Гигиена полости рта у новорожденных. Профессиональная гигиена полости рта для детей Зачем нужна профессиональная гигиена зубов для детей

13319 0

Гигиена полости рта детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

Начинать очищение полости рта ребенка необходимо с момента прорезывания первого зуба. Первым методом, применяемым для очищения зубов, является протирание.

Взрослый, осуществляющий эту процедуру, должен провести ее быстро, эффективно и безопасно, для чего необходимо расположить ребенка так, чтобы хорошо видеть очищаемые зубы и иметь возможность сдерживать движения ребенка. Эту процедуру можно проводить силами одного или двух взрослых. В первом случае ребенка нужно расположить на коленях и согнутой в локте руке — так, как это делают при кормлении ребенка грудью.

Во втором случае взрослые садятся лицом друг к другу, ребенка кладут на сомкнутые колени; чистку зубов проводит тот, кто находится по отношению к ребенку «на 12 часах», другой в это время придерживает ручки и ножки ребенка, успокаивает его поглаживающими движениями, ласковой речью и т.д. Резцы протирают влажной марлей, направляя движения от десны к режущему краю резцов. Протирание проводят 1—2 раза в день.

По мере адаптации ребенка к процедурам в его полости рта начинают применять щетку: предпочтительна щетка с маленькой головкой, мягкой щетиной, что соответствует особенностям полости рта ребенка, и длинной ручкой, удобной для удержания в руке взрослого. Щетку увлажняют, но пасту, как правило, не используют: во-первых, паста ухудшает возможности зрительного контроля за движениями в полости рта, во-вторых, растущий во рту объем пенящейся пасты может испугать ребенка, в-третьих, паста будет неизбежно проглочена ребенком. Резцы очищают короткими вертикальными движениями от десны к режущему краю.

В идеальном варианте родители должны быть обучены этим способам ухода за полостью рта ребенка стоматологом или стоматологическим персоналом заранее — во время бесед акушера и стоматолога с беременными, педиатром и его патронажной сестрой сразу после рождения ребенка, в крайнем случае - во время первого визита членов увеличившейся семьи к стоматологу. Важно обучить семью методам контроля полноты удаления отложений с зубов ребенка.

Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет

В этом возрасте основным способом ухода за полостью рта является чистка зубов щеткой. Процедуру выполняют родители, постепенно привлекая к этому ребенка. Ребенок и родитель располагаются возле умывальника перед зеркалом, взрослый стоит за спиной у ребенка. Для чистки зубов ребенка родители используют мягкие щетки с маленькой головкой и длинной ручкой, применяют элементы стандартного метода (на вестибулярных и оральных поверхностях предпочтение отдают выметающим движениям).

В некоторых случаях, когда родители вынуждены выполнять чистку зубов в высоком темпе (ребенок быстро устает, не любит процедуру и т.д.), электрические ротационные щетки приносят больше пользы, чем ручные. Гигиеническую пасту в дозе «с ноготок мизинца ребенка» или «с горошину» используют тогда, когда руки родителей совершают движения щеткой автоматически, при этом не требуется полного зрительного контроля. В случаях высокого риска раннего детского кариеса стоматолог может рекомендовать использование фторсодержащих детских паст, которые в этом случае будут играть роль и местного, и системного фторпрепарата.

Предпочтительнее пасты, не содержащие ПАВ, способных повредить здоровью слизистой оболочки желудочного тракта. Важно приучать ребенка контролировать глотание во время чистки зубов, учить выплевывать ротовую жидкость после чистки зубов, полоскать рот.

Осуществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представлять себе уровень их развития и присущие им импульсивность, впечатлительность, внушаемость, склонность к подражанию. Заинтересовав ребенка личным примером, родители предлагают ему почистить зубы самостоятельно детской щеткой. Родители помогают ребенку освоить элементы метода KAI, взяв руку ребенка в свою. Обучение должно проводиться посредством игры, продолжающейся не более 3—5 мин, так как в этом возрасте дети быстро утомляются.

Следует помнить, что дети в возрасте 1—3 лет не способны полноценно очищать свои зубы, поэтому уход за полостью рта ребенка является обязанностью родителей.

Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет

Основными средствами для ухода за полостью рта детей этого возраста являются щетка и паста. Щетка должна иметь мягкую щетину (в случаях повышенного образования зубных отложений, в том числе налета Пристли, можно использовать среднежесткие щетки) с узкими небольшими головками. Могут быть использованы как мануальные, так и электрические щетки. Пасту выбирают в соответствии с уровнем риска кариеса. Среди паст предпочтительнее гигиенические детские пасты и профилактические кальцийсодержащие пасты.

При высоком риске кариеса рекомендуют применение детских фторсодержащих паст, однако родителей предупреждают о соблюдении мер безопасности:
. такие пасты регулярно могут применять дети, умеющие контролировать глотание;
. на щетку наносят минимальное количеств пасты (с горошину и менее);
. процесс чистки осуществляют при участии родителей.

Ребенок продолжает осваивать метод KAI, родители контролируют качество чистки (родителей необходимо научить самостоятельно выявлять зубные отложения при помощи окрашивания!) и, поскольку в подавляющем большинстве случаев дошкольники не могут добиться нужного уровня гигиены, взрослые завершают процесс чистки зубов ребенка своими руками.

У детей 5—6 лет прорезываются первые постоянные моляры, которые требуют повышенного внимания: с одной стороны, на прорезывающихся зубах скорость образования налета максимальна (зубы не участвуют в окклюзии), а с другой стороны — интенсивность движений щеки ограничена присутствием на жевательной поверхности десны и близко расположенной ветвью нижней челюсти. Поэтому родителям рекомендуют начинать чистку зубов ребенка именно с этих, наиболее проблемных зубов, используя мануальную щетку (головка щетки располагается поперек участка зубной дуги, несущего постоянный моляр!) или электрическую ротационную щетку. Чистку завершают при помощи элементов стандартного метода.

В этом возрасте для адекватной профилактики кариеса временных зубов (в частности — кариеса проксимальных поверхностей временных моляров) необходимо проводить флоссинг. Процедура выполняется руками взрослых, поэтому удобнее использовать флосетты. Для того, чтобы хорошо контролировать перемещение нити, взрослый располагается по отношению к ребенку «на 12 часах», укладывая его голову на свои колени. Для повышения профилактической эффективности на нити можно наносить профилактические пасты.

Гигиена полости рта детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

Для основной гигиены полости рта младших школьников применяют среднежесткие щетки, фторсодержащие детские или взрослые пасты (в зависимости от способности контролировать глотание пасты). Усвоенные ребенком элементы метода KAI постепенно трансформируют в более эффективные элементы метода Марталлера. И в этом возрасте значительная часть детей все еще не имеет ни достаточной степени развития моторики кисти рук, ни должной степени ответственности для того, чтобы выполнять эту процедуру абсолютно самостоятельно: родители должны постоянно поддерживать мотивацию детей, контролировать процесс чистки зубов щеткой и качественно завершать его своими руками, используя элементы стандартного метода.

Флоссинг является необходимым элементом гигиенического ухода за полостью рта ребенка. Младшие школьники способны обучиться проведению флоссинга во фронтальном отделе, но основная часть процедуры должна быть выполнена родителями.

Гигиена полости рта подростков 10-14 лет

Основными средствами для гигиены полости рта подростков являются среднежесткие щетки и профилактические, в том числе взрослые фторсодержащие пасты (при условии адекватного контроля за глотанием!); обязательной процедурой для чистки контактных поверхностей зубов является флоссинг. Психический и физический уровень развития подростка принципиально позволяет ему качественно выполнять чистку зубов щеткой по методу Марталлера и ручной флоссинг, но в реальной жизни каждый подросток нуждается в опеке родителей, их активной доброжелательной помощи — в том числе и при проведении гигиенических процедур. Особого внимания требуют вторые моляры, чистка которых представляет объективные трудности в период их длительного прорезывания.

Особое внимание должно быть уделено подросткам, проходящим курс ортодонтического лечения, так как наличие в полости рта съемного, а особенно несъемного аппарата затрудняет уход за зубами. Родители обязаны получить конкретные инструкции у стоматолога, который обучит их использованию многоуровневых и/или малопучковых щеток, ершиков, флоссов или лент для удаления зубных отложений со всех поверхностей зубов.

Гигиена полости рта молодых людей 15-18 лет

Юноши и девушки с нормальным психическим и физическим здоровьем в этом возрасте должны самостоятельно осуществлять гигиенический уход за полостью рта, применяя для этого среднежесткие щетки, взрослые профилактические зубные пасты, флоссы. Роль родителей в гигиене полости рта этих детей постепенно сокращается, сосредотачивается на мотивации, периодическом контроле и материальном обеспечении стоматологической самопомощи подросшего ребенка.

Гигиена полости рта взрослых людей

Основными средствами ухода за полостью рта взрослого человека являются зубная щетка и зубная паста, средства для чистки межпроксимальных поверхностей. Так как стоматологический статус взрослых людей отличается большим разнообразием и нередко отягощен тяжелой стоматологической патологией, выбор конкретных средств и методов индивидуальной гигиены полости рта для каждого пациента является обязанностью стоматолога.

Гигиена полости рта пожилых людей

При выборе предметов, средств и методов для механического контроля зубных отложений у пожилых людей обращают внимание на выраженность рецессии десны (оголенные корни требуют использования атравматичных щеток и низкоабразивных паст методами Басса, Стилмана или Чартера, зияющие амбразуры — применения зубочисток, ершиков и т.д.), адекватность саливации (при ксеростомии избегают применять средства гигиены, содержащие спирт и ПАВ), на возможности самообслуживания (обсуждают возможности применения электрической щетки для самопомощи или ухода за зубами пожилого человека при помощи членов семьи). Для повышения эффективности контроля зубных отложений активно используют средства химического контроля.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Молочные и постоянные зубы у детей прорезываются с незаконченной минерализацией. Завершается минерализация («созревание эмали») в течение следующих нескольких лет за счет поступления в эмаль из слюны ионов кальция, фосфора, фтора и др. При этом большую роль играет свободный доступ слюны ко всем поверхностям зуба. Если зубной налет постоянно препятствует контакту слюны с эмалью зуба, то это приводит к формированию участков незавершенной (пониженной) минерализации, в которых в дальнейшем может развиться кариес.
Известно, что зоны повышенной растворимости эмали находятся в участках, наименее доступных слюне (пришеечные области, центральные и прикорневые точки контактных поверхностей). Эти зоны наиболее часто поражаются кариесом и поддерживают воспаление прилегающей десны.
Установлено, что избыточный прием легкоусвояемых углеводов приводит к значительному накоплению зубных отложений, которые играют значительную роль в патогенезе кариеса и заболеваний пародонта. Об этом факте следует помнить, пропагандируя рациональное питание ребенка. Сладости ребенок должен получать в незначительном количестве соответственно его возрасту. После их приема следует прополоскать рот водой. До 2 лет у детей высокая естественная очищаемость зубов за счет обильной саливации. Затем самоочищаемость снижается вследствие вязкости слюны и завершения формирования молочного прикуса. Плотные контакты между зубами вызывают необходимость в искусственном очищении зубов с помощью зубной пасты.
Уже в дошкольный период после прорезывания зубов нужно обучать детей навыкам рационального ухода за зубами и полостью рта. Особенно это важно в период сменного прикуса, когда создаются благоприятные условия для усиленного образования налета, зубного камня. Поэтому обучение детей уходу за зубами является важным и существенным в профилактике болезней пародон- та, так как именно с образованием зубного налета связывают высокую частоту гингивитов у детей этого возраста.
С 1,5 года - 2 лет ребенка следует учить полоскать зубы водой после приема пищи, с 2 лет - 2,5 года чистить зубы зубной щеткой. Вначале ребенку следует показать, как надо держать зубную щетку, какие выполнять движения. Затем, взяв руку ребенка, помочь ему выполнить эти движения.
После закрепления у ребенка навыков ежедневной чистки зубов (после завтрака и перед сном) и освоения им методики чистки (направление движений, последовательность очищения отдельных поверхностей и групп зубов и т.д.) можно разрешить использовать зубные пасты или порошок. Помочь в выборе этих средств должен врач. Необходимо помнить, что при неумелом пользовании зубной порошок может попасть в дыхательные пути, поэтому детям младшего возраста следует рекомендовать зубные пасты.
Чистить зубы ребенок старше 4-5 лет должен не менее 2-3 мин, производя при этом 200-250 движений. При наклонности к образованию налета за содержанием зубов на необходимом гигиеническом уровне должны следить родители. Они удаляют налет ватными тампонами, турундами, увлажненным содовым раствором, протирают зубы после приема пищи.
Степень очищения зубов необходимо контролировать. При очередных осмотрах ребенка стоматолог определяет индекс гигиены полости рта (по Федорову- Володкиной и др.) и рекомендует родителям проводить подобное определение (окрашивание зубов йодистым раствором) 1-2 раза в месяц.
Особое внимание следует уделять детям с 7-9 лет в период сменного прикуса, когда условия гигиены полости рта несколько ухудшаются. При наличии зубочелюстных аномалий, кариеса, воспалительных заболеваний пародонта необходимо индивидуальное обучение гигиене полости рта с учетом особенностей сложившейся ситуации, способствующей избыточному образованию зубного налета. Стоматолог должен показать ребенку окрашенный налет и научить его очищать труднодоступные участки зубов.
Детей, находящихся на ортодонтическом лечении, обучают правилам ухода за ортодонтическими аппаратами: промывать их после еды струей воды из-под крана; 1-2 раза в день очищать с помощью зубной щетки пастой или порошком. При ношении несъемных ортодонтических аппаратов целесообразно назначить зубные эликсиры дезодорирующего и антимикробного действия. В период ортодонтического лечения рекомендуют чередовать зубные пасты с противокариозными и противовоспалительными свойствами.
Профессиональную чистку зубов осуществляет лечащий врач. Удалять зубную бляшку, над- и поддесневые зубные отложения необходимо регулярно 1 -2 раза в год в зависимости от интенсивности образования зубного камня. Такая чистка предшествует всем другим лечебным манипуляциям.
Обучение гигиене полости рта. Состояние гигиены полости рта у населения тесно связано с гигиеническим воспитанием, в первую очередь обучением детей. Врач-стоматолог, выполняя задачи по гигиеническому воспитанию, должен помнить о следующих основных положениях.

  1. Эффективной гигиена полости рта может быть лишь в случае регулярной чистки зубов, правильного выбора щетки, достаточного количества движений и положения щетки, затрат времени на очищение поверхности зуба.
  2. Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит в обязанность медицинского персонала.
  3. Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должен периодически контролировать медицинский персонал.
Обучение детей уходу за полостью рта должно начинаться с раннего возраста. С 1,5 года-2 лет детей учат полоскать рот водой, с 2 - 3 лет-чистить зубы зубной щеткой, с 4-5 лет - применять зубную пасту.

Обучать малышей необходимо в игровой форме, доброжелательно, постепенно. Главный мотив обучения - «прогоним червячков». Учить детей чистке зубов следует поэтапно.
Сначала надо научить ребенка держать в руке щетку и на крупных игрушках освоить вертикальные движения. Начинают чистить зубы с верхней челюсти, затем чистят вестибулярные поверхности фронтальных зубов движениями от десны к краю зубов.
Только после освоения ребенком этого этапа переходят к следующему: чистить вестибулярную поверхность Рис. 387. Модель нижней челюсти, группы жевательных зубов слева, разбитая на сегменты затем справа. Следующий этап -
обучение чистке окклюзионной поверхности зубов возвратно-поступательными и круговыми движениями. В последнюю очередь подметающими движениями очищают нёбные и язычные поверхности зубов. Форсировать обучение детей раннего возраста не следует, так как при этом будет упущено качество.
К трем годам ребенку необходимо привить желание и выработать умение ежедневно чистить зубы: утром перед завтраком, вечером после ужина перед отходом ко сну. Желательно приучить ребенка к чистке зубов и полосканию полости рта после каждого приема пищи.
Кроме того, у ребенка должна быть закреплена последовательность манипуляций: мою руки с мылом, полощу рот водой, промываю зубную щетку, выдавливаю на щетку зубную пасту, чищу зубы со всех сторон (по 10 движений на каждом участке), полошу рот, мою щетку, намыливаю и ставлю ее щетиной вверх в стаканчик.
У детей 4-5 лет и старше должны быть выработаны навыки ухода за полостью рта, правильная техника, хорошее качество. С этого возраста следует проводить контролируемую чистку зубов. Она заключается в определении гигиенических индексов до и после чистки зубов (качество), фиксации времени, затраченного на чистку, наблюдении за движениями во время чистки зубов (техника).
Неорганизованных детей (не охваченных стоматологической диспансеризацией в организованных коллективах) навыкам гигиены полости рта учат родители или медицинский персонал комнаты гигиены полости рта в стоматологической поликлинике (детской консультации). Стоматолог обеспечивает их соответствующей памяткой в детской консультации, и прежде чем попасть на прием к стоматологу (при отсутствии зубной боли), ребенок должен посетить кабинет гигиены.


Рис. 388. Положение и движения зубной щетки при чистке зубов

Детей, посещающих детские дошкольные учреждения, уходу за полостью рта должен обучать воспитатель. Полоскание рта после еды, чистка зубов после завтрака или обеда признаны режимным моментом детского дошкольного учреждения; дети должны их выполнять ежедневно под руководством воспитателей. Раз в месяц воспитатель проводит в группе контролируемую чистку зубов в виде конкурса «Самые чистые зубы», «Кто лучше всех чистит зубы?» и т.п. Для закрепления навыков в группах ежегодно проводят уроки гигиены, напоминая детям правила чистки зубов.
Стоматолог обучает этой работе персонал, контролирует их работу; в отведенное время для санации полости рта он определяет у детей гигиенический индекс, при необходимости проводит индивидуальное обучение, показательные уроки гигиены полости рта (уроки здоровья в группах и др.). Стоматолог помогает воспитателям профессионально оформить уголки гигиены полости рта в каждой группе, информационный листок для родителей.
В школах обучение детей проводится на специальных уроках гигиены, включенных в общее расписание: для детей 1-х классов - 3 ч в учебном году, 2-3-х классов -2 ч, 4-10-х классов - 1 ч. Сначала рассказывают, лучше в классе, о том, для чего, как и с помощью каких средств надо ухаживать за полостью рта, какие продукты полезно употреблять, чтобы зубы были крепкие и красивые. Необходимо продемонстрировать стандартные методы чистки зубов.
Для обучения гигиене полости рта удобно использовать модель нижней или верхней челюсти, поделенную на сегменты (рис. 387). На модели демонстрируют способы очистки различных групп зубов скребущими, возвратно-поступательными, подметающими, круговыми движениями (рис. 388).
Обучение детей удобнее проводить в комнате (классе) гигиены и профилактики, которая представляет собой помещение (или часть его), оснащенное раковинами, зеркалами, набором индивидуальных средств по уходу и контролю (рис. 389). В комнате должно быть 5-10 (в уголке гигиены - 1-2) раковин

Рис. 389. Класс гигиены:
1- шкафы или полки для хранения средств гигиены; 2 - санитарно-просветительные стенды; 3 - раковины; 4 - зеркала; 5 - столы и парты; 6 - экран

с зеркалами, шкафы для хранения индивидуальных предметов и средств гигиены. Щетки хранят в маркированных штативах. Необходимы часы (например, песочные), зубные пасты и другие средства.
В кабинете должен быть диапроектор (проектор), экран, шторы для затемнения, стенды, таблицы, витражи и т.д. Если размеры комнаты позволяют, в ней следует установить столы для занятий.
В методике обучения гигиене полости рта необходимо обращать внимание на контроль за качеством чистки зубов и коррекцию индивидуальных навыков. С учетом возрастных психологических особенностей на процедуру одновременно приглашают 7-10 учеников начальных или 4-5 средних классов. После контролируемой чистки зубов обязательно следует провести оценку качества очистки и высказать советы и замечания. Во время профилактических осмотров и плановой санации полости рта врач-стоматолог определяет гигиенический индекс, обращает особое внимание на детей с кариозным процессом; если необходимо, назначает индивидуальный комплекс гигиенических процедур.
В осуществлении гигиенического воспитания учащихся стоматологу содействует педагоги начальных классов, учитель биологии, заведующий учебной частью по воспитательной работе, медицинская сестра и воспитатель школы, медицинская сестра стоматологического кабинета.
Обучение чистке зубов детей старших возрастных групп проводят в комнате гигиены в поликлиниках, учебных заведениях, в процессе лечения больных по обращаемости.

О том, какие процедуры необходимы для профилактики и защиты от заболеваний полости рта, а также как эффективно бороться с такими заболеваниями как кариес, стоматиты и прочее, рассказывает стоматолог-терапевт клиники «Дента-Эль» .

Общеизвестно, что неудовлетворительный уход за полостью рта является основной причиной всех проблем. Тем не менее, не все понимают, почему гигиена – это так важно. Без постоянного ухода во рту образуются скопления налета (поначалу мягкого), становящегося идеальной питательной средой для бактерий.

Они переваривают налет и выделяют кислоты, негативно воздействующие на зубы. Слои кальция вымываются и эмаль растворяется, становясь хрупкой. В результате наблюдается так называемая деминерализация эмали, которая, в конце концов, приводит к образованию кариеса.

В детском возрасте это часто проявляется в виде белых (иногда желтых) пятен на зубах с передней стороны. Следующий этап после этого – .

Черный зубной налет у детей

В ряде случаев, налет настолько уплотняется, что начинает впитывать пигмент, отчего зубы становятся отчетливо черными . Обычно такой налет становится результатом болезней желудка или кишечника и требует профессионального лечения . Также детям в этих случаях рекомендуется обратиться к , которые не только помогут с проблемой налета, но и устранят его причину.

Зубной камень

Зубной камень – это мягкий налет , который настолько долго находился во рту, что уплотнился до такой степени, что как бы “прилип ” к зубу. При этом, кроме затруднений с , камень может вызвать воспаление краевой десны – отек и кровоточивость, вызывающие постоянные неприятные ощущения. В итоге дети стараются избегать воспаленных участков во время чистки зубов.

Результатом этого процесса становится гингивит и стоматит , а в запущенных случаях возникает атрофия десны вместе с оголением зубных шеек. Чувствительность зубов к температурным и другим воздействиям значительно повышается .

Как удаляют зубной налёт

Удаление мягкого и твердого налета с зубов кажется элементарной процедурой, но, тем не менее, требует от специалиста, кроме внимания, еще и некоторый опыт подобных операций . Мягкий налет снимается особыми резинками (или щеточкой). Как правило, дети не возражают против этого – неудобств или боли в результате процедуры они не испытывают . Но важность такой процедуры сложно переоценить – при кажущейся простоте она может стать важной подготовкой к последующему лечению, приучая ребенка к манипуляциям в полости рта.

В случае с зубным камнем, необходимы специальные устройства – ультразвуковые или ручные.

Профессиональная гигиена включает в себя:

  • удаление всех видов налета;
  • полировка зубов (предотвращает возникновение налета снова);
  • реминерализация – процедура, восстанавливающая состав эмали, укрепляющая ее и снижающая чувствительность;
  • обучение ребенка индивидуальной гигиене полости рта.

Частота и периодичность профессиональной гигиены

Конечно, периодичность профессиональной чистки для каждого ребенка своя , и зависит, в основном, от качества ухода за зубами – некоторые дети чистят зубы так хорошо, что к специалисту их можно водить всего лишь ежегодно, ну а другие

При проведении , наличия скученности зубов или неудовлетворительной гигиене профилактику и профессиональную чистку нужно проходить как можно чаще .

Не стоит недооценивать важность профессиональной чистки – ведь во время нее врач не только научит ребенка правильно заботиться о своих зубах, но и подберет индивидуальные средства или препараты – особенно это важно при различных заболеваниях или дефектах полости рта. К примеру, при скученности обычная зубная щетка не слишком эффективна, ребенку в таком случае нужна специальная щетка.

Особенности проведения профессиональной гигены полости рта

Гигиена полости рта у детей трех-пяти лет

  • удаление зубного налета и бляшек с помощью ротационных щеток
  • полировка флоссами;
  • реминирализующая терапия (местная, с применением гелей и желе).

Гигиена полости рта у детей шести-десяти лет

  • определение качества ухода (маркеры зубного налета);
  • обычная чистка зубов под наблюдением специалиста;
  • индекс гигиены – качество чистки зубов ребенком, его ошибки;
  • обучение правильной чистке;
  • повторная чистка под наблюдением специалиста с учетом ее рекомендаций;
  • удаление зубного налета и бляшек с помощью ротационных щеткок (с применением малоабразивных паст);
  • полировка резиновыми головками с пастой; полосками (штрипсами);
  • (кабинетная или на дому);
  • местная флюоризация с помощью гелей, желе или лаков.


Гигиена полости рта у подростков одиннадцати-шестнадцати лет

  • удаление зубного налета и бляшек с помощью ротационных щеток (с применением малоабразивных паст и воздушно-абразивных аппаратов). При минерализованных отложениях – чистка с помощью ультразвуковых наконечников ;
  • пародонтальные индексы мягких тканей. При выявлении симптомов воспаления проводится противовоспалительное лечение;
  • реминирализующая терапия (у стоматолога или домашняя).

Основные ошибки индивидуальной гигиены

  • процедура выполняется слишком быстро ;
  • чистка происходит до приема пищи ;
  • нет промежуточной гигиены в течение дня (после еды);
  • неправильная методика чистки. Необходимо очищать зубы со всех сторон;
  • недостаточный уход за трудонодоступными местами – необходимо пользоваться всем спектром способов ухода за полостью рта – нитями, монопучковыми щетками, ершиками, ирригаторами;
  • плохой выбор средств гигиены. Также их необходимо постоянно заменять на новые;
  • злоупотребление отбеливающими пастами на основе перекисных соединений (обычно с повышенными абразивными свойствами). Это приводит к распространению болезнетворных микроорганизмов .

Ко всем этим ошибкам зачастую приводит недостаток осведомленности детей и самих родителей о правильной гигиене полости рта. Чтобы этого избежать, необходимы регулярные консультации врача ортодонта.

Уход за деснами в первые месяцы жизни

Первые полгода жизни – период, когда микробы заселяют рот ребенка , а это значит, что существует повышенная вероятность заболеваний – кариеса, стоматита, детской молочницы и т.д. Родители и другие родственники часто являются причиной таких болезней, передавая микробы малышу через поцелуи, соски, посуду и пренебрежение мытьем предметов кипяченой водой. Для минимизации риска ребенку необходимо протирать десны особыми салфетками или насадками на палец каждый раз после еды.


Чистка молочных зубов

Молочные зубы дети должны чистить особой щеткой для самых маленьких . В начале время чистки должно составлять 15-20 секунд , затем продолжительность надо понемногу увеличивать . Самое сложное в этот момент, конечно, возбудить в малыше интерес к этому скучному, с его точки зрения, занятию.


Есть два, старых как мир способа, которые так и не потеряли своей эффективности:

  • превратить обучение гигиене в игру – какому малышу не понравится летающая щетка-космический корабль или супергерой, защищающий его зубы? Если ребенка заинтересовать, то он сам добровольно даст чистить свои зубы и будет ждать, пока закончится процедура. Возможно, даже терпеливо.
  • научить ребенка делать как мама или папа – дети любят повторять за родителями. Эту особенность можно легко использовать и в процессе обучения детей тому, как чистить зубы. Каждый день занимаясь этим вместе с ребенком, вы обнаружите, что ваш малыш уже сам требует продолжения ритуала. Самое важное, чтобы паста пришлась по вкусу .

Бывает, что пасты и щетки просто нет поблизости, тогда стоматологи советуют жевательную резинку без сахара или более традиционный и полезный вариант – пожевать яблоко .

Введение 3
Глава 1. Гигиена полости рта детей дошкольного возраста 5
1.1 Гигиена полости рта детей в возрасте от 6 до 12 месяцев 5
1.2 Гигиена полости рта детей от 1 до 3 лет 6
1.3 Гигиена полости рта детей в возрасте 4-6 лет 7
Глава 2. Стоматологическое обследование полости рта детей дошкольного возраста 9
2.1Исследование гигиены полости рта детей дошкольного возраста 9
2.2 Профилактика гигиены полости рта детей дошкольного возраста 21
Заключение 27
Список литературы 30

Введение

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости рта взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Стоматологи советуют обращать внимание на строение молочных зубов, особенно на первые моляры. Шестые зубы уязвимы более остальных. Прорезываются они быстрее других и часто дистальные бугры поздно освобождаются от «капюшона», который служит местом скопления зубного налета. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.
Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать. В гигиене полости рта есть одно золотое правило, которое актуально как для взрослых, так и для малышей: поел – почисти зубы. Однако следовать ему удается далеко не всегда, особенно, если дело касается перекусов на ходу, в гостях или в транспорте. Дома же эту правилу нужно следовать неукоснительно. Самое главное – не забывать об этой важной процедуре и довести ее до автоматизма.
Самостоятельно ухаживать за зубами и соблюдать гигиену полости рта и гигиену зубов нужно с самого юного возраста. Такая привычка будет залогом здоровья полости рта.
Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.
Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.
Целью курсовой работы является анализ особенностей гигиены полости рта у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— проанализировать особенности гигиены полости рта у детей от 0 до 6 лет;
— изучить основные мероприятия при проведении стоматологического профосмотра детей дошкольного возраста;
— проанализировать особенности диспансеризации детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М., «Рост и развитие ребенка» краткий справочник, 5-е изд., Изд.дом «Питер», 2013г.
2. Привес А.М., Лысенко Н.К., Бушкович В.И., «Анатомия человека», 11-е изд., СПб, изд.дом «Гиппократ», 2012г.
3. Грошков М.М., Некариозные поражения тканей зуба. М., Медицина, 1985г.
4. Федоров Ю.А., Дрожжина В.А., Клиника, диагностика и лечение некариозных поражений зубов. Новое в стоматологии, №10, 2007г.
5. Журнал: “Вестник стоматологии” 2005г №3
6. Журнал: “ Гигиена и санитария” 2014г №6
7. Журнал: “Медицинская консультация” 2014г №2

Общий объем: 29

Год: 2017

Часто стоматологам, родители, задают одни и те же вопросы: когда начинать чистить зубки ребенку, собственно зачем, и, конечно, чем? Это далеко не все вопросы, но именно этот перечень вопросов, возникает в первую очередь.

Зачем чистить зубки маленькому ребенку?

Как бы абсурдно это не звучало, но есть категория родителей, которые уверены в том, что ребенку чистить зубки не надо вообще, или начинать чистить с определенного возраста, чаще с трех лет. В оправдание родителей есть универсальное выражение – «молочные зубы все равно выпадут! » Но, молочные зубки могут болеть, и разрушение зубов происходит на много быстрее по сравнению с зубами взрослого человека.

Правильная и своевременно начатая гигиена полости рта – это самая лучшая профилактика кариеса, которая дает хорошие результаты. Основной причиной развития кариеса является налет на зубах, в котором содержатся микроорганизмы, которые и вызывают кариес. При чистке зубов, этот налет удаляется, следовательно, и удаляется основная причина.

Родителям стоит помнить, кариозный зуб – постоянный источник болезнетворных микроорганизмов в полости рта, которые могут распространяться по всему организму. Особенно часто формируются воспалительные заболевания горла – ангина. Разрушенный зуб уже не может участвовать в акте пережевывания пищи, от чего может страдать работа желудочно-кишечного тракта и др.

Чистка молочных зубов необходима не только для сохранения здоровья зубов, но и для профилактики воспалительных заболеваний слизистой оболочки полости рта, например стоматитов. Если ребенка вовремя приучить к чистке зубов, это окажет только положительное влияние на формирование общих навыков гигиены ребенка.

Когда начинать чистить зубки ребенку?

На этот вопрос существует два ответа, мнения стоматологов разделились по этому поводу. Одна группа стоматологов утверждает, что чистить зубки ребенку необходимо с первого прорезавшегося зуба, вторая группа стоматологов утверждает, что начинать чистку зубов надо до момента прорезывания, примерно за пару месяцев. Какой точки зрения придерживаться, должны решать сами родители, каждое из мнений имеет право на существование.

Согласно мнению о чистке зубов до начала прорезывания, в этой методике есть свои плюсы. Во-первых, малыш привыкнет к таким процедурам, и к моменту прорезывания зубов , проблем с чисткой не возникнет. Во-вторых, такая манипуляция в момент прорезывания зубов выполняет две функции, непосредственно сама чистка и массаж воспалившихся десен. Но есть и минусы, не всем малышам нравиться прикосновения к слизистой десен, во время прорезывания зубов, когда начинается непосредственно воспаление и зуд в деснах. Такие манипуляции могут причинять не приятные ощущения, и даже боль.

Согласно этой методике, начинать чистить зубки необходимо за пару месяцев до прорезывания зубов . Как правило, прорезывание зубов начинается к полугоду жизни малыша. Следовательно, начинать чистку необходимо примерно с 3 – 4 месяцев.

Согласно второму мнению, которого придерживается большинство стоматологов, начинать чистку зубов у ребенка необходимо с первого прорезавшегося зуба. Стоит напомнить, что зуб считается прорезавшимся, если прорезался из-под десны хотя бы одним бугром, или краем. Родители могут сталкиваться с некоторыми проблемами в этот момент. Ведь десны ребенка воспалены, и любое неосторожное прикосновение может причинить боль.

Нет существенной разницы, согласно какой рекомендации начинать чистку, важно ее начать не позднее первого прорезавшегося зуба. Помимо общего воспаления десен, в полости рта страдает местный иммунитет, и слизистая оболочка становиться уязвимой для микробных и вирусных агентов. Этим обстоятельством можно объяснить частые воспалительные заболевания слизистой оболочки – стоматиты и гингивиты.

Чем чистить зубки ребенку?

К предметам гигиены полости рта относятся зубные щетки, но для маленьких малышей существуют свои, особенные зубные щетки – напальчники или можно использовать дентальные салфетки.

При использовании дентальных салфеток не возникает никаких трудностей у родителей, они просты в использовании. Дентальные салфетки могут быть двух видов, простые салфетки, или же салфетки, выполненные в форме напальчника.

Практически все дентальные салфетки пропитаны специальным веществом – ксилитом. Это вещество абсолютно безопасно для малыша и необходимо для антисептической обработки полости рта.

Ксилит – это многоатомный спирт, который обладает приятным вкусом, его довольно часто используют как сахарозаменитель. Кроме того, салфетки могут быть различных вкусов, что делает привлекательным процесс чистки зубов. Единственным минусом таких салфеток является дороговизна, так как использовать такие салфетки можно только однократно. Но такие салфетки весьма удобно использовать в поездках, когда просто нет возможности провести гигиену полости рта.

Чистить зубки и слизистую оболочку полости рта ребенка необходимо два раза в сутки, утром, после того как малыш покушает, особенно если ребенок получает искусственное питание. И на ночь, после ужина. Стоит соблюдать важное правило, после приема пищи, необходимо подождать минимум полчаса, а только после приступать к чистке, в противном случае у ребенка можно спровоцировать срыгивания или рвоту.

Перед чисткой, родители должны вымыть тщательно руки. Во время чистки зубов ребенок должен находиться в полулежащем положении и быть спокойным, не рекомендовано чистить зубки малышу, который устал или просто перевозбудился. Родители должны одевать на палец салфетку, и аккуратно обработать полость рта ребенка протирающими движениями. Если было решено начинать чистку зубов еще до прорезывания зубов, то особый акцент необходимо уделять щекам малыша.

Второй возможный вариант – это зубные щетки напальчники. Такие зубные щетки выполнены в основном из силикона, и рабочая поверхность может быть различной – ребристой, или состоять из ворсинок. Зубная щетка очень мягкая, и не может причинить вред ни нежной эмали прорезающегося зубика, ни воспаленным деснам ребенка.

Нет особой принципиальной разницы, какую поверхность выбирать, критерием выбора должен служить – выбор ребенка, как именно отреагирует малыш на новой предмет гигиены. Одним малышам нравятся ребристые щетки, другим с ворсинками. Методика чистки зубов схожа с методикой чистки зубов дентальными салфетками. Также такие зубные щетки могут быть использованы в качестве массажера.

Уход за такой зубной щеткой должен быть соответствующий, в ворсинках или на ребристой поверхности щетки могут оставаться микроорганизмы и благополучно размножаться. Особенно опасна ситуация когда после воспалительных или инфекционных заболеваний зубная щетка-напальчник не была заменена на новую. Перед каждой чисткой зубов и после нее, зубная щетка напальчник должна быть тщательно промыта под проточной водой. Менять этот предмет гигиены необходимо примерно каждые 2 – 3 месяца.

В том случае если нет возможности использовать зубную щетку напальчник, можно прибегнуть к использованию старых, проверенных «дедовских» способов, а именно марлевый тампон. О ватных тампонах необходимо забыть, и ни в коем случае не использовать их при обработке полости рта. Во-первых, у ваты отсутствует естественная шероховатость, во-вторых, волокна ваты могут оставаться в полоти рта ребенка. Идеальным и единственно возможным вариантом является марлевый тампон. Нет необходимости составлять сложную конструкцию из бинта или марли. Достаточно просто намотать на палец родителя несколько слоев бинта. Перед обработкой, марлевый тампон необходимо предварительно смочить для лучшего скольжения.

Ребенок отказывается от чистки зубов, как быть?

Не всегда чистка зубов проходит «как по маслу», довольно часто родители сталкиваются с категоричным отказом малыша чистить зубки. Но это не повод отказываться от чистки зубов, и откладывать ее начало в долгий ящик. В природе малыша уже заранее заложены инстинкты, так если начинать чистить зубки еще до прорезывания зубов, у малыша срабатывает так называемый выталкивающий рефлекс. Языком, малыш выталкивает все, что не похоже на вкус смеси или грудного молока. Рефлекс угасает в период введения прикорма , к полугоду.

Второй причиной отказа малыша от чистки зубов – страх неприятных ощущений или боли. Такая картина характерна для тех карапузов , которые в прошлом испытывали боль от чистки зубов. Обычно родители, говорят, что раньше чистили зубки малышу без проблем, а после возникли проблемы. Решение этой задачи трудное, но все же возможное. Не стоит ждать определенного периода времени, пока малыш забудет – не забудет! Необходимо показать карапузу, что это не больно. Промежутки чистки должны быть короткими, первоначально это могут быть просто поглаживания небольшого участка десны. Постепенно эти промежутки увеличиваются.

С определенного возраста, примерно с 10 – 11 месяцев, малыши начинают подражать родителям, осознавать, как происходит их жизнь, особенно это заметно когда малышу исполняется годик. В это время малыши просто повторяет все за родителями. Этот возраст считается самым благоприятным для обучения ребенка гигиеническим навыкам. Нужно показать малышу на собственном примере, что чистить зубки надо, и как именно это делать. При желании ребенка попробовать чистить зубки самостоятельно – не стоит его ограничивать!

Кроме того, стоит помнить о том, что дети лучше всего воспринимают все в форме игры, в том числе и чистку зубов. Родителям нужно придумать собственную игру, и обыграть чистку зубов. Например, придумать сказку, или считалочку. И повторять ее каждый раз во время чистки зубов.

Зубная паста, нужна ли она?

Это, пожалуй, самый актуальный вопрос, нужна ли зубная паста для ребенка до года? Некоторые производители выпускают комплекты: специальная зубная щетка и первая зубная паста. Эти зубные пасты отвечают всем требованиям, и являются безопасными для ребенка при проглатывании.

Пасты от 0 – 3 месяцев – это гелевые зубные пасты, которые не обладают абразивностью (шероховатостью), но отлично очищают полость рта ребенка и зубки за счет поверхностно активных веществ. В состав таких паст также входят некоторые молочные ферменты, лизоцим – естественный антисептик, который содержится в слюне, и прочее. Детские зубные пасты обладают приятным молочным или фруктовым вкусом, что не провоцирует отказ ребенка от чистки зубов. Стоматологи рекомендуют использовать пасты с молочным вкусом у малышей до полугода, или у тех карапузов, у которых еще не введен прикорм. У малышей после полугода можно использовать зубные пасты с фруктовыми вкусами.

Решать вопрос о том необходимо ли паста ребенку, должен стоматолог совместно с родителями. Для успешного решения вопроса необходимо учитывать желание ребенка чистить зубки, конечно, его возраст, степень образования налета и тип вскармливания.

Так, если у ребенка довольно быстро образуется налет, то пасту просто необходимо использовать. Но если малыш находится на грудном вскармливании и налет практически не образовывается, то для очищения будет достаточно всего лишь щетки, предварительно смоченной в воде. Родители должны соблюдать определенное правило касаемо паст. В момент первого использования пасты, зубную щетку напальчник необходимо просто смазать зубной пастой, тонким слоем. И отследить реакцию ребенка, довольно часто, малыши бурно реагируют на новый вкус и отказываются от чистки – это не показатель. Только после нескольких попыток, и соответственно, категорическом отказе, зубную пасту нужно сменить на другой вкус. В том случае если ребенок принимает такую чистку, то количество зубной пасты нужно увеличивать постепенно, и это количество не должно превышать мелкой горошины – этого вполне достаточно для эффективной чистки зубов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.