Гадание, заговоры на карты. Заговоры на деньги Заговоры гадания

Заговор на карты - это обязательный ритуал, который проводится как и после покупки новой колоды, так и перед любым гаданием. Частота проведения подобных ритуалов зависит того, насколько тесная у колдуна связь с этим магическим атрибутом.

В статье:

Заговор на карты - зачем делать?

Многие начинающие колдуны задаются вопросом: «Зачем проводить ритуал, который заставляет карты говорить правду?» . Действительно, есть случаи, когда ведьме не требуется регулярно проводить ритуалы, очищающие магические атрибуты, и заговаривать их.

Но ошибочно думать, что любая колода может дать правдивый ответ сразу, без должной подготовки. Однако существуют исключения. Маг может получать безошибочный ответ без дополнительных обрядов в нескольких случаях:

  • если он очень сильный колдун, и его энергии достаточно, чтобы в нем почувствовали Хозяина;
  • если связь между колдуном и магическим атрибутом очень велика;
  • если это счастливая случайность.

Если между Вами и колодой нет постоянной мощной энергетической связи, то придется каждый раз просить ее, чтобы дала правильный ответ, и надеяться, что вашу просьбу услышат.

Что делать, чтобы не ошибиться?

Заговор на карты для правдивого гадания делается всегда до начала рабочего процесса. Он эффективен только когда колдун использует обычную игральную колоду, а не . Но стоит помнить, что использована она может быть только в рабочих целях, использовать для игры ее нельзя.

Перед тем, как задать любой вопрос, колдуну необходимо сконцентрироваться. Для этого нужно принять удобную позу, очистить разум от посторонних мыслей и сосредоточиться на собственной энергетике. Нередко предлагают сесть на колоду для того, чтобы зарядить ее своей энергией. В частности, это подходит для новой колоды.

Если под рукой только старые карты (на которых ранее гадали), то их необходимо очистить от старой энергии . Иначе она будет мешать, и ответ Вы получите некорректный. Один из распространенных способов - посадить на карты ребенка или нецелованного подростка. Другой способ - продеть колоду 3 раза через ручку двери.

После этого карты хорошо тасуют. Если они начинают выпадать, то это сигнал - с Вами сотрудничать пока не желают. Отложите работу на потом. Но если все прошло удачно, можно приступить к чтению заговора.

Простой правдивый заговор на карты перед гаданием

Существует несколько легких, не трудоемких ритуалов, гарантирующих правильный ответ на любые вопросы. Первый ритуал проводится после покупки новой колоды, в пятницу в новолуние. Колдуну необходимо прочитать текст:

36 картей, сёстер и братовьей, кумы и кумовья, сваты и сватьи, дяди и тётки, отцы и матери, дочери и падчерицы, сыновья и пасынки, свекрови и золовки, тести и тёщи, зятья и свояки, золовки и невестки, вы все чёрные, вы все белые, вы все красные, скажите мне всю сущую правду: что я думаю? Что буду думать? Что было и что будет? Скажите, не утайте, по всей справедливости, как вы говорили дочерям Иродовым на брачном пиру, во почётном столу. А соврете мне, раскажу Сатане о вашем вранье. Заговариваю я раба (своё имя), на карты, на выведывание своей думы, на спознание дел чужих и чужих тайн. Слово моё крепко.

Потом карты следует перетасовать и можно приступать к работе. В последующие разы, когда будет нужно узнать правильный ответ, воспользуйтесь простым и действенным заговором. Его колдуны используют неограниченное количество раз, и специальной подготовки ритуал не требует. Колоду надо взять в руки и прошептать:

Тридцать шесть сестер, кумовьев и снох, братьев и
сотоварищей. Сослужите мне службу верную, дружбу неизменную. Тридцать шесть
картей, четырех мастей, скажите мне всю истинную правду, чего ждать, ожидать,
чего опасаться, за какое дело не браться. Всех вас призываю, называю и
выговариваю: слово крепко и к картам лепко. Аминь.

Быстрый способ заставить карты говорить правду

Если у колдуна нет времени на проведение обряда очищения или заговора колоды, он может воспользоваться простым и проверенным заклинанием, которое даст возможность получить точный и лаконичный ответ по любому волнующему вопросу. Колоду нужно положить на левую руку, рубашкой вверх, и подбросить ее. Карты должны упасть на пол, после чего маг говорит:

Стою на кленовом мосту,
Карта к карте, листочек к листку.
Как только стану ворожить,
Карты станут правду говорить.
Ключ, замок, язык.
Аминь, аминь, аминь.

Как получить корректный ответ на интересующий вопрос?

Данный ритуал достаточно эффективный, но у него есть минус - использовать его можно не чаще, чем 1 раз в 25 дней. Поэтому, прежде, чем приступить к работе, точно решите, что Вы хотите узнать.

Заговор особенно эффективен, если Вы собираете работать с Таро. Если предполагается работа игральной колодой, то точными правдивыми вариантами ответа будет только «Да» и «Нет» . Для проведения обряда понадобятся:

  • листья календулы;
  • засушенные розы (красная, желтая, белая);
  • черный перец (горошек);
  • металлическая емкость.

Металлическая емкость
листья календулы
засушенные розы
черный перец


Ритуал проводится в пятницу. В полночь колдун зажигает две свечи, садится за стол и читает текст:

Не из-за азарта колоду покупаю.
Ее я в делах удачей наделяю.
Огонь, я тебя очень сильно прошу,
Сжечь все невзгоды, если я согрешу.
Пусть эта колода тихонько лежит,
Грусть и тоска от меня пусть бежит.
Пусть меня карту по жизни ведут,
В трудных делах меня не подведут.
Если буду гадать, буду правду лишь знать,
Кого мне бояться, когда горевать.
Все карты расскажут про страшных людей,
От них защитят меня и детей.
Аминь! Аминь! Аминь!

После этого возьмите все ингредиенты, сложите их в емкость и подожгите. Как только они догорят, окуните ладони в пепел. Его не нужно стряхивать. Просто перемешайте карты, задайте вопрос и получите верный ответ.

Простой заговор в помощь начинающим

Такой заговор карт на правдивое гадание подходит новичкам. Он не самый простой, но дает возможность создать прочную энергетическую связь между колдуном и картами. Для проведения ритуала поставьте хрустальный сосуд в восточном углу комнаты. Вокруг него зажгите по очереди 7 белых восковых свечей и произнесите слова:

Силы Востока! Заклинаю вас! Пришлите и очистите! Как хрустальный сосуд прозрачен и чист, так и карты мои будут чисты и правдивы, как они лягут, так и всю правду скажут. Да будет так!

Повторите слова три раза и оставьте сосуд стоять на полу. Через 3 дня застелите стол темной тканью и поставьте на него 1 черную свечу и 1 красную. Зажгите их и обведите колодой по очереди каждую из свечей. Пока будете это делать, говорите слова:

Пламенем огня заряжаю тебя! День работать, ночь спать, мне — обмана не знать!

Как только текст будет сказан, плюньте в левую сторону и задуйте свечи. Хрустальный сосуд можно убрать, вымыть и высушить. Заранее можно набрать воду (сделать это нужно до того, как взойдет солнце) и омыть ею сосуд. После этого можете приступать к .

Заговор на карты Таро - Ваши карты не будут лгать

Когда в руки ведьмы попадает новая колода Таро, в первую очередь ей необходимо ее инициировать . Слова заговора необходимо выучить наизусть, а во время обряда запрещено прерываться. В своей речи обращайтесь к Оракулу , дабы видеть только правду.

Между Вами и колодой должна существовать сильная связь. Для этого старайтесь на протяжении 30 дней как можно дольше носить ее с собой, а 1 раз в сутки делайте на любой вопрос. После того, как колода к Вам привыкнет, ответы будут становиться более четкими и развернутыми. Теперь можно провести обряд инициации.

Проводится он в ночь с четверга на пятницу. Зажгите 3 черные свечи и разложите все карты по порядку на столе. Медленно и четко прочтите текст:

Выйду я, раба (имя) из дома заполночь и пойду в сторону северную на поле черное. На поле том сила мёртвая, великая да могучая. Поклонюсь же я, раба (имярек) до сырой земли да попрошу помощи у силы той мёртвой да родовой. Ой вы деды да прадеды мои, духи родные, в помощь мне придите, в деле моем помогите. Как вы духом летаете да везде поспеваете, так и мне дайте все ведать да знать, карты понимать. Я вам свечу за упокой затеплю да помином помяну. Слово мое крепко да вовек нерушимо. Аминь.

В процессе чтения заговора необходимо по 1 разу коснуться каждой карты из колоды. После проведения ритуала колоду можно положить к себе под подушку. Сон, приснившийся в эту ночь - вещий. Запомните его. На этом ритуал окончен. Старайтесь как можно чаще делать , чтобы магическая связь между вами крепла.

Обряд очищения для карт Таро

Обряд очищения необходимо проводить каждой колдунье, работающей с Таро. Это необходимо, так как со временем вокруг магических атрибутов начинает накапливаться большое количество чужой энергетики, и карты могут начать врать. Чтобы избежать этого, следует провести простой обряд:

  • накройте поверхность стола тканью красного цвета;
  • друг напротив друга поставьте 2 черные свечи, в центре стола - красную;
  • разложите всю колоду перед свечами;
  • каждую карту протрите мягкой тканью и посыпайте солью.

Пока Вы будете совершать это действие, постоянно повторяйте:

Солица-сестрица, ты солёна, ты крепка, очисти и нашепчи, заговори мои карты, чтобы истину говаривали, а притолоке, томленью да обману дай мотово неволье да злово томленье. Слово моё крепко! Заклято! Заклято! Заклято!

Когда обряд будет закончен, пересыпьте соль в мешок, сложите ткань в емкость и подожгите ее от черных свечей. При этом приговаривайте:

Силы Темные! Заклинаю вас! Пусть карты мои будут чисты и правдивы, как они лягут, так и всю правду скажут. Да будет так!

Переложите карты в мешочек (у них обязательно должен быть свой «домик») и оставьте в покое на 6 дней. Когда придет время, достаньте их и разложите на столе, застеленном темной материей, зажгите свечу, а мешок с солью спрячьте на пустыре. Ритуал завершен, и можно приступать к работе с Таро.

Многие опытные гадалки заговаривают карты перед раскладом. Существует немало заговоров, которые помогут сделать так, чтобы они всегда говорили правду. Проводить подобные ритуалы можно на обычные карты, и на Таро.

Заговор на карты можно проводить как на Таро, так и на обычные

Правила заговора и обращения с картами

Чтобы гадания были правдивыми, необходимо выполнять определенные правила:

  1. Использовать нужно новую колоду, а не ту, которой играли и гадали много раз. Лучше изготовить ее самостоятельно.
  2. Следует купить новую колоду в четверг на растущей луне до обеда.
  3. Другие люди не должны прикасаться к ней.
  4. Необходимо бережно относиться к гадальной колоде.
  5. Раскладывать лучше на столе.
  6. Если нет возможности достать новую колоду, а погадать нужно, то дать посидеть на картах малышу или девушке, которая не целовалась, или три раза продеть колоду через ручку двери.
  7. Если карты взял в руки другой человек, придется снова провести обряд либо купить новую колоду.
  8. Колоду следует покупать под расчет либо не забирать сдачу.
  9. Нельзя терять их и задавать им пустые вопросы.
  10. Следует чаще брать колоду в руки, разговаривать с ней для энергетической подпитки.

Карты необходимо брать в руки как можно чаще и даже общаться с ними

Чтобы гадание прошло успешно, во время него должны быть тишина и приглушенный свет. Лучшее время - полночь. Текст заговора стоит выучить наизусть, а не читать с листка. Достоверность результата может искажаться, если гадающий или присутствующий не верят в предсказания.

Перед началом использования колоды нужно попросить карты сказать правду, а после заговора надо еще немного подержать их в руках и потом приступать к раскладу.

Для предсказаний и гаданий должны быть использованы разные колоды. Предсказания - это получение ответов на конкретные вопросы, а во время гадания узнается информация о том, что ждет человека в будущем. Главное - не терять и никому не давать свои карты!

Простые заговоры

Только купленную колоду кладут в мешочек. Туда же необходимо насыпать соль. Мешочек прячут в углу комнаты с восточной стороны и три раза говорят:

«Солица - сестрица, ты солена, ты крепка, очисти и нашепчи, заговори мои карты, чтобы истину говорили, а обман обходили. Слово мое крепко. Аминь».

Через 6 дней колоду достают и кладут в стеклянный сосуд. Произносят три раза:

«Как стеклянный сосуд прозрачен и чист, так и карты мои будут чисты, и правдивы, как они лягут, так и всю правду скажут. Аминь».

Затем карты вынимают, сосуд промывают, мешочек закапывают в землю.

Ритуал проводится только на новую колоду карт

Следующий ритуал проводят сразу после покупки колоды. Необходимо сказать на нее:

«Тридцать шесть сестре, кумовьев и снох, братьев и сотоварищей, сослужите мне службу верную, дружбу неизменную. Тридцать шесть картей, четырех мастей, скажите мне всю истинную правду, чего ждать, ожидать, чего опасаться, за какое дело браться. Всех вас призываю, называю и выговариваю: Слово крепко и к картам лепко. Аминь».

Затем колоду кладут в красивую шкатулку, где она будет храниться.

Чтобы расклад говорил правду, можно использовать старинный заговор на карты:

«Тридцать шесть карт, скажите всю правду: что ожидает рабу (имя), что было у нее в жизни, в каком положении она сейчас находится (можно в произвольной форме сформулировать вопросы, которые интересуют)? Жду от вас правду и только правду. Аминь».

Если карты слипаются при перетасовке, подойдет следующий заговор

Если карты слипаются при перетасовке, то они не хотят работать. Необходимо прочитать текст:

«Тридцать шесть карт, сестры и братья, кумы и кумовья, сваты и сватьи, дяди и тетки, отцы и матери, дочери и падчерицы, сыновья и пасынки, свекрови и свекры, тести и тещи, зятья и свояки, золовки и невестки, Все вы черные, все вы белые, все красные, скажите мне всю сущую правду: что я думаю? что буду думать? Скажите, не утаите, по всей справедливости, как вы говорили дочерям Иродовым на брачном пиру, во почетном столу. А будет не скажете вы сущей правды, не взыщете моей беды, ино вам не жить более на белом свете; а размычу я вас по чистому полю, по зеленым дубровам, по крутым берегам, по синим морям. А будет вы скажете сущую правду, ино вам будет житье привольное, раздольное. Заговариваю я рабу (свое имя), на карты на выведывание своей думы, на спознание дел чужих. Слово мое крепко!».

Делать это нужно шепотом и не спеша.

Правдивое предсказание можно получить, воспользовавшись определенным ритуалом. На ладонь левой руки кладут колоду рисунком вниз. Затем карты подбрасывают так, чтобы они разлетелись по полу. Потом их собирают и произносят такие слова:

«Стою на кленовом мосту,

Карта к карте, листочек к листку.

Как только стану ворожить,

Карты станут правду говорить.

Ключ, замок, язык.

Аминь, аминь, аминь».

Мощный заговор

Чтобы карты говорили правду, нужно провести эффективный ритуал.

Для проведения ритуала понадобится хрустальная ваза

Для этого колоду кладут в вазу из хрусталя и ставят ее на пол в восточный угол. Вокруг зажечь 7 свечей белого цвета и сказать три раза:

«Силы Востока, заклинаю вас! Пришлите и очистите! Как хрустальный сосуд прозрачен и чист, так и карты мои будут чисты и правдивы, как они лягут, так и всю правду скажут. Да будет так!».

Карты оставляют на три дня в вазе, кладут на стол, который должен быть застелен скатертью черного цвета. После поочередно зажигают красную и черную свечу. Колодой обводят пламя красной, а потом черной свечи и произносят:

«Пламенем огня заряжаю тебя! День работать, ночь спать, мне - обмана не знать!».

Затем следует сплюнуть и затушить сначала красную, потом черную свечу. Вазу моют и хорошо вытирают.

Заговор для карт Таро

Следующий сильный заговор на карты можно использовать 1 раз в 3 недели. Он особенно эффективен для Таро.

Заговор для Таро

«Не из-за азарта колоду покупаю.

Ее я в делах удачей наделяю.

Огонь, я тебя очень сильно прошу,

Сжечь все невзгоды, если я согрешу.

Пусть эта колода тихонько лежит,

Грусть и тоска от меня пусть бежит.

Пусть меня карту по жизни ведут,

В трудных делах меня не подведут.

Если буду гадать, буду правду лишь знать,

Кого мне бояться, когда горевать.

Все карты расскажут про страшных людей,

От них защитят меня и детей.

Аминь! Аминь! Аминь!».

После этого взять следующие ингредиенты:

  • горошек черного перца;
  • календула;
  • засушенные розы.

Все складывают в металлическую миску и поджигают. После того как растения прогорят, окунуть ладони в пепел и, не стряхивая его, перемешать колоду. Теперь карты будут говорить только правду.

Обряды, направленные на правдивые предсказания, не принесут вреда человеку. Если их используют для черной магии, надо быть готовым к негативным последствиям.

Если карты начинают опять врать, отказываются показывать будущее, придется сменить колоду на новую. Иногда после проведения эффективных ритуалов карты все равно продолжают врать. Тогда следует разобраться в себе, так как может быть не найден общий язык с колодой. Нужно понимать, что карты тоже устают, поэтому не рекомендуют гадать больше 3 раз на одной колоде.

Если карты выпадают из рук или показывают непонятные предсказания, то они не хотят говорить. Необходимо мысленно обратиться к ним с просьбой помочь и постараться услышать ответ, наладить с ними связь.

В выходной день гадать не следует

Не советуют гадать в выходной день. Гадающий может навлечь на себя неприятности в виде постоянного беспокойства, плохого самочувствия.

Если гадание проводит сильная колдунья или очень опытная гадалка, то заговор на карты не потребуется, так как будет достаточно сильной энергии человека. Иногда колдуны и ясновидящие при раскладе используют магические атрибуты, чтобы карты сказали правду.

Если гадает обычный человек, необходимо заговорить карты, иначе гадание не сбудется. Без специального ритуала предсказания будут нести скорее развлекательный характер, и правду узнать не получится. Поэтому советуют не лениться и потратить немного времени на заговор.

Заговоры - заклинательные формулы, используемы людьми, для магических действий. Наши предки верили, что слова имеют свою силу, и что их можно усилить собственной энергетикой. Изначально заговоры были языческими молитвами. Люди взывали к Богам и природным силам, и довольно часто использовали заговоры. Но позже магические словесные формулы становились все более редкими в использовании. В конце концов, знания заговоров остались только у посвященных людей - знахарей, волхвов, ведунов, целителей.

Но, на самом деле, каждому человеку подвластны заговоры на все случаи жизни. Главное - в слова вложить свою энергетику. Как правильно говорить заговор и на что направлять мысли заложено в нашей генетической памяти. Интуитивно и подсознательно каждый может определить интонацию голоса, громкость и скорость. В заговорах нет ничего плохого и отрицательного. Негативное отношение к заговорам привито искусственно. Заговор - это чистая энергетика родного языка, она не может принести вред тому, кто его произносит. Но заговоры, как и все в мире, могут быть и добрыми, и злыми. Это зависит конкретно от того, кто произносит заговор, желает он добра или зла.

Заговоры и привороты не могут быть негативными потому, что в них используется обращение к природным явлениям, а не к темным силам. Нашептывая слова, человек старается передать энергетический импульс, чтобы он достиг цели и помог получить желаемое. Так можно попытаться добиться внимания со стороны того, кто люб. А можно направиться свою энергию на исцеление человека от болезни.



Приметы, гадания, колдовство, заговоры известны у всех народов. В их основе лежит мифическое восприятие мира, придававшее окружающему особый, сокровенный смысл. В древности они были основаны на образном, метафорическом мышлении, уподоблении по аналогиям. Поразительна живучесть этих явлений: суеверия и колдовство, особенно в модернизированном обличье, существуют и в наши дни.

Гадание - средство распознания будущего. Гадающий не пытается влиять на естественный ход событий, а лишь стремится проникнуть в скрытые тайны. Чтобы распознать будущее, следовало обратиться к нечистой силе, поэтому гадание осознавалось как грешное и опасное занятие (к примеру, гадающие снимали с себя кресты). Для гаданий избирались места, где, по представлению народа, можно было вступить в контакт с обитателями "иного мира" (перекресток, баня, кладбище и проч.), а также такое время суток, в которое этот контакт был наиболее вероятен (вечер, полночь, до первых петухов). Тем не менее в гадания проникли и христианские образы. Наиболее развитыми в художественном отношении были святочные подблюдные гадания - коллективные гадания о будущем. В них первостепенную роль играла символика специальных подблюдных песен.

Основными поэтическими символами были универсальные образы хлеба, золота, дома, дороги, дерева. В песнях, предрекающих урожай и богатство, наиболее характерным был образ хлеба и связанных с ним зерна, снопов, квашни, дежи. Богатство символизировали также образы щуки, медведя, мыши. Несчастье или смерть предрекали карканье вороны, поминальный блин, белое полотно, гроб. Замужество - кот с кошуркой, а также символы свадебных песен и обрядов, часто парные: соболь с куницей, береза с дубом, два голубочка; венчальное кольцо. Песенные предсказания имели постоянный, традиционный смысл, но в отдельных случаях в их истолковании допускалось варьирование.

Заговор (или заклинание) - произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир, его явления и объекты, чтобы получить желаемый результат. Заговоры - составная часть колдовства. Произнесение заговора часто сопровождалось действиями с водой, огнем, различными предметами и проч., а также крестным знамением. Произнося лечебные заговоры (например, в бане), больному давали настои целебных трав, сплевывали, применяли массаж, элементы гипноза. Самые древние заговоры были короткими, поясняющими магические действия. Колдовство и вообще могло не сопровождаться словом, а состоять только из одних действий. Ритуальность исполнения заговоров требовала определенного времени и места (на утренней или вечерней заре, в полночь, в Великий Четверг; у реки, у куриного насеста, в печи и проч.).


Мифологи видели в заговорах древние мифы-молитвы, обращенные к языческим божествам. Заговоры передавались от старшего к младшему, чаще по родственникам. Существовало убеждение в том, что колдуны должны перед смертью обязательно избавиться от своих знаний и что они могли это сделать обманом (для этого им достаточно было притронуться к другому человеку).

Верили также, что текст заговора изменять нельзя, иначе ослабнет его сила. Поэтому, не надеясь на память, заговоры заносили в тетрадки. Сложилась даже письменная форма их бытования.

Заговоры были универсальны в бытовом применении: хозяйственные (земледельцев, пастухов, охотников, на удачную торговлю...); лечебные; любовные (их называли присушки или от-сушки); социально-бытовые (на царские очи, как отпереться от пытки, на суд идучи, от пули на войне...). Наиболее многочисленны лечебные заговоры. Направленность заговоров, как и всякого колдовства, могла быть не только доброй, но и злой, что выражалось в стремлении нанести кому-то урон, наслать порчу. Поэтому различали "белые" и "черные" заговоры.

5. Народный календарь и его мифологическое осмысление. Основные жанры календарного обрядового фольклора.
Русские, как и другие славянские народы, были земледельцами. Уже в древности славяне отмечали солнцеворот и связанные с ним изменения в природе. Эти наблюдения сложились в систему мифологических верований и практических трудовых навыков, закрепленных обрядами, приметами, пословицами. Постепенно обряды образовали годовой (календарный) цикл. Важнейшие праздники были приурочены к зимнему и летнему солнцестоянию.

Зимние обряды

Время от Рождества Христова (25 декабря) до Крещения (6 января) называлось Святками. Зимние Святки делились на святые вечера (с 25 декабря по 1 января) и страшные вечера (с 1 по 6 января), их разделял Васильев день (1 января, по церковному календарю - Василия Кесарийского). В святые вечера славили Христа, колядовали, призывая благополучие каждому двору. Вторая половина Святок была заполнена игрищами, ряжением, посиделками.

В новогодней магии большую роль играли хлеб, зерно, солома: солому стелили в избе на пол, приносили в избу снопы. Зернами обсевали (посевали, засевали) избы - бросая горсть.

В ночь перед Рождеством и под Новый год совершали обряд колядования. Собирались подростки и молодежь, кого-либо обряжали в вывороченный тулуп, давали в руки палку и суму, куда позже складывались продукты. Колядующие подходили к каждой избе и под окнами выкрикивали величания хозяевам, а за это им подавали угощение.

В конце зимы - начале весны праздновалась масленица. В своей основе это был языческий праздник, посвященный проводам уходящей зимы и приходу солнечного тепла, пробуждению шюдородящей силы земли. Христианство повлияло только на сроки масленицы, которые колебались в зависимости от Пасхи: ей предшествовал семинедельный Великий пост, масленицу праздновали на восьмой предпасхальной неделе.

Весенние обряды.
В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капельницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачи-грачиков. На Сороки (день "Сорока мучеников ", 9 марта - весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков. Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни - веснянки . Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну. Перелетные птицы, или пчелычка ярая, "замыкали" зиму и "отмыкали" лето.

В западных областях сохранилась архаичная форма: гуканье, обгукиванъе. Веснянки исполняли девушки и молодые женщины - на возвышенности, над разлившейся водою. Это было рассчитано на естественный природный отклик - эхо. В песенную ткань был вплетен ритуальный возглас "Гу-у-уГ, который при многократном повторении вызывал эффект резонанса. Поющим казалось, что им отзывается сама Весна.

Главным праздником православного христианства является Пасха . Ей предшествует Вербное воскресенье - самобытный русский праздник.

В народе существовали представления о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распушившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освящались в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных - для здоровья и роста, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез!"

Вербная неделя сменялась Страстной , наполненной приготовлениями к встрече Пасхи.

В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхальным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с языческими представлениями и обычаями. Хлеб освящен многими ритуалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и богатства. Яйцо, обязательная еда весенних обрядов, символизировало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. Существовали игры, связанные с катанием яиц с горки или со специально сделанных деревянных лотков ("загонье яичное"); били яйцо об яйцо - чье разобьется. В весеннюю обрядность органически входил культ предков, так как, согласно языческим представлениям, вместе с растительной природой пробуждались души умерших. Кладбище посещали на Пасху; на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели); в четверг, субботу и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду (кутью, блины, пироги, крашеные яйца), а также пиво, брагу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усопших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки.

В конце весны - начале лета, на седьмой послепасхальной неделе, праздновались зеленые святки (троицко-семицкие обряды ). "Зелеными" они названы потому, что это был праздник растительной природы, "троицкими" - так как совпадали с церковным праздником во имя Троицы, а "семицкими" - потому что важным днем обрядовых действий был семик - четверг, да и вся неделя иногда называлась семицкой.

Дворы и избы снаружи и внутри украшали ветвями березы, пол посыпали травой, молодые срубленные деревца ставили около изб. Культ расцветающей, входящей в силу растительности соединялся с ярко выраженными женскими обрядами (участия мужчин в них не допускалось). Эти обряды восходили к важнейшей инициации языческих славян - принятию в род повзрослевших девушек как новых его матерей.

Троицкую неделю иногда называли Русальной, так как в это время, по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки - обычно девушки, умершие до брака. Русальная неделя могла не совпадать с Троицкой.

Летние обряды.
После Троицы в обрядах принимали участие как девушки, так и парни, а также все жители деревни или села. Летний период - пора тяжелого земледельческого труда, поэтому праздники были короткие.

День Рождества Иоанна Крестителя, или Иванов день (24 июня, период летнего солнцеворота) широко отмечался у большинства европейских народов. У славян Иван Купала был связан с летним плодородием природы. Слово "купала" не имеет отчетливой этимологии. По мнению Н. Н. Велецкой, оно "могло быть очень емким и соединять в себе несколько значений: костер, котел; водоем; ритуальное общественное собрание на ритуальном месте" .

В купальскую ночь люди очищались огнем и водой: прыгали через костры, купались в реке. Водили хороводы и пели купалькие песни, для которых характерны любовные мотивы: буйство и красота летней природы художественно соотносились с миром чувств и переживаний молодежи. Устраивали игрища между селами с пережитками сексуальной свободы, что было связано с древней экзогамией - запретом брачных отношений внутри одного рода (от греч. ехо - "снаружи, вне" + gamos - "брак").

Повсеместно существовали поверья о целебной силе цветов и трав, об их волшебных свойствах. Знахари, колдуны, ворожеи да и простые люди ходили собирать травы, поэтому Ивана Купалу в народе также называли Иван-травник. Верили, что в ночь накануне Ивана Купалы цветы между собой разговаривают, а также что каждый цветок по-своему горит. В полночь на одну минуту расцветал огненный цветок папоротника - кто его найдет, тот может стать невидимым или, по другой версии, выкопает на этом месте клад. Пучок купальских трав девушки клали под подушку и загадывали сон о своем суженом-ряженом. Как и на Троицу, в купальскую ночь они гадали на венках, бросая их в реку (иногда в венки вставляли горящие свечки).

Считалось, что в эту ночь нечистая сила особенно опасна, поэтому в купальском костре совершалось символическое уничтожение ведьм: сжигали символизирующие их ритуальные предметы (чучело, конский череп и др.). Были различные приемы распознания "ведьм" среди односельчан.

У русских купальские обряды были менее развиты, чем у украинцев и белорусов. В центральных русских губерниях сохранились многочисленные сведения о Ярилином дне . Ярило - бог солнца, чувственной любви, податель жизни и плодородия (слова с корнем "jar" означают "светлый, знойный, страстный").

После Ивана Купалы, перед Петровым днем , совершались похороны Костромы. Кострома - чаще всего чучело из соломы и рогож, одетое в женское платье (эту роль могла также исполнять одна из участниц обряда). Кострому украшали, клали в корыто и, имитируя похороны, несли к реке. Одни провожающие плакали и причитали, другие с грубыми остротами продолжали свое дело. У реки чучело раздевали и бросали в воду. При этом пели песни, посвященные Костроме. Затем пили и веселились.
Летние празднества, молодежные гулянья и увеселенья заканчивались на Петров день (29 июня). Его обряды и поверья были связаны с солнцем. Верили в необычное горение солнца. Говорили, что солнце "играет", т.е. разделяется на многочисленные разноцветные круги (подобные поверья были приурочены также к Пасхе). В петровскую ночь никто не спал: караулили солнце. Толпа разряженной молодежи шумела, кричала, стучала косами, заслонками, палками, бубенцами, плясала и пела под гармошку и уносила у хозяев все, что плохо лежит (сохи, бороны, сани). Это сваливалось в кучи где-нибудь за деревней. На рассвете ждали солнце.

Осенние обряды.
Круг земледельческих праздников замыкали жатвенные обряды и песни. Их содержание не было связано с любовно-брачными отношениями, они носили хозяйственный характер. Важно было сохранить готодородящую силу хлебного поля и восстановить потраченное здоровье жней.

Воздавали почести первому и последнему снопу. Первый сноп называли именинным, с песнями несли на гумно (с него начинали молотьбу, а зерна сохраняли до нового посева). В конце жатвы последний сноп также торжественно приносили в избу, где он стоял до Покрова или Рождества. Затем его скармливали скотине: считали, что он обладает целебными свойствами. Осенью были забавные обычаи изгнания насекомых. Например, в Московской губернии устраивали похороны мух - делали гробики из моркови, свеклы, репы, клали в них мух и закапывали. В Костромской губернии мух выгоняли из избы последним снопом, а потом ставили его к иконам.

6. Зимние праздники народного календаря (Святки, Масленица). Поэтика калядок и масленичных песен.
См. билет 5.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.