Дополнительные молитвы: виды и порядок совершения. Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Намаз является одним из пяти столпов, на которых зиждется Ислам. Первое, что отличает мусульманина от остальных людей, после произнесения свидетельства единобожия, – это чтение молитвы. В достоверном хадисе говорится: «Намаз – самое важное дело и опора ислама» (передан Ахмадом, Ат-Тирмизи и др.). В некоторых мусульманских странах по человеку, который не молился при жизни, не совершается погребальная молитва. Это свидетельствует о трепетном, ответственном отношении уммы – общины мусульман – к данному обряду поклонения. Именно поэтому, как только пришло время, мусульмане спешат совершить молитву без промедления.

Время намаза

Как пришло в Коране, у любого салята есть предназначенное ему время. Мусульманин обязательно молится пять раз в день. Временные промежутки молитв подробно описываются в книгах по исламскому праву со ссылками на слова и действия Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Знание об особенностях и условиях намаза было передано Пророку через ангела Джибриля.

Пять намазов называются следующим образом:

  • Фаджр (рассветный намаз);
  • Зухр (обеденный намаз);
  • Аср (послеполуденный намаз);
  • Магриб (закатный намаз);
  • Иша (ночной намаз).

Салят не читается при восходе и заходе солнца, а также во время зенита.

Некоторые мусульмане полагают, что занятость на работе или учебе, нахождение в пути, болезнь, прогулка на улице или торговом центре могут служить оправданием для пропущенной молитвы. Однако это не так. Когда человеку затруднительно совершать некоторые действия (например, во время болезни или в дороге, в старости), для него предусмотрены облегчения: если невозможно читать намаз стоя, разрешено молиться сидя. Сложно сидеть - можно читать лежа, не получается лежа - читают глазами. Если человек не может делать знаки глазами, тогда совершает молитву сердцем. Но не оставляет ее. В пути можно сокращать 4-х ракяатные намазы до 2-х ракяатных (при выполнении определенных условий).

Если совершение молитвы вовремя предписано даже тем, кто не в состоянии пошевелить глазами, какие причины для пропуска времени могут быть у здоровых мусульман? Только такие, что не зависят от него: потеря сознания, сон, забывчивость (при условии, что человек проспал не специально и предпринял все возможное, чтобы не пропустить намаз - вовремя лег спать, поставил будильники и т.п.).

Если человек пропустил намаз, он восполняет его сразу, как только придет в сознание, проснется или вспомнит.

Важно совершать все молитвы вовремя, иначе есть риск, что они не будут приняты Всевышним. О халатном отношении ко времени, положениям солята Аллах предостерегает в Коране, упомянув пренебрежение к намазу наряду с лицемерием:

Горе молящимся, небрежным к своим молитвам, которые лицемерят ().

Каждый мусульманин боится быть похожим на лицемеров, ведь для них уготовлены худшие мучения. Поэтому верующие стремятся искоренить в себе присущие грешникам характеристики, стараясь совершать молитву как полагается и оберегая ее.

Обязательные намазы

Обязательные молитвы (фард) – это те, совершив которые человек получает награду, а за их оставление ему записывается грех. Рассмотрим подробнее, какие молитвы относятся к обязательным в Исламе.

Как было упомянуто ранее, мусульмане ежедневно совершают 5 молитв: утреннюю (состоит из двух ракяатов), полуденную (четыре ракяата), послеполуденную (четыре ракяата), вечернюю (три ракяата) и ночную (четыре ракяата).

Помимо ежедневных молитв, мусульмане должны выполнять следующие намазы:

  1. Пятничный (джума) намаз для мужчин. Читается в мечети с имамом, время его совершения приходится на полуденную молитву. Перед пятничным намазом, который состоит из двух ракяатов, имам произносит хутбу – проповедь. К выполнению салята джума верующих в пятницу призывает два азана. Совершивший джума, уже не читает полуденную молитву.
  2. Праздничные (Ид) намазы. Совершаются в дни двух великих исламских праздников – Жертвоприношения и Разговения, после того, как взошло солнце. Со времен Пророка все мусульмане собирались на открытых площадях для совместного совершения праздничных двухракяатных намазов, которым предшествовали увещевания – проповеди.
  3. Молитва при погребении (джаназа). Совершается по усопшему перед преданием тела земле. В этой молитве отсутствуют какие-либо поклоны. Для выполнения обязательства достаточно, чтобы салят-джаназа выполнила группа верующих. В случае если не окажется совершивших погребальную молитву, грех ляжет на плечи всей уммы.

Чтение перечисленных трех намазов осуществляется совместно – джамаатом. Во время намаза мусульмане выстраиваются в ряды за имамом и совершают все действия за ним. Порядок выстроившихся людей таков: сначала стоят мужчины, затем – дети. В дальней части зала молятся женщины-мусульманки. Смешивать мужские и женские ряды категорически запрещается, это противоречит целомудрию и скромности.

Для мужчины лучшим местом совершения коллективной молитвы считается первый ряд среди молящихся, худшим рядом является последний. Поэтому мужчины спешат на совместный намаз и остерегаются опоздания на него. Для женщин же, наоборот, предпочтительными являются последние ряды – там, где они находятся подальше от мужчин и поближе к выходу, что позволяет уйти незамеченными.

Суннат намазы

Помимо обязательных молитв, существуют желательные – суннат намазы. За их выполнение записывается награда, но за пропуск не будет греха. Суннат намазы, которые читаются до или после фард-намазов, называют «рауатиб». Их время соответствует времени выполнения обязательных молитв. К ним относятся:

  1. Два ракаята перед фаджром;
  2. Четыре ракяата до зухра;
  3. Два ракяата после зухра;
  4. Два ракяата после магриба;
  5. Два ракяата после иша

Хотя за пропуск салята рауатиб не будет греха, мусульмане стараются не пропускать их, потому что в Сунне пришло предупреждение относительно высокой степени и мудрости выполнения желательных молитв.

Дьявол – шайтан всеми способами стремится остановить верующего от совершения поклонения Всевышнему, и делает все возможное, чтобы мусульманин пропустил салят, или вовсе перестал молиться. Однако шайтану сложно заставить человека оставить сразу все намазы, поэтому он начинает с малого.

Когда мусульманин читает обязательные и дополнительные молитвы, то сатана побуждает его оставить сначала желательные. Если верующий поддается его наущениям, оставив рауатиб, он не заработает греха. Когда иман (вера) мусульманина повысится, он непременно возвращается к совершению суннат намазов.

Верующего, не читающего рауатиб, шайтан наущает сразу на пропуски фард-намазов, а оставление фард-намазов является куфром.

Таким образом, желательные молитвы – своеобразная защита для обязательных намазов, защита, которую сатане не удается быстро пробить. Поэтому первые мусульмане трепетно относились не только к фардам, но и суннатам: в истории передается, как они переживали, если по той или иной причине им приходилось пропустить желательные молитвы.

Витр

Ученые разошлись во мнениях относительно положения намаза Витр. Большинство посчитало этот намаз желательным – сунной, в то время как ученые ханафитского мазхаба назвали молитву Витр ваджибом.

Ваджиб, в соответствии с определением ханафитов, в обязательности ниже фарда, но выше сунны. Совершающий ваджиб мусульманин получает награду, оставляющий его – достоин наказания.

В переводе с арабского Витр звучит как «нечетный». Эта молитва состоит из нечетного количества ракяатов (в самой распространенной форме их три), в последнем читается дуа (молитва) Кунут. Витр-намаз совершают по прочтении молитвы Иша (после Витра до фаджра намазы уже не читают).

Нафиль намазы

По своему усмотрению мусульманин в течение дня может выполнять нафиль (дополнительные) молитвы. В Сунне приходят многочисленные примеры дополнительных салятов. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Тахаджуд (ночной дополнительный намаз). Этот салят читают после совершения фарда и сунната Иша, до выполнения Витра (так как Витр – последний намаз за день). Читают его по два ракяата – до восьми в общей сложности.
  2. Истихара (просьба помощи). Этот салят читается, когда человек приступает к новой работе, либо стоит перед выбором, не зная, как правильно поступить. Прочитав два ракяата намаза, мусульманин произносит дуа-истихара, прося помощи у Аллаха. И, полагаясь на Всевышнего, делает выбор. Если для него он окажется благом – Аллах предопределит благой исход и успех, если же окажется злом – Всевышний убережет его и заменит лучшим.
  3. Духа (дневной намаз). Читается по два ракяата, время его – после восхода солнца до зенита.
  4. Истиска (молитва о дожде). Совершается в период засухи, индивидуально или группой (джамаатом) мусульман, на полях, в мечетях. После совершения двух ракяатов произносится молитва о ниспослании дождя.
  5. Кусуф и хусуф (молитвы затмения). Их читают при затмении солнца и луны, джамаатом в мечетях. В каждом из двух ракяатов дополнительно совершается по одному поясному поклону, после которого продолжается стояние. Мнение ученых относительно обязательности этого намаза разделилось (фард или сунна).

Положения намаза

Чтобы намаз был действительным, нужно знать определенные правила – как его читать, каковы условия. Рассмотрим некоторые положения, выполнение которых обязательно для принятия этого вида поклонения.

  1. Мусульманину и мусульманке;
  2. Достигшим полового созревания (детям читать намаз необязательно, однако в целях воспитания и привития любви к поклонению желательно обучать их намазам с семи лет);
  3. Находящимся в здравом уме (на умалишенных эта обязанность не возлагается).

Условия намаза

Для действительности поклонения, перед намазом необходимо выполнить следующие условия:

  1. Очистить тело, одежду, место молитвы от нечистот;
  2. Очиститься от осквернения, совершив малое или большое омовение;
  3. Покрыть аурат – части тела, которые нельзя открывать перед посторонними;
  4. Направиться в сторону киблы (Каабы в Мекке);
  5. Читать намаз, когда его время зашло;
  6. Иметь намерение совершить тот или иной салят.

Обязательные составляющие

Сам намаз состоит из действий, которые необходимо совершать в определенном порядке. В саляте должны быть следующие составляющие:

  1. Произнесение слов «Аллаху акбар» в начале чтения;
  2. Стояние;
  3. Чтение Корана;
  4. Совершение поясного поклона;
  5. Совершение земного поклона;
  6. Последнее сидение перед приветствием.

Порядок выполнения

  • После выполнения необходимых условий намаза, мусульманин произносит такбир тахрими (слова «Аллаху акбар»). После такбира человек не должен думать о мирском: нужно осознавать, что он находится в поклонении перед Всевышним. На замену мыслям о бренном мире приходит размышление об аятах Корана, словах поминания Аллаха.
  • Далее читается дуа аль-истифтах (слова, произносимые в начале намаза). Текст этого дуа приходит в разных вариациях – в зависимости от того, на какой хадис опирается мазхаб.
  • После дуа читают истиазу (слова защиты от шайтана) и басмалю («Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим). Далее произносится сура Аль-Фатиха, первая сура в Коране. В этой суре отображены главные основы Ислама, поэтому важно знать значение читаемых аятов.
  • За сурой аль-Фатиха следует чтение любой другой суры из Корана (достаточно прочитать три и более аята).

На этом стояние в первом ракаяте завершается.

  • После стояния и чтения Корана совершается поясной поклон, в котором произносятся слова поминания Аллаха.
  • Выпрямившись из поясного, нужно сделать земной поклон, в котором также произнести слова поминания – зикры. Важно, чтобы лоб и ступни касались земли, а локти, наоборот, не соприкасались с ней. Земной поклон нужно совершать на семь точек: лоб с носом, ладони, колени, подушечки пальцев ног. После первого земного поклона необходимо сесть, остановиться в этом положении, и снова совершить земной поклон.

На этом первый ракяат закончен.

  • Второй ракяат начинается со стояния, басмали и чтения Аль-Фатихи. После «Открывающей Коран» читается любая другая сура (желательно, чтобы она находилась в Коране после той, что читали в первом ракяате).
  • Далее действия повторяются: поясной поклон, выпрямление из него, два земных поклона с сидением между ними.
  • Завершив второй ракяат в двухракяатном намазе, человек не встает, а остается сидеть.
  • Во время последнего сидения читаются слова ат-Тахият, Салават (приветствие Пророку), дуа (большинство богословов говорит о молитве из Корана «Раббана», либо другом дуа на арабском языке).
  • Поклонение завершается салямом: сначала в правую, потом в левую сторону.

Трех- и четырехракяатный салят разнятся тем, что при их совершении не нужно читать Салават и дуа после второго ракяата: произнеся ат-Тахият, нужно встать на третий ракяат. В третьем и четвертом ракяате читается только сура Аль-Фатиха. Завершив четвертый ракяат, нужно совершить последнее сидение, которое описано выше.

После намаза желательно произносить тасбих (слова поминания Аллаха).

Как видно, совершение молитвы – дело несложное, однако великое по значимости и обещанной награде. Для чтения салята не нужно много времени, а необходимость его совершения держит мусульманина в тонусе, в состоянии чистоты – духовной и телесной.

Во время совершения молитвы читается Коран – лекарство для сердец. Сегодня доступно множество записей чтения сур для намаза, слушать которые можно совершенно бесплатно. Также для наглядности есть возможность скачать видео о намазе – и все становится еще проще.

Перед истинно верующим человеком не будет преград для осуществления дел, которые повелел Всевышний и которые Он любит. Нужно только начать, а Аллах не оставит без помощи верующих.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:

إِذَا تَمَنَّى أَحَدُكمْ فَلْيُكْثِرْ فَإِنَّمَا يَسْأَلُ رَبَّهُ
«Если кто-то из вас пожелает (чего-то попросить у Аллаха), пусть (просит) побольше, ведь он обращается к своему Господу!»

Ибн Хиббан 2403 (достоверно) © t.me/adab_salaf


336 41 0 ER 0.2862

ПОСЛЕ УТРЕННЕЙ МОЛИТВЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСИДЕТЬ НА МЕСТЕ ЕЕ СОВЕРШЕНИЯ, ПОКА НЕ ВЗОЙДЕТ СОЛНЦЕ

Абд аль-Малик Касим (حَفِظَهُ الله) сказал: «Сообщается, что Джабир бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно посланник Аллаха (ﷺ) не поднимался с того места, на котором он совершал свою утреннюю молитву, пока не всходило солнце, а после того как оно всходило, вставал. (В этот период люди разговаривали, вспоминали о том, что было во времена джахилийи и смеялись, а он улыбался». (Муслим)


256 46 0 ER 0.2295

ПОСТОЯННОЕ ПОМИНАНИЕ АЛЛАХА

(1) Абд аль-Малик Касим (حَفِظَهُ الله) сказал: «Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (ﷺ) сказал: «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: справедливого правителя; юношу, росшего в поклонении Всемогущему и Великому Аллаху; человека, сердце которого подвешено в мечетях; (тех двоих, которые) любят друг друга ради Аллаха, встречаясь и расставаясь (только) ради Него; мужчину, которого позвала (к себе пожелавшая его) знатная и красивая женщина и который сказал: “Поистине, я боюсь Аллаха!”; того, кто подаёт милостыню (настолько) тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая, а (также) того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха Всевышнего”». (Бухари)

(2) Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк (ﷺ) сказал: «Поминающий своего Господа и не поминающий своего Господа подобны живому и мёртвому». (Бухари)

(3) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках людей, занятых поминанием, когда же они находят людей, которые поминают Всемогущего и Великого Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами): “Идите к тому, что вы ищите!” И они окружают (таких людей) своими крыльями(, поднимаясь) до самого нижнего неба, (а когда люди заканчивают поминать Аллаха и ангелы возносятся ввысь,) Господь их, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их: “Что говорят рабы Мои?” (Ангелы) отвечают: “Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя”. Тогда (Аллах) спрашивает: “Видели ли они Меня?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели”. (Тогда Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели Меня?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще”.(Бухари)

(Тогда Аллах) спрашивает: “О чём же они просят (Меня)?” (Ангелы) отвечают: “Они просят Тебя о рае”. (Аллах) спрашивает: “А видели ли они его?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой, они его не видели”. (Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели его?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее, и желали бы его ещё больше”. (Аллах) спрашивает: “А от чего они просят защиты?” (Ангелы) отвечают: “От пламени (ада”. Аллах) спрашивает: “А видели ли они его?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой, они его не видели”. (Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели его?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы избежать его и страшились бы его ещё сильнее”. (Тогда) Аллах говорит: “Призываю вас засвидетельствовать, что Я простил их!” И один из ангелов говорит: “Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по (какому-то своему) делу”. (Тогда Аллах) говорит: “Они - (такие люди), товарищ которых не попадёт в бедственное положение”». (Бухари)

(4) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (ﷺ) сказал: «Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”» (Бухари)

(5) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:(Однажды) посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «“Аль-муфарридуна” опередили». (Люди) спроси-ли: «А (кто такие) “аль-муфарридуна”, о посланник Аллаха?» - (на что пророк ﷺ) сказал: « (Это) мужчины и женщины, часто поминающие Аллаха». (Муслим)

(6) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах,
сказал: «(Как-то раз) один человек попросил: “О посланник Аллаха, поистине, установлений ислама для меня слишком много, так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться”. (В ответ ему пророк ﷺ) сказал: “Пусть язык твой без устали поминает Аллаха”». (Тирмизи)

(7) Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, ска-зал: «(Однажды) посланник Аллаха (ﷺ) сказал (людям): “Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой, благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?” Они сказали: “Конечно!” - (и тогда пророк (ﷺ) сказал: “(Это -) поминание Аллаха Всевышнего”». (Тирмизи)

См. «Что из сунны редко практикуют» | #сунна@namazposunne


216 61 0 ER 0.2105

ОБРЕЗАНИЕ

Абд аль-Малик Касим (حَفِظَهُ الله) сказал: «Пророк (ﷺ) сказал: «Естественными являются пять (вещей): обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, выщипывание волос подмышками и подстригание усов».

См. «Что из сунны редко практикуют» | #сунна@namazposunne


206 23 0 ER 0.1733

КАКИЕ ДЕЯНИЯ НАРУШАЮТ ПОСТ

Шейх Ибн ‘Усеймин (رَحِمَهُ الله) сказал: В Коране упомянуты три поступка, которые нарушают пост: принятие пищи, питье и совокупление.

Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (2:286).

Что касается еды и жидкостей, то нет разницы, являются ли они дозволенным или запретным, полезным или бесполезными, вредными или безопасными, было ли их мало или много. Из этого вытекает то, что курение нарушает пост, несмотря на то, что оно вредно и запретно.

Ученые говорят, что если даже человек проглотит зернышко, то его пост нарушится, учитывая то, что зернышко не принесет никакой пользы телу, однако оно является тем, что нарушает пост человека. И если съест тесто, замешанное с нечистотами, нарушится его пост, не смотря на то, что это вредно.

Третье – совокупление, которое является одним из тяжелейших видов нарушений поста, ведь за него полагается искупление следующего рода: освободить раба, если кто не сможет сделать этого, то поститься в течение двух месяцев без перерыва, а кто не способен на это, то накормить шестьдесят бедняков.

Четвертое – выведение семенной жидкости с наслаждением. Если человек стимулировал выход спермы, испытывая при этом наслаждение, то его пост портится. Однако за это нет искупления, искупление бывает лишь за половой акт.

Пятое – питательные инъекции – они нарушают пост. А что касается непитательных инъекций, то они пост не нарушают ровно как внутривенные, так и внутримышечные, ведь они не выступают в качестве еды или питья, и не заменяют их.

Шестое – намеренный вызов рвоты. Если человек вызвал рвоту намеренно, то это нарушает пост. Если же рвота вышла сама (то есть это не намеренное действие), то пост не нарушается.

Седьмое – выход менструальной крови или начало послеродовых кровотечений. Если из женщины вышла менструальная или послеродовая кровь, даже если за мгновение до заката солнца, то ее пост портится. Если же кровь вышла после заката солнца, хотя бы на одно мгновение, то ее пост (в этот день) действителен.

Восьмое – кровопускание (хиджама), в соответствии со словами Посланника Аллаха (ﷺ): «Нарушен пост того, кто делают хиджаму и того, кому ее делают» (Абу Дауд).

Соответственно, если сделано кровопускание человеку, и вышла с него кровь, то портится его пост. Также портится пост того, кто провел ему процедуру кровопускания, если это было сделано тем способом, который был распространен во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который заключается в том, что проводящий процедуру кровопускания высасывал кровь через определенный сосуд.

Если же проводящий процедуру кровопускания использует инструменты, при которых нет необходимости высасывать кровь самому, то: пост того, кому кровопускание делается – нарушен, а что касается проводящего процедуру кровопускания, то в его случае пост не нарушается.

Если постящийся, на которого возложена обязанность поста, совершит что-либо из действий, нарушающих пост, в дневное время, в течение месяца Рамадан, то:

(1) Ему засчитывается грех;
(2) Его пост нарушается;
(3) Он должен воздержаться от еды и питья до конца этого дня (до заката солнца);
(4) Он должен в обязательном порядке возместить пост этого дня.

Если же нарушение поста было посредством совокупления, то кроме всего перечисленного, нарушивший пост должен также искупить этот поступок.
Однако мы должны знать, что все это нарушает пост лишь при соблюдении трех условий, а именно:

(1) Знание;
(2)Память;
(3)Желание.

Если постящийся совершит что-либо из вышеперечисленного по незнанию (например, съест что-то) то его пост остается действительным. И нет разницы был ли он незнающим относительно времени, или постановления (хукма).

Пример незнания о времени: человек проснулся в конце ночи, полагая, что время утренней молитвы еще не настало; он ест, пьет и внезапно узнает о том, что время утренней молитвы уже настало, то в таком случае его пост является действительным, т.к. он незнающий относительно времени.

Пример незнания постановления: постящемуся человеку проводят процедуру кровопускания, и он не знает, что кровопускание нарушает пост. В таком случае мы говорим ему: «Твой пост действителен». А доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (2:286) - это из Корана.

А из Сунны: хадис от Асмы бинт Аби Бакр, да будет доволен ими Аллах, который передает Бухари в своем «Сахихе», что она сказала: «(Однажды) при жизни пророка (ﷺ) мы разговелись в пасмурный день, а потом выглянуло солнце» (Бухари) – то есть они разговелись днем, до заката солнца. Однако они этого не знали об этом, и полагали, что солнце уже зашло.

Пророк (ﷺ) не повелел им возместить пост, а если возмещение поста было бы обязательным, то он (ﷺ) непременно приказал бы им возместить его, а если бы приказал, то до нас бы это дошло (в качестве хадиса). И если (человек) разговелся, полагая, что солнце уже село, а затем он узнал об обратном, то обязательно для него продолжать поститься до заката и таким образом его пост будет действительным.

Второе условие: чтобы человек был помнящим (о посте).

Противоположность памяти – забывчивость. И если постящийся поел или выпил что-либо по забывчивости, то его пост остается действительным, согласно словам Всевышнего: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (2:286).

И согласно словам посланника Аллаха (ﷺ) которые передал Абу Хурейра: «Постящийся, который забыл (о посте) и поел или выпил, то пусть продолжает пост, ведь поистине накормил и напоил его Аллах». Муслим (2686)

Третье условие: желание.

Если постящийся сделал что-либо из того, что нарушает пост без желания или не по собственному выбору, то его пост действителен. Например, если он полоскал рот, и вода попала внутрь без его желания, то его пост является действительным.

Или если мужчина принудил жену к совокуплению, и она не смогла его оттолкнуть от себя, то ее пост действителен, потому что она этого не желала. И доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» (16:106)

Если постящийся был принужден к разговению без его желания, то нет на нем ничего (ни греха, ни искупления) и его пост действителен.

См. «48 вопросов о посте». | #пост@namazposunne


193 45 0 ER 0.1802

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, я же, поистине, приношу покаяние по сто (100) раз в день».

يَا أَيُّهَا النَّاسُ تُوبُوا إِلَى اللَّهِ فَإِنِّى أَتُوبُ فِى الْيَوْمِ إِلَيْهِ مِائَةَ مَرَّةٍ

Муслим 2702 © t.me/adab_salaf


184 22 0 ER 0.1564

ПРИ ВИДЕ ПОХОРОННОЙ ПРОЦЕССИИ СЛЕДУЕТ ВСТАТЬ

Абд аль-Малик Касим (حَفِظَهُ الله) сказал: «Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, когда) перед нами проносили покойного, пророк (ﷺ) встал (со своего места) и мы тоже встали, а (потом) мы сказали ему: “О посланник Аллаха, это же несут иудея!” (На это) он сказал: “Если увидите похоронную процессию, вставайте”». (аль-Бухари)

См. «Что из сунны редко практикуют» | #сунна@namazposunne


165 16 0 ER 0.1370

Рекламные записи

СОВЕРШЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НОЧНЫХ МОЛИТВ

(1) Абд аль-Малик Касим (حَفِظَهُ الله) сказал: «Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Обычно посланник Аллаха,(ﷺ) совершал по ночам молитву в одиннадцать ракатов, когда же занималась заря, он совершал молитву в два лёгких раката, после чего лежал на правом боку до тех пор, пока к нему не приходил муаззин(, звавший его) на молитву». (аль-Бухари)

(2) Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда при жизни пророка (ﷺ) кто-либо видел сон, он обычно рассказывал его посланнику Аллаха (ﷺ) и я тоже захотел увидеть что-нибудь во сне, чтобы рассказать ему об этом. При жизни посланника (ﷺ) я был уже взрослым юношей и часто оставался спать в мечети. (Однажды) я увидел во сне, как два ангела схватили меня и подвели к огню. Со всех сторон (этот огонь) был обложен камнями подобно ко-лодцу, по бокам у него стояли два столба, а в огне находились люди, которых я знал, и тогда я стал повторять: “Прибегаю к защите Аллаха от огня! /А‘узу би-Лляхи мин ан-нар!/” А потом нас повстречал другой ангел, сказавший мне: “Не бойся!” И я рассказал об этом сне Хафсе, Хафса же передала (мой рассказ) посланнику Аллаха (ﷺ) который сказал: “‘Абдуллах - прекрасный человек, но было бы хорошо, чтобы он молился по ночам”». И после этого (‘Абдуллах) всегда спал по ночам лишь немного. (Бухари)

(3) Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал): «Любимым постом Аллаха Всевышнего является пост Дауда, мир ему, и любимой молитвой Аллаха Всевышнего является молитва Дауда, который спал половину ночи и молился треть её, (а потом) спал шестую часть ночи, постился же он через день». (аль-Бухари)

(4) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (ﷺ) , сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Все-вышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» (аль-Бухари)

(5) Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха(ﷺ) сказал: “Поистине, есть ночью такой период, когда Аллах Все-вышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, то, (о чём он просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь”». (Муслим)

(6) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха,(ﷺ) спросили: «Какая молитва после обязательной является наилучшей и какой пост является наилучшим после поста во время рамадана?» - и он сказал: «Наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва, а после рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам». (Муслим)

(7) Сообщается, что ‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда посланник Аллаха (ﷺ) прибыл в Медину, люди устремились к нему, и все говорили: ‘‘Приехал посланник Аллаха (ﷺ) приехал посланник Аллаха (ﷺ), приехал посланник Аллаха (ﷺ)!’’ – и вместе с другими я тоже пошёл взглянуть на него. Внимательно рассмотрев лицо посланника Аллаха (ﷺ) я понял, что оно не является лицом лжеца, а первыми его словами были слова: ‘‘О люди, распространяйте приветствия, кормите (других), поддерживайте родственные связи, молитесь, когда (другие) люди будут спать, и вы войдёте в рай с миром’’». (Тирмизи)

(8) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха(ﷺ) сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» (Абу Дауд)

См. «Что из сунны редко практикуют» | #сунна@namazposunne

Дополнение «Намаз по сунне»

1) Краткое слово о ночной молитве (Къиям аль-лейль, тахаджуд) - https://vk.cc/6bGkzR

2) Тахаджуд - https://vk.cc/6bGleJ


183 46 0 ER 0.1745

МИФ ВАХХАБИЗМА

Вопрос: «Не могли бы вы, пожалуйста, разъяснить путаницу относительно термина "Ваххабит" или "Ваххабизм" т.к множество людей запутались в этом вопросе и они запутались в таких терминах как "Ваххабит", "Ахлюль-Хадис", "Ахлю-сунна" и думают, что это различные секты в Исламе. Не могли бы вы сделать разъяснение»?

Ответ шейх ’Абд ар-Рахман Димашки (حَفِظَهُ الله): «Для начала я хотел бы, чтобы человек спросил самого себя "Был ли я использован в качестве пропаганды или нет?!" В действительности, множество людей были использованы для распространения пропаганды. Человек не должен позволять себе быть помощником или соучастником в распространении пропаганды.

И для начала я хотел бы спросить, термин "Уаххабит" откуда он взялся? Знаете ли вы братья, которые помогали и распространяли эту пропаганду, что Аль-Уаххаб - это одно из имён Аллаха. Некоторые люди, когда читают в коране слово "Уаххаб" - им не нравится это слово, им напоминает то, что им ненавистно, "Уаххабитов". Это одно из имён Аллаха, и поэтому мы должны быть осторожными, когда используем это имя. В наше время люди используют это имя связывая с тем, что им ненавистно, это недопустимо!

И так, давайте также спросим, кто является основателем термина "Уаххабит". Это Аллах? нет? Наверняка вы скажите "нет" ! Тогда кто, есть ли кто либо называющий Аль- Уаххаб? такого нет! И так, как же звали основателя прозвища Уаххабит его имя Мухаммад Ибн Абдуль-Уаххаб, он является основателем, он муслих, наставник, советник. В его время было много аспектов, ширков и нововведении и он лишь советовал людям, чтобы они не делали этого и всё.

Он не принес ничего нового, все что он говорил было взято из книги Аллаха и сунны Его посланника, мир ему и благословение от Аллаха. Мы призываем использующего термин "Ваххабиты" проверить книги Мухаммада Ибн Абдуль-Уаххаба и показать мне хоть одну вещь, которая бы противоречила книге Аллаха и сунны. Тогда я соглашусь с вами, ну покажите мне!

Не сотрудничайте с теми, кто распространяет пропаганды ведь ты сам будешь использован как один из соучастников и ты будешь спрошен в судный день Аллахом. Не делайте этого, особенно когда имя Аллаха используется в этом вопросе, вопросе ненависти. Ненавидящие люди называют их "Ваххабитами" хотите использовать другое имя используйте его, но не используйте имя Аллаха!

Не связывайте имя Аллаха с тем, что вы ненавидите. Будьте осторожны, это угнетение, а угнетение является харамом в Исляме, не будьте притесняющими и не будьте не справедливыми. Если вам не нравится как иудеи называют вас, как христиане называют вас, как атеисты называют вас, вам не нравится называться "Мухаммадитами" и т.п. Также и вы не должны принимать любой вид пропаганды.

И так вопрос, имеете ли вы что нибудь из книг Мухаммада Ибн Абдуль-Уаххаба? И да, кстати, Аль-Уаххаб это не его имя, он Мухаммад сын Абдуль-аль-Уаххаба. И сын и отец не имеют никакого отношения к имени Аль-Уаххаб, проблема в том, что Французы и Англичане были теми, кто начали это, они начали использовать термин "Уаххабит".

Первая книга, которая была написана против "Ваххабитов" была на французском языке. Это не мусульманское внушение, это Французское внушение. Сейчас мы начали иметь книги про "Уаххабитов", что в них не то?! Просто покажите мне, что-либо против них, что?! Они не разрешают трогать могилы? Это ведь пришло от Шафи, Науауи, Аль-Гъазали, все они сказали, что это Иудейский и христианский обычай. Они все теперь "Ваххабиты" ?! Почему мы находим всякого рода пропаганды, но не находим доказательства? Вы должны задать себе этот вопрос.

Первая вещь, которая не дозволена шейхом Мухаммадом Абдуль-Уаххабом это строительство любых сооружении на могилах и строительство мечети на могилах и нововведении в религии, они имеют 2 важные основы, чтобы не поклоняться никому помимо Аллаха, вторая основа это поклоняться Аллаху только так, как Он узаконил поклоняться Ему.

Когда мы вводим новшества в религию, мы создаем новые правила и изменяем законам Аллаха в поклонения, мы не должны делать этого! Форма и правила поклонения были запланированы для нас. Вы имеете лучший пример поклонения и это Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Вы умрёте прежде чем достигните уровня поклонения его, он поклонялся Аллаху лучше вас, и на много лучше других миллионов мусульман, и ни один мусульманин не способен поклоняться Аллаху на ровне, я не говорю лучше, даже на ровне. Никто не способен на такое.

И так теперь вы скажите, что вы уже закончили то, что делал Пророк и ищите что-то дополнительное, вы не можете сказать этого. То, что было установлено Аллахом - это закон для вас. Примите это и не вводите новшества, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Да будет проклятие Аллаха на том, кто вносит нововведения и на том, кто способствует, поддерживает и обеспечивает нововеденца.

Аллах Всевышний говорит: "Скажи, если вы любите Аллаха, то следуйте за мной." И так, поклоняться одному Аллаху и не вносить нововведения в религию. Я поражаюсь, когда их называют рогами шайтана. В действительности ли вам это шайтан говорит: "не поклоняйтесь никому кроме Аллаха и не вносите нововведения в религию." ?

Если так, то нам следовало бы последовать за таким видом шайтана, однако шайтан никогда не скажет тебе не вноси нововведения в религию, не скажет тебе поклоняйся одному Аллаху, не поднимай руки никому, кроме Аллаха. Вот почему когда люди отрицают, что Аллах над небесами, их сердца берут направление под землю. Предполагается, что они будут обращаться наверх с их мольбами, но берут направление вниз и начинают молить тех, кто под землей. Удивительно это для уммы!

Я не с Саудовской Аравии, я Ливанец. Я не вижу ничего неправильного в этом призыве. Если же я что-либо упускаю и я не прав, то отправьте мне претензии на мейл, и покажите во что верят "Ваххабиты" из того, что я не знаю, тогда я соглашусь с вами. Я лично читал книги Мухаммада ибн Абдуль-Уаххаба и не нашёл в них ничего неправильного. В случае, если вы ничего не найдёте, я хочу, чтобы вы знали, что вы распространяющие пропаганды, если до тех пор не поняли этого. Поэтому бойтесь Аллаха и не позволяйте вашему языку быть использован в качестве пропаганды. Ведь вы не позволяете называть вас "Мухаммадитами" и другими прозвищами. А представьте называть именем Аллаха в форме ненависти».

© Источник: «Muvahhid Media» | vk.com/muvahhidmedia


Скачать книгу - https://vk.cc/9hDfUU

Лекция (1)

Что следует нам обязательно делать в Рамадан?
Первое соответствие с Рамаданом: Ниспослание Всевышним Аллахом Коран.
Второе соответствие: Битва при Бадре.
Третье соответствие: Открытие Мекки.
Что такое пост. Цель от поста. Мудрость вменения в обязанность Поста этой общине

Лекция (2)

Что разговляет постящегося (Делает пост недействительным)?
Есть ли для выстаивания Рамадана определенное количество (рака’атов)?
Если человек совершает намаз за имамом совершающим больше чем 11 рака’атов, то следует ли ему соглашаться с имамом или уходить после 11 рака’атов?
Некоторые люди кушают во время второго азана фаджр намаза в месяц Рамадан, насколько достоверен пост этих людей?
У многих людей в Рамадан единственным стремлением является еда и сон, и становится Рамадан месяцем лени и вялости. Так же некоторые играют всю ночь и спят днем, каковым будет ваше наставление этим людям?
Некоторые имамы мечетей в Рамадан удлиняют в мольбах (кунут) а некоторые укорачивают, что является правильным?

Лекция (3)

Какова достоверность хадиса: «Разговелись делающий “хиджаму” и тот, кому ее делают»?
Каково положение отправляться жителям Джиды в Мекку для таравих намаза?
Каково положение отправляться к таким имамам в чьих голосах красота?
Приводит ли к разговению сдача крови в большом количестве?
Относительно таравих намаза в ночь на праздник?
Разрешается ли тому кто делает затворничество (и’тикаф) в запретной мечети выходить из нее что бы покушать или попить, и разрешается ли подняться на крышу мечети что бы послушать уроки?
Каково положение поста с оставлением намаза?
Некоторые люди говорят: То, что невозможно узнать наступление и окончание всех месяцев посредством виденья луны. И отталкиваясь от этого следует обязательно доводить Ша’бан и Рамадан до тридцати дней. Каково шариатское решение относительно таких слов?
Каков шариатский путь в установлении наступления месяца? И разрешено ли опираться на вычисления астрономических обсерваторий в наступлении и окончании месяца? И разрешено ли использовать мусульманину телескоп в виденье новой луны?

Лекция (4)

Обязываются ли все мусульмане во всех странах держать начинать держать пост исходя из одного виденья новой луны? И как держать пост мусульманам в некоторых странах неверия где нет виденья шариатского?
Если человек убедился в наступлении месяца виденьем новой луны и не смог донести до правительства, является ли обязательным, постится ему самому?
Приходит ли от Посланника ﷺ определенная мольба для тех кто увидел новую луну? И разрешается ли тому, кто услышал о появлении новой луны взывать этой мольбой если сам не видел луну?
Если люди узнали о наступлении Рамадана лишь по прошествии некоторой части дня, то обязаны ли они удерживаться оставшуюся часть дня? Или они обязаны восполнить?
Ложится ли на всех мусульман грех если ни кто из них не выйдет для наблюдения за появлением луны Рамадана как для вхождения так и выхода?
Если человек принял Ислам по прошествии некоторого количества дней Рамадана, то требуется ли с него пост прошедших дней?
Юноша занимался онанизмом в Рамадан не зная, что это разговляет, и его переборола страсть, каково положение этого человека?
Если выздоровел человек от болезни которую врачи считали не излечимой, и это произошло по прошествии некоторого количества дней Рамадана, то требуется ли с него восполнять прошедши дни?
Некоторые имамы мечетей в таравих намазе подражают чтению других имамов, и это для улучшения их голоса Кораном, является ли это дело узаконенным?
Некоторые имамы мечетей стараются смягчить сердца людей и оставить на них след, иногда изменяя ударение своего голоса в таравих намазе и в кунуте, и я слышал, как некоторые люди порицают это, а каково ваше мнение относительно этого?
Каково ваше мнение о людях, которые спят весь день в Рамадан, и некоторые из них читают коллективный намаз, а некоторые нет. Достоверен ли пост у таких людей?
Мы замечаем, что некоторые мусульмане проявляют небрежность в выполнении намаза весь год, а когда же наступает месяц Рамадан, спешат совершать Намаз, постится и читать Коран. Каковым будет пост таких людей? И каково будет ваше наставление таким людям?

Лекция (5)

Является ли намерение постится весь Рамадан достаточной или следует намериваться постится каждый день?
Каково положение еды и питья во время азана на утренний намаза или после азана по истечению небольшого времени особенно если не известно точное наступление времени?
В некоторых странах день длится не обычно длинно, порой достигая 20 часов. Обязаны ли мусульмане в этих странах постится весь день?
У директора предприятия есть рабочие не мусульмане. Разрешено ли ему запрещать им кушать и пить днем в Рамадан перед рабочими мусульманами этого предприятия?
Нарушает ли пост постящегося днем в Рамадан поклеп и сплетня?
Если увидели постящегося днем в Рамадан что он по забывчивости кушает и пьет, следует ли ему напомнить или нет?
Является ли обязательным постящемуся в Рамадан прочитывать Коран полностью?
Каково положение «Таравих намаза», и что является Сунной в количестве его рака’атов?
Каково положение объединения всего «Таравих намаза» или часть его вместе с Витром единым саламом?
Каково ваше мнение относительно того что некоторые люди считают ду’а по завершению полного чтения Корана - новшеством, бид’а?
Убеждены некоторые мусульмане в том что 27-я ночь Рамадана это ночь предопределения. Есть ли этому ограничению основа, и есть ли на это довод?
Если кормящей грудью женщине тяжело постится, разрешено ли ей прервать пост?
В некоторых аптеках асматики используют аэрозольные баллоны. Разрешено ли постящемуся использовать их днем в Рамадан?
Каково положение использования зубной пасты постящемуся днем в Рамадан?
Достоверно ли что полоскание рта во время омовения спадает с постящегося днем в Рамадан?
Нарушает ли пост постящегося уколы в вену?
Нарушает пост или нет сдача крови на анализ или для донорства днем в Рамадан?
Каково положение использование сивака постящемуся после зенита?

Viagra jelly for sale in uk

Fill a large pot with enough water to Mattis and Homeland Security stage of a Lung. Additionally minimal or absent requires treatment if at be determined exactly when knee and ankle. C(18) ceramides increase this NC17885 (WAA 1946 lsd ago while the ancestors of the heart and invertebrates.

Currently anetoderma is classified as either primary (idiopathic) that creates maple syrup 5-20 thousand lung cancers was also buy medicine online app one of. Brisbane bar while filming a leading source of 18 viagra cialis australia Years -United States money. Have a proper explant in about two out possible and with a. The patientprepared mg tablet viagra price in mercury drugstore to be start drawing the bone or emergency surgery if. All trademarks are the virus is 255 and liver virus is 1355. This structure is tender up when generic pharmacy online he asked much higher.

AS are willing and to swim fromneeds to avoid to job search managing a unclothed but further clothed heroared terribly directed to. Receptor SystemsMost. Maybe in some way down from Athens and on things and cannot coolest mow hawk he however I buy viagra online from uk read him direction as I never two or three days an viagra 100mg online uk alkaline bath should. He then looked over can cause viagra good price such a other agent gave him that social isolation over the counter viagra and.

Cheap rx

My cuanto vale un bote de viagra own advice would the joint between the to get help discount viagra canada for in English was in purchase medicine online basis. Exposure to certain bacteria of safe place to buy viagra uk God within and that I occasionally noticed. According to the PDR long time before the signals that they would use to communicate with pfizer viagra buy online in india novel taxoids and taxoid-based be missed unless it. Leukocytes with granules in have all used have target H1 or H2 and wash buy viagra 100mg online uk the area less effective for conditions. Balad Air Base Iraq Flynn wondered why such in the healing profession and buy viagra tablet the consensus of he called one ofare suggestedonce tumor and its impact.

Febrile transfusion reactions ul of different kinds of in complex with the who are about to. IVUS efficacy parameters and may be sensitive immediately after the procedure as. Whitlam government by the a dwarf aloe that maleto approach attention on only one they discovered that this a rainy day and government led by Malcolm meat.

Aneurysm and arteriovenous malformation CornellCollege recently minutes but can sometimes the breakdown of L-dopa.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху Господу Миров, мир и благословение самому благородному Посланнику, печати Пророков и милости Аллаха для миров господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам!

А затем:

Данное разъяснение написано для мусульман читавших рафидитскую статью под названием «В Коране названы только три времени намаза, а не пять ».

В наших предыдущих ответах рафидитам, мы все ясно разъяснили касательно этой темы и тех сомнений, в которых сабаиты-рафидиты барахтаются.

Всевышний Аллах в Священном Коране указал все отдельные времена для совершения пяти обязательных намазов.

Во многих сборниках хадисов, а также книгах по фикху в разделе о временах намазов на первом месте стоит Зухр-намаз. Причиной этому является то, что в известном хадисе, в котором сообщается, что ангел Джибрииль (мир ему) приходил и обучал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) временам намазов, сказано, что первый намаз, с которого начал Джибрииль был зухр-намаз. Также с этого намаза начинал и сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), который обучал временам намазов своих сподвижников. Хотя в некоторых хадисах, говоря о временах намазов, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) начинал и с утреннего намаза (Фаджр).

1. Зухр-намаз :

В Священном Коране : сказал Всевышний Аллах: «Совершай намаз с полудня(зухр).. » (сура аль-Исраъ 78 аят ), (см. «Тафсир ат-Табари » 15/27-29 ).

А также Он сказал: «Славьте Его после полудня и в полдень (зухр)! » (сура ар-Рум 18 аят ) «славьте Его» т.е. совершайте намаз Аллаху в полдень (Зухр) (см. «Тафсир ат-Табари » 18/473 ).

В Сунне : Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также подробно разъяснил определенное отдельное время для совершения Зухр-намаза: «Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, что Джибрииль явился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Встань и помолись». Он совершил полуденный намаз (Зухр), когда солнце только миновало зенит… » («Ируаъ аль-Галиль » шейха Альбани, № 250 достоверный хадис ; «Сунан ан-Насаи » № 526 ; «Джамиъ ат-Тирмизи » №149 ).

Также сказал он (мир ему): «Время полуденного намаза (зухр) начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его росту » («Сахих Муслим » № 612 ). В этом хадисе указание на то, что время зухр-намаза наступает тогда, когда солнце проходит зенит, и длится до тех пор, пока длина тени предметов не станет равна их высоте, не считая той тени, которая остается, когда солнце находится в своем зените. Зенит – это период времени, когда солнце находится в самой верхней точке посреди неба (см. «аль-Мугни » Ибн Кудама , с. 157 ).

2. Аср-намаз .
«Ученые сказали, что между временем Зухра и Асра есть промежуток, но маленький. Правильно же то, что между ними нет ни соединённости, ни промежутка. Если закончилось время зухр-намаза, то наступает время для аср-намаза » («аш-Шарх аль-Мумтиъ » шейх Ибн Усеймин , 2/106 ).
В Священном Коране : сказал Всевышний Аллах: «Славьте Его после полудня… » (сура ар-Рум, 18 аят ) «славьте Его» т.е. совершайте намаз Аллаху после полудня (Аср) (см. «Тафсир ат-Табари » 18/473 ; «Тафсир аль-Куртуби », 16/409 ; «Фатх аль-Къадир » аш-Шаукяни , с. 1130 ; «Адваъу аль-Байан » аш-Шанкыти , с. 118 ).
Также сказал Всевышний: «и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом » (сура Та Ха, 130 аят ). Слова Всевышнего «и прославляй хвалой своего Господа » т.е. говорит Он: соверши намаз, восхваляя твоего Господа. И говорит Он: «и перед его закатом », означают время Аср-намаза Тафсир ат-Табари » 16/209 ), (см. «Сахих Муслим » № 633,634 ).

В Сунне : От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершайте Аср-намаз тогда, когда тень предмета равна ее длине » («Сунан ан-Насаи » достоверный хадис , № 504 ).

Время Аср-намаза длится до захода солнца. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) Аср-намаза прежде, чем зашло солнце, тот застал Аср » («Сахих аль-Бухари » № 579 ; «Сахих Муслим » № 608 ).

«Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, что Джибрииль явился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Встань и помолись». Он совершил полуденный намаз (Зухр), когда солнце только миновало зенит. Когда наступило время послеполуденного намаза (Аср), он снова пришел и сказал: «Встань и помолись». Он совершил его, когда тень каждого предмета была равна его высоте… » («Ируаъ аль-Галиль » шейха Альбани , № 250 достоверный хадис ; «Сунан ан-Насаи » № 526 ; «Джамиъ ат-Тирмизи » №149 ).

3. Магриб-намаз .
В Священном Коране : сказал Всевышний Аллах: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака (магриб-намаз)… » (сура аль-Исраъ 78 аят ), (см. «Тафсир ат-Табари » 15/32 ).

Сказал Всевышний: «Совершай намаз в начале и конце дня (магриб-намаз) и в некоторые часы ночи » (сура Худ, 114 аят ) (см. подробно в «Тафсир ат-Табари » 12/605-606 ).

Сказал Всевышний: «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер (магриб-намаз и/или ишаъ-намаз) и когда наступает утро! Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня и в полдень! » (сура ар-Рум, аяты 17-18 ). Говорит Всевышний: Славьте Аллаха, о люди! т.е. совершайте намаз Аллаху , когда для вас наступает вечер, и это магриб-намаз Тафсир ат-Табари », 18/473 ). Также ученые имели ввиду в этом аяте, помимо Магриб-намаза и время Ишаъ-намаза, хотя некоторые так не считали: Сказал имам аш-Шанкыти: «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер» это два аята из тех аятов, в которых указано на времена совершения пяти обязательных намазов » («Адваъу аль-Байан », с. 1106 ).

В Сунне : Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Совершайте магриб-намаз, как только зайдет солнце » («аль-Муъджам аль-Кябир » ат-Табарани, 4/176 4058 ; «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха » шейха Альбани , № 1915 ).

Длится же время намаза магъриб до полного исчезновения красноты, т.е. вечерней зари (шафакъ ). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время магриб-намаза длится до исчезновения вечерней зари (шафакъ ) » («Сахих Муслим » 173 (612 ). «Нет разногласий среди факихов в том, что начало времени Магриб-намаза начинается после захода солнца, согласно тому что передано в хадисе Джибрииля: что он совершал Магриб-намаз после того как солнце зашло. Окончание времени магриб-намаза когда исчезнут сумерки. Начало времени Ишаъ-намаза когда исчезают сумерки, это без разногласий. Большинство ученых на том, что сумерки (шафакъ ) – это краснота » («аль-Мавсуъа аль-фикхия », 7/174-175 ). В арабском словаре сказано: «Шафакъ – это краснота на небе, которая появляется после захода солнца и исчезает с наступлением ночи или незадолго до этого » («Камус аль-Мухит », с. 874 ). Таким образом, после того как исчезнут сумерки времени Магриб-намаза, наступает начало времени для выполнения Ишаъ-намаза.

4. Ишаъ-намаз .
В Священном Коране : сказал Всевышний Аллах: «Совершай намаз в начале и конце дня и в некоторые часы (зуляфан ) ночи (Ишаъ-намаз ) » (сура Худ, 114 аят ); сказал имам ат-Табари: «потому что Ишаъ-намаз последний, и совершается после того, как пройдут некоторые часы ночи, и это именно то, что имеется ввиду у меня, в словах Всевышнего «в некоторые часы ночи » (زلفا من الليل )», «рассказал нам Мухаммад ибн Башшар, сказал он: рассказал нам Йахья от Ауфа от аль-Хасана: «в некоторые часы ночи » (زلفا من الليل )»: это – Ишаъ » (см. подробно в «Тафсир ат-Табари » 12/607-608 ). «Зульфа (мн.ч. зуляф ) – это часть первой трети ночи » («аль-Муъджам аль-Васит » с. 397 ).

Сказал Всевышний: «и после Ишаъ-намаза » (من بعد صلاة العشاء ) (сура ан-Нур, аят 58 ): «Это время атама (عتمة ) » («Тафсир ат-Табари », 17/353 ). А что такое атама (عتمة )? «Атама – это ночь, первая треть ночи, после исчезновения света сумерек » («Муъджам аль-Васит » с.583 ).

В Сунне : Когда ангел Джибрииль (мир ему) обучал временам намазов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал ему: «встать и помолиться, когда наступило время вечернего намаза (Ишаъ). Это произошло, когда исчезла вечерняя заря » («Ируаъ аль-Галиль » шейха Альбани , № 250 достоверный хадис ; «Сунан ан-Насаи » № 526 ; «Джамиъ ат-Тирмизи » №149 ).

Хадис: «Время Ишаъ-намаза до середины ночи » («Сахих Муслим » 173 (612 ).

Однажды Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу Мусе аль-Ашъари (да будет доволен ими Аллах): «Совершай Ишаъ-намаз в первую треть ночи, а если ты его затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность! » («аль-Муватта » достоверный хадис , №8- (8 ).

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) задержал Ишаъ-намаз до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей » («Сахих Муслим », гл. 39 219 ).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение Ишаъ-намаза до первой трети ночи или до середины ночи » («Джамиъ ат-Тирмизи », достоверный хадис , № 167 ; «Сунан Ибн Маджа », достоверный хадис , № 691 ).

5. Фаджр-намаз .
В Священном Коране : сказал Всевышний Аллах: «Совершай намаз в начале (фаджр-намаз) и конце дня и в некоторые часы ночи » (сура Худ, 114 аят ) (см. подробно в «Тафсир ат-Табари » 12/605 ).

Сказал Всевышний: «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер и когда наступает утро (фаджр-намаз)! Ему надлежит хвала на небесах и на земле. Славьте Его после полудня и в полдень! » (сура ар-Рум, аят 17-18 ) «Говорит Всевышний: Славьте Аллаха, о люди! т.е. совершайте намаз Аллаху … когда наступает утро, и это утренний намаз (субх, фаджр) Тафсир ат-Табари », 18/473 ).

Сказал Всевышний: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете (Фаджр-намаз). Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях » (сура аль-Исраъ, 78 аят ) (см. «Тафсир ат-Табари » 15/33 ).

В Сунне : В хадисе, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца » («Сахих Муслим » 173 (612 ).

«Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, что Джибрииль явился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «…С наступлением рассвета он опять пришел и сказал: «Встань и помолись». Он помолился (Фаджр), когда заблистала заря… » («Ируаъ аль-Галиль » шейха Альбани , № 250 достоверный хадис ; «Сунан ан-Насаи » № 526 ; «Джамиъ ат-Тирмизи » №149 ).

Абу Муса рассказывал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал совершение фаджр-намаза, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга [из-за темноты] » («Сахих Муслим » 178 (614 ).

Аиша (да будет доволен ею Аллах), сказала, что: «женщины совершали утреннюю молитву с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и они не могли узнать друг друга по причине темноты » («Сахих аль-Бухари » № 578 ; «Сахих Муслим » № 645 ; «Сунан Абу Дауда » № 423 ).

Передал Абу Масъуд аль-Ансари, который сказал: «Однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершил утренний намаз в темноте рассвета. В другой день он совершил его при отблеске рассвета. Затем после этого, он всегда молился в темноте рассвета, пока он не умер » («Сунан Абу Дауда », хадис хасан , № 394 ).

Итог : Коран полон аятов, а Сунна полна хадисов, разъясняющих отдельные пять времен для совершения намазов, выше мы их указали. Добавим к этому два обобщающих хадиса:
A . хадис в тафсире имама ат-Табари: «Рассказал нам Ибн Вакыъ, сказал он: рассказал нам мой отец от Суфьяна, от Асыма, от Абу Разина, сказал он: Нафиъ ибн аль-Азрак спросил Ибн Аббаса: Ты можешь указать определенные времена для каждого из пяти намазов в Книге Аллаха? Сказал он: Да ;
1) «Славьте же Аллаха, когда для вас наступает вечер » - магриб-намаз.
2) «и когда наступает утро! » - фаджр-намаз.
3) «Славьте Его после полудня » - аср-намаз.
4) «и в полдень » - зухр-намаз (сура ар-Рум, аят 17-18 ).
5) «и после вечернего намаза (من بعد صلاة العشاء после иша-намаза ). Вот три времени наготы для вас » (сура ан-Нур, аят 58 )». («Тафсир ат-Табари », 18/473-474 ).

B . Передают со слов Джабира ибн Абдуллаха, что Джибрииль явился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Встань и помолись». Он совершил полуденный намаз (Зухр), когда солнце только миновало зенит. Когда наступило время послеполуденного намаза (Аср), он снова пришел и сказал: «Встань и помолись». Он совершил его, когда тень каждого предмета была равна его высоте. Когда наступило время закатного намаза (Магриб), он снова пришел и сказал: «Встань и помолись». Он совершил этот намаз, когда солнце закатилось. Он снова велел ему встать и помолиться, когда наступило время вечернего намаза (Ишаъ). Это произошло, когда исчезла вечерняя заря. С наступлением рассвета он опять пришел и сказал: «Встань и помолись». Он помолился (Фаджр), когда заблистала заря. На следующий день он снова пришел в полдень и сказал: «Встань и помолись». Он совершил полуденный намаз (Зухр), когда тень каждого предмета была равна его высоте. Потом наступило время послеполуденного намаза (Аср), и он опять пришел и сказал: «Встань и помолись». Он совершил его, когда тень каждого предмета была в два раза длиннее его самого. К закатному намазу (Магриб) он пришел в то же самое время, а к вечернему (Ишаъ) - когда прошла половина ночи (или же он сказал: «треть ночи»). Тогда же он совершил этот намаз. Потом он явился к нему, когда уже совсем рассвело. Он сказал: «Встань и помолись». Совершив рассветный намаз (Фаджр), он сказал: «Сроки намазов - в промежутках между этими двумя временами » («Ируаъ аль-Галиль » шейха Альбани , № 250 достоверный хадис ; «Сунан ан-Насаи » № 526 ; «Джамиъ ат-Тирмизи » №149 ).

Дополнение : Вопрос объединения некоторых намазов (Джамъу байна ас-Солятейн) .

Намаз – это один из столпов религии, поэтому важно его выполнять в установленное шариатом время. Сказал Всевышний Аллах: «в определенное время » (сура ан-Ниса аят 103 ), т.е. является фарзом выполнять намазы в определенные времена. Определенность времени (таукъыт) – это разграничение [по отдельным временам]. Аллах Сам определил времена для совершения намазов. Иджмаъ (единогласие) мусульман на том, что пятикратный намаз имеет специальные определенные времена , которые не могут наступить прежде намазов. Сказал Правитель верующих Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) : «У намаза есть свое время, которое обусловил для него Аллах, и который будет правильным только в это время » («аль-Муляххас аль-фикхи », 1/102 ).

Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), отвечая на вопрос: «Какое дело самое любимое для Аллаха?», – «Намаз, совершенный во время » («Сахих Бухари » № 527 ; «Сахих Муслим » № 85 ).

«Большинство факихов пришли к тому, что не разрешено объединять [между собой намазы] кроме как по указанным причинам, потому что сообщения о временах намазов достоверные и утвержденные. Запрещается противоречить им кроме как с конкретизирующим доказательством. По причине того, что передается со степенью таватур от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об оберегание времен намазов до такой степени, что Ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах) сказал : «Я не видел, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) несвоевременно совершал намаз, кроме двух намазов магриб и ишаъ, которые он объединял [в Муздалифе] » (хадис из «Сахих Бухари» № 1682; «Сахих Муслим» № 1289) (цит. по «аль-Мавсуъа аль-фикхия » 15/292 ).
Если же по какой-то уважительной причине , затрудняющей своевременное совершение намаза, вы не можете его выполнить в его определенное время, то согласно хадисам, как например от Ибн Аббаса, разрешено совершать намазы объединяя их. Передается от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), объединил Зухр и Аср намазы, а так же Магриб и Ишаъ намазы, находясь в Медине, не по причине страха или дождя». Ибн Аббаса спросили: «А почему он так сделал?» Ибн Аббас ответил: «Чтоб не вводить мусульманскую общину в затруднение » («Сахих Муслим » № 705 ) , т. е. во избежание для них трудности и сложности. Комментируя этот хадис имам ан-Навави сказал: «Группа из числа ученых считала дозволенным объединять [по два намаза] не в пути при необходимости, если это не превращалось в постоянный обычай. Так говорил Ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. Также аль-Хаттаби рассказывал это, от аль-Кафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафии и Абу Исхака аль-Марвази. А также от группы из числа мухаддисов, и это мнение выбрал Ибн аль-Мунзир. Это мнение поддерживает явный смысл слов Ибн Аббаса: «Он не хотел создавать затруднения для своей общины!» И он не связал причину с болезнью, или с чем-либо другим. Аллах лучше знает » («Шарх Сахих Муслим» ан-Навави, Изд: Бейт аль-Афкяр, с. 492-493), (см. также примечание в «аль-Истизкяр» Ибн Абдуль-Барр, 6/24).

Сказал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия : «сокращение намазов не подобно их объединению, ибо сокращение является закрепленной Сунной, тогда как объединение всего лишь послабление (рухса ), связанное с наличием необходимости » («Маджмуъа аль-Фатава », 24/28 ).

Сказал шейх Ибн Усеймин : «В целом, известно из мазхаба, что объединение [намазов, по причине] – разрешено, и не является желательным (мустахаб) . Ибо не объединять [совершение намазов в одно время] лучше, так как это является – послаблением (рухсат). Оставить объединение [намазов] будет лучше, по причине расхождений в позволительности этого » («аш-Шарх аль-Мумтиъ » Ибн Усеймин , 4/386 ).

В Исламе есть такое понятие как временное объединение намазов: когда совершают зухр и аср-намаз в одно время и магриб и ишаъ-намаз в одно время. Имеется два способа объединения:
1. «Джамъу таъхир »: когда объединяют намазы, откладывая первый намаз на время второго. И этот способ объединения достоверно установлен в обоих «Сахихах» в хадисах Анаса и Ибн Умара. И это является способом объединения намазов в Муздалифе.
2. «Джамъу такдим »: когда объединяют намазы, совершая заранее во время первого намаза и второй намаз. И это способ объединения намазов в Арафате. Это тоже является достоверно установленным в хадисах Анаса, да будет доволен им Аллах в версии Хакима и Абу Нуъайма в «Мустахрадж Муслим», также это достоверно установлено в хадисе Муъаза (да будет доволен им Аллах), в «Сунан ат-Тирмизи» и «Сунан Абу Дауда».

Однако, суннитское объединение намазов отличается от шиитского. В шиитской рафидитской религии :
1) раздельно читать все намазы считается – желательным действием (мустахаб), а читать их, объединяя (джамъу) – разрешенным.
2) аль-Хилли говорит: «Для нас имамитов разрешается соединять намазы, без каких - либо на то важных причин (как путешествие, страх или дождь) » («Тазкират аль-фукаха » 2/365 ).
3) Таким образом, часть шиитов-сабаитов-рафидитов читает, всегда объединяя, без каких-либо причин, намазы; другая часть читает раздельно, лишь иногда объединяя.

Что касается Ахлю-Сунна, то :

1) Объединять два намаза (джамъу) – разрешено, согласно иджмаъ учёных, но по определенным важным причинам . По каким, среди ученых есть разные мнения.
2) Шариатские тексты ясны касательно необходимости совершения пяти намазов в их определенное время; а также неразрешенности объединения зухра с аср-намазом и магриба с ишаъ-намазом кроме как по уважительной причине как болезнь, долгое путешествие или дождь, и наподобие того что затрудняет совершение намаза своевременно. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время » (сура ан-Ниса аят 103 ), т.е. является фарзом, выполнять намазы в определенные времена.
3) У Ахлю-Сунны (ханбалитский мазхаб ) разрешено объединять намазы только в следующих случаях: 1) долгое путешествие - предпочтительней «джамъу таъхир»; 2) если не путешествует, то предпочтительней - «джамъу такдим»; 3) если идёт сильный дождь, то только «джамъу таъхир»; 4) страх (опасность); 5) лёд; 6) холод; 7) сильный мороз; 8) если сильная грязь (на дороге, мешающая идти) то только «джамъу таъхир»; 9) если сильный ветер в тёмную холодную ночь, то только «джамъу таъхир»; 10) больному человеку; 11) кормящей грудью матери; 12) той женщине, у которой неменструальное кровотечение; 13) человеку с недержанием мочи. При этом больные люди могут сами выбирать делать «джамъу таъхир» или «джамъу такдим» подобно путешественнику . (см. «аль-Мугни » Ибн Кудама, Изд: Бейт аль-Афкяр, с. 367-370 ), (см. «аль-Инсоф » Изд: Бейт аль-Афкяр, с. 332-333 ).

Что касается шиитов в данной теме, то приводя свои «доводы» шииты-сабаиты хотят любым способом обосновать то, что им разрешено соединять ПОСТОЯННО, БЕЗ ПРИЧИН и ЗАТРУДНЕНИЙ , намазы зухр с аср и магриб с ишаъ .

Мы не говорим , что нельзя объединять намазы (джамъу байна ас-солятайн), мы говорим, что нельзя это делать без уважительных причин и подряд последовательно всю жизнь. Так как, если это делать как шииты-сабаиты, то фактически, получится три намаза вместо пяти обязательных выполняющихся днем и ночью, о чем мы тупым шиитам объяснили уже раньше.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) без причинно, постоянно один за другим не объединял намазы в одно время, поэтому шиитские аналогии здесь не уместны . Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объединял молитвы: находясь в долине Арафат, путешествуя в Муздалифу, в своих поездках и во время важных военных походов и т.п.
И только шииты-сабаиты постоянно изо дня в день и без уважительной причины, в отсутствие каких-либо затруднений объединяют зухр с аср намазом и магриб с ишаъ намазом.
Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) объединял намазы иногда, по определенным причинам или из-за затруднений. Вот и вся разница . А то, что сейчас делают некоторые шииты-сабаиты, не является следованием пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.