Дополнительная общеобразовательная программа школа выживания. Семейный лагерь одного дня "федерация-школа выживания

Держи в мыслях изгнание, пытки, войны, болезни и кораблекрушения. Случай может отнять у тебя родину и тебя — у родины, может бросить тебя в пустыню, может сделать пустыней место, где сейчас задыхаются в толпе .
Сенека. Письмо Луцилию (XCI).

Одежда и обувь

Верхняя одежда должна быть неброская, недорогая на вид, прочная, хорошо закрывающая тело. Также желательно, чтобы она была непроницаема для воды и имела большое количество хорошо застегивающихся карманов. Повседневную одежду и обувь следует подбирать так, чтобы они были подходящими для эвакуации: тогда в случае необходимости быстро оставить жилище будет достаточно одеться обычным образом и взять с собой дополнительный аварийный комплект. Домашняя одежда и обувь должны быть такими, чтобы при необходимости можно было без чрезмерных неудобств передвигаться в них вне дома — по крайней мере, летом. Что касается предпочтительных цветов одежды, то это вопрос сложный. Можно различать расцветку четырех типов: маскировочную, броскую, нейтральную, светоотражающую.

Броская очень полезна для человека, которому надо, чтобы его поскорее заметили и пришли ему на помощь, или который очень не хочет быть случайно сбитым на дороге машиной. Нейтральная нужна тогда, когда желательно не слишком привлекать внимание, но в то же время не выглядеть стремящимся к скрытности. Светоотражающая существенно облегчает пребывание в под лучами солнца и к тому же может оказаться очень кстати при таком маловероятном происшествии, как не слишком близкий, но и не слишком удаленный ядерный взрыв, и таком, несколько более вероятном, как сильный пожар. Способность одежды поглощать в холодное время тепло солнечных лучей менее значима, чем ее светоотражение летом. Маскировочная окраска определяется преобладающими цветами окружающей среды и для зимы может быть даже белой. Трудность выбора цветов усугубляется необходимостью избегать ненужных подобий: чисто белый цвет делает человека слишком похожим на медика, цвет хаки — на военнослужащего, оранжевый цвет — на дорожного рабочего и т. д.

Проблема выбора цветов несколько облегчается тем, что существует одежда, которая приспособлена к ношению ее вывернутой наизнанку, причем ее изнанка и верх различаются по цвету. С учетом сказанного стратегия в отношении цветов одежды может состоять в следующем:

  • Светлое должно быть очень светлым, яркое — очень ярким, защитное — очень защитным, нейтральное — очень нейтральным;
  • Лучше, чтобы наружная сторона одежды и подкладка относились к разным цветовым классам, даже если не предусмотрена возможность ношения этой одежды навыворот;
  • Преобладающие цвета должны определяться условиями жизни и состоянием вашего организма: обеспечивать наибольшую защиту от наиболее существенных угроз (к примеру, если вы плоховато видите и/или слышите то в городе вам лучше одеваться в яркое, а если у вас много лютых врагов, то в защитное; если на предприятии, где вы работаете, довольно вероятен пожар, то в светлое, а если в ваших местах начались межэтнические столкновения, то в нейтральное; и т. д.).

Белье предпочтительнее черного цвета: не столько потому, что на нем меньше заметна грязь, сколько потому, что оно делает его обладателя менее заметным, когда он оказывается в естественной среде не совсем одетым. Для носков и шарфа лучше темные маскирующие цвета. Что касается носовых платков, то могут найти дополнительное применение яркие (для подачи сигналов), темные (для делания повязок, не привлекающих внимания), белые (для демонстрации мирных намерений). Поскольку платков должно быть с собой нес- колько, лучше иметь среди них белый, оранжевый и темно-зеленый. Длиннополая незастегнутая одежда, длинный шарф со свободно болтающимися концами могут стать причиной несчастного случая. Развевающаяся одежда может зацепиться за проходящий рядом автомобиль или поезд и затащить под колеса. Знаменитая танцовщица начала XX в. Айсидора Дункан оказалась задушенной собственным шарфом, попавшим в спицы колеса автомобиля, в котором она ехала. Вообще, желательно иметь на одежде поменьше разных украшающих складок, накладок, петель, хлястиков, декоративных пуговиц — всего того, чем можно нечаянно зацепиться за что-нибудь в неподходящий момент. В одежде с длинными широкими рукавами нельзя работать с механизмами, имеющими открытые вращающиеся части (токарным станком и пр.), поскольку движущаяся часть может зацепить рукав и затянуть в механизм. Способность различных материалов, из которых шьется одежда, противостоять огню, можно перечислить от наиболее устойчивой:

  • Натуральная кожа
  • Шерсть
  • Хлопок
  • Синтетические материалы

Одежда из синтетической ткани может в случае контакта с огнем при пожаре стать причиной значительных ожогов, поэтому хотя синтетика более износостойкая и легче стирается, надо отдавать предпочтение тканям из натуральных волокон. Все карманы в одежде должны надежно закрываться. Если для этого у них нет застежек, надо застежки пришить. Носите перчатки всегда, когда это можно делать, не привлекая к себе слишком много внимания. Это нужно прежде всего для защиты от травм. Кроме того, кожа на кистях рук будет меньше стариться, а это тоже существенно. Если обходиться без перчаток, особенно на холоде, кожа рук будет более толстой и более стойкой к повреждениям, но для человека, желающего выглядеть молодо, ее вид будет огорчителен. Что касается защиты от грязи, то внутри самих перчаток, если их не стирать, ее со временем накапливается достаточно. Брючный ремень следует носить даже в случае, если брюки не спадают: во-первых пуговица на брюках может оторваться, во-вторых, у ремня есть, помимо основной функции, несколько других потенциальных применений.

Предпочтительна обувь на толстой мягкой подошве, со шнурками или застежками, с бортами повыше, без вентиляционных отверстий. Мягкая подошва позволяет ходить с меньшим шумом. Еще лучше обувь, в которой над мягким слоем есть жесткий, который защитит стопу, если вы наступите на торчащий гвоздь. Завязываемые концы шнурков не должны быть слишком длинными. Для шнурков желателен материал с высоким коэффициентом трения — чтобы узлы самопроизвольно не распускались. Невовремя развязавшийся шнурок может стоить вам жизни. Если шнурки слишком длинные или сами собой развязываются, следует хотя бы завязывать их на дополнительный узел. Высокие борта защитят от попадания песка внутрь, а также от травм. Отсутствие вентиляционных отверстий положительно скажется в дождь, на холоде, при движении по пыльной дороге.

Посуда

Посуда предпочтительнее эмалированная металлическая: во-первых, она не бьется, во-вторых, она имеет сравнительно малый вес, в-третьих, ее можно помещать на огонь, в-четвертых, ее можно использовать, в крайнем случае, в . Алюминиевая неэмалированная посуда мало весит, но нежелательна по той причине, что алюминий вступает в химические реакции с содержащимися в пище кислотами, в результате чего в пищу попадают вредные для человеческого организма соединения. Эпизодическое ее использование для хранения воды и не слишком кислой пищи, по-видимому, вполне допустимо.

Изоляция жилища

Чем менее благоприятна окружающая среда, тем в большей степени следует изолировать от нее внутреннее пространство жилища. Вредные факторы, от которых должно защищать жилище, могут быть классифицированы следующим образом:

  1. по источникам: естественные; антропогенные;
  2. по регулярности проявления: постоянные (напр., уличный шум); периодические (напр., зимний холод); эпизодические (напр., ураган); маловероятные (напр., падение метеорита);
  3. по физической сути: пыли; газы; насекомые; грызуны; преступники; нарушения коммуникаций; сотрясения; излучения; высокая или низкая температура; и пр.

Все выходы из жилища, используемые для его проветривания, должны быть защищены как минимум мелкой сеткой от насекомых. Еще лучше — пропускать поступающий в жилище воздух через фильтр, задерживающий пыль. В качестве такового может применяться увлажняемая ткань. Водопроводную воду, используемую для питья, приготовления пищи, промывания полостей организма, следует фильтровать или кипятить. Носимую вне жилища обувь и верхнюю одежду надо надевать, снимать, хранить так, чтобы грязь и пыль с них меньше пачкали жилище. Для этого в прихожей можно разграничить две зоны — грязную и чистую — и не ступать босиком или в домашней обуви в грязную зону, а в уличной обуви — в чистую. В нормальных условиях это облегчает поддержание чистоты в жилище и уменьшает вероятность заражения гельминтами (яйца и личинки которых попа- дают на обувь с остатками кала животных и приносятся на обуви в дом). В условиях небольшого радиоактивного, химического, бактериального заражения местности (причиной которого может стать какая-нибудь авария) налаженная технология защиты от уличной грязи и пыли позволит заметно снизить причиняемый организму вред.

Самообеспечение пищей

Заведите собственный огород — хотя бы в ящике на окне. Выращивайте на окне как минимум лук и чеснок — для защиты от простуды. Запасаемые с осени головки лука и чеснока к весне уже в значительной степени теряют бактерицидные вещества, а значит, становятся в этом отношении малополезными, тогда как свежие листья этих растений позволяют добиваться нужного лечебного эффекта. Можно сделать в комнате вертикальный огород, почти не занимающий места: десяток V-образных ящиков с землей закрепить возле стены между двумя вертикальными опорами. Чем лучший грунт будет использоваться, тем обильнее и питательнее окажется урожай. Остатки растений следует не выбрасывать, а зарывать в грунт. Откармливать животных на съедение невыгодно: без мяса жить проще и здоровее. Остатков пищи даже в большой семье обычно вряд ли хватает на пропитание хотя бы одной курицы. Вместо того, чтобы выращивать растения на прокорм животным, в несколько раз выгоднее культивировать горох и фасоль и есть их самому, поскольку они содержат полноценный белок и в большом количестве. Так называемая дача (загородный участок с огородом и садом в дополнение к городскому жилищу) в качестве средства прокорма выгодна лишь в том случае, если летом живут на ней постоянно, а не наезжают каждую неделю, неся значительные транспортные расходы.

Жизненно важные новости

Носите с собой карманный радиоприемник. В случае , революции, он может стать единственным источником существенной информации. Следите за новостями (распространяемыми через TV, радио, газеты). Вы должны вовремя разглядеть опасную тенденцию в обществе или в природе. Конечно, слушать по радио и смотреть по телевизору что попало и в большом количестве под предлогом анализа не рекомендуется, так как большинство передач оставляет желать много лучшего и деструктивно влияет на психику.

Жизненно важные данные

У вас должны быть под рукой географические карты, планы городов, адреса различных учреждений, расписания движения транспорта. В случае войны, стихийного бедствия, столкновения с преступниками или недоразумения с правоохранительными органами государства вы можете остаться без своей записной книжки. На этот случай следует на память знать адреса и телефоны своих родственников и друзей. Некоторые данные такого рода вообще не следует записывать — чтобы по вашим бумагам невозможно было установить возможные места вашего пребывания. Хранителями «запасных аэродромов» назначайте тех своих друзей, о ком никто из прочих знающих вас людей не осведомлен.

Защита данных

Разработайте простой личный шифр для письма: с заменой букв некоторыми значками, с заменой слов некоторыми иероглифами. Это защитит от подглядывания через плечо и может даже ускорить писание. Личные файлы на компьютере защищайте от любопытства посторонних как минимум упаковкой с паролем. При вводе или корректировке данных делайте запись изменяемого файла не реже, чем через каждые 10 минут. В конце рабочего дня копируйте с винчестера на дискеты все файлы, которые обновлялись. По крайней мере, это следует делать, если изменения были трудоемкие или если они импровизировались, а не переносились с листка бумаги. Надо иметь в виду, что поломка компьютера чаще всего происходит при его включении или выключении. Опасности для компьютерных данных:

  • кража компьютера, дискет;
  • поломка компьютера, износ дискет;
  • повреждение компьютера, дискет
  • при пожаре, прорыве водяного отопления и т. д.;
  • порча компьютера, дискет, программ, данных злоумышленниками;
  • нечаянное удаление файлов;
  • повреждение данных при аварийном отключении питания;
  • повреждение программ и данных компьютерными вирусами.

Что сильнее всего может сплотить семью? Что остается в воспоминаниях детей и взрослых? Конечно, приятные, веселые, добрые моменты проведенные вместе! Семейные праздники и традиции помогают создать ценную «копилку» воспоминаний, которая останется с каждым на всю жизнь. Часы, проведенные с ребенком за совместными делами закладывают те самые традиции , на которых потом, в более взрослом возрасте строятся уважение, доверие, искренность, помощь детей своим родителям, взаимопонимание в семье. Семейные с мероприятия-фундамент прочных отношений и большой вклад в развитие ребенка. Именно в семье у ребенка закладывается модель его собcтвенной будущей жизни.

Как давно вы играли с детьми в совместные игры, становились частью семейной истории, вовлекались в интересы своих детей и их друзей, при этом отдыхая сами? На этих выходных у вас есть такая возможность!

Присоединяйтесь к нам и проведите незабываемые выходные, отвлекитесь от будней текущих дел!

Мы приготовили для вас предложение, которое большинство родителей не оставит равнодушным!

Семейный лагерь одного дня от проекта «Федерация» - это возможность провести увлекательный и незабываемый день в команде инструкторов Школы выживания, обучившись преодолению опасностей в дикой природе и современном городе! Но это не только выживание физическое, ведь не так часто мы остаемся один на один в совсем дикой природеJ. Выживание - это прежде всего набор действий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях стресса и неопределенности.

Так же на программу принимаются дети без родителей, наши вожатые на один день смогут заменить любящих мам и пап, ведь такое упускать не стоит!

Итак, на нашей программе одного дня «Федерация» мы научимся:

  • Разведению огня без спичек
  • Постройке временного убежища
  • Определять следы животных и человека
  • Вязать различные узлы
  • Добывать воду
  • Справляться со стрессом
  • Уметь согреваться или наоборот охлаждаться в зависимости от экстремальных погодных условиях
  • Обрабатывать раны и оказывать первую медицинскую помощь без медикаментов!
  • Справляться с голодом (но есть мы будемJ)

И так как наше путешествие приурочено к 23 февраля, мы потренируемся в сборке и разборке автомата и даже научимся ходить по минному полю!

Отличный подарок на 23 февраля-как родителям, так и детям!

Где : тренировочная база «Академии Выживания» (Руза)

Время встречи у автобуса: 9.30

Время приезда обратно в Москву: ориентировочно в 19.00

Питание на базе: походное+всегда горячий чай с вкусняшками!

Кто проводит занятия: профессиональные инструктора «Академии Выживания» и проекта «Федерация» сайт

Немного о тренерах : Академию Выживания возглавляет Колесников Дмитрий Викторович, черный пояс 2-й дан по таэквон-до, кандидат в мастера спорта по самбо, экс - капитан сборной г. Москвы. Руководитель отделения Рукопашного боя и акробатики Рос Центра Каскадеров "ТРЮК", постановщик трюковых сцен. Человек, чья харизма и опыт покоряет с первых минут знакомства!

Собравшись у автобуса на станции метро Мякинино, отметившись в списках у сопровождающих, отправляемся в настоящее приключение! Внешний вид и полная экипировка - походно-спортивная, ведь, уже с первых минут по прибытию нас ждет насыщенная программа!

Утверждена

на педагогическом совете

протокол №__ от _______2013 г.

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

для одаренных детей

О.С.Курбанова

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа выживания»
рассчитана на один год обучения

для учащихся 12-14-летнего возраста
на 2013-2014 учебный год



Нижнекамск, РТ

Структура программы

Титульный лист;
раздел 1 – пояснительная записка;
раздел 2 – учебно-тематический план;
раздел 3 – содержание программы;
раздел 4 –этапы педагогического контроля;
раздел 5 – образовательно-воспитательная работа;
раздел 6 – методическое обеспечение программы, список литературы для педагога, список литературы для детей.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

I . Пояснительная записка
Образовательная программа «Школа выживания» представляет собой область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения во всех сферах его деятельности.

Системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призваны подготовить воспитанника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

У учащихся будут вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу, вредных факторов и готовность к грамотному ведению в повседневных контактах с техникой, природой, экологией, людьми.

Основой для создания данной программы послужило ряд пособий: «Выживание в природных условиях», издательства «Русский раритет», 1993 года издания; учебные пособия Литвинова Е.Н., Смирнова А.Т. и Шибецкого А.П.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно–нравственном воспитании, как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира.

Система духовно–нравственного и патриотического воспитания включает следующие направления:

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Воспитание патриотизма и гражданственности;

Формирование духовности школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

Обращение к традициям и ценностям своего народа.

Программа предполагает системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях, помогающее подготовить воспитанника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями.

Программа рассчитана на один год, на воспитанников 12-13 лет. Количество детей в группе - 15 человек.

Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану 2 раза в неделю, по 2 часа на базе кабинета ОБЖ, спортивного зала, кабинет фельдшера гимназии-интерната №13, тира вблизи школы №3.

Также программа основывается на психофизиологических особенностях детей данного возраста.

Цель программы : развивать способность учащихся по теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов.

Задачи :

Образовательные:

Подготовить учащихся к основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи и др.;

Способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях как природного, так и социального характера.

Развивающие:

Сформировать первичные навыки выживания в природной среде.

Воспитательные:

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

Формировать потребность в здоровом образе жизни;

Формирование духовности школьников через отношение к происходящему, средствам массовой информации;

Формировать бережное отношение к традициям и ценностям своего народа.

Ожидаемые результаты

После освоения данной программы учащиеся должны:

Приобрести знания, умения и навыки (компетенции) по выживанию, ряд физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к опасным видам деятельности.

Сформировать новые представления и понятия по формированию жизненных позиций здорового образа жизни.
Оборудование и материалы : плакаты, наглядный материал: плакаты, картины, СМИ, ИКТ, огнестрельное оружие и др.
Документы и материалы , с учетом которых составлена программа: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации и республики Татарстан «Об образовании», Приложение 3 Постановления Руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ «Стандарт качества муниципальной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждениях дополнительного образования детей НМР РТ», типовые правила для работников УДО, должностная инструкция педагога дополнительного образования.

Программа составлена с учетом национально-регионального компонента.

II . Учебно -тематический план




Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Воздействие

1

1

2

2.

Ориентирование .

План школы.

Сигналы бедствия.


3

3

6

3.

Здоровье и гигиена .

ПМП при ожогах

ПМП при утоплениях.

ПМП при переломах.

ПМП при обморожениях.

Витамины.


7

7

14

4.

Продукты и вода .

Общие положения.


3

1

4

5.

Вода. Поиск воды .

Дистиллятор.


2

1

3

6.

Разведение огня .

Поделки видов костра.


2

1

3

7.

Опасности .

ТБ с электроприборами.


5

3

8

8.

Выживание на холодных территориях.

1

-

1

9.

Выживание в зоне тропиков.

1

-

1

10.

Выживание в пустыне.

1

-

1

11.

Выживание на море.

1

-

1

12.

Подготовка к олимпиаде.

2

2

4

13.

Ядовитые змеи .

Иллюстрации. ПМП.


1

1

2

14.

Виды узлов .

Вязание различных узлов.


1

2

3

15.

Химические опасные вещества .

1

2

3

16.

Возникновение и развитие ВооруженныхСил РФ.

Тестирование.

Строевая подготовка.


4

36

40

17.

Погоны.

Эмблемы


2

4

6

18.

Огнестрельное оружие.

2

30

32

19.

Поход в тир.

10

10

Итого:

40

104

144

Календарно-тематический план

занятий детского объединения по Основам безопасности жизнедеятельности

«Школа выживания»

п/п

Тема

Цель, задачи

Обору-дование


Дата

1

Инструктаж по ТБ, ОТ, ПДД.

Напомнить о правилах соблюдения техники безопасности, охраны труда, правил дорожного движения.

2

2

Воздействие солнечного излучения на человека. Поделка из бумаги панамы.

Дать основные понятия излучения.

Поделки

2

3

Подготовка и проведение дежурств, рейдов по лицею-интернату.

Ознакомить с планом работы детского объединения на учебный год

2

4

Встреча с представителями управления по делам молодежи и спорту.

Ориентирование .

Изготовление компаса по наручным часам.

План школы.

Сигналы бедствия.

Встреча с правоохранительными органами.


Познакомить воспитанников с повестью Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Рассмотреть способности и резервы организма в условиях автономного существования.

Научить некоторым приметам природного ориентирования. Научить пользоваться компасом.

Знать и уметь различать виды сигналов, их назначение.


Компас.

Плакаты.


2

5

Здоровье и гигиена .

ПМП при ожогах

ПМП при утоплениях.

ПМП при переломах.

ПМП при обморожениях.

ПМП при поражении электрическим током.

Витамины.

Группы «Е» в составе продуктов питания.


Развивать умения по оказанию первой помощи.

Изучить способы наложения повязок.

Научить оказывать помощь при переломах костей. Уметь различать открытые и закрытые переломы костей. Рассмотреть значимость опорно-двигательного аппарата.


Рефераты.

14

24.09, 29.09, 01.10,

06.10, 08.10, 13.10,


6

Продукты и вода .

Общие положения.

Растительные продукты («Съедобные грибы» - поделки и рисунки).

Продукты животного происхождения.

Подготовка к городским соревнованиям по стрельбе.


Дать понятия полного, абсолютного и неполного количественного голодания.

Поделки, рисунки.

4

7

Подготовка к предметной олимпиаде по ОБЖ.

Повторить материал по разделам.

8 27.10, 29.10, 03.11,05.11,

8

Опасности .

Что такое электрический ток? (беседа).

ТБ с электроприборами.

ТБ при пожарах (рисунки о пожарах).

ТБ на дорогах (дорожные знаки).

Экологическая безопасность (фантастический рассказ).


Ознакомить с правилами безопасного поведения на дорогах, при использовании электроприборов в быту.

Вырабатывать умения соблюдать правила техники безопасности


Инструкции.

8

10.11, 12.11, 17.11, 19.11


9

Выживание на холодных территориях. Выживание в зоне тропиков.

Выживание в пустыне.

Выживание на море.


Разобрать значение слова «выжить».

Ознакомить учащихся с планом действий по выживанию.


2

10

Встреча с представителями правоохранительных органов г. Нижнекамска и фельдшером школы.

Ознакомить учащихся с основными правонарушениями города и района. Нацелить на соблюдение норм поведения школьников.

2

11

Подготовка к военно-полевым сборам.

Физическая подготовка.

Подготовка к предметной олимпиаде по ОБЖ


Физическая подготовка

4

01.12, 03.12


12

Ядовитые змеи .

Иллюстрации. ПМП.


Уметь оказывать ПМП при укусах змей.

2

08.12,


13

Виды узлов .

Вязание различных узлов.


Научить завязывать разные виды узлов.

Шнурки.

2

Химические опасные вещества .

Изготовление ватно-марлевой повязки.


Вспомнить и закрепить знания, связанные с характером действия АХОВ, и меры по оказанию ПМП при поражении ими.

Вата, марля, нитки, иголка.

4

15.12, 17.12


14

Возникновение и развитие

Вооруженных Сил РФ.

Строевая подготовка.

Разборка и сборка АКМ.

Викторина «Науки в военном деле».

«А ну-ка, парни» или «А ну-ка, девушки!»

Встреча с представителями военного комиссариата. Беседа «Наши десантники».

Поход в тир. Тестирование.


Дать понятие – «оборона государства».
Воспитывать патриотические качества характера к своей Отчизне.

Рассмотреть назначение ВС РФ.

Ознакомить с особенностями прохождения военной службы и строевым уставом.


Плакат.

32

22.12, 24.12, 12.01, 14.01,19.01, 21.01, 26.01, 28.01, 02.02, 04.02, 09.02, 11.02,

16.02, 18.02, 24.02, 25.02, 02.03


15

Погоны.

Эмблемы


Рассмотреть погоны и эмблемы.

Журнал ОБЖ.

6

04.03, 09.03, 11.03


16

Вода. Поиск воды .

Получение дистиллированной воды.

Дистиллятор.


Способы обнаружения водного источника и получение чистой воды.

Научить изготавливать фильтр, дистиллятор в природных условиях.

Образец фильтра


2

17

Разведение огня .

Поделки видов костра.


Дать основные понятия разведения костра.

Рассмотреть виды костров. Рассмотреть типы костров.

Найти различия и сходства.

На альбомном листе.

Иллюстрации с видами костров


4

18.

Огнестрельное оружие.

Разборка, сборка автомата Калашникова.


Рассмотреть устройство АКМ.

Ознакомить с его характеристиками.

ЗУН по разборке и сборке автомата. Ознакомить с принципами работы АКМ.


АКМ

32

25.03, 30.03, 01.04, 06.04, 08.04,13.04, 15.04, 20.04, 22.04, 27.04, 29.04, 04.05, 06.05, 11.05


19.

Поход в тир.

Ознакомить с принципами работы АКМ.

Винтовки, пульки.

10

13.05,18.05, 20.05, 25.05, 27.05


Итого:

144

III . Содержание программы
Здоровый образ жизни.
Воздействие солнечного излучения на человека. Виды бета и гамма излучения. Дать понятия радиоактивного заражения.

Изготовление из бумаги панамы.

Ориентирование на местности.

Изготовление компаса; зарисовка плана населенного пункта, школы; карточки с обозначениями дороги от школы до дома и наоборот.

Здоровье и гигиена. Витамины, группы витаминов, пищевые добавки группы Е, первая медицинская помощь при ранениях и травмах.

Практическая работа: основы первой медицинской помощи (кабинет фельдшера);

реферат или доклад о витаминах и их значении для организма человека;

изготовление таблицы по группам «Е».

Продукты и вода.

Практическая работа: изготовление дистиллятора;

Поиск воды. Значение воды для здоровья человека.

Опасности.
Огонь.

Практическая работа: поделки из спичек или брусочков.

Практическая работа: рисунки;

изготовление дорожных знаков;

сочинение.

Выживание в природных условиях.

Приготовление пищи в природных условиях.

Практическая работа: рецепты походных блюд;

просмотр картинок;

рисование растений.

Практическая работа: компьютерные слайды земноводных;

иллюстрации;

первая помощь – медикаменты.

Виды узлов.

Практическая работа: вязание различных узлов на цветных шнурках.

Химические опасные вещества.

Практическая работа: изготовление ватно-марлевой повязки.
Основы военной службы.
Тема 16. Возникновение и развитие Вооруженных Сил РФ.

Практическая работа: подготовка к конкурсу смотра строя и песни;

строевые элементы.

Тема 17. Погоны. Эмблемы.

Практическая работа: Зарисовка в цвете погон и эмблем родов войск;

умения находить различия.

Тема 18. Огнестрельное оружие.

Практическая работа: разборка и сборка автомата Калашникова.

Тема 19. Тир.

Практическая работа: стрельба из пневматической винтовки.

IV .Этапы педагогического контроля




Какие знания, умения,

навыки контролируются


Форма контроля

Сроки

1

Первичные навыки выживания в природной среде.

Развитие самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях как природного, так и социального характера.

Физические и психологические качества личности.


Письменное тестирование.
Предметная олимпиада

(школьный тур)


Сентябрь-май

Октябрь


2

Развитие мышления и памяти.

Тестирование среди уч-ся 6-8 классов для участия в предметной олимпиаде (городская).

Октябрь-декабрь

3

Знания строевого Устава.

Подготовка к смотру, строя и песни.

Школьное мероприятие.


Январь-февраль

4

Знания строевого Устава.

Конкурс - смотр строя и песни. Городское мероприятие.

Февраль

5

Овладение навыками разборки автомата на время.

Разборка и сборка автомата Калашникова.

Январь-март

6



Соревнование по стрельбе

Март

7

Закрепление умений стрельбы из винтовки в положении лежа, сидя.

Поход в тир.

Знакомство с пневматической винтовкой.


Апрель май

V . Методическое обеспечение программы
Работа над методической темой: «Подготовка учащихся к основным способам защиты в чрезвычайных ситуациях».

Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы.

Разработка беседы с родителями о «ЗОЖ», «О личной гигиене ребенка»..

Разработка сообщения на тему «ЧС в повседневной жизни».

Составление памяток на тему: «Первая медицинская помощь при травмах»,

«Обязанности пешеходов»,

«Обязанности водителя и пассажиров».

Разработка тестовых заданий по разделам программы.

Разработка тем рефератов на темы по желанию учащихся.

Руководство исследовательскими работами учащихся и т.п..

V I . Образовательно-воспитательная работа




Мероприятие, форма проведения

Сроки

1

Праздник «День знаний»

Сентябрь

2

Гражданская оборона.

Плановая эвакуация с участием служб города.

Телевизионная трансляция дружины

юных пожарных (ДЮП)

на ТВ г. Нижнекамска.
Беседы по ТБ.


04.09.2012г.

Сентябрь, январь


3

Первая медицинская помощь при ожогах, ранах.

Октябрь-декабрь

4

Беседы об Отечественной войне 1812 г.

В течение года

5

Просмотр видеороликов «Все об Афганистане».

Декабрь

6

Тир.

В течение года

7

Конкурс смотра строя и песни

Январь-февраль

8

День защитников Отечества.

«А ну-ка, парни»; «А ну-ка, девушки.»


Февраль-март

9

День защиты детей.

Апрель

10

Муниципальный конкурс дружин юных пожарных.

Разборка и сборка автомата.


Май

Литература для учащихся:

1. Журналы ОБЖ - подшивка 2005-2008 гг.;
2. Учебное пособие для учащихся 6-7 классов.

2.Учебное пособие «Выживание в природных условиях». - М.:ИПЦ «Русский раритет», 1993 – 160 с.

3. Коростылев Н.Б. От Я до А.- 2-е изд., перераб. и доп. М. Медицина, 1987. -288 с.:ил. (науч. – попул. мед. литература. Детям о здоровье)

4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 6 кл. М.,1997.159с.

5. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 7 кл. М.,1997. 155с.

6. Святова Н.В. Безопасность и защита человека в ЧС. Казань.2000.

7.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.

8.Шибецкий П.А., Подкопаев А.К. Аварии, стихийные бедствия и безопасность человека. Казань. 1999.

9. Шибецкий П.А. «Основы военной службы»: уч. Пособие. – Казань: РИЦ «Школа», 2002. 244с.

Приложение 1
Гражданская оборона
ГО – система мероприятийпо подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей.

В школе созданы формирования… Показ папки «План защищенности».

Химическое заражение . Концентрация АХОВ и скорость ветра. Надо знать какие вещества используются на ХОО, в зоне которого вы живете. А какие вещества - на НКНХ? Услышав об опасности - защити органы дыхания и следовать в защитное сооружение.

Аммиак (бесцветный газ с резким запахом нашатыр. спирта)- дать увлажнен.кислород, кожу и слизистые промыть водой и 2% борной к-ты. В глаза закапать 2 капли 30% р-ра альбуцида, а в нос – тёплое раст. масло.

Сернистый ангидрид (бесц. г. со сладковатым привкусом во рту)- кислород, слизистые промыть водой или 2% соды, от кашля – кодеин.

Сероводород (г. с запахом тухлого яйца)-тепло, покой, кислород, молоко с содой, иск.дых.

Соляная кислота (бесцв. жидкость, дымит на воздухе)- смыть, покой, тепло.

Фосген (бесц.г. с запахом прелого сена и гнилых фруктов)- кислород, тепло, гор.молоко с содой, слизистые промыть 2% р-ром соды, иск. дыхание – нельзя.

Хлор (зеленовато-жёлт.г. с резким запах. хлорки)-кислород, тепло, кодеин, иск. дыхание.
П А М Я Т К А при пожаре.

1. Немедленно покинуть здание.

2. Не подходите к взрывоопасным предметам.

3. Сообщите о пожаре в пожарную охрану, об обнаружении взрывооп. предмета – в милицию.

4. Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарных тушить подручными средствами.

5. Сохраняйте самообладание.

6. Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой материей.

7. Если загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь по полу (по возможности затушите водой).

8. Дышите через влажную ткань.

9. Если горит эл. проводка, обесточьте ее.

10.При повреждении здания взрывом - входить с осторожностью.

Приложение 2
Занимательные вопросы


Чрезвычайная ситуация – что это?

Умение преодолевать страх.

Уроки городской безопасности.

Как справиться с инфекцией? (Эпидемия гриппа).

Природа и безопасность.

Как защитить свой дом от злоумышленников?


Почему случаются травмы?

Если из раны течет кровь?

Безопасность при любой погоде?

К чему проводит курение?

Осторожно – огонь!

Основные правила безопасного поведения на воде.

Умение плавать – основной фактор безопасности на воде.

Оказание первой помощи на воде.

Как пешеходы и водители поделили улицу?

Виды транспортных средств и их тормозные свойства.

Причины дорожно-транспортного травматизма.

Разбор конкретных случаев ДТТ.


Как обезопасить себя на тротуарах и обочинах?

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

Перекрестки и их виды.

Поездка за город.

Дорога, элементы и правила поведения на ней.

Как правильно переходить дорогу?

Сигналы, регулирующие дорожное движение.

Учите ПДД,

Дорога глазами водителей. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.

Мы – пассажиры.

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Поездка на трамвае.

На улице – не в комнате, о том, ребята, помните?

Приложение 3

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Здоровье - важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства, создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна их задач образовательного учреждения.

Программа ЗОЖ включает в себя следующие направления:

1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на 1 ученика).

2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся. На особом контроле у администрации находится проведение контрольных работ в соотношении с графиком. Составление расписания с учётом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели.

4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

5. Работа по обогащению учащихся валеологическитми знаниями, начинающаяся в детском саду и продолжающаяся в начальной школе в рамках программы “Румяные щечки”.

6. Проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлено на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребенка.

Для организации физкультурно-оздоровленческой и спортивной работы в школе функцианируют два спортивных зала, стадион с беговыми дорожками, бассейн для учащихся всех классов.

Управление образования Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района РТ

МБОУ ДОД «ЦВР» для одарённых детей НМР РТ

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ДОД «ЦВР» на методическом совете

для одарённых детей заведующий отделом

протокол №__ от __________ методической работы

О.С. Курбанова ___________Г.И.Хизриева

Календарно-тематический план

занятий детского объединения

«Школа выживания»

на 2013-2014 учебный год

Управление образования Большесосновского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большесосновская средняя общеобразовательная школа»

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Протокол заседания решение педсовета протокол № 1

методического объединения Директор МБОУ

«Большесосновская СОШ»

учителей физической культуры и ОБЖ ______________ _ ___________ О.А. Лискова

от ____ 2 015 года

_______ Бурдин Г.М.

I ! "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Школа выживания»

Уровень обучения (класс): 10 классы

Количество часов: 34

Учитель: Баранов Владимир Евгеньевич

Программа разработана на основе «Программы курса ОБЖ

для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений

Пособия: Волович, В. Г.

Волович, В. Г.

С. Большая Соснова 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Место курса в образовательном процессе.

В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки поведения при попадании в экстремаль ные и чрезвычайные ситуации.

Курс «Школа выживания» является межпредметным: наряду со сведениями по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла.

Направление курса - развивающее. Прежде всего, он ориентирован на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, а также на приобретение знаний, умений и навыков поведения в условиях экстремальной ситуации.

    Цели и задачи.

В процессе работы по изучению данного курса решаются следующие задачи:

    воспитание у школьников ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства:

    развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного социального характера в современных условиях жизнедеятельности.

    освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

III. Содержание курса.

Структурно программа состоит из трех разделов.

Раздел 1: Автономное существование

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования. Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям. Определение времени дня. Подача сигналов бедствия. Оборудование жилища. Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях автономного существования в различных регионах. Водообеспечение. Профилактика возможных заболеваний с помощью лекарственных трав.

Раздел 2: Пожарная безопасность

Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый). Причины возникновения лесных в природных условиях. Действия при попадании в зону пожаров в природных условиях

Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного

характера нашего региона, действия в этих ситуациях

Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.

Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции. Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях. „

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

IV. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения.

С л овесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

V. Литература.

    Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.: Толк, 1995.

    Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М.: Знание, 1990.

    Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.

    Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. - М.: Воениздат, 1982.

    Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова М.: Терра, 1996.

    Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М., 1992.

    Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. - М.: Воениздат, 1990.

    Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М.: ВИМИТ, 1993.

    Справочник лекарственных растений. - М., 1999.

    Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.

    Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.

    Ожидаемый результат изучения курса.

В результате изучения курса «Школа выживания» учащийся должен

    знать:

    правила выживания в условиях автономии;

    правила выживания при ЧС;

    уметь:

    действовать при возникновении ЧС;

    действовать в условиях автономии;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

    для избегания попадания в стрессовые ситуации;

    правильных действий при попадании в ЧС.

    Система формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля»:

    текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам);

    тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

    выполнение практических заданий (по разделам практики).

Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата по одной из тем.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Тема

Элементы

Требования к уровню подготовленности обучающихся

1

Авто

номное

суще

ствова

ние

Понятие об автономном существовании человека

Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного существования

Знать основные понятия, факторы и обеспечения выживания в условиях автономии

План

действия

Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия

Знать правила принятия решения и уметь разрабатывать план действия

Ориен

тирова

ние

Ориентирование на местности с помощью компаса, определение азимута, ориентирование по звездам, по природным явлениям

Знать правила ориентирования на местности с помощью компаса и азимута

Ориентирование по звездам, природным явлениям

Знать правила ориентирования по звездам

Ориентирование на местности с помощью компаса

Уметь ориентироваться с помощью компаса

Определение

азимута

Уметь определять азимут

2

3

5

Ориентирование на местности по звездам, природным явлениям

Уметь ориентироваться по - звездам и природным явлениям

Определение времени суток

Уметь определять время суток

Сигналы

бедствия

Подача сигналов бедствия (схема, подручные средства)

Уметь подавать сигналы бедствия

Жилище

Способы устройства жилища из подручных средств в разное время года

Знать различные способы устройства жилища

Устройство жилища из подручных средств

Уметь устраивать жилище из подручных средств

Добывание огня

Способы добывания огня, виды костров, разведение огня, поддержание огня

Знать различные способы добывания огня

Добывание огня «Солнце и линза», «Кремень и огниво», «Трение дерева о дерево», «Лук и бурав»

Добывание огня: «Разведение огня при помощи ремня», «Получение огня при помощи «пилы», ^Боеприпасы и порох»

Уметь добывать огонь различными способами

Добывание пищи и воды

Питание в условиях автономного существования

Знать основные правила добывания пищи в условиях автономного существования

Добывание пищи: охота, рыбалка, съедобные грибы, ягоды, растения

Правила охоты и рыбалки с помощью подсобных средств

Добывание еды в тундре, лесу, приготовление пищи

Знать съедобные растения для тундры и тайги

Добывание еды в степи, лесостепи. Приготовление пищи

Знать съедобные растения для лесостепи и степи

1

3

4

5

Водообеспечение, питьевой режим, добывание воды в различных климатических зонах

Знать и уметь добывать воду

Лечение

заболеваний

Оказание первой медицинской помощи и самопомощи

Знать правила оказания ПМП

Лекарственные растения и способы их применения

Знать лекарственные растения

2

Пожар

ная

безопсность

Пожар

Причины возникновения пожара в помещении, правила действия при возникновении пожара

Знать причины возникновения пожара и уметь действовать при возникновении пожара

3

4

5

Средства

пожаротушения

Классификация первичных средств пожаротушения и их назначение

Знать классификацию й назначение первичных средств пожаротушения

Устройство и правила пользования огнетушителем

Знать устройство и правило пользования огнетушителем

Тушение возгорания (водой, песком, огнетушителем)

Уметь тушить возгорание

Природные пожары

Причины возникновения природных пожаров и правила действия при них. Причины возникновения природных пожаров

Уметь действовать в зоне природного пожара

Чрезвычайные ситуации природного характера

Действия при ЧС природного характера

Природные ЧС, связанные с земной корой,и правила действия при них

Природные ЧС, связанные с атмосферными явлениями, и правила действия при них

Уметь действовать при ЧС природного характера

Природные ЧС, связанные с изменением уровня воды, и правила действия при них

Уметь действовать при ЧС природного характера

Характерные природные ЧС >для нашего региона

Уметь действовать при ЧС природного характера

Психо

логия

поведе

ния

людей в экстремальных ситуациях

Психика человека в экстремальных ситуациях

Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния

Знать влияние опасных факторов на психику человека

Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций

Знать методы и принципы, повышающие психологическую устойчивость

Саморегуляция

Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции.

Идеомоторная тренировка: сущность и содержание

Место идеомоторной тренировки при обучении правил поведения в жизнеопасных ситуациях

Знать приемы идеомоторной тренировки

Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика обучения приемом саморегуляции.

Групповые и самостоятельные тренировки. Индивидуальные словесные формулы самовнушения

Знать основы и приемы саморегуляции

Пояснительная записка

Программа школьного кружка «Школа выживания» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды в детско-юношеском центре и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Программа предусматривает широкий подход в изучении природы, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.

Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Преемственность программы "Школа выживания" в том, что в основу данной программы положена триада системы безопасности - "Природа - Человек -Общество", особое внимание придается воспитанию гармонически развитой личности. В термин "общество" условно введено не только понятие "социума", но и результаты деятельности человека, то есть техногенные аспекты и их воздействие на людей и окружающую среду.

Обращение к внешне столь простой схеме способно в доступной для детей форме трактовать условия, в которых возможно гармоничное развитие жизни, и помогает четко определить роль и место человека как решающего фактора обеспечения безопасности.

Программа включает в себя несколько блоков:

1. Туризм, как средство познания окружающего мира.

  1. Знания о природных факторах и ресурсах.
  2. Медицинская и психологическая и физическая подготовка.
  3. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе ив антропогенных ландшафтах.
  4. Система знаний и навыков в стрельбе из винтовки

Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции. Блок в ыстрел разработан с учетом того, что главными ценностями реально становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека. На занятиях по огневой подготовке учащиеся получают начальные знания и навыки в стрельбе из винтовки, а в конце занятий сдают контрольные нормативы. При проведении занятий особое внимание уделяется строгому соблюдению правил и мер безопасности при обращении с оружием, боеприпасами.

Актуальност ь данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью, практических умений и навыков в области обороны государства; военно-профессиональных интересов и мотивов; знаний о роли здорового образа жизни в обеспечении безопасности личности, общества и государства; требований, предъявляемых к моральным, психологическим и профессиональным качествам учащихся; военно-профессиональной ориентации; умения самостоятельно приобретать и применять знания; умения обсуждать результаты и делать выводы, производить коррективы в жизнедеятельности различных объектов; умения проводить сравнительные характеристики и вести контроль своей деятельности;

Задачи:

Формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

Обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

Обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии, России и мира;

Закрепление знаний по картографии, экологии.

Приобщение учащихся к вопросам личной, общественной и государственной безопасности;

Популяризация и пропаганда здорового и безопасного образа жизни;

Популяризация военно-прикладных видов спорта.

Воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

Формирование организаторских навыков работы в коллективе.

Развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и
жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Занятия по огневой подготовке проводятся на основе следующих методических принципов:

а) Принцип сознательности и активности. Каждый учащийся должен вполне сознательно выполнить, поставленные перед ним задачи.

б) Принцип наглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядных примерах учащиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.

в) Принцип доступности (от известного к неизвестному, от простого к сложному, от легкого к трудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе уже имеющихся знаний.

г) Принцип систематичности занятий. Успех в освоении определенных знаний, умений и навыков основывается на их систематическом закреплении.

д) Принцип постепенного повышения требований. Улучшение качества выполнения упражнений и повышение результатов стрельбы можно ожидать, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации. Программа объединяет в себе материал по различным школьным предметам: биологии, химии, физике, кубановедению, географии, ОБЖ и физической культуре, а это вызывает интерес более углубленного изучения вышеперечисленных предметов.

Программа рассчитана на воспитанников 9 -15 лет.

Сроки реализации 1 месяц, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.

Методы и формы работы.

Изучение накопленного материала о местности (беседы, секции, семинары).

Поисково-исследовательская работа (самостоятельная работа с выполнением различных заданий),

Интеллектуальные игры («Брейн-ринг», различные викторины).

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Количество учебных часов: 4 .

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала воспитанники объединения «Школа выживания»

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

Типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

Свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

Понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

  • понимание основных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности России;
  • понимание правовых основ военной службы;
  • знание основных видов воинской деятельности;
  • знание огневой подготовки;
  • знание правил применения оружия для поражения различных целей в бою;
  • знание материальной части стрелкового оружия

Уметь:

Подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

Выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

Правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии) уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

  • умение поражать цель с первого выстрела;
  • умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Способы проверки результатов усвоения программы:

Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).

Проведение конкурсов викторин по изученному материалу.

Проведение родительских собраний.

Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.

Контроль администрации учебного учреждения.

Учебно-тематический план.

№ занятия

Всего

Теория

Практика

Начальная туристская подготовка

Турист - друг природы

Способы поиска воды и пищи

Турист - друг природы

Туризм - массовая форма активного отдыха и оздоровления, как вид спорта. Виды туризма. Влияние пешеходного туризма на окружающую среду. Как туристы познают окружающий мир. Какие туристские и краеведческие должности и поручения бывают.

Что такое "экология"? Что такое окружающая среда. Зачем туристу изучать экологию. Как разные виды туризма влияют на окружающую среду. Участие туристов в деле по охране природы.

Практическая работа - подбор иллюстративного материала о растениях и животных края (для альбома, реферата), организация выставки книг, распределение туристских и

краеведческих должностей и поручений. Организация наблюдений за природой.

Способы поиска воды и пищи.

Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы.

Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. "Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность.

Практическая работа - экскурсия-практикум по изучению и сбору гербария лекарственных растений "Зеленая аптека". Наблюдение за природой оформление материалов наблюдения.

Специальная туристская подготовка

Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.

Практическая работа - тренировки в спортивном зале и природных условиях.

Литература

  1. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся.- М.: ЦДЮТур, 2006.
  2. Планета - наш дом: учебн. - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. / Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 2009.
  3. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 2008.
  4. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с.
  5. Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 2008.
  6. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина
  7. Барышева Ю.А. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 2007.
  8. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
  9. Плешаков А.А. Программа "Природа и мы"
  10. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 2007.
  11. Конституция РФ.
  12. Закон РФ «Об образовании».
  13. Закон РФ «Об обороне».
  14. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
  15. Государственный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».
  16. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996г.
  17. Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07.2001г.
  18. Профильное обучение в вопросах и ответах (учебно-методическое пособие), Калуга-2006, КОИПКРО.
  19. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
  20. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А.Чиненный, г. Москва, «Просвещение», 2003 год.
  21. «Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов и др., г. Москва, «Дрофа», 2004 год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.