальном композиционная схема иконы иная: ангел не стоит, а устремляется навстречу Деве Марии, делая шаг левой ногой; изображение Младенца, входящего в лоно Богородицы, отсутствует. Непосредственным иконографическим образцом для публикуемой иконы мог стать образ "Благовещения" конца XVI века, находившийся в местном ряду Троицкого собора Ипатьевского монастыря, вложенный Годуновыми. Единственное отличие - жест принятия благодати правой руки Богородицы. Поскольку годуновская икона в настоящее время находится под записью 1701 года (мастер Амвросий Романов), невозможно судить о том, насколько этот жест первоначален и не был ли он изменен понови-телем. Во всех остальных деталях, в частности в форме архитектурных построек за архангелом Гавриилом и Богородицей, иконы совпадают.

Стилистическая справка: Обращает на себя внимание обильное использование иконописцем малинового бакана в изображении гиматия архангела, что отражает изменение колористического строя, произошедшее в середине XVII века в иконописной практике столичных мастеров за счет внедрения в технологию новых материалов.

18.
Век:XVII
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

19.
Век:XVIII
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: Живопись праздников из церкви Иоанна Предтечи знаменует собой следующий шаг в развитии новой художественной культуры на Вологодском Севере. Иконописцы уже более последовательно пользуются приемами прямой перспективы и передают объемность фигур и предметов, глубину пространства. Прежние "нутровые палаты" постепенно превращаются в изображение интерьера, в оконных и дверных проемах которого просматривается дальний план с элементами окрестного пейзажа и архитектуры. Фигуры персонажей изображаются в сложных поворотах и ракурсах.

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

————————

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.

Много монастырей было посвящено Благовещению Богородицы. Пожалуй, самые древние находятся в Нижнем Новгороде (1221 год), Киржаче Владимирской области (основан в 1358 году преподобным Сергием Радонежским), Муроме.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).

Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегороской области также отмечают сегодня престольный праздник.

Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

В четвероевангелии событие Благовещения – одного из центральных богородичных праздников церковного года – описано только апостолом-евангелистом Лукой (Лк. 1. 26-38).

Из Евангелия от Луки мы узнаем, как к Невесте Неневестной явился архангел Гавриил с радостным сообщением о том, что ей надлежит стать Матерью Спасителя мира, которое Она приняла в изумлении, но безусловном повиновении.

Предание церкви говорит, что в этот момент Пречистая читала Ветхий Завет, Книгу пророчеств Исайи, и как раз об этом пророчестве (Ис. 19:1). Надо сказать, что весь Ветхий Завет изобилует пророчествами о Богоматери, начиная с Книги Бытия (Быт. 3:15), а также они встречаются в некоторых местах Псалтири царя-песнопевца Давида, от которого пошел род Девы Марии и Йосифа Обручника, и у других пророков, так что иногда на иконах «Благовещение» изображена раскрытая книга Ветхого Завета. Матерь Божья изображается здесь с пряжей в руке – символом Царства Сына Её и Её самой, также это сообщает нам, что Она ткет Сыну Своему багряную мантию, которая облечет Его плоть, пока Она будет носить Его под Своим сердцем.

Архангел будто парит в воздухе, благословляя Пресвятую Деву, Чья голова склонена в изумлении и безусловном повиновении – «се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему…» В этом повиновении есть невероятное величие и невероятная скромность – величайший пример смирения и послушания Божьей воле, которое часто сравнивают, противопоставляя, с непослушанием Евы. Она – «новая Ева», которая своим послушанием искупает первородный Евин грех, как Сын Её, Спаситель, от Неё рожденный, потом искупает все грехи человечества. Она – залог спасения человечества, о чем поется в праздничном богослужении, в тропаре к празднику.

Описание сюжета из апокрифичкеских источников

Сущность события передана Лукой достаточно ясно и полно, но о внешней его стороне сказано мало: такова особенность многих евангельских (канонических) рассказов. Апокрифы же дополняют эти рассказы подробными описаниями внешних обстоятельств событий.

На основании рассказа апокрифического Протоевангелия от Иакова (10:1–10) появляется тип икон «Благовещение с рукоделием»: «Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: Сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги. Снискали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели Ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их. Она вернулась в свой дом. В это время Захария был нем, заменял его Самуил, пока не стал Захария снова говорить. А Мария, взяв багрянец, стала прясть».

Другой тип изображений Девы Марии в этом сюжете - Благовещение у источника. Литературной основой здесь также является Протоевангелие от Иакова (11:1–9): «И, взявши кувшин, пошла за водой, и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная!...», колодец также упоминается в Евангелие псевдо-Матфея (9:1–3).

Сюжет иконы «Благовещение» сохраняется из века в век, но несет в себе не только канон, но также дух и своеобразие времени, в котором она возникла. «Иконы не копируются, не воспроизводятся механически, но рождаются одна от другой», говорил Инок Григорий Круг.

Так с течением времени на иконе Благовещения Пресвятой Богородицы менялось положение фигур Архангела Гавриила и Богоматери: Богородица изображалась или резко обернувшаяся с островерхим киворием над ней и широко шагающим Архангелом, или покорно склоненная с округлым навесом над ней и спокойной фигурой Архангела. Добавлялись и исчезали отдельные детали: Богородица у колодца (такие иконы еще называют «Предблаговещением»); Царица Небесная с рукоделием в руках, прядет пурпурную завесу для Иерусалимского храма; Богоматерь в доме (в храмине) - сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте.

Позднее появляется тип икон – Благовещение с книгой. Объяснением появления на иконах книги может служить шестая глава Евангелия псевдо-Матфея (6:7–9), где говорится о прилежности Марии в служении Богу. Отсюда можно сделать предположение, что в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: «Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил» (Ис. 7:14; это пророчество приводится и у Матфея - 1:23).

Почитание иконы Благовещение

Икона Божией Матери «Благовещение» как и сам праздник занимают важное место в жизни верующих. Сюжет Благовещения размещается на Царских вратах в церкви, символизируя вход в Царство Божье через Благую весть.

Икона Божией Матери «Благовещение» входит также в состав праздничного иконостаса русского православного храма. Здесь представлена земная жизнь Христа и Богоматери. Как правило, ядро ряда составляют иконы двунадесятых праздников, обычно и располагаются иконы в этом ряду в порядке их следования в церковном году.

Главная тема иконостаса – Деисусный чин, в центре располагается икона «Спас в силах», это «сердце» грандиозного символического сооружения, и здесь также повторяется сюжет «Благовещения»: напротив Богородицы находится архангел Гавриил. Особое значение события Благовещения отразилось и в системе росписи церквей, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери - на правой.

Какое чудо произошло

С иконой «Благовещение» связано событие, чудо которого невозможно сопоставить ни с одним другим чудом, – явление Боговоплощения. Этот великолепный, несказанный по значению замысел о нашем Спасении и открытии нам Царствия Божия возник ещё на заре Бытия и тонкой светлой тканью скользит по всей ветхозаветной истории человечества. А за ним и из него проистекают все прочие чудеса, творимые Господом нашим Иисусом Христом по воле Отца Его. И самое великое чудо, которое венчает всю историю новозаветной церкви, – Светлая Христова Пасха, которую мы ждем с нетерпением каждый год и так же ежегодно радуемся чуду Его Воскресения, как радовались Его Мать, жены-мироносицы и апостолы – его святые ученики.

Чудесные явления икон «Благовещение» на Руси

Широко известна история явления иконы Божией Матери «Благовещение» на стене одной из кремлевских башен в Москве. По преданию, при Иване Грозном, в башню, использовавшуюся в те времена как тюрьму, по ложному навету, был посажен некий воевода, который не мог доказать царю свою невиновность и, после его горячих молитв, на стене башни явилась самописанная икона Благовещения.

Чудесно явленная икона привлекала к себе молящихся, и вскоре у башни построили деревянную часовню, которая простояла более полтораста лет. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна приказала построить на этом месте каменную церковь во имя Благовещения так, чтобы явленная икона находилась внутри церкви, а башня служила бы колокольней. Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона.


иконописец Юрий Кузнецов
Явленная на стене икона Божией Матери «Благовещение» (считается, что она XVII века) сохранялась долгое время. В течение столетий приходили к ней в Кремль молящиеся с просьбой о помощи. К сожалению, церковь не сохранилась до наших дней, она была разобрана в 1932 году. Придел в башне был уничтожен, и дальнейшая судьба самописной иконы неизвестна. С тех самых пор сохранилось лишь название кремлевской башни - Благовещенская.

Одна из самых ранних икон Божией Матери с сюжетом «Благовещение» находится в Государственной Третьяковской Галерее, это икона XIII века. У этой иконы Божией Матери «Благовещение» (Устюжское) есть своя история и свой день празднования. Она прославилась в 1290 году, когда юродивый Прокопий объявил жителям Великого Устюга, что Бог хочет покарать их за грехи. В определенный день, 8 июня, небо закрыли страшные тучи, черное облако надвигалось на город. Народ собрался в церкви, где вместе с юродивым молился перед иконой Благовещения. Вдруг из глаз Богородицы потекло миро. Народ воспринял этот знак как знамение слезного моления Богоматери перед Ее Сыном за род человеческий. Тучи пронеслись мимо, на пустом месте выпал, как говорится в предании, каменный дождь.

С тех пор икона считается чудотворной. В XVI веке, при Иване Грозном, она была перенесена в Москву, в Успенский собор. В Устюге же осталась копия с этой иконы. Во времена Ивана Грозного с этой чудотворной иконы было сделано множество списков.

Еще одна чудотворная икона Божией Матери «Благовещение» (Тиносская) находится в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на острове Тинос в Греции и тоже имеет свой отдельный день празднования. По местному церковному преданию, эта икона была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Она является символом независимой Греции, так как была обретена в начале XIX века во время национально-освободительной борьбы греческого народа против турецкого ига. Появление этой чудотворной иконы было воспринято в Греции как знак Божий, подтверждающий правоту национальной борьбы, так как начало освободительного движения совпало с праздником Благовещения и днем празднования этой иконы.

Икона была обретена 30 января 1823 года после чудесного видения святой монахини Пелагеи. Двумя годами раньше было также видение некоему старцу Михаилу Полизоису, но в 1821 году поиски иконы ни к чему не привели. Да и после видения монахине поиски иконы продолжались на протяжении шести месяцев, люди отчаивались и прекращали поиски, и тогда, как и возвещала Богородица, на острове начинались болезни. И вот, наконец, в январе во время строительных работ в земле была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородице. Один из рабочих копая, вытащил кусочек дерева и, очистив его, рассмотрел образ Ангела. Обрадовавшись, начали искать вторую половину иконы с образом Божьей Матери, которая была вскоре найдена.

Икона была обгоревшей и расколотой, но образы Богородицы и Ангела остались невредимы. Удивительно, что несмотря на большую влажность и нахождение в течение нескольких столетий в земле, икона сохранилась. Техника написания иконы свидетельствует о ее происхождении в начальные годы христианства. Ну а чудотворная сила, исходящая от иконы, свидетельствует об ее благословении Самой Божьей Матерью и, следовательно, авторство иконы приписывается апостолу Луке. Со времени открытия Тиносской иконы Богородицы записано более 70-ти чудесных событий.

Значение иконы

Событие, отраженное на иконе, невероятно многозначно. Оно предрекалось всем Ветхим Заветом, давая человеку смутную надежду, что будет нечто, что даст искупление его грехам, но тайна эта была сокрыта на многие века, пока из недр колена Давидова не выкристаллизовалось великое чудо – единственная Дева, которая могла понести Того, Кто стал Солнцем Правды, Богом словом и Спасителем всего человеческого рода, – «новая» Ева, со смирением принявшая то, что судил Ей исполнить Всевышний. Её смирение спасло всех. Приснодева явилась истоком нашей возможности узнать Господа через Слово Его, почувствовать на себе все несказанное Его Милосердие, указание верного пути в Царство Божие. Бог открылся нам во всей Его полноте. Он голодал, уставал, недосыпал вместе с Его учениками, а Матерь Его, зная предназначенное Ему, скорбела о Нём, но ни разу не сказала ни слова, которое остановило бы Его, не только потому, что остановить исполнение им воли Отца было невозможно. В послушании Сына – послушание Матери, которое длилось все время от Благовещения до Успения Её, после которого Она обрела Свое царственное место рядом с престолом Божиим.

Мы почитаем праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, так как в этот день началось искупление грехопадения человечества. В иконе, посвященной этому празднику, сокрыта божественная сила, освобождающая от грехов и исцеляющая от недугов.

Универсальная молитва Деве Марии:

«Праведная Дева, Мать спасителя, помоги мне (имя), очисти мою душу от грехов земных. Ты, Богородица, избранная Богом, освети жизнь мою. Пречистая Мария, молись обо мне (имя), благослови словами на избавление от грехов, от слов лукавого сохрани. Перед Господом Богом попроси за жизнь мою, за здравие. Заступись за меня (имя), очисти сердце от яда дьявольского. Хвала и слава тебе, Пресвятая Богородица, возрадуйся! Аминь».

Оформите свой красный уголок в доме, добавив к уже существующим образам икону Пресвятой Богородицы. Она защитит вашу душу, если вы будете обращаться к ней с помощью молитв каждый день . Будьте счастливы, и не забывайте нажимать на кнопки и

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.