Джабир ибн хайян, основоположник экспериментальной химии. Рождение химии и научный метод Джабира Ибн Хайяна

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя – Гебер, около 721 – около 815 года) родился в городе Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайяна аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в городе Куфа на территории сегодняшнего Ирака. Полагают, что сам Джабир ибн Хайян является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам.

В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах. Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть – принципа металличности.

Джабир ибн Хайян считает, что ртуть является «душой» металла. Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же – ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.
Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии; однако следует отметить, что такие знатоки арабской алхимической литературы, как Альберт Великий и Роджер Бэкон, совершенно не упоминают его в своих сочинениях.

В XIV веке в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др. По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV столетии испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного псевдо – Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии.

Джабир ибн Хайян

جابر بن حيان
Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян ад-Азди ас-Суфи (араб. جابر بن حيان ‎‎; Тус , ок. , - Эль-Куфа , ок. ) - знаменитый арабский алхимик, врач, фармацевт, математик и астроном. Родился в семье аптекаря Хайана ад-Азди, происходившего из Йемена . В средневековой Европе был известен под латинизированным именем Geber .

Джабир ибн Хайян составил комментарии к «Началам» Евклида и к «Альмагесту» Птолемея . Ему принадлежат «Книга о построении астролябии», «Изящный зидж», «Книга о положении светил», «Книга о зеркалах». Будучи известным врачом, он написал «Книгу ядов и противоядий» и «Книгу милосердия».

Алхимия

Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырёх элементах-стихиях , носителях четырёх качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов . Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской , так и в западноевропейской алхимии .

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах .

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырёх аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (философской Ртути) и начале горючести (философской Серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, Ртуть - принципа металличности.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают Серу, мокрые же - Ртуть. Сера и Ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь известных металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира », который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро .

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы , квасцы , щёлочи , нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты , слабого раствора азотной кислоты , свинцовых белил.

Псевдо-Гебер

Печь для дистилляции (Псевдо-Гебер, XIV в.)

В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» (Summa perfectionis ), «Книга об исследовании облагораживания металлов» (Liber de investigatione perfectionis ), «Книга о философских печах» (Liber fornacum ) и другие алхимические трактаты. Предполагается, что эти трактаты написаны испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного он систематически изложил сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции , сублимации , фильтрации , коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца . Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описал сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis ), и серную кислоту . Им описана также и «царская водка » (aqua regis ), которую он получал перегонкой селитры , купороса, квасцов и нашатыря.

Сочинения

  • E. J. Holmyard (ed.) The Arabic Works of Jabir ibn Hayyan, translated by Richard Russel in 1678. New York, E. P. Dutton (1928); Also Paris, P. Geuther.
  • Syed Nomanul Haq, Names, Natures and Things: The Alchemists Jabir ibn Hayyan and his Kitab al-Ahjar (Book of Stones), (Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1994), ISBN 0-7923-3254-7 .

Литература

  • Матвиевская Г. П., Розенфельд Б. А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.). В 3 т. М.: Наука, 1983.
  • Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. М.: Наука, 1969.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в Тусе
  • Умершие в Эль-Куфе
  • Арабские учёные
  • История химии
  • Алхимики
  • Математики по алфавиту
  • Математики средневекового Востока
  • Арабские математики
  • Математики VIII века
  • Астрономы по алфавиту
  • Астрономы средневекового Востока
  • Арабские астрономы
  • Астрономы VIII века
  • Родившиеся в 721 году
  • Умершие в 815 году

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джабир ибн Хайян" в других словарях:

    Латинизированное имя Гебер (р. около 721, Туси, Персия, умер около 815), арабский учёный. Среди сочинений, приписываемых ему (трактаты Гебера), наиболее интересны последние главы «Книги семидесяти». В них Д. и. Х. вводит представление о… … Большая советская энциклопедия

    Абу Муса Джабир ибн Хайян Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян ад Азди ас Суфи (араб. جابر بن حيان‎‎, Тус, ок. 721, Куфа, ок. 815) знаменитый арабский алхимик, врач, фармацевт, математик и астроном. Родился в семье аптекаря Хайана ад Азди,… … Википедия

    Или Гебер, подпись, которую ставили под своими трудами авторы известных трудов по алхимии 8 14 вв. Настоящий Джабир, которого, по видимому, звали Абу Муса Джабир ибн Хайян, находился в расцвете сил ок. 750 н.э. Полагают, что сам он написал всего… … Энциклопедия Кольера

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия


Такие вещества как пластмасса, искусственное волокно, синтетический каучук и бензин, а также лекарства, как инсулин и пенициллин, берут начала от химической индустрии ранних мусульман, явившихся в этой области настоящими революционерами.

В арабском языке слову химия соответствует кимия (kimia ). Арабский язык, как и французский, требует постоянного определённого артикля, поэтому слово кимия (kimia ) дополняется артиклем аль (al ) и превращается в слово алькимия (alkimia ). На западе последняя буква «а» исчезает, и слово превращается в «alchemy» («алхимия»). Для главных средневековых исламских учёных, которые считались авторитетами в ней до 17 века, алхимия была наукой, а не частью фольклора или оккультной практикой.

Джабир ибн Хайян (722-815 годы н.э., Иран), Мухаммад ибн Закария Ар-Рази (865-925 годы н.э., Иран) и Аль-Кинди (801-873 годы н.э., Ирак) являются основными учёными мусульманской химии золотой эры, длившейся двести лет.

Джабир ибн Хайян или Гебер

Джабир ибн Хайян получил на западе известность как Гебер, и все учёные соглашались с тем, что он был основателем химии. Родился ученый в семье фармацевта, провёл большую часть своей жизни в Куфе (Ирак), где занимался научной систематизацией химических знаний. Джабир работал в лаборатории, постоянно совершенствуя процессы отгонки, плавления, кристаллизации, дистилляции, рафинации, амальгамирования, окисления, испарения, фильтрации; производил реакции для получения серной кислоты через дистилляцию алюма; начал разрабатывать классификации спиртов, металлов и минералов. Он также писал о том, как химические вещества объединяются не теряя своих свойств, и получаются соединения элементов, которые невозможно увидеть невооружённым глазом. Сегодня это кажется очевидным, но более чем тысячу двести пятьдесят лет назад, Джабир стал учёным, опередившим время.

Наиболее важным исследованием этого замечательного экспериментатора было исследование кислот. В античности не было известно кислоты сильнее, чем уксусная, которая придаёт уксусу специфический вкус. Джабир значительно расширил возможности химического эксперимента, открыв серную, азотную кислоты и царскую водку (смесь азотной и соляной кислот), являющихся жизненно важными в современной химической промышленности.

Учёный также сконструировал точные весы, измерявшие объекты в 6,480 раз меньше, чем ратль и отмечал, что при определённых условиях окисления вес металла уменьшался.

«Великая книга химических свойств», «Вес и меры», «Химические соединения» были некоторыми из трудов Джабира ибн Хайяна, в которых было описано использование водяной бани и химической печи, рассматривались свойства таких важных веществ, как окись ртути и соединения серы.

Джабира интересовало практическое применение химии, поскольку он, как и другие учёные-мусульмане, хотел улучшить качество жизни своего общества. Он с любопытством исследовал процесс окрашивания тканей и кожи, приготовление краски для волос, изготовление покрытия для создания водооталкивающей ткани и защиты железа, использование марганца в производстве стекла, дисульфида железа для создания золочёных надписей, солей для создания глянцевого покрытия черепицы и керамики, дистилляцию уксуса для получения концентрата уксусной кислоты.

Работы Джабира по рафинации металлов и изготовлению стали помогли развить литейные техники. Великим вкладом учёного в теорию химии стали его взгляды относительно состава металлов, которые сохранились с небольшими изменениями до начала 18 века, эпохи современной химии.

Все вышеописанные исследования Джабир проводил в своей лаборатории в Куфе (Ирак), которая была обнаружена примерно двести лет после его смерти, когда сносились некоторые дома в этом городском квартале, известном как Ворота Дамаска. Среди обломков были найдены ступа и большой кусок золота.

Ар-Рази или Разес

Мухаммад ибн Закария Ар-Рази, известный на западе как Разес, был автором труда «Книга тайны тайн». Название книги напоминает заголовок руководства по волшебству, но в действительности она содержала информацию о приготовлении химических веществ и их применении. Своей работой Разес доказал, что он был большим экспертом в классификации естественных веществ, нежели его предшественники, включая Джабира. Он разделял вещества на земные, растительные и животные, добавив искусственно полученные материалы, как окись свинца, каустическую соду и различные сплавы. До Ар-Рази Джабир разделил минеральные вещества на «тела» (как золото и серебро), «души» (как сера и арсиновая кислота) и «духи» (как ртуть и хлорид аммония).

Аль-Разес стал непревзойдённым учёным благодаря записям своих экспериментов, в которых он объяснял весь процесс и используемое оборудование. Из его труда «Книга тайны тайн» стало известно, что он проводил процессы дистилляции, прокаливание и кристаллизацию более одиннадцати веков назад.

Учёный был также известен благодаря разработке основ современной химии. Он сконструировал, описал и использовал более двадцати инструментов, большинство из которых применяются и сегодня: например, тигель для плавления, перегонный куб или реторта для дистилляции, крышка куба с направляющей трубкой, различные виды печей.

Аль-Кинди

Многие работы Аль-Кинди были переведены на латинский такими учёными, как Герард Кремонский, поэтому большинство трудов арабского учёного сейчас представлены на латинском, нежели на его родном языке. К примеру, его книга «Де градибус» (лат. «De gradibus») , в которой Аль-Кинди объясняет, что комплекс лекарственного соединения можно рассчитать математически, полагаясь на качества и степень компонентов, а также то, что существует геометрическое взаимоотношение между количеством и степенью эффективности.

Как и прочие знания мусульманских учёных, идеи Аль-Кинди не остались на родине, они распространились по всему миру. Его труд был переведён на латинский, а затем на несколько местных языков, что объясняет его распространение по Европе. Итальянец Герард Кремонский сделал ценнейший перевод книги Ар-Рази «Де алюминибус ет салибус » (лат. «De aluminibus et salibus» ), представляющей собой руководство к изучению и классификации солей и олюмов (солей серной кислоты).

Об этих работах узнали важные европейские учёные 13 века Альберт Магнус и Роджер Бэкон. Роджер Бэкон особенно верил в то, что химия очень важна, благодаря знакомству с арабскими трудами, переведёнными на латинский.

Приготовление ещё одного великолепного ароматического масла. Возьмите одну или два ратля лучшего жасминового масла, налейте его в стеклянную миску, затем добавьте три ратля очищенного надуха (вид аромитического вещества) на каждую ману жасминового масла. Добавляются цедра, яблочная кожура, кусочки айвы, очищенные от семян, измельчённое сандаловое дерево, высушенные лепестки красных роз, свежие макушки мирта, листья дикого тимьяна, сухие или свежие листья «Оцимума», мякоть лимона или его сок. Храните полученную смесь в закрытом виде и перемешивайте раз в день. При необходимости вы можете обновлять ингридиенты каждые пять дней. Получится резкий и ароматный запах. Процедите смесь, налейте её во флакон и добавьте две граны мускуса. У вас получится великолепное ароматическое вещество».

Ратль - мера веса, равная 144 дирхемам, или 449, 28г

Мана - мера веса, равная 2 ратлям

Из книги учёного 9 века Аль-Кинди «Химия духов и дистилляций»

Огромная работа по переводам с арабского на латинский началась в середине 12 века. Одна из работ Джабира «Либер кларитатис » (лат. «Liber Claritatis» ) появилась в последней трети 13 века. Примерно в 1300 году другая книга Джабира «Summa Perfectionis Magisterii », или «Cумма совершенств », была также переведена на латинский. Эта книга часто сопровождалась четырьмя другими трактатами «De investigatione perfectionis », или «Исследование совершенства »; «De inventione veritatis », или «Открытие истины », «Liber fornacum », или «Книга о печах », «Testamentum », или «Последнее завещание ». В период между 15 и 17 веками чаще всего эти трактаты издавались вместе одним томом. Вкратце они были известны как «Сумма », и имели такой успех, что стали основным учебником по общей химии в средневековой Европе, который оставался непревзойдённым на протяжении нескольких столетий.

Сегодня нам может казаться, что учёные тысячелетие назад работали в пыльных старых комнатах, находящихся высоко в башнях, в окружении дымящихся и бурлящих сосудов и необычных смесей. В действительности же они были умелыми экспериментаторами, равными современным самым продвинутым исследователям, работающим над будущим науки.

Возможность подробно познакомиться с химическими процессами и тем влиянием, которое оказала химия мусульманского мира, разработанная тысячелетие назад на современную промышленность, вам представится в следующей статье, под названием «Коммерческая химия».

Джабир ибн Хайян составил комментарии к «Началам» Евклида и к «Альмагесту» Птолемея. Ему принадлежат «Книга о построении астролябии», «Изящный зидж», «Книга о положении светил», «Книга о зеркалах». Будучи известным врачом, он написал «Книгу ядов и противоядий» и «Книгу милосердия».

Алхимия

Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов. Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (философской Ртути) и начале горючести (философской Серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, Ртуть - принципа металличности.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают Серу, мокрые же - Ртуть. Сера и Ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь известных металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Псевдо-Гебер

В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» (Summa perfectionis), «Книга об исследовании облагораживания металлов» (Liber de investigatione perfectionis), «Книга о философских печах» (Liber fornacum) и другие алхимические трактаты. Предполагается, что эти трактаты написаны испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного он систематически изложил сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описал сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis), и серную кислоту. Им описана также и «царская водка» (aqua regis), которую он получал перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

Сочинения

  • E. J. Holmyard (ed.) The Arabic Works of Jabir ibn Hayyan, translated by Richard Russel in 1678. New York, E. P. Dutton (1928); Also Paris, P. Geuther.
  • Syed Nomanul Haq, Names, Natures and Things: The Alchemists Jabir ibn Hayyan and his Kitab al-Ahjar (Book of Stones), (Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1994), ISBN 0-7923-3254-7.

Описывая этого учёного, Ибн Халдун пишет: «Они относят химию именно к нему и называли её наукой Джабира ».

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян ибн Абдуллах Аль-Азди (латинизированное имя – Гебер) родился721 году (103 году по хиджре) в городе Тус, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана Аль-Азди, происходившего из племени Азди из Йемена, некоторые представители которого переселились в Куффу. Большую часть своей жизни Джабир ибн Хайян провёл в Багдаде в столице Аббасидского Халифата и сегодняшнего Ирака.

Джабир ибн Хайян по праву считается основоположником экспериментальной химии и первым учёным, выводившим свои данные на основании научных экспериментов. Он проводил очень много экспериментов и научных исследований. По этой причине химию стали связывать непосредственно с его именем, называя эту науку «Химией Джабира» или «Ремеслом Джабира». Также его самого называли Шейхом Химиков или отцом Химии.

До Джабира Ибн Хайяна химия была представлена в виде нескольких разбросанных сочинений по разным ремеслам, которые были смешаны с другими многочисленным ремеслами разного рода. Но Ибн Хайян смог развивать химию и поднять её с того начального уровня на самый высокий уровень. Это было достигнуто благодаря огромной научной работе и многочисленным наблюдениям. Он также установил основополагающие правила получения химических веществ и их взаимодействия, поэтому Джабир Ибн Хайян, бесспорно, считается учителем (шейхом) всех химиков.

Рождение химии и научный метод Джабира Ибн Хайяна

Вначале наука химия представляла собой что-то вроде сказок, которые опирались на ничем необоснованные утверждения. Основной функцией этой так называемой науки было разработка идей по превращению недорогих простых металлов (меди, алюминия, олова и т.п.) в благородные металлы (золото и серебро). Это исходило из убеждений некоторых доисламских ученых, что такие металлы, как золото, серебро, медь, железо, свинец и олово являются металлами одного вида. Также они полагали, что на их различие влияет четыре качества: теплота, холод, влажность и сухость. Поэтому он считали возможным преобразование одного металла в другой при добавлении третьего вещества, эликсира. Основываясь на таких и им подобных утопических гипотезах доисламских учёных, некоторых якобы ученые фантазировали и выдвигали мнения об изобретении эликсира бессмертия или философского камня, который увеличивает продолжительность жизни человека. Эта наука называлась Алхимией.

Джабир Ибн Хайян, Абу Бакр Ар-Рази и другие арабские учёные сделали большую работу по изучению четырех элементов-стихий, носителей четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Изучая всё путём эксперимента, они открыли новый научный экспериментальный метод изучения химии. Об этом экспериментальном методе сам Джабир Ибн Хайян говорил: «Главным критерием совершенства этого ремесла является практика и испытание (эксперимент). Следовательно, тот, кто не практикует и не экспериментирует, не добьётся абсолютно ничего ».

Также в его книге«Аль-Хавас аль-кабир» первая статья начинается словами: «Мы в этой книге приведём только то, что мы видели сами, а не то, что откуда-то слышали. Также мы приведём то, что нам было сказано или мы прочитали после того, как подвергли это испытанию. Следовательно, то, что соответствует действительности мы приведем в книге, а то, что не соответствует, отбросим ». Поэтому Джабир Ибн Хайян считается учёным, который впервые применил научный экспериментальный метод и установил его основополагающие правила. В этой науке Джабир Ибн Хайянушёл намного дольше греческих учёных, которые в то время считались лучшими в этой науке.

Джабир Ибн Хайян впервые дистиллировал и изготовил много новых веществ: оксидов, солей и других, в частности, подробно описал метод получения азотной кислоты и дистиллированного уксуса (чтобы получить этаноловую кислоту).

Французский историк Гюстав Лебон (G. Lebon) сказал о его трудах: «Из книг Джабира Ибн Хайяна можно составить большую научную энциклопедию, которая охватывает все достижения арабов в науке Химии. В его книгах описывается много химических соединений, которые до этого не были известны ».

Джабир ибн Хайан является автором многочисленных научных трудов по химии, из которых в дальнейшем западные учёные извлекли много полезного. Арабский литератор X века из Багдада, автор самых значительных энциклопедических словарей Абу-ль-Фарадж Мухаммед ибн Ан-Надим Аль-Багдади посчитал количество его научных трудов по химии и насчитал 306 сочинений.

Большая часть этих книг была потеряна, но более восьмидесяти его книг хранятся в разных библиотеках по всему миру. Большая часть этих книг в двенадцатом веке была переведена на латинский язык Робертом Алестром, Герардом Кремонским (Gherardo Cremonese, (1114-1187) - средневековый учёный итальянского происхождения) и другими. Переведённые на латинский книги Джабира Ибн Хайяна и сыграли большую роль в становлении современной науки химии во всем мире.

Одной из самых известных книг Джабира Ибн Хайяна считается «Ас-Сумумвадаф’умазарриха »– «Токсины и противоядие » (буквально: яды и защита от их вреда). В этой книге он подразделяет токсины на животного, растительного и неорганического происхождения и приводит информацию о противоядиях к ним и о том, как они влияют на организм. Эта книга считается мостом, соединяющим медицину и химию. Такую же известность получила его книга «Аль-Хавас аль-кабир», одна из копий которой в настоящее время хранится в Британском музее.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти », представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит ценные сведения о металлах и минералах. Эту книгу можно считать кратким изложением всех достижений арабов того времени в науке химии.

Кроме этих книг у него было еще много трудов по химии, не считая других его сочинений по математике, философии и литературе. Некоторые книги Джабира Ибн Хайяна, как мы выше указали, были переведены на латинский язык и в течении тысячи лет были самыми подробными и авторитетными источниками для учёных химиков. Также имеются его книги на латинском языке, оригиналы которых на арабском языке пока ещё не найдены.

Его труды изучались известными европейскими учёными, такими, как Бройлих, Холмярд (Holmyard), Джордж Сартон (SartonGeorge) и другие.

Кстати, бельгийский химик Джордж Сартон, который планировал написать историю наук в девяти томах, но успел написать только три, описывая период расцвета исламской цивилизации, пишет: «Судя по тому, что пишет Джабир Ибн Хайян в своих книгах, невольно скажешь, что не может написать такое человек, живший во втором веке по хиджре, потому что в его трудах приводится очень много подробных новых для его времени фактов».

Как мы видим, Джабир ибн Хайян дал миру очень много знаний, и он не единственны исламский арабский учёный, знаниями которого пользуется весь мир, особенно западные страны. Таких учёных было очень много.

Некоторое время институты исламской Андалусии были заполнены студентами из Европы, которые получали там знания по разным научным дисциплинам, но это уже тема для другой статьи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.