Если пукает во время омовения. Религиозно-правовое решение о сомнении в выходе ветров во время молитвы

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил человеку молиться, сдерживая при этом позывы к мочеиспусканию или опорожнению кишечника, а также занимать себя их сдерживанием (в молитве).

Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нет молитвы, если подали еду,и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды (Муслим № 560).

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, в своих комментариях в Сахих Муслим сказал:

Этот хадис свидетельствуют, что совершать молитву, когда подали еду, и человек желает её съесть, нежелательно. Молитва потеряет смирение, так как сердце человека в этом случае будет занято мыслями об угощении. Также нежелательно совершать молитву, сдерживая позывы к мочеиспусканию и к опорожнению кишечника (Шарх сахих Муслим. Т. 5. С. 46).

Однако эта нежелательность касается только человека, который преступил к молитве, уже испытывая позывы облегчиться. Если же человек преступил к молитве, не ощущая позывов к большой нужде или малой, но начал испытывать их посреди молитвы, то в сдерживании этих позывов нежелательности нет, если только они не станут препятствовать его молитве.

Иногда я чувствую необходимость опорожнить кишечник до молитвы, но молюсь, и в молитве уже этого не ощущаю. Будет ли моя молитва верной? А иногда происходит наоборот? Верна ли молитва в этом случае?

Ответ: Молящемуся нельзя приступать к молитве, сдерживая большую или малую нужду, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нет молитвы, если подали еду,и нет молитвы у того, кто сдерживает малую и большую нужды“ (Муслим). Мудрость и польза этого запрета, а Аллах знает лучше, в том, что это мешает смирению в молитве. Однако если человек совершил молитву в подобном состоянии, то молитва его верна, но не полноценна, не совершенна, однако совершать её вновь не нужно. Если ты приступил к молитве, не ощущая позывов к большой или малой нужде, и они появились посреди молитвы, то молитва также верна, и в сдерживании этих позывов нет порицаемости, если только они не помешает закончить молитву (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта. Т. 7. С. 25-26).

Для дополнительной информации обратитесь, пожалуйста, к ответу на вопрос № .

Во-вторых.

Человек, который сомневается в выходе ветров, из-за этих сомнений малого омовения не теряет. Он должен продолжать молитву, и она в этом случае будет верной. Ему не требуется совершать её вновь, если только у него нет твердой уверенности, что ветры всё-таки вышли.

Передается от Са‘ида ибн Мусаййба, от ‘Аббада ибн Тамима, от его дяди, что однажды посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пожаловался человек, которому казалось, что он находит что-то во время молитвы. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах (аль-Бухари № 137, Муслим 361).

Сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если кто-либо станет чувствовать в своем животе что-то, и станет в этом сомневаться: вышли они (газы) или нет, то пусть не покидает мечети, пока не услышит звук или не почувствует запах (Муслим № 362).

Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос № .

Следует обратить внимание, что слышание звука и ощущение запаха указывают на то, что необходимо убедиться в осквернении и нарушении омовения, какой бы ни была сама причина осквернения.

Хафиз ибн Хаджар сказал: Этот хадис доказывает, что молитва того, кто не уверен осквернении, остается верной. Но для уверенности не обязательно только услышать звук или почувствовать запах (Фатху-ль-Бари би-шархи сахихи-ль-Бухари. Т. 1. С. 238).

Постоянному Комитету по выдачам фетв и научных исследований задали вопрос: Каждый ли запах нарушает омовение? Я знаю, что ощущение запаха (испускаемых ветров) нарушает омовение, но мой вопрос в следующем: когда он нарушает? То есть нарушает ли омовение ощущение запаха наряду со звуком и ощущением выхода ветров? Или при ощущении запаха и слышании звука, без собственных ощущений? Прошу вас разъяснить этот вопрос, так как я запутался .

Ответ: «Хвала Одному лишь Аллаху. Мир и благословение Его посланнику, его семье и сподвижникам.

Что касается действий или явлений, которые нарушают омовение, то, если человек убедился, что вышли газы, услышав звук, или почувствовав запах, или другим способом, который убеждает его в нарушении омовения, то омовение нарушено. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда его спросили о мужчине, который обнаруживает что-то (у себя в кишечнике) во время молитвы, сказал: „Пусть не бросает /или: не прекращает/ (молитву), пока не услышит звук или не почувствует запах“ (аль-Бухари, Муслим)» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима ли-ль-бухус аль-‘ильмийа уа-ль-ифта. Т. 5. С. 255).

В-третьих.

Правило о том, что уверенность или твердая истина не может быть удалена сомнениями, является правилом общим и касается не только омовения и молитвы.

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис представляет собой один из принципов ислама и важное правило исламского правоведения. Правило гласит, что о вещах следует судить по их изначальному положению, пока нет убежденности в обратном. Внезапное сомнение не вредит изначальной убежденности. Примером служит вопрос, который упоминается в главе, где приводится этот хадис. Вопрос состоит в том, что когда человек уверен, что у него есть малое омовение, и у него появились сомнения в осквернении и нарушения омовения, то следовать нужно основе, а именно убежденности в наличии омовения. И нет разницы во времени возникновения сомнений: в молитве или вне её. Таков наш мазхаб и мазхаб большинства ученых-предшественников и современников. <…>

Другими примерами этого же правила являются следующие ситуации: когда человек сомневается в том, что дал развод жене, или что освободил раба, или сомневается в загрязнении нечистотой чистой воды, или в очищении от нечистоты, или в присутствии нечистоты на одежде, в пище и прочем, или в том, совершил он три рака‘ата молитвы или четыре, или в том, совершил он земной и поясной поклоны или нет, или имел ли намерение поститься, совершить молитву, омовение или намерение пребывать в мечети для поклонения, уже совершая эти виды поклонения или нет, и т.д. Во всех этих случаях сомнения не влияют на верность основы, и нужно придерживаться того, что действия, в котором человек сомневается, не было.

Ученые исключали из этого правила некоторые ситуации, которые известны и описаны в книгах по исламскому правоведению /фикх/. Для упоминания всех их объема этой книги не достаточно. Эти ситуации общеизвестны, в отношении их имеются возражения, ответы, и есть ситуации, в отношении которых есть разногласия» (ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 4. С. 49-50).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Это правило - необходимость опираться на то, в чем человек уверен, и отбросить сомнение - очень важно. На него указывают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Если кто-то из вас станет сомневаться в молитве, то путь отбросит сомнение и опирается на то, в чем он уверен“. Этот хадис применяется во многих областях фикха: в (вопросах) развода, договоров и пр. Если человек станет следовать этому правилу, то решатся многие его проблемы, исчезнут многие сомнения и наущения. Такова благодать слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Также это облегчение, которое дал ислам людям, так как Аллах не желает, чтобы мусульмане ощущали беспокойство и затруднение. Но желает, чтобы дела их были ясны. Если человек отдастся этим сомнениям, то его жизнь станет тяжелой, беспокойной, так как дьявол не остановится только на внушении наущений и сомнений в отношении верности очищения, но станет внушать их в вопросах, связанных с молитвой, постом и пр. И даже во всех жизненных вопросах, а также в вопросах, связанных с семьей. Шариат изначально закрыл дверь, ведущую к этим наущениям, велел оставить их и отталкивать, чтобы эти сомнения и наущения не имели никакого воздействия на душу человека» (аш-Шарху-ль-мумти‘ ‘аля зади-ль-мустакни‘. Т. 1. С. 312).

А Аллах знает лучше.

Если во время молитвы у меня нарушилось омовение, могу ли я продолжить молитву? Могу ли я продолжить ее с того места, где остановился, или мне нужно начинать молитву заново?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Если у человека в молитве вышли ветры или омовение нарушилось другим способом, то он должен выйти из молитвы, а после вернуться и, по более верному мнению, возобновить молитву с самого начала. Это мнение мазхаба маликитов, шафи‘итов и ханбалитов. Мазхаб ханафитов и старый мазхаб шафи‘итов придерживался другого мнения.

И это касается того, кто не смог сдержаться, и омовение нарушилось у него ненамеренно. Если же человек намеренно нарушил молитву, то, в соответствии с единодушным мнением ученых, молитва становится недействительной.

Большинство ученых в этом вопросе использовали метод сравнения по аналогии (кыяс). Если осквернение нарушает омовение, то это также делает недействительной молитву, как и молитву того, кто намеренно нарушил своей омовение.

Что же касается мазхаба Абу Ханифы, то мазхаб в качестве доказательства использовал хадис от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Пусть человек, которого одолела рвота, или пошла из носа кровь, или произошла отрыжка (с некоторыми частицами пищи), или вышел предъэякулят (мази), оставит молитву и совершит омовение. А после пусть продолжит свою молитву, не разговаривая всё это время“» (Ибн Маджа № 1221). Однако это слабый хадис.

Аль-Бусыри в «аз-Зауаид» сказал: «В цепочке передатчиков это хадиса есть Исма‘иль ибн ‘Айаш, и его предания от жителей Хиджаза считаются слабыми».Ибн Хаджар сказал: «Не только один ученый говорил, что цепочки Исма‘иля ибн ‘Айаша от Ибн Джурейджа и цепочка Исма‘иля ибн ‘Айаша от жителей Хиджаза являются слабыми. Известные ученики Ибн Джурейджа, являющиеся достоверными передатчиками, передали этот хадис в другой версии. Они передали хадис от Ибн Джурейджа, от его отца, и от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с прерванной цепочкой передатчиков» (Ат-талхыс аль-хабир. Т. 1. С. 495). Смотрите также: «Ат-тахкык фи ахадис аль-хыляф» Ибн аль-Джаузи (Т. 1. С. 83) и «Танкых ат-тахкык» Ибн ‘Абдульхади (Т. 1. С. 284).

Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Мы уже говорили, что наш (то есть шафиитский) новый и верный мазхаб считает, что продолжать молитву с места остановки нельзя. Но необходимо возобновить молитву. Таково было мнение сподвижника аль-Мисуара ибн Махрамы, да будет доволен им Аллах. Такого же мнения придерживался Малик и другие, и это является верным мнением мазхаба Ахмада.

Абу Ханифа, Ибн Али Ляйля и аль-Ауза‘и считали, что следует продолжать молитву с места остановки. Это мнение Ибн ас-Саббаг и другие передавали от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Аль-Бейхаки передал это мнение от ‘Али, Сальмана аль-Фариси, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара, Ибн аль-Мусаййба, Абу Салямы ибн ‘Абдуррахмана, ‘Аты, Тауса, Абу Идриса аль-Хауляни, Сулеймана ибн Йасара и других, да будет доволен ими Всевышний Аллах. Но хадис, на который они опираются, является слабым. Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, придерживались разных мнений по этому вопросу, поэтому в этом вопросе действует правило сравнения по аналогии. А Аллаху ведомо лучше» (Аль-маджму‘. Т. 4. С. 6). Смотрите также: «Аль-мугни» (Т. 1. С. 421).

Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, разъяснил те предания, которые пришли от некоторых сподвижников, что они прерывали молитву из-за носового кровотечения, совершали омовение, а после продолжали молитву с того места, где прервались. Он сказал, что они не совершали известного омовения для молитвы, а только смывали кровь.

Он, да помилует его Аллах, сказал: «Значение „совершили омовение“ мы понимаем, как смыли кровь с тех частей тела, куда она попала, но не омовение для молитвы.

Передается, что Ибн Мас‘уд обмыл свои руки после еды, а после обтер мокрыми руками своё лицо и сказал: „Таково омовение того, кто не осквернился“. И это известно в речи арабов. Омовением они называют обмывание некоторых частей тела, а не только омовение для молитвы» (аль-Бейхаки. Ас-сунан аль-кубра. Т. 1. С. 143).

Мнение большинства ученых подтверждает хадис, который привел Абу Дауд (№ 205). Сообщается от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву заново». В отношении достоверности этого хадиса ученые разногласят. Ибн Хиббан считал его достоверным, а другие – хорошим.

В книге с фетвами Постоянного комитета приводится вопрос о хадисе: «Пусть человек, который осквернился в молитве, покинет её. Если это совместная молитва, то пусть возьмется за нос, покинет молитву и совершит омовение. А после, если он не разговаривал, пусть продолжает молитву с того места, на котором он остановился».

Постоянный комитет ответил: «Некоторые ученые хадиса считали этот хадис слабым. Поэтому мнение о том, что человек, который осквернился в молитве и вышел из неё, может после совершения омовения продолжить ее с того места, где остановился, неверно. Осквернение в молитве делает её недействительной. И человек после того, как совершит омовение, должен совершить её с самого начала, как на это указывает хадис от ‘Али ибн Талька, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и совершит молитву вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа; Ибн Хиббан сказал, что хадис достоверен)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. Т. 5. С. 438).

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Если у человека в молитве нарушилось омовение (вышли газы, или случилось сильное носовое кровотечение, или др.), то, в соответствии с более верным мнением, его молитва становится недействительной. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если у кого-то из вас во время молитвы вышли ветры (кишечные газы), то пусть он выйдет из молитвы, совершит омовение и начнет молиться вновь“ (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа), как об этом сказал Ибн Хаджар в „Булуг“.

Что же касается хадиса, в котором говорится, что молитву следует продолжить с места прерывания, то это слабый хадис. Это также разъяснил Ибн Хаджар в „Булуг“» (Фатауа аш-шейх Ибн Баз. Т. 10. С. 159).

А Аллах знает лучше.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

1. Почему среди мазхабов есть противоречия, и будут ли приняты наши намазы, если имамы мазхабов в чем-то ошиблись? 2. Как поступить, если кажется, что во время намаза вышли газы?

15.05.13. Ассалямуалейкум уа рахматуллахи уа баракатуху уважаемый имам!
Хотел вам задать несколько вопросов.
1) Почему среди мазхабов есть противоречия? К примеру в одном мазхабе кровь это наджас а в другом кровь чиста. Тоесть если читать намаз когда с раны течет кровь по тому мазхабу который считает что кровь чиста, мой намаз принимается, а по другому мазхабу он не принимается? А в судный день если имам Абу Ханифа и другие мусульмане были правы в том что кровь это наджас то окажется что намаз последователей других мазхабов часто не принимался? Прошу вас разьяснить этот вопрос, так как хочу избавиться от невежественных предположений и получить правильный ответ.
2) Как мне известно, при омовении и при намазе если возникают сомнения нарушил ли ты омовение или нет, нельзя следовать предположениям, а надо следовать ясным доказательствам и быть уверенным в том что ты нарушил омовение чтобы его обновить или прервать намаз. Но во время намаза у меня иногда бывают ощущения что немного газа все же вышло. А если подумать что является причиной моих ощущений то становится ясно что это могло произойти только потому что газ вышел. Являются ли эти мысли причиной прервать намаз?
3) При общении с некоторыми лицами противоположного пола которые не покрываются, обычно смотрят в лицо, но если область вокруг лица непокрыта и в поле видимости попадают другие части тела, то можно ли на эту женщину вообще смотреть?

Уа алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух, Бейбит.

Для начала Вам следует знать, что главными источниками всех суннитских мазхабов являются Коран и сунна Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

Эти источники объемны и требуют огромных знаний прежде, чем человек сможет самостоятельно понимать их и выносить на их основании решения. В свою очередь, приобретение этих знаний требует огромной самоотдачи и усердия. В общем-то, тем, кто хочет получить эти знания в наибольшей мере, необходимо посвятить этому всю свою жизнь, оставив все остальные дела на второй, третий, и последующие планы.

Разумеется, каждый мусульманин обязан изучать свою религию в той степени, чтобы выполнять обязательные предписания и не совершать запретного. При этом, разумному человеку должно быть понятно, что вся умма не может оставить все свои дела и заниматься исключительно глубоким изучением исламских наук. Кроме основных познаний религии, мусульмане должны также заниматься вопросами медицины, образования, политики, науки, военного дела и т.д.

Если же каждый мусульманин будет изучать степень достоверности хадисов, самостоятельно проверяя каждого передатчика, а это лишь незначительная часть исламских наук, требующая большого количества времени, тогда у мусульман не останется времени на другие отрасли, также необходимые для жизнедеятельности.

Поэтому даже среди исламских ученых существует классификация по наукам, и лишь немногие из них овладевают всеми науками в полной мере, достигая степени муджтахида . Таким образом, каждый занимается своим делом, и незнающий обращается к знающему, как сказано об этом в Коране: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» . (ан-Нахль, 43).

Правильное понимание этого положения говорит нам о том, что если нам необходимо разъяснение по математике, мы обращаемся к математику, если по здоровью, то к врачу, если по религии, то к алиму. И нет сомнения в том, что имамы мазхабов, жившие во времена праведных предшественников, достигли наивысшей степени знаний. По этой причине, простые мусульмане обращаются к их школам, которые включают в себя не только их основателей, но и целую плеяду ученых, исследовавших Коран и Сунну, и постигших исламские науки.

Теперь, понимая тот высокий уровень и огромный объем знаний, которыми необходимо обладать для того, чтобы стать ученым, и вытекающую из этого необходимость следования за имамами мазхабов простым мусульманам, а также учитывая тот факт, что каждая школа опирается на Коран и Сунну, Вам следует понять, что разногласия между мазхабами вытекают из понимания этих источников, или, в случае отсутствия явных указаний, на собственный иджтихад, на который они, в отличие от простых мусульман, имеют право.

Каждая школа приводит свои доказательства – прямые или косвенные, и простые мусульмане не имеют возможности взвесить их доказательства и рассудить их, ведь для этого необходимо обладать большими знаниями, чем они. Для нас достаточно того, что эти школы основаны на Коране и Сунне, и следуя одному из мазхабов, мы следуем Корану и Сунне в понимании ученых.

К примеру, одним из доводов шафиитского мнения о нарушении омовения из-за выхода крови лег тот факт, что сахабы во время битвы, несмотря на свои раны, совершали намазы. Ученые ханафитского мазхаба посчитали это вынужденной мерой, обусловленно военными действиями. В основе же ханафитского мнения лежит хадис о том, что выход крови нарушает омовение (см. Ихтияр, гл.1).

Таким образом, каждый мазхаб приводит свои доказательства, которые простые мусульмане не могут взвесить не достигнув уровня имамов мазхабов, а Аллах не возлагает на душу большего, чем она способна. Поэтому мы не будем спрошены о тех вещах, которые не могли узнать, ведь мы живем спустя более 1400 лет после возникновения Ислама, и никто из нас не может спросить это у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы можем лишь обратиться к ученым, изучившим Коран и Сунну. Ведь сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если обладатель знаний вынесет правильное решение, то он получит двойную награду, а если он ошибется, то одну» . (Бухари, Муслим)

Для более ясного понимания, прочтите также данный ответ .

2. Если Вам кажется, что у Вас произошло выделение газа, но при этом Вы не уверены в этом и сомневаетесь, Вам необходимо оставить сомнения и следовать только явным признакам, как то: звук или запах . Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: "Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, то пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах" (Муслим).

3. Вам следует разговаривать (по необходимости) опустив взор в пол.



Итак, ситуация, когда, кажется, что тахарат испорчен бывает. Бывает она по разным причинам, какие-то ощущения в животе, кажется, что вышел воздух, что, по сути, портит омовение, но в то же самое время уверенности на сто процентов нет. Неуверенность в чем-то это и есть сомнение.

В таких ситуациях, особенно, когда они происходят во время поклонения (намаза) человек в полном смысле этого слова входит в некий ступор: сомнение относительно его чистоты, и продолжение молитвы уже под вопросом.

В таких случаях полезно знать некоторые установления в шариате, которые помогают быстро сориентироваться в сложившейся ситуации. Одно из правил установленных в исламской юриспруденции гласит: «Сомнение не устраняет уверенности». Это правило выведено исламскими учеными из следующего изречения Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего: "Если кто-нибудь из вас почувствует, что в животе у него что-то есть, но ему будет трудно определить, вышло из него что-нибудь или нет, пусть не покидает мечети до тех пор, пока не услышит звука или не ощутит запаха". (Приводится в сборнике Муслима от Абу Хурайры).

Под словами «мечеть» в хадисе подразумевается молитва, о чем повествуют другие хадисы на эту же тему.

Предотвращая все сомнения или недопонимания стоит отметить, что услышать звук или ощутить запах в этом случае не является условием к порче омовения, напротив, как только есть уверенность, что тахарат испорчен даже без звука или запаха, подобно выходу капли мочи, мази или вади, то в таком случае необходимо прервать молитву и заново совершить омовение. Речь о том, чтобы услышать звук или ощутить запах относится только к моменту сомнения и только для того, чтобы от него избавиться, поскольку, если избавиться от сомнения, то наступит уверенность, которая необходима для правильного и комфортного совершения молитвы.

Все положения и установления в исламе направлены на то, чтобы освободить человека от наущений шайтана. В большинстве случаев именно шайтаном внушается сомнение относительно поклонения или относительно того, что предшествует поклонению. Посеять зерно сомнения это смысл наущений шайтана и его цель. Поэтому мусульманину не стоит следовать сомнению в поклонении или во взаимоотношении с людьми, всегда должна быть уверенность в правильности действия, и если момент сомнения настал, мусульманин должен определиться в своей большей склоняемости к уверенности. Если следовать сомнению хотя бы изредка, то со временем сомнение станет навязчивой идеей и болезнью, от которой избавиться будет очень трудно.

Главной вывод, который нужно сделать, узнав это правило:
Если появляется сомнение в чем-либо, которое противоречит уверенности, следует придерживаться того, в чем есть уверенность, и действовать исходя из уверенности, отбрасывая сомнительное.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.