Егие Капай — памятник архитектуры и синагога в Евпатории. Евпатория

Синагога Егие Капай (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Из-за потрепанного, но мощного забора на улице Караимская виднеется необычное здание с круглым окном в виде Звезды Давида. Как несложно догадаться, это синагога. Егие-Капай - единственное сохранившееся иудейское культовое сооружение в Евпатории . Она же известна как Ремесленная: ее строили на средства живших в городе ремесленников и мелких торговцев.

Синагога возведена из популярного в Евпатории мамайского известняка. На стенах заметны швы, а камни выложены чередующимися узкими и широкими рядами.

Сегодня храм принадлежит общине прогрессивного иудаизма, которая насчитывает около 100 верующих.

История

Строительство синагоги Егие Капай началось в 1911 г. На торжественном мероприятии присутствовали почти все евреи города. Здание построено по проекту А. Л. Генихана на средства городской думы и местных жителей. Причем они не только давали деньги, но и сами участвовали в возведении. Первых верующих храм принял уже через год.

В 30-е гг. 20 века местные власти начали массово закрывать церкви и мечети Евпатории. Коснулась эта участь и Егие Капай. Ее превратили в склад и передали городской администрации. Во время Великой Отечественной войны немецкая управа устроила в храме конюшню.

В 2003 г. Егие Капай была вновь освящена и открыта для молитв. Как и почти 100 лет назад, общие усилия вновь оказались сильнее обстоятельств. Синагога медленно, но уверенно реставрируется.

Что посмотреть

В Егие Капай можно зайти через один из нескольких входов: широкий центральный - для мужчин и два по бокам поменьше - для женщин, ведущие на на 2 этаж: именно здесь разрешено молиться женщинам.

Главный вход устроен у западной стены здания. Внешний вид фасада немного отличается от других стен: кладка аналогична той, которая используется в Стене Плача .

Главное украшение синагоги - алтарь. Именно здесь хранится реликвия Егие Капай - свиток Торы. Алтарь находится у восточной стены, прямо под уже упомянутым окном со Звездой Давида.

Если присмотреться, над звездой можно заметить картины из Ветхого завета: ковчег с каменными скрижалями, на которых выбиты 10 Заповедей, и жертвенник, поставленный Моисеем у святилища возле горы Синай.

Алтарная стена, как и положено, ориентирована на Иерусалим .

Практическая информация

Адрес: Евпатория, ул. Просмушкиных, 34. Тел.: +7 (365-69) 2-36-63.

Служители синагоги по просьбе могут провести экскурсию, в ходе которой расскажут об истории Егие Капай. Экскурсия бесплатная, но будет правильным оставить небольшое пожертвование на продолжающуюся реконструкцию храма.

Март 27th, 2011 admin

В прошлом веке в Евпатории было две синагоги: старая Торговая (купеческая) синагога, построенная 1895 года на деньги купцов первой и второй гильдии и Ремесленная синагога («Егия-Капай»), построенная на средства, выделенные Евпаторийской Городской Думой в 1912 году. Обе синагоги спроектированыархитектором А.Л. Генрихом.

В апреле 1911 года было принято решение разобрать старое здание Торговой синагоги, так как она находилась в ветхом состоянии и была слишком мала и уже не могла вместить всех прихожан еврейской общины. Прихожане решили на её месте возвести новую, по проекту городского архитектора Генриха Адама Людвиговича.

В июле 1912 года главная городская еврейская Купеческая синагога была построена и торжественно освещена.

Это было двухэтажное здание из Мамайского камня, с тремя входами, левый вход вёл на второй этаж, на хоры, где молились женщины. По фасаду здание синагоги было украшено полуколоннами и стрельчатыми окнами, двускатная крыша была покрыта красной черепицей. Над входом в центральную часть здания находились каменные скрижали, их фрагменты были обнаружены при археологических исследованиях в 2003году. Внутренний интерьер синагоги был прост: он делился пополам четырьмя квадратными колоннами, которые поддерживали настил галереи, шедшей по трём сторонам храма, на уровне второго этажа. Эта галерея была предназначена для женщин еврейской общины. Главное украшение синагоги – алтарь (гехал), где хранились Святые Свитки. Алтарь был украшен резными колоннами располагался на восточной стене зала. Над алтарём светилось круглое окно с рамой в виде шестиугольной звезды Давида.

Перед входом в синагогу был выстроен бассейн (миква) для ритуальных омовений и очищенияи две торговые лавки. Купеческая (или торговая) синагога располагалась вблизи главных крепостных ворот города, где всегда шла бойкая торговля, было множество лавок и базарная площадь.

16 мая 1916 года российский император Николай 2 посетил Евпаторию и был торжественно встречен на вокзале представителями городских властей и депутаций национальных общин города. От имени еврейской общины императора приветствовал Элькинд Шлема Иосифович. Царский кортеж останавливался у стен еврейской синагоги, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью». «В момент проезда Государя и Царской Семьи по Караимской улице,
мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”»

После гражданской войны главная синагога была действующим храмом в Евпатории, а 12 декабря 1922 года она была официально передана по договору с Исполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов « в бесплатное пользование» еврейской общине города. По описи имущества, кроме каменного двухэтажного здания в комплекс синагоги входили миква, сарай для топлива и двор. В самой синагоге находилось 98 деревянных скамей, шкаф с книгами религиозного содержания, два стола для чтения Торы, деревянный амвон и киот, шойфор из бараньего рога и никелевый подсвечник (минора) для ханукальных свечей.

После крымского землетрясения 1927г. по стенам синагоги были замечены трещины и решено было провести ремонт. В 1929 году синагога была закрыта, и её здание изъято из пользования еврейской общины и передано клубу кустарей. В тридцатых годах здание передают Евпаторийскому пивному заводу, который полностью перестраивает его под складские помещения и использует его как склад до начала 90-х годов. Так здание Купеческой синагоги окончательно потеряло свой первоначальный облик и считается не сохранившимся.

Сейчас проводятся работы по возрождению евпаторийской старины по экскурсионному маршруту «Малый Иерусалим». Городские власти планируют отреставрировать это замечательное творение архитектора Генриха А. Л. Архитектурным управлением города Евпатории разработан и утверждён «Проект перестройки Еврейской синагоги по ул. Караимской»

Сейчас в городе остаётся действующей только Синагога «Егие Капай», принадлежащая городской Еврейской общине прогрессивного иудаизма. Над входом расположено круглое окно с иудейской шестиконечной звездой. Выше окна вырезаны в камне библейские символы: стилизованное изображение Ковчега и скрижалей с десятью библейскими заповедями. Синагога «Егие Капай» (ремесленная синагога) является архитектурным историческим памятником культуры двадцатого века.

Общественная организация «Сохнут» находится по адресу ул. 60-лет ВЛКСМ, 30. тел. 5-66-80.

Общественная организация «Хэсэд Шолом» находится по адресу ул. 9 Мая, 53, 1 этаж. тел. 4-24-07 , тел. 4-24-06

Как позвонить в Евпаторию?

Если вы звоните из Украины , то набираете 8-06569 — и номер телефона

Если вы звоните из Другой страны, то набираете 8-10-38-06569- и номер телефона.

Описание

Здание Главной еврейской синагоги Евпатории находится около Крепостных ворот. Сегодня это серое одноэтажное сооружение. Это и есть синагога - вернее, то, что от неё осталось. Когда-то она была полностью двухэтажной (странная башенка - остаток несохранившегося второго этажа). Красивое строение, возведённое по проекту известного архитектора Адама Генриха, радовало глаз не только членов иудейской общины, но и всех горожан.

Синагога на этом месте располагалась издавна. Но к началу XX века скромное, обветшавшее здание уже перестало отвечать потребностям верующих. Поэтому члены общины решили старую постройку разобрать, а на её месте возвести новую, более удобную и просторную. Прежнее сооружение снесли в апреле 1911 года. Спустя два месяца состоялась закладка нового здания, а всего через год, в июле 1912-го, Главная синагога Евпатории была торжественно освящена. Неофициально её называли ещё Купеческой, иногда - Торговой. Тому были свои причины.

Купеческая - это потому, что её построили на свои деньги местные купцы I и II гильдий (в отличие, например, от Ремесленной синагоги Егия-Капай, которую возвели для своих нужд ремесленники). Конечно, купцы были людьми более состоятельными, чем их единоверцы-ремесленники. Поэтому Купеческая синагога оказалась просторнее, вместительнее, богаче. Ну а Торговой её звали из-за близости к торгу, то есть рынку, который располагался у Крепостных ворот.

В период Гражданской войны и некоторое время по её окончании синагога оставалась во владении еврейской общины и была действующей. Затем советская власть национализировала здание и запретила богослужение. Однако в начале 1920-х годов верующим удалось добиться передачи им храма. Здание вновь начали использовать по его прямому назначению. Но это длилось недолго. В 1929 году Главную синагогу закрыли. В её стенах разместился клуб кустарей. Но и в этом качестве здание просуществовало всего несколько лет. В начале 1930-х его новым собственником стал Евпаторийский пиво-безалкогольный завод. На протяжении шести десятилетий это предприятие использовало здание синагоги в качестве складского помещения. При этом его настолько изуродовали различными переделками и перестройками, что в нём уже трудно узнать когда-то красивый храм.

В рамках проводящихся нынче масштабных работ по возрождению евпаторийской старины, в частности и Малого Иерусалима, планируется отреставрировать замечательное творение архитектора А. Генриха, придать Главной синагоге первоначальный вид. Во всяком случае, уже разработан и утвержден "Проект перестройки Еврейской синагоги по ул. Караимской" - он вывешен на фасаде здания.

Старинная Евпатория — город смешения культур, религий и обычаев. Здесь православные храмы мирно уживаются с мечетями, армянскими церквушками и синагогами. Среди наиболее известных культовых объектов Крымского полуострова выделяется синагога Егия Капай в Евпатории , построенная более века назад. Местные жители называют эту синагогу Купеческой.

Сейчас синагога представляет собой серое одноэтажное здание, расположенное в пределах Малого Иерусалима (район Евпатории). Точный адрес: улица Просмушкиных, 34. Это часть старинного квартала с узенькими кривыми улочками и брусчаткой. GPS-координаты объекта: N 45.198343 E 33.376335​. Туристы свободно могут посещать достопримечательность.

История синагоги Егие Капай в Евпатории

Есть свидетельства того, что в прошлом синагога Егие Капай была двухэтажной, но в результате боевых действий второй ярус подвергся разрушению. Сейчас от былой роскоши осталась лишь красивая башенка. Здание возводилось по проекту Адама Генриха — известного дореволюционного архитектора. Кстати, синагога располагалась в этих кварталах давно, но ветхое состояние объекта вынудило иудейскую общину задуматься над сооружением нового комплекса.

Ветхая постройка была разобрана в начале прошлого столетия. Новое здание было просторнее, удобнее и долговечнее. Снос старой синагоги состоялся в 1911 году, а спустя год иудеи возвели новое культовое сооружение. Объект был сдан летом 1912 года и торжественно освящен местным духовенством. Жители Евпатории называли синагогу то Торговой, то Купеческой. Причин на это две:

  1. Деньги на постройку объекта выделили местные купцы-иудеи.
  2. Неподалеку находились Крепостные ворота, а к ним примыкал торг.

Состоятельные купцы хорошо вложились в проект, поэтому новая версия получилась более роскошной и вместительной. Вскоре разразилась Гражданская война, но синагога продолжала действовать. Национализация храма положила конец богослужениям, и лишь в 1920-х годах прихожане смогли вернуть свою собственность. В 1929 году власти вновь приняли решение закрыть религиозный объект, а помещение передать клубу кустарей.

В 1930-х владелец строения поменялся. Кустарей выгнали, а вместо них «прописали» пиво-безалкогольный завод. Проработал завод недолго, а на протяжении последующих 60 лет здание использовалось исключительно в роли складского помещения. Некогда красивый храм был изуродован многочисленными модернизациями. Существенный урон архитектурному памятнику нанесли фашистские захватчики — в 1941 году здание было превращено немцами в конюшню.

Сейчас Малый Иерусалим понемногу возрождается — запланирован целый комплекс реставрационных мероприятий. Проект восстановления синагоги тоже дожидается своего часа. Кстати, синагога Егия Капай является действующей. Храм открыт для посещения прихожанами с 2003 года.

Чем объект привлекает туристов

Синагога притягивает как правоверных иудеев, так и обычных путешественников, впервые приехавших в Евпаторию. На территории комплекса действует интересная выставка, посвященная еврейскому быту начала прошлого столетия. Хотите отведать кошерной еврейской кухни? Тогда загляните в этно-ресторан «Ескин Кот». За скромные деньги вас вкусно и сытно накормят.

Проходят в синагоге и экскурсии, организованные местными служителями. Священники готовы поведать вам истории, связанные с храмом, и приоткрыть некоторые аспекты иудейской веры. Плата за экскурсию не взимается, но вам могут намекнуть на возможность пожертвования небольшой суммы церковной общине. Перечислим главные причины для осмотра объекта:

  1. Бесплатное посещение (если забыть о пожертвованиях).
  2. Близость знаковых достопримечательностей (Гезлевские ворота, Караимские кенасы).
  3. Уникальная архитектура.
  4. Культурно-этнографический центр.
  5. Красивые витражи.
  6. Уникальная настенная живопись.

Внутреннее пространство синагоги разделено металлическими столбами, а план имеет базиликальную форму. Четко выделяются три нефа, над двумя из них разместились хоры. Главенствующую позицию занимает центральный неф, оборудованный двухскатной кровлей и круглыми окнами. Перечислим другие интересные детали:

  • строительным материалом для храма послужил мамайский известняк;
  • боковые окна имеют клинчатое перекрытие;
  • витражное окно представляет собой шестиконечную звезду;
  • над витражной звездой присутствует библейская символика (жертвенный треножник, скрижали, заповеди).

Практическая информация

Посещать здание можно во временном интервале 11.00-18.00 (обед с часу до двух). Самостоятельно обнаружить объект будет непросто, ведь церковь не видна тем, кто движется по традиционным туристическим маршрутам. Пока вы не свернете на Просмушкиных, а это весьма узкая улица, фасад здания не увидите. Для быстрого поиска мы рекомендуем пользоваться GPS-навигатором.

Тем, кто едет от автовокзала на своей машине, мы рекомендуем двигаться по Интернациональной, а возле рынка повернуть на Дмитрия Ульянова. Следующий поворот — на улицу Миллера. Проехав около 350 метров, сворачивайте на Просмушкиных. Общая продолжительность поездки не превысит пяти минут. Что касается транспорта, то можно воспользоваться следующими вариантами:

  • маршрутка №1 (выходить нужно возле пансионата «Рынок»);
  • маршрутка №17 (выход — на «РНКБ»);
  • маршрутка №6 (выходить там же).

Приехав к «Рынку» на первой маршрутке, спокойно шагайте по Ульянова до пересечения с Просмушкиных. Во втором случае придется идти к Гезлевским воротам, а оттуда — к Караимской улице. Это, кстати, тоже известные достопримечательности Евпатории. Приятного путешествия!

В.М.Заскока, краевед (г.Евпатория)

Главная еврейская синагога города Евпатории, или как её ёще иногда называют Купеческая (Торговая), согласно одним источникам, была построена в первой половине ХIХ в. , а по другим сведениям - её возвели в середине 90-х гг. ХIХ в. .

Весьма примечательным было расположение главной синагоги относительно храмов иных конфессий. Синагогу выстроили на углу двух старинных евпаторийских улиц - Караимской и Раздельной (ныне ул. Тучина) , недалеко от средневековых крепостных ворот. Ближайшими соседями являлись храмы четырёх наиболее значительных для Евпатории религий: православный Свято-Николаевский собор , сооружённый греками в 1805 г. (позже, в 1896 г., рядом с ним был возведён русский православный собор с таким же названием); мечеть Джума-Джами (Хан-Джами) , построенная в 1552 г. по проекту выдающегося турецкого зодчего Ходжи Синана; армянская церковь Сурб-Никогайос , заложенная в 1817 г. на месте сгоревшей прежней деревянной церкви; а также возведённый в начале ХIХ в. архитекторами братьями Бобович комплекс караимских кенас .

В начале ХХ в. старое здание уже не отвечало нуждам общины, и всё чаще на повестку ставился вопрос о строительстве нового здания. Согласовав формальности, духовное правление получило разрешение Таврического губернского правления на перестройку главной синагоги . В соответствии с этим разрешением в апреле 1911 г. старое здание было разобрано , а 26 июня 1911 г. произошла торжественная закладка нового здания . Автором проекта стал городской архитектор - гражданский инженер Адам Людвигович Генрих .

Однако не все члены общины были согласны с этим вариантом. Некоторые считали, что для отправления религиозных нужд необходимо построить новый, более вместительный комплекс на месте, принадлежавшем обществу ремесленников г. Евпатории «Егия-Капай». В день, когда рабочие под руководством членов духовного правления Арона Горовица и Моисея Малкина приступили к работам по разборке старого здания, оппозиция направила Таврическому губернатору телеграмму следующего содержания: «Мимо нашего желания нас, прихожан, казначей Горовиц, пользуясь отсутствием старосты, разрушает наш Божий Дом, самоправно желает перестроить здание синагоги без нашего приговора… Пожалейте нас всех, прихожан, пока не поздно, приостановите ломку и постройку синагоги. План умоляем не утверждать. Спасите наш Божий Дом и наши кровные деньги. Синагоге этой 16 лет. Уполномоченные от общины Срол Гуревич, Шмул Теслер, Яков Давыдов» .

Вслед за этой телеграммой Таврическому губернатору направили новую: «Сегодня Вашему превосходительству представятся те лица, которые самоправно разломали синагогу в отсутствии старосты и теперь самозвано тайно от старосты приехали к Вам. План не соответствует месту. Управа не разрешает постройку. …Благоволите проверить справедливость этих слов. Янкель Глузер» .

Губернатор предложил приостановить разборку старой синагоги и потребовал представить ему «подробные сведения по жалобе просителей» .

Члены духовного правления М.Г. Малкин и А.И. Горовиц вынуждены были приостановить работы и собрать прихожан. Приговор прихожан был однозначен - старое здание «совершенно не удовлетворяет нуждам по следующим основаниям: 1) оно в ветхом состоянии и очень мало для состава теперешних прихожан; 2) не отвечает требованиям в пожарном и санитарном отношении; 3) помещение для женщин совершенно негодное… Перестройку синагоги мы обязуемся выполнить на добровольные пожертвования и подписи…» . По предложению духовного правления прихожане избрали строительную и ревизионную комиссии. Казначеем на период строительства стал Ф.И. Виленский .

Блефом оказалось и утверждение «жалобщиков», что городская управа «не разрешает постройку». 18 мая 1911 г. городской голова А.И. Нейман сообщал в Таврическое губернское правление «что с её (Евпаторийской городской управы. - В.З.) стороны не встречается препятствия к разрешению указанного переустройства» .

Несмотря на происки и интриги, Строительное отделение Таврического губернского правления одобрило 10 июня 1911 г. проект нового здания главной еврейской синагоги Евпатории , а через год 19 июля 1912 г. выдало разрешение на её открытие . В том же месяце главная еврейская синагога была торжественно освящена.

Новое двухэтажное П-образной формы здание размерами (по внешнему обводу стен) 19,9 м на 16 м, сложенное из пиленого мамайского камня, выходило фасадом на север. Из основного контура постройки выступали два ризалита: левый служил входом для женщин на хоры, правый - вестибюлем, из которого можно было попасть либо в основной зал, либо в галерею, располагавшуюся между ризалитами. Над галереей находился балкон. Входы в синагогу перекрывали стрельчатые арки, окна были полуциркульными, простенки украшали полуколонны. Над центральной частью здания располагался небольшой аттик, в центре которого находились скрижали. Фрагменты этих скрижалей удалось найти в 2003 г. при археологических исследованиях остатков крепостных ворот Одун-Базар-Капусу.

Внутренний интерьер синагоги был относительно прост и лаконичен, за исключением восточной стены основного зала, в центре которого находился главный элемент храма - алтарь (гехал). Роскошный резной алтарь имел форму ниши, профилированной колоннами. Его общая высота составляла 4,8 м, а ширина - 2,5 м. В алтарной нише хранились свитки Святого Письма - самые ценные святыни храма. Над алтарём размещалось круглое окно, рама которого была выполнена в виде звезды Давида. Главный зал синагоги делился пополам четырьмя квадратными колоннами, которые поддерживали настил верхней галереи, шедшей по трём сторонам внутреннего периметра храма и предназначавшейся для местонахождения женщин во время молитвы. Предусматривалось двухсветное освещение синагоги: в два ряда по высоте располагались прямоугольные с полуциркульной аркой окна. Двухскатная крыша покрывалась красной черепицей.

В культовый комплекс, кроме двухэтажного здания самой синагоги, входили миква (бассейн для ритуального омовения и очищения предметов) и две лавки. Считается, что именно этим лавкам храм обязан своим вторым неофициальным названием. Однако не исключено, что название Купеческая (Торговая) закрепилось за синагогой и в связи с тем, что в непосредственной близости от неё, у крепостных ворот, в ХIХ в. - начале ХХ в. располагались многочисленные торговые и питейные заведения, а сама улица, на которой они располагались, называлась Базарной. Кстати, именно на ней указано месторасположение главной синагоги в справочнике по Евпатории, изданном городской управой в 1916 г. .

Примечателен факт приветствия у стен главной еврейской синагоги российского императора Николая II, посетившего с семьей 16 (29) мая 1916 г. Евпаторию . На вокзале его встречали представители городской власти и депутации от всех национальностей, проживавших в городе. От еврейской общины к императору торжественно обратился Шлема Иосифович Элькинд, исполнявший в синагоге обязанности.

Отдавая дань уважения всем конфессиям, имевшимся в Евпатории, царская семья посетила Свято-Николаевский собор, мечеть Джума-Джами, караимские кенасы. Следуя по городу, царский кортеж остановился и у стен главной еврейской синагоги. По случаю визита царской семьи в главной синагоге, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью», при большом скоплении молящихся и с участием специально приглашённого из симферопольской синагоги хора было совершено торжественное богослужение. «В момент проезда Государя и Царской Семьи по Караимской ул. мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”» .

Накануне Первой мировой войны в состав духовного правления главной еврейской синагоги, кроме уже упомянутого Ш.И.Элькинда, входили: староста С.Д.Тродерман, казначей Х.Я.Верещаковский, учёный М.Ш.Полищук, кантор Н.Я.Тульман . Этот же состав правления почти без изменений (в списке отсутствует Н.Я.Тульман) мы находим и в «Спутнике по городу Евпатории» за 1916 г. .

После гражданской войны главная еврейская синагога некоторое время была действующим храмом и использовалась верующими. В начале 20-х годов прихожанам пришлось пройти обязательную для всех конфессий процедуру перерегистрации прихода. Этот процесс регламентировался рядом нормативно-правовых актов. По существовавшему тогда порядку для регистрации религиозной общины обязательно требовалась группа граждан из 20 человек, так называемая двадцатка, которая становилась коллективным юридическим лицом, выступающим от имени всех верующих прихода.

В конце 1921 г. «двадцатка» прихожан главной еврейской синагоги обратилась в городской Совет с ходатайством о передаче ей здания и имущества главной синагоги. 3 января 1922 г. Президиум Евпаторийского горсовета удовлетворил ходатайство «трудящихся евреев» . Однако только после многомесячных мытарств уполномоченные «двадцатки» Арон Ильич Горовиц, Соломон Шломович Райцын и Моисей Яковлевич Гидалевич смогли, уладив все формальности с властями, добиться реальной передачи верующим их храма. Это произошло 12 декабря 1922 г. В этот день представитель Евпаторийского окружного исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов Лбов Василий Алексеевич передал по договору «в бесплатное пользование» прихожанам главной еврейской синагоги здание, «находящееся в гор. Евпатории на углу Раздельной и Караимской улиц» с «богослужебными предметами по особой описи» .

Согласно описи имущества, кроме каменного двухэтажного здания в комплекс синагоги входили миква, сарай для топлива и двор. Ей принадлежали две лавки и «пустопорожнее место по Купеческой улице, огороженное каменным забором» . В самой синагоге находилось 98 деревянных скамей, два стола для чтения Торы, шкаф с книгами религиозного содержания, деревянный амвон, деревянный киот, шойфор из бараньего рога и никелевая лампа для ханукальных свечей .

В 1924 г. в южной стене храма появились первые серьёзные признаки разрушения здания. Силами общины под разрушающуюся стену были поставлены деревянные упоры из брёвен. Добавило отметин постройке и землетрясение 1927 г. В октябре 1928 г. по заданию Евпаторийского райисполкома был произведён осмотр здания синагоги для определения прочности и устойчивости её стен. Комиссия установила «значительную выпуклость и несколько вертикальных трещин» в южной стене. В западном углу постройки обрешётка вышла из пазов, в результате чего возникло незначительное отклонение западной стены от вертикальной оси. На высоте второго этажа здания были обнаружены пропуски железобетонных балок и бетона. Комиссия пришла к выводу, что «пребывание в нём не безопасно, так как требуемая правилами антисейсмическая жёсткость конструкции нарушена», и рекомендовала провести ремонт здания синагоги, в ходе которого «связать его по всему периметру капитальных стен железными поясами», до проведения же этих работ, указывалось в акте, «упомянутое здание должно быть изъято из пользования» .
В 1929 г. главную еврейскую синагогу города Евпатории закрыли , удалив из неё все культовые признаки. Само здание, согласно акту, 22 октября 1929 г. было передано клубу кустарей и крымчаков .
В начале 30-х гг. собственником здания становится Евпаторийский пиво-безалкогольный завод, который до начала 90-х гг. прошлого века использовал его в качестве складского помещения. В этот период бывший храм полностью перестраивается и окончательно теряет свой первоначальный облик.

Довоенные и послевоенные перестройки, а также частичное разрушение здания во время Великой Отечественной войны дали повод некоторым историкам и краеведам считать, что главная еврейская синагога города «не сохранилась до наших дней» . По этой причине она не была взята на государственный учёт и в настоящее время не значится в Государственном реестре недвижимых памятников истории и культуры Автономной Республики Крым.

Сегодня здание главной еврейской синагоги представляет собой печальное зрелище. В неоднократно осквернённой, изувеченной, лишь частично сохранившей второй этаж постройке сейчас трудно узнать некогда прекрасный Храм Божий. Северо-восточный угол здания в настоящее время используется как трансформаторная подстанция, вход в которую находится на том самом месте, где когда-то располагался вход для женщин.

Не сохранились до наших дней и лавки, которые располагались напротив, они вместе с двором синагоги стали частью улицы Караимской (она в этом месте стала шире).

1. Кутайсов В.А. Две синагоги в Евпатории // Евреи Крыма: Очерки истории. – Симферополь-Иерусалим: Мосты, 1997. - С. 65.
2. Государственный архив Автономной Республики Крым (ГААРК). - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 37.
3. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 26.
4. Там же.
5. Евпаторийские новости. - 1911. - 28 июня. - № 31.
6. ГААРК. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 46.
7. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 37.
8. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 33.
9. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 59.
10. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 39.
11. Там же.
12. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 42.
13. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 48.
14. Там же. - Ф. Р-27. - Оп. 13. - Д. 4200. - Л. 81.
15. Спутник по городу Евпатории. - Евпатория, 1916. - С. 28.
16. Павленкова Н. Один день из жизни императорской семьи // Евпаторийская здравница. - 1992. - 28 августа. - № 104.
17. Евпаторийские новости. - 1916. - 12 июня. - Приложение к № 1186.
18. Пьянков В.Г., Гемилиан В.А. Вся Евпатория: Адрес-календарь-справочник. - Евпатория, 1913. - С. 46.
19. Спутник по городу... - С. 28.
20. ГААРК. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 2.
21. В состав «двадцатки» входили: Сроль Шмулевич Гурвич, Шимон Гершевич Рутовицкий, Моисей Соломонович Носович, Вульвер Наумович Флат, Арон Ильич Горовиц, Яков Вениаминович Добровенский, Израиль Фроимович Аладарт, Яков Абрамович Шер, Борис Соломонович Подольский, Абрам Исаакович Ярославский, Шимон Эзре-Нухимович Фиртенберг, Абрам Хаимович Краковский, Израиль Соломонович Носович, Лейба Иделевич Мазур, Исаак Лазаревич Сотников, Моисей Лазаревич Рипенбейн, Михше Хаимович Израильсон, Хаим Аронович Гельтман, Моисей Гершевич Френкель, Лев Самуилович Ваинбаум.
22. ГААРК. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 10.
23. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 8.
24. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 4, 5.
25. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 54.
26. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 18. - Д. 30. - Л. 21.
27. Там же. - Ф. Р-663. - Оп. 10. - Д. 212. - Л. 74-75.
28. Кутайсов В.А. Указ. соч. - С. 65.

По материалам http://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/

Если панорама не отображается, проверье, установлен ли у Вас

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.