Гиперактивность у мальчика 2 лет симптомы. Остеопатические методы лечения

Наверное, нет другого такого состояния, которое вызывало бы столько споров и сомнений у врачей, родителей и психологов, как гиперактивность. Одни утверждают, что проблема надумана и ее на самом деле не существует, другие же считают, что невыявленная и некорректированная в детстве гиперактивность грозит карьерному росту, социальной адаптации, личным отношениям человека в будущем.

Кто из них прав, какой он гиперактивный ребенок, что делать в случае, если вашему малышу врач поставил такое заключение, поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Большинство родителей, которые когда-либо слышали про детскую гиперактивность, на самом деле довольно туманно представляют, о чем идет речь, порой вкладывая в это понятие не медицинский, а бытовой смысл. Поэтому, прежде всего, разберемся с терминами.

Гиперактивность, или двигательная расторможенность – это состояние нервной системы ребенка, при котором процессы возбуждения в головном мозге происходят активнее, чем у обычных детей. Другими словами, клетки мозга постоянно генерируют нервные импульсы, которые просто не дают малышу усидеть на месте.

Поэтому гиперактивный ребенок это не просто очень подвижный, непослушный, капризный или невнимательный хулиган, как привыкли думать многие мамочки, а малыш, в поведении которого невропатолог (и только он!) усмотрел отклонения. Наличие гиперактивности у ребенка может быть установлено в любом возрасте.

Не следует путать гиперактивность у детей грудного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является расстройством психического развития и может быть выявлен не ранее 3-4 летнего возраста.

Гиперактивный и активный: в чем разница

Здоровый малыш по своей природе всегда полон энергии, подвижен, упрям и даже капризен. Эти качества помогают ему познавать окружающий мир и свое место в нем. Поэтому так трудно бывает отличить двигательную расторможенность от особенностей характера. Однако есть некоторые отправные точки, которые могут побудить родителей более внимательно отнестись к поведению своего чада.

Гиперактивные груднички – какие они?

Чаще всего такие малыши хорошо развиты физически. Они раньше сверстников учатся сидеть, ползать, ходить. Им трудно усидеть на месте, их день проходит в движении. Малыши неутомимы и бесстрашны настолько, что часто падают с мебели, пеленальных столиков, раскрытых окон.

Они как-будто не умеют уставать. Даже когда силы на исходе, гиперактивный ребенок будет продолжать движение, сопровождая его плачем, истериками, капризами. Остановить его может только мамочка, вовремя взяв на руки.

Такие детки очень мало спят, чем поражают родных и близких. 2-3 месячные малыши могут бодрствовать по 4-5 часов кряду, в то время как их сверстники делят день между маминой грудью и сном.

Они очень чутко спят, просыпаясь от малейшего шума, а потом долго не могут заснуть. Легко привыкают к укачиванию.

Обстановка, полная звуков, незнакомых лиц, яркого света (приход гостей или поход в поликлинику) приводит гиперактивных малышей к настоящей эйфории, заставляя удваивать свои проделки.

Такие малыши любят игрушки, но редко подолгу играют с ними. Их легко чем-то заинтересовать, но трудно увлечь. Интерес к новой игрушке или игре пропадает через несколько минут.

Гиперактивные дети очень привязаны к маме и редко хорошо ладят с чужими. Они подвержены приступам гнева, кидаются игрушками, кусаются, дерутся. Кроме того, малыши ревнивы, конфликтные ситуации решают с помощью слез и рева.

Как не ошибиться?

Поскольку у малышей первого года жизни еще недостаточно хорошо развита речь и другие способы общения, то родители часто напрасно беспокоятся, принимая возрастную жизнерадостность за гиперактивность. Есть несколько отличительных особенностей подвижного здорового малыша от гиперактивного. Темпераментные здоровые дети, как правило:

  • много двигаются, но устав, предпочитают полежать или посидеть;
  • хорошо засыпают, длительность дневного и ночного сна соответствует возрасту;
  • спокойно спят ночью;
  • хорошо развито чувство страха, запоминают опасные действия и ситуации и стараются их избегать;
  • легко отвлекаемы во время капризов и истерик;
  • рано начинают осознавать слово «нельзя»;
  • во время капризов неагрессивны;
  • имеют темпераментных маму или папу.

Особо хочется остановиться на последнем пункте. В отличие от других, его надо умело применять. Очень часто в гиперактивности «подозревают» своего малыша мамы и папы, не обладающие огненным темпераментом. Срабатывает логическая связь: у спокойных родителей не может родиться ребенок-шалун. Ситуацию усугубляют бабушки и дедушки с обеих сторон, удивленно говорящие: «да в кого он такой уродился», «мои дети всегда были ниже травы, тише воды».

Это неправильный подход. Генетика – сложная наука, и в ребенке могут «сыграть» гены, которые не проявили себя у мамы и папы.

Поэтому всем спокойным мамочкам, еще раз хочется посоветовать: прежде чем обращать за помощью к невропатологу, проанализируйте, чем малыш вас «беспокоит». Он несносен, раздражает своей подвижностью, любопытством и совсем непохож на вас по характеру, или же он действительно неудержим при всем вашем понимании детской природы.

Кто виноват?

Гиперактивность ребенка всегда имеет под собой физическую причину, то есть изменения в работе нервных клеток головного мозга. Такое может возникнуть, если:

  • малыш родился через кесарево сечение;
  • роды были трудными, длительными, сопровождались наложением акушерских щипцов;
  • ребенок родился сильно недоношенным или маловесным;
  • произошел сбой при закладке нервной системы во внутриутробном периоде по причине перенесенного гриппа, простуды, под действием неблагоприятных факторов окружающей среды, вредных привычек;
  • имеется наследственная предрасположенность, то есть ближайшие родственники страдали в детстве гиперактивностью.

Вылечить нельзя, можно помочь

Если у вас гиперактивный ребенок, что делать, чтобы ему помочь? Самое главное, необходимо понять, что гиперактивность – это не болезнь, а тип поведения, который зависит от особенностей нервной системы вашего малыша. То есть ее нельзя вылечить в широком понимании этого слова, но можно взять под контроль таким образом, чтобы это состояние успешно «изрослось» и не перешло во взрослую жизнь.

Лечение гиперактивности заключается в последовательном освоении следующих этапов:

  • Психологическая подготовка родителей;
  • Воспитательные подходы к малышу;
  • Режим дня.

Психологическая подготовка родителей

Наверное, самый важный этап. Ведь от его успешности зависит то, как гладко пойдут следующие.

Родителям необходимо твердо усвоить:

  • гиперактивность – НЕ БОЛЕЗНЬ, а личное качество малыша;
  • ребенок не сознательно хулиганит и причиняет им беспокойство, просто, так работает его нервная система;
  • в случившемся нет ничьей вины;
  • необходимо принять ребенка таким, какой он есть - озорник, «живчик», капризный и ревнивый, но горячо любящий маму и папу;
  • гиперактивность у грудничков при правильном подходе не оказывает отрицательного влияния на физическое и психическое развитие в будущем;
  • малыш не обязан быть похож в своем поведении на сына Марии Ивановны или дочку Елены Сергеевны, какими бы хорошими они ни были. Также он может действовать совсем иначе, чем мама и папа в его возрасте. Маленький человек – большая личность и имеет право на индивидуальность, пусть даже через гиперактивность.

Некоторые из этих пунктов выполнить непросто. Но если родители их примут, то можно считать, что гиперактивность ребенка взята под контроль наполовину.

Особое слово хочется сказать мамам и папам, обладающим «гиперактивным» характером. Если ваш темперамент горяч, как арабский жеребец, то пришло время взять его под узду. Спокойствие, заранее составленный план-программа на день, отсутствие неожиданностей помогут не только создать благоприятную обстановку для гиперактивного малыша, но улучшат общий эмоциональный фон в семье.

Воспитательные подходы к малышу

Гиперактивный ребенок, как никто другой, нуждается в поддержке мамы и папы. Ведь его нервная система очень ранима и легко истощается. Поэтому необходимо сделать так, чтобы ребенок часто не расстраивался. Это не означает потакательство всем капризам. Просто необходимо ограждать малыша от негативных эмоций: не оставляйте его плакать подолгу, не запирайте в комнате в виде наказания, прерывайте его рев и истерику сразу, как только они начались. Лучше всего отвлечь малыша игрушкой, взять на руки, выйти на балкон или подойти к окну.

Не ругайте ребенка и вините его, он еще настолько мал, что не может оправдаться и сказать о любви к вам.

Хвалите, целуйте и поощряйте малыша в любом возрасте. Грудной ребенок может не понимать слов, но одобрительный тон будет ему лучшей наградой.

Найдите золотую середину между строгостью и попустительством. Малыш должен постепенно начать понимать слово «нельзя».

Необходимо оберегать ребенка от слишком шумной среды. Например, незнакомых гостей, толпы, общественного транспорта. Это не значит – держать его в изоляции, но следует помнить, что торговый центр и вечеринка у друзей – неподходящее место для гиперактивного шалуна. А вот прогулка в парке, на детской площадке, семейный выезд на пикник – хороший повод выплеснуть энергию без вреда себе и окружающим.

Будьте всегда готовы помочь крохе, когда у него что-то не получается. Гиперактивные детки очень чувствительны к неудачам и сразу расстраиваются, если цель не достигнута с первого раза. Добивайтесь ее вместе, спокойно и мудро поддерживайте малыша в его подвигах.

Режим дня

Лучше всего с проявлениями гиперактивности у ребенка справиться режим дня . Он не только приводит в равновесие нервные процессы, но и дисциплинирует родителей.

Лучше всего, если часы утреннего пробуждения и отхода ко сну будут одними и теми же каждый день. Это позволит тренировать нервную систему малыша и выработать собственный ритм.

Большую роль в формировании спокойного сна играет «вечерний ритуал», который повторяется каждый день и состоит из одинаковых действий. Это научит организм малыша готовиться ко сну. Он может быть, например, таким «ванна-колыбельная-сон у груди-переход в кроватку» или, если вы не привыкли купать ребенка каждый день или ванна, наоборот, действует возбуждающе, то «переодевание в пижаму-колыбельная-грудное кормление или бутылочка со смесью-сон в собственной кроватке».

Следует ограничить подвижные игры за 1 час до отхода ко сну.

Кровать малыша до года лучше располагать в той же комнате, где спят родители. Гиперактивные детки часто просыпаются по ночам, мучимые тревожными снами. Ласкового голоса мамы, которая рядом, бывает достаточно для того, чтобы успокоиться.

В комнате, в которой малыш проводит большую часть времени, не должен быть включен телевизор или радио. Яркие цвета, музыка, постоянно меняющиеся картинки на экране растормаживают нервную систему. Если детская комната оформлена яркими картинками – наклейками, постерами, большими игрушками, их следует убрать. Грудной малыш все равно не понимает их смысл, а яркие пятна действуют возбуждающе на нервную систему.

Люстра и лампы в детской комнате должны быть из матового стекла, которое мягко рассеивает свет и не дает будоражащих бликов.

Гиперактивные дети должны непременно расходовать энергию. Этому поможет гимнастика, массаж, подвижные игры. Следует строго следить за продолжительностью активных игр. Гиперактивные детки не чувствуют усталости и не могут сами остановиться. Поэтому в зависимости от возраста периоды подвижных игр необходимо чередовать со спокойными.

Заключительное слово

Дорогие родители, ваш малыш – это чудо, каким бы он ни был. Поэтому вместо того чтобы задаваться вопросом «у меня гиперактивный ребенок, что делать теперь и как жить с эти дальше», постарайтесь вместе с ним спокойно и мудро пережить этот сложный период становления маленькой личности.

Если в семье гиперактивный ребенок, признаки нарушений неврологическо-поведенческого характера всегда налицо. Дети постоянно более активны, чем взрослые. Но некоторые дети чрезвычайно активны. В практической медицине их диагноз звучит как СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Если в семье живет такой ребенок, возникает много проблем. Многие родители хотели бы знать о том, является гиперактивность у детей болезнью либо проявлением особенностей характера.

Причины возникновения синдрома гиперактивности

Медицинский аспект проблемы: в основе этого состояния лежат минимальные мозговые дисфункции. Гиперактивность у детей является медицинским понятием. Она возникает, если ребенок родился, пережив асфиксию, стимуляцию, кесарево сечение во время родов либо он получил при этом какие-либо незначительные травмы. Его мозг как будто здоров, не имеет явных серьезных повреждений, но имеются минимальные нарушения. Поэтому в его нервной системе вместо равновесия процессов торможения и возбуждения преобладают последние. Дети легко возбуждаются. Но такой ребенок не способен остановиться в нужный момент.

Считается, что причиной этого синдрома как болезни является дефицит определенных гормонов, которые вырабатываются только тогда, когда ребенок находится в движении. Когда такой малыш находится в состоянии покоя, он себя плохо чувствует. Поэтому он вынужден все время бегать и что-то делать. Симптомы гиперактивности нередко проявляются еще до года. Гиперактивные дети очень беспокойны, много кричат.

СДВГ имеет различную степень проявления

Гиперактивность ребенка легкой степени отмечается у немного нервных эмоциональных малышей. Их отличают ускоренный темп речи, очень резкие движения. Они нормально адаптированы в обществе. Такие дети любят учиться, они очень сообразительны. Эти ученики интеллектуально более одаренные, чем другие, имеют быстрое мышление. Школьники легко загораются, увлекаются, мыслят быстро. Но нередко у них возникают серьезные проблемы с дисциплиной. Ребенок с высокой степенью гиперактивности зачастую не может сосредоточиться. Когда с ним кто-то разговаривает, малыш отворачивается, что-то крутит и ковыряет, ерзает и дергается. Что делать, когда ребенок так себя ведет?

Психологический аспект проблемы

Наука трактует СДВГ как недостаток самоконтроля, синдром нарушения внимания. Для этого синдрома характерны специфические проявления.

Показатели гиперактивности

Многие родители склонны утрировать проблемы. Они считают нормальных живых ребятишек гиперактивными. Однако СДВГ имеет четкие признаки.

Можно легко определить наличие этого синдрома у малыша:

  1. Он постоянно в движении. Дети непрерывно ерзают, бегают, прищемляют пальцы дверью, ударяются головой о дверные косяки. Они беспрестанно перемещаются, все время что-то делают.
  2. Ребенок гиперактивный отличается импульсивностью. Он не сдерживает своих порывов. Его сложно удержать на месте, он беспрестанно совершает необдуманные поступки.
  3. Когда взрослые разговаривают с ним, малыш не способен выслушать их. Вследствие чрезмерной двигательной активности ему обязательно нужно непрерывно совершать какие-то действия.
  4. Слова другого человека он практически не воспринимает. Ребенок не замечает окружающих, то и дело витает в мире грез, предается своим мечтам.
  5. Мелкая моторика обычно страдает у гиперактивных детей дошкольного возраста. Малышу очень сложно выполнять скрупулезные точные действия, рисовать мелкие детали, раскрашивать красками картинку, не выступая за контур. Они не могут застегнуть пуговицы, завязать шнурки.
  6. У такого ребенка в школе во всем проявляется дефицит внимания. У этого школьника мысли обгоняют действия. В его тетради часто слова начинаются со второй либо третьей буквы. Нередко у них нет концовки, не дописаны буквы и слова. Тетради у них рваные, записи многократно перечеркнуты. В тетрадях таких учеников чаще всего появляются описки. При проверке эти школьники обычно невнимательны. Они не видят недочетов, которые допустили при написании текста.

Природа поведенческих проблем

Чрезмерная активность как болезнь: симптомы гиперактивности у детей — это проявление пограничного состояния, а не патологии. У таких детей к природной подвижности присоединяются еще какие-либо неврологические симптомы.

  1. Поскольку функция торможения развита слабее, чем функция возбуждения, у младенцев, имеющих симптомы гиперактивности, хуже формируются различные жизненные циклы. Чрезмерное возбуждение отражается на всех сферах жизнедеятельности таких детей. У них нередко отмечаются речевые нарушения, энурез, нервный тик.
  2. Для них характерно истеричное поведение. Достаточно какого-либо минимального повода, и у них начинается неконтролируемая поведенческая реакция. Все эмоции проявляются у них очень бурно. Они сопровождаются громким плачем, энергичной жестикуляцией, взвизгиваниями, причитаниями, выкриками.
  3. Малышам, имеющим симптомы гиперактивности, трудно поддерживать режим. После шумной игры они не могут заснуть.

Без помощи медицинских специалистов, психологов неугомонный ребенок не в состоянии быть нормальным членом коллектива, полноценно жить. У него возникают конфликты в общении со сверстниками, он не может учиться, не реагирует ни на какие уговоры.

Что делать, если ребенок имеет признаки гиперактивности?

Этой проблемой неугомонных детей профессионально занимаются детские психиатры и психологи. Родителям нужно обращаться за помощью к этим специалистам.

Гиперактивность как особенность характера личности: иногда симптомы гиперактивности появляются под воздействием определенных неблагоприятных жизненных условий. Нелюбимый ребенок постоянно чувствует, что родители его отвергают. Поэтому он имеет психические нарушения, живет в состоянии длительной тревоги, в ожидании надвигающейся опасности. Малыш отличается двигательной расторможенностью, невнимательностью, непоседливостью. Поэтому специалисты считают этот режим жизнедеятельности ребенка проявлением пограничного состояния на грани болезни и здоровья.

Гиперактивность у детей является особенностью характера, если их неправильно воспитывают. Необходимо ограничение их желаний, поступков и потребностей.

Такой ребенок способен быть полноправным членом общества. Он может нормально развиваться. Такая особенность не мешает ребенку общаться со сверстниками.

Воспитание беспокойного ребенка с признаками СДВГ

Если в семье растет гиперактивный ребенок, что делать?

Педагогические правила для родителей гиперактивных детей:

  1. Этот ребенок является очень активным непоседой. Ему очень трудно воспринимать сложные задания. Потому они должны быть простыми, конкретными и поэтапными.
  2. Но сначала нужно установить с ним контакт. Ласково прикоснувшись к малышу, стоит посмотреть ему в глаза, сказать приятные слова, обращаясь к нему. Все, что может помешать контакту с ним, нужно убрать. Телевизор, музыка, игрушки будут отвлекать малыша от общения с вами. Другие люди не должны быть раздражающим фактором.
  3. Нужно выработать правила поведения ребенка, которые всегда должны оставаться постоянными.

Что делать родителям гиперактивного ребенка

Если родители подозревают у своего ребенка синдром гиперактивности, нужно обращаться к врачам . Если синдром имеет биологическую природу, именно с этого стоит начинать решение проблемы. Необходимы консультации со специалистом. Невропатолог, психолог могут дать рекомендации родителям. В этой пограничной области работают детские нейропсихологи. Они владеют специфическими методиками диагностики, которые отличаются от медицинских диагностических исследований. С их помощью можно выявить причины гиперактивности у детей.

Если появился СДВГ, такой ребенок нуждается в поддерживающей терапии. Детский нейропсихолог может предложить родителям необходимую индивидуальную коррекционную программу. Специалист может рекомендовать лекарственные препараты, гомеопатию, успокаивающие травы. Их применение поможет привести в норму нарушенные функции организма маленького пациента. Симптомы гиперактивности будут менее выраженными, если соблюдать правильный гигиенический режим. Следует хорошо организовать день малыша, чтобы дать ему возможность израсходовать свою неуемную энергию. Важно, чтобы у него была физическая усталость. Чрезмерная активность малыша должна прекратиться за 2 часа до сна.

Малышам с гиперактивностью необходима достаточная физическая нагрузка. Им нужно заниматься подвижными играми, много прыгать, бегать. Но нельзя допускать появления нервной, интеллектуальной усталости. Перед сном очень полезно принять душ или ванну. Крайне важны ритуалы. Спокойная музыка, чтение сказки, тихая беседа предрасполагают к засыпанию, расслаблению, успокоению.

Гиперактивные дети сложнее остальных во всем. Этот малыш всегда активен. Таких детей труднее воспитывать.

Лечение гиперактивности может быть успешным.

Для этого ребенку в первую очередь нужно чувствовать любовь родителей, ощущение комфорта в семье.

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?


Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности , который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.


СДВГ - синдром избыточной импульсивности, гиперактивности и стабильной невнимательности

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.


Признаки гиперактивности чаще наблюдаются у детей 4-5 лет

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

У детей с СДВГ наблюдается рассеяность внимания

Гиперактивным детям сложно выполнять задания, которые требуют умственного напряжения

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.


Если малыш часто капризный, бурно реагирует на новую обстановку, мало спит и трудно засыпает, это может стать первыми признаками СДВГ

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:



Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.


СДВГ может возникнуть при сложных родах, нарушенном внутриутробном развитии или передаться по наследству

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.


Обнаружив некоторые признаки гиперактивности у своего ребенка, обратитесь к специалисту неоткладывая эту проблему на потом

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.


Лечение СДВГ проходит не только медикаментозно, но и под наблюдение психиатра

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.


  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Эти дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Что это – результат плохого воспитания или отклонения в психике ребенка? Зачастую ответить на этот вопрос затрудняются даже специалисты. Не исключено, что у ребёнка заболевание, в основе которого лежит минимальная мозговая дисфункция – нарушение функциональной деятельности отдельных подкорковых структур и участков коры головного мозга. Так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью, имеющий во врачебной практике сокращенное название СДВГ.
Масштабы проблемы

Изучением гиперактивности учёные и специалисты многих стран занимались уже давно. Однако, мировая общественность забила тревогу тогда, когда накопленные данные научных исследований показали её масштабы и социальную значимость.

Статистика свидетельствует, что СДВГ среди детей школьного возраста распространён повсеместно. Процентное соотношение количества гиперактивных детей к общему их количеству в различных странах значительно отличается, однако, находится в диапазоне 1-18% в популяции. Разброс данных обусловлен отсутствием единых критериев для диагностики заболевания.

Большое беспокойство вызывает то, что дети с СДВГ (почти каждый десятый ребёнок) представляют собой группу риска. Такие дети, плохо адаптируясь в коллективе, а затем и в обществе, в зрелом возрасте могут иметь проблемы с законом. Согласно данным исследований учёных, до 80% преступников страдают этим заболеванием.

Вопрос заболеваемости СДВГ в Росси начали изучать значительно позже, чем за рубежом. Однако, поначалу исследования не носили системного характера. В последнее время ситуация изменилась к лучшему, о чём свидетельствует ежегодно возрастающее количество публикаций. Несмотря на это, в среде широких слоёв населения и даже в среде педагогов, врачей-педиатров имеет место неосведомленность в вопросах, касающихся этого заболевания. В результате 70-90% российских детей с СДВГ остаются без всякого лечения. Имея постоянные неприятности в школе, не находя понимания дома и не получая необходимой им родительской любви, такие дети зачастую ищут поддержки в уличных кампаниях. Последствия в большинстве случаев бывают плачевными.

Причины возникновения заболевания

Клиническая картина СДВГ характеризуется большим разнообразием нарушений поведения, трудностями восприятия и социальной адаптации. Это говорит о том, что заболевание синдромом может быть вызвано множеством различных факторов.

Выделяют несколько возможных причин заболевания:

1. Биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, родовые травмы).

2. Генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем мозга).

3. Социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания в семье и школе, материальное положение семьи).

По мнению многих учёных, причиной заболевания может быть также наличие и других факторов (экология, пищевые красители и консерванты, рафинированные продукты питания, дефицит витаминов и минералов).

Признаки гиперактивности

Среди многочисленных признаков этого заболевания можно назвать 3 основные группы:

1. Недостаток активного внимания: ребёнок невнимателен, часто ошибается; во время занятий легко отвлекается; не организован, теряет и забывает личные вещи; не любит заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.

2. Двигательная активность: ребёнок постоянно находится в движении, часто без определённой цели, суетится; не может спокойно сидеть на месте, постоянно что-то передвигает, теребит руками, под столом двигает ногами; мало и плохо спит; очень разговорчив, даже с посторонними.

3. Импульсивность: ребёнок отвечает, не выслушав полностью вопроса; плохо контролирует свои действия, не признаёт установленных правил; часто конфликтует с другими детьми, но быстро забывает обиды, проявляет агрессивность;

Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, излишняя болтливость, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.

В зависимости от сочетания перечисленных признаков различают несколько форм заболевания: синдром с преобладанием дефицита внимания; с преобладанием гиперактивности и импульсивности; смешанная форма.

По степени выраженности симптомов заболевания СДВГ имеет 3 формы: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

Динамика развития заболевания

Первые признаки заболевания заметны ещё в младенческом возрасте: ребёнок мало и плохо спит, очень подвижен, чрезмерно реагирует на раздражители – свет, звук, имеет постоянно повышенный или пониженный мышечный тонус.

К 3-4 годам становится заметно, что ребёнок не может сосредоточиться, самостоятельно играть. Он любопытен, но суть его не интересует.

Наиболее ярко признаки заболевания проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, от 5 до 10 лет. Это обусловлено развитием центральной нервной системы в этот период.

Второй пик проявления признаков заболевания отмечается в 12 – 14 лет. Он приходится на период полового созревания ребёнка.

После 14 лет в большинстве случаев признаки болезни практически исчезают. Происходит компенсация недостающих функций головного мозга. Однако, вторичные приобретённые признаки нередко остаются и формируют тип «трудного подростка».

Возрастная динамика развития заболевания у мальчиков и девочек несколько различается.
Диагностика и лечение гиперактивности

Даже если у ребёнка имеются многие из характерных признаков СДВГ, поставить правильный диагноз сможет только врач-психоневролог. При этом потребуются дополнительные обследования и консультации с родителями, врачом-педиатром, педагогом, психологом, возможно с невропатологом и психиатром. Сложность диагностики СДВГ объясняется отсутствием у больного каких-либо патологических изменений мозга, которые можно было бы выявить аппаратными средствами при медицинском обследовании. К тому же, дело осложняется наличием у больных с синдромом большого количества признаков, сходных с признаками других психоневрологических заболеваний или пограничных психических состояний.

Полное обследование ребёнка может затянуться на несколько лет и требует от родителей большого терпения и настойчивости.

В США и западноевропейских странах детей с синдромом лечат в основном медикаментозными методами. Психотропные препараты эффективны, удобны в применении. Однако, наряду с положительными качествами, они имеют и отрицательные: подавляя признаки СДВГ, само заболевание не лечат; позитивный эффект лечения недолговременный, т. е. после окончания курса приёма препарата признаки гиперактивности проявляются вновь и лечение может продолжаться годами; возникает эффект привыкания к препарату, что требует постепенного увеличения его дозировки; имеют место побочные явления в виде головных болей, потери аппетита, бессонницы, раздражительности.

В России основной упор делается на поведенческо-двигательную терапию с медикаментозной поддержкой или без неё. Вопрос о применении лекарств решается лечащим врачом в каждом конкретном случае отдельно.

Цель лечения СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.

Лечение должно носить комплексный характер и в общем случае включать:

Консультирование родителей;

Педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

Двигательные занятия с ребёнком;

Психологическую терапию;

Медикаментозную поддержку.

По мнению учёных, наиболее благоприятный для лечения возраст - это 5-8 лет. Если синдром не лечить, то его признаки могут проявляться и в зрелом возрасте. При этом к первичным признакам заболевания добавляются вторичные, социогенного характера из-за постоянного отставания в учёбе и конфликтов с окружающими.

При первых подозрениях на наличие у ребёнка СДВГ необходимо обратиться к врачу-психоневрологу или психологу за консультацией. Ранняя диагностика и своевременное лечение являются залогом оптимистического прогноза заболевания.

В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью в садик или школу.

Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.

Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.

Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример здорового образа жизни и правильных поступков.

Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.
Заключение

Гиперактивный ребёнок – это не просто отдельные случаи заболевания детей, а социальная проблема, имеющая для общества государственное значение. Количество детей с СДВГ угрожающе велико и продолжает расти. Подавляющее большинство их не получает никакого лечения и помощи. Предоставленные самим себе, лишённые родительской любви и понимания окружающих, дети с синдромом часто находят утешение в употреблении алкоголя, наркотиков. Их называют «трудный ребёнок». Необходимо изменить отношение родителей, педагогов, врачей к этой не «детской» проблеме. Одна из важнейших задач заключается в совершенствовании методов диагностики, лечения и педагогической работы с больными детьми.

Гиперактивного ребёнка нужно лечить. И лечить правильно.
Рекомендованная литература:
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. НЕПОСЕДЛИВЫЙ РЕБЁНОК или Всё о гиперактивных детях. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Психотерапия, 2008. – 208 с.
Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребёнок. СПБ: НПК «Омега». - 2010. - 160 с.

В наше время всё чаще проявляется гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста. Каковы её признаки? Как с ней бороться? Как должны вести себя родители гиперактивного ребёнка? Всё это важные вопросы, требующие своевременного ответа.

Гиперактивность – психическое состояние, основанное на поведенческом расстройстве. Она связана с превышением нормальной активности. При этом человек чересчур возбудим и в своём поведении руководствуется больше эмоциями, чем здравым смыслом.

Гиперактивность у детей. Что это такое

Данное понятие возникло в 60-х годах прошлого века, когда её считали патологическим состоянием, которое было вызвано незначительными расстройствами функций головного мозга.

В 80-х годах превышающая норму двигательная активность получила статус самостоятельного заболевания. Её стали называть СДВГ, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Данным синдромом страдают дети дошкольного возраста, начальной и средней ступеней обучения, у которых произошло нарушение функций ЦНС. При этом у них наблюдается снижение концентрации внимания, плохая память и проблемы в обучении.

Мозгу ребёнка с СДВГ трудно воспринимать и обрабатывать информацию, у него отсутствует чёткая мотивация к учёбе.

Синдром гиперактивности у детей начинает проявляться в 2-3 года, когда они начинают посещать детский сад. В большей степени поведенческое расстройство становится заметным в начальной школе, когда ребёнку нужно учиться, долгое время проводить за партой, быть сосредоточенным и внимательным.

Симптомы

Чтобы поставить диагноз СДВГ, нужно провести наблюдение за поведением ребёнка как минимум в двух социальных группах и подтвердить его сходство.

В раннем возрасте сделать это бывает трудно, так как младенцы до года обычно находятся только с матерью и отцом, то есть в семье. Когда малыш поступает в дошкольное учреждение, он попадает во вторую социальную группу. Поведение в ней может быть сходным с домашним или резко отличаться от него.

Наблюдая за ребёнком, родители сами способны увидеть тревожные признаки у ребёнка и вовремя обратиться за психологической помощью. Опытные психологи и педагоги помогут определить, с чем связана такая активность.

Основные симптомы гиперактивного поведения делятся на две группы.

Признаки дефицита внимания Гиперактивность и импульсивность
Сниженный уровень избирательного внимания:
  • отсутствие способности долгое время быть сосредоточенным на предмете,
  • не умение обнаруживать детали предмета
Бесконтрольные движения руками и ногами при волнении
Отсутствие сохранности внимания:
  • неспособность выполнять действия до конца,
  • несобранность
Вскакивания с места, резкие подъёмы и быстрый бег
Обращение к ребёнку не вызывает у него никакой реакции (он как будто не слышит) Неспособность сохранять статическое положение даже в очень короткие промежутки времени
Дезорганизованность, часто перескакивает с одного на другое Разговоры на занятиях, самопроизвольные выкрики
Отсутствие желания выполнять трудные задачи и упражнения, которые требуют серьёзного умственного напряжения Неспособность дождаться окончания вопроса, преждевременная попытка ответить
Забывчивость Вмешательство в дела и разговоры других людей
Отвлекаемость на малейший шум или движение со стороны Отсутствие способности соблюдать очерёдность и уступать другим детям
Частая потеря вещей

У разных детей проявляется каждый признак какой-либо одной группы, но встречаются и те, и другие.

Таким образом, признаками, которые должны подсказать родителям, что ребёнку нужна квалифицированная помощь психолога, невролога, психиатра, следующие:

  • чрезмерно высокая двигательная активность;
  • импульсивность;
  • резкие перепады настроения;
  • повышенная возбудимость;
  • непрекращающийся дефицит внимания.


Причины

К основным причинам проявления гиперактивности у детей относятся:

  • трудные и преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • поздняя беременность матери;
  • различные инфекции, в том числе и внутриутробные;
  • лёгкие травмы, полученные ребёнком в результате падения и ударов головой;
  • отравление опасными веществами, например, свинцом;
  • плохое питание;
  • асоциальное поведение родителей и др.

По статистике данным синдромом чаще страдают мальчики, чем девочки. Дети мужского пола значительно крупнее по весу, мозг у них созревает позже. В связи с этим они чаще получаются различные виды травм как в утробе матери, так и во время родов.

В наше время СДВГ страдают до 10% детей начального школьного возраста.
Ребёнок 8-10 лет должен активно учиться и нормально вести себя в социуме. К нему предъявляются требования от учителей и родителей в проявлении самостоятельности, усидчивости и сосредоточенности.

Однако гиперактивному ребёнку трудно соответствовать претензиям взрослых. К выше обозначенным симптомам могут добавиться бессонница или беспокойный сон, ночной энурез, расстройство речи, сердечные приступы.

Диагностика и лечение

Диагностика гиперактивности осуществляется в результате комплексных наблюдений целой группы специалистов. Если они обнаруживают присутствие всех признаков гиперактивности (см. в таблице), то ребёнку может быть поставлен диагноз СДВ или СДВГ.

  1. В этом случае назначаются препараты ноотропного типа, которые улучшают кровообращение, нормальную циркуляцию крови в области головного мозга, усиливают его функциональность и восприимчивость к окружающей действительности.
  2. Вторая, главная, составляющая лечения данного синдрома заключается в организации психолого-педагогической помощи. Применение медикаментозных средств не всегда необходимо и желательно. Хорошо налаженная система занятий с гиперактивным способна устранить все существующие проблемы.


В помощь педагогам родители должны поддерживать хорошее физическое самочувствие ребёнка, повышать его иммунитет. К тому же не стоит пренебрегать успокоительными народными средствами.

Только комплексными мерами и совместными усилиями можно помочь ребёнку преодолеть трудное психическое состояние, которое мешает нормально обучаться в школе. Грамотная коррекция поведения способна повлиять на успешность школьника с СДВГ.

Как успокоить ребёнка

Гиперактивные дети от быстрых хаотичных движений в течение дня сильно перевозбуждаются.

Что делать родителям, чтобы «утихомирить» своё чадо перед сном:

  • сменить обстановку (перейти из одной комнаты в другую, где тихо и спокойно);
  • предложить ребёнку посмотреть в окно, на небо или проезжающую машину, идущих по дороге людей;

  • выпить воды или чашку чая с травками, съесть что-нибудь сладкое;
  • полежать (поиграть с игрушкой) в тёплой ванне с пеной и полезными отварами лекарственных растений;
  • сделать расслабляющий массаж под спокойную мелодию;
  • перед сном мама или папа могут побыть с ребёнком некоторое время, почитать ему книжку или просто поговорить. Особенно это важно, когда мальчик или девочка учатся в школе.

Всё это поможет настроиться ребёнку на здоровый спокойный сон, а утром он встанет бодрым, весёлым и настроенным на позитивную деятельность.


Надо ли принимать лекарства

Медикаментозное вмешательство возможно тогда, когда все психолого-педагогические методы и приёмы испробованы. Как лечить ребёнка и какие препараты использовать при этом, может решить только врач.

Чтобы не усугубить ситуацию, важно получить профессиональную консультацию и последовать назначениям доктора.

Видео: Школа доктора Комаровского

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.