Гора, которая не шла к Моисею (Г.Гречко в поисках НЛО). Рождение и детство

· 30.11.2013

Текст статьи обновлён: 22.01.2019

В отчете о самостоятельной поездке по Шри-Ланке за рулем арендованной машины я рассказал, как нечеловечески трудно было подниматься на вершину священной горы Пик Адама. Той ночью, 9 мая 2013 года, я не сфотографировал ни одного кадра, так как шёл проливной дождь и стоял густой туман. Но это было не первое наше тяжелое восхождение. Сегодня я хочу рассказать и показать фотографии, снятые во время покорения в далеком уже 2008-м году горы Хорив на Синайском полуострове, более известной, как гора Моисея.


Эту вершину называют еще Хар-Синай или просто гора Синай. Рассказ размещаю в разделе «Самостоятельные путешествия», так он связан с туризмом. Но тогда мы с женой еще не представляли себе, как это интересно – организовать отпуск самостоятельно! Поэтому в Египет мы отправились, как и тысячи наших соотечественников, по туристической путевке. Красное море в Шарм-эль-Шейхе, конечно, прекрасное. Но на 4-й день стало ясно, что просто отдыхать в отеле на Синайском полуострове безумно скучно и мы решили действовать: взяли экскурсию на подъем на гору Моисея.

И наш поход стал самым ярким событием за все время отпуска в этой арабской стране. Уже позже, когда за плечами у нас был опыт поездки дикарем на арендованной машине по Мексике и Шри-Ланке, передвижения по Китаю на третьей полке плацкартного вагона и плавания на утлом суденышке между филиппинскими островами, мы поняли, что ничего ведь почти в Египте и не увидели…

На экскурсию я брал с собой простенькую мыльницу Sony DSC- W15, приобретенную аж в 2008-м году. В то время я еще не знал, что такое зеркальная камера для новичков Nikon D5100, зачем нужен штатив для фотоаппарата и куча тяжеленных объективов. К счастью, я уже имел смутное представление о правилах композиции (прочитал несколько статей на тему, как правильно фотографировать в отпуске). Поэтому сегодня я могу вам показать, не стыдясь особо, мои фотки с восхождения на высоту 2285 метров над египетской пустыней. Все фотографии в сегодняшнем отчете подправлены в фотошопе. Во время подъема на гору Моисея было очень темно и на мыльницу нормальные кадры снять невозможно. Зато во время спуска свет, тональная перспектива были великолепны. В моем отзыве вы увидите, что даже на мыльницу при качественном освещении можно снять неплохие фото. Главное в нашем деле – правильный свет!

Описываемые события состоялись 23 июля 2008 года. Тогда еще ваш покорный слуга активно занимался спортом (по крайней мере, два раза в неделю играл в минифутбол). Поэтому особых трудностей с подъемом не предвиделось. Как оказалось, карабкаться на гору Синай не менее сложно, чем на священную Sri Pada на Шри-Ланке или Храм Тигриной Пещеры (Wat Tham Sua) в Таиланде на полуострове Краби.

Как мы поднимались на гору Моисея. Отчет об экскурсии

Выехали из отеля в 22 или 23 вечера. Несколько часов тащились на автобусе сначала по пустыне, а затем – по серпантину в горах. Где-то к часу ночи приехали к месту начала маршрута. Гид проинструктировал туристов по вопросам безопасности и возврата обратно, рассказал, что по пути будет несколько остановок для отдыха. Раздал фонарики и мы пошли.

Сначала люди двигались бодренько, весело переговариваясь и отшучиваясь. Вокруг – кромешная тьма. В какой-то момент из черного ниоткуда раздался страшный, нечеловеческий, звериный рык. Ни с чем не сравнимый… Кровь от страха застыла в жилах… Как же все смеялись, когда узнали, что так безумно орут верблюды!..

Гид сказал, что если подняться на гору Моисея пешком, то Бог простит пилигриму все грехи. Если же вы подниметесь верхом на верблюде, то грехи простятся животному. Никто из русскоязычных туристов давать шанса животине на божественное прощение давать не пожелал. Все наши, стиснув зубы, топали по камням на своих двоих и на провокации бедуинов: «Камель!.. Camel… Only 15 dollars! » — не поддавались.

А вот китайские товарищи не так щепетильны в вопросах очищения греха, либо они не поняли толкований своего гида. Все китайцы гордо восседали верхом на дромадерах (так еще называют одногорбых верблюдов).

Если поначалу, идя по узкой горной тропке, у себя за ухом ты слышал влажное дыхание обгоняющего дромедара, от неожиданности отскакивал в сторону, на обочину. То через час подъема даже на крики погонщика: «Осторожно. Камель! Дай пройти!» — только устало отмахивался: «Не трамвай. Объедешь…»

Тропа плавно, но уверенно набирала высоту. Идти все труднее. Ближе к вершине разговоры практически прекратились. Ты начинаешь бороться со своей слабостью, и только сила воли, зажатая в железные тиски, толкает тебя вперед, к конечной точке путешествия.

Последний участок – почти вертикальный подъем в несколько сотен ступенек. Сказать, что нам было нестерпимо тяжело – ничего не сказать. На гору Моисея я поднялся белый, как простынь, на грани обморока, примерно в 5 утра. До рассвета оставалось еще около часа.

Наверху холодно. Дует пронизывающий ветер. У бедуинов можно купить или арендовать вонючее одеяло или матрас под пятую точку. Матрас мы взяли, а от «подстилки для верблюдов» отказались. С собой мы брали свежие рубашки, чтобы переодеться в сухую одежду и не заболеть.

Постепенно начало светать. Нашему взору открылись потрясающие пейзажи.

Подойдя к краю скалы можно увидеть дорожки, по которым мы шли всю ночь. Это, как оказалось — тропа верблюдов.

Эх, представьте, если бы эту фотографию я снял не мыльницей, а своей зеркалкой Nikon D5100, да не на 9 мм фокусного расстояния, а где-нибудь на 100 мм и со штатива!!!

Солнце в горах Синайского полуострова поднимается почти молниеносно. Только показался диск над горной грядой…

Гора Моисея (Джабал-Муса или Синай) в Египте

Монастырь Святой Екатерины располагается на высоте 1570 метров. А гора Синай возвышается на 2286 метров. Арабское название Джабал-Муса переводится на русский язык, как гора Моисея.

Существует две тропы на ее вершину. Одна короткая, но очень крутая. Называется Siket Sayidna Musa. Не знаю, сколько там ступеней – говорят, что около 3700 штук. Их проложили монахи (эта дорога известна, как «Лестницы покаяния»). Тропа проходит мимо «Источника Моисея» и часовни Девы Марии. Ближе к вершине можно увидеть «колодец Илии», где пророк прятался во время бегства от Иезавели (3-я Царств 19).

Другая тропа более длинная, но и более пологая. Арабы называют ее Siket El Bashait. Именно по ней мы поднимались и спускались. Другое название – Тропа Верблюдов. Начинается она за монастырем Св.Екатерины, где расположена стоянка верблюдов. Здесь погонщики предлагают туристам подняться на гору верхом.

Тропа верблюдов была построена правителем Египта Ibrahim Abbas Pasha (1849-1854). В 1853 году он посетил гору Моисея, намереваясь построить на ее вершине дворец. Однако дворец позже возвели на вершине Jebel Abbas Pasha – горе, расположенной к западу от деревни Святой Екатерины (из нее можно увидеть развалины строения). Лестницы покаяния начинаются в 200 метрах справа от стоянки верблюдов.

На вершине горы Моисея располагается православный греческий храм Святой Троицы. Его построили в 1934 году на месте развалин церкви IV-V веков. Интерьер часовни украшен фресками с изображением жития Моисея. Немного западнее церкви стоит небольшая мечеть, построенная в 12-м веке. Под ней – пещера, в которой Моисей провел 40 дней, и где Бог появился перед пророком Илией.

… И, кажется, буквально за 30 секунд наступил новый день. Встречая рассвет на этой, священной для половины населения Земли, горе, вас переполняют бурные эмоции.

Пейзажи в горах Египта имеют сходство с марсианскими ландшафтами.

Советы туристам, собирающимся на экскурсию на гору Моисея в Египте

  • Оденьте удобную обувь и шапку, возьмите с собой фонарик, крем от загара и теплую куртку, так как ночью и утром здесь всегда холодно. Учтите, что зимой на горе Хорив очень морозно (бывает снег), поэтому нужно брать особенно теплую одежду.
  • Если вы собрались ночевать на горе Моисея, не оставайтесь на ночь на вершине, отдыхайте у колодца Илии.
  • Уважайте право паломников на тишину и покой на вершине.
  • Уважайте религиозные чувства, святость этого места. Не оставляйте следов своего визита на гору Моисея.
  • Не собирайте или не губите растительный и животный мир, не оставляйте надписей.
  • Пожалуйста, бросайте окурки в урны.
  • Используйте туалеты, не загрязняйте все вокруг.
  • Имейте ввиду, подъем на гору Моисея может быть особенно трудным для пожилых людей, имеющих проблемы с сердцем, эмфизему и другие сопутствующие заболевания.
  • Цены на еду на этой экскурсии очень высокие. Поэтому возьмите с собой небольшой перекус и немного воды.
  • Если начать подъем раньше, вы сможете занять более удобное место для встречи рассвета. Позже подтянется очень много народу.
  • Чтобы вам не говорили бедуины, не соглашайтесь на услуги гида. Это все – трата денег. Каждую ночь по обоим тропам на вершину горы Моисея поднимаются сотни паломников – потеряться невозможно.
  • Не нужно сразу же после восхода солнца бежать вниз. Вокруг будут толпы туристов. Лучше сядьте и насладитесь окружающими пейзажами, а уж затем неспешно спускайтесь.

Фото 6. По-арабски гора Моисея называется Джабал-Муса, на иврите — Хар-Синай или Хорив. Здесь Моисей получил 10 заповедей. Утро в египетских горах

По такой тропе мы поднимались всю ночь и преодолели несколько километров горного серпантина.

Настоящее местоположение горы Синай

В Священном Писании не указано четко, где расположена гора Моисея, поэтому много веков ученые спорят то ли это место или нет. Традиционно считается, что Хорив находится в южной части полуострова Синай, но некоторые считают, что это слишком далеко от дельты Нила, откуда бежали израильтяне во время своих скитаний, описанных в Писании (предполагается, что она находится в северной или центральной части). Другие думают, что настоящая гора Моисея находится на другом берегу залива Акаба (в наши дни это – территория Саудовской Аравии).

По пути попадались бедуины со своими верблюдами. Желание вскарабкаться на спину горбатой лошадке вас не покидает, так как спускаться с вершины еще тяжелее, чем на нее подниматься – болят колени.

Но мы решили, что возвратимся на своих двоих, также как и пришли сюда.

Местные жители отсыпаются вот в таких строениях из хвороста.

А ради того, чтобы увидеть еще раз своими глазами и сфотографировать этот пейзаж, я готов еще раз поехать в Египет и подняться на гору Хорив.

Цепь возвращающихся туристов растянулась не на один километр.

Шли долго, так как хотелось сфотографировать каждый камень, каждую вершину.

Фото 14. Самая интересная экскурсия в Египте. Восхождение на гору Моисея. Хотелось сфотографировать каждый камень, каждую вершину…

Проголодались? Добро пожаловать в Дом Отдыха (Rest House)!

Фотография 15. Подъем на гору Моисея. Экскурсии в Египте. Устали? Айда в Дом Отдыха (Rest House)!

Запомнился мне этот мальчик – продавец сувенирных яиц, выточенных из камня. За одно изделие он просил один доллар. Но мне стало так его жалко! Думаю, вот так и проходит детство на обочине горной тропинки. И так еще многие годы будет проводить он свою жизнь. Дал 5 долларов. И он еще долго смотрел удивленными глазами нам вслед.

Представляете, посреди этой молчаливой громады люди и 5000 лет назад бродили. И ничего не изменилось почти…

Автобусы ждут туристов недалеко от монастыря Святой Екатерины. Снаружи он тоже впечатляет.

Внутри в подвалах церкви можно увидеть кучи черепов первых христиан и куст неопалимой Купины. Но такая экскурсия – уже на любителя. Меня больше впечатляет природа. И экскурсия с восхождением на гору Моисея позволяет вам увидеть красоту Синайской земли.

Монастырь Святой Екатерины в Египте

Восхождение на гору Моисея не обходится без экскурсии в Монастырь Святой Екатерины, построенного в традициях Византийского периода. Название свое он получил по имени святой мученицы Екатерины Александрийской, погибшей в Египте в 307 году нашей эры. Через триста лет монахи монастыря Преображения (так он назывался до того времени) нашли ее мощи и сменили название.

В библиотеке монастыря Святой Екатерины хранится второе по величине в мире собрание древних манускриптов (первое место – у Ватикана), включая 3500 манускриптов и 2000 свитков. Большинство документов написано греческими монахами.

В 1844 году немецкий ученый Фридрих Константин фон Тишендорф (Friedrich von Tischendorf) обнаружил здесь Септуагинт (Синайский кодекс) – перевод на греческий язык текста Ветхого Завета. А вообще, этот известный библеист ставил перед собой задачу составить оригинальный текст Нового Завета. Он несколько раз приезжал в монастырь Св. Екатерины, общался с монахами и получил от них даже 43 листа (из 129-ти штук) пергамента с древними текстами.

В общем, я в вопросах христианской истории не очень разбиваюсь. Насколько я понял, «Синайский кодекс» — одна из самых ранних копий Библии (4-й век от рождества Христова). – он в 1862 году издал этот текст в Лейпциге при поддержке Российской Империи, стал потомственным дворянином и получил мировую известность.

Равнина Эль-Раха (el-Raha)

Долина Wadi el-Deir соединяет гору Моисея и равнину эль-Раха (el-Raha). Слово «Raha» означает «отдых» и, по преданию, это – место, где остановились израильтяне в ожидании Моисея, поднявшегося на Синай. И здесь был отлит Золотой телец (Исход 32). Рядом находится могила Аарона (Aaron) и часовня золотого тельца.

В сегодняшнем отзыве мы с вами увидели примеры фотографий, снятых на древнюю мыльницу Sony DSC-W15. Тем фотографам, кто еще только собирается на отдых в Египет, жутко завидую. Если вы найдете в себе силы затащить на вершину рюкзак со штативом и фототехникой, сможете привезти домой шикарнейшие фотки. Ведь на Синае, в отличие от Пика Адама на Шри-Ланке, вероятность хорошей погоды и красивого света значительно выше. Удачных вам фотографий, друзья!

P.S. Часть информации я нашел в Инетрнет на английском языке. Поскольку не глубоко знаком со Старым и Новым Заветами, прошу прощения, если перевел некоторые названия и имена на русский язык некорректно. Не хотел никого обидеть.

Предлагаю вам ознакомиться со следующими статьями в блоге:

Неправильно думать, что Святая земля — это только территория Израиля. Библейские события происходили и в Северо-Восточном Египте, поэтому православное паломничество всегда подразумевало путешествие на Синай. Корреспондент журнала “Нескучный сад” Екатерина СТЕПАНОВА провела неделю в монастыре святой Екатерины и подружилась с местными жителями: монахами, бедуинами и туристами.

Немного снега для монахов

Туристы — в некотором смысле тоже местные жители Синая, и хотя их контингент ежедневно меняется, присутствуют они здесь постоянно. Сотни людей каждую ночь с одинаковым упорством поднимаются на вершину горы Хорив. Но лишь последние сто лет Египет стал таким доступным, а раньше, когда не было железных дорог и самолетов, паломничество на Синай было настоящим подвигом. Оно длилось долгие месяцы и даже годы.

Боголюбивые князья, которые не могли оставить семью и дела на такое время, финансировали путешественников из своей казны, чтобы послушать потом их рассказы о христианских святынях.

Первым свои заметки о путешествии на Синай оставил иеромонах Киево-Печерской лавры Варсонофий, пришедший в Египет пешком через Палестину в 1462 году. В своих записках он подробно описал монастырь святой Екатерины , гору Хорив, где святой пророк Моисей видел неопалимую купину и получил заповеди.

А у «златоструйного Нила» Варсонофий встретил «лютого зверя» — крокодила, который произвел на него сильное впечатление. Если бы инок оставил зарисовки, вышла бы на бумаге «водяная тварь с головой лягушки, хвостом сома, о четырех ногах и с человечьими глазами». Но первый иллюстрированный рассказ о паломничестве в Египет был издан только через триста лет. «В августе 1724 года в возрасте двадцати трех лет киевлянин Василий Григорович-Барский пошел пешком в Рим, — рассказывает Виктор Комиссаров, директор московского Музея путешествий и паломничества по святым местам, — затем он отправился на Корфу, Кефалонию, Зант, Хиос, Солун и Афон, потом в Палестину, Сирию и оттуда весной 1727 года пришел в Аравию на Синай».

Григорович-Барский путешествовал с попутчиком-эфиопом, и когда синаиты, боявшиеся иноплеменников, увидели их вместе, то приняли за бедуинских лазутчиков и не пустили внутрь монастыря-крепости. Только когда эфиоп ушел ночевать в горы, монахи открыли для европейца подземный ход. Греки показали гостю монастырские святыни, разрешили сделать обмеры древних икон и зарисовки местности. Как мы узнали из его «путника» — путевого дневника, Василий поднимался на гору Святой Екатерины.

В тот год на вершине выпал снег, и Василий принес для монахов немного в своей котомке. На прощание синаиты подарили Григоровичу-Барскому осла и припасы для дальнейшего путешествия.

«Василий вернулся в Киев только в возрасте сорока шести лет, — говорит Виктор Комиссаров. — Он странничал половину жизни и принес из своего хождения множество рисунков, планов и схем, чтобы издать в Киеве книгу о святых местах. В то время тексты Священного Писания были у всех на слуху, но мало кто мог представить, как выглядит пустыня, по которой Моисей водил евреев, и что за куст такой неопалимая купина? Поэтому иллюстрированный “путник” Григоровича-Барского пользовался большой популярностью, был семейной настольной книгой и несколько раз переиздавался. В наше время все наоборот: люди много путешествуют, видят христианские святыни своими глазами, но, увы, редкий паломник хотя бы раз читал Ветхий Завет с начала до конца».

Невеста Христова

Святая Екатерина никогда не бывала на Синае, но ее здесь почитают особо. Даже местные бедуины-кочевники любят святую великомученицу и, надеясь на ее помощь, называют в ее честь своих дочерей. Хотя большинство из них мусульмане, в день памяти святой бедуины надевают праздничные одежды и всей деревней, вместе с синайскими монахами и многочисленными паломниками, поднимаются на соседнюю со знаменитой горой Хорив вершину, где были найдены мощи великомученицы.

Родилась в 294 году в восьмистах километрах от этого места, в Александрии. Она окончила языческую школу, изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Умная, знатная и красивая, она не имела недостатка в женихах, но отвергала все предложения в поисках лучшего. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души.

Святая Екатерина дала обет стать невестой Христовой. Тогда Господь явился ей и в знак своего согласия подарил обручальное кольцо. Во времена жестоких преследований христиан при императоре Максимилиане Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Максимилиан не мог ее переубедить сам и пригласил на помощь пятьдесят мудрецов, но все было тщетно.

Более того, святая Екатерина сама убедила мудрецов в истинности веры во Христа, цитируя при этом древнегреческих философов. Она смогла обратить в христианство даже членов семьи императора и часть римской аристократии. Максимилиан был в ярости и приказал убить упрямую царевну. После страшных пыток, колесования и мученической смерти тело святой исчезло. Ангелы перенесли ее мощи на вершину самой высокой горы на Синае, где их и нашли монахи через триста лет. Бывший здесь монастырь переименовали в честь святой великомученицы. С тех пор каждый день в двенадцать часов ее мощи выносят в серебряном ковчеге в центр главного храма — базилики Преображения, ставят на покрытый красным сукном стол, и паломники благоговейно прикладываются к ним. Всем, кто приходит помолиться к святой Екатерине, дарят серебряное колечко, освященное на ее мощах.

Русский след

Рассказы путешественников разных лет о подвигах первых монахов-пустынников поразили воображение русских людей. Они полюбили далекий Синай и святую великомученицу Екатерину. Милостыня из России потекла в Египет рекой. Жертвовали все: и знатные люди, и простые. Дважды посылал на Синай дары царь Иван Грозный.

В первый раз в 1558 году в ответ на прошение Александрийского патриарха о милостыне на восстановление монастыря, доставленной тремя синайскими старцами, царь написал: «Ты бы, отче, в Синайской горе велел молить Бога о нашем здравии» — и отправил на Синай «рухляди» на тысячи золотых: церковную утварь, облачения, собольи шубы на бархате, шелковый, золотом шитый покров на мощи святой Екатерины, иконы и еще сотни золотых рублей.

Второй раз Иван Грозный посылал милостыню на Синай в 1582 году об упокоении своего сына: «Пять сот рублей денег в Синайскую гору на сооружение церкви великомученицы Екатерины». На эти деньги был построен каменный храм на вершине горы, где были найдены мощи святой. Этот храм стоит там до сих пор. От постоянного ветра разрушились стены и купол. Храм святой великомученицы больше был похожим на землянку, и входом в него служила дыра в крыше. Но в 2005 году русские ребята-паломники вместе с монахами и с помощью бедуинов отремонтировали крышу церкви великомученицы Екатерины.

В 1748 году в Киеве открылось синайское подворье, но паломников из России не прибавилось: слишком трудным был путь через пустыню. «Ситуация резко изменилась, — говорит Виктор Комиссаров, — после того как созданное в 1856 году Русское общество пароходства и торговли организовало круговую пароходную линию Одесса–Константинополь–Яффа–Александрия.

В первый же год русские пароходы совершили по этому маршруту сорок два рейса и перевезли двенадцать с половиной тысяч пассажиров, преимущественно это были паломники». Путешественник Александр Елисеев, бывший на Синае в 1881 году, так описывал русских паломников, которых он встречал на пути: «Странно было видеть вятских крестьян на берегу Красного моря в своих национальных костюмах, больших сапогах, красных рубахах, зипунах, фуражках, с котомками за плечами и синайскими ветвями (ветками неопалимой купины. — Авт.) в руках». По словам Елисеева, русских паломников отличали крепкая вера в Бога, презрение к лишениям и простота.

Современных же путешественников отличает желание «взять паломничество» количеством. «Они хотят все посетить, приложиться ко всем святыням, подать везде записки и подняться на все горы, — рассказывает Александра Черненко, составитель и организатор маршрутов на Синай в паломнической службе “Радонеж”. — Вырвавшись на неделю по горящей путевке, паломники не успевают все до конца осмыслить. Они копят впечатления, фотографируют, чтобы когда-нибудь потом обдумать и осознать, где были и что видели. А ведь так важно остановиться в этой туристической гонке, постоять на службе, погулять по монастырю не торопясь, в одиночестве, помолиться, посмотреть на величественные горы и запомнить их».

Полторы тысячи лет

«До моего скита водопровод из монастыря не проложен, слишком высоко, — пожилой монах бодро шагает по крутым ступенькам в гору и отвечает на вопросы запыхавшихся попутчиков. — Поэтому воды у меня мало, только дождевая. Но хватает. Есть даже небольшой садик!» — «Как часто в пустыне бывают дожди?» — «Не очень-то часто, — отец Моисей заулыбался сквозь свою седую бороду.– Но Бог видит, когда мне нужна вода, и дает ее мне, так что я и вас могу чаем напоить! Слава Богу за все!»

Отец Моисей на Синае уже двадцать лет, половину из которых он живет в монастырском скиту высоко в горах. Таких скитов по склонам вокруг монастыря много, но они пустуют — трудно жить без воды в суровом климате. Днем на Синае жарко, а ночью, когда солнце садится, горы остывают и покрываются инеем. Внутри скита, где живет отец Моисей, устроена маленькая келейка с кроватью и письменным столом.

В соседней комнате крошечный храм, буквально на двух человек: один служит, другой молится. Рядом гостевая келья и кухонька. Все двери выходят на небольшую террасу с видом на горы. На стенах репродукции икон и фотография старца Паисия Святогорца в рамочке. Оказывается, раньше он жил в этом скиту, а отец Моисей тогда жил в другом, поближе к монастырю. В скитах на Синае принято жить по одному. Отец Моисей монах, не священник, по праздникам и воскресным дням он спускается в монастырь, чтобы исповедоваться и причаститься, а иногда кто-то из иеромонахов поднимается послужить к нему в скит.

Сейчас в монастыре святой Екатерины насельников всего тридцать. Управляет монастырем и духовно руководит братией архиепископ Синайский Дамиан. «Раньше на Синае было очень много монахов, — продолжает отец Моисей, — больше пяти тысяч! Хотя были в истории и такие периоды, как теперь, когда монахов мало. Но, знаете, ведь никогда здесь не пропускали ни одной литургии. Только представьте — полторы тысячи лет! Хотя бы один иеромонах был в монастыре, и он обязательно служил».

«Непременно ходите в храм на службу, — посоветовала тем, кто еще только собирается на Синай, Александра Черненко. — Не пугайтесь, что поют по-гречески, я уверяю вас — вы все поймете! Узнать Синай, полюбить его и почувствовать святость этих мест можно, только участвуя в богослужении!»

Живой музей

Чтобы решить, в какую паломническую поездку поехать, рекомендуем вам посетить Музей путешествий и паломничества по святым местам, который находится в Москве на Крутицком подворье. Свою коллекцию Виктор Комиссаров собирает уже более 15 лет. В музее собрано около тысячи экспонатов: книги, гравюры, фотографии, чемоданы и дорожные платья.

Витрины в музее посвящены быту паломников, святым местам, куда стремились русские люди, описанию маршрутов и знаменитым путешественникам. «Несколько разделов в экспозиции музея предлагают информацию о том, как в прошлые века путешествовали люди разных сословий: дворяне, купцы, крестьяне, — рассказывает Лидия Васильевна Демидова, старший научный сотрудник музея. — Есть даже отдельная витрина, посвященная гимназистам, ведь они тоже много путешествовали. Раньше так изучали предмет отечествоведение.

Дети обязательно брали с собой компас, чернильницу с крышкой, книгу для записи и по возвращении писали доклады на тему, где были и что видели». Виктор Иванович по образованию театральный режиссер, он сам проводит экскурсии по музею и устраивает их таким образом, чтобы «у посетителей работали все чувства восприятия». Он называет такой подход — «живым музеем». Посетители могут приложиться к четкам св. Силуана Афонского, почувствовать, как пахнет святое масло, освященное на мощах целителя Пантелеимона сто двадцать лет назад, посмотреть старинные фотографии русских паломников в Палестине, послушать увлекательные рассказы о путешествиях и путешественниках.

По одной версии, слово "Синай" происходит от семитского слова "син", что означает "зуб" и соотвествует как формесамого Синайского полуострова, так и его гор. По другой версии, название "Синай" происходит от имени богини Луны Син, которой раньше поклонялись обитатели этих мест.
Одним из языческих богов, которому также поклонялись на Синае был Аль-Элион, что значит - Высший Бог, его священником - Иофор (Ис. 2,16). У Иосфора было семь дочерей, на одной из них, Сепфоре, женился пророк Моисей.

Моисей

Имя Моисей означает взятый (спасённый) из воды. Это связано со счастливым спасением младенца Моисея во времена гонения на евреев в Египте.
Моисей родился в семье Амрама в неудачное время, именно тогда по приказу фараона в Ниле топили всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Мама Моисея Иохаведе прятала сына три месяца, а когда далее это делать стало невозможно, оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, молясь за него. Здесь мальчика нашла дочь фараона. Малышка понравился ей и она взяла его с собой, вырастила и воспитала.
Моисей был добрый юноша, но жалостливый. Однажды он в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, бежал от фараона. Он пришел к синайской горе Хоривук, где встретил дочерей Иофора, поивших стадо у источника. Этот существует до сих пор, он расположен с северной стороны монастыря.
Моисей сорок лет прожил у своего тестя. Но однажды в пламени ему явился Бог, повелел вернуться в Египет и привести народ израильский к горе Хорев (Синай), чтобы они уверовали в Бога.
Через 50 дней, благополучно пройдя по дну Красного моря, расступившего перед путниками воды, они подошли к священной горе Хорив (Синай). Моисей по воле Бога взошел на вершину горы и получил там каменные крижали с заповедями Божьими.

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии:

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Моисей дважды восходил на гору Синай, и каждый раз оставался на вершине по 40 дней. Там он видел Бога и общался с ним лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить, поклоняться ему и веселиться. Вернувшись, Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца. Потом самостоятельно по памяти восстановил их содержание на двух каменных табличках.
Всего Моисей прожил 120 лет. Из них первые сорок лет провёл во дворце фараона, сорок - со стадами овец своего тестя в земле мадиамской на Синайском полуострове, а последние сорок лет странствовал по Синайской пустыне во главе израильского народа, пока в этом странствии не выросло новое поколение свободных людей, не знающих рабства. Согласно древней традиции, если паломник единожды взойдет на гору Хорив, то св. пророк Моисей будет ходатайствовать перед Богом за душу этого человека во время прохождения им воздушных мытарств. Как говорят монахи монастыря Св. Екатерины, чтобы получить полное прощение всех прежде совершенных грехов, нужно подняться на гору трижды (получается, больше самого Моисея, который там был лишь дважды) к тому же с Иисусовой молитвой, затем исповедоваться и причаститься в .
Служба в этом Храме, посвященному Святой Троице, проходит лишь один раз в неделю, по субботам.
Каждую ночь толпы или отважных, или не отдающих себе отчета в трудностях пути туристов карабкаются на священную гору и встречают там рассвет. Их сопровождают проводники-бедуины и погонщики верблюдов. За 15 долларов можно проехаться на этом величественном животном, но непосредственно до самой вершины они туристов не поднимут, очень круто. Последние 750 разновеликих каменных ступеней придется преодолеть самостоятельно. По пути есть несколько мест для привала, где можно посидеть, отдохнуть, купить еду и напитки.
Высота горы 2 285 метров метров, перепад температур чувствительный. Поэтому нужно брать с собой теплую одежду. У самой вершины горы бедуины предлагают в аренду одеяла за 4 доллара. Как и вдоль всего маршрута, там можно посидеть, выпить горячий чай или кофе. Есть в продаже и прохладительные напитки, но на них как-то не тянет.

: Обещание Божие об избавлении.

Чудеса и знамения Моисея. Казни Египетские:

Мошки (третья казнь – ).

Моровая язва (пятая казнь – ).

Воспаление с нарывами (шестая казнь – ).

Град (седьмая казнь – ).

Саранча (восьмая казнь – ).

Тьма (девятая казнь – ).

Возвещение от Бога о поражении первенцев ().

: Установление Пасхи .

: Смерть первенцев (десятая казнь).

О долготерпении и гневе Божием. Последовательность казней египетских. Бедствия, как последствие непослушания Богу с итогом – смерть.

Десять чудес как десять опровержений ложных божеств.

Ветхозаветная пасха. Луч свободы в ночи рабства. Кровь принесенного в жертву агнца, как прообраз кровной спасительной жертвы любви Христовой.

Исход из Египта

Переход через Чермное море

: Переход через Чермное море. Гибель всего воинства фараона.

Спаситель народа Израильского, как прообраз Спасителя мира. Переход по дну моря, как прообраз святого крещения.

Странствование по пустыне до горы Синай

: Мерра : горькая вода превращена в сладкую – о необходимости исполнять закон Божий. Чрез древо горькая вода делается сладкой, – прообраз древа Жизни и Обетование о Животворящем Кресте Господнем.

12 источников и 70 финиковых деревьев в Елиме () – 12 апостолов и 70 – источник и плод.

: Ропот сынов Израилевых.

Бог посылает перепелов и дает хлеб (). Манна небесная – чудесное промышление Божие и прообраз пришествия Христа, таинственного Небесного Хлеба.

: Постановление о субботе : “вышли в седьмый день собирать и не нашли” – о сегодняшнем соблюдении праздников.

: Вода из скалы в Рефидиме , – вода из скалы Хорив, – образ покаяния заблудшей души.

В V веке весь пустынный Синайский край был усеян скитами.

Монастырь святой Екатерины основан в VI веке. Благодаря заботам императора Юстиана он был хорошо благоустроен, построена колокольня (колокола позже, в XIX веке, подарены русскими) и величественный в своем убранстве храм Преображения (VI в.). Близ алтаря, с улицы, растет куст Неопалимой Купины – отростки древней. Зеленым куполом куст покрывает небольшое строение круглой формы.

На престоле алтаря храма находятся два ковчега с мощами святой великомученницы Екатерины – в одном ее глава, в другом ее кисть.

В крипте, под алтарем главного престола, указывают место, где явился пророку Моисею Господь в образе Неопалимой Купины: “И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает” (). Здесь услышал пророк глас Божий: “Аз есмь Сый (Сущий)” и повеление Его разуть обувь, ибо место сие свято. Все паломники испокон веков обязаны снять обувь, подходя к месту явления Неопалимой Купины.

Русский паломник игумен Варсонофий, посетивший Синай в 1461 году, замечает в своем описании путешествия, что если “кто забудет и войдет в церковь неразутым, то на него накладывается епитимия – три года босым ходить”.

В свое время игуменом монастыря был преподобный Иоанн Лествичник . Ныне глава преподобного Иоанна Лествичника находится в Метеоре, в монастыре (Греция). Пещера, где святой подвизался, находится в полутора часах езды от Синайского монастыря. Там он провел остаток жизни (после управления Синайской обителью) в полном уединении. Там построена церковь в его честь. Имеется источник воды, связанный с его именем.

В монастыре находится знаменитая Синайская библиотека, где в 1859 году ученый немец теолог Тишендорф в корзине для ненужных бумаг обнаружил древнейший Синайский кодекс Нового Завета (IV в.), купленный затем русским императором, но после революции 1917 года в 1934 году проданный на праздник Рождества Христова за бесценок (500.000 $) советским правительством Британскому музею.

В Синайской библиотеке уникальное собрание древних манускриптов, рукописей, в количестве 3500 единиц. Это собрание уступает лишь Ватиканскому музею рукописей. Рукописные книги имеются на древних языках: еврейском, персидском, сирийском, арабском, эфиопском, греческом, славянском и др.

Кроме прочего, В библиотеке находится копия грамоты Мухаммеда, заверенную его рукой в буквальном смысле, то есть отпечатком всей его кисти (он был неграмотным), благодаря которой, говорят, турки пощадили эту святую обитель.

Монастырь святой Екатерины состоит в юрисдикции Иерусалимского Патриарха, но в действительности он существует совершенно независимо.

Интересно, что на Синае встречается много камней с отпечатками мелких листочков ветвей – признаком совершившегося здесь ветхозаветного чуда, явленного Богом пророку Моисею в Неопалимой Купине (кусте). Сколько ни раскалывай такой камень, на внутренних стенках будут ясно видны ветви с листочками тернового куста. Такие камни более крупных размеров можно найти на спуске с горы. Побывавший на Синае один наш соотечественник в своих записках отметил это дивное явление, навеки запечатленное в недрах священного Хорива: “Здесь, на горе Моисея, прямо на камнях растут цветы. Да и сами камни необычные: на них отчетливо виден рисунок – зеленая веточка и мираж огня, словно куст продолжает гореть и не сгорать. Вся скала, на какие бы части ее не крошили, насквозь пронизана такими узорами, будто выполненными рукою художника-чудотворца”.

: Достижение Синая. Израиль у подножья горы Синай.

Освящение народа. Пост, предваряющий Завет, как необходимая подготовка к его восприятию ().

: Моисей пред Богом на горе Синай.

: Десять заповедей.

Законы Завета: о жертвеннике, о рабах, об убийстве, о телесных повреждениях, о собственности и другие (преступления, наказуемые , предписания любви к ближнему, законы о справедливости, закон о трех праздниках (Пасхи, Опресноков и Жатвы и другие) ().

: Обетования о земле Ханаанской .

: Завет заключается кровью.

: Моисей на горе Синай – “Я дам тебе скрижали каменные”.

Приношения для скинии, Ковчег Завета, Стол и хлеба предложения, семисвечник, скиния, завеса, медный жертвенник, двор скинии, устав богослужения (елей для светильника, одежды для священников, о посвящении священников, жертвенник кадильный, приношения Господу, медный умывальник, миро для священного помазания, фимиам .

: Ковчег Завета.

Золотой телец

Израиль нарушает Завет идолопоклонством:

Аарон делает золотого тельца ().

Моисей ходатайствует за народ на горе Синай ().

: Моисей уничтожает тельца и разбивает скрижали.

: Наказание идолопоклонников (ревность колена Левина ).

Второе ходатайство Моисея ().

Возобновление Завета ().

Дарование вторых скрижалей ().

Сооружение скинии

Святилище, как место особого присутствия Божия. Коренное отличие между золотым изваянием в виде тельца и построенной скинией.

: Слава Господня наполняет Скинию.

Книга ЛЕВИТ

Учреждение священства

Книга ЧИСЛА

Поход до земли Обетованной

Перепись всего народа по повелению Божию ().

Распределение колен в стане и их начальники ().

Правило о левитах ().

Законы и правила в стане ():

Удаление всего нечистого ().

Закон о возмещении убытков ().

Закон о ревности ().

Последние наставления перед отправлением в путь ():

: Повеление о светильниках и семи лампадах.

Повеление об очищении левитов ().

: О служении левитов.

: Предписание о праздновании Пасхи.

: Облако, покрывающее скинию.

Странствования от Синая до Моава ():

Отправление в путь: Ковчег Завета, как высшая святыня впереди стана.

Грехи Израиля:

: Ропот в Тавере .

: Воспоминание со сладостью во времена тягостей о оставленном Египте.

: Скорбь и Моисея о помощи.

: Божий ответ Моисею: семьдесят старейшин.

: Перепела и поражение язвой в Киброт-Гаттааве , – мясо перепелов, – смерть, как наказание за пресыщение на пути к свободе и помощь Божия, как награда за терпение.

: Моисей берет в жены Эфиоплянку. Мариам и Аарон упрекают Моисея. Господь защищает Моисея. Прообразовательное значение женитьбы Моисея.

: Проказа Мариам. Моисей молится о ее исцелении.

Двенадцать соглядатаев в земле Обетованной ():

Назначение соглядатаев ().

: Отправка соглядатаев.

Осмотр земли Обетованной ().

: Сообщение вернувшихся соглядатаев .

Неготовность израильтян в решительный момент истории, неверие в помощь Божию и, как результат, долголетние странствование по пустыне.

Восстание Израиля ():

–10а: Иисус Навин и Халев уговаривают народ.

10б-12: Гнев Господень.

: Ходатайство Моисея за народ.

: Суд Божий над Израилем за неверие, – решение о сорокалетнем странствовании (Иисус Навин и Халев вошли в землю Обетованную).

Поражение Израиля Амаликитянами и Хананеями ().

События сорокалетнего странствования

Пустыня – школа нравственного воспитания. Строгость наказания, приучающая к точному исполнению закона.

: Бунт Корея , Дафана и Авирона с притязанием на священство и строгое наказание Божие.

Ропот на Моисея и Аарона. Поражение в народе ().

: Расцветший жезл Аарона.

: Вода из скалы (Мерива ), – прообраз Христа Спасителя и, вместе с тем, ожившей грешной души.

: Грех Моисея и Аарона. Их наказание.

: Смерть Аарона.

: Ропот Израиля и ядовитые змеи. Медный змий , как символ будущего избавления (см. ).

: Пророчество Валаама о звезде от Иакова.

Книга ВТОРОЗАКОНИЕ

Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина

: Явление Господа Моисею и Иисусу Навину;

: Повеление Божие хранить книгу Закона с Ковчегом Завета.

: Благословение Моисеем каждого колена в отдельности. Особое благословение колена Левина.

: Смерть и погребение Моисея.

Жизнь Моисея явилась прообразом земной жизни Спасителя:

Как Моисей в раннем детстве спасается от гибели, так спасся от гибели в раннем детстве.

Имя Моисея означает “вынутый из воды”, что имеет прямую связь с Крещением Господним, перед началом Его общественного служения

Моисей согласился быть искупителем своего народа (), прообразовав тем самым Великую Искупительную Жертву Спасителя Мира.

И Моисей, и Христос были посредниками между Яхве и Израилем ().

Они ходатайствовали за грешников (; ).

Законодательство Моисея

Книга закона – в святой скинии. Моисеев закон, как образец справедливости (о книге Второзаконие).

Теократия

Домашнее задание

ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ – От переселения в Египет до вхождения в землю Обетованную

Повторить вопросы:

3 . Призвание Моисея при горе Хорив.

4 . Десять казней египетских.

5 . Исход. История установления Ветхозаветной пасхи.

6 . Переход через Чермное море.

7 . Странствование по пустыне до горы Синай.

8 . Синайское законодательство.

9 . Золотой телец.

10 . Строительство скинии. Учреждение священства.

11 . Поход до земли Обетованной.

12 . Двенадцать соглядатаев в Земле Обетованной.

13 . События сорокалетнего странствования по пустыне.

14 . Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина.

15 . Законодательство Моисея.

16 . Теократическая форма правления.

Контрольный опрос по периоду от переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную

1 . Кто такой Рамсес II и какие изменения в жизни израильтян произошли в связи с ним?

2 . Какой приказ был отдан повивальным бабкам от Фараона?

3 . Что означает имя Моисей?

4 . Из какого рода происходил Моисей?

5 . Как звали родителей Моисея?

6 . Как звали сестру и брата Моисея?

7 . Почему Моисей вынужден был бежать из Египта?

8 . Куда бежит Моисей?

9 . Как звали жену Моисея?

10 . Как звали сыновей Моисея?

11 . Рассказать о событиях Богоявления Моисею в Неопалимой Купине.

12 . Показать на карте место, где произошло богоявление Моисею.

13 . Объяснить: почему Неопалимая Купина является прообразом Пресвятой Богородицы?

14 . Дар каких чудотворений получает Моисей и каков их прообразовательный смысл?

15 . Что означает имя Аарон?

16 . К какому колену принадлежал Аарон?

17 . Перечислить десять казней Египетских.

18 . Объяснить прообразовательный смысл казней Египетских.

19 . Рассказать об установлении праздника Пасхи.

20 . Что означает слово “пасха”?

21 . Рассказать об исходе евреев из Египта.

22 . Показать на карте Чермное море.

23 . Рассказать о событии перехода народа Израильского через Чермное море.

24 . Объяснить прообразовательное значение событий перехода через Чермное море.

25 . Показать на карте гору Синай.

26 . Перечислить главные события странствования по пустыне народа Израильского из Египта до горы Синай.

27 . Что означает название местности Мерра?

28 . Показать на карте местность Мерра.

29 . Рассказать о событиях в Мерре.

30 . Объяснить прообразовательное значение событий в Мерре.

31 . Показать на карте местность Елим.

32 . Рассказать о событиях в Елиме.

33 . Объяснить прообразовательное значение событий в Елиме.

34 . Рассказать о чудесном насыщении перепелами.

35 . Что значит слово “манна”?

36 . Рассказать о манне небесной.

37 . Объяснить прообразовательное значение событий с манной небесной.

38 . Постановление Моисея о дне субботнем.

39 . Показать на карте местность Рефидим (Мериба).

40 . Рассказать о событиях в Рефидиме.

41 . Объяснить прообразовательное значение событий в Рефидиме.

42 . Кто такой Иофор?

43 . Какой совет дает Иофор Моисею?

44 . Какие события предшествовали получению Десяти Заповедей на горе Синай?

45 . Перечислить Десять Заповедей Ветхого Завета.

46 . : Десять Заповедей – наизусть.

47 . В какой книге и какой главе описаны события получением Моисеем Десяти Заповедей?

48 . Рассказать о Хананеях и земле Ханаанской.

49 . Рассказать о заключении Завета кровью.

50 . Ветхозаветное основание праздника Пятидесятницы. Как по еврейски назывался этот праздник?

51 . Что такое скрижаль?

52 . Что значат две скрижали в руках Моисея?

53 . Кто делает золотого тельца?

54 . Рассказать о колене Левином и о их роли в деле с золотым тельцом.

55 . : последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию – наизусть.

56 . Рассказать коротко о строительстве скинии.

57 . Перечислить события, происшедшие на пути Израиля от Синая до Моава.

58 . Рассказать о событиях в местечке Тавера.

59 . Что означает название местности Киброт-Гаттаава?

60 . Рассказать о событиях в Киброт-Гаттааве.

61 . Рассказать об упреках Мариам и Аарона Моисея.

62 . Объяснить прообразовательное значение первой и второй женитьбы Моисея.

63 . Рассказать о двенадцати соглядатаев в Земле Обетованной.

64 . Назвать имена соглядатаев, которые выступали за вхождение Израиля в Землю Обетованную.

65 . Что означает имя Иисус?

66 . В чем состоял суд Божий на Израиль за боязнь вхождения в Землю Обетованную?

67 . Какова причина сорокалетнего странствования по Синайской пустыне?

68 . Объяснить прообразовательное значение сорокалетнего странствования.

69 . Перечислить основные события сорокалетнего странствования.

70 . Что означает имя Корей?

71 . Кто такие Корей, Дафан и Авирон?

72 . Рассказать о событиях с Кореем.

73 . Где умирает сестра Моисея?

74 . Показать на карте место смерти сестры Моисея.

75 . Событие у скалы Мерива.

76 . Прообразовательный смысл событий у скалы Мерива.

77 . Показать на карте место смерти Аарона.

78 . Рассказать о событиях с медным змеем.

79 . Объяснить прообразовательное значение событий с медным змеем.

80 . Рассказать о событиях пророчества Валаама о звезде Иакова.

82 . Рассказать о последних наставлениях Моисеем народа перед его .

83 . Показать на карте место смерти Моисея.

84 . Моисей, как прообраз Спасителя мира.

85 . Что значит слово “теократия”?


March 13th, 2015 , 01:20 pm

Продолжаем исследование...

Праздник Песах и агнец Божий

Накануне последней "казни египетской" Бог объявляет весенний месяц авив - "месяц колосьев" (после вавилонского плена получивший у евреев аккадское название "нисан ", которое перешлое и в турецкий язык в значении "апрель") началом года, и устанавливает праздник Пасхи - Песах , закрепляя воспоминание об избавлении от рабства египетского и празднование избрания израильтян в "народ Божий", нового рождения. Время наступления этого месяца и праздника вычисляется по лунно-солнечному календарю , чтобы он всегда приходился на весну .

"Этот месяц прообразно связан и с воскресением Мессии. Здесь мы видим три события - природное, историческое и сверхъестественное. Один и тот же Божественный свет преломляется в трех зеркалах - природы, истории народа Божьего и жизни Христа. Поэтому далее все, что говорится о пасхальном агнце, которого нужно принести в жертву перед исходом из Египта, таинственно связано и с будущей судьбой Израиля, и с жизнью Иисуса. Уже в начальную пору Христианства пасхальный агнец был осмыслен и истолкован как прямой прообраз Мессии." (Щедровицкий)

Чтобы быть достойным избрания Божия, еврейский народ должен очиститься, единственным средством для чего в Ветхом Завете были жертвы. Жертвой начинается и в ней сосредоточивается пасхальное торжество. Жертвой праздника Пасхи служил агнец ; следовало приготовить его на огне с горькими травами (символом горечи, пережитых трудностей) и есть с пресным хлебом - опресноками (символом чистоты), разделив трапезу между всех членов семьи. В ночь перед последней казнью, поразившей египетских первенцев, все евреи должны были принести жертву - заколоть ягнят для пасхальной трапезы, и отметить их кровью двери своих домов как знак верности Богу.

"Итак, перед исходом необходимо очиститься, принеся жертву, ибо народ согрешил, отступив от заповедей Божьих, от заветов праотцев. Говоря об этой жертве и о том, что она прообразует жертву Мессии, мы должны вспомнить, что хотя в Библии многократно сказано о «жертве Господу», однако Бог, по самому определению Его сущности, ничего не получает от подобной жертвы. Господь говорит через псалмопевца: "Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?" (Пс. 49, 13) Вопрос сопровождается образным пояснением: "…Ибо Мои все звери в лесу и скот на тысяче гор… Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе…" (Пс. 49, 10-12).
Так, пользуясь человеческими понятиями, Бог объяснил народу, что жертвы нужны скорее самим людям, чем Ему. Ведь величайшая жертва была принесена Им Самим ради сотворения мира, а именно — самоограничение Божественного Духа, благодаря чему, образно говоря, «освободилось место» для вселенной, для множества живых существ, ее населяющих. Слово Божье, через которое вершилось творение... Человеческое тело существует для того, чтобы на земле была возможна в воплощенном состоянии духовная жизнь. Тело постоянно приносится в жертву духу и, истощая свои силы, дает духу возможность развития. И если мы скажем, что жертвоприношение агнца «необходимо» Самому Богу и что Иисус на Голгофе отдал себя в жертву ради Отца Небесного, мы не уразумеем смысла жертвы, "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего единородного, дабы всякий верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную." Значит, Бог Сам принес эту жертву: "…отдал сына Своего". Кому отдал? - Людям.

То же относится к агнцу в Египте, который был прообразом Иисуса (Агнца Божия ). Хотя он именуется «жертвой Господу», но принесена была эта жертва для людей, а не для Бога. Бог в жертве не нуждался, а нуждались люди - для спасения от ангела-губителя, поражавшего египетских первенцев.

Агнец избирался за пять дней до Пасхи (начинавшейся 15 Нисана), и этот день особо отмечен в жизни Иисуса: "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию…", а "на другой день", т. е. за пять дней до Пасхи - 10-го числа месяца Нисана - въехал он в Иерусалим верхом на осле. И именно 14 Нисана, как раз тогда, когда в Иерусалиме закалали пасхальных агнцев, Иисуса казнили.


(Агнец Божий, символ жертвы Христа)

Приближалась ночь Пасхи, в которую Сам Господь должен был пройти по земле Египетской, чтобы спасти всех верных Ему от гибели, несомой ангелом-губителем, посланным поразить всех первенцев, - "от первенца фараона, сидящего на престоле, до первенца раба, сидящего в темнице" . Но те дома, косяки которых были помечены кровью агнца, т. е. дома израильтян и богобоязненных, присоединившихся к ним сынов Египта, ангел-губитель должен был миновать .
Отсюда и происходит название "Пасха", по-древнееврейски "Песах" - от глагола "пасах" - «миновать / проходить мимо», а также «пощадить / избавить». Значит, Пасха есть избавление от гибели, спасение от смерти . Впоследствии, когда Христианство восторжествовало среди народов, говоривших по-гречески, слово «Песах» контаминировалось с греческим глаголом "пасхейн" - "терпеть / переносить / страдать", поскольку именно в пасхальные дни страдал, умер и воскрес Иисус." (Щедровицкий)

Итак, с тех пор евреям было заповедано каждый год праздновать Пасху (Песах , который празднуют иудеи и в наше время) в воспоминание о спасении от смерти и из египетского плена. Пасхальная жертва, агнец, стал прообразом жертвы Иисуса Христа, Мессии, приход которого ожидался и предсказывался на протяжении всей ветхозаветной истории; после распятия и воскресения Христа христиане стали праздновать Пасху в день Его воскрсения (а последняя пасхальная трапеза Христа и апостолов, "Тайная вечеря", стала прообразом Евхаристии). Христианская Пасха должна праздноваться всегда после иудейского Песах (соотвтетственно логике событий); например, в 2015 году Песах празднуется 4 апреля, католическая Пасха 5 апреля, православная - 12 апреля.

О значении приношения жертвы

Эта тема сложна и непонятна для нас, но ее важно понять, исходя из мировосприятия людей Древнего мира... Потому что с ней связано все в Библии, и главное - история Христа, ее смысл. Поэтому - читать:

"Моисей является освободителем, и Христос — Освободитель рода человеческого. Конечно, такая параллель еще недостаточна, но если взять рассказ из жизни Моисея и как бы перекинуть его в эпоху Христа, то мы можем видеть следующее. Еврейский народ пришел в Египет свободным. Через несколько столетий он оказался в рабстве у местных жителей, и евреи тосковали по времени, по дню, когда Бог их выпустит на свободу, то есть даст им возможность быть самими собой, не быть порабощенными. И вот в какой-то день встал в среде этого народа Моисей, человек, который был одним из них — и вырос в какую-то новую меру своего сознания, в такую, что мог узнать Бога, как никто из его современников среди евреев не узнавал. Об этом говорит рассказ о купине неопалимой (Исх. 3и сл.). Находясь в пустыне, Моисей вдруг увидел куст, который горел и не сгорал. Когда Моисей подошел, голос сказал ему: сними обувь, потому что земля, по которой ты ходишь, священна... Она священна тем, что в сердцевине этого пространства горит куст Божественным огнем. Куст оставался кустом, и вместе с тем горел, как огонь. Это было первое откровение Моисею того, что представляет Собой Бог. Бог является пламенем, огнем, который все может превратить в то, что Он Сам представляет Собой. Апостол Петр много столетий спустя говорил о том, что мы призваны все стать «причастниками Божественной природы» (2 Пет 1:4), все мы призваны стать как бы «купиной неопалимой», — каждый из нас в отдельности и все мы вместе. И узнав Бога таким, каким Моисей Его теперь видел: как огонь, который не поедает, а преображает свою тварь, — он вернулся к своему народу, взглянул на то, что происходило, и услышал голос Божий: выведи этот народ... И Моисей вывел еврейский народ из плена...

Почему Бог выбрал именно Моисея? Он его призвал, Он ему сказал: тебе идти, тебе выводить народ... Моисей даже сопротивлялся, говорил: я не могу, я заикаюсь, не мне идти... Он не хотел идти, он нехотя пошел на это. Почему Бог его выбрал и почему Моисей все-таки послушался?

Тут, мне кажется, очень важная черта всей истории Ветхого, Нового Завета, я бы даже сказал — всего человечества. Научные открытия, литературные произведения — это плод человеческого гения и одаренности; но решающее действие очень часто производится людьми как будто заурядными, которые ничем не отличаются, но у них горит сердце, у них непреклонная воля и они верят во что-то большее того, чем живут все окружающие. Если вы подумаете о разных преобразованиях, которые происходили в течение всей истории человечества, то увидите, что эти преобразования совершали не обязательно гении, а люди, у которых было чистое сердце и видение.

И вот Моисей оказался таким человеком, причем у него были именно те свойства, которые как будто делали его неспособным на это: он был гугнивый, то есть заикался, он ничем особенно не выдавался. Но он встретил Бога лицом к лицу; и бросив взор на своих единоплеменников, увидел в них то, что они собой представляли: народ, призванный к свободе, к творчеству, народ, кому предначертано быть почвой, из которой родится будущее человечества. И Моисей нашел в себе — не силы, а послушливость, он отдал свою волю Богу. И когда между Богом и Моисеем шла речь о том, что он должен вывести евреев из плена, он замечательно сказал Богу: но Ты с нами пойдешь? если Ты с нами не пойдешь, нам идти незачем... Он знал, что речь идет не о том, чтобы высвободиться из плена и создать новую гражданскую родину, а о том, чтобы стать Божиим народом и создать такое Царство, где бы царствовал Бог, где все были бы Божиими слугами, Божиими священниками, богопочитателями. Это и делает Моисея великим.

И если опять-таки в этом отношении говорить о параллели, которую святые Отцы устанавливали между Моисеем и Спасителем, некоторое сходство есть. Спаситель земли не был царем, не был вельможей, не был властителем. Он был неизвестным Человеком из Назарета. С точки зрения людей за этим ничего не стояло. Да, Он был Богом, ставшим Человеком, но в глазах Своих современников Он был одним из них; и немудрено поэтому, что Нафанаил, когда ему сказали, что в лице Иисуса Христа ученики нашли Спасителя, Христа, Мессию, возразил: может ли что хорошее выйти из Назарета? (Ин. 1:46). Кана Галилейская, где жил Нафанаил, на расстоянии нескольких километров от Назарета. Что бы вы сказали, если бы вам кто-то заявил, что живущий на расстоянии нескольких километров молодой человек, которого вы знали чуть ли не с детства, оказывается — Сын Божий Воплощенный?..

И вот в этом некоторая параллель. Это было невозможно; выбран был такой человек, который был бы послушен Богу до конца, а не выделялся какими-либо земными особенностями. Всякий, кто его видел, мог узнать себя в нем. Никто не мог сказать: ну да, тебе-то хорошо, ты вельможа, ты богат, ты знатен!.. Всякий мог сказать: да ведь Он один из нас, Он — как все, и посмотри, что Он нам говорит: Он нам говорит, что мы призваны быть свободными! За таким человеком можно пойти."

Исход и расступившиеся воды "Чермного моря"

Но вернемся к событиям Исхода. Потерявший сына фараон, наконец, отпускает евреев; к ним также присоединяются некоторые египтяне (и представители других народов), поверившие во Всевышнего Бога и пожелавшие уйти за Ним; всего шестьсот тысяч мужчин, не считая женщин и детей, всего около трех миллионов человек.

В "Принце Египта" именно в этот момент звучит песня When You Believe :

В песне есть фрагмент на еврейском языке; на слух я опознала только слово "Адонай ", "Господь".

A-shir-ra a-do-nai ki ga-oh ga-ah (I will sing to the Lord for He has triumphed gloriously) / Пою Господу, ибо Он высоко превознесся
Mi-cha-mo-cha ba-e-lim adonai (Who is like You, oh Lord, among the celestials) / Кто, как Ты, Господи, между богами? (светилами)
Mi-cha-mo-cha ne-dar-ba-ko-desh (Who is like You, majestic in holiness) / Кто, как Ты, величествен святостью
Na-chi-tah v"-chas-d"-cha am zu ga-al-ta (In Your love, You lead the people You redeemed) / Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил

Это не что иное, как строки из Исх.15, благодарственного гимна спасшихся евреев (который они пели несколько позже - уже после перехода через море); это первое произведение подобного рода, встречающееся в тексте Библии (его строки вошли в канон , который поется во время православного богослужения - одна из "Девяти песней Священного писания ").

Хотя фараон сам же отпустил евреев из рабства, спустя несколько дней он в приступе безумного гнева бросился за ними в погоню с войском на колесницах. "Современному человеку, которому не нужно буквально выходить из египетского рабства, приходится тем не менее спасаться от злого начала - «фараона». Все, что написано в Книге Исход, это «образы для нас» - для тех, кто совершает исход из царства греха после «совершения Пасхи» , т. е. принятия Голгофской жертвы Агнца Нового завета - Иисуса. А именно: пройдя после «исхода» какой-то отрезок пути, человек чувствует, что за ним начинается погоня. «Царь египетский» , т. е. злое начало, которое царствовало в нашем внутреннем мире до тех пор, пока мы не вышли из-под его власти, словно бы замышляет: "…Погонюсь, настигну, разделю добычу…" . «Фараон» рассуждает как бы следующим образом: «Да, этот человек освободился, ускользнул из-под моей власти, но я еще могу, взяв все свои колесницы - искушения, соблазны, все страшные угрозы и „неопровержимые” доводы,— догнать его и вернуть». " (Щедровицкий)

Бог, присутствующий с израильтянами со дня их исхода из Египта в виде "столпа облачного днем и столпа огенного ночью" заграждает их от египетского войска, а затем происходит еще более потрясающее чудо - в отчаянный момент, когда израильтяне оказались "запертыми" фараоновым войском на берегу моря - по велению Бога и мановению посоха Моисея, расступаются воды - и все израильтяне посуху переходят на другой берег - а египтяне, преследуя их, наоборот, смываются вернувшейся водой...


Пардон, не так картинка:) Вот:

Образ этого чудесного перехода евреев через море христиане сравнивают с крещением : например, вот слова апостола Павла: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море…" (облако - "столп облачный", в образе которого Бог вел свой народ из Египта).

"Что происходит с нами, когда мы принимаем от Бога обетованное крещение в символических «водах Чермного моря»? В этом «море» гибнет «фараон со всем воинством своим», если только мы с полной верой переходим на другой берег посуху. «Гибнет» - т. е. не имеет уже власти над нами, становится бессильным по отношению к нам и рассматривается нами как «мертвый». Многие прежние искушения, соблазны, злые предзнаменования теряют теперь власть над уверовавшим человеком, как и фараон потерял власть над израильтянами и утонул вместе со своим воинством." (Щедровицкий)

А о каком же море идет речь?

Кстати, что это было за море - Чермное ? Обычно под ним подразумевают Красное море; другие варианты - Суэцкий залив, залив Акаба, либо озера на Суэцком перешейке.

Вот, к примеру, версия в пользу озера на севере Египта, в районе дельты Нила: onmounty.blog.tut.by/archives/595

В зависимости от местоположения этого моря или водоема определяется и расположение горы Хорив, она же Синай (у подножия которой - , а на вершине которой будут даны Моисею и его народу Десять заповедей - о чем речь пойдет в следующем посте), и всего маршрута странствия евреев по пустыне.

На этой карте Чермное море представлено как озеро на средиземноморском побережье; гора Хорив - на Синайском полуострове.

Другой вариант: Чермное море здесь - Суэцкий залив Красного моря. В остальном маршрут показан почти также.

Существует альтернативная версия местонахождения этой горы, переносящая ее с Синайского полуострова на другой берег залива Акаба. Тогда выходит, что Чермное море - это залив Акаба:

Из нее следует, что место перехода через море - коралловый риф в проливе Тиран в начале залива Акаба: предполагается, что в период отлива теоретически можно было перейти по нему на другой береги оказаться в Аравии:

Современная карта региона:

Гора Синай

Так где же все-таки находится та самая гора Моисея - Джабал Муса, она же Хорив и Синай? На Синайском полуострове или на Аравийском?..

В настоящее время активно поддерживается традиционная версия в пользу Синайского полуострова: встреча рассвета на горе Синай - популярная экскурсия для туристов с курортов Шарм-эль-Шейха. К тому же, паломничество к вершине горы - древняя христианская традиция: "От монастыря Св.Екатерины на вершину идут две тропы: короткая и длинная, они соединяются недалеко от вершины. Короткая тропа гораздо более крутая и трудная, это традиционный монашеский и паломнический путь. Он насчитывает примерно 3100 ступеней, и пройти по нему можно только пешком в дневное время, причем он ведет непосредственно мимо церкви пророка Илии и часовни Богородицы.
Длинная тропа более пологая и позволяет проехать почти до вершины на верблюде, которых предлагают желающим местные бедуины. Вдоль длинной тропы устроены палатки для отдыха, где продаются горячие напитки и сладости и предлагаются одеяла.

Нынешняя практика подниматься на гору ночью, чтобы встретить восход солнца, недавнего происхождения, является продуктом туристической индустрии. В этом случае паломнику предпочтительнее подниматься ночью по длинной, а спускаться уже в светлое время по короткой тропе. Но здесь надо правильно рассчитать свои силы, потому что спуск по короткой, как и подъём, труднее, чем по длинной." (Гора Синай на википедии)

Я была в Шарм-эль-Шейхе, но кратко и по работе, и не видела ни чудес коралловых рифов, ни египетских древностей, ни горы Моисея, ни монастыря св. Екатерины - но очень хочу все это увидеть, конечно, и на эту гору взобраться к рассвету...

А что, если это не та гора?.. может ли место явления людям Десяти Заповедей и Скрижалей Завета находиться совсем в другой части Синая, а то и вовсе не на полуострове... а где? в Эритрее? в израильской пустыне Негев? или на территории современной Саудовской Аравии ? В пользу Аравии имеются особенно убедительные доказательства: "земля Мадиам", куда бежал в юности Моисей, находилась в Сирийско-Аравийской пустыне (а не на Синае; впрочем, могли ли мадиамцы туда прикочевать для разнообразия?); в Акабском заливе были найдены обломки египетских боевых колесниц - предположительно, останки затонувшего войска фараона... Подробнее об этом читать тут: Экспедиция на неизвестный Синай. Ч.1 и Ч.2 .

В конце статьи автор (протоиерей Олег Скнарь) формулирует главное: "Завершая наш экскурс, посвященный локализации библейской горы Синай, очень важно сделать следующий вывод: не физическое и не географическое место горы Богооткровения способно установить гармонию как во внутреннем мире каждого, так и в отношениях между людьми, а именно воплощение в жизнь Божественного принципа (1956) и "Моисей. Вождь-освободитель" (1995) с Беном Кингсли в роли Моисея; пока не смотрела, но собираюсь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.