Гравийные карьеры. Влияние карьеров на экологическую обстановку

Открытым способом. В применительно к карьеру по используется термин "разрез".

Открытые горные работы известны с эпохи палеолита. Первые крупные карьеры появились в связи со строительством в Древнем Египте пирамид; позднее в античном мире в карьерах в больших масштабах добывался мрамор . Расширение области применения открытого способа разработки при помощи карьеров сдерживалось вплоть до начала 20 века отсутствием производительных машин для выемки и перемещения больших объёмов вскрышных пород. В начале 80-х годов в мире посредством карьеров добывается 95% строительных горных пород , около 70% руд , 90% и 20% каменных углей. Масштабы добычи в карьерах достигают десятков млн. т в год (табл.).

Транспортные связи в карьерах обеспечиваются постоянными или скользящими съездами , а с поверхностью — траншеями. В процессе эксплуатации происходит перемещение рабочих уступов, вследствие чего увеличивается выработанное пространство . Посредством вскрышных работ покрывающие породы перемещаются в отвалы, иногда размещаемые в выработанном пространстве, добычные работы обеспечивают выемку и перемещение полезных ископаемых на промышленную площадку для первичной переработки или для отгрузки потребителю. Так формируются основные грузопотоки в карьерах, во многом определяющие его облик и технологические особенности.

При глубине карьера до 100 м с крепкими вмещающими породами в себестоимости 1 м 3 вскрыши до 25-30% занимают буровзрывные работы , 12-16%- , 35-40%-транспорт и 10-15% — отвалообразование; с увеличением глубины карьеров доля расходов на транспорт увеличивается до 60-70%. Современные карьеры — высокомеханизированные предприятия, оснащённые производительными машинами и механизмами для дробления , выемки, транспортирования и складирования горных пород. Применительно к крупным карьерам определяющим является мощное горное и транспортное оборудование. Для бурения взрывных скважин применяют тяжёлые буровые станки (шарошечные с удалением буровой мелочи сжатым воздухом) массой до 100-130 т, развивающие усилие на долото 60-70 тс (диаметр скважин до 300-450 мм), лёгкие буровые станки. Основной тип взрывчатых веществ — гранулированные аммиачно-селитренные гранулиты (бестротиловые простейшего состава), граммониты (смесь селитры с тротилом) и водонаполненные (в обводнённых скважинах). Механическое рыхление осуществляется рыхлителями, мощность которых достигла 735 кВт, а масса 130 т. Электрические экскаваторы с канатным приводом и ковшом вместимостью 15-30 м 3 при длине стрелы до 26 м — основное выемочно-погрузочное оборудование на добыче угля и руды. Одновременно широко распространяются гидравлические прямые мехлопаты с ковшами вместимостью 10-38 м 3 . Совершенствуются одноковшовые погрузчики различных моделей с ковшами вместимостью 4-20 м 3 , массой от 25 до 180 т и приводом мощностью от 184 до 1040 кВт; основная часть моделей — с шарнирно-сочленёнными рамами, поворачивающимися на 35-45°. На вскрышных работах внедряются всё более мощные мехлопаты и драглайны (применяется вскрышная мехлопата массой 12 тысяч т с ковшом вместимостью 135 м 3 при мощности привода 22 тысяч кВт и драглайн массой 12 тысяч т с ковшом вместимостью 168 м 3 при длине стрелы 92 м).

Созданы автоматизированные системы перспективного, текущего и оперативного планирования горных работ в карьерах по всем технологическим процессам, включая рекультивацию земель, нарушенных открытыми горными работами. Для определения конечных границ и производительности карьеров применяют ЭВМ. В компьютерную систему закладываются данные условий залегания, информация о мощности вскрышных пород, другие геологических факторы, экономические показатели (плановая производительность карьера, капитальные вложения , стоимостные данные), требования по охране окружающей среды .

В связи с большим масштабом горных работ и глубиной карьеры изменяют циркуляцию масс воздуха (холодный воздух "стекает" в карьер), создают особый микроклимат (см. Проветривание карьеров).

К числу удивительных явлений природы наверняка можно отнести периодически разверзающиеся в разных местах земного шара дыры.

1.Кимберлитовая трубка "Мир" (Mir diamond pipe), Якутия.


Кимберлитовая трубка «Мир» - карьер, расположенный в городе Мирный, Якутия. Карьер имеет глубину 525 м и диаметр 1,2 км, является одним из крупнейших в мире карьеров. Добыча алмазоносной кимберлитовой руды прекращена в июне 2001 года. В настоящее время на борту карьера ведётся строительство подземного рудника с одноимённым названием, для отработки оставшихся подкарьерных запасов, выемка которых открытым способом нерентабельна.


Самый большой в мире карьер по добыче алмазов поражает воображение.

2.Кимберлитовая трубка "Большая дыра" , ЮАР.


Большая дыра - огромный недействующий алмазный рудник в городе Кимберли (ЮАР). Считается, что это наибольший карьер, разработанный людьми без применения техники. В настоящее время является главной достопримечательностью города Кимберли.

Начиная с 1866 по 1914 год около 50 тыс. шахтёров вырыли шахту с помощью кирок и лопат, разработав при этом 2,722 тонн алмазов (14,5 миллионов карат). В процессе разработки карьера было извлечено 22,5 млн тонн грунта.Именно здесь были найдены такие знаменитые алмазы, как "Де Бирс" (428,5 карата), голубовато-белый "Портер-Родс" (150 карат), оранжево-желтый "Тиффани" (128,5 карата). В настоящее время это месторождение алмазов исчерпано.Площадь "Большой дыры" составляет 17 гектаров. Её диаметр составляет 1,6 км. Дыра была вырыта на глубину 240 метров, но затем был засыпана пустой породой до глубины 215 метров, в настоящее время дно дыры заполняет вода, её глубина составляет 40 метров.


На месте шахты раньше (примерно 70 - 130 миллионов лет назад) находилось жерло вулкана.Почти сто лет назад – в 1914 году, разработки в “Большой дыре” были прекращены, но зияющее жерло трубки остается по сей день и теперь служит разве что приманкой для туристов, выполняя роль музея. И… начинает создавать проблемы. В частности, возникла серьезная опасность обрушения не только ее краев, но и проложенных в непосредственной близости от нее дорог.Дорожные службы ЮАР давно уже запретили проезд в этих местах тяжелого грузового транспорта, а теперь настоятельно рекомендуют и всем прочим водителям избегать проезда по Бултфонтейн-Роад в районе Big Hole.Власти собираются полностью перекрыть опасный участок дороги. А крупнейшая алмазная компания мира “Де Бирс”, владевшая этой шахтой с 1888 года, не нашла ничего лучшего, как избавиться от нее, выставив на продажу.

3. Карьер Kennecott Bingham Canyon Mine , штат Юта.


Самый большой действующий карьер в мире - разработка меди началась в 1863 году и идет до сих пор. Около километра в глубину и три с половиной километра в ширину.


Является крупнейшим в мире антропогенным образованием (выкопаным человеком). Представляет собой рудник разработка которого ведётся открытым способом.

Имеет по состоянию на 2008 год размеры: 0,75 милю (1,2 км) глубиной, 2,5 мили (4 км) в ширину и охватывает площадь 1900 акров (7,7 кв.км).

Руда были впервые обнаружены в 1850 г., с 1863 началась разработка карьера которая продолжается по сей день.


В настоящее время в карьере работают 1400 человек, которые ежедневно извлекают 450000 тонн (408 тыс. т) породы. Руда загружается в 64 больших самосвалов, которые способны перевозить по 231 тонн руды, эти грузовики стоят около 3 млн долл. США каждый.

4. Карьер "Дьявик" (Diavik) , Канада. Добывают алмазы.


Канадский карьер “Diavik” – пожалуй, одна из самых молодых (по разработке) алмазных кимберлитовых трубок. Впервые она была исследована только в 1992 году, инфраструктура создана к 2001 году, а добыча алмазов началась с января 2003. Предположительно шахта прослужит от 16 до 22 лет.
Место ее выхода на поверхность земли само по себе уникально. Во-первых это не одна, а сразу три трубки, образовавшиеся на острове Las de Gras, - примерно в 220 км южнее Полярного круга, у берегов Канады. Поскольку дыра огромная, а остров посреди Тихого океана небольшой, всего 20 кмІ


а короткий срок алмазная шахта Diavik стала одной из важнейших составляющих экономики Канады. Из этого месторождения добывается до 8 миллионов каратов (1600 кг) алмазов в год. На одном из соседних с ней островов построен аэродром, способный принимать даже громадные Боинги. В июне 2007 года консорциум семи компаний горнодобывающей промышленности объявил о своем намерении спонсировать экологические исследования и приступить к строительству на северном берегу Канады крупного порта для приема грузовых судов водоизмещением до 25 000 тонн, а также – 211 км подъездной дороги, которая соединит порт с заводами консорциума. А это значит, что дыра в океане будет расти и углубляться.

5. Great Blue Hole , Белиз.


Всемирноизвестная Great Blue Hole (“Великая голубая дыра”) – основная достопримечательность живописного, экологически идеально чистенького Белиза (бывший Британский Гондурас) – государства в Центральной Америке, на полуострове Юкатан. Нет, на сей раз это не кимберлитовая трубка. Из нее “добывают” не алмазы, а туристов – любителей дайвинга со всего мира, благодаря чему она кормит страну не хуже трубки алмазной. Наверное, ее лучше было бы назвать не “Голубой дырой”, а “Голубой мечтой”, поскольку такое может привидеться разве что в грезах или во сне. Это подлинный шедевр, чудо природы – идеально круглое, сумеречно синеющее пятно посреди Карибского моря, окруженное кружевной манишкой атола Lighthouse Reef.




Вид из космоса!

Ширина 400 метров, глубина 145 - 160 метров.



Будто над бездной проплывают…

6. Отверстие водостока в резервуаре плотины Monticello.



Большая рукотворная дыра находится в Северной Калифорнии, США. Но это не просто яма. Отверстие водостока в резервуаре плотины Монтичелло - самый большой гидрослив в мире! Его соорудили примерно 55 лет назад. Этот воронкообразный выход просто незаменим здесь. Он позволяет быстро сбрасывать излишки воды из резервуара, когда ее уровень превышает допустимую норму. Этакий защитный клапан.




Визуально воронка выглядит, как гигантская бетонная труба. Она способна пропускать через себя в секунду аж 1370 куб. м воды! Глубина эдакой дыры - около 21 м. Сверху донизу она имеет форму конуса, диаметр которого на вершине достигает почти 22 м, а книзу сужается до 9 м и выходит с другой стороны плотины, выводя при переполнении водохранилища излишки воды. Расстояние от трубы до пункта выхода, который расположен немного южнее, приблизительно 700 футов (около 200 м).



7. Карстовый провал в Гватемале.


Гигантская воронка глубиной 150, а диаметром 20 метров. Вызван подземными водами и дождями. Во время образования провала погибло несколько человек и уничтожено с десяток домов. По словам местных жителей, примерно с начала февраля в районе будущей трагедии ощущались подвижки почвы, а из-под земли слышался приглушенный гул.




Создание искусственных островов или уничтожение естественных гор: люди постоянно изменяют облик планеты. И шахтеры превосходно справляются с этой задачей изменяя все большие пространства ландшафта. Некоторые котлованы изрытые дробилками в попытках извлечь руду, являются настоящим чудом технологии, а крупнейшие из них видны из космоса.

Часть этих удивительных примеров человеческой способности подчинять себе природу создана в форме открытых карьеров. Этот способ добычи используют когда ресурсы залегают слишком близко к поверхности, а состав почвы не позволяет использовать туннелирование. Стараниями шахтеров карьеры растут до момента исчерпания ресурсов. После того как карьеры истощаются они превращаются в свалки, или искусственные озера, но не смотря на это они продолжают поражать воображение своими масштабами. Мы предлагаем вам увидеть лучшие из самых огромных карьеров в мире.

Алмазная трубка «Мир»

Владелец: Алроса
Ресурсы: алмазы
Расположение: Россия, г. Мирный
Разработка начата в 1957

В настоящее время это вторая по величине техногенная воронка в мире. Этот алмазный рудник находится на территории России, в районе города Мирный. «Мир» настолько огромен что над ним запрещены полеты,поскольку горные выработки создают очень сильный нисходящий поток воздуха. Карьер, разработка которого началась в 1957 году, до своего закрытия в 2011 году добывал до 10 млн карат алмазов в год. «Мир» был печально известен своими ужасными условиями. Зимой температура в карьере опускается настолько, что замораживает машинное масло и резину,и приводит к постепенному осыпаю карьера. К моменту закрытия рудника время подъема автомобиля со дна карьера на поверхность достигло 2 часов.

Алмазная трубка «Дьявик»

Владелец: Rio Tinto (60%), Harry Winston Diamond Corporation (40%)
Ресурсы: алмазы
Расположение: Канада
Разработка начата в 2003

Алмазная трубка «Дьявик» расположена на территории Канады и не менее впечатляет чем «Мир» несмотря на то, что она существенно меньше своего российского аналога. «Дьявик» производит 8 млн карат алмазов в год, а разработку рудника начали в 2003 году. Наиболее примечателен он тем,что расположен на острове Лак Де Грас,что позволяет наблюдать удивительные метаморфозы: летом карьер окружен кристальной гладью воды, а зимой окутан ледяной пустыней. На «Дьявик» ведет зимник - сезонная дорога доступна только два месяца в году, она растягивается по поверхности замершего озера в 375 км севернее Йелоунайф. Все остальное время попасть в «Дьявик» можно только по воздуху.

Каньон Бингем

Владелец: Rio Tinto
Ресурсы: медь
Расположение: Юта, США
Разработка начата в 1904

Видимый из космоса и также известный как Кеннекотт, медный рудник Каньона Бингем самый глубокий разрез в мире. Первооткрывателями рудника были Мормоны - обнаруживающие его в середине 19 века, на тот момент месторождение достигало 1,2 км глубиной, 2,5 мили в ширину и занимало площадь более 7,7 км 2. Удивительно, но не смотря на то, что карьер разрабатывается с 1904 года, добычу на месторождении предполагают вести до 2030 года.

Калгори Супер Пит

Владелец: Kalgoorlie Consolidated Gold Mines
Ресурсы: Золото
Расположение: Калгори, Австралия
Разработка начата в 1989 году.

Золотая жила «Фемистон Опен Пит» является самой большой золотоносной жилой в мире, ее обычно называют «Супер Пит». Разрез продолговатой формы находиться на западе Австралии, длиной достигает 3.5 км, шириной - 1,5км и в глубину опускается более чем на 320 метров. «Супер Пит» производит более 850 тыс. унций золота в год.

Карьер Хал-Раст-Махонинг

Владелец: Hibbing Taconite
Ресурсы: Железная руда
Расположение: Миннесота, США
Разработка начата в 1893

Карьер Махонинг начали разрабатывать как подземную выработку, но железная руда оказались слишком близко к поверхности и разработку пришлось вести открытым способом. Сейчас карьер Махонинг достигает 8 км в длину, 3,2 км в ширину и 180 метров в глубину. В ходе разработки месторождения было принято решение объединить несколько более маленьких выработок в один большой карьер. Для такого «слияния» было необходимо перенести город Хиббинг, расположенный в непосредственной близости от карьеров. Перенос города занял 2 года и 16 млн долларов, за то время было перенесено почти 200 жилых домов и 20 офисных зданий. На пике производства,межу Первой и Второй мировой войной разрез добывал 14 часть всей железной руды производимой в США. Сегодня спустя почти 100 лет, компания Hibbing Taconite по прежнему использует Махонинг для добычи полезных ископаемых.

Токепала

Владелец: Southern Copper Corporation
Ресурсы: Медь
Расположение: Такна, Перу
Разработка начата в 1960

Анды являются домом сразу для нескольких самых огромных в мире шахт. Токепала достигает 700 метров в глубину, а диаметр поперечника достигает более 2,5 км. Взглянув на фотографию сделанную спутником НАСА можно увидеть гигантские горные отвалы, образовавшие искусственные горы вдоль северной части шахты.

Алмазная трубка «Екати»

Владелец: BHP Billiton
Ресурсы: Алмазы
Расположение: Северо-Запад Канада
Разработка начата в 1998

Екати расположена в 300 км от Йелоунайф, и была обнаружена во времена золотой лихорадки. После открытия проекта в 1985 году, земли начиная от Великих озер и до полярного круга перепродавались как геологические лотерейные билеты. Научное открытие доказавшее что кимберлитовые трубки - признак месторождения алмазов сделало Екати еще одним Джек потом в этой лотерее.

Карьер Кимберли

Владелец: Da Beers
Ресурсы: алмазы
Расположение: Кимберли, Южная Африка
Разработка начата в 1871

Название - Гигантская Дыра - вот что дает на самом деле дает разгуляться фантазии. Разрез глубиной 240 метров, является крупнейшей выработкой в мире на которой добыча велась ручным способом. Месторождение изначально принадлежало братьям Да Бир приведшим к борьбе за патентные лицензии с Хал-Раст-Махонинг.

После 16 лет раскопок в крайне жестких условиях маленькие карьеры расположенные в регионе пришли к решению о создании конгломерата, и объединению всех выработок в одной компании Da Beers Consolidated Mines Limited. Простоя в позаброшенном состоянии более 100 лет шахта была превращена в объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Карьер Грасберг

Владелец: Freeport-McMoRan
Ресурсы: медь, золото
Расположение: Папуа, Индонезия
Разработка начата в 1990

Месторождение Грасберг крупнейший золотой прииск в мире и третий по величине медный рудник. Бурное прошлое Грасберг включает десятки экспедиций, нападение повстанцев и строительство на 55 миллионов долларов вышедшее за рамки бюджета.
В 30-х годах голландская научная экспедиция отправилась исследовать один из самых высоких пиков голландской Ост Индии. В отчет экспедиции было сообщалось о обнаружении запасов золота и меди, которые впоследствии стали Карьером Эртсберг. Из-за труднодоступности — месторождение располагается в горном массиве на высоте более 4100 метров над уровнем моря - затраты на строительство были определены в 175 миллионов долларов; проект предполагал строительство — 116 км дорог, взлетно-посадочной полосы, электростанции и порта. В 1977 году группа повстанцев напала на шахту и устроила диверсию заложив взрывчатку на железнодорожную ветку выработки.

Спустя 10 лет после нападения, компания Freeport пришла к выводу, что выработка истощенна, и начала исследовать окрестности месторождения в надежде попутные месторождения меньшего размера. Компания сорвала куш на месторождении Грасберг, расположенном в 3 км от Эртсберг с максимальными запасами меди — 40 млрд. долларов. На аэроснимки ниже вы можете увидеть как выглядит Грасберг сейчас. И хотя Эстберг стали разрабатывать в 30-х годах и инвестировали в него около 175 млн долларов — он слишком мал, для того что бы его было видно.

Чукикамата

Владелец: CODELCO
Ресурсы:: медь, золото
Расположение: Чили
Разработка начата в 1882

Если говорить о объемах, то вы не найдете выработку больше чем Чилийская Чукикамата. Перейдя в гос. собственность после Чилийской национализации 1970 года, выработка достигла 4,3 км длиной, 3 км шириной и почти 900 метров глубиной.

В течении краткого периода Чукикамата удерживала самый большой объем годового производства. До объединения с карьером «Эскондида» в 2002 году, на карьере работала самая большая плавильная печь и самый большой электролитический нефтеперерабатывающий завод в мире. Очевидно что территория в районе шахты использовалась на протяжении многих сотен веков, спустя 17 лет после начала работ в заваленной временной выработке был обнаружен «медный человек» датируемый 500 годом до нашей эры.

Эскондида

Владелец: Minera Escondida
Ресурсы: Медь
Расположение:пустыня Атакама, Чили
Разработка начата в 1990

«Эскондида» производит больше меди чем любой другой карьер в мире. За 2007 «Minera Escondida» произвела более 1,5 млн тонн меди на сумму более 20 млрд. долларов. Строительство карьера началось после того, как исследования показали высокую степень вероятности существования медного пояса в регионе, всего в 300 км от карьера Чукикамато.

Беркли Пит

Владелец: Atlantic Richfield компании
Ресурсы: медь, серебро, золото
Расположение: Монтана, США
Разработка начата в 1955

Разработку рудника прекратили 30 лет назад. С тех пор без водяных насосов позволяющих сохранить карьер открытым, 540 метровая яма наполнилась дождевой водой. Несмотря на то, что сверху вода кажется кристально чистой, на самом деле в ней варится настоящий суп из тяжелых металлов и опасных химических элементов - таких как мышьяк, серная кислота и кадмий На самом деле вода в карьере настолько насыщена минералами что «Montana Resources» добывает 180 тыс. тонн меди в месяц перекачивая воду в окрестные пруды.

Шахту открыли в 1955 году, производство находилось в районе 1 млрд. тонн ресурса и в последствии выросла настолько, что владелец месторождения «Anaconda» купил соседний город что бы продолжить экспансию.

Юба Голдфилдс

Владелец: Western Aggregate
Ресурсы: Агрегированые
Расположение: Калифорния, США.
Разработка начата в 1848

Юба Голдфридс располагается вдоль реки Юба в Калифорнии. Месторождение было оформлено во времена золотой лихорадки в 1848-55 годах. Находясь в русле реки прииск пребывал в зачаточном состоянии, но как только прошел слух о перспективности региона крупные горнодобывающие компании стали активно инвестировать проекты в регионе. Чтобы минимизировать производство компании начали открывать прииски с использованием давления водяных струй в предгорьях Сьерра-Невады. Вскоре в реку было сброшено так много отходов и мусора, что русло реки поднялось на 100 футов и в некоторых районах разрушило и затопило населенные пункты в районе реки.

В настоящее время район исчерпал свой золотой запас и хотя он все еще используется для добычи составляющих бетона, его планируют превратить в заповедник. Юба Голдфридс известны их необычным видом, при взгляде на аэрофотосъемку видно как горы, ручьи, и ямы созданные под влиянием многолетней горной добычи — подобно кишке, растянулись вдоль русла реки.

Алмазная трубка «Удачная»

Владелец: АЛРОСА
Ресурсы: Алмазы
Расположение: Республика Саха, Россия
Разработка начата в 1988

Глубина «Удачной» достигает более 600 метров, хотя она и не так широка как «Мир». Обнаруженная чуть позже чем «Мир», «Удачная» настолько удалена от цивилизации, что в для проекта был построен собственный небольшой город для работников рудника названый в честь месторождения. С 2010 года «Алроса» изменила вид добычи на руднике на подземный, поскольку открытая выработка карьера стала более не рентабельной.

Олимпик Дам

Владелец: BHP Billiton
Ресурсы: медь, золото, серебро, уран
Расположение: Южная Австралия
Разработка начата в 1988.

Несмотря на то, что подземная шахта BHP Billiton запланировала расширение до размеров самого огромного в мире открытого карьера, она уже сейчас растянулась очень далеко от того, что некогда было станцией Роксби Даунс Шипс. Представьте себе, что это месторождение - тонны меди, урана, золота и серебра.

Олимпик дам обладает четвертым по величине запасом меди в мире и является крупнейшим в мире месторождением урана. Даже без расширения площади карьера Олимпик дам потребляет ежедневно 35 млн. литров воды.

May 26th, 2016

Как то наверное пол года назад все всерьез бросились обсуждать проекты добычи полезных ископаемых на астероидах. Планировали как они их будут ковырять, а некоторые даже хотели собирать их в ловушки и транспортировать к Земле. Но не зря говорят о том, что мы еще до сих пор нашу планету то недостаточно знаем, а особенно Мировой Океан.

По мере истощения полезных ископаемых на суше добыча их из океана будет приобретать все большее и большее значение, так как океанское дно представляет собой колоссальную, еще почти не тронутую кладовую. Некоторые полезные ископаемые открыто лежат на поверхности морского дна, иногда почти у самого берега или на сравнительно небольшой глубине.

В ряде развитых стран запасы руды, минерального топлива и некоторых видов строительных материалов настолько истощились, что их приходится импортировать. По всем океанам курсируют огромные рудовозы, перевозящие с одного континента на другой закупленные руду и каменный уголь. В емкостях танкеров и супертанкеров транспортируют нефть. Между тем зачастую совсем рядом имеются свои источники минеральных ресурсов, но они скрыты под слоем океанской воды.

Давайте посмотрим, как это будет добываться в будущем...

Фото 2.

Ближе к внешнему краю шельфа во многих частях Мирового океана обнаружены конкреции, содержащие большое количество фосфора. Их запасы еще окончательно не разведаны и не подсчитаны, но, по некоторым данным, они достаточно велики. Так, у берегов Калифорнии имеется месторождение около 60 миллионов тонн. Хотя содержание фосфора в конкрециях всего 20-30 процентов, добыча его с морского дна экономически вполне выгодна. Обнаружены фосфаты и на вершинах некоторых подводных гор в Тихом океане. Главная цель добычи этого минерала из моря - производство удобрений; но, кроме того, он используется и в химической промышленности. В качестве примесей фосфаты несут в себе также ряд редких металлов, в частности цирконий.

На отдельных участках шельфа морское дно покрыто зеленым «песком» - водной окисью силикатов железа и калия, известной в минералогии под названием глауконита. Этот ценный материал находит применение в химической промышленности, где из него получают поташ и калийные удобрения. В небольших количествах глауконит содержит также рубидий, литий и бор.

Иногда океан преподносит исследователю совершенно удивительные сюрпризы. Так, неподалеку от Шри Ланки на глубине тысячи метров были обнаружены скопления баритовых конкреций, на три четверти состоящих из сульфита бария. Несмотря на большую глубину, разработка месторождения сулит значительные выгоды, так как в этом ценном сырье постоянно испытывают нужду химическая и пищевая промышленность. Сульфит бария добавляют в качестве утяжелителя к глинистым растворам при бурении нефтяных скважин.

В 1873 году во время кругосветной английской экспедиции на «Челленджере» впервые со дна океана были подняты странные темные «камешки». Химический анализ этих конкреций показал высокое содержание в них железа и марганца. В настоящее время известно, что ими покрыты значительные пространства океанского дна на глубине от 500 метров до 5-6 километров, но наибольшие их скопления сосредоточены все же глубже двух-трех километров. Железомарганцевые конкреции имеют округлую, лепешковидную или неправильную форму при средней величине 3-12 сантиметров. Во многих районах океана дно сплошь покрыто ими и напоминает по виду булыжную мостовую. Кроме двух указанных металлов, конкреции содержат никель, кобальт, медь, молибден, то есть представляют собой многокомпонентные руды.

По последним подсчетам, мировой запас железо-марганцевых конкреций составляет 1500 миллиардов тонн, что намного превосходит запасы всех ныне разрабатываемых рудников. Особенно велики залежи железомарганцевой руды в Тихом океане, где дно местами устлано конкрециями сплошным ковром и в несколько слоев. Таким образом, в смысле обеспечения железом и другими металлами человечество имеет весьма благоприятные перспективы; остается лишь наладить добычу.

Впервые начала это осуществлять в 1963 году одна американская фирма, ранее специализировавшаяся в области судостроения. Имея в своем распоряжении хорошую производственную базу, кораблестроители создали устройство, предназначенное для сбора конкреций на относительно малых глубинах, и испытали его у берегов Флориды. Техническая сторона предприятия вполне удовлетворила конструкторов - они добились получения конкреций в промышленном масштабе с глубины 500-800 метров, но экономически дело оказалось невыгодным. И вовсе не потому, что добыча руды обходилась слишком дорого. Беда заключалась в другом - оказалось, что мелководные атлантические конкреции содержат гораздо меньше железа, чем в аналогичных месторождениях на глубинах Тихого океана.

Остроумный способ, позволяющий поднимать с океанского дна конкреции без больших затрат, предложили японцы. В их конструкции нет ни коллекторов, ни труб, ни мощных насосов. Конкреции подбираются со дна моря проволочными корзинами, похожими на те, что используют в универсамах, но, конечно, более прочными. Серии таких корзин укреплены на длинном тросе, имеющем вид гигантской петли, верхняя часть которой находится на судне, а нижняя касается дна. С помощью барабана судовой лебедки трос непрерывно движется вверх в носовой части судна и сбегает в море за его кормой. Прикрепленные к нему корзины подцепляют со дна конкреции, выносят их на поверхность и вываливают в трюм, после чего опускаются за новой порцией руды. Система дала хорошие результаты на глубине до 1400 метров, но она вполне пригодна и для работы на глубине 6 километров.

В умах изобретателей родилась и еще одна на первый взгляд совершенно фантастическая конструкция, которая уже существует на чертежах, но пока еще не воплощена в жизнь. Обычно конкреции лежат на более или менее ровном и достаточно твердом грунте, позволяющем пустить по нему скрепер на гусеничном ходу. Наполнив балластные емкости забортной водой, скрепер погружается на дно и ползает по нему на гусеницах, сгребая конкреции широким ножом в объемистый бункер. Энергия для работы подается по кабелю с судна, оттуда же осуществляется управление, причем оператор руководствуется системой подводного телевидения. По заполнении бункеров из балластных цистерн удаляют воду, и скрепер поднимается к поверхности. При современных технических возможностях построить такую машину вполне реально. Здесь еще раз уместно подчеркнуть, что проектирование подводных промышленных предприятий будущего весьма далеко от создания пресловутых подводных городов.

К числу наиболее богатых морских месторождений, которые успешно разрабатывают в наши дни, относятся титаномагнетитовые пески у берегов Японии и оловоносные (касситеритовые) пески вблизи Малайзии и Индонезии. Подводные россыпи оловянной руды представляют собой шельфовое продолжение крупнейшего в мире наземного оловоносного пояса, протянувшегося от Индонезии до Таиланда. Большая часть разведанных запасов этого олова сосредоточена в береговых долинах и на их подводном продолжении. Более тяжелые продуктивные пески, содержащие от 200 до 600 граммов олова на кубометр породы, концентрируются в понижениях местности. Как показали результаты бурения в море, их толщина местами достигает 20 метров.

Далеко за Полярным кругом, на 72-м градусе северной широты, на Ванькиной губе моря Лаптевых, недавно введено в действие первое в нашей стране плавучее предприятие по добыче олова. Оловоносный грунт с глубины до 100 метров извлекается земснарядом, способным вести добычу не только на чистой воде, но и подо льдом. Первичная переработка породы производится плавающей обогатительной фабрикой, размещенной на одном из судов флотилии. Заполярный комбинат может работать круглогодично.

Разработка подводных россыпей дает значительное количество алмазов, янтаря и драгоценных металлов - золота и платины. Подобно оловянным рудам, эти россыпи служат продолжением наземных и потому не уходят далеко под воду.

Единственное месторождение платины в США находится на северо-западном побережье Аляски. Оно было обнаружено в 1926 году и уже на следующий год начало эксплуатироваться. Старатели, продвигаясь вдоль мелких речек, подошли вплотную к побережью, а с 1937 года работы начались уже непосредственно в заливе. Глубина, с которой извлекают породу, несущую крупицы платины, постоянно увеличивается.

Мировой известностью пользуются морские россыпи Австралии и Тасмании, протянувшиеся более чем на тысячу километров. Здесь добывают платину, золото и некоторые редкоземельные металлы.

В ряде случаев морские россыпи характеризуются гораздо более высоким содержанием ценных минералов, чем аналогичные месторождения на суше. Волны постоянно взмучивают и перемешивают породу, а течение уносит более легкие частицы, в результате чего море работает как природная обогатительная фабрика. У берегов Южной Индии и Шри Ланки протянулись мощные ильменитовые и моноцитовые пески, содержащие железотитановую руду и фосфаты редкозе- мельных элементов цезия и лантана. Многокилометровая полоса обогащенных песков прослеживается в море на расстоянии до полутора километров от берега. Мощность ее продуктивного слоя местами достигает 8 метров, причем содержание тяжелых минералов иногда доходит до 95 процентов.

Одно из крупнейших месторождений алмазов, как известно, находится в ЮАР. В 1866 году маленькая девочка из бедного голландского поселения, играя на берегу реки Оранжевой, нашла в песке сверкающий камешек. Игрушка понравилась заезжему господину, и мать девочки, мадам Джекобе, подарила гостю блестящую безделушку. Новый владелец показал курьезную находку одному из приятелей, и тот узнал в ней алмаз. Через некоторое время госпожа Джекобе была ошеломлена неожиданно свалившимся на нее богатством - она получила целых 250 фунтов стерлингов, ровно половину стоимости блестящего камушка, найденного ее дочкой.

Вскоре Южную Африку поразила «алмазная лихорадка». Теперь доходы от разработки алмазных копей составляют весьма заметную статью в бюджете ЮАР. Изыскания 1961 года показали, что алмазы встречаются в аллювиальных отложениях, состоящих из песка, гравия и валунов не только на суше, но и под водой на глубине до 50 метров. Первая же проба морского грунта весом 4,5 тонны содержала 5 алмазов общей стоимостью 450 долларов. В 1965 году из моря на этом участке, через сто лет после находки первого алмаза, было добыто почти 200 тысяч каратов алмазов.

50-60 миллионов лет назад север Европы был покрыт сплошными хвойными лесами. Здесь росли четыре вида сосны и один вид пихты, которые теперь уже не существуют. Из трещин в коре деревьев по мощным стволам стекала смола. Ее застывшие капли и комки во время половодья попадали в реки и выносились в море. В соленой воде на протяжении веков смола твердела, превращаясь в янтарь.

Самые мощные россыпи янтаря находятся на побережье Балтийского моря вблизи Калининграда. Красивые желтые «камни» скрыты от глаз в синеватых мелкозернистых глауконитовых песках морского происхождения, поверх которых образовались позднейшие напластования. Там, где янтароносный слой выходит к морю, прибой постоянно разрушает его, и тогда куски породы попадают в воду. Волны легко размывают песчано-глинистые комья и освобождают заключенный в них янтарь. Будучи лишь немного тяжелее воды, в спокойную погоду он падает на дно, но при самом слабом волнении приходит в движение.

Подобно любым другим легким предметам, янтарь рано или поздно выбрасывается волнами на пляж. Здесь его и находили древние жители Балтийского побережья. К янтарному берегу приплывали суда финикийцев и увозили отсюда огромное количество выменянного «электрона». Археологические находки позволяют проследить длинный путь, по которому янтарь и изделия из него, благодаря меновой торговле, доходили от Балтийского моря до Средиземного.

Ювелирная ценность янтаря сохранилась до наших дней. Для изделий отбирают самые лучшие, прозрачные и крупные куски, тогда как основная масса мелких янтарей используется в промышленности. Этот материал идет на изготовление высококачественных лаков и красок, используется как изолятор в радиопромышленности, из него готовят биостимуляторы и антисептические средства. Современный янтарный комбинат представляет собой механизированное предприятие, на котором породу промывают и обогащают, а извлеченный ценный материал сортируют и подвергают дальнейшей обработке. В 1980 году в Калининграде создан музей янтаря, в котором представлены изделия из этого материала и уникальные находки.

Часть месторождений полезных ископаемых скрыта в недрах морского дна. Их разработка по сравнению с россыпями технически более затруднена. В простейшем случае вскрытие рудного пласта производится с берега. С этой целью проходят вертикальный ствол нужной глубины, а затем в сторону моря прокладывают горизонтальные или наклоненные ходы, по которым и добираются до месторождения. Так можно поступать, когда место разработки находится недалеко от берега. Подобные шахты, забои которых расположены под морским дном, имеются в Австралии, Англии, Канаде, США, Франции и Японии. В них добываются главным образом каменный уголь и железная руда. Один из крупнейших рудников мира, разрабатывающий «морское железорудное месторождение», расположен на маленьком острове в проливе Белл-Айл. Отдельные его участки уходят далеко от берега, причем над забоями располагается 300-метровая толща породы и стометровый слой воды. Годовая продукция шахты - 3 миллиона тонн.

Подсчитано, что морское дно у берегов Японии хранит не менее 3 миллиардов тонн угля, ежегодно из этого запаса извлекают 400 тысяч тонн.

Если месторождение обнаруживают в удалении от берега, вскрывать его описанным способом экономически невыгодно. В этом случае насыпают искусственный остров и через его толщу проникают к полезным ископаемым. Такой остров был создан в Японии на расстоянии двух километров от берега. В 1954 году через него проложили вертикальный ствол шахты «Мики».

Опыт строительства подводных туннелей позволяет использовать их не только в качестве транспортных артерий, но и для того, чтобы подобраться по морскому дну поближе к запасам полезных ископаемых. Готовые железобетонные секции туннеля укладывают на дно и из последней секции начинают вести проходку шахты.

При значительном удалении от берега и на достаточной глубине придется обойтись без туннеля. В этом случае предполагается вертикально установить на дно железобетонную трубу большого диаметра и затем удалять грунт изнутри. По мере выработки труба под влиянием собственной тяжести несколько опустится. Извлеченный грунт никуда отвозить не нужно, его просто выбрасывают наружу, и он будет оседать вокруг трубы, создавая насыпь, препятствующую проникновению внутрь трубы морской воды. По окончании строительства по этой трубе в шахту будут опускаться горняки, а наверх подниматься руда или уголь.

Чтобы не поднимать добытую руду на поверхность океана, одна английская фирма разработала проект подводного атомного рудовоза. Хотя такое судно еще не построено, оно уже получило имя «Моби Дик» в честь легендарного белого кашалота, описанного в одноименном романе американского писателя Г. Мел-вилла. Подводный рудовоз сможет перевозить за рейс до 28 тысяч тонн руды со скоростью 25 узлов.

Разработка полезных ископаемых, скрытых в недрах морского дна, требует беспрерывного контроля за проникающей в шахту водой, которая легко может просочиться по трещинам. Опасность затопления усиливается в сейсмически активных районах. Так, на некоторых морских шахтах Японии замечено, что после каждого землетрясения приток воды увеличивается примерно в три раза. Больше внимания приходится обращать и на возможность обрушивания породы, поэтому в ряде морских шахт, особенно там, где забои отделены от воды небольшим слоем породы, приходится ограничивать выем, оставляя часть рудоносного слоя в качестве опор.

Большой практический опыт, накопленный в добыче нефти со дна моря, оказался полезным при разработках такого вполне твердого ископаемого, как сера, залежи которой также имеются в толще грунта на морском дне. Для извлечения серы бурят скважину, подобную нефтяной, и под большим давлением вводят в пласт перегретую смесь воды и пара. Под влиянием высокой температуры сера плавится, и тогда ее откачивают с помощью специальных насосов.

А вот какие планы уже активно реализуются.

Фото 3.

Весной 2018 года в море Бисмарка на глубине 1600 м компания Nautilus Minerals начнет промышленную разработку гидротермального меднорудного месторождения Solwara 1. Коммерческий успех этого проекта может запустить процесс массового «погружения» горнодобывающих компаний на океанское дно в погоне за колоссальными запасами полезных ископаемых.

Идея основательно порыться в «сундуке Дэйви Джонса», как британские моряки называют океанскую пучину, не нова. Первым, кому удалось запустить руку в закрома морского дьявола, был шотландский инженер Джордж Брюс, построивший в 1575 году посреди бухты Кулросс угольную шахту с водонепроницаемым копром и устьем кессонного типа. И хотя в 1625 году Дэйви Джонс вернул свое, наслав на Кулросс шторм невиданной силы, который за ночь разнес детище Брюса в щепки, технология быстро распространилась по Старому Свету. В XVII-XIX веках от Японии до Балтики по методу Брюса в море добывали уголь, олово, золото и янтарь.

Фото 4.

Алмазы из песчаной каши

В конце XIX века, когда в арсенале горняков появились мощные паровые машины, на Аляске была разработана простая и гибкая «горизонтальная» схема подводной добычи золота при помощи плавучих грунтовых насосов, землечерпалок и барж-плашкоутов, на которые выгружали породу. Со временем за счет использования тяжелой спецтехники для подводных работ возможности горизонтальной добычи значительно расширились. Сегодня на морском мелководье подобным образом добывают все что угодно - от строительного гравия и железной руды до редкоземельного монацита и драгоценных камней.

К примеру, в Намибии компания De Beers уже более полувека успешно извлекает алмазы из песчаных отложений, которые в течение миллионов лет на берега Атлантики выносили воды реки Оранжевой. Поначалу добыча велась на глубинах до 35 м, но в 2006 году, после истощения легкодоступных залежей, инженерам De Beers пришлось заменить обычные земснаряды плавучими буровыми.

Глубоководный карьер Solwara 1
Площадь участка Solwara 1, расположенного на вершине потухшего подводного вулкана, по земным меркам невелика - всего 0,112 км2, или 15 футбольных полей. Но на дне Мирового океана подобных месторождений обнаружено уже несколько тысяч.

В 2015 году специально для освоения концессии Atlantic 1 (глубина 100−140 м) компания Marine & Mineral Projects построила для De Beers новый гусеничный «пылесос» с дистанционным управлением - 320-тонный электрогидравлический гигант, способный за час очистить от песка площадку размером в два футбольных поля. Короткий технологический цикл завершается на вспомогательном судне Mafuta, где драгоценный шлам непрерывно поступает на сортировочный конвейер. Каждые сутки с борта Mafuta на большую землю частный спецназ De Beers доставляет около 700 крупных алмазов высшего качества.

Фото 5.

Впрочем, золото и алмазы - мелочи в сравнении с настоящими сокровищами, ждущими своего часа в глубоководных зонах океана. В 1970-1980-х в результате масштабных океанографических исследований выяснилось, что морское дно буквально усеяно гигантскими залежами полиметаллических руд. Причем из-за специфических условий рудообразования содержание металлов в них на порядок выше, чем в месторождениях на суше. Правда, поднять руду на сушу - задача не из легких.

Первой это попыталась сделать немецкая компания Preussag AG, которая в 1975-1982 годах по контракту с властями Саудовской Аравии производила разведку котловины Atlantis II Deep, обнаруженной в Красном море на глубине свыше 2 км десятью годами ранее. Разведочное бурение на площади около 60 км2 показало, что в плотном «ковре» минерализованного ила толщиной до 28 м содержится, в пересчете на чистый металл, около 1 830 000 т цинка, 402 000 т меди, 3432 т серебра и 26 т золота. В середине 1980-х в кооперации с французской компанией BRGM немцы разработали и успешно опробовали «вертикальную» схему глубоководной добычи, которая в общих чертах была скопирована с морских буровых платформ.

В ходе испытаний оборудования - всасывающего агрегата с гидромонитором, закрепленного на несущем трубопроводе высотой 2200 м, - на вспомогательное судно было поднято более 15 000 т сырья, качество которого превзошло ожидания металлургов. Но из-за резкого падения цен на металлы саудовцы отказались от проекта. В последующие годы идея многократно оживала и вновь ложилась под сукно. Наконец, в 2010 году было объявлено, что разработка Atlantis II Deep, одного из крупнейших в мире глубоководных медноцинковых месторождений, все-таки начнется. Когда это случится - неизвестно. В любом случае не раньше, чем в гости к Дэйви Джонсу отправятся нержавеющие роботы Nautilus Minerals.

Фото 4.

Мытьем и катаньем

Сделка удовлетворила обе стороны. Островитяне отныне могут рассчитывать на солидную ренту, а канадцы, получившие еще 17 лицензий на месторождения площадью 450 000 км2 в море Бисмарка, обеспечили себя работой на ближайшее десятилетие. Сегодня Nautilus, пожалуй, единственная компания в мире, обладающая детально проработанной технологией и уникальным оборудованием для глубоководных горных работ. Водно-шламовая схема добычи руды, адаптированная инженерами Nautilus под условия Solwara 1, состоит из трех базовых элементов: подводной карьерной техники с дистанционным управлением, вертикальной системы подъема шлама и вспомогательного судна. Ключевой элемент технологии - первое в мире специализированное судно для глубоководных горных работ, строительство которого началось в апреле 2015 года на китайской верфи Fujian Mawei. Ожидается, что 227-метровый флагман Nautilus, оснащенный высокоточной системой позиционирования с семью туннельными трастерами и шестью азимутальными рулевыми колонками Rolls Royce общей мощностью 42 000 л.с., сойдет со стапелей в апреле 2018 года. На «плечах» этой плавучей шахты будет держаться, в прямом и переносном смысле, весь технологический цикл месторождения: доставка оборудования в точку погружения; спуск, подъем и обслуживание машин; подъем, осушение и складирование шлама.

Фото 6.

Вся подводная техника для Nautilus была разработана британской компанией SMD. Планировалось создать сложный многооперационный комбайн, способный месяцами работать в агрессивной среде при нулевой температуре и колоссальном давлении. Но после консультаций с экспертами Sandvik и Caterpillar было решено сделать по одному специализированному гусеничному роботу для каждой из трех базовых операций - выравнивания рабочего уступа, вскрытия породы и подъема шлама на-гора. «Сухие» испытания стальных монстров общей стоимостью $100 млн прошли в ноябре 2015-го, а будущим летом им предстоит серия тестов на мелководье.

Партию первой скрипки в этом трио играет подготовительная врубовая машина Auxiliary Cutter, оснащенная сдвоенным фрезерным рыхлителем на длинной поворотной балке. Ее задача - сформировать ровную площадку для будущего карьера, срезав неровности рельефа. Для сохранения устойчивости на участках с сильным уклоном Auxiliary Cutter сможет использовать боковые гидроопоры. Следом будет двигаться главный «добытчик» Nautilus - тяжелая врубовая машина Bulk Cutter массой 310 т с огромным режущим барабаном. Функция Bulk Cutter - глубокое вскрытие, дробление и грейдерование породы в валы.

Фото 7.

Самая сложная операция цикла - сбор и подача водно-шламовой массы в райзер-шламоподъемник - будет выполняться «пылесосом» Collecting Machine, который оборудован мощной помпой с режуще-всасывающим соплом и соединен с райзером гибким рукавом. Геометрия и мощность резания врубовых машин рассчитаны инженерами SMD так, чтобы на выходе получались скругленные куски породы около 5 см в диаметре. Это позволит добиться оптимальной консистенции шлама и снизить абразивный износ и риск образования пробок. По оценкам экспертов SMD, Collecting Machine сможет собирать от 70 до 80% объема вскрытой породы.

На судне шлам будет складироваться в трюмы, а затем перегружаться на балкеры. При этом «донную» шламовую воду по настоянию экологов придется фильтровать и вновь закачивать на глубину. В целом схема добычи Nautilus угрожает природе океана не больше, чем траловое рыболовство. Локальные глубоководные биосистемы, по наблюдению ученых, восстанавливаются уже через несколько лет после прекращения внешнего воздействия. Иное дело - техногенные аварии и пресловутый человеческий фактор. Но и здесь у Nautilus есть эффективное решение. Всеми процессами на Solwara 1 будет управлять система, которую разрабатывает голландская компания Tree C Technology.

Если все пойдет по плану, острые клыки врубовой машины вырвут первую тонну породы с поверхности древнего вулканического плато Solwara весной 2018 года. Хочется надеяться, что этот «маленький шаг» в бездну, на который отважился Nautilus, станет огромным шагом для всего человечества.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

источники
Статья «Сундук Дэйви Джонса» опубликована в журнале «Популярная механика» (№162, апрель 2016).

В наше время человечество не может существовать без полезных ископаемых. Тяжело представить нашу жизнь без автомобилей или электроники - а значит, люди будут и дальше оставлять на теле Земли огромные дыры, добывая различные руды открытым способом, а планета, в свою очередь - мстить за это оползнями и техногенными катастрофами. Самые большие карьеры в мире способны поразить воображение любого своими масштабами, а при ненадлежащем с ними обращении еще и довольно опасны.

Чукикамата, Чили

Самый большой карьер в мире, в котором добывают медную руду, благодаря чему страна и является крупнейшим экспортером этого полезного ископаемого. Разрез находится на высоте 2840 м в Центральных Андах и разрабатывается уже 100 лет, с 1915 года. За это время добыли более 29 миллионов тонн меди.

Еще инки в XVI веке плавили здесь руду (в одной из временных разработок был обнаружен скелет человека, проживавшего около 500 лет до нашей эры). Они и назвали месторождение «место металла».

Размеры карьера составляют 4,3 км в длину, 3 км в ширину и 850 м глубины. Добыча ведется открытым способом, поэтому здесь всегда стоит облако пыли. До недавнего времени руднику принадлежал еще один рекорд - «Самый большой суточный объем извлекаемой горной массы», но затем достижение перешло карьеру Эскондида в тех же Андах. Также здесь работала самая большая плавильная печь.


Бингем Каньон, штат Юта, США

Самый глубокий карьер в мире, расположенный на площади в 8 км2. Его глубина 1,2 км, а длина - 4 км. Рудник открыли и начали разрабатывать мормоны в 1863 году, поэтому это еще и один из старейших открытых месторождений в мире. В самом глубоком карьере в мире ежедневно извлекают до 450 тонн руды и работают 1400 человек. Транспортируют ее специальными карьерными самосвалами, которые могут перевозить до 230 тонн одновременно. А с поверхности Земли внизу они кажутся игрушечными машинками.


С 1966 года карьеру присвоен статус национального достояния США и миллионы туристов со всего мира приезжают посмотреть на это чудо. Здесь построена специальная смотровая площадка, откуда открывается обзор на весь горнодобывающий комплекс.


В самом глубоком карьере мира добывают не только медь, но и золото, серебро и молибден. Причем объем извлеченного золота намного превышает количество, добытое на Клондайке и в Калифорнии во времена Золотой лихорадки (715 млн тонн золота и 5900 тонн серебра). Поэтому Бингем Каньон считается одним из самых продуктивных месторождений на Земле.

В апреле 2013 года здесь произошел огромный оползень (70 млн м3 камней), в результате чего работа была остановлена на несколько месяцев. О жертвах ничего не сообщалось, но постройки и техника были разрушены основательно.


Удачная, Якутия

Самый глубокий карьер в России принадлежит алмазному месторождению. Он находится всего в 22 километрах от Полярного круга и для его обслуживания был специально построены город и обогатительная фабрика. Разрабатывается рудник с 1982 года, а с 2014 года перешли на подземную добычу. Ежегодная добыча составляет до 100 тысяч тонн руды и 5 миллионов карат алмазов в год.


Глубина рудника - 640 метров, длина 2 километра и ширина полтора. Относительно небольшая площадь рудника и условия вечной мерзлоты (до -60 градусов) приводили к тому, что зимой машины останавливались, так как замерзало машинное масло и трескалась резина. А время подъема самосвала со дна карьера составляет не менее 2 часов.


Самый крупный алмазный рудник в России примечателен во многих отношениях - это две кимберлитовые трубки, а не одна, встречающиеся на поверхности. Кимберлитовая трубка (названная в честь города Кимберли в Южной Африке) - это направление вулканического взрыва, сужающееся внизу. Поэтому месторождение строго очерчено в вертикальном направлении, а за его пределами алмазов нет. Из-за этого дно карьера не круглое, как в основных крупных рудниках мира, а напоминает сердце. К тому же здесь добывают самые крупные экземпляры, хранящиеся сейчас в Алмазном фонде.


Коркино, Челябинская область

Самый большой карьер в России и самый крупный угольный рудник в Европе. Его ширина составляет 3 км, а глубина - более 500 метров. Эксплуатируют карьер с 1934 года, а в 1936 был осуществлен большой взрыв, поднявший в воздух более миллиона кубометров земли на высоту до 500 метров - его зафиксировали все сейсмические станции Северного полушария.


В карьере и в шахте работает 6800 человек. Сначала уголь перевозили автомобилями, но потом перешли на более рентабельный железнодорожный транспорт. На предприятии расположена смотровая площадка, но и она не дает полного обзора всего карьера.

Каждая ступень разреза равняется 9-этажному дому, а на дне действует специальная система отведения воды, без которой карьер давно бы был затоплен. Находиться в середине угольного карьера не очень приятно, особенно летом. Ветер хоть как-то разгоняет угольную пыль и дым от горящей породы, а вот когда ветра нет, работникам самого большого карьера в России приходится несладко без средств защиты.


Интересно, что в 2007 году назад предприимчивые бизнесмены организовали на отвалах карьера горнолыжный курорт, где перепад высот составляет до 100 метров, но он вскорости закрылся.

Самые большие карьеры в мире - это не просто огромные воронки в нашей планете, на которые интересно посмотреть из космоса и восхититься размерами и космическим пейзажем. Иногда они становятся неуправляемыми (особенно заброшенные) и тогда могут пострадать люди.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.