Фотографирование еды. Фуд фотографии

Редакция gg сходила на мастер-класс Александра Сляднева, всемирно известного фуд-фотографа родом из Одессы, организованный Canon Master Club. Если вы прилежно фотографируете свой рацион в Instagram в угоду бабушке или девушке, то принесенные нами с мероприятия советы помогут вам собирать больше лайков и наращивать сантиметры в талии быстрее и задорнее. Ну же, не томите, читайте дальше скорее!

1. Обзаведитесь правильной техникой

Важнее всего объектив, по мнению фотографа.

Александр снимает только на технику Canon (иначе бы, ясное дело, мы бы видели его на мастер-классе под патронатом какого-нибудь другого бренда техники). По его мнению, сама камера имеет третьестепенное значение, но объективы – это все.

Для съемки еды подходят телеобъективы. То есть то, что выше 90 миллиметров. У Александра Сляднева есть три объектива (видимо, того же он советует и вам). Первый – 90 миллиметров Canon Tilt Shift. Это объектив, у которого есть угол наклона. То есть он наклоняется, за счет этого можно регулировать резкость в кадре. Второй объектив – Canon EF 100 mm f/2.8 L IS USM Macro для съемки суши и других мелких предметов. И третий объектив – 135 миллиметров. Любимый объектив фотографа, который дает самый идеальный рисунок. Начинающим Александр рекомендуем объектив 100 мм, потом, возможно, 135, а Tilt Shift подойдет не всем.

Что касается камер, то у Сляднева их три. Зеркальная Canon 5D Mark , всем хорошая, только вместе с объективом весит 2 килограмма. Беззеркальная Canon EOS M3 , помимо небольших объемов и веса у нее есть еще два преимущества – через специальный переходник к ней можно подключить любой объектив из профессионально линейки а благодаря наличию Wi-Fi – отправить снимок на смартфон, а оттуда – в Instagram. Ну и iPhone, при наличии «ровных» рук и знании техники iPhone тоже подойдет, но для съемки еды к нему стоит подключать специальные линзы-объективы (это добро сегодня можно запросто в интернете, линзы тоже должны быть «теле»).

VSCO Cam – отличная программа для обработки снимков, снятых на смартфон.

Если вы решили, что смартфона для фотоизысков с едой будет достаточно, попробуйте улучшить фотографии при помощи этого приложения. Оно бесплатное, но в нем есть платный контент.

2. Рекомендуемые настройки: диафрагма 8, ISO 100 или 200, желательно использовать импульсный свет

В большинстве случаев Александр снимает при диафрагме 8 для достаточной резкости по всему снимку, в редких случаях 5,6. Снимать при естественном освещении, если впереди несколько блюд, не рекомендует, он может много раз поменяться. Импульсный свет - его совет для тех, у кого с едой и фотографией все серьезно. В таком случае стоит ставить ISO 100 или 200. Если импульсный свет дома забыл, тогда ISO 400 - и вперед за солнцем.

3. Атмосферу кадра создает фон

Поэтому его надо тщательно подбирать (если официант или ваша бабушка не возражают). Зеркальная поверхность, красивая тарелка, старая древесина и прочие «древности», которые фотографу приходится носить за собой, отбивать в неравных боях у конкурентов на «блошиных» рынках или хранить в дорогих ресторанах – все это пригодится и начинающему фуд-фотографу. Без правильного фона, который где-то придаст кадру легкости, где-то сделает акцент на том, как создавался продукт, где-то намекнет на домашний уют или высокий уровень заведения, никуда. Доступнее о фоне смогут рассказать эти фотографии.

4. Свет должен быть мягким, чтобы блюдо выглядело аппетитно

Все для того, чтобы еда выглядела естественно. Поэтому прямой солнечный свет в большинстве случаев не подходит. Чтобы сделать мягким свет из окна, его можно прикрыть белой пергаментной бумагой. 90% своих фотографий Александр делает с одним источником света.

5. Свет должен находиться за блюдом

Желательно максимально близко к нему. Еще желательно, чтобы источник был максимально широким.

Блюдо, камеру, источник света и отражатель стоит располагать так, как изображено на этом слайде.

Кстати, фотограф уверяет, что профессионального отражателя у него нет. Но с этой функцией в заведении во время фотосъемки еды отлично справляется официант или другой не в меру любопытный свидетель происходящего (вот почему ресторан лучше - ваша бабушка бы в такой ситуации уже надавала по шее и выгнала бы из-за стола!) с листом белой бумаги формата А3. В особых случаях – с листом пищевой фольги или фольгированной упаковки от лосося. Также официант – первоклассная замена штативу, который не приходится носить за собой.

6. Фотографировать еду стоит под тем углом, под которым мы на нее обычно смотрим

Для взрослого человека это примерно 45 градусов, в некоторых случаях – сверху, для ребенка – это сбоку. Мы, люди, любим свои привычки, а еда, снятая против наших привычек на нее смотреть, будет выглядеть не так привлекательно.

7. Для построения композиции в кадре используйте правило "золотого сечения" и "правило диагоналей" (см. слайд)

Композиция – такое же наше все, как и правильный объектив, свет, фон, ракурс.

Правило "золотого сечения" гласит, что кадр условно необходимо разделить на три неравные части: две восьмых, три восьмых и три восьмых. Эти воображаемые линии – смысловые горизонты. Точки пересечения – смысловые точки в кадре. Подсказка №1: если компоненты блюда или предметы на столе не укладываются в правило "золотого сечения", их можно немного подвинуть. Но если шеф-повар ресторана имеет всемирное признание, мишленовские звезды и восточное происхождение, есть риск, что дело закончится скандалом и изгнанием. Подсказка №2: в фотокамерах обычно присутствует режим, в котором линии отображаются. Им стоит пользоваться, пока не выработается привычка.

"Правило диагоналей" гласит, что чтобы было красиво, еду стоит располагать по диагонали.

Несколько красочных снимков, чтобы проиллюстрировать выше сказанное.

8. Количество предметов в кадре должно соответствовать числам Фибоначчи

Числа Фибоначчи – это порядок, в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д. Количество однородных предметов в кадре должно, по мнению фотографа, должно всякий раз соответствовать одному из чисел ряда, чтобы для человеческого глаза композиция выглядела приятно. Начинать можно с любой цифры – хоть с единицы, хоть с пятерки.

9. Рассказывайте историю в каждом кадре

В идеале, содержимое кадра должно давать пользователю дополнительную информацию. Например, в этом кадре, который представляет собой рекламу клуба любителей виски, указывается на то, о каком напитке идет речь (так выглядит правильный бокал для виски и правильная подача этого напитка, а не со льдом или, боже упаси, колой), на статус аудитории (мужчина одет дорого и со вкусом), и атмосфера (слегка расстегнутая рубашка, расслабленная поза - человек устал за рабочий день и может себе позволить отдохнуть в приятной компании за отличным напитком).

10. Свои фотографии в соцсети, по примеру Александра, выставляйте в соц.сети после 18.00

Если вы применили на практике все озвученные выше советы, но после этого вас все равно не выгнали из ресторана (или с бабушкиной дачи), вероятно, у вас таки есть талант и ресторан доволен, что вы увлеченно фотографируете его блюдо. Этим добром, разумеется, надо делиться в соцсетях. Идеальное время – после 6 вечера. Так фотографии будут выглядеть привлекательнее в глазах голодающих и диетствующих и вызовут больше эмоций со стороны аудитории. А у вас есть все шансы стать звездой скандала и поднять посещаемость отснятого заведения.

P.S. Да, и если вы планируете заняться съемкой еды профессионально, приготовьтесь много путешествовать и очень много есть

Чемодан весом в несколько десятков килограммов (генератор, штатив, несколько объективов, любимый фон, камера или две, пара маек и шорты, и кто его знает что еще), недели и месяцы ночевки в самолетах и поездах, но все равно лишние килограммы на талии. Увы (или к счастью) проза жизни фуд-фотографа такова.

Возбуждающей съемкой еды сегодня озадачены и рестораторы, и домохозяйки. «Большая Деревня» задала тольяттинскому фуд-фотографу Александру Хитько восемь вопросов о том, как делать умопомрачительные снимки для меню кафе или частного аккаунта в соцсетях: с какой техникой работать, можно ли заменить Red Label чаем со слоном, что делать со столовскими пирожками и где искать вдохновение.

На какую технику снимать?

Выигрышный кадр может получиться при съемке и на профессиональную технику, и на телефон - все зависит от цели, которую вы ставите перед собой. Концептуально снять еду для меню на айфон будет крайне сложно - там вы вряд ли добьетесь качественной картинки без фудфонов и отражателей. А вот в соцсетях наоборот могут зайти живые кадры с телефона: качество здесь на втором плане, ведь никто не листает инстаграм на больших экранах.

Какой свет лучше?

Всегда классно смотрятся естественное освещение и дневной свет: лучшие кадры получаются в ясную погоду. Съемка в заведениях с панорамными окнами и плавным солнечным светом за стеклом - тот исключительный случай, когда может снять еду идеально даже на телефон. Главное правило: свет либо должен ложиться сбоку, либо подсвечивать блюдо сзади - то есть, быть контровым. Так фото выглядят объемнее, а еда - сочнее. Если же свет будет ложиться спереди, блюдо в кадре будет плоским.

Какие тренды учесть?

Зачастую в паре с фуд-фотографом работает стилист - отдельный человек, который подбирает салфетки, приборы и следит, чтобы все аксессуары сочетались между собой. Я же считаю, что невозможно сделать хороший снимок, если сам не разбираешься ни в стилистике, ни в кулинарии.

Фуд-мода - это не итальянские подиумы, где тренды меняются по два раза в сезон. Деревянные фоны, винтажная посуда - все, что было в ходу несколько лет назад, по-прежнему актуально: так, вы не будете выглядеть глупо, если снимете блюдо на классической разделочной доске. С другой стороны, фотографировать абсолютно все в деревянной эстетике невозможно. Если у всех блюд в заведении примерно одинаковая подача, можно разнообразить снимки собственными столовыми приборами: я часто ношу с собой вилки и ложки для перестраховки. В целом, сейчас фуд-фотографы делают упор на интересную посуду. Например, не так давно я снимал меню для ресторана грузинской кухни, полностью на их «базе» - блюда и напитки в заведении подают в оригинальных тарелках и бокалах, сочетающихся с общей концепцией и цветовой гаммой интерьера.

Мне очень нравится фотографировать блюдо в интерьере. Если само заведение стильное, в нем всегда интересно делать снимки, используя его собственную обстановку. Многие говорят, что устали от «бабушкиных» клетчатых салфеток, но если в ресторане шторы по «шотландку» - то почему нет?

Постарайтесь отразить в снимке не только облик одного блюда, но и атмосферу всего места в целом. Это правило стопроцентно работает в случае съемок для меню: не раскрою секрет, если скажу, что работу сильно упростит разговор с дизайнером, дающим четкое ТЗ.

Как сделать блюдо на снимке аппетитнее?

Я не практикую уловки вроде обмазывания курицы гуталином ради красивого кадра. Такие съемки - удел фотостоков. Ну где вы видели слишком идеальную птицу?

Блюдо просто нужно правильно приготовить. Но не забывайте о нюансах: мясо, например, важно снять сразу после приготовления, пока из него не начал течь сок. Чтобы креветка не утонула в крем-супе, можно подложить под нее картофельную дольку, такие «пьедесталы» - расхожая практика.

Обман с алкоголем всегда заметен. Нельзя заменить виски или коньяк чаем: вы вряд ли сможете самостоятельно воспроизвести правильный цвет чистого напитка. Лучше взять дешевый напиток вместо дорогого.

Проблемный напиток в плане съемки - пиво, пена в нем очень быстро оседает. Чтобы оно пенилось лучше, в него можно добавить соль. Когда я только начал снимать, мне попалось практически негазированное пиво, и я решил исправить это пеной для бритья: мне казалось, это классный выход из положения, но сейчас я бы обплевался от таких кадров.

Как фотографировать некрасивую еду?

Когда подача эффектная, сделать снимок легко, но иногда судьба может подбросить, например, криво нарезанные бананы, которые, к тому же, быстро темнеют. Приходится продумывать концепцию. Так, один из моих любопытных проектов - съемка для столовой. Самые простые блюда нужно было показать красиво. Пришлось выкручиваться: я выбрал съемку полностью на белом фоне с белыми деталями - приборами и тарелками, сметаной в качестве соуса. Цветным был только продукт - рис, пицца, домашние пирожки. При этом я следил, чтобы блюда выкладывали строго геометрично. Такой минимализм позволил еде стать центром снимка, выглядеть более аппетитно.

Еще один челлендж - съемка сырых блюд. Недавно заказчик поставил передо мной цель запечатлеть максимально неэстетичную сырую индейку. Такое мясо может выглядеть привлекательно на домашней кухне. Красивый интерьер, противень, аккуратные занавески станут подходящим подиумом для этой модели.

Но на такие ухищрения стоит идти только в крайних случаях: обычно я рекомендую не переделывать авторскую подачу. Особенно это касается фотографов, которые снимают блюда для меню: когда ожидания гостя встретятся с реальностью, произойдет убийственный диссонанс. Лучше поиграть с ракурсами - если блюдо невыгодно выглядит сверху, снимите его сбоку.

Что можно и нельзя выкладывать в инстаграм?

Главная задача и частного, и ресторанного аккаунта - отражать некую концепцию: именно она будет определять, какие снимки пойдут в сеть, а какие нет.

В кадр могут войти не только блюда, но и часть интерьера: будет видно, какие кресла и диваны стоят в заведении, заметна отделка стен. Иногда интересно показать в кадре руки: это намек на то, что человек сидит и ест в заведении прямо сейчас, что невольно вызывает у зрителя желание сделать так же. Тем не менее, главными все равно должны оставаться тарелка и ее содержимое.

Перебарщивать с «жизнью» на фото я бы не советовал: жующий человек - не самый фотогеничный герой. Фото должно быть аппетитным - но в меру. Те же бургеры можно резать ножом, а не вгрызаться в них зубами. В уже разделанном ножом бургере лучше показать его главные качества - высоту и «нашпигованность».

Как не ошибиться?

Одна из ошибок новичков - желание задействовать как можно больше цветов. Надо стараться, чтобы кадр был выдержан в одной цветовой гамме, без кардинально контрастных тонов - так картинка более удобна для восприятия. Отталкиваться можно от продуктов: если на тарелке свежие помидоры, сделайте акцент на красном цвете. С деталями тоже лучше не борщить: на снимках начинающих фудблогеров блюдо порой теряется за листиками мяты, петрушкой и горошком перца.

Для начинающих блогеров я сделал альбом, где я объясняю, что нужно поправить в их фото. Многие ошибки связаны с обработкой. Мониторы фотографов часто не откалиброваны или вовсе не предназначены для цветокоррекции, люди пытаются «докрутить» тон самостоятельно. На выходе получаются фиолетовые помидоры и ядовито-салатового цвета зелень. Запомните одну заповедь и идите с ней по жизни: еда должна быть натуральной.

Где вдохновляться?

Для любого фуд-фотографа, даже если он снимает обеды на собственной кухне, важна насмотренность. Нужно равняться на профессионалов, аккаунты хороших ресторанов или частных фотографов. Я стараюсь следить за заграничными блогерами. Один из первых в моем списке - аккаунт symmetrybreakfast : парочка готовит завтраки и выкладывает их на столе друг напротив друга. Проще было бы отзеркалить одно блюдо, но интересно именно то, завтраки похожие, но детали разнятся.

В рунете интересен подход ресторана «КоКоКо» в Питере: все кадры их инстаграма порезаны под широкий формат, что визуально выделяет их и не дает затеряться в ленте. Помимо прочего, это динамичный фуд-аккаунт: какие-то кадры сняты сверху, какие-то в перспективе или ровно.

Слежу за инстаграмом Петра Карасева - питерского фуд-фотографа. Его фото всем хороши: правильно выстроены, качественно сделаны - не придерешься. Еще один ориентир - кондитер и фотограф из Хабаровска Андрей Рудьков . В его случае срабатывает главное правило - любить еду. Тогда и фотки будут классными.

Профессиональная фотосъемка еды или, как сейчас модно говорить, фуд съемка - обязательная процедура для организаций общественного питания, которые озабочены продвижением своей продукции на рынке. Так же, качественная профессиональная фотосъемка еды и блюд важна для дистанционной торговли и доставки еды.

Кто заказывает фуд фотографа для фотосъемки еды ? Прежде всего, представители кафе, ресторанов и иных объектов общественного питания. Профессиональные фотографии еды и блюд требуются для рекламы, оформления помещений и сайтов и для меню. Заказывают фуд съемку (фотосъемку еды) и для печатного меню и для меню на сайте.

Съемка еды необходима представителям дистанционной торговли - всем кто осуществляет приготовление и доставку еды. Без профессиональной фотосъемки продуктов питания, еды невозможно осуществлять продажу и доставку готовых блюд потребителю. Для этого необходимо выбрать и заказать профессионального фуд фотографа для фотосъемки готовых блюд и напитков.

Профессиональные фуд фото помагают продавать еду. Точнее, без красивых фоторафий блюд, еды, напитков невозможно успешно дистанционно торговать готовыми блюдами.

Выбор фуд фотографа для фотосъемки еды

Выбирают фуд фотографов по разным критериям, но главные из них - правильное сочетание цены и качества готовых фуд фотографий. Важно, чтобы фуд фотограф, которого вы хотите заказать, имел опыт фотосъемки еды, умел грамотно пользоваться осветительным оборудованием и правильно выставлять свет, стоимость услуг фотографа для съемки меню вписывалась в ваш бюджет. И, конечно, чтобы фуд фотографии, фотографии готовых блюд и напитков в его портфолио вам подходили.

Профессиональный фотограф фотостудии Юшкова имеет большой опыт фуд съемки, регулярно занимается фотосъемкой еды блюд для меню, рекламы, сайтов. При этом, цена фуд съемки у нас вполне демократичная.

Фотосъемка еды для меню

После того, как заказчик определится с выбором фуд фотографа, необходимо решить, как именно представлять ваши блюда в меню на сайте или в бумажном варианте. Прежде всего, речь идет о ракурсе. В отличии от рекламной фотосъемки еды, фуд съемка для меню выполняется, чаще всего, в двух основных ракурсах: блюдо сверху и блюдо под углом (угол примерно такой, как на блюдо бы смотрел конечный его потребитель).

Как правило, останавливаются на каком-то одном варианте. Правда, иногда эти варианты комбинируют.

На этих примерах фуд фотографий показаны оба варианта фотосъемки для меню: сверху и под углом.

Фон для фотосъемки еды и готовых блюд

Ситуация с фоном для съемки решается заказчиками по разному. Есть два основных подхода: первый - отсутствие всякого фона, только сама еда на тарелке или другом блюде, на котором она подается. Второй подход - красивая композиция из самого готового блюда, приборов, дополнительных украшений, продуктов питания и прочего. Всю эту композицию располагают на красивой столешнице. Сейчас самый модный фон - натуральное дерево. Причем, желательно состаренное. Цвет такого фона может быть разным.

Оба подхода имеют право на существование. Второй вариант (с украшениями и фоном) смотрится более интересно, однако, не всегда само блюдо от этого выигрывает. Бывает, что оно теряется в красочном окружении. Однако, такой подход в фуд фотосъемке достаточно популярен и мы, в свою очередь, так же осуществляем фотосъемку еды в таком стиле. Более того, у нас есть ряд деревянных фонов ручной работы из состаренного дерева именно для такой фуд фотосъемки . И не только для фотосъемки еды. И, в случае желания клиента, мы привозим эти деревянные фоны для съемки продуктов питания, еды и готовых блюд . Больше примеров .

Первый вариант представления блюд в меню на сайтах или в бумажных вариантах позволяет сделать акцент именно на еде, на том готовом блюде, которое вы собираетесь предоставить вниманию покупателя. И здесь должны работать два профессионала в связке: повар и фотограф. Повар готовит и украшает блюда, прислушиваясь, тем не менее, к некоторым советам фотографа. Фотограф не только правильно фотографирует , но и грамотно выставляет свет и занимается постобработкой получившихся снимков.

Так же, под постобработкой фотографий еды и готовых блюд , подразумевают удаление фона, то есть, так называемую обтравку. Благодаря этому, фотографию блюда можно поместить на абсолютно любой фон. Чаще - белый, но бывают и варианты.

Единообразие в фотографиях положительно влияет на облик сайта, вызывает доверие как к самому ресторану или кафе, так и к представленным блюдам.




Таким образом можно фотографировать и представлять самые разнообразные блюда в меню и каталогах, начиная с банальных каш и супов и заканчивая сэндвичами и канапе. Такие фуд фотографии приятны и вызывают желание съесть изображенные на них блюда.





Что касается ракурса для фотосъемки еды , то вариант фотосъемки сверху не всегда показывает важные особенности блюда. Иногда это лечится частичной разборкой блюда, как на представленных выше вариантах с сэндвичами. Однако, в некоторых случаях, например при фуд съемке канапе или бургеров, желательно использовать иные ракурсы.

Данная фуд фотография, на которой изображен набор канапе, хорошо иллюстрирует вышесказанное. При верхнем ракурсе фотосъемке этого блюда, не совсем понятно, что же здесь изображено. И это еще далеко не самый сложный вариант канапе.

А вот так блюдо выглядет на самом деле, если его снимать с нужного ракурса. Таким образом, следует сказать, что даже если основная фотосъемка еды проводится в ракурсе «точно сверху», то некоторые блюда надо фотографировать с иных ракурсов.

Что касается фуд фотосъемки супов и подобных блюд, то здесь лучше использовать верхние ракурсы для фотосъемки. Для таких блюд это самый выгодный ракурс.

Кстати, при фотосъемке жидких блюд, огромное значение имеет правильно выставленный свет . Многие новички здесь допускают ошибки. Как и где добавить блик или, наоборот, недопустить его - профессиональная фотосъемка еды снимает эти важные вопросы. Поэтому, если вам необходимо, чтобы фотографии еды продавали ваши блюда, лучше обращаться к опытным фотографам. Например, в фотостудию Юшкова.

В любом случае, самая важная задача фуд фотографа, фотографа снимающего еду, красиво представить даже самые простые блюда. Конечно, дорогое сложное блюдо во многих случаях будет смотреться интереснее, чем простые макароны или недорогой салат. Однако, и эти блюда тоже необходимо вкусно сфотографировать и предложить на суд покупателю.

Фотосъемка еды и готовых блюд востребована в набирающем популярность сервисе кейтеринга. В случае фотосъемки для кейтеринга , обычно фотографируются сеты тех или иных блюд.

Такие блюда востребованы не только в офисах и организациях, но и на вечеринках - днях рождениях и других праздниках.

Наш фотограф фотографирует не только взрослое, но и детское меню. Например, вот такие симпатичные бутербродики. Ведь детское меню часто заказывают для различных детских праздников. И наш фотограф старается снять как можно красивей такое меню.

Важной особенностью, в последнее время, является форма подачи блюд, которые продаются с доставкой. Иногда требуется сфотографировать блюдо именно так, как оно будет доставлено покупателю. Важно показать фуд фото именно в той упаковке , которая попадет в руки заказчику еды.

Кроме того, наш фуд фотограф снимает, так называемые, сеты . Это наборы еды, входящие в одно предложение, в один пункт меню. Фотосъемка еды для такого меню проходит по-разному. В некоторых случаях фотографируются отдельные блюда. Затем фотографии этих блюд последовательно показываются в карточке товара. Бывает и другой способ фотосъемки для меню: в одной композиции стараются поместить все блюда сета. Такая фотосъемка еды, конечно, сложнее. Хотя, какой вариант выбрать решает заказчик.

Чем больше блюд, входящих в сет, тем сложнее такая фуд фотосъемка. Ведь блюда надо не только красиво расставить, но и еще и показать их все.

Встречаются и вот такие детские сеты для проведения детских праздников. Если что-то на снимке бывает непонятно, лучше дополнить такую фуд фотографию дополнительными ракурсами. Лучше крупными планами. Хотя, часто фотографа просят уложиться в один снимок, так как не всегда есть возможность предоставить конечному покупателю несколько фотографий одного блюда.

Фотосъемка готовых блюд в составе сетов - сложный, но интересный процесс. Особенно, когда надо снять максимально правдиво и наиболее точно, но красиво передать вид, доставляемых заказчику, блюд.

Выезд фуд фотографа для фотосъемки блюд и еды

Если речь идет о фотосъемке еды и напитков для меню кафе, ресторанов, других организаций общественного питания, то такая фотосъемка проводится на территории заказчика. Это важно, так как блюда должны быть правильно приготовлены, пусть и иногда, с некоторыми хитростями, улучшающими внешний вид готовых блюд, но они должны быть свежими и правильно оформлеными. Фуд фотограф размещается или на кухне, или, если ресторан еще закрыт, то в обеденном зале. Таким образом, фотографу на стол попадают только свежие блюда и фотограф может взаимодействовать с поварами в процессе фуд съемки.

Кроме фотосъемки блюд, у нас заказывают и фотосъемку различных продуктов питания . Если речь идет о съемке продуктов в упаковке, то такая фотосессия больше относится к предметной нежели к фуд съемке.
Например, фотосъемка сыров в упаковке.

Здесь классическая предметная съемка. Эти фотографии заказчик (оптовая кампания) использует для коммерческих предложений. Однако, это не фуд съемка.

Другой пример: фотосъемка для хлебозавода, производящего панировочные сухари. Можно представить продукцию самыми разными способами, начиная от фотосъемки товара в упаковке и заканчивая какими-либо композиционными сюжетами:

Можно снимать продукты питания в упаковке, а можно создавать различные композиции, для интересной фуд фотосъемки.

Если фотографии продуктов планируется использовать в каталоге, а не только в рекламе, фотограф, совместно с заказчиком и его дизайнером, решают, в каких ракурсах и композиционных решениях снимать продукты для создания единообразного каталога.

Оборудование фотографа для фотосъемки продуктов питания

Очень важно понимать, что профессиональный фотограф должен четко контролировать процесс фотосъемки еды, продуктов питания. Если говорить о технической стороне такой фотосессии, то фотограф выезжает на фуд съемку с необходимым комплектом оборудования - съемочного и осветительного. Без этого невозможно красиво, качественно и единообразно представить все блюда меню. А плохой фотографией можно испортить вид самого красивого блюда.

Так как фотограф выезжает к клиенту с большим количеством оборудования, он не может пользоваться общественным транспортом. Поэтому, мы просим клиентов предоставить парковочное место для фотографа на время проведения фотосессии или оплатить платную парковку (стоимость парковки добавляем в общий счет).

Стоимость фотосъемки еды

Стоимость фотосъемки еды рассчитывается почасовым методом:

  • 1 час - 5000 руб.
  • выезд фотографа с оборудованием - 500 руб.

Если заказывается фотосессия более 3-х часов, стоимость одного часа составит 4 500 руб. (скидка 500 руб. за каждый час)

Иногда, удобнее рассчитывать цену на фуд фотосъемку поштучно, из расчета стоимости съемки одного блюда.
Стоимость фотосъемки, в этом случае, начинается от 140 руб. за одно блюдо.

В дополнение к указанным работам, как правило заказывают и последующую обработку фотографий. Стоимость обработки фотографий от 100 руб. за штуку.

Еще примеры фотосъемки еды и блюд от фотостудии Юшкова

В профессиональном мире фотографию еды называют фуд-фотографией. Главная задача фуд-фотографа - создать настолько вкусную картинку, чтобы зритель не смог устоять. Возникает вопрос, как правильно фотографировать еду? Такие кадры встречаются в меню заведений общественного питания, в кулинарных книгах, на просторах интернета. В первую очередь фотография должна иметь безупречное качество. Тут важны и техническая подготовка, и художественный вкус фотографа. Нарисуем в воображении некую лестницу по организации и проведения фуд-съемки. Разбор по ступенькам удобен и внесет ясность в вашу голову.

Правила фуд-съемки

Перед съемкой запросите бриф у заказчика.

Бриф - это документ, который описывает, что должно получиться по итогам работы. По сути, это техническое задание. Он составляется с арт-директором и подписывается двумя сторонами.

Уточните, если ли пожелания по постановке света или, например, композиции. Возможно, заказчик дает полную свободу фотографу. Поверьте, это очень полезная бумажка для любых видов съемок. Если появятся разногласия по результатом, именно бриф сможет расставить все вопросы по местам. Написано, зеленая вилка, получили на фото такую, в этом случае, к фотографу никаких претензий быть не должно.

Перед съемкой распределите зоны ответственности. На площадке всем заведует фотограф, важна слаженность работы целой команды. Разъясните, что необходимо сделать фуд-стилисту или его помощнику, кто отвечает за доставку продуктов и так далее. Иначе, вся работа может просто рассыпаться. Лучше распределением обязанностей заняться заранее. В самый ответственный момент ни у кого не должно возникать вопросов, что ему делать.

Выбирая технику, опирайтесь на желаемые результаты и бриф. Если вам необходимо захватить весь стол с продуктами, поможет широкий угол объектива. Мелкие детали лучше снимать с оптикой для макросъемки. Захватите вспышку со стойкой и софтбокс для более мягкого света. Помним правило, чем больше размер софта, тем больше свет рассеивается, тем мягче свет получается.

По постановке света есть 2 варианта:

  1. Воспользуемся естественным светом из окна. Чаще всего, этого вполне достаточно. Натуральное освещение рисует прекрасные мягкие тени.
  2. Искусственный свет от вспышки, следите за тенями. Они должны быть светлыми, мягкими и отсутствовать на передних планах вовсе.

В некоторых ситуациях просят криативить. Например, вы снимаете меню какого-то арт - заведения. Пробуйте использовать цветной свет. Но тонкий момент. Цветной свет изменит и цвет еды, а этого допустить нельзя. Помните, как в ералаше "Что на коробке, то и в коробке". Будьте с этим осторожны. Подсветить можно посуду или фон.

    Переводите свою камеру в ручной режим.

    Диафрагму можно открыть и размыть предметы заднего плана. Но это стоит делать, если там нет ничего важного. Т. е. не очень хорошо, если новый вид чая из меню для посетителей ресторана превратиться в цветное облако на картинке.

    Иногда фуд-фотографы размывают и передний план, опять же, если там ничего важного.

    Для прорисовки всех деталей закрывайте F от 6, далее цифра зависит от количества света.

Хорошо, если на площадке работает стилист фотографии еды. Именно его работа следить за внешним состоянием еды. Но если в вашей команде такой человек отсутствует, вся ответственность ложится на фотографа. Блюда должны быть безупречны. Существуют даже маленькие секреты для этого, но об этом текст чуть ниже.

Стройте разные композиции. Вид сверху, слева, справа. Разные ракурсы дают больше пространства для выбора лучшего кадра.

По секрету всему свету

Раскрываем маленькие тонкости большого дела. Без хитростей в фуд - фотографии далеко не уйдешь.

Как сделать внешний вид продуктов привлекательнее?


Как фотографировать еду в инстаграм

Лента социальных сетей пестрит яркими кадрами еды. Зачастую, любители снимают свой завтрак в виде аппетитных круассанов и кофе. В любом случае, даже если фотография не выйдет за рамки вашего аккаунта в инстаграме, она должна быть приятного внешнего вида. Для подобного рода снимков даже существует специальный термин - "фуд-мобилография" собрали несколько простых советов на этот случай.

    Следите за качеством. При хорошем дневном освещении можно хорошо сфотографировать даже на телефон;

    Кроме еды можно дополнять композицию посторонними предметами. Например, цветами, ягодами, интересной посудой и чем-то тематическим. Снимая готовый кофе, в тему будет положить рядом пару зерен рядом со стаканом;

    Найти выигрышный ракурс под силу даже любителям. Экспериментируйте;

    Обращайте внимание на фон. Он должен гармонично смотреться с «моделями». Так пример, подойдет деревянная поверхность, крафтовая бумага или обычная белая поверхность. Даже есть вариант смешать несколько разных фонов.

Хорошо, если с едой будут происходить какие-то действия. Сок может не просто находиться в стакане, а литься тонкой струей из кувшина в этот стакан. А этот сочный кусок мяса пора начать резать красивым столовым ножом. Руки на картинке никому не помешают. Думаем, лайки вам гарантированы.

Главный секрет успеха – любить свое дело. Желание развиваться будет двигать вас вперед. Освоить фуд-фотографию вполне реально на профессиональном уровне, остается только постараться и воспользоваться нашими советами. Начните снимать с простых композиций и простого освещения. А дальше, вам даже самые сложные схемы будут под силу.

Когда видишь очередное аппетитное фото, то сразу возникает мысль, что над его созданием трудилась орда профессионалов. Все представляется вот так:

Но на самом деле для создания красивого и яркого снимка можно обойтись более скромным набором. Приблизительно таким, как на следующем фото: настольные лампы, белый фон и подложка. В большинстве случаев вам понадобится штатив – рынок предлагает бюджетные и качественные модели для фотографов-любителей. Итак, приступим к нашему обзору статей и уроков на тему фотосъемки еды.

Композиция и стиль – четвертый урок для тех, кто освоил предыдущие три и хочет экспериментировать.

Фуд-фотография в деталях

Кради как художник – идеи, решения, композицию. Копируйте любимых блогеров и однажды найдете уникальный стиль. Для этого изучайте опыт других фотографов. Например, целый блог посвящен фуд-фотографии: уроки, примеры, советы и очень-очень много фотографий.

Прочитали все и захотели стать фуд-стилистом? Тогда советы профессионалов в помощь – они точно знают, с чего начать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.